Однако в Баку гуманитарный жест восприняли в соответствии с собственным извращенным пониманием действительности. Одновременно Баку обрушился с обвинениями на Ереван в том, что кабмин Армении препятствует мирному процессу в регионе. Граждане Армении, протестующие против делимитации границы с Азербайджаном, перекрыли тракторами движение по межгосударственной автодороге Армения — Иран в районе города.
Ситуация в Нагорном Карабахе обострилась: что говорят Ереван и Баку
Пресс-секретарь Д. Песков сообщил, что Армения готова установить межгосударственные отношения с Азербайджаном в соответствии с принципами, предложенными Москвой. Пашиняна и И. Алиева и В. Путина состоялись в Сочи 31 октября тогда же там же состоялись двусторонние встречи президента РФ с лидерами Азербайджана и Армении [156] [157] [158] Анализ событий[ править править код ] По мнению Сета Францмана из « The Jerusalem Post » нападения на Армению представляют собой опасную эскалацию. Аналитик отмечает, что несмотря на то, что азербайджанские и турецкие СМИ утверждают, что Армения виновата в столкновениях, факты и отчёты говорят, что именно Азербайджан инициировал столкновения. Фрицман предполагает, что именно Турция подтолкнула Азербайджан к атакам на Армению, одной из целей которой является создание кризиса, в котором Армения может быть представлена как часть системы альянса с Россией, что позволит Турции изображать из себя члена НАТО , поддерживающего своего союзника — Азербайджан. Москва не может поддержать Армению из-за своего « ослабленного состояния » и ей будет предложено заставить Армению пойти на уступки в обмен на новые сделки между Россией и Турцией [10]. Азербайджанский проправительственный [159] политолог Фархад Мамедов полагает, что Армения пошла на провокацию, чтобы сорвать встречу глав МИД Армении и Азербайджана , которая должна была состояться до конца сентября, и встречу президента Азербайджана с премьер-министром Армении в Самарканде на саммите Шанхайской организации сотрудничества 15—16 сентября, в ходе которых должны были быть приняты решения по мирной повестке. Мамедов назвал произошедшее сигналом, касающимся процесса по делимитации азербайджано-армянской границы, а также сигналом о том, что «демилитаризация Карабаха тоже не за горами» [160].
Армянский эксперт Татул Акопян считает, что Азербайджан, понимая, что в результате поражения Армении в войне 2020 года баланс сил в регионе нарушен, стремится посредством давления на Армению добиться своих целей, коими являются разоружение Армии обороны непризнанной НКР, открытие « Зангезурского коридора » и скорейшее подписание мирного договора на своих условиях [160]. По мнению Арифа Юнуса , историка Карабахского конфликта, Азербайджан воспользовался моментом и нанёс удар по Армении в то время, когда мир занят войной на Украине. Юнус считает, что Азербайджан требует от Армении выполнения предложенных ранее Азербайджаном пяти пунктов, заключающихся во взаимном признании суверенитета и территориальной целостности, во взаимном подтверждении отсутствия территориальных претензий, в отказе от применения угроз и силы, в делимитации и демаркации государственной границы и в открытии транспортных коммуникаций [9]. Старший научный сотрудник Фонда Карнеги за международный мир Пол Стронски допускает, что Азербайджан воспользовался отвлечённостью России и Запада, связанной с Украиной, и перешёл в наступление на Армению, выбрав подходящее время и решив использовать возможность изменить ситуацию на поле. Одной из целей Азербайджана Стронски приводит связь Нахичеванской Автономной Республики с остальной частью Азербайджана. Он также считает, что в контексте неудач России на Украине, данное столкновение поставило перед армянами вопрос, является ли Россия её союзником и есть ли у неё способности защитить её [11]. Старший научный сотрудник европейского филиала Фонда Карнеги Томас де Ваал считает, что озабоченность России войной и её кажущаяся слабость помогли дестабилизировать ситуацию на Кавказе , поскольку «неудачи на Украине ограничили способность России проецировать силу на соседние страны». Согласно де Ваалу, у азербайджанцев ещё есть незаконченные дела с армянами и прямо сейчас они чувствуют, что находятся в лучшем положении, чтобы использовать как дипломатию, так и силу, чтобы получить эти вещи [12]. Военные действия Азербайджана в Армении серьезно подорвали шансы на урегулирование конфликта, считает де Ваал [161].
Cтарший директор программы национальной безопасности из Центра американского прогресса Макс Хоффман полагает, что Азербайджан пытается воспользоваться «кажущейся ограниченной способностью России к силовому вмешательству» и заставить армян быстрее сдать территории. С ним согласен Лоуренс Броерс, специалист по конфликтам на Южном Кавказе, который связывает столкновения со стремлением Азербайджана навязать своё видение мирного соглашения [13]. По словам последнего «наблюдается крах репутации России как покровителя и поставщика безопасности в регионе, что в свою очередь создало окно возможностей для Азербайджана» [14]. Международная кризисная группа ICC опубликовала материал, в котором авторы считают, что эскалации способствовали несколько возможных факторов. Во-первых, Азербайджан может воспользоваться войной России на Украине , которая отвлекла не только Москву , но и Париж и Вашингтон , которые являются сопредседателями Минской группы ОБСЕ группа стран-членов ОБСЕ , возглавляющая поиск путей мирного урегулирования Карабахского конфликта. Поскольку все сопредседатели смотрят в другую сторону, Баку воспользовался моментом, чтобы улучшить стратегическую карту в свою пользу и лучше позиционировать себя для урегулирования нагорно-карабахского конфликта.
Непосредственным поводом к нему послужило сообщение о новом нарушении режима прекращения огня, которое произошло накануне днем. Как обычно, противники обвинила в нарушении друг друга. Выступая на митинге госминистр Нагорного Карабаха Арцаха Гурген Нерсисян, в том числе, заявил: «Народ Арцаха оказался перед угрозой своему физическому существованию с 15 июня, когда Азербайджан полностью заблокировал Лачинский коридор и лишил народ Арцаха ограниченных гуманитарных поставок». Любопытно, что в четверг же 13 июля, на саммите НАТО в Вильнюсе президент Турции Эрдоган назвал дату ухода российских солдат миротворческого контингента из Карабаха: «Соглашение заключается в том, что российские миротворцы останутся на указанных местах до 2025 г. В 2025 г. РФ покинет эту территорию. И я верю, что РФ будет придерживаться данного соглашения. Мой брат Ильхам Алиев внимательно следит за этим вопросом».
В ходе конфликта в 1992-1994 годах его заняли силы Азербайджана. Ранее Пашинян оценил шансы подписания мирного договора с Азербайджаном. Согласно информации на сайте компании, распространяемая информация не соответствует действительности, все торги по реализации авиационной техники проведены в соответствии с законодательством, при этом иностранные компании к торгам не допускались. Отмечается, что списанная техника ликвидируется и вывозится с территории предприятия только в виде лома цветных металлов. Ранее Австралия отказалась отдать старые вертолеты для ремонта и передачи Киеву и предпочла их утилизировать. Во-первых, развенчан миф о неуязвимости западного оружия; а во-вторых, передовые технологии ВПК альянса попали в руки россиян, считает военкор Евгений Поддубный. Как отмечает Поддубный в своем Telegram-канале , демонстрация подбитой иностранной бронетехники прямиком указывает на участие НАТО в боевых действиях на Украине.
Не публикуются плохо оформленные нечитаемые пресс-релизы: сплошной нечитаемый текст; текст, без разбиения на абзацы; злоупотребление форматированием; чрезмерное количество ссылок в тексте. В случае нарушения одного или нескольких правил, редакция оставляет за собой право не публиковать пресс-релиз на сайте. Технические требования к тесту пресс-релиза. Объем — до 3000 знаков. Допустимый минимальный размер изображения в тексте пресс-релиза - 240x150 px, для анонса пресс-релиза на главной странице — 80Х50 px, допустимые расширения: jpg,jpeg,gif,png, максимальный размер файла: 2 мегабайта. Размещение контактной информации о вашей компании в текстовом формате.
Рассылка новостей
- Новости к завтраку: операция Баку в Нагорном Карабахе взорвала Ереван
- Песков призвал Баку и Ереван продолжать контакты для «общей разрядки»
- Новости к завтраку: операция Баку в Нагорном Карабахе взорвала Ереван
- Баку и Ереван обсудили обмен анклавами
- В Армении нарастают акции протеста против делимитации границы с Азербайджаном
«Шансов нет». Баку начал последнюю фазу карабахской войны с расчистки неба
В Москве сразу отстранились от причастности к переговорам по Тавушской области и ответственности за их последствия. Так как посредниками при достижении этих договоренностей выступали США и страны Евросоюза, они и должны разбираться с результатами своей работы. Вместе с тем российские власти подчеркнули, что вопросами делимитации нужно заниматься в спокойной и конструктивной манере, не прибегая к запугиванию населения. Россия может помочь наладить этот процесс. Тем временем заместитель официального представителя Госдепартамента США Ведант Патель заявил, что Вашингтон продолжает активно сотрудничать со всеми заинтересованными сторонами по вопросу армяно-азербайджанского урегулирования. Так он ответил на вопрос о степени необходимости срочного проведения границ в регионе для предотвращения эскалации конфликта. Когда именно будет решен вопрос передачи Азербайджану «неэксклавных сел», пока неизвестно. В Ереване утверждают, что на спорных участках необходимо определить, откуда начинается территория Армении, и это должно быть сделано на основе документов, имеющих правовую силу. Между тем американская аналитическая компания Stratfor считает, что армянские власти продолжат уступать требованиям соседей. По мнению аналитиков, Армения испытывает страх перед военной мощью Азербайджана.
Впрочем, передачу сел там все-таки связывают с прогрессом в делимитации границы.
Соотношение сил В Ереване, как уже говорилось, официально заявили о том, что ВС Республики Армения не принимают участия в военных действиях в Арцахе армянское название Нагорного Карабаха.
Минобороны Армении заверило, что границам страны ничего не угрожает. Отказ Армении от участия в конфликте не оставляет силам НКР никаких шансов на победу, сказал ИА Регнум военный эксперт, офицер танковых войск запаса Александр Михайловский. Но опыт войны сентября — ноября 2020-го показал, что на фронте некому воевать кроме добровольцев-ополченцев, то есть мужчин в возрасте, и солдат срочной службы без какого-либо опыта, отметил Михайловский.
И это притом что тогда в конфликте участвовали вооружённые силы Армении», — заметил эксперт. Вооружённые формирования НКР до сих пор являются «сплавом» добровольцев и солдат срочной службы, в то время как Вооружённые силы Азербайджана имеют в составе кадровые подразделения с боевым опытом. Азербайджан превосходит НКР в воздухе, за полным отсутствием у местных сил авиации как таковой.
Аналогичная ситуация по тяжёлым артиллерийским системам, ракетным комплексам — их у НКР также нет. Серьёзное преимущество в дальности ведения огня позволяет азербайджанским артиллеристам вести эффективную контрбатарейную борьбу, оставаясь недосягаемыми для противника. По танкам Азербайджан имеет перевес в соотношении 2:1.
Стоит отметить, что предыдущий конфликт в Карабахе показал, что бронетехника без помощи ПВО, легко уничтожается беспилотниками. Численность личного состава «Армии обороны Арцаха» оценивается в 20—30 тысяч человек при 50 тысячах личного состава сухопутных сил Вооружённых сил Азербайджана, к которым также примыкают формирования Внутренних войск МВД Азербайджана до 10 тысяч человек и пограничных войск до 5 тысяч человек. Не в пользу НКР говорит и соотношение потерь военной техники в войне 2020 года.
За 44 дня боевых действий Вооружённые силы Армении и непризнанной Нагорно-Карабахской Республики потеряли 198 единиц военной техники, а армия Азербайджана — 101 единицу по данным портала Lostarmour. Таким образом, Азербайджан имеет серьёзное преимущество над противником, что позволяет вести успешные наступательные действия. Кроме того, Азербайджан имеет на вооружении современную военную технику, в то время как силы Нагорно-Карабахской Республики используют только советские запасы.
В принципе. Много лет никаких больших закупок».
Еще в прошлом году Армения предлагала Азербайджану варианты возможного прохождения и порядка функционирования Зангезурского коридора, но они категорически не устроили Баку. В советское время там и так проходила железная дорога и строилась автомобильная дорога», — заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев в начале этого года. Кроме того, он в категорической форме потребовал, чтобы транзит по территории Армении осуществлялся без каких-либо проверок.
Если маршрут не будет открыт, мы не откроем границу с Арменией», — пообещал Алиев. Но по всей видимости, Пашинян лишь тянул время, надеясь перевооружить свою армию с помощью Франции. Поставки французских вооружений в Армению начались летом 2023 года, и, по словам министра обороны Франции Себастьена Лекорню, уже поставлены бронемашины «Бастион» и готовятся к отправке системы ПВО и радаров GM200, позволяющие обнаруживать самолеты на расстоянии до 250 км. Ранее газета Le Figaro сообщала о соглашении, заключенном Парижем и Ереваном, об обучении армянских военных и поставках французского стрелкового оружия в Армению. Вряд ли Азербайджан, пока еще имеющий огромное военное превосходство над Арменией, будет спокойно наблюдать за тем, как его соперник становится с каждым днем сильнее.
Премьер Армении Никол Пашинян в телефонном разговоре с госсекретарем США Энтони Блинкеном обсудил делимитацию в Тавуше и переговоры с Азербайджаном, сообщила в соцсетях пресс-секретарь армянского премьера Назели Багдасарян. Стороны также обсудили реализацию договоренностей, достигнутых в Брюсселе на трехсторонней встрече 5 апреля.
«Пусть свою еду сами едят». Как Азербайджан договаривается с армянами Карабаха
Следует отметить, что 19 апреля Армения и Азербайджан договорились начать делимитацию с Тавушской области Армении и до 1 июля завершить согласование проекта положения о совместной деятельности комиссий по делимитации.
Отдаление его от политики оказало непосредственное влияние на дальнейшее углубление конфликта, как того хотели армяне. Волна мощного давления После ввода в Баку советских войск 20 января 1990 года и учинения кровавой Январской трагедии Кремль и лично Президент Михаил Горбачев полностью утратили авторитет. Вслед за Баку советские войска совершили убийство гражданских лиц в Нефтчале и Лянкяране. В целом, во время январских событий в стране были убиты 150 человек. Трагедия 20 Января сыграла важную роль в кардинальном изменении отношения азербайджанского народа к СССР и реализации идей национальной независимости.
В то время, как коммунистические руководители Азербайджана не видели коренных изменений, происходивших в национальном сознании народа, общенациональный лидер Гейдар Алиев, прибыв 21 января в постоянное представительство Азербайджана в Москве, выразил решительный протест против предвзятой политики руководства СССР в отношении азербайджанского народа, резко осудил убийство советской армией мирных людей, а затем отказался от членства в Коммунистической партии. Однако из-за того, что комитет опирался на постепенно слабеющие возможности заинтересованной в самосохранении общесоюзной системы, его деятельность с самого начала была обречена на неудачу. После августовских событий 1991 года, полностью подорвавших общесоюзную государственность, деятельность данного комитета стала бессмысленной. Сложившаяся новая политическая реальность свидетельствовала о номинальности советской власти и ее приближающемся конце. Армянская диаспора и армянское лобби, оказывая влияние на ход конфликта, одновременно проводили в странах, где осуществляли деятельность, пропагандистскую работу, опирающуюся на вымышленные притязания, и пытались направить их на урегулирование конфликта в своих интересах. Было очевидно, что Армения, учитывая перспективу распада СССР, пыталась показать, что якобы не является стороной конфликта, и тем самым реализовать свою деятельность по специальному плану для того, чтобы ввести международное мнение в заблуждение.
В ответ на это Верховный Совет Азербайджанской Республики 23 ноября 1991 года ликвидировал статус автономии Нагорного Карабаха. Армения, открыто озвучивавшая до этого территориальные претензии, без объявления войны начала военные действия против Азербайджана. Массовая резня, акты геноцида В период военной кампании армянские вооруженные силы, не делая никаких различий между военными и гражданскими лицами, совершили беспощадное убийство мирного азербайджанского населения в оккупированных районах и городах. Азербайджанцы подверглись этнической чистке и геноциду. Военно-политическое руководство Армении, совершая систематические беспощадные массовые расправы, геноцид против мирного населения в селе Мешели Аскеранского, селах Малыбейли и Гушчулар Шушинского, селе Гарабаглы Ходжавендского районов, городе Ходжалы, селе Агдабан Кяльбаджарского района и других местах, преследовало цель физически уничтожить часть гражданского населения Азербайджана, сломить сопротивление остальной части и очистить регион от азербайджанцев. В ночь с 25 на 26 февраля 1992 года Армения совершила геноцид против азербайджанского населения в Ходжалы.
В итоге были убиты 613 мирных жителей, включая 106 женщин и 63 ребенка. Кроме того, Организация исламского сотрудничества и Тюркский совет также признали эту трагедию как геноцид. Ужесточившаяся в 1993 году военная агрессия со стороны Армении, а также возникшие в Азербайджане угроза гражданской войны, хаос, экономический кризис, паралич государственных институтов поставили страну лицом к лицу с угрозой гибели. Именно в этот критический момент азербайджанский народ увидел спасение в своем гениальном сыне, мудром государственном деятеле, общенациональном лидере Гейдаре Алиеве и доверил ему дальнейшую судьбу страны. Спасительная миссия общенационального лидера Гейдара Алиева Когда общенациональный лидер Гейдар Алиев 15 июня 1993 года по настоятельному требованию народа вернулся к власти, в стране царила сложная обстановка. Общенациональный лидер пришел к выводу, что в урегулировании армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта требуются комплексный подход, учет важных внутри- и внешнеполитических факторов.
Это включало установление общественно-политической стабильности, создание боеспособной регулярной армии, реорганизацию государственных институтов и обеспечение их эффективной деятельности, восстановление экономики и осуществление коренных реформ в управлении, заключение стратегических нефтяных контрактов, обеспечивающих развитие страны на ближайшие десятилетия, и как результат — объединение нации вокруг одной идеи — азербайджанства. К тому времени в результате военной агрессии со стороны Армении армянской армией были оккупированы 20 процентов территории Азербайджанской Республики — город Ханкенди, Ходжалинский, Шушинский, Лачинский, Ходжавендский, Кяльбаджарский, Агдамский, Физулинский, Джабраильский, Губадлинский, Зангиланский районы, а также 13 сел Тертерского района, 7 сел Газахского района и одно село Садаракского района Нахчывана. В результате агрессии Армении более 1 миллиона азербайджанцев оказались в положении беженцев и вынужденных переселенцев, более 20 тысяч азербайджанцев погибли в период военных операций, а свыше 50 тысяч человек стали инвалидами. О последующей судьбе пропавших без вести в результате I Карабахской войны 3890 азербайджанцев, включая 71 ребенка, 267 женщин, 326 стариков, в том числе 872 человек, захваченных в плен и заложники по данным на 1 декабря 2020 года , ничего не известно. В 1988-1993 годах в Карабахе в целом были разрушены 900 населенных пунктов, 150 тысяч домов, 7 тысяч общественных зданий, 693 школы, 855 детских садов, 695 медицинских учреждений, 927 библиотек, 44 храма, 9 мечетей, 473 исторических памятника, дворца и музея, 40 тысяч музейных экспонатов, 6 тысяч промышленных и сельскохозяйственных предприятий, 160 мостов и других инфраструктурных объектов. Конфликт в международных документах Армяно-азербайджанский конфликт, превратившийся в силу своего межгосударственного характера в источник серьезной угрозы для международного мира и безопасности, вызвал серьезные обсуждения в рамках международных организаций, в связи с проблемой был принят ряд важных документов.
Резолюция осудила оккупацию Зангиланского района и поселка Горадиз, нападение на гражданское население и бомбардировку территорий Азербайджанской Республики, потребовала вывода оккупационных сил из Зангиланского района, поселка Горадиз и остальных последних оккупированных территорий. Эти резолюции, принятые Советом Безопасности ООН, выступающим в качестве основного гаранта международного мира и безопасности, в связи с армяно-азербайджанским конфликтом, определили правовую основу политического процесса по урегулированию конфликта на основе норм и принципов международного права. В резолюциях осуждается оккупация азербайджанских территорий, подчеркивается неприемлемость захвата территорий с применением силы, еще раз подтверждаются территориальная целостность, суверенитет и неприкосновенность границ Азербайджана, а также то, что Нагорный Карабах является составной частью Азербайджана, и выдвигается требование о незамедлительном, полном и безоговорочном выводе оккупационных сил со всех захваченных территорий Азербайджана. Документы, принятые в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе ОБСЕ , составляли нормативно-правовую базу и механизм переговорного процесса на основе принципов и норм международного права, резолюций Совета Безопасности ООН. Направив в феврале в Армению и Азербайджан миссию наблюдателей, Комитет высокопоставленных лиц организации принял решение, призвав стороны к миру, а также объявлению прекращения огня и отказу от территориальных притязаний к соседним государствам. На состоявшемся в 1994 году в Будапеште саммите организации было достигнуто соглашение о наращивании усилий в рамках скоординированной деятельности с целью придания импульса процессу урегулирования проблемы и направлении в регион конфликта многонациональных сил для защиты мира, действующему председателю СБСЕ было поручено назначить сопредседателей Минской конференции.
К этим принципам, к которым присоединились все государства-участники ОБСЕ, относятся: 1. Территориальная целостность Азербайджанской Республики и Республики Армения; 2. Правовой статус Нагорного Карабаха, предусматривающий самую высокую степень самоуправления в составе Азербайджана; 3. Гарантии безопасности Нагорного Карабаха и всего его населения, включая взаимные обязательства по обеспечению соблюдения положений урегулирования. Закрепление на Лиссабонском саммите указанных принципов, создание в начале 1997 года нового института сопредседательства Минской группы и назначение России, США и Франции сопредседателями придали импульс переговорному процессу. Сопредседатели выступили с письменными предложениями по урегулированию конфликта.
Летом 1997 года сторонам был представлен проект всеобъемлющего соглашения. Несмотря на конструктивную позицию Азербайджана, Армения отклонила предложение. Во время визита сопредседателей в регион осенью 1997 года сторонам был представлен план «поэтапного урегулирования». Согласно данному плану вначале должны были быть решены вопросы вывода армянских войск из оккупированных районов, возвращения вынужденных переселенцев на свои земли, восстановления средств коммуникации, размещения в регионе миротворческой миссии ОБСЕ, а затем рассмотрен вопрос статуса Нагорного Карабаха. Однако Армения вновь продемонстрировала в переговорном процессе позицию, далекую от конструктивности. Мирная политика Азербайджана, деструктивная позиция Армении В ноябре 2007 года Минская группа разработала предложения по мирному урегулированию конфликта, вошедшие в историю как «Мадридские принципы», сторонам была представлена первая версия документа.
Короткая ссылка 27 апреля 2024, 12:23 Москва выступает за продолжение контактов между Баку и Ереваном, заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков на фоне сообщений о протестах в Тавушской области. РИА Новости «Мы не хотели бы это комментировать. Вы знаете, что мы выступаем за продолжение контактов между Баку и Ереваном.
Армянский премьер-министр Никол Пашинян заявил , что в Нагорном Карабахе закончились товары первой необходимости, в том числе продовольствия. В республику не поступают продукты и лекарства. Также в Ереван не могут перевезти из Степанакерта тяжелобольных пациентов.
Боевые действия в Нагорном Карабахе активизировались 27 сентября 2020 года. Однако в сентябре прошлого года ситуация на армяно-азербайджанской границе вновь обострилась.
Новости Армении и Азербайджана
Как и сообщали наши источники, Баку за столом взял тон столичных властей, обсуждающих проблемы региона. Впрочем, едва ли Баку на полном серьезе когда-либо выставит территориальные претензии Тегерану, если страны е окажутся втянуты в геополитические потрясения. В Баку считают ее действия затягиванием окончательного урегулирования конфликта с Ереваном, а в Армении разочарованы ее сдержанной реакцией как на последние. О том, чем руководствовались Баку и Ереван при подготовке совместного плана действий и что он в себя включает, — в материале РИА Новости. Кроме того, он обьективно прав: сопротивляться блоку Азербайджана и Турции Армения не может, а РФ прочно увязла в Украине и воевать на два фронта она не в состоянии.
Переживёт ли Армения теперь уже политический геноцид
Мой брат Ильхам Алиев внимательно следит за этим вопросом». Это означает, что фактически армяне останутся один на один с Азербайджаном и Турцией, и тогда мечтам о независимости Арцаха уже точно придет конец — в лучшем случае, их ждет жизнь в анклаве, под азербайджанским управлением. Заявление Эрдогана вызвало беспокойство российского политолога Сергея Маркова, который написал в своем канале: «Российские миротворцы находятся в Карабахе по 5-летнему соглашению, заключенному в Сочи в ноябре 2020 года. Заявление Эрдогана первое серьёзное заявление, что Сочинские соглашения не будут продлены. Странно, правда, что это заявляют не Россия и не Азербайджан и не Армения, которые подписали это соглашение. Эрдоган своим заявлением ставит их всех в немного неловкое положение. Хотя наиболее вероятно так и произойдет». Эксперты полагают, что там состоится подписание между Ереваном и Баку некоего рамочного документа.
Через десять лет после захвата власти в результате цветной революции, которая была осуществлена по известным западным политтехнологиям, Пашинян и его команда арестовывают одного из лидеров освободительного движения - второго президента Армении Роберта Кочаряна.
Но заявить, что Нагорный Карабах - это не Армения, он ещё не решается, чем провоцирует Азербайджан, подготовившийся к войне. Креста на нём нет Как известно, Армения - первое в мире государство, принявшее христианство. Именно по Армянской апостольской церкви был нанесён следующий удар. Сразу после прихода к власти Никол Пашинян стал демонстрировать пренебрежение к священнослужителям, настаивал на необходимости разделения церкви и государства, при этом как бы случайно появилось движение «Новая Армения - новый патриарх», устраивавшее акции, направленные против католикоса всех армян Гарегина II. В конце сентября 2019 года премьер выступил уже с прямой угрозой в адрес оппонентов из числа священнослужителей: «Когда мы говорим, что не вмешиваемся во внутренние дела Церкви, некоторые священнослужители из этого делают следующий вывод: "Это правительство не похоже на прежнее, это правительство - слабое, давайте выроем ему яму". Они получат мощный контрудар. Они будут поставлены на колени - и в прямом, и в переносном смысле». Вслед за этим Минобразования предложило проект школьной программы, отменяющий преподавание истории Армянской церкви.
В ответ, уже после поражения в 44-дневной войне с Азербайджаном, Гарегин II призвал Пашиняна «взять на себя ответственность и сложить полномочия премьер-министра, чтобы не допустить потрясений, возможных столкновений и трагических последствий». Но на демократов критика, как известно, не действует, а вот взаимоотношения церкви и премьера окончательно расстроились. Похоже, навсегда. Также и с геноцидом, признания осуждения которого армяне всего мира требуют уже больше ста лет. Но Никол Пашинян, видимо, какой-то другой армянин. Вот несколько цитат из его статьи «Забыть героическое прошлое», опубликованной в газете «Айкакан жаманак» 9 декабря 2005 года: «Давайте прекратим восхвалять наших предков и зададим себе сугубо прагматичный вопрос: а что за наследство вручили нам эти предки, что они оставили после себя? Ничего, более чем ничего… Предки оставили нам в наследство лишь такой запас геноцидов, унижений, предательств и безнравственности, преодолеть который, как выясняется, трудно, чрезвычайно трудно. Я осуждаю наших предков, проклинаю их, потому что они ничего не сделали для того, чтобы мы сегодня жили более достойно и более гордо».
Такая постановка вопроса вызвала острейшую реакцию. Например, главный редактор телеканала Russia Today Маргарита Симоньян, предки которой пережили геноцид, так отреагировала на эскападу Пашиняна в соцсетях: «Позорник и манкурт. Моя прабабушка плюнула бы ему в глаза». Заветам Сороса верны И всё-таки разберёмся, что предлагает Никол Пашинян армянам?
В Ереване и Тавушской области после этого сообщения начались акции протеста. Митингующие пытались заблокировать трассы, в том числе международного значения. В населенном пункте Кираница произошли столкновения между перекрывшими дорогу в знак протеста жителями и полицией. Правоохранители применили против демонстрантов светошумовые средства, утверждают очевидцы.
В армянских СМИ 26 апреля появилась информация, согласно которой на митинге в одном из населенных пунктов Тавушской области были замечены около 15 военных-контрактников. В правоохранительных органах страны заявили, что военные к акции протеста не присоединялись, а лишь направились к трассе Воскепар — Киранц для того, чтобы ознакомиться с обстановкой. Когда солдаты доехали до места, некоторые из митингующих внезапно заявили, что военные сложили оружие и тем самым присоединились к ним, заявили в следственном комитете Армении. В настоящее время следствие занимается выяснением подробностей инцидента, а также установлением круга лиц, задействованных в нем, отметили в ведомстве. Также Следком Армении опубликовал видео, на котором военнослужащие, прибывшие 26 апреля на место проведения акции протеста в Киранце, выражают сожаление в связи со своими действиями. По словам военнослужащего-контрактника Асатура Чобаняна, информацию о том, что военные якобы присоединились к протестам, распространили участники акции и журналисты. Мы отправились туда под влиянием момента, о чем сожалеем.
В то время, как коммунистические руководители Азербайджана не видели коренных изменений, происходивших в национальном сознании народа, общенациональный лидер Гейдар Алиев, прибыв 21 января в постоянное представительство Азербайджана в Москве, выразил решительный протест против предвзятой политики руководства СССР в отношении азербайджанского народа, резко осудил убийство советской армией мирных людей, а затем отказался от членства в Коммунистической партии.
Однако из-за того, что комитет опирался на постепенно слабеющие возможности заинтересованной в самосохранении общесоюзной системы, его деятельность с самого начала была обречена на неудачу. После августовских событий 1991 года, полностью подорвавших общесоюзную государственность, деятельность данного комитета стала бессмысленной. Сложившаяся новая политическая реальность свидетельствовала о номинальности советской власти и ее приближающемся конце. Армянская диаспора и армянское лобби, оказывая влияние на ход конфликта, одновременно проводили в странах, где осуществляли деятельность, пропагандистскую работу, опирающуюся на вымышленные притязания, и пытались направить их на урегулирование конфликта в своих интересах. Было очевидно, что Армения, учитывая перспективу распада СССР, пыталась показать, что якобы не является стороной конфликта, и тем самым реализовать свою деятельность по специальному плану для того, чтобы ввести международное мнение в заблуждение. В ответ на это Верховный Совет Азербайджанской Республики 23 ноября 1991 года ликвидировал статус автономии Нагорного Карабаха. Армения, открыто озвучивавшая до этого территориальные претензии, без объявления войны начала военные действия против Азербайджана. Массовая резня, акты геноцида В период военной кампании армянские вооруженные силы, не делая никаких различий между военными и гражданскими лицами, совершили беспощадное убийство мирного азербайджанского населения в оккупированных районах и городах.
Азербайджанцы подверглись этнической чистке и геноциду. Военно-политическое руководство Армении, совершая систематические беспощадные массовые расправы, геноцид против мирного населения в селе Мешели Аскеранского, селах Малыбейли и Гушчулар Шушинского, селе Гарабаглы Ходжавендского районов, городе Ходжалы, селе Агдабан Кяльбаджарского района и других местах, преследовало цель физически уничтожить часть гражданского населения Азербайджана, сломить сопротивление остальной части и очистить регион от азербайджанцев. В ночь с 25 на 26 февраля 1992 года Армения совершила геноцид против азербайджанского населения в Ходжалы. В итоге были убиты 613 мирных жителей, включая 106 женщин и 63 ребенка. Кроме того, Организация исламского сотрудничества и Тюркский совет также признали эту трагедию как геноцид. Ужесточившаяся в 1993 году военная агрессия со стороны Армении, а также возникшие в Азербайджане угроза гражданской войны, хаос, экономический кризис, паралич государственных институтов поставили страну лицом к лицу с угрозой гибели. Именно в этот критический момент азербайджанский народ увидел спасение в своем гениальном сыне, мудром государственном деятеле, общенациональном лидере Гейдаре Алиеве и доверил ему дальнейшую судьбу страны. Спасительная миссия общенационального лидера Гейдара Алиева Когда общенациональный лидер Гейдар Алиев 15 июня 1993 года по настоятельному требованию народа вернулся к власти, в стране царила сложная обстановка.
Общенациональный лидер пришел к выводу, что в урегулировании армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта требуются комплексный подход, учет важных внутри- и внешнеполитических факторов. Это включало установление общественно-политической стабильности, создание боеспособной регулярной армии, реорганизацию государственных институтов и обеспечение их эффективной деятельности, восстановление экономики и осуществление коренных реформ в управлении, заключение стратегических нефтяных контрактов, обеспечивающих развитие страны на ближайшие десятилетия, и как результат — объединение нации вокруг одной идеи — азербайджанства. К тому времени в результате военной агрессии со стороны Армении армянской армией были оккупированы 20 процентов территории Азербайджанской Республики — город Ханкенди, Ходжалинский, Шушинский, Лачинский, Ходжавендский, Кяльбаджарский, Агдамский, Физулинский, Джабраильский, Губадлинский, Зангиланский районы, а также 13 сел Тертерского района, 7 сел Газахского района и одно село Садаракского района Нахчывана. В результате агрессии Армении более 1 миллиона азербайджанцев оказались в положении беженцев и вынужденных переселенцев, более 20 тысяч азербайджанцев погибли в период военных операций, а свыше 50 тысяч человек стали инвалидами. О последующей судьбе пропавших без вести в результате I Карабахской войны 3890 азербайджанцев, включая 71 ребенка, 267 женщин, 326 стариков, в том числе 872 человек, захваченных в плен и заложники по данным на 1 декабря 2020 года , ничего не известно. В 1988-1993 годах в Карабахе в целом были разрушены 900 населенных пунктов, 150 тысяч домов, 7 тысяч общественных зданий, 693 школы, 855 детских садов, 695 медицинских учреждений, 927 библиотек, 44 храма, 9 мечетей, 473 исторических памятника, дворца и музея, 40 тысяч музейных экспонатов, 6 тысяч промышленных и сельскохозяйственных предприятий, 160 мостов и других инфраструктурных объектов. Конфликт в международных документах Армяно-азербайджанский конфликт, превратившийся в силу своего межгосударственного характера в источник серьезной угрозы для международного мира и безопасности, вызвал серьезные обсуждения в рамках международных организаций, в связи с проблемой был принят ряд важных документов. Резолюция осудила оккупацию Зангиланского района и поселка Горадиз, нападение на гражданское население и бомбардировку территорий Азербайджанской Республики, потребовала вывода оккупационных сил из Зангиланского района, поселка Горадиз и остальных последних оккупированных территорий.
Эти резолюции, принятые Советом Безопасности ООН, выступающим в качестве основного гаранта международного мира и безопасности, в связи с армяно-азербайджанским конфликтом, определили правовую основу политического процесса по урегулированию конфликта на основе норм и принципов международного права. В резолюциях осуждается оккупация азербайджанских территорий, подчеркивается неприемлемость захвата территорий с применением силы, еще раз подтверждаются территориальная целостность, суверенитет и неприкосновенность границ Азербайджана, а также то, что Нагорный Карабах является составной частью Азербайджана, и выдвигается требование о незамедлительном, полном и безоговорочном выводе оккупационных сил со всех захваченных территорий Азербайджана. Документы, принятые в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе ОБСЕ , составляли нормативно-правовую базу и механизм переговорного процесса на основе принципов и норм международного права, резолюций Совета Безопасности ООН. Направив в феврале в Армению и Азербайджан миссию наблюдателей, Комитет высокопоставленных лиц организации принял решение, призвав стороны к миру, а также объявлению прекращения огня и отказу от территориальных притязаний к соседним государствам. На состоявшемся в 1994 году в Будапеште саммите организации было достигнуто соглашение о наращивании усилий в рамках скоординированной деятельности с целью придания импульса процессу урегулирования проблемы и направлении в регион конфликта многонациональных сил для защиты мира, действующему председателю СБСЕ было поручено назначить сопредседателей Минской конференции. К этим принципам, к которым присоединились все государства-участники ОБСЕ, относятся: 1. Территориальная целостность Азербайджанской Республики и Республики Армения; 2. Правовой статус Нагорного Карабаха, предусматривающий самую высокую степень самоуправления в составе Азербайджана; 3.
Гарантии безопасности Нагорного Карабаха и всего его населения, включая взаимные обязательства по обеспечению соблюдения положений урегулирования. Закрепление на Лиссабонском саммите указанных принципов, создание в начале 1997 года нового института сопредседательства Минской группы и назначение России, США и Франции сопредседателями придали импульс переговорному процессу. Сопредседатели выступили с письменными предложениями по урегулированию конфликта. Летом 1997 года сторонам был представлен проект всеобъемлющего соглашения. Несмотря на конструктивную позицию Азербайджана, Армения отклонила предложение. Во время визита сопредседателей в регион осенью 1997 года сторонам был представлен план «поэтапного урегулирования». Согласно данному плану вначале должны были быть решены вопросы вывода армянских войск из оккупированных районов, возвращения вынужденных переселенцев на свои земли, восстановления средств коммуникации, размещения в регионе миротворческой миссии ОБСЕ, а затем рассмотрен вопрос статуса Нагорного Карабаха. Однако Армения вновь продемонстрировала в переговорном процессе позицию, далекую от конструктивности.
Мирная политика Азербайджана, деструктивная позиция Армении В ноябре 2007 года Минская группа разработала предложения по мирному урегулированию конфликта, вошедшие в историю как «Мадридские принципы», сторонам была представлена первая версия документа. А в конце 2009 года был подготовлен и представлен сторонам обновленный проект Мадридского документа. Однако из-за деструктивной позиции Армении ожидаемого прогресса достигнуто не было. Оба документа, предусматривая поэтапное урегулирование конфликта, включали вывод вооруженных сил Армении с оккупированных территорий Азербайджана, возвращение вынужденных переселенцев к родным очагам, восстановление коммуникаций и другие элементы. На последующих встречах главы государств пришли к соглашению о продолжении переговоров по мирному урегулированию конфликта и уделили особое внимание гуманитарным аспектам проблемы. Однако Армения, видя рост интенсивности переговорного процесса и то, что он протекает не в ее интересах, попыталась нарушить переговоры путем военных провокаций.
Азербайджан и Армения
В Министерстве иностранных дел Турции высказались о договоренностях Баку и Еревана по границе. Если Ереван не пойдет на компромисс с Баку в вопросе приграничных сел-эксклавов, существует опасность нового вооруженного конфликта. Господин Пашинян положительно отозвался о делимитации границы с Азербайджаном, но добавил, что понимает опасения жителей сел, которые перейдут Баку. Стороны обсудили реализацию договоренностей, достигнутых в Брюсселе на трехсторонней встрече 5 апреля, а также переговорный процесс Еревана и Баку. Мэтью Брайза: Процесс нормализации отношений между Азербайджаном и Арменией продолжается в позитивном направлении.
Армия не поможет. Почему протесты армян против сдачи территорий обречены на провал
Никол Пашинян заявил, что пока правительству Армении не удалось договориться с Баку о деталях делимитации границы. Он подчеркнул, что Ереван продолжит следить за развитием событий в регионе, и выразил надежду, что армянам под властью Баку ничто не угрожает. В МИД России заявили о необходимости согласования мирного договора между Баку и Ереваном. Ереван пошел на односторонние уступки, азербайджанцы получили 24 военные позиции и, самое главное, – участки трассы, которые ведут в Грузию, отмечает армянский политолог Грант.
Курсы валюты:
- ВЗГЛЯД / Баку и Ереван обсудили обмен анклавами :: Новости дня
- Ситуация в Нагорном Карабахе обострилась: что говорят Ереван и Баку | Телеканал Санкт-Петербург
- В отношениях Еревана и Баку не спадает напряжение
- Рассылка новостей
- Уехали всем Арцахом: какую «реинтеграцию» предлагает Азербайджан карабахским армянам
Армия Турана растет: Азербайджан хочет захватить новые земли Армении
Стороны обсудили реализацию договоренностей, достигнутых на трехсторонней встрече в Брюсселе 5 апреля, а также переговорный процесс между Ереваном и Баку. Жительница Еревана режиссер Гульджан Худайберенова рассказала «Фонтанке», что все её знакомые сейчас помогают принимать беженцев. В Ереване, как уже говорилось, официально заявили о том, что ВС Республики Армения не принимают участия в военных действиях в Арцахе (армянское название Нагорного Карабаха). Германия призвала Баку и Ереван к установлению прочного мира.