Буквально накануне войны, в январе 1991 г., иракский президент в одной из своих речей заявил: «Американцы придут сюда, чтобы продемонстрировать акробатические трюки, подобные тем, что показывают в фильмах о Рэмбо. Война в Персидском заливе (1990-1991) – самый крупный по масштабу конфликт после окончания Второй Мировой войны — стала образцом ведения войн нового поколения. Основными последствиями войны в Персидском заливе 1990-1991 годов стал разоренный Кувейт, где все 500 скважин горели, а предварительный ущерб оценивался в 50-100 миллиардов долларов.
Вторжение США, разрушение Ирака, катастрофа в регионе, отношения с Россией — интервью
Спору нет: американцы и их союзники в 1991 году одержали верх над, как тогда считалось, самой мощной «военной машиной регионального масштаба», имевшей опыт восьмилетней войны с не менее сильным традиционным противником Ирака — Ираном. коалиция стран во главе с США подвергла массированной бомбардировке войска Ирака, за полгода до этого вторгшиеся на территорию небольшого, но очень богатого соседнего Кувейта. Буквально накануне войны, в январе 1991 г., иракский президент в одной из своих речей заявил: «Американцы придут сюда, чтобы продемонстрировать акробатические трюки, подобные тем, что показывают в фильмах о Рэмбо.
Заявление Президента СССР о начале войны в Персидском заливе
Война в Персидском заливе (17 января — 28 февраля 1991) — война между Ираком и многонациональными силами во главе с США за освобождение и восстановление независимости Кувейта. Видимо, госсекретарь США Джеймс Бейкер предупредил заместителя премьер-министра Ирака Тарика Азиза на встрече в Женеве 9 января 1991 года, то есть до начала войны, что его страна вернется в доиндустриальное состояние, если не выведет свои войска из Кувейта. Война в ираке – былое и думы. Позже Дапонте увеличила свою оценку количества смертей в Ираке, прямо или косвенно вызванных войной в Персидском заливе, до 142 500–206 000. Война в Персидском заливе (17 января — 28 февраля 1991) — война между Ираком и многонациональными силами во главе с США за освобождение и восстановление независимости Кувейта. Война между Ираном и Ираком, которая началась 40 лет назад и продолжалась долгие восемь лет (с 1980 по 1988), стала самым кровопролитным конфликтом второй половины XX века.
Ошибка Саддама Хусейна. Как американцы вошли на Ближний Восток
Воспроизвести. Канал о Войне, оружии и истории. 17 января 1991 года силы антииракской коалиции во главе с США начали боевые действия против Ирака – операцию "Буря в пустыне". 4.2 Военная операция в Ираке.
Война в Персидском заливе
28 февраля 1991 г.) была война, которую вели коалиционные силы из 35 стран во главе с США против Ирак в ответ на иракские вторжение и аннексия Кувейта возникающие в результате споров о ценах на нефть и добычи. 26 февраля 1991 года президент Ирака Саддам Хусейн заявил о выводе войск из оккупированного Кувейта. Предлагаем вашему вниманию доклад-расследование сайта о последствиях проводившихся США бомбардировок Ирака в ходе первой войны в Персидском Заливе (1991). Вторжение в Ирак (2003) | История на пальцах.
Нефть как оружие: как Ирак спровоцировал крупнейшую экологическую катастрофу
Саддам Хуссейн остался у власти в Ираке еще на 12 лет, пока не был свергнут новым вторжением американцев. Вторая война в Заливе резко изменила баланс сил в регионе. Затем американцы инициировали «арабскую весну» и стали строить «демократический Большой Ближний Восток». В итоге там был создан «управляемый хаос», который в целом сохраняется до сих пор. Во-вторых, эту войну впервые в истории показывали практически в прямом эфире - ведущие телеканалы мира вели трансляцию непосредственно с мест боевых действий. Вклад стран был разный, не все предоставили свои военные контингенты, но политическая поддержка действиям коалиции была практически единодушной. Неужели тогда американцы строго придерживались мандата Совбеза ООН, который предполагал лишь освобождение оккупированной страны?
Такую же позицию занимали некоторые арабские страны, прежде всего, монархии Персидского залива.
Главным событием в процессе войны в Персидском заливе была встреча М. Горбачева с президентом США Дж. Бушем в Хельсинки 9 сентября 1990 года. Сам факт такого рода встречи, принёсшей принятие совместного документа на высшем уровне, в котором зафиксировано, что агрессор обязан быть обуздан и восстановлено международное право, давал понять, что принципы ООН будут торжествовать, и имел колоссальное международно- политическое и моральное значение. Горбачёв поддерживал все без исключения акции США в связи с кризисом и утвердил общие политические позиции о недопустимости агрессии. Впервые за многие десятилетия советской внешней политики СССР поддерживал военные акции. Советское руководство молчаливо позволило американцам перекинуть значительную часть военной мощи НАТО с Европы на Ближний Восток, гарантировав себе наиболее легкую и безболезненную победу над иракской армией. Но если в начале инцидента СССР занял антииракскую позицию, идентичную с позицией США, и пристал к возглавляемой ими коалиции, то на второй стадии инцидента, Москва, по сути, ограждалась от этой коалиции и заняла промежуточную позицию между нею и Ираком.
Это повысило бы цены на нефть, что закрепило бы позиции Советского Союза на мировой арене и «посадило бы в лужу» США. Также предложение Горбачёва новой арабской инициативе не получило поддержки от египетского президента Мубарака, сирийское руководство также отвергло данное предложение, кроме того он не получил помощи от лидеров арабских стран. Исходя из этого можно понять, почему Советский Союз категорически отказался сражаться на стороне Ирака, так как Советская армия явно уступала армии США и, не приобретя согласия на арабскую инициативу, они все-таки были обязаны оставаться на стороне США. Особенность Советской политики было желание сохранить открытый путь дипломатического давления на Ирак, продолжая диалог с ним. СССР имел опыт давних двухсторонних взаимоотношений с Ираком. Стремясь к скорейшему урегулированию кризиса, Москва считала допустимым пойти на определенные компромиссы, которые предоставили бы Ираку возможность выйти из игры без утраты лица. Поэтому СССР предлагал обговорить палестинский вопрос и пути решения ближневосточного конфликта, в случае, если Багдад даст согласие вывести войска с Кувейта. Следует отметить, что Ирак стремился воспользоваться собственными близкими отношениями с Советским Союзом в собственных целях для ослабления антииракской коалиции. Иракская дипломатическая активность была направлена на то, чтобы воспрепятствовать ООН принять жесткие резолюции против Ирака.
Он писал: "Чем ожесточеннее становятся схватки в небе Ирака, чем регулярнее следуют ракетные удары по Израилю, тем более сдержанным становится освещение идущей войны в американских средствах массовой информации. В данном случае подразумевается не сдержанность тона - скудность информации. Пресса и телевидение по существу посажены на полуголодный рацион. Из Ирака высланы репортеры Си-эн-эн, которые - в противовес общепринятому мнению о закрытой природе диктаторских режимов - вели прямые репортажи из Багдада в течение двух суток после начала боевых действий. После этого шлагбаум цензурных ограничений плотно опустился на вести, получаемые журналистами непосредственно из района конфликта. Израиль практически ограничил всю информацию об ущербе, наносимом ракетными ударами по израильским городам. Официальное объяснение гласит, что подобные меры приняты с целью не дать возможности иракским корректировщикам вносить поправки в прицел. Британия наложила вето на любые данные о своих потерях. Вашингтон запретил воспроизведение любых фотографий и видеозаписей без предварительного одобрения военной цензуры».
Другим важным военно-политическим результатом войны в зоне Персидского залива является удавшийся Вашингтону и его союзникам опыт создания многонациональной коалиции для защиты своих интересов и привлечения к этому ООН. Согласно оценке многих зарубежных обозревателей, решения некоторых стран антииракской коалиции направить свои войска в зону Персидского залива были продиктованы не столько благородным стремлением «освободить» Кувейт и наказать агрессора, сколько соображениями чисто конъюнктурного свойства: приобрести благосклонность более сильного союзника, получить дополнительную финансовую помощь, укрепить собственные позиции в важном районе за счет ослабления конкурента и соперника. Война в зоне Персидского залива, причины которой надо искать в довольно отдаленном прошлом, завязала еще один узел противоречий в арабском мире. Действительно, если говорить в целом о мусульманском мире, то он, по существу, раскололся в вопросе об отношении к событиям в Заливе, особенно к участию войск немусульманских государств в освобождении Кувейта. Можно предположить, что неоднозначное отношение различных арабских государств и мусульманского мира в целом к политике и роли Ирака в регионах станет еще одним относительно устойчивым источником межарабскихпротиворечий. Далеко не единодушным остается отношение государств зоны Персидского залива и Ближнего Востока к проблеме посткризисного военно-политического устройства в регионе, и прежде всего обеспечения региональной безопасности. Основная идея заключается в формировании чисто арабской системы безопасности, в которой будут объединены политические и военные усилия стран, входящих в состав Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива. Именно об этом сразу после окончания войны в Заливе договорились собравшиеся в Дамаске полномочные представители указанных государств. Однако с тех пор на пути реализации принципиальной договоренности возник ряд серьезных трудностей.
Признаком возможного тупика на пути создания системы региональной безопасности в зоне Персидского залива в таком виде, в каком она задумывалась, явилось начало возвращения на родину египетских и сирийских войск, которые, как предполагалось, должны были стать основой военной организации намечаемого военно-политического союза в регионе. В складывающейся ситуации весьма противоречиво отношение монархических режимов зоны Залива к присутствию и роли иностранных войск на их территориях. С одной стороны, они убедились в неспособности собственных вооруженных сил обеспечить национальную безопасность даже перед лицом Ирака, ослабленного войной с Ираном. С другой стороны, сохранение значительного иностранного военного присутствия в регионе после завершения войны задевает национальное самолюбие народных масс, подчеркивает зависимость от Запада и вызывает вполне объяснимое недовольство ортодоксальных мусульманских кругов и политической оппозиции. С учетом всех этих обстоятельств решаются допросы об уровне и формах военного присутствия США и других стран Запада в регионе, задачах и роли, остающихся в зоне кризиса западных воинских контингентов, их взаимоотношении с местными властями и национальными вооруженными силами. И в данном вопросе позиции отдельных арабских режимов отличаются друг от друга. Неоднозначность позиций арабских стран по вопросу военного присутствия Запада в регионе в посткризисный период создает для США и их западноевропейских партнеров разные, но довольно широкие возможности утверждения своего политического и военного влияния в регионе. Одним из важнейших последствий войны в зоне Персидского залива является раскручивающийся в настоящее время новый виток гонки вооружений в этом районе мира. Все это стимулировало новые закупки вооружения.
В результате войны Ближний Восток превратился для западных военно-промышленных корпораций в главный рынок военной техники. Рост насыщенности вооружением зоны Персидского залива едва ли будет способствовать стабилизации обстановки в регионе и в перспективе может стать причиной возникновения новых кризисных ситуаций. Рассматривая военно-политические последствия войны в зоне Персидского залива для обстановки в регионе, нельзя оставить без внимания проблему арабо-израильского противостояния. Саддаму Хусейну не удалось разыграть израильскую карту, хотя в этом направлении были предприняты известные шаги в виде нанесения по территории Израиля серди ракетных ударов. Следует напомнить, что, по расчетам иракского лидера, резкое раскручивание антиизраильской кампании и попытки спровоцировать Тель-Авив на ответные военные действия против Ирака должны были поднять на защиту Багдада весь мусульманский мир и таким образом крайне затруднить США и их партнерам по антииракской коалиции реализацию их плана восстановления кувейтской монархии. Однако этот замысел, по существу, был сорван усилиями Вашингтона, который сумел удержать израильтян от ответных мер и в какой-то степени обеспечить прикрытие территории Израиля зенитными ракетными комплексами. В итоге Израиль получил определенный политический выигрыш хотя бы от того, что не ухудшил отношений с арабским миром, а также некоторую компенсацию в виде финансовой помощи и дополнительных поставок вооружений. Но с нанесением поражения Ираку, а также в результате ликвидации его ракетного, химического и ядерного потенциала значительно снизилась военная угроза для Израиля со стороны такого опасного противника, каким до недавнего времени можно было считать Ирак. Заметно уменьшились и возможности палестинцев, пользовавшихся материальной и финансовой поддержкой Багдада, по оказанию сопротивления израильской оккупации арабских земель.
Некоторые арабские странырассчитывали, что после войны им удастся через США добиться определенных уступок от Тель-Авива. Однако этого не произошло даже после серии американо-израильских переговоров по проблеме ближневосточного урегулирования в новых условиях. Влиятельные политические круги и лидеры Израиля с прежней настойчивостью добиваются закрепления за своей страной захваченных арабских земель. Естественно, это снижает для США и НАТО ценность добытой ими победы, так как способствует сохранению недоверия к их политике со стороны ряда арабских государств. Поэтому можно говорить о том, что война в зоне Персидского залива усилила позиции Израиля в его противостоянии арабам, а это никак не вяжется с утверждениями о стабилизирующей роли в мире военной мощи США и НАТО. Консервирующей военно-политическую ситуацию в интересах Вашингтона и его союзников - да, но далеко не стабилизирующей. Что касается Ирана, то война в зоне Залива несколько изменила его стратегическое положение в благоприятном для него направлении. Главное, значительно ослаблен военный потенциал его основного военного и политического соперника. Кроме того, иракская агрессия против Кувейта в определенном смысле сместила или скорректировала источники угроз для монархических режимов и тем самым заставила последних смотреть на Иран как на возможного союзника в межарабском противоборстве.
Во всяком случае, последние события в регионе способствовали улучшению отношений Тегерана с некоторыми государствами Аравийского п-ова, хотя, конечно, ирано-арабское соперничество в Заливе - это довольно стабильный военно-политический фактор, в значительной мере определяющий содержание внешнеполитического курса Ирана и направленность его военного строительства. Результаты войны в Персидском заливе в известной степени повлияли на военно-политическое положение в Афганистане и вокруг него.
Так, еще до начала войны, операция в Персидском заливе стала обретать эсхатологический смысл открытия «мессианского века».
К началу же войны религиозная экзальтация достигла пика. Американские политические комментарии из нормальных новостей обратились в нечто, напоминающее по стилю вещание библейских пророчеств. Уже само название операции «Буря в пустыне» должно было отсылать набожных реднеков к библейской книге Даниила, занимающей в ветхозаветной традиции примерно то же место, что в христианской — занимает «Откровение» Иоанна Богослова а в иудео-христианской, которой принадлежит большая часть американского общества, она занимает то же место и сейчас.
В стихе 40-м читаем: «…Под конец же времени сразится с ним царь южный, и царь северный устремится как буря на него с колесницами, всадниками и многочисленными кораблями, и нападет на области, наводнит их и пройдет через них». И далее: «И прострет руку на разные страны; не спасется и земля Египетская… Ливийцы и Ефиопляне последуют за ним» Дан. Да, сколь бы странным это ни казалось, но сценарий Ближневосточных войн не только иракской, но и последующих , как будто прямо списывался с этих стихов книги Даниила.
Впрочем, отвлекшись немного от эсхатологии, стоит сказать несколько слов и о меркантильной подоплеке войны в Персидском заливе, не менее важной. Но главное, эта внушительная страна, с центром в древнем Багдаде, осталась с весьма символическим, в несколько десятков километров, выходом к морю. Всю же стратегическую береговую полосу Персидского залива заняло княжество Кувейт - с конца ХIХ века протекторат и военно-морская база Британии.
Разумеется, Ирак никогда не мог смирится с таким положением вещей. И всю свою суверенную историю считал Кувейт своей неотъемлемой частью. Не был исключением и Саддам Хуссейн, чья предвыборная программа включала планы по объединению двух стран.
Большие же запасы кувейтской нефти тем сильнее разогревали аппетиты. Одним словом, Хусейн, имевший серьёзные амбиции на роль лидера региона, не мог не попытаться вернуть Ираку Кувейт. И, конечно, рассчитывал при этом на помощь американцев.
Американцы же поддерживали Саддама в этой уверенности, субсидируя экономику Ирака, поставляя ему вооружения и одобряя его экспансионистскую политику, демонстративно отказываясь вводить против Ирака санкции. При том, что подготовка Ирака к войне ни для кого не была секретом. Одновременно, США предоставили Кувейту технологии бурения наклонных скважин, которые и стали поводом Ираку обвинить кувейтских шейхов в воровстве иракской нефти из приграничных районов.
Хотя сегодня в Америке стараются об этом не вспоминать, долгое время Саддам был большим другом Вашингтона, и, именно с подачи последнего, развязал войну с ненавистным США Ираном войну, в которой, напомним, погибло до 700 тыс. И американцы в этом его не разубеждали. В декабре 1983-го, во время войны с Ираном, Саддама, по поручению Рональда Рейгана, посетил Дон Рамсфелд, назначенный тогда специальным посланником на Ближнем Востоке.
Рамсфелд полтора часа беседовал с Саддамом в его дворце, убеждая иракского лидера во всемерной поддержке Соединённых Штатов, суля помощь, деньги и оружие. Перед началом Ирако-Кувейтской войны, состоялась встреча, не менее знаменательная. Хусейн встретился с американским послом в Ираке, Эйприл Гласпи, которая окончательно утвердила иракского вождя в его иллюзиях.
Гласпи уверила Хусейна или же он так интерпретировал её слова , что Америка отнесется к вторжению в Кувейт как внутриарабскому делу и не станет вмешиваться.
Они были оснащены американскими противорадиолокационными ракетами AGM-88 HARM с усовершенствованной системой наведения, а также новейшими английскими противорадиолокационными ракетами ALARM, которые применялись впервые. Данные ракеты еще не состоят на вооружении, и их испытания к началу боевых действий не были даже завершены. Поскольку у каждой противорадиолокационной ракеты несколько пассивных режимов наведения, ударные группы самолетов могли атаковать РЛС ПВО с применением самых разнообразных тактических приемов. В режиме прямого наведения атака излучающей РЛС осуществляется по наикратчайшей траектории. Однако для использования ракеты в данном режиме необходимо точно знать расположение радиоэлектронных средств ПВО на местности. С образованием коридора в зоне ПВО и после ввода в него ударных самолетов применяется режим подавления. С использованием этого режима осуществляется одновременный пуск ракет с целью уничтожения нескольких РЛС, расположение которых не известно с достаточной точностью. Этот режим предназначен также для подавления корабельных РЛС при условии постоянного перемещения корабля-цели. В режиме ожидания на ракете может раскрываться специальный парашют, что дозволяет ей уменьшить вертикальную скорость снижения и увеличить время поиска источника радиоизлучения в назначенной зоне или же ждать момента включения РЛС противника.
При комбинированном режиме наведения ракета может сразу наводиться на работающую РЛС или переводиться в режим ожидания с раскрытием парашюта при выключении РЛС противника. В универсальном режиме наведения траектория ракеты оптимизируется с учетом высоты пуска. После пуска ракета занимает оптимальную высоту полета для поиска цели. Характерными особенностями боевых действий ударных самолетов являлось активное применение высокоточного авиационного оружия, малозаметных истребителей-бомбардировщиков F-117A и нанесение совместно с крылатыми ракетами морского базирования "Томахок" четко скоординированных по времени и рубежам ударов. Выход самолетов к атакуемым объектам осуществлялся в строго запланированное время сразу же за крылатыми ракетами. План подавления иракской системы ПВО предусматривал первоочередное уничтожение ЗРК, стационарных постов дальнего радиолокационного обнаружения, пунктов управления и узлов связи. Эта задача ставилась новейшим тактическим истребителям F-117A, предназначенным для выполнения атак в ночное время я имеющим соответствующее оборудование и вооружение. В течение первой ночи боевых действий F-117A из состава 415-й тактической истребительной авиаэскадрильи действовали по позициям ЗРК на западе Ирака. В группе огневого подавления ближних средств ПВО на некоторых направлениях: первые использовались противотанковые вертолеты АП-64 "Апач".
Война в Персидском заливе (1991)
Вскоре силы правительства перегруппировались и перешли в наступление, чтобы вернуть контроль над городами. Им помог тот факт, что примерно половине танков элитной и надежной Республиканской гвардии удалось избежать из провозглашенной Саддамом «матери всех сражений» [25] в Кувейте и что подразделения штаба гвардии также пережили войну. Кроме того, соглашение о прекращении огня в Персидском заливе от 3 марта запрещало иракским военным использовать самолёты над страной, но не запрещало им летать на вертолётах, поскольку большинство мостов было разрушено [26]. Это произошло потому, что генерал Норман Шварцкопф удовлетворил просьбу иракского генерала о полётах на вертолётах, в том числе вооружённых боевых вертолётах, для перевозки правительственных чиновников из-за разрушенной транспортной инфраструктуры, действуя без указаний Пентагона или Белого дома ; почти сразу же иракцы начали использовать боевые вертолёты для подавления восстаний [27]. У превосходящих по вооружению повстанцев было мало тяжёлого вооружения и мало ракет класса «земля-воздух», что делало их почти беззащитными против боевых вертолётов и беспорядочных артиллерийских обстрелов, когда баасисты ответили на восстания мощным ударом. По данным Human Rights Watch , «в своих попытках вернуть города и после укрепления контроля лоялисты убили тысячи тех, кто противостоит им, будь то повстанцы или гражданские лица, открыв беспорядочный огонь по мятежным районам; казнили их на улицах, в домах и больницах; задерживали подозреваемых, особенно молодых людей, во время обысков по домам, арестовывали их с предъявлением обвинений или без предъявления обвинений или массово расстреливали; и использовали вертолёты для нападения на тех, кто пытается бежать из городов» [28]. Поступило несколько сообщений о нападениях с применением химического оружия, в том числе о применении нервно-паралитического вещества во время подавления мятежа в Басре. После расследования ООН установила, что нет никаких доказательств того, что Ирак использовал химическое оружие для подавления восстаний, но не исключила возможности того, что Ирак мог использовать газообразный фосген, который не был бы обнаружен после нападения [24]. По данным правительственной исследовательской группы США по Ираку, иракские военные действительно использовали нервно-паралитический газ зарин , а также нелетальный газ CS в массовых масштабах, когда в марте 1991 года против повстанцев в Кербеле и прилегающих районах были совершены «десятки» вылетов с использованием импровизированных вертолётов; также сообщалось о очевидных атаках горчичным газом в районах Наджафа и Кербелы силами США, которые были размещены там в то время [29]. На юге силы Саддама к концу марта подавили всё сопротивление, кроме небольших анклавов.
Курдское восстание на севере страны было подавлено ещё быстрее, чем началось. После вытеснения Пешмерги из Киркука 29 марта правительственные танки 30 марта вошли в Дахук и Эрбиль , 1 апреля в Заху, а 3 апреля в Сулейманию, последний важный город, удерживаемый повстанцами. Наступление правительственных войск было остановлено в Коре, узкой долине недалеко от руин Калъат-Диза , где курды во главе с Масудом Барзани успешно оборонялись. По данным Государственного департамента США и группы по иностранным делам парламента Австралии , иранская повстанческая организация Моджахеды Ирана , укрытая в Ираке Саддамом Хусейном, помогала Республиканской гвардии в жестоком подавлении восстаний [30] [31]. Бывшие моджахеды сообщили, что Мариам Раджави сказал: «закатайте курдов своими танками и сохраните свои пули для иранской революционной гвардии» [32]. В тот же день Совет Безопасности ООН одобрил резолюцию 688, осуждающую угнетение иракским правительством курдов и требующую от Ирака уважать права человека своих граждан [24]. Жертвы[ править править код ] Число погибших было велико по всей стране. Повстанцы убили многих чиновников и офицеров баасистов. В ответ тысячи безоружных граждан были убиты неизбирательным огнём танков, артиллерии и вертолётов лоялистов, а многие исторические и религиозные сооружения на юге были преднамеренно атакованы по приказу Саддама Хусейна [17].
Силы безопасности Саддама вошли в города, часто используя женщин и детей в качестве живого щита, где они задерживали людей и казнили их без суда и следствия или когда наугад исчезали тысячи людей в рамках политики коллективной ответственности. Многих подозреваемых пытали, насиловали или сжигали заживо [34]. Многие из убитых были похоронены в братских могилах [17]. Места массовых захоронений, содержащие тысячи тел, были обнаружены после падения Саддама Хусейна в апреле 2003 года [35]. Из 200 массовых захоронений, зарегистрированных Министерством по правам человека Ирака в период 2003—2006 годов, большинство находилось на Юге, в том числе одно, как полагают, содержало до 10 000 тел [36]. Кризис, связанный с наплывом беженцев[ править править код ] Грузовики с гуманитарной помощью для курдских беженцев, 29 апреля 1991 года. В марте и начале апреля почти два миллиона иракцев, 1,5 миллиона из них курды [37] , бежали из охваченных войной городов в горы вдоль северных границ, в южные болота, а также в Турцию и Иран. К 6 апреля Верховный комиссар ООН по делам беженцев подсчитал, что около 750 000 иракских курдов бежали в Иран и 280 000 в Турцию, а еще 300 000 собрались на турецкой границе [24].
Чуть позже он потребовал от Кувейта «компенсацию» за нефть, которую тот добывал в те годы, пока шла ирако-иранская война 1980-1988 гг. Выдвигая свои территориальные и финансовые требования к Кувейту, правящие круги Ирака ссылались на то, что Кувейт с 1871 г.
Однако Кувейт до 1871 г. Поэтому не случайно, что его жители никогда не считали себя иракцами. К середине XX в. Реакция большинства государств мира на иракское вторжение в Кувейт была крайне негативной. Они требовали немедленного вывода иракских войск из Кувейта. США сразу же призвали мировое сообщество осудить нападение Ирака на Кувейт. Правительство СССР 3 августа выступило со специальным заявлением, осуждавшим агрессию и требовавшим немедленного вывода иракских войск из Кувейта и восстановления его территориальной целостности. Шеварднадзе выступили с совместным заявлением с призывом к мировому сообществу осудить агрессию и предпринять конкретные меры, чтобы побудить Ирак вывести свои войска из Кувейта; в нем содержался призыв прекратить все поставки вооружений в Ирак. В осуществление этого совместного заявления СССР, бывший одним из главных поставщиков оружия в Ирак, решил в одностороннем порядке приостановить поставки туда вооружения и военной техники. В обстановке осуждения абсолютным большинством государств мира иракской агрессии против Кувейта не было никаких препятствий к созыву 2 августа 1990 г.
Совета Безопасности ООН, который принял резолюцию 660, осуждавшую вторжение и требовавшую немедленного и безусловного вывода иракских войск. Резолюция 661 от 6 августа требовала от Ирака немедленного прекращения оккупации и вывода войск из Кувейта. В противном случае, говорилось в ней, СБ ООН введет всеобъемлющую международную торгово-финансовую санкцию. Резолюция 662 от 9 августа объявила иракское вторжение незаконным и недействительным; резолюция 664 от 18 августа подчеркнула настоятельную необходимость освобождения иракскими властями граждан третьих стран в Ираке и Кувейте. Таковы были общая политическая оценка иракской агрессии против Кувейта и меры по ее прекращению, которые СБ ООН выработал в течение августа 1990 г. Но в позиции Социнтерна довольно длительное время присутствовала надежда на возможность мирного разрешения конфликта путем переговоров конфликтующих сторон или на международных конференциях. Наиболее развернутая позиция Социнтерна была дана в Заявлении о кризисе в Персидском заливе, принятом на сессии лидеров его партий в Тампере Финляндия 5 сентября 1990 г. В нем подчеркивалось, что Социнтерн «осуждает иракскую агрессию против Кувейта и отказ Ирака подчиниться решениям СБ ООН» и что он «призывает все заинтересованные стороны строго следовать этим решениям» В заявлении содержалось специальное обращение к ООН «усилить свою деятельность для разрешения этого конфликта». Оно требовало от Ирака немедленно вывести войска из Кувейта, дать возможность законному правительству последнего отправлять свои функции в своей стране и освободить всех иностранцев, удерживаемых в качестве заложников. В нем содержался призыв «к максимальной поддержке акций, предпринимаемых ООН, включая эффективные международные санкции».
В резолюции указывалось, что лишь осуществление этих мер способно «обеспечить мирное решение конфликта и предотвратить эскалацию конфликта и страдания людей». В то же время в заявлении содержались призывы к ООН, суть которых сводилась к следующему: - организовать соответствующую поддержку соседним с Ираком странам, которые пострадают от введения против него экономических санкций, и тем странам, чьи граждане работают по найму в Ираке и Кувейте; - организовать соответствующую гуманитарную помощь для беженцев, ставших ими вследствие иракской агрессии; - предпринимать необходимые меры к демонтажу арсеналов химического оружия в Ираке, к прекращению разработки там биологического и ядерного оружия; - поддерживать свободу, самоопределение и социальную справедливость на Ближнем Востоке; - предотвратить использование странами региона иракской агрессии для насаждения у себя духа милитаризма. Другие же пункты, хотя и не были включены в решения СБ ООН, играли определенную положительную роль в утверждении идей справедливости и гуманизма в сознании международной общественности.
И в течение нескольких следующих месяцев Саддам был полностью демонизирован американской пропагандой. Через пять месяцев, густо наполненных антииракской риторикой, Америка, заручившись санкцией ООН, во главе Международной коалиции вступила в войну. С 17 января по 24 февраля 1991 г. Наземная фаза операции заняла лишь несколько дней с 24 по 28 февраля , а БААСитский режим Хуссейна продолжил свое существование. Слова о «конце истории» полнились всё более грозным религиозным подтекстом, а военная экспансия набирала обороты. С 1991 по 1999 гг.
Америку в это время будет возглавлять Буш-младший, склонный к мистицизму и иудео-христианскому мессианству гораздо более своего отца, а его министром обороны будет наш старый знакомый Дональд Рамсфелд. Белый дом и Пентагон будут к тому времени буквально кишеть неоконами, исполненными всё того же страстного ожидания начала мессианского века… Снова в ход пойдут библейские цитаты, призванные убедить мистически настроенного президента в необходимости «священной войны». The Guardian писала , что Рамсфелд и его советники включали в секретные документы, подготовленные для президента в марте 2003 года, в дни, предшествовавшие вторжению в Ирак фотографии американских военных со своеобразными подписями. На одной, например, изображены солдаты США, преклоняющие колени в молитве, а подписью служит отрывок из Исайи: «Кого мне послать и кто пойдет за нами? В 2006-м интенсивные энергии священной войны вынудят Рамсфелда уйти в отставку. Возмущение высших армейских чинов политикой неоконов будет слишком велико, и Дональд станет козлом отпущения. Впрочем, усилиями Ирана и своевременным вмешательством России, вернувшейся на Ближний Восток, этот морок будет возможно, на время рассеян. А четыре года президентства Трампа дадут миру небольшую передышку. Но время передышки, как видим, кончилось.
Во вторжении участвовало более 200 тыс. Дым от пожаров разбомбленных нефтепромыслов поднимался в небо спустя два года после войны. Самой Америке война стоила более восьми тыс. Но главным итогом стала утрата Америкой позиций и доверия к себе на Ближнем Востоке. Каковы были цели неоконов а Иракской войне? Каковы их планы вообще? Достаточно подробно мы разбирали это в работах «Перл-Харбор ХХI века: самая масштабная провокация неоконов» и «Лео Штраус и его армия политического мессии». Поэтому скажем лишь главное. За успехом в Ираке должны были последовать операция против Сирии и бросок на Иран.
Но к власти неожиданно для всех пришёл Трамп, за это время усилилась Россия, а Китай превратился почти в полноценного гегемона. И планы неоконов, вернувшихся во власть с помощью пандемии Ковид-19 три сотни чиновников бывшей администрации Буша поддержали Байдена изменились.
И никому не придет в голову изгонять иракские оккупационные силы из Кувейта.
И даже более того: надеялся, что вторжение заставит саудовцев гораздо больше уважать Ирак. Ничего из этого не оправдалось". В июле 1990-го состоялись последние переговоры между Ираком и Кувейтом об урегулировании финансовых претензий.
Багдад настаивал, что соседи вышли за рамки квоты на добычу нефти, установленной ОПЕК, и провоцируют снижение цен. Разгневанный такой незначительной суммой, Хусейн решил прибегнуть к силе: вышел из переговоров и приказал готовиться к войне. Идем на Восток?
Если в Багдаде полагали, что воевать за Кувейт не в интересах американцев, то не приняли в расчет дебаты о военном бюджете, разворачивавшиеся в Конгрессе. Холодная война шла к своему завершению, и оппозиция потребовала от президента Джорджа Буша-старшего снизить военные расходы. Глава государства призывал не торопиться, но убедить оппонентов в своей правоте не смог.
В марте 1990 года подкомитет Сената по вооруженным силам проголосовал за то, чтобы сократить численность военных кардинально: в три раза больше, чем предлагали в Белом доме. Намечалось столкновение: Буш с одной стороны, верхняя палата — с другой. Угрозы Ирака вторгнуться в Кувейт пришлись для администрации республиканцев как нельзя кстати.
Настолько, что впоследствии возникли подозрения, будто Белый дом способствовал тому, чтобы Хусейн почувствовал себя безнаказанным и попробовал захватить соседнюю страну. Сигналы, приходившие из Белого дома, и правда могли дезориентировать иракцев. Наряду с предостережениями против вторжения американцы давали понять, что не обязаны и, возможно, не будут защищать Кувейт военной силой.
Но уже 24 июля пресс-секретарь Госдепартамента Маргарет Тутвайлер предложила взглянуть на проблему под другим углом: "У нас с Кувейтом нет никаких оборонительных соглашений и никаких специальных обязательств в области обороны или безопасности Кувейта тоже нет". А 25 июля посол США в Ираке Эйприл Глэспи произнесла ставшую знаменитой фразу, обращаясь лично к Саддаму Хусейну: "У нас нет мнения по поводу арабо-арабских конфликтов вроде ваших с Кувейтом разногласий относительно границ". Двойственные сигналы — и пугающие, и примирительные — продолжали поступать вплоть до самого начала боевых действий 2 августа 1990 года.
Однако против выступила... В Белом доме санкции против Ирака сочли несвоевременными. Но 31 июля, выступая перед Конгрессом, помощник госсекретаря по Ближнему Востоку Джон Келли заявил: "Мы не связаны договорными обязательствами в области обороны ни с одним государством Персидского залива.
Это точно. Исторически в вопросах урегулирования пограничных споров или каких-либо внутренних разногласиях между государствами — членами ОПЕК мы не занимаем ту или иную позицию". Республиканец Ли Гамильтон спросил Келли, верно ли, что если Ирак "перейдет границу и нападет на Кувейт", то Соединенные Штаты, "не имея договорных обязательств, не смогут применить свои вооруженные силы".
Война в Персидском заливе 1990-1991 годов
Конфликт начался 2 августа 1990 с момента вторжения иракской армии в Кувейт. Завершился 28 февраля 1991 года полным освобождением арабской страны. Конфликт известен невиданным до того времени размахом применения авиации, не с точки зрения количества самолетов, а по влиянию на ход боевых действий, а также «умного» и высокоточного оружия. Благодаря широкому освещению процесса боевых действий в СМИ, получила название «телевизионной войны».
В рамках операции 16 марта 1988 химическим бомбардировкам был подвергнут курдский город Халабаджа. Жертвами инцидента стали 5000 мирных жителей. Примечательно, что эти инциденты не были осуждены США и другими странами Запада. Во многом благодаря широкому применению химического оружия к 1988 году иракские войска смогли выбить иранцев со своей территории, после чего между странами был заключен мир без каких-либо приобретений для обеих сторон. Ужасающие итоги Для Ирака 8 лет беспрерывной войны вылились в затяжной финансовый и внутриполитический кризис. Военные расходы подорвали экономику страны. Саддам Хусейн последовательно поссорился с Ираном, СССР, странами арабского мира, которых отталкивала его агрессивная внешняя политика. Репрессии против мирного населения в первую очередь — против курдов и мусульман-шиитов до крайности обострили внутриполитическую обстановку в стране. В то же время иракское правительство уверовало в то, что сможет впредь действовать безнаказанно, применять любые средства ведения войны, получая при этом полную поддержку со стороны США. Здесь уместно провести сравнение с Гитлером, которому Запад «разрешил» оккупировать Чехословакию, создав ложное чувство вседозволенности. В попытке разрешить финансовый кризис и не опасаясь международного осуждения, Саддам Хусейн в 1990 году вторгся в богатый нефтью Кувейт. Однако, как оказалось, его лимит на военную агрессию был исчерпан. Операция НАТО «Буря в пустыне» привела к разгрому иракской армии, после чего режим Хусейна оказался полностью изолирован, а его будущее падение становилось лишь вопросом времени. В Ираке набирали силу сепаратистские настроения курдов. Из числа местных мусульман-шиитов при активном участии Ирана были сформированы подпольные военные группы, подрывающие власть правительства. Как уже было сказано выше, США дали Хусейну химическое оружие, за которое позднее «наказали» всю страну. Союзником Хусейна в борьбе против США мог бы стать соседний Иран — страна, традиционно противопоставляющая себя Западу. Однако в Иране казнь иракского лидера вызвала только массовые народные гуляния. Остатки иракской армии впоследствии влились в многочисленные террористические группировки, которые до сих пор представляют угрозу региональной и всемирной безопасности. Из цветущей страны в начале 1980-х Ирак, после двух неудачных вторжений, превратился в центр терроризма и одну из самых нестабильных стран мира. Ирак де-факто раскололся на независимый Курдистан жители которого традиционно ненавидят арабов-суннитов из бывшей армии Хусейна , суннитский центр страны, где все еще действуют последние члены БААС, теперь объединившиеся с исламскими радикалами, и шиитский юг, тяготеющий к Ирану. Ряд экспертов полагают, что распад страны на три части является лишь вопросом времени. С другой стороны, Ирано-иракская война привела к резкому росту иранского влияния в регионе. Ценой огромных людских потерь Иран выстроил военную машину принципиально нового типа, которая на протяжении последних 30 лет функционирует по всему Ближнему Востоку.
По меньшей мере 315 человек были убиты, 130 из них - дети. Ирак, однако, попытался увязать свой уход с аналогичным уходом Израиля с оккупированных территорий и потребовал также, чтобы, в случае отказа, на Израиль были наложены такие же санкции, что и на Ирак. И в самом Ираке, где люди высыпали на улицы, да и повсюду в мире это заявление вызвало радость и было воспринято как достаточное основание для прекращения огня. В самой же увязке не было ничего экстраординарного - во всяком случае, для довоенного периода. Так Саддам пытался ставить вопрос еще осенью 1990 года увязывая вывод своих войск из Кувейта со всем комплексом проблем Ближнего Востока - помимо палестинской, с сирийской оккупацией Ливана и израильским проникновением в Южный Ливан , и тогда такой подход нашел сочувственный отклик не только у министра иностранных дел Великобритании и президента Франции, но даже, в известной мере, и у самого Буша. Несомненно, важнейшую роль должна была сыграть позиция СССР, и останься линия его поведения прежней, события в Заливе могли бы развиваться иначе. Что до предложения Саддама, то оно было с порога отвергнуто: не помогли и запоздалые, притом весьма робкие попытки СССР поддержать подобную постановку вопроса. Американцы даже не сделали перерыва в бомбардировках, а переходя к наземной операции, вообще не контактировали с ООН. Сопротивление иракской армии было сломлено всего за 100 часов. Агрессоры высаживались в Ираке и Кувейте в нескольких точках вдоль саудовской границы. Сотни танков направились на север, где их уже ждала Республиканская гвардия Ирака. Другие подразделения взяли под свой контроль дорогу от Басры к Кувейту и отрезали поставки нефти находившимся в Кувейте иракским войскам. Одновременно морские пехотинцы и ведомые саудовцами коалиционные войска вошли непосредственно в эмират. К 26 февраля Ирак объявил, что выводит свои силы из Кувейта, однако по-прежнему отказывался принимать условия всех относящихся к этому вопросу резолюций ООН. Иракские танки, БМП, грузовики и пехота, бежавшие от союзнического наступления, образовали громадные пробки на главной магистрали, ведущей от Кувейта к Басре. Союзники бомбили их с воздуха. Тысячи иракских солдат погибли прямо в машинах. Трасса получила тогда название «дорога смерти». Только во время наземной операции погибли от 25 до 30 тысяч иракцев. В 21:00 по вашингтонскому времени президент Джордж Буш объявил, что с 4:00 следующих суток вступает в силу прекращение огня. К этому времени союзнические войска взяли в плен десятки тысяч иракских солдат. Многие из них были голодны, измотаны и деморализованы и сдавались почти без сопротивления. В ходе операции союзники потеряли 148 солдат; еще 145 человек погибли вне зоны военных действий. Данные о потерях с иракской стороны разнятся - от 60 до 200 тысяч погибших солдат. Многие тела были погребены в братских могилах в пустыне. В соответствии с документом Ирак должен был прекратить все военные действия, аннулировать аннексию Кувейта, обнародовать данные обо всех имеющихся химических и биологических вооружениях, освободить всех иностранных заключенных и принять ответственность за жертвы и материальный ущерб, нанесенный в результате оккупации Кувейта. На следующий день в ходе встречи с американскими военными в палатке на захваченной иракской военной базе Савфан иракское командование официально приняло условия мира. Саддам Хусейн при этом не присутствовал. Уходя из Кувейта, иракские войска открыли кувейтские нефтяные скважины, и в Персидский залив вылилось более 1 миллиона тонн нефти. Кроме того, иракцы подожгли по меньшей мере 600 скважин, и над Кувейтом образовалось огромная дымовая завеса. На то, чтобы потушить пожары и прекратить неконтролируемый выход нефти из скважин, специальным бригадам потребовалось более полугода. Но даже после этого в пустыне осталось 320 нефтяных озер. На их «высыхание» ушло почти все последовавшее десятилетие. Последствия войны. Опасаясь дополнительных потерь, американское командование не стало доводить войну до вторжения в Багдад и свержения Хусейна, и он продолжал оставаться у власти еще 12 лет. Специальная комиссия ООН, оценивая состояние Ирака после войны, пришла к выводу: в результате бомбардировок, обстрелов, наземных сражений Ирак находится в состоянии, близком к «апокалипсическому» и отброшен в «доиндустриальную эпоху».
Антивоенная направленность статей наблюдается ближе к средине проведения операции «Буря в пустыне» 1991 г. Таким образом, освещение военных конфликтов в The New York Times на примере освещения двух операции «Буря в пустыне» 1991 г. Примечания Здесь и далее приведены данные в максимальном процентном соотношении частоты встречаемости единицы счета от общего массива статей в газете. Gordon M. The New York Times, September 8. Schmitt E. Times Book. Shenon P. New York: Twelve. New York: Holt. Библиография Аронсон Э. Вартанова Е. Серия 10: Журналистика. Волковский В. Винокуров И. Психологическая война. Гриняев С.
20 лет назад. Война в Ираке
Экспорт нефти был очень прибыльной отраслью: за считанные годы бедный Кувейт превратился в одну из богатейших стран региона. Успехи Кувейта не давали покоя его соседям: Саудовской Аравии и Ираку. Обе страны предпринимали попытки аннексии и всячески пытались препятствовать дальнейшему развитию Кувейта. В Багдаде традиционно рассматривали Кувейт как исконную часть Ирака и претендовали на обладание этим маленьким эмиратом с самого первого дня его независимости.
В описываемый период времени Ирак был одним из мощнейших государств региона. Его сильная армия позволяла Багдаду претендовать на лидерство на Ближнем Востоке. В 1988 году завершилась ирано-иракская война её ещё называют первой войной в Персидском заливе , в которой Ирак одержал победу.
Кувейтский эмир в этом конфликте поддержал Ирак, поскольку в Иране началась Исламская революция, экспорта которой опасались многие государства региона. Кувейт выдал иракским властям в долг около 15 млрд. Несмотря на победу, Ирак к концу войны был обескровлен, казна опустела, велики были человеческие потери.
Ирак не мог вернуть долг Кувейту из-за глубочайшего финансового кризиса, поэтому начал свою игру. В конце весны — начале лета 1990 года Багдад выдвинул Эль-Кувейту несколько претензий: На съезде глав арабских стран глава Ирака — Саддам Хусейн — заявил, что многие страны ОПЕК прямо иракский лидер их не называл, но все понимали, что речь шла о Кувейте и Саудовской Аравии препятствуют развитию иракской экономики. Они добывают нефть в больших масштабах, невзирая на установленные квоты.
Из-за этого цена на нефть падает, и Ирак недополучает деньги за поставляемое на запад топливо эту претензию в какой-то степени можно считать справедливой: незадолго до описываемых событий цены на нефть действительно упали с 18 долларов за баррель до всего 7 долларов, Саддам же считал оптимальной цену в 25 долларов ; Также в Кувейт была направлена дипломатическая нота, где были выражены обвинения в незаконной добыче нефти из иракских месторождений при помощи технологии наклонного бурения. В качестве компенсации Саддам Хусейн потребовал полного списания иракского долга и выплаты дополнительных 2 млрд. Кувейт ответил решительным отказом и также обвинил Ирак в воровстве нефти.
В намечающемся конфликте на стороне Кувейта выступила Саудовская Аравия, а вот Ирак получил поддержку от своего недавнего врага — Ирана. Впрочем, лидеры большинства арабских стран были заинтересованы в мире, поэтому египетский президент Хосни Мубарак стал посредником в переговорах между Багдадом и Эль-Кувейтом. На переговорах Кувейт отверг все требования соседа и война стала неизбежной.
Ход военных действий В ночь с 1 на 2 августа 1990 года 120 тысяч иракских солдат пересекли границу Ирака и Кувейта. Кувейт почти ничего не мог противопоставить своему врагу. Вся численность кувейтской армии и на тот момент составляла всего 20 тысяч человек.
К тому же, несмотря на накалённость обстановки армия не была приведена в состояние боевой готовности. Но, несмотря на это, Кувейт пытался обороняться: отдельные части показали себя очень храбро в сражениях с превосходящими силами противника. Основные бои развернулись прямо в столице у Дасманского дворца.
Кувейтскому эмиру и его советникам удалось покинуть дворец раньше, чем сюда прибыла иракская армия, но в бою за Дасман погиб брат эмира. Дворец был взят только к концу дня. К вечеру 2 августа вся территория маленького эмирата была оккупирована, а в руках Ирака оказался военный флот Кувейта.
Захватчики занимались мародёрством и чинили насилие над местными жителями. Власть в Кувейте была передана только что созданному и полностью зависимому от Багдада «Свободному временному правительству Кувейта». Мировая общественность была возмущена действиями иракских властей.
США имели в регионе собственные экономические интересы. Они опасались, что после успеха в Кувейте Саддам Хусейн захочет захватить ещё и Саудовскую Аравию, став хозяином почти всех залежей нефти в регионе. Сначала на совещаниях НАТО чаще звучало мнение, что на Ирак следует воздействовать при помощи экономических санкций.
Но уже 6 августа было решено отправить к Персидскому заливу военный контингент.
Многие беженцы-шииты бежали в Сирию, где тысячи из них поселились в городе Сайида Зайнаб [40]. Сопротивление и репрессии на юге[ править править код ] На юго-востоке Ирака тысячи гражданских лиц, дезертиров из армии и повстанцев начали искать ненадёжное убежище в отдалённых районах болот Хавиза, расположенных вдоль иранской границы. После восстания болотные арабы подверглись массовым репрессиям [41] , сопровождавшихся катастрофическим осушением иракских болот, а также широкомасштабным и систематическим насильственным перемещением местного населения. Сопротивление болотных арабов возглавлялось движением Хезболла в Ираке совершенно не связанным с ливанской Хезболлой , которое после 2003 года стало главной политической партией болотных арабов. Крупномасштабная правительственная наступательная операция против беженцев, по рзным оценкам, 10 000 боевиков и 200 000 перемещённых лиц, скрывавшихся на болотах, началась в марте—апреле 1992 года с использованием самолётов; в докладе Государственного департамента США утверждалось, что Ирак сбросил токсичные химикаты в воду в попытке изгнать повстанцев.
В июле 1992 года правительство начало пытаться осушить болота и приказало жителям поселений эвакуироваться, после чего армия сожгла их дома, чтобы помешать им вернуться. На юге также был введён комендантский час, и правительственные войска начали арестовывать и перемещать большое количество иракцев в лагеря для содержания под стражей в центральной части страны [24]. На специальном заседании Совета Безопасности ООН 11 августа 1992 года Великобритания, Франция и США обвинили Ирак в проведении «систематической военной кампании» против болот, предупредив, что Багдад может столкнуться с возможными последствиями. В марте 1993 года расследование ООН сообщило о сотнях казней иракцев на болотах в предыдущие месяцы, утверждая, что поведение иракской армии на юге является наиболее «тревожным событием [в Ираке] за последний год», и ООН добавило, что после образования бесполётной зоны армия перешла к артиллерийским обстрелам дальнего действия, за которыми последовали наземные атаки, приведшие к «тяжёлым жертвам» и широкомасштабному уничтожению имущества, наряду с утверждениями о массовых казнях. В ноябре 1993 года Иран сообщил, что в результате осушения болотистых земель болотные арабы больше не могли ловить рыбу или выращивать рис и что более 60 000 человек бежали в Иран с 1991 года; иранские официальные лица обратились к миру с просьбой направить помощь беженцам. В декабре 1993 года США Государственный департамент обвинил Ирак в «неизбирательных военных операциях на юге, которые включают сжигание деревень и принудительное переселение гражданских лиц».
В апреле 1994 года официальные лица США заявили, что Ирак продолжает военную кампанию в отдалённых болотах Ирака [24]. В Ираке в начале 1999 года в провинциях, где преобладают шииты, произошли новые беспорядки после убийства правительственными силами великого аятоллы Мухаммеда Садека ас-Садра. Как и восстания 1991 года, восстание 1999 года было жестоко подавлено. Курдский анклав[ править править код ] Территория, контролируемая курдами после гражданской войны среди курдов территория, контролируемая после октября 1991 года, представляет собой комбинацию районов ДПК и ПСК, контролируемых курдскими повстанческими силами Пешмерга. На севере боевые действия продолжались до октября, когда было достигнуто соглашение о выводе иракских войск из некоторых районов иракского региона, населенного курдами. Это привело к созданию регионального правительства Курдистана и созданию Курдской автономии в трёх провинциях северного Ирака.
Десятки тысяч иракских солдат окопались вдоль фронта при поддержке танков и тяжёлой артиллерии, в то время как иракское правительство установило блокаду поставок продовольствия, топлива и других товаров в этот район. Военно-воздушные силы США продолжали обеспечивать соблюдение бесполётной зоны над северным Ираком с марта 1991 года, чтобы защитить курдов, покидающих свои дома в северном Ираке, американские военные также построили и содержали несколько лагерей беженцев в 1991 году. Иракские правительственные войска отступили после того, как США вмешались, нанеся ракетные удары по южному Ираку в 1996 году. Судебные процессы после 2003 года[ править править код ] Суд над 15 бывшими помощниками Саддама Хусейна, в том числе Али Хасан аль-Маджидом также известным как «Химический Али» [42] , над их предполагаемой ролью в убийстве от 60 000 до 100 000 человек во время подавления восстания 1991 года состоялся в Багдаде в 2007 и 2008 годах [43]. Судебный процесс по делу проходил в Иракском Верховном Трибунале. По словам прокурора, «действия, совершенные против иракского народа в 1991 году силами безопасности и обвиняемыми, были одним из самых отвратительных преступлений, когда-либо совершенных против человечества в современной истории» [42].
Аль-Маджид уже был приговорён к смертной казни в июне 2007 года за геноцид в связи с его ролью в операции «Анфаль» 1988 года, когда он также был осуждён за свою роль в событиях 1991 года и получил ещё один смертный приговор; он был казнён в 2010 году. Этому вопросу также уделялось большое внимание во время судебного процесса над Саддамом Хусейном. Параллельно, с 2009 по 2011 год шли и другие судебные процессы, связанные с данным делом, но оно касалось обвинения других деятелей Иракского руководства.
Например, договоренности с монархиями Залива позволили обрушить нефтяные цены.
Это был один из важных факторов в крушении Советского Союза. И, конечно, в Вашингтоне стремились сохранить за собой этот рычаг. Ведь когда регион напичкан вашими военными базами, договариваться с правителями стран намного проще. Под знаменами демократии Ситуация радикально изменилась в сентябре 2001 года. Террористические атаки в США изменили мир куда сильнее, чем казалось в те дни.
Америка всегда была чувствительна к внутриполитическим вопросам. Террористы искусно спровоцировали Вашингтон на неразумные шаги. Если операцию в Афганистане, стартовавшую в октябре 2001-го, еще можно было понять, то второе вторжение в Ирак в марте 2003-го уже ломало выгодную Америке мировую структуру.
С этой страной Ирак, как известно, вёл долгую кровопролитную войну 1980—1988 годов. Однако её последствия сильно подорвали экономику государства, требовались немалые средства для её восстановления, к тому же страну тяготили накопившиеся за время войны долги. И Хусейн со своими соратниками задумал решить проблему за счёт соседнего Кувейта — слабого в военном отношении, но богатого нефтью. Руководство Ирака обвинило эмират в нарушениях договорённостей по добыче нефти и воровстве чёрного золота из своих скважин, предложив «решить вопрос» выплатой компенсации почти в 2,5 млрд долларов. Власти Кувейта отказались, и тогда в августе 1990-го саддамовские силы за два дня оккупировали страну, сделав её 19-й провинцией Ирака. Стоит заметить, что во время ирано-иракской войны Кувейт оказывал Багдаду разнообразную помощь и охотно давал деньги в долг. И он полагал, что можно не считаться ни с мнением советских друзей, ни принимать в расчёт возможную реакцию арабского мира». Евгений Милютин историк, востоковед Однако множеству стран как на Ближнем Востоке, так и на Западе подобный шаг иракского руководства решительно не понравился. К тому же единственная страна, способная встать на сторону и повлиять на ход событий, — Советский Союз — переживала перестройку и налаживала отношения с Вашингтоном, становясь в фарватер его политики. В США на тот момент президентом был Джордж Буш — старший, тесно связанный с нефтяным лобби и собиравшийся включить Кувейт в орбиту своей экономической политики. Поначалу было непонятно, намерен ли саддамовский Ирак двинуться дальше и ударить по Саудовской Аравии, тоже помогавшей ему в противостоянии с Ираном. Поэтому с согласия и по просьбе Эр-Рияда в страну были переброшены войска государств сформированной антииракской коалиции, после чего началась подготовка к воздушно-наземной операции. Бахвальство против тактики 29 ноября 1990 года Совет безопасности ООН принял резолюцию, которая допускала проведение военной операции.
Саддам Хусейн поверил Америке – и проиграл
Сначала американские и канадские самолеты бомбили передний и задний части конвоя, чтобы заблокировать движение по трассе, затем напали на конвой, застрявший в ловушке. Главнокомандующие Центрального командования США получили предписание от администрации Буша, чтобы «не позволить никому и ничему выбраться из города Эль-Кувейт». Следовательно, любое транспортное средство, которое смогло отъехать от шоссе, выслеживалось, за ним охотились и уничтожали по отдельности. Даже разоруженных иракских солдат, которые сдались на милость американцам, скосили автоматными очередями. Ни один иракский солдат в тот день не выжил. Фото 7. Лобовые стекла растаяли от жара бомбежек, и огромные танки разбиты в осколки» — написал тогда ливано-американский журналист Джойс Чедиак. Фото 8. Они не отступали, чтобы перегруппироваться и снова вступить в бой. Фото 9. Это печально», — заявил майор Боб Ньюджент, офицер разведки.
Фото 10.
Государство, претендующее на статус индустриально-аграрного, откатилось в страну натурального хозяйства. Тут следует оговориться, высокоточное оружие, способное поразить наиболее уязвимые точки объекта, как правило, оставляет его ремонтопригодным. Повреждения могут быть исправлены быстро, если есть необходимые резервы восстановительных материалов или возможность их получить. Правда, часть объектов пришлось громить уже обычными бомбами, когда «умные» закончились, там о ремонте речи не шло. Потери мирного населения, к особой гордости американской пропаганды, действительно были на порядок меньше, чем при претворении доктрины Дуэ обычными средствами. В этой связи открылись новые безграничные возможности.
Теперь можно было воевать бесконтактно, не вызывая ненависти народа противника. За информационным оболваниванием могли следовать удары, разрушающие среду обитания, но не уничтожающие сам враждебный социум. И требовать от него полного подчинения воле мировладельца. Кто смотрит телевизор, знает, что после 1991 г. Правда, не всех они радуют, и не всем подходят, но это для США не слишком важно. Потери коалиции. Потери коалиции — вещь сугубо секретная.
Норман Шварцкопф заявил на победной пресс-конференции, что в боях погибли 192 человека. Он покривил душой, назвав почему-то только американские потери и то не все. Позже в западной печати появились цифры, кажущиеся более полными.
Разрушение сети связи Иракская системе телекоммуникаций была выведена из строя в первые дни войны в Персидском заливе. Миссия по выявлению фактов из Международного союза электросвязи МСЭ , работавшая в Ираке в июне-июле 1991 года, сообщила: "400 000 из 900 000 иракских телефонных линий уничтожены. Чтобы не допустить распространения информации, новостей и предупреждений для населения, было уничтожено шесть беспроводных широковещательных станций, 12 телевизионных станций и пять радиостанций. Без электричества даже неповрежденные радиопередатчики и приемники оказались бесполезны. Разрушение транспортной системы В стране, которая строилась в основном по берегам двух больших рек, было повреждено и уничтожено 139 автомобильных и железнодорожных мостов, в том числе, 26 в одной только провинции Басра. Главные автомагистрали и прочие дороги подверглись бомбовым ударам, и их не дали восстановить. Кроме того, бомбовым ударам подверглись объекты по ремонту и обслуживанию дорог.
Разрушение сельскохозяйственной инфраструктуры Среди разрушенных в ходе войны объектов был единственный в стране ветеринарный центр вакцинации, из-за чего домашние животные оказались незащищенными от болезней. Этот центр проинспектировала миссия бывшего финского президента Мартти Ахтисаари. Она сообщила, что в ходе бомбардировок центра, являющегося региональным проектом Организации ООН по продовольствию и сельскому хозяйству, были уничтожены запасы вакцины. Удары были также нанесены по "всем ирригационным системам, обслуживающим орошаемые земли", в том числе, по плотинам водохранилищ, по дамбам и запрудам, по насосным станциям и осушительным системам. Крестьяне лишились возможности поливать и осушать свои земли, в результате чего производство продовольствия сократилось наполовину, а в провинции Басра началось масштабное засоление почв. Разрушение важных в гуманитарном отношении промышленных предприятий В дополнение к разрушению пищевых предприятий и заводов по переработке продукции в ходе бомбардировок были уничтожены другие объекты, имеющие отношение к производству продуктов питания, в том числе, заводы фосфорных удобрений, склад пестицидов и тракторосборочный завод. В ходе бомбовых ударов был разрушен крупный завод по производству удобрений, где погибли 16 человек. Разрушение медицинских предприятий Кларк сообщает, что в Хилле ракетами с лазерным наведением был уничтожен крупный завод по изготовлению инъекционных шприцев. Разрушение продовольственных складов и пищевых предприятий В ходе авиационных ударов союзники повреждали, разрушали и уничтожали продовольственные склады: как минимум три в провинции Багдад, семь в провинции Басра, все склады иракской Генеральной компании продовольственных складов в провинции Аль-Кадисия, крупнейший в стране центр хранения и распределения замороженного мяса, а также зернохранилища по всей стране. Кроме того, союзники повреждали, разрушали и уничтожали предприятия по производству продуктов питания: три завода Иракской финиковой компании, завод по производству детского питания в Абу-Грейбе, являвшийся уникальным для региона предприятием, завод растительного масла и сахарные заводы.
Подразделение организации Human Rights Watch под названием Middle East Watch представило дополнительные свидетельства авиаударов по сахарному заводу и заводу по производству топливного газа в северном Ираке, а также по сахарному заводу на юге страны, птицеферме в провинции Аль-Анбар, маслозаводам в провинции Багдад, продовольственным складам, зернохранилищам, мелькомбинатам и молокозаводу в Басре. В ходе бомбардировок союзников были также уничтожены склады семян, которые проинспектировала группа Ахтисаари. По ее словам, Ирак попал в серьезную зависимость от иностранных поставщиков семян. Разрушение медицинских учреждений Кларк сообщил об уничтожении 28 гражданских больниц и 52 медицинских центров, предположительно в ходе бомбардировок союзников. В психиатрической больнице Аль-Рашад к юго-западу от Багдада на койки пациентов рухнули потолки. В роддоме Ульвия осколками снарядов и разбитым стеклом поранило новорожденных и их матерей. Бомбардировке подверглась студенческая клиника и медицинский факультет в Хилле. Также получили повреждения пять иракских военно-медицинских учреждений". Разрушение образовательных учреждений Войска союзников разрушили 676 школ. Также пострадало восемь университетских факультетов.
Эксперты полагают, что так Багдад пытался спровоцировать дефицит воды: Саудовская Аравия не могла забирать из залива воду для опреснения. Пострадали также дельфины, морские выдры и др. Страну затянуло едким дымом, солнечные лучи не достигали поверхности земли. Опустилась температура воды в Персидском заливе. И это навредило экосистеме ещё сильнее, чем разлив нефти.