Онлайн налоговый календарь — информация о сроках подачи налоговой отчетности, деклараций, уплаты налогов и обязательных платежей на 2024 год в соответствии с Налоговым Кодексом Республики Казахстан с учетом выходных дней. В ответ на вызовы, стоящие перед бизнес-сектором, министерство финансов Казахстана предприняло шаги к оптимизации процесса возвращения налога на добавленную стоимость (НДС). Главная» Новости» Потолок по ндс в 2024 г в казахстане. В 2024 году коэффициент НДС в Казахстане остается одним из ключевых показателей в налоговой системе страны. Президент РК Касым-Жомарт Токаев в сентябре прошлого года поручил решить проблему с возвратом НДС и упорядочить налоговые льготы.
В Казахстане изменились правила возврата превышения НДС и применения СУР
Согласно п.3 ст.269 КоАП РК нарушение срока подачи налогового заявления о постановке на регистрационный учет по НДС карается штрафом в размере 50 МРП (184 600 тенге в 2024 году). В 2024 году ставка НДС в Казахстане остается неизменной и составляет 12%, что соответствует общему уровню НДС в странах Евразийского экономического союза. С 2024 года в Казахстане начнется III этап всеобщего декларирования. Изменивших сроки исполнения налогового обязательства по уплате НДС в соответствии с главой 6 НК РК. С 2024 года в Казахстане начнется III этап всеобщего декларирования.
Что изменилось в налоговом законодательстве Казахстана с 2024 года
Главная» Новости» Ндс в казахстане 2024 сколько процентов. В 2024 году в Казахстане планируется провести ряд изменений в системе налогообложения, в том числе и в отношении ставок НДС. Предполагаю, что с увеличением ставки НДС до 16% в Казахстане инфляция покажет дополнительный прирост минимум в 6%. Но может оказаться ещё хуже. Напомним, ранее Президент заявил, что "повышение НДС с 12 до 16 процентов – это не панацея" и реформировать нужно сам налог, "который в Казахстане приобрел другую сущность". При экспорте в Казахстан НДС возмещается и необходимо лишь подтвердить нулевую ставку налога. Национальная палата предпринимателей "Атамекен" предлагает снизить ставку НДС в Казахстане до 10% с 12% в настоящее время.
Наши сервисы
- Президент Казахстана выступил на расширенном заседании правительства
- Что происходит с налогами в Казахстане
- В Казахстане могут ввести налог на роскошь и поднять НДС: для кого и на сколько - Новости | Караван
- Внесены изменения в правила возврата превышения НДС | Kazakhstan Today
- Что изменилось в правилах возврата НДС в 2024 году?
- Повышение НДС: изначально плохая идея или необходимая мера – мнение экспертов и бизнеса
В Казахстане могут ввести налог на роскошь и поднять НДС: для кого и на сколько
Как отметил премьер-министр Олжас Бектенов, по итогам 2023 года количество обращений и жалоб от населения по вопросам налогового и таможенного администрирования составило почти 226 тысяч. В основном жалобы поступают на действия и бездействия органов государственных доходов, задержку возврата НДС, признание сделок недействительными и т. Очевидно, что в новом кодексе необходимо учесть указанные моменты, сместить акценты на сервисную модель администрирования", - сказал Бектенов. Он отметил, что из года в год не решается проблема с упрощением процедуры возврата НДС. Должны быть оптимизированы неэффективные налоговые льготы. В текущем году уже стартовал третий этап декларирования.
Он касается порядка 4 млн физических лиц. На четвертом этапе, со следующего года, декларацию о доходах представят все оставшиеся категории граждан. Всего планируется сдача декларации о доходах порядка 13 миллионами граждан.
Начать поэтапное повышение планировали с 2025 года. При этом многие экономисты и предприниматели выступали против такого решения. Высказывались и депутаты. В своём депутатском запросе он отметил, что повышение повлечет за собой рост цен на топливо. Таким образом приведет к дополнительной нагрузке на конечных потребителей, т. По его словам, последствия увеличения ставки НДС приведут к росту цен и ухудшению положения добросовестных налогоплательщиков.
В целом положительный торговый баланс равен около 18 млрд долларов. Республиканский бюджет пополнился на 521 млрд тенге, местные бюджеты — 526 млрд тенге. С докладами на заседании также выступили главы регионов, достигших наименьших показателей развития по итогам января. Он должен содержать конкретные и эффективные меры», — сказал глава Правительства. По его мнению, такой низкий показатель говорит о некачественной работе уполномоченных госорганов и акиматов. Первостепенная задача министров и акимов — оказывать эффективную и действенную поддержку реализации инвестиционных проектов», — отметил премьер-министр. Он подчеркнул, что, учитывая важную роль инвестиций как основного драйвера роста ВВП — построение правильной инвестиционной политики является ключевым фактором. Для этого он поручил установить действенные и стимулирующие KPI по повышению эффективности работы госорганов и институтов развития, а также их ответственности при недостижении поставленных целевых индикаторов.
Как в домино, следом за ростом инфляции могут посыпаться многие процессы. Поэтому лично меня очень удивляют расчёты государственных органов. Очевидно же, что ради сиюминутной выгоды хотят поменять стратегически важный инструмент. Если эту норму о повышении НДС примут, то действовать она начнёт с 2025 года. Ещё есть время, и мы надеемся достучаться до государственных органов. Потом всё-таки правительство решило закрепить этот налог в новом Налоговом кодексе, и это отличная новость для казахстанского бизнеса. На текущий момент субъекты предпринимательства, использующие розничный налог, могут иметь оборот до 2 млрд тенге и не быть плательщиками НДС. С одной стороны, это хорошо. Порог по НДС увеличился с 69 млн до 2 млрд. Но, с другой стороны, у розничного налога тут же обнаружились ограничения. Во-первых, не все виды бизнеса могут воспользоваться этим налогом первоначально только кафе и рестораны. Это неподъёмные суммы. Дело в том, что налог вводится на сумму от оборота, то есть в обороте и доходы находятся, и расходы. К примеру, бизнесмен покупает товар по 100 тенге, а продает по 110 тенге. По факту практически никто не смог понизить эту ставку розничного налога, многим помешали процедурные барьеры. Кроме того, если мы хотим, чтобы весь рынок обелился, то надо ко всему бизнесу применять механизм розничного налога. Сейчас это возможно только по определённым видам деятельности. Сейчас государство предлагает вновь понизить порог для НДС. Но если наша цель — развивать средний бизнес, то надо, наоборот, повышать порог по НДС до уровня среднего бизнеса — 10 млрд тенге. Это позволит компаниям обелить свой бизнес, выйти из тени. По факту налоговые органы не могут охватить контролем все два миллиона субъектов МСБ. Поэтому мы предлагаем государству сфокусироваться на крупном бизнесе. Он очень понятный, прозрачный, очень организованный. Крупные предприятия намного дальше продвинулись с точки зрения оптимизации расходов и повышения эффективности бизнеса. Они могут проглотить даже повышение НДС относительно безболезненно. И государство со своей стороны сможет на них сосредоточиться. Сейчас же контролирующие органы толком не справляются с контролем за огромным количеством субъектов предпринимательства. Если навести порядок во взаимоотношениях государства и бизнеса, то рост предпринимательства мы увидим очень скоро. На практике это выглядит следующим образом. Государство при принятии того или иного решения собирает мнения всех заинтересованных сторон, проводит экономические исследования. И на основании многих данных затем принимает решение, менять тот или иной закон ставку налога, таможенной пошлины и другое или нет. Сторонники отмены АРВ мотивируют это тем, что государству необходимо более оперативно принимать решения. Но нужно также понимать, что скоропалительные решения могут быть чреваты очень неприятными последствиями. Глава Казахстана неоднократно заявлял, что в стране должна быть стабильная налоговая политика. Но о какой стабильности можно говорить, если решения будут приниматься без тщательного анализа? Если кому-то кажется, что процедура АРВ сложна, то можно её упростить, сроки установить, но не отменять. То есть сейчас пытаются задать тренд на то, чтобы решать текущие задачи в ущерб стратегическим целям: "Нет денег в бюджете? А давайте повысим налоги! Не нравятся чужие мнения?
Порог для постановки на учет по НДС в Казахстане в 2024 году увеличился
Оно связано с изменением процессуального понятия в Уголовно-процессуальном кодексе Казахстана в части регистрации заявления об угоне. Госпошлина С 1 января 2024 года поправками предусмотрена отсрочка по уплате государственной пошлины в судах. Также с подаваемых в Конституционный Суд Республики Казахстан обращений граждан государственная пошлина взиматься не будет. Консульский сбор Согласно введенному изменению с 1 января 2024 года, министерство иностранных дел стало уполномоченным государственным органом по сбору консульских сборов. Кроме того, МИД Казахстана имеет право взимать дополнительные ставки за срочное оформление документов, опираясь на принцип взаимности. Налогообложение микрофинансовых организаций При подсчете КПН не будут учитывать доход от снижения размеров провизий резервов , созданных микрофинансовых организаций при уменьшении размера требования к должнику в связи с прощением такой организацией безнадежной задолженности по микрокредиту. Доход от прекращения обязательств по кредиту или микрокредиту теперь не рассматривается как годовой доход физлица, подлежащий налогообложению, если прекращение обязательств проведено в результате прощения задолженности по кредиту, выданному банком или МФО, в том числе по основному долгу, вознаграждению, комиссии, неустойке, пени, штрафу, а также по уплаченной кредитором госпошлине. Вводится в действие с 1 января 2024 года.
Налогообложение государственных ценных бумаг Льготы по КПН по операциям с государственными эмиссионными ценными бумагами не будут применяться: в отношении доходов, полученных банками второго уровня по государственным эмиссионным ценным бумагам, выпущенным Нацбанком с 1 марта 2024 года. Налогообложение дивидендов для юрлиц резидентов Из Налогового кодекса исключены положения: по неприменению корректировки совокупного годового дохода по КПН в части дивидендов по ценным бумагам, размещенным на биржах КАSЕ, МФЦА, если за налоговый период не осуществлялись активные торги на бирже, критерии определяются правительством; по обложению корпоративным подоходным налогом в виде дохода, облагаемого у источника выплаты дивидендов по вышеуказанным ценным бумагам, если за налоговый период не осуществлялись активные торги на бирже. Цифровой майнинг Установлена фиксированная ставка платы за цифровой майнинг. Исчисление платы теперь будет производиться в размере 2 тенге за 1 киловатт-час потребленной электроэнергии с 1 января 2024 года.
Это справедливо.
Нельзя забывать и о понятии арбитража ставки НДС. Однако инфляция в этом году снижается, и надо задуматься, что мы не можем продолжать жить, «занимая» у самих себя и своих детей», - отметил экономист Андрей Чеботарев. Экономист отметил, что сейчас в стране наблюдается серьезный дефицит бюджета и средств, получаемых с продажи нефти. На фоне этого приходится брать большую сумму средств из Нацфонда. Фактически, уверяет Чеботарев, республика живет не по возможностям, и рост налогов — это единственно верное решение, о котором он говорил еще 2 года назад.
Скорее всего, ее примут в ближайшем обновлении Налогового кодекса или одном из грядущих. Повышение налогов - это непопулярная мера, но надо помнить, что у нас один из самых низких налогов среди постсоветских стран.
Уточнение редакции в части того, что для целей пункта 9 статьи 243 Налогового кодекса не учитывается сумма НДС, не разрешенного к отнесению в зачет, при осуществлении деятельности по оказанию услуг казино, зала игровых автоматов, тотализатора и букмекерской конторы. Освобождение от НДС в статье 394 Налогового кодекса: внесены изменения в подпункт 48 , дополнена подпунктами 51 , 52 и 53 , предусматривающими освобождение от НДС оборотов по реализации следующих товаров: - бытовые приборы и или приборы бытовой электроники, реализующие юридическим лицом, являющимся уполномоченным представителем производителя бытовых приборов и или приборов бытовой электроники дилер действует с 1 января 2023 года по 1 января 2028 года ; - аффинированное золото и или серебро субъектами производства драгоценных металлов субъектам производства ювелирных и других изделий, осуществляющим деятельность на территории Республики Казахстан; - бытовые приборы и или приборы бытовой электроники, а также их компонентов при одновременном соблюдении определенных условий действует с 1 января 2023 года по 1 января 2028 года. По дополнительному зачету по НДС дополнение подпункта 2 пункта 1 статьи 411 Налогового кодекса вводится в действие с 1 января 2023 года , предусматривающим расширение круга лиц, применяющих положения по дополнительному зачету по НДС: промысловое рыболовство; производство дрожжей; производство шоколада, сахаристых кондитерских изделий, печенья и мучных кондитерских изделий длительного хранения при условии заключения налогоплательщиком соглашения в порядке, определенном уполномоченным органом в области развития агропромышленного комплекса; производство сахара.
По выписке ЭСФ в статье 412 Налогового кодекса: часть первая пункта 1 дополнена подпунктами 10 и 11 , внесены изменения в подпункт 1 части второй пункта 7, часть первую пункта 14; в статье 413 Налогового кодекса внесены изменения в пункт 2 вводятся в действие с 1 января 2023 года , предусматривающие следующее: - сокращены сроки выписки ЭСФ с 3 или 5 лет до 180 календарных дней по требованию покупателя в случае, если поставщик вправе был не выписывать ЭСФ по реализации товаров, работ, услуг в соответствии с пунктом 13 статьи 412 Налогового кодекса; - введена обязанность по выписке ЭСФ лицами, осуществляющими деятельность по подтверждению соответствия приказ МТИ от 29.
На законодательном уровне порог по НДС не меняется с 2024 года. Минимум оборота для постановки на учет по НДС составит 20 000-кратный размер месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года. Для этого необходимо применять трехкомпонентную интегрированную систему ТИС.
Что происходит с налогами в Казахстане
Действительно, ещё в сентябре Минэкономики Казахстана сообщало, что обсуждается повышение налога на добавленную стоимость (НДС). Президент РК Касым-Жомарт Токаев в сентябре прошлого года поручил решить проблему с возвратом НДС и упорядочить налоговые льготы. 22 января 2024 года: Налог на добавленную стоимость (НДС) по принятым на учет импортированным товарам в Республику Казахстан (РК) из Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в декабре 2023 года, а также в случае увеличения участниками договора (контракта). Национальная палата предпринимателей "Атамекен" предлагает снизить ставку НДС в Казахстане до 10% с 12% в настоящее время.
Что изменилось в налоговом законодательстве Казахстана с 2024 года
Лица, импортирующие товары в Республику Казахстан. В случае если размер оборота по реализации товаров, услуг в течение налогового периода не более года не превышает минимальный оборот, то на учет по налогу на добавленную стоимость можно не вставать. В 2024 г. Декларация по НДС в Казахстане представляется ежеквартально до 15 числа следующего месяца после отчетного.
С 2024 года, помимо основных правил по составлению закрывающих документов, добавится обязательная проверка контрагента через единый реестр.
Планируется ввести новую статью в НК РК 73. Согласно данной статье, налогоплательщик должен не менее чем за 10 рабочих дней до даты заключения сделки операции с поставщиком получить отчет по проверке поставщика. В данном пункте сообщается о недопущении уменьшения налогоплательщиком налогового обязательства и или суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной деятельности совокупности таких фактов , подлежащих отражению в налоговом и или бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика. Можно сделать вывод, что сделки, совершенные с должной осмотрительностью, будут прозрачными.
Tweet Share Казахстанские аграрии повысили объемы экспорта, рассчитывая на возврат налога на добавленную стоимость, обязательство по которому взяло на себя государство. Однако это обещание госорганы не выполняют, сообщает atameken. Сюрпризом для предпринимателей в текущем году стали новые Правила возврата превышения НДС, утвержденные Минфином. Причем установлены они были без предварительного обсуждения и согласования с Нацпалатой и бизнесом. В итоге возможность возврата НДС при экспорте продукции в корне ограничена.
По словам председателя правления АО «Баян-Сулу» Тимура Садыкова, в подвешенном состоянии отечественные товаропроизводители находятся постоянно, а проблемы с возвратом НДС стали болезненными для бизнеса. Соответственно, когда мы продаем на экспорт, то находимся в подвешенном состоянии и не знаем, вернут нам законный НДС или нет. Эксперты НПП «Атамекен» отмечают, что Правила противоречат положениям Налогового кодекса, ограничивают права налогоплательщиков на упрощенный порядок возврата, в корне меняют порядок формирования отчета «Пирамида», а также порядок проведения тематической налоговой проверки по подтверждению достоверности превышения по НДС.
Здесь важно принять действенные меры по совершенствованию налогового и таможенного администрирования, в первую очередь - за счет цифровизации.
Наряду с этим нужно усилить финансовую дисциплину, исключить непродуктивные расходы и повысить эффективность расходов бюджета", - сказал Бектенов.
Повышения НДС в Казахстане не будет — премьер Бектенов
Упрощена процедура возврата НДС | НДС (налог на добавленную стоимость) играет важную роль в налоговой системе Казахстана, и в 2024 году вступают в силу ряд изменений относительно его применения для нерезидентов. |
Вернуть бизнесу подтвержденные суммы НДС поручил премьер Казахстана | Повышение налога на добавленную стоимость (НДС) на четыре процента в Казахстане не приведет к отклонению инфляции от запланированного коридора. |
Токаев: Повышение НДС с 12% до 16% – это не панацея | НДС (налог на добавленную стоимость) играет важную роль в налоговой системе Казахстана, и в 2024 году вступают в силу ряд изменений относительно его применения для нерезидентов. |
Повышение НДС: изначально плохая идея или необходимая мера – мнение экспертов и бизнеса | Новости. Какими будут лимиты в 2024 году? В Казахстане повысят НДС: что станет с ценами? |
Вернуть бизнесу подтвержденные суммы НДС поручил премьер Казахстана
Налоговый календарь на 2024 год в Казахстане | Главная» Новости» Порог исчисления ндс в казахстане за 2024. |
Информация о введении компенсации за НДС – фейк | Предполагаю, что с увеличением ставки НДС до 16% в Казахстане инфляция покажет дополнительный прирост минимум в 6%. Но может оказаться ещё хуже. |
Пороги по НДС в 2023 году: кто и когда должен встать на учет? | Повышение налога на добавленную стоимость (НДС) на четыре процента в Казахстане не приведет к отклонению инфляции от запланированного коридора. |
Что изменилось в правилах возврата НДС в 2024 году?
Что изменилось в правилах возврата НДС в 2024 году? | Главная» Новости» Потолок по ндс в 2024 г в казахстане. |
Вернуть бизнесу подтвержденные суммы НДС поручил премьер Казахстана | Напомним, в Казахстане планировалось повышение НДС с 12% до 16%. Однако 6 февраля президент Касым-Жомарт Токаев, выступая на расширенном заседании правительства, заявил, что НДС нуждается в реформировании, при этом, подчеркнув, что рост НДС – не панацея. |
На 4% вырастет НДС в Казахстане с 2025 года | Налог на добавленную стоимость (НДС) — это косвенный налог, который взимается с продажи товаров и услуг на территории Казахстана. |
Онлайн налоговый календарь Казахстана на 2024 год | Министр национальной экономики РК Алибек Куантыров поделился планами по повышению ставки налога на добавленную стоимость, передает корреспондент агентства Kazinform. |
Что происходит с налогами в Казахстане
При этом в расчете порога для постановки по НДС ИП на упрощенке увеличен оборот, который не учитывается при условии использования ТИС: В минимум оборота, установленный частью первой настоящего пункта, не включаются обороты индивидуального предпринимателя, применяющего специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации, в пределах 124 184-кратного размера месячного расчетного показателя в 2024 году это 458 487 328 в 2023 году было 428 434 800 тенге , установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, совершенные в безналичной форме расчетов с обязательным применением трехкомпонентной интегрированной системы. Однако необходимо учесть, что данное увеличение распространяется только на обороты, проводимые в безналичной форме то есть расчеты с покупателями через банковские карточки с использованием ТИС.
Однако налоговая система в стране предусматривает различные специальные режимы для представителей малого и среднего бизнеса, которые позволяют платить меньше. Однако такая система актуальна не для любого бизнеса.
На упрощенке могут работать компании, которые отвечают трем условиям: Их прибыль не превышает 24 038 МРП. Количество работников — до 30 человек. Компании, услуги которых не затрагивают деятельность по агентским договорам и не имеют структурных подразделений. С полным перечнем ограничений можно ознакомиться в статье 683 НК РК пункт 2, подпункт 3.
Также можно воспользоваться режимом фиксированного вычета. Например, прибыль вашей организации за год составила 10 млн тенге. Документально вы подтвердили расходы в размере 5 млн тенге. Таким образом, налоговая база составит всего 3 млн тенге 10 млн минус 7 млн.
Соответственно, когда мы продаем на экспорт, то находимся в подвешенном состоянии и не знаем, вернут нам законный НДС или нет. Эксперты НПП «Атамекен» отмечают, что Правила противоречат положениям Налогового кодекса, ограничивают права налогоплательщиков на упрощенный порядок возврата, в корне меняют порядок формирования отчета «Пирамида», а также порядок проведения тематической налоговой проверки по подтверждению достоверности превышения по НДС. В ранее действовавших правилах были установлены конкретные критерии и порядок их расчета. При этом система управления рисками СУР не применялась в отношении налогоплательщиков, которые имели право на упрощенный возврат. Кроме того, Правилами установлено, что КГД определяет порядок расчета критериев степени риска, который подлежит размещению на сайте КГД ежеквартально пункт 40 , тогда как согласно Налоговому кодексу, уполномоченным органом, за которым закреплено утверждение критериев степени риска и порядка применения СУР, является министерство финансов», — отметили в НПП РК «Атамекен». Такой подход госоргана уже приводит к серьезным проблемам. Вице-президент холдинговой компании ТОО Aitas-group Рабига Токсеитова рассказала, что их дистрибьютор не может выплатить компании средства из-за проблем невозврата госорганами НДС. Предприниматель подчеркнула, что при худшем развитии событий товаропроизводитель будет вынужден поднимать цену на продукцию.
Об этом сегодня заявил премьер-министр Олжас Бектенов, передает корреспондент Tengrinews. Повышения ставки налога на добавленную стоимость не будет. Продолжение "Это не "качели", у нас такой диалог".
Возврат НДС остается «лотереей» для бизнеса – НПП
Итоги социально-экономического развития и исполнение республиканского бюджета за январь 2024 года рассмотрены на заседании Правительства Казахстана. Согласно п.3 ст.269 КоАП РК нарушение срока подачи налогового заявления о постановке на регистрационный учет по НДС карается штрафом в размере 50 МРП (184 600 тенге в 2024 году). Главная» Новости» Порог исчисления ндс в казахстане за 2024. Казахстан, 2024: В заключение, необходимо отметить, что вопрос налогообложения играет ключевую роль для каждого предпринимателя, и важно быть в курсе всех.
Минфин обещает избежать недобора налогов в следующем году
В 2024 году в Казахстане были внесены изменения в процент НДС, которые затронули ряд отраслей экономики. Теперь с 2024 года установлен единый срок сдачи деклараций по формам 270.00 (о доходах и имуществе) и 250.00 (об активах и обязательствах) – их нужно будет подать до 15 сентября. НДС для нерезидентов: изменения в 2024 году НДС налог на добавленную стоимость играет важную роль в налоговой системе Казахстана, и в 2024 году вступают в силу ряд изменений относительно его применения для нерезидентов.
В Казахстане предлагают повысить ставку НДС с 12% до 16%
Он должен содержать конкретные и эффективные меры», — сказал глава Правительства. По его мнению, такой низкий показатель говорит о некачественной работе уполномоченных госорганов и акиматов. Первостепенная задача министров и акимов — оказывать эффективную и действенную поддержку реализации инвестиционных проектов», — отметил премьер-министр. Он подчеркнул, что, учитывая важную роль инвестиций как основного драйвера роста ВВП — построение правильной инвестиционной политики является ключевым фактором. Для этого он поручил установить действенные и стимулирующие KPI по повышению эффективности работы госорганов и институтов развития, а также их ответственности при недостижении поставленных целевых индикаторов.
Еще одним важным фактором успешной экономики является сильный и конкурентоспособный бизнес. Поэтому развитие и поддержка предпринимательства — одна из основных задач Правительства. Финансовая поддержка должна предоставляться пропорционально в зависимости от уровня технологической сложности производства.
Понятно, что есть хорошие предприятия, но их единицы. Кто в тучные годы успел заскочить на эту ступеньку, тот развивается дальше. У остальных доступа к дешёвым ресурсам сегодня нет. Доступ проблематичен для всего микробизнеса. Следующий серьёзный вопрос для бизнеса — это налогообложение. В Казахстане одна из важнейших проблем — это порог по НДС. На мой взгляд, это самый важный барьер, который препятствует развитию бизнеса с точки зрения оборотов.
Именно из-за этого перерастать из малых в средние предприятия в РК невыгодно. Данные спикера, опубликованные в соцсетях Можно с большой долей уверенности предположить, что среди 2,2 млн зарегистрированных ИП определённая часть — это, скорее всего, средние предприятия, которые намеренно раздробили бизнес. За последний год количество малых и средних предприятий выросло с 2 млн до 2,2 млн. Но объём производства в стране продукции и услуг почти не увеличился. Поэтому логично предположить, что прирост появился из-за того, что опустили порог по НДС. Справка Informburo. При превышении этого порога предприятия вставали на регистрационный учёт по НДС. Почему-то государство не хочет понять, что порог по НДС мешает развитию бизнеса. Понятно, что госорганы ссылаются на мировой опыт. Но надо реально смотреть на возможности отечественного бизнеса.
В реальной жизни казахстанский бизнес дробится, порог по НДС лишь дестимулирует его в развитии. Как это отразится на предпринимательстве? Нам понятно, что таким образом госорганы хотят закрыть дефицит бюджета в 2-2,5 трлн тенге. Но мы также уверены, что это станет лишь очередным механизмом дестимулирования бизнеса. И немногочисленный средний бизнес, который пытается выжить, ещё больше поредеет. То есть тактическую задачу правительство решить может, брешь в бюджете в 2,5 трлн тенге закроет. Но стратегически государство проиграет. Уже через год-два мы увидим, как это негативно повлияет на всю экономику страны. При этом не секрет, что у России более стабильная экономика, это большая страна, потому и более устойчивая. Так не бывает.
Но может оказаться ещё хуже. Как в домино, следом за ростом инфляции могут посыпаться многие процессы. Поэтому лично меня очень удивляют расчёты государственных органов. Очевидно же, что ради сиюминутной выгоды хотят поменять стратегически важный инструмент. Если эту норму о повышении НДС примут, то действовать она начнёт с 2025 года. Ещё есть время, и мы надеемся достучаться до государственных органов. Потом всё-таки правительство решило закрепить этот налог в новом Налоговом кодексе, и это отличная новость для казахстанского бизнеса. На текущий момент субъекты предпринимательства, использующие розничный налог, могут иметь оборот до 2 млрд тенге и не быть плательщиками НДС. С одной стороны, это хорошо. Порог по НДС увеличился с 69 млн до 2 млрд.
Но, с другой стороны, у розничного налога тут же обнаружились ограничения. Во-первых, не все виды бизнеса могут воспользоваться этим налогом первоначально только кафе и рестораны.
И государство со своей стороны сможет на них сосредоточиться. Сейчас же контролирующие органы толком не справляются с контролем за огромным количеством субъектов предпринимательства.
Если навести порядок во взаимоотношениях государства и бизнеса, то рост предпринимательства мы увидим очень скоро. На практике это выглядит следующим образом. Государство при принятии того или иного решения собирает мнения всех заинтересованных сторон, проводит экономические исследования. И на основании многих данных затем принимает решение, менять тот или иной закон ставку налога, таможенной пошлины и другое или нет.
Сторонники отмены АРВ мотивируют это тем, что государству необходимо более оперативно принимать решения. Но нужно также понимать, что скоропалительные решения могут быть чреваты очень неприятными последствиями. Глава Казахстана неоднократно заявлял, что в стране должна быть стабильная налоговая политика. Но о какой стабильности можно говорить, если решения будут приниматься без тщательного анализа?
Если кому-то кажется, что процедура АРВ сложна, то можно её упростить, сроки установить, но не отменять. То есть сейчас пытаются задать тренд на то, чтобы решать текущие задачи в ущерб стратегическим целям: "Нет денег в бюджете? А давайте повысим налоги! Не нравятся чужие мнения?
А давайте уберём АРВ". По моему мнению, госорганы хотят убрать лишний механизм согласования и развязать себе руки. Это хорошо или плохо? Если не ошибаюсь, то третий этап охватит почти четыре миллиона человек.
О всеобщем декларировании доходов активно говорят последние недели, менее месяца, наверное. Третий этап начался 1 января, а все только сейчас узнали. По моему мнению, государство должно было заблаговременно готовить людей к изменениям, проводить разъяснительную работу. У нас до сих пор периодически возникают сложности с контролем за сложившимися фискальными процессами, сейчас ещё добавится четыре миллиона новых.
К примеру, если ИП бездействуют, это не снимает ответственности с их создателей. Некоторые документы желательно было нотариально заверить до 31 декабря 2023 года. Убеждён, что до многих не достучались. И справится ли система с 4 млн новых деклараций — очень сомневаюсь.
Мы провели круглый стол с Минфином, несколько сотен бухгалтеров и финансистов подключились. Прозвучал миллион вопросов, и далеко не на все Минфин смог ответить. А ведь задавали вопросы, обратите внимание, специалисты. Специалисты НПП обращались в Министерство финансов с предложением вначале протестировать программу, а потом внедрять.
Ведь если решили что-то изменить, то и контроль должен быть за этим соответствующий. Иначе это дискредитация новшества с самого начала. То есть 4 млн казахстанцев обяжут это сделать, но я уверен, что проконтролировать не смогут. Представляете, сколько бездействующих ИП, и не только в городах, но и в сёлах?
И всем надо сдать декларации независимо от того, активно ИП или нет. И что они сделают с этими предпринимателями? Заблокируют банковские счета? Нуждается ли казахстанский бизнес в защите от конкурентов по Евразийскому экономическому союзу, от демпинга?
Торговать с соседями можно и нужно, но и о своих интересах не стоит забывать.
В частности, сейчас идет речь о повышении налога на добавленную стоимость НДС , добавил спикер. И в этой связи есть ли какие-то здесь у вас проработанные позиции, связанные с обеспечением налоговых поступлений в бюджете следующего года в размере 16 трлн тенге? За счет чего это будет обеспечиваться? В свою очередь министр финансов Ерулан Жамаубаев ответил, что в этом году планировалось поступление 14,6 трлн тенге. То, о чем вы говорите, 16 трлн тенге в следующем году — это небольшая сумма, если на 13,2 трлн тенге считать. Все сферы экономики будут расти.
Я сейчас говорил об этом, что ежегодно от налогового администрирования мы получаем до 800 миллиардов тенге.