Новости павел николаевич филонов

Предложенные им понятия «глаз видящий» и «глаз знающий» зафиксировали смещение интересов Филонова и всего нового искусства к области психологии творчества и научного познания, которые впоследствии (1920-х) стали частью его теории «аналитического ­искусства». Павел Николаевич Филонов (1883 – 1941) – один из ярких представителей русского авангарда. Павел Николаевич Филонов (1883, Москва — 1941, Ленинград) — русский художник, теоретик искусства, поэт. Павел Николаевич Филонов (1883 – 1941) – один из ярких представителей русского авангарда. Он стал одной из последних работ художника-авангардиста Павла Николаевича Филонова.

Павел Филонов — последние новости

СОЧИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ В 1912 вышла статья Павла Филонова «Канон и закон», в которой художник выступил оппонентом кубизма и изложил свое видение искусства.
Павел Филонов «Победитель города» 1914-15 г. Картон, масло. Государственный Русский музей Картина художника Павла Филонова «Победитель города» 1914-15 г. Картон, масло.
История живописи: Павел Филонов — публикации и статьи журнала STORY Главные новости о персоне Павел Филонов на
Павел Николаевича Филонов В этом смысле нынешняя выставка Павла Филонова в "Зарядье" удивительно перекликается с проектом, который сейчас показывает Центр Вознесенского.

Филонов Павел Николаевич (1883-1941)

Тяжелый труд и непростые условия жизни сказались на их здоровье — родители умерли, и будущему художнику пришлось рано начать работать. Чтобы хоть как-то заработать на еду, Павел с сестрами занимался вышивкой, чего, конечно, очень стыдился — вместе они вышивали полотенца, скатерти, салфетки и прочие атрибуты домашнего обихода. Окончив школу, Павел перебрался в Петербург к родственникам, где тоже долгое время не мог найти приличное место, работая в живописно-малярных мастерских маляром-уборщиком. Конечно, в его положении это было непросто — долгое время он занимался в частной студии Дмитриева-Кавказского, после - в Рисовальной школе поощрения художников, а в двадцать пять он решает попробовать поступить в Академию художеств. Приняли его туда лишь с четвертой попытки. Как выяснилось впоследствии, старания эти оказались лишними — преподаватели академии упорно не воспринимали его авангардные творческие методы и художественное видение. По словам ректора академии, его картины так и вовсе «развращали других учеников». Неудивительно, что на втором годе обучения его временно исключили из академии, а еще через год он сам принял решение бросить обучение и стал выставляться с другими питерскими авангардистами.

Случайной ли была кадровая чехарда, начавшаяся в музее после ухода В. Кто срывал расследование по этому делу, которое трижды пыталось провести Ленинградское управление КГБ?

В советские времена это нечто из ряда вон. Все указывает на то, что к истории с филонов-скими двойниками были причастны очень влиятельные персоны во власти, связанные с теневым антикварным рынком. Слияние верхушки советской партийно-государственной номенклатуры и правоохранительных органов с криминальным миром произошло в позднюю брежневскую эпоху. Подчас ее представители возглавляли организованные преступные группы, занимавшиеся хищениями и вывозом из СССР произведений искусства, ювелирных украшений, драгоценных камней, царских золотых монет, икон и прочих вещей, которые пользовались спросом на Западе. Мы назвали это специфическое явление "кремлевской контрабандой". Там были свои паханы, посредники, каналы и способы переправки ценностей, связи с акулами теневого антикварного бизнеса. И здесь интересно вот что. Одной из таких акул был известный французский антиквар и коллекционер армянского происхождения Гарик Басмаджан, убийство которого в Москве летом 1989 года наделало много шума и до сих пор не раскрыто. Басмаджан в антикварном мире был фигурой знаковой: миллионер, владелец одной из крупнейших коллекций икон и картин, создатель галереи русского искусства в Париже.

Он был знаком со многими советскими VIP-персонами и окружением Галины Брежневой, помогал им выискивать и покупать по сходной цене картины выдающихся русских художников и одновременно вывозил на Запад работы советских мастеров. Басмаджан, как говорится, ногой открывал двери высоких чиновничьих кабинетов, его экспозиции можно было увидеть в Эрмитаже и Третьяковской галерее. Официальным предлогом для визита было предложение Басмаджана передать советским властям пять картин из своей коллекции. Но, как позже выяснилось, теневой маршан[55] собирался также решить важные личные дела и пополнить свое собрание работами русских художников. А деловыми партнерами Басмаджана были лица, связанные с советским криминальным миром и зарубежными мафиози. Не желая афишировать эти связи, Басмаджан никому не говорил, с кем намерен общаться в Москве. После этого Басмаджан вышел из гостиницы, сел с каким-то человеком в машину — и словно испарился, даже труп его до сих пор не нашли. Десять лет эта история была покрыта мраком. Но в августе 2000 года российские СМИ сообщили, что правоохранительные органы России, объединив собранную за эти годы информацию и сопоставив ее со сведениями, поступившими из-за рубежа, пришли к выводу, что за этим преступлением, как и за другими, стоит человек, известный спецслужбам и международному криминалу под кличкой Алик Магадан.

Его имя в миру не называлось. Сообщалось лишь, что он уроженец Украины, имеет несколько паспортов и известен на родине под одной фамилией, в Израиле — под другой, в США — под третьей, а для поездок в Россию предпочитает четвертую. Российские следственные органы при содействии израильских спецслужб также установили, что в тот роковой день у Гарика Басмаджана, скорее всего, была встреча с Аликом Магаданом, так как именно с ним Басмаджан уехал тогда из гостиницы. Выяснилась и причина исчезновения: Алик Магадан и еще несколько влиятельных криминальных авторитетов решили заставить теневого антиквара поделиться хранившимися в России и за рубежом огромными ценностями. Но они якобы переборщили с пытками, и организм Басмаджана не выдержал. Так вот, в материалах по контрабандным филоновским и другим делам тех лет фигурируют не только имена Гуткиной, Поташинского и прочих персон с криминальной галерки, но и имена зарубежных тузов теневого антикварного мира, в том числе имя Гарика Басмаджана, который интересовался работами Павла Филонова, а в начале 1980 года приватно встречался с директором ГРМ. О чем они говорили — неизвестно, но интерес Басмаджана к Филонову и музею, где хранилось его наследство, не удивляет. После того, как филоновские работы вследствие деятельности гуткинской шайки попали на Запад, они вызвали пристальный интерес теневого антикварного рынка. Ее контрабандное происхождение сомнений не вызывало.

Для людей масштаба Басмаджана не составляло труда выяснить судьбу наследия художника, которое годом ранее было передано на постоянное хранение в Русский музей, где лежало незадокументированным. Это открывало к нему дорогу влиятельным криминально-антикварным кругам. Нужно было только, чтобы работы Филонова как можно дольше находились в запасниках в таком вот неопределенном положении. А до 1985 года так оно и было! Уже наладили производство филоновских двойников и вывоз подлинников за границу, оставалось только поставить это дело на поток. Учитывая обстановку в Русском музее после ухода оттуда В. Пушкарёва, общий развал в стране в годы "горбастройки" и накануне, это было вполне возможно. В период с 1980 по 1985 год была изготовлена целая серия копий с работ мастеров русского авангарда, хранившихся в Русском музее. Среди них была и копия картины Бориса Григорьева "Парижское кафе" 1913 , которую в 2009 году за 250 тысяч долларов купил известный питерский коллекционер Андрей Васильев, отправивший ее через два года на выставку в Москву.

Устроители выставки усомнились в подлинности картины, а две независимые экспертизы, проведенные в московском Экспертном центре имени И. Грабаря и в Русском музее, установили, что это фальшивка, а оригинал с 1984 года хранится в запасниках ГРМ. Разразился громкий скандал, в который оказалась вовлечена известный искусствовед, бывший куратор отдела живописи XX века Русского музея Елена Баснер, составлявшая каталог живописи того периода, где описывала эту картину. Тогда в Русском музее и вокруг него работала целая кухня по выпечке фальшаков, где выпекли и филоновские двойники. В ходе предварительного расследования выяснилось, что рисунки Филонова из ГРМ были куплены в 1983 году Центром Помпиду за 62 500 французских франков 11 тысяч долларов США в частной парижской галерее бывшего ленинградца Лаврова, куда их принес, как записано в книге поступлений галереи, комиссар выставки "Москва — Париж" Станислав Задора. Комиссаром выставки поляк Задора не был, им был известный французский ученый и деятель культуры Понтюс Фельтен. Но рисунки Филонова в галерею Лаврова принес Задора, участвовавший в организации выставки. И эти рисунки были куплены с ценовым дисконтом, так как возникло подозрение в их музейном происхождении; недорого их купил и Центр Помпиду. Через Задору компетентные органы вышли на его подельника в ГРМ, который во время выставки "Москва — Париж" подменил оригиналы рисунков Филонова на фальшаки.

База для возбуждения уголовного дела была. Ленинградского партнера Задоры ждал арест, но тут выяснилось, что он погиб. А Задору сразил инсульт, у него отнялись ноги, он оказался недееспособен и, будучи пожилым человеком, в скором времени скончался. В итоге уголовное дело по филоновским двойникам развалилось, формально не начавшись. Имя сотрудника ГРМ, который заменил рисунки Филонова не слишком добротными копиями, прямо я назвать не могу, поскольку расследование не было доведено до суда, а есть презумпция невиновности. Скажу лишь, что это был один из руководителей музея, но не директор. Хотя вот что насчет посвященности в это дело "товарища Новожиловой" поведала мне Евгения Николаевна Петрова, которая в 1985 году, будучи секретарем парторганизации музея, создала партийную комиссию с целью сличить рисунки Филонова из незаинвентаризованного фонда ГРМ с рисунками, опубликованными в журнале Cahiers. По ее словам, во время процесса выявления двойников директор музея вела себя очень странно.

Какова связь «Мирового расцвета» — главной идее его творчества с утопическими идеями авангарда и социально-политическими воззрениями того времени — об этом пойдет речь на лекции. Школа Павла Филонова в контексте ленинградской культуры 1920-30-х годов. Коллектив мастеров аналитического искусства МАИ — был самой представительной школой русского авангарда и заметным явлением в ленинградской художественной жизни рубежа 1920-30-х годов. Это был последний выход авангарда, отмеченный яркими событиями — такими как выставка филоновцев в 1927 года и вечер ОБЭРИУ «Три левых часа» в доме печати. Это прекрасная и страшная эпоха была ознаменована рядом значительных достижений в искусстве и, одновременно последовательным наступлением и сворачиванием авангардной программы.

В интервью Серый утверждал, что не он был виноват в резкости статьи, а главный редактор газеты, который якобы интенсифицировал политическую ориентацию текста без ведома автора. Берг Р. Г Эткинд , оп. Завалишин В. Нью-Йорк, 1992. Покровский О. Тревогой и пламенем. Филонов , ед. Крученых А. Цит по: Гурьянова Н. Метальников В. Иллюстрации Корабли. Из цикла «Ввод в мировой расцвет». Александра Карловича Ягельского, владельца студии К. Ган и Ко.

Павел Филонов — последние новости

Великий отрицатель формы, цвета и голода Меня же вдохновляет Павел Николаевич Филонов. Я нахожу в его картинах глубокий родной смысл.
Павел Филонов загадочный мастер русского авангарда Опубликовал: Главный редактор в Новости, Филонов Виктор Петрович 26.04.202420:39 Комментарии к записи В Сочи почтили память героев – ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС отключены 129 Просмотров.
В "Зарядье" открывается выставка Павла Филонова Одним из этого миллиона был художник Павел Филонов, умерший в своей каморке от голода и холода в декабре 1941 года.

Павел Филонов. Из новой книги Максима Кантора «Чертополох и терн». Продолжение

В 1912 вышла статья Павла Филонова «Канон и закон», в которой художник выступил оппонентом кубизма и изложил свое видение искусства. Филонов терпеливо, очень пространно отвечал ему, стараясь быть понятным, но когда он кончал, Лукстынь задавал свой вопрос снова так, как будто Павел Николаевич ничего ему не объяснял. Павла Филонова можно сравнить с Пабло Пикассо по масштабу творчества, по той концепции и живописной философии, которая была им предложена.

В "Зарядье" открывается выставка Павла Филонова

На картине изображён человек очевидно, интеллигент — он в шляпе , словно попадающий в зазеркалье, его начинает корчить и ломать, его образ множится. И вот, спустя несколько трансформаций, персонаж интеллигент снова становится статуарной фигурой. Однако за время мутаций облик его никакого изменения не претерпел — перед нами снова человек в шляпе. Ради чего была эта, напоминающая мясорубку мутация, ради чего было калейдоскопическое изменение, если ничего не поменялось? В чём состоит «перерождение» интеллигента - художник, вероятно, не знает и сам. Он написал вихрь перекореживший человека, а ради чего это было — неизвестно. Самый приём — изображение фигуры, распадающейся на многие иные фигуры — буквально схоже с приёмом, применённым Марселем Дюшаном в его программной вещи Дюшан писал её несколько лет «Обнаженная, спускающаяся по лестнице. Если сопоставить эти произведение Дюшан закончил свою вещь годом раньше, в 1912 поражает идентичность высказывания— смысл картины только в одной: цельного образа бытия более не существует: по сути, написана антиикона. Следующий по времени холст — уже военной поры. Филонов называет «Перерождение человека», в нём тема зеркал, внутрь которых попадает герой, доходит до крещендо.

Здесь сюжет ясен — в город входит крестьянин при желании можно его адресовать к картинам Венецианова и укоренить в русскую живопись XIX века и в городе с ним происходит чудо. В покривившемся квартале, где дома словно рассыпанные кубики, этот крестьянин сперва превращается в горожанина, меняет платье, а затем его облик начинает троиться, перед нами уже три человека, с единым торсом, но бесчисленным множеством рук-ног — и с тремя головами. Три головы странного мутанта похожи на Велимира Хлебникова, Маяковского и Кручёных. То, что в итоге мутаций пред нами возникает справа фигура поэта Владимира Маяковского, у меня сомнений не вызывает. Если это так и моя догадка верна: из русского крестьянина и крепостной доли возник пролетарий и творец Маяковский, — то перед нами программный труд по воспитанию пролетарского сознания. Но, глядя на все эти мутации, невозможно сказать, чем же конечный продукт трансформаций отличается от расходного материала. Чем человек нового мира принципиально лучше крестьянина, пущенного в переделку? Ответить на этот вопрос невозможно в принципе, поскольку герой Филонова никак не показывает нам характер. У него вообще нет никакого характера — он продукт мира, он строит новый мир, он ложится в удобрение этого нового мира, а хорошо это или плохо, он не знает.

Его сила имеет не осознанную природу, иначе говоря, рождена не сознанием, но волей и упорством в существовании, и оценить, чем хорошо такое упорство, невозможно. Так и герой Платонова, «сокровенный человек» Пухов, «на гробе жены варёную колбасу резал» не потому, что он плохой или бесчувственный человек, но потому, что «естество своё берёт», — и у писателя Платонова, пристально вглядывающегося в мир явлений, нет осуждения такой естественности; писатель анализирует явления первичные, смотрит безоценочно. Сила жизни в данном существе заложенная, такова, что никакие внешние критерии не справляются. И хотя такой анализ выглядит нетактичным по отношению к художнику, чьей задачей жизни было творить вне контекстов, но говорить о первичном словаре понятий Платонова или о протолюдях Филонова вне контекста современной им культуры — неправильно. Именно одновременно и это существенно возникают лабораторные попытки исследовать феномен как бы «первичного» сознания. Однако Мерсо, герой романа Камю, отгораживается от запрограммированной как это видится ему реальности именно строгим анализом своих первичных ощущений. Мерсо пребывает вне морали общества, поскольку общество лицемерно и шаблонно, а он сам — первичен и точен в описании своих эмоций. Его возлюбленная Мари спрашивает, любит ли её Мерсо; тот «посторонний» ко всякому речевому штампу , трезво взвесив свои эмоции, отвечает, что, скорее всего, он её не любит, но, впрочем, уточняет, что значения это не имеет никакого, поскольку он вообще не понимает, что такое любовь. Их физиологическим радостям или совместным походам в кино ничуть не мешает тот факт, что мелодраматическое понятие «любовь» ничего не говорит Мерсо, или то, что в этот день умерла его мать.

Любопытно, что мы, читатели, сами, безусловно находясь в культурном контексте, склонны относиться хорошо к Пухову и недоброжелательно относимся к Мерсо, хотя оба эти персонажа совершенно идентичны, это очищенные от культурных штампов, а вместе со штампами и от нравственных идеалов, существа — это человеческие механизмы, люди из плоти и крови, и даже с некоей душой, но душа прошла своего рода «чистку»; механизм отремонтировали. Можно ли человеческому механизму сострадать? Может ли человеческий механизм стать героем? И ещё важнее спросить: если наделённый избыточными эмоциями человек ведёт мир в беду, может быть, человеческий механизм мир спасёт? Лабораторные эксперименты по изучению «сокровенного человека» — «постороннего» — «человека без свойств» потребовались после Первой мировой войны, то есть после тотального разочарования в европейской культуре, приведшей к бойне культурных народов. Приняв вызов, начал свою работу Филонов — и создал героев, которые в полной мере характеризуют первичный мир труда, очищенный от представлений о культурных и речевых клише. Затруднительно определить его героев — они лишены индивидуальных черт; это колоссы, изваяния людей, словно вырубленные из дерева: структура тел, голов, даже поверхность кожи, как её изображает художник, напоминают нам о дереве. Это протолюди, вовлечённые в вечный трудовой процесс, и кажется, что их рабочая трудовая сущность первична в этом мире, как все протоэлементы — вода, огонь, ветер, лес. Зрителю не удастся сказать, чем один из персонажей отличается от другого, эти фигуры более или менее однообразны, но ведь и скульптуры в средневековых соборах тоже довольно однообразны и выполнены грубым резцом.

Слово «Средневековье» в данном случае условно, строгий Филонов его бы не употребил. Европейское Средневековье — это христианство. Вещи Филонова создают эффект древнего собора, однако при этом храма не христианского, но сугубо языческого. Простота иной бы сказал: примитивность этих образов обусловлена тем, что все лишние эмоции словно бы отсечены — они могли бы оказаться фальшивы. Остаются только упорство и тяжесть труда, въедливость и истовость — и странным образом эти качества, вообще говоря присущие индивидуальным характерам, в данном случае характеризуют обобщённые примитивные типы. В этом сочетании въедливой детали и обобщённого, почти примитивного образа — очарование и притягательная сила Филонова. Его вещи потрясают многодельностью и необыкновенно усидчивой деталировкой; мастер проводил часы, дни и месяцы, усложняя, добавляя, вкрапливая всё новые и новые подробности. Его крупные формы буквально набиты микроскопическими мелкими штрихами и подробностями, подчас напоминая структуру клетки, как мы её видим в микроскоп. Метод филоновского рисования, в котором большая форма дробится на малые, а эти малые формы — на ещё меньшие, получила название «аналитическое» рисование, и появился даже целый ряд адептов этой школы.

Интересно здесь то, что данный аналитический метод ничего не анализирует, то есть вообще ничего. Сколь ни тщиться, разглядывая мелкие детали, вписанные в большую филоновскую примитивную форму, вы не отыщете в них никакой информации тем более анализа. Эти большие примитивные формы заполнены такими же примитивными формами, и даже ещё более упрощёнными, — геометрическими телами и точками, квадратами и прямоугольниками. Иногда кажется, что внутри крупных филоновских лесовиков бушует хаос, созданный беспредметным Малевичем. Возникает страннейший эффект — сложности, которая ничего не проясняет, анализа, который ничего не анализирует, детали, которая не детализирует ничего. И это тем более любопытно, что творческий метод Филонова, как его описывал сам мастер, заключался не в уточнении большой формы, как то делает большинство художников мира, но в создании большой формы вокруг форм малых — в том, что художник идёт от частного к общему. В идеологическом плане это совершенно понятно — Филонов деталь низвёл до чёрточки, индивидуальность растворил — это закономерно по отношению к коммунистической утопии. Так поступает и Платонов. Но вот как сугубо рисовальный метод это вообразить трудно — судя по всему, Филонов начинал всякую вещь с абстракции, поскольку его деталь сугубо абстрактна, это всегда беспредметная форма, мелкая загогулина, точка.

И то, что мелкая бижутерия абстракций ткёт образ человека, каковой сам художник считает реалистически конкретным, — это само по себе поразительно. Значит ли это, что очищенная от культурных наслоений эмоция абстрактна? Значит ли это, что абстрактная эмоция порождает безличного идола? Неужели именно это хотел нарисовать художник?

Но одни парвеню повторяют карьеры Жюльена Сореля из стендалевского «Красного и чёрного» или Жоржа Дюруа из мопассановского «Милого друга», а другие становятся рабами своего дара, отдавая ему всю жизнь и все её столичные шансы.

Филонов выбрал последнее. Наверное, он просто не имел такого выбора и просто никогда не колебался, ибо по главным чертам своего характера был идеократом, учителем и столпником, который вне искусства превратился бы в создателя секты. Павел Филонов быстро вошёл в столичную среду нового русского искусства, особенно в круг его тогда самых радикальных борцов — Хлебникова и Маяковского. И в этой новой среде стал в ряду не эпигонов, а изобретателей. Собственно, главное, фундаментальное, революционное изобретение в области изобразительного художественного языка было совершенно задолго до Филонова — французскими импрессионистами.

Вся изобразительная история человечества до них вступала в сделки с цветом и формой вещей. Если считалось, что помидор красный и что крест на церкви — крестообразный и золотой, то они и рисовались художниками так, чтобы изображение их опознавалось быстро и просто, независимо от того, что художники и все окружающие — сквозь свет, пьянь и туман — видели на самом деле: красным, крестообразным и золотым. Именно импрессионисты показали, что в природе и, значит, в искусстве «привязанного» к предмету цвета нет, нет и несомненного предмета: они предполагаются, но изображаться должны так, как живут в сознании, зрении зрителя в зависимости от дистанции между ним и предметом. И в пуантилизме дошли до предельного расчленения цвета и формы до изобразительных «молекул». В ХХ веке сезаннисты и кубисты предельно разрушили и формы, врезая в любой объём его невидимое измерение, вторую жизнь предмета, которую художнику мог бы рассказать его сосед, смотрящий на предметы с иной, неведомой стороны.

В 1910 году Павел Филонов участвует в художественной выставке, организованной «Союзом молодежи». Принимает участие в различных мероприятиях этой организации вплоть до 1914 года. За это время им было написано много замечательных картин. В 1913 году занимается созданием декораций для трагедии «Владимир Маяковский» в одном из Петербуржских театров. Он был призван в действующую армию и отправлен в Румынию в качестве рядового солдата. Потом грянула революция, в которой Павел Николаевич принял активное участие стал председателем военно-революционного комитета Придунайского края. В 1918 году художник отправляется в Санкт-Петербург Петроград , где участвует в крупной художественной выставке.

Рано начал рисовать. До одиннадцати лет он был танцором в московских театрах. Вышивал, как и его сёстры, полотенца, скатерти. Окончил в Москве начальную школу. После переезда в Петербург в 1897 году Филонов поступил в живописно-малярные мастерские и по окончании оных работал «по малярно-живописному делу». Параллельно, с 1898 года он посещал вечерние рисовальные классы Общества поощрения художеств, а с 1903 — учился в частной мастерской академика Л. Дмитриева-Кавказского 1849—1916. Филонов путешествовал по Волге, Кавказу, посетил Иерусалим. Завершив занятия в частной мастерской, Филонов пытался трижды поступить в Петербургскую Академию художеств; в 1908 г. К 1910 г. Гуро и М. Матюшина; к зиме 1910 г.

Филонов Павел Николаевич

Павел Филонов Павла Филонова называли «очевидцем незримого», «футуристом-консерватором». 3 декабря 1941 года. Художник, поэт, один из лидеров русского авангарда; основатель, теоретик, практик и учитель аналитического искусства. Картина художника Павла Филонова «Победитель города» 1914-15 г. Картон, масло.

Великий отрицатель формы, цвета и голода

Председатель ревкома Павел Николаевич Филонов, второй справа, в свои 34 года, действительно, выглядел молодо. Ну у Филонова в этом цикле все работы похожи). Павел Николаевич Филонов скончался от истощения в первую же блокадную зиму — 3 декабря 1941 года.

Плачь, а рисуй! В Мраморном дворце Русского музея открылась выставка «Школа Филонова»

В 1925 году он, обнаружив много последователей, основал школу в Петрограде. Эта школа была закрыта правительством в 1928 году вместе со всеми частными художественными и культурными организациями. Сталинская власть не очень-то жаловала художника, который меньше всего озабочен пропагандой побед социалистического строя и его вождей. Несколько раз выставки его работ были развернуты, но так и не открыты. И хотя сам Филонов не был репрессирован, но к нему подобрались слишком близко, арестовав мужей двух сестер. Но это было скорее исключение, чем правило. Заказы художнику брать запрещали, пенсии лишили, а после ареста родных и близких, он, по сути, оказался предоставленным самому себе. Но, перебиваясь с хлеба на квас, Филонов верил в лучшее будущее. К сожалению, он так и не дождался окончания «черной полосы судьбы». Началась Великая Отечественная война, Ленинград был взят в блокаду. Павел Николаевич Филонов скончался от истощения в первую же блокадную зиму — 3 декабря 1941 года.

По ходатайству его учеников и с помощью Союза художников он был похоронен в отдельной могиле на Серафимовском кладбище слева от входа в храм Св. Серафима Саровского ныне государственный Русский музей установил стелу с именем художника на его могиле и памятную доску на фасаде дома, где он жил и умер. Филонов считается одним из самых ярких художников первой трети ХХ века, но властям он был неинтересен. А потому смерть «смутьяна холста», как называл его кое-кто из современников, постарались замолчать. Во всяком случае, многие газеты о ней просто не сообщили.

Пейзаж "Формула весны", 1921-1929 годы. Противоположными настроениями отличалась картина "Животные", написанная в 1925-1926 годах. Бесформенные твари с искаженными мордами стали центральными фигурами унылого городского пейзажа, изображенного с резко негативным отношением художника, противника урбанизации природных пейзажей. Такая концепция не подходила канонам нового советского общества, поэтому в начале 1930-х годов Филонов вместе с другими концептуальными художниками начал испытывать давление со стороны власти.

В связи со сложившейся ситуацией Павлу Николаевичу пришлось пойти на компромисс и частично отказаться от индивидуальной манеры рисования, чтобы написать несколько заказных работ, среди которых выделились "Портрет И. Сталина" и "Тракторный цех". Эти произведения, купленные государством, принесли художнику доход, но повергли свободную творческую натуру в состояние тревоги и уныния, отразившееся в цикле картин под названием "Лица", созданном перед началом Великой Отечественной войны. Триптих продемонстрировал несогласие с режимом и готовность отстаивать собственные творческие идеалы. Он стал одной из последних работ художника-авангардиста Павла Николаевича Филонова. Теоретик "аналитического искусства" был женат, но не имел собственных детей. В 1921 году он заключил брак с разведенной женщиной Екатериной Александровной Серебряковой, которая была на 20 лет старше художника и воспитывала двоих сыновей. Павел Николаевич писал, что он и Рина жили в разных комнатах и вели раздельное хозяйство, но отношения складывались хорошо. Супруга поддерживала мастера и в последние годы буквально спасала его от голодной смерти.

Одной из таких акул был известный французский антиквар и коллекционер армянского происхождения Гарик Басмаджан, убийство которого в Москве летом 1989 года наделало много шума и до сих пор не раскрыто. Басмаджан в антикварном мире был фигурой знаковой: миллионер, владелец одной из крупнейших коллекций икон и картин, создатель галереи русского искусства в Париже. Он был знаком со многими советскими VIP-персонами и окружением Галины Брежневой, помогал им выискивать и покупать по сходной цене картины выдающихся русских художников и одновременно вывозил на Запад работы советских мастеров. Басмаджан, как говорится, ногой открывал двери высоких чиновничьих кабинетов, его экспозиции можно было увидеть в Эрмитаже и Третьяковской галерее.

Официальным предлогом для визита было предложение Басмаджана передать советским властям пять картин из своей коллекции. Но, как позже выяснилось, теневой маршан[55] собирался также решить важные личные дела и пополнить свое собрание работами русских художников. А деловыми партнерами Басмаджана были лица, связанные с советским криминальным миром и зарубежными мафиози. Не желая афишировать эти связи, Басмаджан никому не говорил, с кем намерен общаться в Москве.

После этого Басмаджан вышел из гостиницы, сел с каким-то человеком в машину — и словно испарился, даже труп его до сих пор не нашли. Десять лет эта история была покрыта мраком. Но в августе 2000 года российские СМИ сообщили, что правоохранительные органы России, объединив собранную за эти годы информацию и сопоставив ее со сведениями, поступившими из-за рубежа, пришли к выводу, что за этим преступлением, как и за другими, стоит человек, известный спецслужбам и международному криминалу под кличкой Алик Магадан. Его имя в миру не называлось.

Сообщалось лишь, что он уроженец Украины, имеет несколько паспортов и известен на родине под одной фамилией, в Израиле — под другой, в США — под третьей, а для поездок в Россию предпочитает четвертую. Российские следственные органы при содействии израильских спецслужб также установили, что в тот роковой день у Гарика Басмаджана, скорее всего, была встреча с Аликом Магаданом, так как именно с ним Басмаджан уехал тогда из гостиницы. Выяснилась и причина исчезновения: Алик Магадан и еще несколько влиятельных криминальных авторитетов решили заставить теневого антиквара поделиться хранившимися в России и за рубежом огромными ценностями. Но они якобы переборщили с пытками, и организм Басмаджана не выдержал.

Так вот, в материалах по контрабандным филоновским и другим делам тех лет фигурируют не только имена Гуткиной, Поташинского и прочих персон с криминальной галерки, но и имена зарубежных тузов теневого антикварного мира, в том числе имя Гарика Басмаджана, который интересовался работами Павла Филонова, а в начале 1980 года приватно встречался с директором ГРМ. О чем они говорили — неизвестно, но интерес Басмаджана к Филонову и музею, где хранилось его наследство, не удивляет. После того, как филоновские работы вследствие деятельности гуткинской шайки попали на Запад, они вызвали пристальный интерес теневого антикварного рынка. Ее контрабандное происхождение сомнений не вызывало.

Для людей масштаба Басмаджана не составляло труда выяснить судьбу наследия художника, которое годом ранее было передано на постоянное хранение в Русский музей, где лежало незадокументированным. Это открывало к нему дорогу влиятельным криминально-антикварным кругам. Нужно было только, чтобы работы Филонова как можно дольше находились в запасниках в таком вот неопределенном положении. А до 1985 года так оно и было!

Уже наладили производство филоновских двойников и вывоз подлинников за границу, оставалось только поставить это дело на поток. Учитывая обстановку в Русском музее после ухода оттуда В. Пушкарёва, общий развал в стране в годы "горбастройки" и накануне, это было вполне возможно. В период с 1980 по 1985 год была изготовлена целая серия копий с работ мастеров русского авангарда, хранившихся в Русском музее.

Среди них была и копия картины Бориса Григорьева "Парижское кафе" 1913 , которую в 2009 году за 250 тысяч долларов купил известный питерский коллекционер Андрей Васильев, отправивший ее через два года на выставку в Москву. Устроители выставки усомнились в подлинности картины, а две независимые экспертизы, проведенные в московском Экспертном центре имени И. Грабаря и в Русском музее, установили, что это фальшивка, а оригинал с 1984 года хранится в запасниках ГРМ. Разразился громкий скандал, в который оказалась вовлечена известный искусствовед, бывший куратор отдела живописи XX века Русского музея Елена Баснер, составлявшая каталог живописи того периода, где описывала эту картину.

Тогда в Русском музее и вокруг него работала целая кухня по выпечке фальшаков, где выпекли и филоновские двойники. В ходе предварительного расследования выяснилось, что рисунки Филонова из ГРМ были куплены в 1983 году Центром Помпиду за 62 500 французских франков 11 тысяч долларов США в частной парижской галерее бывшего ленинградца Лаврова, куда их принес, как записано в книге поступлений галереи, комиссар выставки "Москва — Париж" Станислав Задора. Комиссаром выставки поляк Задора не был, им был известный французский ученый и деятель культуры Понтюс Фельтен. Но рисунки Филонова в галерею Лаврова принес Задора, участвовавший в организации выставки.

И эти рисунки были куплены с ценовым дисконтом, так как возникло подозрение в их музейном происхождении; недорого их купил и Центр Помпиду. Через Задору компетентные органы вышли на его подельника в ГРМ, который во время выставки "Москва — Париж" подменил оригиналы рисунков Филонова на фальшаки. База для возбуждения уголовного дела была. Ленинградского партнера Задоры ждал арест, но тут выяснилось, что он погиб.

А Задору сразил инсульт, у него отнялись ноги, он оказался недееспособен и, будучи пожилым человеком, в скором времени скончался. В итоге уголовное дело по филоновским двойникам развалилось, формально не начавшись. Имя сотрудника ГРМ, который заменил рисунки Филонова не слишком добротными копиями, прямо я назвать не могу, поскольку расследование не было доведено до суда, а есть презумпция невиновности. Скажу лишь, что это был один из руководителей музея, но не директор.

Хотя вот что насчет посвященности в это дело "товарища Новожиловой" поведала мне Евгения Николаевна Петрова, которая в 1985 году, будучи секретарем парторганизации музея, создала партийную комиссию с целью сличить рисунки Филонова из незаинвентаризованного фонда ГРМ с рисунками, опубликованными в журнале Cahiers. По ее словам, во время процесса выявления двойников директор музея вела себя очень странно. При обнаружении первого филоновского двойника на ее лице не дрогнул ни один мускул. А когда всплыл второй двойник, Новожилова отошла от стола и стала отстраненно смотреть в окно.

Из этого можно заключить, что появление филоновских двойников не явилось для нее сюрпризом. Примечателен такой факт. Увольнение и внезапная смерть замдиректора по науке ГРМ совпали по времени с появлением в 1983 году в журнале Cahiers восьми рисунков Филонова, "чудесным" образом перекочевавших с берегов Невы на берега Сены. Вряд ли это совпадение случайно.

Похоже, что Новожилова уже тогда узнала об этом ЧП, потому и уволила своего зама, коему дотоле всячески потворствовала. А через два года, снова увидев на партийной комиссии эти рисунки во французском журнале, она уже ничему не удивилась. Впрочем, что знала и чего не знала эта женщина и какова была ее роль в этой криминальной истории, для нас останется тайной.

Очевидец незримого В «Зарядье» открылась выставка «Павел Филонов. Давайте я вам объясню, почему сходить надо обязательно. Авангардистов у нас не любят. Всяких Малевичей и Кандинских народные массы искренне считают удачливыми жуликами.

Прохиндеями вроде твеновских Герцога и Короля, которые впарили свихнувшимся от денег толстосумам вместо «Королевского жирафа» - «Черный квадрат». И на выставки их ходить не любят. Что там смотреть — цветные пятна? А я вот люблю авангардиста Павла Филонова. Потому как авангардист Павел Филонов очень нетипичный. В отличие от двух других представителей «большой тройки» русского авангарда, Малевича и Кандинского, он до сих пор не канонизирован и, по большому счету, малоизвестен. И исключительно по своей вине.

Малевича и Кандинского зачислили в мировой пантеон классиков еще сто лет назад, Филонова же мир открывал в самом конце XX века. Дело в том, что Филонов практически никогда не продавал своих работ, а уж тем более — на Запад.

Филонов Павел Николаевич (1883-1941)

Однако лучше понять творение мастера поможет музыка Шостаковича, которую стоит включить, рассматривая картину. Павел Филонов Павла Филонова называли «очевидцем незримого», «футуристом-консерватором». На западе его творчество усилило интерес к авангардистским течениям в СССР. Критики были едины: его искусство имеет аналитический характер, пытается доказать, что форма и цвет — не единственные инструменты передачи изобразительной мысли. Только вот беда, не многие способны это воспринять. Отсюда и проблемы… Его не понимали, не принимали, хотя и считали гением. Так кто же он, Павел Николаевич Филонов?

Обычно о нём говорят так: русский и советский художник, иллюстратор, поэт, преподаватель, один из лидеров русского авангарда; основатель, теоретик, практик и учитель аналитического искусства — уникального реформирующего направления живописи и графики первой половины XX века, оказавшего и оказывающего заметное влияние на творческие умонастроения многих художников и литераторов новейшего времени. Родители Филонова, как он сам пишет, — «мещане г. Отец Николай Иванов, крестьянин села Реневка Ефремовского уезда Тульской губернии, до августа 1880 года — «бесфамильный». Считается, что фамилия «Филонов» была закреплена при переезде семьи в Москву. Всю жизнь работал кучером, потом извозчиком. Академия После смерти отца маленький Паша как мог помогал матери Любови Николаевне зарабатывать на хлеб.

Она за гроши стирала чужое белье, а он вышивал скатерти и полотенца крестиком и продавал их на Сухаревской площади. Однако трудная жизнь не помешала с отличием окончить «Каретнорядную» приходскую школу в Москве. В 1897 году мать умерла от туберкулёза. В тот же год Филонов переезжает в Петербург, где поступает в живописно-малярные мастерские и работает «по малярно-живописному делу». Одновременно учится на рисовальных классах Общества поощрения художеств, а с 1903 года — в частной мастерской академика Л. Завершив занятия в частной мастерской, Филонов трижды пытался поступить в Петербургскую Академию художеств.

Сделать это удалось в 1908 году, однако учёба закончилась в 1910 году после довольно неприятного инцидента на занятии. Зато именно тогда он впервые участвовал в выставке «Союза молодёжи», созданного по инициативе Волдемара Матвея, Елены Гуро и Михаила Матюшина. Филонов и Хлебников В начале 1910-х произошло сближение Павла Филонова и Велимира Хлебникова, который впоследствии вывел его в рассказе «Ка»: «… Я встретил одного художника и спросил, пойдёт ли он на войну? Он ответил: «Я тоже веду войну, только не за пространство, а за время. Я сижу в окопе и отымаю у прошлого клочок времени. Мой долг одинаково тяжёл, что и у войск за пространство».

Он всегда писал людей с одним глазом. Я смотрел в его вишнёвые глаза и бледные скулы. Ка шёл рядом. Лился дождь. Художник писал пир трупов, пир мести… Мертвецы величаво и важно ели овощи, озарённые подобным лучу месяца бешенством скорби». В свою очередь художник создал портрет писателя, который, к сожалению, не сохранился, и проиллюстрировал его «Изборник» 1914.

В 1915 году и вовсе опубликовал свою поэму «Пропевень о проросли мировой» с собственными иллюстрациями. Следует отметить, что в творчестве Павла Филонова и Велимира Хлебникова наблюдается явное духовное родство и взаимовлияние.

В 1925 основал коллектив Мастеров аналитического искусства МАИ, Школа Филонова , который уже в 1927 насчитывал 40 членов. Среди них: Т. Глебова, Б. Гуревич, П. Кондратьев, А. Порет, М. Цибасов, А. Сашин, Н.

Лозовой, Е. Кибрик и другие. В 1927 вместе с учениками создал костюмы и декорации к постановке «Ревизора» Н. Гоголя в Доме печати в Ленинграде. В 1929 руководил оформлением агитпьесы «Царь Гайкин I» в Васильевском клубе рабочих-металлистов. В 1929—1931 в Государственном Русском музее была подготовлена персональная выставка Филонова не открылась.

И писатель Владимир Метальников также упомянул «страдальчески напряженное» настроение картин Филонова7. Специальный выпуск Эксперимента является лишь частью более глобального исследования творчества Филонова и совпадает с полной ретроспективной выставкой картин Филонова в Государственном Русском музее летом и осенью 2006 года. К этому событию был издан каталог и - впервые на русском языке - антология теоретических и критических текстов художника.

Выставка была показана также в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина и в европейских и американских музеях. Интервью с Григорием Серым псевдоним Григория Гингера , с. Эткинд , оп. Нью-Йорк, 1992. Тревогой и пламенем. Филонов , ед. ОР ГРМ, ф.

Ф илонов же утверждал, что живописцу недостаточно отобразить внешнее восприятие объекта — нужно выявить законы его развития, эволюции. Его образы антистатичны, они находятся в состоянии непрерывной метаморфозы.

По мнению художника, картина должна была развиваться из точки, как произрастающее зерно.

Art Investment

Павел Филонов загадочный мастер русского авангарда Павел Филонов — русский авангардист, основатель и теоретик аналитического метода в искусстве.
Прекрасный и страдальческий Павел Николаевич Филонов | Журнал «ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ» выдающийся русский художник-авангардист в энциклопедии создателей предметов старины ARTLOT24.
Филонов Павел Николаевич Картина художника Павла Филонова «Победитель города» 1914-15 г. Картон, масло.
Павел Филонов: Идеи и вдохновение в журнале Ярмарки Мастеров Павел Николаевич Филонов в воспоминаниях современников, документальный фильм, 1987, Россия.

К 140 летию русского и советского художника Павла Филонова

Похожие. Следующий слайд. Павел Николаевич Филонов. Живопись в моей голове Ridero. художник-авангардист, ныне почитается как один из лидеров русского авангардного искусства и основатель аналитического искусства. Сервис электронных книг ЛитРес предлагает скачать книгу Павел Николаевич Филонов. Картина художника Павла Филонова «Победитель города» 1914-15 г. Картон, масло. Павел Николаевич обжаловал решение о своём исключении и даже добился успеха, но вскоре, поняв, что в Академии учиться ему больше нечему, оставил учёбу добровольно. 8-го января исполняется 140 лет со дня рождения русского и советского художника Павла Николаевича Филонова (1883-1941).

Очевидец незримого

Это сказал испанский монах Хосе де Сигуенса о Босхе. Но как подходит к Филонову, при всех его отличиях от Босха.

Попытки получить нормативное высшее художественное образование долго не удавались, а затем — уже стали лишними, — когда прямой путь Филонова к творчеству в ряду других новых художников уже был открыт. Мегаполисы и столицы, пожирая несметное множество судеб и подчиняя себе массы мигрантов и «отходников», ищущих счастья и достатка, по крайней мере, открывают перед подвижниками и талантами гораздо более прямой путь, чем простые губернские города. Их особая культурная и карьерная жизнь тоже богата, но не сравнима по скорости с беспрецедентным аферизмом столиц. Но одни парвеню повторяют карьеры Жюльена Сореля из стендалевского «Красного и чёрного» или Жоржа Дюруа из мопассановского «Милого друга», а другие становятся рабами своего дара, отдавая ему всю жизнь и все её столичные шансы. Филонов выбрал последнее. Наверное, он просто не имел такого выбора и просто никогда не колебался, ибо по главным чертам своего характера был идеократом, учителем и столпником, который вне искусства превратился бы в создателя секты. Павел Филонов быстро вошёл в столичную среду нового русского искусства, особенно в круг его тогда самых радикальных борцов — Хлебникова и Маяковского.

И в этой новой среде стал в ряду не эпигонов, а изобретателей. Собственно, главное, фундаментальное, революционное изобретение в области изобразительного художественного языка было совершенно задолго до Филонова — французскими импрессионистами. Вся изобразительная история человечества до них вступала в сделки с цветом и формой вещей. Если считалось, что помидор красный и что крест на церкви — крестообразный и золотой, то они и рисовались художниками так, чтобы изображение их опознавалось быстро и просто, независимо от того, что художники и все окружающие — сквозь свет, пьянь и туман — видели на самом деле: красным, крестообразным и золотым.

Однако этот маляр, несмотря на активное участие в дореволюционных художественных безумствах и дружбу с Маяковским и Хлебниковым, никогда не вел богемной жизни. Каждый день он впахивал как проклятый, работая по 18 часов.

Если в 1903 году его не принимают в Академию Художеств из-за плохого знания анатомии, то в 1908 он взят вольнослушателем «исключительно за знание анатомии». Но академию он так и не закончил — некогда, надо было делать новую живопись. Но потом началась мировая война, мобилизованный Филонов воевал на румынском фронте, а после Февральской революции, став лидером солдатско-матросского движения полка, был выбран председателем Исполнительного военно-революционного комитета Придунайского края. Но зато потом, после того, как Филонов с честью передал знамена Балтийской дивизии председателю ревкома в Петрограде Н. Потом он наконец смог работать в полную силу, создавать свою «аналитическую живопись». Он требовал от своих последователей рисовать не лицо человека, а его мышление и психологию.

Добиваться того, чтобы в рисунке цветка зритель видел «как берут и поглощают усики корней соки почвы, как эти соки бегут по клеточкам древесины вверх, как они распределяются в постоянной реакции на свет и тепло, перерабатываются и превращаются в анатомическую структуру ствола и ветвей, в зеленые листья, в белые с красным цветы». Авангард часто раздражает обывателя своей «повторимостью» - «Эка фигня, так и я нарисую». Про полотна Филонова такого не скажет самый самовлюбленный человек. Даже самые огромные свои картины он вырисовывал тонкой кисточкой, тщательно выписывая каждую деталюшечку. Сложность его картин потрясает даже полного профана, в каждом полотне — штук десять параллельных сюжетов, спрятанных один в другом.

Филонов не продавал своих картин. В 1931 году Филонов писал, что "все свои работы, уже сделанные и те, которые рассчитывает сделать, он решил отдать Государству". Все произведения Филонова были сохранены его сестрой Евдокией Николаевной Глебовой и впоследствии переданы в Русский музей. В основу фильма легли дневники Павла Филонова периода 1930-1940-х годов - одного из самых сложных десятилетий в жизни и страны и художника. За каждой страницей этих дневников, из атомов букв и фактов предстает трагическая жизнь и творчество художника. В фильме рассказывается о том, что в секторе "рукописи" Русского музея хранятся дневники Павла Филонова, которые были изданы после того, как открылся «железный занавес» и возвратились многие закрытые имена, в том числе, и имя Павла Филонова. В 1988 году состоялась его первая персональная выставка в Русском музее. Затем его выставки прошли в Париже, Дюссельдорфе и других городах Европы. Так мир открыл для себя гениального русского художника-авангардиста Павла Филонова. О его работах сказал В. Шкловский: «Это не провинциал Запада… В Филонове — сила русской не привозной живописи». В целом работы Павла Филонова были тяжелы для восприятия зарубежного зрителя. Его картины состоят из мельчайших атомов-прикосновений. В своих дневниках — дешевых ученических тетрадях - он пишет: «Живопись должна расти, как дерево… В то же время упорно и точно пиши каждый атом». В 1935 году Павел Филонов писал: « Всё последнее время я жил только чаем».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий