Что такое ОДКБ: как расшифровывается, какие страны входят, зачем была создана, какие у организации основные цели и задачи, структура. Сегодня ОДКБ ничего не может предложить своим членам, кроме поставки российского вооружения по льготным ценам, заявил Аркадий Дубнов. Узнайте что такое ОДКБ, для чего создавался союз и какие страны входят в состав в 2023 г. Подробный обзор читайте в нашей статье. Традиционно наибольшую обеспокоенность для ОДКБ вызывали международный терроризм, религиозный экстремизм, незаконный оборот наркотиков, проблемы водных ресурсов.
Состоялась сессия Совета коллективной безопасности ОДКБ
ОДКБ – Организация Договора о коллективной безопасности. Вхождение в Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ) новых членов не обсуждается, заявил РИА Новости генсек ОДКБ Станислав Зась. последние известия. Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), международная региональная организация по обеспечению коллективной безопасности.
Российский политолог высказался о бесполезности ОДКБ
Был освобожден от должности 18 декабря 2019 года. А в мае 2022 года стал президентом Казахстанской федерации гольфа.
Вооруженные силы ОДКБ в основном состоят из российских военнослужащих и включают в себя на постоянной основе 98-ю воздушно-десантную Свирскую дивизию с вероятной численностью до 10 тысяч десантников, с постоянной дислокацией в Ивановской, Костромской и Ярославских областях, а также Ульяновскую 31-ю отдельную десантно-штурмовую бригаду в количестве 3 тысяч человек и неизвестное число отдельных бригад армейского спецназа , одна из которых 45-я ОБрСпН ВДВ , приняла участие в военной операции в Казахстане в 2022 году. В Белоруссии, для сил ОДКБ выделена 103-я отдельная бригада ВДВ с дислокацией в Витебске, а Казахстан в рамках коллективного договора может перебросить в горячую точку 37-ю десантно-штурмовую бригаду Аэромобильных войск.
Общая численность таких подразделений в составе ОДКБ доходит до 3. Эти силы Россия использовала в августе 2020 года, переместив подразделения Росгвардии к границам Белоруссии во время протестов в Республике.
Находилась в авангарде миротворческих сил ОДКБ, первой прилетев в Казахстан в ночь на 7 января 2022 года вместе с 45-й брспн.
Несмотря на то, что российский аналог 75-го полка рейнджеров ОКСО США был сформирован лишь в 1994 году, а в 2014 году был развёрнут в бригаду, он может похвастаться очень насыщенной историей. Он прославился успешными операциями против террористов в обе чеченские войны, зачищал Дагестан от боевиков. В 2008 году совместно с 10- й брспн и южноосетинскими формированиями взял под контроль Рокский туннель, связывавший Цхинвал с Северной Осетией, и именно диверсионно- разведывательная группа подполковника Лебедя из состава полка уничтожила грузинский флот на базе в Поти.
В 2022 году оперативно заняла все ключевые объекты в Алма-Ате и защищала президента Касыма-Жомарта Токаева от повстанческих группировок. Проведённые бригадой штурм и последующая оборона от украинских националистов Гостомеля 24-25 февраля 2022 года , в свою очередь, достойны включения в учебники по тактике. Создана на основе выведенной из Афганистана 201-й дивизии и укомплектована по сокращенному штату дивизии.
Так, у неё отсутствуют танки в мотострелковых полках, а вместо танкового и артиллерийского полков имеется по батальону и дивизиону. Соединению также придана эскадрилья БПЛА. Дислоцируется в Таджикистане.
По структуре практически эквивалентна мотострелковой бригаде. Создана на базе печально известной 131-й Майкопской мотострелковой бригады и имеет ту же структуру. Создана в 2005 году как специализированное миротворческое соединение, участвовала в операции по принуждению Грузии к миру, сейчас переброшена в район Степанакерта.
Внушительным континентом также располагает и Казахстан. Основу его сил оперативного реагирования составляют четыре десантно-штурмовые бригады. Сформировна на базе 105-й дшд ещё в советское время, участвовала в боях в Афганистане.
Также развёрнута из кадров 35-й дшбр и 203-й Запорожско-Хинганской мотострелковой дивизии в апреле 2004 года в рамках проекта по созданию сил оперативного реагирования.
После ещё двух лет на посту вице-премьера в 2017-2019 был послом Казахстана в Российской Федерации, затем ушел на пенсию. В мае 2022 года Имангали Тасмагамбетов избран на пост президента Казахстанской федерации гольфа. Имеет степени кандидата философских наук и доктора политических наук. Имеет военное образование, полученное в Баку, Минске и Москве, воинское звание - генерал-лейтенант, с января 2020 года в запасе. Генсеком ОДКБ стал 1 января 2020 года. Организация Договора о коллективной безопасности - региональная международная организация, провозглашаемыми целями деятельности которой являются «укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых государства-члены отдают политическим средствам».
В составе ОДКБ может появиться боевая авиация
Итоги двадцатилетнего юбилея ОДКБ – достижения и упущения | Генсек Организации Договора о коллективной безопасности Имангали Тасмагамбетов заявил, что ОДКБ с тревогой наблюдает эскалацию напряжённости на Ближнем Востоке. |
Страны-участники ОДКБ (6 государств в 2023): полный состав, как расшифровывается, история, цели | ОДКБ руководит Совет коллективной безопасности, который состоит из президентов стран-участниц договора. |
Тасмагамбетов возглавил ОДКБ | В отличие от НАТО, Организация Договора о коллективной безопасности является организацией, направленной на поддержание безопасности, без агрессивных устремлений. |
ОДКБ – последние новости | Совет безопасности Армении принял решение обратиться в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) за помощью в связи с обострением ситуации на границе. |
Генерал-полковник Сердюков возглавил Объединенный штаб ОДКБ
В Беларусь прилетели президенты четырех стран для участия в саммите ОДКБ | последние известия. |
ВЗГЛЯД / Генерал-полковник Сердюков возглавил Объединенный штаб ОДКБ :: Новости дня | Читайте последние новости дня по теме ОДКБ: ОДКБ спланировала совместные учения на 2024 год, Лавров: власти Армении сознательно ведут дело к обрушению отношений с РФ. |
Вооруженные силы быстрого развертывания Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) | Организация Договора о коллективной безопасности берет свое начало с заключения Договора о коллективной безопасности, который был подписан в Ташкенте (Узбекистан). |
РФ направила в состав контингента ОДКБ в Казахстан элитные подразделения | Совет безопасности Армении принял решение обратиться в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) за помощью в связи с обострением ситуации на границе. |
Итоги двадцатилетнего юбилея ОДКБ – достижения и упущения | Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ) содержит миротворческие силы, которые были развернуты в зонах конфликтов, включая Таджикистан и Кыргызстан. |
Организация Договора о коллективной безопасности
Согласно подписанному документу, КСОР нацелены на отражение военной агрессии, проведение специальных операций по борьбе с международным терроризмом и экстремизмом , транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, а также для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Однако Белоруссия отказалась от участия в сессии из-за разгоревшейся « молочной войны » с Россией , посчитав, что без прекращения действий, подрывающих основы экономической безопасности партнёров, принятие решений по другим аспектам безопасности не представляется возможным. Хотя решение о создании КСОР на саммите и было принято большинством стран-членов, однако оно оказалось нелегитимным: согласно пункту 1 Правила 14 Правил процедуры органов ОДКБ утверждённых Решением Совета коллективной безопасности ОДКБ о документах, регламентирующих деятельность ОДКБ от 18 июня 2004 года , неучастие страны — члена организации в заседаниях Совета коллективной безопасности, Совета министров иностранных дел, Совета министров обороны, Комитета секретарей советов безопасности означает отсутствие согласия страны — члена организации на принятие рассматриваемых решений и, следовательно, отсутствие консенсуса по принятию решений в соответствии с Правилом 14. Поэтому рассмотренные на саммите документы не могли считаться принятыми из-за отсутствия консенсуса. Кроме того, Александр Лукашенко отказался от наблюдения за заключительной фазой учений сил оперативного реагирования ОДКБ, проходивших 16 октября 2009 года в Казахстане [12].
С другой стороны, после завершения войны миротворческие силы на линию разграничения сторон послала только Россия, миротворческие силы собственно ОДКБ было решено не использовать. В конечном итоге, осуществить практическую деятельность Организации удалось лишь в этом году, когда в январе по просьбе президента Казахстана был введен миротворческий контингент для остановки кровопролития в связи с вооруженными столкновениями протестующих с казахстанскими правоохранителями. Разительная разница с киргизскими событиями 2010 года. Скорее всего, причина в том, что по данным казахстанского правительства в беспорядках участвовали банды из-за рубежа, то есть возникла внешняя угроза суверенитету республики. Кроме того, после межэтнического насилия в Кыргызстане ОДКБ провела ряд реформ, внеся в декабре 2010 года изменения в свой устав, чтобы обеспечить совместное реагирование на гораздо более широкий круг конфликтных ситуаций, включая внутренние беспорядки. Также в своей деятельности Организация сделала больший акцент на развитие совместных вооруженных сил - Коллективных сил оперативного реагирования КСОР и миротворческого компонента. Эти усилия благотворно сказались на способности ОДКБ противостоять внутренним и внешним угрозам стабильности государств-членов. Каковы перспективы ОДКБ? За тридцатилетие с момента заключения Договора о коллективной безопасности военно-политическое сотрудничество на постсоветском пространстве продвинулось далеко вперед. Созданная на основе Договора ОДКБ остается эффективным гарантом безопасности в среднеазиатском регионе и на западной границе РФ и Белоруссии, а также обеспечивает внутреннюю устойчивость входящих в ее состав государств. На недавно прошедшем саммите обсуждались вопросы расширения экономического взаимодействия, также будут продолжены учения войск ОДКБ и развитие военной инфраструктуры на территории стран-участниц.
Во-первых, это «урегулирование кризисных ситуаций и недопущение дальнейшей дестабилизации в зоне ответственности ОДКБ». В данном случае важно не только то, что данная инициатива должна «повысить уровень взаимного доверия через совместные действия», но и то, что она позволит организации превратиться в реальный инструмент военной и иной помощи ее участникам. Неслучайно в данном контексте Минск планирует добиваться как «совершенствования нормативно-правовой базы организации и национальных правовых актов», так и «упрощения процедуры транзита контингентов с вооружением и военной техникой через территории государств-членов». Кроме того, белорусская сторона планирует интенсифицировать сотрудничество внутри организации за счет увеличения совместной работы по самым различным вопросам, которые затрагивают и интересы республики. Так, Лукашенко планирует организовать различные мероприятия с приглашением представителей «других заинтересованных стран и специализированных международных организаций». Главными вопросами должны стать борьба с дезинформацией и киберугрозой, противодействие наркоугрозе, а также защита критической инфраструктуры, включая ядерные объекты, и биологическая безопасность. Во-вторых, повышение роли ОДКБ на международной арене через «развитие сотрудничества с международными организациями и третьими странами». Для этого Минск планирует организовать в 2023 году «международную конференцию высокого уровня по проблематике евразийской безопасности с приглашением высших должностных лиц секретариатов ООН, ШОС, СНГ и других международных организаций». Примечательно то, что в Белоруссии прекрасно понимают отношение к ОДКБ со стороны Запада, а потому рассчитывают реализовать свои планы, используя других глобальных игроков, в первую очередь Китай. Для этого Минск планирует инициировать «Стратегический диалог ОДКБ — КНР», в рамках которого пройдут встречи представителей министерств иностранных дел, обороны и аппаратов советов безопасности государств. В-третьих, планируется «повышение готовности компонентов войск ОДКБ к выполнению задач по предназначению, а также укрепление военно-технического сотрудничества государств-членов». Это полностью коррелируется и с позицией России, так как Владимир Путин в Ереване согласился с необходимостью оснащения миротворческих сил организации «современными вооружениями, военной и специальной техникой и спецсредствами». Об этом заявил и Лукашенко, предложив в 2023 году в Белоруссии провести «ряд совместных учений с органами управления и формированиями сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ», а также продолжить развитие кооперации в выпуске перспективной военной продукции. Данная инициатива белорусской стороны вполне объяснима — Белоруссия находится на границе со странами НАТО и нуждается в усилении своего оборонного потенциала любыми способами. Демонстрация же того факта, что ОДКБ является не просто организацией на бумаге, а реальной силой с современным вооружением, вполне может сыграть свою роль в пресечении планов Запада по организации вторжения в республику. В-четвертых, с учетом современных тенденций Минск планирует «сделать акцент на наращивании институционального потенциала ОДКБ в информационно-аналитической сфере». Лукашенко даже сформулировал предложение, о котором ранее говорили только эксперты, — сформировать на территории стран — участниц организации «сеть национальных аналитических институтов стратегических исследований».
Диаграмма Эйлера , показывающая соотношение наднациональных организаций на территории бывшего Советского Союза Президент РФ Дмитрий Медведев в ходе визита в Киев 18 мая 2010 года заявил представителю Виктора Януковича , что Россия была бы счастлива видеть Украину в составе стран ОДКБ, однако украинская сторона ответила отказом. В июне 2010 года когда из-за ситуации в Кыргызстане, связанной с противостоянием киргизской и узбекской диаспор , фактически приведшей страну к состоянию гражданской войны, президент Кыргызстана Роза Отунбаева обратилась к президенту РФ Дмитрию Медведеву для решения вопроса о военной помощи Кыргызстану экстренно созванный Комитет секретарей советов безопасности КССБ не решился на ввод в страну частей КСОР. Между тем, ОДКБ помогала Кыргызстану: организовывала поиски зачинщиков беспорядков и координацию сотрудничества по пресечению деятельности террористических групп, которые фактически влияли на ситуацию из Афганистана , борьбу с наркомафией, работающей на юге Кыргызстана , контроль всех информационных источников, работавших на юге страны. С 2005 года Россия начала безвозмездно готовить кадры для стран ОДКБ в своих военных учебных заведениях [16]. В 2010 году в РФ училось около 2,5 тыс.
Станет ли саммит ОДКБ водоразделом для Казахстана?
В него входят главы государств. Каждый год председатель меняется. Организация не выдвигает никаких требований к странам-подписантам по уровню подготовленности, населения и другим критериям. Однако им запрещено вступать в другие военные альянсы.
Кто входит в состав организации В настоящее время в ОДКБ входят страны, которые и основали эту организацию.
В том же 1999 году Грузия, Азербайджан и Узбекистан вышли из числа членов Договора. В 2002 году лидеры государств — членов ОДКБ утвердили устав организации. По сути это многосторонний формат, состоящий из суммы односторонних гарантий, — эдакая зонтичная структура, в рамках которой Россия гарантирует безопасность и территориальную целостность стран-членов», — объяснял он.
При этом речь идёт скорее не о защите от нападения внешних врагов, а о предотвращении внутреннего экстремизма и терроризма, что и показал кейс с Казахстаном. В причинах он указал несоответствии реакции стран договора на события в 2021 и 2022 годах, коснувшиеся Армении, а именно — конфликты на армяно-азербайджанской границе. При этом речи об выходе из договора пока не идёт. Как и о закрытии 102-й российской военной базы в городе Гюмри.
Она была открыта в 1995 году по межгосударственному договору, который к ОДКБ никакого отношения не имеет.
Система коллективной безопасности В систему коллективной безопасности ОДКБ входят Коллективные силы оперативного реагирования около 18 тыс. Все эти структуры включены в состав единых войск организации - Коллективных сил, решение о создании которых было принято 19 декабря 2012 года. Подготовка предложений и реализация решений по военной составляющей Договора о коллективной безопасности возложена на Объединенный штаб ОДКБ. В организации также действует механизм военно-технического сотрудничества, который предусматривает поставки продукции военного назначения странам - участницам по льготным ценам, ведется подготовка кадров для вооруженных сил и силовых структур государств - членов ОДКБ на безвозмездной и льготной основе. Механизм реагирования на кризисные ситуации Согласно статье 2 договора ОДКБ в случае "возникновения угрозы безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств - участников" члены ОДКБ должны незамедлительно начать совместные консультации с целью координации своих позиций, выработать и принять меры по оказанию помощи в целях устранения возникшей угрозы. В случае вооруженного нападения, угрожающего безопасности и территориальной целостности, на любое из государств - членов ОДКБ все участники организации по просьбе этого государства "незамедлительно предоставят ему необходимую помощь, включая военную" статья 4 договора ОДКБ. Принятые изменения коснулись выработки и реализации мер по оказанию помощи государствам - участникам в целях нейтрализации угроз их безопасности, территориальной целостности и суверенитету.
В случае агрессии или вооруженного нападения, включая нападение незаконных вооруженных формирований и бандгрупп, на одного из членов организации, страны ОДКБ обязуются незамедлительно предоставить всю необходимую помощь, включая военную, миротворческую, а также подразделений спецслужб, внутренних дел, погранведомств, органов чрезвычайного реагирования. При осуществлении этих мер государства - участники обязуются придерживаться соответствующих положений Устава ООН. Механизм кризисного реагирования может быть задействован только в ответ на обращение одного из государств - членов организации. В случае возникновения угрозы безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств - участников ОДКБ, либо угрозы международному миру и безопасности, члены организации незамедлительно начинают совместные консультации с целью координации своих позиций и принимают меры по оказанию помощи для устранения возникшей угрозы. Решение об использовании сил и средств системы коллективной безопасности принимается главами государств ОДКБ. При этом сохранен принцип консенсуса, но предусмотрена возможность принятия решений в ограниченном формате заинтересованных государств - членов.
Другие страны ОДКБ тоже вносят серьёзный вклад в укрепление Коллективных Сил Организации, хотя их контингенты куда меньше по численности. Создана на основе дислоцировавшихся на территории республики подразделений спецназа ГРУ. Офицеры бригады проходят обучение в РВВДКУ имени Маргелова, солдаты исключительно контрактники получают парашютно-десантную, водолазную и диверсионную подготовку. Бригада отлично проявила себя в борьбе с терроризмом в Средней Азии, участвовала в миротворческой операции в Казахстане. В 2004 году на базе миротворческого батальона и полка ВДВ создана 12-я мсбр. Сапёры из её состава участвовали в операции по разминированию на территории Сирийской Арабской Республики совместно с ВС России, а один из её батальонов охранял центр Алма-Аты от бандитов в январе 2022 года. Состоят из трёх механизированных и одной десантно-штурмовой и артиллерийской бригад. Таджикистан предоставил один сводный батальон для операции в Казахстане. Тем не менее, учитывая всё большее значение Сил Оперативного реагирования в условиях геополитической нестабильности, необходимо постоянное повышение боеспособности всех частей и соединений, входящих в состав КСОР. Сохранение нынешнего положения, каким бы благоприятным оно ни было, невозможно, учитывая, что потенциальные противники как на Западе, так и на Востоке, тоже не стоят на месте. По мнению многих экспертов А. Никитин, А. Степанов, В. Заемский , на достигнутых результатах останавливаться нельзя, нужно углубить развитие по всем направлениям. Тарасенко по созданию общевойсковых бригад нового типа, изложенная на сайте самого аналитика. Характерными примерами могут быть сохранение преемственности поколений Самарским Военно-историческим Музеем, предложения экспертов о реорганизации КСОР и отслеживание самолётов миротворческого контингента во время миссии в Казахстане информационными порталами « История гражданского общества в России » и « Planeradar. Опора на гражданское общество крайне важна для возрождения и укрепления суверенной государственности России, утверждения гражданского мира и согласия, основанных на правах человека.
В составе ОДКБ может появиться боевая авиация
С 1 января 2023 года решением Совета коллективной безопасности ОДКБ назначен на должность Генерального секретаря Организации Договора о коллективной безопасности. Традиционно наибольшую обеспокоенность для ОДКБ вызывали международный терроризм, религиозный экстремизм, незаконный оборот наркотиков, проблемы водных ресурсов. Самолеты ВКС начали переброску в Казахстан российских подразделений и воинских частей ВДВ в составе миротворческих сил ОДКБ.
Страны-участники ОДКБ (6 государств в 2023): полный состав, как расшифровывается, история, цели
Согласно действующему Уставу Организации Договора коллективной безопасности государствами — учредителями организации являются те государства. ОДКБ — история и назначение организации. На должность начальника Объединенного штаба Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) назначен российский генерал-полковник Андрей Сердюков. Читайте последние новости на тему в ленте новостей на сайте Радио Sputnik. #Прямосейчас начальник Объединённого штаба ОДКБ Анатолий Сидоров проводит брифинг: "О готовности органов управления и формирований сил и средств системы коллективной. «Сегодняшнее заседание Совета Организации Договора коллективной безопасности фактически завершает наше белорусское председательство в организации.
ОДКБ 2024 список стран, структура, военные цели, сотрудничество
На сессии СКБ в Кишинёве 7 октября 2002 г. В качестве целей ОДКБ были зафиксированы укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов. Структура К 2004 г. Председательство СКБ назначается по принципу ротации из глав государств — членов ОДКБ, генеральный секретарь высшее административное должностное лицо; с января 2023 И. Тасмагамбетов назначается решением СКБ.
На сессии СКБ в Минске 23 июня 2006 одобрена Декларация о дальнейшем совершенствовании и повышении эффективности деятельности ОДКБ, поставившая задачу её превращения в многофункциональную структуру противодействия всему спектру вызовов и угроз безопасности государств-членов; тогда же принято решение о восстановлении членства Узбекистана 19 декабря 2012 членство Узбекистана приостановлено. С 2006 г.
И, конечно, всех нас по-настоящему сплачивает работа по сохранению памяти об общей истории наших государств, о том, что наши народы вместе победили в Великой Отечественной войне. Мы вместе этим постоянно занимаемся, уделяем, на мой взгляд, необходимое внимание этим вопросам.
Мы, конечно же, видим не только достижения, но и проблемы. Сегодня коллеги об этом говорили, сегодня мы поговорим, — думаю, что без всяких камер, — об этом и поподробнее. Но всё-таки для нас очевидно, что совместная работа в рамках ОДКБ приносит видимую практическую отдачу, помогает обеспечивать защиту национальных интересов, суверенитета и независимости наших стран. Нашего дальнейшего внимания, конечно, требуют, — я согласен с коллегами, которые уже об этом говорили, — и вопросы, связанные с усилиями по достижению комплексного армяно-азербайджанского урегулирования.
Безусловно, это острый вопрос, который нашего внимания требует. Положительно оцениваем в этой связи прошедший в Сочи в конце октября саммит лидеров Азербайджана и Армении в присутствии вашего покорного слуги, Президента России. Состоявшиеся переговоры создали хорошую основу для будущих компромиссов по принципиальным вопросам. Важно, что в совместном заявлении были подтверждены приверженность к трёхсторонним договорённостям на высшем уровне, которые были достигнуты ранее — в 2020 году и в 2021 году, и ключевая роль нашего совместного формата взаимодействия в обеспечении мира и стабильности на Южном Кавказе.
Только последовательно выполняя эти договорённости в вопросах делимитации границы, разблокирования транспортных коммуникаций, решения гуманитарных проблем, можно добиться устойчивой нормализации отношений Армении и Азербайджана.
В своей деятельности организация руководствуется следующими принципами: Приоритет политических средств перед военными; Неукоснительное уважение независимости; Равенство прав и обязанностей государств-участников; Невмешательство в дела, подпадающие под национальную юрисдикцию. В 2022 году исполнилось 30 лет со дня подписания Договора о коллективной безопасности, что было отмечено на саммите СКБ, проходившем в Ереване. Одной из приоритетных задач совета станет рассмотрение проблемы функционирования биологических лабораторий в ряде стран. Также генерал-лейтенант сообщил следующее: Наша организация изначально создавалась для отражения исключительно военных угроз для безопасности наших государств. В течение этих 20 лет произошла очень сильная трансформация, мы все больше превращаемся в комплексную площадку для обеспечения безопасности наших государств. Это и угрозы террористического характера, это и наркотрафик, и преступность, в том числе в сфере ИКТ. То есть сращиваются системы взаимодействия наших стран. И это соответствует тому вопросу, готовы ли мы к отражению гибридных атак. Да, мы пока не готовы, но к этому мы идем.
Россия в ОДКБ Во внешнеполитической концепции Российской Федерации сказано: В качестве одного из важнейших элементов современной системы обеспечения безопасности на постсоветском пространстве Россия рассматривает Организацию Договора о коллективной безопасности. Россия выступает за качественное развитие ОДКБ, превращение ее в авторитетную многофункциональную международную организацию, способную противостоять современным вызовам и угрозам в условиях усиливающегося воздействия разноплановых глобальных и региональных факторов в зоне ответственности ОДКБ и прилегающих к ней районах. За время своего членства в организации Российская Федерация инициировала немало серьезных предложений и принятых к действию решений. К примеру: Генассамблея ООН в 2004 году представила ОДКБ статус наблюдателя; с 2005 года в военных заведениях России на безвозмездной основе учились будущие кадры для государств-участниц ОДКБ; в рамках ОДКБ было одобрено создание КСОР Коллективных сил оперативного реагирования для отражений различных угроз, борьбы с международным экстремизмом и терроризмом, ликвидации последствий ЧС и прочее; в 2010 году президентом России Дмитрием Медведевым было предложено президенту Украины Виктору Януковичу рассмотреть вопрос о вступлении в ОДКБ, но киевские власти ответили отказом; также Россия инициировала проведение ежегодных учений по различным направлениям — от антинаркотических до антитеррористических. Не единожды между Россией и другими членами организации возникали конфликтные ситуации, к примеру, так называемая «молочная война» за экспорт с Беларусью. Но в итоге стороны приходили к консенсусу.
В конце 2021 года такие учения, получившие название «Нерушимое братство-2021», проводились на территории Татарстана. Во время их проведения оттачивались навыки слаженности совместных военных действий. До этого основным направлением деятельности ОДКБ стала борьба с наркотрафиком. В 2009 году были сформированы группы быстрого реагирования — КСОР.
В процессе реализации Основных направлений военного сотрудничества стран ОДКБ постоянно совершенствуются сформированные по двустороннему соглашению российско-белорусская и российско-армянская группировки войск, расположенные в Восточноевропейском и Кавказском регионах безопасности.
В каких случаях ОДКБ может оказать помощь странам-участницам
При этом был осуществлен переход к проведению совместных учений в формате оперативно-стратегического учения под наименованием «Боевое братство», которое на сегодняшний момент является высшей формой совместной подготовки в ОДКБ, в ходе которого в рамках единой оперативно-стратегической задачи обстановки в течение года одновременно или последовательно задействуются все элементы системы коллективной безопасности ОДКБ в нескольких регионах коллективной безопасности. Объединенным штабом постоянно уделяется внимание вопросам актуализации и повышения эффективности мероприятий совместной оперативной и боевой подготовки сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ. С каждым годом совместная подготовка в формате ОДКБ становится более насыщенной, отрабатываемые в ходе совместных учений задачи наращиваются по количеству и усложняются по содержанию. В 2022 году в формате ОДКБ внедрен новый подход к подготовке и проведению учений. Каждое учение начинается с совместной штабной тренировки Объединенного штаба, Секретариата ОДКБ и оперативных групп заинтересованных министерств и ведомств государств — членов ОДКБ по выработке проектов решений на формирование и развертывание сил и средств системы коллективной безопасности в кризисном регионе коллективной безопасности.
На базе ЦКР ОДКБ усиленная дежурная смена осуществляет контроль перегруппировки и развертывания воинских контингентов в районах проведения учений. Следующий этап — активная фаза учения, которая завершается практическими действиями Коллективных сил. Учение завершается лишь по возвращении всех войск в пункты постоянной дислокации. Миротворческая операция ОДКБ в Республике Казахстан «Цену куска хлеба в голод узнаешь, цену настоящей дружбы в беде узнаешь» — казахская народная пословица.
В январе 2022 года Коллективные силы ОДКБ впервые за 30 лет с момента подписания Договора о коллективной безопасности были задействованы в реальной обстановке кризисного реагирования — для нормализации обстановки на территории Республики Казахстан в связи с возникновением угрозы безопасности, стабильности и суверенитету страны, вызванной, в том числе, вмешательством извне. Принимая во внимание тенденцию быстрого негативного развития ситуации, главами государств в ходе телефонных переговоров в кратчайшие сроки в тот же день было принято решение о направлении в Республику Казахстан миротворческих контингентов государств — членов ОДКБ в соответствии с Договором о коллективной безопасности, Уставом Организации и Соглашением о миротворческой деятельности. Нормативное правовое закрепление достигнутых договоренностей завершилось подписанием 6 января Решения Совета коллективной безопасности ОДКБ «О мерах по нормализации обстановки в Республике Казахстан». В соответствии с данным решением вопросы организации подготовки и проведения миротворческой операции были возложены на Совет министров обороны ОДКБ.
Весь личный состав Объединенного штаба с 5 января был переведен на усиленный режим работы. Указанные проекты документов были подготовлены в кратчайшие сроки и согласованы с руководителями оборонных ведомств государств — членов ОДКБ. Алматы осуществляла контроль за реализацией Решений органов ОДКБ, а также оказывала содействие в оперативном решении всех вопросов по размещению, пребыванию и материально-техническому обеспечению национальных контингентов КМС ОДКБ. В Центре кризисного реагирования ОДКБ с 6 января было организовано круглосуточное дежурство усиленных смен оперативного состава под руководством заместителей начальника Объединенного штаба ОДКБ.
Миротворческая операция была проведена в период с 6 по 13 января в три этапа. В ходе первого этапа: осуществлена перегруппировка на территорию Республики Казахстан национальных воинских контингентов пяти государств — членов ОДКБ с вооружением, военной и специальной техникой. В период с 6 по 9 января совершено более 100 самолето-рейсов военно-транспортной авиации ВКС России; в первоочередном порядке подразделениями ВДВ Вооруженных Сил Российской Федерации во взаимодействии с формированиями Вооруженных Сил Республики Казахстан взяты под контроль аэродромы Алматы и Жетыген, обеспечено их функционирование и дальнейший прием воздушных судов. Высокая оперативность переброски войск и прибытие первых воздушных судов с воинскими контингентами на территорию Республики Казахстан оказали положительное влияние на стабилизацию обстановки.
Действия радикальных группировок стали более осторожными, резко сократилось массовость их проявления. В ходе второго этапа: Коллективные силы ОДКБ во взаимодействии с подразделениями Вооруженных Сил и других силовых структур Республики Казахстан блокировали район проведения операции, обеспечили безопасность мирного населения, создали условия для зачистки города и области от радикальных группировок, восстановления государственного управления, возобновления функционирования основных систем жизнеобеспечения. Коллективными силами были взяты под охрану объекты государственного и административного значения, а также жизнеобеспечения, что позволило Вооруженным Силам Республики Казахстан высвободить подразделения и, усилив свою группировку во взаимодействии с подразделениями Комитета национальной безопасности и Министерства внутренних дел, установить в последующем контроль над всеми районами города.
В такой ситуации они должны будут сразу же предоставить партнёру необходимую помощь, в том числе и военную. Тогда президент страны Касым-Жомарт Токаев запросил у партнёров по организации направить в страну миротворцев. Их направили 6—8 января все страны — партнеры Казахстана по организации. Миссия завершилась 13 января, а спустя 6 дней все миротворцы покинули страну. Высшим органом организации выступает Совет коллективной безопасности, в состав которого входят главы государств-членов. Также у ОДКБ есть генеральный секретарь, секретариат, объединённый штаб и центр кризисного реагирования.
Генсек ОДКБ ротируется — эту должность по очереди занимают представители разных стран-участников. К ним относятся контингент национальных вооружённых сил, различные группировки и военные системы.
Но всё-таки для нас очевидно, что совместная работа в рамках ОДКБ приносит видимую практическую отдачу, помогает обеспечивать защиту национальных интересов, суверенитета и независимости наших стран. Нашего дальнейшего внимания, конечно, требуют, — я согласен с коллегами, которые уже об этом говорили, — и вопросы, связанные с усилиями по достижению комплексного армяно-азербайджанского урегулирования. Безусловно, это острый вопрос, который нашего внимания требует. Положительно оцениваем в этой связи прошедший в Сочи в конце октября саммит лидеров Азербайджана и Армении в присутствии вашего покорного слуги, Президента России. Состоявшиеся переговоры создали хорошую основу для будущих компромиссов по принципиальным вопросам. Важно, что в совместном заявлении были подтверждены приверженность к трёхсторонним договорённостям на высшем уровне, которые были достигнуты ранее — в 2020 году и в 2021 году, и ключевая роль нашего совместного формата взаимодействия в обеспечении мира и стабильности на Южном Кавказе. Только последовательно выполняя эти договорённости в вопросах делимитации границы, разблокирования транспортных коммуникаций, решения гуманитарных проблем, можно добиться устойчивой нормализации отношений Армении и Азербайджана. Надеемся, что это позволит в конечном итоге выйти на заключение мирного договора между Ереваном и Баку.
Мы уже с Премьер-министром [Армении] обменялись этими соображениями коротко, в ходе нашей сегодняшней двусторонней встречи ещё об этом, конечно, будем говорить и поподробнее. Разделяю озабоченности коллег, которые высказались по поводу обстановки в Афганистане: она остаётся, безусловно, сложной. Опасность проникновения боевиков различных международных террористических организаций на территории государств ОДКБ по-прежнему велика, а распространение экстремистской идеологии среди населения стран Центральной Азии повышает риск активизации радикального подполья в регионе.
Он также назначает генерального секретаря организации. Она состоит из шести частей со своей символикой: четырехугольная фортеция оборонительная цитадель — символ ненаступательного характера организации; меч острием вниз— символ вооруженной борьбы и готовности к защите; шестопер — символ военного руководства; золотой шар — символ монолитности и единства; синий цвет — символ чести, верности и мира; лаврово-дубовый венок — символ мужества и доблести. Важную роль играет четвертая статья Договора о коллективной безопасности. По ней, агрессия вооруженное нападение, которое угрожает безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету по отношению к одной из стран организации рассматривается как агрессия против всех государств-участников Договора.
ОДКБ также выполняет ряд более общих задач: борьба с международным терроризмом и экстремизмом; противодействие незаконному обороту наркотиков; реагирование на чрезвычайные ситуации и происшествия; противодействие незаконной миграции и торговле людьми; обеспечение безопасности информационного пространства; медийная работа и формирование единой информационной стратегии. В 1993 году к нему присоединились Азербайджан, Белоруссия и Грузия.
Два десятилетия в едином боевом строю
«Сегодняшнее заседание Совета Организации Договора коллективной безопасности фактически завершает наше белорусское председательство в организации. #Прямосейчас начальник Объединённого штаба ОДКБ Анатолий Сидоров проводит брифинг: "О готовности органов управления и формирований сил и средств системы коллективной. Решение вошло в пакет 14 документов, принятых на Сессии ОДКБ в Ереване. Началом создания ОДКБ стал Договор о коллективной безопасности, заключенный в Узбекистане в мае 1992 года.