Сунниты и шииты должны объединяться, а не искать различия между собой, – считают многие представители исламской религий. Между суннитами и шиитами существуют определенные разногласия, но и те, и другие веруют в Единого Бога Аллаха и в Коран. Между суннитами и шиитами существуют определенные разногласия, но и те, и другие веруют в Единого Бога Аллаха и в Коран.
Как мусульмане Татарстана понимают традиционный ислам
В частности, по этой причине, шииты в обществе суннитов могут не признаваться, что действительно разделяют вышеперечисленные убеждения (отрицать веру в искаженность Корана и уверять, что они любят всех сподвижников). Добавлю, что шиитов и суннитов нельзя сравнивать по параметру радикализма. Раскол в Исламе: Сунниты и ШиитыСегодня в мире насчитывается около 2 млрд. мусульман, проживающих на обширной территории от Марокко до Индонезии. Чем сунниты отличаются от шиитов и почему они враждуют? В мусульманской общине Москвы обострилось противостояние суннитов и шиитов, в котором руководство московской Соборной мечети и СМР заняло сторону неких недовольных шиитскими обрядами прихожан, пожертвовав при этом хорошими отношениями с азербайджанцами и. Сунниты считают, что шииты позволили себе внести в ислам «недозволенные» новшества и в этом смысле противопоставляют себя шиитам.
Сунниты и шииты - братья?
Возникновение суннитов и шиитов относят к VII веку, когда после смерти пророка Мухаммеда ислам раскололся на несколько толков. Татары и башкиры это такие же сунниты, как и саудиты, как египтяне и члены группировок вроде ИГИЛ, шииты живут в основном в Иране и на части Ирака. Кто такие сунниты и шииты Поволжские татары сунниты или шииты. Шииты отличаются от суннитов своей верой в Имама — лидера мусульманского сообщества, который имеет божественное происхождение. Перейдём теперь к самым знаменитым личностям шиитов: это конечно, двенадцать имамов, о которых шииты наговорили разные выдумки и ложь. Так В России Башкиры сунниты, а Татары кто шииты или сунниты и кого Поддерживает Президент Татарии?
Направления ислама: чем отличаются сунниты от шиитов?
В современном мусульманском мире можно выделить два наиболее крупных и влиятельных направления ислама, сформировавшихся после кончины Посланника Аллаха с. История раскола Смерть Пророка Мухаммада с. Большинство мусульман поддержали кандидатуру ближайшего сподвижника Посланника Аллаха с. Кроме того, еще при жизни Мухаммада с. Абу Бакр заменял того в качестве имама на коллективных намазах, когда ему не здоровилось.
Однако небольшая часть верующих видела в качестве преемника Заключительного Пророка с. По их мнению, выросший в доме Пророка с. Впоследствии та часть верующих, которые выступили в поддержку Абу Бакра, стали именоваться суннитами, а те, кто поддержали Али — шиитами. Как известно, преемником Посланника Господа с.
Термин происходит от арабского «сунна», обозначающего жизнеописание Пророка Мухаммада с. То есть основными источниками знаний для мусульман-суннитов являются Коран и сунна. В суннитском исламе выделяется множество различных богословско-правовых школ, крупнейшими из которых являются 4 мазхаба: ханафитский, маликитский, шафиитский и ханбалитский. В целом, суннитские мазхабы не противоречат между собой, так как основоположники данных правовых школ жили примерно в одно время и являлись учениками и учителями друг друга, в связи с чем суннитские мазхабы, скорее, взаимодополняют друг друга.
Остальные - шииты в основном из числа наших братьев азербайджанцев и выходцев из Ирана. Никакой проблемы между суннитами и шиитами нет. У нас очень добрые взаимоотношения", - сказал Крганов.
В итоге халифом в 656 году стал Али, но продержался недолго. Разразилась гражданская война, и Али убили в ходе покушения. Тогда власть захватил сирийский правитель Муавия, заключив союз с имамом Хусейном - сыном Али. Но Хусейна не устраивало, что полную власть Муавия собирался передать своему сыну, автоматически устанавливая наследственную монархию. Это противостояние привело к убийству Хусейна вместе с его сыновьями. Шииты признали убитого лидера мучеником за веру, а город, где совершилось преступление — Кербела - стал священным. Так окончательно оформился раскол между мусульманами.
Приверженцы Али назвались «шиитами» «последователи Али» с арабского , а их соперники — «суннитами» сторонники догматических подходов. В чем разница между суннитами и шиитами Сунниты и шииты в Ираке. Несовпадающие позиции касаются норм поведения, принципов юридических решений, форм праздников и отношения к иноверцам. Главная книга любого мусульманина — Коран, но сунниты наделяют не меньшей важностью сунны — нормы и правила, опирающиеся на примеры из жизни пророка. Правоверный мусульманин, по мнению суннитов, обязаны точно следовать суннам. И воспринимают они это максимально буквально. К примеру, у афганских талибов строго регламентируется внешний вид, вплоть до длины бороды. Шииты такой догматизм не признают. Они полагают, что этот радикализм порождает ваххабизм и подобные ему течения.
Под этим термином объединяются все мусульманские учения, целью которых является разработка теоретических основ и практических способов, обеспечивающих возможность непосредственного общения человека с богом. Суфии называют это познанием истины. Истина - это когда суфий, освободившись от мирских желаний, в состоянии экстаза опьянение божественной любовью способен на интимное общение с божеством. Суфиями же называют всех, кто верит в непосредственное общение с богом и делает все для достижения этого. В суфийской терминологии «Суфий - это влюбленный в Истину, тот, кто посредством Любви и Преданности движется к Истине и Совершенству». Толкование термина в суфийской традиции Рядом со Священной мечетью Пророка некоторые беднейшие «асхабы» последователи жили на суфе помосте. Поэтому их называли «ахли суффа» «люди суффы» или «асхабы суффы». Это историческое определение. Традиционно суфии носили одежду из шерсти. Это явное определение. По причине того, что суфии очищают свои сердца «зикром» вспоминовением Аллаха, постоянно заняты «зикром», то есть «Сафо ул-калб» чистые сердцем , их называют суфиями. Это скрытое определение. За то, что они распространяли среди людей священные «суннаты» предписания Пророка, всегда выполняли их на практике, асхабов, твёрдо придерживающихся суфы, рубища и чистоты сердца их прозвали суфиями. Это практическое определение. Суфии и ислам Суфизм - это путь очищения души нафс от скверных качеств и привития похвальных качеств духу рух. Этот путь мюрид «ищущий», «жаждущий» проходит под руководством муршида «духовного наставника» , уже дошедшего до конца пути и получившего от своего муршида разрешение иджаза на наставничество. Такой муршид суфийский шейх, устаз является частью цепочки шейхов, которая восходит к Пророку. Тот, у которого нет иджаза от своего шейха на наставление мюридов, не является истинным шейхом и не имеет права обучать желающих суфизму тассаввуфу, тарикату. Учение тасаввуфа суфизм осталось в наследие от пророков. Каждый великий пророк, очищая своё сердце «зикром» вспоминовением Аллаха, неукоснительно выполнял Его повеления и, трудясь своими руками, ел свою чистую предназначенную ему долю. К примеру, Адам занимался земледелием, Идрис - портняжным ремеслом, Давид - кузнечным делом, Моисей и Мухаммад были пастухами. Позднее Мухаммад стал заниматься торговлей. Существующие со средних веков суфийские братства - ордена различались выбором своего пути мистического познания, пути движения к истине. В этих суфийских братствах новичок, ученик мюрид , должен был пройти весь путь к истине под руководством наставника мюршида. Мюриды буквально ежедневно исповедовались в своих грехах перед мюршидами и совершали всевозможные духовные упражнения - «зикр» например, многократное повторение фразы - «Нет Бога, кроме Аллаха» - «Ла Иллах ил Аллах» для полного самоотречения. Для достижения мистического экстаза суфии собираются на сема - собрания, на которых в сопровождении ритмической музыки слушают певца или чтеца которые поют или читают гимны, газели суфийского или любовного содержания, совершают определенные повторяющиеся движения или танцуют. Иногда для достижения экстаза употреблялись напитки. Вполне возможно, что сохранившиеся до конца XIX века азербайджанские застольные фразы «Аллахверди» «Бог дал» и ответное «Йахши йол» «Счастливого пути» были взяты из суфийской практики. Выпив, суфий отправлялся на встречу с богом, и ему желают счастливого пути. Каждое движение имеет свою иерархию имамов. Титул имама - главы самой крупной и известной общины исмаилитов - Ага-хан - передаётся по наследству. В настоящее время в этой ветви исмаилитов имамом является Ага Хан IV. Исмаилитов всех направлений сейчас более 15 миллионов. Возникновение исмаилитов связывают с расколом в шиитском движении, произошедшем в 765 году. В 760 году Джафар ас-Садык, шестой шиитский имам, лишил своего старшего сына Исмаила права законного наследования имамата. Формальной причиной этого решения стало чрезмерное увлечение старшего сына алкоголем, запрещенным законами шариата. Однако ряд специалистов полагает, что истинная причина, по которой право наследования имамата было передано младшему сыну, заключалось в том, что Исмаил занимал крайне агрессивную позицию в отношении суннитских халифов, что могло нарушить сложившееся равновесие между двумя направлениями ислама, выгодное как шиитам, так и суннитам. К тому же, вокруг Исмаила стало сплачиваться антифеодальное движение, развернувшееся на фоне резкого ухудшения положения простых шиитов. Низшие и средние слои населения связывали с приходом к власти Исмаила надежды на существенные перемены в социально-политической жизни шиитских общин. Количество приверженцев Исмаила увеличивалось, что вызывало тревогу и у шиитской феодальной знати, и у самого Джафара ас-Садыка. Вскоре Исмаил умер. Имелись основания полагать, что смерть Исмаила стала следствием организованного против него заговора правящих кругов шиитов. Джафар ас-Садык широко обнародовал факт смерти сына и, якобы, даже распорядился выставить труп Исмаила на обозрение в одной из мечетей. Тем не менее, смерть Исмаила не остановила развернувшееся движение его приверженцев. Первоначально они утверждали, что Исмаил не убит, а скрывается от врагов, а после определенного периода объявили Исмаила седьмым «скрытым имамом», который в нужный момент объявится как мессия-махди и, по сути, после него не стоит ожидать появления новых имамов. Исмаилиты, как стали именовать приверженцев нового учения, утверждали, что Исмаил не умер, а по воле Аллаха перешел в невидимое, скрытое от простых смертных состояние «гайба» "гаиб" - "отсутствие". Некоторые приверженцы Исмаила считали, что Исмаил и на самом деле умер, поэтому седьмым имамом следует объявить его сына Мухаммеда. Со временем исмаилитское движение настолько укрепилось и разрослось, что у него появились признаки самостоятельного религиозного течения. Исмаилиты развернули на территориях Ливана, Сирии, Ирака, Персии,Северной Африки и Средней Азии хорошо законспирированную разветвленную сеть проповедников нового учения. На этом первоначальном этапе развития движение исмаилитов отвечало всем требованиям мощной средневековой организации, имеющей четкую иерархическую модель внутреннего построения, свою весьма сложную философско-теологическую догматику с элементами, напоминающими гностические учения зорастризм,иудаизм, христианство и мелкие культы, распространенные на территориях средневекового исламско-христианского мира. Постепенно, исмаилиты набирали силу и влияние. В X веке в Северной Африке ими был основан Фатимидский халифат. Именно к периоду фатимидов относится распространение исмаилитского влияния на земли Северной Африки, Египта, Палестины, Сирии, Йемена и священных для мусульман городов Мекки и Медины. Однако в остальном исламском мире, включая ортодоксальных шиитов, исмаилитов считали крайними сектантами, и часто жестоко преследовали. В X веке из среды воинствующих исмаилитов выделилось движение низаритов, считавших, что «скрытым имамом» является сын халифа Мустансира Низар. Структура и идеология Организация исмаилитов неоднократно менялась в ходе развития. На наиболее известном этапе в ней было девять степеней посвящения, каждая из которых давала посвященному определенный доступ к информации и ее пониманию. Переход в следующую степень посвящения сопровождался мистическими ритуалами. Продвижение по иерархической лестнице исмаилитов было, прежде всего, связано со степенью посвящения. С очередным периодом посвящения перед исмаилитом открывались новые «истины», которые с каждой ступенью были все более далеки от изначальных догм Корана. В частности, на 5 ступени посвященному объясняли, что текст Корана стоит понимать не в прямом, а в аллегоричном смысле. Следующая ступень посвящения раскрывала обрядовую суть исламской религии, которая также сводилась к довольно аллегоричному пониманию обрядов. На последней степени посвящения фактически отвергались все исламские догмы, затрагивалось даже учение о божественном пришествии и т. Хорошая организованность, жесткая иерархическая дисциплина позволяли лидерам исмаилитской секты управлять огромной по тем временам организацией. Одна из философско-теологических догм, которой придерживались исмаилиты, гласила о том, что Аллах время от времени вселял свою божественную сущность в плоть ниспосланных им пророков-«натиков» букв. Исмаилиты утверждали, что Аллах ниспослал в наш мир седьмого пророка-натика - Мухаммеда, сына Исмаила. Каждого из ниспосланных пророков-натиков всегда сопровождал так называемый «самит» букв. Самит никогда не говорит от себя, его суть сводится к толкованию проповеди пророка-натика. С каждым появлением пророка-натика Аллах раскрывает пред людьми тайны вселенского разума и божественной истины. Согласно учению исмаилитов, в мир должно прийти семь пророков-натиков. Между их появлениями миром последовательно правят семь имамов, через которых Аллах дает объяснение учений пророков. Возвращение последнего, седьмого пророка-натика - Мухаммеда, сына Исмаила, явит собой последнее божественное воплощение, после которого в мире должен воцариться божественный разум, несущий всеобщую справедливость и благоденствие правоверным мусульманам Исмаилиты вкладывали особый смысл в образ имама, который в силу божественной природы своей власти обладает знанием сокровенных сторон религии, которое пророк передал своему двоюродному брату Али. Для них имам был первичным источником внутреннего и универсального смысла, скрытого во внешнем, очевидном смысле Корана или хадисов. Община исмаилитов представляла собой пример секретной организации, где рядовой член знал только своего непосредственного руководителя. Сложная иерархическая система предполагала цепь ступеней, каждой из которых соответствовала своя задача. Все члены были обязаны слепо повиноваться имаму высшая ступень , который обладал эзотерическим сокровенным знанием. Современные исмаилиты, живущие в районе Горного Бадахшана северный Афганистан, Таджикистан , частично в Сирии, Омане и Иране, утратили свой воинственный пыл. Ныне главой исмаилитской общины 49-й имам является Ага-хан Карим р.
Сунниты и шииты - братья?
Естественно, русские или татарские шииты — это меньшинство от общего числа шиитов, но среди них есть весьма колоритные фигуры. Татары, как сунниты, придерживаются широко принятых практик и учений суннитского ислама. Аллаху и чтут одну книгу - Коран.
Кто такие сунниты и шииты. Чем сунниты отличаются от шиитов? Поволжские татары сунниты или шииты
Идеи Одно из первых крупных направлений в каламе дословно: «слово», «речь», рассуждение на тему религии и философии. Основные принципы: справедливость аль-адль : Бог дает свободу воли, но не может нарушить установленный наилучший, справедливый порядок; единобожие аль-таухид : отрицание многобожия и человекоподобия, вечность всех божественных атрибутов, но отсутствие вечности речи, откуда вытекает сотворенность Корана; исполнение обещаний: Бог непременно осуществляет все обещания и угрозы; промежуточное состояние: мусульманин, совершивший тяжкий грех, выходит из числа верующих, но не становится неверующим; повеление и одобрение: мусульманин всеми средствами должен бороться со злом. Сунна Что такое суннизм, проще будет понять, если разобраться в происхождении термина. Сунниты — это последователи Сунны. Сунна дословно переводится как «образец», «пример» и полностью называется «Сунна посланника Аллаха». Это письменный текст, состоящий из рассказов о делах и словах Мухаммеда. Функционально он дополняет Коран, поскольку истинное значение Сунны — иллюстрация обычаев и традиций благородной старины. Суннизм — это как раз и есть следование благочестивым нормам, установленным древними текстами. Сунна почитается в Исламе наряду с Кораном, её обучению отводится немаловажная роль в богословском воспитании.
Шииты — единственные из мусульман — отрицают авторитет Сунны. Суфисты Что обозначает название Суфизм или тасаввуф происходит по разным версиям от слова «суф» шерсть или «ас-сафа» чистота. Также первоначально выражение «ахль ас-суффа» люди скамьи означало бедных сподвижников Мухаммеда, которые жили в его мечети. Они отличались своим аскетизмом. Когда возникло VIII век. Разделяется на три периода: аскетизм зухд , суфизм тасаввуф , период суфийских братств тарикат. Сколько приверженцев Число современных последователей невелико, но их можно найти в самых различных странах. Идеи и обычаи Мухаммед по мнению суфиев указал на своем примере путь духовного воспитания личности и общества — аскетизм, довольствование малым, презрение к земным благам, богатству и власти.
По верному пути пошли также асхабы сподвижники Мухаммеда и ахль ас-суффа люди скамьи. Аскетизм был присущ многим последующим собирателям хадисов, чтецам Корана и участникам джихада моджахедам. Основные черты суфизма — очень строгое следование Корану и сунне, размышления над смыслом Корана, дополнительные молитвы и посты, отречение от всего мирского, культ бедности, отказ от сотрудничества с властями. Суфийские учения всегда были сосредоточены на человеке, его намерениях и осознании истин. Многие исламские ученые и философы были суфиями. Тарикаты — настоящие монашеские ордена суфиев, воспетые в исламской культуре. В скромных обителях и кельях, разбросанных по пустыням, воспитывались мюриды, ученики суфийских шейхов. Дервиши — монахи-отшельники.
Среди суфиев их можно было встретить очень часто. Алавиты В завершение хотелось бы сказать несколько слов о религиозной группе алавитов, к которой относится нынешний союзник России на Ближнем Востоке — президент Сирии Башар Асад. Алавиты — это течение секта шиитского ислама, с которым его объединяет почитание двоюродного брата Пророка, халифа Али. Алавизм зародился в IX веке на территории Ближнего Востока. Это религиозное течение вобрало в себя черты исмаилизма и гностического христианства, и в итоге получилась «гремучая смесь» из ислама, христианства и различных домусульманских верований, которые существовали на этих территориях. Несмотря на то, что алавизм возник на основе шиизма, он весьма сильно отличается от него. Алавиты отмечают некоторые христианские праздники, такие как Пасха и Рождество, совершают всего лишь два намаза в день, не посещают мечетей и могут употреблять алкоголь. Алавиты почитают Иисуса Христа Иса , христианских апостолов, на их богослужениях читают Евангелие, они не признают шариат.
И если радикальные сунниты из числа бойцов Исламского государства ИГИЛ не слишком хорошо относятся к шиитам, считая их «неправильными» мусульманами, то алавитов они вообще называют опасными еретиками, которые должны быть уничтожены.
И эти изменения носят позитивный характер. То, что большинство населения Азербайджана считается шиитами, не стало препятствием для азербайджанско-турецкого альянса.
Хотя в отношениях Анкары и Баку именно этническая близость и принадлежность азербайджанцев и турок к тюркскому сообществу играет ключевую роль, однако, если речь идет об использовании конфессионального фактора, то даже весьма консервативные турецкие суннитские джамааты выступили в поддержку Азербайджана, несмотря на то, что большинство населения этой страны по-прежнему составляют шииты и она воспринимается, в первую очередь, как шиитская. Это касается не только Турции. Общественность подавляющего большинства мусульманских стран следила за ходом боевых действий и поддерживала Баку.
Конечно, нашлись и те, кто выразил и иную позицию, но это относится скорее к неким маргинальным меньшинствам и тем, кто и в самом исламском мире уже стал изгоем. Показательно, что и Саудовская Аравия, несмотря на все свои противоречия с Турцией, главным союзником Азербайджана в этом конфликте, была вынуждена занять достаточно сдержанную позицию, хотя и продолжала критиковать Анкару за ее якобы имевшее место вмешательство в конфликт и призывать к мирному его разрешению. Эта взвешенная линия была во многом обусловлена и общественным мнением в этой стране, не позволяя ее руководству делать резких заявлений с осуждением линии Баку, взявшего курс на силовое решение проблемы.
Таким же образом, и мировая умма отнеслась к Азербайджану в первую очередь как к стране, населенной мусульманами, не делая акцент на преобладании здесь шиизма, и поддерживала азербайджанский народ в его борьбе. С другой стороны, позиция шиитского Ирана в отношении конфликта в Карабахе была не менее сдержанной. Он не спешил прийти на помощь соседнему государству с преобладанием шиитского населения.
В то же время сам шиитский Иран имеет тесные связи с суннитским Катаром, с которым он разделяет газовое месторождение Южный Парс — крупнейшее в мире. Иран также поддерживает хорошие отношения с Турцией и спокойно относится к ее усилиям в Ливии. В этом контексте Абу-Даби может надеяться ослабить связи между Тегераном, Анкарой и Дохой, при том, что сами Эмираты заинтересованы в поддержании взаимопонимания с Ираном.
Поэтому, наблюдая подобные клубки интересов и противоречий в исламском мире, можно констатировать, что шиитско-суннитский конфликт является продуктом пропаганды, результатом конфликта между Ираном и некоторыми суннитскими монархиями Залива. И те и другие используют конфессиональный фактор в качестве одного из аргументов в противостоянии. Поэтому, несмотря на многочисленные недопустимые для суннитов догмы шиизма и вопреки пропагандистским установкам некоторых религиозных деятелей, в исламском мире линия разлома между шиитами и суннитами не столь значительна и не является главным фактором, препятствующим единству, в отличие от гегемонистских устремлений ряда самих суннитских государств или Ирана.
После смерти пророка Мухаммеда сформировалась группа мусульман, которые считали, что власть в общине должна принадлежать исключительно его потомкам детям Фатимы , дочери Мухаммеда, и Али , его двоюродного брата [8]. По мнению шиитов, право на имамат институт верховного руководства общиной было закреплено за родом Али божественным установлением [9]. Первоначально эта группа являлась только политической партией, а как самостоятельное религиозно-правовое течение в исламе сформировалась позднее, при шестом имаме Джафаре ас-Садыке.
Основная статья: Шииты-двунадесятники Шииты-двунадесятники, иснаашариты или имамиты являются преобладающим направлением в рамках шиитского ислама, преимущественно распространённым в Иране , Азербайджане , Бахрейне , Ираке и Ливане , а также представленным и в других странах. Придерживаются в основном джафаритского мазхаба. Основная статья: Исмаилизм В IX веке исмаилиты раскололись на фатимидских исмаилитов, признававшей скрытых имамов , и карматов , считавших, что имамов должно быть семь.
После смерти в 1094 году фатимидского халифа аль-Мустансира исмаилиты раскололись на низаритов восточных исмаилитов , поддерживающих приход к власти старшего сына аль-Мустансира — Низара , и на мусталитов , признающих имамом фатимидского халифа аль-Мустали. Наиболее известной из низаритских сект стали хашшашины, более известные как ассасины. К ответвлениям исмаилитов относят друзов и карматов.
Основная статья: Зейдиты Зейдиты представляют ветвь «умеренных» шиитов, распространённое на северо-западе Йемена ; также одна из ветвей — нуктавиты , распространены в Иране. Зейдиты по своим идеологическим воззрениям являются наиболее близкой группой к суннитам [10]. Основная статья: Гулат Гулат араб.
Алевиты — верят, что Али был представителем бога, а не Мухаммад. Гурабиты от араб. Дамийты — верят, что Али был богом, а Мухаммад его посланником.
Базигиты — верили, что Шестой имам Джафар ас-Садык был богом, а все предшествующие имамы были его посланниками. Кайсаниты — верили в имамат, который после смерти Хусайна ибн Али перешёл на Абуль-Касима Мухаммада ибн аль-Ханафию ; после его смерти распались на несколько мелких групп. Ахл-е Хакк — крайнее шиитское эзотерическое учение, коренящееся в месопотамских течениях гулата и распространённое на западе Ирана и востоке Ирака преимущественно среди курдов.
В 1861 г. На этот раз столичные власти ответили согласием, но проект не был реализован в силу позиции муфтия ОМДС Габдулвахида Сулейманова - также нижегородского татарина и уроженца с. Большое Рыбушкино, который имел личные счеты с семейством петербургского имама. В 1881 г. В 1906 г. Соавторами проекта выступили архитекторы Н. Васильев в его ведении находилась вся художественная часть проекта , А.
Монолитная железобетонная структура мечети сооружалась под руководством гражданского инженера Е. Гонцкевича, каменная облицовка производилась подрядчиком Г. В мастерских поселка Кикерино близ Гатчины изготавливались майоликовые изразцы для оформления портала, купола и завершений минаретов. Чтобы исключить возможную произвольность в оформлении, художник-керамист П. Ваулин командировал в Туркестан художника П. В результате в мастерских "Ваулин и Ко" был воссоздан прием изготовления резной майоликовой мозаики, что способствовало точному в стилистическом отношении следованию прообразу, то есть воспроизведению колорита и духа восточного искусства. Грандиозная мечеть была вчерне открыта в дни празднования 300-летия дома Романовых 21 декабря 1913 г.
Однако отделочные работы были полностью завершены лишь после революции, 30 апреля 1920 г. Юридически Соборная мечеть стала правопреемницей первого мусульманского прихода, который в то время возглавлял ахун Мухаммед-Зариф Юнусов - уроженец с. Его отец Мухаммед-Шакир Юнусов возглавил первый мусульманский приход столицы после отстранения Хантемирова в 1869 г. Зариф-хазрат и провел первый общественный намаз при открытии Петербургской мечети. С начала 1915 г. Пошатово все той же Нижегородской губернии, ахун из числа потомственных имамов Соколовых, которые вошли в историю своим служением в Ярмарочной мечети г. Нижнего Новгорода.
Муэдзином с 1916 г.
Сунниты и шииты
Относительно этих вопросов существуют разногласия между ашаритами , каррамитами , муджассимитами и мутазилитами. Вопросы связаные с предопределением , Божественной справедливостью, принуждением и свободной волей человека касб. По этим вопросам разошлись во мнениях ашариты, джабариты , кадариты , каррамиты и наджжариты. Вопросы веры, покаяния, угрозы и отсрочки наказания, обвинения в неверии и заблуждении. В этих вопросах разошлись ашариты , каррамиты , мурджииты и мутазилиты.
Вопросы Корана, разума, добра и зла, Божественной благодати, непогрешимости в пророчестве, также условий установления и передачи имамата. Во взглядах на эти проблемы разошлись ашариты, каррамиты, мутазилиты, шииты и хариджиты [11]. Исламские течения в России[ править править код ] Карта распространения мазхабов. Основная статья: Ислам в России Большинство российских мусульман — сунниты , придерживающиеся ханафитского и шафиитского мазхабов.
Ханафитами являются большинство татар , башкир , казахов , ногайцев , кабардинцев , балкарцев , карачаевцев , черкесов , адыгейцев , абазин , шапсугов при этом следует отметить, что современная молодежь адыгов и абазин придерживаются ханбалитского мазхаба , так как требующие знания из числа этих народов, получают знания из стран распространения мазхаба , а также исповедующих ислам осетин. К ним относятся также около трети азербайджанцев и народы Средней Азии. Суннизм шафиитского мазхаба исповедует большая часть чеченцев и ингушей, а также все мусульманские народы Дагестана , кроме ногайцев. Шиизма придерживается также часть татар, а также небольшая группа лезгин с.
Религиозно-политические идеологии[ править править код ] Исламизм — религиозно-политическая идеология и практическая деятельность, направленные на создание условий, при которых любые противоречия внутри общества и государства, где есть мусульманское население , а также межгосударственные отношения с их участием будут решаться на основе норм шариата [12]. Панисламизм др. Pan — «всё» и араб. Возможно, этот раздел содержит оригинальное исследование.
Проверьте соответствие информации приведённым источникам и удалите или исправьте информацию, являющуюся оригинальным исследованием.
Выходцы из Чечни, Дагестана и Ингушетии. Численность — 899 тыс.
Ингуши В России проживает около 413 тыс ингушей, из которых большинство живет в самой Ингушетии 361тыс. Ингуши являются мусульманами-суннитами. Аварцы Многочисленный народ современного Дагестана.
Населяют большую часть горного региона. Аварский язык относится к нахско-дагестанской группе северокавказской семьи. Подавляющее большинство верующих аварцев — мусульмане-сунниты шиитского толка.
Лезгины Народ России лезгинской подгруппы нахско-дагестанской языковой группы северокавказской семьи. Место жительства в России — юго-восток Дагестана.
Суннизм исторически распространен среди азербайджанцев-терекеме, афшаров, каджаров, турецких азербайджанцев, азербайджанцев в Дагестане, Грузии и т. В Азербайджане идет строительство суннитских турецких мечетей и медресе, Все больше молодых азербайджанцев следует именно суннитской модели ислама. Суннизм часто видится азербайджанской молодежи более верным и справедливым изначальным исламом, а шиизм - некой неправильной иранской сектой. Изначально азербайджанцы суннитами были, и в суннизм вернуться должны, - часто говорит современная азербайджанская молодежь. Массовые случаи перехода мусульман-шиитов в суннизм отмечены в последние годы в Баку, Гяндже, Гахе и других крупных городах Азербайджана. Отметим, также, что напрягов между шиитами и суннитами среди азербайджанцев нет: может так быть, что мама в семье шиитка, а папа - суннит. Отметим также, что иранские азербайджанцы, представляющие значительную часть азербайджанского народа, по прежнему более следуют шиизму, нежели суннизму.
Также до 2016 года шииты посещали Московскую соборную мечеть, однако им муфтий ДУМ РФ Равиль Гайнутдин, в чью юрисдикцию входит эта мечеть, также запретил там молиться. Помимо этих мечетей, шииты молятся в Московском исламском центре на Алтуфьевском шоссе и, по данным исследований московского этнолога из Института этнологии и антропологии РАН Эрика Сеитова, имеют несколько молельных помещений хусайния в российской столице. Например, шиитские мечети Дагестана — в юрисдикции муфтията Дагестана? С муфтиятом Дагестана у местных шиитов отношения нейтральные, но во внутреннюю жизнь шиитских мечетей муфтий Дагестана не вмешивается: например, он не может своим указом снять ахунда шиитской мечети в Махачкале или Дербенте. Наиболее устойчивыми и организационно оформленными являются исмаилитские общины Москвы «Нур» с 1999 года, председатель — Алимамад Баймамадов и Екатеринбурга «Дидор» с 2017 года, председатель — Мастбегим Ошурбекова. В обоих общинах председатели — люди с высшим образованием. Как я уже сказал, есть шииты-имамиты и исмаилиты. Причем обе религиозные группы ориентируются на разных религиозных лидеров, и исмаилиты не ходят молиться в мечети шиитов-имамитов. Очевидно, что шиитские общины, где доминируют азербайджанцы среди прихожан, ориентируются больше на Иран, это тенденция последних 15 лет четко прослеживается. Но, например, там, где в общине доминируют хазарейцы из Афганистана, они на Иран не ориентируются. Но при этом есть общины, которые ориентируются на шиитов Ирака, для которых марджа Али Систани выступает в роли духовного авторитета, который в 2001 году в Москву направил своего представителя Мохаммад-Али Мосули, который до этого в 1996—2001 годах был его официальным представителем в Азербайджане. Ливанские шииты слишком далеки от России, чтобы выступать в качестве духовных авторитетов для российских шиитов. В социальных сетях в различных шиитских группах, естественно, публикуются фотографии Хасана Насраллы, но его труды, насколько я могу судить, на русский язык не переводились. Такие же диски потом продавались в Казани в мусульманских магазинах. В марте 2009 года Генеральное консульство Ирана в Казани выступило с нотой протеста, диски, к счастью, были изъяты из продажи. Этому предшествовали два события в Дагестане: 29 апреля 2012 года в Соборной мечети Махачкалы состоялось так называемое «примирение» суфиев и ваххабитов Дагестана, а затем в мусульманской газете «Ас-Салам», официальном печатном органе Муфтията Дагестана, вышла в двух номерах за июль и август статья «Шииты и вся правда о них», являющаяся оскорбительной по отношению к шиитам. И вот потом произошла трагедия в Хасавюрте. Были и менее резонансные конфликты в Дербенте. Правда, все конфликты перешли потом в интернет. В 2016 году в Москве произошла история с запретом шиитам молится в мечети «Инам» и Московской соборной мечети. В 2017 году муфтий Чечни Салах Межиев заявил, что «территория республики будет закрыта от проникновения шиизма и ваххабизма». Наблюдатели объясняли такой запрет тем, что в Чечне таким способом пытались как-то снять негативную реакцию в Саудовской Аравии и других странах Аравийского полуострова на принятую в 2016 году Грозненскую фетву, согласно которой салафиты не считаются суннитами. Видимо, резкая негативная реакция на шиизм, вплоть до запрета на его исповедование в регионе, призвана была продемонстрировать, что Чечня завуалированно поддерживает разрыв дипломатических отношений между Саудовской Аравией и Ираном в 2016 году. Причем в Каире вышло несколько ее переизданий. Правда, через три года в 2006 году был издан перевод книги шиитского автора Габдулхусейна Мавсуви «Ответы на вопросы Джаруллы Бигиева » 1935. Оба перевода книги были изданы в казанском издательстве «Иман». Однако сейчас критика шиизма в основном ведется на сайтах, в специальных группах в социальных сетях и роликах на YouTube. Нередко инициативу для такой интернет-пропаганды на себя берут салафиты, хотя не только они. В период политического противостояния между суннитами и шиитами на Индостане в начале XVII века этот суфийский шейх написал книгу «Отпор рафидитам», которая была издана в Казани в переводе на русском языке в 2002 году в издательстве «Иман» и впоследствии неоднократно переиздавалась другими мусульманскими издательствами. При этом совершенно не учитывается тот историко-политический контекст, когда была написана эта книга имамом Раббани. В 2007 году вышел в издательстве «Badr Media», специализирующемся на издании трудов салафитских богословов, вышел перевод книги Абдуль Азиза ибн Салиха аль-Махмуда «Возвращение Сефевидов», где распространение шиизма среди мусульман во второй половине ХХ века воспринималось как реставрация Иранской империи. Книга в 2012 году была переиздана. В том же издательстве вышел перевод книги Сулеймана ибн Салиха аль-Хараши «Вопросы, которые привели шиитскую молодёжь к истине». Одной из последних можно назвать «Сокрушительный удар по шиитским воззрениям», изданную в 2020 году издательским домом «Даруль-Фикр», специализирующейся на издании суфийской литературы. Книга представляет собой сокращенный перевод исследования, подготовленное группой студентов под руководством «Управления Наук и Призыва» в городе Тарим Йемен. Но шииты в долгу не остаются: опровергают таких авторов, разоблачают, вступают в полемику. Опыт ведения богословских споров в шиизме накоплен значительный, поэтому интернет-баталии — явление нередкое в наши дни. Наиболее известным сегодня русскоязычным шиитским полемистом, который вступает в открытые диспуты с суннитами, является Курбан Мирзаханов, которые можно увидеть в интернете. Какие группы шиитов имеются в России? Как они между собой взаимодействуют? В России преимущественно представлены шииты-имамиты из числа азербайджанцев и хазарейцев, в меньшей степени исмаилиты из числа таджиков Горного Бадахшана. Но между собой они мало пересекаются. Бывает даже так, что азербайджанцы-имамиты спрашивают: а кто такие исмаилиты? Чем они от нас отличаются? Известны ли Вам богословские труды российских шиитов? Во-первых, это Фонд исследований исламской культуры имени Ибн Сины, который создан в 2007 году в Санкт-Петербурге. Этот фонд издает много богословской и научной литературы, среди которых видное место занимает выпускаемый с 2010 года ежегодник исламской философии «Ишрак» «Озарение» , где охотно публикуются российские и зарубежные ученые-исламоведы.
Татары - сунниты или шииты?
УМК предупредил религиозных деятелей относительно разговоров о суннитах и шиитах. К суннитам-ханафитам относятся татары, башкиры, кабардинцы, балкарцы, карачаевцы, черкесы, адыгейцы и некоторые другие народы – всего около 65 процентов российских мусульман. Кто такие сунниты и шииты Поволжские татары сунниты или шииты.