Но получилось иначе — Покровский собор больше напоминает Успенский собор Московского Кремля. В храме Василия Блаженного нашли икону Спас Смоленский с припадающими преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским. В этот день Покровскому собору, который известен во всём мире как «храм Василия Блаженного», исполнилось 460 лет.
Марфо-Мариинская обитель отметила столетие освящения своего главного храма
В церковь храма Василия Блаженного вернули отреставрированный иконостас // Новости НТВ | О том, как «писали» эту икону, рассказал архитектор Владимир Иванович Козлов, автор проекта Покровского храма в Ясеневе. |
День Покровского собора 2023 | Куда сходить в Москве | Покровский собор разграбили и осквернили: прямо в храме французы жгли костры, чтобы согреться от осеннего холода. |
Экскурсии в храм Василия Блаженного в Москве | Вернувшись в Москву, он воссоздал её образ в Покровском соборе, что также говорит о том, что архитектор не был ослеплён. |
Агентство городских новостей «Москва» - Фотобанк | Впоследствии к Покровскому собору были пристроены две нижние церкви: во имя святого Василия Блаженного (1588) и Блаженного Иоанна Московского (1672). |
Музей «Покровский собор» Храм Василия Блаженного
Православный храм на Красной Площади в Москве, является величественным памятником русской архитектуры, который был построен еще в XVI веке. Впоследствии к Покровскому собору были пристроены две нижние церкви: во имя святого Василия Блаженного (1588) и Блаженного Иоанна Московского (1672). Гран-при III Всероссийского фестиваля авторской песни "Покровский собор" получил дуэт "Струны Струны" из Мурманска, в число лауреатов вошли братья Валентин и Михаил Золотухины из Луганска, сообщил РИА Новости в понедель. Skip to Main Content. Храм святителя Николая в Покровском. 13 января в Гостином дворе в Москве прошел фестиваль авторской песни "Покровский собор".
Красную площадь временно закрыли
Мифы Покровский собор на протяжении всей истории обрастал загадками и легендами. Одни уже давно удалось развеять, а над другими учёные по-прежнему ломают голову. Ослеплённые архитекторы Учёные до сих пор не могут точно установить, кто именно построил храм Василия Блаженного. Однако большинство исследователей склоняется к мнению, что зодчими стали древнерусские мастера Постник и Барма. Их имена удалось узнать только в конце XIX века, когда в архивах Румянцевского музея обнаружили летопись с их упоминанием. Правда, позже учёные выдвинули гипотезу о том, что Постник и Барма — это один человек, но подтвердить или опровергнуть её так и не удалось. Зато многим знакома легенда о жестокой расправе с архитекторами Покровского собора. Говорят, Иван Грозный боялся, что зодчие построят второй столь же великолепный храм, и потому велел их ослепить. Конечно, никаких тому подтверждений исследователи не нашли, зато смогли опровергнуть предание: в летописных хрониках обнаружили упоминания новых зданий, построенных Постником уже после Покровского собора. Подземные сокровища Распространён миф о несметных богатствах, которые скрываются в подземелье Покровского собора.
И у него есть вполне достоверные исторические основания. Дело в том, что фундаментом собора служит кирпичный подклет — цокольный этаж, на который «опираются» все церкви. Чтобы стены выдержали нагрузку и не растрескались от перепада температур, зодчие сделали внутри ниши-пустоты. Когда строительство завершилось, небольшие комнатки переоборудовали под хранилища с замысловатыми замками. Чтобы их открыть, требовалось сразу несколько ключей. Согласно летописям, в этих тайниках держали ценные вещи, принадлежавшие собору, а также хранили богатства зажиточных москвичей. Некоторое время здесь находилась царская казна. Благодаря отличной вентиляции, в подклете держали даже книги. Сейчас в нишах подклета размещена музейная экспозиция.
Подвалы храма. Фото: grushenka Реплика мечети Миф об исламских истоках собора с уверенностью можно назвать самым экстравагантным. Он гласит, что Иван IV, завоевав Казань, приказал разрушить главную городскую мечеть в начале 2000-х на её месте возвели знаменитую Кул-Шариф , но был настолько потрясён красотой исламской святыни, что приказал построить православную церковь, похожую на мусульманский храм. В подтверждение этой гипотезы казанские исследователи ссылаются на сходство композиции храма с планировкой исламских святынь. Например, у собора нет главного фасада, купола напоминают тюрбан, а стены расписаны яркими растительными орнаментами. Однако все эти аргументы разбились об исторические факты. Что касается куполов, то изначально они были гладкими и монохромными. А рельефными стали после восстановительных работ в конце XVI столетия. То же касается и росписей с растительным орнаментом, которые появились вследствие модных веяний XVII века.
Кроме того, основной мотив фресок — изображение виноградной лозы — распространён в христианстве. Богослужения Возобновились в 1990-х, когда здание передали в ведение РПЦ. При этом научно-исследовательская деятельность не прекратилась. Сейчас собор работает одновременно как действующий храм и как филиал Государственного исторического музея. Основное экспозиционное пространство организовали в подклете, а в восстановленных интерьерах церквей постарались сохранить аутентичную атмосферу — здесь практически нет витрин и мультимедийного оборудования. Богослужения проходят по воскресеньям и в праздничные дни в приделе Василия Блаженного. В других церквях службы проводят в престольные праздники, а также на Пасху. Например, на Покров Богородицы 14 октября открывают центральную церковь, а в Вербное воскресенье — церковь Входа Господня в Иерусалим. Вход в собор в дни служб бесплатный.
Фото: «Музей А. Суворова в с.
Фестиваль проводится в московском Гостином дворе — рядом с историческим Покровским собором Василия Блаженного. Организаторов, участников и гостей "Покровского собора — 2022" приветствовал председатель Патриаршего совета по культуре митрополит Псковский и Порховский Тихон. По его словам, "в наше непростое время, когда политика и низменные интересы овладевают умами людей", песенное искусство дает человеку возможность "оставлять в стороне суетные заботы и переживания и возносить свой ум к горнему, памятуя о своей душе, о цели своего существования на земле и о непреходящих вечных ценностях".
Создание обители и храма производилось на личные средства Елизаветы Федоровны. Овдовев, Великая Княгиня отдала все свои сбережения на дела благотворительности. Она рассталась со всеми своими драгоценностями и жила более чем скромно. Больших денег на строительство у нее не было. Но это была столько же ее мечта, сколько и наша со Щусевым. И я, будучи достаточно обеспечен в те времена, тут же дал свое согласие». Мне предстояло написать в алтарной части Богородицу, на пилонах — «Благовещение», по бокам — Христа у Марфы и Марии и «Воскресение». А на большой стене трапезной части храма — картину «Путь ко Христу».
В ней бы мне особенно хотелось сказать то, что не смог воплотить в прошлых своих картинах. На Благовещение 1911 года роспись храма была почти готова. Близился к концу и мой «Путь ко Христу», я радовался как ребенок, полагая в скором будущем показать картину Елизавете Федоровне. Утром прихожу в церковь, поднимаюсь на леса и вижу, что по всей картине выступили какие-то странные нарывы. Сколько их, какой ужас! Я трогаю их пальцем — вместо них появляются черные маслянистые слизняки. Причина несчастья была совершенно очевидна: масло для грунтовки было куплено где подешевле, и оно оказалось испорченным. Я понимаю, что нужно будет делать: счистить картину, перегрунтовать стену и расписать заново.
Первая шла по нижнему ярусу, вторая — на уровне церквей второго яруса, а третья — вокруг центральной церкви. Также нужно уточнить, что изначально у собора не было двух нижних церквей, которые есть сегодня: церкви Василия Блаженного 1588 год и Иоанна Блаженного 1672 год , мощи которого, как и мощи Василия Блаженного, также находятся глубоко под землёй на территории собора. Все пристройки снизу «приземлили» собор. Первоначально же его архитектурный облик напоминал свечу — это было удивительное зрелище. Кроме того, храм находится на холме, его высотность особенно хорошо видна, если подойти к собору со стороны Москвы-реки. В XVI веке это удивляло ещё больше, ведь Покровский собор был самым высоким строением в Москве — 64 м. Позднее пальму первенства перехватила колокольня Ивана Великого в Кремле. Впоследствии к нему пристроили две нижние церкви — Василия Блаженного и Иоанна Блаженного. Но одновременно с пристройкой церкви Иоанна Блаженного к собору пристроили ещё несколько церквей, так что в конце XVII века в соборе было 20 престолов. При императрице Екатерине II прошёл грандиозный ремонт, всё лишнее от собора отняли, осталось 11 церквей. Кирпич в середине XVI века был дорогим материалом. Храмы, как правило, из него тогда не строили. Это, кстати, тоже может говорить в пользу того, что архитектором был итальянец. В строительстве собора преобладает кирпич, есть ещё и белый камень. Разноцветным собор изначально тоже не был, он был скорее двухцветным красно-белым. Снаружи и внутри его стены были покрыты росписью, которая имитировала кирпичную кладку. Разноцветие появляется лишь в XVII столетии, когда расписывают растительным и геометрическим узором вновь пристроенные крыльца и галереи снаружи. Внутри тоже появляется растительный орнамент. Скажите, что-то из перечисленного ставило под вопрос дальнейшее существование собора? В летописях мы постоянно читаем, что у Покровского собора «погорели верхи». Однако это были не те пожары, которые нанесли существенный урон собору. В то же время в 1737 году в Москве произошёл очень сильный пожар, причиной которого стала горящая свеча.
Покровский собор на рву (собор Василия Блаженного)
Ранее сообщалось, что Всероссийский патриотический фестиваль авторской песни «Покровский собор» пройдёт 13 января в Гостином Дворе в Москве.
Его нижняя часть выполнена в виде капители: возможно, в древности при создании колодцев использовали капители огромных колонн. В Константинополе Стамбуле и сегодня в некоторых дворах можно увидеть остатки таких гигантов. Теперь у Колодца самарянки в теплое время года совершается освящение воды. Снизу вверх ведет широкая парадная лестница. Она состоит из 33-х ступеней — по числу лет земной жизни Христа.
Причем сначала идут 30, а потом еще 3 — выделены 3 года общественного служения Спасителя. Об этом сообщает надпись внизу лестницы. А наверху вокруг храма у нас разбит Гефсиманский сад с часовней Моления о чаше. Там посадили лох серебристый — это растение напоминает оливковое дерево, у него даже плоды напоминают оливки, только они поменьше и несъедобные. В этом саду мы и установили колодец. А еще очень радостно, что принять участие в создании этих святынь мог каждый.
Строительство храма осуществлялось на народные пожертвования — Да, строительство храма осуществлялось на народные пожертвования. Их собирал Фонд Архангела Михаила, который основали активные прихожане, помогавшие строить храм. Они очень творчески и с любовью подошли к делу. Возродили традицию именных кирпичей — и действительно написали на каждом кирпиче имя жертвователя. Каждому, кто внес лепту, дали сертификат о пожертвовании. Мне было доверено вручную нарисовать картинки для сертификатов.
Людям понравились эти рисунки, а главное — сама идея. Можно было сделать вклад конкретно на Гроб Господень, на Рождественский вертеп, и сертификат оставался памятью об этом. Теперь Фонд помогает в строительстве и возрождении других храмов.
Вокруг него расположились малые церкви, посвященные различным святым. Службы в каждой из церквей совершались только в их престольные праздники. Все церкви, кроме центральной, Покровской, завершены цветными узорчатыми луковичными главами. Они появились в конце XVI столетия вместо старых шлемовидных куполов. Все церкви стоят на объединяющем их высоком подклете, как на постаменте.
Причина несчастья была совершенно очевидна: масло для грунтовки было куплено где подешевле, и оно оказалось испорченным. Я понимаю, что нужно будет делать: счистить картину, перегрунтовать стену и расписать заново. Времени ждать не было, но как сказать об этом Елизавете Федоровне? Надо отметить, что характер у Нестерова был очень прямой. Как-то, намного позже этого случая, уже в 40-м году ему домой позвонил сам Сталин: «Скажите, Михаил Васильевич, а когда вы смогли бы подъехать в Кремль, чтобы написать мой портрет? Сталин иногда умел держать такой удар и уважать смелые поступки. Нестерову ничего за это не было. Но сейчас хрупкой и нежной начальнице Марфо-Мариинской обители он не знал, что сказать. Обратилась ко мне со словами благодарности. Минута была не из легких. Я набрал воздуха в грудь, собрался с духом, и рассказал ей о беде с центральной фреской. Первую минуту Елизавета Федоровна была растеряна, а потом вдруг принялась меня утешать, уговаривать оставить картину, полагая, что со временем дырки можно будет закрасить, картину можно будет сохранить. Но мы сделали все же так, как действительно было нужно. Счистили картину, и я переписал ее на медном листе. Мы стояли у «Благовещения» и Елизавета Федоровна сказала: «Я преклоняюсь перед вашим смирением. Должно быть, вы научились ему у Той, Которая всегда с любовью умела принимать любую волю Божью».
Покровский собор 2022. Москва
Официально собор называется «Собор Покрова Пресвятой Божией Матери, что на рву» или просто Покровский. В праздник Покрова Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в верхней церкви Покровского храма одноименного ставропигиального женского монастыря у Покровской Заставы Москвы. Мы очень Вас благодарим, что в сентябре 2023 года Покровский собор обрёл купола с крестами.
В Москве объявили победителей фестиваля авторской песни "Покровский собор"
Храм Покрова в Москве был возведен в 1555-1561 годах по велению царя Ивана Грозного в память о победе над Казанским ханством. В этот день Покровскому собору, который известен во всём мире как «храм Василия Блаженного», исполнилось 460 лет. Василий Блаженный – на настенной живописи, – рассказывает Татьяна Сарачева, заведующая отделом "Покровский собор" Государственного исторического музея. В храме Василия Блаженного нашли икону Спас Смоленский с припадающими преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским. Архитектурный ансамбль Покровского храма выполнен в византийских традициях XI—XII вв., когда вместе с христианством Русь приняла от Византии основы храмового зодчества.
Музей «Покровский собор» Храм Василия Блаженного
После 1917 года , когда в соборе создали музей, его сотрудники понимали ценность покрова как бесценного образчика церковно-прикладного искусства и сумели сохранить [119] [18]. Придел Василия Блаженного был закрыт в 1929 году. Лишь в конце XX века было восстановлено его декоративное убранство. Первое после закрытия придела богослужение в Покровском соборе состоялось на Пасху в 1991 году. На сегодняшний момент это единственный придел в храме, где проходят регулярные богослужения [120] [121].
Церковь Александра Свирского[ править править код ] Купол церкви Александра Свирского, 2011 год Юго-восточная церковь освящена во имя новгородского святого, преподобного Александра Свирского , потому что 30 августа 1552 года, в день памяти святого, состоялась одна из важных битв Казанского похода — разгром конницы царевича Япанчи на Арском поле [121] [122]. Основание — четверик — переходит в невысокий восьмерик и завершается цилиндрическим световым барабаном и сводом [114]. Первоначальный облик интерьера церкви XVI века восстановлен во время реставрационных работ 1920-х и 1979—1980-х годов: кирпичный пол рисунком «в ёлку», профилированные карнизы, ступенчатые подоконники окон. Стены церкви покрывает роспись, имитирующая кирпичную кладку.
В куполе изображена «кирпичная» спираль — символ вечности [109]. Иконостас церкви также был реконструирован. Нижнюю часть иконостаса закрывают искусно вышитые подвесные бархатные пелены , на которых изображён традиционный Голгофский крест. Церковь Варлаама Хутынского[ править править код ] Царские врата иконостаса церкви Варлаама Хутынского, 2011 год Юго-западная церковь освящена во имя преподобного Варлаама Хутынского , новгородского святого, основателя и игумена Спасо-Преображенского Хутынского монастыря — в честь этого святого отец Ивана Грозного Василий III взял иноческое имя в предсмертном постриге , потому что он особо почитался как покровитель царского рода [3] [44] [121].
Свидетельства указывают, что этому святому молился великий князь Василий, прося послать ему законного наследника, которым стал Иван Васильевич. Также появление этой церкви в Покровском соборе связывают с тем, что 6 ноября 1552 года в день памяти святого состоялся торжественный въезд царя в Москву из Казанского похода [123]. Придел также является одной из четырёх малых церквей собора высотой 15,2 м. Её основание имеет форму четверика, вытянутого с севера на юг со смещением апсиды к югу.
Нарушение симметрии в построении храма было вызвано необходимостью устройства прохода между малой церковью и центральной частью храма — церковью Покрова Пресвятой Богородицы [114]. Особенность архитектуры церкви — неправильная форма апсиды — определила смещение Царских врат вправо [111]. Четверик церкви переходит в невысокий восьмерик. Цилиндрический световой барабан перекрыт сводом.
Церковь освещает древнейшее в соборе паникадило XV века [109]. Особый интерес представляет отдельно висящая икона « Видение пономаря Тарасия ». Она была написана в Новгороде в конце XVI века. Сюжет иконы основан на рассказе из жития Варлаама Хутынского о видении пономарю Хутынского монастыря бедствий, грозящих Новгороду: наводнения, пожаров, «мора».
Иконописец изобразил панораму города с топографической точностью. В композицию органично включены сцены ловли рыбы, пахоты и сева, повествующие о повседневной жизни древних новгородцев [114]. Церковь Входа Господня в Иерусалим[ править править код ] Царские врата церкви Входа Господня в Иерусалим, 2011 год Западная церковь освящена в честь праздника Входа Господня в Иерусалим , с которым ассоциировался торжественный въезд в Москву русского войска во главе с Иоанном Грозным после победы над Казанским ханством [48]. Покровский собор с приделом Входа Господня в Иерусалим стал литургическим центром празднования Вербного воскресения.
В нём завершалось шествие на осляти патриарха из Успенского собора, поэтому придел и был пристроен с ближайшей к Кремлю стороны [124] [121]. Церковь является одной из четырёх больших церквей и представляет собой восьмигранный двухъярусный столп, перекрытый сводом. Храм отличается большими размерами и торжественным характером декоративного убранства [114]. Во время реставрации были открыты фрагменты убранства XVI века.
Их подлинный вид сохранён без восстановления повреждённых деталей. Древней живописи в церкви не обнаружено. Над северным входом сохранился след от снаряда, попавшего в стену в октябре 1917 года [83] [125]. Существующий ныне иконостас перенесён в придел в 1770 году из разобранного кремлёвского собора Александра Невского [126].
Он богато украшен ажурными оловянными золочёными накладками, которые придают лёгкость четырёхъярусной конструкции. В середине XIX века иконостас дополнили деревянными резными деталями. Иконы нижнего ряда повествуют о Сотворении мира [114]. Уникальный по иконографии образ происходит, вероятно, из собора Александра Невского.
В центре иконы представлен благоверный князь, а вокруг расположены 33 клейма с сюжетами из жития: Невской битвой , поездкой князя в ханскую ставку, а также чудесами от иконы после его кончины [109]. Церковь Григория Армянского[ править править код ] Светильник в церкви Григория Армянского, 2011 год Северо-западная церковь собора освящена во имя святителя Григория , просветителя Великой Армении , умершего в 325 году.
Песнопения исполнил архиерейский смешанный хор Покровского собора под управлением Никишиной Ю. На великой вечерне была совершена лития — прилежное моление о всем мире — и освящение хлебов. Церковные песнопения праздничной службы возносили умы и сердца молящихся к духовному созерцанию евангельского события торжественного входа Господа Иисуса Христа в Иерусалим перед Крестными страданиями.
Здесь ежедневно гуляют сотни туристов, изучая достопримечательности и историю Москвы. Помимо этого, около Кремля часто проходят экскурсии и фестивали. Например, недавно там работала книжная ярмарка, где были представлены литературные новинки 2023 года, а также прошли встречи с писателями.
Цена билета для взрослых граждан РФ - 500 рублей, для детей-граждан РФ от 7 до 17 лет - 250 рублей. Кстати Впервые в истории Покровского собора сегодня проводится фотоконкурс "Один день из жизни храма Василия Блаженного". Конкурс длится ровно 24 часа. Еще есть время поучаствовать.
Он был построен по приказу Ивана Грозного. Молясь перед началом военного похода на Казань, царь дал обет Богу в случае победы построить храм, который Русь не видывала прежде. По легенде, Иван Грозный приказал ослепить зодчих Постника и Барму, чтобы они не смогли построить такой же великолепный собор где-нибудь еще.
Измайлово. Покровский собор. Москва.
На конкурс было подано 1000 заявок, из них жюри выбрало 64 участника, которых пригласили в Москву на очный этап. В финал вышли 8 исполнителей и коллективов. Дуэт «Струны Струны» Мурманской областной филармонии стал обладателем первой премии фестиваля авторской песни «Покровский собор».
Ранее сообщалось, что Всероссийский патриотический фестиваль авторской песни «Покровский собор» пройдёт 13 января в Гостином Дворе в Москве.
При попеременном пении величания духовенством, хорами и всем народом Владыка Сергий совершил полное каждение храма, а затем с архиерейской кафедры возгласил евангельское зачало, повествующее о событии нынешнего праздника, При пении 50-го псалма митрополит Сергий совершил каждение верб, приготовленных для освящения, и, по окончании псалма, возгласил молитву на освящение ваий. По завершении молитвы Архипастырь и духовенство окропили вербы святой водой. Затем митрополит Сергий совершил помазание духовенства и мирян освященным елеем.
Все желающие смогут осмотреть музей самостоятельно или с обзорной экскурсией «Покровскому собору 460». Посетители увидят подлинные архитектурные детали, интерьеры и иконостасы 10 церквей, настенные росписи XVI—XX веков, святыни храма, великолепную коллекцию древнерусской иконописи. Вокальный ансамбль «Дорос» подарит посетителям духовное пение.
Юные гости Покровского собора смогут принять участие в музейных занятиях «Открытка из Покровского собора», «Строим Покровский собор вместе», «Предивные главы Покровского собора», «Игры московского торга», «Творчество без границ», «Каллиграфия Древней Руси: вязь».