Главная Новости Общество Сегодня в русской православной церкви день памяти Преподобного Евфимия Великого. Тропарь преподобному Евфимию Великому, глас 4. Тропарь преподобному Евфимию Великому, глас 4. Евфимий Великий родился в знатной семье в Малой Армении, в городе Мелитена. Не хотел Евфимий от княжьего стола к делам духовным возвращаться, советы давал и посредничать спешил.
Ефим Зимний: почему 2 февраля лучше ничего не терять и не подбирать
Преподобный Евфимий Великий - Радио ВЕРА | Анализируя Житие преподобного Евфимия Великого, мы можем сделать вывод о том, что он был несомненно велик, как Антоний и Макарий. |
Ефимов день. Что можно и что нельзя делать 2 февраля 2024 года | Аргументы и Факты | Несмотря на недуг, святитель Евфимий во все дни первой седмицы Великого поста ходил на соборное служение. |
ЕВФИМИЙ ВЕЛИКИЙ (377-473) | Подобно Антонию Великому в Египте, святой Евфимий[1] несколькими десятилетиями позже стал вдохновителем и основоположником широкого монашеского движения. |
Использованные материалы
- Наши сообщества
- ЕВФИМИЙ ВЕЛИКИЙ - Древо
- Традиции в день святого Евфимия Великого 2 февраля
- Смотреть ещё
- Прп. Евфимия Великого
ЕВФИМИЙ ВЕЛИКИЙ (377-473)
Так Евфимий стал исполнять Божественное поручение. Однажды во время всенощной воскресной службы на алтарь спустился огонь и осенил Евфимия и диакона рядом с ним. Это был Божественный дар, который принял Евфимий, по которому он мог ясно отличать тех, кто готов к Причастию, от тех, на ком это Таинство ложится как осуждение своей грешной души. Известно еще одно чудо. Евфимий отличался гостеприимством в своей лавре и подавал все каждому, кто просил об этом. В один день в лавру явились порядка 400 паломников, желавших увидеть Евфимия, и для них нужно было найти пропитание. Великий инок усердно помолился Господу и попросил после молитвы сходить диакона в кладовую, где лежали припасы хлеба. И вместо малого количества там оказалось столько довольствия, что все паломники были накормлены и могли еще прокармливаться целых 3 месяца. Евфимий Великий также был сторонником и защитником истинного Православия. Во время III и IV Вселенских соборов широкое распространение получало еретическое учение монофизитов, которые считали, что у Христа лишь Божественная природа, тогда как человеческая была поглощена или вовсе отсутствовала. Но на это Евфимий возражал и отстаивал две природы Иисуса Христа, и своим примером святости, подобно Антонию Великому, доказывал и убеждал в истинности православной христианской веры.
Так, несколько десятков лет своей жизни Евфимий вел отшельнический образ жизни и познавал Святые Христовые Тайны. Перед смертью ему пришло видение о том, как и когда он умрет. Евфимий смиренно принял это, и перед своими учениками и ставленниками в своей лавре распорядился воздвигнуть здания, создав тем самым общежительный монастырь.
Также Евфимия относят к столпам пустынножительства. Святой известен своим даром исцеления и изгнания бесов. Если вы нуждаетесь в молитвенной помощи, подайте записку на молебен ко всем святым с помощью службы «Елицы записки».
Его появление на свет было долгожданным по усердным молитвам родителей. А божественное видение предвещало новорожденному великое будущее. В трехлетнем возрасте мальчик остался без отца, и мать, стремясь исполнить обет о посвящении сына Богу — отдала ребенка на воспитание в храм. Димитрий Ростовский проводит параллель между этим событием и посвящением Анной своего сына, будущего пророка Самуила, Богу 1 Цар. К 28-ми годам Евфимий прошёл все степени церковных должностей, начиная со чтеца и заканчивая саном иерея. Также он совершал надзор за близлежащими монастырями.
Однако молодой инок тяготился должностью настоятеля и мечтал об уединении и безмолвии. В возрасте 29-и лет Евфимий совершил тайное паломничество в Иерусалим. Там он пришёл в Фаранскую лавру, а через 5 лет, желая еще большего уединения, удалился в пустыню со своим другом Феоктистом.
Но бывает, покаяние не только искупает все его ошибки, но именно на нем Господь являет очевидное чудо прощения. Симфония или какофония?
В Великом Новгороде, где республику возглавлял архиепископ, которого горожане сами себе выбирали на вече, так и представляешь себе идиллию: весь город — одна церковная община, все горожане — братья и сестры во Христе, все живут по заповедям, решают все сообща на вече, где Vox populi, vox Dei Глас народа — глас Божий. И все их успехи — милость Божия, а неудачи и бедствия — вразумление и наказание за грехи. Вот только на деле история Новгорода — это постоянные междоусобия и смуты. Политическую власть реально держал в своих руках Боярский совет, или Совет господ: нажимая на бедноту, бояре всегда проводили через вече необходимые им решения. Понятно, такая зависимость раздражала свободную чернь, вечевая толпа часто ополчалась против бояр, и «худые мужики» начинали бить и грабить своих «лучших» людей.
В конце концов началась настоящая гражданская война — только в начале XV века в городе произошло более 20 кровавых столкновений. Типичный пример: 1418 год, некий бедный купец Степанко на вече обвинил боярина в мошенничестве и вздувании цен, толпа черни этого боярина сначала избила до полусмерти, а потом сбросила с моста.
На тридцатом году своей жизни тайно ушел из города и направился в Иерусалим, где, поклонившись святым местам, удалился в Фаранскую лавру. Там, найдя вне монастыря уединенную пустую хижину, поселился в ней, добывая пропитание плетением корзин.
Неподалеку подвизался преподобный Феоктист. Оба имели одно стремление к Богу, одну волю, одну цель. К отшельникам начали стекаться люди, искавшие духовной пользы. Постепенно возникло монашеское общежитие.
Управлять возникшим монастырем преподобный Евфимий поручил своему другу Феоктисту, а сам стал духовником братии.
Память преподобного Евфимия Великого
Лицевые рукописи Вел. Новгорода, XV в. Царь и патриарх: Харизма власти в России: Визант. О 3 малоизвестных списках Хроники Георгия Амартола из собр. Новгородские летописи XV в. Руси и слав.
Новгородского музея: Кат. Новгород, 2003; Турилов А. Мастер Яковишко - малоизвестный новгородский книгописец сер. Новгородская архитектура времени архиеп. Новгород, 2006.
Церковь и полит. Новгород, 2007. Турилов, М. Иоанн Богослов. Иоанна Милостивого, прп.
Иоанну Богослову: «Подобием сед, брада аки Иоанна Богослова, подоле повилась, на главе клобук бел, риза святительская, омофор и Евангелие» Филимонов. Иконописный подлинник. Подлинник иконописный. Святые Др. Описание иконографии Е.
Прямоличный образ Е. В пособии для иконописцев 1910 г. Фартусова указано, что он «типа русскаго, глубокий старец, сед, с большою, седою, густою и курчеватою бородой; на голове белый клобук, фелонь крещатая и омофор. Можно писать ему хартию, по житию: Емуже дано будет много, много взыщется от него. Или: Се аз и дети, яже ми дал еси» Фартусов.
Руководство для писания икон. Наиболее ранние известные изображения Е. Георгия о змие» нач. Николай Чудотворец и ап. Личное шитье сохранилось плохо, но различима заостренная к концу борода Е.
На нем белый клобук с золотыми воскрилиями, омофор, крещатые ризы, палица, зеленый подризник; правой рукой он благословляет, в левой покровенной, с перекинутым омофором - Евангелие. Выбор святых, с к-рыми соседствует фигура Е. Кроме того, Е. Иоанн Богослов являлся одним из его небесных покровителей. Маясова связывает исполнение хоругви с мастерской новгородской боярыни Анастасии Овиновой, «переведенной» вместе со мн.
Маясова Н. Фрагмент покрова. В этом году был создан покров на раку Е. На синем шелковом фоне Е. Святитель благословляет десницей, в левой руке держит Евангелие, у него широкая, сужающаяся и слегка раздвоенная на конце борода.
Сочетание золотых и серебряных, красных и синих нитей придает изображению праздничную торжественность. Крупная фигура заполняет весь средник, чем создается ощущение монументальности изображения. Подобные иконографические черты воспроизведены в резной фигуре Е. Почитание Е. Антипов И.
Никольская ц. Вяжищского мон-ря 1438 г. Новгород, 2003. На иконе кон. XVIII - нач.
XIX в. Иоанна Богослова и колокольни; надпись: «Стый Еvфимiи архiепи[с]. Фрагмент иконы «Спас на престоле». Как полагают исследователи, изображения Е. Подобные композиции характерны для пядничных икон, копирующих чтимые в Вел.
Это икона из ризницы Соловецкого мон-ря 2-й пол. ГММК, см. ГММК или ее не менее почитаемого списка кон. Моисея, архиеп. Новгородского», как он известен по 2 иконам: 1337 г.
Фигура отмечена сканым венчиком с эмалью, пояснительная надпись, очевидно, скрыта под окладом. Преображенский отметил стилистическое родство иконы с др. Новгородского Леонида 1571-1575 царевичу Иоанну Иоанновичу и его жене Евдокии Сабуровой, что свидетельствует о создании иконы с образом Е. На принадлежность иконы с образом Е. Александры, дочери Иоанна III.
Из той же описи известно, что в мон-ре была еще одна икона с образом Е. Примечателен сам факт появления фигуры молящегося Е. Собор Новгородских святых. XVII - нач. XVIII в.
На иконе-таблетке 2-й пол. ГВСМЗ, см. В отличие от древнейших изображений Ростовских и Московских святителей Е. Возможно, Е. Не исключено и то, что иконописец просто не располагал сведениями об иконографии Е.
Святой облачен в полиставрион с красными и черными крестами, образующими квадратные конфигурации, в омофор, в шитую золотом, камнями и жемчугом епитрахиль с красными кистями, в красный подризник. Лик Е. Иоанна, за исключением бороды, сужающейся к концу, почти без раздвоения. Таким же образом, без головного убора, Е. ГРМ, см.
Значительный ряд сюжетов с участием Е. В частности, здесь показаны закладка и разрушение каменной ц. Иоанна Златоуста «на воротех» в Вел. Новгороде, вторичное возведение этой церкви, закладка каменной ц. Николая Чудотворца на Вежищах, закладка Е.
Петра «у себя во дворе», благословение крестом посадников на вече, посещение Вел. Новгорода митр. Исидором Греком, обновление ц. Софии и постройка каменной колокольни «на городе на старом месте», обретение мощей свт. Иоанна Новгородского, распоряжение Е.
Владимиру Ярославичу и его матери, возведение ц. Анастасии, встреча в Вел. Новгороде святителем вел. Василия II Васильевича, поставление Е. Спаса Преображения в Русе и др.
На миниатюрах Е. Фрагмент иконы «Собор Новгородских святых». Эмалевая икона. Макария, митр. Благовещенский собор Моск.
Кремля: К 500-летию уникального памятника рус. Его полуфигура расположена в медальоне-полусфере на правой стороне врат в 3-м ряду. Этому типу изображений близки драгоценные дробницы, где с кон. Их использовали для украшения окладов икон и предметов литургического шитья, в частности иконных пелен. На одной из подвесных пелен для икон местного ряда Благовещенского собора Московского Кремля 80-90-е гг.
Подписи к изображениям Е. Ковчеги с частицами св. Моисея, архиепископов новгородских; 3. Иоанна Боровицкаго; 4. Христофора мученика, в к-ем в 1-м месте часть ризы и поясок Евфимия архиепископа…» Опись имущества Софийского собора 1783 г.
Новгород, 1993. Гордиенко, Г. Иконы Е. По-видимому, довольно старая «штилистовая» размер большой пядницы икона Е. Иоанна Богослова опись 1749 г.
Здесь икона составляла комплекс с изображениями великих святителей Вост. Церкви: епископов Афанасия и Кирилла Александрийских, архиеп. Николая Мирликийского.
Лавра вначале была бедна, но преподобный твердо уповал на Бога, могущего ниспослать людям всё необходимое. Однажды в Лавру пришло около 400 человек путников — армян из Иерусалима, которые были голодны. Увидев это, преподобный Евфимий призвал эконома и велел ему накормить странников. Эконом ответил, что в монастыре нет такого количества пищи.
Преподобный, однако же, настаивал. Придя в помещение для хранения хлеба, эконом нашел в нем множество хлебов. То же произошло с вином и елеем. Путники ели во славу Божию, насытились, и после этого остался еще трехмесячный запас пищи для братии. Так Господь сотворил чудо по вере святого Евфимия. Однажды один из иноков отказался исполнить назначенное ему послушание. Несмотря на то, что преподобный, призвав его, убеждал повиноваться, инок упорствовал.
Тогда преподобный громко воскликнул: "Увидишь, что бывает наградой за неповиновение! Братия стала просить за него авву, и тогда преподобный Евфимий исцелил непокорного, который, придя в себя, просил прощения и обещал исправиться. Господь любит послушание больше жертвы, а непослушание приводит к смерти". Два брата в обители святого Евфимия тяготились суровым образом жизни и задумали бежать. Провидя духом их намерение, преподобный призвал их и долго убеждал оставить пагубное намерение. Он говорил: "Не следует слушать мыслей, вселяющих печаль и ненависть к месту, в котором живем, и внушающих желание перейти на другое место. Пусть инок не думает, что, перейдя в другое место, он достигнет чего-либо хорошего, так как доброе дело достигается не местом, а твердой волей и верою.
И дерево, которое пересаживают часто на другое место, не приносит плодов". Преподобный Евфимий радовался утверждению православия и скорбел об архиепископе Антиохийском Иоанне, который, будучи православным, защищал Нестория. В 451 году в Халкидоне состоялся IV Вселенский Собор против ереси Диоскора, который, в противоположность Несторию, утверждал, что в Господе Иисусе Христе одно лишь естество — Божеское, поглотившее в воплощении естество человеческое так называемая ересь монофизитов. Преподобный Евфимий принял исповедание Халкидонского Собора и признал его православным. Весть об этом быстро распространилась среди иноков и пустынников, и многие из них, ранее неправо веровавшие, по примеру святого Евфимия приняли исповедание Халкидонского Собора. За свою подвижническую жизнь и твердое исповедание православной веры святой Евфимий получил наименование Великого.
Постепенно возникло монашеское общежитие, несколько иноков пришло из Фаранской обители, среди них Марин и Лука.
Управлять возникшим монастырем преподобный Евфимий поручил своему другу Феоктисту, а сам стал духовником братии. Он наставлял свою братию: «Знайте, что желающим проводить иноческую жизнь следует не иметь своей воли, всегда находиться в послушании и смирении, а в уме иметь память смертную, бояться Суда и огня вечного и желать Царства Небесного». Юным инокам преподобный заповедовал с внутренним Богомыслием соединять телесный труд. Слава о чудесах, совершаемых преподобным Евфимием, быстро распространялась. Отовсюду стали стекаться люди, приводя с собою больных, получавших исцеление. Будучи не в силах сносить людскую молву и славу, преподобный тайно ушел из монастыря, взяв с собой только ближайшего ученика Дометиана. Он удалился в пустыню Рува и поселился на высокой горе Марда, около Мертвого моря.
В поисках уединения преподобный углубился в пустыню Зиф и поселился в пещере, в которой некогда скрывался святой царь Давид. Там преподобный Евфимий основал монастырь, а в самой пещере Давидовой устроил церковь. В то время преподобный Евфимий отвратил многих иноков-пустынников от манихейской ереси, творил чудеса, исцелял больных и одержимых бесами. Преподобный Евфимий не хотел ни иметь кого-либо поблизости, ни устраивать киновию или лавру, но Господь в видении повелел ему не отгонять приходящих к нему ради спасения души. Через некоторое время около него опять собрались братия, и он устроил лавру по образцу Фаранской лавры. В 429 году, когда преподобному Евфимию было 52 года, Иерусалимский Патриарх Ювеналий освятил лаврскую церковь и поставил обители пресвитеров и диаконов. Лавра вначале была бедна, но преподобный твердо уповал на Бога, могущего ниспослать людям всё необходимое.
Однажды в лавру пришло около 400 человек путников — армян из Иерусалима, которые были голодны. Увидев это, преподобный Евфимий призвал эконома и велел ему накормить странников.
Также он совершал надзор за близлежащими монастырями. Однако молодой инок тяготился должностью настоятеля и мечтал об уединении и безмолвии. В возрасте 29-и лет Евфимий совершил тайное паломничество в Иерусалим.
Там он пришёл в Фаранскую лавру, а через 5 лет, желая еще большего уединения, удалился в пустыню со своим другом Феоктистом. Они поселились в пещере, которую позднее превратили в церковь, а рядом была основана киновия общежительный монастырь. Евфимий Великий стал для иноков духовным врачом, побуждал их к труду не только духовному, но и телесному. Он учил сохранять молчание во время богослужений и трапезы. Известна история о том, как авва исцелил сына арабского военачальника.
Юноша по имени Теревон был одержим бесом, и вся правая сторона его тела иссохла. Однажды во сне ему привиделся преподобный, который обещал выздоровление. Приехав в пустыню и получив исцеление, юноша уверовал во Христа. Евфимий крестил Теревона и всех арабов, пришедших с ним, а также наставил их в вере христианской.
Сегодня исполняется 560 лет со дня кончины преподобного Евфимия Новгородского
Православные 2 февраля вспоминают Евфимия Великого. Он известен как один из основателей общежительного монашества. Преподобный Евфимий Великий, память которого совершается 2 февраля, умер в этот день в монастыре Иерусалима. Мы сегодня чествуем память преподобного Евфимия Великого, который прожил 97 лет и большую часть жизни провел в Иудейской пустыне.
Евфимий I (Вислень)
ЕВФИМИЙ II | Мощи преподобного Евфимия Великого находились в его монастыре в Палестине (в XII веке их видел русский паломник игумен Даниил). |
Преподобный Евфимий Великий - житие и молитвы | Записки Елицы | Неделя о Закхее, преподобный Евфимий Великий, преподобный Евфимий Сянжемский, православный календарь. |
Преподобный Евфимий Великий (473) | Жития святых. Аудио | Православное Закамье | Суд над Евфимием состоялся по инициативе Тверского великого князя Михаила Александровича, который в 1390 г. |
ПРЕПОДОБНЫЙ ЕВФИМИЙ ВЕЛИКИЙ / СВЯТОЙ ДНЯ
Скончался преподобный Евфимий Великий на 97-м году жизни в окружении любящих и благодарных духовных детей. Икона "Преподобный Евфимий Великий" значение, о чем перед ней молятся? Евфимий Великий стал для иноков духовным врачом, побуждал их к труду не только духовному, но и телесному. Преподобный Евфимий Великий, иеромонах (день памяти: 2 февраля). Дивный и преславный угодниче Христов, великий отче Евфимие, от святаго чертога, идеже ты со всеми святыми ликуеши, призри на нас, во мраце жития сего сущих, и научи ны презирати. Епископ Луховицкий Евфимий, викарий святейшего патриарха московского и всея руси.
ЕВФИМИЙ ВЕЛИКИЙ (377-473)
Преподобный Евфимий Великий, память которого совершается 2 февраля, умер в этот день в монастыре Иерусалима. Неделя о Закхее, преподобный Евфимий Великий, преподобный Евфимий Сянжемский, православный календарь. День памяти преподобного Евфимия Великого 2 февраля Русская православная церковь чтит память Евфимия Великого, который был родом из города Мелитины в Армении. Всю свою жизнь искал Евфимий Великий единственного – угождения Господу Богу, и озарил его Своими дарами Господь. К другим дарам, которые приобрел великий авва Евфимий, ему даровано было и предведение дня своей кончины. О преподобном Евфимии узнал архиепископ Симеон и, призвав его к себе, назначил на должность эконома архиепископского дома.
Лидеры продаж
- Сегодня исполняется 560 лет со дня кончины преподобного Евфимия Новгородского - 53 Новости
- Преподобный Евфимий Великий - 2 Февраля 2023 - Храм Вознесения в Сатино-Русском
- День памяти Евфимия Великого: какого числа, история жизни святого, о чем ему молятся
- Преподобный Евфимий Великий - житие и молитвы | Записки Елицы
2 февраля — день памяти преподобного Евфимия Великого
Православные христиане 2 февраля отмечают церковный праздник почитания святого иеромонаха Евфимия Великого. Евфимия Великого). День памяти преподобного Евфимия Великого 2 февраля Русская православная церковь чтит память Евфимия Великого, который был родом из города Мелитины в Армении. Евфимия Великого (473), в Благовещенском соборе монастыря совершилась Литургия свт. По окончании Литургии было совершено величание преподобному Евфимию Великому, после чего архимандрит Павел (Кривоногов) передал наместнику монастыря поздравление. Не хотел Евфимий от княжьего стола к делам духовным возвращаться, советы давал и посредничать спешил.