Николай Цискаридзе вспомнил удивительный случай, произошедший на похоронах выдающейся балерины Екатерины Максимовой.
Больше нет «Мадам Нет». Памяти великой русской балерины Екатерины Максимовой
Исполнилось 85 лет со дня рождения Екатерины Максимовой. Памяти великой балерины – Большой театр посвятил вечер "Фрагменты одной биографии". Вечер балета, приуроченный к 85-летию со дня рождения народной артистки СССР балерины Екатерины Максимовой (1939-2009), прошел с аншлагом на Исторической сцене. Президент РФ Борис Ельцин вручает прославленной балерине Екатерине Максимовой орден "За заслуги перед Отечеством".
Екатерина Максимова
Вечер балета, приуроченный к 85-летию со дня рождения народной артистки СССР балерины Екатерины Максимовой (1939-2009), прошел с аншлагом на Исторической сцене. Своими воспоминаниями о смерти и похоронах известной балерины Екатерины Максимовой поделился со порталом StarHit бывший ведущий танцор Большого театра Николай Цискаридзе. Стало известно о смерти знаменитой балерины Екатерины Максимовой. Екатерина Максимова была известной балериной и педагогом, ее дуэт с Владимиром Васильевым признан лучшим в мире.
К 75-летию выдающейся балерины Екатерины Максимовой
Гостем XIV фестиваля «В честь Екатерины Максимовой» станет Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь. Литературный час. “Воспоминания мастеров московского балета” балерины, педагога школы Большого театра Серафимы Холфиной. Екатерина Максимова стала исключением из правил: её всё чаще и чаще приглашали выступать на сцену Большого театра, а в балете «Щелкунчик» 14-летняя ученица выглядела как истинная балерина. Прославленная российская балерина Екатерина Максимова, скончавшаяся в ночь на 28 апреля, будет похоронена в четверг на Новодевичьем кладбище.
«Балерина, обогнавшая своё время»: 85 лет со дня рождения Екатерины Максимовой
Тогда Екатерина Максимова передала челябинским танцовщицам – Ирине Ушаковой и Татьяне Предеиной свои любимые партии. Выдающаяся российская балерина, народная артистка СССР Екатерина Максимова умерла сегодня ночью в Москве на 71-м году жизни, сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на дирекцию Большого театра, где прошла вся творческая жизнь знаменитой танцовщицы. Стало известно о смерти знаменитой балерины Екатерины Максимовой. Есть у нее и любимые балерины: Екатерина Максимова, Майя Плисецкая, Гузель Сулейманова, Светлана Захарова. 1 февраля великой балерине Екатерине Максимовой исполнилось бы 85 лет.
StarHit: Николай Цискаридзе вспомнил прощание с балериной Екатериной Максимовой
Кларк «Сады Вилландри». События на видео.
После спектакля зрители устроили ей такую овацию, какие редкость даже в Большом! Михаил Барышников написал об их союзе очень точные слова: «…она словно купалась в васильевском чисто русском лиризме, а он любовался тем редкостным даром, который пребывал в его руках. Он всегда был вполоборота к ней — полный готовности к самопожертвованию, к духовному подвигу. И благодарный зритель всегда ощущал дыхание сокровенного! А между тем в России была объявлена в розыск.
В последний раз она вышла на сцену через 10 лет на праздновании своего 60-летнего юбилея. По иронии судьбы последний классический спектакль «Жизель» в 1990 году русские артисты, всю свою жизнь прославлявшие свою Родину и русское искусство, исполнили на сцене «Метрополитен-опера» с труппой Американского балетного театра. Об этой последней «Жизели» Максимовой и Васильева газета «Нью- Йорк Таймс» написала: «проникновенный и эмоциональный спектакль… Их выступление, наполненное глубоким романтизмом, стало настоящим событием». Потом родилась идея, чтобы Катя станцевала «Золушку», второй акт — на балу. Ее партнер был раза в два моложе нее. Но, поверьте, это было совершенно незаметно! На сцене была прежняя Катя, необыкновенная породистая красавица.
Часы били полночь. Золушка роняла туфельку и убегала. Тогда появлялся Володя — в смокинге, лакированных туфлях. Он брал балетную туфельку в руки. И молчал. Но зрителю были понятны его чувства к удивительной женщине, которой эта туфелька принадлежит. Но не к Золушке, а к Кате.
К каждому из прожитых с ней мгновений. Потом Катя возвращалась на сцену, Володя поднимал ее на руки — и на этом спектакль заканчивался. Сегодня я вспоминаю о том представлении — и у меня ощущение, будто бы наша Золушка просто вышла за кулисы и вот-вот снова появится перед своим любимым принцем... Когда Васильев принял предложение возглавить Большой театр, жена отговаривала его от этого «самоубийственного» шага. Ведь Большой театр в середине 1990-х годов, как и вся страна, переживал не лучшие времена. Все пять лет его директорства она почти не видела его дома — он все время пропадал в театре. Поэтому когда он позвонил на Рыжевку, где она оставалась, когда он вернулся в Москву, чтобы начать сезон в театре в августе 2000 года, и сказал, что теперь свободен, она обрадовалась и просто сказала ему: «Приезжай!
Мы тебя ждем дома! Они не перестали любить свой театр, ведь решения принимали конкретные люди, а театр — это их прожитая в нем вместе жизнь, которую отнять у них уже невозможно. В 2008 году Большой театр отозвался на эту любовь особым событием, которое стало подарком для Екатерины Максимовой и Владимира Васильева к 50-летию их творческой деятельности. Юбилейный марафон был начат Воронежским театром, который поставил в честь этого события балет «Анюта», где спустя много лет Васильева уговорили выйти на сцену в роли Петра Леонтьевича. Эстафету перенял Пермский театр с гала-концертом в день рождения Васильева и конкурс «Арабеск», специально посвященный их юбилею. Наконец, Большой театр объявил о фестивале в честь юбилея своей великой пары, в который вошли спектакли «Щелкунчик», «Дон Кихот», «Жизель», «Анюта». Фестиваль венчал грандиозный гала-концерт с участием отечественных и зарубежных звезд, исполнивших фрагменты балетов, в которых блистали в свое время эти две легенды Большого.
Они оба были счастливы, и особенно Екатерина Максимова накануне своего 70-летнего юбилея. Васильеву тогда показалось, что Катя на какое-то время забыла о своих недугах, которые мучили ее последние несколько лет — так радостно она выглядела. Однако, жизнь распорядилась иначе: после радости в семью пришло горе. В начале марта у Васильева умерла мама. Ей было 89 лет, она долго болела, и родные понимали, что это должно было случиться. Но то, что произошло почти через два месяца, не мог предположить никто. В конце апреля Васильев был в очередной поездке в Италии.
Катя много работала в Большом и Кремлевском балете со своими девочками, с которыми не хотела расстаться ни на день, даже по болезни не пропуская ни одной репетиции. Находясь в вынужденной разлуке, они тем не менее каждый день обязательно звонили друг другу, обменивались новостями, и оба волновались за здоровье девяностопятилетней Татьяны Густавовны.
Хрупкая большеглазая девочка, живая и подвижная, мечтала стать пожарником или кондуктором трамвая. Но в девять лет девочка попала в театр и поняла: будет только балериной! Мама Кати долго колебалась, прежде чем отвести девочку на показ в хореографическое училище. В десять лет Катя поступила в Московское хореографическое училище. Еще в первом классе, поучившись всего несколько месяцев, она впервые в жизни вышла на сцену Большого театра — сцену, которая впоследствии станет для нее родной и привычной. У нее были великие педагоги.
Сначала Елизавета Павловна Гердт, знаменитая прима Императорского театра, чей отец был первым танцовщиком великого балетмейстера Мариуса Петипа. Это великая культура. Это изумительный человек, профессионал высочайшего класса. То, что я к ней попала, - это счастье", - признавалась Екатерина Максимова. Потом - непревзойденная Галина Уланова - учитель и друг.
На репетициях Катя и Володя могли ссориться до хрипоты в поисках наиболее верного решения, кричать друг на друга, хлопать дверью, не сумев доказать своей правоты.
Но с репетиции они неизменно уходили, держась за руки, оставляя споры для работы, а любовь — для жизни. Заботливая любовь Екатерина Максимова и Владимир Васильев. Когда она мучилась от страшных болей и не могла попасть на прием к хорошему специалисту, он оказался на приеме в Кремлевском дворце. В отчаянии он обратился к присутствующим не с заздравной речью, а с призывом о помощи. Уже на следующий день Екатерину определили в Кремлевскую больницу, где доктор Лучков совершил настоящее чудо, поставив актрису на ноги. Казалось, что все и так понятно.
Однако с годами он заметил, как расцветает его любимая, услышав слова признания. Он стал говорить ей о своих чувствах постоянно. Он не уставал признаваться ей в любви. Она была уверена в том, что он никогда не подведет, не предаст. Когда она впервые вышла на сцену после травмы, он весь спектакль танцевал в пол-оборота к ней. Чтобы все время держать ее в поле зрения и подхватить, поддержать, помочь в нужный момент.
Впрочем, точно так же он и жил: чтобы успеть помочь. Известие о кончине супруги застало его в Италии. Во сне у Кати остановилось сердце. Ему казалось, что жизнь закончилась с ее уходом. Спасла от безысходной тоски его работа.
Новости партнеров
- О Екатерине Максимовой | Ballet Magazine
- Второе рождение
- Великой русской балерине Екатерине Максимовой исполнилось бы 85 лет
- Много лет она выступала на сцене ГАБТа в дуэте с супругом Владимиром Васильевым.
- Ускользающее чудо танца | Музыкальная жизнь
- Москва прощается с балериной Екатериной Максимовой | | ФедералПресс
История творчества и любви блистательной Екатерины Максимовой
Неожиданная смерть балерины повергла в шок ее родственников, друзей и коллег. Она умерла в своей квартире в ночь на 28 апреля. Соболезнования ее супругу Владимиру Васильеву и коллективу театра выразил президент России Дмитрий Медведев. Церемония прощания вылилась в большой траурный митинг. Венки не помещались в зале, живые цветы лились рекой. А народ все подходил и подходил... Когда стало понятно, что на поминальную службу в храм Воскресения Словущего, что в Брюссовом переулке уже не успеть, было принято решение отпевать Екатерину Сергеевну прямо на Новодевичьем кладбище.
Признание Волочковой … Плакали все.
Небольшой зал, где установлен гроб с телом покойной, не может вместить всех желающих проститься с балериной. По левую руку от гроба стоит ее супруг и постоянный партнер по сцене Владимир Васильев. Первым слово взял министр культуры РФ Александр Авдеев, который зачитал телеграмму соболезнований от президента России Дмитрия Медведева.
Вместе они составили органичную пару, в которой как бы дополняли друг друга, нисколько не конкурируя в мастерстве. Следующей звездной ролью в биографии балерины Максимовой стала партия Китри в "Дон Кихоте".
Премьера, которая состоялась на сцене Большого театра в 1965 году, превратилась в настоящую культурную сенсацию для советской столицы. От балерины эта роль требовала предельной концентрированности, стремительности, невероятно большой скорости. Высокие прыжки жете постоянно приходилось сменять мелкими шажками в стиле па и энергичными вращениями. Максимова в полной мере воплотила в жизнь задумку балетмейстера Мариуса Петипа, буквально покорив столичную публику. Стоит отметить, что Китри Максимовой кардинальным образом отличалась от того, как исполняли эту партию признанные в то время звезды - Суламифь Мессерер и Майя Плисецкая. У Екатерины героиня балета "Дон Кихот" была именно бесшабашной русской, а не темпераментной испанкой.
Московские поклонники творчества танцовщицы стремились не пропустить ни одного ее выступления, покупая билеты на несколько спектаклей подряд. Екатерине Максимовой досталась партия Фригии. Эту драматическую роль Григорович писал специально для примы Большого, чтобы та получила возможность проявить все свой таланты. Эта партия была наполнена сложными акробатическими элементами, непростым хореографическим рисунком, оригинальными поддержками. Героиню Максимовой наделили особым ярким и запоминающимся характером. В 70-80-е годы Васильев и Максимова стали настоящими символами и звездами Большого театра.
Многие специально приезжали в Москву, чтобы сходить на балет с их участием. В середине 70-х годов на пике славы у балерины случилась досадная травма, из-за которой ей на время пришлось прервать карьеру. На репетиции постановки "Иван Грозный" она неудачно вышла из верхней поддержки, получив травму позвоночника. Несмотря на проблемы со здоровьем, через какое-то время балерина продолжила выступать. Боль в спине не утихала, приходилось торопиться. Готовились съемки фильма "Спартак", в котором ей предстояло исполнять партию Фригии.
Из-за того что выступать балерине пришлось полностью не восстановившись, она усугубила травму позвоночника. На этот раз все оказалось намного серьезнее. Несколько месяцев Екатерина практически не двигалась. Врачи сомневались, сможет ли она вообще когда-нибудь ходить. Триумфальное возвращение Но Максимова не только встала на ноги, но через год снова вышла на сцену. Весной 1976 года она исполнила партию в "Жизели" в Большом театре.
Казалось, что страдания, которые балерине пришлось перенести, наполнили образ ее героини дополнительной чувственностью и трагизмом. Легкомысленная Жизель, которой она была прежде, стала сильной и мудрой. В том же году состоялась еще одна премьера - прима исполнила роль Эолы в постановке "Икар". Это был дебют Владимира Васильева в качестве балетмейстера. Работа на телевидении В то время перед артистами стояла задача не только выступать на сцене, но и нести искусство в широкие народные массы.
С этого же года выступала в спектаклях ансамбля «Московский классический балет». С 1982 года она начала преподавать на кафедре хореографии своего института классическое наследие и композицию танца в 1996-м ей присваивают учёное звание профессора. В 1982 году по приглашению Франко Дзеффирелли снялась в его «Травиате» па-де-де Максимовой и Васильева было заснято с одного дубля. В 1988 году произошла неприятная история увольнения звёзд «пенсионного возраста», в результате которой со скандалом Екатерина Максимова была уволена из театра Юрием Григоровичем.
Исполнительская деятельность закончилась в 1990 году. Екатерина стала педагогом-репетитором балета Кремлевского дворца съездов. Работая с Александром Парра поставила спектакль «Библия» и следом спектакль «Русская рулетка». В 1998 году Владимир Васильев стал руководителем балета Большого театра и вернул в него супругу в качестве педагога. Вместе с мужем Владимиром Васильевым Екатерина Максимова приложила много усилий к организации и проведению в Перми конкурса артистов балета «Арабеск», возглавляла его жюри с 1996 по 2008 год. В 2008 году супружеская пара отмечала пятидесятилетие творческой деятельности и X конкурс проводился в их честь. Последний раз выступила на балетной сцене в 1999 году. Следующий, XI конкурс, прошёл уже после смерти Екатерины Сергеевны, и был посвящён её памяти. С 2012 года «Арабеск» и его высшая награда, Гран-при, носят имя Екатерины Максимовой.
Ушла из жизни в ночь на 28 апреля 2009 года в своей московской квартире от сердечной недостаточности. Похоронена 30 апреля на Новодевичьем кладбище столицы. Глинки 1991 — за концертные программы последних лет Орден Дружбы народов 28 января 1994 — за выдающиеся заслуги в области хореографического искусства и большой личный вклад в развитие мировой культуры Академик Академии российского искусства 1995 Почетный профессор МГУ 1995 Почётная грамота Правительства Российской Федерации 29 января 1998 — за большой личный вклад в развитие национального искусства России, организацию и проведение концертных программ и общественно-политических мероприятий Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени 30 января 1999 — за выдающиеся успехи в области хореографического искусства Благодарность Президента Российской Федерации 22 марта 2001 — за большой вклад в развитие отечественного музыкально-театрального искусства Орден Риу-Бранку 2004, Бразилия Приз «Душа танца» номинация «Мэтр танца» журнала «Балет». Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени 1 декабря 2008 — за большой вклад в развитие отечественного хореографического искусства и многолетнюю творческую деятельность Международная премия «За искусство танца имени Л. Постановки, ученики и партии и д. Адана — Па-де-де 1958 , Жизель 1960 — хореография Ж. Коралли, Ж. Перро и М. Петипа в редакции Л.
Лавровского «Лебединое озеро» П. Чайковского — Танец маленьких лебедей 1958 , Одетта-Одиллия 1968 ; хореография А. Горского, М. Петипа , Л. Иванова, А. Мессерера «Каменный цветок» С. Асафьева — Танец с колокольчиками 1960 , Мария 1962 «Конёк-горбунок» Р. Караева — Лиззи 1960 Шопениана на музыку Ф. Шопена — Сильфида 1959—1960 «Лесная песня» М.
Скорульского — Мавка 1961 Пламя Парижа Б. Асафьева — Жанна 1961 «Щелкунчик» П. Вайнонена; 1966 — хореография Ю.
Навигация по записям
- Свадебное путешествие
- Умерла балерина Екатерина Максимова
- К 80-летию со дня рождения Екатерины Максимовой
- О Екатерине Максимовой
- Екатерина Максимова: причина смерти и могила. Краткая биография
- Москва прощается с балериной Екатериной Максимовой | | ФедералПресс
Как найти захоронение
- Максимова, Екатерина Сергеевна
- Цискаридзе поделился воспоминаниями о похоронах балерины Екатерины Максимовой
- Екатерина Максимова – биография, фото, личная жизнь, балет, причина смерти
- Звезды в тренде
- В Большом театре вспоминали Екатерину Максимову | ОТР