Новости война в ираке 1991

Период агрессии Ирака, и войну в Персидском заливе принято условно обозначать «кувейтским кризисом». Война в ираке – былое и думы. Основные статьи: Вооружённые силы Ирака в 1991 году, Оборонно-промышленный комплекс Ирака в 1991 году. Война в Персидском заливе (1991) — Война в Персидском заливе Дата 2 августа 1990 – 28 февраля 1991 Место Север Аравийского полуострова Причина Аннексия Ираком Кувейта. Итог Победа международной коалиции; освобождение Кувейта.

56. Итоги операции «Буря в пустыне»

Это позволило бы остановить войну и уберечь Ирак от тяжелых потерь и разрушений. Военная операция в Ираке началась утром 20 марта 2003 года. Ветеран войны в Ираке Джим Браун утверждает, что в 1991 году США сбросили на Ирак атомную бомбу, передает агентство со ссылкой на вооружённый конфликт между Ираком и Вооруженными силами международной коалиции за освобождение и восстановление независимости Кувейта. Воспроизвести. Канал о Войне, оружии и истории. 26 февраля 1991 года президент Ирака Саддам Хусейн заявил о выводе войск из оккупированного Кувейта.

Ирано-иракская война: 40 лет спустя

Смотрите видео онлайн «Вторжение в Ирак. 20 лет спустя» на канале «Телеканал RTД на русском» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 20 марта 2023 года в 17:23, длительностью 00:26:45, на видеохостинге RUTUBE. Общие расходы на войну в Ираке и Сирии, как ожидается, к 2050 году превысят 2,89 триллиона долларов, а потери – полмиллиона человеческих жизней. С 1984 года активно велась т. н. «танкерная война» — Ирак и Иран атаковали в Персидском заливе танкеры третьих стран, перевозившие нефть противника. Израиля, для которого Ирак являлся одним из сильнейших региональных противников. Нефтяные итоги Войны в Ираке: 1. Нефть Ирака по прежнему принадлежит только государству Ирак. война 1991 года между Ираком и возглавляемыми США коалиционными силами.

Это наш Кувейт

  • Месть за смерть генерала Сулеймани
  • 1991 год Операция буря в пустыни или история самой первой Иракской войны - YouTube
  • «Правильная война» Саддама
  • «Мессианская война» в Ираке. Почему неоконы проиграли?
  • Начало войны в Ираке (март – май 2003 г.)
  • Война в Персидском заливе

Военные преступления США. Шок и трепет "Иракской свободы"

В реальности же, как это часто бывает, события в Ираке развивались таким образом, что крах этого государства стал попросту неизбежным задолго до вторжения США и их союзников. И самую роковую роль в этом сыграл иракский лидер Саддам Хусейн. Летом 1968 года иракское отделение Партии арабского социалистического возрождения БААС провело бескровный переворот, придя к власти в стране. В числе лидеров революции был молодой офицер Саддам Хусейн, по слухам, одним из первых ворвавшийся в президентский дворец. На протяжении следующих десяти лет Хусейн занимал ведущие государственные посты, а в 1979 году стал президентом Ирака.

По мнению Евгения Примакова глава правительства РФ в 1998—1999 годах , на режим Саддама делали ставку обе мировые сверхдержавы, видя в нем перспективного партнера в регионе. Имея поддержку со стороны ведущих мировых держав, а также располагая существенными золотовалютными резервами, пополняемыми за счет продажи нефти, Хусейн задался целью сделать Ирак ведущей арабской державой. Как в экономическом, так и в военно-политическом аспекте. В действительности иракский лидер делал основную ставку на военное сотрудничество с США, публично заявляя, что американское оружие во многом превосходит советское.

Советское правительство выступило против иракского вторжения в Иран, поскольку рассчитывало на установление связей с иранскими властями, открыто выступавшими против США. В связи с этим СССР присоединился к эмбарго на поставку военной продукции в Ирак, из-за чего армия Саддама лишилась запчастей к военной технике. Шах Ирана, с которым у Хусейна были хорошие политические и личные отношения, покинул страну, а к власти пришло исламское правительство во главе с духовным лидером мусульман-шиитов аятоллой Хомейни. Саддам Хусейн решил воспользоваться нестабильностью в соседней стране и путем военного вторжения занять приграничные нефтеносные области.

По замыслу военной операции, планировалось разгромить разложившиеся части иранской армии, занять больший район на территории Ирана с перспективой возможного наступления на Тегеран и свержения иранского правительства. В государственной пропаганде война получила название «Кадиссия Саддама» — в память о битве при Кадиссии в 636 году, в которой войска Арабского халифата разгромили персидскую армию. Кадровые офицеры бывшей шахской армии не имели боевого опыта, многие из них были казнены исламскими властями. На стороне Ирака было преимущество в бронетехнике, современных видах вооружения и уровне подготовки личного состава армии.

Единственное, что Иран мог противопоставить вторжению, — численное превосходство и боевой дух. Поэтому когда 22 сентября 1980 года иракские войска без официального объявления войны перешли границу с Ираном, исламское правительство обратилось к народу с призывом защитить родную страну и завоевания революции. В государственной пропаганде война называлась не иначе как «Священная оборона». Как и следовало ожидать, наступающая группировка иракских войск смела противника и смогла занять ряд приграничных территорий, однако на этом их успехи завершились.

Иракские войска столкнулись с неожиданно ожесточенным сопротивлением, которое в первую очередь оказывали добровольческие формирования из числа мусульман-шиитов, а также отряды Корпуса стражей Исламской революции КСИР. Из числа мусульман-шиитов были созданы войска Корпуса стражей Исламской революции, формирование которых велось на добровольной основе. Части КСИР отличались ненавистью к захватчикам, высоким боевым духом при почти полном отсутствии военной подготовки.

Всю же стратегическую береговую полосу Персидского залива заняло княжество Кувейт - с конца ХIХ века протекторат и военно-морская база Британии. Разумеется, Ирак никогда не мог смирится с таким положением вещей. И всю свою суверенную историю считал Кувейт своей неотъемлемой частью. Не был исключением и Саддам Хуссейн, чья предвыборная программа включала планы по объединению двух стран. Большие же запасы кувейтской нефти тем сильнее разогревали аппетиты. Одним словом, Хусейн, имевший серьёзные амбиции на роль лидера региона, не мог не попытаться вернуть Ираку Кувейт. И, конечно, рассчитывал при этом на помощь американцев.

Американцы же поддерживали Саддама в этой уверенности, субсидируя экономику Ирака, поставляя ему вооружения и одобряя его экспансионистскую политику, демонстративно отказываясь вводить против Ирака санкции. При том, что подготовка Ирака к войне ни для кого не была секретом. Одновременно, США предоставили Кувейту технологии бурения наклонных скважин, которые и стали поводом Ираку обвинить кувейтских шейхов в воровстве иракской нефти из приграничных районов. Хотя сегодня в Америке стараются об этом не вспоминать, долгое время Саддам был большим другом Вашингтона, и, именно с подачи последнего, развязал войну с ненавистным США Ираном войну, в которой, напомним, погибло до 700 тыс. И американцы в этом его не разубеждали. В декабре 1983-го, во время войны с Ираном, Саддама, по поручению Рональда Рейгана, посетил Дон Рамсфелд, назначенный тогда специальным посланником на Ближнем Востоке. Рамсфелд полтора часа беседовал с Саддамом в его дворце, убеждая иракского лидера во всемерной поддержке Соединённых Штатов, суля помощь, деньги и оружие. Перед началом Ирако-Кувейтской войны, состоялась встреча, не менее знаменательная. Хусейн встретился с американским послом в Ираке, Эйприл Гласпи, которая окончательно утвердила иракского вождя в его иллюзиях. Гласпи уверила Хусейна или же он так интерпретировал её слова , что Америка отнесется к вторжению в Кувейт как внутриарабскому делу и не станет вмешиваться.

Однако, случилось то, что должно было случиться. Агрессию немедленно осудила ООН. Ничего страшного для Ирака в этом ещё не было. Однако, немедленно на сторону Кувейта встала Америка. И в течение нескольких следующих месяцев Саддам был полностью демонизирован американской пропагандой. Через пять месяцев, густо наполненных антииракской риторикой, Америка, заручившись санкцией ООН, во главе Международной коалиции вступила в войну. С 17 января по 24 февраля 1991 г. Наземная фаза операции заняла лишь несколько дней с 24 по 28 февраля , а БААСитский режим Хуссейна продолжил свое существование. Слова о «конце истории» полнились всё более грозным религиозным подтекстом, а военная экспансия набирала обороты.

В нем подчеркивалось, что Социнтерн «осуждает иракскую агрессию против Кувейта и отказ Ирака подчиниться решениям СБ ООН» и что он «призывает все заинтересованные стороны строго следовать этим решениям» В заявлении содержалось специальное обращение к ООН «усилить свою деятельность для разрешения этого конфликта». Оно требовало от Ирака немедленно вывести войска из Кувейта, дать возможность законному правительству последнего отправлять свои функции в своей стране и освободить всех иностранцев, удерживаемых в качестве заложников. В нем содержался призыв «к максимальной поддержке акций, предпринимаемых ООН, включая эффективные международные санкции». В резолюции указывалось, что лишь осуществление этих мер способно «обеспечить мирное решение конфликта и предотвратить эскалацию конфликта и страдания людей». В то же время в заявлении содержались призывы к ООН, суть которых сводилась к следующему: - организовать соответствующую поддержку соседним с Ираком странам, которые пострадают от введения против него экономических санкций, и тем странам, чьи граждане работают по найму в Ираке и Кувейте; - организовать соответствующую гуманитарную помощь для беженцев, ставших ими вследствие иракской агрессии; - предпринимать необходимые меры к демонтажу арсеналов химического оружия в Ираке, к прекращению разработки там биологического и ядерного оружия; - поддерживать свободу, самоопределение и социальную справедливость на Ближнем Востоке; - предотвратить использование странами региона иракской агрессии для насаждения у себя духа милитаризма. Другие же пункты, хотя и не были включены в решения СБ ООН, играли определенную положительную роль в утверждении идей справедливости и гуманизма в сознании международной общественности. В ней подчеркивалось, что «международное сообщество едино в твердом осуждении иракского вторжения и аннексии Кувейта; насильственный акт Ирака, в отношении которого Социнтерн с самого начала занял недвусмысленную позицию, объединил мир в коллективной защите фундаментальных принципов; он объединил правительства Востока и Запада, Юга и Севера в их конкретной решимости остановить агрессию, дать ей отпор; иракский режим может не сомневаться в воле мира защитить международное право». В тех же условиях продолжения Ираком своей агрессивной политики Совет Безопасности 29 ноября 1990 г. В качестве основных условий прекращения огня силами коалиции в резолюции подчеркнуто: - Ирак и Кувейт окончательно признают границы, существовавшие до иракской агрессии и которые были в принципе согласованы сторонами в октябре 1963 г. ООН обязуется предпринять необходимые меры по демаркации границы с назначением международных наблюдателей; - войска коалиции, возглавляемой США, уйдут из региона между Кувейтом и Ираком после того, как их позиции займут наблюдатели ООН для контроля положения на границе между двумя странами; - Ирак должен ликвидировать все находящиеся у него на вооружении отравляющие газы, запасы биологического оружия, заводы и фабрики, производящие его, и средства его доставки, дальность полета которых превышает 150 км. До 18 апреля 1991 г. Генеральному секретарю ООН было поручено к 18 мая 1991 г. Ирак обязан представить отчет об имеющихся у него ядерных вооружениях. Он также обязан не чинить препятствий работе инспекционной комиссии на его территории, по завершении которой Международное агентство по контролю за ядерной энергией должно представить план превращения Ирака в безъядерную страну. Это же агентство должно разработать план уничтожения веществ, предназначенных для создания в Ираке ядерного оружия, и предприятий, работающих в этой области; - часть будущих поступлений Ирака от нефти будет изыматься в фонд компенсации потерь и ущерба, нанесенных собственности Кувейта и иностранных государств, в том числе и в плане экологии. Генеральный секретарь ООН обязан разработать подробные рекомендации, касающиеся выплаты Ираком вышеупомянутых компенсаций, с учетом потребностей народа и экономики Ирака. Ирак обязан также выплатить все долги, которые были у него до начала боевых действий; - разрешается продажа Ираку продуктов питания и импортирование им необходимых для населения товаров. Запрещается же продажа оружия Ираку на период, установленный Советом Безопасности. Проверка выполнения наложенных на Ирак санкций в области торговли осуществляется каждые 60 дней при принятии Ираком условий прекращения огня; - Ираку разрешается экспорт нефти в том случае, если Совет Безопасности будет удовлетворен выполнением Ираком плана выплаты компенсаций и требований по уничтожению оружия массового поражения. Ответственность за контроль над предоставлением Ираку возможности закупать продовольствие и другие необходимые товары несет Комитет по введению санкций, созданный Советом Безопасности. Он же контролирует экспорт Ирака пункт 22. Он продолжал оккупировать и грабить Кувейт. В ответ на это силы коалиции, состоявшие из военных контингентов более 25 стран под командованием американских генералов, с 16 января 1991 г. Но позиция Ирака не изменилась и после этого. В этих условиях президиум Социнтерна, собравшийся под председательством В.

Реакция большинства государств мира на иракское вторжение в Кувейт была крайне негативной. Они требовали немедленного вывода иракских войск из Кувейта. США сразу же призвали мировое сообщество осудить нападение Ирака на Кувейт. Правительство СССР 3 августа выступило со специальным заявлением, осуждавшим агрессию и требовавшим немедленного вывода иракских войск из Кувейта и восстановления его территориальной целостности. Шеварднадзе выступили с совместным заявлением с призывом к мировому сообществу осудить агрессию и предпринять конкретные меры, чтобы побудить Ирак вывести свои войска из Кувейта; в нем содержался призыв прекратить все поставки вооружений в Ирак. В осуществление этого совместного заявления СССР, бывший одним из главных поставщиков оружия в Ирак, решил в одностороннем порядке приостановить поставки туда вооружения и военной техники. В обстановке осуждения абсолютным большинством государств мира иракской агрессии против Кувейта не было никаких препятствий к созыву 2 августа 1990 г. Совета Безопасности ООН, который принял резолюцию 660, осуждавшую вторжение и требовавшую немедленного и безусловного вывода иракских войск. Резолюция 661 от 6 августа требовала от Ирака немедленного прекращения оккупации и вывода войск из Кувейта. В противном случае, говорилось в ней, СБ ООН введет всеобъемлющую международную торгово-финансовую санкцию. Резолюция 662 от 9 августа объявила иракское вторжение незаконным и недействительным; резолюция 664 от 18 августа подчеркнула настоятельную необходимость освобождения иракскими властями граждан третьих стран в Ираке и Кувейте. Таковы были общая политическая оценка иракской агрессии против Кувейта и меры по ее прекращению, которые СБ ООН выработал в течение августа 1990 г. Но в позиции Социнтерна довольно длительное время присутствовала надежда на возможность мирного разрешения конфликта путем переговоров конфликтующих сторон или на международных конференциях. Наиболее развернутая позиция Социнтерна была дана в Заявлении о кризисе в Персидском заливе, принятом на сессии лидеров его партий в Тампере Финляндия 5 сентября 1990 г. В нем подчеркивалось, что Социнтерн «осуждает иракскую агрессию против Кувейта и отказ Ирака подчиниться решениям СБ ООН» и что он «призывает все заинтересованные стороны строго следовать этим решениям» В заявлении содержалось специальное обращение к ООН «усилить свою деятельность для разрешения этого конфликта». Оно требовало от Ирака немедленно вывести войска из Кувейта, дать возможность законному правительству последнего отправлять свои функции в своей стране и освободить всех иностранцев, удерживаемых в качестве заложников. В нем содержался призыв «к максимальной поддержке акций, предпринимаемых ООН, включая эффективные международные санкции». В резолюции указывалось, что лишь осуществление этих мер способно «обеспечить мирное решение конфликта и предотвратить эскалацию конфликта и страдания людей». В то же время в заявлении содержались призывы к ООН, суть которых сводилась к следующему: - организовать соответствующую поддержку соседним с Ираком странам, которые пострадают от введения против него экономических санкций, и тем странам, чьи граждане работают по найму в Ираке и Кувейте; - организовать соответствующую гуманитарную помощь для беженцев, ставших ими вследствие иракской агрессии; - предпринимать необходимые меры к демонтажу арсеналов химического оружия в Ираке, к прекращению разработки там биологического и ядерного оружия; - поддерживать свободу, самоопределение и социальную справедливость на Ближнем Востоке; - предотвратить использование странами региона иракской агрессии для насаждения у себя духа милитаризма. Другие же пункты, хотя и не были включены в решения СБ ООН, играли определенную положительную роль в утверждении идей справедливости и гуманизма в сознании международной общественности. В ней подчеркивалось, что «международное сообщество едино в твердом осуждении иракского вторжения и аннексии Кувейта; насильственный акт Ирака, в отношении которого Социнтерн с самого начала занял недвусмысленную позицию, объединил мир в коллективной защите фундаментальных принципов; он объединил правительства Востока и Запада, Юга и Севера в их конкретной решимости остановить агрессию, дать ей отпор; иракский режим может не сомневаться в воле мира защитить международное право». В тех же условиях продолжения Ираком своей агрессивной политики Совет Безопасности 29 ноября 1990 г. В качестве основных условий прекращения огня силами коалиции в резолюции подчеркнуто: - Ирак и Кувейт окончательно признают границы, существовавшие до иракской агрессии и которые были в принципе согласованы сторонами в октябре 1963 г. ООН обязуется предпринять необходимые меры по демаркации границы с назначением международных наблюдателей; - войска коалиции, возглавляемой США, уйдут из региона между Кувейтом и Ираком после того, как их позиции займут наблюдатели ООН для контроля положения на границе между двумя странами; - Ирак должен ликвидировать все находящиеся у него на вооружении отравляющие газы, запасы биологического оружия, заводы и фабрики, производящие его, и средства его доставки, дальность полета которых превышает 150 км. До 18 апреля 1991 г.

Саддам Хусейн поверил Америке – и проиграл

Психологическая война. Гриняев С. Интеллектуальное противодействие информационному оружию. Завадский И. Лисичкин В. Третья мировая: Информационно-психологическая война. Малышев В. Новгородова А. Война в Персидском заливе 1990—1991 гг. DOI: 10.

Информационная война и власть М. Почепцов Г. Информационные войны. Прокофьев В. Тайное оружие информационной войны, М. Расторгуев С. Информационная война.

В залив были направлены американские, британские и французские боевые корабли. Нескольким кувейтским танкерам, которым грозило нападение со стороны Ирана, был предоставлен американский флаг и американское же военное сопровождение. Параллельно с эскалацией «танкерной войны» американские военные уничтожили несколько иранских нефтяных платформ и - случайно, по утверждениям Вашингтона, - сбили иранский самолет с 290 гражданскими пассажирами на борту. Так США создали свой силовой кулак в Персидском заливе. Для Запада и, в первую очередь, для США речь шла вовсе не о партнерстве, а о доминировании в регионе, к своему извечному значению «великого водного пути» добавившем значение наибольших в мире разведанных запасов нефти. О том, что США давно и тщательно готовились к защите именно своих нефтяных интересов, а не абстрактных демократических ценностей в этом регионе, свидетельствует, в частности, тот факт, что в основу состоявшейся в 1991 году агрессии против Ирака был положен секретный план «90-1002», разработанный еще в 1970-е годы администрацией тогдашнего американского президента Картера на случай военного вмешательства в Заливе для массированной защиты Саудовской Аравии. При этом план 90-1002 был разработан еще задолго до появления Саддама Хусейна в той роли мирового злодея, которую он получил в 1990 году. Тогда роль «демона» безраздельно принадлежала СССР как «империи зла», две сверхдержавы активно соперничали и на Ближнем Востоке, а потому есть все основания заключить, что план 90-1002, как и гипотетическое нападение на Саудовскую Аравию, предполагал несколько иной сценарий событий и несколько иных действующих лиц. Отказ СССР от роли сверхдержавы о связи между окончанием «холодной войны» и крывающейся для США возможностью действовать свободно в начале войны в Заливе открыто говорил и сам Буш и от своей устойчивой линии поведения в различных регионах мира, в том числе и на Ближнем Востоке, позволил адаптировать старый план не только в военном, но я в политико-идеологическом смысле, для чего региональному внутриарабскому конфликту, далеко не столь разрушительному, как предшествовавшая ему ирано-иракская война, было придано совершенно новое измерение. Вторжение иракских войск в Кувейт. Сопротивление относительно малочисленных вооруженных сил богатого нефтью государства было легко сломлено. Хусейн объявил Кувейт 19-й провинцией Ирака. Например, «демократический» журнал «Огонек» объяснял конфликт между Ираком и Кувейтом тем, что «в Ираке диктатура, а в Кувейте — демократия». Хотя если Ирак в то время был какой ни есть, но республикой, то в Кувейте чего никогда не бывало, так это демократии. В реальности же вторжение иракских войск в Кувейт и последовавшая за этим аннексия Кувейта вовсе не столь однозначно трактовались в мире, как это подавала американская пропаганда и следовавшая в ее русле советская либеральная печать. Позиции разделились, и хотя сам акт нападения в целом осуждался, Кувейт в объективных исследованиях вовсе не выглядел хрестоматийно наивной овечкой, на которую ни с того ни с сего набросился свирепый волк Саддам. Уже на следующий же день после прекращения огня на фронтах ирано-иракской войны, Кувейт принял решение вопреки соглашению, подписанному с ОПЕК увеличить добычу нефти и, что особенно важно, сделать это на скважинах Северной Румейлы, расположенных в пограничной с Ираком зоне, где существовали территориальные споры, восходящие еще к эпохе пребывания всей этой территории в составе Османской империи. Разумеется, свою роль играла и давняя проблема Ирака: узость полосы выхода к Персидскому заливу с единственным портом Умм-Каср , доставшейся ему при реорганизации западными державами пост-Османского пространства. Было естественно ожидать, что после ирано-иракской войны, обладая, по общему мнению, сильнейшей армией в регионе, Ирак будет как-то пытаться использовать ее для исправления того, что считал «исторической несправедливостью». Саддам Хусейн, как опытный политик он все же решил прозондировать возможную реакцию США. Такой зондаж и состоялся 25 июля 1990 года во время встречи посла США Глэспи с Саддамом Хусейном, в ходе которой, когда речь зашла о концентрации иракских войск на границе с Кувейтом, был получен ответ Глэспи: «Нам особенно нечего сказать по поводу арабо-арабских разногласий, таких, как ваши разногласия с Кувейтом по вопросу границ». Келли заявил: «Мы не имеем отношений, основывающихся на договорах по обороне ни с одним из государств Залива. Исторически мы воздерживались занимать позицию по пограничным спорам или разногласиям внутри ОПЕК. Все это очень напоминает предысторию корейской войны 1950-53 года, когда США фактически подталкивали оба корейских государства к вооруженному конфликту. Теперь нечто подобное происходило в Персидском заливе. Совет Безопасности ООН ввел в отношении Ирака экономические санкции и принял серию резолюций, осуждавших действия Багдада. В ноябре 1990 года дипломатические усилия по урегулированию кризиса окончательно провалились. ООН установила срок, в который Ирак должен был уйти из Кувейта, и дала добро на принятие «любых необходимых мер», которые способствовали бы выполнению требований мирового сообщества. То, что целью США было вовсе не урегулирование конфликта, уже в начале 1991 года было совершенно очевидно. Об этом говорили как практическое их неучастие во всех попытках найти мирное решение, так и, в особенности, армада, направленная в зону Залива - самая крупная со времен войны во Вьетнаме. А это могло означать одно: что грядущую операцию США и их союзники изначально моделировали как призванную решать глобальные проблемы, как это было и во Вьетнаме. С той лишь разницей, что если тогда речь шла о противостояний «мировому коммунизму» и СССР как его персонификации, то теперь, ввиду явного ухода СССР и России с арены мировой истории как соперничающего центра силы, на передний план выдвигалась иная задача: овладения высвобождающимися сферами влияния а там и - поэтапно - частями самого советского наследства. Позже, в дни Косовского кризиса, это отчетливо сформулирует госсекретарь США Мадлен Олбрайт, открыто заявив, что США «хотели бы управлять последствиями распада советской империи». А также - придания новых функций международным организациям, прежде всего ООН и СБ, с целью превращения их во вспомогательные инструменты регулирования, в желаемом направлении, энергоресурсных потоков и обслуживания глобальных проектов США, возникающих в новых условиях. К 17 января 1991 года американская группировка в зоне Залива насчитывала 441 тысячу человек, более 2930 танков, около 1950 орудий и реактивных систем залпового огня, более 1700 современных боевых самолетов и 94 боевых корабля, включая 6 многоцелевых авианосцев. Впервые в реальных боевых условиях были применены крылатые ракеты.

Уже к середине 25 февраля Эль-Кувейт столица Кувейта была окружена, после чего обороняющиеся стали массово сдаваться в плен, 26 февраля иракские военные оставили столицу. Наступление шло по всем направлениям, в том числе и собственно на территорию Ирака. В результате разгрома основных сил Ирака, 28 февраля Саддам Хусейн был вынужден прекратить боевые действия и принять все требования ООН. После этого, 3 марта, Норман Шварцкопф командующий силами коалиции, четырехзвездочный генерал ВС США и Халед бин Султан фельдмаршал армии Саудовской Аравии на захваченной иракской авиабазе Сафван подписали с представителями иракской стороны соглашение о прекращении огня. В результате «Бури в пустыне» были уничтожены или лишены боеспособности 42 дивизии армии Ирака всего их было 44 , число жертв, предположительно, составило около 100 тысяч человек. Большая часть военной техники, количество которой было не меньше кроме авиации , чем у коалиции, была уничтожена или захвачена. Более 71 тысячи иракских военных сдались в плен. При этом войска коалиции потеряли всего 292 человека причем заметная часть из них стала жертвой «дружественного огня» , 31 танк, 32 бронированные боевые машины и т. Массированное применение высокоточных авиационных средств, систем радиоэлектронной борьбы, повсеместное использование спутниковой навигации GPS, средств для ночного ведения боя тепловизионных и ночных прицелов и других высоких технологий сделало огромную по численности иракскую армию 650 тысяч человек беспомощной. К примеру, те же иракские танки Т-55 и Т-72 первых модификаций, не оснащенные тепловизионными прицелами, становились легкими жертвами для американских танков M1 Abrams, действовавшим ночью. Да и уровень подготовки, тактика и разведывательные возможности американских войск на голову превосходили иракские возможности.

Благодаря широкому освещению процесса боевых действий в СМИ, получила название «телевизионной войны». Хронология войны в Персидском заливе 3 апреля 1991 - Совет Безопасности ООН принимает резолюцию 687, подводящую итоги войны 3 марта 1991 - подписание официального соглашения о прекращении огня в Сафване 28 февраля 1991 - Война в Персидском заливе окончена. Кувейт освобождён 27 февраля 1991 - Бомбардировка американской авиацией «Шоссе смерти» 26 февраля 1991 - Освобождён Эль-Кувейт 25 февраля 1991 - Иракская ракета СКАД падает на американские казармы в Саудовской Аравии 24 февраля 1991 года началась наземная операция «Меч пустыни», завершившая освобождение Кувейта от оккупационных сил Ирака. Командующий межнациональными силами генерал Шварцкопф нанес основной удар не на кувейтском направлении, где его ожидали иракские войска, а западнее, в пустынном районе вдоль саудовско-иракской границы.

Перечитывая историю войны в Персидском заливе (1990–1991 гг.)

И как потом оправдывалось, когда выяснилось, что предъявленные «доказательства» оказались фейковыми? Вспомним некоторые факты 20-летней давности. Фото: globallookpress. То, что не доделал Джордж Буш-старший, спустя десятилетие взялся завершить его пришедший в Белый дом сын, Джордж Буш-младший. Тем более, что особенно после терактов 11 сентября у него явно чесались руки разобраться со всеми врагами на «Большом Ближнем Востоке». Саддам Хусейн в этом смысле был идеальной мишенью. Не случайно сразу после атаки террористов на Америку в СМИ появились рассуждения о том, что американцы начнут военную операцию против Ирака, правда, первоочередной задачей для Вашингтона тогда стало вторжение в приютивший Усаму бен Ладена Афганистан, находившийся под властью «Талибана» запрещенная в РФ террористическая организация. Собственно, время между войной в Заливе и вторжением 2003 года для Ирака не было безоблачным.

Были введены «бесполетные воздушные зоны» для иракской боевой авиации Ирака на севере и юге страны для защиты соответственно населенных курдами и шиитами. Американцы и британцы наносили ракетно-бомбовые удары по позициям иракских зенитно-ракетных комплексов. А в декабре 1998 года, после отказа Багдада от сотрудничества с международными инспекторами, США и Великобритания провели против Ирака военную операцию «Лис пустыни» под предлогом лишения иракцев способности производить и использовать оружие массового поражения. В 1998 году Конгресс Соединенных Штатов принял, а президент Клинтон подписал Закон об освобождении Ирака после того, как Багдад прекратил свое сотрудничество с инспекторами ООН по вооружениям. Этот закон возвел в ранг официальной политики США «поддержку усилий по отстранению от власти режима, возглавляемого Саддамом Хусейном». Ну, и само собой, действовали жесткие антииракские санкции, бившие прежде всего по обычным людям. Словом, напряжение нарастало — особенно в связи с приходом к власти в США республиканцев.

На выборах 2000 года предвыборная платформа Республиканской партии призывала к «полному осуществлению» Закона об освобождении Ирака и смещению Саддама Хусейна. А ключевые советники Буша прежде всего вице-президент Дик Чейни, министр обороны Дональд Рамсфелд и его зам Пол Вулфовиц были давними сторонниками вторжения в Ирак. Именно они внесли свой вклад в опубликованный в сентябре 2000 года доклад проекта «Новый американский век», в котором говорилось об использовании вторжения в Ирак как средства для Америки «играть более постоянную роль в региональной безопасности Персидского залива». Выступая с обращением к нации в январе 2002 года Буш-младший начал закладывать общественную основу для грядущего вторжения, назвав Ирак частью «Оси зла» и заявив: «Соединенные Штаты Америки не позволят самым опасным режимам в мире угрожать нам самым разрушительным в мире оружием».

Саддам Хуссейн остался у власти в Ираке еще на 12 лет, пока не был свергнут новым вторжением американцев. Вторая война в Заливе резко изменила баланс сил в регионе. Затем американцы инициировали «арабскую весну» и стали строить «демократический Большой Ближний Восток». В итоге там был создан «управляемый хаос», который в целом сохраняется до сих пор. Во-вторых, эту войну впервые в истории показывали практически в прямом эфире - ведущие телеканалы мира вели трансляцию непосредственно с мест боевых действий. Вклад стран был разный, не все предоставили свои военные контингенты, но политическая поддержка действиям коалиции была практически единодушной. Неужели тогда американцы строго придерживались мандата Совбеза ООН, который предполагал лишь освобождение оккупированной страны? Такую же позицию занимали некоторые арабские страны, прежде всего, монархии Персидского залива.

Тем не менее многие эксперты по-прежнему к ней склоняются. Апрель 1991 года. Фото: Reuters «Он игнорировал два очень важных момента. Первый связан с национальными интересами США в регионе Персидского залива. Второй — с тем, что Саддам как правитель не уделял никакого внимания иракскому народу, его будущему. Защита иракского народа и его достижений или сохранение иракских вооружённых сил его не беспокоили. Я чувствовал это с самого начала своей военной службы», — пояснил ад-Дайри. С тех пор некоторые в стране мечтали о возвращении былых территорий, называя это «достижением арабского единства». Можно говорить и о том, что Хусейна по-своему спровоцировали. Он совершенно игнорировал международные отношения и международное право, равно как и интересы определённых государств региона», — подчеркнул очевидец тех событий. Бытует мнение, что к военной авантюре правительство Хусейна подтолкнул Вашингтон, однако, по мнению генерал-майора, это не так. К тому же у США были отличные отношения с королевской династией Кувейта. Поэтому я не согласен с мнением о том, что США якобы подтолкнули Саддама к вторжению. Да, посол Эйприл Глэспи не говорила Саддаму: «Не вторгайтесь», но в то время, я уверен, что и к вторжению она его тоже не призывала», — поделился он. Кувейтский повстанец, сражавшийся против войск Ирака. Март 1991 года. Фото: Reuters «Тот факт, что иракским военным было ничего не известно о решении вторгнуться в Кувейт, подтверждает стремление Саддама к единоличной власти. До этого, несмотря на то, что Саддам занимал пост заместителя главы Совета революционного командования и мог отдавать приказы высшим военным чинам, ему всё равно хотелось получить звание генерал-лейтенанта. Он считал, что офицер всегда находится в более выгодном положении, и это позволяет ему оставлять за собой последнее слово. Остальные же должны просто дожидаться его личных распоряжений», — пояснил ад-Дайри.

Поражение, которое потерпел Саддам в этой войне, было сокрушительным. К началу марта Кувейт был полностью освобожден, а Саддам надолго - как казалось тогда - отучен от намерения проводить агрессивную политику в отношении своих соседей. Были приняты соответствующие резолюции Совбеза ООН - номер 678 и 687 - направленные на то, чтобы лишить Ирак всех видов оружия массового уничтожения и даже ракет, превышающих определенный радиус действия. Итоги Итоги войны в цифрах выглядели следующим образом: Соединенные Штаты потеряли в ходе этой кампании 293 человека убитыми, из которых 145, то есть почти половина, погибли от причин, не связанных с непосредственными боевыми действиями. Среди убитых были и 15 женщин. Англичане потеряли 24 человека, причем 9 из них погибли под американскими бомбами и ракетами. Десять британцев были ранены. Французы похоронили двоих и еще двадцать пять отправили в госпиталь. Военнослужащие арабских стран, воевавшие на стороне коалиции, потеряли в общей сложности 39 убитых. Кроме того, потери МНС составили 52 самолета, 37 из которых сбили иракские зенитчики по утверждению американских СМИ, иракским летчикам не удалось выиграть у американских ни одной воздушной схватки. Потери собственно США составили 40 машин, 12 из которых разбились по техническим причинам. Кроме того, американцы лишись 23 вертолетов, 18 из которых также потерпели аварии по причинам, не связанным с боевыми действиями. Урон, понесенный иракской стороной, был куда более значительным, хотя эти данные по объективным причинам куда менее точны и достоверны. Так, боевые потери иракской армии составили около 100 тысяч человек убитыми и 300 тысяч ранеными. Еще 150 тысяч солдат дезертировали в ходе боев, и примерно 60 тысяч были взяты в плен. По данным официального Багдада, помимо солдат погибли еще около 35 тысяч мирных жителей. Далее, летчики МНС сбили 36 иракских самолетов и 6 вертолетов.

Ошибка Саддама Хусейна. Как американцы вошли на Ближний Восток

ВОЙНА В ИРАКЕ Ирак был нефтяным государством. Нефть являлась единственным предметом его экспорта. Западные страны считали, что Саддам продолжал. Домой Войны, горячие точки и военные конфликты Война в Ираке 1990—1991 гг. («Буря в пустыне»). 25 июля 1991 г. Хусейн встретился с американским послом в Ираке, Эйприл Гласпи, которая окончательно утвердила иракского вождя в его иллюзиях. Во время первой войны в Ираке в 1991 г. американцы разбомбили половину школ (где-то 2000 из общего числа 4000).(57).

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий