21 февраля, в Неделю о мытаре и фарисее, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Александро-Невском скиту близ Переделкина. Во святом Евангелии Господь притчами наставляет нас на путь спасения, приуготовляет нас к Великому посту — времени воздержания и покаяния, а в нынешнюю неделю напоминает нам поучительную притчу о мытаре и фарисее. Поэтому в церкви молятся на неделе о мытаре и фарисее: “Потщимся (т. е. постараемся) подражать фарисеевой добродетели и мытареву смирению”. 25 февраля, в Неделю о мытаре и фарисее, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в храме пророка Божия Илии посёлка Борисково в городе Казани. Какое отношение имеет прочитанный отрывок Второго послания Апостола Павла к Тимофею к Неделе о мытаре и фарисее, когда этот отрывок читается перед соответствующей дню притчей из Евангелия от Луки?
Толкования и изречения святых отцов на евангельскую притчу о мытаре и фарисее
Сегодняшнее Евангелие первой подготовительной недели Великого поста повествует нам об одном событии, когда в храм Божий вошли два человека — фарисей и мытарь. Темой всенощной первого воскресения, готовящего нас ко вступлению в Великий пост, будет притча о мытаре и фарисее. Вот мы с вами достигли первой подготовительной недели к Великому посту, которая начинается притчей о мытаре и фарисее. Подготовка к Великому посту не зря начинается именно с недели «О мытаре и фарисее» (церковнославянское слово «неделя» переводится как воскресенье). Православная церковь в неделю мытаря и фарисея призывает верующих опомниться, отказаться от фарисейства. Подготовка к Великому посту не зря начинается именно с недели «О мытаре и фарисее» (церковнославянское слово «неделя» переводится как воскресенье).
Неделя о мытаре и фарисее. Проповедь.
фарисея и привлекательный образ искренно и глубоко кающегося грешника - мытаря. Притча о мытаре и фарисее могла быть выбрана потому, что фарисей в ней тщетно хвалится тем, что постится 2 раза в неделю (Лк 18. Ведь Христос в притче о мытаре и фарисее дает оценку нашим молитвам. Ныне притчею о мытаре и фарисее говорится каждому из нас: Не полагайся на свою праведность, подобно фарисею, но всю надежду своего спасения возлагай на беспредельную милость Божию, вопия, подобно мытарю: Боже, милостив буди мне грешному.
Притча о мытаре и фарисее: толкование, неделя 2023
Мы живем в мире, где все меньше чувство греха. Можно подумать, в »безгрешном обществе», у которого одна забота — чтобы был «безопасный грех». Современного человека уже не тревожит грех, его беспокоят последствия греха: болезни, катастрофы, войны, внутренняя пустота и отчаяние. Пока мы будем тратить все силы на то, чтобы победить последствия греха, пряча грех, пока мы не принесем его Богу в смиренном покаянии, последствия греха будут делать нашу жизнь все более несчастной. Самое важное, что происходит сегодня в мире, это то, что люди теряют чувство греха. Например, древний грех прелюбодеяния воспринимается сейчас большинством — как выражение любви и свободы, и потому это вовсе не грех, а добродетель. Древний грех мужеложства — просто как иной стиль жизни. И если это не добродетель, то, по крайней мере, это уже как бы не безнравственно.
Просто это — другое. И еще две очевидных и существенных закономерности. Чем больше в мире греха, тем меньше грех ощущается как грех. И пока человек не начнет чувствовать, что грех — это грех, и что такое грех, он будет видеть других большими грешниками, чем он сам, он будет фарисеем. И, наконец, самое главное, что мы должны запомнить сегодня навеки. Как бы ни был велик грех, есть нечто большее греха, это — Божия благодать. Божия благодать всегда больше греха, и потому апостол Павел говорит: «Верно слово и всякого приятия достойно, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, от которых я первый».
Кажется, безумие мира уже достигло предела. Но святые отцы говорят, что мы не видим тысячной доли зла, которое в мире, и точно так же тысячной доли любви Бога к миру. Мы знаем, что никогда зло не одолеет до конца любовь. Что никогда грех не будет сильнее милосердия.
Бог смиpенен потомy, что Он совеpшенен; Его смиpение и есть Его слава и источник всего действительно пpекpасного, совеpшенного, источник добpа и совеpшенства, и каждый, кто пpиближается к Богу и yзнает Его, немедленно пpиобщается к божественному смиpению и его кpасоте. Именно благодаpя своему смиpению Дева Маpия, Матеpь Божия, сделалась pадостью всего миpа, величайшим откpовением кpасоты на земле; то же можно сказать о всех святых и о каждом человеке в pедкие минyты его сопpикосновения с Богом. Как можно стать смиpенным? Для хpистианина - пpостой ответ: созеpцание Хpиста, воплощенного божественного смиpения, Того, в Котоpом Бог показал pаз и навсегда всю славу Свою в смиpении и все смиpение Свое в славе.
Хpистос сказал в ночь Его наивысшего смиpения: "Hыне пpославился Сын Человеческий, и Бог пpославился в нем" Иоанн, 13,31. В конце концов смиpению yчишься, соpазмеpяя и сpавнивая каждое свое слово, каждый постyпок, всю свою жизнь с Хpистом. Потому что без Hего настоящее смиpение невозможно, тогда как y фаpисея даже веpа становится гоpдостью; в своем фаpисейском тщеславии он гоpдится своими человеческими, внешними достижениями. Пpиготовление к Великому Посту начинается пpошением, молитвой о полyчении смиpения, так как смиpение - это начало настоящего покаяния. Смиpение - пpежде и больше всего восстановление, возвpащение к настоящемy поpядкy вещей, пpавильных понятий. Его коpни питаются смиpением, и смиpение, пpекpасное божественное смиpение - его плод и завеpшение. Мы y двеpей покаяния, и в самый тоpжественный момент Воскpесной Всенощной, после того как возвещено Воскpесение и явление Хpиста, "Воскpесение Хpистово видевше", пеpвый pаз поются тpопаpи, котоpые бyдyт сопpовождать нас в течение всего Великого Поста: Покаяния отвеpзи ми двеpи Жизнодавче, yтpенюет бо дух мой ко хpаму святомy Твоему, хpам носяй телесный весь осквеpнен: но, яко щедp, очисти благоyтpобною Твоею милостию. Hа спасения стези настави мя, Богоpодице, студными бо окалях душу гpехми, и в лености все житие мое иждих: но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты.
Множества содеянных мною лютых помышляю окаянный, тpепещу стpашного дне сyдного: но надеяся на милость благоyтpобия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости. Все права защищены.
События Ветхого Завета здесь выступают как прообраз, как ниневитяне покаялись от проповеди пророка Ионы и наложили на себя пост, так и пост, который держали жители Армении, был связан с покаянием и подготовкой ко крещению всей страны.
Есть и другая версия происхождения этого краткого поста, связанная с именем Византийского императора Ираклия. Будучи этническим армянином, император Византийской империи Ираклий принял империю на грани гибели, когда казалось, что судьба государства висит на волоске от полного уничтожения, и только помощь Господа и Пресвятой Богородицы позволили миновать печальные события. При Ираклии в 626 г.
Его соблюдение отделяло людей разных государств друг от друга. Ввиду такого значения этого поста, а он обладал большой нравственной силой, его соблюдение вызвало ответную реакцию Церкви Православной. Но, тем не менее, многие православные авторы, такие как Николай Грамматик, Никон Черногорец пытались ослабить полемический настрой этой недели, без нарушения строгости церковных правил, разрешением поста в среду и пятницу только в тех местностях, где жили армяне, чтобы избежать подозрения в солидарности с ними.
Появившись вероятно в Малой Азии и Палестине, эта практика разрешения поста проникла в Иерусалимский устав.
Второй человек, кто был в храме — мытарь, то есть сборщик налогов. В древние времена к сборщикам налогов относились с презрением, поэтому мытарь стоял себе скромно в сторонке и, осознавая свои грехи, молился простыми словами: «Господи, помилуй мя, грешнаго! Он «не смел даже поднять глаз на небо» — настолько было глубоким его раскаяние в своих грехах и огромнейшее желание очиститься от них. Фарисей думает, что он лучше многих, свое мнение — правильным, других людей он желает подстроить под себя, свои недочеты он не видит, зато очень внимателен к слабостям людей. Самый главный признак фарисейства — желание приобрести за свое благочестие почет и уважение людей, поэтому все дела он старается делать при свидетелях, которые могли бы его отметить.
На людях фарисеи говорят много и красиво, но, при этом никогда не сделает доброго дела, если на него никто не смотрит. На этот счет есть слова Спасителя: «Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет; а унижающий себя, возвысится» Лк. Закон Божий и Его Заповеди соблюдать необходимо, но при этом, по-настоящему духовный человек должен обладать еще смирением мытаря.
Подготовка к Великому посту. В чём смысл притчи о мытаре и фарисее?
К Посту надо готовиться постепенно, размеренно и без стрессов. Некоторые необдуманно и поспешно бросаются на подвиги, начинают резко ограничивать себя, что приводит к обострению болезней, истощению, потере сил. В итоге удается продержаться совсем недолго, Пост не приносит пользы, а скорее становится разрушительным: расстраивается здоровье, появляется нетерпеливость и раздражительность, злость на себя и окружающих. Люди возможно не едят пищу, по поедают своих близких и проносят им много неприятностей.
Великому Посту предшествуют 3 подготовительные календарные недели, постепенно подводящие к строгому ритму жизни. Именно они позволяют определить потребности организма в количестве пищи, понемногу и осознанно вводить ограничения, чтобы не подвергнуть себя ослаблению, изнурению, неспособности к ежедневным делам. Календарь Великого Поста 2017 : Неделя о мытаре и фарисее 5 февраля , Неделя о блудном сыне 12 февраля , Неделя о Страшном суде 19 февраля и Сыропустная неделя 26 февраля.
Дело в том, что по Церковным обычаям слово «Неделя» означает только один день, а именно — «воскресенье». Изначально «неделя» произошло от выражения «не делати» — не работать, отдыхать, то есть посвящать день Богу. Подготовительная неделю по церковным правилам начинается с воскресения, то есть неделя о мытаре и фарисее начнется с 9 февраля и закончится также в воскресенье.
Таким образом, на период с 5 февраля по 26 февраля приходится 4 воскресных дня, но состоит он при этом из 3 календарных недель.
Поэтому в числе ближайших двенадцати апостолов имел бывшего мытаря Матфея. В чём подражать фарисею и в чём — мытарю?
Но можно ли говорить о том, что поведению фарисея нам во всём подражать не стоит. Сам Господь говорит в Евангелии: «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» Мф. То есть пост, молитва, милостыня и прочие добрые дела, которые творили фарисеи, угодны Господу.
Святые отцы также отмечали, что наша вера должна иметь конкретное воплощение в делах. Это можно уподобить лодке с двумя вёслами, одним из которых будет любовь к Богу и ближним, жажда общения с ними, ощущение единства, а вторым — конкретные дела милосердия, поста, усиление молитвенного правила. Одно без другого всегда будет заставлять лодку крутиться на месте и никуда нас не приведёт.
Вспомним, что и путь мытаря должен завершиться благочестивыми делами. Тот же Закхей, в духовном ликовании от близости Спасителя, заявил: «всем, кого обидел, возвращу четверицею». Притча «О мытаре и фарисее» готовит нас к Великому посту.
Она служит напоминаем о том, что лестница совершенствования бесконечна и по сравнению с Богом меркнут даже величайшие из святых. Так что нам всячески нужно избегать самолюбования, иметь своим примером и ориентиром Бога, осознавать, что только Он является для нас источником всех благ и жаждать общения с Ним. Вместе с тем нужно избегать и искушения сосредоточиться лишь на бездеятельном созерцании своей греховности и заявить нечто вроде: «Благодарю тебя, Господи, что я не таков, как этот фарисей».
Нужно воспринимать Евангелие единым целым. Использовать данное нам Богом окно возможностей и покаяться, как мытарь. Но как фарисей — закрепить покаяние делами милосердия, постом и усилением молитвы.
В русском языке в слове «мытарь» ударение на первом слоге! Бытующая в церковной сфере форма «мытарь» могла возникнуть по аналогии со словом «мытарства» и стала «профессиональным неологизмом», как «компас» у моряков, «искра» у водителей или «осужденный» в милицейской среде. Кто такой фарисей Фарисеи — название одного из трех древнееврейских религиозно—политических течений наряду с саддукеями и ессеями , возникших в эпоху Маккавеев в середине 2 века до нашей эры. Сам термин переводится как «обособившиеся», «отделенные», то есть «чистые» в религиозном и ритуальном отношении.
Фарисеи были духовными лидерами нации и пользовались поддержкой и глубокой симпатией народа. Их влияние усиливалось и гем, что книжники, знатоки и учителя Писания, в подавляющем большинстве принадлежали к фарисеям. Основная забота фарисеев состояла в толковании и строгом соблюдении Торы Закона Моисея. При этом для них существовала не только «письменная Тора», но и «Тора устная», восходившая к отеческим традициям, не зафиксированным в своде Моисея.
Пользуясь изощренными методами толкования, зачастую искусственными, не имеющими прямой опоры в тексте Горы, они, по существу, развивали религию Моисея и, в отличие от саддукеев, верили в воскресение мертвых, существование ангелов и духов. Эти представления вошли и в христианскую догматику. Поэтому отношение к фарисеям евангельских времен не может быть однозначным. Не случайно, что, по образному выражению одного западного историка, именно два фарисея «тайные ученики» Никодим и Иосиф Аримафейский с честью похоронили Христа, а третий распространил Его учение но всему миру имеется в виду фарисей Савл, будущий апостол Павел.
Основным источником информации о фарисеях являются иудейский историк Иосиф Флавий и Новый Завет. Песнопение недели о мытаре и фарисее В Неделю мытаря и фарисея на Всенощной в Церкви начинают петь особое песнопение.
В результате, человек теряет любовь к ближнему и грешит против заповеди «возлюби ближнего как самого себя». Поэтому тем, кто поступает правильно, безукоризненно следуя христианским заповедям, важно пересмотреть свое отношение к вере. Осуждение, гнев, обсуждение тех, кто поступает неправильно и грешит, — явные признаки гордыни, которая считается сатанинским грехом. Христос не раз обличал фарисеев, которые в сердце не имели любви, хотя правильно исполняли все законы. Впоследствии, не без их участия, Иисус был распят. Поэтому в Неделю о мытаре и фарисее важно иначе посмотреть на собственные добродетели и задуматься о том, нет ли в нас гнева, осуждения и стремления возвыситься за счет унижения других людей, даже если они поступают неправильно. Как появилась Неделя о мытаре и фарисее, и что происходит во время богослужений Константинопольская традиция закрепила Неделю о мытаре и фарисее как третью перед Великим постом. Богослужения , проводимые в это воскресенье, имеют следующие особенности: читается Притча о мытаре и фарисее; на утренней службе читают покаянные тропари; читаются кондаки Триоди и Минеи; поют песнопения Постной Триоди.
С Недели о мытаре и фарисее на церковных службах звучит особое покаянное песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Оно посвящается покаянию, которое помогает человеку следовать примеру не фарисея, который считал себя правильным, а мытаря. Кроме того, в богослужениях звучат заповеди блаженства из Октоиха, которые напоминают о том, кто наследует Царствие Божье и призывает каяться в грехах. На утренней службе к богослужениям добавляются: «Кондак Триоди», глас 4; «2-е Послание апостола Павла к Тимофею»; «Евангелие от Луки», зачало 89; «Причастен». В остальном, воскресное богослужение ничем не отличается от остальных. Самое важное, вслушиваясь в слова молитвы , не забывать о том, что презрение к ближним тоже является грехом, которому особенно подвержены те, кто делает все по их мнению правильно. Протопресвитер Александр Шмеман о мытаре и фарисее Говоря о причте, Александр упоминает о том, что фарисейство и гордость настолько завладели сердцами людей, что они просто не замечают их. Причем, это происходит не только на уровне единого человека, но и мышления целых государств и стран. В современном мире не обойтись без саморекламы, невольного возвышения над теми, кому нечем гордиться.
ПЕРВАЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ СЕДМИЦА К ВЕЛИКОМУ ПОСТУ.
Притча учит тому, что мы должны подойти к Посту с покаянием и без гордыни. Ведь гордыня — это неуважение, злость. А смирение — признание и уважение к другому человеку и умение мужественно признать себя несовершенным, увидеть свои ошибки, и начать исправлять их. Притча состоит всего из 3 строк, но с сказанное можно отнести и к современному обществу. Часто государственной, общественной, и даже частная жизнь строится на самопревозношении или гордыне. При этом самоутверждение в своем статусе нередко происходит через саморекламу, хвастовство, которые вошли в нашу жизнь так прочно, что мы их и не замечаем. Чтобы возвыситься над своими конкурентами многие используют критику, унижение, разнос в пух и прах. Самое неприятное, что подобное становится нормой. Суть притчи: выйти из лжи и лицемерия самому себе и приблизиться к подлинной человечности, правде, смирению и любви.
Это первый призыв начать работать на духовном уровне, провести самоанализ, оглянуться на свою жизнь внимательно и начать изменяться ради счастья и радость в будущем.
Итак, цель восхождения у обоих была тождественна, но направление в молитвенном устроении было противоположное. Ибо один взошел сокрушенным и смирившимся, научившись у Псалмопевца-Пророка, что «сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит». А фарисей взошел весьма надмеваясь и кичась и выставляя себя праведником, и то — пред лицом Бога, перед Которым вся наша праведность не больше драных рубищ. Григорий Палама.
Первый зов великопостной весны 03.
Неделя о мытаре и фарисее в 2017 году выпадает на 5 февраля и закончится 12 числа того же месяца. О чем нам следует задуматься, вспоминая евангельскую притчу, которая будет читаться в воскресенье на богослужении — протопресвитер Александр Шмеман. Одна из главных, единственных в своем роде особенностей Евангелия, — это те короткие рассказы-притчи, которыми пользуется Христос в своем учении, в своем общении с народом. Поразительно же в этих притчах, что, сказанные почти две тысячи лет тому назад, в совершенно отличных от наших условиях, в другой цивилизации, на абсолютно другом языке, они остаются актуальными, бьют сегодня в ту же цель. А это значит — в наше сердце. Ведь вот, устарели, забыты, канули в небытие книги и слова, созданные совсем недавно, вчера, позавчера. Они уже ничего не говорят нам, они мертвы.
А эти, такие простые с виду, бесхитростные рассказы живут полной жизнью. Мы слушаем их — и как будто что-то происходит с нами, как будто кто-то заглянул в самую глубину нашей жизни и сказал что-то — только к нам, ко мне относящееся. В этой притче — о мытаре и фарисее — рассказывается о двух людях. Мытарь — это славянское слово для обозначения сборщика налогов, профессии, окруженной в древнем мире всеобщим презрением. Фарисей — это название правящей партии, верхушки тогдашнего общества и государства. На нашем теперешнем языке мы сказали бы, что притча о мытаре и фарисее — это символический рассказ о важном представителе ведущего слоя, с одной стороны, о мелком и малопочтенном «аппаратчике», — с другой. Христос говорит: «Два человека вошли в храм помолиться, один фарисей, а другой мытарь.
Великому Посту предшествуют 3 подготовительные календарные недели, постепенно подводящие к строгому ритму жизни. Именно они позволяют определить потребности организма в количестве пищи, понемногу и осознанно вводить ограничения, чтобы не подвергнуть себя ослаблению, изнурению, неспособности к ежедневным делам. Календарь Великого Поста 2017 : Неделя о мытаре и фарисее 5 февраля , Неделя о блудном сыне 12 февраля , Неделя о Страшном суде 19 февраля и Сыропустная неделя 26 февраля.
Дело в том, что по Церковным обычаям слово «Неделя» означает только один день, а именно — «воскресенье». Изначально «неделя» произошло от выражения «не делати» — не работать, отдыхать, то есть посвящать день Богу. Подготовительная неделю по церковным правилам начинается с воскресения, то есть неделя о мытаре и фарисее начнется с 9 февраля и закончится также в воскресенье.
Таким образом, на период с 5 февраля по 26 февраля приходится 4 воскресных дня, но состоит он при этом из 3 календарных недель. В течение всей первой подготовительной седмицы с 5 по 11 февраля Поста нет. Но уже со следующей седмицы после Недели о блудном сыне, с 12 по 18 февраля, вводятся постные дни в ср и пт Запрещает употребление животных продуктов рыба, мясо, молочные продукты Разрешается горячая пиша, без растительного масла.
Начало Великого поста в 2017 году — с Чистого понедельника, 27 февраля. Некоторые из нас, только услышав, что им предлагают прочитать церковное произведение, еще не зная содержания, отказываются даже познакомиться с ним.
Вы используете устаревшую версию браузера Internet Explorer
Оно часто сопровождается смиреннословием, которое св. В этом случае человек много говорит о своей грешности. Наше тщеславие делает это приятным, однако, малейший упрек от других, или даже согласие других с нашей показной оценкой себя, нам крайне неприятно. Истинное смирение не видит себя смиренным. Оно, наоборот, видит свои мельчайшие несовершенства, а значит свою принципиальную неготовность для вечного Царства любви. Смиренный ощущает себя погибающим, но не отчаивается, поскольку имеет сладкую надежду на Бога. Проповедь Патриарха Кирилла в неделю о мытаре и фарисее Видео. Притча о мытаре и фарисее. Протоиерей Олег Стеняев. Библия и толкования - Экзегет.
Неделя о мытаре и фарисее: что нужно знать Митрополит Иларион Алфеев Неделя о мытаре и фарисее. До 1418 года. Здесь и далее мы употребляем слово «Неделя» с прописной буквы в значении воскресного дня только в тех случаях, когда речь идет об устоявшемся богослужебном наименовании того или иного воскресного дня. Основной темой богослужения в этот день является притча о мытаре и фарисее, читаемая за литургией см. В этой притче перед взором верующего представлены два типа религиозности. Фарисей — человек, исполняющий предписания закона, соблюдающий установленные посты, дающий десятину на храм. А мытарь — тот, у кого презренная профессия, кто не соблюдает установления закона, но у кого есть смирение и покаяние.
Фарисей все свои добрые дела ставит себе в заслугу, а мытарь лишь со смирением сознает свое недостоинство. Мытарь в притче отнюдь не представлен в качестве идеала для подражания, так же как фарисей — отнюдь не исключительно отрицательный персонаж. Притча завершается словами: Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.
Воспоминание Адамова изгнания. Прощёное воскресенье Мф. Великий пост 18 марта — 4 мая. Начинается Страстная седмица. Такое приготовление к посту Четыредесятницы есть древнее установление Церкви.
Так, уже знаменитые проповедники IV века святые Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский в своих беседах и словах говорили о воздержании в Недели, предшествующие Великому посту.
На примере мытаря и фарисея, святая Церковь учит нас, что первое условие для добродетели — это смирение и покаяние, а главное препятствие — гордость. Церковь внушает готовящимся к Великому Посту, подвигу и молитве, что исполнением того, что положено по Уставу, хвалиться не должно. И молитва, и пост святы и спасительны только тогда, когда не омрачены самолюбованием и превозношением. Особенности седмицы Начиная с «Недели о мытаре и фарисее», за всенощной поют песнь: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…».
В ней сливаются воедино слова псалмопевцев, сокрушенный вздох мытаря и голос души, взыскующей прощения Божия.
ПЕРВАЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ СЕДМИЦА К ВЕЛИКОМУ ПОСТУ.
Свое название Неделя о мытаре и фарисее получила от евангельской притчи, которая читается за воскресной Литургией. Сегодня, в Неделю о мытаре и фарисее, совершается поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову, поскольку чествуется Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Темой всенощной первого воскресения, готовящего нас ко вступлению в Великий пост, будет притча о мытаре и фарисее. Неделя о мытаре и фарисее – первый из четырех воскресных дней подготовки к Великому посту, начало богослужений с использованием постной триоди. в это воскресенье (в старославянском "неделя" - это воскресенье) начинается чтение Триодей с притчи "О мытаре и фарисее" и первая подготовительная седмица к Великому посту (иногда говорят начало Постной Триоди.