Автор книги о Ленине "Пантократор солнечных пылинок" Лев Данилкин подсчитал, что в 1904 году Крупская и Ленин вместе прошли по горам Швейцарии 400 километров за 2 месяца. Когда Ленин заболел воспалением легких, за ним ухаживала Крупская, чем и добилась его расположения. Она стала секретарем, переводчиком и домоправительницей у Ленина и Крупской, и осенью 1910 года переехала в Париж, чтобы быть ближе к своим друзьям. Крупская доказывала, что Ленин не великий гений, а обычный, хотя и очень талантливый человек со всеми присущими людям достоинствами и недостатками. 26 февраля 1869 года родилась Надежда Крупская, верная спутница жизни вождя мирового пролетариата Владимира Ленина.
Когда был Ленин маленький
- Почему у Ленина не было детей? Малоизвестные факты
- «Ильич в июле сбежал»
- Укрощение строптивой
- Ум против красоты: как Надежда Крупская отстояла Ленина у Инессы Арманд
- Жандармы — в дом, революционеры — в окно: где и как жил Ленин в Уфе во время ссылки
Ленин заново возвращается в нашу историю
Крупская — автор многочисленных работ о своём муже В. И. Ленине, трудов по коммунистическому воспитанию, педагогике и истории партии большевиков. 26 февраля 1869 года родилась Надежда Крупская, верная спутница жизни вождя мирового пролетариата Владимира Ленина. ВЛАДИМИР ЛЕНИН И НАДЕЖДА КРУПСКАЯ» на канале «Шоу Известь» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 9 октября 2023 года в 13:25, длительностью 00:23:57, на видеохостинге RUTUBE. 4. До романа с Надеждой Константиновной Крупской Ленин увлекался ее подругой Аполлинарией Якубовой. «Царский ленд-лиз» или у кого империя покупала. В.И. Ленин и Н.К. Крупская с племянником Ленина Виктором и дочерью рабочего Верой в Горках. Крупская доказывала, что Ленин не великий гений, а обычный, хотя и очень талантливый человек со всеми присущими людям достоинствами и недостатками.
Комментарии в эфире
- СПУТНИКИ #18. ВЛАДИМИР ЛЕНИН И НАДЕЖДА КРУПСКАЯ
- Отравленный торт, ошибка врачей и другие загадки смерти Крупской
- Страницы биографии
- Неподвижные звезды. Владимир Ленин, Надежда Крупская и Инесса Арманд - 09.01.2023 Украина.ру
- Вторая половина первого. Была ли Крупская «довеском» к фигуре Ленина?
- 6.7.2. Почему Крупская не Ульянова и не Ленина?
Жена и соратник. Кого любил и боялся потерять Владимир Ленин
Серьезно еще больше могло подорвать и без того пошатнувшееся здоровье Крупской и путешествие к ссыльному Ленину в холодную Сибирь в 1898-м году. Серьезно еще больше могло подорвать и без того пошатнувшееся здоровье Крупской и путешествие к ссыльному Ленину в холодную Сибирь в 1898-м году. Надежда Крупская и делегатки XIII съезда РКП(б) у гроба Ленина.
Н.К.Крупская «О Ленине»
Бездетному браку Ленина и Крупской исполнилось уже 11 лет. Петербургский фонарь установят на горе Цюрихберг, на участке, где отдыхал Ленин. Когда Ленин заболел воспалением легких, за ним ухаживала Крупская, чем и добилась его расположения. По этому поводу Крупская писала, что Ленин никогда не затрагивал вопросы чистки фондов. Вскоре к плакату Петра Вертоградова с изображением Ленина присоединился и портрет Надежды Крупской.
О.В. Шалева. Ленин и Крупская: время испытаний
Надежда Крупская и Владимир Ленин: страсть, замешанная на революционной борьбе. Апполинария была хорошей подругой Надежды Крупской и через Апполинарию Ленин познакомился со своей будущей женой. Серьезно еще больше могло подорвать и без того пошатнувшееся здоровье Крупской и путешествие к ссыльному Ленину в холодную Сибирь в 1898-м году.
Ленин. Крупская. Данилкин
Марксизм оказался проще и доступнее веры. Достаточно было осознать естественную, закономерную связь явлений, чтобы излечиться от остатков зыбкой религиозности, так как одиночество кончилось. Потом Надежда Константиновна будет намеренно лишать детей одиночества, настаивая на коллективе, чтобы они не нуждались в Боге. Школьная политика Крупской формировалась под влиянием марксизма, педагогического образования и идей Ленина. В 1887 году Крупская окончила частную гимназию, получив звание домашней учительницы, и ударилась в толстовство. Увлечение было недолгим — на смену всем заблуждениям навсегда пришел марксизм, который дал ей «величайшее счастье, какого только может желать человек: знание, куда надо идти, спокойную уверенность в конечном исходе дела, с которым связала свою жизнь. Путь не всегда был легок, но сомнения в том, что он правилен, никогда не было».
Это отдаленно напоминало веру. Потом Крупская, всецело поддерживая Ленина, боролась с убеждением, что марксизм — это новая коммунистическая религия, хотя эти убеждения и подтвердила созданная ей система советского обучения. В 1889 году Крупская поступила на Высшие женские курсы в Петербурге, но, познакомившись там с марксистками, через год бросила учебу. И поступила учительницей в вечерне-воскресную школу для рабочих не только ради преподавания, но и ради пропаганды, целенаправленно выбивая из слушателей религиозные убеждения и проповедуя марксизм. Кому же тогда его было проповедовать, как не рабочим? Там она серьезно усовершенствовала свой педагогический опыт: увидев, что рабочая масса насквозь пропитана «религиозными предрассудками», она стала оттачивать методы антирелигиозной пропаганды, внимательно изучая, что привлекает рабочих к вере, дабы знать, «с какой стороны подойти», и усилено разъясняла именно «классовую сущность» религии.
Надо признать, что ей многое удалось. Из ее учеников никто не посещал уроки закона Божия, которые вел священник. Она даже уговорила рабочих ходить туда по очереди, в порядке повинности, чтобы не закрыли школу, да заодно и узнать «аргументацию попа», чтобы знать, как ей противостоять. Рабочие, возвращаясь с этих уроков с улыбкой, рассказывали, как священник опровергает эволюционную теорию Дарвина: «Брось, говорит, курицу в воду, разве у нее вырастут перепонки? Другой ее ученик, прежде искавший у Бога защиты от капиталистов и узнав, что «Бога нет», решил, что «рабом человечьим быть легче», ибо с таким рабством возможна борьба, — и ударил ножом особо ненавистного, издевавшегося над рабочими мастера. Опытом преподавания в этой школе Крупская очень дорожила, потому что он позволил ей на практике исследовать религиозное сознание и уяснить его происхождение.
Таким образом, ко времени встречи с Лениным, Крупская была человеком вполне сформировавшихся убеждений. Только близкая по духу женщина могла стать его женой, а сложно было отыскать женщину, более преданную делу революции, чем Крупская. Их знакомство с Лениным состоялось в феврале 1894 года в Петербурге на квартире инженера Классона. Была масленица, и встречу петербургских марксистов в целях конспирации устроили под предлогом «блинов». Чувства оказались взаимными. Ленин стал наносить визиты к Крупским по воскресеньям, а Крупская угадала в нем лидера.
Вместе с ним она создавала «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», за что оба были арестованы. Из тюрьмы Ленин сделал ей предложение. Критику буржуазной «классовой» школы начал Ленин. В самом начале XX века были разработаны три базисных постулата школьной реформы, которые после революции легли в основу советской школы: требование придать школе светский характер, сделать ее общедоступной бесплатной и трудовой — соединить процесс обучения с производительным трудом, что стало основой будущего политехнизма. Уже тогда преподавание религии в школе было под огнем сильнейшей критики, потому что религия воспитывала у подростков монархическое и национально-патриотическое сознание, которое называлось «проповедью великодержавного шовинизма», и мешала критически относиться к окружающей действительности, то есть серьезно препятствовала революционной пропаганде. Национально-патриотическое воспитание порицалось как чуждое «истинному классовому» и как присущее «буржуазной культуре попов и капиталистов», призванное растить их покорных прислужников, а не человеческую личность.
В будущем о человеческой личности тоже будут выражаться в ином ключе, и старой школе, которую уже назовут «школой учебы», решительно противопоставят «школу жизни», но в ту пору Ленин призывал взять из нее все хорошее, что необходимо для коммунизма. Ленинские идеи были основой педагогического учения Крупской. В эмиграции она профессионально изучала педагогику и школьное дело в Европе с марксистской точки зрения. В 1915 году появился ее первый капитальный труд «Народное образование и демократия», в котором она доказывала свою вожделенную идею «трудового метода обучения», то есть создания трудовой школы, где учащиеся могли бы приобретать трудовые навыки и применять полученные знания на практике. Существовавшая школа повергалась критике, помимо вышеизложенного, за ее изолированность, за одиночество детей, которые никому не интересны, за индивидуалистический характер воспитания и за оторванность от реальной жизни. Школа с «полноценным воспитанием» и принципиально новой задачей могла быть создана только при социализме.
Дети имеют право на счастье Н. Крупская среди пионеров После Октябрьской революции большевики смогли приступить к воплощению своих педагогических идей. Перед советской школой, устроенной на марксистских основах, отныне ставилась глобальная задача воспитания нового человека, и школа должна была стать «орудием коммунистического перерождения общества в целях воспитания поколения, способного окончательно установить коммунизм». Крупской с товарищами отчасти удалось сделать то, что совсем не удалось Екатерине Великой с ее просветительскими помыслами — взращивать в Воспитательном доме третье сословие свободных граждан. Школа превратилась в питомник по выращиванию «нового человека», которому предстоит завершить строительство коммунизма, поэтому ему следует овладеть всеми навыками от материалистического мировоззрения до трудовой специальности. Так антирелигиозная проповедь вышла на первый план, исходя из главной задачи воспитания, сформулированной Крупской: «Воспитывать — значит планомерно воздействовать на подрастающее поколение с целью получить определенный тип человека».
Революция только что свершилась, и социализм только начинали строить. А «необходимой предпосылкой социализма является человек, способный осуществить социализм». Отсюда следовало, прежде всего, изменить его мировоззрение и воспитать в коммунистической морали, которая пришла на смену религии. Обычно, рассуждая об антирелигиозном советском воспитании, забывают эту вторую важнейшую идеологическую составляющую. Согласно ленинскому учению, вечной морали не существует, а существует только классовая. И если буржуазная мораль гласит: «Либо ты работаешь на другого, либо он на тебя», то в основе коммунистической морали лежит борьба за разрушение старой жизни и за построение коммунизма.
Оттого коммунистическая нравственность должна быть направлена «против эгоистов и мелких собственников», то есть против индивидуалистской психологии. Таким образом были заложены основы атеистической, следовательно тоталитарной, коллективистской и антинациональной системы советского воспитания. Перед ее творцами стояла грандиозная задача: уничтожив на корню старую школу с ее методами, выработать кардинально новые принципы обучения. Таковыми стали воинствующий атеизм, внедрение в умы материалистического мировоззрения, коллективизм, политехнизм знакомство в теории и на практике с главными отраслями производства , детский труд, школьное самоуправление, физвоспитание, имеющее целью подготовить молодежь к трудовой деятельности и защите социалистического отечества. Эти памятные многим громкие абстракции изначально были полны конкретного содержания. Требовалось решить проблемы с учебниками, школьными программами и дисциплинами, с методикой их преподавания и с учителями.
За время жизни Ленина и Крупской сущность текущего политического момента менялась неоднократно — гражданская война, военный коммунизм, электрификация, мирное строительство, НЭП, индустриализация, коллективизация и т. Оттого видоизменялись со временем и некие конкретные педагогические установки, но концепция образования оставалась неизменной: «школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания». Генеральная стратегия образования определялась марксизмом и Лениным. Крупская вкупе с Луначарским и другими коллегами только интерпретировала ее на практике со своими конкретными добавлениями. Ей выделили под контроль школу именно как основоположнику марксисткой педагогики.
Суворов 4. Кутузов и военачальники 1812 г. Адмирал, ставший святым: Федор Федорович Ушаков 4. Защитники Севастополя 4. Почему Пестель и Трубецкой не были на Сенатской площади? Бакунин против государства 4. Идеолог абсолютизма Феофан Прокопович 4. Ксения Петербургская — покровительница страждущих 4. Творцы русской культуры 4. Демидовы и русская металлургия 4. Ломоносов — «первый наш университет» 4. Почему Кулибин умер в бедности? Иван Барков у истоков «потаенной литературы» 4. Пушкин как историк и человек 4. Петербург: творцы красоты 4. Основоположники великой русской культуры 4. Иностранцы на службе России 4. Выдающиеся, знаменитые женщины 4. Почему в России мало памятников женщинам. Трудная судьба Екатерины Дашковой 4. Первая в России женщина-офицер Надежда Андреевна Дурова 4. Герои и антигерои 4. Первый русский солдат Сергей Бухвостов 4. За что Петр Алексеевич казнил Алексея Петровича? Был ли шанс у Е. Пугачева, княжны Таракановой и поручика Мировича? Миг жизни русского солдата Архипа Осипова 4. Русский разведчик против Наполеона: А. Чернышев 4. Аракчеев и аракчеевщина 4. Шамиль: герой Кавказа или английский агент? Литература 5. Первые лица государства, высшие руководители страны 5. Почему убили царя-освободителя? Почему Александр III не продолжил реформы отца? Николай II: святой или кровавый? Львов 5. От харизмы до маразма один шаг. Керенского 5. Государственные деятели 5. Мастер-класс А. Горчакова для российской дипломатии 5. Милютин и его военная реформа 5. Неугодный реформатор С. Витте 5. Столыпин в собственных афоризмах 5. Полководцы, военачальники 5. Ученый и адмирал С. Макаров 5. Лидеры политических, социальных движений 5. У истоков русского марксизма: Плеханов и Струве 5. Милюков: почему хороший историк провалился как политик? Деятели церкви 5. Идеолог контрреформ К.
Сделал то, что разрешили. Концептуальная реформа П. Киселева 4. Полководцы, военачальники 4. Петр Первый и его генералы 4. Румянцев и его победы 4. Первый русский генералиссимус А. Шеин и самый знаменитый генералиссимус А. Суворов 4. Кутузов и военачальники 1812 г. Адмирал, ставший святым: Федор Федорович Ушаков 4. Защитники Севастополя 4. Почему Пестель и Трубецкой не были на Сенатской площади? Бакунин против государства 4. Идеолог абсолютизма Феофан Прокопович 4. Ксения Петербургская — покровительница страждущих 4. Творцы русской культуры 4. Демидовы и русская металлургия 4. Ломоносов — «первый наш университет» 4. Почему Кулибин умер в бедности? Иван Барков у истоков «потаенной литературы» 4. Пушкин как историк и человек 4. Петербург: творцы красоты 4. Основоположники великой русской культуры 4. Иностранцы на службе России 4. Выдающиеся, знаменитые женщины 4. Почему в России мало памятников женщинам. Трудная судьба Екатерины Дашковой 4. Первая в России женщина-офицер Надежда Андреевна Дурова 4. Герои и антигерои 4. Первый русский солдат Сергей Бухвостов 4. За что Петр Алексеевич казнил Алексея Петровича? Был ли шанс у Е. Пугачева, княжны Таракановой и поручика Мировича? Миг жизни русского солдата Архипа Осипова 4. Русский разведчик против Наполеона: А. Чернышев 4. Аракчеев и аракчеевщина 4. Шамиль: герой Кавказа или английский агент? Литература 5. Первые лица государства, высшие руководители страны 5. Почему убили царя-освободителя? Почему Александр III не продолжил реформы отца? Николай II: святой или кровавый? Львов 5. От харизмы до маразма один шаг. Керенского 5. Государственные деятели 5. Мастер-класс А. Горчакова для российской дипломатии 5. Милютин и его военная реформа 5. Неугодный реформатор С. Витте 5. Столыпин в собственных афоризмах 5.
Авось догонит. Вчера получил телеграмму Молотова из Казани, назначенного, как мне сказали, в 3 часа ночи. От Молотова узнал, что приступ болезни сердца у тебя всё же был. Значит, работаешь не в меру. Надо строже соблюдать правила и слушаться врача хорошенько… Крепко обнимаю и целую. Прошу больше отдыхать, меньше работать. Твой В. А в его биографиях пишут — соратница, друг. Да кроме того, что соратники и друзья, счастье было, любовь. Любил он меня, и я его любила… И сейчас люблю», - добавила Надежда Константиновна с грустью», - эти слова тоже приводятся в экспозиции, Надежда Константиновна сказала их уже в конце жизни, беседуя с племянницей Ольгой Дмитриевной Ульяновой, дочерью Дмитрия Ильича. Только одна аннотация, размещённая в экспозиции, принадлежит гимназической подруге Крупской, Ариадне Тырковой. Несмотря на то, что она в дальнейшем стала одним из лидеров партии кадетов, Крупская всегда с ней поддерживала связь. Надя говорила о нём скудно, неохотно. Я ни одним словом не дала ей понять, что вижу, что она в него влюблена по уши. Я была рада за Надю, что она переживает большое, захватывающее». Очень часто говорят, что якобы Аполлинария Якубова отказала Ульянову, и поэтому он обратил внимание на Крупскую. Но, согласно историческим данным, это Владимир Ильич выбрал Крупскую из них двух. Да, он симпатизировал и Аполлинарии, но его симпатии перевесили в сторону Надежды Константиновны, - подчёркивает Елена Горбунова.
Ум против красоты: как Надежда Крупская отстояла Ленина у Инессы Арманд
Однако он родился 10 апреля по старому стилю, а если прибавить нужные 13 дней, получается, что день рождения Ленина по новому стилю — 23 апреля. Один день «убрали», потому что сам Ленин как-то записал свою дату рождения 22 апреля. Ленин был крещеным. За жизнь он использовал около 140 псевдонимов. Мать Ленина родилась в Санкт-Петербурге по адресу Английская набережная, 74. Большинство знает, что настоящая фамилия Владимира Ильича Ленина — Ульянов. А вот почему он стал Лениным, до сих пор нет однозначного ответа. Одна из версия — по названию реки Лена.
В детстве Ленину поставили неправильный диагноз — косоглазие на левый глаз. Ильич долгое время думал, что не видит этим глазом, а потом оказалось, что это просто близорукость, вовремя подобранные очки помогли бы исправить ситуацию. Есть теория, что именно из-за плохого зрения появился знаменитый ленинский прищур. Ленин был одним из восьми детей в семье. Владимир Ленин. Фото: globallookpress. В детстве он был бойким и шумным ребенком, играть любил, но игрушки часто ломал.
В мемуарах сестры Ильича вспоминали, что маленький Володя иногда жульничал, чтобы победить в какой-нибудь игре. Писатель Александр Куприн считал, что глаза Ленина похожи на «золото-красные глаза обезьяны-лемура». Ленин закончил с золотой медалью Симбирскую гимназию. В его аттестате всего одна четверка — по логике. Известно, что Ленин картавил. Точно такой же дефект речи был у его отца — Ильи Ульянова. Ленина долго не хотели принимать в Казанский университет из-за того, что его брат был «политическим преступником».
Владимира Ульянова исключили из Казанского университета из-за участия в «студенческих волнениях».
На этот раз за Крупскую вступился сам Ленин. Ильич отправил Сталину записку с требованиями извиниться перед Надеждой Константиновной, в противном случае пригрозил ему полным разрывом отношений. Ситуация не изменилась и после смерти Ленина. Крупская продолжала мешать Сталину. Так, по словам Светланы Аллилуевой, Надежда Константиновна была против выставления тела своего мужа на всеобщее обозрение.
Впрочем, Юрий Лопухин, автор издания «Как умер Ленин. Откровения смотрителя Мавзолея», утверждал, что ни одного высказывания Крупской подобного рода на самом деле нет. Мало того, она выступала на съезде с речью, посвященной памяти Владимира Ильича, и голосовала за принятие решения о строительстве Мавзолея. Однако общей картины это не меняет. Известно, что Крупская поддержала Зиновьева и Каменева. Сталин же написал Молотову: «Крупская — раскольница.
Ее и надо бить, как раскольницу…».
В столовой на втором этаже социал-демократы проводили собрания, в небольшую комнату могло поместиться около десяти человек. Слышимость была хорошей, поэтому собравшихся было легко предупредить об опасности. Так выглядит мезонин — печку топили только для приготовления пищи В небольшую столовую могло набиться около десяти человек — Внизу был колокольчик, да и просто можно было громко разговаривать. Отсюда было хорошо слышно, если пришли жандармы, и в случае чего собравшиеся могли, к примеру, вылезти через окно. Документальных подтверждений, что такое происходило именно в этом доме, у нас нет, но в других местах проживания Ленина и Крупской такое не было редкостью, — говорит сотрудница музея. К Елизавете Васильевне Ленин относился с уважением и любовью. Именно она стала надежным тылом в бытовом смысле — готовка, стирка, уборка и прочие домашние дела. И она, и Ленин были полностью погружены в социально-демократические идеи, жили мыслями и разговорами о революции, — рассказал экскурсовод.
Если во время ссылки в Шушенском Ленин успевал поохотиться и ходил собирать грибы в лесу, то в Уфе такой возможности не было. Зато здесь революционеры гуляли в саду на Случевской горе ныне — Сад Салавата Юлаева. Такие прогулки в основном тоже проходили в компании революционеров. Здесь же Ленин подружился с братьями Кадомцевыми и Александром Цюрупой. Последний жил на углу нынешних улиц Мустая Карима и Чернышевского. Вместе с Надеждой Крупской будущий вождь пролетариата ходил к нему в гости и обсуждал, как построить работу социал-демократов. Так распространяли газету «Искра» — в кубиках, за подкладкой чемодана или под одеждой Вскоре Ленину пришлось уехать из Уфы — три недели подходили к концу.
Именно такой, с выпученными глазами и зобом, она и изображена на большинстве фотографий тех лет. Но что еще хуже, пошли слухи о том, что Владимир Ильич крутит шашни с красивой коммунисткой Инессой Арманд. Они были знакомы, в общем-то, давно. Но роман возник лишь спустя много лет. Хотя ряд историков не склонен утверждать категорично по поводу того, что у Ленина и Арманд были любовные отношения. Мол, общение было сугубо деловым. Но немало есть и сторонников того, что этот любовный треугольник с революционным оттенком все-таки имел место быть. Другое дело, как повела себя в этой ситуации Крупская. Нет ни единого факта и даже слуха о том, что Надежда Константиновна вела себя как большинство обманутых женщин. Никто не слышал о сценах ревности, скандалах, хлопании дверями и т. Крупская сделала другой ход. Она стала подругой Инессы Арманд. Более того, она была сторонницей продвижения красотки-коммунистки по партийной линии, вследствие чего, еще недавно рядовая большевичка стала занимать видные посты в партии.