Новости переяславская рада участники

такое мнение высказал на своей официальной странице глава Крыма Сергей Аксёнов. 18 января 1654 года состоялась Переяславская рада, на которой было принято решение о присоединении территории Войска Запорожского к Русскому царству. Переяславская рада стала поворотным моментом в истории двух народов. Поднимая на щит образ Переяславской рады, сталинские идеологи забывали упомянуть, что заключенный тогда союз России и Гетманщины не протянул и пяти лет. Во времена Переяславской рады можно говорить лишь об этноконфессиональном самосознании, и то оно было характерно для узкой прослойки элиты.

Переяславская Рада | Список Стенякиной | Расширение НАТО

Переяславская Рада: как принималось решение о присоединении Украины к России Вообще-то после Переяславской рады последовала продолжительная война с Польшей, а гетьманы постоянно бегали то к полякам, то к туркам.
Новости КПРФ. Д.Г. Новиков: Завет Переяславской рады | СКП-КПСС | СКП-КПСС Переяславская рада не касалась вхождения в Русское царство ни Слобожанщины (она уже была в его составе), ни Новороссии (она появилась полтора века спустя).
Переяславская рада или … предательство?: 67viktor — LiveJournal После Переяславской рады представители московского посольства побывали в 177 городах и селениях Украины для принятия присяги от населения на верность царю.
Участники форума в Луганске предложили ежегодно праздновать годовщину Переяславской Рады (ФОТО) регулярно публикуемых трудов.
"ВМЕСТЕ - НАВЕКИ" - так поклялись 350 лет тому назад на Переяславской Раде Вообще-то после Переяславской рады последовала продолжительная война с Польшей, а гетьманы постоянно бегали то к полякам, то к туркам.

В Крыму отметили 369 годовщину Переяславской рады

Да и не стала Переяславская Рада "окончательным приговором" воссоединения Малороссии с Московским государством. Вслед за Переяславской радой присягу перед лицом русского посольства принесли и в ряде других украинских городов. Так люди, собравшиеся на Переяславской раде, реагировали на грамоту царя Алексея Михайловича, подтвердившую, что русский государь «велел принять их под свою высокую руку».

Похожие публикации

  • Переяславская рада в кривом зеркале национализма —«Украинство...» Глава XXI
  • "ВМЕСТЕ - НАВЕКИ" - так поклялись 350 лет тому назад на Переяславской Раде
  • ПЕРЕЯСЛАВСКАЯ РАДА: КОГДА УКРАИНЦЫ БЫЛИ РУССКИМИ...
  • Переяславская рада в кривом зеркале национализма —«Украинство...» Глава XXI
  • One moment, please...
  • Меморандум участников дискуссии, посвященной 365-летию Переяславской рады

Новости КПРФ. Д.Г. Новиков: Завет Переяславской рады

К сим словам весь народ возопил: волим под Царя Восточного, православного, крепкою рукою в нашей благочестивой вере умирати, нежели не навистнику Христову, поганину, достати. Потом Полковник Преясловский Тетеря, ходячи в кругу на все стороны, спрашивал: вси ли тако соизволяете рекли весь народ: вси единодушно; потом Гетман молыл: буди тако, да Господь Бог наш сукрепит под Его Царскою крепкою рукою; а народ по нем вси единогласно возопили: Боже! Хмельницкий выразил пожелание, чтобы послы первыми принесли присягу от лица Русского царя. Однако В. Бутурлин отказался присягать от лица царя, заявив, что царь не присягает своим подданным. После чего казаки принесли присягу. Всего в день Переяславской рады присягу принесли 284 человека. От лица царя гетману вручена грамота и знаки гетманской власти: хоругвь , булава и шапка. Основная статья: Мартовские статьи После отъезда Бутурлина казацкая старшина с гетманом взялись за выработку условий, на каких они хотели бы перейти в подданство русского царя. В форме прошения «челобития» царю написали список из 11 пунктов, называемый Мартовскими статьями , который привезли в Москву в марте 1654 г.

Павел Тетеря и войсковой судья Самойло Богданович с товарищами [9]. В Москве послы объявили дополнительные пункты. В результате был рассмотрен договор, включающий 23 статьи.

Всеми привилегиями пользовались пришлые польские и литовские паны. К тому времени верхушка феодального класса на Украине окончательно оторвалась от своих национальных корней, перешла в католичество и ополячилась. Простое население оказалось бесправным. Украинских крестьян презрительно именовали не иначе как «быдлом», то есть скотом. Польские правящие круги при активной поддержке католической церкви взяли курс на ассимиляцию украинского народа, ликвидацию его духовных корней, разрыв связей с братским русским народом.

Официальным языком на Украине был объявлен польский. На границе с Россией были выстроены мощные фортификационные укрепления. В 1596 году заключается печально известная Брестская уния. Ряд епископов Киевской православной митрополии объявили о подчинении Римскому Папе и принятии католического богослужения. Так возникла униатская церковь, отвергнутая большей частью духовенства и украинским народом. Сразу же за этим по стране прокатилась волна захватов униатами православных храмов, начались репрессии против священников московского патриархата. Украинцы стремительно превращались в людей «второго сорта». Им запрещалось заниматься определёнными видами хозяйственной деятельности, участвовать в местном самоуправлении, селиться в престижных районах ряда крупных городов, как, например, во Львове.

Ответом становится рост протестных выступлений. Они были жестоко подавлены польскими войсками, но уничтожить волю народа к свободе захватчики не смогли. Центром сопротивления становится Запорожская Сечь. Под её защиту со всей Украины бежал разоряемый люд. Надежды на освобождение от польско-шляхетского владычества украинский народ связывал с Россией. Ещё во время восстания Косинского казаки обратились к Москве с просьбой о принятии в подданство. В последующие годы такие посольства стали регулярными. Сторонниками воссоединения с Россией были влиятельный гетман Пётр Сагайдачный, киевские митрополиты и активные противники насаждения католицизма Исайя Копинский и Иов Борецкий — не говоря уже о массах простого населения.

Однако Московское государство, ослабленное Смутой и войнами с Польшей, ещё не было готово к новому конфликту. А он был неизбежен в случае принятия украинских земель под покровительство российского царя. Усиление политики социальной и национально-религиозной нетерпимости по отношению к украинскому населению встречало нарастающий отпор со стороны крестьян, горожан, казаков. В 1648 году на Украине вспыхнула национально-освободительная война. Она носила по-настоящему всенародный характер. Причём с самого начала оны была ещё и движением за воссоединение с Россией. В борьбе за социальное и национальное освобождение участвовали крестьяне и ремесленно-торговое население городов, казачество, рядовое православное духовенство и многие мелкие феодалы. Во главе восстания встал казацкий старшина Богдан Хмельницкий.

Хотя он отличился в войнах против Османской империи, ему пришлось столкнуться с произволом польских властей. Имение Хмельницкого было разорено, а его младший сын — избит до полусмерти. Начатое отрядом из 300 человек, выступление быстро охватило всю Украину. В битвах под Жёлтыми Водами, при Зборове и под Пилявцами польские войска были наголову разбиты. Богдан Хмельницкий, провозглашённый гетманом Войска Запорожского, с триумфом вступил в Киев. Так он фактически состоялся как политический лидер украинского народа. Но восставшие понимали, что в одиночку выстоять против Речи Посполитой будет трудно. В июне 1648 года Богдан Хмельницкий писал в послании к русскому царю Алексею Михайловичу о желании иметь «самодержца господаря такого в своей земли, яко ваша царская велможность православный христианский царь».

Именно тогда в Москву было отправлено первое посольство с просьбой о помощи и принятии Украины в российское подданство. Аналогичная миссия состоялась в начале следующего года. Такие настроения встречали в Москве горячее одобрение. Но из-за сложной международной обстановки правительство не могло сразу удовлетворить просьбу о воссоединении. Откладывая решение вопроса, оно стало оказывать помощь продовольствием, деньгами, оружием. Летом 1652 года польский сейм, стремясь в короткие сроки победоносно завершить затянувшуюся войну по «возврату» Украины, принял решение о формировании мощной многотысячной армии с включением в её состав наёмников-ландскнехтов из Германии и других стран Европы. В таких условиях обеспечить дальнейшее экономическое и культурное развитие народ Малороссии мог только соединившись с русским народом, близким по языку и культуре, по общим историческим традициям и давним экономическим связям. Только Русское государство могло гарантировать украинцам военную безопасность и сохранение их культурной идентичности.

Перед лицом грозящей опасности в Москве осенью 1653 года был созван Земский собор. Судьбоносное решение он принял 1 октября. Собор одобрил воссоединение Украины с Россией и объявил войну Польше. В его решение от имени царя было записано: «Гетмана Богдана Хмельницкого и всё Войско Запорожское с городами и с землями принять под свою государскую высокую руку». Во владения Хмельницкого отправилось «большое посольство» во главе с боярином Василием Бутурлиным. В начале 1654 года оно прибыло в город Переяслав. После её вердикта была созвана открытая Рада с участием тысяч казаков, горожан и крестьян. Это был кульминационный момент в процессе воссоединения двух братских народов.

В «явной всему народу» Раде приняло участие большое число делегаций со всех концов Украины — «великое множество всяких чинов людей». По сути, Переяславская Рада оказалась первым масштабным украинским всенародным референдумом. На него был вынесен единственный вопрос — о воссоединении с Россией. В случае положительного решения это приводило к созданию объединённого восточнославянского государства. При большом стечении народа Хмельницкий выступил с речью. Он предложил выбрать одного из четырёх государей, в подданство которого пойдёт Украина — польского короля, турецкого султана, крымского хана или московского царя. В своём выступлении гетман сообщил, что царь Алексей Михайлович, которого «мы уже шесть лет беспрестанными молениями нашими себе просим», прислал к украинскому народу посольство и призвал к единению с братским русским народом. Участники Рады встретили эту весть возгласами одобрения.

Решение было единодушным: «Волим под царя московского, православного» - так свидетельствуют документы эпохи. Этот торжественный момент изображён на картине украинского художника Михаила Хмелько «Навеки с Москвой, навеки с русским народом». В современной Украине творчество этого талантливого живописца предано забвению… После решения Рады боярин Бутурлин вручил Хмельницкому царскую грамоту, в которой говорилось о согласии Москвы принять в подданство «всё Войско Запорожское з городами и з землями», а также держать Украину «в оборони и в защищенье». Участники Рады принесли присягу на верность, а Богдан Хмельницкий получил от лица царя Алексея Михайловича знаки гетманской власти — булаву и знамя. Современники отмечали, что историческое решение Переяславской Рады встретило всеобщую поддержку Малороссии. В последующие месяцы русское посольство побывало почти в двухстах украинских городах и сёлах и приняло присягу от 127 тысяч казаков, мещан и вольных селян мужского пола. Таким образом, волеизъявление было по-настоящему всенародным. Уже в марте 1654 года в Москве был подписан акт, закрепивший статус украинских земель в составе русского государства.

По сравнению с эпохой польского господства их права существенно расширились. В частности, здесь сохранились выборное гетманское управление и военно-административная система во главе с казачьими полковниками.

В Москву от восставших вновь прибыло посольство. Священник Филипп из Посольского приказа писал о просьбе послов к царю принять жителей Украины в свое подданство «[Чтобы царь] пожаловал их всех, велел им помочь учинить своими государевыми людьми на поляков.

И оне де, козаки, станут служить тебе, государю, и городы литовские станут очищать в твое государево имя». Марк Жмайла Такие же просьбы поступали от представителей православного духовенства. Так, в том же 1625 году посланец киевского митрополита Иова Борецкого луцкий епископ Исаакий Борискович просил: «Мы все царской милости рады, и под государевою рукою быть хотим… Если митрополит, епископы и Войско Запорожское прибегнут к царской милости и пойдут на государево имя, то государь их пожаловал бы, отринуть не велел, а им, кроме государя, деться негде». В 1630 году Иов Борецкий в письмах, переданных его сыном Андреем и племянником Павлом Путивльским русским воеводам, просил от имени народа о принятии в подданство: «Будет… их де мочи не будет против поляков стоять, и оне де хотят бить челом… государю царю… всеа Русии, чтобы… пожаловал их велел им быть в своем государове повеленье».

Народные восстания следовали одно за другим. Следующее состоялось в 1631 году. И вновь казаки просили московского царя взять их под свою защиту. Об этом русскому самодержцу доносили воеводы города Севск: «А буде де, государь, их сила не возьмет против ляхов стоять, и козаки… хотят… посылати к Москве бити челом.

Как сегодня Россия не оставляет население Донбасса в беде, помогая гуманитарной помощью, так и тогда Русское царство помогало населению Украины. Подавив это последнее восстание, поляки приступили к ликвидации казачества. Простых казаков разжаловали в крестьяне, а реестровых служивших в польском войске , сократив их численность, поставили под контроль польских комиссаров и полковников. Казацкая старшина была лишена части привилегий и земель.

Это привело, наконец, казацкую верхушку к осознанию необходимости борьбы с поляками. Через десять лет, в 1648 году, борьбу за освобождение от поляков возглавил сотник из Чигирина Богдан Хмельницкий. Западная Русь В борьбе за национально-народное дело. Санкт-Петербург, 1910 Боярин Бутурлин принимает присягу от гетмана Хмельницкого на подданство России На самом деле этот «простой холоп» был храбрым воином, пользовавшимся большим уважением, чьи заслуги признавались не только казаками.

В одной из битв Хмельницкий спас польского короля Владислава IV, подарившего ему в награду золотую саблю. Однако память короля была короткой. И когда в 1647 году поляки напали на хутор Хмельницкого и похитили его жену, король отказал казаку в просьбе о помощи. Потоцкий докладывал королю Владиславу IV о невероятной мощи восстания, разгоревшегося под предводительством Хмельницкого: «Хмельницкий не смягчает кротостию: несмотря на то, что не один уже раз посылал я к нему, предлагая выйти из Запорожья, обещая ему помилование и прощение его проступков, это его нисколько не трогает, — задержал моих послов.

Наконец из войска я посылал к нему пана Хмелецкого, ротмистра … человека … очень хорошо знающего казацкие нравы, убеждая отстать от мятежей и уверяя словом своим, что и волос с головы его не спадет. Раздраженный этою снисходительностью, Хмельницкий отослал моих посланцев ко мне со следующими требованиями: во-первых, чтобы я с войском ушел из Украины; во-вторых, чтобы полковников и всех их подчиненных удалил из полков; в-третьих, чтобы уничтожил управление Речи Посполитой [на Украине]… Если я раньше не подумал о том, как должен был вспыхнуть этот бунт, и как его расценивать, то благоволите… учесть число людей его в то время — 3000. Но упаси боже, чтоб он вошел с ними в Украину. Тогда бы эти три тысячи быстро возрасли бы до ста тысяч…».

Последняя фраза позволяет оценить масштаб народного гнева, результаты которого не заставили себя долго ждать. В середине 1648 года казаки под предводительством Богдана Хмельницкого одержали значительные победы над поляками. К казацкому войску присоединялись крестьяне, также начинавшие именовать себя «казаками». Восставшие одерживали всё новые победы: «Куда не приступает неприятель, везде города и замки сдаются без всякого сопротивления», — писал в письме 10 июня 1648 года уже упоминавшийся нами брацлавский воевода Адам Кисель.

На Корсунской раде, состоявшейся в мае 1648 года, казаки приняли решение обратиться к московскому царю Алексею Михайловичу с прошением о принятии их в подданство. А уже 18 июня Богдан Хмельницкий опять обратился с письмом к царю Алексею Михайловичу с просьбой о принятии в подданство: «Хотим себе самодержца хозяина такого в своей земле, как ваша царская милость православный христианский царь, если бы предвечное пророчество от Христа Бога нашего исполнилось, что всё в руках его святой милости». На ней присутствовали и московские послы. Как отмечал в своем донесении посланник Адама Киселя П.

Ласка: «В тот же день на эту же раду прибыли бояре из Москвы… он не мог узнать, с чем именно, однако понял, что это какая-то дружественная церемония…». Почтовая марка СССР. ЦФА 1761 Сообщения о желании казаков быть в царском подданстве поступали в Москву беспрерывно. Так, 26 июня более 50 казаков, прибывших из Новгорода-Северского в деревню Рошковичи, говорили о том, что «от Запорожского… Войска приказ им учинен такой, что с… государевыми людьми не велено задиратца ни за што; и все де… оне войском запорожские козаки… государю, служить рады…».

А 6 июля яблоновский воевода А. Буйносов-Ростовский докладывал о просьбе Богдана Хмельницкого к царю о военной помощи и о желании казаков служить царю: «Как даст бог помощи им ляхов побить, и они де б по Киев отложились к твоей государеве стороне, чтоб де их ведал ты, государь». Просьбу казаков о русском подданстве 24 июля 1648 года передавал в Разрядный приказ и хотмыжский воевода С. Казаки просили: «Хотим быть под однем християнским, под тобою благочестивым государем царем Алексеем Михайловичем всеа Русии…».

Борьба населения Украины за освобождение не прекратилась и после заключенного с поляками перемирия. Волна восстания охватила Левобережную Украину. Множество городов, включая Киев, было освобождено. Ответные репрессии со стороны поляков не заставили себя ждать.

На восставшие территории был направлен шеститысячный карательный отряд под руководством князя Иеремии Вишневецкого. Вишневецкий расправлялся со всеми, включая женщин, стариков и детей. Богдан Хмельницкий отправил навстречу Вишневецкому 16-тысячный отряд казаков под руководством Максима Кривоноса. Не дожидаясь окончания политических раздоров в Речи Посполитой, связанных со спором о престолонаследии последовавших за смертью 20 мая Владислава IV , польские магнаты решили действовать своими силами.

Собрав 30-тысячный отряд, они двинули его против Хмельницкого. Сентябрь 1648 года ознаменовался очередной победой казаков над отрядом польских магнатов под Пилявцами. Одержав победу, казацкое войско отправилось на запад, миновало откупившийся за крупную сумму Львов и осадило Замостье. Дальше казаки не продвинулись.

Однако мир этот был непрочным. И казаки не оставляли надежд на принятие под руку московского царя. Так, 29 октября 1648 года севские воеводы З. Леонтьев и И.

Кобыльский отчитывались в Разрядный приказ: «Запорожского гетмана Хмельницкого племянник Прокоп Бережицкий, говорит во многие люди: всем де, государь, Запорожским Войском оне бога молят о том, чтоб им быть под твоею царскою высокою рукою». К донесению севских воевод стоит добавить рассказ брянского воеводы Н. Мещерского от 9 ноября того же года: «Слышали они от литовских ото многих жилецких людей и от черкас: говорят и богу молят, чтобы им быть в одной православной вере под твоею государевою высокою рукою; будет де пан Хмельницкий осилеет ляхов, и он де хочет потдатца одному государю крестьянскому». Марка в честь 300-летия Переяславской рады, 1954 год 22 ноября 1648 года всё те же севские воеводы Леонтьев и Кобыльский сообщали, что в православных церквях на Украине на богослужениях молятся о том, чтобы царь согласился принять малороссов в подданство: «А в польской де стороне, в манастырех, в церквах, на октеньях и на многолетьи бога молят за тебя, благочестивого великаго государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Руси.

А запороские де, государь, казаки и белорусцы черные люди во всех городех все бога молят о твоем царском многолетнем здоровье и хотят тово, чтоб им всем быть под твоею царскою высокою рукою, и чтоб им всю Польшу и Литву подвести под твою царскую высокую руку». Уже 8 февраля 1649 года в Москву вновь прибыли послы от Богдана Хмельницкого. Один из них, иерусалимский патриарх Паисий, говорил в Посольском приказе: «А ныне они, гетман и всё войско Запорожское, велели ему, патриарху, бить челом царскому величеству, чтоб он, великий государь, изволил войско Запорожское держать под своею государскою рукою, а они, черкасы, ему, государю, будут как есть каменная стена». Таким образом, Богдан Хмельницкий неустанно выражал стремление к принятию малороссов в русское подданство.

Боярин В. Бутурлин решительно отказался принести присягу, в связи с чем гетман и старшины удалились на совещание, которое длилось несколько часов, а послы остались ждать в соборе. В ходе совещания П. Тетеря и Г. Лисницкий, полковник миргородский, неоднократно приходили и просили В. Бутурлина принести присягу, но безуспешно. Тем временем, руководитель посольства дважды утверждал, что царь будет охранять все права Украины и, более того, заявлял, что «царское слово переменно не бывает».

Бутурлин отказался присягать от лица царя, ссылаясь на то, что царь не присягает своим подданным. По-видимому, письменного договора в Переяславе заключено так и не было. После продолжительного совещания, учитывая слова Бутурлина, которые гетман и старшина толковали как равнозначные присяге царя, украинская сторона принесла присягу. Всего в день Переяславской рады присягу принесли 284 человека. От лица царя гетману была вручена грамота и знаки гетманской власти: хоругвь , булава и шапка. После отъезда Бутурлина казацкая старшина с гетманом взялись за выработку условий договора.

Участники Переяславской рады стремились к единству, — Аксёнов

Но Василий Бутурлин выразил отказ, объяснив его тем, что царь не должен присягать собственным подданным. После этого присягу принесли казаки в количестве 284 человек. Гетману от лица Алексея Михайловича вручили верительную грамоту вместе со знаками гетманскою власти - хоругвью, булавой и шапкой. Открытая рада После этого во втором часу дня украинский гетман велел созывать общий сбор битьем барабанов.

Таким образом, точная дата Переяславской рады по новому стилю — 18 января 1654 года, в старом летоисчислении это 8 января. От обычных рад, которые проводились старшинами или всем войском, эта была «явной всему народу», то есть открытой для него. Участие в ней приняли прибывавшие отовсюду люди.

Речь идет о казаках, крестьянах, ремесленниках, городской бедноте, купцах, казацких старшинах, духовенстве, мелкой украинской шляхте. Открывая собрание, Богдан Хмельницкий произнес речь, адресованную народу. Он говорил о кровопролитных войнах, которые в продолжение шести лет разоряли украинские земли.

А также описал тяжелейшее положение народов, попавших под турецкое иго, и страдания людей, причиняемые татарскими набегами и властью польских поработителей. Заканчивая свою речь, Хмельницкий сообщил, что царем Алексеем Михайловичем к украинцам было отправлено посольство, передавшее призыв объединиться с братским русским народом. Этот призыв огласил и сам гетман, собрание встретило его возгласом: «Чтоб есми вовеки вси едино были!

Переяславская рада, состоявшаяся ровно 360 лет назад, стала исторической и судьбоносной для народов Украины и России. Об этом заявил в субботу в приветствии Собору славянских народов Украины, России и Белоруссии украинский премьер-министр Николай Азаров. Участники собора - депутаты Госдумы и Верховной Рады, видные общественные деятели, известные ученые - обсуждают вопросы исторического и современного значения решений казачьей Переяславской Рады 1654 года, ознаменовавшей объединение России и Украины.

Патриарх Кирилл: на том собрании была выражена воля наших предков Определяющим событием в истории славянских народов назвал патриарх Московский и Всея Руси Кирилл Переяславскую Раду 1654 года, ознаменовавшую объединение Украины и России.

Читайте также Собор славянский народов предложил учредить день единения Украины, России и Белоруссии "На том собрании была выражена воля наших предков, осознавших важность сохранения духовной свободы, православной веры и единства в ней народов, родственных по мироощущению, происхождению и историческому выбору", - отметил он в приветствии Собору славянских народов Украины, России и Белоруссии, посвященному 360-летию Переяславской Рады. Патриарх Московский и Всея Руси высказал пожелание, чтобы "во все времена нас объединяло искреннее стремление к утверждению мира и согласия на землях исторической Руси, к сохранению взаимодействия и сотрудничества между народами, приобщившимися к христианству в Днепровской крещальной купели".

Они требовали от представителей русского посольства, чтобы те присягнули казакам от имени царя Алексея Михайловича. Также они настаивали на привилегиях для православного шляхетского сословия Гетманщины. Говоря современным языком, они хотели войти в состав России на правах широкой автономии. Российская сторона в свою очередь стремилась ограничить вольнолюбивые устремления казаков. Понимая, что слишком сильное ущемление прав жителей Запорожской Сечи может привести к новым бунтам, Россия пошла на значительные уступки, но при этом настояла на некоторых особо важных для нее пунктах.

Так, гетманы лишались права вести самостоятельную внешнюю политику. Сущность соглашений 8 18 января 1654 года состоялся акт принятия присяги на верность представителей Запорожской Сечи российскому монарху. Бутурлин вручил Хмельницкому грамоту от имени Алексея Михайловича, но сами представители российского посольства от присяги казакам отказались. Они пояснили это тем, что царь не может присягать подданным на верность. Церемония сопровождалась дарением Хмельницкому символов гетманской власти. Ему вручили: булаву — холодное оружие с рукоятью шаровидной формы; хоругвь — боевое знамя; меховую - боярскую шапку. Непосредственно 8 января на верность царю присягнули 284 казака.

После этого в течение довольно длительного времени шел процесс приведения жителей Запорожской Сечи к присяге. В некоторых местах это происходило насильственным путем. Единого мнения среди казаков не было, многие опасались менять «польских панов» на русских бояр. Текст соглашения между представителями Гетманщины и Русского царства разрабатывался на протяжении двух месяцев после Переяславской Рады. Его лично редактировал Богдан Хмельницкий. Подписан договор был 14 24 марта 1654, одобрен Алексеем Михайловичем 27 марта 6 апреля. Этот документ вошел в историю под названием «Мартовские статьи».

В нем фиксировался переход Запорожской Сечи в состав российского государства, а также определялось автономное положение этих территорий. Содержание «Мартовских статей»: Сохранялся выборный характер высших воинских званий в Гетманщине, а также самостоятельность судов. Определялась численность казачьего войска в составе 60 тысяч человек. Сбор местных податей ставился под контроль царских чиновников. Подтверждались вольности местного населения, в том числе не только казаков, но и мещан, а также представителей православного духовенства.

"ВМЕСТЕ - НАВЕКИ" - так поклялись 350 лет тому назад на Переяславской Раде

Большое значение в этом процессе также имели особенности в государственном устройстве России и политика русского правительства в отношении Украины. В России существовали казацкие регионы на Дону, Яике , которые не знали крепостничества и пользовались некоторой автономией. Русское правительство предоставляло убежище украинским крестьянам и казакам, селило их на своей территории на правах свободных людей. На смежной с Украиной территории была образована область из украинских переселенцев и создан казацкий реестр — Слободская Украина. Крестьянство Украины надеялось обеспечить себе под властью России положение свободного населения и избавиться от национального гнёта и религиозных преследований.

Казацкая старшина и украинское шляхетство стремились при содействии русского царя закрепить свои сословные привилегии и превратиться в правящий класс на Украине путём обеспечения политической автономии в рамках Русского государства. В целом, воссоединение Украины с Россией имело прогрессивное значение для последующего экономического, политического и культурного развития украинского народа, оно укрепило союз и дружбу двух братских народов, совместно боровшихся против иноземных захватчиков.

Порукой тому — решение Переяславской рады. Оказавшись в составе Речи Посполитой, Малороссия испытала тяжёлые социальные, национальные и религиозные притеснения. Правящие круги Польши стремились ассимилировать украинский народ, ликвидировать его духовные корни, разорвать связи с братским русским народом. Но Малороссия не смирилась. Она встала на путь борьбы против польско-шляхетского владычества.

В ней участвовали крестьяне и ремесленники, казачество и торговцы, православные священники и представители знати. Центром сопротивления стала Запорожская сечь. В 1648 году на Украине вспыхнула национально-освободительная война. Она приобрела всенародный характер, стала войной и за единение с Россией. Во главе восстания встал Богдан Хмельницкий. По его просьбе Земский собор 1653 года одобрил воссоединение Украины с Россией. В январе следующего года участники Переяславской Рады принесли присягу на верность царю Алексею Михайловичу.

Историческое решение поддержала вся Малороссия. Два братских народа воссоединились в одном государстве.

Сейчас на наших глазах завершается очередной исторический цикл, мы опять наблюдаем объединение русских земель.

Крым прошёл по этому пути первым, за нами последовали народные республики Донбасса, Херсонская и Запорожская области. Сенатор Совета Федерации, председатель Русской общины Крыма Сергей Цеков выразил уверенность, что сегодня происходит «второе воссоединение Руси». Это было первое воссоединение Руси, сейчас происходит второе воссоединение», — заявил политик.

Кроме того, перечислялись различные недружественные дипломатические действия и порубежные конфликты. Все это в совокупности послужило поводом для объявления Речи Посполитой войны. Как стала возможной Переяславская Рада8 января исполнилось 370 лет со дня торжественной присяги запорожского казачества русскому царю тогда это был Алексей Михайлович во время Генерального военного совета рады в Переяславле. Согласие Москвы на этот акт было дано после шести лет переговоров не считая того, что такие прошения подавались ещё в XVI веке. Причиной же войны были просьбы о помощи казаков Богдана Хмельницкого. В частности, гетман писал царю о том, что «король с войсками своими на Украину идет.

И они то есть Хмельницкий и Войско Запорожское. Именно защита православной церкви и ее паствы от прямого насилия, а также от насаждения унии была главным аргументом в пользу необходимости вооруженного вмешательства в конфликт. В тексте соборного приговора есть любопытная деталь: ссылка на королевскую присягу Яна Казимира, в которой, во-первых, имеется обязательство не притеснять христиан различных исповеданий, а во-вторых, — норма, освобождающая подданных от обязательств перед королем, если он нарушает присягу. Это был очень важный тезис, в том числе, по-видимому, и лично для царя Алексея Михайловича. Вмешательство во внутренний конфликт, на стороне бунтовщиков против законного монарха, требовало очень серьезных обоснований. Можно вспомнить, как болезненно царь воспринимал революционные события в Англии, которые происходили в те же годы.

Решения собора принимались следующим образом. Затем остальные участники собора «по чинам порознь» подтвердили свою готовность к участию в войне и поддержке царя в его решениях. Собор завершил свою работу 1 11 октября, а уже 23 октября 2 ноября была объявлена война Речи Посполитой. Через шесть дней туда прибыл Хмельницкий в сопровождении старшины — генерального судьи, писаря, полковников и есаулов представлявших подавляющее большинство полков войска. Утром 8 18 января старшина совещалась в своем узком кругу, а затем состоялась собственно войсковая рада, на которой, как известно, Хмельницкий констатировал необходимость в условиях затяжной войны с польским королем найти себе нового монарха и предложил собравшимся на выбор четыре кандидатуры: все того же короля, крымского хана, турецкого султана либо московского царя. В пользу последнего было единство вероисповедания, а равно и то, что уже шесть лет именно его казаки «беспрестанным моленьями себе просят».

Выбор был очевиден, и подтвержден всеобщими выкриками собравшихся казаков и переяславских горожан: «Волим под царя восточного, православного! В этот момент произошел инцидент, который принято трактовать как столкновение двух абсолютно различных политических культур. Через несколько дней ему исполнится 53 года - преклонный по тем временам возраст Казаки пожелали, чтобы присягали не только они на верность царю, но и посол Бутурлин от имени царя на кресте и евангелии поклялся в соблюдении всех прав и вольностей Войска Запорожского. Однако боярин отверг это требование — русский царь не присягает своим подданным, но царское слово и не нуждается в дополнительном подтверждении, и он лично гарантирует, что казаки получат от царя даже больше того, на что рассчитывают. В итоге казаки вынуждены были согласиться на такую процедуру. Однако масштаб этого инцидента не стоит переоценивать.

Дипломатическая практика той эпохи предполагала на любых переговорах такого рода озвучивать максимально завышенные требования, а потом долго дискутировать вокруг каждого из них по по принципу «проси больше, дадут меньше». При этом для московских послов всегда первостепенным был именно статус их государя, а казакам главное было получить подтверждение их прав. В результате обе стороны получили желаемое. На этом события собственно Переяславской рады завершаются. Затем посольство двинулось по городам и местечкам, контролируемым Войском Запорожским, и там процедура присяги повторялась. Вероятно, царские представители понимали, что репрезентативность собрания в Переяславле была для такого серьезного дела недостаточна.

На знаменитой картине советского художника Михаила Хмелько, написанной к 300-летнему юбилею Переяславской рады, один из центральных персонажей вероятно, генеральный писарь Выговский держит длинный свиток — договор. Даже в научных публикациях нередко можно встретить упоминание «переяславского договора» или «соглашения». Состоялась лишь присяга представителей Войска и города Переяславля, и была дана устная гарантия со стороны Бутурлина в том, что царь удовлетворит все пожелания казаков, и они получат даже сверх того, что имеют на сегодняшний день. Эти пожелания были оформлены в специальном документе — челобитной, которую ответное казацкое посольство привезло в Москву в марте того же года. Отсюда его название — «мартовские статьи», они же «статьи Богдана Хмельницкого». На каждую из статей была дана соответствующая царская резолюция, а затем они были обобщены в жалованной грамоте царя войску Запорожскому.

Основное содержание «Статей» и жалованной грамоты состояло в следующем. Войско Запорожское навечно принимало подданство московскому царю. Его размер устанавливался в 60 тысяч человек. При этом Войско сохраняло автономию — собственный суд, свободный выбор гетмана, право дипломатических сношений с соседними государствами за исключением сношений с польским королем и турецким султаном.

Новости КПРФ. Д.Г. Новиков: Завет Переяславской рады

Переяславская рада, состоявшаяся ровно 360 лет назад, стала исторической и судьбоносной для народов Украины и России. Л. Фолич, оценивая проведение программы, посвященной 350-летию Переяславской Рады, участником которой он был, сказал: «Для меня как представителя сербского народа было очень радостно принять участие в программе. регулярно публикуемых трудов. Главная» Новости» 1654 г 8 января переяславская рада вхождение украины в состав россии.

Переяславская Рада: исторические предпосылки и последствия

После Переяславской рады представители московского посольства побывали в 177 городах и селениях Украины для принятия присяги от населения на верность царю. [tds_info]Главными участниками того конфликта по праву считаются запорожские казаки. Так Земский собор 1653 года и Переяславская Рада 1654 года исполнили многовековое чаяние разделенного еще в годы монголо-татарского владычества народа — началось воссоединение Малой Руси с Великой Русью.

Переяславская Рада: как принималось решение о присоединении Украины к России

Польский лидер также заостряет внимание на «расходе» дорог четыре века назад украинцев с поляками. Впрочем, дороги Польши и Украины разошлись не под влиянием Хмельницкого и не одномоментно, заметили в газете «Взгляд». Процесс был долгим и включал в себя издевательства панов по религиозным, экономическим и политическим вопросам.

Эту логику невозможно перескакать на майдане, переломить репрессиями и пропагандой, уничтожить оружием НАТО. Она побеждает всегда. И врагам России придется в очередной раз в этом убедиться», — подчеркнул Глава Крыма.

Земли центра современной Украины по результатам унии оказались в составе Польши. Поляки воспринимали их как нечто глубоко провинциальное, а местное население считали людьми второго сорта. В плане национального самосознания жители тех территорий, о которых шла речь во время Переяславской рады, ничем не отличались от москвичей или рязанцев того времени. Незначительные отличия можно было отметить в особенностях языка или орнаменте на одежде. Хмельницкий и его казаки говорили на южном диалекте древнерусского языка, их легко понимали в Москве, Новгороде, Владимире Еще следует подчеркнуть такой момент: на Переяславской раде даже не стоял вопрос о самостоятельности. Гетманщина — это не государство. Это военно-политическое образование.

Они исходят и того, что русские, оказавшиеся по разные стороны баррикад и границ, должны встречаться и искать пути преодоления национального раскола. Ведь для благополучия русского народа очень важно понимать, почему некогда единый суперэтнос оказался разбитым по разным «квартирам». И, наконец, почему в народном сознании нет постоянного стремления восстановить былое единство. Якобы они были главной причиной того, что впоследствии, в 1991 году, произошел раскол между русскими и украинцами. Я согласна, что со стороны советской власти курс на создание собственной нацидентичности у жителей Украины был ошибкой. Но надо понимать, что в 20-е годы прошлого века речь шла о мировой революции, надо было втянуть в социалистические преобразования территорию и Западной Украины, и Польши. Тактические политические шаги требовали украинизации населения территорий по обоим берегам Днепра, что поначалу большевиками и осуществлялось. Однако уже в 30-е годы пошел обратный процесс. Власти стали понимать, что разрыв между украинским и русским народом очень опасен, он может спровоцировать новый развал страны. Потому стали проводиться множественные мероприятия, посвященные памяти ПР. В царской империи эту дату тоже не забывали, но считали ее одним из рядовых событий в истории государства. А вот в СССР событию придали огромное значение как символу единства украинского и русского народа — это был становой хребет социалистической державы. История показала, что такой подход был верным. Как только в декабре 1991 года провели референдум по единству Украины, это стало, по сути, концом СССР», — рассказала Шеслер. С того времени в головах многих россиян сформировался ошибочный штамп: якобы 1654 год — это момент объединения Украины и России. Но надо напомнить, что на тот момент Украины как государства не было и в помине, как не было и украинской нации. Поэтому единственно правильной оценкой тех событий будет их восприятие как факта воссоединения разделенного русского народа.

В России отмечают 370-летие Переяславской рады

Но во власти таких политиков нет. Представители правящего режима хотят, чтобы страна была частью Запада, направленной против России», — пояснил спикер. В то же время Корнилов полагает, что сценарий Переяславской рады уже отчасти повторился в связи с воссоединением четырех регионов с Россией, «но это не значит, что на этом он закончен». Переяславская рада тоже не закрепила всю территорию, которая позже стала называться украинской в составе единого Русского государства. Тогда мы взяли под царствие лишь незначительную часть Малороссии.

А сейчас мы контролируем значительную часть Донбасса и Новороссии», — отметил историк. На руку России играет и тот факт, что поляки, равно как и весь остальной Запад, совершенно не беспокоятся о материальном и нематериальном благополучии граждан Украины. Кроме того, в стране продолжаются нападки на каноническую церковь и родной для миллионов жителей русский язык. А учитывая беспредел с мобилизацией, обвал экономики и хронический кризис, подобная политика в комплексе может «допечь украинцев, как это было во времена Хмельницкого».

Читайте также Собор славянский народов предложил учредить день единения Украины, России и Белоруссии "На том собрании была выражена воля наших предков, осознавших важность сохранения духовной свободы, православной веры и единства в ней народов, родственных по мироощущению, происхождению и историческому выбору", - отметил он в приветствии Собору славянских народов Украины, России и Белоруссии, посвященному 360-летию Переяславской Рады. Патриарх Московский и Всея Руси высказал пожелание, чтобы "во все времена нас объединяло искреннее стремление к утверждению мира и согласия на землях исторической Руси, к сохранению взаимодействия и сотрудничества между народами, приобщившимися к христианству в Днепровской крещальной купели".

Форум населяют гостеприимные, открытые для чужого мнения, остроумные люди.

На форуме запрещены изображения нацистской, порнографической направленности, а также фотографии Лиз Трасс в купальнике. Запрещена пропаганда ЛГБТ. Запрещены любые проявления национальной нетерпимости. Запрещены оскорбления любых государственных властей в особо грубой форме, т.

Ведь такого названия как Украина в отношении территории, которая вошла в состав российского государства, тогда не существовало», — пояснил РИА «Новости» научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков. Так было и 370 лет назад, и после Гражданской войны, и после Великой Отечественной», — написал на своей странице в соцсети Артур Парфенчиков. Сегодня события той эпохи имеют принципиальное значение. Исторические параллели очевидны: после развала СССР ущемление прав русскоязычного населения на Украине приняло систематический характер. Против людей, которые стремились сохранить русский язык и русскую культуру, память о подвигах героев Великой Отечественной войны, украинские националисты развязали настоящий террор. Инспирированный Западом госпереворот на Украине вверг ее в острую фазу кризиса.

Люди в ряде юго-восточных регионов не согласились с перспективой жить во враждебном к русским украинском государстве.

День Переяславской Рады

Украине — новую Переяславскую Раду 8 (18) января 1654 г. в городе Переяславле (современный Переяслав-Хмельницкий) гетманом Богданом Хмельницким была созвана Рада – собрание представителей украинского народа, – которая приняла решение о воссоединении Украины с Россией.
Переяславская рада участники 18 января 1654 года Переяславская рада провозгласила переход населения польской Украины в подданство московского царя.

E-mail рассылка

  • Украинские казаки и русская Смута
  • Второе воссоединение Руси: в Крыму отметили годовщину Переяславской рады
  • Предыстория
  • Осколки Древней Руси
  • ПЕРЕЯСЛА́ВСКАЯ РА́ДА 1654
  • Меморандум участников дискуссии, посвященной 365-летию Переяславской рады - ANNA NEWS

ПЕРЕЯСЛА́ВСКАЯ РА́ДА 1654

Гостей с достодолжной почестью принял переяславский полковник Павел Тетеря. Главная/Новости/Участники форума в Луганске предложили ежегодно праздновать годовщину Переяславской Рады (ФОТО). Какое значение имеет Переяславская Рада в свете нынешних событий и какова роль Богдана Хмельницкого?

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий