Когда узнаешь, как складывалась судьба украинской актрисы Марии Капнист, невольно начинаешь в этом сомневаться. Мария Капнист, известная российская певица и актриса, стала настоящей легендой в мире искусства. "Частная история": Мария Капнист. 1956 год. Красноярская железная дорога. Ольга Николаевна Дьяконова представляет книгу «Мария из рода Капнист», составителем которой она является. В поезде, который вез Марию Капнист на «большую землю», у нее впервые за много лет появилась возможность посмотреться в зеркало.
Актрисы и певицы сложной судьбы: За что и сколько сидели самые знаменитые зэчки
Мария Капнист. / Maria Kapnist. Мария (Мира) Ростиславовна КАПНИСТ (Капнист-Серко). Заслуженная артистка Украины Мария Капнист погибла под колесами автомобиля в 1993 году. Так начинается новая жизнь заслуженной артистки Марии Капнист. Какие тайны она оставила в прошлом? Об этом сегодня в документальном цикле "Частная история".
Мария Капнист: советская актриса, по истории жизни которой можно было написать триллер
Графиня Мариэтта Ростиславовна Капнист-Серко (настоящее имя Марии) – потомственная дворянка. В 1956 году Мария Капнист обрела свободу. Следственное дело графа Ростислава Ростиславовича Капниста (Д. 021924) насчитывает всего-навсего 17 листов.
"Частная история": Мария Капнист
Они долго разговаривали. Лысенко проникся тяжелой долей этой удивительной женщины и пригласил ту на роль игуменьи в драму «Таврия». С этих пор началась творческая карьера «графини рудников». На счету великой и неподражаемой актрисы более ста ролей. Кого она только не играла! Но все ее героини поражали особой статью, осанкой, внутренней красотой и стальным характером. Будь то графиня, ведьма, цыганка или колдунья. Невозможно забыть ещё с далекого детства те ощущения жути и страха, испытываемые всякий раз в начале каждой из трёх серий «Бронзовой птицы». Под зловеще-таинственную музыку на экране появлялась субтильная фигурка экономки-графини в черной одежде, с застывшим, смертельно бледным лицом.
Её магический взгляд пугал и настораживал… Выжить в аду и погибнуть под колесами мирного авто Мария Ростиславовна дожила до глубокой старости. Режиссеры любили работать с этой потрясающей актрисой. Привыкшая трудиться, она отдавалась работе целиком и полностью, не обращая внимание ни на подорванное здоровье, ни на возраст. Ее жизнь оборвалась трагически в возрасте 80 лет. До этого дня актриса никогда не пользовалась подземными переходами. Очевидно, прошлая подземельная жизнь оставила неизгладимый след. Ее сбила машина, когда она переходила дорогу на оживленной улице. Это случилось прямо напротив киностудии имени Довженко.
Ее единственная дочь Радислава Капнист более 30 лет проработала на Харьковском авиационном заводе. Вышла замуж, родила двух сыновей, которые уже сами стали отцами. В память о своей матери Радислава создала мемориальный фонд, опубликовав мемуары и архивные публикации.
Но кто вернет полтора десятилетия жизни, проведенные в тюрьмах и лагерях на самых тяжелых работах — лесоповал, шахты, лепка и обжигание кирпича? Отметим, что даже в тюремных условиях Мария находила силы для творчества, чтобы ставить спектакли для заключенных. А чтобы избежать домогательств со стороны охраны, графиня втирала в кожу лица угольную пыль. Бесконечные лишения, потери и переживания еще сильнее состарили женщину. Неудивительно, что освободившись в 42 года, Мария Капнист выглядела на все 70. Она долго не могла наладить отношения с дочерью, ведь та просто не признавала в Марии мать, не помнила ее. Найти общий язык матери с дочкой удастся только через годы, когда Радислава уже станет подростком. Улыбка судьбы После освобождения Мария переехала в Киев. Жилья не было, поэтому женщина ночевала прямо на вокзале или в парке, а также работала дворником, чтобы хоть как-то выжить. И в один момент ей улыбнулась удача. Режиссер Юрий Лысенко заприметил колоритную барышню, которая в гриме должна была выглядеть очень эффектной. Так Капнист получила роль игуменьи в киноленте «Таврия». Удачная работа привлекла к Марии Капнист внимание других режиссеров. В дальнейшем она без устали играла пожилых графинь, загадочных старух, чародеек, цыганок, ведьм. А роль в двухсерийном фильме 1972 года «Руслан и Людмила» вовсе принесла женщине всесоюзную славу. Снималась в кино актриса до конца своих дней. Поразительно, что ей удалось сыграть более чем в 120 фильмах, несмотря на позднее начало кинокарьеры.
В 6 лет Мария стала свидетельницей крушения царской России. К власти пришли большевики, в доме Капнистов провели 18 обысков. Отца арестовали и позже расстреляли, тетю убили у девочки на глазах. Дом Капнистов был разрушен. Крымские татары помогли бежать Марии и ее матери, переодев их в свою национальную одежду. Мария попала в Ленинград, поступила в театральную студию. Но вскоре был убит Киров — близкий друг семьи Капнистов. Вновь начались гонения. В 1941 г. Марию арестовали «за антисоветскую пропаганду и агитацию» и «за шпионские связи». Ее приговорили к 8 годам лишения свободы, а в лагерях ей довелось провести 15 лет. В заключении судьба ее свела с Анной Тимиревой — гражданской женой Колчака.
Благодаря доброжелателям «итальянку» взяли на заметку в компетентных органах. Позже прибавили к этому ее благородное происхождение. Этого было более, чем достаточно, чтобы обвинить Капнист в «антисоветской пропаганде», что и было сделано в августе 1941 года. А следом приговор — 8 лет исправительно-трудовых лагерей. Чтобы избавиться от мужских приставаний, Мариэтта втирала в лицо угольную пыль Поначалу Мариэтту направили в Казахстан, в Карлаг. Здесь ей сразу же отрезали ее чудесные косы и выбили зубы чтобы не кусалась. Работать приходилось с утра до вечера под палящими лучами солнца — заключенные делали саман: кирпичи из глины и соломы. Вскоре пришла еще одна беда — на Миру «положил глаз» начальник лагеря. Однажды он зазвал девушку в свою каморку и попытался повалить ее на кровать. Но Мариэтта сумела вывернуться и со всей силы ударила насильника ногой в пах. За что и была наказана — ее жестоко избили и перевели работать на добычу угля. Еще до восхода солнца каторжан опускали в шахту, а поднимали только поздно вечером. Работать Мире приходилось наравне с мужчинами. К концу смены она с трудом могла разогнуть спину, а руки и ноги не переставали болеть даже ночью. Чтобы снова не стать предметом вожделения какого-нибудь надзирателя, Мариэтта придумала разыгрывать из себя полусумасшедшую. А для пущей верности стала втирать в лицо угольную пыль. Очень надеялась, что на чумазую «дурочку» не обратят внимания. Однажды в степи начался страшный пожар и Мира оказалась в самом его центре. Девушка готовилась сгореть заживо, но неожиданно сквозь огонь прорвался всадник, бросил ее в седло и вынес из пламени. Спасителем оказался вольнонаемный польский инженер Ян Волконский. Как оказалось, он давно был влюблен в девушку. Когда Мира спросила, чем она может отблагодарить за свое спасение, Ян без обиняков ответил: «Роди мне ребенка». Вскоре Мариэтта действительно забеременела. Узнав о том, что самая строптивая каторжанка ждет ребенка, лагерное начальство встало «на дыбы» — этого нельзя было допустить. Чтобы спровоцировать выкидыш, Миру стали посылать на самые тяжкие работы. Кроме того, несколько раз якобы случайно она попадала «под сапоги» надзирателей и потом неделями отходила от побоев. После этого экзекуторы придумали новую пытку — раздевали женщину догола и опускали в ледяную ванну. И так по нескольку раз в день. Несмотря на все это, в 1949 году в больнице Степлага Мариэтта родила дочку, которую назвала именем своей любимой героини — Радиславой, Радой. Это же вообще было невозможно. И правда, мое рождение — это настоящее чудо», — рассказывает дочка актрисы. Своего отца Рада так никогда и не увидела. Спустя три года за какую-то провинность Ян Волконский был расстрелян. Довженко «Я из тебя, суки, выбью врага народа!
Из юной красотки в седую деву. Судьба Марии Капнист и 15 лет в сталинских лагерях
В молодости актриса Мария Капнист была настоящей красавицей. В заключении у Марии Капнист родилась дочь Радислава, отцом которой был польский инженер Ян Волконский (его впоследствии расстреляли). 25 октября 1993, Киев) - украинская актриса. Фото: предок актрисы Марии Капнист — Василий Капнист (1758 — 1823) — поэт и драматург, общественный деятель. Трагическая судьба актрисы Марии Капнист. В «Бронзовой птице» Мария сыграла экономку графа, которую пионеры прозвали «графиней» за ее осанку и аристократическую выдержку. Слушатели познакомились с невероятной судьбой талантливой актрисы, рассказ ведущей сопровождался показом мультимедийной презентацией «Мария Капнист.
Мария Ростиславовна Капнист
Потомственная дворянка, графиня Мария Капнист, из рода поэта Василия Васильевича Капниста, родилась 22 марта 1914 года в Петербурге. На острове Занте в. Мария Капнист родилась в марте 1913 года в Санкт-Петербурге. Здесь же, на поселении, у Капнист случился роман с заключенным и она забеременела. Рождение дочери Рады вдохнуло новые силы в Марию.
Мельпомена и ГУЛАГ: Мария Капнист
Работала бухгалтером в Киеве , затем в Батуми. Первый срок отбывала в Карлаге в одном бараке с Анной Тимирёвой , с которой дружила до конца её жизни. Затем, до 1950 года в Степлаге , где работала вместе с Татьяной Окуневской. В 1949 году в тюремной больнице Степлага она родила дочь Радиславу [8] от польского инженера Яна Волконского, который позже был расстрелян Капнист назвала дочь в честь одной из героинь рассказа Максима Горького « Макар Чудра ». Освободившись, жила на поселении в Казачинском районе Красноярского края. Когда Радиславе было два года, её забрали у матери и поместили в Есауловский детдом в Красноярском крае.
В заключении она познакомилась с Валентиной Ивановной Базавлук, которой предстояло выйти на свободу раньше, поэтому Капнист попросила её разыскать дочь. Базавлук сумела разыскать Радиславу и добилась её перевода в детдом в Харькове, где она сама жила. Затем она сумела пробиться на приём к Анастасу Микояну и в итоге добилась того, что в 1956 году Капнист была, наконец, освобождена её срок должен был кончиться в 1963 году. В 1958 году она была полностью реабилитирована, и все приговоры в отношении неё были отменены «в связи с отсутствием состава преступления». Воссоединиться с дочерью у Капнист не получилось — она не могла забрать Радиславу из детдома, потому что не имела постоянной работы, а годы заключения сильно подорвали её здоровье.
Однажды Мария увидела, как воспитательница бьет девочку и кричит: «Я выбью из тебя врага народа! Мать бросилась на обидчицу и избила ее. Из лагерей Капнист вернулась старухой, хотя ей было всего 44. В Киеве Марии пришлось начинать жизнь с нуля — ночевала на вокзалах и в скверах, работала дворником. Около касс кинотеатра ее увидел режиссер Юрий Лысенко.
Так она впервые попала на съемочную площадку… В старости Мария Ростиславовна была не без причуд. Эпатировала окружающих яркими и необычными нарядами, обожала странные, причудливо уложенные тюрбаны, появлялась на публике с огромными букетами цветов… Могла себе позволить острое словцо, но никогда не грубость. Злословия, сплетен не терпела. По словам дочери, часто вела себя «как экзотическая птица, которая влетела в курятник». Сама же Мария Ростиславовна говорила так: «Не смейтесь над старостью человека, чьей молодости вы не видели…» Вот что об актрисе писал Станислав Садальский: «…Всегда удивлялся, когда говорили о ее какой-то демонической внешности.
Узнайте историю ее семьи, откройте для себя ее богатый творческий потенциал и уникальный подход к фотографии. Мария из рода Капнист Выдающиеся харьковчанки: Мария Капнист Фотография - это не только снимок реальности, но и возможность увидеть мир сквозь глаза художника. В творчестве Рады Капнист вы найдете гармонию между формой и содержанием, красоту и эмоциональностью, которые она передает через каждый свой снимок.
И увидела, как воспитательница бьёт малышку на глазах у остальной ребятни, приговаривая: - Я выбью из тебя врага народа! Дальнейшее Мария помнила смутно. Помнила, что ворвалась в класс и стала яростно избивать садистку. Окажись в руках топор, дело, пожалуй, кончилось смертоубийством, но оружия не оказалось, и изверг в женском обличии отделалась лишь побоями… Помнила Мария ещё, как тащили её прочь прибежавшие кочегары, как отчаянно плакала Радочка… С той поры дочь она не видела. Её долго допрашивали, избивая до полусмерти, выбили зубы, изуродовали шрамами лицо, а затем отправили по этапу «давать стране угля»… Потянулись очередные годы заключения. И здесь выручила крепкая казачья порода, не каждому под силу работать в шахте, таскать неподъёмную тачку, не видеть Божия света, задыхаться от угольной пыли… Здесь обрела Мария еще одну подругу.
Валентину Базавлук. Донос на нее написал собственный муж — племянник художника Нестерова и приятель наркома Берии. Написал, невзирая на грудного ребенка, который был отнят от матери — лишь потому, что жена, не выдержав его попоек, решила уехать к родным. Малышка вскоре умерла, а бедная Валентина оказалась в заключении. Женщины условились, что та из них, что первая окажется на воле, заберет из детдома Радочку и будет растить её. Валентина вышла на волю первой и уже несколько лет воспитывала Раду, как родную дочь. И томилась душа мукой, как-то примет свою настоящую мать девочка, уже забывшая её образ? Уже привыкшая к другой женщине? А Валентина - захочет ли делиться ставшей ей родным ребёнком, заменившим собственного, так жестоко загубленного?
Ребёнком, чтобы вызволить и забрать которого, она дошла до самого Микояна, благодаря чему саму Марию освободили на целых семь лет раньше окончания срока? Одно дело пообещать подруге по заточению в то время, когда обе они не знали своего завтра, и совсем иное — исполнить, оторвать от исстрадавшегося сердца дорогое существо теперь… Тяжелым грузом ложились на душу все эти думы. А ведь к тому — ребёнку нужна не только мать, но и кров, достаток... А что есть у Марии? За 17 лет у неё не осталось ничего и никого. Никого, кроме Юла. С ним счастье ещё могло бы улыбнуться ей, но… Стоял мучительно перед глазами призрак, увиденный ею в зеркале… А Юл? Каков он теперь? Сильно ли изменило его время?
Хотя не перроне было множество народа, но Юла Мария узнала сразу, как только сошла с поезда. Годы почти не изменили его! Красивый, статный мужчина, ещё полный сил! И плащ этот очень к лицу ему… А в руках цветы — это для неё, Мариетты… Господи, как давно никто не дарил ей цветов!.. Юл беспокойно вглядывался в лица проходивших пассажирок, но Марию не замечал. Не узнавал!.. Наконец, перрон опустел, и они остались на нём вдвоём. Юл решительно шагнул к ней, протянул цветы: - Вас никто не встретил, и меня никто не встретил... Примите эти розы и пожелайте Марии здоровья, - и развернувшись, направился к выходу.
На несколько мгновений она остолбенела, не зная, что делать, а затем бросилась следом. Подбежав к нему и на цыпочках, шепнула на ухо, как в детстве, когда играли в жмурки: - Юл, Юл, ну хоть обернись... Он обернулся, и лицо его сказали гримаса ужаса и боли: - Мира, что они с тобой сделали?!! Прежде он целовал ей руки, а теперь словно онемел, поражённый её видом… Мария отступила на шаг: - За все тебя благодарю! Но, самая большая благодарность за то, что ты и сейчас был честен... Ты не мог вынести моего теперешнего вида, ты как ребенок чист... Теперь такой обрыв возник между нами, что ничем не соединить... Она бежала прочь не помня себя, он пытался догнать её, остановить. Но она всё решила.
Не надо жалости, ещё большей жертвы, чем та что он уже принёс, двух безвозвратно загубленных жизней вместо одной… Как сможет она быть рядом с ним? Как сможет всяким миг чувствовать его сокрушение о ней? Как сможет жить с сознанием, что отняла у него последний шанс быть счастливым, устроить свою жизнь? Да, он немолод уже. Но что такое «немолод» для красивого, полного сил мужчины? Да ещё в обескровленной войной стране? Он легко найдёт себе хорошую жену, которая родит ему детей и даст то счастье, которое он заслужил больше, чем кто-либо другой… А сама Мария — разве не заслужила? Заслужила, быть может… Но нельзя быть счастливой за счёт других… Тем более за счёт тех, кого любишь… Так решила она и решению своему не изменила. Спустя годы иногда являлись сомнения — не напрасно ли?
Юл ведь любил её даже такую. Вероятно, оттого и не сложилась его жизнь с молодой женой, не принесла она ни детей, ни счастья. На склоне лет они, оба оставшиеся одинокими, часто виделись, и во время прогулок Юл также трепетно поддерживал под руку свою графиню, как и много лет назад в Петергофе. Дочь не приняла родной матери, когда та вернулась. Девочка успела привыкнуть к приёмной и боялась, что их разлучат. Страшно и больно было видеть испуг и неприязнь в глазах самого дорогого существа, надежда на воссоединение с которым давала силы жить.
Злой рок Марии Капнист
Вот уникальное фото: Мария Ростиславовна Капнист в 1990-м году на фоне афиши моего отца в Ленинграде у своей приемной дочери. Граф Сергей Капнист, прямой потомок русского поэта и драматурга Василия Васильевича Капниста. передает пресс-служба библиотеки. Трагическая судьба актрисы Марии Капнист. В «Бронзовой птице» Мария сыграла экономку графа, которую пионеры прозвали «графиней» за ее осанку и аристократическую выдержку. от польского князя Яна Волконского. передает пресс-служба библиотеки.