Надежда Константиновна Крупская (в замужестве Ульянова). Надежда Константиновна боялась перемен, которые с ней происходили, а происходили они, подсказывало сердце, быстро. Надежда Крупская в молодости. РИА Новости.
Галантерейные амбиции
Вот что вспоминает Надежда Константиновна о том периоде: «Мы с мамой воевали с русской печкой. Во всяком случае, точную причину смерти Крупской Надежды Константиновны мы вряд ли сможем уже узнать сегодня. Но после смерти так не любившего ее Сталина, работы Надежды Константиновны по воспитанию и педагогике снова стали изучаться и претворяться в жизнь. Скорее всего, причиной смерти Надежды Константиновны стало обострение одного из ее заболеваний (в медицинском заключении указаны закупорка сосудов кишечника, омертвение его части и воспаление брюшины). После смерти мужа в 1924 году Надежда Константиновна Крупская полностью посвящает себя работе.
Надежда с верой без любви, или Как жить с большевиком и не спать с ним
Брак Владимира Ильича Ленина и Надежды Константиновны Крупской был во многих отношениях нестандартным. От чего на самом деле умерла Надежда Константиновна Крупская мы, скорее всего, не узнаем никогда. Слух о том, что вдову Ленина отравили, по сей день является широко распространённой версией её гибели. Надежда Константиновна родилась в 1869 году в Петербурге в бедной дворянской семье военного и гувернантки.
80 лет назад, в Москве на Красной площади состоялись похороны Надежды Константиновны Крупской
На следующий день после того, как Крупской исполнилось 70, ее не стало. Ядовитый или безвредный десерт? Слух о том, что причиной смерти Крупской был отравленный по приказу Сталина торт, появился в том числе благодаря Никите Хрущеву. По крайней мере, Вера Васильева утверждает, что именно он сообщил членам политбюро о том, что Надежда Константиновна умерла от яда, который содержался в десерте. Однако, как справедливо отмечает Владимир Лавров, торт ела не только супруга Ленина, но и остальные гости. Но все, кроме именинницы, остались живы и здоровы.
Безусловно, как предполагает профессор Лавров, сотрудники соответствующих органов вполне могли начинить ядом только один кусочек торта и организовать все так, чтобы именно его и съела Надежда Крупская. Но, по мнению Владимира Лаврова, это слишком сложная комбинация. К тому же сохранившиеся документы, свидетельствующие о последних часах жизни Крупской, говорят о том, что та ушла из жизни вовсе не из-за торта, а из-за намеренного бездействия медиков.
Это воодушевляет очень".
Делегаты прошли в кабинет к Надежде Константиновне и упросили ее выступить на научной конференции. Делегаты вынуждены были открыть свой секрет — конференцию приурочили к юбилею Надежды Константиновны. Она улыбнулась их невольной хитрости, но пришлось согласиться. Беседа затянулась надолго: говорили о подготовке к XVIII съезду партии, об институтских делах, о новинках литературы.
Раскрыла бандероль — вот и первый подарок к дню рождения — новая книга "Педагогика" Б. Есипова и Н. Надежда Константиновна поставила книгу в книжный шкаф. Просмотрела остальные письма и решила ответить ребятам школы слепых.
Она писала в город Грязовец Вологодской области: "Дорогие мои, вы просите написать вам, какие песни я больше всего люблю, хотите разучить их. Самая моя любимая песня — "Интернационал". Также любила я очень песню "Красная Армия" "Белая армия, черный барон снова готовят нам царский трон" и т. Горячий вам привет, дорогие ребята".
Закончив писать, Надежда Константиновна посмотрела на часы и заторопилась. На повестке дня вопрос чрезвычайной важности: о третьем пятилетием плане в области народного образования. Выступая на заседании, Крупская говорила о культурном росте населения, о больших сдвигах в области культуры на селе, подчеркивала необходимость развернутого строительства клубов, сельских библиотек, в которых так нуждается колхозная молодежь, стремящаяся к новой, культурной жизни.
В Россию Надежда вернулась в 1917-м, и сразу включилась в работу по подготовке Октябрьской революции. Спустя некоторое время инициировала создание пионерской и комсомольской организаций. Во время пребывания в Европе Крупская пристально изучала движение скаутов, и пришла к выводу, что можно и в России организовать нечто подобное, с небольшими изменениями под большевистские реалии. Не менее рьяно взялась революционерка и за образование. В 1917-м она вошла в состав Государственной комиссии по просвещению. Спустя шесть лет ее избрали в Центральный комитет партии, начиная с 1929-го, заняла должность заместителя наркома просвещения России, стояла у истоков создания советского образования. Надежда Крупская с детьми Но именно этот род деятельности Крупской чаще всего подвергается критике. Здесь нельзя однозначно сказать, чего было больше от действий пламенной революционерки — пользы или вреда. У нее никогда не было собственных детей, поэтому, ей было сложно судить, что для них хорошо, а что не очень. Крупская просто любила их, не делила по происхождению или национальности. Она заботилась о том, чтобы жизнь матери и ребенка стала легче, но при этом поддала жесткой критике систему педагога Макаренко , который утверждал, что лучшее воспитание — это труд. Надежде казалось, что в этом вопросе нет ничего важнее коммунистической идеологии. Ее возмущали сказки Чуковского , так как ей, взрослой женщине, казалось, что фантазии и волшебство ничего в этой жизни не значат. Общественная деятельность После того, как умер Ленин, Надежда предпринимала попытки противостоять действиям Иосифа Сталина. Но силы были явно не равны, поэтому очень скоро она прекратила борьбу. Крупская выступила в поддержку Зиновьева и Каменева, а после публично призналась в ошибочности своего мнения. Предпринимала попытки защитить от репрессий соратников Ленина, однако это не дало результатов. Стоит заметить, что Крупская имела большое влияние в политических кругах, и при желании могла достичь своей цели, но в ней как будто что сломалось, она быстро сдавалась. Надежда Крупская на съезде с учениками В 30-х годах Крупская стала свидетелем того, что под репрессии попали не только «враги народа», но и их дети, и пыталась это пресечь. Добилась лишь того, что ее отстранили от работы, доверив заниматься исключительно библиотечной работой. Надежда начала писать мемуары о Ленине, участвовала в рецензировании картин о нем, которых в те годы снималось много. Она становилась членом различных комитетов, связанных с работой с детьми и молодежью. Тогда же стала доктором педагогических наук. Умерла 27 февраля 1939 года, на следующий день после шикарного празднования 70-летнего юбилея.
Вследствие эндокринной офтальмопатии у нее развилось пучеглазие. Но самое страшное, что восстановить женское здоровье Крупской так и не удалось, заключение по сути сделало ее калекой, сказавшись на фертильности, то есть возможности родить ребенка. О детях мечтал и Ильич, и его родители постоянно спрашивали когда «прилетит аист». Ильич пишет своей маме Александре Ульяновой, что Надя лежит, врач нашел у нее серьезное женское заболевание, которое требует упорного лечения. Диагноз — генитальный инфантилизм, а в простонародье «детская матка», — Ольга Шалёва Генитальный половой инфантилизм — это аномальное состояние, при котором наблюдается задержка развития репродуктивных органов. Во имя любви В 1909 году, в эмиграции Ульянов познакомился с обрусевшей француженкой, бывшей эсеркой Инессой Арманд. Крупской — 40 лет, Ленину — 39. Инессе — 35. У нее пятеро детей: четверо от мужа, один — от его младшего брата. На Инессу невозможно было не обратить внимания. Невысокая, изящная, яркая. В ней сочетались любовь к свободе и острый ум — за год она прошла полный курс экономического факультета и получила ученую степень лиценциата экономических наук. Ленин привлек ее к работе в партийной школе пропагандистов, которую он организовал в Лонжюмо — пригороде Парижа. Надежда Константиновна не могла не видеть симпатию между мужем и их общей подругой и предложила Ленину расстаться, чтобы он мог устроить свою личную жизнь открыто. Выбор свой он сделал — остался с женой. Решающую роль сыграла эмоциональная близость Ленина с Крупской. Она была для него особым, единственным человеком, которого никем заменить нельзя. Обострение Зимой 1912 у Крупской случилось резкое обострение: глаза заметно увеличились, развилась тахикардия, она резко похудела и начала сильно потеть. Диагноз Крупской ставят в мае 1913 года. Ленин пишет Максиму Горькому: «У меня невзгоды. Жена заболела базедовой болезнью. Болезнь Грейвса-Базедова — в начале XX века одинаковый симптомокомплекс описали два немецких ученых. Заболевание сопровождается образованием зоба, проявлениями со стороны сердечно-сосудистой системы, в частности тахикардии, и специфическим пучеглазием. Русские врачи Сергей Боткин и Павел Шервинский считали, что базедова болезнь имеет неврологический характер, а ее катализатором выступает перенесенный стресс. Сегодня это аутоиммунное заболевание успешно лечится, но в те годы о гормонах щитовидной железы и их влиянии на здоровье не знали. Хотя первую попытку выделить гормон из тканей щитовидной железы сделал наш соотечественник доктор Бубнов еще в 1884 году. Но выделить тироксин удалось Эдуарду Кендаллу лишь спустя тридцать лет, в 1919-ом. Обеспокоенному состоянием супруги Ленину советуют отвезти Крупскую в Швейцарию к Эмилю Теодору Кохеру — директору хирургической клиники Бернского университета и лауреату Нобелевской премии по физиологии и медицине, чтобы удалить, как тогда считалось, рудиментарную железу. С операцией решили повременить, к тому же и брат Владимира Ильича — Дмитрий, врач по профессии, тоже советовал подождать, — Ольга Шалёва. Операция Тем временем приступы тахикардии усиливались. Семья Ульяновых переехала в деревню около Закопане — для лечения горным воздухом и «фарадическим током». Суть процедур состояла в воздействии переменного на мышцы шеи. Считалось, что они придут в тонус и болезнь отступит. Конечно, никакого лечебного эффекта этот метод дать не мог. И в июне 1913 года Ленин все-таки везет жену в Берн к Кохеру.
Почему сестра Ленина называла Надежду Крупскую «селедкой», а сам Ленин ласково звал ее «миногой»
По официальной версии к причинам смерти Крупской отнесли обострившуюся базедову болезнь, которая повлекла за собой заболевание сердца. В 1920-1929 гг. Надежда Крупская занимала должность председателя Главного политико-просветительного комитета (Главполитпросвета) Наркомпроса РСФСР. После смерти Ленина в январе 1924 года все, что осталось у бездетной Надежды Константиновны – это работа. Мало кто знает, что Надежда Константиновна была тесно связана с Алтайским краем и Барнаулом.
Глава 17. Крупскую отравил Сталин
Но Крупская сама оказалась под судом за деятельность в ленинском союзе. В конце декабря 1897 года она получила приговор — три года ссылки в Уфимской губернии. А Ленин из села Шушенского звал ее к себе. Нужно было разрешить эту проблему. Выход — вступить в брак. Крупская направила запрос министру внутренних дел об изменении места ссылки. Владимир Ильич обратился с такой же просьбой. Через семь месяцев она добилась позволения отбывать ссылку в Шушенском.
Так, в апреле 1898 года Надежда Константиновна отправилась в Енисейскую губернию к жениху. Крупская взяла фамилию Владимира Ильича, но впоследствии всегда выступала под своей девичьей. Годами позже историк и революционер Михаил Ольминский писал о Крупской: «Она всю работу, так сказать, черновую, исполняла, она оставляла ему самую чистую работу, а все конспиративные сношения, шифровки, транспорт, сношения с Россией, все вела сама. И поэтому когда мы говорим — Ленин великий организатор, то я добавляю, что Ленин с помощью Надежды Константиновны — великий организатор». Когда началась первая российская революция, им пришлось нелегально приехать в Россию, чтобы заниматься подпольной деятельностью. В годы Первой мировой войны Надежда Константиновна участвовала в подготовке Циммервальдской 1915 и Кинтальской 1916 международных социалистических конференций, на которых выступали «пораженцы» — марксисты, которые, как и Ленин, желали военного поражения своим империалистическим государствам. В новой России главным делом Надежды Константиновны стало просвещение, чем она и занималась до конца своей жизни.
Культурная революционерка Главной задачей Крупской как теоретика и практика просвещения стало коммунистическое воспитание строителей нового социалистического общества. Ленин говорил о необходимости «культурной революции». Целью большевики считали не развитие «образования» в техническом смысле слова, а именно Просвещение с большой буквы, в этико-философском понимании данного термина. В 1918 году появились комсомол и первые внешкольные детские учреждения.
Пребывание в санатории деревни Зёренберг в Альпах дало лишь временный эффект, затем наступил рецидив. Примечательно, что Крупскую там лечили всякой симптоматической ерундой диетой, железом, хинином и в течение 3 недель — электризацией нервов шейного симпатического ствола фарадическим током в наивной надежде уменьшить «толщину шеи», возникшую из-за зоба. Сердцебиение как будто немного успокоилось, но остальные симптомы сохранялись. В июне 1913 года больной стало хуже, и ее прооперировал профессор хирургии и директор хирургической клиники Бернского университета Эмиль Теодор Кохер 1841—1917 — лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине 1909 года за работы в области физиологии, патологии и хирургии щитовидной железы. Неизвестен объем резекции, но операция шла в течение 3 часов, была сложной и практически безрезультатной.
А в 1915 году, после смерти матери, состояние Крупской вновь ухудшилось». Ей хотелось забыть о семейной драме, связанной с Инессой Арманд. Вот у кого было все — и красота, и пятеро детей, и любовь вождя мирового пролетариата! Все вместе, любовным треугольником, в 1917 году они и прикатили в Россию из эмиграции в одном купе знаменитого пломбированного вагона! Но особо острый конфликт возник после революции… Крупская заявила: если Ленин не прекратит связь с Арманд, то она уйдет от него. К сожалению, семейная драма стала достоянием ЦК партии и правительства, которые все знали и замечали…» «Остается лишь удивляться тому факту, что в 1926 году именно Надежда Константиновна стала редактором сборника «Памяти Арманд», чью жизнь шестью годами раньше оборвала холера, — недоумевает Н. На пике семейного конфликта Крупская под именем Агафьи Атамановой отправилась на пароходе «Красная Звезда» в агитационную экспедицию, во время которой у нее возник приступ боли в сердце и аритмии на почве тиреотоксикоза. Начиная с 1921 года супруги все больше времени проводят в Горках. Уход за Лениным был безукоризненным.
Крупская учила его заново писать, диктовала упражнения по букварю, хотя временами лишенный речевой коммуникации вождь раздражался при появлении жены, которая была от этого в отчаянии. Смерть Ленина оказалась самым сильным потрясением в ее жизни. Впервые после своей потери Крупская пришла на заседание Наркомпроса 3 февраля 1924 года. Ей, видно, было очень тяжело от соболезнующих взглядов украдкой», — писала современница. Сталин, настоявший на бальзамировании тела вождя, приготовил его вдове многолетнюю пытку созерцанием «нетленных мощей». Любая подобная «встреча» была для нее ударом. По словам академика Бориса Ильича Збарского, главного хранителя мумии вождя, Крупская в последний раз посетила мавзолей в 1938 году, за несколько месяцев до своей смерти. В 1926 году она жаловалась: «Меня беспрерывно травят по партийной линии, да еще как травят… теперь… не церемонятся со мной и всячески подчеркивают свое неуважение. Ставят мне в упрек, что я дворянского происхождения».
В эти дни, по словам Л. Троцкого, она якобы сказала: «Если бы Володя был жив, он бы сидел сейчас в тюрьме». Крупская жаловалась близким: «Нервы у меня как струны, болят, будто обожженные…» Из соображений безопасности вдова Ленина не могла совершать поездки к европейским врачам — выдающемуся немецкому эндокринологу Карлу Харко фон Ноордену 1858—1944 или крупнейшему терапевту и кардиологу того времени Фридриху Краусу 1858—1936 , у которых любили лечиться советские вожди. А ведь она привыкла получать медицинскую помощь за границей — такова была установка ее мужа. Революционер Николай Владиславович Валентинов Вольский вспоминал: «В случае болезни Ленин обычно обращался к очень хорошим врачам или знаменитостям. У брата своего Дмитрия он не стал бы лечиться. Из Женевы в конце 1903 года он ездил в Лозанну к медицинскому светилу — доктору Мермоду. В Париже оперировать сестру Марию от аппендицита позволил только в хорошей клинике известному хирургу — доктору Дюбуше. Крупскую, страдавшую базедовой болезнью, свез из Кракова в Берн к знаменитому специалисту Кохеру».
В полном собрании сочинений Ленина есть письмо 1913 года Максиму Горькому, которого взялся лечить доктор Манухин: «Известие о том, что вас лечит новым способом большевик, хотя и бывший, меня, ей-ей, обеспокоило. Упаси, Боже, от врачей-товарищей вообще, врачей-большевиков в частности! Право же, в 99 случаях из 100 врачи-товарищи «ослы», как мне раз сказал хороший врач. Уверяю вас, что лечиться кроме мелочных случаев надо только у первоклассных знаменитостей.
В 1889 г. В юности увлекалась толстовством, затем — социалистическими идеями. С 1890 г. В 1891-1896 гг. В 1894 г. В 1896 г.
В декабре 1897 г. Однако по просьбе Крупской ее отправили отбывать приговор в село Шушенское Минусинского уезда Енисейской губернии, где уже отбывал наказание Владимир Ульянов. В июле 1898 г. Для Надежды Крупской этот брак стал фактически вторым, ранее она состояла в гражданском браке с Борисом Германом, ставшим позднее одним из лидеров эсеров-максималистов. При заключении брака взяла фамилию мужа - Ульянова, но при этом публично всегда выступала под своей девичьей фамилией. С 1898 г. С 1918 г. В 1901-1905 гг. С мая 1905 г.
Надежда Крупская, 1890-е годы С марксизмом Н. Крупская познакомилась значительно раньше Ленина , так как согласно завещанию отца после его смерти в 1883 году семья Крупских оказалась под опекой Николая Утина , который поддерживал контакты с Марксом. В 1887 году окончила с золотой медалью частную женскую гимназию Оболенской в Петербурге [5]. Справка о Крупской Музей политической истории России В 1889 году Крупская поступила на Бестужевские курсы в Петербурге, но училась там лишь год. Во время обучения вступила в студенческий марксистский кружок. С 1891 по 1896 годы преподавала в Петербургской воскресной вечерней школе для взрослых за Невской заставой на Шлиссельбургском тракте, занимаясь пропагандистской работой. В 1894 году познакомилась с молодым марксистом Владимиром Ульяновым Лениным. Вместе с ним участвовала в организации и деятельности « Союза борьбы за освобождение рабочего класса ». В 1896 году была арестована и после 7-месячного заключения сослана в Уфимскую губернию , но отбывала ссылку в Сибири , в селе Шушенском , где 10 22 июля 1898 года вступила в церковный брак с Ульяновым Лениным. Крупская утверждала, что это был её первый брак, однако боевик Борис Герман член партии эсеров, а затем эсеров-максималистов , эмигрировав после революции, вспоминал о сожительстве с Крупской прежде её знакомства с Лениным [6] [7] [8]. Обручальные кольца были изготовлены из медных пятаков одним из местных ссыльных мастеров [9]. Была известна под рядом партийных псевдонимов Саблина, Ленина, Н. В 1901 году эмигрировала в Германию , была секретарём газеты « Искра ». В 1905 году вместе с Лениным вернулась в Россию, была секретарём ЦК.
80 лет назад, в Москве на Красной площади состоялись похороны Надежды Константиновны Крупской
Рассматривая любую проблему — она всегда смотрит в ее корень. Например, сложная тема — аборты, ранее запрещавшиеся с суровыми наказаниями. Вот, что пишет Крупская: «Борьба с абортами должна вестись не преследованием матерей, идущих на аборт часто с опасностью для собственной жизни; борьба должна быть направлена на устранение тех социальных причин, которые ставят мать в такое положение, что либо аборт, либо в воду. Пока же эти общие причины не устранены, женщины будут делать себе аборты, каким свирепым карам они ни рисковали бы подвергнуться... И Крупская занимается не только отменой наказания, но все силы бросает на устранение первопричин. Еще раз хотел написать о том, что сделала эта гениальная женщина. В 1923 году из 133 млн человек населения — 111 миллионов — необразованная масса крестьян. Психология таких крестьян, тщательно изученная Крупской — «каждый сам за себя».
Ее долго воспринимали как «жену вождя». Но что мы знаем о жизни этой женщины? Такой хороший вечер был, и вот нате … Резкая боль разрезала живот поперек, потом прошила по диагонали, разлилась внутри расплавленным свинцом. Надежда Константиновна была привычна к боли: уж сколько маялась она «по-женски», расхлебывая последствия охлаждений, жизни в ссылках. А когда началась базедова болезнь, болей не было, но была такая дурнота, что уж лучше бы болело! Физическую боль терпеть можно, почти всегда. А душевную… — Надежда Константиновна, карета скорой помощи все никак не прибудет. Потерпите, голубушка. Она закрыла глаза.
Потерплю… А ведь какой вечер! Она давно не была так счастлива. Да и вообще, была ли? Мигом жизнь прошла. Надя была гимназисткой-отличницей. Умная, с тонким, может, не самым красивым, но милым лицом и пухлыми губками, она нравилась. Не как некоторые, что сводили с ума сразу. Взять ту же подругу лучшую, Аполлинарию Якубову — ох, огонь! Надя тихая, без внешнего блеска.
А Иван Бабушкин глаз оторвать не может! Но девушке было не до того. В Наде горел неистовый огонь марксизма — он и был ее любовью. В марксистский кружок она вступила, учась на Бестужевских курсах. Как торопилась она на его собрания! Денег не было, она зарабатывала преподаванием, ученики были «рассыпаны» по городу. Иногда Надя так замерзала, перебегая с занятия на занятие, что от холода сводило низ живота. А на кружке было всегда тепло — если и не ногам, то сердцу точно. Володю — быстрого, с проглядывающей, несмотря на молодые годы, лысинкой, — Надя впервые увидела на сходке у общих знакомых.
Она слышала о нем. Он молодец, и в студенческих волнениях участие принимал, и в ссылке побывал! Он не приглянулся ей внешне, но очаровал с первой встречи — с ним интересно, шумно, он говорил так запальчиво и яростно, что Надя невольно кивала головой в такт его словам. Они совпадали во всем, одинаково смотрели на жизнь, грезили революцией... Надю кольнуло то, что Володя сразу запал на Аполлинарию. Но больше изумляли ее те странные, смутные чувства, которые заставляли ее думать о нем, вспоминать к месту и не к месту его прищуренные, с хитринкой, глаза… Когда он заболел, она вызвалась быть при нем сиделкой. Ей нравилось быть рядом. Его роман с подругой тек вяло, но мучил Надю порой уколами ревности. Они отдалились с Аполлинарией, и Крупская не знала точно, правда ли Володя предложил ей руку и сердце, и правда ли Якубова отвергла его, но вскоре Надя получила от него предложение стать его женой — в письме из тюрьмы.
Оброненная ею фраза — «Ну что же, женой, так женой» — «войдет в анналы». Но равнодушия во фразе не было. Она просто была согласна на любую роль, лишь бы быть рядом. Когда их обоих решили направить в ссылку, но в разные места, шанс остаться вместе у Крупской и Ленина был один — венчание. Так 22 июля 1898 года Петропавловский храм села Шушенское услышал их нетерпеливые «да»; кованные ссыльным-умельцем Оскаром Энгбергом из пятаков кольца обняли пальцы не хуже настоящих обручальных. Вместе в ссылке было не так уныло.
Из-за него же Крупская, любившая детей, была бесплодна. Современники вспоминают, что это причиняло ей огромные страдания. По предположениям многочисленных свидетелей, у Ленина и Арманд был роман, сохранились письма, где она признается ему в любви. Крупская воспринимала всё стоически, более того, стала подругой Арманд. Ленин же в конечном счёте остался с женой — как предполагает историк Леонид Млечин, «любовь он счёл делом преходящим, менее значимым, чем прочные дружеские отношения с Крупской». Утешение Крупская находила в работе на благо общества — как она его понимала. Это не аскетизм. Напротив, личная жизнь обогащается благодаря тому, что общее дело всех трудящихся становится личным делом», — говорила она. Возвращение в Россию Вместе с мужем Крупская вернулась в Россию в 1917 г. Сильным ударом для нее стало резкое ухудшение здоровья Ленина — первый инсульт случился в мае 1922 г. Крупской пришлось заново учить мужа говорить, писать, общаться. Ленин восстановился, но ненадолго — в 1924 г.
С 1917 года являлась членом Государственной комиссии по просвещению. В 1920 году была председателем Главполитпросвета при Народном комитете просвещения, выступила инициатором создания общества «Друг детей». В дискуссии о применении в воспитании советских детей скаутской методики считала, что пионерская организация должна быть скаутской по форме и коммунистической по содержанию. Вместе с немецким коммунистом Эдвином Гёрнле разрабатывала вопросы пролетарского, коммунистического воспитания детей. Крупская стала одним из создателей советской системы народного образования, сформулировав основную задачу нового просвещения: «Школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания». Ей была присуждена учёная степень доктора педагогических наук. Как идеолог коммунистического воспитания критиковала педагогическую систему, разработанную А. Макаренко после её выступления на съезде комсомола в мае 1928 года с резкой критикой А. Макаренко последний был в скором времени снят с руководства колонией им. Крупская сыграла неблаговидную роль в судьбе К. В феврале 1928 года в «Правде» была обнародована статья Крупской «О "Крокодиле" Чуковского»: «Такая болтовня - неуважение к ребёнку. Сначала его манят пряником - весёлыми, невинными рифмами и комичными образами, а попутно дают глотать какую-то муть, которая не пройдёт бесследно для него. Я думаю, «Крокодила» ребятам нашим давать не надо». Выступление вдовы Ленина означало в то время фактически запрет на профессию. Спустя какое-то время Чуковский публикует в «Литературной газете» письмо, в котором отрекается от сказок. После этого до 1942 года он не написал ни одной сказки. Зиновьева и Л. Каменева в их борьбе против Сталина, но впоследствии признала эту позицию ошибочной, выступала на Пленумах ЦК партии и голосовала за предание суду Н. Бухарина, за исключение из партии Л. Троцкого, Г. Зиновьева, Л. Крупская ходатайствовала за репрессированных, но большей частью безрезультатно. В 1930-е годы Крупская была практически отстранена от работы Наркомпроса и занялась вопросами библиотечной работы. Надежда Крупская - автор многочисленных работ о В. Ленине, трудов по коммунистическому воспитанию, педагогике и истории партии большевиков. Крупская активно переписывалась с пионерами, советскими детьми. Умерла 27 февраля 1939 года в Москве. После смерти тело было кремировано, прах помещён в урне в Кремлёвскую стену на Красной площади в Москве. Познакомились в 1894 году.
Трагическая жизнь Надежды Крупской
Щитовидка уже тогда давала знать о себе, но на лице это было еще заметно. Мать позаботилась дать дочке хорошее образование: Надя училась в гимназии княгини Оболенской и закончила ее с медалью. Потом поступила на Бестужевские женские курсы, но не доучилась. Увлеклась идеями марксизма и «перестроения мира», включилась в рабочее движение, помогая своими силами, бесплатно обучая желающих грамоте в воскресной школе для взрослых. А на жизнь зарабатывала Надя частными уроками, бегая по сырым петербургским улочкам от ученика к ученику, что потом сказалось на ее здоровье.
Встреча с Лениным и венчание Владимир по кличке «Старик» впервые встретился с Надей в 1894 году на квартире, где собирались «революционно-настроенные люди». Правда, в тот день будущий Ленин, а тогда умный и энергичный юноша 24 лет, обратил на себя внимание отнюдь не Надежды, а ее более обаятельной подруги, Апполинарии Якубовой. Они встречались некоторое время, а потом Ильича упекли в тюрьму. Но почему-то он доверился не Якубовой, а скромной Наденьке Крупской.
Владимир Ильич понял, что нашел родственную душу. Надежда угадывала его с полуслова, была настоящей «подругой дней суровых». Вскоре она и сама угодила в ссылку на 3 года. Влюбленные писали друг другу письма и наконец воссоединились в сибирском селе Шушенское.
Правда, для этого им пришлось повенчаться в церкви 22 июля 1898 года. По законам Российской империи без брака мужчина и женщина не могли жить под одной крышей. Тем более политзаключенные. Но к тому, чтобы узаконить отношения заключенных, относились хорошо и всегда шли на встречу таким бракам.
Считалось, что так люди остепенятся и станут думать о семье, а не о революции. Но, как показало время, не в случае с Крупской и Лениным. Ссылка в селе Шушенском Почему Крупская осталась Крупской? Надежда Константиновна во всех документах после замужества писалась Ульяновой.
Но подписывалась везде, как Крупская. А среди революционеров ее вообще знали под кличками: Онегина, Минога, Рыба и т. Это помогало ей сохранить дистанцию от своего мужа, как бы «вести свою жизнь». Ходили слухи о том, что эта женщина во время ссылки в Шушенском завела себе любовника, поэтому и осталась Крупской.
Но это на самом деле не так: условия пребывания в этом месте были настолько строгими, что даже в отхожее место сложно было ходить не по времени, не то, что к любовнику.
Но Крупская сама оказалась под судом за деятельность в ленинском союзе. В конце декабря 1897 года она получила приговор — три года ссылки в Уфимской губернии. А Ленин из села Шушенского звал ее к себе. Нужно было разрешить эту проблему. Выход — вступить в брак.
Крупская направила запрос министру внутренних дел об изменении места ссылки. Владимир Ильич обратился с такой же просьбой. Через семь месяцев она добилась позволения отбывать ссылку в Шушенском. Так, в апреле 1898 года Надежда Константиновна отправилась в Енисейскую губернию к жениху. Крупская взяла фамилию Владимира Ильича, но впоследствии всегда выступала под своей девичьей. Годами позже историк и революционер Михаил Ольминский писал о Крупской: «Она всю работу, так сказать, черновую, исполняла, она оставляла ему самую чистую работу, а все конспиративные сношения, шифровки, транспорт, сношения с Россией, все вела сама.
И поэтому когда мы говорим — Ленин великий организатор, то я добавляю, что Ленин с помощью Надежды Константиновны — великий организатор». Когда началась первая российская революция, им пришлось нелегально приехать в Россию, чтобы заниматься подпольной деятельностью. В годы Первой мировой войны Надежда Константиновна участвовала в подготовке Циммервальдской 1915 и Кинтальской 1916 международных социалистических конференций, на которых выступали «пораженцы» — марксисты, которые, как и Ленин, желали военного поражения своим империалистическим государствам. В новой России главным делом Надежды Константиновны стало просвещение, чем она и занималась до конца своей жизни. Культурная революционерка Главной задачей Крупской как теоретика и практика просвещения стало коммунистическое воспитание строителей нового социалистического общества. Ленин говорил о необходимости «культурной революции».
Целью большевики считали не развитие «образования» в техническом смысле слова, а именно Просвещение с большой буквы, в этико-философском понимании данного термина. В 1918 году появились комсомол и первые внешкольные детские учреждения.
Но, как отмечал в своей книге «Красный мираж» ученый Альфред Мирек, особенно они обострились в 1922 году, когда на Сталина была возложена забота о здоровье Владимира Ленина. Тогда Иосиф Виссарионович принялся грубить Надежде Константиновне. Та пожаловалась Каменеву, и Сталину пришлось извиняться. Однако вскоре генсек вновь нахамил супруге вождя. На этот раз за Крупскую вступился сам Ленин. Ильич отправил Сталину записку с требованиями извиниться перед Надеждой Константиновной, в противном случае пригрозил ему полным разрывом отношений. Ситуация не изменилась и после смерти Ленина.
Крупская продолжала мешать Сталину. Так, по словам Светланы Аллилуевой, Надежда Константиновна была против выставления тела своего мужа на всеобщее обозрение. Впрочем, Юрий Лопухин, автор издания «Как умер Ленин. Откровения смотрителя Мавзолея», утверждал, что ни одного высказывания Крупской подобного рода на самом деле нет. Мало того, она выступала на съезде с речью, посвященной памяти Владимира Ильича, и голосовала за принятие решения о строительстве Мавзолея.
Инесса Арманд умерла от холеры в 1920 году. Для Ленина эта смерть стала тяжёлым ударом, и пережить его помогла Надежда. В 1921 году тяжёлая болезнь сразила самого Ленина.
Полупарализованного мужа Надежда возвращала к жизни, используя весь своей педагогический талант, заново обучая говорить, читать и писать. Ей удалось почти невозможное — вновь вернуть Ленина к активной деятельности. Но новый инсульт свёл все усилия на нет, сделав состояние Владимира Ильича практически безнадёжным. Жизнь после Ленина После смерти мужа в январе 1924 года работа стала единственным смыслом жизни Надежды Крупской. Она много сделала для развития в СССР пионерской организации, женского движения, журналистики и литературы. В то же время она полагала вредными для детей сказки Чуковского, критически отзывалась о педагогической системе Антона Макаренко. Словом, Надежда Константиновна, как и все крупные политические и государственные деятели, была человеком противоречивым и неоднозначным. Беда была ещё и в том, что Крупскую, талантливого и умного, самодостаточного человека, в СССР многие воспринимали исключительно как «жену Ленина».
Этот статус, с одной стороны, вызывал всеобщее уважение, а с другой — подчас пренебрежение к личной политической позиции Надежды Крупской. Надежда Крупская Крупская среди пионеров 1936 год Значимость противостояния Сталина и Крупской в 1930-х годах явно преувеличивается. Надежда Константиновна не имела достаточных рычагов влияния, чтобы представлять для Иосифа Виссарионовича угрозу в политической борьбе. Смерть на юбилее Она продолжала работать, писала статьи по педагогике, воспоминания о Ленине, тепло общалась с дочерью Инессы Арманд. Внука Инессы она считала своим внуком. На склоне лет этой одинокой женщине явно не хватало простого семейного счастья, которого лишили её тяжёлая болезнь и политическая борьба. На торжество к ней собрались старые большевики.
Жена Владимира Ленина: были ли в жизни Надежды Крупской другие мужчины
Надежда Крупская. Женой так женой | Слух о том, что причиной смерти Крупской был отравленный по приказу Сталина торт, появился в том числе благодаря Никите Хрущеву. |
Трагическая жизнь Надежды Крупской | Надежда Константиновна Крупская[1] (Русский: Надежда Константиновна Крупская, МФА: [nɐˈdʲeʐdə kənstɐnˈtʲinəvnə ˈkrupskəjə]; 26 февраля [С. О., 14 февраля] 1869 – 27 февраля 1939)[2] был русский революционер, жена Владимира Ильича Ленина. |
Надежда Константиновна Крупская | Надежда Константиновна Крупская родилась в дворянской семье, получила хорошее воспитание и образование. |
Что случилось с отцом Надежды Крупской
Веселье завершилось печально: у Крупской появились острые боли в области толстого кишечника, перешедшие во вздутие живота. Все это свидетельствовало об "остром животе", то есть необходима была срочная хирургическая помощь. Однако по вызову врачей из Кремлевской клиники прибыли не сотрудники "Скорой помощи", а сотрудники НКВД, заключившие Крупскую под домашний арест и отказавшие ей в медицинской помощи. К утру 27 февраля, испытывая страшные физические и моральные муки, Н. Крупская умерла.
Сама Крупская говорила, что, конечно, не «мистика» была причиной ее религиозности, а чувство одиночества. У нее было много подруг, но их общение не затрагивало личного, сокровенного, ибо она не умела выразить свои переживания так, чтобы они были понятны другим. В одиночестве она и испытывала потребность в Боге: «Он, по тогдашним моим понятиям, должен понимать, что происходит в душе у каждого человека». Крупская вспоминала, как она любила часами смотреть на лампадку перед образом. Марксизм оказался проще и доступнее веры.
Достаточно было осознать естественную, закономерную связь явлений, чтобы излечиться от остатков зыбкой религиозности, так как одиночество кончилось. Потом Надежда Константиновна будет намеренно лишать детей одиночества, настаивая на коллективе, чтобы они не нуждались в Боге. Школьная политика Крупской формировалась под влиянием марксизма, педагогического образования и идей Ленина. В 1887 году Крупская окончила частную гимназию, получив звание домашней учительницы, и ударилась в толстовство. Увлечение было недолгим — на смену всем заблуждениям навсегда пришел марксизм, который дал ей «величайшее счастье, какого только может желать человек: знание, куда надо идти, спокойную уверенность в конечном исходе дела, с которым связала свою жизнь. Путь не всегда был легок, но сомнения в том, что он правилен, никогда не было». Это отдаленно напоминало веру. Потом Крупская, всецело поддерживая Ленина, боролась с убеждением, что марксизм — это новая коммунистическая религия, хотя эти убеждения и подтвердила созданная ей система советского обучения. В 1889 году Крупская поступила на Высшие женские курсы в Петербурге, но, познакомившись там с марксистками, через год бросила учебу.
И поступила учительницей в вечерне-воскресную школу для рабочих не только ради преподавания, но и ради пропаганды, целенаправленно выбивая из слушателей религиозные убеждения и проповедуя марксизм. Кому же тогда его было проповедовать, как не рабочим? Там она серьезно усовершенствовала свой педагогический опыт: увидев, что рабочая масса насквозь пропитана «религиозными предрассудками», она стала оттачивать методы антирелигиозной пропаганды, внимательно изучая, что привлекает рабочих к вере, дабы знать, «с какой стороны подойти», и усилено разъясняла именно «классовую сущность» религии. Надо признать, что ей многое удалось. Из ее учеников никто не посещал уроки закона Божия, которые вел священник. Она даже уговорила рабочих ходить туда по очереди, в порядке повинности, чтобы не закрыли школу, да заодно и узнать «аргументацию попа», чтобы знать, как ей противостоять. Рабочие, возвращаясь с этих уроков с улыбкой, рассказывали, как священник опровергает эволюционную теорию Дарвина: «Брось, говорит, курицу в воду, разве у нее вырастут перепонки? Другой ее ученик, прежде искавший у Бога защиты от капиталистов и узнав, что «Бога нет», решил, что «рабом человечьим быть легче», ибо с таким рабством возможна борьба, — и ударил ножом особо ненавистного, издевавшегося над рабочими мастера. Опытом преподавания в этой школе Крупская очень дорожила, потому что он позволил ей на практике исследовать религиозное сознание и уяснить его происхождение.
Таким образом, ко времени встречи с Лениным, Крупская была человеком вполне сформировавшихся убеждений. Только близкая по духу женщина могла стать его женой, а сложно было отыскать женщину, более преданную делу революции, чем Крупская. Их знакомство с Лениным состоялось в феврале 1894 года в Петербурге на квартире инженера Классона. Была масленица, и встречу петербургских марксистов в целях конспирации устроили под предлогом «блинов». Чувства оказались взаимными. Ленин стал наносить визиты к Крупским по воскресеньям, а Крупская угадала в нем лидера. Вместе с ним она создавала «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», за что оба были арестованы. Из тюрьмы Ленин сделал ей предложение. Критику буржуазной «классовой» школы начал Ленин.
В самом начале XX века были разработаны три базисных постулата школьной реформы, которые после революции легли в основу советской школы: требование придать школе светский характер, сделать ее общедоступной бесплатной и трудовой — соединить процесс обучения с производительным трудом, что стало основой будущего политехнизма. Уже тогда преподавание религии в школе было под огнем сильнейшей критики, потому что религия воспитывала у подростков монархическое и национально-патриотическое сознание, которое называлось «проповедью великодержавного шовинизма», и мешала критически относиться к окружающей действительности, то есть серьезно препятствовала революционной пропаганде. Национально-патриотическое воспитание порицалось как чуждое «истинному классовому» и как присущее «буржуазной культуре попов и капиталистов», призванное растить их покорных прислужников, а не человеческую личность. В будущем о человеческой личности тоже будут выражаться в ином ключе, и старой школе, которую уже назовут «школой учебы», решительно противопоставят «школу жизни», но в ту пору Ленин призывал взять из нее все хорошее, что необходимо для коммунизма. Ленинские идеи были основой педагогического учения Крупской. В эмиграции она профессионально изучала педагогику и школьное дело в Европе с марксистской точки зрения. В 1915 году появился ее первый капитальный труд «Народное образование и демократия», в котором она доказывала свою вожделенную идею «трудового метода обучения», то есть создания трудовой школы, где учащиеся могли бы приобретать трудовые навыки и применять полученные знания на практике. Существовавшая школа повергалась критике, помимо вышеизложенного, за ее изолированность, за одиночество детей, которые никому не интересны, за индивидуалистический характер воспитания и за оторванность от реальной жизни. Школа с «полноценным воспитанием» и принципиально новой задачей могла быть создана только при социализме.
Дети имеют право на счастье Н. Крупская среди пионеров После Октябрьской революции большевики смогли приступить к воплощению своих педагогических идей. Перед советской школой, устроенной на марксистских основах, отныне ставилась глобальная задача воспитания нового человека, и школа должна была стать «орудием коммунистического перерождения общества в целях воспитания поколения, способного окончательно установить коммунизм». Крупской с товарищами отчасти удалось сделать то, что совсем не удалось Екатерине Великой с ее просветительскими помыслами — взращивать в Воспитательном доме третье сословие свободных граждан. Школа превратилась в питомник по выращиванию «нового человека», которому предстоит завершить строительство коммунизма, поэтому ему следует овладеть всеми навыками от материалистического мировоззрения до трудовой специальности. Так антирелигиозная проповедь вышла на первый план, исходя из главной задачи воспитания, сформулированной Крупской: «Воспитывать — значит планомерно воздействовать на подрастающее поколение с целью получить определенный тип человека». Революция только что свершилась, и социализм только начинали строить. А «необходимой предпосылкой социализма является человек, способный осуществить социализм». Отсюда следовало, прежде всего, изменить его мировоззрение и воспитать в коммунистической морали, которая пришла на смену религии.
Обычно, рассуждая об антирелигиозном советском воспитании, забывают эту вторую важнейшую идеологическую составляющую. Согласно ленинскому учению, вечной морали не существует, а существует только классовая. И если буржуазная мораль гласит: «Либо ты работаешь на другого, либо он на тебя», то в основе коммунистической морали лежит борьба за разрушение старой жизни и за построение коммунизма. Оттого коммунистическая нравственность должна быть направлена «против эгоистов и мелких собственников», то есть против индивидуалистской психологии. Таким образом были заложены основы атеистической, следовательно тоталитарной, коллективистской и антинациональной системы советского воспитания. Перед ее творцами стояла грандиозная задача: уничтожив на корню старую школу с ее методами, выработать кардинально новые принципы обучения. Таковыми стали воинствующий атеизм, внедрение в умы материалистического мировоззрения, коллективизм, политехнизм знакомство в теории и на практике с главными отраслями производства , детский труд, школьное самоуправление, физвоспитание, имеющее целью подготовить молодежь к трудовой деятельности и защите социалистического отечества. Эти памятные многим громкие абстракции изначально были полны конкретного содержания. Требовалось решить проблемы с учебниками, школьными программами и дисциплинами, с методикой их преподавания и с учителями.
За время жизни Ленина и Крупской сущность текущего политического момента менялась неоднократно — гражданская война, военный коммунизм, электрификация, мирное строительство, НЭП, индустриализация, коллективизация и т.
За это на него сыпались бесконечные доносы, да и начальство было не в восторге от чрезмерно ретивого подчинённого. Умер Константин Игнатьевич рано сердце не выдержало бесконечной нервотрепки. Случилось это накануне — четырнадцатого дня рождения Нади. Последние его слова к жене и дочери были: «Трудно придётся вам, милые мои». Пришлось трудно. Надя бегала по урокам в любую погоду, а погоды в Петербурге чаще всего скверные — ветер с финского залива, дождь, лужи под ногами. Из-за плохой одежды, плохой обуви — постоянные простуды. Надя каждую осень болела тяжелейшей ангиной, да и в остальное время у неё было воспалено горло и припухали желёзки. Позже её мать не раз говорила, что все последующие хвори Нади — следствие юношеских простуд.
И была абсолютно права. Базедова болезнь, так изуродовавшая Надежду Константиновну, относится к аутоимунным заболеваниям. Учёные считают, что она чаще всего возникает при врождённом дефекте системы иммунитета. Но вместе с тем к причинам, способным вызвать базедову болезнь, относят не только наследственную предрасположенность, но и хронические очаги инфекции в организме. Особенно часто способствуют возникновению диффузного токсического зоба хронические? Так что болезнь, настигшая Надежду Константиновну в зрелости, стала следствием простуд, перенесённых Наденькой Крупской в юности. Антибиотиков в конце 19-го века не существовало, и полностью избавиться от затаившейся в организме инфекции было невозможно. Надя всё время носила в себе эту бомбу... В распухших желёзках. В простуженных во время тюремного заключения придатках, которые у неё постоянно болели.
Бомба взорвалась в 1913 году, когда Надежда Константиновна заболела базедовой болезнью в острой форме. Надя и в девические годы была вяловатой, быстро утомлялась, тяжело переносила обычные женские недомогания. Но несмотря на все болезни, зарабатывала на жизнь себе и матери, да и гимназию окончила с золотой медалью «за успехи по всем предметам отличные». В 1890 году, будучи слушательницей Высших женских курсов, Наденька Крупская вступила в марксистский кружок. Партийное прозвище у Крупской было «Минога»: что-то рыбье находили товарищи в её внешности и особенно в поведении: в спокойном темпераменте, в невозмутимости и холодности, в мягкой пластике движений. На самом деле у неё уже тогда не хватало сил ни на что... Кроме, разве что, бурных дискуссий! В 1894 году Надежда познакомилась с Владимиром Ульяновым, уже известным, опытным революционером по прозвищу «Старик». Острый ум, магнетическое обаяние, блестящее остроумие. Владимир Ульянов производил неизгладимое впечатление на революционных барышень.
Надежда Крупская, 1890-е годы С марксизмом Н. Крупская познакомилась значительно раньше Ленина , так как согласно завещанию отца после его смерти в 1883 году семья Крупских оказалась под опекой Николая Утина , который поддерживал контакты с Марксом. В 1887 году окончила с золотой медалью частную женскую гимназию Оболенской в Петербурге [5].
Справка о Крупской Музей политической истории России В 1889 году Крупская поступила на Бестужевские курсы в Петербурге, но училась там лишь год. Во время обучения вступила в студенческий марксистский кружок. С 1891 по 1896 годы преподавала в Петербургской воскресной вечерней школе для взрослых за Невской заставой на Шлиссельбургском тракте, занимаясь пропагандистской работой.
В 1894 году познакомилась с молодым марксистом Владимиром Ульяновым Лениным. Вместе с ним участвовала в организации и деятельности « Союза борьбы за освобождение рабочего класса ». В 1896 году была арестована и после 7-месячного заключения сослана в Уфимскую губернию , но отбывала ссылку в Сибири , в селе Шушенском , где 10 22 июля 1898 года вступила в церковный брак с Ульяновым Лениным.
Крупская утверждала, что это был её первый брак, однако боевик Борис Герман член партии эсеров, а затем эсеров-максималистов , эмигрировав после революции, вспоминал о сожительстве с Крупской прежде её знакомства с Лениным [6] [7] [8]. Обручальные кольца были изготовлены из медных пятаков одним из местных ссыльных мастеров [9]. Была известна под рядом партийных псевдонимов Саблина, Ленина, Н.
В 1901 году эмигрировала в Германию , была секретарём газеты « Искра ». В 1905 году вместе с Лениным вернулась в Россию, была секретарём ЦК.