Солове́цкое восста́ние, или Соловецкое сиде́ние — вооружённое сопротивление насельников Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря с 1668 по 1676 год церковным реформам. Итоги восстания Итоги восстания были неутешительными для монахов Соловецкого монастыря.
Арабский халифат и его распад
- Соловецкое восстание итоги. Соловецкое сидение: дата, причины
- Соловецкое восстание
- Причины и итоги Соловецкого восстания 1668-1676 годов
- Соловецкое восстание (1668–1676).
- Соловецкое Восстание
- Соловецкое сидение (восстание)
Соловецкое восстание. Причины, события, итоги, участники, таблица.
Вскоре Варфоломей прибыл в Москву, где рассказал о непослушных монахах. В то же время в столицу из Соловецкого монастыря было отправлено несколько челобитных. В одной говорилось, что Варфоломей — пьяница, которого немедленно нужно сместить, а во второй сообщалось, что в монастыре затеваются мятежи. Московский собор решил разобраться в ситуации и отправил в Соловецкий монастырь ярославско-спасского архимандрита Сергия в сопровождении стрельцов. Возвратившись в столицу, Сергий доложил, что местная братия поднимает крик против новых книг и обрядов. Тогда Московский собор назначил в непокорный монастырь архимандрита Иосифа, который сразу заявил соловецким старообрядцам, что намерен проводить богослужения в соответствии с новыми канонами. Монахи снова не покорились и выгнали Иосифа из своей обители. Однако монахи с находившимися у них на богомолье мирянами вооружились, сели в осаду и не подпускали к себе царские войска.
По словам историков, внутри монастыря хранилось достаточно продовольствия, чтобы продержаться целое десятилетие. Решив, что Волохов не справляется со своей задачей, разгневанный царь заменил его на воеводу Иевлева. Однако Иевлев оказался ничуть не лучше своего предшественника, и тогда Алексей Михайлович отправил к Соловецкому монастырю Ивана Мещеринова. Царь приказал воеводе «воровство и мятеж искоренить любыми мерами». В ответ на действия воеводы один из мятежников, бывший архимандрит Саввы-Сторожевского монастыря Никанор, благословил своих товарищей на стрельбу из пушек.
Достаточно сказать, что через десять лет 22-го января 1677 г. В самой обители произошел жестокий бой.
Было много убитых. Многие казнены, многие сосланы в другие монастыри и крепости. Часть раскольников бежала в Поморье, где они распространили раскол, увенчивая гибель мятежников мученическим венцом, как пострадавших за правую веру. Соловецкий монастырь пришел в полный упадок. Храмы и постройки разрушились, соляные промыслы запустели, припасы и скот были истреблены, касса совершенно пуста. Через бирюча был объявлен царский указ о возобновлении пропуска богомольцев на Соловки; стрелецкая команда однако еще долго стояла в монастыре, на всякий случай". В основу книги о Соловецком восстании - значительном по своим последствиям событии в истории России XVII века - легли архивные материалы.
Автор монографии - Чумичева Ольга4. Почему войска долго не штурмовали Соловки? Не вынеся неправды, злости и зависти круживших около государственной кормушки, сам вытесненный от всех государственных и хозяйственных дел, царевич Михаил тайно, в метельную ночь бежал из столицы, от греха подальше... Вначале, чтоб сбить погоню со следа, путь побега царевича Михаила шел в направлении к восставшим соловецким монахам, активно не принимавших церковной перестройки, но потом направление побега было изменено. Возможно именно поэтому летом 1673 года стрельцы отказываются атаковать Соловецкий монастырь, а воевода Иевлев запросил у государя отстранения его от командования. Назначенные же к новому воеводе Мещеринову опытные русские военноначальники под разными предлогами отказываются от службы и власть посылает вместо них иностранных наемников... А известный в те времена дьякон Игнатий Соловецкий утверждает, что рать, осаждавшая обитель, состояла из "немцев и поляков, истинных латынцев".
Хорошо, что здесь нет позора русского воина... Тайный Государь и Великий раскол. Недоказанная гипотеза или отвергнутая правда. Источник публикации не известен. Исторические песни XVII века. Полное издание в одном томе. Басова Е.
Изд-во: Альфа-книга. Поделиться в социальных сетях Стрельцы сожгли и разграбили монастырь, а ослушников повесили за ребра, многих сожгли заживо в соляных варницах или заморозили в полыньях.
На третьем этапе борьбы осажденных со стрелецким войском предпринимались многочисленные попытки штурма крепости, долгое время заканчивавшиеся безуспешно. Несмотря на многочисленность до 1 тыс. В ходе осады идея «защита старой веры» сменилась отрицанием царской власти и централизованного церковного правления. В монастыре перестали исповедываться, причащаться, признавать священников, стали привлекать к работе всех монастырских старцев — «в хлев, и в поварню, и в мукосейню». Организовались вылазки против осаждавших монастырь войск. Игумен Никандр специально кропил пушки осажденных святой водой.
Возникавшие повреждения крепостной стены, образовывавшиеся после непрерывных обстрелов, быстро ликвидировались монахами. Небольшой отряд стрельцов проник внутрь монастыря и открыл ворота осаждавшим. За штурмом последовала жестокая расправа над осажденными январь 1676 , ознаменовавшая заключительный этап борьбы. Из 500 защитников крепости в живых осталось только 60, но и те вскоре были казнены.
Из-за этих разногласий несколько мятежников покинули крепость и стали на сторону Мещеринова.
Предательство и конец осады К 1675 году число стрельцов значительно увеличилось, а воевода Мещеринов усилил свои попытки усмирить мятежников, однако все они вновь оказались тщетными. Тогда из Соловецкого монастыря к царским войскам пришел чернец Феоктист, предавших своих товарищей. Феоктист взялся отвести отряд стрельцов внутрь крепости. В ночь на 22 января 1676 года 50 стрельцов вместе с соловецким предателем проникли в монастырь через заложенное кирпичами окно под сушилом у Белой башни. Царские войска начали расправу над восставшими.
Исследователи старообрядчества Елена Юхименко и Наталья Понырко пишут: В настоящее время мы не располагаем достаточными сведениями, чтобы указать точное число казненных, но факт многочисленных и жестоких казней, надолго сохранившийся в народной памяти, не вызывает сомнений. Согласно проведенной в сентябре 1668 года переписи, в самом начале осады в Соловецком монастыре было около 670—700 человек, к концу «сидения» в обители, по одним сведениям, оставалось 300 человек, по другим — 500 следует принимать во внимание и потери среди осажденных, и случавшиеся перебежки. После захвата монастыря, к июню 1676 года, когда Мещеринов подавал «роспись» новоприсланному архимандриту Макарию, в живых значилось лишь 14 чернецов, взятых в монастыре. По старообрядческим источникам, в монастыре погибло от 300 до 500 человек; 500 соловлян, пострадавших за старую веру, поминаются в старообрядческом синодике. После 1676 года монастырь был заселен новой братией, составленной из иноков разных русских обителей.
Современники писали, что кровожадный Мещеринов «увесил трупами монахов все деревья вокруг монастыря». Но вскоре усмиритель восстания оказался обвинен в краже монастырской казны, а затем он стал первым узником Соловецкой тюрьмы после разрушения им же Соловецкого монастыря.
Навигация по записям
- Народные восстания 17 века в России (Таблица)
- Соловецкое восстание 1667–1676 гг.
- Распил по-военному. Как «люди государевы» осаждали Соловецкий монастырь
- Устройство монастыря
Соловецкое восстание итоги. Соловецкое сидение: дата, причины
Но вскоре усмиритель восстания оказался обвинен в краже монастырской казны, а затем он стал первым узником Соловецкой тюрьмы после разрушения им же Соловецкого монастыря. Соловецкое восстание – одно из ключевых событий российской истории XVII в., чрезвычайно остро поставившее проблему взаимоотношений Церкви и государства, традиций и новаций в духовной жизни общества. Соловецкое восстание – крупный бунт духовенства, направленный против патриарха Никона и происходивший в 1688–1676 годах. Наиболее крупное – Соловецкое восстание 1668 – 1676 гг. (Соловецкий монастырь долгое время был центром старообрядчества на Руси.
Вы точно человек?
Один из важнейших факторов, способствовавших развитию и развитию восстания, было сообщение о том, что князь Михайлович собирается прийти на острова и расправиться с монахами. Жители островов узнали о нем и решили, что это идеальная возможность для них восстать против монастырей и монахов, которые годами притесняли их. Таким образом, все эти факторы и причины, такие как эксплуатация и угнетение со стороны монастырей, долгая история «сидения», сообщение о депортации и карательных мерах, а также сообщение о прибытии князя Михайловича, привели к тому, что жители островов Соловецких решили возмутиться. В результате возникшего восстания бунтовщики взяли крепость «Соловецкий Студитель», где разбили войска монастыря и разгромили его армию. Они также устроили несколько кровавых битв с монастырским войском на островах и начали осаждать основные бастионы монастыря, такие как Святой Римский, Казанский и другие. Соловецкий бунт продолжался многие годы и показал всему миру, что крестьяне могут сопротивляться и бороться за свои права и свободу. Итоги и последствия восстания Соловецкий бунт стал важным событием в истории России и повлиял на политическую и социальную обстановку в стране. В результате восстания был принят ряд реформ и улучшений для крестьян, в том числе были отменены «сидения» на Соловках и других островах, а также в монастырях. Однако, последствия восстания были катастрофическими для монастыря.
Монахов, которых считали виновными в угнетении и эксплуатации крестьян, казнили. Многие из них были расправлены, включая важнейших старцев монастыря. Монастырские имения были конфискованы, и многие из них переданы государству или другим институтам. Таким образом, Соловецкий бунт стал важным событием в истории России и имел долгосрочные последствия для страны. Он показал, что крестьяне могут противиться эксплуатации и угнетению, и что они готовы бороться за свои права и свободу. Это восстание ознаменовало начало новой эры в истории России и оказало влияние на дальнейшую политическую и социальную обстановку в стране. Битва при Онего Предыстория битвы при Онего уходит своими корнями в 1668 год. В это время на Соловках монахи уже давно неоднократно выражали свое недовольство своим положением и претензиями администрации монастыря.
Однако, в этот год ситуация достигла критической точки, и монахи предприняли упорное сопротивление. Одним из руководителей восстания был архимандрит Феофан Феоктистов, который сам по себе имел большое значение для монахов-соловлян. Он умело организовал и поднял на бунт большое количество монахов, которые были готовы идти на крайние меры ради своих прав и свобод. Итак, в 1668 году монахи Соловецкого монастыря под руководством архимандрита Феофана выступили против администрации монастыря и царской власти. Их требования были смелыми: они хотели вернуть гарантированные ими права и свободы, которые были ограничены администрацией и властями. Недовольство накапливалось годами, и монахи решились на кровопролитное восстание в надежде достичь своих целей. Битва при Онего, произошедшая в 1669 году, была значимым сражением в рамках Соловецкого восстания. Вооруженные монахи Соловецкого монастыря смогли противостоять царским войскам, которые были направлены для подавления восстания.
Например, правительственные войска перебирались на Соловецкие острова только в летнее время. Несколько месяцев они пытались, хотя и безуспешно, блокировать связь мятежных монахов с материком. Как только наступали холода, войска перемещались в Сумский острог. Интересно, что большая часть стрельцов попросту распускалась по домам. Такое сравнительно мирное положение выдерживалось вплоть до 1674 года. Именно в 1674 году правительство выяснило, что за стенами монастыря скрываются Кожевников, Сарафанов и прочие братья Разина по оружию. С тех пор начались настоящие атаки, которые сопровождались жертвами. Правительство разрешило активные боевые действия, включая и обстрел стен монастыря. А в декабре 1675 года монахи приняли решение больше не молиться за царя.
Такое «нововведение» понравилось далеко не всем мятежникам, поэтому некоторых из них пришлось заключить на время в монастырскую тюрьму. Соловецкое восстание: итоги Несмотря на постоянную, круглосуточную осаду, подкопы и обстрелы, правительственным войскам так и не удалось проникнуть за стены монастыря.
Соловки продолжали противостоять, несмотря на падение монастырских сидений и депортацию монахов. Историки считают Соловецкий бунт последним и крупным проявлением антифеодального движения и преждевременного монастырского раскола. Восстание и его последствия оказали значительное влияние на политическую и социальную обстановку в Российском государстве. Таким образом, битва при Онего занимает важное место в истории Соловецкого бунта, и она стала символом смелой и решительной борьбы монахов-соловлян за свои права и свободы. Соловецкий бунт 1668-1676 гг: образ жизни и организация повстанцев Соловецкий бунт, который продолжался с 1668 по 1676 год, оставил яркую историческую след в России.
За время бунта монахи-соловцяны, возмущенные противостоянием власти и русской церкви, взяли в свои руки власть над островом и крепостью Соловки. Образ жизни повстанцев был организован и дисциплинирован, а их деятельность имела важное значение для истории русской церкви. Начало бунта связано с депортацией монаха Михайловича, который был сторонником Никонианства и критиковал Всея Руси своими узурпационными действиями. В 1668 году Михайлович был отправлен в Соловецкий монастырь в качестве монаха-соловляна, где он продолжал распространять свои идеи. Однако, русские власти узнали о его деятельности и начали принимать меры по расправе с Михайловичем и его последователями. Битва при Онего стала важнейшей точкой в истории бунта, она произошла в 1669 году и означала начало осады Соловецкой крепости. Соловцы активно противостояли осаде и умело использовали свое знание местности и опыт обороны.
Они превратили монастырь в настоящую крепость и отчаянно сражались против атак врага. Алексей Мещеринов, который был отправлен на Соловки с важным сообщением о значении бунта, воевал рядом со своими соратниками. После продолжительной осады и нескольких неудачных попыток атаки, русские войска нанесли смертельный удар по Соловцам. Монаха Михайловича и его последователей казнили на месте, а монастырь был полностью разрушен огнем. В результате бунта Соловецкие монахов-соловцяны были полностью разбиты и уничтожены. Однако, самое важное значение соловецкого бунта заключается в его последствиях для русской церкви и общества. Это восстание вызвало возмущение и осаду каждому русскому, который узнал о нем.
Соловки стали своеобразным символом борьбы за право на свободу и справедливость. Соловецкий бунт оставил огромный след в истории России. Его значимость до сих пор обсуждается и изучается историками. Бунт на Соловках показал, что русская церковь и общество способны противостоять тирании и угнетению. Это важное событие подтолкнуло к дальнейшим изменениям и реформам в русском государстве. Депортация и карательные меры Возмущение со стороны клириков Соловецкого монастыря в году 1674 стала одной из главных причин бунта.
Причиной осады стал отказ монахов проводить службы по новым книгам, которые в 1657 году им прислали из Москвы. Сделано это было не сгоряча: сначала книги прочитали, затем монахи собрали совет старцев, которые посовещались и решили: сатанинские книги запереть в казенной палате, а службу проводить как раньше — блюсти старую веру. А чтобы чего не вышло — написать царю челобитную, в которой разъяснить свою позицию. Кроме этого, монахи отказались принимать нового настоятеля архимандрита Иосифа, выгнали его взашей и выбрали Никанора, монаха, который ходил с челобитными в Москву Рукописная повесть «О соловецком восстании» XVII век. Составителем челобитных их было пять стал монах Геронтий, который пребывал на Соловках уже 17 лет. Челобитные он писал в течение 1666 — 1667 годов, и видимо, так усердно защищал старую веру, что последний документ историки называют не прошением, а настоящим манифестом староверов и богословским трактатом, обосновывающем отказ принятия никонианства. Манифест этот вызвал у царя Алексея Михайловича гнев. Именно в 1667 году в Москве прошел собор, утвердивший обряды по новым канонам и заклеймивший всех «двоеперстников» и старообрядцев «еретиками». Царя охватила идея «Москва — Третий Рим», которая возникла после падения Константинополя, и перспектива занять константинопольский престол. Он воспринял сопротивление монахов-соловлян как бунт и оправил в обитель войска. Волохов был вынужден начать осаду. К конце XVII века монастырь был крепостью с фортификационными укреплениями, пушками, 425 насельников монастыря знали военное дело, были готовы отразить атаку, имели обширный арсенал.
Вы точно человек?
Итоги восстания были неутешительными для монахов Соловецкого монастыря. Соловецкое восстание – одно из ключевых событий российской истории XVII в., чрезвычайно остро поставившее проблему взаимоотношений Церкви и государства, традиций и новаций в духовной жизни общества. Соловецкое восстание Соловецкий монастырь (дореволюционное фото) Дата 1668—1676 Место Соловецкие острова Причина Раскол: отказ принять "новоисправленные богослужебные книги" Итог Подавление восстания Противники иноки.
Соловецкое восстание итоги. Соловецкое сидение: дата, причины
Выступление старообрядцев при Петре 1. Итоги Соловецкого Восстания 1668-1676. 8 летнее восстание соловецких монахов против церковной реформы. Тегигде произошло соловецкое восстание, итоги соловецкое восстание, соловецкое восстание книга, соловецкое восстание последствия, знаменитые узники соловков. Соловецкое восстание имело большое значение в укреплении старообрядчества на севере России.
Соловецкое восстание (1668–1676)
Затем осадный корпус возглавил воевода И. Мещеринов, базой осадного отряда стал Сумской острог. Осада 1674 г. Непрерывные бои под Соловками продолжались до 22 января 1676 г. Большая часть «соловецких сидельцев» подверглась казням и другим репрессиям, и на место старообрядцев были присланы другие монахи. Со взятием Соловков движение раскольников не было подавлено, а распространилось по всему Поморью. Однако отныне старообрядцы отказались от вооруженного сопротивления и перешли к формам мирного неповиновения непризнание нового обряда, уход в леса, самосожжение. Результат Со взятием Соловецкого монастыря большая часть его насельников была казнена, и вместо них были присланы другие монахи. Последствия конфликта Движение раскольников не было подавлено, а распространилось по всему Поморью.
На основании трудов предшественников и новых архивных материалов в книге воссоздается самая полная на сегодняшний день картина восстания, показываются его причины, ход и результаты, анализируется идеология. Новое издание содержит дополнительные архивные материалы, часть из которых публикуется впервые, и учитывает научные труды, появившиеся в последнее время. Приложения: Источник: Чумичева О.
Антигосударственные настроения прихожан и религиозных деятелей Соловецкого монастыря впоследствии вылились в кровопролитное восстание, продолжавшееся на протяжении практически девяти лет. Уже 15 сентября 1667 года старцы монастыря решили начать в открытую бороться с правительством и патриархом, которые в свою очередь пытались внедрить в центре новую церковную реформу. В противном случае их ожидали не только проклятия, но и царская опала. На собрании старцы составили челобитную грамоты для царя, в которой четко прослеживался отказ от подчинения. Первое время с момента начала восстания у государства не было возможности послать туда войско для борьбы с противниками исполнения воли царского двора. Однако, как только движение Стеньки Разина было подавлено именно из-за него царя не смог начать борьбу с соловецкими повстанцами , обитель подверглась сильному обстрелу со стороны войска государя. Войско долго время не могло взять штурмом монастырь, что несказанно огорчало великого государя. Благодаря одному из перебежчиков монаху Феоктисту воинам все-таки удалось проникнуть в обитель. Оказалось, что в стене есть отверстие, заложенное камнями, через которое было очень легко разобрать. В одну из январских ночей 1676 года, несмотря на сильную метель и мороз, войско проникло в обитель и захватило ее. Как только монастырь был захвачен, на его территории разразился ожесточенный бой. В ходе боевых действий погибло множество мирян.
Долгие годы она страдала от жестоких репрессий. Основные строения были разрушены, казна разграблена, поля опустошены, скот уничтожен. В монастыре еще долго находился отряд стрелков. Какая участь ждала Мещеринова? Его обвинили в краже монастырского имущества. История сыграла с ним жестокую шутку: его, покорителя Соловецкого восстания, отправили в заключение в Соловецкую тюрьму. Освобожден он был лишь в 1670 году. Спустя годы Петр I несколько раз посетил это место, что можно расценивать как окончательное прощение непокорного Соловецкого монастыря. Однако один из самых важных религиозных центров России пришел в упадок и навсегда потерял дух непокорности. Стать на ноги ему удалось только в конце XIX столетия. Соловецкий монастырь фото Прокудин-Горский Соловецкое восстание или "Соловецкое сидение" произошло в 1668—1676 гг. Братия монастыря не признала нововведения. Из Москвы на Соловки были присланы «новопечатные» богослужебные книги. Старый и уже немощный архимандрит Илия 10 октября 1657 г. Желая использовать все мирные возможности для разрешения конфликта, иноки послали царю Алексею несколько «Челобитных о вере» и отказались принять никониянского игумена Иосифа в «рогатом клобуке». Из-за отказа монастыря принять нововведения, правительство в 1667 году приняло строгие меры, распорядилось конфисковать все вотчины и имущество монастыря. Годом позже, чтобы наказать непокорных, царь Алексей отправил на Соловки стряпчего Игнатия Волохова. В соответствии с царским указом 3 мая 1668 г. Волохов взял в Архангельском городе 100 стрельцов и 22 июня 1668 г. Ц арские полки приступили к осаде монастыря. Монахи заперлись в крепости. Стрелецкое войско стояло летом на Заяцком острове, зимой отъезжало в Сумской острог. В течение 4-х лет Волохов безуспешно осаждал непокорный монастырь и, наконец, был отозван 27 июня 1672 г. Его сменил сотник московских стрельцов Климент Ивлев назначен 3 апреля 1672 г. К 100 архангельским, холмогорским и 125 сумским и кемским стрельцам прибавлено 500 двинских. Как и его предшественник, Ивлев зимой находился в Сумском остроге, летом высаживался на Соловецкий остров. Вокруг монастырской крепости были возведены земляные укрепления для обстрела обители. Существенных успехов Ивлев не добился. Положение изменилось с назначением нового воеводы И. Мещеринова 6 сентября 1673 г. Под его командованием было 600 архангельских и холмогорских и 125 сумских и кемских стрельцов; в августе пришло пополнение — 250 двинских и 50 вологодских стрельцов. Через год посланы на Соловки «в прибавку» 300 кольских, 100 великоустюжских и 110 холмогорских стрельцов. Первые годы осада мятежного монастыря велась слабо и с перерывами, так как правительство рассчитывало на мирное разрешение сложившейся ситуации. В летние месяцы правительственные войска стрельцы высаживались на Соловецких островах, пытались блокировать их и прервать связь монастыря с материком, а на зиму съезжали на берег в Сумский острог, причем двинские и холмогорские стрельцы распускались на это время по домам. Такое положение сохранялось вплоть до 1674 г. К 1674 г. Разина включая атаманов Ф. Кожевникова и И. Сарафанова, что стало причиной более решительных действий. Весной 1674 г. До этого момента правительство рассчитывало на мирное разрешение ситуации и запрещало обстрел монастыря. Царем было гарантировано прощение каждому участнику восстания, добровольно явившемуся с повинной. Рано наступивший в октябре 1674 г. Мещеринова отступить. Осада снова была снята и войска отправлены на зимовку в Сумский острог. До конца 1674 г. Насельники монастыря, не согласные с таким решением, были заключены в монастырскую тюрьму. Летом 1675 г. Тем не менее, и в этом году поставленные правительством задачи решены не были. Выполняя приказ царя, воевода остался на зиму около Соловецкой крепости. Выстроены раскаты и городки. Сделаны подкопы под Белую, Никольскую и Квасоваренную башни. Выход в море из Глубокой губы перегорожен 14 брусами на цепях. Но несмотря на усилия Мещеринова попытка взять крепость приступом 23 декабря 1676 г. В конце мая 1676 г. Мещеринов явился под монастырем с 185 стрельцами. Были сооружены 13 земляных городков батарей вокруг стен, начали вестись подкопы под башни. В августе прибыло пополнение в составе 800 двинских и холмогорских стрельцов. Мещеринов сделал неудачный приступ к монастырю, был отбит и понес потери. Воеводой было принято решение о проведении круглогодичной блокады. Темной снежной ночью 1-го февраля 22-го января старого стиля , 50 стрельцов во главе с Мещериновым, направляемые Феоктистом, подошли к окну, назначенному для ношения воды и слегка заделанному кирпичами: кирпичи были разломаны, стрельцы вошли в сушильную палату, добрались до монастырских ворот и отворили их. Защитники монастыря проснулись слишком поздно: около 30 человек из них бросились с оружием на стрельцов, но погибли в неравном бою, ранив только четырех человек. Монастырь был взят. Насельники монастыря, заключенные мятежниками в монастырскую тюрьму, были освобождены. В монастыре, как считают современные историки, находилось от 300 до 500 человек. Началась расправа над християнами: «…иных пущих воров воевода Иван Мещеринов перевешал, а многих чернецов, выволоча за монастырь на губу, заморозил». В живых осталось 14 монахов. К моменту занятия монастыря правительственными войсками внутри его стен почти не оставалось монахов: большая часть братии монастыря либо покинула его, либо была изгнана мятежниками.
340 лет назад царские войска захватили Соловецкий монастырь
Кроме того, в подвалах обители хранился большой запас зерна и различных солений, рассчитанный на тот случай, если у осаждённых прервётся связь с внешним миром. Непокорные иноки Начало конфликта, вылившегося затем в вооружённое противостояние, относится к 1657 году, когда в монастырь доставили присланные из Москвы новые богослужебные книги. Несмотря на повеление патриарха немедленно ввести их в употребление, совет соборных старцев постановил считать новые книги еретическими, опечатав, убрать с глаз долой, и продолжать молиться так, как это было заведено исстари. Благодаря удалённости от столицы и отсутствию в те времена средств коммуникации подобная дерзость сходила монахам с рук довольно долгое время. Важным событием, обусловившим неизбежность в будущем Соловецкого сидения, стал Большой Московский собор 1667 года, на котором были преданы анафеме, то есть отлучены от церкви, все, не пожелавшие принять реформу патриарха Никона и объявленные в результате этого раскольниками. К их числу принадлежали и строптивые монахи с островов Белого моря. Начало вооружённого противостояния Тогда же для и их вразумления и наведения порядка в Соловецкий монастырь прибыл новый, лояльный патриарху и государю настоятель архимандрит Иосиф. Однако решением общего собрания братии он не только не был допущен к правлению, но и весьма бесцеремонно выдворен из обители. Отказ от принятия реформы, а затем изгнание патриаршего ставленника власти восприняли как открытый бунт и поспешили принять надлежащие меры. По приказу царя для подавления восстания было послано стрелецкое войско под командованием воеводы Игнатия Волохова.
На островах оно высадилось 22 июня 1668 года. Соловецкое сидение началось с попытки государевых слуг проникнуть на территорию монастыря и решительного отпора со стороны иноков. Убедившись в невозможности быстрой победы, стрельцы организовали осаду непокорной обители, представлявшей собой, как уже говорилось выше, хорошо защищённую крепость, построенную по всем правилам фортификации. Начальный этап конфликта Соловецкое сидение, продолжавшееся почти 8 лет, в первые годы лишь изредка было отмечено активными боевыми действиями, поскольку правительство ещё надеялось разрешить конфликт мирным путём, или, по крайней мере, наименьшим кровопролитием. В летние месяцы стрельцы высаживались на островах и, не пытаясь проникнуть внутрь монастыря, старались лишь блокировать его от внешнего мира и прервать связь насельников с материком. С наступлением же зимы они оставляли свои позиции и в большинстве своём распускались по домам. Благодаря тому, что в зимние месяцы никакой изоляции от внешнего мира у защитников монастыря не было, их ряды регулярно пополнялись за счёт беглых крестьян и оставшихся в живых участников восстания под предводительством Степана Разина. Как те, так и другие открыто сочувствовали антиправительственному выступлению монахов и охотно к ним присоединялись. Обострение обстановки вокруг монастыря В 1673 году наступил существенный перелом в ходе Соловецкого сидения.
Согласно имевшимся у него полномочиям, воевода начал обстрел крепостных стен из орудий, что раньше никогда не предпринималось. В то же время он передал защитникам монастыря высочайшую грамоту, в которой от имени царя гарантировалось прощение всем, кто прекратит сопротивление и добровольно сложит оружие. Царь, лишённый молитвенного поминовения Наступившие вскоре холода заставили осаждающих, как и в прежние времена, покинуть остров, но на этот раз они не распускались по домам, и в течение зимы их количество удвоилось за счёт прибывшего подкрепления. Одновременно с этим в Сумский острог, где зимовали стрельцы, было доставлено значительное количество пушек и боеприпасов. Тогда же, как свидетельствуют исторические документы, окончательно изменилось отношение осаждённых иноков к личности самого царя. Если прежде они молились установленным порядком о здравии государя Алексея Михайловича, то теперь именовали его не иначе как Иродом. Поминать правителя на литургии тогда отказались как лидеры восстания, так и все рядовые участники Соловецкого сидения. При каком царе такое могло случиться на православной Руси! Начало решительных действий В свою новую фазу Соловецкое сидение вступило летом 1675 года, когда воевода Мещеринов приказал окружить монастырь 13 укреплёнными земляными батареями и начать подкопы под башни.
В те дни в ходе нескольких попыток взять штурмом неприступную крепость обе стороны понесли значительные потери, однако в августе на помощь царским войскам прибыли ещё 800 холмогорских стрельцов, а ряды защитников с тех пор не пополнялись. Этим он полностью исключал возможность пополнения защитниками своих продовольственных запасов. В тот год бои велись с особым ожесточением. Монахи многократно предпринимали отчаянные вылазки, уносившие с обеих сторон десятки жизней, и заваливали мерзлой землёй вырытые подкопы. Печальный итог Соловецкого сидения Причина, по которой пала крепость, удерживаемая защитниками на протяжении почти 8 лет, до обидного проста и банальна. Среди сотен смельчаков нашёлся предатель, который в январе 1676 года бежал из обители и, явившись к Мещеринову, указал ему тайный ход, ведущий снаружи сквозь монастырскую стену и лишь для внешней маскировки заложенный тонким слоем кирпичей. В одну из ближайших ночей небольшой отряд посланных воеводой стрельцов неслышно разобрал в указанном месте кирпичную кладку и, проникнув на территорию обители, открыл её главные ворота, в которые тут же хлынули основные силы нападавших. Защитники крепости были застигнуты врасплох и не смогли оказать сколько-нибудь серьёзного сопротивления. Те же из них, кто успели с оружием в руках выбежать навстречу стрельцам, были убиты в коротком и неравном бою.
Исполняя государево повеление, воевода Мещеринов беспощадно расправился с теми бунтовщиками, которые волею судьбы оказались его пленниками. Настоятель монастыря архимандрит Никанор, его келейник Сашко и ещё 28 наиболее активных вдохновителей восстания после короткого разбирательства были казнены с особой жестокостью. Остальных же иноков и прочих насельников монастыря воевода отправил на вечное заточение в Пустозерский и Кольский остроги. Защитники монастыря, ставшие старообрядческими святыми Все описанные выше события получили затем широкое освещение в старообрядческой литературе. Среди наиболее известных произведений этого направления - сочинения видного деятеля религиозного раскола А. Тайно изданные в XVIII веке, они быстро приобрели популярность среди старообрядцев самых различных толков. В конце того же XVIII века среди православных верующих, отколовшихся от официальной церкви, вошло в традицию ежегодно 29 января 11 февраля отмечать память святых мучеников и исповедников, пострадавших в Соловецком монастыре за «древлее благочестие». В этот день с амвонов всех старообрядческих церквей звучат молитвы, обращённые к угодникам Божьим, стяжавшим венец святости на заснеженных островах Белого моря. Соловецкое восстание Соловецкое сидение 22 июня 1668 г.
Карательная царская армия, насчитывавшая больше 1000 человек, смогла захватить монастырь из за измены одного из защитников монастыря. Руководителей восстания и многих его участников казнили или сослали. Причины Соловецкого восстания 1657 год — братия Солотского монастыря во главе с архимандритом Ильей не захотели принимать новые богослужебные книги. Как результат этот вопрос был рассмотрен на Церковном соборе 1666-1667 гг. Собором было постановлено прислать в монастырь нового архимандрита — Сергия. Однако монахи не захотели принять его, после чего Сергий покинул обитель. Вместо него монастырь возглавил бывший настоятель Саввино-Сторожевского монастыря, который был сослан на Соловки на покой, один из активных сторонников старообрядцев Никанор. Идейным же вдохновителем бунта был монастырский казначей старец Геронтий. Ответом на челобитную стал государев указ, по которому конфисковывали вотчины и промыслы обители на побережье.
Участники Соловетского восстания Принимали участие — монахи, которые не не приняли церковной реформы, крестьяне, посадские люди, беглые стрельцы, солдаты, и сподвижники. Важным резервом восставших были поморское крестьянство, работные в усольях, на слюдяных и других промыслах, приходившие под защиту стен обители. Ход восстания 1668 год, 3 мая — по царскому указу для приведения монастыря в повиновение на Соловки было отправлено стрелецкое войско. Монастырь отказался пропускать стрелецкое войско в стены крепости. Началась восьмилетняя осада монастыря. В течении первых лет осада проходила довольно слабо, потому как власти надеялись на мирное разрешение конфликта. При этом стрелецкие отряды постоянно увеличивались. Со стороны же защитников монастыря инициатива постепенно переходила от монахов к мирянам, готовившихся дать отпор. Многий работный люд, беглые солдаты и стрельцы пробирались на остров и пополняли ряды повстанцев.
В начале 1670-х годов увеличился приток в обитель участников , что в значительной степени смогло активизировать восстание, углубить его социальное содержание. Военные действия постепенно начали ужесточаться. К 1674 под монастырскими стенами было больше 1000 стрельцов и много орудий. Осаду возглавил царский воевода Иван Мещеринов.
До конца 1674 года монахи, оставшиеся в монастыре, продолжали молиться за царя Алексея Михайловича. В конце мая 1675 года Мещеринов явился под монастырём с 185 стрельцами для разведки.
Летом 1675 года военные действия ужесточились, и с 4 июня по 22 октября потери только осаждавших составили 32 человека убитыми и 80 человек ранеными [3]. Мещеринов окружил монастырь 13 земляными городками батареями вокруг стен, стрельцы начали вести подкопы под башни. В августе прибыло пополнение в составе 800 двинских и холмогорских стрельцов. На этот раз Мещеринов решил не уходить с островов на зиму, а продолжать осаду и зимой. Однако защитники монастыря отстреливались и наносили правительственным силам большие потери. Подкопы были завалены при вылазке отряда защитников монастыря.
Тайный ход в сушило, через который нападавшие проникли в монастырь [4] 18 января 1676 года один из перебежчиков — чернец Феоктист — сообщил Мещеринову, что можно проникнуть в монастырь изо рва Онуфриевской церкви и ввести стрельцов через окно, расположенное под сушилом у Белой башни и заложенное кирпичами, за час до рассвета, так как именно в это время происходит смена караула, и остаётся только по одному человеку на башне и стене. Тёмной снежной ночью 1 февраля 50 стрельцов во главе с Степаном Келиным, направляемые Феоктистом, подошли к заложенному окну: кирпичи были разобраны, стрельцы вошли в сушильную палату, добрались до монастырских ворот и отворили их. Защитники монастыря проснулись слишком поздно: около 30 человек из них бросились с оружием на стрельцов, но погибли в неравном бою, ранив только четверых человек. После взятия монастыря обнаружилось, что к тому времени в нём почти не осталось собственно монахов. Большая часть иноков, не считая возможным для себя участвовать в бунте, давно ушли из монастыря или были из него изгнаны руководителями восстания. Нескольких монахов стрельцы обнаружили заточёнными в монастырскую тюрьму за несогласие с мятежниками.
Они были сразу же освобождены [5]. После короткого разбирательства на месте предводители мятежников Никанор и Сашко, а также 26 других активных участников мятежа были казнены [3] , другие разосланы в Кольский и Пустозерский остроги. В старообрядческой литературе [ править править код ] Соборный приговор соловецких иноков о неприятии новопечатных книг Соловецкое восстание получило широкое освещение в старообрядческой литературе.
В 1668 году его послушники отказались принять новые церковные реформы, утвержденные патриархом Никоном, и дали отпор царским властям, организовав вооруженное восстание, именованное в истории Соловецким. Сопротивление длилось вплоть до 1676 года. В 1657 году верховная власть духовенства разослала религиозные книги, по которым требовалось теперь вести службы по-новому. Это распоряжение Соловецкие старцы встретили однозначным отказом. После все послушники монастыря воспротивились власти поставленного Никоном человека на должность настоятеля и назначили своего.
Им стал архимандрит Никанор. Конечно, эти действия не остались незамеченными в столице. Приверженность старым обрядам был осуждена, а в 1667 году власть направила на Соловецкий монастырь свои полки, чтобы отобрать его земли и другое имущество.
В 1666 г.
Однако монахи собрали «черный собор», на котором избрали настоятелем бывшего соловецкого насельника, архимандрита Саввино-Сторожевского монастыря Никанора. В челобитной они заявили о своем несогласии с богослужебной реформой, обвинив царя и церковные власти в ереси. Волоховым, однако соловецкие монахи и стрельцы отказались сдаться. Из-за недостатка сил Волохову в 1668—1672 гг.
После подавления разинского восстания поход на Соловки совершил приказ двинских стрельцов К. Иевлева, который установил блокаду в 1672 г. Затем осадный корпус возглавил воевода И. Мещеринов, базой осадного отряда стал Сумской острог.
Материал по теме
- Соловецкое восстание монахов в 17 веке - причины и итоги
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- 340 лет назад царские войска захватили Соловецкий монастырь
- Причины и итоги Соловецкого восстания 1668-1676 годов
- Вы точно человек?
Соловецкое восстание и его плоды
Соловецкое восстание: предпосылки, ход восстания, итоги и последствия. Результаты восстание было подавленно из-за разобщенности действий бунтовщиков, плохой организованности. Воевода Мещеринов подавляет Соловецкое восстание. Итоги и результаты Соловецкого восстания.
Соловецкое восстание 1668-1676 годов
Они боролись за сохранение прежних порядков и сохраняли древние церковные книги, иконы и традиции, передавая их из поколения в поколение. Старообрядцы испытывали гонения со стороны церковных властей. Их храмы разрушались, книги уничтожались, а самые ярые староверы сжигались на кострах. В сложившейся обстановке религиозный бунт был вопросом времени и в 1668 г. Ход восстания В начале 1668 г.
Стрельцы подошли к Соловецкому монастырю 22 июня, но монахи не пустили их, закрыв ворота. С этого момента и начался бунт. Возглавлял стрелецкий отряд стряпичий Игнатий Волохов. Он распорядился взять монастырь в осаду, но этот план практически сразу провалился.
Обратите внимание Соловецкий монастырь был достаточно крепко укреплён и при этом располагал большими запасами продовольствия. Также важно отметить, что численность стрелецкого отряда составляла чуть более 100 человек, что было мало как для штурма, так и для эффективной осады. Ситуация оказалось патовой и такой она оставалась на протяжении 4 лет, так как царь Алексей Михайлович не имел лишних войск для ускорения осады. Изменения случились в 1672 г.
Самый страшный связан с нашествием большевиков. Уничтожение монастыря и разрушение 400-летней Соловецкой обители коммунистами началось с грабежа 1920 года, массовых расстрелов и убийств монахов 1925-1938 и закончилось к 1939 году, когда среди населения Соловков не осталось ни одного монаха или верующего, храмы были разрушены, а святыни осквернены. Не менее драматичным был и первый период, связанный с Соловецким восстанием 1668-1676 годов. Этой теме посвящена настоящая страница. Константин Случевский: что же на самом деле произошло во время монашеского мятежа на Соловках? Явное возмущение раскольничествовавших монахов началось при настоятеле Варфоломее и длилось ровно десять лет. Личное недовольство патриархом Никоном, множество братии и прилив ссыльных способствовали смутам.
Много было тут военных и мирских людей... По Северу-Западу России. Изд-во: А. Выбирал-то наш государь-царь боярина большого, Из большия из породы, из породы Салтыковы, Монастырь разорити, старую веру порудити, Старые книги изодрати, Старые книги изодрати, во сине море потопити, И Зосима и Саватия соловейских чудотворцев монастырь разорити И всех старцев прирубити. Что спроговорит боярин да царев воевода: "Прикажи, сударь, слово молвить, хошь словечко едино, А нельзя, сударь, подумать — не токмо дело делать! Выбирал-то наш государь-царь да второго боярина; Что спроговорит боярин да царев воевода: "Ты давай мне силы много да стрельцов и солдатов! Они якори бросали, корабли все становили, Они учали стрелять во пиченой да во монастырь, Устрелили на престоле чуден образ.
Уже вси старцы испугалися, во одно место сбежалися. Они думали и говорили: "Нам хошь головы сложить, нам по-старому служить! Уже вся сила вступила да всех старцев прирубила. Василий Ключевский2: восстание в Соловках - часть всеобщей смуты в России "Вместе с чувством тяжести принесенных жертв и понесенных неудач росло и недовольство ходом дел. Оно попало на подготовленную Смутой почву общей возбужденности и постепенно охватило все общество сверху донизу, только выражалось неодинаково в верхних и нижних слоях его. В народной массе оно сказалось целым рядом волнений, которые сообщили такой тревожный характер XVII веку: это эпоха народных мятежей в нашей истории. Не говоря о прорывавшихся там и сям вспышках при царе Михаиле, достаточно перечислить мятежи Алексеева времени, чтобы видеть эту силу народного недовольства: в 1648 г.
В этих мятежах резко вскрылось отношение простого народа к власти, которое тщательно закрашивалось официальным церемониалом и церковным поучением... Курс русской истории. Лекция 52. Восстание монахов в историческом очерке Данилы Мордовцева3: После такого вторичного неудачного приступа осада монастыря снова затянулась на неопределенное время.
Многое было исправлено по греческим образцам. Отныне православные должны были креститься тремя перстами, заменить земные поклоны на поясные, а вместо имени «Исус» произносить «Иисус». Среди духовенства нашлось немало недовольных. Они тоже выступали за реформы, но книги предлагали править по другим, древнерусским образцам. Желая покончить с критикой в свой адрес, Никон созвал Московский собор и предал анафеме всех противников реформы. Так и случился церковный раскол.
Старообрядцев начали преследовать и уничтожать, в ответ они демонстративно жертвовали своими жизнями, целыми семьями устраивали «гари». Соловецкое восстание Против преобразований выступили соловецкие монахи. Новые церковные книги они прятали, продолжая пользоваться для служб старыми. На тот момент в Соловецком монастыре проживало 425 человек. В 1657 году архимандрит монастыря Илия приказал инокам выбросить новые книги в Белое море. Узнав об этом, Никон пришел в ярость и распорядился прислать на Соловки более сговорчивого архимандрита. Того в монастыре не приняли, согласившись лишь заменить одного старообрядца на другого — Никанора. Соловецкие монахи отправили царю челобитную, в которой предупредили, что будут бороться за правду. Многие иноки действительно прекрасно владели оружием и могли заручиться поддержкой сторонников.
Монастырские старцы запечатали эти книги в казенной палате и продолжали вести службу по старым книгам. В 1666-1667 годах они отправляли царю Алексею Михайловичу челобитные, в которых настаивали на своем, на необходимости вести богослужение по старым книгам. В 1667 году Большой Московский собор предал анафеме приверженцев старого обряда. В июле 1667 года в монастырь был отправлен настоятель Иосиф, но братия изгнала его. В Москве это было воспринято как бунт. Время стояло неспокойное, в январе 1667 года завершилась длительная война с Речью Посполитой и на несколько последующих лет для царя Алексея Михайловича основной задачей стало подавление восстаний на севере и юге страны. Датой начала восстания в Соловецком монастыре считается 22 июня 1668 года. Этот день на острове высадилось войско из стрельцов под командованием стряпчего Игнатия Волохова. Оно было отправлено из Москвы 3 мая того же года. Соловецкое восстание. Лидером повстанцев стал архимандрит Никанор.