Новости врубель михаил александрович демон поверженный

1902 Последние работы Михаила Врубеля «Демон сидящий» (1890 г.), «Демон летящий» (1899 г.) и «Демон поверженный» (1901−1902 гг.), сыграли печальную роль в судьбе художника. В 1901 году у Михаила Александровича Врубеля и его супруги Надежды Ивановны родился сын. 1. 1901 год был отмечен крупным семейным событием — у Михаила Александровича Врубеля и его супруги Надежды Ивановны родился сын. Врубель, Михаил Александрович (1856-1910) Демон поверженный.

«Похищено у вечности» — демоны, ангелы, раковины на выставке Врубеля: фото

Врубеля в состоянии маниакального возбуждения пришлось госпитализировать в психиатрическую клинику. 1901 год был отмечен крупным семейным событием — у Михаила Александровича Врубеля и его супруги Надежды Ивановны родился сын. «Демоны» Михаила Врубеля как символ завершения и ухода в прошлое целой эпохи; как символ надвигающейся ночи перед неизбежным восходом. Россия, Михаил Александрович Врубель.

Врубель, Михаил Александрович

Холст, масло. Образ Врага человеческого, падшего ангела, волновал художника необычайно. Некоторые склонны видеть в этом интересе необратимое наступление душевной болезни, поразившей автора в конце жизни. Но большинство склоняется к тому, что автора интересовала не само Зло, а безудержное стремление к свободе и защиту своих убеждений. Художник создал несколько эскизов к "поверженному демону".

Образ сумасшедшего гения, провидца, которого свела с ума его самая знаменитая работа, очень хорошо ложился в их канон. Вполне конкретное инфекционное заболевание Врубеля, закончившееся среди прочего слепотой художника, описывалось предельно высокопарно — «он сгорел на костре собственного вдохновения», а про его главную картину писали: «Его безумие явилось логичным финалом его демонизма».

Я узнал сейчас же лицо знакомой дамы, совершенно не подходящее к Демону. Рисунок был восхитителен и так особенен, что я с того времени не видел формы подобной» — так о встрече с Врубелем во время написания «Демона» вспоминает его коллега и друг Константин Коровин. Впечатление Коровина от картины совершенно не случайно — Врубель задумывал «Демона» как андрогина — тем самым подчеркивая, что страсти, которые одолевают его героя, — это универсальная категория. Стоит заметить, что сам автор от нее, скорее всего, был бы не в восторге. Тут тоже помог Блок, провозглашенный с легкой руки поэта Иннокентия Анненского андрогином «под беломраморным обличьем андрогина». Русские травести начала 20-го века Таким образом, у Врубеля лермонтовский Демон — герой максимально, как сейчас бы сказали, гетеронормативной истории вдруг стал предвестником новых времен: русская травести-сцена, зародившаяся еще при Петре I, в те годы наконец начинала выбираться из подполья.

От написания картины до организации одного из первых домашних дрэг-ревю Петербурга, куда будут ходить премьер Мариинского театра Владимир Пономарев, поэт Михаил Кузмин и князь Георгий Авалов, оставалось чуть больше десяти лет.

Художник хотел изобразить душу, которая всегда стремится к высокому, но в то же время она не на земле и не на небе. Герой полотна, если присмотреться, будто парит в воздухе, обхватывая свои колени мускулистыми руками. Большие желтоватые глаза — единственная черта демонического в этом персонаже. Но это можно объяснить тем, что для византийской живописи характерны большие глаза, — мы наблюдаем их в различных картинах Врубеля Царевна Лебедь, Девушка на фоне персидского ковра. Синий цвет, который присутствует в большом количестве на картине, является символом чистоты и непорочности. Белые кристаллообразные мазки за спиной многие трактуют как крылья. Часто в своих работах Врубель обращался к использованию дробной, мозаичной технике, напоминающей витражи, которые он восстанавливал в Венеции. Демон Летящий Спустя 9 лет после создания первого образа Врубель возвращается к образу демона и пишет картину «Демон Летящий». По сравнению с первой работой эта не обладает детальной прорисовкой, не заслужила всемирного признания и так и осталась незавершённой.

Однако картина была детально продумана — это можно судить по многочисленным эскизам, которые были сделаны для этого образа. Возможно, именно такое состояние было у художника — всё серо, непонятно и размыто.

Иллюстрации к поэме М. Лермонтова «Демон». Он в равной мере блестяще владел всеми графическими материалами. Подтверждением того служат иллюстрации к «Демону» М. С поэтом художника сближало то, что оба лелеяли в своей душе идеал гордого, непокорного творческого характера. Сущность этого образа двойственна. С одной стороны, величие человеческого духа, с другой — безмерная гордыня, переоценка сил личности, которая оборачивается одиночеством.

Крепко, страшно, жутко и неотразимо... От Врубеля мой Демон», — говорил Шаляпин. В течение полувека не находилось художника, который хоть сколько-нибудь достойно воплотил бы могучий и загадочный образ, владевший воображением Лермонтова. Только Врубель нашел ему равновеликое выражение в иллюстрациях, появившихся в 1891 году. С тех пор «Демона» уже никто не пытался иллюстрировать, слишком он сросся в нашем представлении с Демоном Врубеля — другого мы, пожалуй, не приняли бы. Через несколько лет, вне всякой связи с обстоятельствами личной жизни, по-видимому, благоприятными, им овладело мрачное лихорадочное возбуждение, появились первые симптомы надвигавшейся душевной болезни. Он вновь обратился к образу Демона. Демон летящий. Он колебался — написать ли Демона летящим или поверженным.

Сначала остановился на первом: сохранился большой неоконченный холст «Демон летящий» 1899. Закрывая небосвод, дух изгнанья парит на тускло-серебряных крыльях над пропастями и кручами земли. Лицо дано крупно и более всего закончено: холодное, мрачное, неумолимое лицо. Образ пронизан предчувствием гибели, обреченности. Колорит картины мрачен. Такой Демон, какой ныне рисовался воображению художника, летел навстречу катастрофе, гибели: идея «поверженного» сама собой возникала. Последняя картина врубелевской демонианы — «Демон поверженный» — относится к 1901-1902 годам. Художник ощущает приближение неотвратимого конца. Все силы его напряжены до предела.

С такой одержимостью Врубель не работал никогда. Бросив начатое им преподавание в Строгановском училище, он остался наедине со своим героем, по двадцать часов в сутки без отдыха проводя со своим заветным творением. Он десятки раз переписывает огромный холст. Демон поверженный. Жесткая бескомпромиссность в преследовании цели изнуряла художника. Опустошал сам Демон — воплощение драматизма, конфликтности бытия. Неустанно менялось выражение его лица. То он представал прекрасным и скорбным, со слезами на глазах, потом скорбь сменялась ненавистью и злобой. Наконец Врубель увидел «гранитное» лицо с гримасой на губах, драгоценное каменное сверкание глаз, светящуюся на голове розовую диадему и вытянутое птичье тело с окутывающими его и рассыпавшимися кругом павлиньими перьями сломанных крыльев.

Пейзаж соответствовал ему: каменное ложе из острых скал и сзади сияющие вершины Кавказских гор. Михаил Лермонтов написал шесть вариантов поэмы «Демон» и ни один не считал окончательным. То же происходило с Врубелем — чем более законченным становился его «Демон», тем острее была потребность художника переделывать его… Работая над «Поверженным», уже почти закончив его, художник временами хотел вновь вернуться к «Летящему».

«Он умер тяжко больным, но как художник он был глубоко здоров»

В этой больнице дело пошло гораздо лучше, он писал совершенно логичные письма родным, а по совету доктора стал вновь заниматься живописью. Перед лицом этого горя Михаил Александрович вел себя очень мужественно, лично занялся организацией похорон, старался поддержать жену, которая была в отчаянии. После похорон сына Врубели уехали в свое имение под Киевом, там художник стал сильно нервничать, требовал, чтобы его скорее везли в лечебницу. Кто-то посоветовал определить Врубеля в одну из психиатрических клиник Риги. На этот раз болезнь была совершенно другого характера: от мании величия не осталось и следа, напротив, ее сменило полное угнетение. Врубель был уныл и грустен, считал себя ничтожеством и хотел лишиться жизни. Осенью сестра художника перевезла его из Риги в Москву. В московской клинике он стал рисовать очень удачные портреты больных, но мысли его путались, Врубелю казалось, что и жена, и сестра тоже являются пациентами психиатрической больницы. Рисунки, сделанные в клинике, были представлены на выставке московских художников, в них не было видно и тени болезни. В этот период Врубель написал картину «Шестикрылый Серафим», изображающую ангела с горящей лампадой, очень красивую вещь, выполненную жгучими и яркими красками. К весне 1904 года художнику было так плохо, что врачи и родственники думали, что он не доживет до лета, хотели везти его за границу, но потом оставили эти планы.

На лето московские клиники закрывались, поэтому психиатр Сербский посоветовал поместить Врубеля в недавно открытую в окрестностях Москвы лечебницу психиатра Усольцева. Больные в этой лечебнице жили вместе с семьей доктора и пользовались большой свободой. Переезд в клинику Усольцева оказал удивительную пользу: Врубель стал есть до этого он отказывал себе в пище, считая себя недостойным еды , мысли его прояснились, он рисовал, писал письма родным и друзьям, а через два месяца настолько поправился, что вернулся домой. После выписки художника из лечебницы Врубели переехали в Петербург, где Михаил вел жизнь абсолютно здорового человека: он снял квартиру, провел в ней электричество и очень много работал. В этот период Врубель начал писать свою удивительную «Жемчужину», которая сейчас находится в коллекции московской Третьяковской галереи.

В начале 1902 года картина «Демон поверженный» была показана публике в Санкт-Петербурге на выставке «Мир искусства». Вот что о той выставке вспоминает сестра жены Врубеля, Екатерина Ивановна Ге: «Михаил Александрович, несмотря на то, что картина была уже выставлена, каждый день с раннего утра переписывал ее, и я с ужасом видела каждый день перемену. В марте 1902 года Михаил Врубель впервые был помещен в частную психиатрическую лечебницу. В картине болезни художника преобладали идеи собственного величия, наступил период столь сильного возбуждения, что на полгода прервались свидания даже с самыми близкими людьми — женой и сестрой. В сентябре того же года Врубеля перевезли в клинику психиатра Сербского, перевезли в одном пальто и шляпе, даже без белья, так как говорили, что он уничтожил все свои вещи. В этой больнице дело пошло гораздо лучше, он писал совершенно логичные письма родным, а по совету доктора стал вновь заниматься живописью. Перед лицом этого горя Михаил Александрович вел себя очень мужественно, лично занялся организацией похорон, старался поддержать жену, которая была в отчаянии. После похорон сына Врубели уехали в свое имение под Киевом, там художник стал сильно нервничать, требовал, чтобы его скорее везли в лечебницу. Кто-то посоветовал определить Врубеля в одну из психиатрических клиник Риги. На этот раз болезнь была совершенно другого характера: от мании величия не осталось и следа, напротив, ее сменило полное угнетение. Врубель был уныл и грустен, считал себя ничтожеством и хотел лишиться жизни. Осенью сестра художника перевезла его из Риги в Москву. В московской клинике он стал рисовать очень удачные портреты больных, но мысли его путались, Врубелю казалось, что и жена, и сестра тоже являются пациентами психиатрической больницы. Рисунки, сделанные в клинике, были представлены на выставке московских художников, в них не было видно и тени болезни. В этот период Врубель написал картину «Шестикрылый Серафим», изображающую ангела с горящей лампадой, очень красивую вещь, выполненную жгучими и яркими красками. К весне 1904 года художнику было так плохо, что врачи и родственники думали, что он не доживет до лета, хотели везти его за границу, но потом оставили эти планы.

По дороге в Венецию Врубель «загулял», да так что, что художник Самуил Гайдук, исполнявший росписи по эскизам Михаила Александровича, вынужден был ждать его два дня. По возвращении одержимость Эмилией стала еще сильней. Говорят, после приезда он немедля сделал предложение возлюбленной, причем, о намерении жениться сразу ее мужу. После этого Прахов начали побаиваться одержимости Врубеля, а Эмилия возмущалась его инфантильностью. Все это не остановило Врубеля. Он тратил последние деньги, чтобы поразить свою возлюбленную. Он мог написать картину на заказ, принести ее к ногам любимой, а после отказа принять, разорвать на кусочки. Так случилось с акварельным эскизом «Восточная сказка», написанной для землевладельца Ивана Терещенко, поддерживавшего рисовательную школу Мурашко. Впрочем, после художник склеил разорванный лист — сегодня он хранится в Киевском музее русского искусства. Врубель истязал не только свои картины, но и свое тело — резал ножом грудь, чтобы пережить душевную боль. Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее. Я страдал, но, когда резал себя, страдания уменьшались»… В конце концов он начал искать забытья в вине и случайных связях, попал под суд за долги. Чтобы рассчитаться, был вынужден работать маляром на стройках и полотером в кабаках. Тогда-то художник и нарисовал своего первого Демона — с огромными глазами Эмилии Праховой. Как раз в это время, в 1886 году, в Киев ненадолго приехал его отец, и застал сына в нищете, похудевшим и бледным. Вообрази, ни одного стола, ни одного стула. Вся меблировка - два простых табурета и кровать. Ни теплого одеяла, ни теплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нем засаленный сюртук и вытертые панталоны , я не видал. Может быть, в закладе. В кармане всего 5 копеек. Больно, горько до слез», — написал Александр Михайлович в письме. Там же он описал картину, над которой работал художник: «Демон». Он трудится над нею уже год... Демон этот показался мне злою, чувственною, отталкивающею... Миша говорит, что Демон — это дух, соединяющий в себе мужской и женский облик. Дух, не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный, величавый». Дух, страдающий и скорбный, захватил разум Врубеля. Он не только писал его, но и лепил. В этом образе он видел то свое наваждение — Эмилию, то себя самого. Чем больше Врубель работал над образами киевских церквей и иконами и параллельного погружался в богемную жизнь, тем больше в нем зрел кризис веры. Образы Христа казались ему чуждыми, писал он сестре, а его эскизы росписей Владимирского собора были отвергнуты Праховым — и не из-за личных отношений, а из-за оригинальности и отхода от канонов. При этом искусствовед понимал всю ценность акварелей — как-то он сказал, что для них надо бы построить храм в «особом стиле». Киевский «узел» развязал случай. В 1889 году Михаил Врубель поехал в Москву — повидать знакомых — и в результате остался там на полтора десятка лет. Однако с собой он увез навязчивую идею о создании «Демонов», к которым уже не раз обращался. Все иллюстрации к поэме художник делал чёрной акварелью. Заметим, что еще раньше, в Киеве, он писал «Демона» серым маслом. За этим обесцвечиванием красок стоил глубокая философия — стирание грани между добром и злом, между черным и белым. Однако не только это. Недавние исследования дали почву для предположения, что Врубель был дальтоником, оттого в его картинах с какого-то момента начала преобладать серо-жемчужная гамма. Причем, дефект зрения, если и был, то появился уже в зрелом возрасте, он мог стать следствием заболевания сифилисом. Впрочем, это лишь гипотеза. Факт в том, что тогда же художник создает первое большое полотно, которое сегодня украшает Врубелевский зал Третьяковской галереи, — «Демон сидящий» 1890 г.

Уже через полгода Врубель без памяти влюбился в супругу своего покровителя — Эмилию Прахову, пианистку и ученицу Ференца Листа. Вскоре демоническая привязанность Михаила к Эмилии начала раздражать обоих мужчин. Выходом стала командировка Врубеля в Италию — в Равенну и Венецию, для изучения сохранившихся там памятников позднеримского и византийского искусства. Вернувшись в Киев, Врубель, по слухам, незамедлительно сделал Эмилии предложение — несмотря на ее положение матери семейства. Причем, по одной из версий, художник объявил о своем намерении жениться даже не самой Эмилии Львовне, а Адриану Викторовичу. Судя по всему, именно к этому периоду жизни Врубеля относится инцидент, описанный в воспоминаниях художника Константина Коровина.

Детство и юность Михаила Врубеля

  • Демоны Михаила Врубеля
  • Демон поверженный, Михаил Врубель - описание картины
  • Домен не добавлен в панели
  • Наказание Врубеля
  • Детство и юность Михаила Врубеля
  • Загадка Михаила Врубеля: автор «Демонов» под конец жизни ослеп и оказался в психбольнице

Тайна "Демона поверженного" Михаила Александровича Врубеля

Больные в этой лечебнице жили вместе с семьей доктора и пользовались большой свободой. Переезд в клинику Усольцева оказал удивительную пользу: Врубель стал есть до этого он отказывал себе в пище, считая себя недостойным еды , мысли его прояснились, он рисовал, писал письма родным и друзьям, а через два месяца настолько поправился, что вернулся домой. После выписки художника из лечебницы Врубели переехали в Петербург, где Михаил вел жизнь абсолютно здорового человека: он снял квартиру, провел в ней электричество и очень много работал. В этот период Врубель начал писать свою удивительную «Жемчужину», которая сейчас находится в коллекции московской Третьяковской галереи. К началу 1905 года жена стала замечать у Михаила Врубеля сильное возбуждение, он стал несговорчивым, раздражительным, непомерно тратил деньги на совершенно ненужные вещи. Жене художника пришлось «выписать» из Москвы психиатра Усольцева, который увез Врубеля в свою московскую лечебницу. Усольцев действовал на больного успокаивающе. Оказавшись в клинике, Врубель начал спать, а бессонница всегда была одним из опасных симптомов его болезни. Родственники надеялись, что на этот раз болезнь не будет продолжительной, увы, но они ошиблись — возбуждение в очередной раз сменилось угнетением. Несмотря на болезнь, Врубель не прекращал работать: он нарисовал портрет всей семьи Усольцевых, многих больных и поэта Брюсова, который навещал художника.

Брюсов оставил очень интересные воспоминания о своей первой встрече с Михаилом Врубелем, состоявшейся в клинике Усольцева: «Правду сказать, я ужаснулся, увидев Врубеля. Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке. У него было красноватое лицо; глаза — как у хищной птицы; торчащие волосы вместо бороды. Первое впечатление: сумасшедший! Сразу выражение его лица изменилось.

Сквозь безумие проглянул гений». Когда Врубель писал Брюсова, окружающие стали замечать, что у него происходит что-то странное с глазами, художник вынужден был подходить очень близко, чтобы разглядеть модель.

Новое страдание шло с ужасающей быстротой, кончив портрет Брюсова, Врубель почти не видел своей работы. Михаил Врубель понимал весь ужас своего положения, художник, мир которого был сказочно прекрасен, — теперь почти слепой… Он стал отказываться от еды, говоря, что если он будет голодать 10 лет, то прозреет и рисунок у него будет необыкновенно хорош. Несчастный художник теперь стеснялся знакомых, он говорил: «Зачем им приходить, я ведь их не вижу». Внешний мир все меньше соприкасался с Михаилом Врубелем. Несмотря на все старания его сестры и жены, которые регулярно навещали художника, он погружался в мир собственных грез: рассказывал что-то вроде сказок, что у него будут глаза из изумруда, что он создал все свои произведения во времена Древнего мира или эпохи Возрождения. Последний год жизни Врубель все настойчивее отказывался от мяса, говоря, что не хочет есть «убоины», так что ему стали сервировать вегетарианский стол. Силы постепенно покидали художника, иногда он говорил, что «устал жить».

Сидя в саду в свое последнее лето, он как-то сказал: «Воробьи чирикают мне — чуть жив, чуть жив». Общий облик больного становился как бы утонченнее, одухотвореннее. Врубель шел к концу с полным спокойствием. Когда у него началось воспаление легких, перешедшее затем в скоротечную чахотку, он воспринял это спокойно. В последний сознательный свой день, перед агонией, Врубель особенно тщательно привел себя в порядок сам причесался, вымылся с одеколоном , горячо поцеловал руки жены и сестры и больше уже не разговаривал. Только ночью, ненадолго придя в себя, художник сказал, обращаясь к человеку, который за ним ухаживал: «Николай, довольно уже мне лежать здесь — поедем в Академию».

Уже через полгода Врубель без памяти влюбился в супругу своего покровителя — Эмилию Прахову, пианистку и ученицу Ференца Листа. Вскоре демоническая привязанность Михаила к Эмилии начала раздражать обоих мужчин. Выходом стала командировка Врубеля в Италию — в Равенну и Венецию, для изучения сохранившихся там памятников позднеримского и византийского искусства. Вернувшись в Киев, Врубель, по слухам, незамедлительно сделал Эмилии предложение — несмотря на ее положение матери семейства. Причем, по одной из версий, художник объявил о своем намерении жениться даже не самой Эмилии Львовне, а Адриану Викторовичу. Судя по всему, именно к этому периоду жизни Врубеля относится инцидент, описанный в воспоминаниях художника Константина Коровина.

Смотрите ролик, чтобы узнать, какой путь от Лермонтова до Платона прошли врубелевские демоны, как в них отразились философские размышления художника о месте в мире и как на его картинах сосуществуют модерн и элементы древнерусских мозаик.

Мистическая сторона живописи М.Врубеля

Этот фрагмент до сих пор уцелел на картине! Чуть позже, Врубель прислал неожиданную записку фон Мекку с просьбой прислать фотографии кавказских гор: "Я не засну, пока не получу их! После незамедлительного получения фотографий Эльбруса и Казбека, в ту ночь за фигурой Демона выросли жемчужные вершины, "овеянные вечным холодом смерти". Остроухов, В. Серов и А. Боткина дочь П. Третьякова увидев картину художника, по-товарищески указали ему на неправильное с анатомической точки зрения изображения правой руки Демона. И пошел сыпать ругательствами.

Дамы: Боткина, и жена Врубеля, сильно смутились. Совершенно спокойно обратился я к Врубелю: - Что же это ты, Михаил Александрович, оставляешь гостей без красного вина? Зовешь к себе, а вина не ставишь. Врубель моментально успокоился и заговорил своим обычным тоном: - Сейчас, сейчас, голубчик, шампанского! Появилось какое-то вино, но мы уже старались не разговаривать больше о "Демоне" и вскоре с тяжелым чувством на душе ушли".

Выстраивая маршрут движения по экспозиции, уподобляя его своеобразному квесту, она визуализирует тончайшие смысловые нити и импульсы, связывающие произведения, жизнь и перерождение форм. Зрителю предлагаются парадоксальные на первый взгляд, но абсолютно органичные во врубелевской системе координат уподобления: так, в лепке лица С. Мамонтова на его портрете 1897 года ГТГ угадывается звериная пластика скульптурных горельефов «Голова льва», украшавших ворота московской усадьбы мецената и его керамического завода «на Бутырках», в ликах пушкинских Пророка и Серафима узнаются черты Врубеля и его жены, а врубелевские серафимы и демоны - «одной крови». Пространственное решение экспозиции позволяет ощутить магию жизни мотивов: как, сворачиваясь в кольцо, композиция «Прощания Царя Морского с царевной Волховой» 1898, ГТГ превращается в керамическое блюдо «Садко» по эскизу 1899 года, ГРМ , которое в свою очередь через несколько лет переродится в «Жемчужину» 1904, ГТГ ; как станут трехмерными майоликовыми скульптурами притаившиеся в орнаментальных извивах рельефа этого блюда сказочные морские существа; ощутить, что в стремительном движении всадника из иллюстрации к лермонтовскому «Демону» 1890-1891, ГТГ предчувствуется «Полет Фауста и Мефистофеля» 1896, ГТГ , а другая иллюстрация 1890-1891 воплощается в гипсовой скульптуре «Голова Демона» 1894, ГРМ ; и, наконец, как «Летящий демон» 1899, ГРМ переворачивается, чтобы стать «Демоном поверженным» 1902, ГТГ. Врубель хотел быть понятым.

Он оставил будущим поколениям лейтмотивы - ключи, которые, как рассыпанные Гензелем и Гретель хлебные крошки из судьбоносной для Врубеля оперы Э. Хумпердинка, помогают найти путь в созданном им постоянно изменяющемся, балансирующем на грани реальности и фантастики мире. Круг первый. Встреча этих трех полотен в едином экспозиционном пространстве, случающаяся, возможно, лишь раз в столетие, действительно «заставляет трепетать» от понимания и ощущения, сколь тонкие и неоднозначные связи существуют между ними. Уже современники воспринимали трех демонов Врубеля как некую сюиту, единое произведение длиною и ценою в жизнь. Основу такой трактовки заложили первые интерпретаторы творчества Врубеля, А. Бенуа и А. Блок, и его биографы - С. Яремич, А. На протяжении ХХ века в исследованиях С.

Дурылина, Н. Тарабукина, П. Суздалева оформился и более сложный ее извод[10], который включает в себя весь комплекс произведений на тему «Демона». Так, дополнением к этим основным трем частям можно считать в качестве вступления киевскую «демониану», сохранившуюся лишь в воспоминаниях, но тем не менее активно влияющую на текстовом уровне на восприятие более поздних произведений сюиты; своего рода интермедии - произведения, созданные между приступами демонических возбуждений: цикл иллюстраций к «Демону» М. Лермонтова 1890-1891 , скульптурный бюст 1894, ГРМ , а также графические эскизы - промежуточные варианты композиций между «Летящим» и «Поверженным»; наконец, код всей формы, последний живописный шедевр возродившегося после болезни художника - восставший Демон - «Шестикрылый серафим» 1904, ГРМ. Феномен врубелевской демонианы в том, что, представляя разные состояния, разные грани образа, три главные картины одновременно и неразрывно связаны, и конфликтуют друг с другом. Между ними почти одинаково значимы и отчетливо ощутимы как притягивающие, так и отталкивающие их друг от друга силы. Стройная, привычная и абсолютно логичная на страницах биографических трудов и научных исследований теория поэтапной эволюции образа Демона подвергается серьезному испытанию ощущением - визуально картины не складываются в единый цикл, а скорее спорят друг с другом. Пластическое решение каждой из них настолько индивидуально, что их прямое сопоставление создает почти физическое ощущение очень напряженного и драматичного диалога. Каждый из «Демонов» является итогом формальных поисков, вбирает и трансформирует пластические импульсы от целого ряда сопутствующих произведений, не обязательно близких ему хронологически.

При этом в каждом из «Демонов» достигается новое качество в понимании живописной материи, дающее почву для дальнейших поисков. Задачей экспозиции этого центрального зала было найти равновесие между центростремительными и центробежными силами, возникающими между тремя материализациями Демона. Экспозиция предполагает сосредоточенное восприятие каждой картины, она прорежена цезура ми и позволяет, ощущая присутствие всех трех полотен, одновременно видеть только два из них. Пространство зала посредством порталов и проемов раскрывается сразу в несколько смежных тематических зон. Первая - зал ранней графики, в котором представлены в том числе работы киевского периода, где появление московского «Демона» - первой живописной работы нового этапа в жизни художника - уже было подготовлено. Тогда образ Демона еще не получил удовлетворившего Врубеля воплощения, но был почти найден, уже предчувствовался художником и проступал в целом ряде произведений, например, в этюде головы к иконе Богоматери для алтарной преграды Кирилловской церкви, исполненном с Э. Праховой, про который А. Иванов писал: «... В ее загадочном и глубоком взоре уже чувствуется характерная для Врубеля жуткая пристальность; и особенно - в эскизе углем ее головы с глазами светлыми, круглыми, с отблеском тайного ужаса вперенными в даль»[11]. Второй пространственный прорыв - из зала «Демонов» в зал иллюстраций к одноименной поэме М.

Лермонтова и подготовительных рисунков к различным воплощениям образа Демона. Странные, не понятые современниками, «несвоевременные» иллюстрации Врубеля к произведениям Лермонтова воспринимаются сейчас как канонические благодаря Врубелю отныне так, и только так, мы видим многих персонажей произведений поэта. С другой стороны, они часть фантастического врубелевского мира. Они важный этап в развитии темы Демона, связующие звенья в цепи превращений этого образа, фиксирующие движение мысли художника от «Демона сидящего » к летящему и поверженному. Работая над иллюстрированием поэмы, художник проводит своего героя путем лермонтовского «Демона» и затем продолжает его судьбу уже как бы за пределами поэмы. И если «Летящего Демона» еще можно рассматривать как некий итог постижения лермонтовской концепции, то «Демон поверженный» - освобождение от чар литературного первоисточника.

Рисунки, сделанные в клинике, были представлены на выставке московских художников, в них не было видно и тени болезни. На лето московские клиники закрывались, поэтому психиатр Сербский посоветовал поместить Врубеля в недавно открытую в окрестностях Москвы лечебницу психиатра Усольцева. Переезд в клинику Усольцева оказал удивительную пользу: Врубель стал есть до этого он отказывал себе в пище, считая себя недостойным еды , мысли его прояснились, он рисовал, писал письма родным и друзьям, а через два месяца настолько поправился, что вернулся домой. К началу 1905 года жена стала замечать у Михаила Врубеля сильное возбуждение, он стал несговорчивым, раздражительным, непомерно тратил деньги на совершенно ненужные вещи.

Усольцев действовал на больного успокаивающе. Оказавшись в клинике, Врубель начал спать, а бессонница всегда была одним из опасных симптомов его болезни. Родственники надеялись, что на этот раз болезнь не будет продолжительной, увы, но они ошиблись — возбуждение в очередной раз сменилось угнетением.

Оттолкнувшись от нее, Врубель создает полихромную скульптуру - раскрашивает гипсовый бюст акварелью, добиваясь присущей этой технике тонкости нюансов. Здесь впервые, сгущаясь в тенях, проступает знаменитая врубелевская лиловая гамма, ставшая неотъемлемой составляющей его «Демонов». Подготовительные рисунки к различным частям демонианы трудно назвать эскизами в привычном понимании, они поражают разнообразием и новизной задач, которые ставит перед собой в них художник. Среди подготовительных рисунков к «Демону поверженному» все представленные на выставке листы - на вес золота и раскрашенная самим Врубелем фотография, на которой зафиксирован исчезнувший под слоями авторских правок первоначальный вариант картины, и карандашный эскиз, заложенный по центру «гармошкой», при помощи которой художник опытным путем пытался определить максимально выразительную, «нечеловечески» прекрасную, но все же сохраняющую человекоподобие пластическую формулу фигуры Демона. Демон поверженный.

Эскиз первоначального варианта картины Картон, акварель, белила, графитный карандаш, галловые чернила, перо. Иванов: «... Кроме многочисленных акварельных эскизов сохранилось два громадных полотна, почти готовых, но брошенных художником; экспрессия изображенной на них фигуры не удовлетворяла его. На одном из них черты Демона, видные в профиль, строго мужественны; обнаженные бедра опоясаны цепью с золотыми пластинами; такие же пластины украшают и грудь; распростертые крылья похожи на орлиные или даже лебяжьи. На другом в облике его чудится что-то женственное; на теле нет украшений, зато в крыльях многоцветными переливами горят перья павлина»[14]. Исследования в UV-лучах показывают наличие авторских правок на холсте: художник менял положение головы Демона. Видимое сейчас лицо написано другими, чем все полотно, красками и достаточно вольно смонтировано с фигурой, вне какой-либо заботы о законах анатомии. То место на холсте, где лицо Демона располагалось изначально, перекрыто густым слоем иной по составу краски и выделяется чужеродным пятном.

В его очертаниях чудится абрис головы Демона, и в этом своем первоначальном варианте фигура летящего Демона еще ближе будущему поверженному. Тончайший резонанс в звучании «Сирени» 1901 года и демонов уловил и афористично, не оставив места для сомнения в их общности, сформулировал В. Невозможно отрицать, что в этом его усилии есть смысл... Все это очень умно, очень осмысленно»[15]. Во власти цветения сирени художник находился два лета и создал два варианта композиции «Сирень» 1900, 1901, оба - ГТГ , которые можно отнести к равноценным вершинам врубелевского творчества. Параллельно и столь же неотступно его преследовал образ Царевны-Лебеди, получивший воплощение в двух абсолютно самодостаточных картинах 1900 и 1901 годов,которые тем не менее уже современники воспринимали как парные. Иванов писал о «Лебеде» 1901 года: «... Тело прекрасной большой птицы, притаившейся в камышах, кажется такой же хрустальною друзой, как оперение «Царевны», но наступающая ночь уже погасила розовые отблески в этих белых полупрозрачных кристаллах»[16].

И в той и другой паре работ - в фокусе интереса Врубеля - метаморфозы облика жены и музы художника. Обе «Сирени», являясь важными звеньями в цепи трансформаций образа Забелы-Врубель, одновременно служат введением в следующую тему выставки, которую можно обозначить с некоторой долей волюнтаризма как «одушевление материи». Главное и хронологически первое ее произведение - панно «Утро» 1897, ГРМ. Созданное по заказу С. Морозовых для оформления малой гостиной их особняка на Спиридоновке, оно было отвергнуто заказчиками. Однако благодаря вмешательству И. Репина художник не успел его уничтожить, как ранее поступил с не удовлетворившим его самого первым вариантом панно «Полдень», а представил публике на I-й выставке, организованной журналом «Мир искусства». В первый же день оно было приобретено княгиней М.

Тенишевой и, несмотря на это, а может быть, и благодаря этому, вызвало полное недоумение зрителей и скандальную реакцию прессы, по своей мощи и ярости превзошедшую историю с панно Врубеля на Нижегородской ярмарке. Особенно возмутил критиков всех направлений небывалый принцип взаимодействия аллегорических женских фигур и пейзажа. Стасов восклицал: «Что это за женщины, на что они тут, зачем они так плохи, что собою изображают и, наконец, вообще зачем они писаны, когда все дело только в том, чтобы их нельзя было видеть, - кто разберет, кто объяснит эту неимоверную чепуху?.. Он очень проницательно обозначает это свойство врубелевской системы, прибегая к поэтической метафоре более позднего времени, что в случае с Врубелем кажется не анахронизмом, а точным попаданием в цель: «Художественный, композиционный сюжет в любой вещи Врубеля - изобразить то, по выражению Б. Действительно, кажется, что эти женские фигуры, олицетворяющие пробуждающиеся на рассвете землю и воду, «солнечный луч» и «улетающий туман»[20], расположенные как маркеры системы координат по всем сторонам панно, организуют, направляют, сдерживают невероятное буйство саморазвивающейся живописной субстанции в этом полотне. Но они - и естественное ее продолжение, ее неизбежное порождение. Подобный прием «одушевления» живописной материи Врубель использует неоднократно: в «Тридцати трех богатырях» 1901, ГРМ «горящие, как жар», фигурки богатырей органично венчают пенистые гребни волн; в «Жемчужине» 1904, ГТГ в беспредметном мерцании перламутра материализуются почти помимо воли художника фигурки плывущих морских царевен. Так, «духи сирени», проступающие из переливающейся подвижной животворной цветущей материи, кажутся естественным и неизбежным ее порождением, итогом развития формы.

Иной аспект «очеловечивания» фантазии, игры на грани фантастического и реального миров являют собой произведения, исполненные по мотивам театральных постановок сказочных опер Н. Портретами Н. Забелы в роли царевны Волховы 1898, ГТГ, ГРМ начинается особый жанр, возникший в творчестве Врубеля на пересечении основных линий его творчества, на границе двух миров, в которых существовал художник, - настоящего и театрального, реального и фантастического. Создавая сценические костюмы для своей жены, Врубель в совершенстве освоил магию театрального перевоплощения, она стала привычной частью его повседневной жизни, его работой.

Демоны Врубеля

Впрочем, нашлись у двух Михаилов и защитники — символисты и конкретно Александр Блок, который говорил, что «Демон Врубеля и Демон Лермонтова — символы наших времен». Картину «Поверженный демон» Михаил Врубель писал на последнем этапе своей творческой жизни. «Демон поверженный» — картина русского художника Михаила Врубеля, написанная в 1901—1902 гг.[1].

Михаил Врубель. Демон сидящий, Демон поверженный / История одного шедевра

Михаил Врубель. Демон летящий, 1899 г. (вверху) Демон поверженный, 1902 г. (внизу). «Поверженный демон» Михаила Врубеля. «Демон поверженный» — картина русского художника Михаила Врубеля, написанная в 1901—1902 гг. Демон поверженный Михаил Александрович Врубель (1856-1910) вообще не должен был стать художником. В 1901 году Врубель сделал первые эскизы к картине «Демон поверженный».

Картина «Демон поверженный» Михаила Александровича Врубеля — проклятье мастера

Содержание картины-панно М.А. Врубеля «[i]Демон поверженный»[/i] — одного из центральных произведений символизма в русской живописи — до сих пор остается загадкой. Образ Демона волновал Михаила Александровича необычайно, не давал ни сна, ни покоя. Образ Демона волновал Михаила Александровича необычайно, не давал ни сна, ни покоя. Биография художника Михаила Александровича Врубеля: личная жизнь, болезнь сына, книги о знаменитости.

«Поверженный демон» Михаила Врубеля

Потеря снова привела художника в больницу. В этот раз его регулярно посещали мысли о суициде; по некоторым источникам, он предпринимал попытки свести счеты с жизнью. Летом его отвезли в Рижскую психиатрическую больницу, где доктор Т. Тилинг диагностировал у художника биполярное расстройство. После Риги Михаил Александрович возвращается в Университетскую психбольницу, где ему становится лучше до начала 1904 года.

С 1904 по 1905 год художник лечится в частной клинике Ф. Там Врубель снова начинает рисовать. Сначала наброски карандашом, портреты, после — полноценные картины, такие как «Жемчужина». Работа интересна тем, что написана художником в стабильном состоянии, но ярко выделяет особенность его таланта видеть в реальных, обычных вещах что-то фантастическое, за гранью стандартного мышления.

Кроме интереса к высшим существам, возвращается и тема пророка, которой он вдохновился у Пушкина и в духовных исканиях. В это же время он утверждает, что сам приобрел образ «злого духа» и демон исказил его работы. Казалось бы, такое обстоятельство должно было навести смуту в душе человека, зарабатывающего на жизнь живописью. Однако Михаил Александрович стал кроток и покорен, его душевное состояние начало налаживаться, но появились новые странности.

Вначале он оказался от мяса, а после и вовсе перестал есть в надежде на «прозрение». В таком состоянии Врубель написал свою последнюю картину — портрет Валерия Брюсова. Увидев Михаила Александровича, поэт сначала ужаснулся его внешнему виду, но когда тот принялся за дело, признал во Врубеле гения. Портрет Валерия Брюсова, 1906 год В 1906 году художник стал слышать голоса исторических личностей, а последние годы своей жизни Врубель провел в разных психиатрических клиниках.

Всемирное признание пришло к Врубелю уже после его смерти. Подобная трагическая судьба — не единичный случай в мире искусства. История Михаила Александровича и его картин необычна тем, что при наличии серьезных болезней он смог сохранить свое мастерство.

В судьбе художника-модерниста Михаила Врубеля трагизма и мистики было не меньше, чем в его демонических картинах. Злой рок преследовал творца всюду: он познал несчастную любовь, перенес смерть единственного сына, стал заложником собственного помешательства рассудка и в конце концов остался слепым. Сегодня полотна гения являются частью Золотого фонда Третьяковской галереи и других музеев по всему миру. Детство и юность Родной город Врубеля — Омск. После рождения четвертого ребенка мать будущего художника скончалась, и через два года отец повторно женился на Елизавете Вессель. Вторая супруга была талантливой пианисткой и доброй души женщиной. Благодаря ей оставшийся в трехлетнем возрасте без матери Михаил был окружен заботой и лаской.

Елизавета Христиановна привила мальчику любовь к музыке и другим видам искусства, что предопределило его творческую биографию. Врубель-старший работал военным юристом, и в связи с его частыми командировками семье приходилось периодически менять место жительства. Переезд в Саратов состоялся в 1865 году: там Александр Михайлович возглавил Поволжский губернский гарнизон. Однажды в городскую галерею привезли копию фрески «Страшный суд» великого итальянца Микеланджело. Юный Врубель был так впечатлен полотном, что решил воспроизвести его. К изумлению родителей, он сделал это с поразительной точностью. Портрет Михаила Врубеля в детстве Несомненно, талант сына радовал отца. Однако это никак не влияло на его планы относительно будущего отпрыска: с детства Александр Михайлович прочил Михаилу блестящую карьеру юриста. Самого же юношу такая перспектива не радовала, но спорить с родителем он не осмелился и в 1874 году поступил в петербургский университет на юридическое отделение. Юный Врубель буквально влюбился в Санкт-Петербург, где каждое здание казалось ему предметом искусства, памятником истории.

Во время учебы он проживал у родственников, дом которых находился по соседству с квартирой, где когда-то жил великий Пушкин. Вольная жизнь вдали от строгого отца пришлась Михаилу по вкусу: он мог ночи напролет гулять с приятелями, обсуждая темы музыки и живописи. В этот период состоялось его знакомство с Модестом Мусоргским , который оказал весьма заметное влияние на формирование его взглядов и убеждений. Наблюдая за экспрессивной игрой Модеста на рояле, молодой человек задумался об образах Фауста и Мефистофеля, которые впоследствии оживут на одном из его полотен. Все более настойчиво в голову Врубеля стучалась мысль о том, что свои лучшие году он тратит впустую, осваивая глубоко безразличную ему дисциплину. Ценителя живописи не прельщала карьера юриста, пусть даже блестящая. Университет он все же закончил, но параллельно, втайне от родителей, посещал курсы изобразительного искусства в мастерской Павла Чистякова.

Нередко на одном холсте заметны следы совершенно разных работ. Художник не поспевал за полетом фантазии. Он творил. Врубеля очень трудно объяснить другому, его только можно показать и спросить: «приемлется это или нет» Н. Мурашко Воспоминания старого учителя. Спустя годы творчество художника по-прежнему вызывает восторг и неприятие, не утихают споры и о личности Врубеля, его болезни. Как разобраться в переплетениях жизненных коллизий,тяжелой болезни одного из лучших художников 20 века? Следую мнению Уинстона Черчилля, что «хронология — это ключ к успешному повествованию», коснусь биографических моментов необходимых для изложения. Михаил Александрович родился 5 17 марта 1856 года в Омске в семье военного юриста Александра Михайловича Врубеля и Анны Григорьевны Басаргиной, дочери Астраханского вице- губернатора, родственницы декабриста Басаргина. Профессия отца была причиной частых переездов и связанной с этим необходимостью менять место учебы, приспосабливаться к жизни в новых условиях, к новым знакомствам. Трагическим событием стала смерть мягкой нежной матери, умершей от туберкулеза, когда Михаилу едва исполнилось 3 года. Через три года отец женился на Елизавете Христиановне Вессель, пианистке. Судя по всему, отношения в семье были уважительными, гармоничными. Врубель хорошо учился в разных городах и разных школах, куда судьба забрасывала семью. Михаил окончил с золотой медалью Ришельевский лицей гимназия в Одессе. Учился легко, интересовался языками, литературой, с 3-5 лет проявилась тяга к рисованию. Отец заметил способности сына и с детства обучал рисованию. В Одессе Михаил учился в художественной школе. Познакомился здесь же с художником Леонидом Пастернаком, дружеские отношения с которым продолжались до конца жизни Михаила Александровича. В картине «Демон сидящий» друзья отмечают сходство с молодым Борисом Пастернаком. Врубель бывал в доме у Леонида Осиповича, так что сходство вполне объяснимо. Леонид Дубшан. Близнец Демона «Звезда» 2000, 9 Еще в школьные годы родные и соученики нередко отмечали особую задумчивость молодого Михаила, отрешенность, поглощенность какими —то мыслями. Казалось,не видел ничего вокруг, как бы отсутствовал. Очевидно поэтому в гимназии получил прозвище «философ». Дома его называли «молчуном». Отец замечал перепады настроения сына и волновался: «опять ты впал в свое оцепенение» Врубель. Воспоминания о художнике. Ленинград, Москва,1963. Занимался прекрасно, увлекался не только рисованием,часто бывал на спектаклях. По словам любимой сестры и биографа Анны Александровны Врубель: «гимназические годы в Петербурге Пятая гимназия у Аларчина моста и в Одессе Ришельевская отвлекают брата значительно от любимого искусства; он увлекается в первой естествоведением причём, между прочим, формует из мела целую систему кристаллов , а во второй — историей, по которой пишет, сверх нормы, большие сочинения на темы из античной жизни и истории средневековья». Ему все легко давалось. Он знал латынь и основные европейские языки. Студенческие годы были непростыми, средств не хватало, приходилось заниматься репетиторством и другими работами в поисках заработка. Но сложные обстоятельства не помешали Врубелю продолжить занятия рисованием в вечернем классе Академии художеств у художника П. Там же познакомился и подружился с В. Бывает в театрах, влюбляется, расстается и опять влюбляется. Отбывает в течение года воинскую повинность, после чего в 1880 году наконец поступает в Академию художеств к тому же Чистякову. Врубель талантом, увлеченностью, неординарным подходом к изображению сразу же обратил на себя внимание студентов академии. Интересовался творчеством художников из объединения « Мир искусства». Но по свидетельству биографов мало с кем из художников дружил. В 1884 году крутой судьбоносный поворот-приезд в Киев. Немедленно включается в работу. Изучает фресковую Византийскую живопись по сохранившимся фрагментам в Кирилловской церкви и,конечно, в Софиевском соборе 11век Много читает. Быстро овладевает мастерством фресковой живописи, иконописью и в течение короткого времени пишет для мраморного иконостаса храма иконы « Богоматерь с младенцем», «Христос» «Кирилл» и «Афанасий». Кроме того он создал и настенные росписи. Отношения с коллегами дружеские, но как и в Академии художеств, без особой близости. Не смотря на некоторую отстраненность, известны теплые воспоминания Мурашко о совместной работе, а художник Степан Петрович Яремич стал автором первой фундаментальной биографии Врубеля. В Киеве вскоре после приезда сложились добрые отношения с семьей Адриана Прахова, особенно с его женой Эмилией. Врубель был очень увлечен Эмилией Праховой, трагично переживал отсутствие взаимности. Михаил Александрович в состоянии отчаяния даже нанес себе повреждения ножом на груди. По словам Константина Коровина, он видел следы порезов, о причине рассказал Врубель. Лицо Праховой просматривается в лике Богоматери и даже Христа. Впрочем, Врубель как и другие художники, использовал в качестве моделей своих знакомых. Прототипом образа Богородицы в центре апостольской группы «Сошествия Святого Духа» 1884 явилась Мария Федоровна Ершова, фельдшер, которая ухаживала за Эмилией Львовной во время болезни. В образе одного из апостолов третий слева снизу запечатлен профессор Адриан Викторович Прахов. Известный русский психиатр, психоаналитик профессор Иван Дмитриевич Ермаков в бытность студентом, видел Врубеля в клинике Московского мединститута. В последующих статьях и в рукописной работе «Новеллы о творчестве» Ермаков отметил, что портрет Христа Врубель написал с лица женщины, заразившей его сифилисом. При этом он усилил «страдальческое, глубоко ушедшее в себя и в то же время благостное выражение» этого лица. Автор подчеркивает роль творчества как психологической защиты: «сам находясь в состоянии глубокой подавленности, Врубель занялся не своими проблемами, а образом женщины, ее горем, ее ужасом». А таинственная «Девушка на фоне персидского ковра» -дочь владельца ссудной кассы Дахновича. В киевский период, нуждаясь в деньгах, Врубель периодически бывал у Дахновича. Безденежье «помогло» запечатлеть для потомков ничем не примечательную девочку и создать шедевр.

Лермонтова Врубель по приглашению С. Мамонтова и издателя П. Кончаловского старшего участвовал в подготовке иллюстрированного издания сочинений поэта. Демон Врубеля в этих иллюстрациях и последующих рисунках 1899 года отличается от лермонтовского влюблённого бога — он обуреваем гордыней в записках Врубеля есть философские размышления о «возможности и необходимости бытия» [2]. В 1900 году Врубель вновь обратился к тревожащей его теме «Демона». Ещё не окончив картину « Демон летящий » 1900 необычайно экспрессивной композиции, в 1901 году художник начал создавать предварительные эскизы к самой поразительной картине «Демон поверженный». Как вспоминал живописец-любитель, меценат, коллекционер и друг художника Владимир фон Мекк : Рядом с гостиной была небольшая комната, отделанная аркой. В ней во всю длину, от окна до стены, стоял огромный холст. Врубель с верёвкой и углем разбивал его на квадраты. Лицо его было возбуждённо весёлое. После незамедлительного получения фотографий горных вершин Эльбруса и Казбека, в ту ночь за фигурой Демона выросли жемчужные вершины, «овеянные вечным холодом смерти». В то время Врубель ещё был вполне здоров, хотя окружающие отмечали его раздражительность. Несмотря на в основном отрицательные отзывы критики того времени, его популярность среди ценителей живописи росла. Осенью 1901 года его супруга Н. Забела писала сестре: На днях обедали делегаты Венского Сецессиона , очень милые венские художники, они в восторге от Миши и всё хотят забрать на выставку; к сожалению, с «Демоном» он не поспеет на эту выставку. Вообще у него масса работы, все от него требуют эскизов, советов, приглашают на выставку, выбирают членом в разные общества, только денег мало платят, а слава его в Москве растет. Мамонтов вышел из тюрьмы и тоже требует от Миши эскизов В 1901 году в семье Врубелей родился первенец — сын Савва. Ребёнок родился с челюстно-лицевым дефектом — заячьей губой. Сестра художника считала, что этот дефект расстроил Врубеля. В разгаре работы над «Демоном» Врубель написал большой акварельный портрет шестимесячного сына.

13 демонов Михаила Врубеля. Сказочно-мистический мир гениального художника

Демон поверженный (1902) Очерк. Михаил Врубель. Демон летящий, 1899 г. (вверху) Демон поверженный, 1902 г. (внизу). Серия картин «Демон» Михаила Александровича Врубеля создана в период с 1890 по 1903 год и вдохновлена поэзией Михаила Лермонтова.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий