Идея, главная мысль произведения Идея стихотворения заключена в размышлениях поэта о причине, которая заставляет парус в одиночестве уплывать из родного края, искать бури. М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Парус» использует эпитеты, олицетворения и другие средства художественной выразительности. Накануне поступления в юнкерскую школу Лермонтов написал стихотворение «Парус», которое в полной мере отражает его настроения и далеко не самые радостные мысли. Стихотворение "Парус" было написано М. Лермонтовым в 1832 г. В "Парусе" нашли отражение не только собственные настроения автора, но и настроения русской интеллигенции 30-х гг. XIX в.: чувство одиночества, разочарования и стремление к свободе в обстановке реакции после. Язык стихотворения насыщен прилагательными, что помогает поэту изобразить парус в ярких красках и полутонах.
Разбор стихотворения Лермонтова Парус – сюжет и проблемы, история создания
символическое изображение тревожной неуспокоенности, вечных поисков, мужественного противостояния высокой души ничтожному миру. Главная мысль стиха Парус Лермонтов. В первых двух строках каждой строфы поэт рисует меняющуюся картину моря и парус, а в двух последних показывает реакцию лирического героя, который пытается разгадать тайну судьбы паруса и дать ей стихотворение построено на ярких и контрастных. История создания Начиная анализ стихотворения «Парус» Лермонтова невозможно не обратиться к истории его создания. Основная мысль стихотворения Парус Лермонтова.
Михаил Лермонтов — Парус (Белеет парус одинокий): Стих
Лермонтов уезжает из Москвы в Петербург с целью перевестись в столичный университет, а в результате поступает в Школу прапорщиков. Стихотворение «Парус» — это биография поэта, отражение его чувств, мыслей и переживаний. Это произведение о самом поэте. Жанр стихотворения — лирическая новелла с философским подтекстом. Размер стихотворения — четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой. Произведение состоит из трёх строф - трёх четверостиший.
Каждое четверостишие можно разделить на два двустишия, где первое двустишие — описание пейзажа, а второе — размышления поэта. В первом четверостишии автор рисует плывущий парус, используя эпитеты «парус одинокий» и «тумане голубом». Лермонтов сравнивает себя с этим парусом. Он задаёт риторические вопросы, на которые пока не знает ответов. Как парус плывёт по морю в тумане, так поэт меняет свою жизнь, не зная, что ждёт впереди.
Во второй строфе поэт изображает картину шторма, используя глаголы «играют», «свищет», «гнётся», «скрипит». Звуки [с], [т], [щ] помогают читателю услышать мощь водной стихии. Буря не останавливает парус, который продолжает двигаться вперёд. Автор сопоставляет бурю с поворотом судьбы, который произошел в его жизни. Не поступив в столичный университет, Лермонтов был расстроен, однако это его не сломило.
Он продолжил жизненный путь, но не так, как представлял себе изначально. В третьей строфе автор рисует штиль, употребляя метафору «струя светлей лазури» и эпитет «луч солнца золотой». Но покой не радует поэта. Он называет себя «мятежным» и «просит бури», потому что только в бурях он находит удовлетворение. В стихотворении несколько раз встречается многоточие.
Так поэт обозначает некоторую недосказанность, а также переходы от описания пейзажа к размышлениям о жизни. Множество восклицательных знаков усиливают эмоциональную окраску произведения. Инверсии придают стихотворению большую выразительность. В стихотворении Лермонтов передал свои мысли и переживания относительно изменений, которые произошли в его жизни. А также показал, что он не ищет счастья и гармонии, а жаждет бурь, потому что таков его «одинокий» и «мятежный» нрав.
Анализ стиха Лермонтова Парус Михаил Лермонтов переживал трудные для себя времена. Писатель был вынужден отправиться в Петербург, отказавшись от своей мечты стать филологом, в пользу другой, новой, неизвестной жизни. По просьбе своей бабушки, Лермонтов отказывается от учебы в университете Москвы, и поступает в юнкерскую школу Петербурга. Именно в момент переезда юного писателя посещают мысли о своем прошлом и будущем. Гуляя по городу, и берегу залива, автор наблюдает за красотой, он решается отобразить свои чувства в произведении «Парус».
В стихотворении Лермонтов отчетливо и тонко передает не только глубину чувств, но и зрелые мысли. В стихотворении четко виднеются грани между лирическим героем и самим парусом. Морской пейзаж, который меняется под буйство волн, полностью отображает внутренние переживания, терзающие главного героя изнутри. Через образ моря писатель решает изобразить саму жизнь, а вот изображая парус, автор описывает душу человека. Таким образом, возникающий конфликт между морем и парусом символизирует непосредственно конфликт между жизнью и человеком.
Герой, словно парус, брошенный в море жизненных преград. Он словно выбран, бесконечно блуждать между такими же одинокими людьми как сам. Стихотворение «Парус» написано в жанре новеллы. Его можно отнести к пейзажно-символическому произведению.
В композиции стихотворение можно почувствовать не только внешнее углубление паруса в морскую стихию, но и внутренне переживания поэта, в связи с возникшими жизненными трудностями. Автору хочется вырваться из настигшего его океана переживаний, как парусу найти свою тихую гавань. Главная идея произведения «Парус» Лермонтова тематически приближен к переживаниям поэта, оставившего свою мечту и свои родные места. Стихотворение насыщено яркими образами бушующего моря и паруса не его фоне. Прослеживается и поэтическая красота в подобранных словах, характеризующих не только море и одинокий парус, но и внутренне состояние самого поэта. Четкой линией проведена вся глубина переживаний с которыми борется Лермонтов. Влюблённость, оставленная в Москве, не оставляет автора в покое. В тоже время, читая произведение, чувствуется удивительная зрелость, присущая мыслям юного поэта. Второе четверостишие начинается с набежавшего ветра, который поднял волны и парус. Казалось бы с попутным ветром можно преодолеть любые препятствия и отправиться на большие расстояния. Но «увы», появляется внезапно возникшее чувство разочарования и тоски. С этим чувством поэт связывает утраченное счастье и мечту. В третьем четверостишие описывается наступившая природная гармония и морская тишина.
Укреплялись центральные, помещичьи, чиновнические власти. Отношение человека 30-х годов к миру нельзя было выразить пушкинским языком. Художественные вкусы Лермонтова сложились в Московском благородном пансионе, в Московском университете, где интерес к философскому знанию преобладал над социально-политическими вопросами, где занимались философской эстетикой. В юности Лермонтов напитался идеями Шеллинга. Именно он обосновал романтическую идею полной свободы художника: противостояние одинокой романтической личности миру, контрастный способ изображения действительности и выражения души поэта. Байрон и Руссо также были близки Лермонтову. Английский поэт не принимал лицемерия общественных установлений, поставив личность и общество во враждебные отношения. Что же касается Руссо, то Лермонтову наиболее близка руссоистская коллизия: природа — цивилизация, особенно в байроновском преломлении. Это отразится в стихотворении Лермонтова «Парус», анализ которого предстоит сделать. Природа, общество, личность в творчестве М. Лермонтова Природе у Лермонтова противостоит общественный человек, который выдумал свои законы. Гармоничная природа и страдающее от противоречий общество враждуют между собой. Для романтизма мир, каким он мыслился Богу, в замысле прекрасен и совершенен. Но он не совершенен в исполнении, потому что Создатель поручил его завершение человеку. Однако человек не исполнил достойно задачу, поставленную перед ним Творцом. Эти кратко обрисованные истоки, питавшие Лермонтова, предопределили стиль его ранней лирики. На первый план в ней вышла идея личности, которая заявляла о своих неотъемлемых правах, обращалась к миру со своими вопросами, сомнениями и претензиями. Выражение идеи личности потребовало нового стиля. Все почувствовали разрушение пушкинского канона. Юный Лермонтов внёс напряжение в нашу поэзию. Он лишает стих и поэзию гармони и равновесия, чтобы стихи звучали более страстно и остро. В дальнейшем, примером послужит анализ стихотворения Лермонтова «Парус». У поэта всё рассчитано на внушение читателю определённого эмоционального впечатления. Всё должно работать на создание выразительности целого. С этим связаны две противоречивые тенденции. С одной стороны, поэт не избегает простых определений.
Третья строфа, по замечанию В. Марковича, создает «грандиозный образ вселенской гармонии»: Под ним струя светлей лазури,Над ним луч солнца золотой… Разрушить этот образ может лишь буря, но именно к ней стремится парус и душа лирического героя: А он, мятежный, просит бури,Как будто в бурях есть покой! Образ бури и образ покоя в «Парусе» антитетичны. Это «типичные для романтизма пейзажные эквиваленты соответствующих душевных переживаний»[3]. Но каждый из них является своеобразным романтическим идеалом для героя. Душа его жаждет воссоединить несоединимое. В стихотворении звучит «намек на потребность воссоединения противоположностей, ни одна из которых не может удовлетворить вполне»[4]. Очевидно, именно в этом для него заключается счастье. Композиционно произведение делится на три части построфно. В первой части герой словно загадывает нам загадку о таинственной судьбе паруса. Вторая часть содержит уже некое предположение. Третья часть — ключ к непостижимой душе лирического героя, отождествляющего себя с парусом. Важно Стихотворение написано четырехстопным ямбом, катренами, рифмовка — перекрестная. Лермонтов использует разнообразные средства художественной выразительности: эпитеты «луч солнца золотой» , инверсию «В тумане моря голубом» , анафору и синтаксический параллелизм «Что ищет он в стране далекой? Стихотворение «Парус» в определенном смысле задало тон некоторым мотивам всего творчества Лермонтова. Так, схожие мотивы бури, одиночества, побега, счастья мы встречаем в таких произведениях, как стихотворения «Крест на скале», «На севере диком стоит одиноко», «Выхожу один я на дорогу», «Тучи», «Утес», «Листок», поэма «Мцыри». Стихотворение «Парус» вызывает неизменный интерес современной критики. Ломинадзе С. На фоне гармонии Лермонтов. Типология стилевого развития нового времени. Кормилов С. Поэзия М. В помощь преподавателям, старшеклассникам, абитуриентам. Лион П. Литература: Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учебное пособие. М, 2002, с. Маркович В. Стихотворение М. Лермонтова «Парус». Межвузовский сборник.
Краткий анализ
- Анализ стихотворения «парус» (м. ю. лермонтов)
- Краткий анализ стиха «Парус» М. Лермонтова и главная тема произведения
- Какова основная мысль стихотворения "Парус"
- Анализ стиха «Парус» : история творчества Лермонтова, жанр и композиция произведения
- «Парус», анализ стихотворения Лермонтова
- Подробный анализ стихотворения Лермонтова «Белеет парус одинокий»
2. Литературное направление
- Какова основная мысль стихотворения Лермонтов «Парус»? - Univerkov - образовательный сайт
- Основная мысль стиха „парус”? - Литература
- Разбор стихотворения Лермонтова Парус – сюжет и проблемы, история создания
- Какова основная мысль стихотворения Парус
Парус (Лермонтов)
В стихотворении «Парус» в полной мере отразились его размышления и надежды. Центральный образ стихотворения — одинокий парус в безбрежном море, который сравнивается с состоянием лирического героя. Лермонтов сразу ставит риторические вопросы о цели своего существования. В них аллегорически противопоставляются Москва «в краю родном» и Петербург «в стране далекой». Спокойное море поэт сравнивает со своей прежней безмятежной жизнью. Романтическая натура Лермонтова жаждет перемен. Карьера военного не была его идеалом, просто в ней поэт видел возможность активной деятельности. На самом деле он еще находился на жизненном перепутье. В стихотворении просматривается мотив одиночества и неприятия окружающего мира, свойственный поздней лирике Лермонтова.
Беспокойная натура поэта подобна «мятежному» парусу, который «просит бури». Большое значение имеет утверждение: «он счастия не ищет». Лермонтов признается, что его стремление к активной деятельности не связано с улучшением собственного положения. Он сознательно готов к жизненным лишениям и страданиям ради свершения какого-либо великого поступка. Философский смысл стиха не умаляет его художественных достоинств. Яркие эпитеты создают перед читателем удивительно правдивую картину «голубом», «золотой». Произведение проникнуто особой динамикой. Автор применяет риторические вопросы и восклицания.
Многоточия подчеркивают глубину размышлений лирического героя. В целом стихотворение «Парус» — очень глубокое. В нем молодой Лермонтов смог показать наличие большого многогранного таланта. Мастерское сочетание чистой лирики с философской темой — редкое поэтическое качество.
Жизнь подобна морю, она изгибается как змея, бушует как океан и пытается своими водами разорвать парусник на части. А радость — это иллюзия, не существующая ни в прошлом, ни в будущем.
Цитата «… он счастия не ищет» иллюстрирует мрачность, которая часто характеризовала романтическую поэзию. Композиция и жанр Структура стихотворения линейна. Завязка происходит в начальных четырех строках, где поэт сначала упоминает парус, который он видит издалека. Во втором четверостишии речь идет о том, как судно ведет себя во время плавания по бурным морям. В заключительном четверостишии наступает пик, он же является и развязкой — Лермонтов делает вывод. В стихотворении «Парус» автор использует средства художественной выразительности, чтобы передать свою мысль и создать яркий образ.
Парус сравнивается с одиноким человеком, который ищет что-то далекое и покинул родной дом. Море описывается как голубое, а свет над водой — лазурным и золотым. Строка «И не от счастия бежит! Волны играют, ветер свищет, мачта гнется и скрипит. Эти слова описывают неживые объекты, но в тексте они словно обладают человеческими качествами. Автор использует противопоставление бури и покоя, чтобы передать мятежность и непокорность главного героя.
Поднимаемая проблема Основное внимание в этой работе уделяется раскрытию и поиску своего истинного «я», нахождению своего места в мире, пренебрежению упорядоченной, предсказуемой жизнью и обыденностью.
Ведь первые две строки каждого четверостишия описывают природу, а две заключительные касаются раздумий и размышления поэта. Читайте по теме: Здесь можно посмотреть другие произведения Лермонтова для читательского дневника.
Главный герой стихотворения - мятежный парус, который ищет бури и не хочет покоя. Это символ-аллегория, в котором многие угадывают образ самого Лермонтова, который тоже искал цели в жизни, искал свой путь, и мечтал об изменениях. Само море в стихотворении также является аллегорией человеческой жизни, которая может быть спокойной, но и скучной, или буйной, но полной событий.
Сам поэт стоял перед своим выбором пути в жизни. Покинув институт и забыв мечту стать филологом,Лермонтов поступил в юнкерскую школу. Военная служба предполагала разлуку с домом и возлюбленной бабушкой Елизаветой Арсеньевой,зато может быть место подвигам,о которых грезил поэт.
Описание морского пейзажа-это жизнь стихотворца в Москве,тихая и спокойная,а рвение к буре и краям далёким-это будущая жизнь,полная схваток и славы,которая так и осталась лишь в мечтах.
Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Парус» по плану
Лермонтов постоянно использует образы моря и судна: «... И, может быть, оттого что вы когда-то утешили очень сильное горе, возможно и сейчас вы пожелаете рассеять милыми словами холодную иронию, которая неудержимо проскальзывает мне в душу, как вода просачивается в разбитое судно». За пять лет до лермонтовского «Паруса», свой одинокий парус поднимает А. Пушкин в стихотворении «О Венеции». Он сравнивает себя с ночным гондольером, который... На море жизненном, где бури так жестоко Преследуют во мгле мой парус одинокой... Так как в стихотворении «Парус» большая часть отведена описанию моря, то, на первый взгляд, кажется, что стихотворение можно отнести к пейзажной лирике. Природа в «Парусе», как и во многих стихотворениях поэта, живописна. Вот целая палитра ярких и радостных красок: голубых туман , лазурных море , золотых лучи солнца , белых парус.
Но строки, описывающие море, всегда отделены от следующих, в которых передается психологическое состояние лирического героя, многоточием, паузой. Пейзаж отделяется от размышлений автора. Следовательно, стихотворение следует относить не к пейзажной, а к философской лирике. Стихотворение называется «Парус», так как парус — его центральный образ. Первая строка стихотворения взята Лермонтовым из поэмы А. Бестужева-Марлинского «Андрей, князь Переяславский». Это реальный парус, который «белеет... Но само слово «парус» встречается в стихотворении всего лишь один раз.
Для него характерна интимность высказывания, совмещённая с изложением сюжетной линии. Интерес к этому жанру был характерен для поэзии декабристов, которой Лермонтов увлекался в юности. Стихотворный размер, используемый автором, — четырёхстопный ямб, один из самых популярных в русской лирике ХIX века.
Это делает текст более динамичным, приближает интонацию произведения к разговорной. Лермонтов использует перекрестную рифму с чередованием женских и мужских окончаний стиха. Смысл названия Стихотворение имеет название «Парус» созвучно его центральному персонажу.
Каждый волен по-своему трактовать его смысл и значение аллегории. Во-первых, можно соотнести парус с восемнадцатилетним Лермонтовым, который оставил Москву, приехал в столицу поступать в университет. Однако же его мечта — выучиться на филолога — рухнула, и он чувствовал себя одиноким среди бушующей жизни столицы.
Во-вторых, представляется образ мыслящего человека, не желающего смиряться с окружающей его действительностью. Он жаждет перемен и готов бороться с волнами, подобно парусу, лишь бы они случились. Образы и символы Стихотворение наполнено символами и аллегориями.
Если человеческая жизнь — это море, то человек в ней — парус, одинокий, гонимый, не знающий покоя и приюта. Этот образ Лермонтов отразил не только в поэзии, но и в живописи: известна его акварельная работа, словно иллюстрирующая стихотворение. Буря в данном произведении тоже гораздо больше чем морской шквал.
Образы стихотворения. Главные образы стихотворения. Алые паруса презентация. Алые паруса Грин презентация. Алые паруса слайд. Темы стихотворений. Темы для стихов. Стихотворная тема. Грин а.
Алые паруса литературное произведение. Алые паруса описание. Алые паруса 6 класс. Алые паруса. Что символизируют Алые паруса. Белеет Парус.... Белеет Парус одинокий. Белеет Парус одинокий: повесть. Белеет Парус одинокий Катаев.
Стих Белеет Парус одинокий Катаев. Стихотворение Белеет Парус одинокий. Грин Алые паруса 6 класс. Цветовые образы в феерии Грина Алые паруса. Парус одинокий Лермонтов. Белеет Парус одинокий Автор. Лермонтов м. Иллюстрации из книги Алые паруса. Алые паруса произведение.
Стих Парус. Алые паруса стихотворение. Буктрейлер по книге Алые паруса Грина. Книга Алые паруса Грин а. Рангоут парусное вооружение. Устройство парусной яхты Луч. Парусное вооружение одномачтовой яхты. Парусное вооружение яхты стаксель. М Ю Лермонтов Парус стихотворение.
Михаила Юрьевича Лермонтова Парус. Стих м ю Лермонтова Парус. Стихотворение Алые паруса Грин. Алые паруса слова.
Он сравнивает себя с ночным гондольером, который...
На море жизненном, где бури так жестоко Преследуют во мгле мой парус одинокой... Так как в стихотворении «Парус» большая часть отведена описанию моря, то, на первый взгляд, кажется, что стихотворение можно отнести к пейзажной лирике. Природа в «Парусе», как и во многих стихотворениях поэта, живописна. Вот целая палитра ярких и радостных красок: голубых туман , лазурных море , золотых лучи солнца , белых парус. Но строки, описывающие море, всегда отделены от следующих, в которых передается психологическое состояние лирического героя, многоточием, паузой.
Пейзаж отделяется от размышлений автора. Следовательно, стихотворение следует относить не к пейзажной, а к философской лирике. Стихотворение называется «Парус», так как парус — его центральный образ. Первая строка стихотворения взята Лермонтовым из поэмы А. Бестужева-Марлинского «Андрей, князь Переяславский».
Это реальный парус, который «белеет... Но само слово «парус» встречается в стихотворении всего лишь один раз. Затем поэт употребляет только местоимение «он», которое связано со словами, обозначающими действия и состояния человека: «ищет», «кинул в краю родном», «счастия не ищет», «просит», «покой». Таким образом, парус одновременно символизирует человека с определенной судьбой и характером. Авторское Я в стихотворении спрятано в 3 и 4 строках каждой строфы, где, не делая констатирующих выводов, автор наталкивает нас на размышления: Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
Мысль стихотворения парус лермонтова
Стихотворение «Парус» – это биография поэта, отражение его чувств, мыслей и переживаний. Попробуйте передать идею стихотворения, как вы понимаете её, чтением наизусть (1-2 учащихся по желанию). А теперь послушайте актёрское исполнение и объясните, какие чувства выразил чтец и как он относится к парусу. Основная мысль, идея, тема стиха благовест. В первых двух строках каждой строфы поэт рисует меняющуюся картину моря и парус, а в двух последних показывает реакцию лирического героя, который пытается разгадать тайну судьбы паруса и дать ей стихотворение построено на ярких и контрастных.
Какова основная мысль стихотворения Парус
Основная мысль стихотворения Парус Лермонтова. «Парус» («Белеет парус одинокой») — стихотворение, написанное 18-летним Михаилом Лермонтовым в Петербурге. Хрестоматийный пример поэзии романтизма. В философском стихотворении «Парус» поднимается одна из основных тем лермонтовской лирики — тема одиночества. Основная мысль стихотворения Парус Лермонтова.
Мысль стихотворения парус лермонтова
Страницы стихотворения «Парус» полны ярких языковых и стилистических особенностей, которые делают его выразительным и запоминающимся. Главная мысль стиха Парус Лермонтов. Вот стихотворение: Белеет парус одинокий В тумане моря голубом. Статья автора «Анализ стихотворений» в Дзене: Период времени, когда было создано стихотворение “Парус”, был для молодого Михаила Юрьевича Лермонтова достаточно сложным. Отчасти потому, что первая строка стихотворения«Белеет парус одинокий» принадлежала Бестужеву-Марлинскому. Стихотворение «Парус» было написано М. Лермонтовым в 1832 г. В «Парусе» нашли отражение не только собственные настроения автора, но и настроения русской интеллигенции 30-х гг. XIX в.: чувство одиночества.
Идея стихотворения парус
Продолжатель реформы русской поэзии Лермонтов явился перед публикой, по мнению большинства современников, преемником Пушкина. Одним из первых стихотворений, широко известных, стало «На смерть поэта». В русской литературе после Пушкина сформировался пушкинский канон. Одна из его характерных черт — речь, которая связывается плавным литературным потоком. Истоки Пушкина — «дней александровых прекрасное начало», героическая пора русской истории, эпоха всенародного патриотизма, света и время надежд. Пушкинский канон — канон ясного твердого мужского солнечного отношения к жизни.
Общая характеристика творчества поэта Лермонтов возрастал в иное время. Героическая эпоха русской истории миновала. Укреплялись центральные, помещичьи, чиновнические власти. Отношение человека 30-х годов к миру нельзя было выразить пушкинским языком. Художественные вкусы Лермонтова сложились в Московском благородном пансионе, в Московском университете, где интерес к философскому знанию преобладал над социально-политическими вопросами, где занимались философской эстетикой.
В юности Лермонтов напитался идеями Шеллинга. Именно он обосновал романтическую идею полной свободы художника: противостояние одинокой романтической личности миру, контрастный способ изображения действительности и выражения души поэта. Байрон и Руссо также были близки Лермонтову. Английский поэт не принимал лицемерия общественных установлений, поставив личность и общество во враждебные отношения. Что же касается Руссо, то Лермонтову наиболее близка руссоистская коллизия: природа — цивилизация, особенно в байроновском преломлении.
Это отразится в стихотворении Лермонтова «Парус», анализ которого предстоит сделать. Природа, общество, личность в творчестве М. Лермонтова Природе у Лермонтова противостоит общественный человек, который выдумал свои законы. Гармоничная природа и страдающее от противоречий общество враждуют между собой. Для романтизма мир, каким он мыслился Богу, в замысле прекрасен и совершенен.
Но он не совершенен в исполнении, потому что Создатель поручил его завершение человеку. Однако человек не исполнил достойно задачу, поставленную перед ним Творцом. Эти кратко обрисованные истоки, питавшие Лермонтова, предопределили стиль его ранней лирики. На первый план в ней вышла идея личности, которая заявляла о своих неотъемлемых правах, обращалась к миру со своими вопросами, сомнениями и претензиями. Выражение идеи личности потребовало нового стиля.
Все почувствовали разрушение пушкинского канона. Юный Лермонтов внёс напряжение в нашу поэзию. Он лишает стих и поэзию гармони и равновесия, чтобы стихи звучали более страстно и остро. В дальнейшем, примером послужит анализ стихотворения Лермонтова «Парус». У поэта всё рассчитано на внушение читателю определённого эмоционального впечатления.
Всё должно работать на создание выразительности целого. С этим связаны две противоречивые тенденции. С одной стороны, поэт не избегает простых определений. С другой стороны, утонченная и изощренная книжно-поэтическая живопись, а также напряженность психологических состояний. А теперь, ознакомившись в целом с тенденциями поэзии юного творца, мы приступим к анализу стихотворения Лермонтова «Парус».
История создания В 1832 году М. Лермонтов из Москвы уезжает в северную столицу, чтобы поступить в университет. Но ему не засчитывают два года обучения в Москве. Поэтому он колеблется: надо ли ему связывать свою жизнь с армией. Он много размышляет, прислушиваясь к советам родственников.
Гуляя на берегу Финского залива, он видит парусный флот и отдельно стоящие корабли. Появляются вдохновенные строки короткого стихотворения М. Лермонтова «Парус», анализ которого мы начали. Тематика стихотворения Это философско-лирическое произведение, в которое включён пейзаж. В голубом тумане моря автор видит, на фоне светлых лазурных волн, под лучом солнца, одинокий парус.
Пейзаж в стихотворении — это внутренний мир человека. Далее мы разовьем эту мысль поэта и рассмотрим стихотворение Лермонтова «Парус». Анализ коротко разберёт все элементы произведения. Тема, идея стихотворения Что значит море для поэта? Бурные житейские волны.
А парус — это он сам, неприкаянный и не решивший, что ему делать. Одиночество в мире чиновников, большого света, куда он стремится, и где его не принимают, — это главная мысль, которая занимает молодого человека. Он во всём желает совершенства, но этого никто не оценивает. В Николаевскую эпоху, после декабрьского восстания, большинство дворян до дрожи боится в чём-либо противоречить императору. Мятежный дух поэта прорывается в стихотворении «Парус», который ищет бурь, не боясь их.
То есть для Лермонтова, столкновение с миром чиновников неизбежно как неотвратимы и штормы, которые парус не просто встретит на своём пути, а даже найдёт их. Он отыщет свою высокую цель, ради которой имеет смысл жить, преодолевая все помехи и препятствия на своём пути. Мы продолжаем анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Парус». Композиционное построение В стихотворении всего три строфы. Каждая из них начинается описанием пейзажа, который постоянно меняется: он то спокоен, то разыгрывается ветер и под ним гнётся мачта, то вновь море успокаивается, сияет лазурью, и пробивается луч солнца.
В каждой строфе мы видим автора, с волнением наблюдающего за парусом. Он задаётся вопросами, которые связаны с психологически неустойчивым состоянием поэта. Образы Автор в своём произведении использовал аллегорию. Жизнь обозначена, как образ моря, то спокойного, то бурного. Оно символизирует тернистые, запутанные, суровые пути.
Парус — это символ человека с его проблемами, поисками, устремлениями. Так возникает конфликт между человеком и жизнью, в которую он брошен, и смыслом, который он хочет найти. Художественные средства автора Продолжая анализ стихотворения М. Лермонтова «Парус», мы рассмотрим художественные приёмы автора. Произведение написано четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмой.
Поэт применяет инверсию парус — одинокий, море — голубое , антитезу кинул — ищет, страна — далёкая, край — родной , олицетворение волны играют, ветер свищет , обилие глаголов. Все это усиливает впечатление от стихотворения. Лингвистический анализ текста стихотворения Лермонтова «Парус» Мы уже упоминали, что всё стихотворение построено на противопоставлениях. Пейзажные двустишия сталкиваются с психологическими. Антитезой также служит пара море бытийное и парус, под которым понимается человек, который борется с препонами жизни.
Для усиления выразительности применена, кроме уже упомянутых средств, анафора «что ищет», «что кинул». Большое количество глаголов выражают динамику, изменчивость природы и паруса. Особо напряжена вторая строфа. Всё живо: природа, море, парус.
Сам поэт несерьёзно отнёсся к произведению, не включил его в свой сборник сочинений 1840 года. Интересен тот факт, что у Лермонтова есть акварельная работа, на которой изображено небольшое парусное судно в шторм, она также написана в период с 1828-1832. Она является полноценной иллюстрацией, художественным комментарием к тексту. Тема Тема одиночества и неопределённости, поиска, загадочности человеческой души. Парус в стихотворении символизирует жизнь молодого поэта, его внутренний мир.
Главная мысль — человеческой натуре свойственны страсти, желания, одиночество, поиск себя, тяга к тому, что может быть опасно. Идея — автор показывает одиночество и мятеж внутреннего мира творческого человека, самого себя. Главный герой — образ паруса — человеческой натуры, ищущей своё место, рвущейся в неизвестность. В минуты отчаяния люди склонны к мятежу, поиску, риску, это следствие неизвестности. Автор делает акцент на то, что человеку, обуреваемому жизненными невзгодами, не дано знать, что ему во благо, а что — нет. Композиция Произведение состоит из трёх строф, объединённых пейзажными мотивами и внутренними переживаниями лирического героя. Жанр Лирическая новелла: в стихотворении сочетаются философские размышления и пейзажи. Это стихотворение — образец романтического стиля в русской литературе 19 века. Стихотворный размер: четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой.
Что кинул он в краю родном?.. Поэтический синтаксис представлен последней строкой стихотворения, где лирический герой восклицает» «Как будто в бурях есть покой! Юный поэт еще только начинал свой творческий путь. Тем не менее, в произведении он уже затрагивает серьезные философские вопросы, разработкой которых будет заниматься в течение всей жизни. По жанру «Парус» является лирическим стихом. Его тема непосредственно связана с реальным событием в жизни Лермонтова. В возрасте семнадцати лет поэт бросает учебу в Московском университете и переезжает в Петербург, где под давление бабушки поступает в школу прапорщиков.
По композиции стихотворение представляет собой расчлененный символический образ, данный в развитии. В стихотворении три строфы. Каждая состоит из двух различных по своему характеру частей: первый и второй стихи строчки воссоздают предметный образ меняющуюся картину моря и паруса , а третий и четвертый - мысли и переживания лирического героя. Если прочитать стихотворение по-иному: сначала первые два стиха каждой строфы, а потом два заключительных стиха, то исчезнет переживаемое напряжение. Несмотря на то, что стихотворение представляет собой лирическую миниатюру, его образная структура дана в развитии: картину моря и далеко плывущего в голубом тумане паруса сменяет изображение надвигающейся бури.
Её в стихотворении олицетворяет образ бури. Кроме того, не случайно автор считает лирического героя мятежным, ведь его действия противоречат общепринятым традициям. Он желает покорять новые горизонты, ищет приключений. Главная мысль стихотворения — поиск своего предназначения. Одинокий парус не видит спасения в безмятежном покое и решается вступить в бой со стихией. Он не чувствует себя удовлетворённым в лазури и солнце и пытается найти себя в обратном. Средства художественной выразительности Одним из основных приёмов, используемых в стихотворении, является антитеза. Противопоставляется многое: покой — буря, далекая страна — родной край. А также имеются противоположные действия: ищет — кинул. В образе паруса большое значение имеют эпитеты: одинокий, мятежный. Встречается немало инверсий, например, во втором стихе первого катрена. Велика роль пунктуации в этом произведении. Для раннего романтизма характерна недосказанность, умолчание некоторых мыслей, что выражалось многоточиями. Этот же приём Лермонтов использует во вторых строках каждого катрена. Взволнованный характер придают риторические вопросы и восклицания. Не обходится и без олицетворений. Для этого тропа особенно значима роль глаголов: играют волны, свищет ветер, кинул, ищет, бежит, просит о парусе. Кроме того, всё стихотворение целиком можно считать аллегорией жизни человека, пытающегося найти смысл бытия. Это внутренний монолог, где образ паруса символизирует самого молодого поэта, отражает поиск своего места в жизни, стремление к неизвестности. Краткий анализ Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Парус. История создания — стихотворение было написано в 1832 году на берегу Невы в Петербурге. Тема — одиночество, неизвестность, душевный мятеж. Композиция — три четверостишия, объединённых морскими пейзажами и душевными переживаниями лирического героя. Жанр — лирическое стихотворение. Образец романтического стиля в поэзии.
Лермонтов Парус: главные герои. Какова главная мысль рассказа?
Идея стихотворения заключена в размышлениях поэта о причине, которая заставляет парус в одиночестве уплывать из родного края, искать бури. Стихотворение «Парус» было написано в 1832 году. Поэтому, ключевыми темами стихотворения Лермонтова «Парус» можно выделить: тему одиночества и тему поиска смысла жизни.