фото сборник. Главные новости о персоне Николай Цискаридзе на Будьте в курсе последних новостей.
Николай Цискаридзе рассказал, почему завершил карьеру танцовщика
Теперь шприц у меня дома лежит на видном месте, в назидание, чтобы я не забывал, что такое по-настоящему "плохо". В тот же день Маша Зонина провожала меня на вокзале Монпарнас. Я ехал на восстановление в Капбретон. Поскольку во время лечения в Париже меня опекало и посольство РФ, там выделили человека, который сопровождал меня до самого реабилитационного центра.
По этому случаю купили два билета: на одном месте сидел я, на другом лежала моя нога. На вокзале я почувствовал себя наисчастливейшим человеком оттого, что впервые за долгое время ехал не в операционную. Раннее утро.
Мимо меня провезли тележку со свежими багетами, и такой дух от них шел! Что ты хочешь? Повторяю уже с уверенностью: "Я хочу багет".
Она вскочила, побежала, купила мне шесть багетов с сыром и колбасой.
Стараясь дистанцироваться от конкретных политических событий, Николай тем не менее остаётся в курсе происходящего и правильно на всё реагирует. Он верит в то что жизнь Донбасса наладится, а люди снова будут счастливы. Многие поклонники горячо поблагодарили Николая за такую позицию и выразили ему свою искреннюю поддержку. Сам танцор сейчас остаётся в России и продолжает работать.
Он стал ещё и телеведущим — ведёт программу «Субботний Вечер» и старается нести людям добро и позитив в это нелёгкое время. Сейчас многие артисты отменяют свои концерты, а Цискаридзе убеждён что наоборот нужно поддерживать людей со стороны культуры. Для них он как ясный светоч в условиях информационного мрака и пропаганды. Только объединяя усилия разных народов, можно выйти из ситуации и найти дорогу к общему будущему. Я бы не считал Украину и Белоруссию другими странами.
Пусть на меня обидятся, но это единый русский народ. Да, я грузин по происхождению, но я русский артист и очень этим горжусь. Я воспитан очень по-советски. У меня была интернациональная семья: няня-хохлушка, отчим-армянин, мама и я — грузины.
Все быстро поняли, что я никого не собираюсь увольнять. Я сразу сказал: «Хотите работать — работайте, а не хотите — сами вправе решать. Если у меня возникнут вопросы, я их задам и объясню, что мне не нравится».
Первая солистка Мариинки Хорева получила травму на спектакле «Лебединое озеро» — Потрясло количество больных детей. В училище принимаются дети исключительно здоровые, потому что балет — это тяжелый физический труд. Количество детей, которые срезаются на втором, медицинском, туре из-за таких диагнозов, как порок сердца, нераскрытые легкие, грыжи, вывихи, смещения, меня поразил. С такими диагнозами нельзя заниматься балетом. Я не последний профессионал в балете. Неплохо разбираюсь в хозяйственных вопросах. Конечно, большим подспорьем стало юридическое образование.
У меня хорошие примеры и ориентиры. Всегда вспоминаю свое детство, Московское хореографическое училище, ее школу. Каждый день Софья Николаевна выходила из своего кабинета и шла в столовую — проверяла, что готовили. Она ела с нами из общего, как говорится, котла. И теперь мои дети видят меня. Один мальчик мне однажды смешно сказал: «Все знают, что вы рыбу не любите — вот ее плохо и готовят». А я действительно рыбу не понимаю, потому что она для меня уже невкусная.
Потому теперь прошу пробовать тех, кто в ней разбирается. Одно из правил воспитанников Императорского театрального училища 1887 года гласит: «Ешь, но не объедайся, играй, но не заигрывайся, делай все в меру».
Николай Цискаридзе - о главных проблемах российского образования и культуры Николай Максимович, вы следили за обсуждением поправок в Конституцию? Николай Цискаридзе: В мире сегодня просто невозможно пропустить подобные вещи, потому что для тех, кто не смотрит телевизор и не читает газеты, есть Telegram и YouTube. Мне кажется, что очень многое весьма разумно. Особенно это касается вопросов воспитания детей, поддержки сирот. Пункты, связанные с медициной, тоже очень важны.
Кстати, в 2011 году, когда я еще танцевал, меня пригласили в качестве эксперта при обсуждении перехода на Болонскую систему. И тогда я говорил, что если бы чиновники обязаны были бы учить своих детей на территории российского государства и обязательно отправлять в армию, то во многих сферах наша жизнь нормализовалась бы. Это было гипотетическое высказывание, но сегодня мы видим, что Конституция закрепляет запрет на двойное гражданство. Что вы думаете о поправке Пиотровского — Мацуева — Калягина, закрепляющей государственную поддержку и охрану культуры, которая является «уникальным наследием многонационального народа»? Николай Цискаридзе: Есть известное высказывание Наполеона: «Народ, не желающий кормить свою армию, вскоре будет вынужден кормить чужую». Мне кажется, это в полной мере применимо и к сфере культуры. Все зависит от системы образования, которая в последнее время очень сильно просела.
Я не раз поднимал этот вопрос на различных советах федерального уровня, в том числе на Совете по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей, который создан указом президента РФ и который возглавляет Валентина Ивановна Матвиенко. Современные дети категорически не знают русские сказки, вообще русскую литературу. Они великолепно разбираются во «Властелине колец», потрясающе знают «Гарри Поттера». Но если мы спросим детей на улице, то ни один ребенок не скажет, что «Красавица и Чудовище» — это «Аленький цветочек», и для меня это очень неприятный симптом. Я не отрицаю, что «Красавица и Чудовище» — это очень талантливо сделанный фильм. Но хотелось бы, чтобы российские граждане знали не только «Белоснежку и семь гномов», но и «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях», и понимали, как они связаны. Я говорил об этом и когда был артистом, а теперь, когда я уже семь лет возглавляю одно из старейших учебных заведений в нашей стране, могу приводить примеры без конца.
А как вы относитесь к упоминанию Бога в Конституции? Николай Цискаридзе: Уже будучи педагогом, однажды в Москве я повел учеников в Третьяковскую галерею.
Николай Цискаридзе рассказал, как «Остаться человеком»
авторы, интервью, николай цискаридзе. это больше, чем балет. Народный артист России Николай Цискаридзе рассказывает о своих великих педагогах, как их профессиональные и жизненные советы закалили его характер. – Николай Максимович, вы иногда в своих интервью что-то говорите на грузинском языке, и от этого немного оказываешься в ступоре, потому что на самом деле совершенно забывается, что Цискаридзе – грузин.
Николай Цискаридзе в «Большом эфире»: Триколор объявляет неделю русского балета
Первые роли он станцевал «при власти» Юрия Григоровича, но затем та перешла к Владимиру Васильеву. Цискаридзе должны были дать награду в Париже, но его туда не пустили. Заведующий труппы сказал, что Цискаридзе — артист Васильева, а на возражения, что тот танцевал при Григоровиче, ответил: «Нет, этого не было». Нечто подобное, по словам артиста, происходит и сейчас. Николай Цискаридзе: «Цискаридзе в Большом театре не было. Моему ученику один из педагогов сказал, что Цискаридзе никогда не танцевал в Большом театре. Это их установка такая».
Сергей Майоров, ведущий: «31 декабря следующего года есть шанс увидеть вас на сцене Большого театра в ваш юбилей?
В первый день своего ректорства я сказал: «Вы знаете, я прекрасно осознаю, что всегда буду премьером Большого театра, но сколько бы я ни проработал ректором — я все равно буду один из…» Я делаю всё так, чтобы те дети, которые здесь учатся, чтобы те сотрудники, которые работают вместе со мной и служат искусству, — чтобы всё было для блага профессии и всё было подчиненно именно ей. Я всегда говорю одно и то же: балет я люблю больше, чем себя! Учеников жалко? В Московском хореографическом училище моим педагогом был Петр Антонович Пестов. Он преподавал больше 40 лет. И он, глядя на то, как я веду урок, сказал: «Ой, ребята, какой же Николай Максимович добрый!
Вам бы к Пестову — вы бы увидели, что такое жесткость! Я не могу объективно сказать: добренький я или нет. Конечно, когда мы выходим из класса — я уже не буду ничего требовать. Я требовательный в зале, я ругаю только за невнимание к моим требованиям. Он пришел ко мне учиться, и в этом смысле я за него в ответе. Какие навыки и качества вам пригождаются в работе? Потому что я очень много прочитал, у меня был огромный кругозор.
И на пост ректора я пришел с двумя высшими образованиями. Я по первому образованию балетный педагог, а по второму — юрист. Я окончил Московскую государственную юридическую академию, кафедру трудового права — я магистр трудового права. И это было большое испытание в моей жизни. Потому что в 38 лет мне пришлось сесть за парту и начать учиться. Как вы понимаете, Николай Цискаридзе — не человек с улицы. Когда я начинал отвечать, люди доставали мобильники, начинали снимать и потом выкладывали в Сеть.
Когда я защищал магистерскую диссертацию, то огромное количество журналистов это снимало.
Такой энергетический поворот… Противостояние большому искусству не должно существовать… Почему я вам сказал про уважение к Васильеву и Григоровичу, здесь не может быть такого «ничего подождут» — этого не может быть! Т ы показываешь только свою ничтожность, ты сел в это кресло и тешишь свои комплексы тем, что ты так к ним относишься?! Понимаете, после того мне жизнь очень сильно показала, что мы не знаем, что будет завтра. Почему говорят «от сумы и от тюрьмы не зарекайся».
Вот эта сказка, мне кажется, очень точная: встретившись на мусорной куче, не всегда можно узнать бывший объект преклонения… «Большой театр, как крупный океанский лайнер. Он не останавливается в одну секунду» — Вы часто говорите о том, что ваши выпускники, поступая в театры, попадают в руки непрофессиональных безответственных педагогов и репетиторов. Есть ли выход из данной ситуации? Понимаете, в чем проблема… Сейчас балетными труппами зачастую руководят люди, ничтожные с точки зрения искусства. Может быть, они прекрасные в жизни, я не хочу этого знать.
Но с точки зрения искусства они ничтожные. Они никем не были. Если они получили какие-то звания, регалии, они получили их, потому что сели в кресло. И они уничтожили педагогический состав театров. Потому что они хотят, чтобы все, кто работает под их началом, были точно ниже и в званиях, и в регалиях, а главное — в профессионализме.
На днях вышел документальный фильм о Большом театре. И там есть кадры, как балет «Дочь фараона» готовят два человека, которые никогда этот балет не танцевали. И мало того, балетмейстер целенаправленно их не ставил. Потому что они ему просто не подходили. Этот балет поставлен на меня и на балерину Надежду Грачеву.
И Надя работает в театре, но ее не привлекают для репетиций. И когда этот балетмейстер, Пьер Лакотт, уезжал, я был назначен им главным репетитором по этому спектаклю в Большом театре. У меня даже есть фотография этого приказа. И когда я увидел, как молодых, способных артистов готовили вот эти педагоги, это преступление. Это все равно, что вы пойдете учиться быть пилотом к дантисту.
Этого не может быть. Тот человек, который понимает, что такое полет, должен и учить этому. К сожалению, пока будет происходить обратное, прогресс в русском балете не будет присутствовать. Да, у нас есть очень хороший материал и очень хороша возможность делать больших артистов. Но у нас нет больше специалистов.
В театрах специалисты уничтожены. Понимаете, когда народная артистка Семеняка репетирует какую-то маленькую вариацию, а человек без году неделя репетирует главные роли... Это преступление. Какие будут ваши первые действия, когда вы возглавите Большой театр? Именно когда, а не если… — Я терпеть не могу сослагательное наклонение, это раз.
Во-вторых, мне жизнь показала, и мы начали с того, что говорили про руководство. Вот я шел быть руководителем. Я думал, что сейчас я сделаю то-то и то-то, а пришел на производство — и там оказалось такое количество проблем и такое количество ужасов... Мне пришлось, для того чтобы сделать то, что я хотел, пропахать большое количество ситуаций… Большой театр, если проводить аналогию, это как крупный океанский лайнер. Он не останавливается в одну секунду.
Даже если вы нажали на тормоз. Как «Титаник» они остановили, но он еще очень долго плыл по инерции и потерпел крушение. Очевидно то, что надо будет элементарно делать ревизию всего: и хозяйства, и работников, которые не соответствуют своим занимаемым должностям. Главное — администрация. Я как юрист вам скажу, иногда просто смотрю, что происходит в родном коллективе, и вижу, что такого понятия «профсоюз» просто уже не существует.
Уважение к труду, безопасности… эти вещи забыты. Она была права. Когда я подошел к пенсии, у меня было два высших образования. Я уже много лет работал педагогом, и я очень плавно пошел дальше. Конечно, я обо всем этом думаю.
Почему я сказал: когда я пойму, что не хочу больше вернее, что мое внимание не может больше принести пользы работать педагогом, я первый встану и уйду. Мне никто не верил, что я так просто прекращу балетную карьеру. А я единственный, кто день в день сказал «до свидания». Потому что я, прежде всего, себя уважаю. Потому у меня все продумано.
Время непредсказуемо, сейчас я не могу вам сказать, когда почувствую старость. Потому что мои педагоги даже в девяносто с лишним чувствовали себя молодыми. Как-то я сказал Марине Тимофеевне Семеновой, которой уже было хорошо за девяносто лет: «Ой, я до такого не доживу». Она говорит: «Доживешь, я тебя заразила». Это какое-то новое явление в балете?
Это фатально, прежде всего, для мужского коллектива, потому что переносить артисток такого роста, такого объема — просто сознательно толкать здоровье танцовщиков, чтобы у них были большие проблемы со спиной, потом и с сердцем и т. Мы много раз говорили, что это, как правило, чья-то дочь, чья-то жена или возлюбленная. Да, раньше, когда была коммунистическая власть, были очень жесткие правила, все очень четко отслеживалось. Смогла бы продолжить обучение девочка, если бы она выросла хотя бы на один сантиметр выше нормы? Их отчисляли еще в школе.
Но потом все изменилось. Что для вас эти слова? Меня так учили с детства, я по-другому не знаю существования. Ты себя должен уважать. Если ты не уважаешь себя, тебя никто не будет уважать.
Очень хорошую фразу я прочитал на днях — клоун, который переехал жить во дворец, не стал королем, он превратил дворец в цирк. И много наших театров этому олицетворение. Потому что руководят клоуны и шуты. Вы понимаете, кичиться, задирать нос, хамить, орать — это не значит проявлять властность. В нашей профессии очень часто поднимают голос, потому что ты должен человеку сообщить энергию.
Но я много раз замечал такую вещь: Григорович очень сильно повышал голос, была строгость, колоссальная строгость. Но было грандиозное уважение, даже у врагов. Даже враги уважали. А сейчас стоит этот попка-дурак, кричит, визжит и ненавидит даже стены. Когда не один работник театра, кроме приближенных лизоблюдов, которые его тоже ненавидят, но они вынуждены льстить и пресмыкаться.
Ненавидят тебя все, это очень видно. Мне, например, никогда и нигде не приходилось просить, чтобы меня назвали по имени-отчеству. Я всегда удивляюсь, откуда люди знают мое отчество. Как-то так сложилось в том Большом театре, в который я пришел, что по отчеству премьеров называли сразу. А я им быстро стал.
И когда режиссер стучался в дверь, он говорил: «Николай Максимович, можно продолжить спектакль? В жизни, когда мы общались, они обращались ко мне «Коля», но по работе всегда «Николай Максимович». А когда я смотрю на людей, которые просят себя называть по отчеству, например, мне они очень странны. А никто не знает не только их отчества, никто имени не знает. Мне когда-то Галина Павловна Вишневская сказала замечательную фразу, когда отказалась праздновать свой юбилей в Большом театре.
Она была против той политики творческой, которую проводило руководство Большого театра. Потому что мы — Большой театр», имея в виду артистов. А я сейчас смотрю на некоторых руководителей, которые все время дают интервью на фоне Большого театра, на фоне зала, их никто не может запомнить, и мне их так жалко, потому что постарайся своим творчеством сделать так, чтобы, когда произносят твое имя, сразу было понятно, что это за профессия, в какой организации ты служишь. Я по-другому не понимаю. PS Что касается самого главного вопроса в читательском интервью, то его задала Буянова Елена.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Главный редактор сайта: Ильина Н. Электронная почта редакции: redaktor gtrk39.
Интервью с Николаем Цискаридзе: взгляд на искусство и ответы на вопросы молодежи
Для многих людей Цискаридзе — нарицательная фамилия не только в контексте классического балета и высокого искусства. Под конец не самого простого года премьер Большого театра, ректор Вагановской академии, народный артист РФ Николай Цискаридзе рассказывает «Москвич Mag» о важном, случившемся в этом году: о книге мемуаров про его личный Большой театр. Николай Цискаридзе считает, что невозможно учиться балету по интернету. личная жизнь сейчас, здоровье, карьера, семья и много других интересных фактов | STARHIT. Николай Цискаридзе Фото: РИА «Новости». Николай Цискаридзе в очередной раз стал гостем в интернет-шоу.
Николай Цискаридзе: «Нет ничего важнее понимания, поддержки»
Последние новости о персоне Николай Цискаридзе новости личной жизни, карьеры, биография и многое другое. Николай Цискаридзе сегодня — Цискаридзе прокомментировал награждение орденом «За заслуги перед Отечеством». Тайны личной жизни и подробности биографии персоны Николай Цискаридзе на сегодня: актуальные фото и последние новости на сайте Николай Цискаридзе 2022. Цискаридзе интервью 2023. Концертная сюита из балета «НАЯДА И РЫБАК» Музыка Ц. Пуни Хореография Жюля Перро Мариуса Петипа, Александра Ширяева Редакция Николая Цискаридзе. Петербург наконец принял Николая Цискаридзе как родного: двойной юбилей — 50-летие и 10-летие на посту ректора Академии Вагановой — отмечает весь город. Интервью Николая Цискаридзе на телеканале "Москва 24".
Код доступа. Николай Цискаридзе - о главных проблемах российского образования и культуры
Танцовщик Николай Цискаридзе рассказал, почему решил завершить карьеру. свежие новости дня в Москве, России и мире. Николай Цискаридзе о "Щелкунчике", Николай Цискаридзе руководитель, Николай Цискаридзе Большой театр, Академия русского балета имени Вагановой, Кремлевский дворец, Ректор Академии балета, Цискаридзе директор Большого театра, балет Щелкунчик, Как. это больше, чем балет. Не так давно Николай Цискаридзе в первый раз попал в рейтинг «Ромир» — список авторитетных людей, которым россияне доверяют больше всего. Биография Николая Цискаридзе: личная жизнь, отсутствие жены и детей, слухи о нетрадиционной ориентации, друзья и образ жизни танцора.
Николай Цискаридзе о концерте в Кремле, работе на «Первом канале» и педагогике до гроба
При этом в те годы мы были привилегированными детьми, выезжали за границу. В 16 лет я побывал в Японии, где мы жили два месяца. Впервые увидел Диснейленд. И сегодня, когда бываю в странах, где есть такие парки, обязательно туда еду. Училище окончил с красным дипломом, после чего отдал его маме. Она тут же отнесла его в институт, куда меня приняли без экзаменов. Пришлось учиться на педагога. Правда, я долго саботировал, не ходил на лекции, но мама заставляла. Партия Солора в мужском классическом репертуаре самая сложная и виртуозная.
В этой роли я вышел на сцену в 1997 году и 15 сезонов танцевал ее на лучших сценах мира. Самое большое признание для артиста, когда роль становится именем нарицательным. В этом смысле мне повезло. Мой костюм Германа из «Пиковой дамы» находится в музее Пушкина в Петербурге, костюмы принца Дезире из «Спящей красавицы» и Щелкунчика из одноименного балета — в Клину, в музее Чайковского. Рад, что там будет моя частичка, это большая честь. Юрий Башмет: «В каждом концерте есть место хулиганству» — Каждого артиста перед выходом на сцену могут обуревать какие-то страхи. Какие страхи были у вас? Когда стал танцевать серьезные роли в Большом театре, у меня перед каждым спектаклем всегда была ангина и температура 38 градусов.
Это просто психосоматика, пока организм не привык. В тот момент, когда ты делаешь шаг на сцену, все меняется. Однажды японцы делали обо мне фильм, было много камер.
Свои сомнения в половой принадлежности Цискаридзе они не только озвучили собственным детям, но ещё и написали донос в КГБ с требованием избавить их детей от общения с гермафродитом, как они считали. В результате комиссия из КГБ назначила подростку медицинское освидетельствование, которое не нанесло Николаю травмы исключительно благодаря матери Николая Ламаре Николаевне. Она правильно подготовила сына к комиссии, заявив, будто это — обычная процедура, он просто пройдёт дополнительную врачебную комиссию. Естественно, освидетельствование прошло нормально, никаких патологий у студента выявлено не было. Когда же Цискаридзе, став старше, понял, что за процедуру с ним проводили, то испытал жгучий стыд за тех взрослых людей, которые в угоду собственных амбиций подвергли его унизительному осмотру. Но он в тот раз справился с травлей. В первую очередь, благодаря своему педагогу и твёрдой уверенности в том, что он станет одним из лучших выпускников.
О битом стекле в пуантах девочек-балерин он истории только слышал, но сам не видел. Но однажды он был свидетелем того, как его ровесник на сцене танцевал буквально сквозь слёзы, когда нижнее бельё ему намазали финалгоном. Николай Цискаридзе сказал тогда: «Это страшная боль». Конечно, имел в виду он не только этот конкретный случай, а вообще историю с травлей среди балетных. Впрочем, в его жизни та история была вовсе не последней. Новый виток нелюбви Николай Цискаридзе. Он был слишком ярким и способным, а в театре царила определённая клановость, когда продвигали детей артистов, а талантам со стороны не давали роли. Юрий Григорович ставил Николая Цискаридзе на роль, но стоило ему уехать из Москвы а отлучался по делам нередко , как имя артиста тут же исчезало из афиш, и его снова отправляли в кордебалет. Случалось, Цискаридзе откровенно подставляли, когда внезапно исчезал необходимый ему на сцене реквизит непосредственно во время спектакля. Но ничто не могло его сломать.
По словам премьера, за это он всю жизнь благодарит своего педагога Петра Антоновича Пестова. Его жесткая методика приучила его выходить на сцену в любом состоянии и работать так, будто не было ни исчезнувшего реквизита, ни каких-то ещё гадостей.
Это тоже стресс. И вот наконец я счастливо уснул. Утром открыл глаза, увидел рядом спящих котят. И мне стало так хорошо…» Николай, вы реалист, циник, человек земной, но при этом верите в чудеса, в мистические вещи. Такой же была ваша мама. По образованию физик, она гадала на картах и предсказывала будущее. Как все это может сочетаться в одном человеке?
Николай Цискаридзе: Я не вижу здесь противоречий. Кстати, многое из того, что мама предсказывала, сбывается до сих пор. Перед уходом она говорила об очень важных вещах. В том числе и о том, что я буду возглавлять одну из главных школ мира. Мне было двадцать, жил я в Москве и даже не думал о Ленинграде. И вот, когда через много лет я стал ректором Академии Русского балета, подумал: «Господи, мама-то меня догнала» Мама очень болела и боялась, что может скончаться до моего совершеннолетия. Когда я стал взрослеть, она меня готовила к тому, что я останусь один. Хотела, чтобы у меня всего было в достатке, чтобы имелась крыша над головой. И ей было очень важно, чтобы если уж я выбрал эту странную в ее понимании профессию, то обязательно стал настоящим профессионалом.
Разве она могла на это повлиять? Это ведь зависело в первую очередь от ваших способностей, от труда и желания стать первым? Мама дала карт-бланш моим учителям. Вручила педагогу стек для лошадей и сказала: «Мне нужен результат. Если надо — можете его пороть». Она и сама была очень жесткой и строгой. Но при этом я имел столько любви и заботы в семье, как никто. Педагог меня, конечно, не порол, но на орехи я получал регулярно. Однако ни удары, ни крики меня не унижали и не обижали.
Просто в моей парадигме не существовало сомнения в том, что это делается мне во благо. Сейчас же я как педагог наблюдаю в основном сломленных, недолюбленных, недоцелованных в семье детей. Кричать на них противопоказано. Им нужно говорить: «Ты самый лучший, я тебя люблю». Похоже, у вас не было проблем с самооценкой? Были чудовищные сомнения и переживания по поводу внешности. И до сих пор есть. Я считаю себя одним из самых некрасивых людей на земле. Понимаете, для меня все красивое — светлое.
В моем детском представлении человек с темными волосами не может быть красивым. Я хотел бы родиться белокурым и голубоглазым, а родился… С ужасом вспоминаю период пубертата. Мне казалось, что все сверстники вокруг выглядят лучше меня Но в балетном зале все менялось. Там я понимал, что равных мне нет. И я с большим удовольствием занимался актерством, потому что мне интереснее быть кем-то, а не собой. Уверен, любой большой артист — это побег от самого себя. Я, например, страшный интроверт. Об этом знают только самые близкие друзья. Они в курсе, что вынуть меня из скорлупы невозможно.
У меня нет потребности общаться. Мне комфортно в моем доме. Я статичен: мне нужно, чтобы все было в зоне доступа, чтобы можно было лежать на диване и не двигаться. При этом я обожаю путешествовать, что-то узнавать. Поэтому я всегда составляю четкий план, где все продумано до мелочей. Я очень организованный человек. Мама на эту тему шутила: «Никогда не жила со свекровью, но родила ее». Я ее «строил», будучи еще трехлетним.
Он поставлен в 1974 году английским балетмейстером Кеннетом Макмилланом. Это вторая большая работа Макмиллана для Королевского балета. Музыка, на которую он решил ставить спектакль, была написана, конечно, не для балета... Жорж Бизе, на чью музыку поставлен этот спектакль, в 1855 году, заканчивая Парижскую консерваторию, написал свою дипломную работу. За эту работу он получил золотую медаль и грант — дальнейшую стажировку в Италии. Но, к сожалению, эта партитура легла на полки и так пролежала до 1935 года, пока ее там случайно не обнаружили. И вот в 1935 году она была впервые исполнена и, к сожалению, не произвела должного впечатления... Этот спектакль создавался к 20-летнему юбилею творчества Жана-Кристофа Майо в Монте-Карло, в труппе, которой он руководит. Сначала он ставил для этого театра, а уже потом, с 1992 года был назначен главным балетмейстером. Спектакль Жаном-Кристофом Майо задумывался как своеобразный панегирик собственному пребыванию в стенах этого коллектива. Сюжет очень сложно пересказать, поэтому его гораздо интересней смотреть, там очень много аллюзий... Джон Ноймайер родился в Америке в городе Милуоки, штат Висконсин, где и начал обучаться хореографии. Затем он перебирается в Лондон, и там его заметила замечательная балерина Штутгартского балета Марсия Хайде. Она его порекомендовала Джону Кранко, и тот приглашает Ноймайера в свою труппу в Штутгарт. Вообще считается, что есть несколько хореографов, которые вышли из-под крыла Джона Кранко, и одним из таких является Джон Ноймайер...
Николай Цискаридзе: «У меня был ужасный выпускной. У моих учеников такого не будет никогда!»
Так, по его словам, именно Павел инициировал коллективное письмо в защиту заведующей балетной канцелярией Вероники Санадзе. От последней Филин требовал, чтобы она уволилась. Санадзе не стала писать докладную на Цискаридзе, когда тот не пришел на репетицию балета «Жизель». Он вообще всех оскорблял и на всех орал», — вспоминал Цискаридзе.
Он назвал Сергея Филина «человеком-провокатором» и «истериком», рассказал о том, как худрук плел интриги за его спиной, пытаясь, чтобы ученики отказались от него как от педагога-репетитора. Когда же они этого не делали, Филин грозился отстранить их от роли, сказал Цискаридзе. Потом все конфликты шли как снежный ком», — продолжил танцор.
Он сообщил, что был допрошен по уголовному делу о нападении на Филина одним из первых. Тогда же он узнал, что потерпевший подозревает его в случившемся. Он пытался убедить Филина «не притеснять» балерину, а тот ссылался на то, что «она не в форме, что она крупна».
Свидетель сообщил, что сильно расстроился, когда узнал, что Воронцова стала встречаться с Павлом Дмитриченко. По его словам, о продвижении карьеры Воронцовой при Филине говорить не приходилось: он ей либо давал второстепенные роли, либо не давал вообще. После возбуждения уголовного дела с Воронцовой в Большом театре заключили контракт всего на полгода.
Было ясно, что ее «выживают», и она перешла на работу в Михайловский театр Санкт-Петербурга, где теперь является прима-балериной и танцует ведущие партии, сказал свидетель. Случившееся с Филиным он прокомментировал так: «Когда я услышал про серную кислоту, у меня вначале был шок. Но потом когда увидел по телевизору, как он разговаривает спустя два-три часа, понял, что все не так страшно».
Знакомство с худруком Сама Воронцова в суде рассказала, что в Москву попала не благодаря протекции Сергея Филина, как было принято считать, а по приглашению ректора Московской академии хореографии Марии Леоновой. Она сообщила, что несколько лет назад познакомилась на Открытом конкурсе артистов балета «Арабеск» в Перми с Цискаридзе. Тот рассказал о ней Сергею Филину, который позже приехал на отчетный концерт Воронежского хореографического училища, где она в то время училась.
По ее словам, сам Филин тогда являлся художественным руководителем театра им.
У Булгакова в «Мастере и Маргарите» написано в финале: «Они не заслужили свет, они заслужили покой». Боже, как это мне нравится. Покой — это очень хорошо. И осудили не потому, что это было типа придумано: не делай так! А потому что я знал точно: у меня в семье так никто не сделает. Я знаю, что самое лучшее это личный пример. Выхода нет только из гроба, все остальное имеет выход. Просто нужно взять паузу, где-то сделать шаг назад, чтобы потом сделать двадцать вперед. И потом, никогда не надо забывать, что для того чтобы прыгнуть, надо всегда отойти и разбежаться.
Я очень люблю фразу, сказанную Наполеоном, что проигранное сражение это еще не проигранная война. Если ты человек с интеллектом, то войну ты выиграешь. А я войну всегда выигрываю. Не желаю никому связываться. И очень часто я, общаясь с какими-то людьми, думаю: вот им точно осколки этого зеркала попали и в сердце, и в глаза, и в разум, везде. И затуманили. Вообще, любая сказка Андерсена, она философская. Есть замечательная сказка «Парочка» про Мячик и Кубарь, про две игрушки, которые долго служили людям. Там как бы подразумевается, что одна игрушка — мальчик, другая — девочка. И Кубарю нравился Мячик, но тот не отвечал взаимностью.
В общем, в какой-то момент обе игрушки оказались на помойке… Мячик сдулся, Кубарь его даже не узнал сначала… В итоге заканчивается сказка тем, что Кубаря достали, потому что его можно было подремонтировать. А Мячик так и остался на мусорной куче. Это очень поучительная история. Я всем все время говорю: мы никогда не знаем кто, когда, как, куда. У меня была одноклассница, она была влюблена в одного артиста. Мы были маленькие, нам было лет по 13, и мы все над ней издевались. Потому что мы знали к тому же, что этот артист не очень предпочитает женщин. Дети же злые, мы над ней потешались все время. Этот человек тогда работал в театре Станиславского. Прошло много лет, этот человек оказался в Большом театре, выбился в руководство.
И вот я однажды бегу по коридору и вижу: сидит в коридоре Васильев. Я подхожу, мы обнялись, побеседовали. Я говорю: «Почему вы здесь? Бегу дальше, там комната была, где у нас канцелярия балета, захожу, а там сидит Григорович. И мы опять обнялись. Я открываю кабинет, а я типа звездень-звездень, а тот сидит с каким-то, так скажем, мелким чином в балете, анекдоты травят. Не то что они обсуждают важное, они анекдоты травят! Я говорю: «Слушай, ты знаешь, там, в коридоре тебя ждут Васильев и Григорович? Я закрыл дверь… И знаете, когда шок, просто по стене съехал, сижу и вспоминаю тот кадр, когда мы маленькими издевались над одноклассницей, что она в него влюблена. Если бы мне тогда кто-то сказал, что к этому ничтожному персонажу Васильев и Григорович будут сидеть в очереди в кабинет, я бы хохотал.
Для этого человека потом все закончилось очень плохо. Я думаю, что его беды не до конца все произошли. Такой энергетический поворот… Противостояние большому искусству не должно существовать… Почему я вам сказал про уважение к Васильеву и Григоровичу, здесь не может быть такого «ничего подождут» — этого не может быть! Т ы показываешь только свою ничтожность, ты сел в это кресло и тешишь свои комплексы тем, что ты так к ним относишься?! Понимаете, после того мне жизнь очень сильно показала, что мы не знаем, что будет завтра. Почему говорят «от сумы и от тюрьмы не зарекайся». Вот эта сказка, мне кажется, очень точная: встретившись на мусорной куче, не всегда можно узнать бывший объект преклонения… «Большой театр, как крупный океанский лайнер. Он не останавливается в одну секунду» — Вы часто говорите о том, что ваши выпускники, поступая в театры, попадают в руки непрофессиональных безответственных педагогов и репетиторов. Есть ли выход из данной ситуации? Понимаете, в чем проблема… Сейчас балетными труппами зачастую руководят люди, ничтожные с точки зрения искусства.
Может быть, они прекрасные в жизни, я не хочу этого знать. Но с точки зрения искусства они ничтожные. Они никем не были. Если они получили какие-то звания, регалии, они получили их, потому что сели в кресло. И они уничтожили педагогический состав театров. Потому что они хотят, чтобы все, кто работает под их началом, были точно ниже и в званиях, и в регалиях, а главное — в профессионализме. На днях вышел документальный фильм о Большом театре. И там есть кадры, как балет «Дочь фараона» готовят два человека, которые никогда этот балет не танцевали. И мало того, балетмейстер целенаправленно их не ставил. Потому что они ему просто не подходили.
Этот балет поставлен на меня и на балерину Надежду Грачеву. И Надя работает в театре, но ее не привлекают для репетиций. И когда этот балетмейстер, Пьер Лакотт, уезжал, я был назначен им главным репетитором по этому спектаклю в Большом театре. У меня даже есть фотография этого приказа. И когда я увидел, как молодых, способных артистов готовили вот эти педагоги, это преступление. Это все равно, что вы пойдете учиться быть пилотом к дантисту. Этого не может быть. Тот человек, который понимает, что такое полет, должен и учить этому. К сожалению, пока будет происходить обратное, прогресс в русском балете не будет присутствовать. Да, у нас есть очень хороший материал и очень хороша возможность делать больших артистов.
Но у нас нет больше специалистов. В театрах специалисты уничтожены. Понимаете, когда народная артистка Семеняка репетирует какую-то маленькую вариацию, а человек без году неделя репетирует главные роли... Это преступление. Какие будут ваши первые действия, когда вы возглавите Большой театр? Именно когда, а не если… — Я терпеть не могу сослагательное наклонение, это раз. Во-вторых, мне жизнь показала, и мы начали с того, что говорили про руководство. Вот я шел быть руководителем. Я думал, что сейчас я сделаю то-то и то-то, а пришел на производство — и там оказалось такое количество проблем и такое количество ужасов... Мне пришлось, для того чтобы сделать то, что я хотел, пропахать большое количество ситуаций… Большой театр, если проводить аналогию, это как крупный океанский лайнер.
Он не останавливается в одну секунду. Даже если вы нажали на тормоз. Как «Титаник» они остановили, но он еще очень долго плыл по инерции и потерпел крушение. Очевидно то, что надо будет элементарно делать ревизию всего: и хозяйства, и работников, которые не соответствуют своим занимаемым должностям. Главное — администрация. Я как юрист вам скажу, иногда просто смотрю, что происходит в родном коллективе, и вижу, что такого понятия «профсоюз» просто уже не существует. Уважение к труду, безопасности… эти вещи забыты. Она была права. Когда я подошел к пенсии, у меня было два высших образования. Я уже много лет работал педагогом, и я очень плавно пошел дальше.
Конечно, я обо всем этом думаю. Почему я сказал: когда я пойму, что не хочу больше вернее, что мое внимание не может больше принести пользы работать педагогом, я первый встану и уйду. Мне никто не верил, что я так просто прекращу балетную карьеру. А я единственный, кто день в день сказал «до свидания». Потому что я, прежде всего, себя уважаю. Потому у меня все продумано.
Глазунова , хореография М.
Григоровича 16 июня — Дон Хуан, « Любовью за любовь » Т. Хренникова, хореография В. Боккадоро 24 декабря — Солист солисты вальса , « Лебединое озеро » П. Петипа, Л. Иванова, А. Горского в редакции Ю. Григоровича 1994 год 8 октября — Матрос, « Золотой век » Д.
Григоровича гастроли Большого театра в Австралии 1995 год 13 января — Щелкунчик-принц, «Щелкунчик» П. Григоровича 12 марта — Граф Вишенка, « Чиполлино » К. Хачатуряна, хореография Г. Майорова 18 марта — Юноша, « Шопениана » на музыку Ф. Шопена, хореография М. Фокина 13 апреля — Джеймс, « Сильфида » Х. Лёвенскольда, хореография А.
Бурнонвиля в редакции Э. Григоровича 14 мая — Золотой божок, « Баядерка » Л. Минкуса , хореография М. Григоровича вариация — хореография Н. Зубковского 29 июня — Паганини , « Паганини » на музыку С. Рахманинова, хореография Л. Лавровского в редакции В.
Васильева 7 июля — Джига, « Дон Кихот » Л. Минкуса, хореография М. Петипа, А. Горского, Р. Прокофьева, хореография Л. Лавровского 1996 год 13 июня — солист в «Антигоне» М. Теодоракиса , хореография С.
Боброва 6 июля — « Нарцисс », миниатюра на музыку Н. Черепнина, хореография К. Григоровича дебютировал на гастролях Большого театра в Граце, Австрия 20 ноября — Призрак розы, « Видение Розы » на музыку фортепианной пьесы К. Берлиоза, хореография М. Чайковского, хореография В. Васильева с использованием фрагментов хореографии Л. Иванова 1997 год 2 апреля — Принц Дезире, «Спящая красавица» П.
Григоровича 22 мая — Граф Альберт, « Жизель » А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Григоровича 27 декабря — в редакции В. Васильева 26 ноября — Солор, « Баядерка » Л. Петипа, В.
Вся эта сегодняшняя тенденция — сплошная обманка. У нас неплохие дети, просто они живут в такой парадигме, как мы жили в кошмарном начале 90-х, когда ты шел с работы сквозь ряды торгующих людей, которые были везде, и от каждого разило зловониями, а у тебя не было денег даже на хлеб. У каждого века свои недостатки, и мы, взрослые, должны перестроиться теперь на другую реальность, потому что это наше завтра и наша будущая аудитория. А как показать нашей аудитории всю прелесть классики?
И мне больше всего жалко писателей. Дима Быков мне сказал потрясающую фразу: «Когда я пишу стихи, то понимаю, что занимаюсь самым бесполезным делом». Процент русскоговорящих в мире невысок, и еще меньше тех, кто действительно читает стихи. Получается, ты пишешь в стол!
Сегодняшнее поколение не знает классики, не говоря уже о Серебряном веке и тем более творчестве Бродского—писателя, которого надо понимать между строк, сквозь его символику и аллегорию. А сегодняшнее поколение считывает все в лоб! Поколение спс! Сейчас завелось огромное количество дам-нуворишей, которые с чего-то решили, что родились на Луаре и лучше всех просвещены в области этикета, стиля, кино… Таким людям легче всего привить вкус.
Будучи еще в Большом театре, я как-то пообщался с одним инфлюенсером—кинокритиком. Он меня обвинил в чрезмерном пессимизме:будто бы я танцую и не вижу,какими гениями окружен. Якобы все гении, а я весь такой ретроградный! Я перебил его и сказал: «Давай не будем говорить о том, чего ты явно не понимаешь, а поговорим лучше о том, что по твоей части,—о кино».
Он называет мне фильмы, среди которых был «Аноним», — это глубокая картина о феномене Шекспира. А это тема, которую я знаю и очень люблю. Вдруг он мне стал рассказывать о супер-пупер режиссере и его авторском подходе, которого, по сути, нет. А есть прекрасная эпоха, известные мифы, эпичность и художественность картины.
Он мне про хайп, а я ему про шикарный каст подлинного драматического английского театра. И этот чувак а по-другому я его назвать не могу никогда в жизни не слышал о теориях сущности Шекспира! Черт бы с его познаниями, драма вся в том, что такие люди ходят со своими рецензюшками к женщинам, которые, в свою очередь, влияют на своих мужей. Это не критики со своим мнением, это продажная история.
Сейчас время яркости, когда инсталляция подменила скульптуру, перформанс подменил живопись, когда всем хочется казаться, а не быть. Есть замечательный текст Ильфа и Петрова про Эллочку-людоедочку, которая соревновалась с Вандербильтихой… Я случайно наткнулся на фильм о Глории Вандербильт, которая скончалась в прошлом году в возрасте 95 лет. У нее безумно интересная биография: она была одной из самых известных и влиятельных американок XX столетия. Художница, актриса, яркая и светская, но подлинная.
В возрасте одного года она унаследовала многомиллионное состояние, и все охотились за ее имуществом судебный процесс за опекунство над ней стал одним из главных сюжетов ее жизни. И спустя время ее сын, талантливый журналист, проделал колоссальную работу, сняв о ней масштабный во всех смыслах этого слова фильм. После просмотра я был потрясен, насколько старые западные деньги отличаются от наших. Надо жить вкусно, зарабатывать вкусно и так же созидать.
Как-то я прилетаю в Нью-Йорк, мониторю выставки и спектакли, натыкаюсь на новый музей, построенный семьей Вандербильт. Музей прекрасен, но его надо чем-то наполнить, так? И весь этот грандиозный музей наполнен современным искусством. Понижает тон голоса и устало опускает веки.
Я и в Гуггенхайм захожу — мне плохо! Как говорится, я бы не понял, что это высокое искусство, если бы ты меня об этом не предупредил!