Наступила ранняя весна. Греет весеннее солнце. Диктант. Первые дни весны.
Диктанты для 3 класса по русскому языку
Диктант за 3 четверть Над полями и лесами светит яркое солнце. Потемнели в полях дороги. Посинел на реке лед. В долинах зажурчали звонкие ручьи. Надулись на деревьях смолистые почки. На ивах появились мягкие пуховики. Выбежал на опушку робкий заяц.
Вышла на поляну старая лосиха с лосенком. Вывела медведица на первую прогулку своих медвежат. Разобрать по членам предложения: 1 вариант: четвертое предложение; 2 вариант: пятое предложение. Главные члены предложения подчеркнуть, словосочетания выписать. Диктант за 4 четверть Наступила весна. Солнце согнало снег с полей.
Раскрылись почки на деревьях. Показались молоденькие листочки. Проснулась пчелка. Она разбудила своих подруг. Пчелки вылетели из улья. Вот под кустиком они увидели синий цветочек.
Это была синяя фиалка. Она открыла свою чашечку. Там был сладкий сок. Пчелки напились сока и весело полетели домой. Источник Диктанты повышенной сложности. С помощью этих диктантов учителя и родители смогут проверить, насколько хорошо ребенок усвоил изучаемый материал.
Пособие можно использовать как на уроках русского языка, так и при самостоятельной работе дома. Оглавление Приведённый ознакомительный фрагмент книги Диктанты повышенной сложности. В данном пособии представлены контрольные и проверочные диктанты для учащихся третьих—четвертых классов по программе 1—4. Диктанты содержат большое количество орфограмм, поэтому давать их как контрольные работы лучше в сильных классах. Для слабых и средних классов диктанты можно использовать при текущей проверке, которую желательно проводить два—три раза в неделю. Такая работа, безусловно, повысит грамотность учащихся и разовьет их орфографическую зоркость.
Диктанты расположены по темам в соответствии с программными требованиями. Пособие можно использовать в качестве дидактического материала в школах, а также для занятий дома. Разделительный твёрдый знак — Ъ 1. Выписать из диктанта два слова с разделительным Ъ. Режиссёр объявил начало съёмки. Он разъяснил всем их обязанности.
Он очень въедливый. Ещё всем надоест. Снимаем отъезд поезда. Мы должны предъявить билеты. Вот поезд въезжает. Подъезжает к нам.
Мы садимся. Поезд отъезжает. Бежит взъерошенный оператор. В плёнке изъян! Режиссёр разъярён. Мы съёжились.
Он объясняет ещё раз. Повторная съёмка. Написать буквы, перед которыми пишется Ъ. Строители строят дом. В нём будет девять подъездов. Работает подъёмный кран.
Через главный въезд подъехал грузовик. Привёз блоки. Рабочие разъединяют блоки. Теперь предстоит подъём блоков наверх. Грузовик отъехал. Сейчас перерыв.
Каждый рабочий съест свой обед. Правописание слов с мягким и твёрдым знаком На двери нашего подъезда висит объявление. Ателье шьёт костюмы и платья. Ниже объяснение, как подойти или подъехать к ателье. Марья Васильевна заказала себе платье. Прошла неделя.
Марья Васильевна пришла в ателье. Предъявила квитанцию. Ей выдали платье. Она примерила. Ни одного изъяна! Какое уменье шить!
Для такого уменья нужно долгое ученье. Выписать из диктанта по два слова с разделительными Ь и Ъ. Написать по одному слову с буквосочетаниями ЬЮ, ЪЮ. Мы съели пирог. На земле остались крошки. Куры всё подъедят.
Вот лежит жирная свинья. Она съест любые объедки. У неё вольготное житьё. Во двор въехала машина. Это приехали наши родители. Они заключают нас в объятия.
Котёнок Демьян прижал ушки и съёжился. Папа поднял его и гладит. Демьян мурлычет от счастья. Папа для котёнка, как подъёмный кран. Написать два слова с Ъ и с корнем ЯСН. Осенью чаще всего погода стоит пасмурная.
По небу плывут караваны серых облаков. Они похожи на бесформенные оладьи. Часто моросит мелкий дождь. Иногда начинается ненастье. Листья желтеют и опадают с ветвей и сучьев. Земля покрыта листьями и грязью.
Комья грязи прилипают к подошвам. Трудно осенью вернуться с прогулки с чистой обувью.
Высокий дом — ….. Широкая лента — …… лента, долго говорить — долго …… Контрольные диктанты по русскому языку 3 кл. Прощание с осенью. В октябре стоит сырая погода. Всё вокруг стало нарядным. Две вороны сели на берёзу. В первом предложении подчеркнуть подлежащее и сказуемое. Указать над каждым словом части речи.
Выписать словосочетания с вопросами. Особенно ранней весной. Ласковое солнышко льёт на землю тёплые весенние лучи. Кругом появляются первые прекрасные цветы. Они будут радовать нас своей красотой. Грамматические задания: Выполните разбор третьего предложения. Выпишите словосочетания с именами прилагательными из первого и второго предложений. Укажите число, род имён прилагательных. Выполните звуко-буквенный разбор слова льёт. Дождь Дождя пока нет.
Небо ещё не затянуто тучами. Но кругом слышно нежное дыхание влаги. И вот начинают падать первые капли. Потом дождь расходится. Поставьте знак ударения. Подберите и запишите антонимы к выделенным именам прилагательным. Выпишите из текста имя прилагательное в форме ед. Ветреница Даже при слабом ветре качаются на тоненьких стебельках беленькие цветочки. Поэтому растение и назвали ветреницей. Она очень капризная.
Они начинают кивать своими маленькими головками лёгкому ветерку. Грамматические задания: Укажите известные вам части речи в пятом предложении. Выпишите словосочетания с именами прилагательными из первого предложения. Заря Над зарослями деревенского сада разливалась прозрачная лёгкая синева. Воздух был чист, как родниковая вода. На заре трава покрылась росой. Светало быстро. В тёплом доме тишина, сумрак. Но вот на бревенчатые стены легли квадраты оранжевого света. Грамматические задания: Найдите в тексте имена прилагательные и подчеркните их волнистой линией.
Укажите число и род имён прилагательных в первом предложении. Образуйте от слова солнце имя прилагательное в форме ед. Мастерица Ранним вечером над деревней нависла тяжёлая туча. По улицам пошла гулять седая вьюга. К утру метель улеглась. Поздний зимний рассвет озарил окрестность. Сотканный вьюгой снежный ковёр вспыхнул разноцветными искрами. Обозначьте род имён прилагательных. Разберите по составу в четвёртом и пятом предложениях все имена прилагательные. Выполните разбор первого предложения.
Поздняя осень Поздняя осень. По серому небу плывут низкие облака. Воздух морозен и свеж. Деревья сбросили свой разноцветный наряд. В природе закончился красочный карнавал. Только ели да сосны щеголяют в зелёных платьях. На земле лежит побелевшая от мороза листва. На неё садятся редкие белые мушки. Это снег. Природа готова к приходу зимы.
Выпишите два слова с парным согласным и два слова проверяемым безударным гласным в корне. Поход Однажды летом мы с классом отправились в поход. Ближние леса и холмы стали туманными. Кругом потемнело. Моросил редкий дождь. Часто налетал вихрь. Он ломал сучья деревьев и кустов, срывал и уносил листья. Мелкий дождик перерастал в сильный ливень. Грамматические задания: Выпишите из текста формы одного слова. Выделите окончания.
Найдите в тексте имена прилагательные в форме м. Выпишите из последнего предложения словосочетания с вопросами. Ранняя весна Ранней весной в огороде началась дружная работа. Разделили участок на грядки и посеяли семена овощей. Осенью мы соберём урожай. Напишите в скобках вопросы. Выпишите из текста два-три слова с парным согласным в корне, запишите проверочные слова. Заяц Закончилась дождливая холодная осень. Пришла студёная зима. Реку сковал лёд.
Снег укрыл землю белым покрывалом. Деревья стоят в зимних шапках. Выходит он из укрытия только вечером. В лесу у ушастого много врагов. Часто его спасают быстрые ноги. Грамматические задания: Найдите в первой части текста имена прилагательные, укажите число и род. Найдите в тексте имена прилагательные-синонимы. Подчеркните их. Летний луг Чудесный летний денёк! Мы с мамой пошли гулять на луг.
Сколько здесь цветов! Словно маленькие лучистые солнышки, белеют ромашки. Яркими искрами в траве алеют нежные гвоздички. От лёгкого дуновения тёплого ветерка склоняются лиловые колокольчики. Какое удивительное разнотравье! Какой замечательный букет ароматов! Выполните разбор шестого предложения. Зима В декабрьские дни установился прочный снежный покров. Сильные морозы сковали реку. Лесных жителей чаще сейчас можно увидеть в ельнике.
Там меньше снега. Тихо и в подводном мире. Солнечные лучи не проходят сквозь толстый слой льда и снега. Рыба прячется в мягком иле речного дна. Природа спит до весны. Грамматические задания: Запишите выделенные имена прилагательные в форме множественного числа. Укажите число и род имён прилагательных. У него сильные ноги, маленькая узкая голова и очень длинная шея. Чуткие уши жирафа слышат даже слабые шорохи. При необходимости жираф защищается мощными ударами копыт и головы.
Обозначьте число имён прилагательных. Образуйте от данных имён существительных имена прилагательные в форме ж. Звезда, счастье, гигант, капуста, грусть. Ель Ель — удивительное вечнозелёное дерево. Темно в еловом лесу. Мохнатые лапы почти не пропускают свет. На земле лежит густой ковёр из мхов, кустиков черники. Шишки у ёлки длинные и узкие. Шишками любят лакомиться проворные белки, дятлы, клесты. Грамматические задания: Найдите в тексте имена прилагательные, выделите окончания.
Укажите число, род, падеж. Место, радость, звезда, вкус, интерес. Выполните звуко-буквенный разбор слова ёлка. Родина Велика и прекрасна Россия! Родина наша богата великими реками, глубокими озёрами, обширными равнинами. А сколько у нас лесов! Грамматические задания: Дайте характеристику первого предложения по цели высказывания и интонации. Укажите число и род. Выполните разбор четвёртого предложения. Букет для мамы В яркий солнечный день Лёва со своим младшим братом Ильёй пошли гулять на луг.
Там они собрали красивый букет из цветов для мамы. В нём белый и красный клевер, нежные голубые колокольчики, белые ромашки с жёлтым солнышком в середине. Илья принёс букет домой. Лёва поставил его в кувшин. Грамматические задания: Выполните разбор последнего предложения. Подберите к имени прилагательному яркий подходящие по смыслу имена существительные ж. Найдите в третьем предложении имена прилагательные. В роще Закончился снегопад. Здесь было удивительно тихо и очень красиво. Молодые берёзки стояли в пушистых шубках и кружевных платочках.
Под тёплым белым одеялом спали светлые опушки. Вот на ветку села маленькая синичка. Но её тонкий свист не нарушил зимний сон природы. Далеко ещё до тёплых весенних деньков. Рядом с каждым выписанным прилагательным в скобках обозначьте количество звуков и букв. Укажите, какими частями речи являются слова пятого предложения. Образуйте от имени существительного веселье имена прилагательные в форме м. Составьте с ними словосочетания. Родной простор Рано утром мы с мамой вышли погулять. Роса на траве уже высохла.
Лёгкий ветерок был ласков и свеж. Тяжёлые колосья пшеницы налились золотыми зёрнами. Среди солнечной желтизны спелых хлебов голубыми искрами мелькали васильки. Безмятежное счастье наполняло всё вокруг. Разберите по составу данные имена прилагательные: звонкий, золотистая, зимняя, жёлтенький. Запишите несколько однокоренных слов с корнем — зелен-. За малиной Было раннее летнее утро. На зелёной траве прозрачными каплями блестела роса. Яркие огоньки спелых ягод красовались на кустах. Только колючие ветки не спешили отдавать детям душистое лакомство.
Ребята собирали ягоды ловко, но осторожно. Скоро бабушкино лукошко и кувшин у внучат были полны малины. Пора домой. Грамматические задания: Выпишите из первого абзаца словосочетания сущ. Выполните разбор пятого предложения. Составьте и напишите словосочетания сущ. Укажите род имён прилагательных, выделите окончания. В лесу Рассвет осветил деревню розовым светом. На небе погасли яркие звёзды. С реки подул свежий ветерок.
На осинках задрожали листочки. На траве засверкала серебристая роса. Хорошо идти по лесной тропинке. Под ногами лежат длинные тени. Тихо вокруг. Только где-то вдалеке слышен стук дятла по стволу старого дерева. Укажите части речи. Выпишите словосочетания. Найдите имена прилагательные во второй части текста. Диктанты по русскому языку.
Авторское Свидетельство о публикации в СМИСвидетельство О создании электронного портфолиоГрамота за Информатизацию образованияРецензия По быстрому созданию эффектных презентаций Диктанты по русскому языку для 3 класса «Планета знаний»Входной диктант. Берёза плачет. Илья и Алла гуляли по лесу. Сели они на пенёк отдыхать. Вдруг на лоб Илье упала капелька. Мальчик поднял глаза. Откуда дождь? Это плакала берёза. Из ранки на стволе капал сок. Злые люди ранили дерево.
Дети присыпали ранку землёй. Записать цифрой, сколько слов в предложении. Поставить ударение в словах третьего предложения. Разделить слова для переноса: Алла, капелька, ранки. Дети выбирают 2 слова для разбора из предложенных.
Немножко тепла и очень многосвета. Раскрылись почки на деревьях. Показались молоденькие зелёные листочки...
Редко сюда проникал солнечный луч. Громадные ели и сосны стояли угрюмо. Они опустили могучие ветки... Контрольный диктант по теме: «Лексика,... В лесу тихо. Идёт мелкий дождь. Деревья давно сбросили листья. Мокрая листва листва не шуршит под ногами...
На дворе стоит глубокая осень. Скучная картина! Льют частые дожди.
Земля холодная. Ласковое весеннее солнце согревает всё вокруг. Синее небо высокое. По небу плывёт лёгкое облачко. Крепкий лёд на реке потемнел. Сонный лес стоит голый.
Пахучие почки уже набухли. На вербах отпали тонкие чешуйки, показались серенькие барашки.
Диктант по русскому языку 3 класс «Весна»
Тема диктанта — ранняя весна, описание прекрасного времени года, когда зима уступает место свежести и пробуждению природы. Смотрите видео онлайн «Диктант 3 класс «Весенняя поездка»» на канале «Диктанты по русскому языку» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 31 октября 2022 года в 2:29, длительностью 00:11:13, на видеохостинге RUTUBE. Диктанты по русскому языку за 3 класс 3 четверть, соответствующие программам школ России и ФГОС. Диктант весна 3 класс 3 четверть школа россии. Просмотр файла Диктанты 3 класс 4 размером 0,02Мб в режиме ОН-ЛАЙН с возможностью скачать. Поурочные планы 2;3;4 класс [281].
Хороша ранняя весна в лесу | Диктант
Выписать два слова с приставками. Выделить приставки. Весна пришла! Весеннее солнце пригрело землю. Зазвенела весенняя капель. У домов галдят крикливые воробьи. С пригорков побежали говорливые ручейки.
На полях зазеленели хлеба. Ветки ивы покрылись золотыми шарами. В лесу зацвели голубенькие подснежники. Синички весело перелетали с ветки на ветку. Они искали в складках коры деревьев червячков. Тетерева слетелись на поляны.
Птицы чертили по земле крыльями и затевали шумные игры. Скоро прилетят на родину журавли. Разобрать по составу слово крикливые. Определить время глагола в 1 предложении. Вариант: Выполнить разбор 4 предложения. Разобрать по составу слово говорливые.
Определить время глагола в последнем предложении. Весна Весна долго не открывалась. В апреле стояла ясная морозная погода. Днем под лучами солнца тихо таял снег. Вдруг резко потянуло теплым ветром. Окрестности окутались густым молочным туманом.
Мутным потоком полились воды. С яростным треском ломались на реке гигантские льдины. Поздно вечером туман ушел. Небо прояснилось.
Вот ленивые создания выползают из своих нор и сырых тенистых мест. Быть дождю! В сухую погоду редко показываются они на глаза. На охоту жабы выходят ночью. Они хорошо чувствуют себя в воде и на суше. Слова для справок: предсказать, показываются, создания. Всю осень стояла теплая погода. Только в ноябре выпал снег. Витя вернулся из школы. Он взял лыжи и пошел к Пете. Товарищи отправились в путь. Лес начинался за деревней. Он был весь покрыт снегом. Сколько следов под кустами и деревьями! Следы ребята знали хорошо. Ведь они родились в деревне. Лесная тропа вывела мальчиков на луг. Там стоял стог сена. И возле стога ребята увидели глубокие свежие следы. Это олени приходили в гости. Все больше мы чувствуем дыхание весны. Еще вчера налетал порывистый северный ветер. Бросал в лицо колючий снег. А сегодня воздух словно напоен влагой. С деревьев полетели тяжелые прозрачные капли. Вдруг в сырой куст сирени упал воробей. Он покрутил головкой и зачирикал. Мягкие черные перышки на шейке воробья вздрагивали. В этот миг серый певец казался мне лучше всех птиц на свете. Он пел славу весне. Как появились пряники на Руси? Раньше их выпекали к празднику или в подарок. Пряничными жаворонками встречали весну. Они были румяные, сладкие. Выбегали с ними ребятишки на улицу и звали матушку весну и тёплое лето. А настоящие птицы весну приносили. Шли годы. Мастера не забыли, как выпекать пряники. Сегодня их можно купить в Москве, Твери и других городах. Особо знамениты тульские пряники. Снегирь чуть больше воробья. С черной шапочкой на голове и серой спинкой. Снегиря можно наблюдать на опушке меси, в саду, в парке. Снегирь хорошо лазает по ветвям дерева. На рябине или клене снегири сидят часами. Они могут просидеть там весь короткий зимний день. Эти птицы едят семена деревьев. Весной снегири летят в чащу леса. Они устраивают гнезда в густых лапах ели и на ветках березы. Это самый холодный континент на всём земном шаре. Круглый год здесь поверхность суши покрыта льдами. Над снежными просторами белой пустыни мчатся сильные ветры, бушуют беспощадные вьюги. Это настоящее царство метелей и ледяной стужи. Много лет учёные всего мира изучают климат Антарктиды. Но и сегодня ледяной материк очень мало изучен людьми. Грамматические задания: 1. Выпишите из текста три-четыре имени существительных, в которых количество букв и звуков не совпадает. Укажите количество слогов, звуков и букв. Выпишите из текста три имени прилагательных с проверяемым безударным гласным в корне. Напишите к ним проверочные слова.
Реку сковал лёд. Снег укрыл землю белым покрывалом. Деревья стоят в зимних шапках. Выходит он из укрытия только вечером. В лесу у ушастого много врагов. Часто его спасают быстрые ноги. Грамматические задания: Найдите в первой части текста имена прилагательные, укажите число и род. Найдите в тексте имена прилагательные-синонимы. Подчеркните их. Летний луг Чудесный летний денёк! Мы с мамой пошли гулять на луг. Сколько здесь цветов! Словно маленькие лучистые солнышки, белеют ромашки. Яркими искрами в траве алеют нежные гвоздички. От лёгкого дуновения тёплого ветерка склоняются лиловые колокольчики. Какое удивительное разнотравье! Какой замечательный букет ароматов! Выполните разбор шестого предложения. Зима В декабрьские дни установился прочный снежный покров. Сильные морозы сковали реку. Лесных жителей чаще сейчас можно увидеть в ельнике. Там меньше снега. Тихо и в подводном мире. Солнечные лучи не проходят сквозь толстый слой льда и снега. Рыба прячется в мягком иле речного дна. Природа спит до весны. Грамматические задания: Запишите выделенные имена прилагательные в форме множественного числа. Укажите число и род имён прилагательных. У него сильные ноги, маленькая узкая голова и очень длинная шея. Чуткие уши жирафа слышат даже слабые шорохи. При необходимости жираф защищается мощными ударами копыт и головы. Обозначьте число имён прилагательных. Образуйте от данных имён существительных имена прилагательные в форме ж. Звезда, счастье, гигант, капуста, грусть.
Смолой запахли душистые почки. Появилась молодая травка. Выглянул голубенький подснежник. С пригорка зажурчал говорливый ручеёк. У сосны резвились счастливые бельчата. Только маленький зайчик спрятался под густой елью. На поляну медведица вывела своих медвежат. Весёлый и радостный лес весной. Грамматические задания: 1.
Итоговый контрольный диктант по русскому языку 3 класс "Школа России"
Яркими искрами в траве алеют нежные гвоздички. От лёгкого дуновения тёплого ветерка склоняются лиловые колокольчики. Какое удивительное разнотравье! Какой замечательный букет ароматов! Выполните разбор шестого предложения. Зима В декабрьские дни установился прочный снежный покров. Сильные морозы сковали реку. Лесных жителей чаще сейчас можно увидеть в ельнике. Там меньше снега.
Тихо и в подводном мире. Солнечные лучи не проходят сквозь толстый слой льда и снега. Рыба прячется в мягком иле речного дна. Природа спит до весны. Грамматические задания: Запишите выделенные имена прилагательные в форме множественного числа. Укажите число и род имён прилагательных. У него сильные ноги, маленькая узкая голова и очень длинная шея. Чуткие уши жирафа слышат даже слабые шорохи.
При необходимости жираф защищается мощными ударами копыт и головы. Обозначьте число имён прилагательных. Образуйте от данных имён существительных имена прилагательные в форме ж. Звезда, счастье, гигант, капуста, грусть. Ель Ель — удивительное вечнозелёное дерево. Темно в еловом лесу. Мохнатые лапы почти не пропускают свет. На земле лежит густой ковёр из мхов, кустиков черники.
Шишки у ёлки длинные и узкие. Шишками любят лакомиться проворные белки, дятлы, клесты. Грамматические задания: Найдите в тексте имена прилагательные, выделите окончания. Укажите число, род, падеж. Место, радость, звезда, вкус, интерес. Выполните звуко-буквенный разбор слова ёлка. Родина Велика и прекрасна Россия! Родина наша богата великими реками, глубокими озёрами, обширными равнинами.
А сколько у нас лесов! Грамматические задания: Дайте характеристику первого предложения по цели высказывания и интонации. Укажите число и род. Выполните разбор четвёртого предложения. Букет для мамы В яркий солнечный день Лёва со своим младшим братом Ильёй пошли гулять на луг. Там они собрали красивый букет из цветов для мамы. В нём белый и красный клевер, нежные голубые колокольчики, белые ромашки с жёлтым солнышком в середине. Илья принёс букет домой.
Лёва поставил его в кувшин. Грамматические задания: Выполните разбор последнего предложения. Подберите к имени прилагательному яркий подходящие по смыслу имена существительные ж. Найдите в третьем предложении имена прилагательные. В роще Закончился снегопад. Здесь было удивительно тихо и очень красиво. Молодые берёзки стояли в пушистых шубках и кружевных платочках. Под тёплым белым одеялом спали светлые опушки.
Вот на ветку села маленькая синичка. Но её тонкий свист не нарушил зимний сон природы. Далеко ещё до тёплых весенних деньков. Рядом с каждым выписанным прилагательным в скобках обозначьте количество звуков и букв. Укажите, какими частями речи являются слова пятого предложения. Образуйте от имени существительного веселье имена прилагательные в форме м. Составьте с ними словосочетания. Родной простор Рано утром мы с мамой вышли погулять.
Роса на траве уже высохла. Лёгкий ветерок был ласков и свеж. Тяжёлые колосья пшеницы налились золотыми зёрнами. Среди солнечной желтизны спелых хлебов голубыми искрами мелькали васильки. Безмятежное счастье наполняло всё вокруг. Разберите по составу данные имена прилагательные: звонкий, золотистая, зимняя, жёлтенький. Запишите несколько однокоренных слов с корнем — зелен-. За малиной Было раннее летнее утро.
На зелёной траве прозрачными каплями блестела роса. Яркие огоньки спелых ягод красовались на кустах. Только колючие ветки не спешили отдавать детям душистое лакомство. Ребята собирали ягоды ловко, но осторожно. Скоро бабушкино лукошко и кувшин у внучат были полны малины. Пора домой. Грамматические задания: Выпишите из первого абзаца словосочетания сущ. Выполните разбор пятого предложения.
Составьте и напишите словосочетания сущ. Укажите род имён прилагательных, выделите окончания. В лесу Рассвет осветил деревню розовым светом. На небе погасли яркие звёзды. С реки подул свежий ветерок. На осинках задрожали листочки. На траве засверкала серебристая роса. Хорошо идти по лесной тропинке.
Под ногами лежат длинные тени. Тихо вокруг. Только где-то вдалеке слышен стук дятла по стволу старого дерева. Укажите части речи. Выпишите словосочетания. Найдите имена прилагательные во второй части текста. Диктанты по русскому языку. Авторское Свидетельство о публикации в СМИСвидетельство О создании электронного портфолиоГрамота за Информатизацию образованияРецензия По быстрому созданию эффектных презентаций Диктанты по русскому языку для 3 класса «Планета знаний»Входной диктант.
Берёза плачет. Илья и Алла гуляли по лесу. Сели они на пенёк отдыхать. Вдруг на лоб Илье упала капелька. Мальчик поднял глаза. Откуда дождь? Это плакала берёза. Из ранки на стволе капал сок.
Злые люди ранили дерево. Дети присыпали ранку землёй. Записать цифрой, сколько слов в предложении. Поставить ударение в словах третьего предложения. Разделить слова для переноса: Алла, капелька, ранки. Дети выбирают 2 слова для разбора из предложенных. Диктант по теме «Состав слова, словосочетания». И вновь весна пришла.
Наступило чудесное время. Весна поселилась в каждом листочке, на каждой веточке. Кругом стояла звонкая тишь. Пузырьки молодого свежего воздуха гонялись друг за другом и звенели, звенели. Всё Выскочили из своих жилищ и зверьки. Большие и маленькие, тощие и упитанные, они грелись в первых лучах солнца. Каждый искал свежую зелень — былинку. А весна уверенно шагала по земле.
Разобрать слова по составу: чудесное, листочке, шагала, наступило. Выписать по 2 словосочетания к схемам:Гл. Выполнить разбор последнего предложения. Слова для выноса на доску: вновь, зел. По теме «Второстепенные члены предложения». Поздняя весна. Наступила поздняя весна. Погода стоит чудесная.
Яркие лучи солнца ласкают землю. Текут и журчат ручейки. Из земли показалась молодая травка. Появились голубые подснежники. На берёзах и тополях набухли почки. В лесу запахло берёзовым соком. Скоро на деревьях зазеленеют листья! Вот уже видны их первые зелёные язычки.
Птицы поют свои весёлые песни. Радостно чирикают воробьи. Прыгают шустрые синички. Все рады весне! В первых трёх предложениях подчеркнуть слова, в которых звуков больше, чем Задания:букв. Разобрать 6 предложение главные члены предложения, части речи, связь слов в предложении. Разобрать по составу слова: травка, берёзовым, синички, подснежники. Диктант по теме: «Глагол».
Снежинки Тихо падают из облаков на землю лёгкие снежинки. Подставь варежку и поймай их. Как они чудесны! Снежинки имеют разную форму. Им даже названия дали. Это звезда, это пушинка, это ёж. А сколько красивых рисунков можно сделать! Слепившись, снежинки образуют снежные хлопья.
Они похожи на кусочки мягкой ваты. Корабельникову Задания. Над глаголами укажите форму времени и числа. Выполните разбор первого предложения главные члены предложения, части речи, Связь слов в предложении. Полугодовой диктант в 3 классе. Пахло хвоей и смолой в сосновом лесу. Дед Иван загадочно молчал. Мы прошли поузкой дорожке к берёзовой роще.
Там мы услышали стук дятла. Прошло несколько минут. Дятел перелетел на новое место. Дед Иван собрал лукавые морщинки на лбу. В рощице мынашли много берёз с дырочками на стволах. Тут добывали вкусный сок дятлы. Слова для справок: услышали, перелетел. Выполни разбор 7 предложения подчеркнуть главные члены предложения, указать частиречи, установить связь слов в предложении — выписать словосочетания :Задания:Дед Иван собрал лукавые морщинки на лбу.
Выпиши из текста 2 слова с парной согласной в корне и 2 слова с безударной гласной вкорне, подбери к ним проверочные слова, выдели орфограмму графически. Составь и запиши из предложенных слов словосочетания. Укажи в словосочетанияхглавные слова. Напиши вопросы, которые задаёшь к зависимым словам. Укажи части речи. Бабушка комн. А п, пп арат, праз. Годовой контрольный диктант.
Лесные загадки. Настала чудесная пора. Ребятишки из села Морозовки бегут в соседний лесок. Накаждом шагу тут загадка. Из травы глядит белый глазок. Это земляничка. Скоро созреютсладкие ягоды. Что за клубок покатился по тропинке?
Ёжик побежал в своё жилище. Какие зверьки ловко скачут по веткам и стволам? Белочки в рыжих шубках делают лёгкиепрыжки. Чей домишко из иголок под елью? Тут хлопочут муравьи. Слова для справок: домишко, хлопочут. Задания к диктанту. Выполнить разбор 4 предложения подчеркнуть главные члены предложения, указать части речи, установить связь слов в предложении — выписатьсловосочетания.
Разобрать слова по составу: Морозовки, загадка, побежал. Выписать по 2 слова с парными согласными в корне и с безударными гласными вкорне, проверяемыми ударением. Записать проверочные слова. Контрольный годовой словарный диктант. Аппликация из листьев, дедушкина гимнастёрка, ушёл за горизонт, благодарить запредставление, чемпионат по футболу, редкая профессия, иллюстрация к сказке, искреннее извинение, богатое воображение, корзина цветов, строгий тренер. Контрольное списывание. Бобровый гон. Глядя на поваленные деревья, трудно поверить, что всё это сделал зверь.
Разобрать по составу слово говорливые. Определить время глагола в последнем предложении. Весна Весна долго не открывалась. В апреле стояла ясная морозная погода. Днем под лучами солнца тихо таял снег. Вдруг резко потянуло теплым ветром. Окрестности окутались густым молочным туманом. Мутным потоком полились воды. С яростным треском ломались на реке гигантские льдины. Поздно вечером туман ушел.
Небо прояснилось. Утром солнце съело тонкий лед. В теплом весеннем воздухе залились чудным хором жаворонки. Высоко в небе пролетели с радостным криком журавли и гуси. Пришла настоящая весна. Выпиши из текста три слова с безударным гласным звуком в корне слова, проверяемым ударением. Подбери проверочное слово. Подчеркнуть главные члены предложения, надписать части речи. Диктант по теме «Предложение» Осень в лесу Как красив осенний лес! Березки надели золотые платья.
Листья клена разрумянились. Густая листва дуба стала как медь. Сосны и ели остались зелеными. Пестрый ковер листьев шуршал под ногами. А сколько грибов в лесу! Душистые рыжики и желтые опята ждут грибников. Выделить грамматическую основу во 2 предложении. Дать характеристику 1 предложению. Выделить грамматическую основу в 3 предложении. Диктант по теме «Правописание безударных гласных в корне слова» Снежные фигурки С неба летел мокрый снежок.
Ребята выбежали во двор и стали лепить из снега фигурки. Коля слепил снеговика. Хорош снеговик! В носу краснела морковка. В руке метла, а на голове ведро. Женя строил башню с ледяными окошками. Толя и Илья лепили Деда Мороза и Снегурочку. Дед Мороз был с бородой. Снегурочка в руках держала зеленую елочку. Выписать из текста группу родственных слов, выделить корень.
Диктант по теме «Правописание суффиксов и приставок» Зимой Был зимний денек. Синичка Зинька прыгала по веткам. Глазок у синички острый. Под корой деревьев она добывала насекомых. Вот Зинька раздолбила дырочку, вытащила букашку и съела. Тут выпрыгнула из снега мышка. Мышка дрожит, вся взъерошились. Она объяснила Зиньке свой страх. Мышка провалилась в медвежью берлогу. Там крепко спали большая медведица и маленькие медвежата.
Рядом с лодкой плыл красивый лебедь. Лебедь гордо вышел на берег. Он тяжело переваливался на своих кривых чёрных ногах. Подбежал пёс и заворчал на птицу. Умная птица. Родная сторона вытянула длинную шею и зашипела на собаку. Собака отступила и, опустив голову, ушла. Старик от души смеялся.
Предупредить о постановке запятых. Диктант "Летнее пастбище". Тайга поредела. Пихты и ели оживали после зимы. Много веток и сучьев пострадало от ветра и северной стужи. Мы часто перепрыгивали через сухой валежник. Одинокие берёзки робко шелестели листвой. Мы подъехали к лугам.
Весь скот выгнали на летнее пастбище. Два бычка спрятались в тени. За ними потянулись и остальные. Их остановил пастух Кузьма. Ему помогали сыновья. Диктант "На реке". Дядя Никита с сыном жили в тайге. Сторожка стояла на берегу реки Краснуха.
Кругом тишь. За много лет Никита изучил реку. Хорошо знал всех обитателей. У берегов тихо шуршал камыш. В его зарослях каждую весну строили свои гнёзда утки. Вот появились и первые утята. Ранним утром мать выводила их на берег. Малыши щипали травку.
Мать была довольна. Диктант "Роса". Раннее утро. Мы подъехали к деревне.
Грамматические задания 1. Обозначьте части речи в предложении. Выделите основу предложения. Выпишите словосочетание прил. Состав слова Ноябрь.
В ноябре похолодало. Стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья. С берёз и осин листва давно опала. Земля покрыта ковром из листьев. Только на дубах желтеют сухие листья. Тишина в лесу.
Вдруг донеслась весёлая песня. Я оглянулся. На берегу речки сидела птичка.
Каталог статей
Итоговый контрольный диктант по русскому языку 3 класс Постановку знаков препинания вне программы проговаривает учитель. За одну ошибку в диктанте считаются: – два исправления; – две пунктуационные ошибки; – повторение ошибок в одном и том же слове. диктант третий класс контрольный диктант для 3 класса диктант по русскому языку. Ранняя весна Наступила весна.
Рабочие материалы. Диктанты (3 класс)
Диктант. Ранняя весна С земли сошёл последний снег. Диктант 3 класс 3 четверть «Поздняя весна» Наступила поздняя весна. Хороша ранняя весна в лесу!
Диктанты по русскому языку УМК «Школа России» 3класс (Канакин В. П, Горецкий В. Г)
Вот иллюстрации. Это русалка. На другой странице поп и Балда. Над ними облака. А вон солнышко. Завтра Кирилл начнёт читать рассказы Чехова. Скоро он будет здоров. Пойдёт играть в теннис.
А там уже и осенние каникулы. Выписать два слова с парной согласной в слабой позиции. Начались каникулы. Какая у нас будет программа? В субботу мы идём на хоккей. В воскресенье прогулка по осеннему лесу. Осенью лес так красив!
Аллеи покрыты разноцветным ковром из листьев. В понедельник играем в теннис. Во вторник наш знакомый ассистент режиссёра пригласил нас на съёмку. В среду мы посещаем музей кристаллов. В четверг идём в бассейн. В пятницу готовимся к школе. Читаем рассказ Куприна и повторяем грамматику.
Режиссёр объясняет коллективу задачу. Ассистент режиссёра разговаривает с корреспондентами. Оператор настраивает киноаппарат. Начался процесс съёмки. Киноаппарат жужжит. Группа актёров проходит перед камерой по аллее и садится на стулья. Актриса берёт кувшин и наливает молоко в кружки.
На заднем плане виден старинный особняк с колоннами. Вся территория должна быть хорошо освещена. Один прожектор висит на осине, а другой — на сосне. Там уже сидел один пассажир. Мы ехали по трассе. Тут у машины сломалась рессора. Что делать?
Я опаздывал на заседание комиссии по организации праздничной иллюминации. К счастью, мимо шёл троллейбус. В этот утренний час троллейбус совсем забит. Группа пассажиров сходила на следующей остановке. Я прошёл в середину. Муж Савва Геннадьевич встречает её в аэропорту. Он вчера получил телеграмму от жены.
Среди других пассажиров Анна Кирилловна прошла в вестибюль. По радио прозвучало объявление. Пора предъявлять документы. Все покидают аэропорт через главный подъезд. Вытянулась длинная процессия. Она будет ставить компрессы и делать инъекции. Кирилл мечтает пойти на завод.
Он будет класть металл под пресс. Кирилл хочет работать в хорошем коллективе. Анна будет режиссёром. Ей нравится процесс съёмки. Римма станет спортсменкой. Она будет бегать кроссы или играть в теннис. Геннадий станет военным.
Он пойдёт служить в артиллерию. Инна хорошо рисует иллюстрации к рассказам русских классиков. Она хочет стать художницей. Сделал утреннюю зарядку. Пробежался по аллее парка. Приятное весеннее утро. Грязь уже высохла.
Я вернулся и принял ванну. После ванны разыгрался аппетит. Я съел на завтрак оладьи с вареньем. Пошел на аллею. Взял с собой русскую грамматику. Интеллигентный человек должен хорошо знать родной язык. Днем дома позанимался английским языком.
У меня уже большой прогресс. Выучил наизусть балладу Жуковского. Тут позвонили мои сестры Анна и Алла. Мы отправились на теннисный корт. Кладёт дрожжи в тесто. Её увлекает процесс готовки. Кто там идёт по аллее?
Друзья Сюзанны Кирилл и Анна? На территории посёлка мрак и тишь. Сюзанна дома одна. Утром у неё была ссора с подругой Аллой. Исчезли все иллюзии. У Сюзанны болит голова. Она идёт в дом и аккуратно кладёт на лоб компресс.
Взбежал на гору. Посмотрел по сторонам. Рядом обрыв. Конь подошёл к обрыву и посмотрел вниз. Там река. Конь отошёл от обрыва и спустился к реке. После подбежал к воде и посмотрел на своё отражение.
Попил из реки. Вошёл в воду и переплыл реку. Вышел из воды на другом берегу. Стряхнул с себя воду и поскакал к лесу. Скоро он забежал под деревья. С осины взлетела сорока и полетела по направлению к деревне. На тропинке сидел заяц.
Счастливое время! Грамматическое задание 1. Полный анализ простого предложения по членам предложения: 1 вариант Полярные совы живут в тундре. Определить форму падежа имён существительных в предложении: По небу плывёт лёгкое облачко. Итоговый контрольный диктант проверить уровень освоения программы по русскому языку и сформированность предметных результатов: вычленение общих способов решения орфографических задач и использование их при письме; применение правил правописания в объёме содержания курса 3 класса ; осознание места возможного возникновения орфографической ошибки; каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв писать под диктовку текст. Диктант Могучий дуб Рос на опушке могучий дуб. Был он самым заметным в округе. Стоял великан и осматривал всю местность, тихо шелестел листвой.
Пышным ковром стелилась изумрудная трава под деревом.
С него хорошо съезжать на салазках. На покрытый снежной скатертью пляж по шоссе вышли трубач и скрипач. Они гуляли. Перед ними был прекрасный пейзаж. Ледяное море темнело под звёздным небесным сводом. Звёзды напоминали таинственный чертёж.
Луна походила на круглый мяч. Волна плескалась о кирпич набережной. Мороз, как ёж, вызывал лёгкую дрожь. Вдали, словно кулич, стояла гора с плоской вершиной. Луч маяка прорезал тьму. Маяк — это морской страж. Экипаж корабля видит его издали и находит берег.
Солнце начинает светить всё ярче. Его луч, словно меч, пробивает брешь в зимней стуже. На помощь зиме приходит морозная ночь. Холодный звёздный свет сменяет солнце на небесном своде. Луна появляется, как страж зимы. Порой мороз заводит свою трескучую речь и днём. Нам грустно.
Мы чувствуем горечь. Вот и нет весенних деньков. Но это ложь! Пейзаж меняется всё сильней. А вот и первый грач ищет на земле съедобную мелочь. Словно чудесный врач, солнце лечит природу от зимы. В нём, словно брешь, сияет луна.
Она похожа на чудесный калач или кулич. В полночь на земле стоит тишь. Иногда прошуршит мышь в прошлогодних листьях. Ночной сторож подбросит дров в печь. Большая пустошь возле села уже свободна от снега. В лесу, как старый фарш, лежит сероватый снег. Это уже совсем лишняя вещь.
Ночью мороз приходит на помощь зиме. Он думает, что может остановить весеннее тепло. Это ложь! Теперь он — сторож. В его избушке есть русская печь. Это очень хорошая вещь. Просто роскошь!
За окном сыро — здесь сушь. Вкусен борщ из печи! Но это зимой. Летом дед любит уходить жить в шалаш. Ещё у деда есть большой гараж. Там стоит его машина «Москвич». Однажды очень близко от села прошёл смерч.
На гараж упала тяжёлая ветка сосны. Она пробила крышу, как нож или меч. Крыша дала течь. За ночь машина приняла душ. Дед ловко заделал брешь. Солнце палит нещадно. Пшеница и рожь могут погибнуть.
И людям несладко. Спасает ванна или душ. Молодёжь ходит на пляж. Купание сейчас — просто роскошь. Мой друг Коля забрался в лесную глушь и построил там шалаш. Природа пришла к нам на помощь. В полночь звёздное небо затянули тучи.
Началось ненастье. Словно в небесном своде пробили брешь, и он дал течь. Её муж — Геннадий Николаевич — врач. Он входил в экипаж космического корабля. У него есть гараж и машина «Москвич». Геннадий Николаевич — хороший водитель, но не лихач. Он несколько раз помог нам перевезти багаж.
Вчера мы с ним ездили на хоккейный матч. Сама Анна Сергеевна — завуч в школе. Она ведёт русский язык в нашем классе. Бывает, Анна Сергеевна ругает нас за плохую русскую речь. При устном ответе по грамматике я иногда испытываю лёгкую дрожь. Солнце растопило снег на полях. Вон по грядкам идёт чёрный грач в поисках съедобного.
А вот на опушке лежит безобразный сугроб. Он похож на корабль, который дал течь. Экипаж уже сошёл на берег. Мы выходим на пустошь и видим чудесный пейзаж. На подъёме к вершине холма стоит группа дубков, клёнов, берёз. Под большими деревьями виднеется древесная мелочь. Это лесная молодёжь.
Хорошо сейчас забраться в глушь, слушать лесную тишь. Наступила ранняя весна. Весеннее солнце ласково пригревает землю. Но погода стоит ещё зимняя. То поднимется сильная метель, то ударит трескучий мороз. Но это уже последний холод. Приходит весёлая оттепель.
Снежный покров тает. Разливается талая вода. Вот одинокий сугроб сохранился в тени. Это — последний страж зимы. Холодная царица ушла на далёкий север. У всех радостное настроение. Весна — чудесное время года.
А вот и первая зелёная травка. Стоял жуткий мороз. Небо было ясное и звёздное. Лунный свет серебрил мягкий снег. Его покрывал тонкий наст. При ходьбе раздавался резкий скрип. Скользкий пологий подъём вёл к моему подъезду.
Закрытая дверь открывалась ключом. Маленький металлический ключ лежал на дне моего кармана. Яркий свет фонаря освещал площадку. Вдруг на дверь упала длинная тень.
Здесь крепким клювом поработал дятел. А кто грыз орешки и бросал скорлупки вниз?
Это белка. Куда ведут заячьи следы? В осинник. Робкий зверек в белой шубке сидит под осинкой, прижал ушки. На макушку дуба уселся ворон. Под елью большой сугроб.
Там берлога медведя. Там паслось стадо коров. Предупредительные объяснительные диктанты Редкий денек Светило спокойное солнце. День выдался без ветерка. Редкая удача. На грядке доцветали поздние астры.
По веткам яблонь прыгали синицы. Бочарников Барсуки На зеленой травке играли барсучата. Они рады теплу и солнцу. Барсучиха зорко осматривала местность. Вдруг хрустнула ветка. Опасность грозит малышам!
Барсуки быстро спрятались в нору. Ненастные дни Ненастная погодка была в конце ноября. В саду шумел ветер. Лил дождь. Дорогу размыло. Туман окутал окрестность.
Грустно и нерадостно было на душе. Проверочные диктанты Праздничный лес Ночная вьюга украсила лес. Он стал как чудесная сказка. Молоденькие кустики укрылись снежными шубками. Еловые лапы надели мягкие рукавицы. Гигантские сугробы напоминали великанов.
Вот взошло солнце. Яркими блестками засветились снежинки. Из-под снега вылетел тетерев. Он зорко осмотрел местность и взлетел на гибкую ветвь березы. Праздник весны Утро в лесу. На зеленой траве роса.
Выглянуло солнце. Оно осветило окрестность. В маленьких росинках заблестели огоньки. Весь лес светился. Это был чудесный праздник весны. На деревьях шумела молодая листва.
Радостно звучали птичьи голоса. В мягкой травке резвились лисята, а в тростнике урчали лягушки. Таня и мама украшали пушистую елку. На праздник пришли гости. Все веселились. Только мама была грустная.
Она ждала сына-моряка. Вдруг раздался звонок. Ребята быстро подбежали к дверям. В комнату вошел Дед Мороз. Он стал раздавать детям подарки. Потом Дед Мороз снял седую бороду.
Мама увидела сына-моряка. Радостной была эта встреча! Слова для справок : Новый год, Дед Мороз, увидела. Выделить в словах суффиксы или приставки и вписать их в графические обозначения суффиксов или приставок. Предупредительно-распределительные диктанты Записать слова, распределяя их в два столбика: в первый слова, в которых удвоенные согласные находятся в корне, во второй слова, в которых одна из удвоенных согласных является частью корня, другая — суффиксом или частью суффикса. Проверочные диктанты Как белочка зимует Закрутила метель.
Белка поспешила к гнезду. Гнездо у зверька теплое. Забралась белка в гнездо и прикрылась пушистым хвостиком. Холодный ветер и мороз не страшны зверьку. Утихла непогода. Вылезла белка из гнезда.
Она ловко поскакала с дерева на дерево. Вот белка взяла в лапки еловую шишку. Она стала ее обгрызать. Вкусная еда у зверька запасена в кладовой. Синичка Стояли трескучие морозы. Каждое утро Костя выносил птицам свежий корм.
Однажды у кормушки мальчик увидел синичку. Она лежала на снегу. Костя принес птичку домой и поместил ее в клетку. Синичка открыла глазки и ожила. Костя поставил в клетку чашку с пшеном и блюдце с водой. Рядом положил кусочек сала.
Синичка прожила у мальчика всю зиму. Весной Костя выпустил птичку на волю. Выписать из загадок предлоги вместе с теми словами, к которым они относятся. Паровоз и вагоны. Глаза, нос. Проверочные диктанты Пчелы Я потерял дорогу из леса.
Кругом был молодой березняк. Я лег на душистый клевер. Около ног поставил корзинку с грибами. Над головой прогудели шмели. Быстро проносились осы. Вот прилетели домашние пчелы.
Они дружно брали с цветков сладкий сок. Потом пчелы скрылись за березняком. Я отправился за пчелками. Так я выбрался на дорогу. Путь к дому мне указали пчелы. Трещал сильный мороз.
Ребята вышли на улицу. На березках висели кормушки. Мальчики положили туда кусочки сала. Скоро прилетели синички. Они радостно щебетали. В стороне кружилась маленькая птичка с красной грудкой.
Таня разбросала на снежок горстку семян. Снегирь подлетел и стал клевать вкусные зернышки. Они быстро заметали все дорожки. Из окон лился яркий свет. В домах вкусно пахло сладкими пирожками. Посреди комнаты стояла елочка.
Маленькие лампочки блестели на зеленых веточках. Шары переливались всеми цветами радуги. Длинные бусы спадали вниз. Наступал радостный новогодний праздник. На зеленой траве видна роса. Водяные капли повисли на цветах и листьях.
Выглянуло яркое солнце. В маленьких каплях росинок сверкали огоньки. Весь лес блестел. Шумела молодая листва. В березняке весело щебетали птицы. Я одна тебя не съем, разделю ребятам всем.
Свободный диктант Олененок В доме лесника все спали. Под горой шумела река. Вдруг послышались голоса людей. Тяжелая подвода въехала на крутой подъем и стала. Лошади опустили головы и шумно дышали. Отец обошел домик и постучал в окно.
Вышла мама. Отец и лесник Федот Иванович осторожно положили на землю олененка. Мать олененка погибла. Прошло время. Олененок окреп, подрос. Скоро его выпустят на волю в родной лес.
Перовская Слова для справок : его, послышались. Проверочные диктанты Поездка в деревню Летом мы решили съездить к бабушке в деревню. Сколько хлопот перед отъездом! Вот мы уже в поезде. Как интересно смотреть в окно! Скоро разъезд.
Поезд остановился. Я вижу мою бабушку. На ее лице радостная улыбка. Она машет нам рукой. Теперь нас везет конь Орлик. По сторонам дороги широкие поля.
Бабушка объяснила мне, как растет хлеб. К вечеру мы въехали в деревню. Костин Слова для справок : решили, ее, растет, машет. Зимой Был зимний денек. Синичка Зинька прыгала по веткам. Глазок у синички острый.
Под корой деревьев она добывала насекомых. Вот Зинька раздолбила дырочку, вытащила букашку и съела. Тут выпрыгнула из снега мышка. Мышка дрожит, вся взъерошилась. Она объяснила Зиньке свой страх. Мышка провалилась в медвежью берлогу.
Там крепко спали большая медведица и маленькие медвежата. Бианки Слова для справок : насекомые, Зиньке, взъерошилась. Распределить имена существительные в две группы: в первую одушевленные имена существительные, во вторую неодушевленные имена существительные. Береза, альбом, хирург, апрель, ворона, кузнечик, восток, врач, гвоздика, медведь, школьник, ветер, лягушка, обезьяна, ноябрь, сторож, иней, строитель, рисунок, рябина, учитель, ребята. Распределить имена существительные в две группы: в первую собственные имена существительные, во вторую нарицательные имена существительные. Распределить имена существительные в три группы: в первую имена существительные мужского рода, во вторую имена существительные женского рода, в третью имена существительные среднего рода.
Калач, ночь, пальто, ландыш, мышь, облако, дрожь, плач, имя, глушь, луч, дичь, метро, шалаш, тишь, ложь, чувство, морковь, стриж, рожь, солнце, фамилия, борщ, помощь, полночь, молодежь, шоссе, вещь, еж, мелочь, сторож, сердце, озеро, дочь, речь, картофель, карамель, кофе, камыш, сирень, молоко, брошь, печь, ходьба, просьба. Распределить имена существительные в три группы: в первую имена существительные, которые употребляются и в единственном, и во множественном числе, во вторую имена существительные, которые употребляются только в единственном числе, в третью имена существительные, которые употребляются только в форме множественного числа. Молоко, ворона, молоток, кровать, сахар, салазки, ножницы, облако, завтрак, метро, осина, погода, ученик, Россия, пальто, завод, шашки, капуста, каникулы, сметана, мебель, магазин, комната. Свободный диктант Лесная сказка Виталик остался ночевать в сторожке. Наступила ночь. Месяц освещал сосны и ели.
Снег заискрился блестками. Из окна мальчик смотрел на лесную сказку. Вот белый комок оторвался от ели. Это голодный заяц-беляк поскакал к кустарнику. Он начал строгать зубами кору. К сторожке приблизились лесные великаны.
Ветвистые рога украшали головы оленей. Из оленьих ноздрей клубился пар. Лесные красавцы стали есть сено. Костылев Слова для справок : поскакал, к сторожке, красавцы. Предупредительные объяснительные диктанты Во льдах Ледокол «Серов» шел во льдах. Кругом ледяное море, ослепительный снег и голубые на снегу тени.
Вдруг мы увидели семейство медведей. Они шли по льду друг за дружкой гуськом. Впереди медведица, позади два медвежонка. Медведица часто останавливалась, покачивала головой, нюхала воздух. Медвежата покорно следовали за ней. Звери шли неторопливо рядом с кораблем.
Видимо, они приняли ледокол за большой айсберг. Соколов-Микитов В море Зимой море замерзло. Рыбаки собрались на лед ловить рыбу. Рыбак Андрей взял с собой сынишку Володю. Далеко в море выехали рыбаки. Сделали во льду дырки, спустили в воду сети.
Светило солнце. Всем было весело. Володя был рад. Он помогал выпутывать из сетей рыбу. Рыбы ловилось много. Житков Проверочные диктанты Помощь зайцу Ребята были в лесу.
Под кустом они нашли зайца. Заяц прижался к земле. У зверька была сломана лапка. Гоша принес зайца домой. Мальчик забинтовал зайцу лапку и посадил в ящик. Мама дала зверьку морковку и водички.
Заяц прожил в доме месяц. Ножка у зверька срослась. Скоро выпал снег. Наступила зима. Ребята отнесли зайчика в лесок и выпустили на волю. Скребицкий В гостях Был поздний вечер.
Вокруг лесная глушь. Мороз крепчал. На небе блеснули звездочки. Месяц осветил окрестность. По тропе пробежал заяц. Мы подъехали к дому лесника.
Лесник Игорь Ильич пригласил нас в сторожку. Радостно завилял хвостом пес Шарик. Лесник затопил печь. Дочь лесника пригласила нас к столу. Мы стали пить душистый чай с медом. Шуршали на ветру золотые колосья.
Мы шли на рыбалку. Под ногами пробежала полевая мышь. Послышался плач в чаще леса. Это сыч затянул свою песню. Вот и река. Кругом тишь.
Ловля началась. Скоро на удочку попался ерш. Потом мы вытащили щуку и леща. Близилась ночь. Мы сделали шалаш. Утром солнце осветило окрестность.
Мы продолжили рыбалку. Выборочные диктанты Выписать из предложений словосочетания с именами прилагательными. Определить число имен прилагательных и род имен прилагательных в единственном числе. Подрастет, нарядится в беленькое платьице Е. Белая равнина, полная луна А. Голубой рассвет В.
Предупредительные объяснительные диктанты В тайге Сибирь — зеленая земля. Всюду без конца и края дремучий лес. Деревья в тайге высокие. А кто самый красивый в тайге? Это кедр. Он круглый год стоит зеленый.
Это дерево доброе. Зимой и летом кедр угощает зверей орешками. За кедровыми орешками прибегают к кедру зайцы, медведи, белки.
Диктанты по русскому языку для 3 класса
Буран Снеговая белая туча обтянула всю местность. Вдруг настала ночь. Буран яростно наступал со всех сторон. Всё слилось, всё смешалось. Земля, воздух, небо превратились в пучину кипящего снега. Сердце падало, кровь стыла. Так ужасен был вид зимней природы. Буран свирепел час от часу. Аксакову Прогулка по лесу Я люблю бродить по лесу поздней осенью. Кусты и деревья давно сбросили листву. Она почернела от осенних дождей.
Опавшие листья уже не шуршат под ногами. Протяжно и грустно свистнул в ельнике рябчик. Лес угрюм. На озере показалась первая корочка льда. У берега шуршит сухой камыш. Природа ждёт зиму. Слово для справки: не шуршат. Бумажный змей Прошёл грибной дождь. Выплыло солнце. Задумал Борис сделать змей.
Вот бумага и дранка, нет только ниток и мочала. Нитки есть у Семёна, мочало — у Петра. А запустить змей они не могут. Борис лист с дранкой к груди прижал. Семён нитки в кулак зажал. Пётр мочало спрятал. Грустно ребятам. Стоит прекрасный день, а радости нет. Пермяку Слова для справок: мочало, не могут, прижал. Диктанты на приставки и предлоги Радуга Природа замерла от жары и зноя.
Воздух дрожал над землёй. Надвигалась большая чёрная туча. Послышались глухие раскаты. В воздухе сильно запахло травами и цветами. Первые крупные капли зашлёпали по пыльной дороге. Хлынул дождь и скоро перестал. На небе появилась радуга. Она сияла и переливалась. Радостно было смотреть на неё. Берёзовый сок В лесу раздавалось дробное постукивание.
Я осмотрелся. На старой осине сидел дятел. Изо всех сил он колотил по дереву крепким клювом. После каждого сильного удара пылью разлеталась труха. Дятел взмахнул крыльями и перелетел на берёзу. Он пристроился у самой верхушки. Птица пробила в коре дырочку и давай пить берёзовый сок. На белой поверхности ствола виднелись три рядка дырочек. Дятел напился и улетел в чащу. Земля в цвету Весна одарила месяц май волшебной силой.
Он оживляет природу, торопит её к новой жизни. Спешат домой птицы из далёкой зимовки. Земля наряжается в цветастый наряд. Чудный запах разносится по всей местности. В цвету сливы и вишни. Май — самый нарядный и звонкий месяц года! Солнце Выплыло из-за елей солнце. Повеселела лесная полянка. Капельки росы заиграли в каждой травинке. Но вот набежала туча и закрыла небо.
Загрустила природа. Удары грома оглушили всю местность. Но гроза прошла мимо. И снова над лесом светит ласковое солнце. Лесные страхи Медведица с медвежонком ходила по редкому лесу за оврагом. На крутом склоне лежал обломок дерева. Малыш схватился лапами за него. Со страшным грохотом обломок вместе с медвежонком полетел вниз. Затрещали кусты. Малыш от страха и от боли заревел.
Медведица со всех ног бросилась к нему. А перепуганный мишка уже тянулся к матери. Устинову Диктанты на разделительный твердый знак Лебеди На Чудское озеро пришла весна. На его необъятном просторе начал таять снег. Вода скатывалась по гладкому льду и размывала его. Ей помогало весеннее солнце. Свежий ветер гнал лёд. С неба донёсся трубный крик лебедей. Два красавца опустились на чистую воду. Подъехал тракторист Степан.
Он дал лебедям корм. Воронину В лагерь Наступило лето. Ребята уезжают в лагерь. У подъезда школы висит объявление о дне отъезда. Хорошо летом отдыхать на свежем воздухе. Ребята часто будут ходить в лес, наблюдать за жизнью птиц и насекомых. В зарослях они будут искать вкусную и сладкую ягодку малину. В горах Хорошо весной в горах, но подъём тяжёл. Мы сели отдохнуть. Перед нами на зелёных склонах пестреют ранние цветы.
Они тянут свои головки к солнцу и жадно пьют его лучи. Встали гордо и пучки сухих трав. Мы поднялись на самую вёршину. Здесь солнце съело последний ледок. Необъятный простор открылся перед нами. Весенний дождь Три дня дул мокрый ветер. Он съедал снег. На буграх оголилась земля. В воздухе пахло талым снегом. Ночью хлынул ливень.
Чудесен шум ночного дождя. Он барабанил по стёклам. Ветер в темноте порывами рвал тополя. К утру дождь перестал. К дому подъехала подвода и остановилась. Никита выглянул в окно и ахнул. От снега не осталось и следа. Подвода въехала во двор. Толстому Опасность Стояло тёплое утро. Дружно жужжали пчёлы.
Петька осторожно двигался по узкой тропе. Подъём был труден. Но вот и гладкая площадка. Петька подбежал к палатке. На земле лежали комья глины и камни. Петька осмотрел круглые часы с острой стрелкой. Стрелка двигалась. Это был компас. К площадке подъезжала телега. Петька быстро скрылся в кустах.
Гайдару На реке За окном бормочет дождь. Я выхожу и сажусь под сосны. Они стеной стоят у реки Киржач. Земля пахнет корой и шишками. Я спускаюсь к реке и осторожно сажусь в лодку. Лодка тихо закралась. Закрываю глаза и слушаю разговор дождя и реки. Но вот дождь стихает. Взошло солнце. Лес объят рыжим огнём.
В реке играют солнечные зайчики. Всплывают кувшинки. Показались стрекозы. Слово для справки: бормочет. Ребята помогли Конюшня стояла около разлива реки. Вода затопила подъезд к ферме. Площадка фермы стала островком. Жеребята волновались, били копытами по стойлам. Старый конюх был озабочен. Чем кормить жеребят?
Овса осталось пять мешков. Сено кончилось. Стога с сеном далеко на лугах. Но что за чудо? По воде плыл стог сена. Он подъехал прямо к берегу. Это ребята на своих лодках решили подвезти корм. Слово для справки: озабочен. Дружная работа Солнце льёт на землю свет и тепло. Пышно зацвёл сад.
Белые цветы распустились на вишнях и яблонях. На ягодных кустах показались нежные молодые листочки. Много работы весной в саду. Мальчики очистили все дорожки, сгребли сухие листья и сучья. Девочки побелили деревья. Теперь вредные насекомые не будут объедать молодые листочки и побеги. Подъехала машина. Дети вернулись домой. Слова для справок: вернулись, насекомые. Диктанты на мягкий знак в конце имен существительных после шипящих В пути Поезд в пути.
Змейкой тянулись зелёные вагоны. Яркий луч пробивался сквозь занавеску. Поезд мчался мимо полей. Там красовалась спелая рожь. Молоденькие телята паслись на густой траве. Рядом сидел пастух. Шарики клевера сливались в один пушистый ковёр. Доносились звонкие голоса. Молодёжь подхватила песню. Поезд мчался к морю.
Какое оно — Чёрное море? У озера Мы остановились на ночлег. Бледная луна освещала ночное озеро. Стояла тишь. Но вот пробежала маленькая мышь. Вдруг сверкнули два жёлтых огонька. Это старый филин проснулся на дереве. Шло время. Я накинул плащ и продолжал наблюдать. Робко прорвался первый луч солнца, за ним появился другой.
И вот уже вся местность залита светом. Пролетел стриж. Мы подошли ближе к озеру. По воде плыли большие красивые лебеди. Проверочные диктанты за третью четверть Объем диктантов 50-60 слов. При диктовке текста обязательно, как и раньше, проговаривать личные окончания глаголов. Гость Я и брат поливали яблоньки. Мы вошли в шалаш за вёдрами и увидели там гостя. Это был уж. Он лежал на душистом сене.
Туда падал солнечный луч. Луч пробился сквозь дырявую крышу. Уж заволновался, поднял головку и зашипел. Он пополз к выходу и скрылся в зелёной траве. Мы проводили гостя глазами. Пусть живёт! Всем хватит места на земле. Слова для справок: увидели, сквозь. В родные края Наступают весенние дни. Из далёких тёплых стран летят журавли на родное болото.
В самых недоступных местах строят они гнёзда. Спокойно им там жить. Не пройдёт по болоту волк. Не проползёт осторожная рысь.
Хотите, чтобы ребенок писал грамотно? Этот комплект книг станет незаменимым помощником ученику третьего класса, желающему качественно отработать все орфограммы, изучаемые на уроках русского языка. К каждой орфограмме подобраны специальные диктанты. Они помогут ребенку надежно закрепить полученные знания по данной теме. Но этим не исчерпывается содержание книги. Существенной частью работы является повторение ранее пройденных тем, причем не только второго, но и первого классов. Тексты, собранные в этом пособии, предназначены для письма под диктовку. Для самостоятельной работы ученика издана вторая книга комплекта, где в тех же самых диктантах он должен выбирать из нескольких приведенных орфограмм правильный вариант написания. И в отдельности каждая из этих книг может принести большую пользу. Но, по нашему замыслу, максимальный эффект достигается при их комбинированном применении. Например, первые два-три диктанта новой темы учитель дает ученику по книге для самостоятельной работы. Затем, после работы над ошибками, учитель еще раз диктует их по этому пособию. Следующий текст он диктует ученикам уже без подготовки. В заключение хотим обратить внимание на один важный момент. При диктовке следует ясно проговаривать все орфограммы, еще не пройденные учеником. Если у вас возникают сомнения, относится та или иная орфограмма к числу пройденных, вы можете свериться с данным пособием. Диктант 1 Я и мой брат гуляем в лесу. Мы идём по широкой тропе. Под ногами у нас густая трава. В ней много чудесных ягод. Я ищу грибы. Брат нашёл уже десять грибов. Хорошо бродить по лесу! Вот мы уже стоим на вершине холма и глядим вниз. Я смотрю на часы. Пора шагать домой. Это мост через ручеёк. Сейчас жара. Ручей почти высох. Придёт осень, воды станет больше. Тогда мост опять будет нужен. Тропа ведёт в чащу. По краям видны лесные цветы. На траве и листве блестит роса. Свежий запах зелени радует нас. Рядом стоит большой дуб. Он очень высок и толст. У него грубая кора. Ему много лет. От ствола отходит шесть мощных ветвей. Я люблю слушать, как листва дуба шуршит на ветру. А вот лежит жёлудь. Максим должен таскать дрова для печки. Он гостит у деда. Его дед сторожит большой сад. Ранним утром Максим пошёл по длинной тропе к месту, где лежит много дров. Дед колол их вчера. Мальчик берёт ещё и кору. Надо растопить печку. С ними пёс Мухтар. Вокруг много сосен. Под ногами лежит куча шишек. Часто жужжит пчела или шмель. Вот под упавшим стволом рыжие грибы. Это лисички. Вот на солнечной поляне цветёт большой тюльпан. Он очень красив. Утренняя роса блестит на траве. Как красива на холме сосна с мощным стволом! Под ней в траве стоит большой гриб. Дети выходят на луг. За ним берег оврага. Мальчики идут по мосту и заходят в ельник. Здесь много черничных полян. У мальчика есть ведро и совок. Он очень любит играть в песочнице. Замок мощный и красивый. На стене будет стоять часовой. Вокруг надо вырыть ров. Но вот прошёл июльский дождь. Кирилл вымок под дождём. Он может заболеть. Утром приходил врач. Он осмотрел больную и выписал рецепт. Потом она приняла горячую ванну и легла в постель. Девочка любит читать. Вот уже час она лежит и читает книгу о лесных зверях. Звонит Анина подруга из её класса. Они говорят о школьных делах. Длинный прут стал мачтой. Листок лопуха — это парус. Надо провести испытания на воде. За домами есть большой пруд. Там живут утки, много жаб. Игорь взял свой корабль и зашагал туда. Вот и берег. Мальчик кладёт корабль на гладь воды. Парусник плывёт в камыши. Мама не разрешает ему свистеть в доме. Мальчик свистит на крыльце. Из будки вылез пёс Барбос. По тропе пришли коты. Их ведёт пушистый вожак. Пёс — храбрец. Он бежит к котам и гонит их со двора. Гриша идёт свистеть в лес. Там он никому не будет мешать никогда. Лов сегодня плохой. Но вот поплавок начал дёргаться. На крючке висит большой карась. Рыбак кладёт его в ведро. Кот Барсик тоже хочет ловить рыбку. Он сидит рядом и ждёт. Он садится на сосну и глядит вокруг. У ствола дерева видны следы. Это прошёл медведь. Он почувствовал голод и вылез из берлоги. Зимой птицам и зверям трудно найти еду. А вон целая роща рябин. Там много вкусных ягод. Снегирь летит в рощу. Рыжая плутовка спешит за ним, метёт тропу пушистым хвостом. Колючий зверёк боится попасть лисе на обед. Он прячется в траве, но лиса чует его запах. Рядом трещат кусты. Это идёт большой медведь. Он пугает лису. В лесу течёт река.
В лесу пахнет душистыми почками. Зелёные ёлочки важно вытянули свои колючие ветки. С берёзки течёт сладкий сок. Лучи солнца осветили всю окрестность.
В апреле стояла ясная морозная погода. Днем под лучами солнца тихо таял снег. Вдруг резко потянуло теплым ветром. Окрестности окутались густым молочным туманом. Мутным потоком полились воды. С яростным треском ломались на реке гигантские льдины. Поздно вечером туман ушел. Небо прояснилось. Утром солнце съело тонкий лед. В теплом весеннем воздухе залились чудным хором жаворонки. Высоко в небе пролетели с радостным криком журавли и гуси. Пришла настоящая весна. Грамматическое задание: Разбери по составу слова морозная, тонкий. Выпиши из текста три слова с безударным гласным звуком в корне слова, проверяемым ударением. Подбери проверочное слово. Подчеркнуть главные члены предложения, надписать части речи. Диктант по теме «Предложение» Осень в лесу Как красив осенний лес! Березки надели золотые платья. Листья клена разрумянились. Густая листва дуба стала как медь. Сосны и ели остались зелеными. Пестрый ковер листьев шуршал под ногами. А сколько грибов в лесу! Душистые рыжики и желтые опята ждут грибников. Выделить грамматическую основу во 2 предложении. Дать характеристику 1 предложению. Выделить грамматическую основу в 3 предложении. Диктант по теме «Правописание безударных гласных в корне слова» Снежные фигурки С неба летел мокрый снежок. Ребята выбежали во двор и стали лепить из снега фигурки. Коля слепил снеговика. Хорош снеговик! В носу краснела морковка. В руке метла, а на голове ведро. Женя строил башню с ледяными окошками. Толя и Илья лепили Деда Мороза и Снегурочку. Дед Мороз был с бородой. Снегурочка в руках держала зеленую елочку. Выписать из текста группу родственных слов, выделить корень. Диктант по теме «Правописание суффиксов и приставок» Зимой Был зимний денек. Синичка Зинька прыгала по веткам. Глазок у синички острый. Под корой деревьев она добывала насекомых. Вот Зинька раздолбила дырочку, вытащила букашку и съела. Тут выпрыгнула из снега мышка. Мышка дрожит, вся взъерошились. Она объяснила Зиньке свой страх. Мышка провалилась в медвежью берлогу. Там крепко спали большая медведица и маленькие медвежата. Выписать из текста 2 слова с приставкой, выделить её. Диктант по теме «Имя прилагательное» Ранняя весна Хороша ранняя весна в лесу! Ярко светит весеннее солнце.