женского начала Всесвета, но это по новому стилю, а истиный славянский Водокрес 6 января - "Турицы зимние" - в этот день искра Небесного огня (Креса) из Сварожьей кузни падает в воды Земли. Праздник Большой Водокрес в 2024 году приходится на 19 января.
19 января – Большой Водокрес (Водосвятие) | Календарь языческих праздников
женского начала Всесвета, но это по новому стилю, а истиный славянский Водокрес 6 января - "Турицы зимние" - в этот день искра Небесного огня (Креса) из Сварожьей кузни падает в воды Земли. Крещение Господне — это украденный христианской церковью наш славянский Ведический праздник ВОДОСВЕТИЕ или ВОДОКРЕС. буквально означает Оживление Воды. Водокрес: история и традиции славянского праздника 19 января. Этот праздник отмечал завершение дней, отмеченные особым разгулом «нечистой силы».
На 6 января вода оживает: славянский праздник Водокрес или Турицы зимние
Первый Малый Водокрес традиционно проходил вечером 6 января (по новому стилю, 24 декабря по старому стилю), хотя считалось, что и днём 7 января вода оставалась святой. Водокрес: история и традиции славянского праздника 19 января. Как и любой ПриРодный Праздник, Водокрес – день пробуждения Воды, проходит не один день и час.
Славянский праздник Водокрес (Водосвятие): волшебная вода января
Название Праздника Водокрес (Крес* Воды) — буквально означает Огненная вода. водосвятие, водокрес, водосвятие у славян, праздник водосвятия. Водокрес 19 января. 3. Просинец 21 января праздник возрождения солнца славянские боги имена (640x427, 309Kb). 4. Просинец Январь водосвет водокрес славянские праздники (700x525, 344Kb).
19 января праздник Водокрес у славян
Первый Малый Водокрес традиционно проходил вечером 6 января (по новому стилю, 24 декабря по старому стилю), хотя считалось, что и днём 7 января вода оставалась святой. Водокрес, водосвят, день возрождения Солнца – всё это синонимичные названия славянского праздника Просинец, который наступит уже завтра. Водокрес, славянский праздник, когда празднуется? 22 декабря, в день рождения Молодого Солнца, праздника Коляды Солнце поворачивается, истончаются границы между мирами, и открываются двери в навный мир. день воды живой, водосвятие. Главная» Новости» Славянские праздники январь.
Водосвятие у славян — а вы знаете традиции праздника?
Начинается праздник Водосвет, Водокрес или Крышень-его называют по-разному в разных племенах славян, но суть одна. Праздник Водокрестия у славян праздновался 3 дня и в каждый день вода имеет разные свойства. В этот день славяне отмечали праздник Водосвет. 6 Января Водокрес с праздником славяне. Водокрес в России: история и традиции славянского праздника.
Славянский праздник Водосвет - Водокрес 19 января
Христиане слили два разнородных, хотя и однокоренных, понятия — крест на котором распяли и крещение обряд христианской баптизмы , сведя их к слову "крест", как пересечение линий. Таким образом, церковь не только позаимствовала слово для обозначения обряда, но ещё и приплела к этому обряду традицию купания в проруби. Вода даёт купающимся здоровье вплоть до Купалы, потом — до следующего Водосветия зимой. Слово "вода" произошло от слова — "веда", ибо вода умеет слушать, впитывать в себя сказанное. Отсюда, многие заговоры произносятся именно на воду. Вода способна восстанавливать биополе человека. И вернусь к слову воскресенье: В этот день недели нельзя убираться, работать, так как этот день недели наши предки посвящали оживлению Души, наполнению её огнём. Духовные практики, медитации, творчество, общение с детьми, внуками, близкими, то есть заниматься всем тем, что наполняет нашу душу огнём, счастьем и радостью. Празднование В этот день русичи купались в холодной речной воде и давали грандиозные пиры.
Солнце становится всё ближе к Земле и начинает яриться, то есть наполняться молодой силой, чтобы "стать" на весеннее равноденствие. На Водосветие на берегах водоёмов, у специально прорубленных во льду прорубях, около колодцев и священных незамерзающих в зиму источников наши предки совершали обряд Водокреса. Прорубь рубили в форме восьмилучевой звезды. Восьмилучевая звезда прямой и косой крест — символ соединения мужского и женского начала, созидающего жизнь. Именно так выглядел старинный крест, не имеющий отношения к христианству — соединение прямого и косого крестов. Крес — символ небесного очищающего огня, очищающий и ограждающий восьмилучевой знак. Отсюда название символа — крест, который наши предки носили на груди. Крест — крес.
От слова — огонь, свет, оживление жизнь. Церковники подменили жизнеутверждающий символ наших предков на символ смерти трупа , страдания и ярмом на многие века повесили моему наРоду.
Если окунуться смелости не хватало, то можно было взять с собой этой воды и облиться ей в теплом месте. После того, как все искупались, собирались гости и желали друг другу здоровья до следующего Водосвета. Вода всегда считалась самым сложным и в тоже время самым простым веществом на планете. До сих пор она считается до конца не изученной. Понимали это и древние славяне. Само слово «вода» происходит от слова «веда», то есть люди приписывали воде свойства впитывать в себя информацию и передавать ее на большие расстояния.
Вода способна накапливать как отрицательную, так и положительную информацию. И естественно может либо восстановить биополе человека, либо наоборот разрушить его. Праздник Водосвет проводился на улице у любого водоема, где мужики прорубали прорубь. Бабы украшали проруби разноцветными лоскутами. Праздник заключался в том, что в песнях славили Мары-Марицы-Водицы. После этого в прорубь бросали подарки: зерно и хлеб. После этого начинали окунаться сами. Считалась, что такое купание заряжает человека здоровьем на весь будущий год.
Славяне считали, что в этот день Солнце, Земля, а также центр Галактики располагаются таким образом, что открывается путь общения между людьми и центром Галактики. Начинает действовать своего рода канал связи с космосом, и все что туда попадает, структурируется. Именно поэтому вода и то, что состоит из воды, считалась хорошим проводником. Славяне вообще много внимание уделяли поклонению воде. Они преклонялись перед дождем, который как считалось, оплодотворял землю. Одно из приветствий славян было: «Будь здрав как вода». Славяне верили в целебные свойства воды и понимали, что от качества воды зависит какое здоровье будет у человека. Покровительницей воды считалась богиня Макоша.
Можно заметить, что обычаи этого праздника очень напоминают православный праздник Крещения. Христиане заменили Водосвет на крещение Господне, а суть и традиции остались прежними. Приближается Водокрес! Ровно 19 января, после пяти часов пополудни, вся вода в открытых источниках приобретет следующие свойства: станет бесцветной, приобретет сладковатый вкус, кислотность изменится и станет в пределах 8,4 — 10,5 мВ. Вот заключение врачей: — Вода, собранная 19 января из открытых источников, является биостимулятором, благотворно влияющим на иммунную систему, оказывает антиоксидантную защиту. Эта вода улучшает обмен веществ, повышает кровяное давление, благотворно влияет на аппетит и самочувствие. Ведет к заживлению ожогов, язв и пролежней. Что же это, братья славяне?
Да просто — это та самая Живая Вода, известная нашим предкам появляется в назначенный час, в назначенном месте. Во всех открытых водоемах. Также проявляется это свойство в снеге, если его собрать и растопить в этот день.
Именно поэтому вода и то, что состоит из воды, считалась хорошим проводником. Славяне вообще много внимания уделяли почитанию воды. Они преклонялись перед дождем, который как считалось, оплодотворял землю. Одно из приветствий славян было: «Будь здрав как вода». Славяне верили в целебные свойства воды и понимали, что от качества воды зависит какое здоровье будет у человека. Покровительницей воды считалась богиня Макоша. Обычаи этого праздника очень напоминают православный праздник Крещения. Христиане заменили Водосвет на крещение Господне, а суть и традиции остались прежними.
Дорога для этого хода устилалась соломой, а по бокам украшалась вершинками молодых ёлочек — священного дерева Богини Макошь. Потому как время от малого Водокреса до Великого Водокреса было во власти этой Богини магии и судьбы. Все гадания, которые проводили люди в это время, были посвящены ей, Владычице покутных нитей. Именно через двенадцать дней после малого Водокреса 6-7 января Макошь ударяла по камню Алатырь своим веретеном крест накрест. Искры огня женского начала снова ложились на открытые водоёмы, закрепляя мужской крест Сварога и делая воду не только лечебной, но и охраняющей от нечисти. Второе Водосвятие — вода приобретает очищающие свойства от взмаха веретена Богини Макошь. Обязательными блюдами этой трапезы были кутья, блины, овсяный кисель. Блины на Водокрес ставили в хлев для дворового с целью обеспечить благополучие для скота. В идеале запастись целебной водой на год в любом роднике с чистой водой.
Славянский Водокрес
Выносить воду из дома в этот день нельзя — вместе с ней можно вынести чистоту. В это время Чернобог, обернувшись нищим странником, ходит по домам и просит у людей воду. Кто вынесет ему ковшик — вместе с водой отдаст ему свою Долю Уголья от Священного Огня, разожжённого на капище в этот день, а также от огня, в котором калили обрядовое железо, — хранят в течение года, почитая чудодейным оберегом от пожара и молнии.
В эти дни Велес — Бог Мудрости и Магии держал ворота Нави открытыми для того, чтобы люди могли обратиться к своим Навным Предкам и просить у них благословения.
Малый Водокрес 6 января — первое Водосвятие у славян. И тут происходит вот что: Сварог, Небесный Отец в этот миг ударяет молотом по Алатырь-камню, искра мужского небесного Огня-Креса падает на землю в воду. И наступает на Земле малый Водокрес 6 января по новому исчислению — вода меняет свойства и становится «могутной да премогутной». Свойства сохраняются с 6 часов вечера по полудня следующего дня.
Чёрные Навьи оказываются запертыми в Яви, потому что не могут вернуться «вниз по реке» к себе домой. Здесь они останутся до 19 января, каждый день теряя силы и свою способность причинять вред. Первое Водосвятие — вода приобретает защитные свойства от удара молота Бога Сварога. Малый Водокрес — первое Водосвятие у славян, праздновался народом северным так.
В этот день каждая семья соблюдала строгую умеренность в еде до самой полуночи. После того, как во второй половине дня принесут дома славления Предкам и попросят их лететь обратно, праздник продолжался на каком-либо источнике, на озере, а при отсутствии таковых — около колодца. Перво-наперво раскалив на огне костра кусок Сварожьего железа, славя Сварога, опускают его в прорубь, потом купаются, смывают с себя «все болести и горести» и набирают воду с собой, для того, чтобы окроплять дом, двор, родных, домашних животных, дать выпить больным. Возвратясь домой после малого Водокреса, жители страны северной отпивали по несколько глотков сварожьей воды, а затем ею с помощью берёзовых веников, хранящейся со времён Купало, окропляли весь дом, хозяйственные постройки, имущество с целью предохранить хозяйство от беды и сглаза.
Светильники, свечи и костры играли важную роль, символизируя свет и чистоту. Огонь также представлял собой защиту от злых духов и темных сил, создавая атмосферу тепла и благополучия. Славянские традиции в современном мире Сегодня Водосвятие сохраняет свое значение в культуре славян. Многие общины и семьи по-прежнему следуют древним традициям, проводя обряды на берегах рек и озер. Тем самым они сохраняют связь с историческими корнями и передают традиции следующим поколениям.
Заключение Водосвятие — это не просто обряд, но и праздник, который объединяет славян с природой, богами воды и традициями предков. Проруби и обряды, связанные с Водосвятием, продолжают оставаться важной частью культурного наследия славян, напоминая нам о важности воды и ее духовной ценности. От Малого до Великого: Два этапа Водокреса у славян В славянской культуре Водокрес считается временем особенным и загадочным. Этот период, начиная с Малого Водокреса 6 января и заканчивая Великим Водокресом 19 января, имеет глубокие корни в древних обрядах и поверьях, отражая богатство славянской мифологии и традиций. Малый Водокрес: Встреча с водяными духами 6 января, Малый Водокрес, славяне считали временем, когда врата между миром живых и потусторонними открываются.
В этот день, по представлениям, водяные духи выходят из своих укрытий и приходят в наш мир. Различные обряды и ритуалы проводились для привлечения и умиротворения этих могущественных существ. Символика воды в этот день имеет особое значение. Вода, как источник жизни, воплощает силу природы, и водокрес становится временем обращения к природным элементам, прославлению воды как источника чистоты и жизни. Великий водокрес: Праздник благословения и обновления С 6 января, Малого Водокреса, идет подготовка к самому главному событию — Великому Водокресу, который приходится на 19 января.
Этот день считается периодом, когда вся природа претерпевает процесс обновления и очищения. Великий Водокрес отмечает конец рождественского цикла и в то же время символизирует новое начало. В течение Великого Водокреса проводятся множество традиционных ритуалов, целью которых является привлечение благословения, удачи и избавление от негативных энергий. Славянские обычаи включают в себя купание в холодных водах, чтение молитв, костры и праздничные угощения. Водокрес в современном мире: Сохранение и восстановление традиций Сегодня Водокрес остается важной частью культурного наследия славян.
Многие люди стараются сохранять и восстанавливать древние обряды, чтобы передать их будущим поколениям. Современные празднования Водокреса включают в себя как традиционные, так и адаптированные ритуалы, объединяя древнюю мудрость с современным пониманием мира. Таким образом, Водокрес у славян представляет собой уникальное и мистическое время, объединяющее сверхъестественные верования и традиционные обряды. Следуя этим древним обычаям, люди сегодня стремятся поддерживать связь с природой, уважать свои корни и продолжать традиции, которые просуществовали многие столетия. Богиня Макошь и очищение воды: Время Второго Водосвятия Двенадцать дней прошло с тех пор, как малый Водокрес Макоши крестообразно ударила по камню Алатырь.
Крес — Небесный огонь, которому поклонялись наши предки. У них было принято украшать свои жилища знаком креста, символом этого божества. Купание в проруби, принятое на Крещение, изначально носило символический характер, обозначало очищение. Позднее его стали ассоциировать с библейским сюжетом Крещения Христа, и тогда два праздника объединились в один. Несмотря на то, что Водокрес считается языческим торжеством, Русская православная церковь относится к нему терпимо. Традиции Водокрес хоть и празднуется 19 января, некоторые его обряды принято проводить накануне. Считалось, что в вечер перед праздником открывается будущее — девушки гадали на суженых, а пожилые люди — на урожай.
Славянский праздник Водосвет - Водокрес 19 января
Электроэнергии не будет в поселках Приморье и Отрадное из-за ремонтных работ. Как сообщили в пресс-службе Светлогорского городского округа, во вторник, 18 июля, с 09:00 до 16:30 отключат электричество в поселках Приморье и Отрадное в связи с ремонтными работами. В поселке Отрадное электроэнергии не будет у следующих потребителей: улица Стационарная 19, 17, 20-склады медицинского оборудования.
Негативная информация, которую вода набрала за год, обнуляется - и вода снова становится первозданной В этот праздник на Руси был обычай купаться в проруби, несмотря на морозы. Купание в такой воде дает человеку бодрость, здоровье, мощный прилив жизненный сил.
По традиции славяне приносили воду домой и окропляли ей дом, двор, родных, домашних животных, давали выпить больным, лечили раны.
И Вы можете с радостью узнать, что славяне знали задолго до крещения Христа, что вода приобретает необычные свойства, и, конечно, пользовались этим. И не только для здоровья, но и для гадания Гадание в неделю от 13 до 19 января — самое верное! О здоровье, о ситуации, о делах, и, конечно, о суженом-ряженом. Гадания с водокресной водой самые распространенные, а заговоры на воду — самые верные! Возрастает в это время года женская сила из-за влияния Макошь, женской Покровительницы.
Ведь славянские мужчины связаны с Солнцем. Например, готовясь к битве, призывали солнечных богов — Хорса, Ярилу, Даждьбога, и никогда не сражались ночью. Время мужского подъема — это противоположное время года, на праздник Купало, 21 июня. Именно тогда советовалось мужчинам выбирать себе жену на всю жизнь, да детишек зачинать — умных, красивых, с даром волхования. Ну а женщины славянские сильны зимой, и не только своим душевным теплом, к которому стремится муж и дети, а еще и силой душевной, что может в это время взывать к Богиням — Покровительницам. Вот и полна всегда страшная неделя каплями водички, свечами в темноте, женскими вопросами, девичьим шепотком, смехом прорывающимся, истиной о будущем приоткрытой.
Живет в нас память вековая, невзирая на христианские запреты гадаем, вяжем наузы — обереги, спрашиваем, надеемся, верим… Что же получается? Какой-такой славянский праздник в январе? Холодное и темное время, нарастание сильнейших «крещенских» морозов. Мужчины разлучены с Солнцем, слабеют. Тёмные навьи бродят по миру без Солнца, а в слабо освещенных, темных домах, женщины, склонив головы друг к другу головы, шепчут свои непонятные заговоры. И вот подумаем!
Почему именно после повсеместной обрядовой недели вдруг проявляется Чудо Живой Воды?
Время мужского подъема — это противоположное время года, на праздник Купало, 21 июня. Именно тогда советовалось мужчинам выбирать себе жену на всю жизнь, да детишек зачинать — умных, красивых, с даром волхования. Ну а женщины славянские сильны зимой, и не только своим душевным теплом, к которому стремится муж и дети, а еще и силой душевной, что может в это время взывать к Богиням — Покровительницам.
Вот и полна всегда страшная неделя каплями водички, свечами в темноте, женскими вопросами, девичьим шепотком, смехом прорывающимся, истиной о будущем приоткрытой. Живет в нас память вековая, невзирая на христианские запреты гадаем, вяжем наузы — обереги, спрашиваем, надеемся, верим… Что же получается? Какой-такой славянский праздник в январе? Холодное и темное время, нарастание сильнейших «крещенских» морозов.
Мужчины разлучены с Солнцем, слабеют. Тёмные навьи бродят по миру без Солнца, а в слабо освещенных, темных домах, женщины, склонив головы друг к другу головы, шепчут свои непонятные заговоры. И вот подумаем! Почему именно после повсеместной обрядовой недели вдруг проявляется Чудо Живой Воды?
Есть ли тут сакральная связь? Как так случается, что вдруг вода становится чистейшей, Явь за сутки становится безопасной, навьи возвращаются в свой мир? Не женская ли сила делает мир чище, а будущее — безопаснее? Может, это просто сказки.
Погадаем на воде? Завяжем ниточку — наузу в славянском обряде, посвященном Богине Макошь, погадаем на Славянских Резах Рода?
Турицы Зимние
Вода, освященная в эти дни, называется великой агиасмой греч. Освящается она или в специальных наполненных емкостях, или же в реке, источнике, озере, колодце, куда совершается торжественный крестный ход, называемый ходом на Иордань. По окончании богослужения верующие освящают святой водой свои жилища, крестообразно окропляя стены, двери и окна всех помещений с пением тропаря праздника: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…», или тропаря Кресту: «Спаси, Господи, люди Твоя…» , также хозпостройки, скотину и домашнюю птицу; добавлением святой воды освящают колодцы. В эти праздничные дни святую воду можно пить не только натощак, но и по вкушении пищи. В поверьях повсеместно отмечались мотивы перехода от «нечистого» времени святочных страшных недель к новому периоду, когда с земли изгоняются все вредоносные духи. В Полесье объясняли детям, что накануне Крещения «коляда на белых конях одъежджаець»; провожая ее, хозяева рисовали на стенах домов и на воротах фигурки всадников, коней, людей, повозки и т. Сразу после ужина во многих местах совершали обряд «изгнания кутьи»: домочадцы били палками по заборам, стреляли из ружей, устраивали ритуальный шум. В рус. В знак завершения святочного периода из дома удалялись все символы рождественских праздников: выносили сено, пролежавшее на столе все святки в. Обрядовый хлеб, пролежавший на божнице на покуте, в «красном» углу с Рождества, скармливали скоту и домашней птице.
Рецепт Сурьи Ингредиенты: 2,5 литра воды, 400 граммов мёда, горсть любых ягод, чайная ложка ромашки, чайная ложка чабреца, чайная ложка шалфея, листья смородины или горсть её ягод. Фото: Анания Ли Фото: Анания Ли Ягоды можно заменить изюмом, но это уже отступление от традиционной технологии приготовления. Единого рецепта Сурьи не существует. В разных регионах состав отличался в зависимости от доступных трав, поэтому с ингредиентами и пропорциями можно экспериментировать. Мёд смешиваем с эквивалентным количеством воды, например, для 400 граммов мёда требуется 400 миллилитров воды. Перемешиваем до тех пор, пока мёд полностью не растворится в воде. Должен получиться однородный раствор. На дно трехлитровой банки добавляем выбранные травы, листья и цветки, затем ягоды. Общее количество ингредиентов не должно превышать трети объёма банки. Вливаем медовый сироп, полученный на первом этапе приготовления. Затем добавляем остальную воду и перемешиваем. Горлышко банки нужно завязать марлей для защиты от пыли.
Снять с огня, но в еще теплую массу подмешать мёд, масло и соль. Полученную массу остудить. Затем добавить яйца, корицу, гвоздику, соду погашенную уксусом, в последнюю очередь — муку. Замесить крутое тесто, разделить его на части, раскатать коржи и можно вырезать фигурки. После выпечки остывшие «козули» расписывают глазурью. Готовность проверить ушком от ножниц — при готовности оно затягивается пленкой, белок сильно взбить. Быстро, тонкой струйкой влить сироп в белок, непрерывно перемешивая. Взбивать не менее 10 минут. Накрывать влажной салфеткой и крышкой глазурь очень быстро сохнет. Варить до готовности. Пшеницу засыпать в подогретую жидкость, после варки добавить наполнители, плотно закрыть крышкой и поставить в теплое место допревать, закутав во что-то теплое. В кутью добавляли: сушёные груши, яблоки, вишню, изюм, бруснику, рябину, орехи — по выбору считалось что обязательно должна быть 1 ягода — для радости, 1 фрукт — для красоты, 1 орех — для богатства. Тщательно смешать с пшеницей. Если кутья окажется густа, подлить немного остывшей воды, в которой варилась пшеница. Вообще взваром называли различные отвары: говяжий, луковый, капустный, клюквенный. Но на Рождество, Святки, Водокрестие готовили взвар из сушеных плодов и ягод, подслащенный сахаром, медом или изюмом. По сравнению с компотом взвар получался более концентрированным, более сладким. Иногда в кабаках, появившихся вместе с византийцами и европейцами, взвар варили с рисом, на пиве, либо с добавлением вина, но это уже возникло тогда, когда начали спаивать до отупления русский народ. Блюда на Коляду, в Сочельник, на Водосвятие должны быть не дорогие, а символичные!!! Все приготовления сопровождаются славлениями, мантрами, разговорами с высшей силой, особенно замешивание теста тесто прямой проводник человеческих настроений, здоровья, желаний. Никто не должен видеть со стороны, как женщина проводник рода делает этот древнейший обряд. В дохристианские времена дни между 2. Велеса почитали как воплощение мудрости, связи земного мира и небесного, земли и неба, огня-воды и земли. Давайте будем помнить, что праздник — неотъемлемая часть нормального течения жизни, это обряд перехода, а не повод для праздности: только тот, кто хорошо потрудился в будни был будимиром , достоин праздника. Это не столько отдых, сколько другое состояние сознания, противопоставленное будням, терять сознание через питье или обжорство считается грехом. В таком состоянии не получится очищения и преображения. Праздник — это переходное состояние, когда вести себя обыденным путем не рекомендуется и даже может быть опасным неучастие, так как праздники проходят во время перехода, то есть нестабильности в природе, потому великие праздники длятся неделю или две постепенный переход бережет иммунитет и гормональную систему. Чем больше участников, понимания и единения, тем сильнее круг рода и быстрее приходят новые силы, потому на празднике нужно всех вовлечь в действо!
Есть в названии праздника Водосвятия-Водокреса корень «крес». Прежде всего, это слово означает «Огонь», но не просто огонь, а чародейный, против всякой нечисти. Таким огнём владеют Родные Боги. Крест Сварога прямой, с равными по длине концами. Прямой крест символизирует ещё и человека и Мировое Древо. Всегда считался «мужским» крестом. Водосвятие у славян в первую очередь — это защита мужской огненной силой. Вода — стихия, уравновешивающая огонь и помогающая распространиться тому, что несет с собой соединение мужского и женского начала. Косой крест в давние времена был знаком Великой Матери Макошь и считался женским знаком. Водосвятие у славян в ещё одном смысле — это очищение женской водяной силой. Какую прорубь делали на Водосвятие у славян? Восьмилучевая звезда прямой и косой крест, наложенные друг на друга — символ соединения мужского и женского начала, созидающего жизнь. Именно так выглядел старинный крест, не имеющий отношений к христианству — соединение прямого и косого крестов. Так вот, «крес» — символ небесного очищающего огня — это очищающий и ограждающий восьмилучевой знак. Именно такую прорубь рубили в Великий Водокрес. Малый Водокрес 6 января — первое Водосвятие у славян 6 января, в начале Велесовых Святок происходит вот что: Сварог, Небесный Отец в этот миг ударяет молотом по Алатырь-камню, искра мужского небесного Огня-Креса падает на землю в воду.