Новости соловецкое восстание против церковной реформы

Народные восстания против реформ Петра I.

Соловецкий «бунт»

Церковные реформы патриарха Никона. Соловецкое восстание (сидение) в монастыре 1668-1676 годов. Самым крупным актом борьбы старообрядцев можно назвать Соловецкое восстание 1668-1676 гг., которое сопровождалось вооруженными столкновениями и большим количеством жертв. Причины, по которым братия Соловецкого монастыря не приняла церковную реформу, были отчасти объективные, отчасти они были вызваны пристрастным отношением соловецких иноков к патриарху и ца-рю. Название восстания Дата и участники 1. Астраханское восстание Причины ние под руководством Булавина Основные события ское восстание Итог ления старообрядцев ления работников мануфактур ления против реформ. Название восстания Дата и участники 1. Астраханское восстание Причины ние под руководством Булавина Основные события ское восстание Итог ления старообрядцев ления работников мануфактур ления против реформ. Церковные реформы патриарха Никона. Соловецкое восстание (сидение) в монастыре 1668-1676 годов.

Соловецкое восстание (1668–1676).

По тайному проходу стрельцы попали в монастырь. Его насельники проснулись слишком поздно. Несмотря на вооружённое сопротивление, силы стрельцов превосходили ресурсы монахов. Алексей Михайлович Алексей Михайлович Кровавая расправа Разбирательство с мятежниками происходило на месте. Лидеры Соловецкого восстания, Никанор и Сашко вместе с 26 своими соратниками были казнены, остальные монахи были отправлены в ссылку. А ведь когда-то Мещеринов заверял монахов в том, что им даровано будет прощение. Лубок XIX века.

Воевода Мещеринов подавляет Соловецкое восстание. Воевода учинил страшную расправу над монахами. Все погибшие участники Соловецкого восстания Русской православной старообрядческой церковью были признаны как великомученики. Соловецкое восстание продемонстрировало, насколько далека была светская власть от представителей прежнего духовенства. Сопротивление реформам Никона и царю превратилось в борьбу людей, что вышла далеко за пределы Соловков. Церковная реформа расколола не только церковь, но и общество на тех, кто поддерживал или противостоял действиям правительства.

Делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите проект, подписывайтесь на Яндекс. Стефан Вонифатьев 1590-1656 ,протопоп Аввакум 1621-1682 и Иван Неронов 1591-1670 были против такой ломки обрядов в Русской Православной Церкви. Сопротивление быстро передалось северному центру монашества-Соловкам. Еще до ухода Никона с патриаршества Соловецкий иноческий собор,возглавляемый игуменом Ильёй? После ухода Никона 10 июля 1658г.

Преемник Ильи,Варфоломей,поставлен был на игуменство Царём без всяких инструкций о принятии новых книг и обрядах. Положение Варфоломея было щекотливым. В это время между Царём и Патриархом шла борьба по вопросу о власти царской и патриаршей,шла твёрдо по пути введения новоисправных книг. Собор не мог уже замалчивать бунтующего положения Соловецкого монастыря и предпринял ряд администивных мер к ликвидации бунта. В Соловки был отправлен архимандрит Сергий с повелением собора быть послушными Патриарху,с наложением на непокорных анафемы. Монахи не приняли Сергия.

Царь Алексей1 1629-1676 сменил Варфоломея на Иосифа.

Они продолжали осаду до лета 1673 г. В сентябре 1673 года Иевлева сменил бывший воевода Сумского острога Иван Мещеринов. Он перешел к активным действиям, то есть вместо стояния у стен монастыря стал стрелять по ним из пушек.

В течение первых пяти лет осады власти сочли необходимым мирным путем решить проблему непослушания монахов монастыря, поэтому артиллерию они не использовали. Из-за холодов в октябре 1674 года осаду пришлось снять, а в мае 1675 года количество лучников увеличилось почти вдвое, превысив 1000 человек. Во время осады монахи Соловецкого монастыря молились за здоровье царя. Но с января 1675 г.

Стало ясно, что мирного исхода этого восстания не будет. Постепенно боевые действия усилились. Решающую роль в победе правительственных войск сыграло предательство в январе 1676 г.

Та самая, из-за которой случился церковный раскол и началось преследование старообрядцев. Когда в монастырь прибыли новые богослужебные книги, монахи отказались их использовав, продолжив проводить ритуалы по старым книгам.

Впоследствии они неоднократно писали челобитные царю Алексею Михайловичу с просьбой сохранить старые церковные чины, но они остались без ответа. Это стало главной причиной Соловецкого восстания. Отказ от проведения реформы в Соловецком монастыре. Царь терпел самоуправство непокорных монахов десять лет, после чего назначил настоятелем Соловецкого монастыря отца Иосифа, сторонника реформ. Однако, когда отец Иосиф прибыл на место, монахи отказались признать его настоятелем, после чего вообще изгнали его.

Разве можно осаждать крепость, гарнизон которой в семь раз превосходит числом твое войско? А в крепости находилось чуть больше семисот защитников. Из них половина — монахи, но не простые, а обученные ратному делу и порой даже более искусные, чем поморские и архангельские стрельцы.

Монастырь был одним из форпостов России на севере. Толщина стен у основания составляла 5-7 метров, высота — 8-11, а длина — чуть более километра. В арсенале святых отцов находилось 90 пушек, 900 пудов пороха и большие запасы ручного огнестрельного оружия.

Зачем осада? Все началось в 1653 году, с неожиданно обрушившейся в Великий пост церковной реформой, затеянной патриархом Никоном. Вместе с паломниками до монастырской братии дополз слух о том, будто в московских церквях стали креститься не двумя, а тремя перстами.

А в 1657-м нововведения коснулись и самого монастыря: от патриарха пришли новые служебные книги. Но иноки были осведомлены о реформе, знали и самого Никона, потому заперли еретические книги под замок, не читая. Отношения Никона с Соловецким монастырем начались задолго до его патриаршества.

Еще в 1639 году он был изгнан отсюда, а, став через десять лет митрополитом Новгородским и Великолукским, принялся всячески притеснять оказавшуюся в его подчинении соловецкую братию. Докатился он и до откровенного грабежа: мало того, что «одолжил» из монастырской библиотеки несколько книг, заплатив лишь за одну, и присвоил себе подаренную Симеоном Бекбулатовичем монастырю золотую запонку с яхонтом и изумрудом, так еще и вывез в Москву останки митрополита Филиппа. Архимандрит Никанор Главным идеологом восстания явился популярный среди монахов старец Никанор.

СОЛОВЕ́ЦКОЕ ВОССТА́НИЕ 1667–76

«Соловецкое сидение»: как монахи восстали против Никоновской реформы! Соловецкое восстание вошло в историю как открытый акт неповиновения части духовенства проводимой в то время реформе православной церкви.
340 лет назад царские войска захватили Соловецкий монастырь Против реформ Никона активно выступали монахи Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря.
4. Церковный раскол и Соловецкое восстание 1667—1676 гг. Разумеется, навязанную сверху церковную реформу Романовская научная школа в качестве причины разгоревшихся конфликтов рассматривать не могла.
Соловецкое восстание (1668–1676). Там было представлено подробное обоснование готовности Соловецкого монастыря защищать, старую веру и приводились многочисленные доводы против реформы.
Соловецкое восстание и его плоды (Александр Чашев) / Проза.ру Соловецкое восстание.

Соловецкое восстание: почему стрельцы устроили расправу над монахами?

СОЛОВЕ́ЦКОЕ ВОССТА́НИЕ 1667–76 Название восстания Дата и участники 1. Астраханское восстание Причины ние под руководством Булавина Основные события ское восстание Итог ления старообрядцев ления работников мануфактур ления против реформ.
Соловецкий бунт: почему монахи восстали против царя Алексея Михайловича СОЛОВЕЦКОЕ ВОССТАНИЕ, (1668–1676) («Соловецкое сидение») – противостояние сторонников старой веры церковной реформе Никона, эпицентром которого стал Соловецкий монастырь. ления старообрядцев.
Раскол: религиозное и социальное явление Причины, по которым братия Соловецкого монастыря не приняла церковную реформу, были отчасти объективные, отчасти они были вызваны пристрастным отношением соловецких иноков к патриарху и царю.
«Соловецкое сидение. Соловецкое восстание: краткая история Причинами восстания стали: реформа церкви патриарха Никона.
Хроника Соловецкого бунта это ответ насельников находившегося на моря Соловецкого монастыря попыткам властей силой укоренить в нём установки новой реформы.

Соловецкое восстание 1668-1676

Триперстие навязано нам греками при помощи проклятий, истязаний и смертельных казней… Никон из Алексея царя-отца сделал тирана и истязателя своего народа. По старым книгам Против реформ Никона активно выступали монахи Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря. Они спрятали новые служебники Никона и продолжили проводить богослужения по старым книгам. Архимандрит Илья стал инициатором масштабной пропаганды старообрядчества, однако спустя несколько лет он скончался, а его должность занял Варфоломей, стоявший на стороне патриарха-реформатора. Варфоломей попытался ввести в обиход книги и иконы Никона, однако религиозная община Соловецкого монастыря раскритиковала нового архимандрита. Вскоре Варфоломей прибыл в Москву, где рассказал о непослушных монахах. В то же время в столицу из Соловецкого монастыря было отправлено несколько челобитных. В одной говорилось, что Варфоломей — пьяница, которого немедленно нужно сместить, а во второй сообщалось, что в монастыре затеваются мятежи. Московский собор решил разобраться в ситуации и отправил в Соловецкий монастырь ярославско-спасского архимандрита Сергия в сопровождении стрельцов.

Возвратившись в столицу, Сергий доложил, что местная братия поднимает крик против новых книг и обрядов. Тогда Московский собор назначил в непокорный монастырь архимандрита Иосифа, который сразу заявил соловецким старообрядцам, что намерен проводить богослужения в соответствии с новыми канонами. Монахи снова не покорились и выгнали Иосифа из своей обители. Однако монахи с находившимися у них на богомолье мирянами вооружились, сели в осаду и не подпускали к себе царские войска.

Историческая повесть из времен начала раскола на Руси. Москва, 1880 Вместо эпиграфа Перерационализировали над нежной русской душой «умные» начальники: патриарх Никон, киевские ученые, чужие нам греки, не почуяли ее святой ревности о первой ее любви ибо мечта о Третьем Риме последнего на земле православия есть первая и единственная любовь русской души , ранили ее и заставили пролить пучину слез умиления над загубленным и неземным блаженством обладания бытием Святой Руси. А Святая Русь — это уже и есть творимый «град Божий», начало «нового небесе и новой земли, в них же правда живет».

Рационализируют и новые ученые, когда рукою Ключевского пишут: «Церковный обряд только одно из вспомогательных средств для возбуждения и поддержания религиозного чувства. Его религиозно-воспитательное действие поддерживается в массе другими вспомогательными средствами: школой, живой проповедью, популярной церковной литературой». Неверное сопоставление! Новообрядческий историк А. Из пятисот человек монастырской братии лишь четырнадцать остались в живых — все остальные погибли лютой смертью. А через неделю неожиданно умер царь Алексей Михайлович Романов. Местом своего подвижничества Никита избрал Троицкий скит на Анзерском острове, основанный старцем Елеазаром t 1656.

Скит этот был славен строгим уставом и суровым житием пустынников. На Анзере московский священник принял постриг и был наречен Никоном. Токомо у насЪ: Рекомендуем к просмотру качественный фильм-рассказ от умельцев из Рогожской воскресной школы. Никон старался во всем подражать подвижнику. В июне 1638 года Елеазар и Никон отправились в Москву собирать деньги на строительство каменной скитской церкви. Но собранных денег было явно недостаточно для начала строительства. Поэтому Елеазар не спешил начинать работы, и деньги лежали без движения.

Это злило Никона, заподозрившего своего наставника в сребролюбии. Подозрения переросли в открытую ссору, кончившуюся тем, что в 1639 году Никон бежал на рыбачьей лодке с Анзера на «большую землю», унося в сердце неизбывную ненависть к Соловкам. Миниатюра XIX века. Прошли годы, инок Никон стал архимандритом столичного Новоспасского монастыря, родовой усыпальницы Романовых, и «собинным» другом царя Алексея Михайловича. Чувствуя приближение смерти, он просил призвать на свое погребение не нового митрополита, а какого-нибудь другого архиерея, «ибо Никон — враг Божий». Патриарх Никон с клиром. Парсуна 1662 года К Соловецкому монастырю, входившему в Новгородскую епархию, митрополит Никон испытывал стойкую неприязнь, старался всячески ущемить в правах и унизить прославленную обитель, издавна пользовавшуюся самоуправлением и обширными льготами.

Войскам дано разрешение использовать все осадное оборудование, которое имеется в наличии. Тем монахам, которые решат сдаться, гарантировано помилование. Блокада монастыря начала ужесточаться, несмотря на отсутствие серьезных штурмов и тот факт, что Мещеринов в сентябре 1674 года так же отвел армию в Сумский острог.

Но именно в течение данной зимовки численность осаждающих выросла еще больше. Теперь их насчитывалось около 1,5 тысяч бойцов. Численное преимущество царских войск становилось подавляющим.

Инициатива также постепенно переходила к стрельцам. Но защитники не планировали сдаваться. Интересный факт!

Даже во время осады монахи Соловецкого монастыря продолжали молиться за царя. Это изменилось 16 сентября 1674 года. Именно тогда осажденными было принято решение завершить молитвы за «царя-ирода».

Данное событие стало ключевым в дальнейших событиях. После данного решения царские власти уже не надеялись добиться сдачи монастыря с помощью мирных переговоров. Май 1675 года ознаменован широкими земляными работами со стороны царских войск.

Вокруг монастыря были возведены укрепления, с которых происходили обстрелы, а также производились подкопы. Это помогло сжать кольцо осады. Но проводившиеся штурмы не увенчались успехом.

Пушки со стен монастыря били по наступающим войскам, нанося им тяжелые потери. А подкопы были завалены благодаря умелым действиям осажденных. В начале января 1676 года был отбит очередной штурм, после которого командующий Мещеринов утвердился во мнении, что дальнейшие штурмы не принесут результата и приведут к еще большим потерям.

При этом штурме были убиты 36 стрельцов. Ротмистр Степан Потапов также был убит. Предательство Проведенный в Соловецком монастыре в 1674 году Собор постановил, что продолжать молиться за царя бессмысленно.

Но не все монахи были согласны с этим. Примером тому служит Феоктист, который не согласился с данным решением. Он был изгнан из крепости за такие взгляды.

Как и другие монахи, придерживавшиеся его точки зрения.

При этом первые годы стрельцам было запрещено обстреливать монастырь, поэтому они ограничивались лишь осадой, и то лишь в летнее время, так как зимой их распускали по домам из-за сурового климата побережья Белого моря. За это время участники Соловецкого восстания пополняли запасы с помощью местных жителей, поморов, которые им сочувствовали.

Суть и ход событий Соловецкого восстания Соловецкий монастырь, вокруг которого и разворачивались описываемые события После изгнания настоятеля отца Иосифа и начала осады активных действий не предпринималось на протяжении многих лет. Стрельцы сидели в осаде, на лето занимая Соловецкие острова и пытаясь разорвать связь осаждённых с материком, но на зиму их распускали по домам из-за зверских холодов. Приближаться к стенам монастыря стрельцы не решались — когда они попытались это сделать, монахи встретили их артиллерийским обстрелом.

События Соловецкого восстания тянулись медленно и вяло, но во второй половине 1675 года они стали набирать обороты. Стрельцы, получив подкрепление, перешли к более активным действиям, они окружили монастырь земляными укреплениями и начали рыть подкопы, неся при этом довольно тяжёлые потери из-за обстрела со стен.

Соловецкий бунт (1668-1676 гг.)

Это подтверждается и показаниями стрельцов, сопровождавших архимандрита Сергия: они слышали, как в монастыре «мирские люди» говорили о том, что находящихся вне монастыря стрельцов надо захватить и каменьем побить [22]. Согласно новым данным, стрельцы сообщали, что среди мирских сторонников сопротивления были «ис тюрем утеклецы и от смертной казни беглецы», возможно, «московские бунтовщики», т. Все допрошенные выходцы из монастыря 1674 г. Среди этих же «роспросных речей» особенно интересны показания Геронтия, автора последних соловецких челобитных. Он был среди тех, кого «мятежники» выпустили из тюрьмы и выслали из монастыря после «черного Собора» 16 сентября 1674 г. На вопрос об организаторах мятежа он ответил иначе, чем другие: мятеж учинился «от всей братьи и от служебников»; заявил, что «челобитную писал по братскому велению», братия и служебники ее одобрили. Если в показаниях других допрашиваемых он предстает как противник лишь «стрелбы», т. Слова Геронтия о том, что он «не велел» не только стрелять, но и «в монастыре запираться», подтвердил «трудник» Василий Карпов сын Кириловщина. Эта позиция «непротивления», занятая в самом начале восстания группой сторонников Геронтия ее состав и количество неизвестны , отчетливо предстает и в той части показаний Геронтия, которая относится уже к 1674 г. Геронтий признал себя виновным «а перед великим государем он во всем виноват» , однако заявил, что в немолении не участвовал «и будучи в Соловецком монастыре, за него, великого государя, Бога молил, и ныне молит, и впредь молить должен» ; заявил о своей преданности Церкви «и соборной и апостольской Церкви по соборному и святых отец преданию последует». Однако он не отказался от прежних убеждений: «А новоисправленых печатных книг, без свидетелства с древними харатейными книгами, слушать ему и треми персты крест на себе воображати сумнительно, и боится Страшнаго суда Божия, и хочет он о тех новоисправленых книгах и о кресте достоверное уверение и свидетелство с древними харатейными книгами восприяти от преосвященнаго Иоакима, митрополита Новгородскаго и Великолуцкаго»; митрополит якобы призывал к себе Геронтия, но его не отпустили из монастыря [24].

Геронтий, как и прежде, надеялся на мирное разрешение конфликта путем прений и переговоров, отказывался от сопротивления и призывал к тому других. Так же думали и многие другие священники монастыря. Рознь между двумя сторонами, отсутствие единства среди остававшихся в монастыре насельников, т. Так, в царском указе И. Волохову 1 сентяря 1668 г. Предписывалось по возможности переправиться непосредственно к монастырю с Заяцкого острова, а также подробно узнавать у пришедших, задавать вопросы, «кто имяны в том монастыре ныне пущие непослушники и их советники, и которые в совете с ними быть не хотят, и по сколку их человек на обе стороны, и в чом меж ими рознь, и есть ли у них хлебные и иные какие съестные запасы, и сколко и на сколко им того будет, и от чего им чаять скудость и вскоре ль? В декабре 1668 г. Они оказались в Сумском остроге [26]. Новые документы дают еще больше свидетельств о существовании в монастыре значительного числа лиц, преимущественно рядовых монахов и священников, которые были против восстания и вооруженной борьбы О. Чумичева называет эту группу «умеренной», в отличие от «радикальной».

Среди ссыльных также были противники восстания. По утверждению высланных, до трети монастырской братии и мирян не хотели воевать с царем и не одобряли расправу с книгами в монастыре было уничтожено большое количество новопечатных книг, среди них могли оказаться и древние рукописи; уставщики Геронтий и архимандрит Никанор были против этой акции. Геронтий, согласно новым сведениям, находился в монастырской тюрьме уже с сентября 1668 г.

Часто это восстание называют «сидением», поскольку монахи удерживали Соловецкий монастырь, прося царя образумиться и отменить реформы. Данная страница российской истории мало изучена, поскольку источников практически нет, но при этом есть достаточно сведений, чтобы составить объективную картину происходящего в те дни. Ведь восстание в Соловецком монастыре 17 века является уникальным.

Это один из немногих случаев, когда восстание было обусловлено не социальными или экономическими, а религиозными. Причины восстания Реформы Никона в корне изменили православную церковь: были изменены обряды, книги, иконы. Все это вызывало недовольство духовенства, которых в дальнейшем стали называть «старообрядцами». Это и стало причиной Соловецкого восстания. Однако, произошло это не сразу. Еще с середины 50-х годов монахи высказывали недовольство и отправляли царю челобитные с просьбами об отмене реформ. Общая хронология предпосылок и причин «сидения» следующая: 1657 - в Москве издают обновленные церковные книги для всех.

В Соловецкий монастырь эти книги попали в том же году, но их опечатали в казенной палате. Монахи отказались от проведения церковных служб по новым правилам и текстам. Монахи просили сохранить старые книги и обряды. Они подчеркивали, что сохраняют верность России, но просят не менять религию. Это был человек приближенный к царю и к Никону, а значит, разделяющий взгляды реформы. Монахи нового человека не приняли. Иосифа выслали, а не его место утвердили старообрядца Никанора.

Последнее событие во многом и стало предлогом для начала осады монастыря. Царь воспринял изгнание Иосифа как бунт и направил армию. Начиная с эпохи Петра 1 и по сегодняшний день Соловецкому «сидению» приписывают еще и экономические причины. В частности такие авторы как Сырцов И. Документальных подтверждений этому нет, поэтому рассматривать такие гипотезы всерьез нельзя. Суть же заключается в том, что такие историки пытаются выставить монахов Соловецкого монастыря в виде «рвачей», которые заботились только о деньгах. При этом всячески отводится внимание от простого факта - восстание стало возможным только- из-за религиозных реформ Никона.

Царские историки заняли сторону Никона, а значит всех, кто был не согласен, обвиняли во всех грехах. Почему монастырь смог противостоять армии 8 лет Соловецкий монастырь был важным форпостом России в войне со Швецией 1656-1658 годов. Остров, на котором расположен монастырь близок к границам государства, поэтому там была возведена крепость, созданы запасы продовольствия и воды. Крепость укрепляли таким образом, чтобы она могла выдержать любую осаду со стороны Швеции. По данным на 1657 год в монастыре проживало 425 человек. Ход восстания 3 мая 1668 Алексей Михайлович отправляет стрельцов для усмирения Соловков. Армию возглавил стряпчий Игнатий Волохов.

В его подчинении было 112 человек. Когда армия достигла Соловков, 22 июня, монахи закрыли ворота. Началось «сидение». План царской армии заключался в осаде крепости, чтобы защитники сами сдались.

Поместный собор Русской православной церкви 1665-1667 гг. Но собор одобрил церковную реформу. Неподчинившиеся этому решению отделились от господствующей церкви. Предводительствуемые Никанором и соловецким казначеем старцем Геронтием, они подняли церковное "восстание" против соборных преобразований. Уже в 1667 г. Голосу Соловецкого монастыря доверяли. Достаточно сказать, что за 35 лет с 1632 по 1667 г. Жители Соловецкой вотчины с давних пор были связаны с монастырем богослужебными, экономическими, а в лице его братии зачастую и родственными узами. И будучи "погруженным в мир", церковное нестроение на Соловках неизбежно приобрело социально-политический характер антифеодального и антиправительственного восстания. По представлениям поморов, власть нарушила жизнь общества. Усмирять бунт в монастыре и его округе в 1668 г. Алексей Михайлович послал отряд стрельцов. Монахи и крестьяне, отказавшись повиноваться царской воле, сели в осаду, укрывшись за стенами неприступного Соловецкого кремля - первоклассной крепости, главной цитадели боевой мощи России на Крайнем Севере. Казачьи атаманы Ф.

Тем не менее он сумел сколотить небольшую так называемую промосковскую партию, изъявлявшую готовность развернуться в сторону новых обрядов. Время до Большого собора 1666—1667 годов протекло в позиционной борьбе между враждовавшими группами. Подчеркнем, противники реформы в монастыре питали надежды, что предстоящий собор может отменить ненавистные никоновские новины. Во всяком случае, отправившегося туда настоятеля снабдили соответствующей челобитной, где обстоятельно изложили все доводы в пользу старой практики. Причем Варфоломей, отправляясь в путь, «забыл» взять послание, и его нагнали с ним уже у Вологды. Однако тот, проявляя осторожность, не торопился оглашать петицию в Москве. И, как выяснилось, не напрасно: собор планировал устроить судилище старообрядчеству с целым букетом обвинений и проклятий. Вовремя сориентировавшись, Варфоломей предъявил челобитную уже как улику против оппозиции в Соловках. Но там тоже не дремали и доставили еще одно заявление с целью дискредитировать перед центральными властями самого архимандрита. В Москве постановили разобраться в этой ссоре на месте и направили в монастырь специальную комиссию, которая уяснила, что сама собой ситуация не уляжется. Сводить все только к личностной неприязни основных действующих лиц, как это делали ранее, было признано ошибкой. Смена настоятеля и удаление его противников ровным счетом ничего не давали: конфликт отражал глубинные противоречия в оценке самой реформы. К середине 1667 года все осознали, что открытого противостояния избежать не удастся. Островок благочестия Началом восстания стал отказ принять нового архимандрита Иосифа, присланного из Москвы. К его приезду монастырская братия на общем собрании приняла еще одну челобитную на имя царя. В ней уже в крайне резкой форме говорилось о дьявольском происхождении новых книг, проводилась идея страдания за веру. Рим, Константинополь, Москва пали, а потому единственным местом, где обитает истинное благочестие, остаются Соловки. Примечательно, что челобитная взывала к авторитету не только соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия, но и вспоминала Михаила Романова с Филаретом. Правительство расценило послание как ультиматум и в ответ выслало войска, запретило подвоз продовольствия: началась блокада обители, произошли первые вооруженные столкновения. Однако установить блокаду при благожелательном настрое крестьянства оказалось довольно трудно. Местные жители постоянно подвозили припасы, крестьян периодически вылавливали, но те ссылались на хозяйственные дела, связь же с мятежниками отрицали. Некоторые просто перебегали к ним, вливаясь в ряды обороняющихся, чье количество достигало 700 человек. По деревням и селениям зачитывали указ, отписывающий вотчины монастыря на царя, но крестьяне продолжали снабжать осажденных. Огромный духовный авторитет старинной обители, складывавшийся столетия, уничтожить росчерком пера было невозможно. Сочувственно относилась к восставшим и часть царского войска, состоявшего на первых порах преимущественно из стрельцов — архангельских, холмогорских, кемских, вологодских, — все они не отличались желанием воевать с монастырем. Продолжавшаяся в течение нескольких лет осада не приносила ощутимых результатов.

Соловки в огне: самое кровопролитное «сидение» в истории

Братия Соловецкого монастыря не поддержала реформы патриарха Никона. Первый исправленный по реформе Служебник (1655) попал на Соловки в кон. Монахи требовали отказа от церковной реформы. В 1681 году в Москве произошло крупное восстание старообрядцев против новой церкви. В таблице показаны основные народные восстания России в 17 веке, такие как соляной бунт, медный бунт, восстание Уса, соловецкое восстание. Затянувшееся на 8 лет Соловецкое восстание стало следствием церковной реформы патриарха Никона, вызвавшей раскол в русском православии. Сопротивление Соловецкого монастыря никоновским реформам, несогласие с «новоисправленными» книгами начались еще в середине – 2-й пол.

Хроника Соловецкого бунта

Монахи требовали отказа от церковной реформы. В 1681 году в Москве произошло крупное восстание старообрядцев против новой церкви. Соловецкое восстание вошло в историю как открытый акт неповиновения части духовенства проводимой в то время реформе православной церкви. восстание монахов Соловецкого монастыря против церковных реформ патриарха Никона. Соловецкое восстание. Против преобразований выступили соловецкие монахи. Восстание под предводительством Степана Разина.

Хозяин северного края: монастырь в осаде

Царь запретил штурмовать монастырь и рассчитывал на то, что удастся договориться с монахами мирным путем. Артиллерию и прочее осадное оборудование применять было категорически запрещено. Попытка Волохова вступить в переговоры не увенчалась успехом. Царские войска приступили к осаде. Осложняло положение царских войск то, что непосредственно осаду можно было вести в летнее время.

Зимой же войска распускались по домам, либо же отходили в Сумский острог. Такое положение дел продолжалось и после назначения командиром воеводы Иевлева в 1672 году. Была увеличена и численность стрельцов, которая теперь достигала 725 человек. Сидение продолжалось, но активных приступов не было по причине серьезного отпора из пушек со стороны крепостных стен.

Активизация осады Ситуация изменилась в 1673 году. Именно тогда царь принял решение ужесточить осаду. Для этого были приняты следующие решения: Иван Мещеринов назначен командующим осадой; Ему даны широкие возможности для того, чтобы добиться победы. Войскам дано разрешение использовать все осадное оборудование, которое имеется в наличии.

Тем монахам, которые решат сдаться, гарантировано помилование. Блокада монастыря начала ужесточаться, несмотря на отсутствие серьезных штурмов и тот факт, что Мещеринов в сентябре 1674 года так же отвел армию в Сумский острог. Но именно в течение данной зимовки численность осаждающих выросла еще больше. Теперь их насчитывалось около 1,5 тысяч бойцов.

Численное преимущество царских войск становилось подавляющим. Инициатива также постепенно переходила к стрельцам. Но защитники не планировали сдаваться. Интересный факт!

Даже во время осады монахи Соловецкого монастыря продолжали молиться за царя. Это изменилось 16 сентября 1674 года. Именно тогда осажденными было принято решение завершить молитвы за «царя-ирода». Данное событие стало ключевым в дальнейших событиях.

После данного решения царские власти уже не надеялись добиться сдачи монастыря с помощью мирных переговоров. Май 1675 года ознаменован широкими земляными работами со стороны царских войск. Вокруг монастыря были возведены укрепления, с которых происходили обстрелы, а также производились подкопы.

Возвратившись в столицу, Сергий доложил, что местная братия поднимает крик против новых книг и обрядов. Тогда Московский собор назначил в непокорный монастырь архимандрита Иосифа, который сразу заявил соловецким старообрядцам, что намерен проводить богослужения в соответствии с новыми канонами. Монахи снова не покорились и выгнали Иосифа из своей обители.

Однако монахи с находившимися у них на богомолье мирянами вооружились, сели в осаду и не подпускали к себе царские войска. По словам историков, внутри монастыря хранилось достаточно продовольствия, чтобы продержаться целое десятилетие. Решив, что Волохов не справляется со своей задачей, разгневанный царь заменил его на воеводу Иевлева. Однако Иевлев оказался ничуть не лучше своего предшественника, и тогда Алексей Михайлович отправил к Соловецкому монастырю Ивана Мещеринова. Царь приказал воеводе «воровство и мятеж искоренить любыми мерами». В ответ на действия воеводы один из мятежников, бывший архимандрит Саввы-Сторожевского монастыря Никанор, благословил своих товарищей на стрельбу из пушек.

Вскоре внутри Соловецкого монастыря начался раздор: одни монахи настаивали, что следует продолжать молиться за царя Алексея Михайловича, другие же считали правителя иродом, недостойным молитвы. Из-за этих разногласий несколько мятежников покинули крепость и стали на сторону Мещеринова. Предательство и конец осады К 1675 году число стрельцов значительно увеличилось, а воевода Мещеринов усилил свои попытки усмирить мятежников, однако все они вновь оказались тщетными. Тогда из Соловецкого монастыря к царским войскам пришел чернец Феоктист, предавших своих товарищей.

Иевлев, войско было увеличено до 725 стрельцов. Такое положение сохранялось вплоть до 1673 года. В сентябре 1673 года на Белое море прибыл воевода Иван Мещеринов с указаниями начать активные военные действия против защитников Соловецкого монастыря, включая обстрел стен монастыря из пушек. До этого момента правительство рассчитывало на мирное разрешение ситуации и запрещало обстрел монастыря. Царь обещал прощение всем участникам восстания, добровольно явившемся с повинной. Рано наступивший в октябре 1674 года холод вынудил Ивана Мещеринова отступить. Осада снова была снята, и войска отправлены на зимовку в Сумский острог. В 1674—1675 годах стрелецкое войско было удвоено. До конца 1674 года монахи, оставшиеся в монастыре, продолжали молиться за царя Алексея Михайловича. В конце мая 1675 года Мещеринов явился под монастырём с 185 стрельцами для разведки. Летом 1675 года военные действия ужесточились, и с 4 июня по 22 октября потери только осаждавших составили 32 человека убитыми и 80 человек ранеными [3]. Мещеринов окружил монастырь 13 земляными городками батареями вокруг стен, стрельцы начали вести подкопы под башни. В августе прибыло пополнение в составе 800 двинских и холмогорских стрельцов. На этот раз Мещеринов решил не уходить с островов на зиму, а продолжать осаду и зимой. Однако защитники монастыря отстреливались и наносили правительственным силам большие потери.

Осада снова была снята, и войска отправлены на зимовку в Сумский острог. В 1674—1675 годах стрелецкое войско было удвоено. До конца 1674 года монахи, оставшиеся в монастыре, продолжали молиться за царя Алексея Михайловича. В конце мая 1675 года Мещеринов явился под монастырём с 185 стрельцами для разведки. Летом 1675 года военные действия ужесточились, и с 4 июня по 22 октября потери только осаждавших составили 32 человека убитыми и 80 человек ранеными [3]. Мещеринов окружил монастырь 13 земляными городками батареями вокруг стен, стрельцы начали вести подкопы под башни. В августе прибыло пополнение в составе 800 двинских и холмогорских стрельцов. На этот раз Мещеринов решил не уходить с островов на зиму, а продолжать осаду и зимой. Однако защитники монастыря отстреливались и наносили правительственным силам большие потери. Подкопы были завалены при вылазке отряда защитников монастыря. Тайный ход в сушило, через который нападавшие проникли в монастырь [4] 18 января 1676 года один из перебежчиков — чернец Феоктист — сообщил Мещеринову, что можно проникнуть в монастырь изо рва Онуфриевской церкви и ввести стрельцов через окно, расположенное под сушилом у Белой башни и заложенное кирпичами, за час до рассвета, так как именно в это время происходит смена караула, и остаётся только по одному человеку на башне и стене. Тёмной снежной ночью 1 февраля 50 стрельцов во главе с Степаном Келиным, направляемые Феоктистом, подошли к заложенному окну: кирпичи были разобраны, стрельцы вошли в сушильную палату, добрались до монастырских ворот и отворили их. Защитники монастыря проснулись слишком поздно: около 30 человек из них бросились с оружием на стрельцов, но погибли в неравном бою, ранив только четверых человек. После взятия монастыря обнаружилось, что к тому времени в нём почти не осталось собственно монахов. Большая часть иноков, не считая возможным для себя участвовать в бунте, давно ушли из монастыря или были из него изгнаны руководителями восстания. Нескольких монахов стрельцы обнаружили заточёнными в монастырскую тюрьму за несогласие с мятежниками. Они были сразу же освобождены [5].

Соловецкое восстание (1668–1676). Соловецкое сидение

Противники Никона — «старообрядцы» — категорически отказались признавать проведённые им реформы. На церковных соборах 1654 и 1656 годов они были преданы анафеме и сосланы. Их жестокое преследование продолжилось. Соловецкий монастырь всё это время жил по старым книгам и никакие новшества не принимал. В 1667 году настоятелем монастыря был назначен приверженец реформ архимандрит Иосиф. Однако монахи отказались признавать его настоятелем и выгнали из обители. Не раз служители монастыря отправляли царю челобитные с просьбой позволить им сохранить у себя старые порядки. В пятой из них говорилось: «Не вели, государь, больши того к нам учителей присылать напрасно… а вели, государь, на нас свой мечь прислать царьской и от сего мятежнаго жития преселити нас в оное безмятежное и вечное житие».

В ответ Алексей Михайлович приказал отобрать соловецкие вотчины в казну и лишить мужскую обитель снабжения хлебными припасами. Неповиновение Соловецкого монастыря решению соборов восприняли как бунт. Обитель было решено подчинить силой. Осада обители 3 мая 1668 года на Соловки двинулось стрелецкое войско под командованием стряпчего Игнатия Волохова. Не имея достаточно сил для взятия монастыря, Волохов отступил и занял осаду. По данным воеводских отчётов царю, в осаждённом монастыре находились около 700 человек. У бунтовщиков было 90 пушек, расставленных на башнях и стенах, 900 пудов пороха, большое количество ручного огнестрельного и холодного оружия, а также значительная поддержка местного населения.

Кроме того, в начале 1670-х годов число защитников обители пополнили сторонники Степана Разина. Первые годы «Соловецкого сидения» осада велась вяло. Власти всё ещё надеялись на силу увещеваний и не принимали решительных мер. В самом монастыре тем временем изменили ход богослужения.

Зимой участники блокады, в основном лучники, возвращались домой или служили в Сумском остроге на территории современной Карелии. Прошло четыре года с начала осады, и в 1672 году место стряпчего Игнатия Волохова занял воевода Иевлев. Количество подчиненных ему войск превысило 700 человек. Они продолжали осаду до лета 1673 г. В сентябре 1673 года Иевлева сменил бывший воевода Сумского острога Иван Мещеринов.

Он перешел к активным действиям, то есть вместо стояния у стен монастыря стал стрелять по ним из пушек. В течение первых пяти лет осады власти сочли необходимым мирным путем решить проблему непослушания монахов монастыря, поэтому артиллерию они не использовали. Из-за холодов в октябре 1674 года осаду пришлось снять, а в мае 1675 года количество лучников увеличилось почти вдвое, превысив 1000 человек. Во время осады монахи Соловецкого монастыря молились за здоровье царя. Но с января 1675 г.

Жители Соловецкой вотчины с давних пор были связаны с монастырем богослужебными, экономическими, а в лице его братии зачастую и родственными узами. И будучи "погруженным в мир", церковное нестроение на Соловках неизбежно приобрело социально-политический характер антифеодального и антиправительственного восстания. По представлениям поморов, власть нарушила жизнь общества. Усмирять бунт в монастыре и его округе в 1668 г. Алексей Михайлович послал отряд стрельцов. Монахи и крестьяне, отказавшись повиноваться царской воле, сели в осаду, укрывшись за стенами неприступного Соловецкого кремля - первоклассной крепости, главной цитадели боевой мощи России на Крайнем Севере. Казачьи атаманы Ф. Кожевников и И. Сарафанов, а также местный житель кемлянин Самко Васильев возглавили оборону обители. К тому времени ее уже окружало плотное кольцо войск, укрывавшихся за земляными укреплениями и стрелявших по монастырю из пушек. Но вплоть до 1676 г. Соловки мужественно отражали одну атаку за другой. Началась жестокая расправа с восставшими. На материке, в Карельском Поморье, преследовались восставшие жители и их родственники64.

Так и случился церковный раскол. Старообрядцев начали преследовать и уничтожать, в ответ они демонстративно жертвовали своими жизнями, целыми семьями устраивали «гари». Соловецкое восстание Против преобразований выступили соловецкие монахи. Новые церковные книги они прятали, продолжая пользоваться для служб старыми. На тот момент в Соловецком монастыре проживало 425 человек. В 1657 году архимандрит монастыря Илия приказал инокам выбросить новые книги в Белое море. Узнав об этом, Никон пришел в ярость и распорядился прислать на Соловки более сговорчивого архимандрита. Того в монастыре не приняли, согласившись лишь заменить одного старообрядца на другого — Никанора. Соловецкие монахи отправили царю челобитную, в которой предупредили, что будут бороться за правду. Многие иноки действительно прекрасно владели оружием и могли заручиться поддержкой сторонников. Узнав о намечавшемся конфликте, на Соловки начали стекаться раскольники со всей России, а также беглые крестьяне и солдаты. После провала восстания Степана Разина к монахам присоединились и его уцелевшие участники. Соловки объединили всех противников царской власти. Челобитная разгневала его, и в ответ на дерзость соловецких монахов Алексей Михайлович приказал отобрать у монастыря все земельные владения. Иноки не сдались.

Соловецкий бунт

Соловецкое восстание (Соловецкое сидение) (22 июня 1668 г. — 1 февраля 1676 г.) — восстание соловецких монахов против церковной реформы патриарха Никона, продлившееся восемь лет. Восстание началось летом 1668 года, когда высокопоставленное духовенство монастыря поднялось против церковной реформы патриарха Никона вскоре после его лишения сана. Соловецкое восстание – одно из наиболее заметных выступлений против попыток быстро реформировать религиозную жизнь во времена «тишайшего царя» Алексея Михайловича. Соловецкое восстание Соловецкое восстание 1668-1676 годов стало олицетворение борьбы духовенства с реформами Никона. Название восстания Дата и участники Причины Основные события Итог 1. Астраханское восстание ние под руководством Булавина ское восстание ления старообрядцев ления работников мануфактур ления против реформ. Монахи требовали отказа от церковной реформы. В 1681 году в Москве произошло крупное восстание старообрядцев против новой церкви.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий