Путин поручил правительству в 2025 году выделить из ФНБ не менее 300 млрд рублей на строительство ВСМ Москва — Санкт-Петербург, следует из перечня поручений. В 2019 году прорабатывавшийся проект ВСМ Москва – Казань был отклонен на уровне президента РФ Владимира Путина, и РЖД начали разрабатывать планы по ВСМ Москва – Санкт-Петербург. Билет на поезда высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва — Петербург, по предварительным расчетам, будет стоить 8,9 тысячи рублей в одну сторону. Время высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Петербург, о которой говорили последние 30 лет, наконец настало, объявил на этой неделе президент Владимир Путин. Путин поручил правительству в 2025 году выделить из ФНБ не менее 300 млрд рублей на строительство ВСМ Москва — Санкт-Петербург, следует из перечня поручений.
Мишустин поручил к 20 июля проработать детали по созданию ВСМ Москва Петербург
Не так давно в регион была запущена "Ласточка", сначала по два, а затем и по четыре раза в день. Это сильно улучшило транспортную доступность местности, поскольку раньше здесь курсировал только ночной поезд, и жители поезда добирались в Москву маршрутками. Кажется, что если фидерная ветка будет туда направлена, то от этого выиграют все, но жители области настроены достаточно скептически по отношению к инициативе. Как объяснили "РГ" представители области, основная магистраль в перспективе должна пройти через соседний Владимир, но детали и сроки реализации проекта пока туманны. Соответственно сложно определить, когда улучшится железнодорожное сообщение на участке Владимир - Иваново, через который текстильная столица связана с Москвой. РЖД до сих пор не электрифицировали эту ветку и не объявляли четких планов по ее развитию, объяснив решение недостаточным потоком пассажиров и грузов. Если из Москвы по ВСМ запустить поезд, то до поворота на Йошкар-Олу он будет ехать со скоростью примерно 350 км в час, а после перейдет на линию Зеленодольск - Йошкар-Ола где будет ехать со скоростью электрички-экспресса. Сейчас регион находится только на одной федеральной автомобильной трассе, а железнодорожная магистраль проходит в стороне от его столицы.
Представители республики рассказали "РГ", что строительство ВСМ ускорит развитие логистической и транспортной инфраструктуры республики. Прежде всего за счет того, что позволит предприятиям оптимизировать логистику и уменьшить затраты на перевозку продукции. В конечном итоге это может привести к снижению ее стоимости и сделать ее более конкурентоспособной", - считает замминистра экономического развития региона Раиса Рафикова. Также, по ее мнению, ВСМ окажет существенное влияние на развитие туристической индустрии всего Поволжья - туристы из регионов, а также жители Чувашии смогут быстрее и комфортнее добираться не только до соседних городов, но и дальше, расширяя географию своих поездок. В целом, постройка ВСМ сильно улучшит транспортную доступность России. Это очень важный эффект для тех же Липецка, Тамбова или Курска. Быстро добраться куда-то из этих городов не получается - самолет обычно что на юг, что в Москву очень дорогой и летает редко.
Дело в том, что авиасообщение окупается только при больших пассажиропотоках, когда хорошо работает и аэропорт, и авиакомпания, есть стабильная наполняемость большого самолета. Поэтому для таких городов наличие скоростного пассажирского поезда улучшит транспортные возможности их жителей. Параллельно будут решаться актуальные задачи развития территорий, по которым пройдет ВСМ. Для Тамбовской области это может быть реализация смежного проекта по электрификации участка Кочетовка - Ртищево, очень долгожданного и необходимого для развития пассажирских и грузовых сообщений в восточном направлении. Правительство Тамбовской области будет оказывать всестороннее содействие работам по проектированию и строительству ВСМ Москва - Адлер. Таким образом, города, расположенные в стороне от ВСМ, пусть и в меньшей степени, но все равно получат эффекты от проведения магистрали. ВСМ на юг будет наиболее фидерной из-за того, что магистраль проходит через огромное количество регионов.
То есть, например, если ВСМ пройдет через Тулу на Липецк, то Орел, Курск и Белгород будут доезжать до Тулы на высокоскоростном поезде, а дальше он будет курсировать по реконструированной линии до Белгорода. Если же линия пройдет в стороне от Липецка, то например на пересечении с обычной ЖД линией Елец-Липецк поезд свернет по развязке на нее и доедет за полчаса в одном потоке с грузовыми поездами до вокзала Липецка. Там стоит вопрос о том, как провести линию: через центры Смоленска, Орши и Витебска, либо строить вокзалы на окраине, чтобы транзитные поезда не теряли время на заезд в центральную часть города. С линией на Петербург был похожий момент - долго решали, стоит ли удлинять линию ради Великого Новгорода, чтобы он тоже оказался поближе к цивилизации.
Трассировка проекта ВСМ изменится относительно обоснования инвестиций, которое было разработано в 2014 году, добавил замминистра. Президент проект поддержал. После этого в пресс-службе Минтранса РФ РИА новости сообщали, что министерство ведет работу над реализацией проекта этой ВСМ и будет создана соответствующая рабочая группа совместно с причастными федеральными органами исполнительной власти, организациями и представителями субъектов РФ.
Высокоскоростной считается специализированная электрифицированная двухпутная железнодорожная линия для эксплуатации поездов со скоростями от 200 до 400 километров в час.
Есть их активные сторонники и в России. В частности, работы такого рода ведутся и разработчиком МБР «Булава». На сегодня самый эффективный маглев работает в Китае, и обошелся он дороже 60 миллионов долларов в ценах 2023 года на километр. Если делать ее по цене маглева, билеты придется продавать кратно дороже самолетных. То же самое относится к ВСМ до Адлера или какой угодно другой точки мира. Неудивительно, что и в Китае с 2004 года той самой шанхайской дороги новые маглевы строить не спешат. Летающий поезд? Технологически выход кажется очевидным. Магнитная подушка, что ни делай, будет дорогой.
Следовательно, от нее надо отказаться и вернуться к идее полета за счет воздушной подушки. А чтобы не тратить много энергии на ее подкачку, стоит уйти от типовой схемы воздушной подушки к ситуации, когда воздушный зазор между полотном дороги и поездом будет поддерживаться за счет экранного эффекта. Малоразмерный прототип экранопланного поезда появился уже пару десятков лет назад. Гладкий путь позволяет экраноплану лететь на очень малой высоте считанных сантиметров. Это снижает расход энергии на полет до минимума. По сравнению с самолетом поезд на экранном эффекте будет тратить намного меньше энергии на движение, ведь все тот же экранный эффект даст ему намного меньшие по размерам крылья. Подобная дорога до Адлера может быть не сильно дороже, чем до Петербурга, а средняя скорость у нее может быть и 400 километров в час. С такой технологией добраться до Сочи можно будет за четыре часа — вполне «самолетное» время. В конце концов тот же «Гиперлуп» в его исходном виде сформулированном Маском использует что-то того же типа, только в трубе с пониженным давлением. Но начать такие проекты в бумажном виде куда проще, чем закончить в железе.
Нельзя сказать, что у схемы экранопланного поезда нет своих проблем. Во-первых, прототипы малой длины страдают от легкой вибрации на небольших скоростях. Во-вторых, вероятно экономичнее использовать не вентиляторный разгон, а линейный электродвигатель, как в поездах маглева, но и этот момент хорошо бы сперва проверить на испытаниях. В-третьих, существующие проекты почему-то предполагают использование открытых тоннелей, хотя с точки зрения устойчивости к боковым ветрам, тайфунам и снегопадам более логично было бы разместить над тоннелем хотя бы пластиковую надстройку полукруглого сечения, как в надземных переходах. Маск с его Tesla и SpaceX и так работает 80 часов в неделю, и больше работать уже не может. Менее крупные группы не возглавляет самый богатый человек мира, а значит, у них проблемы с инвестициями. Последние, в данном случае, может дать только государство — потому что во всем мире высокоскоростные железнодорожные магистрали довести до ума удавалось только государственным игрокам. Слишком уж долгий цикл разработки, слишком много инвестиций и слишком мало альтернативных покупателей кроме железнодорожных госкомпаний. Но есть проблема: госкомпании часто очень консервативны. Стальные колеса, стальные рельсы — это они понимают, этому они доверяют.
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин поручил к 20 июля проработать дополнительные детали по созданию высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург и при необходимости учесть в проекте привлечение внебюджетных средств. При этом необходимо учесть возможность привлечения внебюджетных источников финансирования», — указано в перечне поручений, опубликованном на сайте правительства. К этому же сроку Минтранс, Минфин, РЖД, правительство Москвы и правительство Московской области должны представить согласованную и актуализированную программу развития Центрального транспортного узла с учетом организации перспективных диаметральных маршрутов на период 2025—2030 Время в пути при путешествии по ВСМ Москва — Санкт-Петербург составит 2 часа 15 минут.
Опубликована схема будущей высокоскоростной ж/д магистрали Москва–Санкт-Петербург
Владимир Путин дал старт строительству высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва — Петербург. Строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург предусмотрено Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года. Движение по высокоскоростной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом планируется запустить в 2028 году, рассказал замминистра транспорта Иванов. «В качестве последствия строительства ВСМ «Москва — Санкт-Петербург» часто обозначается формирование единой агломерации». Москва или вовсе его отменить, пишет "Коммерсантъ" со ссылкой на источники. Путин поручил правительству в 2025 году выделить из ФНБ не менее 300 млрд рублей на строительство ВСМ Москва — Санкт-Петербург, следует из перечня поручений.
В 2024 году на строительстве ВСМ Москва-Санкт-Петербург освоят 14 млрд рублей
Сама схема первой высокоскоростной магистрали уже согласована, о чём сообщил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. Строительство участка Санкт-Петербург — Зеленоград. Стоимость проекта — 1 755 млрд рублей. Он будет реализован в рамках концессии. Строительство выходов из Москвы. Стоимость проекта — 221,5 млрд рублей. Закупка подвижного состава. На производство и поставку первых 28 высокоскоростных поездов будет потрачено 148 млрд рублей. Владимир Путин сразу дал понять собравшимся, что одной трассой дело не ограничится. В перспективе организация такого сообщения в направлении Рязани, Казани, Екатеринбурга, Адлера, а также столицы Белоруссии Минска.
Место проведения совещания обязывало сделать акцент в разговоре о будущей магистрали на подвижном составе. В России наладят серийное производство высокоскоростных поездов. Взяться за такой проект предстоит как раз «Уральским локомотивам». По словам президента, завод успешно проектирует и создаёт передовую железнодорожную технику из отечественных материалов и комплектующих. Уже известно, во сколько обойдётся первая партия поездов. На 28 единиц планируется потратить 148 млрд руб. К 2026 году нужно подготовить опытный образец поезда и начать сертификационные испытания. Предполагается создание полностью отечественного поезда на базе производственных мощностей группы «Синара» и «Трансмашхолдинга». В целом на четыре новых ВСМ власти собираются потратить почти 11 триллионов рублей 10,8 триллиона.
Уже есть сценарий развития магистрали, определены финансовые игроки. По крайней мере, круг заданий очерчен, ясно, кто может выступить финансовым куратором проекта. Интересно было на совещании услышать, что в 2026 году мы получаем опытный образец поезда, в 2028 должны быть созданы первые составы, рассказал vgudok. Очевидно, что должно быть построено больше ста поездов как минимум. Пока не прозвучало ничего о том, насколько готова ко всему к этому инфраструктура. Акцент, что логично, смещён именно на подвижной состав. Но при этом надо понимать, что мы имеем дело не только с поездами.
Прокладка магистрали через охраняемые природные территории объясняется «значительной застроенностью и необходимостью минимизации сноса существующей застройки и соблюдения требований технических регламентов». Фрагмент карты с портала mnp. Затем трасса пройдет через лес и частично затронет частные строения в селе Алабушево — в том месте, где строительство автомобильного тоннеля через Октябрьскую железную дорогу.
Документальную хронику борьбы за этот актив хранит YouTube. Естественно, что журналист спрашивает его и про владения на Лиговке , но он уверяет, что его самого едва не обманули. Я нашел партнера — господина Ильинова, бывшего сотрудника ФСБ. И вместе мы вложили 600 тысяч долларов, каждый по триста, выкупив что-то около 90 процентов, - рассказывал Шенгелия в 2006 году о том, как у него родился складской актив у Московского вокзала. Сам же объект 780001521:2137 — это свыше 4 700 нежилых квадратных метров. Александр Калинин, 47news Минтранс анонсировал, что рабочая группа представит параметры проекта ВСМ "Москва — Санкт - Петербург" в правительство к ноябрю 2023 года. Сам проект обсуждается много лет, но о том, что "пора" президент Владимир Путин заявил только в августе 2023 года. Планируется, что из Москвы в Петербург по будущей ВСМ можно будет добраться за 2 часа 15 минут вместо нынешних 4 часов 5 минут. Чтобы первыми узнавать о главных событиях в Ленинградской области - подписывайтесь на канал 47news в Telegram Увидели опечатку? Сообщите через форму обратной связи.
Всего на развитие магистралей закладывается 21,7 млрд рублей. Но в настоящее время финансирование проекта на 2025 и 2026 годы не рассматривается. Подпишись на «Победа 31» в Яндекс.
Александр Беглов показал видео терминала ВСМ Петербург – Москва
Ранее президент России Владимир Путин заявил, что в стране нет других проектов, подобных ВСМ Москва-Петербург, его финансовая модель уникальна. Главная» Новости» Всм москва санкт петербург последние новости на сегодня на карте. «В качестве последствия строительства ВСМ «Москва — Санкт-Петербург» часто обозначается формирование единой агломерации». ВСМ Москва — Санкт-Петербург — строящаяся высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва — Санкт-Петербург для движения высокоскоростных поездов. Завершить строительство и запустить движение по первой в России высокоскоростной магистрали (ВСМ) из Москвы в Санкт-Петербург планируется в 2028 году. Отменять строительство высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва – Санкт-Петербург не планируется, заявил вице-премьер России Марат Хуснуллин в рамках форума «Транспортная неделя».
ИТОГИ ГОДА: Всем по ВСМ
Санкт-Петербург планируется завершить до 2024 года. Если проект ВСМ Москва – Санкт-Петербург не будет продавлен с самого верха, то его окончательно заболтают российские либеральные экономисты во власти, у которых что государство ни делает – всё плохо, потому что "не окупается". Ранее президент России Владимир Путин заявил, что в стране нет других проектов, подобных ВСМ Москва-Петербург, его финансовая модель уникальна. В зоне влияния ВСМ Москва — Санкт-Петербург проживает не менее 30 миллионов человек, что составляет 20 процентов населения страны.
«Скоростная железка» для России: почему это колесо доедет до Петербурга, но не до Сочи?
Осенью 2023 года в России создали рабочую группу по вопросу строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва — Санкт-Петербург. Развёрнуто строительство ввода высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург в столицу – на участке от Ленинградского вокзала до станции Алабушево. По его словам, которые приводятся в Телеграм-канале компании, на ВСМ уйдет часть пассажирского движения, и главный ход Москва — Санкт-Петербург будет использован частично под грузовое движение. Точные сроки создания первой в России высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) между Москвой и Санкт-Петербургом будут обозначены после определения основных параметров проекта, сообщил журналистам замминистра транспорта РФ Валентин Иванов. Модель финансирования высокоскоростной магистрали Москва — Петербург предусматривает заключение концессионного соглашения.
Решение о строительстве ВСМ Петербург – Москва принято: что известно и кто пострадает
Проект строительства ВСМ Москва — Казань был полностью готов уже в 2018 году, однако из—за проблем с финансированием его пришлось отложить. Проект изначально оценивался в 623 млрд руб. Естественно, сейчас его сметная стоимость выше. Участок от Казани до Екатеринбурга пока детально не прорабатывался, поэтому сказать о том, как эта трасса пойдет — через набережные Челны, ближе к Уфе или к Перми, — сказать пока сложно. Ранее была инициатива по строительству высокоскоростной магистрали от Екатеринбурга до Челябинска — этот участок рассматривался в качестве придатка к ВСМ Москва — Казань — Екатеринбург. С таким предложением выступили местные финансовые группы, однако проект остался на уровне идей и эскизных проработок. Магистраль могла бы связать два близко расположенных между собой города—миллионника, между которыми пока нет нормального железнодорожного сообщения. Эксперты считают, что ВСМ Москва — Казань можно строить поэтапно, открывая частями участки до Владимира, или до Чебоксар, или до Казани разными пусковыми комплексами. Проектирование магистрали на юг России началось еще раньше, в конце 1980—х годов. Тогда ВСМ «Центр — Юг» проектировалась с углубленным изучением зарубежного опыта, который на тот момент был только во Франции и Японии. Согласно плану было принято решение строить отдельную скоростную пассажирскую железную дорогу из Москвы через Харьков, которая позже должна была разделиться на два направления — в Крым и через Ростов на Северный Кавказ.
Проект был достаточно перспективен — в Советском Союзе этот транспортный коридор был самый пассажироемкий, по нему ежегодно совершались колоссальные объемы перевозок между Москвой и курортными городами. Сейчас в экспертной транспортной среде существует устоявшееся мнение, что наиболее эффективными могут быть только высокоскоростные линии протяженностью менее 1000 км. При большей протяженности ВСМ проигрывают воздушному сообщению. В то же время протяженность двух других ВСМ будет менее 1000 км: линия между двумя столицами составит 680 км, а ВСМ на Казань — 790 км. Китайский опыт показывает, что на сверхдлинных маршрутах протяженностью более 1000 км пассажиры охотнее летят самолетом. На таких больших расстояниях авиаперелет дает существенную экономию времени, а билет стоит примерно столько же. Поездки по ВСМ классической протяженностью от 400 до 700 км имеют большее временное преимущество по сравнению с самолетом, так как обычно вокзалы находятся в центре городов, а до аэропортов добираться гораздо дольше. Так что можно с уверенностью сказать о том, что ВСМ на коротких маршрутах точно экономически выгоднее и интереснее. Один из самых главных вопросов, который возникает, когда речь заходит о крупных инвестиционных проектах, — это стоимость и их источники финансирования. Итак, во сколько могут обойтись проекты высокоскоростных магистралей, озвученные в августе 2023 года Президентом РФ?
Общий пассажиропоток должен составить 64,7 млн человек в год. В совокупности 4,37 тыс. При этом большинство экспертов сходятся во мнении, что ВСМ Москва — Минск при планируемом пассажиропотоке 3,8 млн человек нецелесообразна с точки зрения экономики, а магистрали в Адлер и Екатеринбург проиграют авиатранспорту. Так, Сбербанк выразил готовность участвовать в финансировании проекта строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали. Сокращение времени в пути между двумя столицами до 2 часов 15 минут и общее количество пассажиров магистрали, которое должно составить к 2030 году около 22,6 млн человек, — это оценивается Сбербанком как мегапроект. И банк, конечно, готов к его финансированию в синдикате крупнейших банков. Параллельно будут также проработаны вопросы, касающиеся привлечения бюджетных средств и использования денег из Фонда национального благосостояния. Создание высокоскоростных магистралей окупаемо и дает большой мультипликативный эффект для экономики страны: ВСМ экономят время, и это все трансформируется в доходы регионов, бюджета, железных дорог.
Наряду с вариантом отказа от ВСМ обсуждается и возможность создания в ближайшей перспективе выделенного грузового хода для движения грузов на этом направлении, говорят источники издания. По словам одного из них, на таком варианте настаивают РЖД. Параметры линии и обоснование грузовой базы ни один из собеседников газеты не видел. Рост грузовой базы предусмотрен в портах Северо-Запада, перспективы развития грузового сообщения с которыми предлагается учесть в поручении, добавляет "Коммерсантъ". Национальный план модернизации инфраструктуры предполагает достижение провозной способности на этом направлении в 170 млн тонн к 2025 году и при продлении действия документа 220 млн тонн к 2030 году. По итогам 2020-го она составила 145,6 млн тонн.
Подпишись на «Победа 31» в Яндекс. Обсуждай новости и истории, пиши комментарии, направляй предложения в группах «Победа 31» в соцсетях ВКонтакте , Одноклассники , Telegram. Отправить опечатку.
Китай за последние десять лет построил более 25 тыс. Большинство проектов успешны, то есть имеют полную операционную окупаемость и высокую загрузку. Такие линии обеспечивают колоссальные социально-экономические эффекты за счет улучшения транспортной доступности территорий и создания единого экономического пространства. Самые первые созданные линии, в том числе Токио — Осака и Париж — Лион, уже полностью окупились. Однако не все намерения построить ВСМ в мире превращались в историю успеха. Возможно, самый яркий пример неудачной реализации — это линия между Лос-Анджелесом и Сан-Франциско протяженность 620 км, расчетное время в пути 2 часа 40 минут. Реализация проекта началась в 2008 году, завершить его предполагалось к 2020-му, планируемая стоимость — 33 млрд долларов. Основная причина столь долгого строительства заключается в преждевременном старте, поскольку не была полностью сформирована финансовая модель проекта. Сегодня организаторы говорят, что без серьезной федеральной помощи проект закончен не будет, при этом многие в правительстве выступают против и тормозят темпы строительства. На 2023 год уже потрачено около 5 млрд долларов, в процессе строительства находятся около 150 миль, соединяющие Лос-Анджелес с пригородом. Финансирование идет преимущественно из бюджета штата Калифорния. Похожий на российский опыт имеется у Австралии. За последние 40 лет на исследования, связанные с ВСМ на восточном побережье континента, было потрачено около 150 млн долларов в ценах 2023 года. Линия, которая должна связывать крупнейшие города страны — Сидней, Канберру и Мельбурн, сократит время в пути с нынешних девяти часов на машине до трех часов на поезде всего около 900 км. Основным препятствием к реализации стали выводы о дороговизне проекта, сделанные по результатам исследований: его бюджет оценивался более чем в 100 млрд долларов. На это правительство Австралии выделило грант в размере 500 млн долларов. С одной стороны, AVE — это пример государственной решительности и инженерной мощи. Испанская сеть сегодня включает в себя около 4000 км путей, это самая длинная сеть ВСМ в Европе и вторая по протяженности в мире после Китая. С другой стороны, реальный спрос на высокоскоростные перевозки оказался значительно меньше прогнозного. При этом активное строительство новых линий ВСМ продолжалось даже в кризисные годы, что приводило к государственным заимствованиям и общественному недовольству, так как эффективность некоторых из «коридоров» оказалась гораздо меньше затраченных на реализацию средств. При этом значительная часть вложений была осуществлена в том числе за счет общего бюджета ЕС в рамках программы создания единого транспортного пространства Trans-European Transport Network, TEN-T. По нашим оценкам, в 2019 году удельный на километр сети пассажирооборот испанской сети ВСМ уступал аналогичному показателю французских и японских ВСМ соответственно в 4,2 раза и 6,5 раза. Практически все реализованные в мире проекты ВСМ роднит то, что финансировалось строительство преимущественно или в существенной доле за счет государства см. В Китае, имеющим крупнейшую в мире сеть ВСМ, финансирование в основном осуществляется за счет коммерческих банков и государственных финансовых институтов, которые предоставляют деньги министерству железнодорожного транспорта Китая и региональным властям. При этом все долги так или иначе полностью гарантированы государством. Более полувека истории развития ВСМ в различных странах мира позволило выявить ключевые факторы успеха их строительства. Оптимальная протяженность маршрута ВСМ-линии составляет от 150 до 800 км максимум до 1200 км в отдельных случаях. Если расстояние меньше 150 км, время поездки «от двери до двери» для ВСМ не будет конкурентоспособным с автобусом или автомобилем. ВСМ эффективны на густонаселенных территориях, где поездки на высокоскоростном поезде могут привлечь большое количество пассажиров. Высокоскоростные маршруты должны быть конкурентоспособными с тарифной точки зрения. В Китае цены на высокоскоростные поезда выше, чем на обычные, но примерно вдвое ниже, чем в Европе и Японии по паритету покупательной способности. График 1 Запуск ВСМ Москва-Санкт-Петербург даст чистое годовое увеличение пассажиропотока в размере 7,3 млн человек Центр экономики инфраструктуры Важнейшим аргументом в пользу реализации проекта ВСМ Москва — Санкт-Петербург является стимуляция роста транспортной подвижности населения путем формирования нового он именуется индуцированным спроса на поездки. Сегодня поездка на «Сапсане» из Москвы в Санкт-Петербург занимает не менее 3 часов 40 минут, это самый быстрый способ перемещения между центрами этих городов: на перелет с учетом дороги в аэропорт и предполетных процедур уйдет в среднем на час больше времени. Появление ВСМ позволит сократить время в пути в 1,6 раза — до 2 часов 15 минут, что сделает два крупнейших города России намного ближе друг к другу. Гораздо большее число пассажиров сможет позволить себе комфортную поездку одним днем или на выходные, причем как с деловыми, так и с туристическими или личными целями. Пассажиры, которые и раньше совершали поездки, будут совершать их чаще, а также начнут ездить те люди, которые раньше воздерживались от поездок по этому направлению. В этом и заключается природа так называемого индуцированного спроса. Существуют различные подходы к оценке индуцированного спроса. Исследования Центра экономики инфраструктуры опираются на оценку совокупных транспортных затрат и эластичности спроса. У любого вида спроса, в том числе спроса на пассажирские перевозки, есть эластичность.
Владимир Путин оценил перспективы строительства ВСМ «Москва — Санкт-Петербург»
Однако есть нюансы: ВСМ можно построить как на 250 км в час, так и на 400. От выбранного решения будет зависеть уровень применяемых технологий, что также повлияет на конечную стоимость проекта. Нужно ли строить всю магистраль на 400 км в час или же какие—то участки можно сделать на 250 — вопрос пока открытый, на эту тему в профессиональном сообществе идет дискуссия. Из—за этого срок строительства первой ВСМ в России может затянуться до пяти лет, однако при массовом строительстве и наличии опыта такие дороги реально возводить за три—четыре года. Разработка отечественного высокоскоростного поезда была поручена совместному предприятию РЖД и «Синара — Транспортные машины» — «Инжиниринговому центру железнодорожного транспорта» ИЦ ЖТ. В процессе также принимают участие научно—отраслевой комплекс холдинга и большое количество партнеров, которые занимаются разработкой систем и компонентов. Благодаря такой вовлеченности планируется создать высокоскоростные поезда с максимальным использованием российских составляющих. Пока ведется разработка поездов двух типов — «Бизнес» и «Стандарт». Первые три категории будут иметь возможность поворота пассажирских кресел на 180 градусов, чтобы максимальное количество пассажиров могло сидеть лицом по ходу движения поезда.
В 2025 году планируется выпуск полного комплекта конструкторской документации, а в 2027—м — производство первого поезда. В конце 2022 года была завершена разработка эскизного проекта. Сейчас идет работа над техническим проектом, который должен быть закончен в 2024 году. Сборку головного образца поезда планируется начать в первой половине 2026 года. Завершить — в 2027 году. До конца 2028 года подвижной состав должен будет пройти соответствующие испытания и сертификацию. К внешнему виду поезда также подошли ответственно. В ИЦ ЖТ разработали более 30 вариантов экстерьера, из которых в конце 2022 года выбрали три, а финальный определили в ходе голосования на сайте РЖД.
Что касается интерьера поезда, то ожидается, что его дизайн будет полностью спроектирован в начале 2024 года. Для производства подвижного состава «Синара» планирует построить завод под Москвой. В период с 2028 по 2032 год компания планирует поставить 50 восьмивагонных скоростных поездов для ВСМ Москва — Петербург, объем партии может быть увеличен и до 75 составов. Будут строиться и другие ВСМ, поэтому завод планируется для серийного выпуска электропоездов. Строительство такого завода в Московском регионе — стратегически правильное решение: недалеко от производства расположены первые высокоскоростные участки, которые выступят в роли испытательного полигона. Кроме того, по ВСМ также могут курсировать и «Сапсаны». Регионы, расположенные вдоль высокоскоростных магистралей, безусловно получат от реализации проекта ощутимые преимущества. Однако более отдаленные локации также смогут улучшить свою экономику и транспортную доступность с запуском ВСМ с помощью фидерных, питающих линий.
Фидерные ветви — ответвления от ВСМ, которые соединят далеко расположенные регионы России с Москвой, что в конечном итоге улучшит их экономику. Этот подход позволяет сделать длинные ВСМ протяженностью более 1000 км экономически выгодными. Такая технология ВСМ уже давно работает во Франции, она очень хорошо себя зарекомендовала. Магистрали, начинающиеся в Париже, выполнены в виде дерева, состоящего из «ствола» и отходящих от него веток: по главному пути поезда следуют со скоростью до 320 км в час, а затем сворачивают на фидерные линии.
Первые поезда должны отправится в путь по новой ветке не позднее 2030 года, хотя глава РЖД Олег Белозеров недавно пообещал даже ускорить реализацию проекта. Чем интересна и почему важна первая в России высокоскоростная железная дорога? Об этом «Петербургскому дневнику» рассказал транспортный эксперт Даниил Монахов. Насколько оптимален этот выбор, ведь между Петербургом и Москвой и так существует регулярное движение скоростных поездов?
Ее, на мой взгляд, следовало бы начать строить 20 лет назад, когда ситуация уже позволяла реализовывать такие проекты. Это было, в общем-то, компромиссное решение и, как быстро выяснилось, недостаточное. Конечно, нужна отдельная скоростная дорога, это довольно очевидно. Более того, Москва — Петербург — это единственное направление в России, где она точно будет востребована и, скорее всего, будет окупаться. Но выдержит ли ВСМ конкуренцию с авиацией? Уже заявлено, что цены на билеты будут выше, чем в «Сапсанах», а значит, приближаться или даже превышать цены билетов на самолет. Если не рассчитывать на быструю окупаемость, то билеты можно сделать дешевле, а кроме того, предусмотреть выделение субсидий из бюджета, чтобы скоростные поезда не превратились в привилегию для богатых. Потому что в конечном счете ВСМ будет приносить пользу экономике в самом широком смысле, даже если в первые годы она не будет окупаемой.
Приведу такой аргумент: сейчас, в том числе и в связи с геополитической обстановкой, происходит переориентация грузопотоков на отечественные морские порты. Из разных регионов России идет большой грузопоток на Балтику и обратно. И почти весь он большим крюком направляется через Череповец и Вологду, по линии, которая уже сейчас сильно перегружена. Ввод в строй ВСМ поможет вернуть на прямой и короткий путь в центральную Россию движение грузовых поездов.
Стоимость поездки от Москвы до Петербурга составит 5 008 рублей в ценах 2022 года. Но цена к моменту запуска вырастет как минимум на уровень инфляции.
Производить поезда для ВСМ будет группа «Синара» в кооперации с «Трансмашхолдингом» на площадке «Уральских локомотивов». Начиная с 2027 года планируется выпускать около 100 таких вагонов. Эскизный проект поезда уже выбран и утвержден, его показывали в феврале.
Как считает глава государства Владимир Путин , этот недостаток должен быть восполнен в кратчайшие сроки, причем магистрали нужно строить в разные точки страны — от Москвы в Санкт-Петербург, к Уралу, в Казань, Луганск и Донецк, Адлер и даже союзный Минск. Между Тверью и Москвой это будет уже 39 минут, а между Великим Новгородом и Санкт-Петербургом — 29 минут вместо сегодняшних 3 часов 10 минут. Путешествие из Москвы в Петербург Это, пожалуй, единственный на сегодня в России маршрут, где «Сапсаны» развивают скорость более 200 км в час. В действующем расписании самый быстрый из поездов преодолевает путь между Москвой и Санкт-Петербургом за 3 часа 40 минут. Президент ставит более амбициозные планы: сократить время в пути до двух часов за счет совершенствования путей и самих поездов. Ранее сообщалось, что на ее строительство может уйти до 468 миллиардов рублей.
Если можно туда приехать быстро и комфортно из столицы — это совершенно другое качество жизни», — заявил гендиректор АО «Скоростные магистрали» Олег Тони, его слова приводит пресс-служба РЖД.