Новости нигматуллин роберт искандерович

Впервые я познакомился с Робертом Искандеровичем в мастерской выдающегося художника-портретиста Ахмеда Китаева в конце 1970-х годов недалеко от Нахимовского проспекта, где мы сейчас работаем. Новости - Уфа - UTV. Новости - Уфа - UTV. Расстроился, увидев июльский ролик с академиком Нигматулиным Робертом Искандеровичем в студии Свободной Прессы.

Как в Уфимском нефтяном университете отпраздновали Студвесну?

  • 03/07/2023. Академик РАН Роберт Нигматулин критикует власть | Пикабу
  • Феномен Роберта Нигматулина | SakhaNews
  • Интервью с академиком Робертом Нигматуллиным
  • Как подружились физик и дипломат

Академик Нигматулин поставил президенту Путину жёсткий "неуд"

Нигматулин Роберт Искандрович Научный руководитель Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН академик РАН, член Президиума РАН,доктор физико-математи. Роберт Искандерович Нигматулин. Кандидат в президенты РАН Роберт Искандерович Нигматулин изложил свой взгляд на новые требования к главному лицу академии, а также представил вариант структуры, способной обеспечить рост финансирования.

Нигматулин, Роберт Искандрович

Почему в России слабо растет экономика? Объясняет академик Роберт Нигматуллин Главная» Новости» Нигматуллин академик выступление на форуме.
Telegram: Contact @vestnik_obkoma Академик Российской академии наук, доктор физико-математических наук, Роберт Искандерович Нигматулин поставил жёсткий неуд власти в своём выступлении на Орловском международном экономическом форуме.
Феномен Роберта Нигматулина | SakhaNews Роберт Нигматулин: «Нужно больше пропагандировать татаро-башкирскую близость».

Академик Нигматулин поставил президенту Путину жёсткий "неуд"

Знать родной язык должно стать признаком хорошего тона! К сожалению, с уходом языка национальные проблемы никуда не денутся, человек все равно будет помнить и знать, что его дедушка был татарин, и не захочет считать, что его дед был хуже, чем кто-то другой. Есть ли выход? Евреи показали всему миру показательный пример — взяли и возродили свой язык. А здесь какой выход? Получается, вся надежда на самих людей, на семью, на татарские деревни, которые еще сохранили традиции и язык?

Это жемчужины, которые тоже, увы, исчезают. И наши деревни тоже пропадут, телевидение проникает всюду. Даже если исчезнет татарский язык, татары не исчезнут, я не знаю, как будет, но знаю одно: потеря языка ведет к обеднению нации и всего российского народа. Это значит мозги будут недостаточно развиты, а у нас сейчас вообще в стране главная проблема — кадры, нужны таланты. Можно сколько угодно выделять денег на различные сферы экономики, но при нынешнем уровне руководителей, это все пойдет не в то русло, это только способствует повышению цен и инфляции.

Нужны люди! Нужны инвестиционные проекты! И не вкладывать нельзя, у нас ВВП на душу населения меньше, чем во всех бывших соцстранах, Португалии, Турции. Мой сын проводил опрос в Санкт-Петербурге, люди не знают, где Балтийское море! Я спросил своих знакомых, 30-летних, и половина не знает, где Балтийское море.

У нас в России почему-то не принято показывать проблемы начальству, у нас начальству все время отчитываются, что все хорошо. Встречаясь с начальством надо прежде всего сказать о проблемах. У нас есть ресурсы, золото-валютные запасы, но их нельзя вкладывать под этих людей, которые руководят нашей экономикой, образованием и наукой, они будут неэффективно их использовать. Поэтому я полушутя говорю: Россию без евреев и татар не поднять! У нас сейчас опора на что?

А эксперты, способные двигать страну к успеху, прозябают или уезжают. Это к чему приведет? Это уже четкая тенденция. Даже без сноски на ковид, у нас ежегодно умирает на 200000 чел. Больше, чем при советской власти, а по отношению к западной Европе — на 400000 чел.

И бедность — одна из причин. А руководят всем чиновники! Вот в министерстве науки и образования практически нет ученых, профессоров. Раньше был Госкомитет по науке, и его возглавляли академики. Однажды, конечно, это всем станет понятно, но пока об этом никто не говорит, к сожалению.

Когда ученые не востребованы, это как мышцы: без нагрузки и работы мышцы становятся дряблыми. Так и научное сообщество от не востребованности становится слабым. Чиновники решают и назначают, а ученые молчат или тоже идут в чиновники, так как это сейчас престижно. А чиновники должны помогать! Я 10 лет руководил Институтом океанологии, представьте, если сделать директором научного института главбуха это может быть прекрасный человек, но не ученый , а меня заместителем на науке.

Ученые должны руководить и подбирать директоров, а не чиновники. Даже Сталин, насколько он был жестокий тиран, но и он делал уроки. Баумана, ректорами институтов были студенты и аспиранты, так как профессора остались от царской власти и им, как считалось, нельзя было доверять. Лет 5-6 такой ситуации привели к развалу, и ректорами снова стали крупные ученые. Ректор ВУЗа — это человек государственного уровня.

Я общался в Башкортостане с главой республики, он мне сказал, что ему неинтересно встречаться с ректорами, значит, таких ректоров назначают. В Академии Наук вопрос назначения ректора института океанологии решался узким кругом глубоко знающих специфику работы людей, меня рекомендовал вице-президент академии, например. Задача была поднять институт, я был человек со стороны, но человек науки, меня рекомендовали, институт обсуждал и выбирал. Инициатива должна исходить от лидеров отрасли! Чиновник, бухгалтер, менеджер должны помогать лидеру, который, например, на заводе, прошел все ступени и стал лучшим.

Ничего не меняется, с к лучшему, во всяком случае. Надеюсь, и в наше время эти выводы будут сделаны. В 2012 году Владимир Путин издал указ, что к 2020 году у нас должно быть 25 миллионов высоко-технологических мест, что мы должны выйти в пятерку крупнейших экономик мира и другие серьезные цели, но ни одна из них не была выполнена! Сейчас он издал указ о целях на 2030 год: добиться устойчивого роста населения страны: у нас за 2 года естественная убыль населения 1750000 человек, здесь и ковид, конечно, добавил. Но даже если мы преодолеем пандемию, через два года мы выйдем на полмиллиона в год, никакого роста населения все равно не будет, потому люди, которые управляют, не способны выполнять серьезные задачи.

Руководитель вырастает, когда он на каждом этапе своей деятельности решает сложные проблемы, нынешние опыта такого не имею, они необразованные люди, не имеющие созидательного опыта. В этом смысле не дорабатывает и научное сообщество, чей голос должен быть более громким. И Тагир, и Карима сделали выдающиеся карьеры в США, дочь закончила там с отличием школу, поступила в Принстонский университет, получила бакалавра, затем пошла в аспирантуру MIT и защитила там диссертацию. После чего ее пригласил на работу Билл Гейтс, с ним она проработала 3 года и он ей поручил руководить институтом. И все-таки, когда ее пригласили сюда, в московское правительство, она вернулась.

У наших детей тяга быть на родине. Люди просто выживают как могут.

Но ты, должен вперед немножко смотреть! Совсем ликвидировать инженерное образование, потому, что можно все купить! Ну, во-первых, ты понижаешь уровень своего народа; народ твой соответствует низкому качеству. Как это так - можно все купить! Не все - купить, на одной нефти не проживешь. Учёный убеждён, что за всё и везде должен отвечать начальник, а в стране - Президент. И те возгласы, что "окружили бояре" - неправомерны.

Я это говорю для народа, потому что никогда правительство, президент не бывает умнее в целом своего народа, никогда этого не будет. Вот, когда народ начинает это осознавать, начинается проникновение этих позитивных идей в правительство и главе государства", - говорит академик. По поводу безвыходности фальсификации выборов. Нигматулин убеждён, что всё зависит от народа: "если народ будет достаточно единодушен на выборах, - все подтасовать гораздо сложнее".

У меня был друг — профессор Загидуллин из Башкирии, он вырос в татарской деревне. Вот он по седьмой класс учился в татарской школе, а в 8-10 классах - в чувашской. Он и татарский знал, и по-чувашски даже небольшие шутливые стихи писал.

И русский язык у него был замечательный, ничуть не хуже, чем у русских. Он был одним из самых талантливых людей, которых я встречал. Знание родных языков никак не мешает русскому языку, русскому образованию и нашему общерусскому общению. Дома с папой мы обсуждали и Пушкина, и других русских деятелей. В этом смысле мы все русские. Но я еще и татарин. Надо стараться сохранить язык. Я с детьми разговариваю по-татарски.

Конечно, у них тоже русское образование, их татарский язык несовершенен. Но у дочери муж не татарин, поэтому две внучки не говорят. Но дочь обещала научить их татарскому или хотя бы начать изучать. Знание родного языка никоим образом не мешает русской культуре. Надо же еще и иностранным владеть. В Европе многие знают несколько языков. Я завидую Познеру - у него три родных языка: французский - язык мамы, английский - он детство провел в Англии, вот сейчас русский. Он и русским овладевал уже, когда приехал в Россию.

Это же делает его развитым. Хотелось бы узнать ваше отношение к таким поползновениям. Я сейчас стараюсь говорить на родном языке, а многие совсем никак не стараются. Это говорит о качестве народа. Вот мы гордимся, что мы татары. Вообще, гордиться своей нацией нельзя. Нужно для своей нации что-то сделать. Если бы я был руководителем какой-либо республики, я бы сосредоточился на этом.

На укреплении национальных школ, даже в городах. Чтобы там собирались лучшие люди, лучшие учителя. Чтобы они обеспечивали поступление в университет. Может быть, доплачивать людям, которые работают в государственных органах, если они еще владеют татарским языком. Потребует отменить это положение как дискриминирующее. За ученую степень же доплачивают. Русских, которые хотят изучить национальный язык, нужно как-то поощрять. Помощь укрепляет единство народов.

Ваши предки из Башкирии. Валерий Тишков, например, года 4 назад в интервью предлагал ввести такую идентичность, как татаро-башкиры, для жителей северо-западных районов РБ и приграничных районов Татарстана. Как вы относитесь к этой идее Валерия Александровича? Конечно, язык северо-западных башкир близок к татарскому. Вообще, татарский язык - он ведь многодиалектный. Когда формировался официальный башкирский язык, его старались максимально отдалить от татарского. Может быть, это делалось, чтобы сохранить вот такой. Я сейчас это не осуждаю.

Нужно больше пропагандировать татаро-башкирскую близость. Когда я работал руководителем УНЦ РАН, говорил о том, что с башкирами нужно сближаться, у нас же даже алфавиты разные. Когда башкирский театр приезжает в Москву, татары приходят на спектакли, и никакого перевода им не требуется. Разговаривать - нет проблем. А пишут все по-разному. Если у нас 39 букв, то в башкирском алфавите - 42. Это создает проблемы для взаимного понимания. В свое время орфография всех тюркских языков — татарского, турецкого, азербайджанского — была очень близкой.

Поэтому все их документы читаемы. Когда турки, еще до революции, приезжали в Уфу, в Казань, они спокойно читали все наши газеты. Орфография была общая. Языки близки, а с орфографией уже проблемы. Об этом надо думать. Интеллигенция должна думать, деятели культуры. Это движение началось с Ататюрка, когда он ввел латиницу. Получилось сразу 30 тюркских орфографий.

Директор Института океанологии им. Почетный член АН РТ. Крупный ученый в области механики, создатель признанной в мире ведущей научной школы по механике многофазных систем. Закончил два вуза — МВТУ им. Баумана энергомашиностроительный факультет , по специальности «инженер-механик по турбостроению» и МГУ им. Ломоносова механико-математический факультет по специальности «математика». С 1963 г. По совместительству с 1972 г. В 1967 г.

В 1986 г. По совместительству в 1986 г.

Снятый с выборов академик Нигматулин : "Я, конечно, проглочу этот укол..."

– Роберт Искандерович, вы решили выдвинуть свою кандидатуру в президенты РАН. Роберт Искандерович Нигматулин. Научный руководитель Института океанографии РАН имени а, академик Роберт Нигматулин считает, экономический подъём в стране невозможен без серьёзног. Новости Пикабу Помощь Кодекс Пикабу Реклама О компании. Во вторник на закрытом от прессы заседании Роберт Искандерович высказал свое мнение по поводу исключения из предвыборной гонки.

Интервью с академиком Робертом Нигматуллиным

Справка: Нигматуллин Роберт Искандерович родился в 1940 г. Роберт Нигматулин: «Нужно больше пропагандировать татаро-башкирскую близость». Главная» Новости» Нигматуллин академик выступление на форуме. Ро́берт Искандерович Нигмату́лин — советский и российский учёный-механик, педагог. Научный руководитель ИО РАН имени П. П. Ширшова с 2017 года, академик РАН. Новости - Уфа - UTV. Справка: Нигматуллин Роберт Искандерович родился в 1940 г. Академик РАН, доктор физико-математических наук, профессор.

«История не простит нам, если мы не выведем РАН из траектории падения...»

Для меня ценность того и другого не равноценна: государственные задачи и точность попадания по мячу… Р. Что касается ИТ, конечно, наши уехавшие ребята сделали феноменальные карьеры в Силиконовой Долине, на них можно опираться, а не на тех, кто не знает, где находится Балтийское море. Скоро это и будет уровень чиновников, которые ничего не знают. Сейчас же все учатся по облегченной программе и курсам, это беда. Мы это увидели, когда приехали в США: дети приятно, не напрягаясь проводят в школе время, их ничему не учат. Учиться должно быть тяжело, и учить надо всех, за плохую учебу на ученика должен быть некий пресс. Американцы не понимают, зачем учить синусы, если ребенок будет таксистом. Все должны изучать синусы, литературу своей и других стран, языки, всем должно быть тяжело, на экзаменах ученики должны нервничать, готовиться. Вот к чему легкая учеба и привела Америку — белые люди на коленях.

Народ надо заставлять учиться! Германия, Франция, Англия, мы были всеядными до всего лучшего, и вдруг мы стали так же всеядно впитывать худшее, что нам может дать мир: тестовое образование, извращение духовных ценностей, где сломался фильтр? Было государственное мышление? Несмотря на спорность многих тезисов тех же большевиков, например, равные права, улучшение благосостояния входили в идеологию. Порой это реализовывалось ужасно, но идеология была, а сейчас у нас один из чиновников говорит: «Зачем нам всех учить? Потом этим народом трудно управлять». Он считает, что он должен управлять народом, а на самом деле, он может управлять чем-то, но только не народом! Народ должен быть образован, пройти через учебу, труд и достичь высокого развития.

Если мозги не развивать, они ослабевают. Это национальная проблема — образование! Вспомните историю: люди всегда изучали языки, а сейчас татарин не хочет учить татарский, ему русского достаточно. В детстве легко освоить несколько языков. И тогда люди будут меньше всего этого бояться. Если человек окончил национальную школу, например, как мой папа или мой учитель Халил Ахмедович Рахматулин, выдающийся ученый, который переехал из Узбекистана. Да, сначала ошибки в русском после национальной школы, потом человек кончает институт на русском, пару лет работает в русской среде, и человек знает язык лучше русских. Так он еще и умнее благодаря этому.

Я обобщаю, конечно. Так, может, определенная изоляция - это хорошо? Ничего хорошего в изоляции нет, как научному работнику мне хотелось и мир повидать, и себя показать. Но я хочу сказать, что когда я поехал в Америку, меня там знали, то есть несмотря на все препоны мы публиковались в зарубежных журналах. Конечно, любой ученый хочет публиковать свои результаты заграницей. Сейчас другая крайность: мы сейчас фактически обязаны предъявлять только заграничные статьи, рейтинг важнее всего. Кто это ввел? Вот эти чиновники.

Крайности всегда были, конечно. Я не за изоляцию, не надо бояться открытых границ. Да, Россия всегда в научно-техническом плане шла за Европой, но есть и российская миссия. Мы самая северная цивилизация, мы живем в холодной климате, у нас миссия освоения территорий, чтобы эти территории были равноценны европейским землям с точки зрения культуры, науки, образования. Даже в Финляндии и Исландии зима мягче, чем у нас. Может быть, потепление климата сделает наши широты самыми благоприятными, и люди поедут к нам жить. Даже недалеко от Москвы это уже на миссию не похоже. Но в России всегда помогает чудо!

Представляете, в 1941 году, когда Германия напала на СССР, к зиме уже враг стоял в 30 километрах от Москвы, потом дошел до Сталинграда, европейская часть страны была под врагом, и тем не менее, чудо произошло. Так и сейчас в обществе могут происходить невидимые нашему глазу изменения, которые повернут ситуацию в лучшую сторону. Люди другие. Я убежден, что многое поменяется. Да, этот класс чиновников и бюрократов, конечно, будет ухудшать и ухудшать ситуацию. Чиновник не созидатель, а нужны творцы. Европа тоже этим страдает, там какие-то молодые женщины вдруг стали министрами энергетики, например, и говорят о закрытии атомных станций. Профессора говорят «Что вы творите?!

Менеджеризация — беда всего мира, в Америке и Европе все то же самое, и эту проблему надо преодолевать всем миром. Я иногда говорю: «Государством должен управлять инженер». Это не значит, что во всех сферах, но это показывает вектор развития. Он создал машину, технологию, организовал крупное производство, руководил отраслью или заводом. Таких людей не хватает сейчас. Мой сын 10 лет проработал в General Electric, сделал там карьеру, и он говорил, что там тоже сменился руководитель, постепенно прошла менеджеризация руководства и компания стала терять свои позиции. Это как комиссары были раньше, приходят и говорят банальности, это людей нервирует. Такая задача всего мира: преодолеть менеджеризацию.

Главные проблемы почему-то обсуждаются между партиями, а должны обсуждаться с участием ученых.

Даже Сталин, насколько он был жестокий тиран, но и он делал уроки. Баумана, ректорами институтов были студенты и аспиранты, так как профессора остались от царской власти и им, как считалось, нельзя было доверять. Лет 5-6 такой ситуации привели к развалу, и ректорами снова стали крупные ученые. Ректор ВУЗа — это человек государственного уровня. Я общался в Башкортостане с главой республики, он мне сказал, что ему неинтересно встречаться с ректорами, значит, таких ректоров назначают. В Академии Наук вопрос назначения ректора института океанологии решался узким кругом глубоко знающих специфику работы людей, меня рекомендовал вице-президент академии, например. Задача была поднять институт, я был человек со стороны, но человек науки, меня рекомендовали, институт обсуждал и выбирал. Инициатива должна исходить от лидеров отрасли! Чиновник, бухгалтер, менеджер должны помогать лидеру, который, например, на заводе, прошел все ступени и стал лучшим.

Ничего не меняется, с к лучшему, во всяком случае. Надеюсь, и в наше время эти выводы будут сделаны. В 2012 году Владимир Путин издал указ, что к 2020 году у нас должно быть 25 миллионов высоко-технологических мест, что мы должны выйти в пятерку крупнейших экономик мира и другие серьезные цели, но ни одна из них не была выполнена! Сейчас он издал указ о целях на 2030 год: добиться устойчивого роста населения страны: у нас за 2 года естественная убыль населения 1750000 человек, здесь и ковид, конечно, добавил. Но даже если мы преодолеем пандемию, через два года мы выйдем на полмиллиона в год, никакого роста населения все равно не будет, потому люди, которые управляют, не способны выполнять серьезные задачи. Руководитель вырастает, когда он на каждом этапе своей деятельности решает сложные проблемы, нынешние опыта такого не имею, они необразованные люди, не имеющие созидательного опыта. В этом смысле не дорабатывает и научное сообщество, чей голос должен быть более громким. И Тагир, и Карима сделали выдающиеся карьеры в США, дочь закончила там с отличием школу, поступила в Принстонский университет, получила бакалавра, затем пошла в аспирантуру MIT и защитила там диссертацию. После чего ее пригласил на работу Билл Гейтс, с ним она проработала 3 года и он ей поручил руководить институтом. И все-таки, когда ее пригласили сюда, в московское правительство, она вернулась.

У наших детей тяга быть на родине. Люди просто выживают как могут. Мы спокойно покупаем за миллиарды долларов футболистов, чтобы они мячик пинали, но почему-то мы не можем потратить такие деньги, чтобы пригласить сюда сильнейших специалистов, которые будут поднимать науку и страну. Для меня ценность того и другого не равноценна: государственные задачи и точность попадания по мячу… Р. Что касается ИТ, конечно, наши уехавшие ребята сделали феноменальные карьеры в Силиконовой Долине, на них можно опираться, а не на тех, кто не знает, где находится Балтийское море. Скоро это и будет уровень чиновников, которые ничего не знают. Сейчас же все учатся по облегченной программе и курсам, это беда. Мы это увидели, когда приехали в США: дети приятно, не напрягаясь проводят в школе время, их ничему не учат. Учиться должно быть тяжело, и учить надо всех, за плохую учебу на ученика должен быть некий пресс. Американцы не понимают, зачем учить синусы, если ребенок будет таксистом.

Все должны изучать синусы, литературу своей и других стран, языки, всем должно быть тяжело, на экзаменах ученики должны нервничать, готовиться. Вот к чему легкая учеба и привела Америку — белые люди на коленях. Народ надо заставлять учиться! Германия, Франция, Англия, мы были всеядными до всего лучшего, и вдруг мы стали так же всеядно впитывать худшее, что нам может дать мир: тестовое образование, извращение духовных ценностей, где сломался фильтр? Было государственное мышление? Несмотря на спорность многих тезисов тех же большевиков, например, равные права, улучшение благосостояния входили в идеологию. Порой это реализовывалось ужасно, но идеология была, а сейчас у нас один из чиновников говорит: «Зачем нам всех учить? Потом этим народом трудно управлять». Он считает, что он должен управлять народом, а на самом деле, он может управлять чем-то, но только не народом! Народ должен быть образован, пройти через учебу, труд и достичь высокого развития.

Если мозги не развивать, они ослабевают. Это национальная проблема — образование! Вспомните историю: люди всегда изучали языки, а сейчас татарин не хочет учить татарский, ему русского достаточно. В детстве легко освоить несколько языков. И тогда люди будут меньше всего этого бояться. Если человек окончил национальную школу, например, как мой папа или мой учитель Халил Ахмедович Рахматулин, выдающийся ученый, который переехал из Узбекистана. Да, сначала ошибки в русском после национальной школы, потом человек кончает институт на русском, пару лет работает в русской среде, и человек знает язык лучше русских. Так он еще и умнее благодаря этому. Я обобщаю, конечно. Так, может, определенная изоляция - это хорошо?

Ничего хорошего в изоляции нет, как научному работнику мне хотелось и мир повидать, и себя показать. Но я хочу сказать, что когда я поехал в Америку, меня там знали, то есть несмотря на все препоны мы публиковались в зарубежных журналах. Конечно, любой ученый хочет публиковать свои результаты заграницей. Сейчас другая крайность: мы сейчас фактически обязаны предъявлять только заграничные статьи, рейтинг важнее всего. Кто это ввел? Вот эти чиновники. Крайности всегда были, конечно. Я не за изоляцию, не надо бояться открытых границ. Да, Россия всегда в научно-техническом плане шла за Европой, но есть и российская миссия.

Все это очень печально, но решить проблему можно только увеличив финансирование. А для этого надо увеличить госбюджет. Но об этом я уже высказался выше. Основная проблема нашей науки, образования, здравоохранения и культуры — это катастрофическое недофинансирование. Роль президента РАН заключается во внесении ясности в общественное сознание, в сознание власти. Отмечу, что судьба всех президентов Академии не завидная. Сергей Вавилов был всегда очень задавлен суетой, тем, что ему не давали заниматься наукой после избрания. Он стал президентом, а его брат был репрессирован и погиб. После Вавилова президентом стал до конца не оцененный Александр Несмеянов. Он был ректором Московского университета, определил его судьбу на Воробьевых горах. Несмеянов поссорился с Хрущевым из-за того, что в академики не избрали сторонника Лысенко. Затем президентом Академии стал Мстислав Келдыш, он ушел с поста президента в глубочайшей депрессии. Анатолий Александров тоже ушел в глубокой депрессии, поскольку винил себя за Чернобыльскую аварию. Так что счастья на должности президента Академии никто не получил. Это долг. Сейчас рушится Академия. Если Россия потеряет действенную Академию наук, она за это поплатится. Мы, конечно, не Александры Матросовы, но ответственность должна быть. Народ дал нам пожизненные звания, мы обязаны им соответствовать. Одно дело — это руководить институтом, а другое — целой Академией. Мой опыт разноплановый. Я прошел путь от выпускника МВТУ им. Баумана энергомашиностроение и МГУ им. Ломоносова математика до профессора МГУ. Я работал во Франции и США. Я был депутатом Госдумы РФ и знаю, как разговаривать с властью. Я провел серьезные реформы в Башкирской академии наук. Конечно, президентский опыт в Академии наук Республики Башкортостан — опыт на не очень большом «заводе» по сравнению с большим «комбинатом», каким является Российская академия наук. Но он есть. Меня пригласили на недавнюю встречу академиков с президентом Путиным, я общаюсь с некоторыми руководителями в Аппарате президента и не чувствую, что ко мне отрицательное отношение. И я согласен с тем, что власть должна согласовывать кандидатов. Ширшова При советской власти ЦК всегда отбирал и рекомендовал президентов Академии наук. И все они оказались выдающимися лидерами Академии наук. Я не считаю, что при кадровых решениях надо всегда голосовать. Я противник того, чтобы директора института выбирал коллектив.

Министром сельского хозяйства была фармацевт Елена Скрынник, умыкнула несколько миллиардов и была такова - во враждебном государстве теперь тратит наворованное. А министрами обороны кого ставили? Не стыдно? Да и сейчас... Не удивлюсь, если выяснится, что в кабинете портрет Маннергейма хранит. Глубоко верное замечание академика в отношении кадровой политики, ведь недавно даже Роскосмос возглавлял журналист. Кого губернаторов, которых Сам же и назначил. Специалистов, учёных он не спрашивает. Пишут, что прошедший в этом году "Московский экономический форум", организованный руководителями предприятий и учёными, никто из правительства не посетил, не послушал. А что они там поймут? Получается, что люди, отвечающие за экономический рост, не понимают и не могут. Верхи по-другому не могут, а низы так больше жить не хотят.

Сотрудники Института. Алфавитный указатель

Академия наук — не боец, она должна отстаивать истину, решать научные проблемы, участвовать в решении государственных задач в сфере социально-экономического развития. Это образование, здравоохранение, энергетика. Возьмем, к примеру, энергетику. Сейчас обсуждают вопросы новых тенденций развития атомной энергетики, возобновляемой энергетики. Только опираясь на науку, можно дать ориентиры развития разных видов выработки промышленной энергии. Есть точка зрения, что к 40-м годам возобновляемая энергетика победит. Готовиться нужно уже сейчас. Общество волнуют состояние и перспективы системы здравоохранения. А это является не только медицинской, но и экономической проблемой, проблемой нанотехнологий, математики, физики, химии, инженерии. Глава Академии должен впитать и пропустить через себя передовые взгляды науки на эти проблемы и уметь донести свое мнение до правительства. Для этого требуется труд и талант.

Нужно ли, на ваш взгляд, менять статус Академии? Одно ФГБУ не может руководить другим. Но надо найти другой статус для РАН. У нас же есть НИЦ «Курчатовский институт», госкорпорация «Росатом», которые являются учредителями своих институтов. Так что все возможно. За счет чего Академия могла бы привлекать дополнительные средства? У большей части нашей интеллигенции есть точка зрения, что нужно сократить военные расходы. Это не сделаешь быстро, так что нужно раскрыть инвестиционный потенциал страны. Лидеры экономической науки, среди которых нобелевские лауреаты Джозеф Стиглиц и Эрик Маскин, Тома Пикетти, ставят вопрос о том, что в современном мире процент сверхбогатых оттягивает на себя слишком много материальных ресурсов. Эти ресурсы не идут на создание платежеспособного спроса на товары, не вкладываются в экономику, а идут на создание финансовых пузырей.

Нужно гармонизировать это распределение. Мы должны подсказывать и президенту, и правительству эти угрозы. В 2000 году Герман Греф представлял в Госдуме экономическую программу нового правительства Путина. И тогда выступали академики, в частности Леонид Абалкин, который заявил, что единственный двигатель экономики — покупательский спрос. В программе об этом не было ни слова. Инвестором экономики являются не банки, а покупающий народ. Полгода назад я читал интервью того же Грефа, он говорил: «У нас деньги есть, у нас спроса нет». Через 16 лет он понял, что главное — это покупательский спрос. Вице-премьер Ольга Голодец также подчеркивала, что у нас падает спрос, у более половины трудящихся зарплата меньше 20 тысяч. Такой народ не может ничего себе позволить, экономический рост ему не нужен, он все равно ничего не купит.

Ширшова Все эти проблемы не могут решить только чиновники. Академия наук отвечает не только за исследования, но и за интеллектуальный уровень народа и власти. Нужно привлекать молодых ученых в науку, чтобы им было интересно и престижно работать, чтобы они чувствовали стабильность. Ни в одной стране научные работники не являются богатыми людьми, но они и не испытывают материальных проблем.

Роберт Нигматулин, по глубокому убеждению многих его друзей и соратников, является одним из самых дальновидных патриотов-гуманистов современной России. Он всецело поддерживает идею формирования устойчивой национально-культурной идентичности гражданского общества российского государства.

И на этом пути считает принципиально важным учреждение научно-исследовательской и информационно-аналитической платформы системной реализации государственной национальной политики, ее высокопрофессиональное государственное управление и рациональную актуализацию социогуманитарного «русского вопроса» в приоритетных направлениях внутренней политики государства. Эти тезисы весьма востребованы сегодня и, безусловно, требуют серьезного осмысления. Присоединяюсь ко всем добросердечным пожеланиям своему товарищу. С искренним уважением, Справка: Нигматуллин Роберт Искандерович родился в 1940 г. Академик РАН, доктор физико-математических наук, профессор. Директор Института океанологии им.

Почетный член АН РТ. Крупный ученый в области механики, создатель признанной в мире ведущей научной школы по механике многофазных систем. Закончил два вуза — МВТУ им.

Хохлов МГУ и В. Черешнев Урал не получили одобрения.

Таким образом, в списке оказались пять академиков-кандидатов, среди которых — Роберт Искандерович Нигматулин, с которым знаком чуть меньше полувека. Мой сегодняшний очерк для «Реального времени» как раз о нем. Но вначале я должен вкратце сказать о характере наших отношений. Впервые я познакомился с Робертом Искандеровичем в мастерской выдающегося художника-портретиста Ахмеда Китаева в конце 1970-х годов недалеко от Нахимовского проспекта, где мы сейчас работаем. Потом наши пути разошлись.

Он вскоре со своими учениками уехал в Сибирь Тюмень создавать новый научно-исследовательский центр по многофазной механике. Через 20 лет мы вновь встретились в стенах Государственной думы РФ, где он был депутатом от Башкортостана, а я работал в МИД старшим советником. В эти годы я был в Непале и Шри-Ланке. Новая встреча состоялась в конце 2006 года, когда Роберт Искандерович был избран директором одного из крупнейших научных учреждений — Института океанологии им. А здесь связующим элементом был мой виртуальный поклонник Абдус Салам, который ведет меня по этой жизни около 20 лет.

Дело в том, что после ухода в отставку с дипломатической службы я написал двухтомник «Восток глазами дипломата» и почти навсегда закрыл эту тему, начал активно изучать совершенно новую для себя сферу — квантовую физику. Результат не заставил себя долго ждать. После избрания на пост директора упомянутого института Нигматулин взял отпуск и отдыхал в санатории «Завидово». Там он прочитал мою книгу о крупнейшем физике по квантовой термодинамике. Сочинение ему понравилось, он позвонил мне домой и попросил приехать к нему на работу.

Вот уже более 10 лет я занимаюсь под руководством Роберта Искандеровича популяризацией современной науки, в том числе и на страницах московской печати главным образом в «НГ-Наука». А с Нигматулиным мы встречаемся почти ежедневно. В конце прошлой недели я выступил с небольшим докладом среди московских журналистов, в котором обозначил тезисы программы кандидата в президенты РАН Р. Фото Максима Платонова Идея баланса Кстати, пора приступить к главной теме.

Какие задачи, на ваш взгляд, стоят перед будущим президентом Академии? К ним относятся проблемы экономической и социальной сфер развития страны, развития производительных сил и проблемы гуманитарной сферы. На заседаниях правительства президент РАН должен быть всегда готов отстаивать выработанную лидерами соответствующих наук позицию Академии по этим проблемам. Для этого он должен работать с соответствующими специалистами, сформировать общую точку зрения. Наши академики были председателями госкомитетов по науке. Это все подстегивало.

Сейчас общество ждет от ученых участия в решении государственных задач. Нельзя, чтобы ту же программу социально-экономического развития развивали только министерство экономики и команда Алексея Кудрина. Во-вторых, большой проблемой стала деградация приборной базы, зданий институтов. Единственное решение здесь — организовать соответствующие фонды. Тут можно действовать по примеру фонда «Сколково», создавать попечительские советы как в МГУ. В систему управления необходимо привлекать молодежный докторский корпус. Это можно сделать за счет активизации работы отделений РАН и научных советов. Эти советы следует наделить правами и обязанностями. В частности, эти научные советы должны участвовать в отборе кандидатов при выборах новых членов Академии, служить своеобразным фильтром. Когда у нас будет налажена такая система управления, можно будет поставить перед президентом РФ вопрос, что ФАНО выполнило свою задачу и потому нужно восстановить нормальную «одноголовую» или «одноключевую» систему управления.

Речь идет о восстановлении нормальной «одноголовой» системы. Сейчас проходит реорганизация, реструктуризация институтов. Через пару лет можно будет ставить вопрос о восстановлении российской системы управления фундаментальной наукой. С одной стороны, это сообщество ученых, а с другой — самоуправляемое «министерство» фундаментальной науки. Это наша традиция, которую после оптимизации системы управления можно восстановить. Роберт Нигматулин Научный руководитель Института океанологии имени П. Ширшова ФАНО нужно сказать спасибо, они сделали много позитивного. Хотя многое, конечно, вызывало и отрицательную реакцию ученых. У нас с ФАНО часто разные взгляды, мы разные люди. Они — бухгалтеры и администраторы, чиновники, мы — ученые.

Естественно, у нас были противоречия. Но противоречия есть и между академиками. Сигналы о реформировании в Академию наук подавались давно, предлагалось создать наблюдательный совет. Мы, академики, рассматривали это как вмешательство в наши внутренние дела. А опыт МГУ показывает, что можно и гармонизировать вмешательства. Мне кажется важным привлечь к деятельности Академии попечительский совет, в который вошли бы руководители государства, ведомств, бизнес-структур. Это нормально. В регионах нужно сделать региональные попечительские советы. Это сближение и поиск точки понимания между властью и научным сообществом.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий