Гротеск – это средство художественной выразительности, объединяющее в причудливых, поражающих воображение образах простое и сложное, высокое и низкое, комическое и трагическое. Только в XX веке гротеск становится характерной формой искусства целого ряда представителей художественной культуры Модернизма. Гротеск всегда предполагает отклонение от нормы, он широко применяется в сатирических целях. Более того, Аструк определяет гротеск как важнейший и потенциально универсальный антропологический прием, который общества использовали для концептуализации непохожести и изменений.[не подтверждено полностью]. Приёмы гротеска и гиперболы схожи в том, что оба они исходят из принципа преувеличения.
что такое гротеск в литературе определение кратко
Гротеск нарушает границы правдоподобия, придаёт изображению условность и выводит образ за пределы вероятного, деформируя его. Нельзя сказать, что вилла Палагония — это «классический гротеск», потому что такая постановка вопроса невозможна. Гротеск – это всегда отклонение от нормы, условность, преувеличение, намеренная карикатура, поэтому он широко используется в сатирических целях. Какие значения есть у этого слова – Самые лучшие и интересные новости по теме: Нерон, архитектура, гротеск на развлекательном портале
Что такое гротеск и откуда произошло это слово?
Гротеск всегда показывает какое-либо отклонение от нормы, преувеличение и намеренную карикатуру. Узнайте из статьи, что такое гротеск, его особенностях, где и когда впервые появился в мировой культуре, как менялся и развивался до наших дней. [Тихонов, 1996].
Что значит гротеск кратко
Гротески Булгакова пугают, предостерегают, своей зловещей достоверностью напоминая гравюры Гойи. Гротеск в зарубежной литературе Кроме уже упомянутых Аристофана и Гофмана, среди зарубежных писателей приёмом столкновения высокого и низкого пользовались Ф. Рабле, С. Брандт, Дж. В ХХ веке непревзойдённым мастером гротеска стал немецкоязычный писатель Ф. Герой новеллы «Превращение» Грегор Замза просыпается и обнаруживает, что стал огромным насекомым.
Попробовав перевернуться на другой бок, он понимает, что больше этого не может. Любящий сын и брат, Грегор зарабатывал деньги для всей семьи, а теперь он оказывается ненужным. Близкие относятся к гигантской сороконожке с отвращением. Они не заходят в комнату Грегора, только сестра изредка приносит ему еду. Постепенно отвращение к странному существу возрастает.
Никто не догадывается, как «оно» страдает, слыша, как мать и отец обсуждают по вечерам возникшие проблемы. Однажды вечером сестра предлагает сыграть на пианино новым жильцам. Привлечённый звуками музыки из гостиной, герой выползает из своего убежища. Весёлая компания шокирована, выходит скандал. Мучимый голодом, ранами и одиночеством, Грегор медленно умирает.
Семья облегчённо выбрасывает из комнаты высохшее тельце насекомого. Родители замечают, что, несмотря на все невзгоды, сестра хорошеет.
Позже к нему прибегало средневековое искусство персонажи животного эпоса, фигуры химер на соборах.
Пик наивысшей популярности гротеска пришелся на эпоху Ренессанса. В этом стиле создавали свои произведения многие художники, писатели и поэты. Ренессансный гротеск выражал вольность народа и был проникнут демонстративным антиаскетизмом.
С течением времени жанр стал остро сатирическим Франсиско де Гойя, Джонатан Свифт. В 19 веке гротеск приобрел популярность у реалистов.
Следовательно, нам необходимо проследить ИСТОРИЮ возникновения понятия, выявить те предметы и явления, которые оно характеризует, и найти значение в сакральном иврит языке. Кстати, что касается видимых гротескных форм в готических зданиях, когда они не используются в качестве водосточных труб, они должны называться гротесками или химерами, а не горгульями». Гротесковые приёмы в литературе сформировались в античное время, позже практически каждый писатель в своих произведениях использовал в той или иной степени форму «гротеска». В живописи как считают исследователи, достоверных данных нет название гротескный стиль получил в связи с орнаментами, обнаруженными в конце XV века Рафаэлем при раскопках в Риме древних подземных зданий, гротов; в эпоху Возрождения гротеск в живописи использовали Иеронимус Босх, Питер Брейгель. Транскрипция: «Порою t заменяется ; ц », вероятно и наоборот.
Однако по-настоящему расцвет русского гротеска приходится на 19 век - на творчество Н. Гоголя, М. Салтыкова-Щедрина, Ф. Именно они выводят гротеск на новый уровень, наполняя его глубоким философско-психологическим содержанием. Гротеск в литературе: классические примеры гротеска в русской литературе 19 века: Повесть Н. Гоголя "Нос" - история носа, отделившегося от чиновника Ковалева и начавшего самостоятельную жизнь Повесть Ф. Достоевского "Кроткая" - образ кроткой проститутки, совершающей самоубийство Роман Ф. Достоевского "Бесы" - образы революционеров-нигилистов Сказки М. Булгаков, Е. Замятин, М. В советской литературе гротеск становится одним из ключевых средств социальной сатиры. Гротеск в литературе: примеры использования его в русской литературе можно найти в произведениях многих классиков - от фольклора до наших дней.
Гротеск в литературе: определение и примеры использования
это фантастическое, нереальное преувеличение какого-либо ер, сон Татьяны Лариной, где совмещаются реальные люди и нереальные мифические существа. Гротеск, термин западной эстетики, который обозначает причудливые, смешивающие противоположное (низкое и высокое, обыденное и изысканное, смешное и. Что означает понятие гротеск? Гротеск (Grotesque, Grottoesque) – тип художественного образа, являющегося контрастным смешением реальности и выдумки. [Тихонов, 1996].
Гротеск: от античных фресок до сказок Гофмана
Мастер гротеска. Название шрифта с равномерной толщиной штрихов. Художественный приём в искусстве, основанный на чрезмерном преувеличении, сочетании неожиданных, резких контрастов; изображение чего-л. В сатирической графике нередко сочетается патетика и г. Шрифт с равномерной толщиной штрихов. Г-ые образы.
Г-ая роль. Г-ая трактовка образа. Гротескно; гротесково, нареч.
Проанализировав подходы, можно проследить градацию гротеска во времени [10]. Согласно исследованию А. Лосева в его работе «История эстетических категорий» развитие гротеска делится на несколько периодов: Эпоха Возрождения XV-XVI Гротеск, становится популярным в живописи, давая возможность соединения природы и мира человека, создание новых форм вещей.
Эпоха классицизма, последующая за Возрождением, не принимала дуальности: гротеск был отодвинут на второй план, что повлекло за собой отказ от народного искусства. Как протест против эстетики классицизма, с его отрицанием народного творчества, наступает вторая эпоха гротеска — эпоха «Бури и натиска» XVIII Немецкий писатель Ю. Мёзер в своей работе «Арлекин, или Защита гротескно- комического» выступил в защиту театра масок, как направления народного искусства. Определяя сущность гротеска, Мезер предполагает пропорциональное неравенство величины предмета и его внутренней составляющей, в пользу формы. К гротеску обращался и Фридрих Шлегель, говоря о двух эстетических категориях комического: гротеск и арабеск. Арабеск, как остроумная игра образами, определенная форма поэтического выражения.
Гротеск же высшая форма комического. Немецкие романтики, изучая гротеск, но не ставя его центральной эстетической категорией подготовили почву для следующей теории, где гротеск стал универсальным понятием. Гюго в работе «Предисловие к Кромвелю» придавал гротеску широкое толкование, обозначая им как комические, шутовские, так и безобразные, уродливые образы, проникающие во все сферы жизни, называя его робким, не уверенным в себе. Для того, чтобы показать контраст, обратить на него внимание, художник намеренно нарушал пропорции, привычные человеческому восприятию для обнажения пороков, недостатков, характеров, соединяя трагедию и смех, реальность и вымысел, стремился показать в смешном, обыденном роковые черты, трагедию, подлинную сущность явления. Говоря о гротеске в античном искусстве, В. Гюго упоминает о главенствующей роли эпопеи над античным гротеском, который, безусловно, присутствовал в виде сатиров, циклопов, тритонов.
Описывая гротеск средних веков, В. Гюго не скупится на похвалы, говоря о большой свободе и смелости приема, раскрывшегося в работах Данте, Шекспира, Рубенса, где «…соседство с безобразным в наше время сделало возвышенное более чистым, более величественным», где безобразное имеет огромное количество обликов. Многие художники и архитекторы любили использовать гротеск в своем творчестве в то время. Гротеск XX века — третий период в классификации А. В данное столетие приемы гротеска не утрачивали свою популярность среди ценителей, а наоборот получали наиболее яркое его проявление в различных творческих направлениях. Анализируя вышенаписанное, можно сказать, что представление о гротеске менялось по времени, с учетом прошлого, настоящего и будущего.
Нами был дан анализ подходов изучения гротеска как художественного приема в живописи, в результате которого мы выявили, что гротеск относят к эстетическому направлению, который помогает художнику и его адресату абстрагироваться и отдохнуть. В современное время гротеск художники и архитекторы практически не используют. Но это не влияет на его ценителей, те, кто любит художественное направление гротеск, могут насладиться им в более ранних творческих произведениях. Литература: Николаев, Д. О гротеске в литературе. Театральные термины и понятия.
Материалы к словарю. Козлова, Д. Heinrich Scheegans, «Geschichte der grotesken Satire», Strassburg, 1894.
Гротескность, в частности, присуща художественному мышлению Аристофана , Лукиана , Ф. Рабле , Л. Стерна , Э. Гофмана , Н. Гоголя , М. Твена , Ф. Кафки , М.
Булгакова , М. Салтыкова-Щедрина , А. Платонова , В.
Гиленсон, Б. История зарубежной литературы от Античности до середины XIX века. В 2 томах. Гордович, К. Зайцев, В. Зайцев, А. Зарубежная литература XX века.
Том 2. Избранные имена. Русские поэты. История русской литературы XX века комплект из 2 томов. История русской литературы XX века. В 2 частях.
Гротеск: от античных фресок до сказок Гофмана
Гротеск представляет собой смесь разных стилей и форм, обычно сочетает в себе элементы комического и устрашающего, нелепость и патетику. Он играет на столкновении противоположностей и подчеркивает некоторые важные аспекты человеческой натуры. Персонажи гротеска могут быть карикатурными и преувеличенными, живущими в карнавальном мире, где существуют собственные правила и логика. Гротеск в литературе активно использует сатиру и иронию для наглядного выражения своих идей. Часто гротеск в литературе отражает неполноценность и несовершенство мира, а также подчеркивает моральные и социальные проблемы. Гротеск может быть представлен в виде комедийного романа, сатирической поэзии или даже фантастического рассказа, но всегда подчеркивает вымысел и фантастичность ситуации. Гротеск в литературе: первоначальное понятие и происхождение В литературе гротеск — это специфическая художественная техника, которая представляет собой комбинацию сатиры, иронии, гротеска и пародии. Она используется для создания нелепых, абсурдных и эксцентричных образов, ситуаций и событий. Гротеск часто связан с комическим эффектом, однако может иметь и глубокое философское содержание. Гротеск в литературе имеет свое происхождение в классической античной комедии, особенно в сатире — вида драмы, где главными персонажами являются фантастические существа с животными особенностями.
В дальнейшем этот стиль развивался в средневековых мистериях и морализаторствах, а затем получил новое воплощение в романтизме и сюрреализме. Главное отличие гротеска от других жанров литературы заключается в его необычности и экстравагантности.
Гоголь «Нос» , М. Салтыков-Щедрин сказки, «История одного города» , к гротеску неоднократно прибегает В. Маяковский «Мистерия-буфф», «Клоп», «Баня» и др.
Использует гротеск А. Твардовский «Тёркин на том свете» , А.
Гротеск часто связан с комическим эффектом, однако может иметь и глубокое философское содержание. Гротеск в литературе имеет свое происхождение в классической античной комедии, особенно в сатире — вида драмы, где главными персонажами являются фантастические существа с животными особенностями.
В дальнейшем этот стиль развивался в средневековых мистериях и морализаторствах, а затем получил новое воплощение в романтизме и сюрреализме. Главное отличие гротеска от других жанров литературы заключается в его необычности и экстравагантности. Гротеск обращает все наоборот, нарушает устоявшиеся нормы и ценности, подчеркивая их безумие и иррациональность. Это позволяет автору гротеской литературы усилить комический эффект и передать своеобразную жизненную истины.
Гротеск в литературе может быть не только забавным, но и серьезным. Он может провоцировать читателя задуматься над социальными проблемами, политической коррупцией, неравенством и многим другим. Гротеск открывает новые горизонты в литературе, позволяя автору играть со словами, образами и идеями, нарушая традиционные стили и жанры. Однако первые примеры гротеска в литературе можно найти в Ренессансе, когда в Европе была провозглашена новая эпоха научного исследования и великих открытий.
В Древней Греции и Риме гротеск представлял собой декоративный стиль росписи в подземных камерах и украшениях зданий. Этот стиль был своеобразным смешением различных элементов, включая человеческие и животные фигуры, растения и геометрические узоры.
Открыть диалоговое окно с формой по клику Что такое гротеск Объясняем, что такое гротеск, зачем его используют в литературе и приводим примеры. Если вы заметили неточность, напишите нам на skysmart. Гротеск — это тип художественной образности, основанный на фантастике, смехе, гиперболе, причудливом сочетании и контрасте фантастического и реального, прекрасного и безобразного, трагического и комического, правдоподобия и карикатуры. Гротеск всегда представляет собой отклонение от нормы, условность, преувеличение, суггестивность. Использование гротеска в литературе В литературе гротеск используют для достижения нескольких целей: Критика общества.
Что такое гротеск кратко
характеризующийся гротеском. Гротеск появился в XV в. Великий художник Рафаэль обнаружил при раскопках древнеримских гротов причудливые орнаменты. причудливый, комичный) в общем смысле обозначает что-либо, выполненное в уродливо-комическом, причудливо-фантастическом стиле.