«Чучело» — повесть Владимира Железникова (1981 г.), написанная на основе случая с племянницей автора. Его внучку дразнили Чучелом и так ее доконали, что она решила уехать, подумал Николай Николаевич и почувствовал, как ее беда больно ударила его в сердце: он всегда тяжело переносил чужие беды.
Литературный навигатор. Владимир Железников "Чучело".
«Чучело» Ролана Быкова: интересные факты о выдающемся советском фильме | История созданияПовесть «Чучело», написанную в период творческого расцвета писателя, в 1970 гг., вполне можно назвать автобиографичной. |
Литературный навигатор. Владимир Железников "Чучело". | Этой важной теме посвящено произведение «Чучело», которое в 1982 году написал Владимир Железников. |
История создания фильма "Чучело". | Пикабу | Железников В. Чучело. 2 850 оценок. |
Краткое содержание повести "Чучело" Железникова (3 варианта) ~ Проза (Школьная литература) | В книгу вошла известная повесть Владимира Железникова "Чучело", рекомендованная к прочтению в 5—6 классах. |
«Чучело» Ролана Быкова: интересные факты о выдающемся советском фильме | Сценарий по мотивам пьесы В. Железникова «Чучело» написан Э.П. Кузнецовой, спектакль поставлен режиссером Д.Н. Барсуковой. |
Ушел из жизни автор, написавший «Чучело»
В 2000 году Владимир Железников написал книгу «Чучело 2. Игра мотыльков». История Лены Бессольцевой, показанная Роланом Быковым в фильме «Чучело», была правдивой — в очень похожей ситуации оказалась племянница писателя Владимира Железникова. Он написал повесть, которая стала основой нашумевшего фильма. Для журнала «Юность» была написана статья «До и после “Чучела”», за которую Быков получил в журнале премию имени Бориса Полевого, многолетнего главного редактора «Юности». Знаменитая повесть «Чучело» известного детского писателя Владимира Карповича Железникова (род. в 1925 г.) вышла в свет в 1981 году. Ранняя смерть, эмиграция, сотрудничество с мэтром и никаких киноролей — как сложились судьбы детей-актеров из фильма Ролана Быкова «Чучело». Детский писатель Михаил Яснов, известный как автор стихотворения «Чучело-Мяучело», скончался в возрасте 74 лет.
Сорок лет фильму «Чучело». Травля стала буллингом, всё остальное актуально
Как железников написал чучело - С вы сильны как никогда! | В качестве кинодраматурга Железников дебютировал, написав сценарий фильма «Серебряные трубы». |
Железников В. Чучело РОСМЭН 14186059 купить в интернет-магазине Wildberries | Финальная сцена, когда дети рассматривают старинную картину Марии Бессольцевой, пра-пра-прабабушки Лены, и плачут, раскаиваются, пишут на доске «Чучело, прости нас!», не лишена христианского подтекста. |
Краткое содержание повести "Чучело" Железникова (3 варианта) ~ Проза (Школьная литература) | Его жена Елена Санаева обратила внимание на повесть Владимира Железникова «Чучело», которой зачитывался её сын Павел. |
«Чучело» всепрощающее | Когда писатель Владимир Железников написал сценарий на основе реальной истории своей племянницы, которая в школе взяла на себя вину и подверглась сильной травле, а учитель не смог вовремя отреагировать, то в Госкино ответили отказом. |
Домен припаркован в Timeweb | Краткое содержание повести Железникова «Чучело» по главам познакомит читателя с душераздирающей историей про девочку-изгоя, которую безжалостно гнобил весь класс. |
Смерть, эмиграция и никакого кино. Судьбы детей-актеров из «Чучела»
Он стал для меня университетом. Восемь лет там проработал. В то время это был необыкновенный журнал — такой центр, куда стекались все знаменитые писатели, блестящие художники, и со всеми я очень дружил. Скажем, нашим художественным руководителем был известный живописец, график, мастер плаката Владимир Васильевич Лебедев. Он своей графикой иллюстрировал только Маршака, и я каждый месяц ездил к нему утверждать рисунки...
Я дружил с Виталием Бианки. Он меня любил. Я даже считался его другом. Контакт с личностью и давал толчок к обучению — образ мыслей этих людей, отношение к жизни, ко времени...
И Бианки, и другие незаурядные личности были со мной откровенны. Виталия Бианки уже к тому времени стукнул паралич. Правая рука не работала. Продолжал одной левой печатать на машинке — поправлял рукописи молодых писателей, перепечатывал их сам!
Хотя ему это было безумно трудно. Я даже не знаю, как это назвать. Это не ответственность, а любовь — к делу, литературе, людям. Постепенно пришел к тому, что полюбил возраст и героя и адресата — 11—12 лет.
Характер людей меняется. Лев Николаевич писал, что дети меняются каждые семь лет. Это так. Но главное, что детей, равно как и нас, поражают одни и те же неприятности — дети их очень глубоко переживают.
Поэтому я писал про ребят как про взрослых. Вообще не думал про детей. Просто писал. И у меня появлялся герой.
Причем я не ходил «за материалом» в какие-то школы. Все, что делал и делал это постоянно , — это бродил по улицам и подслушивал обрывки разговоров детей. Мне это очень помогало. Потому что одна живая фраза может заменить десять придуманных.
Мне нужна была реплика одна, другая... Так все и сложилось в итоге.
Все, что делал и делал это постоянно , — это бродил по улицам и подслушивал обрывки разговоров детей. Мне это очень помогало.
Потому что одна живая фраза может заменить десять придуманных. Мне нужна была реплика одна, другая... Так все и сложилось в итоге. Девочки ярче мальчиков — Вы столько лет пишете — горевали ли по тому поводу, что дети со временем поменялись?
И я очень переживал. Они вдруг все стали другие. Что-то произошло, что-то в голове добавилось. Но это когда общаешься со всеми разом.
Носов — страшно мрачный сам по себе человек, но ужасно талантливый. Никогда не улыбался. Если герой живой и яркий — почему бы нет? Это очень хорошо, что жизнь его продолжается дальше.
Какой у меня любимый герой? Вот только что завершил повесть. Как и у всех людей, последний — самый дорогой. Во-первых, я люблю, когда героиня девушка.
Или девочка. Они, мне кажется, умнее и тоньше. Вокруг девочки можно развить много разных сюжетных линий, добавить неожиданностей. Мальчики более тупые.
Когда они вырастают, то становятся нормальными, но в 11—12 лет они развиваются менее ярко, чем девочки. У девочек — самобытность есть, характер. Но вы же не сразу, наверное, пришли к теме детской жестокости? Сначала думал, что все беды, которые происходят с детьми, происходят из-за взрослых.
И твердо этого принципа держался. Потом пришел к мысли, что дети очень часто бывают эгоистами, часто бывают неправы. То есть как писатель я пошел в другую сторону. Вот под эту волну попало и «Чучело».
И если до «Чучела» я сам сочинял истории, то в «Чучеле» показана уже реальная история, из жизни.
Действие картины перенесется в социальные сети, а часть съемок будет проходить в формате screenlife. Собственно, у повести Железникова такая библейская конструкция. На сегодняшний день эта история не менее актуальная чем в 1980-е», - рассказал Карабанов во время очной защите проектов, которые претендуют на финансирование Фонда кино. По его словам, сейчас все конфликты переносится в социальные сети. Он отметил, что травля там «более жесткая, чем в реальной жизни», так как тот, кто обижает другого чувствует себя безнаказанным.
Но, столкнувшись с противодействием со стороны Госкино, переработал материал в книгу. Это история о шестикласснице Лене Бессольцевой, которая переезжает жить к своему дедушке и идет в провинциальную школу. В городе её деда считают чудаком и недолюбливают. К Лене моментально прилипают все ярлыки, новый класс ясно дает понять девочке, что презирает ее. Девочка-лидер по прозвищу «Железная кнопка»; первая красавица Шмакова; простак силач Лохматый; тихоня Васильев; Дима Сомов — ребенок из богатой семьи, пользующийся из-за этого некоторым авторитетом. Лена, которой уже дали кличку «Чучело», не вступает в конфликты с одноклассниками, надеясь добротой и приветливостью заслужить их уважение. Всё меняется в худшую сторону, когда Лена берет на себя вину Сомова в которого успевает влюбиться. А класс объявляет ей бойкот, и к психологической травле добавляются побои и прилюдное унижение. Неудивительно, что режиссером экранизации выступил знаменитый Ролан Быков, уже успевший к тому времени подпортить себе отношения с Госкино. Она обратила внимание Быкова на повесть, которой зачитывался его пасынок Павел будущий писатель. К слову, и Елена, и Павел, и сам Ролан Быков сыграли в предстоящем фильме.
В. К. Железников "Чучело": анализ произведения
Казанский ТЮЗ представил первую премьеру сезона — свою версию «Чучела» по мотивам повести Владимира Железникова под над названием «Чучело. 40 лет назад, 14 сентября 1983 года, в прокат вышел фильм «Чучело» Ролана Быкова — одна из главных советских молодежных драм. Читать онлайн книгу «Чучело» автора Владимира Железникова полностью, на сайте или через приложение Литрес: Читай и Слушай. История чистой, мужественной и самоотверженной девочки Лены, прозванной одноклассниками «чучелом», заставит вас на многое взглянуть другими глазами. В Санкт-Петербурге умер детский поэт, переводчик, детский писатель, автор рассказа «Чучело-Мяучело» Михаил Яснов. Сегодня «Чучело» и его литературная основа — одноименная повесть 1981 года Владимира Железникова — важны не меньше прежнего, как и их герои, застанные врасплох неудобными жизненными вопросами.
14 сентября. Чучело
Изначально «Чучело» было написано в форме сценария для фильма. Об этом рассказывает Павел Санаев (в фильме он сыграл роль Васильева), позднее написавший книгу, стоящую в том же ряду, что и «Чучело». Сожжение чучела (анализ эпизода повести Железнякова «Чучело»). Режиссер Ролан Быков снял фильм «Чучело» после семилетнего перерыва. Смысл концовки фильма “Чучело” достаточно простой: школьники осознали свою несправедливость именно к Лене Бессольцевой. Железников В. Чучело. 2 850 оценок.
В.К. Железников. Жизнь и творчество. Повесть Чучело.
Государственным комитетом Российской Федерации по печати. Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 16 лет. На информационном ресурсе применяются.
Эту непростую задачу решать Железникову удавалось всегда мастерски. Поучительная проза Железникова Этого автора можно назвать писателем для взрослых и детей. Образы, которые созданы в его книгах, - сложные и яркие.
Мир детей в творчестве Железникова представлен как некое подобие взрослого мира. Здесь те же проблемы. Так же не хватает взаимопонимания. Возможно, дети, воспитанные на рассказах Железникова, вступив во взрослую жизнь, смогут избежать многих нравственных ошибок. Сценарий Владимир Железников известен не только в нашей стране, но и за ее пределами. Его книги переведены на многие языки.
И, без сомнения, такой деятельный человек не мог ограничиться публикацией рассказов и повестей. В качестве сценариста он дебютировал в 1974 году. На советские экраны вышел фильм «Чудак из пятого класса». А спустя двенадцать лет, совместно с режиссером Роланом Быковым, была создана кинолента «Чучело», ставшая одним из лучших детских фильмов советской эпохи. За сценарии к этим двум картинам Железников был удостоен Государственной премии. Злость и несправедливость порождает страх.
Ребенок боится быть не таким, как все. Этой важной теме посвящено произведение «Чучело», которое в 1982 году написал Владимир Железников.
Кузнецовой, спектакль поставлен режиссером Д. В спектакле принимают участие Народная Арт-студия «Нон стоп» рук.
Администрация портала « Культура.
Позже дедушка Лены также принимает решение — отдать городу в общественное пользование свой дом и картины, а самому уехать вместе с Леной. К этому времени классу становится известна правда: и от Лены, и от двух ребят, которые слышали признание Димы учительнице. Травля класса со всей яростью переключается на Диму.
Лена с дедушкой перед отъездом приходят в школу, и учительница объявляет детям о пожертвовании городу, сделанном Николаем Николаевичем. Класс поражает поступок пожилого человека, а также заявление Лены, что та отказывается участвовать в травле Димы. Всё это заставляет детей заново узнать Лену, полюбить её и раскаяться в своём поведении. Подробнее об этом Вы узнаете в кратком содержании для читательского дневника.
Характеристики героев. Главные герои Лена Бессольцева Девочка-подросток, худенькая, угловатая, улыбчивая. Её искренность, прямота никак не вписывается в общую компанию одноклассников, поэтому они смеются над Леной, издеваются над ней. У Лены сильный характер и стойкие принципы.
Она умна, добра и непреклонна в вопросах правды, не умеет врать и подстраиваться. Ситуация складывается так, что ей объявляют бойкот, обвинив в предательстве. Лена ждёт, что настоящий виновник сам признается, но напрасно. Кульминацией становится её появление на дне рождения Сомова в обгорелом платье, постриженной наголо.
Она говорит правду шокированным одноклассникам. Николай Николаевич Бессольцев Дед Лены, пожилой человек, нелюдим и необщителен. Одноклассники Лены так прозвали его за то, что он все свои деньги тратил на покупку картин своего родственника-художника, а сам ходил в старых вещах. Дедушка живёт в своём мирке, наслаждается искусством, радуется картинам, как ребёнок.
Он не замечает проблем внучки и ничем не может ей помочь. После того, как одноклассники зверски травили Лену, он решает, что нужно уехать из города. Дарит школе дорогую картину, девочка на которой очень похожа на Лену. События происходят накануне её свадьбы, поэтому она ничего не замечает.
Маргариту Ивановну не уважают, её мнение для детей не играет роли. Они смело сбегают в кино с последнего урока, что приводит к отмене поездки в Москву. Только перед отъездом Лены Бессольцевой, когда она приходит в класс попрощаться, классная замечает весь ужас происходящего. Она раскаивается, что была занята личной жизнью и допустила такую ситуацию.
Дима Сомов Одноклассник Лены, сын обеспеченных родителей. Пытается защищать Лену, но вскоре попадает в ту же компанию, которая занимается унижением и травлей одноклассников. Он труслив, не умеет стоять на своём, защищать свои интересы. Железная Кнопка Одноклассница Лены по фамилии Миронова.
Она — лидер класса, остра на язык, считает свою правоту единственно возможной. Её боятся все в классе, вынося приговор, она не считается с правдой, учитывает свои интересы. В её семье нет любви и уважения, мать Мироновой старается скрыть всё некрасивое, а не решить проблему. От этого страдает дочь.
Второстепенные персонажи Валька. Одноклассник Лены, грубый, безжалостный, корыстный. Ловит бездомных собак и сдаёт их на живодёрню за деньги.
Аудиокнига Чучело
В этот момент она стояла под дверью. Когда они с Димкой вернулись к ребятам, Лена ждала, что он во всем сознается, но нет. Дима упрямо молчал. Глава 7 Для ребят стала полной неожиданностью новость о том, что поездки не будет. Всему виной коллективный срыв урока. Учительнице самой досталось от директора, но дети не желали слушать ее объяснений. Класс был возмущен, считая сложившуюся ситуацию несправедливой. Им было обидно и идти навстречу классной они не собирались.
Маргарита Ивановна, поддавшись эмоциям, в гневе разбивает копилку. Ребята пытались вычислить предателя, и первым на кого пало подозрение стал Димка Сомов. Они вспомнили, что он возвращался в класс. Лена ждала, что он сам все расскажет, но зря. Трус он и есть трус. Пожалев одноклассника, девочка берет вину на себя. С этого момента класс объявил ей бойкот, даже не разобравшись в случившемся.
Глава 8 Все учащиеся школы поехали в Москву, кроме 6«А». Над Леной издевались как могли. Инициатором травли была Железная Кнопка. Она наказывала всех, кто по ее мнению поступал плохо. Дима тоже попал под горячую руку одноклассников. Если бы они вовремя не убежали и не спрятались в парикмахерской, им бы не поздоровилось. Дима дал Лене слово, что расскажет правду, когда придет время.
Глава 9 Лена решила сменить прическу, укоротить волосы. Сомов сначала хотел ее дождаться, но передумал. Он был уверен, что Ленке ничего не будет и ушел, оставив ее одну. Одноклассники подкараулили девочку, воспользовавшись ситуацией. Они окружили ее и начали издеваться. Обзывали чучелом и предательницей. Если бы мать Рыжего не заступилась за девочку, непонятно, чем дело бы кончилось.
Васильев признался Диме, что не верит в виновность Бессольцевой и что она давно ему нравится. Сомов просит его попытаться уговорить Лену покинуть город. Глава 10 Вечером в окно раздался стук. Лена выглянула и в страхе отпрянула от стекла. На нее в упор смотрела медвежья голова. В этот момент дед вошел в комнату воодушевленно рассказывая о новом приобретении. Девочка даже не поняла о чем он говорит.
Настолько сильно была под впечатлением от увиденного. Стук повторился. На этот раз к окну подошел сам Николай Николаевич. Ему удалось поймать шутника, содрав с него маску. Под ней оказался Сомов собственной персоной. Лена не могла поверить в это. Она отказывалась принимать ужасную правду, наивно полагая, что его заставили пойти на это.
Ей пришлось в этом убедиться, когда она узнала, что Дима состоял в сговоре с одноклассниками и сам подкидывал идеи, как изощреннее ее травить.
Мало кто знает, что эта повесть автобиографична. Писатель обратился к вопросу жестокости детей не случайно. Он описал историю своей племянницы, которая в школе взяла на себя чужую вину и стала объектом травли одноклассников. Учитель, который должен был разобраться в конфликте, попал в больницу с инфарктом… Травля продолжалась несколько недель, пока не открылась правда. Сам автор потом писал: «В «Чучеле» меня интересовало, может ли один человек, такой вот маленький, ранимый, незащищённый, как Лена, выстоять в экстремальной ситуации против всех. Потом в процессе работы появилось желание создать панораму жизни подростков, понять, из каких зёрен взошла эта поросль». Первоначально Железникову хотелось, чтобы произведение это было трагедией по своему эстетическому звучанию. Этим он хотел очистить души подростков, если в них уже есть ростки зла.
В классе происходит конфликт с учителем из-за того, что сорвалась поездка в Москву, именно так появились презрение и обида со стороны подростков. Но учительница создала негативную атмосферу и уехала, решая личные проблемы и забывая о служебном долге. Мысли о свадьбе мешают ей понять Лену, которая приходила за помощью, но ничего не получила. Тема семьи преподнесена очень интересно. В отношениях Лены с дедушкой временами присутствует атмосфера конфликтности, из-за непонимания и незнания со стороны дедушки обстоятельств Лены. Он думает лишь о картинах и давно умерших людях и не замечает того, что происходит вокруг. В финале он расстается с ними из-за раскаяния: в попытках удержать прошлое он забыл о настоящем. У Лены, кроме всего прочего, происходит внутренний конфликт с самой собой — она винит и не может простить себя, за то, что невольно, из простоты поддерживала насмешки класса над её дедушкой. Также за то, что сама стыдилась перед одноклассниками его странного вида. Тема искусства. Дедушка собирает и хранит картины, специально для них топит весь дом, изводит дрова и деньги. Класс Лены выказывает Николаю Николаевичу пренебрежение и бросает насмешки, из-за того, что тот плохо одет и занимается непонятными детям вещами. Однако герой стойко терпит лишения, чтобы собрать и сохранить творческое наследие предка, которое он подарил городу. Проблемы В повести вырисовывается главной проблемой детская жестокость, способность детей быть беспощадной силой, способной растоптать и уничтожить. При этом проблемой другой стороны становится стремление выжить в коллективе, не перестать при этом быть добрым и честным, необходимость бороться и отстаивать своё право быть личностью. Также присутствует в произведении проблема взаимоотношений — между Леной и Димой Сомовым, проблема малодушия и храбрости, верности и предательства, благородства и низости. Девочка быстро привязывается и ошибается в своих чувствах, а мальчик теряет ее из-за трусости. У Димы проявляется его личная проблема благородства — желание быть благородным, при этом ничем не жертвовать и не терпеть никаких неудобств. Он видит решение проблемы в бегстве от действительности, вместо изменения самого себя. Существует в классе Лены и проблема неправильного понимания верных принципов — радикальность и жестокая непримиримость к оступившемуся, чего неотступно добивается Железная Кнопка, искренне считающая себя борцом за правду. Проблема непонимания между близкими присутствует в отношениях дедушки и внучки, на первых порах их общения. Поглощённый поиском и устроением в доме картин, дедушка не сразу замечает и понимает происходящее с Леной, из-за чего ему приходится приложить немало усилий, чтобы вызвать её на откровенность. Смысл Основная идея, выраженная в повести «Чучело» — необходимость остаться человеком в любых условиях и обстоятельствах, и никогда не разменивать свои лучшие качества. Также автор побуждает читателя к старанию разглядеть и понять в коллективе того, кто выглядит «чучелом», вместо того, чтобы торопиться бросать в него камни. Другая главная мысль повести «Чучело» — об ответственности взрослых за детскую жестокость. Никто из взрослых не вмешался в конфликт, не защитил девочку, а учительница Маргарита Ивановна даже не заметила происходящего с детьми. В старинном городе с богатой историей, где стоит необыкновенный, знаменитый дом Бессольцевых, и где ходит по улицам бывший солдат, собирающий своё духовное наследие — прекрасные картины, здесь же, бок о бок, подрастает поколение наглых, циничных, бессердечных детей, не замечающих и не ценящих ничего святого и истинного. Почему это происходит, и кто в этом виноват? Этот серьёзный вопрос ставит перед читателями В. Железников, и об этом призывает нас серьёзно задуматься повесть «Чучело». Чему учит? Повесть «Чучело» учит добру, состраданию, любви и жертвенности — как жертвует собой Лена ради своего друга Димы. Учит отстаивать себя и не колебаться между добром и злом, чтобы иметь право на уважение окружающих и самого себя. Учит нас ценить людей, непохожих на других. Призывает учиться у них честности и милосердию, и спешить это делать, пока эти люди находятся рядом с нами. Предостерегает от неверных выводов и несправедливого отношения к тем, кого большинство не понимает, чтобы не пришлось впоследствии горько раскаиваться. Такова мораль повести «Чучело». Также повесть напоминает взрослым, что нужно стоять на страже детского счастья, быть чуткими и внимательными, чтобы вовремя помочь маленькому человеку одолеть проблему.
Смех Николая Николаевича обидел Ленку. Она беспомощно оглянулась, ища выхода из положения, и вдруг крикнула: — Я твою картину украду! Ленка подхватила портфель и рванулась к двери. Николай Николаевич успел ее схватить. Она укусила его за руку, вырвалась и убежала. Елена, остановись!.. Вот бешеная! Глава четвертая А в это время веселый шестиклассник Валька мчался по берегу реки, никак не рассчитывая на то, что вечером ему приклеят позорную кличку Живодер. Он был одет по-праздничному: в чистой рубашке и при галстуке. В руке крутил собачий поводок с ошейником, а носком сапога все время сшибал пустые консервные банки, разбросанные еще с лета там и сям нахальными туристами. Он старался попасть в птиц и кур, тихо блуждающих в кустарнике, или в котов, мирно ловящих последние лучи осеннего солнца. И если ему удавалось поразить какую-нибудь цель, то собственная ловкость вызывала в нем прилив бурной радости. Валька затормозил около старого дуба — из его дупла торчали две мальчишеских головы. Засовывай их в дупло! Мальчишки, ничего не понимая, собирали в охапку листья и засовывали их в дупло. Но вот они набили его доверху, Валька чиркнул спичкой и… бросил ее в дупло на листья — те тут же занялись пламенем. Но Валька перехватил их и не отпускал, пока пламя не разгорелось, хотя они бились у него в руках и ревели. Потом с криком: «Вперед!.. На пожар!.. Так он шел по земле, издавая вопли восторга, оставляя позади себя крики возмущенных жертв. Валька спешил на встречу со своими дружками, чтобы идти на день рождения к Димке Сомову. Он еще издали увидел их: Лохматого и Рыжего — они сидели на скамейке у речной пристани, — подскочил к ним, с размаху бухнулся рядом и спросил: — Ну что, баламуты, жрать охота? Как подумаю про сомовские пироги, слюнки текут. Вот Сомову хорошо. В рубашке родился. И родители деньгу зашибают, и красавчик, и голова работает на пятерки… Так и хочется ему мордочку почистить. Только одни про это говорят, а другие врут, что они не завистливые. И вообще я кого хочешь в бараний рог согну. На нее масла не купишь. Лохматый неожиданно схватил Вальку одной рукой за шею и крепко сжал. Лохматый разжал руку и освободил Вальку. Тот на всякий случай отбежал в сторону. Не в отца… — Он что-то в злости хотел еще добавить, но передумал. Шмакова идет! Лохматый и Валька оглянулись и обалдели. Шмакова была не одна, ее сопровождал Попов, но все смотрели на нее. Она не шла, а несла себя, можно сказать, плыла по воздуху. Попов рядом с нею был неказистым и неловким, потому что Шмакова нарядилась в новое белое платье, в новые белые туфли и повязала волосы белой лентой. Не по погоде, конечно, зато она блистала во всем своем великолепии. Попов посмотрел на Шмакову, его круглая курносая физиономия приобрела жалобное выражение. Все радостно заорали, что пора к Сомову, но Лохматый перебил их и сказал, что надо подождать Миронову. И тут появился Васильев — худенький мальчик в очках. Все оглянулись и увидели Миронову. Она была, как всегда, аккуратно причесана и подчеркнуто скромно одета. Под курткой у нее было самое обыкновенное форменное коричневое платье. Миронова им не ответила. Она не спеша прошла вперед и встала перед Васильевым. Васильев молчал; толстые стекла очков делали его глаза большими и круглыми. Тот двинулся вперед — за ним остальные. Они окружили Васильева.