Работа Комиссии проходила под руководством председателя Комиссии по увековечиванию памяти Новомучеников и Исповедников Церкви Русской протоиерея Михаила Горового. Русская Православная Церковь празднует в этот день память новомучеников и исповедников Российских. В этот светлый день памяти новомученников и исповедников Мытищинских клирик храма Благовещения иерей Алексий Горшков поведал прихожанам нашего храма истории их жизни и мученичества. 4 февраля 2024 года Русская Православная Церковь празднует Собор новомучеников и исповедников, пострадавших в годы гонений за веру Христову.
Новомученики и исповедники Российские: книги, лекции, фильмы, песнопения
По окончании лекции состоялся просмотр фильма Митрополита Илариона о гонениях на Церковь в России XX века, резюмировавшего материалы лекции. Храм Новомучеников и Исповедников Российских. в приходской воскресной школе «Муромцы» состоялся урок посвященный подготовительным Неделям к Великому посту, а также памяти святых новомучеников и исповедников Русской Церкви.
СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ ЦЕРКВИ РУССКОЙ
5 февраля, в престольный праздник храма Новомучеников и Исповедников Российских города Ржева, епископ Ржевский и Торопецкий Адриан совершил в нем Божественную литургию. В 2024 году Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской празднуется 4 февраля. Главная → Липецкая епархия → Новости благочиний → Грязинский церковный округ → В Грязинском благочинии почтили память новомучеников и исповедников Русской Церкви XX века. По окончании занятий в воскресной школе, в цокольном помещении храма состоялся вечер, посвящённый памяти новомучеников и исповедников Российских. На всенощной поются стихиры новомученикам и исповедникам Российским, а также тропари, величания им, читается канон новомучениками.
Новомученики и исповедники Российские: кто они, сколько их?
Спустя два месяца после его заключения под арест, 5 ноября 1918 года, Преосвященного Лаврентия под конвоем повели через весь город из острога в здание ЧК, на улицу Малую Покровскую. По дороге люди подходили к епископу за благословением, а следовавшие сзади видели, как он вынимал из кармана платок и вытирал глаза, по-видимому, он плакал. По воле Божьей, проходя мимо подворья Мало-Пицкого монастыря, святитель остановился перед храмом. Шла вечерняя служба накануне храмового праздника 6 ноября , народу в церкви было много. Узнав, что на улице стоит владыка Лаврентий, народ стал выходить из храма и брать у него благословение.
И если сегодня мы будем пытаться основывать воспитание и образование на каких-то прежних, советских формах, которые вроде бы и красивые, и правильные, но не имеют жизни, не укоренены в жизни евангельской, в вере в Бога, а значит, не освящены Им и не долговечны, — мы наступим на те же грабли, на которые наступили прежде бывшие поколения, которые разрушали церкви, презирали священнослужителей, гнали верных и боролись с Богом, думая, что без Него можно построить рай на земле, устроить счастье и решить все проблемы.
Новомученики и исповедники Церкви Русской XX века — вот то семя, которое и сегодня способно принести добрый плод. И именно к их примеру, к их житию, изучению их веры и подвигов, их историй мы должны вернуться сегодня, в тяжелые годы XXI века, и учить на их примерах, а не на каких-то других молодое поколение, называть в честь них улицы, города и веси, школы и университеты, в крещении — детей в честь них. Именно они подлинные герои духа и святые люди Отечества нашего. Мы перед ними в огромном долгу. Сегодня мы прославляли их поименно: во время литии прозвучали имена архиереев, многих священников, монахов и мирян Тверской земли, которые прославлены у Бога как люди, которые кровью своей истину соблюли и веру не предали.
Они, а не прежние разрушители устоев русского народа должны стать основанием жизни нашего современного общества. Если мы обратимся к их примеру, к их вере, может быть, и нам Господь уделит какую-то часть от их силы духа, благодаря которой они пережили и достойно пронесли звание христиан через страшные гонения и испытания XX столетия. Их предстательством, Долготерпеливе Господи, страну нашу и ныне в Православии сохрани до скончания века. Справка: Определением Архиерейского Собора 1992 года празднование Собора новомучеников и исповедников Российских установлено совершать 25 января при совпадении этого числа с воскресным днем или в ближайшее воскресенье после него. В связи с различием практик, принятых в Русской Зарубежной Церкви и в Церкви в Отечестве относительно времени празднования Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, Архиерейский Собор 2013 года определил установить празднование Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской: 25 января по старому стилю в случае совпадения этого числа с воскресным днем; в предшествующий этой дате воскресный день, если 25 января по старому стилю приходится на дни от понедельника до среды; в последующий этой дате воскресный день, если 25 января по старому стилю приходится на дни от четверга до субботы.
Пресс-служба Тверской епархии.
Тертуллиан, раннехристианский писатель II века, писал, что кровь святых мучеников является тем семенем, из которого произрастает тело Церкви. Теперь, спустя восемнадцать столетий, когда Православная Церковь распространилась по всему миру, эти слова Тертуллиана звучат особенно ясно. Поэтому, вспоминая многочисленные репрессии и смерти в годы воинствующего атеизма, православные не предаются печали, но напротив, славят Бога, поскольку теперь имеют современных им ходатаев и молитвенников пред Господом. Тех предстательством, долготерпеливе Господи, страну нашу в Православии сохрани до скончания века».
Мы прошли под ней и каждый мог ударить в колокол в память о невинно убиенных. Игорь Илюшин отслужил панихиду по невинно убиенным у памятного креста и камня Прошли по дорожкам, возложили цветы. Остановились у нескольких поклонных крестов, и Марина кузнецова-Миловидова рассказала о нескольких новомучениках - протоиерее Федоре окуневе, насельницах Горицкого монастыря и других. Молебен Новомученикам и исповедникам Российским.
По дороге на концертную программу, посвященную новомученикам и исповедникам российским, о. Игорь Илюшин, сопровождавший поездку, рассказал о своем прадеде. Он был священником в Тверской области и также пострадал в годы "большого террора" 1937-1938 годов.
Память новомученников и исповедников российских
В этот день Православная Церковь совершает память Новомуеников и Исповедников Царская семья являли всю полноту христианской любви. 14 ноября в день памяти новомученика Петра Ивановича Игнатова совершили Божественную литургию и славление святому Людиновской земли. Новомученики и исповедники Новомученикам и Исповедникам Святителя Николая Чудотворца, Архиепископа Мир желающие могут оказать посильную финансовую помощь в строительстве. Публикации основаны на данных фонда "Память новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви" Завтра память Новомучеников и исповедников российских. Осмысление подвига новомучеников — это процесс, который только начался актом прославления.
Новомученики
Спустя два месяца после его заключения под арест, 5 ноября 1918 года, Преосвященного Лаврентия под конвоем повели через весь город из острога в здание ЧК, на улицу Малую Покровскую. По дороге люди подходили к епископу за благословением, а следовавшие сзади видели, как он вынимал из кармана платок и вытирал глаза, по-видимому, он плакал. По воле Божьей, проходя мимо подворья Мало-Пицкого монастыря, святитель остановился перед храмом. Шла вечерняя служба накануне храмового праздника 6 ноября , народу в церкви было много.
Узнав, что на улице стоит владыка Лаврентий, народ стал выходить из храма и брать у него благословение.
По заамвонной молитве состоялись крестный ход и славление перед иконой новомучеников Новодевичьего монастыря. По окончании богослужения Его Высокопреосвященство обратился к собравшимся с архипастырским словом: Возлюбленные о Господе! Сегодня особый день в церковной жизни города Москвы и Новодевичьего монастыря, потому что мы празднуем память священномученика Сергия Лебедева, монахинь-преподобномучениц нашей обители и блаженной Матроны Московской. Когда речь заходит о жизненных трудностях, мы говорим: «В прежние времена жили святые, им Господь помогал, и они спасались». Сегодня Святая Церковь напоминает нам, что во времена, когда монашествующие, священнослужители и рядовые верующие переносили гораздо большие искушения и страдания, когда, можно сказать, ручьями лилась мученическая кровь, они твердо стояли в вере и не только себя спасали, но и свидетельствовали о Христе и через это сподобились и мученического венца, и Царствия Небесного.
В советских школах учили другую историю страны, из которой всех этих людей вычеркнули и, можно сказать, убили дважды— сначала уничтожили физически, а потом столько лет не разрешали упоминать их имена даже в кругу семьи. Можно было не знать, что дома хранятся иконы, письма. Почти не сохранилось информации о частной жизни, о пастырстве, о проповедях репрессированных священнослужителей. Остались только материалы допроса, а кто этот человек был как личность, кого больше почитал, к кому в молитвах обращался, как с людьми беседовал — об этом мы почти ничего не знаем.
Есть трудность и в том, что органы НКВД письменно не фиксировали фактов страдания за веру, за Христа. Необходимо находить факты исповедничества, выраженные иным образом, нежели ответ на прямой вопрос — верует ли человек во Христа. В то же время множество документов остается и сегодня закрытыми, и уже само по себе это призывает нас благоразумно воздерживаться от поспешных решений. Очень важно создать информационную сеть, благодаря которой любой желающий мог бы получить всю необходимую информацию о репрессированных священнослужителях. По результатам работы епархиальной Комиссии по канонизации святых в лике новомучеников и исповедников Российских в 2002 году прославлены священномученики Николай Ермолов и Иннокентий Кикин. Текст службы был утвержден архиепископом Новосибирским и Бердским Тихоном, а затем послан для утверждения в Синодальную богослужебную комиссию. Во исполнение этого решения уже два года общеепархиальное празднование в честь священномучеников Николая и Иннокентия, пресвитеров Новосибирских, проходит в Искитиме на Святом источнике, рядом с которым воздвигается храм в честь Новомучеников и Исповедников земли Русской. Именно в этих местах когда-то действовал один из самых зловещих спецлагерей тоталитарного режима — Искитимский штрафной лагерь Сиблага. В цокольном этаже храма планируется разместить музей. Одна из экспозиций будущего музея, названная «Сибирские новомученики», была представлена на выставках «Православная Русь», «Православная осень», «Искитим православный», прошедших в Новосибирске и Искитиме в 2012—2013 годах.
В рамках выставки можно было познакомиться с уникальными экспонатами, посвященными подвигу исповедничества на территории Сибири. Ими стали переданные Новосибирской епархии в 2009 г. Среди этих документов свидетельства о рукоположении в сан, о прохождении миссионерских курсов, о присвоении иерархических наград. Все они принадлежали нескольким церковно-священнослужителям, расстрелянным в середине 1930-х годов по обвинению в контрреволюционной деятельности и пропаганде. Также были представлены личные вещи, семейные портреты и фотографии священномученика Николая Ермолова; копии документов и фотографии священномученика Иннокентия Кикина; пострадавших в годы лихолетья священников Новосибирской епархии Василия Гоголушко, Василия Топоркова, Николая Конина, последнего священника разрушенного искитимского Никольского храма Иосифа Юхто. Можно было увидеть страшные снимки перезахоронения останков Волчанских новомучеников. На выставке постоянно действовали мультимедийные презентации, фильмы о подвиге новомучеников и исповедников Сибири. Данные материалы были предоставлены из разных регионов Сибири. В рамках торжеств, посвященных подвигу новомучеников и исповедников, в Искитиме уже дважды прошли конференции «Новомученики Российские». В прошлом году в конференции приняли участие более 100 юношей и девушек, представлявших 16 школ г.
Искитима и с.
В 2024 году торжество выпадает на воскресенье, 4 февраля. Собор новомучеников и исповедников российских в 2024 году — когда отмечается У этого церковного торжества нет фиксированной даты.
Оно отмечается 7 февраля, если этот день приходится на воскресенье. Если же 7 февраля выпадает на понедельник, вторник или среду, празднование переносится на предшествующее ему воскресенье. В случае, если 7 февраля совпадает с другими днями недели, празднуют в ближайшее воскресенье после этой даты.
Собор новомучеников и исповедников российских в 2024 году — история После революции 1917 года одним из главных направлений политики большевиков стала борьба с религией. Православную веру они воспринимали как пережиток царского режима, который препятствовал построению нового государства. Кроме того, церковь выступала за прекращение вражды между «красными» и «белыми», что делало ее непримиримым противником коммунистов.
Вызывал обеспокоенность новой власти и авторитет священнослужителей среди населения. В январе 1918 года Союз народных комиссаров принял Декрет об отделении церкви от государства.
Слово в день памяти Собора новомучеников и исповедников Российских
Современный мир очень лукав. Сейчас часто начали появляться «новые» откровения, «новые» переводы, «новые» толкования Священных текстов, также появляются размышления иноверных с критикой христианства. Многие неокрепшие умы проявляют интерес к подобным сенсациям, но опытные богословы да и просто благочестиво живущие люди во всех этих «новых» проявлениях обнаруживают козни лукавого, который через интерес к «новому» сеет в сердцах людей малое зло, которое со временем приводит к большому. Игнатий Брянчанинов в своих творениях, предостерегал верующих от чтения книг неправославных духовных авторов, так как приняв даже малую ложную мысль и не избавившись от неё, человек заражается ложью и может духовно погибнуть.
Поэтому в современном мире необходимо блюсти свой разум от принятия малой лжи, которая входит в ум человека через ознакомление с чем-то «новым». Новомученики и исповедники, по благодати Божией, смогли разглядеть козни лукавого, который подталкивал их к принятию малого зла; они не пошли на нарушение Заповедей, остались верны Богу и были прославлены Им. Нам, современным христианам, также необходимо следовать их примеру, преуспевать в благочестии и стяжании Святого Духа, ибо только Святой Дух помогает человеку отличить правду от лжи.
По окончании богослужения митрополита Савватия приветствовал Преосвященный Феодор, епископ Алатырский и Порецкий. Епископ Феодор приподнес главе митрополии заздравную просфору. Затем Глава Чувашской митрополии сердечно поблагодарил Преосвященных Владык, духовенство и мирян за радость соборной молитвы, поздравил всех с праздником, обратился с проповедью и преподал каждому благословение. В 2009 году здесь, где покоятся останки новомучеников и исповедников Чувашских, установили поклонный Крест. Под каждым самым маленьким бугорком — человеческие останки. Друг на друге». Cреди тех, кто лежит в безвестных могилах на окраине Первомайского, сотни пострадавших за веру. Точную цифру и сегодня не знает никто.
Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник. Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов.
Празднование собора было приурочено к 25 января 7 февраля — дню памяти митрополита Владимира Богоявленского. Ранее священники, служившие панихиды, не знали имён всех убитых и поимённо называли только известных им лиц, прибавляя слова «и иже с ними». Поскольку в календаре Православной церкви подготовительные недели перед Великим постом иногда начинаются уже в январе, было принято решение, что праздник собора Новомучеников не должен совпадать с воскресными днями подготовительного периода и может отмечаться ранее 25 января 7 февраля [20].
В дальнейшем отсутствие канонизации Собора новомучеников и исповедников со стороны Московского патриархата расценивалось в РПЦЗ как одно из главных препятствий на пути сближения с Церковью в Отечестве [23]. Прелюдией к прославлению новомучеников и новых исповедников Российских, пострадавших в годы революции и большевистского террора, стала канонизация патриарха Тихона 9 октября 1989 года. В июне 1990 года на Поместном соборе архиепископ Берлинский Герман Тимофеев первым из иерархов открыто заявил: «нам нельзя отрекаться от бесчисленных мучеников за веру, нельзя забывать их» [24]. Этот Поместный собор рекомендовал Синодальной комиссии по канонизации святых «иметь особое попечение о подготовке материалов к канонизации мучеников, пострадавших за веру в годы гонений, обрушившихся на нашу Церковь в XX веке» [25] 25 марта 1991 года Священный синод Русской православной церкви принял Определение «О возобновлении поминовения исповедников и мучеников, пострадавших за веру Христову, установленного Поместным Собором» 5 18 апреля 1918 года: «Установить по всей России ежегодное поминовение в день 25 января 7 февраля или в следующий за сим воскресный день всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников» [26]. Архиерейский собор Русской православной церкви 1992 определил совершать празднование Собору новомучеников и исповедников Российских 25 января 7 февраля — в день памяти убиения священномученика Владимира Богоявленского — в случае совпадения этого числа с воскресным днём или в ближайшую неделю воскресенье после него [27]. Указом Президента России от 14. В 1990-х годах шла подготовка к канонизации новомучеников и исповедников Русской православной церкви, многие святые были прославлены как местночтимые.
Архиерейский собор Русской православной церкви 2000 прославил как известных, так и неизвестных новомучеников и исповедников [28]. Чин канонизации был совершён 20 августа 2000 года [29]. Были прославлены 813 новомучеников и исповедников Российских, свидетельства о подвигах которых были получены из 35 епархий. Кроме того, в Собор новомучеников и исповедников Российских были внесены для общецерковного почитания имена 112 ранее прославленных местночтимых мучеников и исповедников [21]. Деяние о Соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских пункт 14 устанавливает «В послесоборное время поимённое включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведённых Синодальной Комиссией по канонизации святых». Было определено также, что в состав Собора святые будут включаться по решению Священного синода Русской православной церкви. Собор новомучеников дополняется по мере обнаружения и изучения сведений о новомучениках и исповедниках; существуют весьма различные оценки числа казнённых и репрессированных в СССР клириков и активных мирян Православной церкви [31].
Несмотря на то, что тематика преследований по религиозным убеждениям широко обсуждалась в обществе, игумен Дамаскин Орловский в сентябре 2007 года «с сожалением отметил невостребованность опыта новомучеников среди современных россиян»: Если говорить о том, насколько современные люди осведомлены о жизни новомучеников, хотят соприкоснуться с церковным преданием, читают жития, вникают в опыт своих предшественников по жизни в Церкви, то мы должны признать: современные люди не пускают в духовный оборот это наследие. Эта эпоха отошла в вечность, пришли «новые» старые соблазны, и опыт предшественников остаётся неизученным [32].
Память новомученников и исповедников российских
Днесь новомученицы и исповедницы Церкве Русския являются красным плодом спасительного сеяния, которое совершилось более тысячи лет тому назад и самый богатый плод принесло именно в страшные, трагические годы богоборчества в нашей стране в XX веке. Мы, люди века XXI, живем за счет того духовного богатства, которое передали нам наши святые сродники и святые предки. И всё то, что наблюдаем мы после празднования тысячелетия Крещения Руси, начиная с конца 80-х, в 90-е и 2000-е годы, весь тот расцвет и возрождение Церкви — всё это происходило вовсе не благодаря нам с вами, но вызрело как плод мученических подвигов тех, память которых мы совершаем ныне. Не нам благодаря, а благодаря их вере, их жизни и смерти Господь подарил нам время возможности камни собирать, восстанавливать храмы и обители, созидать церковную жизнь. И всё это иногда мы относили к каким-то своим мнимым заслугам.
Однако мы делали всего лишь часть той работы, которая уже была проведена до нас. К сожалению, мы являемся ныне совсем не такими, какими были исповедники и новомученики Русской Церкви XX века. Нам очень далеко до их меры. Они были воистину гигантами духа.
Мы же до сих пор стоим на их плечах. Мы — духовные карлики, немощные, поврежденные страстями, слабые духом, малые верой и не способные вовсе перенести всех тех испытаний, которые выпали на их долю. Сегодня люди мечутся — одни уходят в страну греха, другие пытаются как-то утвердиться за счет прежних достояний и достижений, но часто не тех, на основании которых может созидаться и церковная жизнь, и жизнь семейная, общественная и государственная.
Леви Ангелина Владимировна, президент Фонд содействия социальному, духовному, культурному и творческому развитию «Родная обитель». Кононовой, И. Перуновой ». Материалы по теме:.
Настоятель храма протоиерей Сергий Ендальцев огласил Обращение митрополита Вятского и Слободского Марка о Феодоровской церкви, в котором владыка объявил о сборе средств на ее восстановление : -... Я верю, что в самом скором времени на высоком берегу Вятки вновь поднимется прекрасный храм в честь Феодоровской иконы Божией Матери, и приходская жизнь продолжится в нем с новой благодатной силой. Всем миром сможем! Обращаясь ко всем верующим Вятской Епархии и Вятской Митрополии, ко всем людям, неравнодушным к своей истории и памяти, прошу вас оказать посильную помощь в этом богоугодном деле, ибо: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» Мф.
Когда власти через ВЧК организовали обновленческий раскол в Церкви, то более половины архиереев русских перешли в этот раскол, предав Патриарха Тихона, предав Церковь. Тогда сбылись слова преподобного Серафима Саровского, который говорил, что придет время, когда нечестие архиереев русских превзойдет нечестие архиереев греческих. Очень много епископов и священников перешли в обновленчество, многие стали предателями. А меньшая часть духовенства пошла на подвиг исповедничества и мученичества за веру Христову. Не было в истории человечества такого страшного гонения, которое тогда развернулось в России. Повсюду убивали людей, убивали священников, оскверняли и взрывали храмы, закрывали монастыри, грабили святыни, оскверняли и уничтожали мощи. Всюду было предательство, доносительство, те, кто исповедовал себя христианами, каждую ночь ждали ареста. Многие были арестованы и сосланы в дальние ссылки и лагеря, погибли в тюрьмах, многие были расстреляны. Но не только эти люди, чья вина была только в их вере в Бога, стали мучениками, но и весь народ наш стал мучеником. Наш христианский народ, который носил имя «крестьяне» в честь креста и Христа «христиане-крестьяне» — только на Руси так назывался народ , множество русских крестьян тоже было уничтожено. Их не арестовывали, не судили, не заводили на них следственные дела. Их просто бросали в грузовики, в вагоны и увозили в тайгу или в казахстанскую степь и там выбрасывали в снег на верную смерть. Сколько погибло таких носителей веры православной, никто не знает. А сколько было уморено искусственно вызванным голодом? Никто не может посчитать эти невинные жертвы. Страдальцев за веру, за Имя Христово миллионы. Поименно мы знаем, конечно, только малую часть пострадавших.
Собор новомучеников и исповедников Российских
Собор новомучеников и исповедников Российских | 5 и 6 февраля в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре прошли воскресные богослужения, на которых молитвенно почтили память всех новомучеников и исповедников, в Церкви Русской просиявших. |
Слово в день памяти Собора новомучеников и исповедников Российских | Память апостола и евангелиста Иоанна Богослова и святителя Тихона патриарха Московского и всея России. |
5 февраля празднование памяти Новомучеников и исповедников Российских
Остановились у нескольких поклонных крестов, и Марина кузнецова-Миловидова рассказала о нескольких новомучениках - протоиерее Федоре окуневе, насельницах Горицкого монастыря и других. Молебен Новомученикам и исповедникам Российским. По дороге на концертную программу, посвященную новомученикам и исповедникам российским, о. Игорь Илюшин, сопровождавший поездку, рассказал о своем прадеде. Он был священником в Тверской области и также пострадал в годы "большого террора" 1937-1938 годов. Его не расстреляли, но вызвали якобы на требу в соседнюю деревню морозным вечером, и в открытых санях возили вокруг, пока он не замерз. Приехали в галерею "Митьки", где была подготовлена выставка работ прихожан храма Державной иконы Божией Матери на тему "Родина".
Но, к сожалению, для многих наших современников их подвиг остаётся неизвестным. Поэтому мы постоянно рассказываем о жизни новомучеников на сайте, в журнале и соцсетях и стараемся сделать так, чтобы как можно больше людей в интернете увидели материалы из нашей рубрики. Первый среди новомучеников Мученица Татьяна Гримблит: За все всех благодарю Как баптистский проповедник стал православным святым?
В мае 1941 года митрополит Сергий сказал знакомому священнику: «Церковь доживает свои последние дни» [11] , однако начавшаяся Великая Отечественная война и выступление Сталина по радио 3 июля 1941 года вынудили власть прекратить преследование религии.
Дата окончания периода новомученичества и исповедничества остаётся дискуссионной. По мнению директора Мемориального центра «Бутово» и члена Церковно-общественного совета по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской Игоря Гарькавого , «время исповедничества продолжалось и в период перестройки: хотя в 1988 г. Церковь была освобождена от тотального контроля со стороны государства, страдальцы за веру находились в тюрьмах и концлагерях до 1991 г. Церковная деятельность по увековечиванию и прославлению новомучеников[ править править код ] Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской , Дятлово , Гродненская область, Белоруссия 5 18 апреля 1918 года Поместный собор в Москве издал определение «О мероприятиях, вызываемых происходящим гонением на Православную Церковь», в котором в том числе постановил «установить во всей России ежегодное молитвенное поминовение в день 25 января 7 февраля или в следующий за сим воскресный день вечером всех усопших в нынешнюю лютую годину гонении исповедников и мучеников» [13]. Был установлен также день крестных ходов в приходах, где были новомученики — понедельник второй недели по Пасхе. Собор выработал механизм фиксации случаев насилия по отношению к Церкви и верующим. На основе этих материалов была составлена листовка, в которой содержались проповедь протоиерея Павла Лахостского «Новые священномученики» и список «Рабов Божиих за веру и Церковь Православную убиенных» 17 имён [14]. Участники собора, профессор Борис Тураев и иеромонах Афанасий Сахаров занимавшиеся составлением «Службы всех святых в земле Русской просиявших», включили в эту службу ряд песнопений, посвящённых мученикам, пострадавшим от большевиков [14]. После окончания Гражданской войны открытое поминовение за богослужением имён убиенных за веру практически прекратилось. Вызвано это было тем, что власть стала рассматривать деятельность убитых в предыдущие годы православных, как правило, как контрреволюционную.
Но, несмотря на это, память о российских новомучениках и исповедниках хранилась в церковной среде. Многие священники и епископы поминали их имена за проскомидией [15]. Московская патриархия в своих официальных заявлениях в течение примерно 60 лет со времени «легализации» Временного патриаршего Священного синода при митрополите Сергии до эпохи Перестройки вынужденно отвергала факты преследований за веру в СССР. С позиции существовавших тогда законов и таких государственных учреждений, как Совет по делам религий , мелочно регламентировавших деятельность Русской православной церкви, вопрос о рассмотрении возможности канонизации новомучеников, пострадавших при коммунистическом режиме, не мог быть даже поставлен [16]. Тем не менее, среди верующих в СССР имело место почитание подвижников, подвергавшихся преследованиям со стороны властей. За пределами СССР шла работа по сбору данных о пострадавшем от репрессий духовенстве. В 1949 году Русская православная церковь заграницей опубликовала первый том книги протопресвитера Михаила Польского « Новые мученики Российские », в 1957 году увидел свет второй том. Это было первое систематизированное собрание сведений о русских мучениках и исповедниках веры [17].
Настоятель храма протоиерей Сергий Ендальцев огласил Обращение митрополита Вятского и Слободского Марка о Феодоровской церкви, в котором владыка объявил о сборе средств на ее восстановление : -... Я верю, что в самом скором времени на высоком берегу Вятки вновь поднимется прекрасный храм в честь Феодоровской иконы Божией Матери, и приходская жизнь продолжится в нем с новой благодатной силой. Всем миром сможем! Обращаясь ко всем верующим Вятской Епархии и Вятской Митрополии, ко всем людям, неравнодушным к своей истории и памяти, прошу вас оказать посильную помощь в этом богоугодном деле, ибо: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» Мф.