Согласно расчетам ИМЭМО, влияние России может начать расти уже к 2029-2020 годам, для этого есть резервы, считают эксперты. На майском заседании Госсовета и Совета по национальным проектам будут обсуждаться проекты для развития России.
Послание-2024: как будет развиваться экономика России в ближайшем будущем
«Прогнозы развития»: Путин заявил о тенденциях роста российского ВВП | Благосостояние россиян будет напрямую зависеть от того, какими темпами будут расти цены и колебаться курс рубля, что будет с зарплатами и пенсиями и станет ли жилье в России хотя бы немного доступнее. |
Тренды экономики России и прогноз на 24 год. Мнение нейросети — Игорь Олегович Вагин на | В Центробанке представили три сценария развития российской экономики до 2025 года включительно — «базовый», «ускоренная адаптация» и «глобальный кризис». |
Банк России разработал "рисковый" сценарий развития экономики РФ | Центробанк России разработал три вероятных сценария развития экономики России в ближайшее время. |
Банк России разработал "рисковый" сценарий развития экономики РФ | Россия и Китай — стратегические партнеры, при этом перспективы для развития двусторонних отношений колоссальные. |
Названы десять главных ожиданий в российской экономике в 2024 году | Китай отвернется, потому что до того высосет всё необходимое из России для своего развития. |
Образ будущего России: нас ждет откровенное двадцатилетие
Три сценария развития российской экономики на будущий и 2025 год — «базовый», «ускоренная адаптация» и «глобальный кризис» — представил Банк России. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (PDF 1.19МБ). Министерство экономического развития представило правительству сценарные условия и основные параметры развития российской экономики на 2025–2027 гг., пишет Коммерсантъ. Reuters: Канада разрешила Airbus использовать российский титан.
Экономика и бизнес
Образ будущего России: нас ждет откровенное двадцатилетие | НОВОСТЬ2 Мы всегда рядом. |
Перспективы экономического развития РФ в новых макроэкономических реалиях | Россия сможет восстановить положительные темпы развития экономики через пять-шесть лет, если оказывать всестороннюю поддержку российским предпринимателям в условиях санкций. |
Эксперты назвали главные драйверы роста экономики России в 2024 году
В дальней перспективе ракета может заменить Союз-2, однако это произойдёт не ранее 2028 года. Это открывает большие перспективы участия российских компаний в госзаказах. Национальный проект помогает сделать путешествия по России доступнее, безопаснее и комфортнее. Результаты «Макроэкономического опроса Банка России» с оценками перспектив опубликованы на сайте регулятора.
Послание-2024: как будет развиваться экономика России в ближайшем будущем
Что делает государство для развития Российской Арктики и улучшения жизни в этом суровом регионе – в нашей инфографике. Смотрите видео онлайн «Перспективы экономического развития России в 2023 году» на канале «Общественная служба новостей» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 20 марта 2023 года в 18:48, длительностью 00:27:20, на видеохостинге RUTUBE. По итогам 2023 года ВВП России вырастет на 0,9%, согласно консенсус-прогнозу «Известий».
Рост российской экономики в 2023 году: причины, последствия, прогнозы
Что делает государство для развития Российской Арктики и улучшения жизни в этом суровом регионе – в нашей инфографике. Потребительская активность в России уже преодолела спад прошлого года. Уходящий 2023 год оказался для российской экономики периодом значительных вызовов и возможностей. Три сценария развития российской экономики на будущий и 2025 год — «базовый», «ускоренная адаптация» и «глобальный кризис» — представил Банк России. В своем докладе А.Г. Аганбегян рассмотрел три периода развития новой России и представил причины того, почему за эти годы не удалось добиться значимого экономического роста.
Путин: проекты для развития России обсудят в мае на заседании Госсовета
В статье анализируются ключевые аспекты экономического развития: изменение институциональной среды, потенциальные возможности расширения спроса, задачи инновационной политики, механизмы финансирования модернизационных мероприятий. Констатируется, что у российской экономики есть ресурсы для обеспечения существенного повышения эффективности производства и темпов экономического роста в средне- и долгосрочной перспективе. Обосновывается активная экономическая политика, ориентированная на использование резервов внутреннего спроса.
Он представил анализ основных тенденций социально-экономического развития России за 30 лет. В своем докладе А. Аганбегян рассмотрел три периода развития новой России и представил причины того, почему за эти годы не удалось добиться значимого экономического роста. По мнению академика А.
Повысить налог на прибыль в России, как ни странно, попросил бизнес. Правда, взамен компании просят стабильность других налогов и повышенные инвестиционные вычеты. Минфин подходит к таким идеям настороженно: сначала надо просчитать, во что они обойдутся бюджету. Если такое решение все же будет принято, то повышение ставок произойдет не ранее следующего года. При этом обе программы действуют до середины 2024 года. В новом году властям предстоит решить вопрос о новых льготных программах: какими они будут, в каких регионах и для каких категорий граждан будут действовать, и нужны ли они вообще. Вице-премьер Марат Хуснуллин в конце декабря также сообщил, что власти прорабатывают альтернативные ипотеке механизмы для развития жилищного строительства: продажу жилья в рассрочку, лизинг и "какие-то иные схемы". Но все понимают, что сделать это будет очень не просто. Многие страны Евросоюза сомневаются в законности этой меры. Они опасаются, что такое решение повлечет длительные многомиллиардные судебные разбирательства. Кроме того, чтобы конфисковать какие-то активы, сначала их нужно найти. Россия в качестве ответной меры тоже заморозила активы недружественных стран. Инвесторы и управляющие рассчитывают, что здравый смысл все же восторжествует, и стороны не совершат необратимых шагов.
Но министр финансов Антон Силуанов в конце прошлого года подчеркивал, что речь пока не должна идти о потере государственного контроля. Этот налог был введен еще в 2021 году, но его действие было приостановлено. Если общая сумма дохода по всем депозитам и вкладам одного человека за 2023 год не превысит 150 тысяч рублей, налог в 2024 году платить не придется. Налог не касается обладателей специальных счетов для покупки жилья эскроу-счета и наследников по унаследованным процентам с вклада, однако после вступления в права платить налог придется и им. Для участия в ней нужно заключить договор с НПФ минимум на 15 лет. По истечении этого срока или при достижении возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин граждане получат право на выплаты. Участники программы смогут получить софинансирование от государства — до 36 тысяч рублей в год в течение трех лет после вступления в программу. Сбережения будут застрахованы по аналогии с банковскими вкладами, но на вдвое большую сумму — 2,8 миллиона рублей. Также для них будет предусмотрен налоговый вычет по НДФЛ. В нем будут комбинироваться налоговые льготы , предусмотренные ранее для счетов первого и второго типов. Но весной Минфин будет готовить основные направления налоговой политики на 2025-2027 годы, в которых могут появиться новации. Повысить налог на прибыль в России, как ни странно, попросил бизнес. Правда, взамен компании просят стабильность других налогов и повышенные инвестиционные вычеты.
За всё придётся платить: Россию ждут непростые времена
Достигла ли Россия каких-то успехов в преодолении «ресурсного проклятья» и сможет ли она избавиться от него теперь? Наиболее вероятный сценарий — сжимание доходов от экспорта энергоресурсов в ближайшие годы. В то же время в какой-то степени произойдет импортозамещение. Может быть, произведенные в России товары не будут эквивалентом ранее поставляемых в страну западных, но какое-то производство будет налажено, а это в определенной степени снизит роль энергетического сектора в экономике. Другой вопрос — в какой степени такую ситуацию можно будет назвать благотворной для России? На мой взгляд, структурная трансформация экономики России неизбежна, но вряд ли ее итоги улучшат экономическое положение россиян, а вероятно, ухудшат. Произведенные в стране товары, вероятно, будут продаваться втридорога — просто из-за отсутствия конкуренции. Когда нет конкуренции, то даже товары плохого качества можно сбыть по довольно высоким ценам. Сейчас по большому счету российские производители будут соревноваться лишь с китайскими.
После запретов Запада на прямое авиасообщение с Москвой и ограничений на пользование лайнерами «Аэрофлот» практически перестал, по крайней мере на время, летать в другие страны из-за опасений, что самолеты арестуют, потому что большинство из них ему не принадлежит. Мы видели, что произошло с ценами на авиабилеты. Где Россия может взять деньги на экономическую трансформацию, в том числе на достижение технологического суверенитета? Бюджет на 2023-2025 годы дефицитный. В какой степени можно надеяться на привлечение инвестиций из Китая, арабских стран, Латинской Америки? Звучат разговоры о том, что компании накопили на счетах значительные ресурсы за предыдущие годы и бизнес может вкладывать больше. Полагаю, что основная ставка будет сделана на частный бизнес, потому что у государства не так много возможностей стимулировать импортозамещение. В течение последних месяцев инвестиционные спрос и предложение находились на довольно приемлемом уровне — отчасти это связано именно с запросом на структурную перестройку.
Некоторые отрасли, скажем, российский туризм, выиграли от того, что теперь у России нет прямой связи с Западом, а многие россияне не могут позволить себе отдыхать, например, в Испании или Греции из-за логистических трудностей и возможных проблем с получением виз. Государственные субсидии едва ли помогут в этом случае. Предполагаю, что эту значительную роль должен сыграть частный бизнес, который должен осваивать новые рынки и ниши. Что касается иностранных инвестиций, мы в WIIW довольно много занимались вопросами привлечения прямых иностранных инвестиций. Многие из этих стран на протяжении последних десятилетий привлекли огромное количество западных инвестиций — можно сказать, что с этим было связано их экономическое развитие. Источниками таких инвестиций выступали прежде всего Западная Европа, в частности Германия. У такой модели были плюсы и минусы, но думаю, что большинство экономистов сходятся во мнении, что плюсы преобладали. Прежде всего стоит подчеркнуть, что с иностранными инвестициями пришли новые технологии, которые позволили резко повысить производительность труда, увеличить конкурентоспособность, снизить энергоемкость, что было важно для постсоциалистических экономик, особенно в 1990-е.
Все это позволило этим странам получить доступ к международным рынкам после того как, например, многие автомобильные и технологические компании развернули там свое производство. Россия в этом плане сильно отставала от стран Центральной Европы. Главное объяснение этому, на мой взгляд, в том, что в России был довольно плохой инвестиционный климат, на котором негативно сказывалась коррупция, отсутствие независимых судов — собственность могли в любой момент отобрать. Другой фактор — сама Россия, по большому счету, не была в восторге от продажи своих активов иностранцам. В частности, в 2008 году приняли закон о так называемых стратегических секторах российской экономики, в которых участие иностранного капитала было законодательно ограничено. В перечень вошли более 40 секторов, включая не только банковский сектор и энергетику, но например, рыболовство. Понятно, что в нынешних геополитических реалиях о привлечении масштабных иностранных инвестиций с Запада не может быть и речи. Как показывают исследования, покинувшие Россию компании сделали это из-за имиджевых опасений — они не желали работать в стране-агрессоре, которая ведет военные действия.
Говоря об альтернативах Западу, то в какой-то степени Россия может рассчитывать на привлечение инвестиций в Китае. В теории, это позволило России бы освоить более передовые технологии. Что касается Латинской Америки или Ближнего Востока, я не уверен, насколько компании из этих стран являются более передовыми, чем российские или китайские. Может быть, в каких-то секторах — например, турецкие компании сильны в строительстве. При этом не стоит забывать, что та же Турция или страны за пределами Европы могут находиться под давлением Запада, есть риск попасть под вторичные санкции. Не секрет, что для некоторых китайских компаний сближение с Россией вызывает вопросы, потому что они работают на американском рынке. Товарооборот с Турцией растет, но не до конца понятно, как долго Турция сможет балансировать между Россией и Западом. Степень, в которой Запад может воздействовать на другие страны, варьируется в зависимости от конкретного случая.
Понятно, что у Запада есть больше рычагов давления на Сербию, чем на Китай, потому что Белград хотел бы вступить в Евросоюз, а это будет сложно сделать, поддерживая тесные связи с Москвой. У Китая больше экономического суверенитета, но ему тоже придется сталкиваться с непростыми решениями. Существуют сложные схемы с фирмами-прокладками, но в нынешней геополитической ситуации сотрудничество с Россией так или иначе сопряжено с рисками. Насколько для России может быть опасно углубление экономических связей с Китаем? Учитывая, что его ВВП в 10 раз больше российского. Геополитическая ситуация ослабляет переговорную позицию России с другими странами, потому что для поиска новых партнеров взамен Запада Москве придется как-то «продавать» себя, привлекать новых партнеров выгодными условиями. Наглядный пример — ситуация на рынке нефти: когда Евросоюз и другие страны Запада ввели эмбарго на российскую нефть, цена на нее упала — российская марка Urals подешевела на треть. В такой ситуации Россия вынуждена продавать нефть дешевле, потому что у нее нет выбора.
На протяжении предыдущих десятилетий российские власти, несмотря ни на что, все-таки стремились углубить экономические отношения с Западом — отсюда предложения, с которыми выступала Россия по крайней мере до 2014 года о создании единой экономической зоны от Лиссабона до Владивостока, о безвизовом режиме с Европой и т. До определенного момента эти предложения были вполне искренними, но геополитическая ситуация такова, что о подобных идеях можно забыть, вероятно, на десятилетия. Взаимодействие с Китаем, как мне кажется, рассматривалось как альтернатива, «план Б» — это не было предметом осознанного и продуманного выбора. Иными словами России приходится сотрудничать с Китаем, потому что альтернатива — изоляция. Разумеется, что при взаимодействии с Китаем Россия будет младшим партнером. Российская экономика зациклена на энергетическом секторе, а экономика Евросоюза намного более диверсифицированная, более передовая в структурном отношении. У той же Польши или Чехии тоже нет равноправного партнерства с Германией, а значительную долю производственных мощностей в Польше или Чехии контролируют немецкие компании. Однако это не значит, что скажем, Чехия от этого партнерства не выигрывает.
Подводя итог, у России была возможность выиграть от союза с Западом, но это тоже было бы неравным, ассиметричным партнерством. Поясните, пожалуйста, эту мысль. Adobe Stock Когда люди сотрудничают в рамках одного проекта, одной публикации, они могут придерживаться разных точек зрения. Лично я не поддержал бы высказывание, которое вы привели. Есть люди, которые не согласны с военными действиями и которые видели, что Россия движется в сторону все большей диктатуры, принимаются все более репрессивные законы. Многие эмигрировали, но не каждому человеку это под силу — есть разные обстоятельства: финансовые или бытовые — на Западе много барьеров для иммигрантов. Я лично знаю много людей, которые выступают против военных действий и против действующего режима, но остаются в России, потому что у них нет выхода. Я нахожусь на Западе и тут много разговоров о коллективной ответственности, о том, что все россияне виноваты в случившемся.
Поэтому для повышения потенциала экономики нужно работать с предложением. Так что приписывать сюда СДТ я бы не стал», — резюмировал эксперт. В чем нестыковки Переориентация экономики на внутренний спрос — ожидаемая и необходимая мера, учитывая фазу распада глобальной экономической системы, считает управляющий директор Enfilade Capital Александр Кубышкин. Но вся система завязана на глобальный банковский сектор и долларовую ликвидность. Процесс дезинтеграции может вызвать огромное количество побочных непредсказуемых эффектов из-за большого количества переменных, влияющих на такие процессы, прогнозирует он. Но так как нынешнюю динамику не остановить, направление ресурсов на внутреннее развитие является единственным правильным шагом, уверен он. Разговоры о переходе к экономике, ориентированной на внутренний спрос, выглядят странно на фоне низких относительно мировых стандартов уровней МРОТа и пенсий, считает Григорьев. Говорит сама за себя и текущая ситуация с нехваткой кадров: для предприятий это не является веским аргументом для существенного поднятия зарплат, обратил он внимание. Модель роста России была связана с экспансией именно на внешних рынках и каким образом страна перейдет к новой модели, основанной на спросе внутреннем, пока остается непонятным, рассуждает экономист.
Более того, в России понятие дефицитных кадров часто является эвфемизмом, замечает Григорьев. Кадры скорее есть, но их нельзя дешево купить, а вариант масштабного повышения зарплат даже не рассматривается, поскольку воспринимается как нечто на уровне фантазии из разряда «запуска печатного станка», иронизирует он. Эксперты ЦБ в «росте зарплат, опережающем рост производительности труда» также видят инфляционную угрозу, с которой готовы бороться ужесточением ДКП, напомнил он. Самый сложный вопрос — курс рубля, считает Тунев. Пока мы не научимся его стабилизировать и не сократим вечный отток капитала в невиданных для других стран размерах, трудно что-то сделать и с инфляцией, и с внутренним предложением, говорит экономист. Как стабилизировать и какой курс нужен — проблема, которая не имеет ни решения, ни понимания в экономическом блоке, уверен он. Еще сильны ложные ожидания, что слабый курс создает больше доходов, продолжил он. Но дешевый рубль создает доходы только у традиционных экспортеров и — временно — у бюджета, а это инфляционный путь развития, противоречащий структурной трансформации, резюмировал Тунев. Потенциал роста экономики от межотраслевого перетока занятых из менее производительных в более производительные секторы является высоким, полагает Жирнов.
Но, чтобы этот переток случился, одного переобучения будет недостаточно, уверен он.
Цзилиньский университет имеет долгую историю исследования международных вопросов и большое влияние в Китае. Он начал исследование регионального сотрудничества в Северо-Восточной Азии относительно рано и занимает лидирующие позиции в стране.
Еще в 1964 году Цзилиньский университет создал исследовательский институт по региональному и страноведческому исследованию Северо-Восточной Азии, которому уже исполнилось 60 лет, а в 1994 году был создан Институт изучения Северо-Восточной Азии. В 2021 году университет утвердил создание Института Северо-Восточной Азии, который начал набирать студентов и создал систему подготовки специалистов в бакалавриате, магистратуре и докторантуре, что позволило еще больше улучшить комплексную инновационную способность университета в таких областях, как исследование вопросов Северо-Восточной Азии, подготовка талантов и развитие научных дисциплин. Опираясь на свои междисциплинарные преимущества и дальнейшую интеграцию ресурсов внутри университета, Цзилиньский университет создал Институт Северо-Востока Китая и Северо-Восточной Азии, председателем Совета директоров которого является секретарь комитета КПК нашего университета, профессор Цзян Чжиин, а директором — я.
Институт был выбран в качестве одного из китайских национальных аналитических центров высокого уровня. Он является важным консультативным учреждением и аналитическим центром для разработки политики в Северо-Восточной Азии китайским правительством, и закрепил за Цзилиньским университетом абсолютно лидирующее в Китае положение в области исследования Северо-Восточной Азии. Изучение китайско-российских отношений является важным направлением международных исследований нашего университета, и это один из основных вопросов, которому Институт Северо-Востока Китая и Северо-Восточной Азии уделяет особое внимание.
А факультет политологии МГУ — это центр исследований политических и международных отношений в российских вузах, занимающий незаменимое важное место в России.
Кроме того, ЦБ нацелен поддерживать устойчивое развитие российской экономики, чтобы укреплять доверие к рублю и создать благоприятную среду для инвестиций. Днем ранее Путин на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей РСПП рассказал, что экономика РФ демонстрирует позитивные тенденции, несмотря на беспрецедентные вызовы, с которыми сталкивается. В ходе послания Федеральному собранию 29 февраля Путин заявил, что РФ в ближайшей перспективе войдет в четверку крупнейших экономик мира. Он отметил, что сегодня Россия уже является крупнейшей экономикой Европы, а в мире занимает пятую строчку по размеру ВВП.