Придерживаясь календаря питания в Великий пост в 2024 году, можно включить в него некоторые экзотические продукты.
Кому опасно поститься и как не навредить здоровью, соблюдая традиции: Ответы на главные вопросы
Какие сладости можно есть в пост? - блог пекарни-кондитерской Пекарь 🥨 | Даже в пост можно готовить выпечку, для этого есть очень много постных рецептов с фото. |
Великий пост 2024 года: Календарь питания по дням | Рыба в Великий пост разрешается только дважды – в праздник Благовещения (7 апреля) и Вербное воскресение (28 апреля). |
Что и как лучше есть в пост — Мир новостей | Паломничество в Крым и отдых на еди священника Игоря Сильченкова, настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы,е. |
Кухонные фантазии
- Можно ли во время Великого поста есть сахар?
- Когда начнется Великий пост в 2023 году
- Что и как лучше есть в пост
- Что можно кушать в пост
10 продуктов, от которых нужно отказаться в месяце Рамадан
Часто они носят не только религиозный, но и медицинский характер. О последних мы и поговорим. Тем более что они могут оказывать существенное негативное влияние на здоровье. Им часто трудно переносить не столько отсутствие мясной и другой животной пищи, сколько голод. Все-таки в пост потреблять еду нужно умеренно.
Многие не выдерживают этого и начинают соблюдать пищевые запреты только формально. Они продолжают потреблять лишь растительную пищу, но едят ее много, чтобы насытиться и усыпить голод. Это уже плохо, но хуже всего, что они начинают неправильно выбирать и сочетать блюда. Чаще всего они налегают на каши, картошку, макароны, соленья, маринады, а на десерт - всякие варенья.
Формально все эти продукты растительные, а значит, постные. В результате после поста многие нередко набирают кучу новых килограммов. Почему это происходит, врачам хорошо понятно. Ведь из всех перечисленных продуктов более-менее полезными могут быть лишь некоторые каши, картофель и макароны.
И то полезны они лишь при двух условиях. Первое условие количественное. Чтобы получать от них пользу, есть все это нужно очень умеренно. Иначе количество перейдет в новое качество - потенциально полезные продукты станут вредными.
Второе условие дополнительное, есть их лучше не в одиночку, а добавляя к ним определенные полезные вещества. Зачем нужны такие «приправы»? Дело в том, что сладкие и крахмалистые продукты а каши, картофель и макароны относятся именно к ним не только увеличивают вес, но и вызывают самый настоящий окислительный стресс, приводящий к повреждению сосудов и многих других тканей организма. Люди, которые преимущественно едят лишь такую пищу, а среди наших соотечественников их немало, образно говоря, сжигают себя в огне свободных радикалов.
Нейтрализовать эти агрессивные радикалы могут только антиоксиданты. Наверное, для них и был придуман так называемый постный майонез. Постного майонеза не может быть по определению. Ведь главными и обязательными компонентами этого соуса являются рафинированное растительное масло, вода, уксус и...
Разумеется, те детально прописанные требования к постящимся, на которые ориентируется современный православный христианин, были выработаны не сразу. Христианская Церковь с самого же начала усвоила одну из основных форм еврейского поста, то есть полное воздержание от пищи. Поэтому и у христиан первоначально пост, как правило, предполагал полное воздержание от пищи в продолжение относительно короткого временного промежутка. Например, в ряде христианских общин пост перед Пасхой начинался в Великую Пятницу и продолжался около двух суток. Наряду с такой формой поста широкое распространение в древней Церкви имели и индивидуальные посты, которые могли отличаться разными практиками. И хотя в те времена еще не было строго регламентированного деления пищи на постную и скоромную, это, однако же, не исключало возможности для подвижников ограничивать, в аскетических целях, разнообразие своего рациона питания в разных вариациях. Поэтому, наряду с полным воздержанием от пищи, постепенно формировались и распространялись другие формы поста, подразумевающие не полный отказ от еды, но отказ от определенных ее видов или некоторых пищевых продуктов. Определенное влияние на формирование новой практики поста оказали монтанисты [1] во второй половине II века. Они проповедовали строжайший аскетизм, всю жизнь своих последователей они обставляли самыми строгими правилами.
В их среде получает широкое распространение практика поста как воздержания от определенных видов пищи. Известным апологетом такой формы поста выступил Тертуллиан [2] , уклонившийся в монтанизм. В своем трактате «О посте» он размещает подробное обоснование такого вида поста, но не находит понимания у ряда богословов и церковных писателей того времени, которые не поддерживают подобную практику, называя ее странной и парадоксальной. Против апологетики Тертуллиана выступают, например, Римский епископ Каллист и святой Ипполит Римский. Тем не менее, постную практику монтанистов находят полезной для себя монахи Средиземноморья. Приняв, они развивают ее и после того, как эта традиция закрепляется в регионе, ее закрепляют церковными правилами, желая добиться единообразия. Вводится понятие постного — пища разделяется на постную и скоромную, появляются степени строгости поста. Постное делание монахов преобразуется из полного воздержания от пищи в короткие промежутки времени в постоянное воздержание от мяса и вкушение постной пищи в установленные дни. В монастырях формируется гастрономический устав поста, который позже выходит за пределы монастырей и становится общеупотребительным для всей Церкви.
При формировании современных правил постов ориентиром служили Студийский, Иерусалимский Уставы, а также устав Святой Горы Афон. В этом отношении примечательны слова протопресвитера Александра Шмемана : «первоначально пост в Церкви был соотносителен с богослужением и состоял в полном, но зато сравнительно кратковременном воздержании от еды. Идея поста была укоренена в его библейской типологии — как состояние ожидания и приготовления. Иоанн Креститель есть образ Ветхого Завета, как ожидания и приготовления Царства, и потому его образ — образ постника. Но во Христе пришло и открылось мессианское Царство — и могут ли «сыны чертога брачного поститься, когда с ними жених? В библейской типологии Царство описывается как трапеза, то есть как прекращение поста. Евхаристия есть трапеза Царства, его эсхатологическое предвосхищение — поэтому пост соотносителен с ней, мыслится и переживается по отношению к ней, как «исполнению» Церкви. В этой концепции поста нет, конечно, различения родов пищи, потому что смысл ее в полном воздержании от нее… Монашеский пост исходит из совсем других предпосылок. Это пост-аскеза, то есть пост умерщвления плоти, как медленный подвиг восстановления духовной свободы, духовной сущности человека.
Вкушение Адамом запретного плода поработило человека пище, и назначение поста-аскезы в том, чтобы вернуть человека к свободе, то есть к жизни, которая не зависит от единого хлеба… Поэтому здесь под постом разумеется уже не полное воздержание от пищи, а, прежде всего, регулирование ее количества и качества. В раннем монашестве, в уставах правилам о посте — о часах вкушения пищи, о способах ее приготовления, о качестве и количестве — уделено много места. И, действительно, в Типиконе [3] находим четкие указания относительно не только состава пищи, но и количества, а также времени ее приемов. Причем отдельно оговаривается количество приемов пищи как во время поста, так и вне его, а время трапез неразрывно связано с суточным кругом богослужения. Так, первый прием пищи совершается после Божественной литургии, около полудня, второй же после вечернего богослужения. Пост, прописанный в уставе, которым пользуется Церковь уже много веков, напрямую и тесно связан с монастырской жизнью, и для многих людей его требования могут оказаться непосильными. Особенно, если учесть тот факт, что специального постного устава для мирян нет, а жизнь «простого» мирянина сильно отличается от жизни монаха в монастыре и не привязана к богослужениям в храме. Условия жизни и работы в миру таковы, что соблюдать указанное в уставе время и количество трапез [4] в большинстве случаев крайне затруднительно, да и количество их может быть мало для людей, которые занимаются тяжелым физическим трудом в течение всего дня. Однако нельзя сказать, что устав поста совершенно не подходит обычному мирянину.
Из него, при невозможности буквального исполнения, можно и нужно почерпнуть установления относительно состава пищи. А количество трапез в день определять исходя из возможности и необходимости. Главное, что нужно определить для себя в отношении постной трапезы — она не является самоцелью. Пост, пусть даже по всем требованиям устава — это лишь одно из средств духовной жизни, подспорье в борьбе со страстями и помощник на пути к Богообщению. Что нельзя пить во время поста? Нередко этот вопрос относят к употреблению спиртных напитков. Но все же отметим, что пить молоко, кефир, простоквашу и прочие продукты, содержащие молоко и другие продукты животного происхождения, в посту возбраняется наряду с прочей скоромной пищей. Пить чай, кофе, какао, соки и просто воду, конечно же, можно. За исключением тех дней, когда устав предписывает полное воздержание от пищи и питья.
Например, в Великую Пятницу. Что же касается спиртного, то церковный устав никак не классифицирует алкогольные напитки. Единственный напиток, упоминаемый в уставе — вино. Это связано, в первую очередь, с тем, что в византийской традиции вино, разведенное водой, употреблялось повсеместно, и было элементом обычной трапезы. Поэтому в Типиконе столь часто встречается разрешение на вино. Речь идет, конечно же, о натуральном виноградном вине, без добавления сахара или спирта. Именно такого во времена составления устава — разбавленного вина, в количестве от 1 до 3 красовуль чаш емкостью около 200 гр. Относительно более крепкого или легкого алкоголя церковный устав не содержит никаких указаний. Очевидно, что применять количественную меру в 1-3 красовули к крепким спиртным напиткам не стоит даже без поста.
Важно понимать, что вино, веселящее сердце человека Пс. Апостол Павел предостерегает: «не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» Еф. Таким образом, умеренность при употреблении алкоголя важна для христианина не только в посту, но и вне его. Можно ли кушать сладкое во время поста? Правила о постной пище в равной степени относятся ко всей потребляемой еде. Соответственно, если сладкое не содержит в составе скоромных продуктов, например, сливочного масла или молока, то его кушать можно.
Такая шоколадная ПП сладость обычно изготавливается на соевом молоке, в качестве дополнительных добавок в ней могут содержаться всевозможные орехи, мак, сухофрукты и пр. Тоже самое касается и шоколадных конфет.
Наружная оболочка их должна быть только из темного шоколада, а начинка составлена из ингредиентов растительного происхождения. Какие сладости можно или нельзя есть в пост? Леденцы — по сути это растопленный сахар с добавлением ароматизаторов и красителей, поэтому они не запрещены в пост. Что касается карамельный конфет, то разрешены только с фруктово-ягодным наполнением: вишня, клубника, ананас, абрикос, банан и др. Сдоба — запрещена, так как при её изготовлении используются животные жиры. Допустима лишь постная выпечка, состоящая только из дрожжей, растительного постного масла, воды и муки.
В Лазареву субботу перед Вербным воскресеньем разрешена рыбная икра. Перечисленные правила обязательны для соблюдения монахами. Миряне придерживаются строгости поста по силам, согласовывая календарь питания с духовными наставниками с учетом жизненных обстоятельств и состояния здоровья. Что можно есть в Великий пост Овощи и фрукты — основа постного питания. Из овощей готовят салаты, закуски, гарниры. Фрукты заменяют десерты. Сухофрукты и орехи — курага, чернослив, финики, изюм, грецкие орехи, миндаль, кешью —лакомства во время поста. Они богаты витаминами, орехи содержат высокий процент жиров и белков. Крупы — рис, гречка, киноа, кукурузная крупа, овсянка — отличные гарниры. В кашу из них можно добавлять мед, сухофрукты, орехи. Бобовые — соя, горох, нут, чечевица, бобы, фасоль — источник белка во время поста. Блюда из них заменяют мясные продукты. Продукты из сои — сыры, молоко, йогурты — по вкусу не уступают продуктам, изготовленным на молочном сырье. Грибы — это источник белка и альтернатива мясу. Мед едят в качестве десерта и как добавку к другим блюдам кашам, киселям, выпечке, фруктовым салатам. Из выпечки в том числе хлеб и кондитерских изделий разрешены только те, в рецепт которых не входят яйца и продукты молочного происхождения. Черный шоколад можно употреблять в Великий пост. Какао-бобы — растительный продукт, как и какао-масло из них. Молочный шоколад и шоколад с пралине не допускаются, так как в их составе есть молочные жиры. Макароны разрешены, если в их составе нет яиц. Растительное масло можно использовать в пост в определенные дни. Монахам и священнослужителям разрешается принимать в пищу растительные масла только по выходным, а также 5 апреля в честь стояния Марии Египетской. Мирянам разрешают послабления, они могут готовить блюда на растительном масле без ограничений. Сливочное масло, даже топленое, запрещено в постные дни. Этот скоромный продукт можно подавать на стол только в Пасху. Вино можно пить в умеренном количестве по субботам и воскресениям и в Благовещение Пресвятой Богородицы. Кофе можно пить в пост, кроме дней, когда нужно соблюдать сухоядение. От кофе с молоком придется воздержаться либо заменить коровье молоко на кокосовое или овсяное. Во время поста в сутки рекомендуется выпивать полтора-два литра чистой воды.
Что можно есть в Великий пост 2022 по дням: таблица
Если вы отказались от мяса, то желательно компенсировать недостаток белка и жирных кислот рыбой и моллюсками , чтобы не нанести здоровью вреда. Тем более, если вам физически тяжело отказаться от рыбы, морепродуктов , молочной пищи, лучше продолжать их есть, а ограничить себя, например, в количестве соли, сахара, приправ, соусов. Мясо креветок , трубача , кальмаров , мидий , крабов и морских гребешков содержит большое количество белка, витаминов и ценных Омега-3 кислот. Также в ассортименте интернет-магазина seafood-shop и розничных магазинов « Икорный » вы можете найти салаты из морской капусты или обжаренную морскую капусту с разными вкусами, кокосовые сливки , оливки и маслины , овощную икру из кабачков, баклажанов и тыквы. Постясь, следует помнить: тело убивается не разумными ограничениями в еде и других удовольствиях, а излишеством в них.
Пост длится семь недель, это довольно долго, и если есть только гречку, организм этому рад не будет. Нужно помнить, что в пост не принято переедать. Многие от психологического голода едят слишком много орехов и семечек, но надо знать меру.
Не забывайте о питьевом режиме: поддерживать водно-солевой баланс нужно всегда, но в пост — особенно. Нужно ли пить витамины? Разумно перед началом поста сдать анализ крови на микроэлементы, чтобы понимать, нужны ли поливитаминные комплексы или достаточно разнообразно питаться.
Чаще всего снижается уровень железа и витамина В12. Важно добавлять в рацион морскую капусту, чтобы поддерживать уровень йода, а в гранатах и гречке много железа. Полезно ли поститься?
Если рацион будет сбалансированным, то ничего плохого за время поста с человеком не произойдет. Но часто бывает, что люди убирают мясо, молочку, яйца, а больше ничего в рационе не меняют. Хорошо, если остаются крупы, а если их и не было?
Сейчас продается много разного вкусного хлеба, постной выпечки, а если есть много углеводов, и не медленных, а в формате снеков, то набрать вес очень легко. Если не увлекаться зерновыми, то и вес будет в норме, и работоспособность, и не будет ни раздражительности, ни постоянного чувства голода. Что точно нужно есть?
Как я уже говорила, питание в пост должно быть разнообразным.
Но все же раки — это скорее лакомство, чем какая-то серьезная еда, поэтому было бы полезным воздержаться от того, без чего человек вполне может обойтись. Можно ли во время Великого поста кушать мед и сухое молоко? А еще я прочитала, что в субботу и воскресение можно выпить немного вина или пива, правда ли это? Устав Великого поста не запрещает вкушение меда. Даже, наоборот, он является хорошим средством для поддержания сил, существует множество постных блюд с медом. Что касается сухого молока, то лучше было бы потерпеть до Пасхи и выпить нормального молока, получив больше пользы и удовольствия. Позволительно ли употреблять во время поста алкогольные напитки? Действительно, Устав допускает употребления вина в воскресные дни и большие праздники, приходящиеся на Великий пост. Но нужно ясно осознавать, что эти правила были написаны в рамках средиземноморской культуры употребления вина.
Во-первых, вино там очень слабое, а, во-вторых, является вместе с водой чуть ли не единственным столовым напитком. В наших условиях, как Вы понимаете, даже несколько стаканов нашего вина могут вызвать у человека хоть и небольшое, но все-таки опьянение, что несовместимо с постом. Так что если Вы и употребите немного вина, это не будет нарушением поста, но и правилом такое послабление не должно становиться. Христиане стараются разумно придерживаться высказываний апостола Павла по этому поводу: Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов 1 Тим. В какие дни Великого Поста можно употреблять пищу с растительным маслом? По самому строгому Уставу растительное масло полагается употреблять только по субботам, воскресеньям и в дни больших праздников. Но на практике мало кто в наши дни может так строго соблюдать пост, и многие перед его началом берут благословение на пищу с растительным маслом во все дни.
В пост разрешены любые виды: лукум, козинаки, халва и пр. Лучше не приобретать конфеты с начинкой из халвы, так как там могут содержаться запрещенные в пост компоненты. Пряники Традиционное пряничное тесто замешивают на меду, ржаной муке, молоке и яичных желтках с добавлением всевозможных вкусовых и ароматических составляющих цукаты, имбирь, цедра, орехи, гвоздика, анис, кардамон и пр. Такие сладости в пост запрещены. Однако изготавливают и специальные постные пряники печатные, богородские и др. Постные рецепты выпечки и десертов Совершенно не обязательно в пост покупать сладости и конфеты в магазине, ведь написанный на упаковке состав вполне может не соответствовать действительности. Гораздо безопаснее приготовить сладкий десерт в пост самостоятельно, гарантированно используя только разрешенные продукты. Печенье овсяное постное Домашнее овсяное печенье, безопасное в пост, приготовить проще простого. Понадобится крайне простой набор продуктов: геркулес овсяные хлопья — 2 стакана; бананы спелые — 2-3 штуки; орехи арахис, миндаль и др. Сначала нужно очистить бананы от шкурки и измельчить до однородной кашицы размять вилкой или блендером. Затем все составляющие добавляют к банановому пюре и тщательно перемешивают. Чтобы масса немного загустела, ее на полчаса помещают в холодильник. Потом извлекают оттуда и, разделив весь объем на несколько частей, лепят небольшие плоские лепешки. В постное печение вместо банана можно добавлять сухофрукты или просто сахар Грушево-медовый постный пирог Особой популярностью при составлении меню во время поста у домохозяек пользуется грушево-медовый пирог, тесто для которого замешивается из исключительно постных ингредиентов. На большой пирог из 6 порций потребуются: груши, в идеале сорта Дюшес, но подойдут и любые — 4 штуки; корица молотая — щепотка; мука пшеничная белая — 2 стакана; сахар-песок — 1 стакан; вода кипяченая — 1 стакан 250 мл ; орехи мелко измельченные можно брать арахис, фундук и пр. Порядок действий: Сначала в миске смешивают все жидкие компоненты воду и постное масло , затем добавляют туда сахар и мед. Чтобы они лучше растворились, немного подогревают смесь. Всыпают оставшиеся составляющие орехи, соду, корицу и муку и перемешивают самым тщательным образом. В готовом виде медовое тесто должно напоминать сметану по консистенции.
Как правильно питаться в пост: что можно есть? Полный список продуктов на каждый день!
Если не увлекаться зерновыми, то и вес будет в норме, и работоспособность, и не будет ни раздражительности, ни постоянного чувства голода. Что точно нужно есть? Как я уже говорила, питание в пост должно быть разнообразным. Крупы — ценный источник клетчатки, которая необходима для работы кишечника и иммунитета. В той же гречке есть белок, а в других крупах есть витамины и микроэлементы. В каши можно добавлять отруби.
А чтобы они приносили больше радости, добавляйте к ним фрукты, сухофрукты, орехи, немного джема. Еда должна быть вкусной. Фрукты и овощи обязательно надо есть в пост в любом виде, и свежими, и приготовленными, — печеные яблоки, овощное рагу. Если человек постится строго и не употребляет растительные масла, имеет смысл делать салаты из авокадо, чтобы употреблять и жиры. В качестве заправки можно использовать соевый соус.
В пост ограничивают белки животного происхождения, их нужно компенсировать растительными белками. В основном это бобовые — нут, чечевица, маш, фасоль, грибы, тофу и другие соевые продукты. Стручковая фасоль и грибы — полноценный белковый ужин. Но тут уже как кто любит. В орехах и белок, и жиры, и клетчатка, и витамины.
Когда начнется пост, и от того, и от другого придется надолго отказаться. За время подготовки к посту нужно дать организму привыкнуть к большому количеству клетчатки в рационе. За две недели до поста а лучше еще раньше нужно постепенно сокращать количество продуктов животного происхождения и увеличивать долю пищи растительного происхождения в рационе. Также в этот период необходимо употреблять как можно больше кисломолочных продуктов: кефира, йогуртов, простокваши, ряженки.
Однако за неделю до поста следует от них постепенно отказываться. В первые дни поста нужно увеличить порции и количество приемов пищи, так как постные блюда менее калорийные К Великому посту нужно быть готовыми не только физически, но и морально. Священнослужители советуют оценить свои силы и не воспринимать пост как подвиг. Перед собой нужно ставить посильные для духа и тела цели.
Зачастую верующие переоценивают свои возможности. Когда понимают, что не справляются, отказываются от поста. Первая неделя поста особо строгая. В первый день — Чистый понедельник — нужно полностью воздержаться от принятия пищи.
Со вторника по пятницу можно есть хлеб, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед, пить воду. В субботу и воскресенье разрешена горячая пища с растительным маслом. Во вторую-шестую недели поста в понедельник, среду и пятницу придерживаются сухоядения, во вторник и четверг разрешена вареная пища без масла, а в субботу и воскресенье — горячая пища с маслом. Во время Страстной седмицы соблюдают строгий пост, сухоядение.
В праздник Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля если он не выпадает на Страстную седмицу и в Вербное воскресенье в 2023 году Вербное воскресенье выпадает на 9 апреля можно есть рыбу. В Лазареву субботу перед Вербным воскресеньем разрешена рыбная икра. Перечисленные правила обязательны для соблюдения монахами. Миряне придерживаются строгости поста по силам, согласовывая календарь питания с духовными наставниками с учетом жизненных обстоятельств и состояния здоровья.
Что можно есть в Великий пост Овощи и фрукты — основа постного питания. Из овощей готовят салаты, закуски, гарниры. Фрукты заменяют десерты. Сухофрукты и орехи — курага, чернослив, финики, изюм, грецкие орехи, миндаль, кешью —лакомства во время поста.
Они богаты витаминами, орехи содержат высокий процент жиров и белков. Крупы — рис, гречка, киноа, кукурузная крупа, овсянка — отличные гарниры. В кашу из них можно добавлять мед, сухофрукты, орехи. Бобовые — соя, горох, нут, чечевица, бобы, фасоль — источник белка во время поста.
Блюда из них заменяют мясные продукты.
Таким образом, воздержание от интимной близости весьма полезно супругам во время поста. Не будет лишним рассмотреть в данном контексте ветхозаветную традицию поста, которая представляла собой, как правило, полное воздержание в течение относительно короткого промежутка времени. Эта традиция легла в основу раннехристианского поста, о чем мы говорили выше. У иудеев пост мог быть как общинным, так и индивидуальным, соблюдаемым с разными частными целями. Пост мог быть выражением смирения, раскаяния, молитвенного настроения. Моисей, взойдя на гору для общения с Богом, постился 40 дней. Пост мог устанавливаться в знак траура, а также, чтобы смягчить наказание Божие. Также в Ветхом Завете был установлен ряд постов, связанных с памятованием об особых событиях, например, в память о разрушении Первого и Второго храма, или взятии Иерусалима Навуходоносором. В обычный пост запрещалось лишь есть и пить, а во время важных постов не разрешались купание, умащение благовониями, ношение кожаной обуви, различные виды работы, а также интересующие нас в данном контексте интимные отношения.
Обычные посты продолжались с утра до наступления темноты, а особо важные посты — в течение суток. Некоторые посты могли продолжаться три или семь дней. В ряде случаев пост мог состоять в воздержании лишь от некоторых видов пищи, например, мяса или вина, умащения благовониями и т. Так, например, пророк Даниил постился 3 недели, не вкушая вкусного хлеба, мяса и вина, не умащаясь, и после этого сподобляется видений о судьбе народа Дан. В современном иудаизме суточный пост Девятого Ава в воспоминание разрушения Первого и Второго храма предваряется схожими тремя траурными неделями, во время которых нельзя мыться горячей водой и употреблять в пищу мясо и вино. Также у иудеев существовала традиция поститься в понедельник и четверг, в противовес чему Новозаветная Церковь устанавливает посты в среду и пятницу, о чем имеется упоминание в раннехристианском памятнике «Дидахи»: «Посты же ваши да не будут с лицемерами, ибо они постятся во второй и пятый день недели. Вы же поститесь в четвертый и шестой». Здесь указывается ветхозаветный счет дней недели, где каждая седмица заканчивается субботой. В пересчете на привычный нам счет дней, четвертый и шестой дни — как раз среда и пятница. Понедельник и четверг не были у иудеев обязательными днями поста, но это была широко распространенная практика индивидуального поста, о чем находим упоминании в Евангелии, где в притче о мытаре и фарисее последний выдвигает такой двухдневный пост в качестве одной из своих отличительных особенностей от остального народа: «Боже!
В «Дидахи» мы не находим указания о том, был ли пост среды и пятницы в то время обязательным для всех верующих или добровольным благочестивым обычаем, который соблюдали лишь некоторые христиане. В конце IV — начале V века в «Апостольских правилах» 69 правило был окончательно решен вопрос с обязательными для всей Церкви однодневными постами в среду и пятницу, а также Великим постом: «Если епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия телесной немощи, да будет извержен, если же мирянин: да будет отлучен». Таким образом, видим, что апостол Павел не писал об однодневных или многодневных постах в той форме, что известна нам сейчас. Апостол указывает на бывшие традиционными у иудеев однодневные индивидуальные и добровольные посты, в которые он предлагает супругам отказаться от близости ради упражнения в воздержании посте и молитве. О добровольном характере предлагаемого апостолом поста говорит и фразеология самого указания — «это сказано мною как позволение, а не как повеление». Апостол предлагает супругам самим определять меру воздержания, периодически упражняясь в посте и молитве. Эта позиция находит отклик в церковных правилах: «Вступившие в брак сами себе должны быти довлеющими судьями. Ибо они слышали Павла пишущего, яко подобает воздерживаться друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражняться в молитве, и потом паки купно бытии» 3 правило святителя Дионисия Александрийского. Примечательно в этом контексте 13 правило Тимофея Александрийского: «Вопрос 13: Совокупляющимся в общение брака, в которые дни седмицы должно соблюдать воздержание от совокупления друг с другом, и в которые дни иметь им право на оное? Ответ: прежде рек я, и теперь говорю, апостол говорит: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве: и снова вкупе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим 1Кор.
Впрочем, необходимо должно воздерживаться в день субботний и воскресный, потому что в сии дни духовная жертва приносится Господу». Здесь мы уже видим запрет на супружеские отношения в субботний и воскресный день. Но он не связан с постами однодневными или многодневными. В правиле прямая связь между воздержанием от интимных отношений и основным христианским богослужением — Божественной литургией. Поскольку предполагается, что христианин приобщается за каждой воскресной литургией, то, согласно логике 5 правила того же святого отца, не должно быть супружеской близости в субботу и воскресенье, поскольку это будет препятствием для причащения. Таким образом, отвечая на вопрос о том, допустима ли супружеская близость во время поста, скажем, что воздержание от нее имеет немалую пользу в борьбе со страстями. Меру же воздержания, по слову апостола, и согласно указанным правилам, супруги должны определить сами по обоюдному согласию, за строгим исключением тех дней, когда они собираются приступить к Святому Причащению. Лучшим руководителем для них в этом случае будет их христианская совесть. Однако, с воздержанием от супружеской близости в посту могут возникнуть определенные проблемы, когда один из супругов вовсе не желает этого делать. Довольно распространены ситуации, когда один из супругов либо не воцерковлен, либо не является христианином, либо вовсе неверующий.
Доводы, высказанные выше, могут всерьез не восприниматься или даже пренебрежительно отвергаться. В таких случаях стоит поступать по ситуации, где возможно уклоняясь от близости, а где невозможно уступая, при этом памятуя слова апостола Павла: «неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим… Почему ты знаешь, жена, не спасёшь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасёшь ли жены? Личный пример христианской жизни, который может наставить на верный путь неверного или невоцерковленного супруга, проявляется не только в соблюдении постов, но, в первую очередь, в соблюдении заповедей любви. Любовь подразумевает готовность к самопожертвованию ради объекта любви. Если один из супругов готов периодически, но не постоянно, жертвовать супружеским воздержанием в посту ради другого, то должен в ином проявить большее усердие. Тогда, возможно, обратившись к истинной вере и встав на путь спасения, несогласный прежде супруг и сам готов будет к духовному подвигу воздержания. Тем не менее, и в таких непростых ситуациях есть моменты, когда даже очень настойчивому супругу стоит отказать в близости — при подготовке к причастию, то есть при соблюдении евхаристического поста. Христос ясно говорит: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берёт креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберёгший душу свою потеряет её; а потерявший душу свою ради Меня сбережёт её» Мф.
Можно ли причащаться во время поста? И можно, и нужно. Господь Сам впервые причастил своих учеников и заповедал поступать так в Его воспоминание Лк. Раньше во многих местах бытовало мнение, что причащаться нужно редко, не чаще нескольких раз в году. Как правило, эти редкие эпизоды происходили во время многодневных постов, а то и вовсе раз в году — Великим постом. Считалось, что к причастию нужно готовиться длительным постом и все остальное время года, когда человек вкушает скоромную пищу, он недостоин причащения. Увы, и сейчас можно встретить людей, которые регулярно посещают храм, но причащаются только во время многодневных постов, в остальное время просто выстаивая литургии по воскресным и праздничным дням. Такой подход кардинально претит самому духу общинной жизни христиан, где ключевую роль играет совместное участие в Евхаристии. Поэтому нелогичным и даже странным видится присутствие члена Церкви на литургии без причащения если, конечно, к этому нет особых оснований. Причастие — это то, ради чего собираются христиане на литургию.
И добровольный длительный отказ от этой великой милости, дарованной нам Самим Господом Иисусом Христом, не только не логичен, но и весьма дерзновенен перед Богом.
Воду добавлять также не нужно, ведь в казане овощи тушатся в собственном соку. Лобио из фасоли Фото: 1000. Лучше использовать сорт красной фасоли кремовой консистенции, в ней содержится достаточное количество крахмала. Фасоль тщательно моем, замачиваем в холодной воде на ночь. Утром еще раз промываем и отвариваем на минимальном огне в течение часа-полутора, соль добавляем в конце варки. Фасоль должна быть мягкой, но не разваренной. Репчатый лук чистим от шелухи и нарезаем маленькими кубиками ножом. Болгарский перец и помидоры почистить, нарезать. Грецкие орехи моем, просушиваем, измельчаем блендером в крошку, но лучше, чтобы крошка получилась разного размера, мелкая и крупная.
Зубчики чеснока пропускаем через пресс. На сковороду с толстым дном наливаем растительное масло. Отправляем первыми в сковороду репчатый лук и болгарский перец. Обжариваем овощи на среднем огне до мягкости, жарим около 5-7 минут, периодически помешивая лопаткой. Следующими в сковороду добавляем измельченные помидоры и пару столовых ложек томатной пасты. Тщательно перемешиваем, чтобы масса стала однородной и тушим овощи еще около 7 минут. Фасоль после варки промываем, воду сливаем, фасоль добавляем к овощам. Держим на огне еще около 7 минут. Отправляем в сковороду грецкие орехи, чеснок, перец, хмели-сунели, зелень, соль. Накрываем сковороду крышкой и тушим блюдо на медленном огне еще около 20 минут.
Подаем лобио к столу, украсив сверху веточкой кинзы и присыпав измельченным грецким орехом. Рис с тыквой Фото: 1000. Для блюда лучше взять длиннозерный белый рис. Тыкву помойте, разрежьте. Нарежьте на небольшие кусочки. Измельчите зубчики чеснока.
Не картошкой единой. Барнаульский врач рассказала, как соблюдать пост, чтобы быть сытым и довольным
Как поститься в Великий пост? | Страстная неделя: можно ли не соблюдать пост? |
Великий пост 2024 — правила и питание что можно есть по дням | В «правильном» мармеладе можно найти только фруктовое пюре, агар-агар, сахар, возможно, регуляторы кислотности и красители. |
Питание в пост: что можно и нельзя есть, строгие и нестрогие постные дни | Разрешается ли сахар в пост. Несмотря на присутствие альбумина в сахаре, церковь не возбраняет употребление сладости в пост. |
Великий пост – 2024: что запрещено во время поста и как правильно поститься | Великий пост состоит из 40 дней поста – Четыредесятницы – и Страстной седмицы, установленной в память о последних днях земной жизни Иисуса Христа и его страданиях. |
Великий пост — меню на каждый день для мирян в 2024 году
Заправить уксусом, растительным маслом, сахаром, солью и осторожно перемешать. Что можно есть в великий пост и что нельзя: календарь питания по дням. Что можно и что нельзя есть в Великий пост в 2022 году Список продуктов, напитки Правила Постные рецепты блюд Меню на каждый день Фото Видео. Удивительно, но и в пост можно (и нужно!) питаться разнообразно – тогда не возникнет никаких проблем со здоровьем волос, ногтей и кожи.
Великий пост – 2024: что запрещено во время поста и как правильно поститься
Чаще всего споры о том, можно сахар во время поста или нельзя, возникают среди людей. Великий пост состоит из 40 дней поста – Четыредесятницы – и Страстной седмицы, установленной в память о последних днях земной жизни Иисуса Христа и его страданиях. Рыба в Великий пост разрешается только дважды – в праздник Благовещения (7 апреля) и Вербное воскресение (28 апреля). Сахар и сахарозаменители. Соль.
Как нужно поститься в Великий пост?
Можно ли в пост есть сахар, мед и варенье | Вопрос, можно ли в пост есть сладкое, волнует многих. |
Что можно и чего нельзя в посту? - православная энциклопедия «Азбука веры» | Приближение многодневных постов, особенно Великого, нередко становится поводом для множества вопросов о том, что можно и что нельзя во время поста. |
Календарь питания в Великий пост в 2024 году по дням — 21.03.2024 — Статьи на РЕН ТВ | Благодаря растительному составу эти сладости запросто можно есть и во время Великого поста, не нарушая канон. |
Великий пост – 2024: что запрещено во время поста и как правильно поститься | Можно ли сахар в Великий пост. |
Можно ли есть сладости в пост? И если да, то какие? | Аргументы и Факты | Приближение многодневных постов, особенно Великого, нередко становится поводом для множества вопросов о том, что можно и что нельзя во время поста. |
Великий пост 2022 года — календарь питания по дням на 40 дней
Рыба в Великий пост разрешается только дважды – в праздник Благовещения (7 апреля) и Вербное воскресение (28 апреля). Приближение многодневных постов, особенно Великого, нередко становится поводом для множества вопросов о том, что можно и что нельзя во время поста. Ограничьте потребление соли и сахара. дважды за всё время поста можно съесть рыбу: в Благовещение и в Вербное воскресенье, а в Лазареву субботу разрешено есть икру. Во время поста многие люди задаются вопросом, что можно есть, а что нельзя. Из напитков во время поста в меню можно встретить чай, компот или кисель.