В 1854-1857 гг. Илья Репин учился черчению и рисованию в школе военных топографов в Чугуеве. Финский художественный музей "Атенеум" заменил национальность художника Ильи Репина с русской на украинскую, опираясь на церковный документ о месте рождения его родителей, заявила РИА Новости директор по связям с общественностью Анна Кари. В Русском музее, корпус Бенуа, проходит экспозиция, посвященная 175-летию Ильи Репина. 30 марта в историческом здании Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке открывается выставка «Илья Репин: известный и неизвестный».
Первый большой успех
- Главное сегодня
- Илья Репин
- Репин, Илья Ефимович | это... Что такое Репин, Илья Ефимович?
- Жанровые и исторические полотна Ильи Репина
Репин Илья Ефимович
Имя Ильи Репина знакомо каждому культурному человеку любой национальности. по старому стилю) 1844 года в Чугуеве Харьковской губернии в семье военного поселенца. Актуальность настоящего исследования заключается в назревшей необходимости научного обобщения накопленного материала, которое поможет пересмотреть родословную Ильи Репина, его происхождение и социальный статус. Портрет и биография Ильи Репина, годы жизни, информация о самых известных произведениях художника с примерами. Связь с родным городом, Слобожанщиной и Украиной Илья Репин пытался сохранять до конца жизни, а украинские мотивы занимали важное место в творчестве художника. Не обошел вниманием Репин и ученика Антокольского, ставшего известным скульптором Илью Гинцбурга.
Репин Илья Ефимович
Ложусь спать счастливая, полная энергии на будущий день. Тогда я забываю и свое, надоевшее мне лицо, которое утром, когда я причесывалась, приводило меня, в зеркале, прямо в отчаяние своей некрасивостью». Однако через 15 лет супруги разошлись, биографы пишут, что всему виной разный ритм жизни: художник любил принимать гостей, а Вера уставала с четырьмя детьми, занимаясь бытом. Развод Репин переживал тяжело. В письме Петру Третьякову он пишет: «Не получая так долго ответа на мои два письма о Крамском, я думал, что Вы вследствие разных наговоров о моем теперешнем семейном положении Имеется в виду разрыв Репина с женой не считаете меня более достойным вашего доверия и дружбы». Вторая жена — убежденная вегетарианка, противница использования труда слуг, писательница Наталья Нордман-Северова — полная противоположность тихой Вере Шевцовой. О ее чудаковатостях и необычном способе организации быта осталось много нелестных отзывов, однако Корней Чуковский в мемуарах постарался ее «защитить».
Кроме того, он не раз повторял, что одной из своих наиболее блестящих удач — композицией «Государственного совета» — он всецело обязан Наталье Борисовне: она приняла к сердцу те трудности, которые он встретил при написании этой картины, и помогла ему своими советами, а также сделанными ею фотоснимками». Современники колко высказывались о внешности второй жены Репина, но, как известно, красота — в глазах смотрящего. Глядя на ее портрет в тирольской шляпке, который привезли из финского музея Атенеум, становится понятно, что для Репина она была красивой женщиной. А ведь его страсть к реализму и неумению «приукрасить» — факт широко известный. Нордман-Северова умерла в 1914 году — 70-летнего художника это событие подкосило, хозяйством в «Пенатах» с того момента занялась дочь Вера. Заседание государственного совета 7 мая 1901 года, 1903 год.
Из собрания ГРМ «Заседание государственного совета 7 мая 1901 года», 1903 год После гастролей на ретроспективе в Москве самое «невыездное» полотно Репина вернулось в Русский музей. Еще одна проблема: у Репина почти не работала правая рука. Сначала они занимались лишь техническими задачами вроде грунтовки холста и расчерчивания перспективы , но вскоре мастер доверил им написание интерьера. Кроме того, все вместе они делали наброски с «государственных натурщиков». Аксессуары все написаны. Стулья так в конце концов навострились писать, что самому нравится.
Репин, видимо, доволен, что так хорошо и скоро идет дело», — описывал ход работы подмастерье Кустодиев. Картины не будет на выставке «Чернобыль» HBO : наплевав на фактологию, создатели поместили «Ивана Грозного» в кремлевский коридор, аллегорически намекнув на истинное значение действий советского правительства. Художник И. Репин в кругу семьи на веранде дачи «Пенаты». В 1899 году художник приобрел там усадьбу, которую назвал «Пенаты» в честь римских богов — хранителей домашнего очага. С 1908-го Репин круглый год жил в Куоккале, куда петербуржцы обычно приезжали во время дачного сезона.
Гостей удивляли необычные порядки в доме, в том числе юного Корнея Чуковского, который оставил о них пространные воспоминания. Эти-то супы из сена приобрели большую популярность в обывательских массах. Многие приезжали к Репину не столько для того, чтобы побывать у него в мастерской, сколько для того, чтобы отведать его знаменитое «сено». Помню, как Дорошевич, князь Барятинский и артистка Яворская привезли с собою в «Пенаты» ветчину и тайно от Репина ели ее тотчас же после обеда, хотя репинские обеды были и обильны и сытны». За время, обеда все блюда подавались чьими: то невидимыми руками, и гости хозяйничали сами», — вспоминал среды в «Пенатах» писатель и сын «бабушки русской революции» Николай Брешко-Брешковский. Музей в «Пенатах» открыли в 1940 году, там представлены работы Репина в том числе последний автопортрет 1920 года и его учеников, а также мемориальные вещи.
Потрет Льва Толстого, 1887 год. Какая жизнь, энергия, стремительность, сила, живость, красивость и колоритность! Что ожидает чтецов будущих поколений! Тексты художника издавались книгой несколько раз, впервые еще в 1901 году.
Национальность художника, его культурное наследие и влияние на искусство нередко становятся предметом споров и разных толкований. Важно учитывать, что творчество превосходит национальные границы и отражает многообразие культур и национальностей. Репин — выдающийся художник, и его работы привлекают внимание и интерес различных стран. Это и показывала масштабная выставка, которую «Атенеум» организовал с участием Третьяковской галереи и Русского музея. Споры о национальной принадлежности художников и их работ неизбежны в контексте исследования искусства.
Репин отмечал: «В лице Гаршина меня поразила обречённость: у него было лицо человека, обречённого погибнуть. Это было то, что мне нужно для моего царевича». Мне минутами становилось страшно. Я отворачивался от этой картины, прятал ее. На моих друзей она производила то же впечатление. Но что-то гнало меня к этой картине, и я опять работал над ней». Работа была завершена в 1885 году и показана на 13-й выставке передвижников, а затем и на московской выставке. Реакция на неё была бурной и неоднозначной. Иван Крамской восторгался: «Как написано, Боже, как написано! В самом деле, вообразите, — тьма крови, а Вы о ней и не думаете, и она на Вас не действует, потому что в картине есть страшное, шумно выраженное отцовское горе и его громкий крик, а в руках у него сын — сын, которого он убил! В защиту полотна выступили многие деятели культуры, и через три месяца запрет был снят. Новый показ картины в Третьяковской галерее произвёл фурор, люди шли на выставку только ради нее. Для большего эффекта в помещении, где размещалось полотно, был постелен кроваво-красный ковёр. Меценат Третьяков описывал реакцию посетителей на картину так: «Люди рыдали, впадали в ступор, валились на землю». В ноябре 1581 года с полотном произошла еще одна странная история. Иконописец Абрам Балашов бросился на него с сапожным ножом с криками «Довольно крови, слишком много крови! Мужчину тотчас же схватили, он был помещен в психиатрическую лечебницу. Урон картине был нанесен огромный: удары повредили не только холст, но и центральную деревянную перекладину подрамника. Илья Репин в это время жил в пенатах под Петербургом, и о произошедшем узнал из вечерних газет. Чуковский в своих дневниках вспоминал: в тот день Репин пришел к нему внешне спокойный, единственное, что выдавало волнение художника — трясущиеся руки. Тем же вечером Репин уехал в Москву. В это время во главе Третьяковской галереи стоял художник Игорь Грабарь. Еще до появления Репина он вместе с двумя специалистами из Эрмитажа провел техническую реставрацию. На следующее утро Грабарь отлучился из галереи, поэтому не застал тот момент, когда Илья Репин увидел свою картину. Художник восстановил поврежденное место, и, не дожидаясь встречи с Грабарем, уехал в Петербург. Игорь Грабарь вспоминал, что когда увидел записанное место, то испытал шок. Дело в том, что Репин использовал лиловые краски, которые сильно отличались от всей живописи картины. Сейчас исследователи творчества художника объясняют это тем, что с момента создания полотна прошло слишком много времени - изменилась красочная гамма в живописи Репина. Не дожидаясь того момента, когда краски высохнут, Грабарь их снял. Он заново реставрировал картину по фотографиям.
Позже, после реформы военных поселений в 1827 году, город приобретает статус штаб-квартиры 1-го Резервного кавалерийского корпуса. С середины 1830-х годов в нем располагалось управление восьми хозяйственных округов Украинского военного поселения. Поселенные эскадроны формировались частично из солдат полка и преимущественно из коренных жителей в возрасте до 45 лет из разряда государственных крестьян или казаков [34, с. Распределение поселенцев между категориями поселенных хозяев, резервных и действующих зависело от имущественного положения. Все поселенцы поступали в состав поселенных и резервных эскадронов вместе со всем своим хозяйством — домами, тягловой скотиной, участком земли, орудиями труда. Ефим Репин, отец художника, был фуражиром и квартирмейстером, участвовал в трех военных кампаниях: русско-персидской войне 1826- 1828 гг. За участие в боевых действиях отец художника был награжден двумя медалями и наградным крестом [25, с. В 1830-1831 гг. После венчания молодая семья проживала в одном дворе с родителями Е. Старший сын Василий в этом браке родился 11. В 1835г. Возможно, речь идет об одном и том же ребенке. Репина и его жены Т. Репиной родился сын Михаил [8, л. Далее в семье появились еще четверо детей: Устинья 1842 — 18. О старших братьях И. Репина дальнейших упоминаний нет, по всей вероятности это связано с их ранней смертью. О сестре и двух младших братьях художник рассказал в письмах и автобиографии. Устинья Репина скончалась от горячки в возрасте пятнадцати лет.
Финский музей назвал русского художника Илью Репина украинцем
Так, в церковном документе было сказано, что что отец и дед Репина появились на свет на территории современной Украины. Они родились в городе Чугуев Харьковской губернии Российской империи. При этом вопрос национальности знаменитого художника был рассмотрен в связи с организацией выставки «Вопрос времени».
За три года он объездил Францию, Испанию и Италию, познакомился с величайшими живописцами из разных городов. В Париже Илья написал картину «Садко», которая принесла ему должность академика. Там же он встретил своего кумира — художника Мане.
Репин стал известным в 1872 благодаря групповому портрету «Славянские композиторы». На ней было 22 музыканта из разных стран, в том числе из России, Польши и Чехии. В 1874 Илья Ефимович вошел в сообщество передвижников, регулярно выставлял свои творения на их выставках. После возвращения из Франции живописец навестил родной Чугуев, а потом обосновался в Москве. Там он написал известную картину «Царевна Софья», много времени уделял преподаванию.
Также в это время ценители искусства увидели портрет М. Мусоргского, эту работу высоко оценили критики. В 1893 художник стал членом Петербуржской Академии художеств. До 1900 он жил в этом замечательном городе, именно там были написаны лучшие картины Репина. После Октябрьской революции родной поселок Репина оказался в составе Финляндии.
В 1918 живописца лишили права посещать Россию из-за войны. В 1926 он получил приглашение вернуться, но отказался из-за проблем со здоровьем.
Грабарь, И. Куликов, Ф. Малявин, А. Остроумова-Лебедева, Н. Непосредственный наставник В. Уже с самого начала своего творческого пути, с 1870-х годов, Репин стал одной из ключевых фигур русского реализма. Художнику удалось решить задачу отражения в живописном произведении всего разнообразия окружающей жизни, в своём творчестве он сумел охватить все стороны современности, затронуть темы, волнующие общественность, живо реагировал на злобу дня. Репинскому художественному языку была свойственна пластичность, он воспринимал различные стилистические направления от испанцев и голландцев XVII века до Александра Иванова и современных французских импрессионистов.
Расцвет творчества Репина пришелся на 1880-е годы. Он создаёт галерею портретов современников, работает как исторический художник и мастер бытовых сцен. В области исторической живописи его привлекала возможность раскрыть эмоциональную выразительность предложенной ситуации. Стихией художника была современность, и, даже создавая картины на темы легендарного прошлого, он оставался мастером животрепещущего настоящего, сокращая дистанцию между зрителем и героями своих произведений. По мнению искусствоведа В. Стасова, творчество Репина - «энциклопедия пореформенной России». Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».
Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, расположенном недалеко от Харькова. Его дед по отцовской линии - неслуживый казак Василий Ефимович Репин - вёл торговлю и владел постоялым двором. Согласно метрическим книгам, он умер в 1830-х годах, после чего все хозяйственные заботы легли на плечи его жены Натальи Титовны Репиной. Отец художника Ефим Васильевич 1804-1894 был в семье старшим из детей. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на «Донщину» и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу. За время службы в Чугуевском уланском полку Ефим Васильевич успел поучаствовать в трёх военных кампаниях, имел награды. Связь с родным городом, Слобожанщиной и Украиной Илья Репин пытался сохранять до конца жизни, а украинские мотивы занимали важное место в творчестве художника. Дед художника по материнской линии - Степан Васильевич Бочаров - также много лет отдал военной службе. Его женой стала Пелагея Минаевна, девичью фамилию которой исследователям установить не удалось. На первых порах Репины жили под одной крышей с родителями мужа.
Позже, скопив денег на торговле лошадьми, глава семьи сумел поставить просторный дом на берегу Северного Донца. Татьяна Степановна, будучи женщиной грамотной и деятельной, не только занималась образованием детей, читая им вслух произведения Пушкина, Лермонтова, Жуковского, но и организовала небольшую школу, которую посещали и крестьянские ребята, и взрослые. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. В семье периодически возникали проблемы с деньгами, и Татьяна Степановна шила на продажу шубы на заячьем меху. Как вспоминал впоследствии сам художник, его жизнь изменилась в тот момент, когда он увидел «оживление» арбуза: черно-белая картинка, размещённая в детской азбуке, внезапно обрела яркость и сочность. С этого дня идея преображения мира с помощью красок уже не оставляла мальчика. В 1855 году родители отдали одиннадцатилетнего Илью на учёбу в школу топографов - эта специальность, связанная со съёмочными и чертёжными работами, считалась в Чугуеве престижной. Однако через два года учебное заведение было упразднено, и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику И. Вскоре весть о талантливом ученике Бунакова распространилась далеко за пределами Чугуева; юного мастера стали приглашать приезжавшие в город подрядчики, которым нужны были живописцы и позолотчики. В шестнадцать лет юноша покинул и мастерскую, и родительский дом: ему предложили 25 рублей в месяц за работу в кочевой иконописной артели, которая по мере выполнения заказов перемещалась из города в город.
Летом 1863 года артельщики работали в Воронежской губернии неподалёку от Острогожска — городка, в котором родился художник Иван Крамской. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Рассказы острогожцев послужили стимулом для резких жизненных перемен: осенью, собрав все заработанные за летние месяцы деньги, Илья Ефимович отправился в Петербург. Первый визит в Академию художеств разочаровал Репина: конференц-секретарь Академии Ф. Львов, ознакомившись с рисунками девятнадцатилетнего юноши, сообщил, что тот не владеет тушёвкой, не умеет создавать штрихи и тени. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться.
Об этом в своем материале "Русские классики живописи повергли Запад в психоз" пишет колумнист издания "Взгляд" Андрей Резчиков.
Галерея Айвазовского прокомментировала признание художника в США украинцем 14 февраля 2023 года в 12:33 Объявление Метрополитен-музеем в Нью-Йорке Ивана Айвазовского, как и других русских художников, украинцами является полным абсурдом, сказала РИА Новости директор феодосийской галереи Айвазовского Татьяна Гайдук.
Вспоминая Илью Репина — с молитвой (+Фото)
За это время Илья Репин передал в Атенеум свои работы, а также произведения других художников: Поленова, Серова, Шишкина. Репин, как и несколько поколений его предков, родился в Чугуеве Харьковской области, то есть на территории современной Украины. Администрация музея Метрополитен в Нью-Йорке решила изменить национальность русских художников Айвазовского и Репина. По всей видимости, Илья Ефимович Репин знал о месте проживания своих предков до перехода в Чугуев. «Что касается переиначивания национальности Ильи Ефимовича Репина, то это русофобская ахинея на потребу конструкторам „глобуса Украины“, которые уверены, что чем больше они „найдут“ в русском мире уроженцев современной территории Украины, тем хуже будет России.
Как Илья Репин стал украинцем
Имя Ильи Репина знакомо каждому культурному человеку любой национальности. Илья Репин родился в городе Чугуев Харьковской губернии в семье военного поселянина Ефима Васильевича Репина и его жены Татьяны Степановны. Финский музей «Атенеум» объяснил, почему национальность живописца Ильи Репина сменили с русской на украинскую в рамках экспозиции. Илья Репин родился в городе Чугуев Харьковской губернии в семье военного поселянина Ефима Васильевича Репина и его жены Татьяны Степановны.
Биография Ильи Репина
Неужто и я????? Присягали турецкому султану, а когда обстоятельства переменились, не только отказались от присяги, но ещё поиздевались над своим сувереном. Как им можно после этого верить?
До начала XXI столетия картина французского живописца носила название «Русская танцовщица». Теперь её называют «Танцовщица в украинском наряде». В музее пояснили, что, по мнению некоторых искусствоведов, танцовщица на картине изображена в традиционном украинском костюме. При этом нет фактов, которые доказывали бы украинское происхождение танцовщиц.
Айвазовский появился на свет в Таврической губернии, ныне именуемой полуостровом Крым. Это не первый случай, когда музей допускает смену национальности авторов или персонажей картин. Ранее название работы французского импрессиониста Эдгара Дега «Русская танцовщица» изменили на «Танцовщицу в украинском наряде».
Бабушка — Анастасия Титовна Репина в девичестве Костромытина. Тётя Марфа Васильевна, по мужу Радова, была крёстной матерью И. Её муж мастер серебряных дел Радов Иван Федорович был написан Репиным под названием «Мужик с дурным глазом». Крестным отцом И. Репина был чугуевский портной Касьянов.
Финны признали Репина украинским художником. Очередь за Айвазовским и Малевичем?
Другие музеи также пересмотрели биографию художников, которых раньше считали русскими... Основанием для этого послужила информация, полученная от украинских активистов. Москва назвала это решение политически мотивированным. В 2021 году в финском "Атенеуме" совместно с Третьяковской галереей и Русским музеем была организована большая выставка работ Ильи Репина. На выставке сообщалось, что русский художник родился на территории нынешней Украины. Рядом с работами Репина, представленными в постоянной экспозиции музея, теперь указано, что по национальности художник — украинец. Многие другие музеи мира тоже начали признавать художников, ранее присвоенных Россией к своему наследию, украинцами. Лукас Стасевский — один из тех, кто выступает за восстановление фактов о личности Репина. Стасевский — известный в Финляндии музыкант украинского происхождения. В 2021 году он заявил, что на выставке "Атенеум" отсутствует информация об украинском культурном фоне художника. Он написал в "Атенеум" и поднял этот вопрос в СМИ, но информацию, используемую на выставке, не изменили.
После начала конфликта на Украине музеи по всему миру заново изучили биографии художников, считающихся русскими. Куратор "Атенеума" Тимо Хууско Timo Huusko говорит, что об украинских корнях Репина говорили бы больше, если бы выставка художника проводилась сейчас.
Император Александр III пытался запретить экспонирование произведения на выставках. Эмоциональное воздействие картины настолько высокое, что она дважды подвергалась актам вандализма со стороны посетителей Третьяковской галереи — в 1903 и 2018 годах. Социально-психологический сюжет, в котором художник не только отразил и личную драму героев, но и вписал её в широкий социальный контекст. В этой работе Илья Репин в очередной раз продемонстрировал свой талант живописца-психолога.
Удивительная яркость характеров, бурная эмоциональность, юмор — всё это делает запорожцев по-настоящему живыми. Импрессионистское произведение , наполненное эмоциями людей и стихии.
Менее известен широкой публике небольшой этюд маслом - «Еврей на молитве». Расскажем об этой работе художника и о еврейской теме в его жизни. Илья Репин. Холст, масло Этюд «Еврей на молитве» был написан Репиным в 1875 году в Париже, куда художник приехал вместе с женой и маленькой дочерью Верой в ходе «пенсионерской поездки». Получали его обычно самые талантливые выпускники.
Студенческие работы Репина, безусловно, отвечали этим критериям: при окончании Академии он был награжден первой золотой медалью. В картине «Еврей на молитве» прослеживается влияние Рембрандта, точнее - произведений его позднего периода.
Кроме написания картин, он в Академии Художеств руководил мастерской. Путешествия Репина по Европе повлияли на стиль художника.
В 1874 году Репин стал членом товарищества передвижников, на выставках которых представлял свои работы. Поселок, в котором жил Репин, после Октябрьской революции очутился в составе Финляндии. Там же Репин скончался в 1930 году. Творчество Репина Репин — один из немногих русских художников XIX века, в творчестве которых нашел свое выражение героизм русского революционного движения.
Репин умел необыкновенно чутко и внимательно увидеть и изобразить на холсте различные стороны русской социальной действительности того времени. Садко в подводном царстве, 1876. Под конвоем. По грязной дороге, 1876.
В 1878 году художник создал первый вариант картины «Арест пропагандиста», которая, на самом деле является остроумной реминисценцией сцены «Взятия Христа под стражу» из Нового Завета. Очевидно, неудовлетворенный чем-то в картине, Репин еще раз вернулся к той же теме. С 1880 по 1892 год он работал над новым вариантом, более строгим, сдержанным и выразительным. Картина вполне закончена композиционно и технически.
Он видел крестные ходы у себя на родине, в Чугуеве, в 1881 году ездил в окрестности Курска, где каждый год летом и осенью совершались знаменитые на всю Россию крестные ходы с Курской чудотворной иконой Божьей Матери. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Изображая крестный ход — типичное явление старой России, художник в то же время показал широкую и многогранную картину русской жизни его времени со всеми ее противоречиями и социальными контрастами, во всем богатстве народных типов и характеров. Наблюдательность и блестящее живописное мастерство помогли Репину создать полотно, поражающее жизненностью фигур, разнообразием одежд, выразительностью лиц, поз, движений, жестов, и одновременно грандиозностью, красочностью и великолепием зрелища в целом.
В 1885 году была создана картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», отмечающая наивысшую точку его творческого горения и мастерства. Творчество Репина отличается необыкновенной плодотворностью, причем многие полотна он писал одновременно. Одна работа еще не была закончена, как создавалась другая и третья. Репин — выдающийся мастер портретного искусства.