Понятие семьи (familia) в римском праве с течением времени претерпело существенные изменения. По мере того, как когнатическое родство вытесняло родство агнатическое (п. 133), первое становилось и основой наследования по закону.
Римская семья. Виды родства.
Понятие римской семьи. Агнатское и когнатское родство | Агнатическое родство соответствовало характеру древнеримской семьи, и такое родство возникало по мужской линии от одного родоначальника и агнаты между собой были соединены гражданским родством. |
Родство в рамках римской семьи | Конспект юриста | Общий строй римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство. |
АГНАТИЧЕСКОЕ И КОГНАТИЧЕСКОЕ РОДСТВО Наследование — | Римское право признавало два вида родства – агнатическое и когнатическое. |
ПРАВОВЫЕ ЧЕРТЫ РИМСКОЙ СЕМЬИ. АГНАТИЧЕСКОЕ И КОГНАТИЧЕСКОЕ РОДСТВО
Общий строй римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство. Агнатическое родство — родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семейства, первоначальное родство (по римской терминологии — юридическая связь). Общий строй римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство. Далее, родство, и притом как агнатическое, так и когнатическое, служило препятствием к браку: в прямой линии без ограничения степеней, в боковых линиях — в древнейшее время, по-видимому, до шестой степени; по упразднении этого правила и до конца республики. Римское право признавало два вида родства – агнатическое и когнатическое.
агнатическое и когнатическое родство в римском праве
Законы XII таблиц выражают ту стадию развития римс- кого наследственного права, когда принцип свободы заве- щаний, еще ведя некоторую борьбу с пережитками институ- та семейной собственности, собственности агнатической семьи, однако, уже признан отчетливо и прочно. Когнати- ческое же родство еще не дает права наследования по за- кону. Наследование по преторскому праву. Реформы, осуществленные в области наследования претором, нача- лись еще в республиканский период "преторское" насле- дование упоминается в сочинениях Цицерона и заверши- лись в эпоху принципата. Они шли следующим путем. Пре- тор создал особый интердикт - interdictum quorum bono- rum для ввода во владение наследственным имуществом.
Первоначально этот интердикт давался лицам, которых претор, после суммарного рассмотрения их претензий, считал вероятными наследниками по цивильному праву. Это облегчало положение цивильных наследников, которые не- редко были заинтересованы в изъятии наследственного имущества из рук посторонних лиц до разрешения спора о правах на наследство по существу. Претор действовал в этих случаях iuris civilis adiuvandi gratia - в целях содействия применению, развитию цивильного права. Тем самым он служил, разумеется, интересам имущих слоев на- селения, ибо наследниками, хотя бы и по завещанию, чаще всего были лица, связанные с наследодателем, обладате- лем наследственного имущества, кровною или иною личною связью. Однако скоро оказалось, что интересы господствующих классов в области наследования сложны и разнообразны, и в частности не всегда оказывалось приемлемым правило, в силу которого в тех случаях, когда ближайший наследник не принимал наследства, оно, не переходя к дальнейшему по порядку призвания к наследованию, становилось вымо- рочным и в древнейшем праве бесхозяйным, а, следова- тельно, могло быть присвоено любым лицом.
Для устране- ния этой последней возможности претор стал давать в та- ких случаях bonorum possessio следующему по порядку родственнику, то есть допускал в отличие от цивильного права так называемое successio graduum et ordinum пп. В этом случае претор действовал уже iuris civilis supplendi gratia - в целях восполнения цивиль- ного права. Наконец, с распадением старой земледельческой семьи претор признал несоответствующим новым жизненным усло- виям сложив- шееся в древнейшие времена устранение эманципированных, т. В таких и однородных случаях претор действовал уже iuris civilis comgendi gratia - в целях исправления цивильного права, утверж- дая таким образом когнатическую кровную связь в качест- ве основы наследования по закону. На первых порах претор предоставлял bonorum posses- sio после исследования в каждом отдельном случае обсто- ятельств дела causae cognitio и вынесения личного ре- шения decretum , вследствие чего полученная таким об- разом bonorum possessio называлась bonorum possessio decretalis.
Но когда в практике сложились некоторые правила об условиях, при которых предоставляется bono- rum possessio, преторы стали вносить эти правила в эдикт, causae cognitio отпала, и для получения bonorum possessio достаточно было доказать наличие условий, с которыми эдикт связывал ее предоставление. Сложившаяся таким образом bonorum possessio edictalis была уже ус- тойчивым институтом римского права. В то же время, отказывая цивильному наследнику в ис- ках для получения наследства, претор оставлял за та- ким лицом одно лишь имя heres. Так наряду с цивиль- ной системой наследования сложилась мало-помалу пре- торская система, которой суждено было, по существу, парализовать действие цивильной системы. Существен- ное значение, наряду с деятельностью претора, имела и практика центумвирального суда, которому были под- ведомственны споры о наследовании, о котором идет речь ниже.
Императорское законодательство до Юстиниана. Много внимания уделило наследственному праву законодательство времени принципата и особенно империи, обобщившее и закрепившее основные начала преторской системы наследования. Наследственное право в новеллах Юстиниана. Развитие наследственного права завершено в новеллах Юстиниана: 118 543 г. Глава 19 78.
Понятие и формы завещания 239. Определение завещания. Ульпиан так определял завещание: Testamentum est mentis nostrae iusta contestatio in id sollemniter factum, ut post mortem nostram valeat D. Это определение неточно, в нем нет ука- зания на основное содержание римского завещания: на heredis institutio, назначение наследника, т. Между тем без такого назначения нет и завещания.
Первона- чально требовалось назначение в торжественной форме: Titius heres meus esto или Titium heredem esse iubeo. Толь- ко с 339 г. Для того, чтобы завещание произвело юридический результат, на кото- рый оно направлено, необходимо было, чтобы а оно было совершено в установленной форме; б лицом, об- ладающим так называемой активной завещательной пра- воспособностью testa-menti factio activa ; в с назначением наследником лица, об- ладавшего пассивной завещательной правоспособностью testamenti factio passiva , п. Надо было также, чтобы надлежащим образом составленное завещание не оказалось в дальнейшем до смерти заве- щателя пораженным одним из обстоятельств, которые могли лишить его силы. Формы завещания.
По сви- детельству Гая 2. Та и другая форма была выражением воли наследодателя перед римс- ким народом. Однако порядок совершения этих двух видов завещания, так же, как и условия, в которых они совершались, были различны. Завещатель устно выражал свою волю, т. В более позднее время это обращение к народу и самое участие народа в совершении завещания стали простой формальностью.
Но в древнейшие времена это было, разу- меется, не так. Однако, в литературе нет единодушного взгляда на сущность завещания comitiis calatis. В то время как одни ученые Зом, Шулин усматривают в этом завещании не что иное, как arrogatio, то есть введение постороннего лица в семью для сообщения ему прав нас- ледника по закону, другие Жирар, Покровский считают testamentum comitiis calatis завещанием в собственном смысле, не продолжением, а отступлением от порядка нас- ледования по закону, для санкции которого и требовалось согласие народа. Народ мог и отвергнуть rogatio насле- додателя и, вероятно, отвергал ее, когда ее содержание не соответствовало обычаям и господствовавшим воззрени- ям. Многие историки римского права Иеринг, Зом, Мит-тейс полагают, что это право сохранялось за народ- ным собранием еще во время издания законов XII таблиц.
Однако римские юристы усматривали в словах законов XII таблиц "uti legassit super pecunia tutelave suae rei, ita ius esto" признание свободы завещательных рас- поряжений. Помпоний говорил, что эти слова облекли за- вещателя "широчайшей властью". Поэтому и некоторые ис- торики римского права Жирар считают, что уже в эпоху законов XII таблиц завещание в народном собрании было только публичным заявлением частной воли. Как бы то ни было, но таким оно, несомненно, стало в более позднее время. Обе древнейшие формы завещания представляли ряд недостатков: а обе формы неизбежно влекли за собою гласность завещательных распоряжений, которая не всегда соответствовала ин- тересам завещателя; б testamentum comitiis calatis могло совершаться только дважды в году в определенные дни, a testamentum in procinctu было недоступно лицам, не входившим в состав войска, в частности старикам и больным, т.
Практика нашла способ удовлетворить соот- ветствующие интересы, использовав здесь, как и в ря- де других случаев, mancipatio. Testamentum per man- cipationem или testamentum per aes et libram заклю- чалось в том, что завещатель передавал посредством mancipatio все свое имущество доверенному лицу, famili- ae emptor1, который обязывался выполнить распоряжения, делавшиеся тут же завещателем. Держа в руках слиток ме- талла, в присутствии пяти свидетелей и libripens, fami- liae emptor произносил формулу mancipatio, приспособ- ленную для данного случая: Familiam pecuniamque tuam endo mandatela tua custo- delaque mea esse aio et quo tu iure testamentum facere possis secundum legem publicam, hoc aere aeneaque libra esto mihi empta Гай. После этого он передавал слиток завещателю, а затем завещатель излагал свои распоряжения и обращался к сви- детелям с просьбой, подобной той, с какой завещатель обращался к народу в народном собрании: "Ita do, ita lego, ita testor, itaque vos, Quirites, testimonium mi- hi perhibitote". Устные распоряжения завещателя составляли nuncupa- tio, присоединявшуюся к mancipatio и получавшую юри- дическую силу благодаря известному правилу законов XII таблиц: cum nexum faci-et mancipiumque uti lin- gua nuncupassit ita ius esto.
Эта форма завещания могла быть, разумеется, использована в любое время. Но, как и древнейшие формы завещания, она делала его гласным. Один не- достаток оставался однако общим для обеих разновид- ностей завещания: familiae emptor становился облада- телем всего имущества завещателя, после смерти кото- рого он ставился в положение наследника, heredis lo- co. Правда, исполнение им обязанностей, возложенных на него nuncupatio, санкцио- нировалось не од- 1 Передача имущества посредством mancipatio подвластному сыну была невозможна, ибо сделка paterfamilias с подвластным не имела бы юри- дической силы. Но все же familiae emptor был неизбежным юридическим сре- достением между завещателем и теми, в чью пользу заве- щатель желал сделать распоряжение.
Однако со временем mancipatio и nuncupatio обменя- лись ролями: основным моментом завещания per aes et libram стала nuncupatio, а на mancipatio стали смотреть как на некоторый формальный привесок, в котором famili- ae emptor играл роль простого фигуранта и который, по словам Гая 2.
Замена лиц в обязательстве по римскому праву Замена лиц в обязательстве в римском праве стала возможно по мере развития хозяйственных отношений, но на первоначальном этапе развития в римском праве сторонам обязательств было запрещено вступать в обязательство через представителя и возлагать свои обязанности на него. Способы замены лиц в обязательстве по римскому праву: переход обязательства по наследству цессия перевод долга Цессия - это прямая уступка права требования и замена в обязательстве кредитора при его жизни другим лицом, которая оформлялась в виде договора поручения. Для передачи права требования другому лицу кредитор должен был назначить то лицо, которому он желал уступить свое право, своим представителем в процессе с оговоркой, что этот представитель может оставить все полученное по иску за собой и при этом кредитор, передав свои права требования третьему лицу, уведомлял об этом должника, который с этого момента был обязан платить долг новому кредитору. Для осуществления цессии использовалось процессуальное пред Залог в римском праве Залог в римском праве — это право пользования и при определенных условиях распоряжения чужой вещью. Формы залога в римском праве - фидуция, пигнус, ипотека, антихрезис, перезалог, залог обязательств и залог сервитутов.
В случае исполнения должником обязательства выдавался иск о возврате вещи actio fiduciae. Стороны фидуции могли в договоре ставить условия pactum vendendo - - условие дающее право кредитору в случае неуплаты долга продать заложенную вещь и из вырученной суммы погасить долг и lex commissoria - - условие дающее право кредитору в случае неуплаты долга оставить заложенную вещь у себя, при этом кредитор мог пользоваться этой вещью только в целях залога.
Право устанавливает линии и степени родства, такие количественные характеристики, которые применяются для правильного регулирования наследственных отношений и для установления запретов кровосмешения. Линии различаются прямые и боковые. Прямая линия обозначает родственников, которые последовательно происходят один от другого: сын от отца, отец от деда, дед от прадеда и т. Отсчет по прямой линии может быть по восходящей восходящие прямые родственники : внук, сын, отец, дед...
Боковая линия обозначает родственников, которые происходят от одного общего предка: братья, сестры; дядья, племянники и пр. Степень прямого и бокового родства определяется количеством рождений, устанавливающих связь между двумя данными лицами. Поэтому, например, отец и сын связаны прямым нисходящим родством первой степени, а братья - боковым родством второй степени. Римское право придавало во многих своих институтах решающее значение не только линиям и степеням родства, но и типам родства, ибо существовало два таких типа: агнатское и когнатское родство. Таким образом, римское право знало два вида родства: агнатское и когнатское. Агнатское родство соответствует характеру древнеримской семьи, которая основывалась на подчинении власти одного владыки, - это родство по власти agnatio.
Агнаты между собой соединены гражданским родством. Агнатское родство возникало по мужской линии. Гай писал: "Агнаты суть родственники, соединенные родством чрез лиц мужского пола:" Далее: "Но те, которые соединены кровным родством чрез лиц женского пола, не суть агнаты... Дочь, вышедшая замуж в другую семью, становилась юридически чужой своей прежней семье, так как, подпадая под власть нового домовладыки, она становилась агнатской родственницей новой семьи. В то же время усыновленный становился агнатским родственником семьи усыновителя. Цивильным правом признавался только этот вид родства.
Родство по крови cognatio - когнатическое родство первоначально вообще не принималось во внимание. Юридическое значение оно получает только в преторском праве. По мере ослабления патриархальных устоев семьи когнатское родство приобретало все большее значение. В Юстиниановом праве оно полностью вытеснило агнатское. Родство римляне определяли по линиям и степеням. Как видим, и агнаты, и когнаты - это кровные родственники.
Но римское право изначально разделяло всех кровных родственников на две группы: агнатические родственники - те, связь между которыми устанавливается через отца патрилинейное родство , и именно эта связь имеет юридическое значение, то есть устанавливает взаимные права и обязанности родственников; когнатические родственники - те, связь между которыми устанавливается через мать матрилинейное родство , и долгое время эта связь не имела юридического значения. Важность отцовской власти при этом определялась тем, что подпадание лица под эту власть усыновлением, замужеством или выход лица из-под нее эмансипацией сына, браком дочери - то есть перемена семейного состояния - изменяли круг агнатических родственников данного лица, следовательно создавали для него родственные права и обязанности по отношению к иному кругу лиц. Это явствует из следующего фрагмента Институций I. Право агнатства прекращается во всех отношениях, в большинстве случаев, с изменением правоспособности: агнатство есть институт цивильного права. Очевидно, что с разложением римской патриархальной семьи, отмирали некоторые права и обязанности, вытекающие из агнатического родства; с другой стороны, устанавливались такие права и обязанности, которые учитывали родство когнатическое. Иными словами, римское право изменяло акценты в учете интересов тех или других кровных родственников, не более того.
Регулирование брачных отношений В Риме признавались три типа супружеских отношений: брак по цивильному праву то есть брак между римскими гражданами , брак по праву народов и конкубинат - дозволенное законом сожительство мужчины и женщины, которые в силу закона не имели права заключить цивильный брак. Однако историческая наука уделяет этому предмету большое внимание и содержит сведения, свидетельствующие о своеобразии первоначального регулирования брачно-семейных отношений. Способные к... Семья, то есть достигший за смертью отца полноправности свободный мужчина вместе с женой, которую торжественно сочетали с ним священнослужители для совместного пользования водой и огнем путем принесения в жертву хлеба с солью confarreatio , также их сыновья и сыновья сыновей вместе со своими законными женами, их незамужние дочери и дочери их сыновей, равно как все принадлежащее кому-либо из них имущество, - все было одним нераздельным целым, в которое не входили только дети дочерей, так как если эти дети были прижиты в браке, то принадлежали к семейству мужа, если же были прижиты вне брака, то не принадлежали ни к какому семейству. Собственный дом и дети являлись для римского гражданина целью и сутью жизни... Римская семья исстари носила в себе условия высшей культуры благодаря тому, что взаимное положение ее членов было основано на нравственных началах.
Пока он не приобрел этого права, то есть пока не истек срок давности, женщина, так же как и при позднейших бракосочетаниях... Итак, цивильный брак, то есть брак между римскими гражданами matrimonium , был направлен на установление права собственности мужа над женой. Существовало три формы три основания возникновения такого брака: конфареация per confarreationum , коэмпцио per coemptionum и юзус per usum. Конфареация являлась патрицианской формой заключения брака; длительное время только в таком браке вырастали граждане, способные занимать высшие жреческие места. Обряд заключения брака состоял в принесении жертвы богам перед священниками и свидетелями. Таким образом, брачная связь возникала в результате определенного ритуала; результатом возникновения связи являлось установление права собственности над женщиной.
Такой же результат имел место и в случае применения светской формы заключения цивильного брака - коэмпцио. Это была самопродажа женщиной мужчине посредством обряда манципации, то есть в присутствии пяти свидетелей и весовщика и произнесением определенных выражений. Юзус - такая форма установления брачной связи, при которой использовалось правило XII таблиц о приобретательной давности, в соответствии с которым право собственности на движимую вещь возникало у добросовестного владельца по истечении одного года открытого и непрерывного владения: фактическое проживание в доме мужчины женщины, не имеющей другой брачной связи и не торгующей своим телом в течение одного года, порождало законный брак. Посредством таких обрядов, сделок и юридических фикций возникал так называемый брак с властью мужа matrimonium cum manu mariti. Действительно, если у других народов античности идея права мужа последовательно заменялась идеей опеки над женой, затем идеей главенства мужа в брачных и семейных отношениях, то Рим, перейдя эти ступени, выработал идею равенства супругов. Вырабатывается и юридически признается конструкция брака без власти мужа matrimonium sine manu mariti.
Но в браке без власти мужа появляются именно семейные отношения... Ибо здесь появляются два самостоятельных субъекта. Раньше всего отмирает юзус. С 23 года даже конфареацио по закону не порождает власть мужа над женой. Конфареацио живет до христианства до IV в. Коэпмцио сохраняется дольше других форм брака...
Взаимные права и обязанности супругов при этом возникали не на основе согласия брачующихся, а как результат определенных юридических фактов религиозной церемонии, сделки купли-продажи, истечения срока приобретательной давности. Но уже в первые века по Рождеству Христову патриархальная семья уступает место семье нового типа, создаваемой браком без власти мужа matrimonium sine manu mariti.
Это означало, что не было ограничений на число браков или возраст развода. Легальность детей: Дети, рожденные внебрачно, не имели прав наследования и могли быть проданы в рабство своим отцом или братьями. В некоторых случаях отцы могли признать незаконнорожденных детей, которые затем могли наследовать имущество. Адопция: Адопция была распространенной практикой в Риме, и мужчины могли усыновлять детей как из своей семьи, так и из других семей, чтобы гарантировать наследование или продолжение своего рода. Отцовская власть: Отец не только имел абсолютную власть над своей собственной семьей, но также имел власть над своими взрослыми детьми и их детьми. Это означало, что даже взрослые дети оставались под юрисдикцией своего отца и должны были подчиняться его воле.
Агнатическое и когнатическое родство
Братья и сестры могут быть полнородными germani и неполнородными: consanguinei и uterini единоутробными. Римляне различали и свойства. Агнатическое родство — родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семейства, первоначальное родство по римской терминологии — юридическая связь. В состав агнатической семьи входили: его жена in manu mariti, его дети in patria potestate, жены сыновей, состоящие в браке cum manu и подчиненные не власти своих мужей, которые сами были подвластны paterfamilias, а власти этого последнего, и наконец все потомство подвластных сыновей. Поэтому дочь, выходившая замуж и поступавшая под власть нового домовладыки, переставала быть агнаткой своего отца, братьев и т. Когнатическое родство — кровное родство.
С течением времени власть отца семейства уменьшилась из-за усиления самостоятельности взрослых членов семьи. В связи с этим все большее распространение начало получать когнатическое родство, пока совсем не заняло приоритетное место. Термином familia семья обозначалась совокупность всего того, что принадлежало семье: не только агнаты, но и принадлежащие семье рабы, кабальные, скот и даже вещи неодушевленные имущество.
Законные дети — рожденные в браке, но не ранее 182 дней после свадьбы, до 300 дней после прекращения брака. Рожденные ранее 182 дней дети признавались законными, если муж молчаливо признавал свое отцовство, приняв новорожденного на руки. Дети не обладали до своего освобождения из-под власти отца-домовладыки никаким самостоятельным имуществом. Однако признавались исключения, вызванные требованиями публичного правопорядка.
Например, все приобретенное подвластным сыном на войне считалось только его личной собственностью. На таком же положении были приобретения на гражданской службе. Самостоятельным имуществом детей считалось то, что получено по наследству от матери или из ее семьи. Отцовская власть над детьми прекращалась со смертью домовладыки; утратой домовладыкой статуса свободы или римского гражданства; высвобождением, или добровольным актом домовладыки mamimissio , который приравнивался по форме к освобождению раба на свободу.
Для полной гражданской правоспособности требовалось, чтобы лицо занимало в семье независимое, самостоятельное положение, то есть ею обладали только домовладыки. Их сыновья независимо от возраста, семейного и общественного положения при жизни отца или деда всегда были подвластными с весьма ограниченной гражданской правоспособностью. Они не могли первоначально быть собственниками имущества. Приобретенное ими имущество автоматически становилось собственностью домовладыки. Подвластные могли заключать гражданско-правовые сделки только от имени и в пользу домовладыки, власть которого над семьей практически не ограничивалась. Он был единственным носителем и имущественных прав в семье. Семья, основанная на подчинении власти домовладыки, называлась агнатской. Все подвластные, подчиненные власти одного домовладыки, считались родственниками, то есть агнатами. Кровная связь в то время не имела правового значения. Поэтому девушка, вышедшая замуж и перешедшая жить в семью мужа, занимала в ней положение дочери его родителей, то есть становилась сестрой братьев и сестер мужа, утрачивая при этом родственные связи с кровными родителями со всеми вытекающими из этого последствиями например, она уже не могла стать наследницей после их смерти. Агнатское родство сохранялось и после смерти домовладыки.
Что же это значит? Самой древней и наиболее влиятельной считалась агнатическая форма родства. Agnatio распространялось на сыновей, детей сыновей, свою жену и жён сыновей, а также усыновлённых. Таким образом, агнатское родство распространялось по мужской линии и включало в себя как кровных родственников, так и других подвластных. Когнатическая форма родства - это родство по крови. В начале имелось в виду родство по женской линии, но затем cognatio стало означать родство только по крови. В дальнейшем агнатство и когнатство стали представлять собой род и вид.
Правовые черты Римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство
Родство в гражданском браке имеет огромное значение для решения вопросов о возможности заключения брака, наследования, опеки, попечительства и т.п. Законами XII таблиц было признано только агнатическое родство, т.е. родство. Родство в гражданском браке имеет огромное значение для решения вопросов о возможности заключения брака, наследования, опеки, попечительства и т.п. Законами XII таблиц было признано только агнатическое родство, т.е. родство. Особенности этого вида родства. АГНАТИЧЕСКОЕ И КОГНАТИЧЕСКОЕ РОДСТВО: Шпаргалка по римскому праву Семья – сфера личных прав, имеющих непосредственную связь с конкретным лицом. Агнатическое и когнатическое родство в семейном праве Древнего Рима.
Общий строй римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство.
Окончательно трансформация семьи от агнатической к когнатической завершилась в эпоху Юстиниана, а агнатское родство стало пережитком цивильного права. научная статья в помощь для курсовых проектов, эссе, рефератов и контрольных работ, ВКР и дипломных, докладов. Агнатическое и когнатическое родство. Прежде чем приступить к изучению агнатического родства в семейном праве Древнего Рима, следует дать определение понятиям, служащим основой и для римской семьи, и для агнатического и когнатического видов родства.
§ 43. агнатическое и когнатическое родство
Помощь 13. Понятие семьи familia. Виды родства. Свойство Понятие семьи familia в римском праве с течением времени претерпело существенные изменения. В архаический период существовала патриархальная семья, в нее входили представители разных поколений. Возглавлял семью домовладыка paterfamilias , все остальные лица были ему подвластны. Только домовладыка являлся полноправным субъектом имущественных отношений: его власть в семье была безграничной и распространялась не только на имущество, включая рабов, но и на всех членов семьи.
Со временем эта неограниченная власть дифференцируется, появляется власть над женой manus mariti , власть над рабами dominica potestas , власть над детьми patria potestas , а также власть над вещами dominium. Отличия между этими видами власти заключаются в объеме правомочий лица, которому принадлежит та или иная власть. Постепенно власть над лицами претерпевает ограничения.
И вокруг каждого из них складывался такой же круг отношений, основанных на власти и подчинении, как тот, из которого новый paterfamilias вышел. Надо, однако, заметить, что свободный от patria potestas гражданин считался paterfamilias и в тех случаях, когда у него не было ни жены, ни детей, ибо paterfamilias — это римский гражданин, не подчиненный patria potestas, это носитель семейной власти, не только осуществляемой, но и потенциальной: Pater autem familias appellatur qui in domo dominium habet rec-teque hoc nomine appellatur, quam vis filium non habet D. Агаатическое и когнатическое родство 133. Понятие агнатического и когнатического родства. Служа основой семьи в тесном смысле слова, patria potestas являлась и основой всей системы агнатического родства, служившего в свою очередь основанием права наследования и призвания к опеке над недееспособными: агнатами признавались лица, которые были подчинены власти одного и того же paterfamilias в прошлом или были бы подчинены этой власти, если бы этому не воспрепятствовала смерть pater familias. Одновременно агнаты могли быть и когнатами, например paterfamilias и его дети.
Но агнатами могли быть и лица, не связанные кровным родством, например paterfamilias и жена его подвластного сына, paterfamilias и усыновленный. И, во всяком случае, юридическим родством была не кровная, когнатическая связь, а основанная на власти и подчинении связь агиатическая. В то же время это была родственная связь только по мужской линии. Дочь paterfamilias, вступив в брак cum manu, тем самым вступала в агнатическую семью своего мужа или его paterfamilias, если муж был in patria potestate, и переставала быть агнаткой своих отца, братьев, сестер. Ее дети становились агнатами братьев ее мужа, но так же, как и она сама, считались юридически чужими ее родителям , братьям, сестрам. Степени агнатического родства по прямой линии определялись числом рождений, отделявших данное лицо от его paterfamilias. Так, сын — агнат отца первой степени, внук — агнат деда второй степени.
Строй древнейшей римской семьи во многом схож с первобытно-общинной семьей, которая характеризуется общей совместной собственностью членов семьи на средства производства и продукты производства. С образованием государства в семье происходит трансформация — во главе семьи становится домовладыка paterfamilias.
Рим начал свою историю в области семейного права с моногамной семьи, основой которой и была patria potestas отцовская власть. Родство определяется по линиям — прямым parentes — родители и liberi — дети и боковым, а также по степеням, определяемым числом рождений, связывающих родственников. Братья и сестры могут быть полнородными germani и неполнородными: consanguinei и uterini единоутробными. Римляне различали и свойства. Агнатическое родство — родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семейства, первоначальное родство по римской терминологии — юридическая связь. В состав агнатической семьи входили: его жена in manu mariti, его дети in patria potestate, жены сыновей, состоящие в браке cum manu и подчиненные не власти своих мужей, которые сами были подвластны paterfamilias, а власти этого последнего, и наконец все потомство подвластных сыновей. Поэтому дочь, выходившая замуж и поступавшая под власть нового домовладыки, переставала быть агнаткой своего отца, братьев и т.
Подписаться Семья в римском праве: виды родства, какую роль занимал отец, свойство 8 июля 2020 294 прочитали Римское право является базисом для современной цивилистики. Именно во времена Римской Империи зародились и были сформированы основные принципы, которые легли в основу законодательства многих стран. Домовладыка Рассмотрим подробно власть отца семейства - домовладыки. Им могло быть либо лицо, не имеющее живого прямого предка по мужской восходящей линии, либо эманципированное лицо, иными словами, вышедшее из-под власти своего pater familias. Власть составляли следующие элементы: власть на детьми и их детьми, в том случае, если они уже состояли в браке; власть над рабами, вещами, животными и прочим имуществом семьи. При ситуации, когда pater familias умирал или утрачивал свою правоспособность, то его семья распадалась, а на её месте образовывались новые семьи. Что же это значит?
Понятие родства в римском частном праве: агнаты и когнаты
Заключение договора займа могло происходить в форме сделки ne Виды коллизионных норм Деление коллизионных норм на виды зависит от критериев их классификации и от особенностей их коллизионных привязок, регулируемых коллизий, источников происхождения коллизионных норм, действию коллизионной нормы во времени и пространстве. По способу выражения воли законодателя различают следующие виды коллизионных норм - это императивные, альтернативные и диспозитивные коллизионные нормы. Императивная коллизионная норма— это властное предписание законодателя о применении права только одного конкретного государства, устанавливаемого на основании какого-либо объективного критерия. В императивных нормах может быть только одна коллизионная привязка, кроме автономии воли и производных от нее привязок — критерия реальной связи, закона существа отношения и собственного права контракта. Альтернативная коллизионная норма - это норма которая содержит несколько коллизионных привязок, кроме автономии воли и производных от нее. Альтернативная норма предоставляет суду право по собственному усмот.
Но постепенно власть домо-владыки ограничилась, и подвластные члены семьи стали получать признание в праве. Римское право признавало два вида родства — агнатическое и когнатическое. К агнатическим родственникам относились все лица, которые принадлежали к одной семье, поэтому родственниками признавались все лица, которые находились под властью одного главы семьи. Агнатическое родство — законное родство. Когнатическое родство или кровное следует из общности крови. Лицо, которое является агнатом, является и когнатом, но не всегда когнат является агнатом. БРАК Брак — союз мужчины и женщины. Он определяет правовое положение детей, рожденных в браке или до него , а также имущественные отношения супругов и их наследственные права. При заключении брака на супругов возлагаются определенные обязанности. Так, муж и жена должны соблюдать верность друг другу; жена должна жить вместе с мужем и получить его сословие и звание; супруги не могут предъявлять иск друг к другу и пр. Правильный брак — союз мужчины и женщины одного правового качества. Указанный брак заключался в специальных, признанных законами формах и порождал все соответствующие последствия для супругов. Неправильный брак — союз мужчины и женщины разного права между гражданином Рима и женщиной другого гражданства, между перегринами и т.
По конституции 439 г. Это и было нормальное частное завещание позднейшего римского права. Наряду с ним про- должало существовать и устное завещание в форме nuncu- patio после мнимой продажи наследства, которой уже не требует, однако, право периода домината: законно и устное завещание, совершенное в присутствии семи свиде- телей. Как для письменного, так и для устного завещания требовалась unitas actus: вся процедура совершения за- вещания должна была протекать без перерывов. Наряду с о писанными формами частного завещания, в период домината появились публичные формы завещания: testamentum apud acta conditum - завещание, заявленное перед судом, и testamentum principi oblatum - завеща- ние, передававшееся на хранение императору. Помимо общих, существовали и специальные формы заве- щания, усложненные для одних особых случаев и упрощен- ные для других. Так, например, завещания слепых совер- шались не иначе, как с участием нотариуса. Во время эпидемии допускалось отступление от правила unitas ac- tus, в частности, в отношении одновременного присутс- твия всех участвующих в совершении завещания лиц. Заве- щание, которое содержало только распределение имущества между детьми завещателя, не требовало подписей свидете- лей. Наконец, вследствие "крайней неопытности" в делах, было вовсе свободно от форм завещание солдат - testa- mentum militis. Завещательная правоспособность 241. Активная завещательная правоспособность. Активная завещатель- ная правоспособность предполагала, по общему прави- лу, наличие общей правоспособности в области иму- щественных отношений. Однако servi publici имели право распоряжаться по завещанию половиной своего имущества. Такое же право было призна- но за personae in potestate в отношении их peculium castrense и quasi castrense см. С другой сто- роны, были лишены этого права intestabiles п. В то же время самые фор- мы завещаний comitiis calatis и in procinctu делали их недоступными для всех тех, кто не принимал участия в народных собраниях или не нес воинской службы: для не- совершеннолетних, для женщин и т. Но для женщин было установлено особое правило: женщины, даже sui iuris, были до II в. Во II в. С отпадением опеки над женщина- ми они приобрели полную testamenti factio activa. Пассивная завещательная правоспособность. Пас- сивная завещательная правоспособность также не совпада- ла с общей. Прежде всего можно было составить завещание в пользу раба своего или чужого. Если раб был назначен наследником в завещании господина, то такое назначение должно бьыо сопровождаться, а позднее предполагалось неразрывно связанным с освобождением раба, который в то же время не имел права не принять наследства. Он явился heres necessarius, необходимым наследником. Если раб был до открытия наследства отчужден госпо- диноом, он принимал наследство по приказу нового собс- твенника, который и становился приобретателем этого наследства. Если раб был к моменту открытия наследства освобожден из рабства, он являлся наследником в собс- твенном смысле слова и был вправе принять наследство или отречься от него. Таким образом пассивная завеща- тельная правоспособность рабов служила прежде всего ин- тересам рабовладельцев: в одних случаях она давала гос- подину необходимого наследника, т. Единственным случа- ем, в котором пассивная завещательная правоспособность служила непосредственно интересам раба, был случай, когда раб был до открытия наследства освобожден из рабства: в этом случае он оставался наследником и был вправе по своему усмотрению принять наследство или от- речься от него. Указанные в п. По плебисциту lex Voconia 169 г. Это была мера, направленная против расточительности со стороны женщин высших общественных слоев. С отпадением ценза эта мера утратила практи- ческое значение. Существенное значение имело дейс- твовавшее долгое время запрещение назначать наслед- никами incertae personae, т. Однако и цивильное право допус- тило в дальнейшем назначение наследниками всех sui postumi, т. По тем же соображениям не допускалось назначение наследниками тех объедине- ний, которые представляли собою в Риме зачатки юри- дических лиц, за которыми лишь в отдельных случаях была признана testamenti factio passiva. Подназначение наследника 243. Рядом с простой institutio heredis допускалась, невидимому, с древнейших времен substitutio, т. Substitutio pu pillaris и quasi-pupillaris. Кроме такой substitutio vulgaris допускались substitutio pupillaris и qua- si-pupillaris, при помощи которых родители назначали наследника своему малолетнему или безумному нисходя- щему на случай, если он, хотя бы и став наследником, умрет, не достигнув со- вершеннолетия или выздоровления. Утрата завещанием силы 245. Хотя завещание сохранило на всем протяжении истории Рима значитель- ные черты формализма, однако со времени классических юристов складывается то, что называли залог favor testamenti, то есть тенденция при помощи благоприятного толкования сохранять, насколько то было возможно, силу завещаний. Так, например, если кто-нибудь был назначен наслед- ником под невозможным условием, условие считалось ненаписанным pro non scripto habetur , а назначение наследника безусловным. Однако и завещание, состав- ленное с соблюдением всех требований закона, могло утратить силу до открытия наследства, прежде всего, вследствие отмены его завещателем, которая в древ- нейшее время могла быть произведена только путем составления нового завещания, а по преторскому праву уничтожением tabulae testamenti, срывом с них печатей и т. В период импе- рии сначала было постановлено, что завещание утрачивает силу, если до истечения десяти лет со дня его составле- ния не будет открыто наследство, а затем во изменение этого правила Юстиниан постановил, что по истечении де- сяти лет завещание может быть изменено соответствующим заявлением в присутствии трех свидетелей. В период им- перии допускалось также внесение в завещание изменений путем составления кодициллов и распоряжений о фидеико- миссах см. Глава 20 82. Наследование ab intestato по законам XII таблиц 246. Постановление XII таблиц. Система наследования старого цивильного права определялась положением законов XII таблиц: Si intestato moritur, cui suus heres non essit, agnatus proximus fanuliam habeto. Si agnatus nec essit, gen- tiles familiam habento. Heredes sui. Это положение устанавливало три разряда наследников. Первый разряд составляли sui heredes, т. Жена, дети и усыновленные делили имущество поровну. Если же в наследовании участвовали внуки от ранее умерших сыновей, то имущество делилось per stir- pes, поколенно, и внуки наследовали по праву представ- ления ius repraesentationis , т. Наследованию sui heredes в придавался некоторый осо- бый характер: они не столько становились обладателями нового для них наследственного имущества, сколько всту- пали в управление своим имуществом, принадлежавшим им вместе с paterfamilias на праве семейной собственности Гай говорил о sui heredas, что они vivo quoque parente quodammodo domini existimantur - 2. Точно так же Павел называл наследование sui heredes не чем иным, как continuatio dominii, ибо они itaque post mortem patris non heredi-tatem percipere videntur, sed magis liberam bonorum administrationem consequuntur D. Agnati proximi. Вторым разрядом наследников бы- ли agnati proximi, т. Так, прежде всего, призываются к наследованию, при отсутствии sui heredes, братья, сест- ры и мать умершего, состоявшая с его отцом в браке cum manu и тем самым поставленная в положение сестры умер- шего, loco sororis. Все эти лица являются по отношению к умершему агнатами второй степени.
По свидетельству А. Косарева, рабовладельцы стремились как- то привязать раба к дому, даже создать ему некое подобие семьи. В древнейшее время власть paterfamilias над женой и детьми и по существу мало отличалась от его прав на раба. Существенное отличие patria potestas от права собственности на раба проявлялось лишь в момент смерти paterfamilias: право собственности на раба переходило к наследнику paterfamilias в то время, как лица, бывшие in patria potestate, переживали capitis deminutio, которая в данном случае означала не умаление прав, а изменение семейного состояния, заключавшееся для некоторых из членов семьи для сыновей умершего даже в приобретении полной правоспособности. Подчинением власти одного и того же paterfamilias определялось и первоначальное родство, так называемое агнатическое родство.