Однако в 980 году происходили не только политические события, но и культурные достижения. В 980-х годах военно-политическое положение Византии стало настолько сложным, что василевс был вынужден принять помощь Киева — своего давнего врага, имеющего в данной ситуации собственные интересы. В 980 году на Руси произошли значимые события, одним из которых было приход Владимира Святославича к власти великого князя Киевской Руси. 980 год — високосный год, начинающийся в субботу по григорианскому календарю.
ЕГЭ. История. КРАТКО. Владимир Святой(980-1015)
Как следует из летописных источников, в частности, из «Повести временных лет» древнерусского летописца Нестора, в 980 году Владимир Святославич попытался провести религиозную реформу язычества. В 980 году произошли ряд важных событий, которые стали серьезным испытанием для государства. В 980 году на Руси произошло разрушение Древлянского княжества, что имело серьезные последствия для этого региона. 980 (девятьсо́т восьмидеся́тый) год по юлианскому календарю — високосный год, начинающийся в четверг. Это 980 год нашей эры. Основные события 980 года. Самуил Шишман освободил от Византии всю Западную Болгарию. В 980 году произошла смерть правителя Руси князя Владимира I Святославича, что вызвало политическую и военную борьбу за власть в Киевском княжестве.
980 год: событие в истории Беларуси
Прежде всего, реформа изменила представление россиян о мифологической картине окружавшего их мира. С изменением иерархии богов во многом сместились смысловые акценты в отношении персонифицируемых ими природных сил. Кроме того, важно отметить, что языческая реформа князя Владимира стала первым в отечественной истории опытом насильственного вмешательства в сознание народа и его веру. Культ и мифология сделались инструментами идеологических манипуляций. Тем самым был создан крайне опасный прецедент, который в последующие века получил широкое развитие. На пути к единобожию Важно учесть и тот факт, что объявленная князем Владимиром языческая реформа во многом сузила пантеон богов и тем подготовила народ к переходу от политеизма к монотеизму, то есть единобожию, лежащему в основе всех главных мировых религий.
Подобно тому как в христианстве сонм Небесных Сил группируется вокруг единого Творца и Повелителя вселенной, так и в предложенном им варианте язычества весь пантеон богов являлся окружением центральной фигуры верховного божества — грозного и всесильного Перуна. Разящий бог Едва ли следует удивляться тому, что на столь ответственную роль Великий князь избрал именно этого бога. Несмотря на то что раньше Перун ничем особо не выделялся среди прочих мифических персонажей и не мог похвалиться популярностью в народе, его кандидатура как нельзя лучше подходила на роль верховного божества и покровителя князя, а заодно и его дружины. Прежде всего, в пользу Перуна говорило его имя, переводимое с древнеславянского как «разящий» или «бьющий». Оно в полной мере отражало задачи, стоявшие перед князем и его воинами — беспощадно разить всех врагов государства.
Кроме того, Перун считался богом-громовержцем — владыкой и повелителем молний, что также весьма импонировало амбициозному князю.
Чтобы установить везде единый порядок, он посылал в отдаленные земли своих наместников, которые правили там от его имени. Покорил радимичей. К тому времени вновь назрел Болгарский вопрос; русские дружины попытались осуществить завоевательный поход, но было заключено перемирие с Болгарией.
Оставив эту затею, Владимир двинулся на запад, а именно, к Польше, во главе которой был Мешко Первый. Не дожидаясь реакции Польши, Владимир организовал поход на юго-запад и без особых потерь завоевал эти земли. Долгое время особые проблемы Руси доставляли печенеги. В 992 году Владимир разгромил печенегов, что позволило ненадолго приостановить постоянные набеги.
В честь победы над печенегами был основан город Переяславль. В 983 году ему удалось завоевать ятвягов, главной целью которого стало получение речных путей по Неману, Висле и Бугу. Именно в период правления Владимира стала использоваться система предупреждения о нападениях. Были построены сигнальные башни, на которых разводился большой костер, в случае приближения неприятеля.
Так информация быстро передавалась к самому центру Руси.
Распространение православия в удаленных от столицы землях зачастую встречало жестокое сопротивление населения, которое продолжало почитать языческих кумиров, не желая расставаться с традициями предков. Прошли столетия, прежде чем христианство распространилось на обширных просторах страны. Крещение Руси оказало огромное, прогрессивное влияние на жизнь страны, укрепило государственную власть и территориальное единство державы Владимира. Утверждение христианства как господствующего вероучения открыло перед Киевской Русью широкие перспективы экономического и культурного развития, приобщения ее к достижениям византийской и европейской цивилизаций. Возвращение князя Владимира Святославича в Великий Новгород и изгнание им киевского наместника. Сватовство князя Владимира к полоцкой княжне Рогнеде и ее отказ. Расправа с Рогволдом Полоцким. Владимир силой берет в жены Рогнеду. Поход Владимира на Киев.
Убийство великого князя Киевского Ярополка Святославича по приказу Владимира. Вступление Владимира Святославича на киевский престол. Женитьба Владимира на жене сводного брата Ярополка гречанке Юлии. Рождение у Юлии сына Святополка. Позднее 980 г. Князь Владимир реформирует языческий пантеон. Отправка воеводы Добрыни Любечанина наместником в Новгород. Возведение в Новгороде идола Перуна. Поход Владимира против польского князя Мешко I. Завоевание городов Червень, Перемышль и других на Волыни.
Усмирение вятичей и наложение на них дани. Подавление нового восстания вятичей. Покорение балто-литовского племени ятвягов и установление контроля над Судовией. Расправа язычников с христианами Иоанном и Феодором в Киеве. Поход Владимира на радимичей и покорение их.
Ярополк управлял Киевом. Олег — территорией древлян.
Младший же сын управлял Новгородом. Причем новгородцы сами избрали себе в князья этого юношу. Такой пример разделения власти между сыновьями был новым для Киевской Руси. Святослав первый ввел такой порядок. Но именно такой раздел уделов между сыновьями в дальнейшем будет настоящей бедой для страны. Первая междоусобная война на Руси В результате преждевременной смерти князя Святослава, а также из-за попытки его разделить власть между своими сыновьями, началась первая междоусобная война между князьями. Поводом для войны послужило следующее событие.
Находясь на охоте в своих владениях, Олег встретил сына Свенельда, воеводы Ярополка. Недовольный эти фактом Олег приказывает убить незваного гостя. Получив весть о смерти сына своего воеводы, а также под натиском последнего, князь Ярополк Святославович решается идти войной на брата. Случилось это в 977 году. После первого сражения Олег не выдержал натиска армии, которой руководил его старший брат, и отступил к городу Овруч. Суть этого отхода была вполне понятна: Олег хотел получить передышку после поражения и укрыть свое войско за стенами города. Здесь и произошло самое печальное.
Спешно отступая в город, армия устроила настоящую давку на мосту, ведущем в город. В этой давке Олег Святославович упал в глубокий ров. Давка продолжалась и после этого. Много людей и лошадей тогда упали в этот ров. Князь Олег погиб раздавленный телами людей и лошадей, свалившихся на него сверху.
980 – Захват власти Владимиром Святославичем
Торжественная встреча победителя Дмитрия Донского с москвичами. Что хотел укрепить князь Владимир в 980 году? Чтобы укрепить свою власть, князь Владимир решил использовать не только военную силу, но и религию. Он попытался создать единый общерусский религиозный культ.
Что произошло в 980 году история Беларуси? Под этим годом упоминается город Полоцк и Полоцкое княжество. Немного позднее, под 980 годом, летописи указывают Туровское княжество.
Полоцкое и Туровское княжества - это первые государственные образования на территории нашей Родины. Что происходило в 980 1015 год? Владимир став всероссийским Великим князем в 980 году оставался на княжеском троне до 1015 года, он восстановил единоначалие и объединил все княжества в единое государство Киевская Русь.
Владимир изменил структуру государственного устройства, так при нем произошло преобразование Руси племенной в Русь княжескую. Кто крестил Русь в 988 году? Какое событие произошло в 988 году?
Детали данного события вызывают острые дискуссии в современной науке. Поэтому проблема научно-теоретического осмысления возникновения Древнерусского государства заслуживает отдельной статьи здесь вы найдете более подробное описание «норманнской» и «антинорманнской» теории, а также и другие интересные факты, связанные с дискуссией по поводу возникновения Древней Руси. Рюрик правил с 862 по 879 гг. О его деятельности нам известно очень мало, ему подчинялась еще лишь небольшая часть восточнославянских племен.
Следующим после Рюрика правителем стал князь Олег 879-912 гг. Нельзя точно сказать кем он приходился Рюрику: возможно братом или соратником. Но о деятельности Олега нам известно уже больше. В 882 г.
Олег совершил поход на Киев и захватил его, провозгласив «матерью городов русских». Данное событие имело огромное значение, так как были объединены два крупнейших восточнославянских центра — Киев и Новгород. Киев стал столицей Руси. Киевской Руси Олег подчинил еще несколько восточнославянских племен.
Кроме того, Олег успешно воевал с Византией, и в 907 и 911 гг. Следующим правителем уже именно Киевской Руси стал подросший сын Рюрика Игорь 912-945 гг. Так случилось, что все самое важное и интересное, связанное с правлением Игоря — это его смерть. Дело в том, что древнерусские князья регулярно собирали налог с покоренных племен — полюдье.
В 945 г. Первые внутриполитические реформы Н. Святая великая княгиня Ольга. После смерти Игоря на престол взошла княгиня Ольга — жена Игоря, правившая с 945 по 964 гг.
Перед ней стояло несколько важнейших задач: Отомстить древлянам за их дерзость, вернуть их под контроль Киева, Реформировать налоговую систему Руси, Повысить авторитет Руси на международной арене.
Он также знаменит своим крещением в 988 году, когда Русь приняла христианство. Ольга — княгиня Древней Руси, бабушка Владимира I.
Она управляла государством после смерти своего мужа Игоря, и считается одной из первых женщин-правительниц в Руси. Ольга провела ряд реформ, укрепила внутреннюю политику и сделала первые попытки расширить границы государства. В 980 году Святослав продолжал борьбу за расширение границ Руси.
Он участвовал в ряде военных кампаний, в том числе в походе против своего дяди Яраполка. Примечание: Информация в данном контексте базируется на исторических данных и гипотезах и может быть неполной или с ошибками. Оцените статью.
И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц». После взятия Новгорода наступает очередь Киева. Владимир захватывает его и убивает сводного брата. Начинается долгое, 35-летнее правление. К принятию православия Владимир выступает в поход против поляков. Это начало длинной череды русско-польских войн, которые будут происходить на протяжении нескольких веков. В 987 году он получает призыв о помощи от василевса Василия II, которому пришлось столкнуться с наступлением булгар в Европе и мятежом Варды Фоки Младшего в Малой Азии. Владимир, польщенный такой просьбой, отправляет на помощь Василию II шеститысячный отряд воинов.
Взамен он просит отдать ему в жены сестру императора Анну Багрянородную. Василию не очень нравится эта затея, но деваться некуда, и он соглашается. Но тут Варда Фока неожиданно умирает, и Василий отказывается от своего обещания. Владимир, естественно, в гневе и объявляет императору войну.
Правление князя Владимира. Крещение Руси
Принятие христианства на Руси | Это 980 год нашей эры, 10 год 8-го десятилетия X века 1-го тысячелетия, 1 год 980-х годов. |
980 год - читайте бесплатно в онлайн энциклопедии «Знание.Вики» | Статья автора «История и культура Евразии» в Дзене: 980-е годы до нашей эры характеризуются усилением влияния Израильского царства на дела восточного Средиземноморья. |
980 год (980 ik;) | В 980 году на Руси произошло несколько значимых событий, которые оказали влияние на ход истории. |
Что было в 980 году по истории | В Маргуте заключен мир между императором Оттоном II (Красным) и королем Лотарем III (или Лотарем IV), положивший конец франко-германской войне 978-980 годов. |
980 год (980 ik;) | Позже, воспользовавшись междоусобицей в Киеве, князь Владимир захватил там власть, это случилось примерно в 980 году. |
Языческая реформа князя Владимира
Благодаря принятию христианства удалось быстро укрепить государственные институты. Именно крещение способствовало объединению нации, а также помогало развивать культурную сферу. Это способствовало улучшению зодчества и живописи. Стала проникать византийская культура, которая являлась наследницей античной традиции. Важно то, что активно распространялась кириллица — это алфавит, который ныне используется для записи слов русского, белорусского и некоторых других славянских языков. Также развивалась книжная традиция. Примечательно то, что после того, как Владимир крестил Русь, стали появляться памятники древнерусской письменности. Есть теория Анны Карасевой, что Русь была крещена насильно.
Подобное суждение нельзя назвать справедливым. Действительно, в «Повести временных лет» говорится о том, что люди плакали в те моменты, когда происходило свержение языческих идолов. При этом там же говорилось о том, что уже на другой день народ радовался во время крещения. Люди положительно отнеслись к тому, что их дети начали посещать школы и получать образование. Известную фразу по поводу крещения «огнем и мечом» можно отнести разве что к крещению Новгорода. Именно в этом городе было особенно развито язычество. Люди, которые его придерживались, старались сопротивляться новой вере.
При этом эксперт в области Древней Руси Пётр Стефанович утверждает, что информация по поводу сопротивления крещению не является достоверной. Все данные основаны на тех легендах, которые появились в более поздний период. Как сейчас отмечают крещение Руси? Датой крещения Руси сейчас считается 28 июля. Эта же дата является днём памяти князя Владимира — его причислили к лику святых за заслуги перед страной и верой. В 2008 году патриарх Алексий II предложил добавить 28 июля в перечень особо важных для государства дат. Так и случилось уже в 2010 году, когда президент Д.
Медведев подписал соответствующий указ. Сейчас по обычаю каждый год 28 июля в 12 часов дня звонят в колокол. В столице России по традиции устраивают крестный ход к памятнику кн. Владимиру, который расположен на Боровицком холме. Именно там проводится праздничный молебен. В эту же дату во всех храмах проводятся торжественные службы. Их транслируют на православных каналах по телевизору.
В разных городах проходят концерты и лекции, также организуются различные мероприятия.
Они привели к укреплению власти Рюриковичей и установлению новой государственной системы, которая продержалась на протяжении нескольких столетий. Военные конфликты В 980 году произошло несколько значительных военных событий, оказавших влияние на ход истории того времени.
Одним из основных конфликтов была война между Киевской Русью и Полоцким княжеством. В ходе этого конфликта войска Киева под предводительством князя Владимира Святославича сумели победить полоцких воинов и захватить значительную часть их территории. Кроме того, на Балканах продолжался военный конфликт между Византийской империей и Болгарским царством.
В ходе этой войны было совершено несколько сражений, однако окончательное решение конфликта будет принято только в следующем десятилетии. Также в 980 году произошла война между герцогством Свабия и королевством Бургундия.
Женитьба Шишмана на гречанке Ирине. Вторжение болгар в Византию. Исмаилитская пропаганда в Ираке, Иране и Мавераннахре в пользу Фатимидов. Вторжение в Дайковьет сунских войск. Девиз «Небесное блаженство» 980—988.
Отвечает Ольга Демидова 7 окт.
Отвечает Рустам Понькин 2 окт. После смерти его отца в 972 году начинается первая междоусобная... При нем все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси, завершилось формирование территориальной структуры русского государства. Отвечает Эльгиз Кононов Священники совершили молитву, и таким образом произошло крещение Руси. Это было одно из самых значительных событий в русской истории, благодаря вкладу киевского... Отвечает Катерина Мерцалова Так усиление границ было необходимо по следующим причинам: угроза Руси со стороны печенегов на востоке, первые столкновения с Польшей на западе, походы на... Отвечает Егор Ладыко 17 нояб. Пытался объединить государство с помощью проведения...
Отвечает Антон Сафин 28 июл. Это произошло после нападения русов на Константинополь в 860... Отвечает Софья Колпаева Крещение Руси от 980 до 988 года. Можно ли было ожидать, милые читатели, чтобы этот князь Владимир, бывший виновником гибели брата и несчастья бедной...
История Византии в 22 пунктах
Одним из вопросов, в котором Мануил хотел сказать свое слово, был следующий: какие ипостаси Троицы принимают жертву во время Евхаристии — только Бог-Отец или же и Сын, и Святой Дух? Если верен второй ответ а именно так и было решено на соборе 1156—1157 годов , то один и тот же Сын будет и приносимым в жертву, и принимающим ее. Внешняя политика Мануила отмечена неудачами на Востоке самая страшная — повергшее византийцев в уныние поражение при Мириокефале в 1176 году от рук сельджуков и попытками дипломатического сближения с Западом. Конечной целью западной политики Мануил видел объединение с Римом на основе признания верховной власти единого римского императора, которым должен был стать сам Мануил, и объединения церквей, официально разделившихся в 1054 году.
Однако этот проект не был реализован. В эпоху Мануила литературное творчество становится профессией, возникают литературные кружки со своей художественной модой, в придворную аристократическую литературу проникают элементы народного языка их можно найти в сочинениях поэта Феодора Продрома или хрониста Константина Манассии , зарождается жанр византийского любовного романа, расширяется арсенал выразительных средств и растет мера авторской саморефлексии. Закат Византии 18.
Крестоносцы атакуют Константинополь. Ориентировочно 1330 год Виллардуэн являлся одним из руководителей похода. Сюда же добавились неудачи на периферии империи: в Болгарии поднялось восстание; крестоносцы захватили Кипр; сицилийские норманны разорили Фессалонику.
Борьба между претендентами на престол внутри семейства Ангелов дала европейским странам формальный повод вмешаться. Самое яркое художественное описание этих событий мы читаем в «Истории» Никиты Хониата и постмодернистском романе «Баудолино» Умберто Эко, который подчас дословно копирует страницы Хониата. На руинах прежней империи возникло несколько государств под венецианским управлением, лишь в малой мере наследующих византийские государственные институты.
Латинская империя с центром в Константинополе скорее представляла собой феодальное образование западноевропейского образца, такой же характер был и у герцогств и королевств, возникших в Фессалонике, Афинах и на Пелопоннесе. Андроник был одним из самых эксцентричных правителей империи. Никита Хониат рассказывает, что он повелел создать в одной из церквей столицы свой портрет в облике бедного землепашца в высоких сапогах и с косой в руке.
Ходили легенды и о звериной жестокости Андроника. Он устраивал публичные сожжения своих противников на ипподроме, во время которых палачи заталкивали жертву в костер острыми пиками, а осмелившегося осудить его жестокость чтеца Святой Софии Георгия Дисипата грозил поджарить на вертеле и отослать жене вместо кушанья. Возрождение Византийской империи в 1261 году произошло на базе Никейской империи, оттеснившей конкурентов и умело использовавшей в борьбе с венецианцами помощь германского императора и генуэзцев.
В результате латинский император и патриарх бежали, а Михаил VIII Палеолог занял Константинополь, был заново коронован и провозглашен «новым Константином». В своей политике основатель новой династии старался достичь компромисса с западными державами, а в 1274 году даже пошел на церковную унию с Римом, чем настроил против себя греческий епископат и константинопольскую элиту. Несмотря на то что формально империя была возрождена, ее культура утратила прежнюю «константинополецентричность»: Палеологи были вынуждены мириться с присутствием венецианцев на Балканах и значительной автономией Трапезунда, правители которого формально отказались от титула «императоров ромеев», однако в действительности не оставили имперские амбиции.
Этот храм одновременно и противопоставлял Трапезунд Константинополю с его Святой Софией, и на символическом уровне превращал Трапезунд в новый Константинополь. Икона мастера Северной Греции. Пушкина На вторую четверть XIV века приходится начало паламитских споров.
Святитель Григорий Палама 1296—1357 был оригинальным мыслителем, который развил вызвавшее множество споров учение о различии в Боге божественной сущности с которой человек не может ни соединиться, ни познать ее и нетварных божественных энергий с которыми соединение возможно и защищал возможность созерцания посредством «умного чувства» Божественного света, явленного, согласно Евангелиям, апостолам во время преображения Христа Например, в Евангелии от Матфея этот свет описан так: «По прошествии дней шести взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» Мф. В 40-е и 50-е годы XIV века богословский диспут тесно сплетался с политическим противостоянием: Палама, его сторонники патриархи Каллист I и Филофей Коккин, император Иоанн VI Кантакузин и противники позже перешедший в католицизм философ Варлаам Калабрийский и его последователи Григорий Акиндин, патриарх Иоанн IV Калека, философ и писатель Никифор Григора попеременно то одерживали тактические победы, то терпели поражение. Собор 1351 года, утвердивший победу Паламы, тем не менее не положил конец спору, отголоски которого были слышны и в XV веке, но навсегда закрыл путь антипаламитам в высшую церковную и государственную власть.
Некоторые исследователи вслед за Игорем Медведевым И. Еще более полное отражение гуманистические идеи нашли в творчестве неоплатоника и идеолога языческого обновления Византии Георгия Гемиста Плифона, чьи труды были уничтожены официальной церковью. Даже в серьезной научной литературе иногда можно увидеть, что слова « анти паламиты» и « анти исихасты» используются как синонимы.
Это не вполне верно. Исихазм от греч. Византийская дипломатия активно искала поддержки на Западе, велись переговоры об объединении церквей в обмен на военную помощь Рима.
В 1430-е годы принципиальное решение об объединении было принято, но предметом торга стало место проведения собора на византийской или на итальянской территории и его статус будет ли он заранее обозначен как «объединительный». В конце концов встречи произошли в Италии — сначала в Ферраре, затем во Флоренции и в Риме. В июне 1439 года была подписана Ферраро-Флорентийская уния.
Это означало, что формально византийская церковь признала правоту католиков по всем спорным вопросам, в том числе и по вопросу Filioque. Но уния не нашла поддержки у византийского епископата главой ее противников стал епископ Марк Евгеник , что привело к сосуществованию в Константинополе двух параллельных иерархий — униатской и православной. Спустя 14 лет, сразу же после падения Константинополя, османы приняли решение опереться на антиуниатов и поставили патриархом последователя Марка Евгеника — Геннадия Схолария, но формально отмена унии случилась только в 1484 году.
Если в истории церкви уния осталась лишь недолгим неудавшимся экспериментом, то ее след в истории культуры куда более значителен. Фигуры, подобные Виссариону Никейскому, ученику неоязычника Плифона, униатскому митрополиту, а затем кардиналу и титулярному латинскому патриарху Константинополя, сыграли ключевую роль в трансмиссии византийской и античной культуры на Запад. Виссарион, в эпитафии которому выбиты слова: «Твоими трудами Греция переселилась в Рим», переводил греческих классических авторов на латынь, покровительствовал греческим эмигрантам-интеллектуалам и передал Венеции свою библиотеку, включавшую более 700 рукописей на тот момент самую обширную частную библиотеку Европы , которая стала основой Библиотеки святого Марка.
Османская держава названная так по имени первого правителя Османа I возникла в 1299 году на руинах Сельджукского султаната в Анатолии и на протяжении XIV столетия наращивала экспансию в Малой Азии и на Балканах. Краткую передышку Византии дало противостояние османов с войсками Тамерлана на рубеже XIV—XV веков, однако с приходом к власти Мехмеда I в 1413 году османы вновь стали угрожать Константинополю. Картина Джентиле Беллини.
К началу 1450-х годов Византия сохраняла лишь небольшой регион в окрестностях Константинополя Трапезунд был от Константинополя фактически независим , а османы контролировали как большую часть Анатолии, так и Балканы в 1430 году пала Фессалоника, в 1446 году был опустошен Пелопоннес. В поисках союзников император обращался к Венеции, Арагону, Дубровнику, Венгрии, генуэзцам, папе римскому, однако реальную помощь причем весьма ограниченную предложили только венецианцы и Рим. Весной 1453 года началась битва за город, 29 мая Константинополь пал, а Константин XI погиб в бою.
О его смерти, обстоятельства которой ученым не известны, было сложено множество невероятных историй; в народной греческой культуре в течение многих веков бытовала легенда о том, что последний византийский царь был обращен ангелом в мрамор и ныне покоится в тайной пещере у Золотых ворот, но вот-вот пробудится и изгонит османов. Султан Мехмед II Завоеватель не порвал линию преемственности с Византией, а наследовал титул римского императора, поддерживал греческую церковь, стимулировал развитие греческой культуры. Время его правления отмечено проектами, которые на первый взгляд кажутся фантастическими.
Греко-итальянский гуманист-католик Георгий Трапезундский писал о построении всемирной империи во главе с Мехмедом, в которой ислам и христианство объединятся в одну религию. А историк Михаил Критовул создал историю-похвалу Мехмеду — типичный византийский панегирик со всей обязательной риторикой, но в честь мусульманского властителя, который тем не менее назван не султаном, а на византийский манер — василевсом. Источники Карпов С.
История Трапезундской империи. Любарский Я. Михаил Пселл: личность и творчество: К истории византийского предгуманизма.
Медведев И. Angold M. London, New-York, 1984.
Beck H. Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. Brubaker L.
Byzantium in the Iconoclast Era, c.
Присутствие этих представителей устанавливается на основании их подписей под соборными постановлениями. О христианстве части скифов говорят и отцы церкви — Тертуллиан, Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст, блаженный Иероним. Готы-христиане, проживавшие в Крыму, составляли сильное государство, оказывавшее серьезное влияние не только на славян, но на литовцев и финнов — во всяком случае, на их языки. Связи с Северным Причерноморьем были затем затруднены великим переселением кочевых народов во второй половине IV века. Однако торговые пути все же продолжали существовать, и влияние христианства с юга на север бесспорно имело место. С распространением турко-хазарской орды от Урала и Каспия до Карпат и Крымского побережья возникла особая культурная ситуация. В Хазарском государстве были распространены не только ислам и иудаизм, но и христианство, особенно в связи с тем, что римские императоры Юстиниан II и Константин V были женаты на хазарских принцессах, а греческие строители воздвигали в Хазарии крепости. К тому же христиане из Грузии, спасаясь от мусульман, бежали на север, то есть в Хазарию.
В это время в Хазарии существует восемь епископий. Возможно, что с распространением христианства в Хазарии и установлением дружеских византийско-хазарских отношений создается благоприятная обстановка для религиозных споров между тремя господствующими в Хазарии религиями: иудаизмом, исламом и христианством. Каждая из этих религий стремилась к духовному преобладанию, о чем говорят еврейско-хазарские и арабские источники. Тем самым подтверждается возможность описанного русским летописцем выбора веры Владимиром — путем опросов и споров. Эпоха христианства Представляется естественным, что христианство на Руси явилось также и в результате осознания той ситуации, которая сложилась в X веке, когда присутствие в качестве главных соседей Руси именно государств с христианским населением было особенно явным: тут и Северное Причерноморье, и Византия, и движение христиан по основным торговым путям, пересекавшим Русь с юга на север и с запада на восток. Особенная роль принадлежала здесь Византии и Болгарии. Начнем с Византии. Русь трижды осаждала Константинополь — в 866, 907 и 941 годах. Это не были обычные разбойничьи набеги, заканчивались они заключением мирных договоров, устанавливавших новые торговые и государственные отношения между Русью и Византией.
И если в договоре 912 года с русской стороны участвовали только язычники, то в договоре 945 года на первом месте стоят уже христиане. За короткий промежуток времени число христиан явно возросло. Об этом же свидетельствует и принятие христианства самой киевской княгиней Ольгой, о пышном приеме которой в Константинополе в 955 году рассказывают как русские, так и византийские источники. Не станем входить в рассмотрение сложнейшего вопроса о том, где и когда крестился внук Ольги Владимир. Сам летописец XI века ссылается на существование различных версий. Скажу только, что очевидным представляется один факт: Владимир крестился после своего сватовства к сестре византийского императора Анне, ибо вряд ли могущественнейший император ромеев Василий II согласился бы породниться с варваром, и этого не мог не понимать Владимир. Софии Константинопольской запрет ромеям родниться с чужими — особенно с некрещеными. Следует еще принять во внимание, что со второй половины X века могущество Византийской империи достигло своей наибольшей силы. Империя к этому времени отразила арабскую опасность и преодолела культурный кризис, связанный с существованием иконоборчества, приведшего к значительному упадку изобразительного искусства.
И примечательно, что в этом расцвете византийского могущества значительную роль сыграл Владимир I Святославич. Летом 988 года отборный шеститысячный отряд варяжско-русской дружины, посланный Владимиром I Святославичем, спас византийского императора Василия II, наголову разбив войско пытавшегося занять императорский престол Варды Фоки. Сам Владимир провожал свою дружину, отправлявшуюся на помощь Василию II, до днепровских порогов. Исполнив свой долг, дружина осталась служить в Византии впоследствии гвардией императоров являлась дружина англо-варягов. Именно поэтому Владимиру была оказана величайшая честь. Ему обещали руку сестры императора Анны, которой к этому времени было уже двадцать шесть лет. Но обещание не выполнялось, и поэтому Владимиру I пришлось добиваться руки Анны военной силой. Он осадил и взял византийский Херсонес в Крыму. После этого брак был заключен.
Этим браком Владимир достиг того, что Русь перестала считаться в Византии варварским народом. Ее стали называть христианнейшим народом. Возрос и династический престиж киевских князей. Христианизация Руси и родство правящего рода с византийским двором ввели Русь в семью европейских народов на совершенно равных основаниях. Дочь Ярослава Мудрого Елизавета вышла за норвежского короля Гарольда Смелого, несколько лет добивавшегося ее руки. Другая дочь Ярослава, Анна, была королевой Франции, оставшись вдовой после смерти своего мужа Генриха I. Третья дочь Ярослава, Анастасия, была замужем за венгерским королем Андреем I. Можно было бы еще долго перечислять родственные связи русских князей XI—XII веков, сами по себе они свидетельствуют об огромном престиже Руси среди всех народов Европы. Но вернемся к вопросу о варяго-русских.
Русские варяги — это наименование, которое должно быть принято, чтобы отделить их от англо-варягов, которые в дальнейшем сменили собой русских варягов на службе у Византийской империи. В дружинах Руси были представители разных стран и разных народов: скандинавы, немцы, сарацины, половцы, болгары и восточные славяне. Но замечательно, что все русские князья, кем бы они ни были по крови и именам, говорили только на разговорном славянском языке, читали только по-славянски и никаких следов скандинавов в русском христианстве не сохранилось. Зато язык церковной письменности, тех книг, которые были к нам перевезены или у нас переписывались, был литературным языком, принятым у болгар. И это делает несомненным громадное значение Болгарии в принятии христианства. Благодаря болгарской письменности христианство сразу же выступило на Руси в виде высокоорганизованной религии с высокой культурой. Есть все основания думать, что у славян была примитивная письменность и до крещения Руси. Об этом в первую очередь свидетельствуют договоры с греками, один экземпляр которых изготовлялся на русском языке. Исключительны роль и авторитет языка, перешедшего к нам с церковными книгами из Болгарии.
Богослужение совершалось именно на этом языке. Он был языком высокой культуры, постепенно принимавшим восточнославянскую лексику, орфографию. Это указывает, какую роль в крещении Руси принимала именно Болгария. В конце концов та церковная письменность, которая была передана нам Болгарией,— это самое важное, что дало Руси крещение. Наконец, еще одна деталь. Скандинавские саги об Олафе Триггвасоне повествуют о крещении норвежского короля Олафа. По разным вариантам саг Олаф крестился либо в Греции, либо в Киеве, где его убедил принять христианство конунг Валдемар, то есть князь Владимир. Сам же князь Владимир, перед тем как женился на Анне, принял решение креститься под влиянием самой умной из своих жен. Из всех жен Владимира единственной, которая была ему родственна по языку и могла его убедить в столь сложном вопросе, была болгарыня.
Но дело не только в высокоорганизованной и сложной по содержанию литературе, которая стала известна и понятна на Руси. Дело еще и в облегчении общения с другими народами, чему, как хорошо известно, всегда препятствовали и религиозные предрассудки и убежденность в своем более высоком культурном и моральном уровне над другими народами. Единство человечества Христианство в целом способствовало возникновению сознания единства человечества. Читайте также — Князь Владимир: от варварства к христианству Вместе с сознанием равенства пришло на Русь и сознание общей истории всего человечества. Учение христианства давало прежде всего сознание общей истории человечества и участие в этой истории всех народов. Как было принято христианство на Руси? Мы знаем, что во многих странах Европы христианство насаждалось насильно.
В то время на Руси происходили важные события, которые оказали огромное влияние на дальнейшую судьбу страны. Это было время становления и укрепления Киевской Руси, период формирования ее государственности и развития культуры и ремесел.
В 980 году на Руси правил князь Владимир Святославич, который сыграл огромную роль в процессе объединения разрозненных славянских племен. Он активно укреплял свое правление и стремился установить мир и стабильность на своих землях. Князь Владимир также проводил реформы в области законодательства, управления и военной организации, что способствовало укреплению центральной власти и единообразию в провинциях. В 980 году Киевская Русь продолжала активно развивать экономику, преимущественно сельское хозяйство и ремесла. Население страны занималось земледелием, животноводством и рыболовством. Постепенно, благодаря развитию торговли, возникли разные ремесленные центры, где занимались изготовлением керамики, кожаных изделий, металлических изделий и прочих товаров. Деятельность ремесленников приносила значительный доход государству и способствовала развитию городов. В этом году князь Владимир Святославич умер.
В этом году князь Владимир Святославич умер. Он был одним из великих князей Киевской Руси и считается основателем киевской династии Рюриковичей.
После его смерти престол перешел к его сыну Ярославу Мудрому, который стал правителем Киевской Руси. Князь Ярослав Мудрый начал свое правление в 980 году. Он был одним из самых благоразумных и мудрых князей Киевской Руси. Под его правлением страна процветала, были проведены множество реформ и укреплены отношения с другими государствами. В 980 году состоялось знаменитое Правда Ярослава, первый писаный кодекс законов на Руси. Этот кодекс содержал правила и нормы различных областей жизни, регулировал отношения между людьми и взаимодействие судебных органов. В этом году также произошла битва на Росошах, где князь Ярослав Мудрый со своими войсками сразился с древлянами. Битва завершилась победой киевских войск и укрепила позиции Ярослава на престоле.
980 – Захват власти Владимиром Святославичем
Первая религиозная реформа, принятая Владимиром Святым, - создание пантеона языческих богов. Какое событие произошло в 980 г. Какое событие произошло в 980 г. Считается, что это произошло в 988 году в Киеве. Летом 988 года произошло официальное Крещение Руси князем Владимиром Святославичем.
Что произошло в 980 году на Руси?
Какое важное событие богатой истории России произошло в далеком X веке, а точнее в 980 году. Однако в 980 году происходили не только политические события, но и культурные достижения. С нанятой там варяжской дружиной в 980 г. он двинулся на Киев, послав вперед вестника, который передал Ярополку: «Владимир идет на тебя, готовься с ним биться!».
Правление князя Владимира. Крещение Руси
Именно это произошло в Новгороде, где в год языческой реформы правил некий воевода по имени Добрыня. В 980 г. киевский князь Владимир предпринял религиозную реформу. В 980 г. киевский князь Владимир предпринял религиозную реформу. В летописи под 980 годом сообщается, что Владимир «бежал за море» не просто так: он привёл оттуда войско варягов, готовое выступить против Ярополка.
История Византии в 22 пунктах
Обновленные идолы отныне стояли не где-то далеко на холме, а в непосредственной близости от княжеского дворца. Реформа язычества коснулась и проведения жертвоприношений. В них участвовало теперь большее число лиц. Весь процесс теперь больше напоминал веселый пир. На нем обсуждались текущие военные вопросы, государственные дела. Какие же цели были у реформы язычества 980 года? Для подчеркивания независимости нового и молодого Древнерусского государства от христианской Византии. Для укрепления власти новоиспеченного князя, который был и главой державы. Ведь не напрасно в качестве главного бога языческого пантеона был выбран Перун — покровитель воинов и дружины.
Кроме того, таким образом Владимир тонко ставил на второй план наемных дружинников-христиан по происхождению которые были варягами. В целом русские боги были противопоставлены христианству и Византии, и Скандинавии. Для расширения религиозно-идеологического воздействия. И в течение восьми лет Владимир пытался как-то осовременить существующую языческую религию.
Второй раз имя этого князя упоминается в летописной статье, датированной 970 г.
После гибели князя Святослава на территории Киевской Руси, по сути, возникло три независимых княжения в землях полян, древлян и ильменских словен, во главе которых встали его сыновья Ярополк, Олег и Владимир. Великим киевским князем стал старший из братьев Ярополк, однако, вероятнее всего, его реальная политическая власть не распространялась на владения младших братьев, а ограничивалась только территорией самой «Русской земли». Ряд современных авторов А. Кузьмин, И. Фроянов полагает, что власть Ярополка во многом носила чисто номинальный характер, поскольку реальным хозяином положения в Киеве был влиятельный воевода Свенельд, который и спровоцировал военный конфликт между Ярополком и его младшим братом Олегом, правившим в древлянской земле.
Летописная традиция связывает начало этой междоусобицы с событиями 975 г. В результате Свенельд решил отомстить Олегу за гибель старшего сына и подговорил Ярополка пойти походом на родного брата и такого же благоверного христианина, каким был и он сам.
Причем каждое племя почитало этих богов по-своему. Возникновение государства у восточных славян В. Считается, что к середине IX века некоторые северные племена восточных славян, в частности словене ильменские, находились в зависимости от так называемых варягов они же норманны , то есть скандинавских племен, проще говоря, викингов. В середине IX века словене ильменские изгоняют варягов, но начинают ссориться между собой и тогда принимают решение призвать варягов обратно на княжение с целью прекратить внутренние распри. Так, в 862 году состоялось легендарное призвание варягов на княжение.
С этого момента и начинается история Древнерусской государственности. Первым правителем Древней Руси стал варяжский князь Рюрик , севший править в Новгороде со своими братьями Синеусом и Трувором. Детали данного события вызывают острые дискуссии в современной науке. Поэтому проблема научно-теоретического осмысления возникновения Древнерусского государства заслуживает отдельной статьи здесь вы найдете более подробное описание «норманнской» и «антинорманнской» теории, а также и другие интересные факты, связанные с дискуссией по поводу возникновения Древней Руси. Рюрик правил с 862 по 879 гг. О его деятельности нам известно очень мало, ему подчинялась еще лишь небольшая часть восточнославянских племен. Следующим после Рюрика правителем стал князь Олег 879-912 гг.
Нельзя точно сказать кем он приходился Рюрику: возможно братом или соратником. Но о деятельности Олега нам известно уже больше. В 882 г. Олег совершил поход на Киев и захватил его, провозгласив «матерью городов русских». Данное событие имело огромное значение, так как были объединены два крупнейших восточнославянских центра — Киев и Новгород. Киев стал столицей Руси. Киевской Руси Олег подчинил еще несколько восточнославянских племен.
Кроме того, Олег успешно воевал с Византией, и в 907 и 911 гг. Следующим правителем уже именно Киевской Руси стал подросший сын Рюрика Игорь 912-945 гг.
Женитьба Шишмана на гречанке Ирине. Вторжение болгар в Византию.
Исмаилитская пропаганда в Ираке, Иране и Мавераннахре в пользу Фатимидов. Вторжение в Дайковьет сунских войск. Девиз «Небесное блаженство» 980—988.
Языческая реформа Владимира 980 г.
В 980 году произошло несколько важных событий, которые оказали значительное влияние на ход истории. В 980 году произошла ряд важных событий, которые повлияли на политическую и культурную жизнь страны. Это произошло в 988 г. При этом считается, что взятие Корсуни случилось в 989 году.