Президент России Владимир Путин поручил правительству совместно с президиумом Совета по науке и образованию до 15 октября представить предложения по изменениям в стратегию научно-технологического развития страны с учетом имеющихся и прогнозируемых вызовов. Эксперты Российского научного фонда выбрали главные научные открытия уходящего года.
Архитектура неба
План научно-технологического развития России до 2030 года необходимо сформировать на совершенно новой основе. Российским учёным в этом году пришлось быстро приспосабливаться к новым условиям и решать непредвиденные задачи, чтобы не останавливать развития отечественной науки. В 2023 году исполняется 16 лет Президентской инициативе «Стратегия развития наноиндустрии» и РОСНАНО. Реализован уникальный для российской экономики эксперимент по инвестированию в научно-технологическое развитие и. Долгосрочный прогноз научно-технологического развития Российской Федерации до 2030 года. Уровень развития научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) является ключевым показателем технической конкурентоспособности страны на мировой арене. Главной темой Конференции стало обсуждение задач технологического развития проектно-строительного комплекса атомной отрасли в современных геополитических условиях.
Научно-технологическое развитие медицины Российской Федерации обсудят академики в Томске
Какой должна быть философия научно-технологического развития, дающего возможность зарождения прорывных инноваций в компаниях ранних стадий, обсудят участники дискуссии. В Московском физико-техническом институте заработала первая в стране квантовая нейросеть. Директор департамента развития технологического предпринимательства и трансфера технологий Министерства науки и высшего образования РФ Олег Чурилов рассказал в интервью ТАСС, зачем студентам технологическое предпринимательство и. Научные открытия и достижения, загадки из космоса, передовые исследования ученых на Рамблер/новости.
Как в России собираются преодолеть невосприимчивость экономики к инновациям
Принципы, основные направления государственной политики в области научно-технологического развития и меры по ее реализации, определенные настоящей Стратегией, в обязательном порядке учитываются Правительством Российской Федерации, высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации при формировании и реализации инициатив в области научно-технологического развития, в том числе путем: а совершенствования и преимущественного использования различных комбинаций имеющихся финансовых и организационных инструментов поддержки научных исследований и разработок; б внедрения действенного механизма проведения независимой научной научно-технической экспертизы на всех стадиях подготовки и реализации научных, научно-технических программ и проектов - от формирования инициативы, проведения научных исследований до создания конкретных технологий. Методологическое и методическое обеспечение проведения научной научно-технической экспертизы на различных стадиях подготовки и реализации научных, научно-технических программ и проектов осуществляется Правительством Российской Федерации при участии Российской академии наук с учетом установленных законодательством Российской Федерации особенностей проведения такой экспертизы на разных уровнях готовности технологий. Важнейшие инновационные проекты государственного значения и федеральные научно-технические программы утверждаются Правительством Российской Федерации по согласованию с президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию. Консультативная группа по научно-технологическому развитию Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию осуществляет экспертное и аналитическое обеспечение разработки концепций важнейших инновационных проектов государственного значения, а также оценку предложений о разработке федеральных научно-технических программ. Реализация стратегических инициатив Президента Российской Федерации, предусматривающих получение научных и научно-технических результатов и создание отечественных наукоемких технологий, с учетом решения Комиссии осуществляется Правительством Российской Федерации в приоритетном порядке. Финансовое обеспечение реализации настоящей Стратегии 55. Финансовое обеспечение реализации настоящей Стратегии осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетных источников посредством поэтапного увеличения общих затрат на научные исследования и разработки и доведения их до уровня не менее 2 процентов валового внутреннего продукта, включая пропорциональный рост частных инвестиций, уровень которых к 2035 году должен быть не ниже государственных.
Условиями для поэтапного увеличения указанных затрат являются результативность российских организаций, проводящих научные исследования и разработки, а также обеспечение финансирования в связи с достижением конечных результатов научных исследований и разработок. Источниками финансового обеспечения реализации настоящей Стратегии являются: а бюджетные ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете на реализацию мероприятий в области научно-технологического развития в рамках государственных программ Российской Федерации; б бюджетные ассигнования, предусмотренные в бюджетах субъектов Российской Федерации на развитие науки, технологий и технологического предпринимательства; в средства государственных корпораций компаний , публично-правовых компаний и иных организаций, в том числе созданных на основании федеральных законов; г средства Российского научного фонда и иных фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности; д иные внебюджетные источники финансирования, в том числе предусмотренные в рамках государственно-частного партнерства. Механизмы финансового обеспечения мер и инструментов поддержки научных исследований и разработок, проводимых в рамках реализации настоящей Стратегии, определяются Правительством Российской Федерации при участии Комиссии в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Мониторинг реализации настоящей Стратегии 58. Мониторинг реализации настоящей Стратегии осуществляется Комиссией на плановой основе и предусматривает проведение: а объективного анализа ситуации, складывающейся в области научно-технологического развития, а также социальных, экономических и иных условий научно-технологического развития; б оценки эффективности мер и инструментов государственной политики в области научно-технологического развития; в анализа вызовов, угроз и возможностей, которые определяют основные направления совершенствования государственной политики в области научно-технологического развития и необходимость разработки новых механизмов и инструментов в данной области. Оценка эффективности мер и инструментов государственной политики в области научно-технологического развития должна проводиться Комиссией с учетом конечных результатов, характеризующих создание и использование важнейших наукоемких технологий, в том числе по следующим показателям: а доля молодых ученых исследователей в общей численности ученых; б объем налоговых поступлений в бюджет от реализации продукции, произведенной с использованием отечественных наукоемких технологий; в соотношение объема реализации отечественной наукоемкой продукции и объема закупок аналогичной иностранной продукции, в первую очередь происходящей из недружественных иностранных государств в том числе без согласия правообладателей ; г доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом внутреннем продукте; д прирост объема внутренних затрат на научные исследования и разработки и увеличение доли внебюджетного финансирования в таких затратах.
Перечень показателей эффективности мер и инструментов государственной политики в области научно-технологического развития, их количественные значения по годам , порядок их определения разрабатываются и утверждаются Правительством Российской Федерации по согласованию с президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию. Результаты мониторинга реализации настоящей Стратегии отражаются в докладе Комиссии об основных направлениях, мерах и инструментах государственной политики в области научно-технологического развития, который ежегодно представляется в Совет при Президенте Российской Федерации по науке и образованию. Корректировка настоящей Стратегии осуществляется по решению Президента Российской Федерации на основании изменений прогноза научно-технологического развития, а также по результатам мониторинга ее реализации. Информация о результатах реализации настоящей Стратегии подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в объеме и порядке, которые установлены Комиссией, с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных, о государственной и об иной охраняемой законом тайне. Обзор документа Утверждена новая стратегия научно-технологического развития страны. Она заменит стратегию 2016 г.
К приоритетам, в частности, отнесены: - переход к передовым технологиям проектирования и создания высокотехнологичной продукции, основанным на применении интеллектуальных производственных решений, роботизированных и высокопроизводительных вычислительных систем, новых материалов и химических соединений, результатов обработки больших объемов данных, технологий машинного обучения и искусственного интеллекта; - переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике, повышение эффективности добычи и глубокой переработки углеводородного сырья, формирование новых источников энергии, способов ее передачи и хранения; - переход к персонализированной, предиктивной и профилактической медицине, высокотехнологичному здравоохранению и технологиям здоровьесбережения, в т. Указ вступает в силу со дня подписания.
Духова в рамках выполняемых работ просчитали несколько тысяч вариантов разных материалов, чтобы оптимизировать конструкцию для оболочки твэлов. Если бы мы пошли традиционным путем, мы бы никогда этого не сделали. Пришло время сделать этот инструмент системообразующим, без него «дорожная карта» по новым материалам и веществам не сможет двигаться с нужной скоростью», — подчеркнул значимость направления Алексей Дуб. На сессии трека, посвященного здравоохранению и фармакологии, научный руководитель приоритетного направления научно-технологического развития «Ядерная медицина» Госкорпорации «Росатом» Валентин Смирнов рассказал о медицинском оборудовании и компонентах для него, создаваемых атомщиками. По его словам, к 2024 году специалисты Росатома завершат разработку отечественного модулятора для источников СВЧ-излучения, который заместит зарубежный аналог в отечественных комплексах дистанционной лучевой терапии «Торус» и «Оникс». Оно небольшое, компактное, но очень трудно производимое», — сказал он. Он также привел другой пример по импортозамещению компонентов.
В прошлом мы тратили каждый год около 18 млрд рублей на замену рентгеновских трубок. Мы надеемся, что успешно решим задачу. Помимо того, что каждая трубка работает 2-3 года, отсюда и такие затраты, еще оборудование стареет, поэтому создание отечественного КТ исключительно важно», — уточнил Валентин Смирнов. Заместитель генерального директора по управлению персоналом и организационному развитию научного дивизиона Росатома Екатерина Рахманкина на панельной дискуссии «Сотрудничество университетов с реальным сектором экономики: новые вызовы и требования» рассказала о сотрудничестве Госкорпорации с вузами, которое включает как образовательные, так и научные программы. Она также отметила успешный опыт Росатома по привлечению молодых специалистов к крупным проектам. Молодые сотрудники, приходя к нам на оплачиваемые стажировки, зачастую остаются работать, некоторые уже возглавляют лаборатории. Есть проекты по разработке уникальных продуктов, всем участникам которых меньше 30 лет». При поддержке Росатома Национальный центр физики и математики провёл стратегическую сессию «Научная кооперация Национального центра физики и математики — регионы-лидеры и новые регионы». В обсуждении результатов научной кооперации и передовых проектов НЦФМ приняли участие представители атомной отрасли, фонда Национальной технологической инициативы, региональных правительств, научных институтов, вузов и высокотехнологичных компаний страны, в том числе из Донбасса.
Научный руководитель НЦФМ академик РАН Александр Сергеев отметил, что выстраиваемая научная кооперация НЦФМ, в которую уже входят 57 научных, образовательных и наукоёмких организаций России, нацелена на научно-технологическое обеспечение не только атомной промышленности, но и всей страны.
Перечень поручений по итогам заседания совета, состоявшегося 8 февраля, опубликован на сайте Кремля. Кроме того, кабмину поручено разработать методологию финансирования крупных научно-технических программ государственного значения. Помимо этого, Путин дал поручение правительству представить идеи по уточнению результатов и показателей в сфере научно-технологического развития России к 2030 году. Доклад нужно предоставить до 31 августа.
Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2019 г. Редакция публичного права Опубликовано 3 марта 2023 г. Последнее обновление 3 марта 2023 г.
Научно-технологическое развитие медицины Российской Федерации обсудят академики в Томске
Научно-технологическое развитие регионов российской федерации: потенциал и стратегические ориентиры в современных условиях. рассмотреть основные приоритеты научно-технологического развития и планы развития высокотехнологичных отраслей экономики на период до 2030 года и предложить инструменты (подходы) для их реализации с участием регионов. 10 августа 2023 года состоялось заседание Совета по приоритетному направлению «20в» Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации «Переход к персонализированной медицине. На форуме технологического развития «ТЕХНОПРОМ-2023» прошло пленарное заседание «Приоритеты научно-технологического развития: отраслевые и региональные задачи, ответы на новые вызовы». События и научные мероприятия. Ведущий научный сотрудник РАНХиГС ва выступила с докладом на XIV Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития промышленности России».
Вестник РАН, 2022, T. 92, № 3, стр. 201-212
В 2023 году исполняется 16 лет Президентской инициативе «Стратегия развития наноиндустрии» и РОСНАНО. Реализован уникальный для российской экономики эксперимент по инвестированию в научно-технологическое развитие и. В докладе рассматривается проблематика научно-технологического развития в России с учетом мировых тенденций, ключевых ограничений и дисбалансов, а также предполагаемого набора действий по модернизации научно-технического комплекса. Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ является ведущим научно-исследовательским центром страны в области агроинженерной науки, машинно-технологической модернизации сельского хозяйства страны, внедрения в. В Московском физико-техническом институте заработала первая в стране квантовая нейросеть. Опубликована видеозапись круглого стола «Научно-технологическое развитие Российской Федерации: проблемы и перспективы» Российского научно-исследовательского института экономики, политики и права в научно-технической сфере (РИЭПП).
Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации
Настоящая Стратегия является основой для разработки отраслевых документов стратегического планирования в области научно-технологического развития страны, государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, а также плановых и программно-целевых документов государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием. Роль науки и технологий в обеспечении устойчивого будущего нации, в развитии России и определении ее положения в мире 8. Настоящая Стратегия принимается в условиях, когда первенство в исследованиях и разработках, высокий темп освоения новых знаний и создания инновационной продукции являются ключевыми факторами, определяющими конкурентоспособность национальных экономик и эффективность национальных стратегий безопасности. Россия исторически является одной из мировых научных держав: отечественные научная и инженерная школы эффективно решали задачи социально-экономического развития и обеспечения безопасности страны, внесли существенный вклад в накопление человечеством научных знаний и создание передовых технологий. Во многом этому способствовала адекватная времени и структуре экономики система организации исследований и разработок. В Российской империи сосредоточение ученых и инженеров в высшей школе позволяло создавать и накапливать новые знания. В 1991 году с образованием Российской Федерации и переходом экономики на рыночный путь развития возникла необходимость заново определить место науки в российском обществе. Государственная научно-техническая политика с 1991 года прошла два значимых этапа: а первый этап 1991 - 2001 годы - этап кризисной оптимизации и адаптации к рыночной экономике, основной стратегической целью которого было сохранение научно-технологического потенциала страны, формирование новых институциональных механизмов поддержки развития науки и технологий, адресное финансирование ведущих научных организаций, создание условий для международной кооперации; б второй этап с начала 2000-х годов и по настоящее время - этап перехода России к инновационной экономике, который сопровождался существенным увеличением объема финансирования науки. В настоящее время российская наука продолжает играть важную роль в обеспечении безопасности страны и развитии мировой науки. Современный этап характеризуется наличием как конкурентных преимуществ Российской Федерации, так и неразрешенных проблем, препятствующих научно-технологическому развитию страны: а имеется значительный потенциал в ряде областей фундаментальных научных исследований, что находит отражение в том числе в рамках совместных международных проектов, включая создание и использование уникальных научных установок класса "мегасайенс".
Однако направления исследований и разработок в значительной степени соответствуют направлениям, актуальным для последних десятилетий прошлого века; б существует несколько сотен научных и образовательных центров, проводящих исследования и разработки мирового уровня. Вместе с тем наблюдаются значительная дифференциация научных и образовательных организаций по результативности и эффективности работы, концентрация исследовательского потенциала лишь в нескольких регионах страны; в с 2004 года примерно на 30 процентов увеличилась численность научных работников в возрасте до 39 лет, заметно выровнялась общая возрастная структура научных кадров. Российские школьники и студенты традиционно оказываются в числе лидеров международных соревнований в области естественных и технических дисциплин, однако не все они реализуют себя в этой области. Это не позволяет преодолеть сложившиеся негативные тенденции в части демографического состояния, квалификации и уровня мобильности российских исследователей: в глобальном рейтинге привлечения талантов Россия находится в шестом десятке стран, выступая в роли донора человеческого капитала для мировой науки; г при имеющемся положительном опыте реализации масштабных технологических проектов, в том числе в сфере обеспечения обороны и безопасности государства, сохраняется проблема невосприимчивости экономики и общества к инновациям, что препятствует практическому применению результатов исследований и разработок доля инновационной продукции в общем выпуске составляет всего 8 - 9 процентов; инвестиции в нематериальные активы в России в 3 - 10 раз ниже, чем в ведущих государствах; доля экспорта российской высокотехнологичной продукции в мировом объеме экспорта составляет около 0,4 процента. При сохраняющемся потенциале и конкурентных преимуществах российской науки перечисленные в пункте 11 настоящей Стратегии негативные факторы и тенденции создают риски отставания России от стран - мировых технологических лидеров и обесценивания внутренних инвестиций в сферу науки и технологий, снижают независимость и конкурентоспособность России в мире, ставят под угрозу обеспечение национальной безопасности страны. В условиях значительных ограничений других возможностей развития Российской Федерации указанные риски и угрозы становятся существенным барьером, препятствующим долгосрочному росту благосостояния общества и укреплению суверенитета России. Стратегические ориентиры и возможности научно-технологического развития Российской Федерации Большие вызовы для общества, государства и науки 13. Научно-технологическое развитие Российской Федерации является одним из приоритетов государственной политики и определяется комплексом внешних и внутренних по отношению к области науки и технологий факторов, формирующих систему больших вызовов. Большие вызовы создают существенные риски для общества, экономики, системы государственного управления, но одновременно представляют собой важный фактор для появления новых возможностей и перспектив научно-технологического развития Российской Федерации.
При этом наука и технологии являются одним из инструментов для ответа на эти вызовы, играя важную роль не только в обеспечении устойчивого развития цивилизации, но и в оценке рисков и возможных опасностей для человечества. Особенности формирования государственной политики в области научно-технологического развития Российской Федерации с учетом больших вызовов определяют новую роль науки и технологий как основополагающих элементов решения многих национальных и глобальных проблем, обеспечения возможности прогнозировать происходящие в мире изменения, учитывать внутренние тенденции, ожидания и потребности российского общества, своевременно распознавать новые большие вызовы и эффективно отвечать на них. Своевременной реакцией на большие вызовы должно стать создание технологий, продуктов и услуг, не только отвечающих национальным интересам Российской Федерации и необходимых для существенного повышения качества жизни населения, но и востребованных в мире.
Российские ученые и инженеры продолжaют рaботaть нaд перспективными проектaми, и c нaчaла годa предстaвили немaло революционных нaучных рaзрaботок.
Новый мехaнизм рaботы ДНК Возможно, одним из сaмых впечaтляющих достижений российской нaуки в этом году стaло открытие новых мехaнизмов рaботы человеческих генов. Его совершил руководитель нaпрaвления «Нaнобиомедицинa» Нaучного центрa генетики и нaук о жизни университетa «Сириус» Мaксим Никитин. Открытый Никитиным эффект не противоречит прежним предстaвлениям о генетике, a дополняет их. Результaты исследовaния Никитинa опубликовaны в aвторитетном нaучном журнaле Nature Chemistry.
Открытый ученым фундaментaльный мехaнизм рaботы ДНК может быть ключом к познaнию человечеством сaмых рaзнообрaзных процессов, включaя нерaзгaдaнные тaйны генетики, лечение сложных зaболевaний, мехaнизмы стaрения и вопросы возникновения жизни нa нaшей плaнете и ее эволюции. Фото: unsplash. Информaция может хрaниться и передaвaться зa счёт слaбоaффинных взaимодействий, реaлизующихся в том случaе, когдa молекулы имеют низкое сродство друг к другу. Более того, в рaботе Никитинa покaзaно, что короткaя ДНК, дaже мaксимaльно некомплементaрнaя гену, может регулировaть его рaботу.
Лекaрство от болезни Альцгеймерa В нaчaле этого годa ученые из Сaнкт-Петербургского политехнического университетa открыли новый метод борьбы с болезнью Альцгеймерa. Создaнный в Северной столице препaрaт может помочь миллионaм людей по всему миру. Он огрaничивaет утрaту связей между клеткaми, сохрaняя пaмять. Лекaрство успешно прошло испытaния нa лaборaторных животных, имеющих проблемы с пaмятью.
Рейтинг регионов по научно-технологическому развитию — итоги 2022 г. Лидирующие позиции Москвы и Санкт-Петербурга объясняются наличием большого числа научно-исследовательских институтов, высоко квалифицированных кадров, функционированием высокотехнологичных производств, высоким уровнем развития науки и технологий.
Мероприятие прошло в Российском экономическом университете имени Г. Плеханова, на кафедре экономики промышленности. В конференции приняли участие российские и зарубежные ученые и исследователи, преподаватели и студенты, заинтересованные в изучении современных проблем развития промышленности, а также государственные служащие, занимающиеся разработкой промышленной политики и стратегии развития реального сектора экономики, представители бизнеса, в том числе из: Технологического университета Таджикистана, Департамента управления персоналом Министерства образования Ирака, Института экономики и демографии Национальной академии наук Таджикистана, Института проблем рынка РАН ИПР РАН , Московской школы экономики МГУ им. Ломоносова, Орловского государственного университета им. Тургенева и др.