Первое упоминание о письме на бересте в Древней Руси относится к 15 в.: в Послании Иосифа Волоцкого говорится, что основатель Троице-Сергиева монастыря Сергий Радонежский писал на ней по причине бедности: пергамент берегли для летописей. Недорогая и удобная бумага была изобретена не так давно, в то время как грамоте дети учатся несколько тысячелетий. История возникновения бумаги Наскальные изображения Глиняные и деревянные дощечки Папирус, пергамент, береста.
Войти в систему
- Бумага. Письменные носители до появления бумаги: Персональные записи в журнале Ярмарки Мастеров
- Как появилась письменность. Папирус. Пергамент. Бумага
- Носители информации: древние, современные и накопители будущего / Skillbox Media
- Россиянам не придется писать на бересте: Минпромторг рапортует о нормализации цен на офисную бумагу
- Что раньше не использовали для письма. Ранняя письменность и средства для письма
- Береста пергамент бумага одним словом -
Чем и на чём писали на Руси, когда привычных ручек и тетрадей не было и в помине
Название пергамента изначально звучало как «charta pergamena», что означало «пергамские листы». Спустя несколько столетий за ним прочно закрепилось название «пергамент». Процесс изготовления пергамента Изготовление пергамента - очень сложный и длительный процесс, именно это и обусловило высокую стоимость книг из этого материала. Для начала снятую с молодого животного шкуру промывали чистой водой, после чего опускали её в чан с зольным щелоком золение шкур. Спустя определённый промежуток времени выделанная кожа вынималась из раствора и просушивалась вдалеке от солнечного света, но обязательно на ветру. Обезжиривали подготовленную таким образом кожу мелом, втирая его в поверхность материала. После этого кожи длительное время скоблились и выравнивались пемзой. Качество пергамента зависело от того, где его изготавливали.
Дешевле всего была выделанная кожа для древних книг, изготовленная в южных районах. Там тщательно обрабатывали только внутреннюю мясную часть шкуры, в результате чего одна её сторона была покрыта щетинками. На севере Европы шкуры пергамент подвергался двухсторонней обработке, был белым и гладким с обеих сторон, поэтому и стоил он в разы дороже. Чем писали на пергаменте В книгах и документах, изготовленных из пергамента, записи делали перьями: гусиными, лебедиными или павлиньими. Чернила были самыми разнообразными. Самыми прочными считались те, которые готовили из чернильных орехов с добавлением камеди. Чуть позже стало модно писать текст разноцветными чернилами.
В 11-м веке приоритет отдавали красным чернилам, в 13 к ним добавили синие и зелёные цвета. К середине 14-го века в обиход вошли золотые и серебряные чернила, которые использовали для написания заглавных строк и «святых имён» в евангелии и псалтыре. П ергамент — материал для письма, изготовленный из выделанной кожи животных, как правило, телячьей, овечьей или козьей шкуры. При производстве пергамента кожи не дубили, а тщательно вычищали, скоблили и высушивали под напряжением, получая листы тонкой и прочной кожи белого или желтоватого цвета. Хотя выделанная кожа животных употреблялась для письма и раньше, изобретение пергамента обычно связывают с именем царя Пергама Эвмена Второго 197-159 до н. По свидетельству историка Плиния, египетские цари, желая поддержать престиж Александрийской библиотеки, запретили во II в. Фактически же поставки папируса были прерваны из-за вторжений в Египет сирийского царя Антиоха IV Епифана, который в 170-168 гг.
Так пергамент стал альтернативой папирусу не только в Пергаме, но и во всём Средиземноморье, основным материалом для книг в средневековье, и продолжал использоваться даже после изобретения печати в середине пятнадцатого века. Для письма на пергаменте потребовался другой тип чернил. Чернила для папируса, основанные на саже, также продолжали использоваться, но они легко смывались и даже стирались с пергамента, потому были разработаны чернила на основе дубильных веществ и железного купороса. Эти чернила въедались в кожу, и надписи можно было стереть, только соскоблив их. Долгое время пергаментные свитки существовали совместно с папирусными. Несмотря на очевидные достоинства пергамента: прочность, долговечность, возможность многократного использования, смывая или соскабливая ранее написанный текст, у него были существенные недостатки: сложность изготовления и дороговизна. Эти недостатки так и оставались до времени появления бумаги — пергамента постоянно не хватало ни в античном мире, ни в средневековье.
В тоже время именно благодаря палимпсестам - рукописям на пергаменте поверх смытого или соскобленного текста до нас дошли некоторые произведения античных авторов, которые с помощью технических средств можно прочесть под более поздними текстами. В конце I в. Несмотря на очевидное их преимущество перед свитками, широко распространены они стали только к 3 в. В позднем средневековье пергамент повсеместно заменяется бумагой, и используется только для написания традиционных и официальных документов оригиналы королевских указов, соглашений, дипломов и т. К этому времени меняется и способ чтения свитков: если античные рукописи сворачивались в горизонтальный свиток, то в позднем средневековье и впоследствии свитки стали вертикальными. Это напрямую связано с тем, что свитки более не являлись книгами, а предназначались для записи небольших по объему текстов. В настоящее время пергаментные свитки являются единственным признаваемым религиозными евреями способом записи Торы и священных текстов иудаизма.
Производством пергамента в Израиле занимаются крупные компании, под наблюдением квалифицированных раввинов. В частности, раввины следят, чтобы на пергамент шли шкуры только кошерных животных. Растительный пергамент, или пергаментная бумага состоит из особым образом обработанной целлюлозы. Ее делают в фабричных условиях из тряпичной бумаги, в которой нет неорганических веществ, используя реактивы, частично растворяющие целлюлозу. Технология обработки бумаги построена так, что растворившаяся целлюлоза затем осаждается в порах бумаги и закупоривает их. Такая бумага прочна, не пропускает влаги и жиров и используется главным образом при приготовлении пищи.
Бумага это действительно очень удобный материал для написания и печати. Изготавливается бумага из дерева, путём довольно сложного технологического процесса. Сейчас бумагу активно используются в абсолютно разных сферах деятельности, несмотря на то, что многие документы, газеты, журналы и даже книги переходят в электронный формат, бумага по-прежнему не теряет своей популярности и как раньше, является весьма ходовым товаром. Что касательно качественной бумаги и других канцелярских товаров, то в этом случае, есть очень неплохой сайт paket-snab.
Самая последняя грамота, найденная в Новгороде в 2023 году, уже осенью, наконец-то оказалось домонгольской, из эпохи, когда новгородцы еще вели краткую и не раболепную переписку на равных. Казалось бы, напрашивается выделить слово продаеши «продаешь». Но дальше идет доув…, а на дув- ни одно слово не начинается. В то же время запись продае в бытовой орфографии равнозначна продай — а ведь в начале письма естественнее посоветовать что-то сделать, чем рассказать адресату, что он делает и что он знает и так. Но еще одну версию предположила Анна Владимировна Птенцова: древнерусское шида означало «шелк» например, «шидяной шатер» , поэтому возможен перевод «продай шелк». А что такое идетьтимонаго во второй строке? Вариант идеть тимо наго «пойдет из-за этого голым» можно, наверное, как основную версию не рассматривать хотя мы уже упоминали письмо, где так и сказано — «хожу ведь голым». Тимъ значило «сафьян», поэтому теоретически тимъныи могло значить «сафьянный», но что имеется в виду под «идет сафьянного»? Это может значить «ты выручишь много» или «на подходе большая партия». А монаго он написал вместо моного под влиянием вариативности окончаний -ого и -аго в прилагательных: видимо, ему казалось, что -аго писать престижнее. И в наше время люди иногда пишут, скажем, сного вместо снова или Шереметьего вместо Шереметьево; это не в точности тот же, но похожий механизм ошибки, так называемая гиперкоррекция. Первое устроено, видимо, так же, как современное слово облик, а Пировая — это жена человека по имени Пир, которое раньше нам не встречалось. Между тем в Новгородской земле есть населенные пункты Пирово, Жирово и Мирово, что указывает нам на то, что имена Пиръ, Жиръ и Миръ были реальны. На Пир- начинается одно хорошо известное древнее имя — Пирогость; в честь человека с таким именем называлась киевская икона Богородицы Пирогощей, упоминаемая в «Слове о полку Игореве». Самое интересное — слово кроуте в центре фрагмента: по-видимому , это форма многозначного древнерусского существительного крута «снаряжение, приданое».
История первая Оформи фотографии в стильных рамках из пергамента для создания выразительной галереи что делать?
Иммануил Кант: философ, присягнувший на верность Российской империи
- Кто придумал пергамент. Пергамент - история появления бумаги
- береста; папирус; пергамент; камень; дерево; глиняные таблички.
- Из каких источников информации Вы узнаёте о наших ближайших мероприятиях?
- Эта удивительная бумага
Задание МЭШ
После этого листы бумаги просушивали, проклеивали клеем, вновь просушивали, а в конце разглаживали куском стекла. "Всё началось с таблички, бересты, пергамента" – так называлось историческое путешествие, организованное заведующей Липовской сельской библиотекой – филиалом МБУК «Базарно – Карабулакская МЦБ» для учеников 3 класса. Пергамент ЧТО ТАКОЕ ПЕРГАМЕНТ Изготовление пергамента Галилео. Береста бумага.
Пергамен, бумага, береста...
Местом открытия берестяных грамот стал Великий Новгород. Сохранению этих древних находок способствовали благоприятные природные условия и особенности местной почвы. В 1930-е годы в Великом Новгороде велись археологические раскопки, экспедицию возглавлял А. Тогда были найдены первые обрезные листы березовой коры и инструменты для письма. Более серьезных открытий в тот период сделать не удалось, так как началась Великая Отечественная война. Работы продолжились в конце 40-х годов XX века. В ней содержался перечень феодальных повинностей в пользу трех жителей города.
Эта грамота подтвердила гипотезу историков о возможности подобных находок.
Раскопки велись на Неревском конце к северу от новгородского кремля на площади порядка 10 тыс. Обнаружила грамоту в культурном слое XIV-XV веков подрабатывавшая на раскопках местная жительница, Нина Акулова: она заметила на извлеченной из земли полоски бересты выцарапанные символы. Найденная Акуловой грамота получила порядковый номер 1, в настоящее время она хранится в Государственном историческом музее в Москве. Грамота содержит 13 строк по 38 см каждая, но сохранилась не полностью. Из расшифровки было понятно, что в ней записана роспись доходов с нескольких сел. Текст на грамоте сохранился, так был записан не чернилами, а выцарапан специальным инструментом - "писалом", который представлял собой заостренный металлический стержень.
Наш клипарт пергамент доступен в различных форматах, что обеспечивает его удобство использования в любых проектах. Не упустите возможность добавить атмосферности и оригинальности вашим творениям с помощью нашего клипарта пергамента. Папирус пергамент Манускрипт.
Он был часто использован на территории Древней Руси для создания письменных материалов. Для производства бересты березовая кора снималась с дерева и прорезалась по кругу. Затем круги сушились, прессовались и обрабатывались специальными растворами, чтобы создать гибкий и прочный материал. Береста использовалась для создания букварей, азбук, грамот и других документов. Она также была широко использована для создания обуви, крыш для жилищ и других бытовых нужд. В истории человечества применение папируса, пергамента и бересты играло важную роль в распространении знаний, сохранении культурного наследия и обмене информацией. Эти материалы показывают насколько разнообразным и технически сложным было производство и использование письменных носителей в течение многих столетий. Современные технологии и электронные средства передачи информации позволили нам добиться гораздо большей доступности к знаниям, но история и значение папируса, пергамента и бересты не должны быть забыты. Папирус: древнегреческий материал для записей Папирус — один из самых древних материалов, использовавшихся для записи текстов. Этот материал был предшественником пергамента и бумаги, и его использовали на протяжении тысячелетий. Особенностью папируса является его происхождение из древнего Египта и связь с греческой культурой. Процесс создания папируса начинался с выделения папирусного стебля из плодовых растений, растущих вдоль рек Нила и на сопредельных территориях. Затем стебень разрезали на тонкие полоски и укладывали друг на друга, слегка поворачивая полоски на 90 градусов. Получившуюся плоскую поверхность прессовали, чтобы удалить избыточную влагу. После прессования папирус отдавал естественной сушке на солнце. Из папируса создавали рулоны, которые использовали для записи текстов. Нанесение чернил или краски производилось вручную с помощью кисти или перьевида. Чтобы сохранить записи на папирусе, его перекрыли верхним слоем чернил, что позволяло защитить поверхность от пыли и износа. Папирус был не только основным материалом для записи текстов, но и имел огромное значение в культуре древних греков. Именно на папирусе были сохранены множество текстов античных философов, поэтов и ученых, благодаря которым мы можем воссоздать историю развития этой великой древнегреческой цивилизации. Пергамент: писчая кожа в средние века Пергамент — это один из наиболее популярных исторических материалов, использовавшихся для письма и хранения информации в средние века. Он получается из обработанной кожи животных, таких как телята, овцы или козы.
Что раньше не использовали для письма. Ранняя письменность и средства для письма
Первое упоминание о письме на бересте в Древней Руси относится к 15 в.: в Послании Иосифа Волоцкого говорится, что основатель Троице-Сергиева монастыря Сергий Радонежский писал на ней по причине бедности: пергамент берегли для летописей. Бумага была дорогой, но стоила дешевле пергамента, поэтому постепенно вытеснила его и стала самым популярным писчим материалом. Жители крупных городов вскоре отказались и от цер, и от бересты. Изготавливать свою бумагу на Руси впервые начали при Иване Грозном. Растительный пергамент, или пергаментная бумага состоит из особым образом обработанной целлюлозы. Ее делают в фабричных условиях из тряпичной бумаги, в которой нет неорганических веществ, используя реактивы, частично растворяющие целлюлозу. Что общего между спичкой, карандашом, наждачной бумаги, поваренной соли?
Древнерусские берестяные грамоты. Досье
Пергамент и береста. Бумага. История возникновения бумаги Наскальные изображения Глиняные и деревянные дощечки Папирус, пергамент, береста. Лист пергамента. Пергамент береста бумага.
Задание МЭШ
Ответы на эти вопросы ученики узнали из нашего путешествия. В ходе мероприятия ребята познакомились с рождением славянской письменности, узнали, как люди начинали общаться сначала при помощи наскальных рисунков, иероглифов, постепенно подходили к азбуке. Познакомились с биографией Кирилла и Мефодия, узнали, как и для чего создавалась азбука, какие произошли изменения в алфавите при правлении Петра I и в советское время.
Дефицит офисной бумаги: где искать виноватых? Первый вопрос, который возник, вероятно, у каждого россиянина, столкнувшегося с истончившейся стопкой бумаги рядом с офисным принтером, звучал в типичной герценовской манере: «Кто виноват? И виноватых, действительно, нашли. При этом нашли достаточно быстро: ими оказались финны. Конкретнее — финская компания Kemira, которая ранее стабильно обеспечивала российские целлюлозно-бумажные предприятия химическим сырьём — хлоратом натрия, с помощью которого производители отбеливали целлюлозу. С 1 марта 2022 года финская компания прекратила поставки в Россию, и отечественные производители, не имевшие под рукой аналога необходимого компонента, остались, как это принято говорить, у разбитого корыта.
Производство приостановил даже завод в Ленинградской области под известной маркой SvetoCopy. Однако справедливости ради стоит отметить, что не «Кемирой» единой жив российский производитель бумаги: химикаты поступали в том числе из Китая, однако на них сказались вызванные санкционными ограничениями логистические проблемы. Эти компании занимали значительную часть рынка. Следите за событиями ЛПК в нашем телеграм-канале « Лесной комплекс ». Другая причина назревающего дефицита бумаги — нехватка отечественных заводов. Несмотря на то, что Россия — страна, богатая лесами и, как следствие, древесиной, предприятий, способных переработать это сырьё в целлюлозу, в стране не так уж много. Фото: pxhere. Вот и получается, что лес у нас есть, а целлюлозно-бумажные комбинаты — в дефиците.
Правда, буквально на днях Федеральное агентство лесного хозяйства дало добро на реализацию пяти инвестпроектов в области освоения лесов, из которых два предусматривают создание и модернизацию целлюлозно-бумажных производств в Иркутской области и Красноярском крае. Что из этого выйдет — вопрос открытый, поскольку новые ЦБК в России не строились на протяжении более чем 40 лет! К слову, в Рослесинфорге виновных в нехватке бесценных в нынешних реалиях листов А4 и росте цен тоже нашли. Пресс-служба лесоучётной организации сообщила «Известиям» , что стоимость бумаги растёт не из-за коварных производителей, а из-за оптовых компаний и ретейлеров, получающих прибыль с перепродажи товаров. В ведомстве также подчеркнули, что сложности с поставками химикатов для целлюлозно-бумажной промышленности действительно существуют, но их нехватка имеет отложенное действие. Более того, сегодня изыскивается возможность замены отсутствующих химикатов российскими аналогами: «Среди перспективных направлений развития промышленности обозначено также повсеместное внедрение российских аналогов химикатов.
Если что-то было записано неверно, можно было перевернуть стилус и стереть ошибку. Церы использовали для учебы и бытовых записей, на них набрасывали черновики писем и книг. Самая древняя цера датируется началом VII века до нашей эры. И они не выходили из употребления аж до XIX века.
В Германии и Франции на них вели записи на рынках и соляных промыслах. Вся Европа училась писать по воску. Долгое время считалось, что эта традиция не существовала на Руси, но потом археологи обнаружили стилусы и церы с вырезанной на обороте азбукой. Так что, несмотря на то, что главным материалом для бытовых записей была береста, для обучения грамоте использовали и восковые таблички тоже. Береста В Древней Руси отец школьника должен был не покупать тетрадки, а обдирать березы. Правда, дети быстро взрослели, так что вскоре они сами ходили в лес за материалом для письма. Наши предки пользовались берестой для всевозможных записей с XI по XV век. Школьные задания на бересте находят сравнительно редко. Огромную известность получили берестяные грамоты маленького мальчика по имени Онфим. Мальчику принадлежат 12 грамот.
Часть из них — выполненные им для учителя задания, а часть — смешные рисунки.
Возглавлял ее доктор исторических наук Артемий Арциховский. Раскопки велись на Неревском конце к северу от новгородского кремля на площади порядка 10 тыс. Обнаружила грамоту в культурном слое XIV-XV веков подрабатывавшая на раскопках местная жительница, Нина Акулова: она заметила на извлеченной из земли полоски бересты выцарапанные символы. Найденная Акуловой грамота получила порядковый номер 1, в настоящее время она хранится в Государственном историческом музее в Москве. Грамота содержит 13 строк по 38 см каждая, но сохранилась не полностью. Из расшифровки было понятно, что в ней записана роспись доходов с нескольких сел.
Общее слово к словам пергамент береста бумага
При изготовлении писчего материала стебли папируса очищали от коры, сердцевину разрезали вдоль на тонкие полоски. Получившиеся полоски раскладывали внахлёст на ровной поверхности. На них выкладывали под прямым углом ещё один слой полосок и помещали под большой гладкий камень, а потом оставляли под палящим солнцем. После сушки лист папируса отбивали молотком и выглаживали. Затем получившиеся листы папируса приклеивали один к другому. Слайд 18 Вот такую «бумагу» делали из папируса в древнем Египте.
А это папирус с фрагментом "Начал" Евклида.
Получалось нечто вроде тончайшей фанеры. И так до тех пор, пока лист не приобретал нужной толщины. Затем сушка, и готовые листы папируса, как это было принято в то время, склеивали в свиток. Нильский тростник стал сырьем для изготовления папируса — знаменитой бумаги древности.
В этой нехитрой технологии египетские мастера достигли удивительных результатов. Среди дошедших до нас древних рукописей есть такие, которым более пяти с половиной тысяч лет. Свитки папируса надолго пережили своих безвестных искусников-мастеров. Производство папируса — важная статья государственного дохода. Египтяне не имели в этом деле себе равных.
И золото текло в казну фараонов из многих стран. Попытки римлян наладить изготовление папируса на острове Сицилия не увенчались успехом. Их продукция могла тягаться лишь с самыми грубыми египетскими сортами, в какие купцы фараона завертывали свои товары. В технологии, казавшейся бесхитростной, были, оказывается, достаточно тонкие секреты. Появление пергамента Разумеется, владыки Египта не упускали случая воспользоваться редким мастерством своих подданных.
До фараона Птоломея дошло однажды, что сирийский царь Евмен II сделал огромный по тем временам заказ на папирус. Евмен пожелал устроить в своей столице Пергаме библиотеку, не уступающую знаменитейшей библиотеке Египта — Александрийской. Птоломею эта идея пришлась не по вкусу, и он запретил торговую сделку. Однако Евмен оказался упрям, и запрет обернулся для владыки Египта совершенно неожиданно. Не получив папируса, город Пергам организовал собственное «бумажное» производство.
Там стали выделывать пергамент, особым образом обработанную кожу телят, овец, оленей.
Вопрос о том, что появилось раньше — перо или бумага, не из разряда вопросов о курице и яйце. Перо было раньше. Когда им писали на глиняных и восковых табличках, оно имело форму гвоздя, и лучше его было делать из металла — меди, бронзы, серебра, золота, железа. Когда же появились технологии изготовления гигроскопичного материала, удобного для быстрого письма на нем водной эмульсией красителей — тушью, чернилами, перо изменилось самым кардинальным образом. На папирусе, бересте, пергаменте, бумаге люди писали с помощью кисточки или деревяной или бамбуковой палочкой с косо обрезанным концом. При этом конец мог быть тонким, игольчатым, или тупым концом в виде лопатки. На заостренном конце делалась продольная щель, при тупом конце было несколько параллельных щелей. Писали также крупным птичьим пером с косо обрезанным кончиком его ствола эта часть пера так и называется — очин , на кончике которого тоже делался продольный разрез.
Или тонкой полой тростинкой, очиненной с одного конца таким же образом. В отличие от чисто механического принципа царапающего стержня, перо работало по другим физическим законам — законам капиллярной гидродинамики, где движущей силой является поверхностное натяжение на границе раздела двух фаз. Надо сказать, что простые задачи о растекании капли по плоской поверхности или о заполнении круглого капилляра даже современной наукой не могли быть окончательно решены в рамках классической гидродинамики. Основы современной теории смачивания сейчас только закладываются, в 1991 году Нобелевскую премию по физике получил ее главный теоретик Пьер Жиль де Жен, которого восторженные коллеги сгоряча даже назвали «современным Ньютоном». Разумеется, наши предки сильно удивились бы, глядя на то, в какие научные дебри лезут современные ученые, когда на самом деле все просто: окунаешь гусиное перо или полую тростинку в чернила, вынимаешь, и чернила из нее не вытекают. Начнешь писать, они вытекают, причем ровно столько, сколько нужно для письма; нажмешь пером посильнее, его кончики по краям прорези на конце слегка разойдутся, и линия на папирусе, пергаменте, бумаге станет толще. Такой подход в физике да и любой другой науке тоже называется феноменологическим, когда основанием для вывода служит только то, что мы видим, а ломать голову над тонкостями процесса — пустая трата времени. При таком подходе, не в обиду будет сказано производителям перьевых ручек от древних египтян до конструкторов новых моделей «Паркера» и «Монблана», замена природных материалов первых перьев на металл в античные времена, Средние века и даже в ранее Новое время не удалась. Нет, конечно, тогда были медные, бронзовые, серебряные и даже золотые перья, о них известно из старинных рукописей, их не так уж редко находят археологи, но это были штучные экземпляры.
И не по причине того, что они были дорогими и исключительно ручной работы, они не вытеснили тростниковые каламусы и гусиные перья в греческих полисах и Риме. Грамотных людей тогда было не так уж много, и артель мастеров в Афинах или Риме могла снабдить их всех долговечным медными или железными инструментами для письма, которые при серийном производстве были бы доступны народу. Априори ясно, что такой бизнес был бы рентабельнее постоянной заготовки тысяч птичьих перьев в дело шли всего по несколько десятков перьев с одного гуся или пучков тростниковых стеблей, которые завозили морем из Египта. Но феноменологический подход древних мастеров и писцов, а говоря проще, житейские их наблюдения, показывали, что металлические имитации гусиного пера или каламуса сильно уступают оригиналу по всем показателям, и качества письма ими гораздо хуже и писать ими проблематично, а фиксировать что-то быстро просто невозможно. Словом, они были хороши для понтов, как говорят в народе, а не для рутинного письма. Проблему мог бы решить тонкий стальной лист, свернутый наподобие кончика гусиного пера, но дешевые технологии его профилирования при массовом производстве появились только после внедрения паровых машин в промышленность в XVIII веке. Ранее это можно было сделать только вручную ковкой, что долго и дорого. Тем не менее, начиная с Возрождения такие стальные перья ручной выделки появились, и чем дальше, тем больше становилось их конструктивных вариантов, даже великий Леонардо сконструировал такую вещь, о чем гусиным пером записал в своих «Дневниках» своим оригинальным зеркальным почерком. Но при ближайшем рассмотрении большинство ранних стальных перьев Нового времени работали либо по принципу чертежного рейсфедера, либо имели форму ложки с массивной круглой ребристой ручкой с крошечной ложечкой на конце, часто вынесенной на коротком плече рукоятки вбок влево, чтобы кисть руки пишущего если он правша не заслоняла перо-ложечку.
Достаточно спровоцировать одновременные запросы к сайту сотни тысяч пользователей сети, и сайт рухнет 42. Но вряд ли эту практику следует принимать за предельный разовый тираж. Она показывает, что технический потенциал аппаратуры, применяемой для фиксации речи, которая передается на расстояние, многократно больше потребности населения в этой самой фиксированной речи. Фотонная ракета, о которой твердили ученые Хадсоновского института, в приложении к нашему случаю уже существует, и речь может идти практически лишь о повышении комфорта на борту ракеты.
Скорость воспроизведения контента Скорость воспроизведения контента — еще один из параметров для сравнения носителей. Мы уже знаем, что пиктограмма, иероглиф и буква алфавита — разные по смысловой емкости знаки. Поэтому принятая в советские времена норма времени на воспроизведение 1000 знаков здесь, в общем, неприменима. Однако интуитивно понятно, что выбивать тысячу знаков на гранитной стеле труднее и дольше, чем косточкой выдавить на влажной глине или записать стилусом на воске.
В свою очередь, писать каламом или пером на папирусе или бумаге даже каллиграфическим почерком менее трудоемко, чем выводить знаки на глиняных или восковых табличках. Возможно, пергамент требовал несколько больших усилий, однако сравнительных данных найти не удалось. Не исключено, что ручной набор литер, сделанных из обожженной глины, дерева или металла, по скорости сопоставим с письмом, но здесь многое зависит от квалификации исполнителя. Равно как и клавиатурный процесс — что на линотипе, что на компьютере.
Как альтернативу клавиатурному процессу можно рассматривать оцифровку книг. В настоящее время разработаны сканеры, которые способны за минуту оцифровать 170 страниц бумажного оригинала 44 , но для этого нужно иметь под рукой бумажный вариант издания. По данным, приведенным в публикации «Медиа будущего» 45 , самая большая печатная библиотека в мире содержит 26 млн книг. Учитывая, что средний объем книги составляет те же 170 страниц, на их оцифровку уйдет только оперативного времени около 50 лет.
За эти 50 лет будут созданы новые книги, и получится ситуация, схожая с состязанием Ахиллеса и черепахи по известной апории Зенона. Так или иначе, но если у клавиатурного процесса есть физиологические пределы скорости и они уже достигнуты, то у процесса сканирования бумажных версий изданий скоростные пределы могут расти и безусловно вырастут по отношению к нынешнему уровню в несколько раз, но дальнейшая работа над повышением производительности сканеров становится бессмысленной, ибо не с чего будет сканировать. Огибающая кривая в ближайшем десятилетии достигнет экстремума, жизненный цикл перейдет в стадию затухания. В роли измерителя такого параметра может выступать максимальное количество потребителей контента, занятых его восприятием одновременно.
Каждый, кому доводилось в составе организованной экскурсии бродить по залам музеев и картинных галерей, может вспомнить, как другие экскурсанты мешали ему рассматривать то, о чем рассказывал в данную минуту экскурсовод. Что уж говорить о текстах! Грамотные жители страны просто приходили к колонне и читали 282 юридические новеллы, выполненные безукоризненной клинописью. Несмотря на двухметровый размер колонны, вряд ли больше пяти человек одновременно, не мешая друг другу, могли вчитываться в выбитый текст.
Как бы ни были длинны папирусные свитки, и они, вследствие единичности разового тиража, читались одновременно тем же количеством потребителей. В советские времена тиражи центральных газет достигали: у «Правды» — 10 млн экз. Следовательно, скорость распространения контента этих изданий могла достигать 50 млн одномоментных пользователей, что при тогдашней численности населения страны в 280 млн человек следует признать весьма высокой. У книг таких тиражей не было, если не считать материалов очередных съездов и пленумов ЦК КПСС и необыкновенного для той эпохи безлимитного издания трехтомника А.
Пушкина, вышедшего тиражом 10,7 млн экз. Ныне эти цифры кажутся диковинными даже на фоне безудержного вранья о тиражах периодики и медиаизмерений читательской аудитории 47. Не лучше обстоит дело и с медиаизмерениями электронных средств массовых коммуникаций, которые проводятся в форме очных или телефонных интервью с отобранными респондентами. Наиболее объективным можно считать метод, используемый компанией TNS при оценке аудитории пользователей Интернета.
Участникам исследования, так называемым панелистам, устанавливается на компьютер, кратко говоря, программа, которая фиксирует количество и продолжительность обращений панелиста к Интернету. На выходе аналитики компании получают данные об объеме аудитории сайтов за сутки, неделю, месяц и т. Эти маргиналы, к числу которых принадлежит и автор статьи, отнюдь не чужды Интернета и могли бы повысить статистику России по данному показателю. Самые посещаемые из них — это сайты поисковых систем и социальных сетей.
Контент сайтов обновляется несколько раз в сутки. Вопрос: можно ли считать обращение к ним посетителей одновременным, если оно происходит в течение суток? Если ответ положителен, то скорость распространения контента в этом случае просто несопоставима с другими вариантами. Огибающая кривая здесь даже и не кривая, а луч, устремленный вертикально вверх.
Риски утраты контента Сравнение носителей по этому параметру тоже показательно, хотя количественные оценки здесь вряд ли применимы. Подойдет метод парных сравнений, суть которого вкратце такова. Есть несколько объектов, которые надо сопоставить друг с другом по характеристике, не имеющей количественного выражения. Берутся наудачу два объекта.
Эксперт оценивает, какой из них лучше по изучаемой характеристике. Затем с первым объектом сравниваются остальные. Ситуация с первым объектом становится понятной: он конкретно лучше одних и конкретно хуже других. Со вторым, третьим и т.
В конце концов выстраивается иерархия объектов по рассматриваемой характеристике. Попробуем применить этот метод к нашим носителям. Палетка Нармера и колонна Хаммурапи дошли до нас через многие тысячелетия в очень неплохой сохранности, что свидетельствует о небольших рисках утраты для записей, вытесанных на каменных носителях. Правда, неизвестно, сколько таких каменных стел погибло во мгле веков, но камень есть камень, он долго сопротивляется дождям, ветрам и снегам.
Сохранность глиняных табличек после обжига также удостоверена археологическими изысканиями. Упрятанные под землей от климатических воздействий и человеческих рук, они сохранились весьма неплохо и много сообщили новейшим поколениям о том, как жили их предки. Легкоплавкость воска обусловила недолговечность восковых табличек. Сохранились считаные экземпляры, но зато с записями французских королей 50.
Папирусные свитки в естественных условиях содержания сохранялись не более 200 лет 51. Это обстоятельство не помешало археологам обнаружить сотни тысяч папирусных свитков, уцелевших полностью или частично.
Папирус: древнегреческий материал для записей
- История бумаги на Руси.
- Папирус: древнегреческий материал для записей
- Хронология носителей
- Содержание
- Что раньше не использовали для письма. Ранняя письменность и средства для письма
- Общее название для слов пергамент бумага береста? - Окружающий мир
История бумаги на Руси.
Новости ЦМиРАД. пергамент. В XV веке бересту уже начала заменять бумага, чье производство стало дешевле. Добрые новости. Добавить народную новость. История бумаги в России берёт своё начало во второй половине 16-го столетия, во времена царствования на Руси Ивана Грозного. На пергаменте, бересте и бумаге. К 700-летию преподобного Сергия Радонежского. Библиотека Троицкой обители XIV века.
История использования материалов для письма на Руси
А это папирус с фрагментом "Начал" Евклида. Слайд 19 Папирус эпохи Среднего царства из эль-Лахуна содержит хозяйственные записи Слайд 20 Производство папируса в Египте было весьма велико, и фабрики папируса существовали здесь даже до времен халифов. Но сохранились папирусы в Египте только благодаря уникальному климату. В античную эпоху папирус был основным писчим материалом во всём греко-римском мире. Больше двухсот лет папирусные свитки не хранились, и со временем их в качестве основного материала сменил пергамент, получавшийся выделкою кож различных животных. Слайд 23 По свидетельству историка Плиния, египетские цари, желая поддержать престиж Александрийской библиотеки, запретили во II в. В ответ на эту меру пергамцы изобрели новый материал, который по имени их города стал называться пергаментом.
В античную эпоху папирус был основным писчим материалом во всём греко-римском мире. Больше двухсот лет папирусные свитки не хранились, и со временем их в качестве основного материала сменил пергамент, получавшийся выделкою кож различных животных. Слайд 23 По свидетельству историка Плиния, египетские цари, желая поддержать престиж Александрийской библиотеки, запретили во II в. В ответ на эту меру пергамцы изобрели новый материал, который по имени их города стал называться пергаментом. Изобретение пергамента связывают с именем царя Пергама Эвмена Второго 197-159 до н. Слайд 24 Первым шагом в создании пергамента была промывка свежеснятой шкуры для удаления крови и грязи. После этого шкуры вымачивали в известковом растворе, чтобы облегчить удаление шерсти.
Затем получившиеся листы папируса приклеивали один к другому. Слайд 18 Вот такую «бумагу» делали из папируса в древнем Египте. А это папирус с фрагментом "Начал" Евклида. Слайд 19 Папирус эпохи Среднего царства из эль-Лахуна содержит хозяйственные записи Слайд 20 Производство папируса в Египте было весьма велико, и фабрики папируса существовали здесь даже до времен халифов. Но сохранились папирусы в Египте только благодаря уникальному климату. В античную эпоху папирус был основным писчим материалом во всём греко-римском мире. Больше двухсот лет папирусные свитки не хранились, и со временем их в качестве основного материала сменил пергамент, получавшийся выделкою кож различных животных.
Ткань помещалась между двумя склеенными листами, а края, как правило, орнаментировались. Крышки переплетов славянорусских рукописных и старопечатных книг до конца третьей четверти XVII столетия изготовлялись исключительно из дерева — липы, дуба в основном средняя полоса или сосны как правило, на севере , иногда использовался кипарис чаще юг и средняя полоса. Для крышек большого формата в них вделывали шпонки. Позже получили распространение картонные переплеты для небольших по объему рукописей. Крышки и корешок сшитой книги оборачивали в кожу чаще в телячью или бычью или в ткань в бархат, парчу, шелк, атлас или в простой холст. Кожа, как правило, употреблялась дубленая, но порой использовали и толстый пергамен. С начала XV в. Накатка — роликовый штамп. Среди композиций, украшающих среднюю часть позднесредневекового кожаного переплета, — Распятие с предстоящими; Адам и Ева; Самсон со львом; лев и единорог как по отдельности, так и в паре ; пеликан с птенцами; орел со змеей над Константинополем; двуглавый орел; дерево перидексий; ваза с цветами и пр. Практиковалось и тиснение золотом. С конца XVI в. Теснились не только переплеты, но и некоторые обрезы. Обрезы книг также окрашивали — как правило, в красный или золотой цвет. Начиная с XV столетия, с усвоением техники готического переплета, русские переплетчики стали использовать металлические замки до того в качестве застежек применялось «византийское» кольцо на ремне. Переплеты подносных и вкладных книг нередко покрывались поверх ткани окладом из золота или серебра с драгоценными камнями и жемчугом. Иногда подобные переплеты украшались миниатюрами. Таковы главные «смысловые перспективы» письменных атрибутов в новозаветной книгописной традиции, в основе которых лежит не что иное, как символика евхаристической Жертвы. Литература 1. Арутюнян А. Краски и чернила по древнеармянским рукописям. Ереван, 1941. Гренберг Ю. Греческие и южнославянские ерминии и типики в списках XV—XIX веков о технике иконописи, настенной живописи и рукописной книги. Свод письменных источников по технике древнерусской живописи, книжного дела и художественного ремесла. Гудков А. Иван Гаврилович Блинов: «книжных дел мастер» из Городца. К 70-летию со дня кончины. Вопросы истории и теории христианского искусства. Дионисий Фурноаграфиот. Порфирия, епископа Чигиринского. Виннера и Н. Карскiй Е. Очеркъ славянской кирилловской палеографiи. Варшава, 1901. Клепиков С. Исследования и материалы. Лихачевъ Н. Мокрецова И. Материалы и техника византийской рукописной книги. Покровский Н. Путешествие за редкими книгами. Новосибирск, 2005. Техника старог писма и миниjaтуре. Београд, 1984. Симони П. Къ исторiи обихода книгописца, переплетчика и иконнаго писца при книжномъ и иконномъ строенiи. Тексты, матерiалы, снимки. Соболевский А. Славяно-русская палеография. Средневековый книжный переплет. История, материалы и техника, принципы реставрации. Шляпкинъ И. Русская палеографiя по лекцiямъ, читаннымъ въ Императорскомъ С. Щавинский В. Очерки по истории техники живописи и технологии красок в Древней Руси. Mellors J.