На Крестопоклонную неделю (с 1 по 7 апреля 2024 года) православным напоминают о страданиях Христа. в Неделю Крестопоклонную и день Благовещения Пресвятой Богородицы на Всенощном бдении (06.04.2024). Крестопоклонная неделя Великого поста: как её соблюдать и что нельзя делать. в Неделю Крестопоклонную и день Благовещения Пресвятой Богородицы на Всенощном бдении (06.04.2024).
Неделя Крестопоклонная. Благовещение.
Крестопоклонная неделя Великого поста: как её соблюдать и что нельзя делать Что такое Крестопоклонная неделя и зачем верующие поклоняются кресту 19 марта 2023, 06:30, ИА Амител Выскажись! Фото: armih. О том, что такое Крестопоклонная неделя и как её нужно проводить, читайте в нашем материале. В Крестопоклонную неделю в храмах во время службы поклоняются священному кресту, на котором якобы был распят Сын Божий якобы означает, что на каждом из крестов во всех церквах Иисус распят не был. Поклоны — это дань уважения подвигу Христа. Есть ещё одно значение — нести свой крест, а значит, принять свою ношу.
На стол можно подать блюда из рыбы и выпить несколько глотков вина. Традиционное блюдо на Благовещение — хлебцы просфоры, которые христиане освящают как куличи. Что запрещено делать на Великий пост Богословы не устают напоминать, что Великий пост — это не только и не столько ограничения в еде, а время умеренности и в других житейских делах. В волгоградской епархии добавили, что до революции в Царицыне с начала поста до Пасхи оказывались пустыми рынки, рестораны, кинотеатры и другие учреждения культуры.
Первая мысль, которая нам приходит в голову, когда мы слышим эти слова, — эго мысль о «кресте», то есть о скорбном жизненном пути. При этом мы реже думаем о самопожертвовании во имя Господа, но чаще о тех трудностях, великих и малых, которые выпадают нам на долю. Мы не можем понять, почему наши скорби спасительны для нас? Почему нельзя двигаться по жизни без креста? Да потому, что жизнь в этом лежащем во зле мире в принципе есть жизнь, исполненная скорби. Жизнь, с ее зыбкой почвой опасностей, соблазнов и пороков, напоминает болото, которое постоянно грозит поглотить человека, увлечь в свою трясину. Обычно люди либо прыгают бездумно с кочки на кочку, либо ищут место посуше, поудобнее; но и тех и других эта «дорога» приводит к трясине, из которой нет выхода. Другие пытаются найти путь собственными силами. Они — кузнецы собственной жизни и счастья — самоуверенно ступают в болото и говорят: «Мы сами проложим дорогу к прекрасному будущему! Никто не даст нам избавленья! Кончают они тем, что вместе со своим человеческим стадом забираются в ту же трясину. Слабый и ограниченный человек никогда сам не найдет настоящего пути в жизни. Его самостоятельный путь всегда будет лишь путем к смерти. Остается одно: взять свой крест и следовать за проводником, за Господом. Правда, та дорога, которой Господь ведет человека по жизни, тяжела и опасна. Но и тогда, когда она кажется невыносимой, не следует выпускать руки Господней, ведущей и поддерживающей нас.
В середине Четыредесятницы Церковь предлагает для поклонения верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Святая Церковь сравнивает Крест с райским Древом жизни. По толкованию святых отцов, крест также подобен древу, положенному Моисеем среди горьких вод Мерры для услаждения еврейского народа во время 40-летнего странствования в пустыне. Крест сравнивается и с «сеннолиственным древом», под тенью которого останавливаются для отдыха утомленные путники, ведомые в обетованную землю вечного наследия.
В Святых Горах был совершен вынос и поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню
Во время всенощного бдения в субботу вечером на середину храма выносится украшенный цветами Крест, и люди поклоняются ему. Лейтмотив службы — Крест как древо спасения и как райское древо жизни. За всенощной субботы, после Великого Славословия, Крест торжественно выносится на середину церкви и остается там всю неделю; после каждой службы совершается особое поклонение Кресту. Надо обратить внимание на то, что о Кресте говорится во всех песнопениях этого воскресенья, но говорится не о страданиях на Кресте, а о победе и радости. Больше того, ирмосы второго воскресного Канона взяты из Пасхальной службы: «Воскресения день» и весь он является как бы парафразой пасхального Канона.
Мы достигли середины Великого Поста.
Ибо если вожделенны дом и ложе, и одежда тех, которых мы любим, то насколько более — то, что принадлежит Богу и Спасителю, через посредство чего мы и спасены! Поклоняемся же мы и образу Честного и Животворящего Креста, хотя бы он был сделан и из иного вещества; поклоняемся, почитая не вещество да не будет! Ибо Он, делая завещание Своим ученикам, говорил: «тогда явится знамение Сына Человеческого на небе» Мф.
Поэтому и Ангел воскресения говорил женам: «Иисуса ищите Назарянина, распятого» 1 Кор. Хотя много христов и иисусов, но один — Распятый. Он не сказал: «пронзенного копьем», но: «распятого». Поэтому должно поклоняться знамению Христа.
Ибо где будет знамение, там будет и Сам Он. Веществу же, из которого состоит образ Креста, хотя бы это было золото или драгоценные камни, после разрушения образа, если бы такое случилось, не должно поклоняться. Итак, всему тому, что посвящено Богу, мы поклоняемся, относя почтение к Нему Самому. Древо жизни, насажденное Богом в раю, предызобразило этот Честной Крест.
Ибо так как смерть вошла через посредство древа, то надлежало, чтобы через древо же были дарованы Жизнь и Воскресение. Первый Иаков, поклонившись на конец Жезла Иосифа посредством образа обозначил Крест, и , благословив своих сыновей переменными руками Быт.
В тему Готовимся к 4-й неделе Великого поста: что можно и нельзя Как и раньше, понедельник, среда и пятница — это дни «сухоядения». Это означает, что верующие употребляют пищу без термической обработки. Во вторник и четверг разрешены тушеные и отварные блюда без масла. В субботу и воскресенье можно есть горячую пищу, приправленную небольшим количеством растительного масла. Понедельник Завтрак. Мюсли из разных злаков с апельсиновым соком и орехами. Салат из зеленого горошка, капусты и моркови. Хлеб, абрикосовый чай.
Несколько кусков ржаного хлеба с медом, корицей и орехами. Груша и чай. Вторник Фото: shutterstock. Рисовая каша с ванилью и курагой. Травяной чай. Салат из зеленого горошка, запеченной цветной капусты, картофеля и моркови. Черный хлеб, компот из сухофруктов. Капустные котлеты с кетчупом.
В воскресный день 7 апреля настоятель Спасо-Евфимиева монастыря иеромонах Арсений Смирнов в храме Успения Божией Матери на Княжем дворе совершил раннюю Божественную литургию в сослужении иерея Андрея Малахова и диакона Димитрия Красовского. Церковные песнопения исполнил мужской хор Спасо-Евфимиева монастыря. В Спасо-Преображенском соборе Спасо-Евфимиева монастыря и Казанском соборном храме были отслужены поздние литургии.
7 апреля 2024г. Неделя Крестопоклонная, Благовещение Пресвятой Богородицы
Крестопоклонная неделя в 2022 году — 19 марта. Третье воскресенье (Неделя) Великого поста в 2024 году уникально. Может быть, поэтому многие богословы и увидели в установлении Крестопоклонной недели глубокий замысел по поддержанию сил постящихся христиан.
Оптина пустынь
Поэтому символом праздника стала верба, которая первая весной распускает свои «цветы». Есть традиция — приходить в храм в этот день с веточками вербы. Обычно потом их кладут за иконы в «красный угол». Также в Великий пост есть особые дни поминовения усопших. Они называются родительскими субботами. Всего их три: во вторую, третью и четвертую субботу поста. В этом году это 30 марта, 6 и 13 апреля.
Традиционно в храмах в эти дни служится панихида по умершим христианам. Определены эти дни специально, чтобы не оставлять души умерших без церковного поминовения на протяжении всех 48 дней поста. Первая неделя Великого поста отличается особенной строгостью. С понедельника по четверг на вечерних службах читается покаянный канон святого Андрея Критского. Многие христиане стараются в эти дни попасть на службу в храм. Если вам еще не понятен смысл того, что читается в храме, то можно распечатать себе текст покаянного канона на русском языке.
И следить за ходом богослужения по нему.
Дзержинск, ул. Самохвалова, д.
Поклоны — это дань уважения подвигу Христа. Есть ещё одно значение — нести свой крест, а значит, принять свою ношу. Кроме того, смысл Крестопоклонной недели ещё и в том, что помогает верующим в их стремлении пройти испытание Великим постом до конца. Не секрет, что многие устают соблюдать пост и поддаются искушению. Возле Креста верующие вспоминают подвиг Иисуса и вновь обретают силы. В дни недели верующие выпекают особые хлебцы, которые называются "крестцы".
Если по медицинским показаниям требуются какие-то послабления — можно обговорить это с духовником и получить благословение на индивидуальную диету. По словам Алексея Бессонова, соблюдение строгой постной диеты не является самоцелью. Не надо забывать, что если бы все дело было в еде, то коровы были бы самыми святыми существами на Земле, потому что они питаются только травой Алексей Бессоновсвященник «Поэтому давайте поймем, что в период поста лучше соблюдать ограничения в меру своих сил — кто не постился ни разу, попробуйте хотя бы на недельку воздержаться, допустим, от мяса. Также можно воздержаться от какого-то одного продукта, который для вас является самой большой страстью», — добавил священнослужитель. При этом, соблюдая именно те ограничения, которые предписаны Церковью, человек не просто воспитывает силу воли, но и подчиняет себя уставу, преодолевая гордыню Поэтому верующие стремятся следовать церковным правилам питания на период поста. Общие рекомендации для постящихся: в первую и последнюю неделю поститься принято с особой строгостью. В эти дни разрешается только растительная пища, иногда от еды стоит отказаться совсем — например, в самый первый день, Чистый понедельник; в понедельник, среду и пятницу со второй по шестую неделю допускается только сухоядение, по вторникам и четвергам можно есть горячую пищу без масла; выходные постными не считаются, в эти дни недели, кроме растительного масла, разрешается выпить немного красного вина. Исключение — суббота Страстной недели; в Страстную пятницу верующим рекомендуется воздержаться от пищи на весь день, многие отказываются от еды вплоть до наступления Пасхи. Календарь питания по дням Великого поста Первая неделя 18—24 марта Понедельник — полное воздержание от пищи; вторник — пятница — сухоядение, разрешаются только сырые негорячие продукты и не подогретые напитки. Например, со вторника по пятницу разрешено есть все виды фруктов и овощей, сухофрукты, орехи, мед и черный хлеб; суббота — воскресенье — разрешены вареные или тушеные овощи и фрукты с добавлением растительного масла. Вторая неделя 25—31 марта Понедельник, среда и пятница — сухоядение; вторник, четверг — вареная растительная пища без масла; суббота, воскресенье — теплые овощи и фрукты с маслом. Также на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля разрешается немного рыбы. Четвертая неделя 8—14 апреля Понедельник, среда и пятница — сухоядение; вторник, четверг — вареная растительная пища без масла; суббота, воскресенье — теплая растительная пища с маслом. Пятая неделя 15—21 апреля Понедельник, среда и пятница — сухоядение; вторник, четверг — вареная растительная пища без масла; суббота, воскресенье — теплая растительная пища с маслом. Шестая неделя 22—28 апреля Понедельник, среда и пятница — сухоядение; вторник, четверг — вареная растительная пища без масла; суббота, воскресенье — горячая пища с маслом, в Лазареву субботу допускается рыбная икра, каши, супы, тушеные овощи, фрукты, хлеб, грибы с добавлением масла. В Вербное воскресенье разрешены рыба и морепродукты. Седьмая неделя 29 апреля — 5 мая Понедельник — четверг — разрешены сухофрукты, моченые и свежие овощи и фрукты; пятница — полное воздержание от пищи; суббота — сухоядение. Отказ от излишеств в еде нужен для того, чтобы каждый день верующий мог посвятить всего себя молитве и духовным делам, не отвлекаясь на физические удовольствия. Поэтому в период Великого поста христианам предписано соблюдать и ряд ограничений в поведении. По словам Алексея Бессонова, пищевой пост — самый простой. Следующий уровень — пост интеллектуальный, когда человек исключает разного рода развлечения: перестает смотреть сериалы, скроллить новостную ленту и так далее. Вместо этого верующий переключается на более серьезную литературу, до которой раньше, может быть, не доходили руки.
Неделя Крестопоклонная
7 апреля 2024 года во временном храме свв. равноапп. Кирилла и Мефодия при МГУ им. М. В. Ломоносова состоялись богослужения, посвященные Крестопоклонной неделе, а также празднику Благовещения Пресвятой Богородицы. 7 апреля 2024 года в храме в честь святой мученицы Татианы были совершены праздничные богослужения двунадесятого праздника Благовещения Пресвятой Богородицы и Крестопоклонной недели. В канун Крестопоклонной недели и праздника Благовещения митрополит Александр совершил всенощное бдение с чином выноса Креста в главном храме столицы Республики. В этом году по редкому стечению календарных обстоятельств Крестопоклонная неделя Великого поста совпала с празднованием Благовещения Пресвятой Богородицы. В 2024 году Великий пост продлится с 18 марта по 4 мая включительно.
Четвертая Седмица и третья неделя Великого поста 2024
Вот этого не будем забывать, чтобы неся свои кресты, мы не воздыхали, не унывали, не малодушествовали, не роптали, но прежде всего старались благодарить Бога, что Господь нас помнит по Своей любви, попускает нам эти скорби как спасительные для нас с вами, чтобы наша душа не заржавела, чтобы она не покрылась этим слоем пыли, плесени, какой-то ржавчины, чтобы она сияла как чистая и святая. И в этот же день еще мы прославляем Матерь Божию, почитая праздник Ее — Благовещение. Это тайна, от века открытая человеку, потому что, наконец, Господь входит в этот мир. Он воплощается именно в этот самый момент, когда пречистая Дева Мария согласилась. Она сперва выслушает благовестие Ангела, который говорит: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах. Но Она, как целомудренная девушка, говорит: Как это может быть, потому что Я не знаю мужа? У Нее не было близости со своим мужем, поэтому Она не может зачать, как обычно зачинают любые нормальные женщины естественным образом. И здесь, как раз, и происходит это творческое согласие, которое выражает Пречистая Дева Мария, и через Нее все человечество. То есть Она соглашается стать Матерью Нетленного Бога. Будучи истинным Богом, Он входит в Ее чрево, и там постепенно начинается Его плоть человеческая, в которой Он потом рождается. И мы празднуем Рождество, потом все остальные праздники.
Наконец Рождество случается, когда рождается, Крещение, Преображение, Распятие и Его Воскресение во плоти… И все это уже в зачатке в сегодняшний день, потому что Господь уже воплощается не ожидаемый человечеством, но реально приходящий в это мир, вселенную. Конечно, Он не отступал от своего богоизбранного израильского народа, но через израильский народ, через истинную веру и Боговоплощение постепенно открывается это благовестие всем народам. Потому что, что такое Благовещение? Благая весть, то есть доброе извещение человеку о том, что мы имеем надежду на жизнь вечную.
Печенье по этому рецепту получается светлым, нежным и в меру сладким. Дзержинск, ул. Самохвалова, д.
Еще с древности он символизирует пространство, окружающее людей с 4 сторон. Язычники нередко помещали крест внутрь солнечного круга, получая таким образом сильнейший амулет, оберегающий человека от всяких бед. Сочетали наши далекие предки крест и со знаком земли-поля. Историки считают, что такой крестообразный орнамент утвердился в русском прикладном искусстве в X—XII в еках, а потом перешел и на предметы христианского культа. Выпекание крестообразного печенья накануне весеннего сева — слияние воедино языческих и христианских верований. Этот обряд можно назвать заклинанием пространства и всего в нем сущего на богатство и процветание. Печенье-кресты хозяйки выпекали по количеству членов своей семьи. Делали и несколько лишних изделий из теста.
По прочтении Евангелия отец настоятель обратился к многочисленным в этот день прихожанам с пастырским словом. Мы приводим тезисы с основными мыслями из проповеди настоятеля: Совпадение в этом году Крестопоклонного воскресенья с праздником Благовещения породило курьезный вопрос — а какой цвет облачений выбрать? Богородичные праздники традиционно отмечены церковным облачением синего или голубого цвета; торжества, связанные с Крестом Господним, обыкновенно совершаются в багряных ризах — ризах цвета пролитой крови. Может показаться, что подобное затруднение мы можем видеть и в вопросе соединения служб Крестопоклонного воскресения и праздника Благовещения Пресвятой Богородицы — составителю устава было трудно предпочесть что-то одно — мы пели «Воскресение Христово видевше…», а Евангелие на утрени читалось Благовещенское… Чтение Благовещенского канона — замечательного поэтического диалога архангела Гавриила и Пресвятой Девы, настоящая мистерия! Неведомый нам уставщик — мы знаем о нем только то, что его звали Марком — справился с этой задачей с исключительным изяществом. В этот день так получилось, что воедино, в единое празднование соединены начало — «главизна», заглавие — и конец нашего спасения. Со слов Пресвятой Девы «Да будет Мне по слову твоему!
Четвертая Седмица и третья неделя Великого поста 2024
Узнайте, когда (какого числа) в 2023 году начнется Крестопоклонная неделя, как появилась эта традиция и какие правила стоит соблюдать христианам в этот период. 7 апреля 2024 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, Митрополит Минский и Заславский Вениамин, Патриарший Экзарх всея Беларуси, в сонме архиереев Белорусского Экзархата возглавит Литургию свт. 7 апреля 2024 года во временном храме свв. равноапп. Кирилла и Мефодия при МГУ им. М. В. Ломоносова состоялись богослужения, посвященные Крестопоклонной неделе, а также празднику Благовещения Пресвятой Богородицы. В эту неделю, в последнюю неделю перед Пасхой, мы вспоминаем о Великих и спасительных событиях, о добровольных страданиях Спасителя Христа за наши грехи.
Великий пост 2024
Вечером 31 марта 2024 года, в неделю 2-ю Великого поста, в Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя была отслужена вечерня с акафистом Страстям Христовым (Пассия 1-я), которую совершил Ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев. Ссылаясь на историю, Крестопоклонная неделя проводится ровно в середине поста. 6 апреля 2024, 14:02.
КРЕСТОПОКЛОННАЯ НЕДЕЛЯ. НЕСЕНИЕ КРЕСТА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.
Всенощное бдение и Божественную литургию совершил клирик храма архимандрит Филипп Симонов. По окончании воскресного богослужения настоятель храма протоиерей Иоанн Лапидус от лица прихожан поздравил отца Филиппа с днем рожденья, пожелав всеукрепляющей помощи и заступничества Пресвятой Богородицы. Отца Филиппа поздравили представители университетского студенчества, а также прихожане храма свт.
Память святого в Неделю 2-ю поста в Греции была установлена в 1376 году Патриархом Филофеем. Причина соединения прославления святителя Григория со 2-й Неделей Великого поста очевидна: учение Варлаама в XIV веке рассматривали как одну из опаснейших ересей, и потому службу в честь святителя Григория, главного обличителя варлаамитов, постановили служить сразу после Недели Православия чин которой к тому времени уже сформировался. Таким образом, если в Неделю 1-ю мы празднуем торжество Церкви над всеми ересями в целом, то в Неделю 2-ю эта тематика находит свое продолжение: здесь мы отмечаем победу над одной из опаснейших ересей позднего времени — учением Варлаама Калабрийского. Кроме этого, богословы находят в прославлении святителя Григория во 2-ю Неделю поста еще и нравственно-аскетический аспект. Конечная цель любого аскетического делания в том числе и настоящего поста , да и христианской жизни в целом — единение с Богом, встреча с Ним, возможность видеть Его славу своими телесными очами.
Но это как раз тот аспект богословия, раскрытию которого посвятил свою жизнь святитель Григорий. Неделя 3-я Великого поста — Крестопоклонная В константинопольском Месяцеслове был праздник перенесения частицы древа Креста из Апамеи в Константинополь, которое случилось при императоре Юстине правда, источник не указывает, какой именно Юстин — Юстин I 518—527 или Юстин II 565—578 — имеется в виду. Так как согласно древнейшей традиции, в седмичные дни поста богослужения Минеи не совершались, то праздник Кресту сначала просто переносили на воскресные дни поста, а затем закрепили за 3-й Неделей. Это закрепление произошло ранее IX века, так как составитель Триоди преподобный Феодор Студит сочинил канон для этой Недели, то есть в его время празднование Кресту в 3-е воскресенье поста стало нормой. Кроме того, о поклонении Кресту в Неделю 3-ю и во все дни 4-й седмицы до пятницы включительно говорится во всех рукописях Устава Великой церкви, что также свидетельствует об утверждении этой памяти к IX веку. Таким образом, среди первых пяти Недель Великого поста в их современном виде именно Неделя 3-я раньше всех других обрела свою индивидуальную память, которая празднуется доселе тогда как памяти других Недель оформились позднее. Память преподобного Иоанна по Минее приходится на 30 марта, а преподобной Марии — 1 апреля интересно, что и в Минее эти святые находятся почти рядом, и в Триоди посвященные им Недели идут друг за другом.
Память преподобной Марии связывается с 5-й Неделей поста начиная с XI века, а память преподобного Иоанна появляется в рукописях только с XIV века, то есть гораздо позже. Интересным памятником промежуточного периода является Типикон константинопольского Евергетидского монастыря, датируемый концом XI века, в котором служба преподобной Марии уже есть, а службы преподобного Иоанна еще нет. В русских старопечатных книгах обе памяти уже присутствовали, однако нетвердо: во-первых, самих песнопений святым в Триодях до середины XVII века не было их предлагалось брать из Минеи , во-вторых, Устав предоставлял выбор настоятелю: служить ли службу преподобному или рядовому святому по Минее. Только после середины XVII века песнопения святым были внесены в Триодь, а их памяти окончательно закреплены за соответствующими Неделями. Четверг 5-й седмицы — Мариино стояние Почему мы читаем канон в четверг 5-й седмицы? С точки зрения исторической литургики ответить на поставленный вопрос можно лишь гипотетически хотя с большой долей уверенности. В Византии в этот день богослужение было посвящено воспоминанию некоего землетрясения.
Подтверждение этому тезису можно найти в некоторых молитвословиях дня: во-первых, на вечерне четверга в качестве паремии выбран фрагмент о гибели Содома, во-вторых, тропарь пророчества 6-го часа «Благоутробне, Долготерпеливе Вседержителю Господи, низпосли милость Твою на люди Твоя» явно намекает на какое-то стихийное бедствие. На вопрос о связи между памятью о землетрясении и чтением Великого канона отвечают так: во время константинопольского землетрясения Великий канон Андрея Критского стал употребляться, причем не как покаянный, а как богослужение бедствия, спасения, молитвы. Монахини монастыря Святого Патапия в Константинополе вышли на площадь, боясь быть погребенными под обломками, и стали читать этот покаянный канон. Получается, что сначала Великий канон был прочитан случайно во время землетрясения, а впоследствии стал ассоциироваться с памятью о землетрясении и потому его церковное употребление в первую очередь было соотнесено с тем днем, когда имело место богослужебное воспоминание землетрясения. Само землетрясение случилось 17 марта 790 года и долгое время в Месяцеслове Константинополя именно 17 марта было датой, в которую воспоминали землетрясение. Возможно, что и чтение Великого канона сначала было закреплено за постоянной датой 17 марта. Действительно, Великий канон как покаянное произведение образец покаяния был оптимальным богослужебным текстом для такой памяти: землетрясение в библейском и христианском мировоззрении всегда воспринимается как суд Божий над грешным народом, потому и естественная реакция на это событие — покаяние.
Какое-то время память землетрясения «блуждала» по Триоди, выпадая на ее разные дни. Впоследствии служба Великого канона была закреплена на 5-й седмице Великого поста в четверг. Суббота 5-я поста — Похвала Пресвятой Богородице Первоначально Акафист пели на праздник Благовещения Пресвятой Богородице, причем здесь его пение, кроме догматической связи с праздником, получило историческую ассоциацию. Дело в том, что 24 марта 628 года начались переговоры императора Ираклия с персами о мире, чем был положен конец длительной, изнурительной военной кампании, завершившейся блистательной победой Византии. Потому пение Акафиста на праздник Благовещения Пресвятой Богородице имело значение благодарения за победу в этой грандиозной войне. Таким образом, установление ежегодного пения Акафиста имеет связь с событиями времен Ираклия 610—641 , но это богослужебное действие соотносилось с победой в войне с персами в целом, а не с частным эпизодом данной войны каким было спасение Константинополя. О пении Акафиста 25 марта говорят даже некоторые Минеи XII века, то есть эта традиция сохранялась довольно долго.
Вместе с тем появляется практика отделения Акафиста от праздника Благовещения, причем разные Уставы называют особые дни для Акафиста: 23 марта Студийско-Алексиевский Типикон , вторник 6-й седмицы Триодь из лавры святителя Афанасия или за 5 дней до Благовещения итальянская версия Студийского Устава. Однако уже в X—XII веках наиболее популярным становится выбор 5-й субботы Великого поста в качестве дня службы Акафиста, что зафиксировано во многих греческих и славянских Триодях после XII в. Торжество Иерусалимского Устава, большинство рукописей которого относит пение Акафиста именно к субботе 5-й седмицы, послужило окончательному закреплению праздника Похвалы Пресвятой Богородице за указанным днем. Однако до сих пор пение многих Благовещенских песнопений в субботу 5-й седмицы Великого поста напоминает нам о древней связи этих двух празднований, и даже можно сказать, что событие Благовещения мы литургически вспоминаем дважды в году: в день самого праздника, то есть 25 марта, и в Субботу Акафиста.
В храме Успения Божией Матери на Княжем дворе города Суздаля после его реставрации также появился новый поклонный крест. Несколько лет он стоял на своём месте в храме, изредка его износили на центр храма в особые дни поклонения Кресту Господню. В этом году за несколько дней до наступления Крестопоклонной недели храмовый поклонный крест замироточил.
Человек не хочет жить. Здесь нельзя говорить о том, что человек не понес свой крест. Господь всегда каждому предлагает помощь на его жизненном пути, предостерегает и вразумляет. Когда человек начинает увлекаться спиртным, окружающие часто говорят ему, чтоб не увлекался, остановился, что это не кончится добром. Это тоже голос Божий. За столом часто говорят, мол, хватит, ему уже не наливайте. А человек отвечает: «Да что вы мне указываете? Я все сам знаю. Я знаю меру. Что вы меня жить учите? Он сознательно идет к своему концу. Человек попал в дурную компанию. Обязательно будут люди, которые будут говорить, что не нужно общаться с этой компанией, что все это добру не научит. Мол, посмотри на них: ты хочешь стать таким? А человек говорит, что ребята эти хорошие. Он их якобы знает, понимает. Но в конце концов они его все равно соблазнили: он начал принимать наркотики сначала тайком, легкие, зачем все тяжелее и тяжелее. И так дошел до смерти. Он сам себя убил. Бог пытался его остановить, вразумить. Бывает, таких людей насильно отправляют на принудительное лечение, платят за них большие деньги, чтобы реабилитировать. Но нет, человек все равно устремляется к бездне и падает. Сказать, что Бог не оказал ему любви? Он всю жизнь ее оказывал, пока человек был жив. Но человек отверг Бога сознательно, сказав, что это все не его. Или впал в отчаяние, как я уже говорил, от какого-то сильнейшего душевного переживания. У человека же есть возможность прийти в церковь. Двери церкви открыты с утра до ночи. Есть храмы, которые открыты круглые сутки. Например, монастырские подворья. Можно всегда постучать и сказать, что нужен священник. Разбудят батюшку обязательно, и человек сможет ему излить свое горе. Но человек выбирает другое, выбирает путь окончания своей жизни. Он отвергает помощь Божью. Отвергнув Бога, человек не наследует Царства Небесного. Если почитать Ветхий Завет, то увидите, сколько раз Бог достаточно жестоко, с нашей точки зрения, наказывал любимых Своих людей, любимый народ. Когда предавал их в руки врагов, рассеивал по разным странам, потом остатки опять собирал, вразумлял. В Вавилонский плен на 70 лет отправил для вразумления, научения. А сколько людей там погибло, сколько потерялось... Малая часть вернулась обратно, чтоб населять свою землю и восстанавливать родной город. И что поделать, если люди Бога отвергли? Бог не перестал любить человека, но человеку не нужен Бог. Человек всей своей жизнью свидетельствует о том, что Бог ему не нужен. Бог мешает человеку жить так, как тому хочется. Если жить по-Божьему, то нужно начать поститься, молиться, в своей жизни что-то изменять. Но не хочется. Бог никак в эту жизнь не вписывается. Человек родился в безбожной семье, прожил безбожную жизнь и умер безбожно. И что теперь? Надо его помиловать, но каким образом? Помиловать — это вернуть на землю? Дать ему наслаждаться и в грехах утопать? Что значит его помиловать? У пьяниц говорится: «Душа просит выпить». Значит, это состояние души человека. Она изошла из тела. Тело уже ничего не просит, а душа просит… Это выбор самого человека. Для своей души он сделал выбор. И таким образом он наследует то, что выбрал. Каждый человек может выбирать: жить по правде или предаться лжи, быть жадным или щедрым, почитать родителей или от них отказаться и поливать их грязью. Здесь мы никак не можем обвинить ни Бога, ни людей в жестокости и нелюбви. Всё, что могли, сделали. Когда человек уже переступил порог жизни и смерти, что он хотел, то и наследует. Это тоже милость Божья. Какую участь эти люди наследуют, мы досконально знать не можем. Царство Небесное не наследуют прелюбодеи, пьяницы, сквернословы. Так написано в Священном Писании. А что они наследуют? Какую степень мучений и страданий? Нам это, к счастью, не открыто. Как сказал Господь, в Царствии Небесном обителей много. Так, наверное, и в аду обителей немало и они разнятся по степени страданий и мучений. Кто и где, не нам решать. Не дай Бог когда-нибудь рассуждать о человеке, что ему уготовано. Мы научены, что должны жить по-христиански, по заповедям. И мы стараемся этому следовать. А жизнь другого человека, тем более его загробная участь — это дело Божье. Объясните, как это понять». Дело в том, что человек может дерзать приступать к Чаше с нераскаянными тяжелыми грехами, не примирившись со своими обидчиками или будучи в ссоре. И тогда Господь не причащает благодатью такого человека.
Неделя Крестопоклонная
Вечером 31 марта 2024 года, в неделю 2-ю Великого поста, в Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя была отслужена вечерня с акафистом Страстям Христовым (Пассия 1-я), которую совершил Ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев. Неделя Крестопоклонная, Благовещение Пресвятой Богородицы, воскресенье 7 апреля 2024 года: что будет в храме? На какие даты выпадает 3-я неделя Великого поста в 2024 году.