На высоте 7 км в соответствии с планом полёта Гагарин катапультировался, после чего капсула Встреча Юрия Гагарина в Москве, 14 апреля 1961 года. 327км, американца Алана Шепарда - полета Гагарина - 108 минут, Шепарда - 15 н пролетел более 40.000км, Шепард - 486км.
"Поехали!" Он был первым
Почему разнятся данные о длительности полёта Гагарина? | Перед полетом Гагарина в космос ТАСС подготовил три сообщения: на случай удачного полета, неудачного и на случай приземления вне территории СССР. |
Высота полета гагарина в космосе | К счастью, нерасчетный подъем апогея орбиты Гагарина был некритичным и не помешал первому полету человека в космос. |
Полет Гагарина в цифрах
Григория Нелюбова облачают в скафандр. Фото: архив журнала «Новости космонавтики» Нелюбов очень хороший человек, прирожденный космонавт. Он служил летчиком в Черноморском флоте, 9 мая 1957-го летал над Черным морем, и у него отказал двигатель. Пришел приказ катапультироваться.
Сам процесс катапультирования из самолета очень травматичен, а тут еще праздничный день, не удалось оперативно организовать поиски, и Нелюбов почти сутки провел на плаву в холодном бушующем море. После такого обычно списывают по состоянию здоровья, но у этого летчика в организме не нашли вообще никаких отклонений, врачи были потрясены. Григорий Григорьевич Нелюбов тоже был в шестерке.
По итогам этого экзамена была рекомендована последовательность полета в космос. Гагарин стоял первым, Титов вторым, Нелюбов третьим. Все трое получили удостоверения космонавтов, каждый продиктовал предполетное обращение.
Мы со школы помним, что, дескать, чуть ли не накануне стало окончательно ясно, кто полетит. Вышел приказ о срочном изготовлении трех скафандров, но в первую очередь, конечно, для Гагарина. Соответственно, он первым начал в нем тренироваться и за счет этого вырвался вперед, получил более высокую квалификацию, чем Титов и Нелюбов.
Каманин писал в своих дневниках, что в начале апреля, глядя на Титова и Гагарина, он все задавал себе вопрос: кто же из них? То есть Нелюбова он уже тогда вычеркнул. Ну а по факту все делалось только в расчете на одного человека.
Перед самым запуском, когда взвешивали космонавтов в скафандре вместе с катапультируемым креслом, у Гагарина обнаружился перевес. Вроде бы, вот шанс для Титова, но решение уже было принято, и в последнюю ночь Королев послал срезать вес лишний с космического корабля. Это был пилотируемый полет, поэтому взрывчатку даже не ставили, но сама система оставалась.
Ее срезали и облегчили корабль на 14 или 15 килограммов. Правда, в спешке срезали и датчики терморегулирования. Если бы что-то пошло не так, то начала бы барахлить вся система жизнеобеспечения.
В общем, корабль был довольно сырой. Все остальные были с какими-то проблемами, причем даже с очень серьезными. Например, 1КП, первый корабль-спутник, запущенный в мае 1960 года, ушел на более высокую орбиту и болтался там полтора года.
Хорошо, что в нем не было космонавта. У второго корабля ракета взорвалась на старте. И, поскольку времени на создание системы аварийного спасения в первые 40 секунд после отрыва не оставалось, было принято решение, что космонавт должен катапультироваться.
Но на такой высоте у него не успел бы раскрыться парашют. Тогда просто натянули металлическую сетку. Если ракета взорвется в первые 40 секунд полета, то космонавт катапультируется и упадет на сетку.
Других идей не было. Когда смотришь из сегодняшнего дня, это кажется невероятным. Но надо понимать, что тогда была отсталая культура производства, низкая квалификация работников.
Многие вспоминали о грубости Королева, но ведь ответственность целиком лежала на нем, он был все время на взводе. Его любимая угроза была: «Отправлю по рельсам в Москву! В Монтажно-испытательном корпусе на космодроме первый спутник, перед установкой на ракету, решили показать госкомиссии.
Подключили электричество, а спутник молчит. Оказывается, пока везли спутник на космодром, из-за тряски отвалились припаянные контакты. Радиоблок был отдельно, аккумулятор отдельно.
Тут же на глазах госкомиссии пришлось все это заново припаивать и переподключать. Вот такой был технический уровень. Недаром потом весь мир так удивился: «Советы нас дурачат».
У всех иностранных инженеров, ученых, физиков, астрономов, даже у одного американского научного журналиста, который по приглашению Советского Союза приезжал сюда осматривать оборудование, было ощущение, что ничего не получится. Ну нет у русских потенциала, чтобы совершить этот полет, они стиральных машин-автоматов еще делать не научились. Человек без имени — Почему вообще появилось космическое направление?
Нужно было построить межконтинентальную ракету и выйти на глобальный стратегический паритет с США. Сначала Хрущев и впрямь не понимал, зачем нужно освоение космоса, но после запуска первого спутника увидел перспективу и лично обеспечивал поддержку. Королев мог звонить ему в любое время.
Я сравнивал биографии разных главных конструкторов, и, казалось бы, любой из них мог отвечать за этот проект — например, Валентин Петрович Глушко неоднократно говорил, что справился бы лучше. На самом деле нет. Королев умел использовать систему в своих целях.
Раскрывался парашют, через некоторое время сбрасывалось кресло, чтобы космонавт не ударился о него при приземлении. Советские цензоры сами запутались, а главное — запутали других! Кстати, именно подтасовка данных привела к тому, что мы сегодня по-прежнему говорим: полёт первого космонавта планеты продолжался ровно 108 минут. На самом деле столько продолжался полёт спускаемого аппарата как части космического корабля. Гагарин катапультировался и приземлился отдельно — на пять минут позже, то есть его полёт продолжался 113 минут. Был ли Гагарин? Нежелание открыто рассказывать о технических деталях полёта Гагарина привело к возникновению слухов, что на самом деле никакого полёта не было. Впервые эту «утку» закинул журнал «Нью-Йорк миррор»: «Советы не представили никаких доказательств своих последних утверждений об исключительном космическом достижении — полёте Юрия Гагарина по орбите вокруг Земли.
Быть может, он совершил этот полёт по орбите, а быть может, и нет. Представьте нам доказательства». В ответ посыпались насмешки — объём публикаций на эту тему тут же превысил объём провокационной статьи в «Нью-Йорк миррор». Дескать, если кому-то очень хочется выглядеть дураком, он будет выглядеть дураком. Однако ситуация была куда серьёзнее, чем можно подумать. Разумеется, в кругах высшей политической и военной элиты Запада никто не сомневался, что Юрий Алексеевич Гагарин действительно облетел Землю на корабле «Восток». Ещё во времена запусков первых спутников Агентство национальной безопасности США АНБ развернуло две станции наблюдения за советскими ракетными запусками — на Аляске и Гавайях, а также выпустило радиоаппаратуру, способную перехватывать телеметрию, идущую с советских межпланетных аппаратов и космических кораблей. Перехват данных с «Востока» начался 12 апреля в 9:26 по московскому времени, когда корабль Гагарина попал в зону видимости американских станций.
Станция на авиабазе острова Шемья Алеутский архипелаг, Аляска сумела получить и быстро расшифровать телесигнал с изображением космонавта, передаваемый бортовой камерой системы «Селигер». Через 58 минут после начала приёма сигнала отдельные кадры из этой телетрансляции переслали в штаб-квартиру АНБ в Форт-Миде. На этих кадрах было хорошо видно, как космонавт двигается, ведёт переговоры, живёт. Таким образом, уже в первые часы руководство США получило доказательство из самого надёжного источника и никогда впоследствии не ставило факт полёта Гагарина под сомнение. Но корреспондент «Нью-Йорк миррор» ничего о перехвате не знал и не мог узнать, ведь АНБ тоже умело хранить военные секреты и предпочитало не распространяться о своих возможностях. От Советского Союза требовалось представить какие-то конкретные детали полёта: фотоснимки Земли с орбиты но фотоаппарата на «Востоке» не было , подробности запуска ракеты и её описание но они оставались засекреченными , имена создателей ракеты и корабля они были засекречены в ещё большей степени, чем подробности запуска. Возникала абсурдная ситуация — на официальном уровне советское правительство делало заявление, что готово делиться технологиями и знаниями, но отказывалось предъявить даже самую малость: общие схемы устройства кораблей «Восток» и пару-тройку имён их создателей, чтобы последние могли получить причитающиеся им по праву лавры от мирового научного сообщества: всерьёз обсуждался вопрос о присуждении таинственному «Главному конструктору» Нобелевской премии. Зарубежные эксперты неоднократно указывали советской стороне на недопустимость подтасовок в публикациях о первом космическом полёте, тем более что таковые стали очевидны уже в мае 1961 года.
На это опытные кремлёвские демагоги ответили, что правительство Соединённых Штатов Америки, которое кичится гласностью у себя в стране, не спешит делиться технологией изготовления атомной бомбы даже со своими ближайшими союзниками. Странно, что советские руководители совсем не понимали: тем самым они порочат величайшее событие в истории ХХ века, поставив космический прорыв на одну полку с убийством тысяч людей в Хиросиме и Нагасаки. Забытый подвиг После смерти главного конструктора ракетно-космической системы «Восток» Сергея Павловича Королёва в его архиве обнаружили переводы высказываний западных экспертов по поводу первого космического полёта. Среди них — и статью «Пионер или подопытный кролик», опубликованную 15 апреля 1961 года в гамбургской газете «Ди Вельт». Её автор Себастиан Хаффнер вопрошал: «Неужели действительно можно поверить в открытие новой главы в истории человечества, если человек, правда добровольно, успешно повторил принудительные достижения животных? В своей кабине он был не капитаном, а лишь полезным грузом». Легко представить, с каким чувством Сергей Павлович Королёв читал эту статью. Но формально эксперт был прав, ведь сокрытие информации имело ещё одну важную особенность — замалчивались трудности и проблемы, вставшие перед космонавтом.
На официальном уровне картинка выглядела так: старт прошёл успешно, сам полёт — идеально, приземление — штатно. Получается, что ничего особенного первый космонавт и впрямь не совершил.
Полет Гагарина длился всего 108 минут. Но эти минуты перевернули весь мир, все представления о возможном невозможном. Далекий и неведомый космос заговорил! Заговорил по-русски. Планета рукоплескала Гагарину, советским ученым и конструкторам, триумфу великой страны.
Не придется ли теперь начать летоисчисление с того дня, когда человек одним прыжком поднялся выше пределов воображения? Всего за 108 минут жизнь Юрия Гагарина перестала ему принадлежать. Буквально каждая минута - от рождения и до самой смерти - стала частью легенды о великом советском человеке, который первым полетел в космос. За девять месяцев до легендарного полета отборная шестерка летчиков встретилась с академиком Королевым. Он показал первый космический корабль. Все сгрудились у серебристо-белого шара диаметром около двух с половиной метров. Королев спросил: "Есть желающие познакомиться с кабиной?
Снял ботинки и в носках поднялся по стремянке к люку... Сергей Павлович подтолкнул локтем своего заместителя: "Этот, пожалуй, и полетит первым". Юрий Гагарин прекрасно понимал, что вернуться из полета к звездам можно на колеснице славы, но так же легко превратиться и в летающий саркофаг. Поэтому он оставил письмо жене Валентине: "В технику я верю полностью. Она подвести не должна.
А однажды испанский пилот, двукратный чемпион Ф-1 Фернандо Алонсо попал в жуткую аварию на трассе в Мельбурне и пережил кратковременную перегрузку в 46g. Это почти в четыре раза больше того, что испытал Гагарин! Хотя, кстати, в кабине у Гагарина было комфортнее.
Да, снаружи всё было разогрето до 3-5 тысяч градусов, но внутри были стабильные 20. В кокпите же Формулы-1 температура в жаркие дни во время гонки может доходить до 50 градусов. Пульс Гагарина был ниже, чем у биатлониста при стрельбе Гагарин катапультировался на высоте 7 км в соответствии с планом полёта, после чего капсула и космонавт стали спускаться раздельно — по этой же схеме происходила посадка и остальных пяти кораблей из серии «Восток». Обычная высота, с которой осуществляют свои прыжки спортсмены-парашютисты, составляет 4200-5000 метров. Каково же было медицинское состояние Гагарина перед полётом и во время него? Показателен пульс космонавта: перед полётом — 64. В пиковые моменты — 138. Это довольно много для космонавта, который должен всегда себя контролировать.
Но это был первый полёт, и, очевидно, сыграло роль эмоциональное состояние космонавта. А вот у биатлониста во время стрельбы пульс обычно даже выше и составляет порядка 180 ударов в минуту. Если он долго целится, то пульс успокаивается, сердце при редких ударах начинает сотрясать всё тело и винтовка прыгает. А после окончания гонки пульс может и вовсе доходить до 200 ударов в минуту. Александр Логинов Фото: РИА Новости Месси идеально подошёл бы на роль космонавта С учётом особенностей и возможностей космической техники для первого полёта требовались особые кандидаты — люди абсолютно здоровые, профессионально подготовленные и дисциплинированные, возраст не должен был превышать 30 лет, рост — не более 170 см, вес — до 68-70 кг. Юрию Гагарину было 27 лет на момент полёта. Для мужского профессионального спорта 27 лет — это тоже очень хороший возраст, а после 30 зачастую наступает спад.
Миф советской пропаганды: Гагарин не был первым в Космосе
Тайна гибели Гагарина, часть 3. Последняя минута ::АБ-Инжиниринг:: | Сегодня полёт Гагарина, если не принимать во внимание то, что он был первым, кажется настолько простым, что впору принять его за единицу измерения сложности полёта. |
Гагарин и цензура | Максимальная высота полета Гагарина составила 327 км, в то время как граница космоса начинается на отметке 118 км. К сожалению Гагарина, он не смог увидеть Луну, т.к. она была вне поля его зрения, а вот Солнце было настолько ярким ("во много десятков, а то и сотен раз ярче. |
Возвращение из космоса | К счастью, нерасчетный подъем апогея орбиты Гагарина был некритичным и не помешал первому полету человека в космос. |
Возвращение из космоса . Юрий Гагарин. Первый полёт в документах и воспоминаниях | Полет на космическом аппарате «Восток» предполагал, что космонавт покидает его на высоте около 4000 м и продолжает свой полет как парашютист. |
Эффект Гагарина. Из-за режима секретности первый человек в космосе стал загадкой
Гагарин в тот день выполнял учебный полет под руководством Серегина на высоте 4000 метров. С ними уже после полета Гагарина была связана одна интересная история. — Летчик старший лейтенант Гагарин к первому полету на космическом корабле «Восток» готов! Получается явное противоречие: нам рассказывали, что полёт Гагарина прошёл штатно и в заданном районе, но при этом оказывается, что приземлился он внештатно. Рассмотрим все обстоятельства событий смерти Юрия Гагарина, который погиб в авиакатастрофе на самолете УТИ МиГ-15, проводя испытания.
Почему разнятся данные о длительности полёта Гагарина?
Эти люди были выбраны, потому что максимально подходили под установленные требования. В каком году Гагарин полетел в космос 12 апреля 1961 г. Именно в этот день Юрий Гагарин погрузился на борт корабля «Восток-1» и успешно стартовал в космос. Дата была выбрана заранее и под это время подводились все необходимые работы по отладке оборудования, подготовке самого космонавта, борта, на котором он летел. Все требовало тщательной проверки и диагностики, ведь даже малейшая ошибка могла привести к смерти Юрия. Были ли люди в космосе до Гагарина? Официальная версия гласит, что нет, но как обычно находится любители тайных теорий, которые утверждают, что первым человеком на орбите был некий космонавт Владимир Ильюшин.
Стоит отметить: именно 12 апреля в итоге стал Днем Космонавтики. С какого космодрома стартовал Вылет в космос Юрием состоялся в 9 часов 7 минут по московскому времени с космодрома Байконур, известного на весь мир даже сегодня. Он является первым космодромом на планете и в наше время оставляет за собой лидерство по многим параметрам, в частности, по размерам это самый крупный подобный объект на планете. Ракета «Восток» с космодрома запускалась под управлением полковника ракетных войск Кириллова А. Вторым ответственным лицом во время этого процесса был заместитель легендарного конструктора Королева Воскресенский Л. Как назывался корабль Как уже упоминалось выше, космический корабль, на котором Гагарин отправился в космос, имел название «Восток».
Он открывал собой целую серию кораблей с таким же названием, которые в будущем осуществили не один успешный полет за пределы атмосферы земли.
На космических кораблях «Восток» не была предусмотрена посадка космонавтов внутри спускаемого аппарата: на высоте 1500 метров пилот катапультировался. Связано это было с тем, что на «Востоках» не было двигателей мягкой посадки, которые обеспечивают безопасное приземление. Кроме того, специалисты опасались «заваривания» люка под воздействием высокой температуры в плотных слоях атмосферы. Однако из-за посадки вне корабля Международная аэронавтическая федерация отказывалась регистрировать рекордный полёт Гагарина. И тогда советские представители слукавили, объявив, что первый космонавт приземлился в кабине. Фактические обстоятельства посадки СССР официально признал только в 1964 году. Одна из самых бурно обсуждаемых тем, связанных с полётом Гагарина, — это надпись «СССР» на шлеме космонавта. Возникла она в связи с тем, что в последние годы на гагаринских изображениях надпись очень часто куда-то пропадает. В связи с этим возник вопрос — а как она вообще появилась на шлеме первого космонавта?
Как ни странно, но и в этом вопросе нет окончательной ясности. Герой Советского Союза, лётчик-испытатель Марк Галлай, занимавшийся тренировками первых космонавтов и присутствовавший при гагаринском старте, в книге «С человеком на борту» рассказывал, что надпись появилась в самый последний момент. Якобы за 20 минут до выезда Гагарина на старт вспомнили про случившийся перед этим шпионский полёт американца Пауэрса и решили нанести на шлем буквы «СССР», чтобы космонавта не спутали с диверсантом. Буквы рисовали впопыхах, не снимая шлем с головы Гагарина.
Буквально каждая минута — от рождения и до самой смерти — стала частью легенды о великом советском человеке, который первым полетел в космос. Около 30 лет, не более 170 см, до 68—70 кг — характеристики кандидатов на полет С учетом особенностей и возможностей космической техники понадобились особые кандидаты — люди абсолютно здоровые, профессионально подготовленные, дисциплинированные. В первом отряде космонавтов обозначились два лидера — Юрий Гагарин и Герман Титов. Хрущёв, где приняли решение о запуске человека в космос.
Приземлился Юрий Гагарин в 10 час. Приказом Министра обороны СССР за успешное выполнение правительственного задания первому космонавту Земли старшему лейтенанту Гагарину было присвоено внеочередное воинское звание «майор». Первый полёт человека в космос имел важнейшее значение для дальнейшего развития космонавтики и всего человечества. Следом за Гагариным, 6—7 августа 1961 года, первый суточный космический полёт на космическом корабле «Восток-2» совершил космонавт Герман Степанович Титов, а 11—15 августа 1962 года состоялся первый групповой полёт двух кораблей — «Восток-3» космонавт Андриян Григорьевич Николаев и «Восток-4» космонавт Павел Романович Попович. В ноябре 1968 года на конгрессе Международной федерации авиационного спорта было принято решение отмечать 12 апреля как Всемирный день авиации и космонавтики, а 7 апреля 2011 года на заседании Генеральной ассамблеи ООН была принята предложенная Россией резолюция, согласно которой 12 апреля объявлено Международным днём полёта человека в космос. Одним из первых, кто выдвинул идею об использовании ракет для космических полётов, был российский учёный Константин Эдуардович Циолковский. Ракету для межпланетных сообщений он спроектировал ещё в 1903 году. Через полвека, 4 октября 1957 года, с помощью первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, спроектированной советским учёным Сергеем Павловичем Королёвым, в СССР был произведён запуск первого в мире искусственного спутника Земли, что позволило впервые измерить плотность верхней атмосферы, получить данные о распространении радиосигналов в ионосфере, отработать вопросы выведения на орбиту, тепловой режим и др.
Высота полета гагарина в космосе
Гагарину выпала честь испытать корабль «Восток-1» – совершить одновитковый полет вокруг Земли на высоте 180-230 км с посадкой в заданном районе. Почти сразу после полета Гагарина отправили за границу с так называемой «миссией мира» — демонстрацией исторического успеха СССР. Перед полетом Гагарина в космос ТАСС подготовил три сообщения: на случай удачного полета, неудачного и на случай приземления вне территории СССР.
Полет Гагарина в космос 12 апреля 1961 история и интересные факты
62 года назад Юрий Гагарин совершил первый в мире космический полет. «Выполнить одновитковый полёт вокруг Земли на высоте 180—230 километров, продолжительностью 1 час 30 минут с посадкой в заданном районе. Юрий Гагарин по телефону докладывает о совершённом полёте, 12 апреля 1961 года. 12 апреля исполняется 60 лет космическому полету Юрия Гагарина. Максимальная высота полета Юрия Гагарина. Позже Гагарин так опишет свои ощущения от начала полета: «Я услышал свист и все нарастающий гул, почувствовал, как гигантский корабль задрожал всем своим корпусом и медленно, очень медленно оторвался от стартового устройства.
Полет Гагарина: 108 минут триумфа на грани гибели
Появились мемуары летчиков-испытателей, других членов следственной комиссии. Информации стало все больше. Наконец, в год пятидесятилетия первого полета человека в космос российские государственные органы сняли гриф «секретно» с материалов комиссии, расследовавшей катастрофу 1968 года. Теперь в распоряжении исследователей имеется фактически весь возможный объем данных о событиях того рокового утра. Появилась возможность составить непротиворечивую версию гибели первого космонавта планеты. Почему Гагарину не запретили летать?
Вопрос, который задавали многие люди и в 1968 году, и позднее звучал примерно так — почему первому космонавту вообще разрешили подвергать свою жизнь опасности и летать? Официальная версия отвечала на этот вопрос просто — Гагарин был летчиком, летчики без неба и полетов жить не могут, и делать из него икону под стеклянным колпаком никто не собирался. В реальности все было значительно сложнее. Во второй половине 60-х годов между ВВС и промышленностью разворачивается конфликт вокруг вопроса об отборе и подготовке космонавтов. Военные настаивают на отборе исключительно из числа офицеров преимущественно — летчиков и о прохождении сложного комплекса подготовки, длительностью не менее года.
Промышленность считала, что требования военных - как медицинские, так и в аспекте подготовки - являются чрезмерно строгими и завышенными. В частности, отрицалась необходимость летной практики и умения управлять космическим кораблем вручную. Срок такой подготовки не превышал 2-3 месяцев. Фактически между военными и инженерами шел спор о контроле над пилотируемой космонавтикой и косвенным образом — о направлении ее дальнейшего развития. Планы военных были поистине грандиозными — в 1967 году в аппарате заместителя главкома ВВС по космосу генерал-полковника Николая Каманина разрабатывается программа строительства военного космофлота.
К 1975 году предполагалось иметь в строю 20 боевых орбитальных станций «Алмаз», 50 военно-исследовательских кораблей 7К-ВИ, 200 учебных космических кораблей и 400 транспортных. И это не считая беспилотных спутников и лунной программы, на которую руководство ВВС имело свои виды. Предполагалось создать 3 воздушно-космические бригады, в составе которых иметь 400 подготовленных военных космонавтов. Поддерживать в атмосфере эту армаду должны были 10 авиационных полков, общая численность военно-космических войск должна была составить 25 тысяч человек. В то же время, генерал Каманин и его соратники понимали, что постройка такого количества космических кораблей — дело чрезвычайно дорогое, а потому проявляли активный интерес к программе многоразовых космических кораблей типа «Спираль», разработка которых активно велась в то время.
Космонавты ВВС активно поддерживали планы по развитию военного космоса. Дублер Гагарина Герман Титов в качестве летчика-испытателя активно участвует в разработке «Спирали». Тема дипломной работы первого космонавта планеты в Академии имени Жуковского — «Космический корабль многоразового использования». Отсюда становится понятным интерес Гагарина к летной подготовке. Это было не просто «свойственное всякому летчику желание летать», но и осознанная профессиональная необходимость, связанная с его дальнейшей карьерой офицера и космонавта.
Примечательно, что как раз со стороны советского руководства были попытки запретить полеты первому космонавту. После катастрофы космического корабля «Союз-1», на котором погиб В. Комаров, Гагарину были запрещены любые полеты. Лишь осенью 1967 года он смог возобновить тренировки с инструктором. Самостоятельный вылет планировался на декабрь, но был запрещен генералом Каманиным.
Командование считало, что Гагарин должен сосредоточиться на подготовке дипломного проекта в академии. Лишь после успешной защиты диплома Юрий Алексеевич был снова допущен к полетам. В марте 1968 года Гагарин налетал с инструкторами 8 часов это больше среднего ежемесячного налета летчика-истребителя и в конце месяца рассчитывал вылететь самостоятельно. Начальство дало «добро». Утром 27 марта 1968 года должны были состояться два полета с проверяющим, а потом осуществиться давняя мечта космонавта — самостоятельный вылет на истребителе МиГ-17.
Роковой полет Итак, в 10 часов 18 минут утра с взлетной полосы подмосковного аэродрома «Чкаловский» ушел в небо маленький самолет — учебный истребитель МиГ-15 УТИ, в кабине которого находились Юрий Алексеевич Гагарин и командир авиаполка, прикрепленного к Центру подготовки космонавтов, летчик-испытатель, полковник Владимир Сергеевич Серегин. Он должен был проверить технику пилотирования Гагарина и принять решение о допуске его к самостоятельному полету. Это был пилотаж в зоне с выполнением виражей, витков малой спирали, пикирований, боевых разворотов, бочек, полета на эволютивной скорости, то есть на минимальной скорости горизонтального полета. На выполнение задания отводилось 20 минут. Но уже в 10 часов 30 минут, всего через 4 минуты после начала выполнения упражнения, Гагарин выходит на связь, сообщает о выполнении задания и просит разрешения взять курс на аэродром.
Получив согласие руководителя полетов, Гагарин сообщает: понял, выполняю. Это были последние слова первого космонавта, услышанные другими людьми. На экране локатора истребитель наблюдали до 10 часов 43 минут, а в 10 часов 50 минут, когда на самолете по расчетам оставался лишь аварийный запас горючего, на аэродроме подняли тревогу. Еще через двадцать минут в воздух поднялись поисковые самолеты и вертолеты. И только в 14 часов 50 минут один из вертолетов обнаружил место падения МиГа в 65 километрах от аэродрома.
Последний полет Юрия Гагарина продолжался не более 20 минут…. Обстоятельства полета Прежде чем перейти к рассмотрению версий катастрофы, отметим некоторые важные обстоятельства последнего полета Гагарина: 1. Его прародитель — истребитель МиГ-15 — считался одним из лучших в мире, а вот учебная машина на его базе получилась не слишком удачной. Вторая кабина была размещена на месте фюзеляжного топливного бака, что заметно сократило продолжительность полета. Изменение характеристик привело к тому, что управление учебной машиной стало несколько более сложным, чем боевой.
Однако, другого учебного реактивного самолета не было, и советские ВВС массово использовали МиГ-15 УТИ до середины 60-х годов, когда ему на смену пришел чехословацкий L-29 «Дельфин», ставший одним из лучших учебных самолетов в мире.
Леонов утверждал : «Мои рассуждения подтверждены вскрытием рассекреченного конверта с выводом комиссии. Тайны в этом нет, а есть разгильдяйство и нарушение режима полетов». Фамилию летчика он не называл, потому что дал слово. В документальном фильме «Юрий Гагарин. Последний миг» раскрывается фамилия летчика Су-11.
Им оказался летчик Кречетов — так указано в архивном расследовании. Там же рассказывается, что при попадании в след от Су-11 самолет Гагарина и Серегина мог свалиться в штопор. Это результат еще одного эксперимента. В том же фильме опровергается версия о том, что самолет Су-11 поучаствовал в катастрофе. Установлено, что самолет Гагарина и Серегина разбился в 10:32. Только через две минуты после этого Су-11 вошел в зону полетов аэродрома «Чкаловский».
Поэтому его появление и след от полета — это не причина. Когда он пролетал, самолета Гагарина и Серегина там уже не было. В интервью ТАСС он тоже говорил о втором самолете, но о другом. Миронов рассказывал, что параллельно с самолетом Гагарина и Серегина в то время проходил учебный полет другого МиГ-15. Им управлял летчик Андреев. Миронов говорил: «На запрос Гагарина в 10:29:57 — «Задание в зоне 20 закончил.
Прошу разрешение на курс 320 градусов» — руководитель полетов или его помощник немедленно ответил — «Разрешаю», — по-видимому, не наблюдая опасного сближения меток целей самолетов Серегина-Гагарина и Андреева на экране локатора. Если бы руководитель полетов выполнял свои обязанности, он должен был, посмотрев на экран локатора, немедленно дополнить команду «Разрешаю» всего двумя словами — «Без снижения». Но слов «Без снижения» не было произнесено. В итоге — катастрофа». Его мнение: Гагарин и Серегин резко заметили в облачности другой самолет, поэтому и совершили резкий маневр. В книге «Дорогами испытаний» Аксенов объяснял еще одну возможную причину катастрофы — необычную облачность: «Нижний край почти сплошных облаков был на высоте примерно 600 метров над землей.
Затем до высоты четырех тысяч метров облачность была плотная, с небольшими разряжениями. Над верхним краем никаких облаков: чистое небо и очень хорошая видимость». Последнее сообщение Гагарина о выполнении летного задания было с высоты более четырех тысяч метров. Дальше началось снижение самолета, которое можно выполнить двумя способами. Либо — спокойно, либо — интенсивно и с переворотом. Второй способ был предпочтителен в той ситуации из-за спешки, потому что дальше самолет требовался другим летчикам.
Они недооценили обстановку и не могли грамотно пилотировать по приборам. Вместе сложились несколько факторов. Аксенов говорил: «Еще одной причиной авиакатастрофы стал недостаток высоты от нижней кромки облаков до вывода самолета из пикирования». Объяснение из журнала «Огонек» по известным фактам в 1998 году косвенно подтверждает эту версию. Летчики получили ошибочный доклад, где нижняя граница облаков была на границе 900 метров. Именно с такими данными они вышли в полет — на нее и реагировали в критичной ситуации.
Еще одно дополнение: работа высотомера, по которому они следили за высотой. При интенсивном снижении самолета показания высотомера запаздывают. Он показывает большую высоту, чем есть на самом деле. Обычно разница достигает примерно 200 метров. При штопоре разница в показателях и реальности может быть в 400 метров. Об этом летчики могли забыть и неправильно определить реальную высоту при попытке спасти самолет.
Останки на ветках деревьев, увезенный на тракторе парашют, воронка от взрыва В книге Анны Гагариной «Память сердца» есть подробности ее разговора с Владимиром Шаталовым. Тот тоже участвовал в полетах, но его вылет был запланирован уже после Гагарина. Шаталов говорил, что в момент катастрофы рассматривались обычные проблемы с радиопередатчиком. Бортинженер планировал починить его после приземления. Каманин писал: «Более четырех часов поиск был безрезультатным. В 14 часов 50 минут командир вертолета Ми-4 майор Замычкин доложил: «Обнаружил обломки самолета Гагарина в 64 километрах от аэродрома «Чкаловский» и в трех километрах от деревни Новоселово».
Получив это сообщение, я, генералы Мороз и Мадяев тотчас же вылетели на вертолете Ми-4 к месту происшествия». Валентина Романова Первое доказательство гибели Гагарина — планшет, который нашла поисковая группа. Он был в куске куртки Гагарина. Каманин писал об этом в дневнике. Адриян Николаев подтверждал ему: Гагарин при нем заполнял такой планшет красными чернилами. Уже потом нашелся талончик на завтрак на имя Гагарина.
Только тогда все поняли — он погиб. Гибель Серегина подтвердилась по обломку челюсти. Об этом тоже рассказывал Каманин: «Многие детали самолета, парашютов, одежды пилотов мы находили на высоких сучьях деревьев. Через некоторое время обнаружили обломок верхней челюсти с одним золотым и одним стальным зубом. Врачи доложили, что это челюсть Серегина». Космонавт Виталий Севастьянов вспоминал опознание по двум ведрам с частями тел: «На столе лежали два правых уха с кусочком кости черепа и волосами.
Больше того, за одним ухом была родинка, как бородавка на ножке. Эта была родинка Юры. Его даже когда стригли, он просил осторожнее, чтобы не задеть. Мы тогда отстригли волосы, положили в конверт и отдали Вале [вдова Гагарина]». В тот день мой дед Николай Живоглядов возил работников киржачского аэродрома на место катастрофы на поиски останков. Тогда же экстренно прибыли спецслужбы и люди с аэродрома «Чкаловский».
Дед был простым водителем и не участвовал в поисках, но попал в эпицентр. Говорят, что часть кишок висело на срубленных самолетом деревьях. Виктор Кириллов работал механиком-водителем на киржачском аэродроме. В день катастрофы он участвовал в поисках останков тел и разлетевшихся частей самолета. Так рассказывал об этом в книге «Кумир планеты»: «В 11:45 на КП поступает команда из «Чкаловского»: «В вашем районе упал самолет в деревне Новоселки. Поднять вертолет на поиски».
Командир вертолета Замычкин отметил на карте Новоселки Александровского района, и вертолет ушел в Новоселки. Через некоторое время звонок из деревни Новоселово. Звонила бригадир колхоза Салеева: «Упал ваш самолет в районе погоста, ориентир — церковь». Экипаж собрался в считанные минуты: радист Круглов, парашютисты Левченко, Хомутов, Овчинников, а дальше дело техники. Поля, леса. Через час мы были на месте падения самолета.
Огляделись, видим, на высокой березе висит на оборванной подвеске парашюта половина куртки. Спилили березу, а в куртке — левая рука. В кармане куртки водительское удостоверение, технический паспорт на машину, ключи от машины на брелке шарик примерно 30 мм, в нем жидкость, там циферблат плавающий. В метрах 200 от места падения была сторожка, где жил лесник. Я объехал поляну: пней, ям нет. Радист передал на борт вертолета, что площадка подготовлена.
Как только приземлился вертолет, вышли генералы, полковники. Я отвез их на место гибели.
В этот момент Гагарин должен был открыть клапан дыхания — скафандр СК-1 не был снабжен баллонами, поэтому конструкторы предусмотрели для космонавта возможность дышать окружающим воздухом после отделения от кресла. Однако шарик клапана оказался притянут демаскирующей оболочкой, и Юрий Алексеевич потратил несколько минут на то, чтобы справиться с ним. На высоте 3 километров в соответствии с логикой работы системы спасения раскрылся запасной парашют — хотя космонавты еще до полета были против его автоматического введения, командование решило, что с запасным будет надежнее. Управлять ими космонавт не мог и почти до самой земли летел спиной вперед. Лишь на высоте 30 метров его развернуло лицом по сносу — в положение, благоприятное для приземления.
Сильный ветер северо-западного направления очень помог Гагарину: он отнес его от района катапультирования, которое произошло над весенним разливом Волги, на сушу. Весь полет продолжался 106 минут, а не 108, как из-за ошибки утверждалось затем полвека. Расчетное место приземления, согласно полетному заданию, находилось севернее села Акатная Маза Хвалынского района Саратовской области, но «Восток», вопреки прогнозам, спустился не с перелетом, а с недолетом на 180 километров. Поскольку изначально приземления спускаемого аппарата ожидали в другом месте, то никто не бежал Гагарину навстречу — ему самому пришлось погасить купола парашютов, освободиться от привязной системы и двинуться на поиски людей. Первыми космонавта встретили жена лесника Анихайят Анна Тахтарова и ее шестилетняя внучка Румия Рита. Следом с полевого стана прибежали шестеро механизаторов колхоза имени Шевченко. Гагарин познакомился с ними, узнал, что о его полете и возвращении передают по радио.
Еще через несколько минут прибыл майор Ахмед Гассиев из зенитно-ракетного дивизиона, дислоцированного у соседней деревни Подгорье. Первые снимки Юрия Гагарина после посадки. Установив пост у парашютов и направив политрука части к спускаемому аппарату, майор в 11:15 доставил Юрия Гагарина в расположение своей части и вызвал командный пункт корпуса ПВО в Куйбышеве. Столб, установленный 12 апреля 1961 г. Космонавт доложил генерал-майору авиации Юрию Вовку: «Старший лейтенант Гагарин приземлился благополучно. Ушибов и травм не имею». На его поиски тут же вылетел вертолет.
На следующий день, 13 апреля, Юрий Алексеевич Гагарин выступил перед Госкомиссией с подробным докладом о полете и замеченных проблемах. Его рассказ помог конструкторам не только доработать системы «Востока» для последующих орбитальных рейсов, но и внести технические предложения по проекту корабля «Север», который известен нам сегодня под названием «Союз». Начиналась эпоха проникновения человека в космические пространство.
Вторая ступень выключается примерно так же, как и первая. При этом происходит такой же резкий спад перегрузок и падение шума, такое же ощущение невесомости. Невесомость была примерно секунд 10-15 до включения третьей ступени. Затем слышал глухой хлопок и включение третьей ступени. Она работала очень плавно. Ракета как бы подошла и нежненько все повела от нуля. Очень плавно стала появляться перегрузка. Затем по «взору» горизонт занял все его кольцо. Начал увеличиваться угол тангажа, и к концу работы третьей ступени примерно только половина внешнего кольца «взора» была занята горизонтом. Затем я наблюдал, передавал, вел репортаж, видел облачность, тень облаков на Земле. Землю во «взор» видно очень хорошо. Предметы на Земле хорошо различимы. Выключение третьей ступени было резким. Перегрузка немножко возросла, почувствовал резкий хлопок. Примерно секунд через 10 произошло разделение. При этом почувствовал толчок. Корабль начал медленно вращаться. Земля стала уходить влево, вверх, затем вправо, вниз. Вращение было хорошо видно во «взоре». Видел я горизонт, звезды, небо. Небо совершенно черное, черное. Величина звезд и их яркость немножко четче на этом черном фоне, скорость перемещения их во «взоре» и в правом иллюминаторе большая. Виден очень красивый горизонт, видна окружность Земли, Горизонт имеет красивый голубой цвет. У самой поверхности Земли нежно-голубой цвет, постепенно темнеющий и переходящий в фиолетовый оттенок, который плавно переходит в черный цвет. В это время вел устойчивую хорошую связь с Колпашевом — «Зарей 2». При пролете Елизово связь была нормальной. Я несколько раз повторял свои доклады и донесения. Вся система спуска заработала. Произвел доклад. Но по KB подтверждение докладов и команд в это время ни от кого не получал. Связи не было. Примерно градусов около 30 сев. На этом фоне услышал телеграфные позывные «ВСН» — «Весны». В это время я опять начал связь с «Весной», но никто не отвечал. Производил записи наблюдений в бортжурнал. При пролете над морем поверхность его казалась серой, а не голубой. Поверхность неровная, как бы в виде песочных барханов на фотографии. Мне кажется, что сориентироваться над морем будет вполне возможно. Можно вести ориентировку, привязаться к местности, сориентировать корабль для включения тормозной установки. Доклады осуществлял в соответствии с заданием в телеграфном и телефонном режимах. Произвел прием воды и пищи. Воду и пищу принял нормально, принимать можно. Никаких физиологических затруднений при этом я не ощущал. Чувство невесомости несколько непривычное по сравнению с земными условиями. Здесь возникает такое ощущение, как будто висишь в горизонтальном положении на ремнях, как бы находишься в подвешенном состоянии. Видимо, подогнанная плотно подвесная система оказывает давление на грудную клетку, и поэтому создается такое впечатление, что висишь. Потом привыкаешь, приспосабливаешься к этому. Никаких плохих ощущений не было. Производил записи в бортжурнал, доклады, работал телеграфным ключом. Когда принимал пищу, пил воду, пустил планшет, и он с карандашом «плавал» передо мной. Затем надо было мне записать очередной доклад. Взял планшет, а карандаша на месте не оказалось. Улетел куда-то. Ушко было привернуто к карандашу шурупчиком, но его, видимо, надо было или на клей поставить или потуже завернуть. Этот шуруп вывернулся, и карандаш улетел. Свернул бортжурнал и вложил в карман. Все равно не пригодится, писать же нечем. В это время я был в тени Земли, а еще до входа в тень Земли все время производил запись на магнитофон Перед входом в тень Земли в магнитофоне кончилась вся лента. Магнитофон не работал. Я принял решение перемотать ленту, чтобы произвести дальнейшие записи. Переключил его на ручное управление и перемотал. По-моему, не до конца перемотал. И затем, когда производил доклады, то запись на магнитофон осуществлял вручную, так как при автоматической работе магнитофона он почти все время работает и, естественно, много расходуется ленты. Это вызывается высоким уровнем шума в кабине. Перед этим я вошел в тень Земли. Вход в тень Земли очень резкий. До этого временами наблюдал сильное освещение через иллюминаторы. Приходилось отворачиваться от него или прикрываться, чтобы свет не попадал в глаза. Затем посмотрел в один иллюминатор — на горизонте ничего не видно. В другой «взор» — тоже темно. Думаю, что же такое? Заметил по времени, что это связано со входом в тень. В это время корабль вращался, градуса 2-3 в секунду. Горизонта и Земли не было видно. Звезд тоже не видно. Но тут я сообразил, что, очевидно, попал иллюминатор на Землю. Когда «взор» и иллюминатор выходили на небо, то на черном его фоне видны звезды. Иногда в иллюминатор попадало 2-3 звезды каких-то созвездий. Но созвездия определить было трудно, потому что не все созвездие попадает в иллюминатор. Включилась солнечная система ориентации, о чем я доложил по KB и по телеграфу. Начал расходоваться воздух. При работе солнечной ориентации воздух расходовался из обоих систем одновременно. К моменту выхода из тени давление в системах ориентации было примерно 150-152 атм. Я почувствовал, что когда включилась система ориентации, угловое перемещение корабля изменилось и стало очень медленным, почти незаметным. В это время производил доклад по KB и через систему «Сигнал» в телеграфном режиме. При подлете примерно градусов до 40 южн. Градусов около 40-45 южн. Меня телефоном вызывали: «Кедр, я Весна» и еще что-то говорили, но остальных слов я разобрать не мог. Позывные повторялись три раза. Я сразу включился на передачу, стал передавать: «Как меня слышите? Ответьте на связь». Чем ближе подлетал к апогею, тем больше улучшилась слышимость, и, примерно, когда проходил мыс Горн, в апогее получил очередное сообщение. Мне передали, что меня поняли, и я очень хорошо понял это. Мне сообщили, что корабль идет правильно, орбита расчетная, все системы работают хорошо. Я соответственно продолжал доклады. Перед выходом из тени я внимательно смотрел в иллюминатор «взора», который был под углом к горизонту. Очень хорошо был виден горизонт. По самому горизонту наблюдал радужную оранжевую полосу, напоминавшую по своей окраске цвет скафандра. Далее окраска немного темнеет и цветами радуги переходит в голубой цвет, а голубой переходит в черный цвет. Совсем черный. В это время стало плавно падать давление в системах ориентации. Почувствовал более упорядочное движение объекта, по тангажу. Затем корабль стал рыскать. Я понял, что системой солнечной ориентации Солнце «загоняется» в центральный датчик. Вскоре корабль приобрел устойчивое исходное положение для спуска. ТДУ было направлено на Солнце и довольно устойчиво. В это время была очень хорошая ориентация по «взору». Во внешнем кольце весь горизонт был вписан совершенно равномерно. Видимые мною предметы двигались строго по стрелкам «взора», т. В это время производил доклады. В системе ориентации давление постепенно падало и к моменту запуска ТДУ было примерно 110 атм. Производил записи на магнитофон, доклады по телеграфу и телефону, по КВ. В это время КВ-связь была хорошая. Очевидно, со мной работали радиостанции Москвы. На 56 минуте прошла первая команда. Я сразу доложил об этом. Ориентация была хорошей, корабль некоторое время имел вращение по крену, но очень малое.
Тайны полёта Юрия Гагарина
Умеет шутить и использует это качество, чтобы подбодрить. В предстартовый период, в напряженной, нервной обстановке, очень нужен уравновешенный, спокойный, эмпатически развитый человек с чувством юмора. Космонавт не может быть грубым, высокомерным, чересчур требовательным к окружающим. Это серьезное психологическое препятствие для дальнейшей работы. Благодаря всем этим качествам Гагарин попал в шестерку. Ведь было как? Мы отставали от американцев. Те готовили запуск в декабре 1960 года, поначалу и наши тоже.
Но потом произошел ряд ЧП, в том числе катастрофа 24 октября 1960 года на полигоне Тюратам, когда взорвалась ракета Р-16, погибли десятки людей, включая главнокомандующего стратегическими войсками маршала Неделина. Королева все время допрашивали как свидетеля, что сильно задерживало процесс создания тренажеров, без которых невозможно было готовиться к полету. Наконец в тренажеры переделали два космических корабля, но больше шести человек на них заниматься не могло. Тогда поступил приказ главкома ВВС выбрать из 20 проходящих подготовку космонавтов шестерых лучших. Евгений Карпов, который был первым начальником Центра подготовки космонавтов, на основании общих наблюдений в сурдокамере и других показателей отобрал группу. Она стала более активно готовиться, получила приоритетный доступ к тренажерам, ее стали проверять на перегрузку 13 G, потому что баллистики посчитали, что в момент аварийной ситуации, при сходе корабля с орбиты, такая перегрузка возможна. А норматив был 9—10 G.
Анатолий Карташов, например, не выдержал, у него образовался синяк во всю спину, его сразу вывели из спецгруппы и направили на лечение. Космонавт, который не полетел — Очень жалко тех, кто готовился и не полетел. Известна же трагическая история Григория Нелюбова, который покончил с собой. Судьба, действительно, трагическая. Мало того, что он покончил с собой, так его еще и изображают каким-то чудовищем. Это несправедливо. Григория Нелюбова облачают в скафандр.
Фото: архив журнала «Новости космонавтики» Нелюбов очень хороший человек, прирожденный космонавт. Он служил летчиком в Черноморском флоте, 9 мая 1957-го летал над Черным морем, и у него отказал двигатель. Пришел приказ катапультироваться. Сам процесс катапультирования из самолета очень травматичен, а тут еще праздничный день, не удалось оперативно организовать поиски, и Нелюбов почти сутки провел на плаву в холодном бушующем море. После такого обычно списывают по состоянию здоровья, но у этого летчика в организме не нашли вообще никаких отклонений, врачи были потрясены. Григорий Григорьевич Нелюбов тоже был в шестерке. По итогам этого экзамена была рекомендована последовательность полета в космос.
Гагарин стоял первым, Титов вторым, Нелюбов третьим. Все трое получили удостоверения космонавтов, каждый продиктовал предполетное обращение. Мы со школы помним, что, дескать, чуть ли не накануне стало окончательно ясно, кто полетит. Вышел приказ о срочном изготовлении трех скафандров, но в первую очередь, конечно, для Гагарина. Соответственно, он первым начал в нем тренироваться и за счет этого вырвался вперед, получил более высокую квалификацию, чем Титов и Нелюбов. Каманин писал в своих дневниках, что в начале апреля, глядя на Титова и Гагарина, он все задавал себе вопрос: кто же из них? То есть Нелюбова он уже тогда вычеркнул.
Ну а по факту все делалось только в расчете на одного человека. Перед самым запуском, когда взвешивали космонавтов в скафандре вместе с катапультируемым креслом, у Гагарина обнаружился перевес. Вроде бы, вот шанс для Титова, но решение уже было принято, и в последнюю ночь Королев послал срезать вес лишний с космического корабля. Это был пилотируемый полет, поэтому взрывчатку даже не ставили, но сама система оставалась. Ее срезали и облегчили корабль на 14 или 15 килограммов. Правда, в спешке срезали и датчики терморегулирования. Если бы что-то пошло не так, то начала бы барахлить вся система жизнеобеспечения.
В общем, корабль был довольно сырой. Все остальные были с какими-то проблемами, причем даже с очень серьезными. Например, 1КП, первый корабль-спутник, запущенный в мае 1960 года, ушел на более высокую орбиту и болтался там полтора года. Хорошо, что в нем не было космонавта. У второго корабля ракета взорвалась на старте. И, поскольку времени на создание системы аварийного спасения в первые 40 секунд после отрыва не оставалось, было принято решение, что космонавт должен катапультироваться. Но на такой высоте у него не успел бы раскрыться парашют.
Тогда просто натянули металлическую сетку. Если ракета взорвется в первые 40 секунд полета, то космонавт катапультируется и упадет на сетку.
И тогда советские представители слукавили, объявив, что первый космонавт приземлился в кабине. Фактические обстоятельства посадки СССР официально признал только в 1964 году. Одна из самых бурно обсуждаемых тем, связанных с полётом Гагарина, — это надпись «СССР» на шлеме космонавта. Возникла она в связи с тем, что в последние годы на гагаринских изображениях надпись очень часто куда-то пропадает. В связи с этим возник вопрос — а как она вообще появилась на шлеме первого космонавта? Как ни странно, но и в этом вопросе нет окончательной ясности.
Герой Советского Союза, лётчик-испытатель Марк Галлай, занимавшийся тренировками первых космонавтов и присутствовавший при гагаринском старте, в книге «С человеком на борту» рассказывал, что надпись появилась в самый последний момент. Якобы за 20 минут до выезда Гагарина на старт вспомнили про случившийся перед этим шпионский полёт американца Пауэрса и решили нанести на шлем буквы «СССР», чтобы космонавта не спутали с диверсантом. Буквы рисовали впопыхах, не снимая шлем с головы Гагарина. В то же время ветераны предприятия «Звезда», которое производит скафандры для космонавтов, утверждают, что надпись была нанесена ещё во время подготовки скафандра к полёту, заблаговременно, и даже указывают фамилию рабочего, выполнившего эту задачу — Давидянц. Одной из самых запомнившихся подробностей о первом полёте человека в космос стали… шнурки. Во время прохождения Юрием Гагариным по ковровой дорожке перед докладом Никите Хрущёву об успешном осуществлении полёта в кадр попали развязавшиеся шнурки на ботинке первого космонавта. Эта бытовая деталь только добавила народной любви к Гагарину.
Поставленную задачу удалось решить довольно-таки быстро.
Еще в первый день работы на месте катастрофы специалисты собрали наиболее нужные для расследования части и агрегаты двигателя и некоторые приборы авиационного оборудования, в частности, два указателя вертикальной скорости ВАР-75. Исследованиями было установлено, что двигатель был исправен и работоспособен в течение всего полета. Достоверность такого вывода подтверждается целым рядом параметров работы двигателя, которые представлены на рис. Указатели ВАР-75 были сильно разрушены, однако удалось найти их деформированные шкалы. По специальной методике с использованием съемки в инфракрасных лучах оказалось возможным определить на них положение стрелок в момент разрушения. На шкалах остались частички светящейся массы от стрелок. Впоследствии на стенде установили такую скорость изменения воздушного давления на входе в исправный указатель ВАР-75, чтобы его стрелка заняла то положение, которое было выявлено на шкале разрушенного прибора. Фотографии шкал разрушенных ВАР-75 и контрольных приборов представлены.
Располагая скоростью вертикального снижения самолета, стало возможным определить скорость движения самолета по углу среза деревьев. Она была получена расчетным путем, на основе треугольника векторов скоростей. О том, почему эти расчетные значения угла и скорости были приняты и оставлены комиссией в качестве основных конечных параметров полета, будет изложено ниже. Пространственное положение самолета в момент столкновения с землей было определено на основе результатов исследования авиагоризонтов АГИ-1. Установлено, что их гироскопы были работоспособны до последнего момента. Об этом свидетельствовали надиры на корпусах гиромоторов от вращающихся роторов. Выявленные на шкалах отпечатки от стрелок позволили реконструировать их показания. Реконструкция показаний авиагоризонтов АГИ-1 представлена на рис.
Перечисленные выше параметры были получены в первую очередь, но одновременно исследовались и другие узлы, агрегаты и приборы. Конечно, особое внимание уделялось системе управления самолета. Удалось собрать и выложить по контуру все ее тяги, качалки и агрегаты. Исследования всех этих объектов велись по двум направлениям. Во-первых, необходимо было установить, имела ли система управления отказы и неисправности эксплуатационного происхождения: рассоединения деталей, заклинивания узлов и могло ли что-либо подобное произойти в полете. Во-вторых, надо было определить положение рулевых поверхностей в момент столкновения с землей. Анализировался характер разрушений деталей не только на наличие коррозионных повреждений, но и по какому направлению действовали разрушающие силы. Такая оценка проводилась по всем объектам самолета.
Для проверки и уточнения результатов этой работы впервые в практике расследования было проведено объемное макетирование, суть которого заключается в следующем. По чертежам и с участием специалистов ОКБ им. Микояна был изготовлен из дерева макет силовой конструкции самолета в натуральную величину, но без обшивки. На нем были вывешены все поврежденные части системы управления. В процессе расследования этот макет использовался и для анализа разрушений других систем. Результаты исследований системы управления показали, что она была исправна и работоспособна до конца полета. Положение рулевых поверхностей самолета в точке его столкновения с землей показано. Сопоставление полученных данных с фактами, выявленными на месте падения самолета, позволили обоснованно восстановить его пространственное положение в этот момент.
Нейтральное положение руля поворота может свидельствовать о прямолинейном движении по курсу. Это дало серьезные основания предполагать, что экипаж, с некоторым опозданием, предпринимал усилия по выводу самолета из пикирования. Такое истолкование данного факта оказало решающее влияние на понимание характера и параметров движения самолета в момент столкновения с землей. При исследовании большинства остальных агрегатов, приборов и систем разрушенного самолета особых трудностей не возникало. Большой опыт исследований аварийной техники и высокий по тому времени уровень методического обеспечения, которыми располагали специалисты института, позволили в течение полутора месяцев выполнить эту трудоемкую работу. Однако получить достоверные данные по наиболее важным объектам и предъявить их Госкомиссии для принятия было не так просто. Результаты проверялись и перепроверялись другими экспертами и организациями. Исследование часов — характерный тому пример.
На месте катастрофы были найдены бортовые авиационные часы АЧХ и наручные часы Ю. Гагарина «Суперавтоматик». Несмотря на то, что они имели серьезные повреждения, Госкомиссия возлагала на них большие надежды, так как только на основе результатов их исследования можно было определить время развития аварийной ситуации от последнего радиообмена до удара о землю — важнейший для расследования параметр. Других источников для получения этой информации просто не было. Для этого необходимо было иметь экземпляры таких же исправных часов. С АЧХ, понятно, вопрос не возникал, а вот где найти такие же «Суперавтоматик», стало проблемой. В то время в Союзе такие часы имели только два человека— космонавты Ю. Гагарин и Г.
Это были подарки от швейцарской фирмы. Титов сначала не смог отыскать свои часы. Его попросили, чтобы он поискал их в ювелирных магазинах и часовых мастерских Москвы. Увы, там их не было. Уже планировали поручить экипажу рейсового самолета, летающего в Швейцарию, купить и привезти такие часы, но Г. Титову все же удалось найти их у себя дома. Это и обеспечило возможность исследования часов. Надо было найти на сочлененных деталях внутреннего механизма следы от первоначального удара и через них выйти на положение стрелок.
Это было тонкое и сложное, можно сказать, ювелирное исследование с применением новейших для того времени методов, средств и технологий. Фотографии часов и результаты их исследования показаны на рис.
Изначально было записано три предстартовых обращения «первого космонавта к советскому народу». Ровно так же было заготовлено три текста сообщения ТАСС о первом полёте человека в космос: на случай успешного полёта, на случай поисков космонавта, а также на случай катастрофы. Перед полётом «Востока-1» произошло ЧП. При проверке герметичности датчик на люке не выдал нужный сигнал.
Поскольку до старта оставалось чрезвычайно мало времени, такая неполадка могла привести к переносу запуска. Тогда ведущий конструктор «Востока-1» Олег Ивановский с рабочими продемонстрировали фантастические навыки, на зависть нынешним механикам «Формулы-1», в считанные минуты отвернув 30 гаек, проверив и поправив датчик и вновь закрыв люк положенным образом. На сей раз проверка герметичности прошла успешно, а старт был осуществлён в запланированное время. Во время заключительной стадии полёта Юрий Гагарин бросил фразу, о которой долгое время предпочитали ничего не писать: «Я горю, прощайте, товарищи! Дело в том, что до Гагарина никто не имел чёткого представления о том, как будет выглядеть прохождение космическим кораблём плотных слоёв атмосферы при спуске. Поэтому Гагарин, как всякий лётчик, увидев в иллюминаторе бушующее пламя, предположил, что космический корабль охвачен пожаром и через несколько секунд он погибнет.
На самом деле трение жаропрочной обшивки космического корабля об атмосферу — рабочий момент, который происходит при каждом полёте. Теперь космонавты готовы к этому яркому и впечатляющему зрелищу, которое первым увидел Гагарин. Известные кадры съёмки переговоров Юрия Гагарина в кабине корабля и главного конструктора Сергея Королёва на командном пункте — это имитация, сделанная в более поздний период.
Кто круче – первый космонавт в мире Юрий Гагарин или современные спортсмены: Овечкин, Месси, Болт
60 лет первому полету человека в космос! | Случилось это меньше, чем через месяц после полёта Гагарина, 5 мая 1961 года. |
Гагарин и цензура | Наука и жизнь | С определенной высоты необходимая скорость превышает ту, что требуется для полета по круговой орбите. |
Полёт Гагарина длился не 108, а 106 минут | Биография Гагарина до дня полёта. |
Юрий Гагарин — история первого полета в космос | Hi-Tech | К 50-летию полёта Гагарина, в 2011 году, данные рассекретили — весь мир узнал, что полёт продолжался 106 минут, как и было указано в полётном задании. |
Э.А.Шершер "Тайна гибели Гагарина"
Гагарин Мог Погибнуть Раньше, Ему Приказали Молчать об Этом. Высота полета корабля «Восток» составила 250-300 км. Утром 12 апреля 1961 года в небо взмыла ракета-носитель «Восток» с Гагариным на борту. Когда программа «Союз» снова переориентировалась на полет к Луне, Гагарин сначала вошел в команду, которая готовилась к высадке на Луну, а потом к облету Луны. В 10.43 на высоте 12.000 метров он покинул район испытательных полетов аэродрома Чкаловский. Рекордная высота полета (327,7 км). Сейчас известно: за 108 минут полета Гагарин рисковал 12 раз!
Самолет гагарина
Только решив её, можно было узнать код доступа к панели управления. В целом полёт прошёл спокойно, серьёзных нештатных ситуаций не случилось. Длительность этого полёта составила 108 минут, за это время корабль-спутник сделал один-единственный оборот вокруг земного шара. Но при возвращении на Землю, во время посадки, тормозная система немного подвела и произошло небольшое отклонение от курса. На высоте семи километров в полном соответствии с планом Гагарин осуществил катапультирование, после чего модуль и космонавт в скафандре стали спускаться вниз на двух разных парашютах этот способ посадки использовался, кстати, и в других пяти ракетах «Восток».
Регулируя парашютные стропы, космонавт смог избежать попадания в прохладные воды Волги и приземлился на берегу. Так закончился этот космический полёт. Капсула «Востока-1» после приземления После полёта После приземления Гагарина случайно встретили жена лесничего и её внучка — они просто прогуливались в этих местах. Затем в районе приземления появились военные — они доставили пилота-космонавта в военную часть.
Здесь он вышел на связь с командованием и сообщил, что поставленная перед ним задача выполнена. Как только об этом стало известно Хрущёву, он позвонил министру обороны Малиновскому. В ходе разговора Хрущёв попросил о том, чтобы Гагарину как можно быстрее было присвоено звание майора. А вот сам космонавт узнал о своём новом звании лишь после приземления.
А ещё чуть позднее ему присвоили звание «Герой Советского Союза». Изначально не планировалось никаких празднеств, связанных с появлением Гагарина в Москве. Но внезапно планы переменились, в спешном темпе была организована торжественная встреча. На самолёте Ил-18 космонавт прибыл в столичный аэропорт Внуково, где его уже ожидала восторженная толпа, представители СМИ, первые лица советского государства.
Гагарин ехал стоя и приветствовал тех, кто пришёл его встречать. Со всех сторон звучали поздравления, многие принесли с собой плакаты. Какой-то мужчина даже пробрался сквозь выставленное оцепление и передал Гагарину цветы. Гагарин едет по Москве на машине с открытом верхом Потом на Красной площади космонавт, пройдя по красной ковровой дорожке, доложил об успешном полёте Никите Хрущёву.
Некоторые люди, смотревшие эту кинохронику, обратили внимание на развязанный шнурок на Гагаринском ботинке. Эта забавная деталька сделала космонавта ещё более любимым в народе. Легендарные кадры Гагарина в увесистом шлеме, говорящего «Поехали», были сняты не перед самим запуском, а значительно позже — то есть это чистой воды имитация. Потом эти кадры решили воссоздать — Юрий Гагарин и Сергей Королёв перед камерами повторили всё, что говорили и делали в утро перед запуском.
Гагарин в это время был заместителем начальника ЦПК по летно-космической подготовке и считал, что не может занимать эту должность, не летая самостоятельно. В 1967 году в 70-м авиаполку Юрий Алексеевич прошел подготовку на учебно- тренировочном двухместном самолете МиГ-15УТИ и был готов вылететь самостоятельно на одноместном истребителе МиГ-17. Однако из-за плохой погоды и подготовки к защите диплома в Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Жуковского самостоятельный вылет Ю. Гагарина на МиГ-17 был отложен на весну 1968 года. Последние проверочные полеты и свой первый самостоятельный полет после более чем 8-летнего перерыва Ю. Гагарин должен был выполнить 27 марта 1968 года.
В этот день в плановой таблице для него было предусмотрено выполнение двух контрольных полетов с одной заправкой с контролирующим В. Серегиным в задней кабине на самолете МиГ-15УТИ с бортовым номером 18 , и после этого — выполнение двух самостоятельных полетов по кругу продолжительностью по 30 минут каждый на самолете МиГ-17 с бортовым номером 19. Техника была исправна. Правда, бортовой самописец К2-59 не был заправлен бумажной лентой, что впоследствии не дало возможности получить достоверные сведения о параметрах полета самолета в последние минуты. И еще как потом выяснилось не был закрыт вентиляционный кран первой кабины самолета, что привело к ее разгерметизации. Но об этом позже… Хронометраж трагедии В первом проверочном полете Ю. Упражнение включало в себя: виражи — левый и правый с креном 60—70 градусов; бочки — левую и правую; пикирование с углом 60 градусов; боевой разворот; перевороты — левый и правый; полупетлю; петлю Нестерова; нисходящую спираль с креном 45 градусов; горку с углом 45 градусов.
Выполнение упражнения должно было занять около 20 минут. Погода в тот день не очень подходила для выполнения такого задания — в зоне полетов была мощная двуслойная облачность. Непосредственно перед вылетом экипажу по радио были сообщены результаты воздушной разведки погоды: основной слой облаков 8—10 баллов высотою 900 метров, 3—4 балла высотою 600—650 метров. Однако на самом деле погода оказалась хуже, чем это следовало из прогноза, известного летчикам и руководителю полетов. Нижний край плотной облачности 8—10 баллов был на высоте 500—600 метров, а облачность в 3—4 балла доходила до высоты 300—450 метров. На высоте 4. Самолет с бортовым номером 18 позывной «625-й» взлетел в 10.
Гагарин доложил: «625-й, зону 20 занял, высота 4200 [метров], прошу [разрешить выполнять] задание», после чего начал пилотаж. Однако в 10. Гагарин доложил: «625-й, задание в зоне 20 закончил. Прошу разрешение [на] разворот на курс 320». Что послужило причиной досрочного завершения задания четыре минуты вместо двадцати — неизвестно до сих пор. За это время Ю. Гагарин мог успеть выполнить только левый и правый виражи с креном 60—70 градусов так называемую «восьмерку».
После получения разрешения от руководителя полетов Ю. Гагарин доложил: «Понял, выполняю», после чего начал разворот с курса 70 на курс 320 для возвращения на аэродром. Что произошло дальше — достоверно неизвестно. Установлено лишь, что в 10. Экипаж погиб. Вопросы и версии Первый вопрос, который возникает у всех — почему они не катапультировались? Катапультное кресло самолета МиГ-15УТИ обеспечивало безопасное спасение экипажа в горизонтальном полете с высоты не менее 250 метров.
После выхода из густой облачности на высоте 500—600 метров у экипажа было всего две секунды для принятия решения о покидании самолета. Причем первым должен был катапультироваться В. Серегин находившийся в задней кабине , что было психологически очень трудно, так как Ю. Гагарин мог уже просто не успеть покинуть самолет. Вряд ли Владимир Сергеевич мог пойти на такое… В итоге попыток катапультирования экипажем предпринято не было… В середине 1980-х годов известный ученый-аэродинамик Сергей Михайлович Белоцерковский на ЭВМ провел моделирование процесса падения самолета Ю. Гагарина и пришел к выводу, что всего за минуту самолет мог потерять около четырех километров высоты, только находясь в штопоре. Причем после выхода из облачности экипаж сумел вывести самолет из штопора, однако для вывода МиГ-15УТИ из пикирования им не хватило буквально 150—200 метров высоты, то есть 1—2 секунд… Но вот почему самолет сорвался в штопор — ясности нет до сих пор!
Вскоре связь поймали на научно-измерительном пункте в Колпашеве, под Томском. Позже связь с "Востоком" перехватил узел связи на Камчатке. В 09:21 наступила невесомость, корабль "Восток" пошёл по орбите. Гагарин с борта корабля докладывал о происходящем. Среди прочего на Земле приняли реплику: "Самочувствие хорошее, настроение бодрое". У Королёва настроение в это время было вовсе не таким бодрым: он-то прямую связь с космонавтом потерял.
Только в 09:52 из Казахстана на Дальний Восток пришёл приказ сообщить Гагарину, что всё идёт нормально. В 09:57 "Восток" вышел за пределы досягаемости советских наземных станций. После этого связь держали при помощи кораблей в Тихом океане. Затем связь на некоторое время исчезла вовсе. Буквально через пару секунд система торможения начала сбоить. Гагарин, надо сказать, не потерял самоконтроля и наблюдал за происходящим.
Ещё через десять минут система торможения заработала, как положено по запасному варианту. Шёл спуск, кабина нагревалась. Затем на несколько секунд перегрузки резко подпрыгнули — и на высоте семь километров Гагарина катапультировало. Спуск на парашюте тоже не обошёлся без приключений: вместе с основным раскрылся запасной, а аварийный запас просто оторвался. Как бы то ни было, ровно в 11 часов по Москве Гагарин приземлился под Саратовом. Космическая женщина: она первой встретила Гагарина после полёта, а теперь растит шестерых сирот-"космонавтов" Спуск произошёл несколько не там, где ожидали.
Однако сориентироваться удалось быстро.
Юрий Гагарин услышал потрескивание — он не знал, откуда идет этот звук, но предположил, что таким эффектом сопровождается тепловое расширение оболочки аппарата. В воздухе ощущался легкий запах гари. Тут о мелких неприятностях пришлось забыть, потому что из-за крутой траектории спуска перегрузки возросли до 12 g вместо штатных 9 g — в глазах у космонавта «посерело». В 10:42 на высоте 7 километров прошел отстрел крышки люка, и кресло с космонавтом катапультировалось из спускаемого аппарата. Через пол-секунды вышел тормозной парашют, затем был введен в действие основной парашют, который буквально сдернул космонавта с кресла. Одновременно отделился контейнер с носимым аварийным запасом — он должен был повиснуть на 15-метровом фале, но оторвался и упал вниз.
Как следствие, не заработал радиомаяк космонавта, а сам Гагарин лишился запаса продуктов, аптечки, радиостанции, пеленгатора и надувной лодки, которая могла бы пригодиться при посадке на воду. В этот момент Гагарин должен был открыть клапан дыхания — скафандр СК-1 не был снабжен баллонами, поэтому конструкторы предусмотрели для космонавта возможность дышать окружающим воздухом после отделения от кресла. Однако шарик клапана оказался притянут демаскирующей оболочкой, и Юрий Алексеевич потратил несколько минут на то, чтобы справиться с ним. На высоте 3 километров в соответствии с логикой работы системы спасения раскрылся запасной парашют — хотя космонавты еще до полета были против его автоматического введения, командование решило, что с запасным будет надежнее. Управлять ими космонавт не мог и почти до самой земли летел спиной вперед. Лишь на высоте 30 метров его развернуло лицом по сносу — в положение, благоприятное для приземления. Сильный ветер северо-западного направления очень помог Гагарину: он отнес его от района катапультирования, которое произошло над весенним разливом Волги, на сушу.
Весь полет продолжался 106 минут, а не 108, как из-за ошибки утверждалось затем полвека. Расчетное место приземления, согласно полетному заданию, находилось севернее села Акатная Маза Хвалынского района Саратовской области, но «Восток», вопреки прогнозам, спустился не с перелетом, а с недолетом на 180 километров. Поскольку изначально приземления спускаемого аппарата ожидали в другом месте, то никто не бежал Гагарину навстречу — ему самому пришлось погасить купола парашютов, освободиться от привязной системы и двинуться на поиски людей. Первыми космонавта встретили жена лесника Анихайят Анна Тахтарова и ее шестилетняя внучка Румия Рита. Следом с полевого стана прибежали шестеро механизаторов колхоза имени Шевченко. Гагарин познакомился с ними, узнал, что о его полете и возвращении передают по радио. Еще через несколько минут прибыл майор Ахмед Гассиев из зенитно-ракетного дивизиона, дислоцированного у соседней деревни Подгорье.
Первые снимки Юрия Гагарина после посадки. Установив пост у парашютов и направив политрука части к спускаемому аппарату, майор в 11:15 доставил Юрия Гагарина в расположение своей части и вызвал командный пункт корпуса ПВО в Куйбышеве. Столб, установленный 12 апреля 1961 г.