Азовсталь будут вскрывать ФАБ-3000, ФАБ-5000 и если понадобиться то и ФАБ-9000. ФАБ-9000м54 снаряжалась 4297кг тротила и обладала общим весом около 9 тонн. Бомба ФАБ-9000 точно пробила здание бывшего Компартийного комитета, известного как "Дворец Дудаева".
Характеристики бомбы ФАБ-9000-М54, история появления и ее применение
Русская семерка. Военкор Александр Сладков в связи с новостью о том, что в России возобновили серийное Производство ФАБ-3000, напомнил о более мощной авиабомбе ФАБ-9000 по прозвищу «Слон». Использование авиабомбы ФАБ-3000, производство которой начали в России, может создавать повышенные риски для самолетов-носителей.
Аналитик ответил на критику авиабомб ФАБ-3000
ФАБ-9000м54 снаряжалась 4297кг тротила и обладала общим весом около 9 тонн. Самым легким самолетом, который мог быть носителем ФАБ-1500, был фронтовой реактивный бомбардировщик Як-26 — он мог взять один боеприпас. Никакие ФАБы не смогут уничтожить тыл противника, подорвать его мосты или ликвидировать пути снабжения, пока это находится за пределами действий бомбардировочной авиации Никакие ФАБы не смогут уничтожить тыл противника. Единственное бомбометание ФАБ-9000 с Ту-22.
Украинская сторона высказывает опасения по поводу возможного применения Россией ФАБ-3000 и ФАБ-9000
Самым легким самолетом, который мог быть носителем ФАБ-1500, был фронтовой реактивный бомбардировщик Як-26 — он мог взять один боеприпас. Единственный способ борьбы с боеприпасами этого типа — поражение самолета-носителя с ФАБ с УМПК до рубежа выполнения им боевой задачи. Фугасная авиационная бомба (ФАБ) универсальный тип авиационных бомб, широко применяется для поражения различных целей.
Характеристики бомбы ФАБ-9000-М54, история появления и ее применение
Авиационная бомба ФАБ-1500-М54 с комплектом УМПК, запускается с таких носителей, как истребитель-бомбардировщик Су-34М и многофункциональный истребитель Су-35C. Самая мощная современная российская фугасная бомба — ФАБ-9000 М54. Таким образом, военкор прокомментировал новость, что в России было возобновлено серийное производство ФАБ-3000.
Какие цели будут призваны поразить мощнейшие бомбы ФАБ-3000 с УМПК
На фоне военной операции на Украине ВКС России расконсервировали свободно падающие фугасные авиационные бомбы ФАБ-3000-М46. Военкор Александр Сладков в связи с новостью о том, что в России возобновили серийное производство ФАБ-3000, напомнил о более мощной авиабомбе ФАБ-9000 по прозвищу "Слон". При этом мнения в украинской экспертной и околоэкспертной среде разделились: одни считают, что в российской авиации нет носителей, которые способны эффективно использовать не то что ФАБ-9000, но и ФАБ-3000. Авиационная бомба ФАБ-1500-М54 с комплектом УМПК, запускается с таких носителей, как истребитель-бомбардировщик Су-34М и многофункциональный истребитель Су-35C. Именно ФАБ-9000М-54 советский генералитет решил использовать против засевших в горах и ущельях моджахедов во время Афганской войны.
Ожидание 'Слона': Развитие боеприпасов в России
Для того чтобы советские летчики могли поражать цели, не входя в зону действия зенитных ракетных комплексов противника, в 1970-х началась разработка новых корректируемых авиабомб КАБ. Вскоре на вооружение фронтовой авиации поступила КАБ-500Л, оснащенная лазерной головкой самонаведения. Для поражения цели самолет подсвечивает ее лучом лазера, а затем летчик производит сброс. Эта авиабомба предназначена в том числе и для замаскированных целей. Она может применяться одиночно и залпом по нескольким целям из горизонтального положения самолета, пикирования или кабрирования полета с набором высоты и задранным выше горизонта носом. Кроме этого, КАБ-500Кр способна запоминать местонахождение цели и корректировать полет до момента поражения, что соответствует принципу "выстрелил-забыл". Еще одна корректируемая авиабомба в арсенале российских ВКС — КАБ-1500 Л-Пр — предназначена для поражения высокопрочных и заглубленных в землю складов ядерных боеприпасов, командных пунктов, а также различных малоразмерных целей с железобетонными стенами толщиной до 3 м. Кроме всего прочего, боеприпасы этого типа могут комплектоваться двигательной установкой для достижения большей дальности планирования.
Первое боевое применение российскими ВКС корректируемых авиабомб состоялось в Сирии в 2015 году. Только за первый месяц операции летчики на истребителях-бомбардировщиках Су-34 уничтожили КАБ более 200 боевиков и несколько полевых штабов с командирами террористов. Это не нужно. Цель — вывести его из строя, а для этого нужно точно попасть в здание, в котором находятся трансформаторы, отвечающие за функционирование станции.
У нежинцев проблем с оборудованием не было и сопровождающий ведомый на боевом пути занял место левее «бомбера» и имел возможность выполнить перспективным аэрофотоаппаратом АФА-42-100П с правого борта съемку момента открытия грузолюка и сброса бомбы. Врезалось в память: В момент сброса автопилот не успевал парировать резкое изменение веса и самолет «ощутимо вспухал» метров примерно на 50 для ФАБ-5000 и метров на 100 ФАБ-9000. Погода на полигоне 13 мая была отличной, безоблачной. Момент взрыва и подъем облака видел в оптику ОПБ-15. Зрелище потрясающее.
Очень похоже как в кино показывают на облако при взрыве атомной бомбы: такой же быстро растущий до огромных размеров «гриб на ножке», грязно-серого-малинового цвета, идущий «прямо на тебя» в оптике и заполняющий все поле зрения. После левого разворота на 180 градусов, при уходе от полигона на север, слева видели «гриб» с верхней границей облака около 3000м. То, что пара из Нежина шла с 10-ти минутным интервалом и выше на полторы тысячи метров относительно нас, было правильным решением, иначе бы они точно влетали в этот «гриб» или цепляли его. А вот 13 мая с полигона «прилетело»: «Что это сегодня было? Чернышов ответил: «В два раза больше чем вчера». Видимо, они сами были поражены увиденным. Командир 3 АЭ 199 огдрап гв. Зазоры не более 3 см. Она входила и по длине и ширине ровно-ровно во весь бомболюк.
Когда мы приехали под самолёт, эта бомба, 9-тоннка, ещё лежала сбоку. Весь процесс подвески проходил на наших глазах. Она же вешается на один центральный держатель. И когда вешали, бедный самолёт проседал под её весом. Мы смотрели как обжимались стойки шасси. Какой-то опыт уже у нас был. Накануне, в Нежине, для нас провели тренировку по подвеске весового макета ФАБ-9000 в бомболюк нашего самолёта. Мы шли на автопилоте. В тот момент, когда эта штука у нас отцепилась, несмотря на то, что автомат кабрирования у нас был включён, то самолёт подпрыгнул на 150 метров.
На душе так легко стало! С ней садиться, это ж трындец какой-то!!! Даже думать не хотелось! Мы бросали три раза. Две 5-тоннки и одну 9. Бросали на Херсоне. Не на Калиновке.
Она предназначена для уничтожения промышленных объектов, фабрик и заводов, судов на стоянках. Носителями девятитонной бомбы являются бомбардировщики Ту-16, Ту-22 и Ту-95.
При взрыве ФАБ-3000М остаются полностью разрушенные сооружения в круге диаметром около 35 метров. Только ФАБ-9000 оказалось под силу достать строения и ходы сообщения под землёй на глубине шесть этажей на «Азовстали». Мощность её взрыва 44 тонны в тротиловом эквиваленте. Железобетонные укреплённые объекты уничтожаются ею в радиусе более 100 метров. ФАБ-9000 успешно применяли ещё во время войны в Афганистане. В запасе авиаторов бомба объёмного взрыва неофициальное обозначение АВБПМ - «Авиационная вакуумная бомба повышенной мощности». Масса взрывчатого вещества 7100 кг, тротиловый эквивалент - 44 тонны. Освобождённое при взрыве, оно и даёт объёмный взрыв. Гарантированное поражение целей в радиусе 300 м. Ударная волна может повредить постройки и поразить живую силу противника на расстоянии до полутора километров. В противовес американскому изделию «псевдоним» нашего - «Папа всех бомб». Отечественное высокоточное оружие воздушного базирования было и остаётся одним из лучших в мире по соотношению цена-качество, по боевому потенциалу, эксплуатационным возможностям. Мала бомба, да умна сетевыми возможностями Работы над новыми, более совершенными изделиями ведутся и в США. УАБ длиной 69 дюймов один дюйм равен 2,54 см , диаметром 6-7 дюймов весит 204 фунта один фунт равен 0,45 кг и несёт боеголовку весом 105 фунтов. Благодаря использованию комбинации активного радиолокационного самонаведения на миллиметровых волнах, полуактивного лазерного наведения, инфракрасного самонаведения, инерциального наведения с GPS и канала передачи данных, бомба поражает стационарные цели на расстоянии 69 миль и движущиеся - на расстоянии 45 миль.
ФАБ-250, ФАБ-500, ФАБ-1500 уже в работе - кто следующий: ФАБ-3000, ФАБ-5000, ФАБ-9000???
Наиболее крупнокалиберные среди них ФАБ-9000м50 и более совершенная ФАБ-9000м54: её полный вес около 9т и снаряжена она 4297кг тротила. Она предназначалась для поражения военно-промышленных сооружений и фабрично-заводских зданий, судов на стоянках. Из имеющихся сейчас только Ту-95МС и Ту-160 теоретически могут нести такие авиабомбы, а практически нет. Ту-95МС по своей инструкции называется платформой и может применять только крылатые ракеты подвешенные на внутренней подвеске. Для других целей он не предназначен. Ту-160 может нести на себе все виды авиабомб, но это стратегический бомбардировщик. Таким образом Ту-95 и Ту-160 приспособлены под ракеты, и носителей этой авиабомбы в строю не осталось. ФАБ-9000 М-50 c Д. Кушнарев У тяжёлых бомб есть определенный срок годности.
Утилизация их довольно трудная проблема. Чаще всего бомбили тяжелыми бомбами только потому, что подходил конец их годности. Легче было использовать её на полигоне, чем уничтожать другими средствами.
По их словам, на этой неделе во время ударов с воздуха по объектам в Сумской области российские летчики использовали высокоточные управляемые авиационные боеприпасы типа американских JDAM — планирующих авиабомб фирмы Boeing. Фото: roe. До недавнего времени это были свободно падающие неуправляемые фугасные бомбы типа ФАБ-500. Теперь же, после незначительной и дешевой доработки, российские «левши» превратили их в управляемые высокоточные планирующие боеприпасы. Российские летчики рассказывают, что долгое время такие неуправляемые авиабомбы типа ФАБ-500 — их называли «падающий чугун» - были для них большой головной болью. О чем, кстати, часто писали наши СМИ.
Если вкратце, то эти бомбы абсолютно невозможно было применять по движущимся объектам — слишком сложно прицелиться. Даже при поражении стационарных объектов с большой высоты — это задача довольно сложная. Чтобы повысить точность бомбометания такой неуправляемый боеприпас, нужно было сбрасывать с предельно малой высоты. А это значит экипаж сразу же становился целью для вражеских переносных зенитных комплексов или комплексов войсковой ПВО противника.
Ну а ФАБ-9000 — это уж для «жирных целей». Права на данный материал принадлежат Военное обозрение Материал размещён правообладателем в открытом доступе В новости упоминаются.
В качестве носителя выступал Ту-22. Насколько был эффективен гигант в таких условиях можно посудить логически — Ирак не добился поставленных целей.
Существует теория, что ФАБы использовали в ходе чеченской кампании. Насколько эта теория соответствует истине — неизвестно. Опечатка или нет — неизвестно. В данный момент такой тяжелый боеприпас, как ФАБ-9000 может поднять лишь самолет Ту-95МС или же Ту-160, если перестроить их бомбоотсек. Больше вариантов нету. Возможно, было бы намного проще загрузить сразу 3 таких бомбы на Ту-22М3. Кстати, ФАБ весом 9 тонн можно увидеть в музее.
Военкор Сладков напомнил о сверхмощной бомбе России «Слон», еще не виданной в ходе СВО
В России расконсервировали бомбы ФАБ-3000 на фоне операции на Украине | Целесообразность использования в качестве носителей ФАБ-3000 с УМПК самолётов стратегической, дальней и транспортной авиации. |
Оружие массового поражения: Фугасная авиационная бомба ФАБ-9000М-54 | Большую часть накопленных в арсеналах ФАБ-9000 высыпали на головы афганским моджахедам и чеченским боевикам, просто потому что использовать по назначению их было в разы дешевле, чем разрядить. |
NYT: США передали Киеву ракеты, которых самим не хватает | Но самой крупной остается ФАБ-9000 – по мощности взрыва она уступает только ядерной бомбе, однако сейчас это скорее музейный экспонат. |
Сладков напомнил о сверхмощной бомбе "Слон", еще не применявшейся в ходе СВО | Таким образом, военкор прокомментировал новость, что в России было возобновлено серийное производство ФАБ-3000. |
Военкор Сладков напомнил о сверхмощной бомбе России «Слон», еще не виданной в ходе СВО
Однако при рассмотрении того, на каких боеприпасах следует применять УМПК, необходимо учитывать и ряд других факторов. Именно эта составляющая обеспечивает повышенную стоимость и ограниченное количество производимых высокоточных боеприпасов. Если мы говорим о планирующих авиабомбах, наводящихся по сигналам глобальной спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС , то их «умная» начинка будет сопоставимой по своим характеристикам, что для боеприпасов массой 100 килограмм, что для боеприпасов массой 9 тонн. Понятно, что будут отличаться рули управления и их приводы, источник электропитания и ряд других компонентов, но самое главное — система наведения, обеспечивающая определение координат по сигналам ГЛОНАСС, будет везде практически одинаковой. Более того — именно количество УМПК, а не число неуправляемых боеприпасов, на которые они могут быть установлены, будет являться ограничительным фактором. Ещё один фактор — эффективность поражения. В статье «Ударом на удар: кассетные БЧ на высокоточном оружии большой дальности» мы уже говорили о том, что в большинстве случаев несколько боеприпасов обеспечивают большую площадь поражения при одинаковой массе с одним боеприпасом большего могущества, разумеется, если речь не идёт об уничтожении какого-то сильно защищённого объекта.
Деморализация много значила для этих краёв. Однако практический эффект вызывает споры среди специалистов. Это же касается и наших воздушно-космических сил. Во-первых, нельзя сказать, что у нас в строю достаточное количество тех типов самолётов, которые в состоянии поднять и метнуть ФАБ-9000 более-менее мощно. Во-вторых, нет УМПК под девятитонку. Это была бы не проблема, не будь у небратьев ППО. Но оно есть. Компетентный телеграм-канал «Русский инженер» полагает, что применение ФАБ-9000 не обосновано с военэкономической точки зрения.
Фугасный удар сверху вызывал сотрясения, растрескивание и обрушение камня заваливавшего пещеры, а обвалы засыпали их входы. Бомбометание по склонам давало впечатляющий эффект: сход сотен тонн камней хоронил устья пещер и подходы к ним, на дно ущелий валились карнизы, немногочисленные дороги и тропы упирались в нагромождения скальных глыб, и на поиск обходных путей противнику приходилось тратить недели. Чтобы мощь взрыва не расходовалась впустую на поверхности, взрыватели выставлялись на срабатывание с замедлением, дававшим бомбе углубиться и взорваться в толще горы. Обычно применялись электрические взрыватели АВУ-Э и АВ-139Э, специально предназначенные для бомб большого калибра и высотного бомбометания. Они отличались повышенной безопасностью - окончательное взведение происходило лишь через 18-23 с после отделения от самолета. Тяжёлые фугасные бомбы довольно интенсивно применялись в афганской войне. Эффективность увеличивалась при сбросе бомб в не большие ущелья, которые буквально "складывались" от такой мощности. Эту тактику позднее там же использовали американские ВВС в 2001-02гг. Бомбардировщики В-1В и В-52, используя точность своих ПрНК, "укладывали" бомбы весом 9980кг в небольшие ущелья с тем же эффектом. Американцы рассматривают бомбу такой мощности скорее как пропагандистский шаг вызывающий больше психологическое воздействие.
Заряд большой и трудно спорить о эффективности применения такой авиабомбы. США воюет только со слабыми странами, поэтому для них основная цель деморализовать население, произвести эффектное психологическое воздействие.
Это ФАБ-9000, фугасная авиационная бомба весом в девять тонн. Но мы говорим не о полутонне, мы говорим о девятитонной бомбе, - подчеркнул он. Мы все еще не использовали".