В статье расскажем, что такое техника «Пустого стула», какова ее суть, как ее проводить в психологии и каких результатов можно ожидать. Разговор со стулом, стул и красная нить, техника «Пустой стул» — под такими названиями можно найти самую работающую из «отвязок». Техника «Пустой стул» Ф. Перлза: принципы и особенности работы фокусированного внимания на пустом стуле для изучения своих эмоций и сознания. Данная техника заключается в том, что перед пациентом ставится пустой стул, и он должен представить, что на нем кто-то сидит, в том числе и он сам. В целом, техника «Пустой стул» остается ценным инструментом в гештальт-терапии, который способствует эмоциональному выражению, самопознанию и внутренней интеграции.
Как простить и отпустить человека. Техника «Пустой стул»
Техника «Пустой стул» Ф. Перлза: особенности и применение в психологии | 4. Сядь на противоположный стул и отзлись, на свой страх за то, что он делает. |
Пустое кресло: методика гештальт-терапии - Психология - 2024 | Я магистр психологии, сертифицированный гештальт-терапевт и семейный консультант. Более 7 лет я веду частную психотерапевтическую практику и специализируюсь на личностных расстройствах. |
"Пустой стул" в гештальте - Прасс, и готово! | Техника Пустой стул и как ее используют эмотологи в эмотологии, основные преимущества и недостатки применения техники Пустой стул и ограничения. |
«Пустой стул» в гештальте | Как закрыть гештальт и почему это важно, какие существуют техники гештальттерапии, последствия незавершенных гештальтов в отношениях — в материале Forbes Life. |
Как простить и отпустить человека. Техника «Пустой стул»
Они могут помочь клиенту установить границы или бросить вызов негативным стереотипам мышления. Завершение и подведение итогов Терапевт поможет клиенту обработать свои эмоции и установить завершение. Они могут обсудить любые идеи, полученные в результате выполнения упражнения, и способы их применения в повседневной жизни. Используя технику пустого стула, терапевты и консультанты могут предоставить клиентов с мощным инструментом для исцеления и роста. Пустой стул в горе и печали Горе и скорбь могут быть невероятно сложными переживаниями, часто наполненными спектр эмоций, в которых бывает трудно ориентироваться. Одним из символов, который в последние годы становится все более распространенным, является пустой стул. Эта простая визуальная подсказка может обозначать различные вещи в зависимости от контекста, в котором она используется.
В некоторых случаях пустой стул символизирует потерю. Когда кого-то важного больше нет с нами, мы часто остро чувствуем его отсутствие. Например, пустой стул на семейном собрании может служить сильным напоминанием о человеке, которого больше нет. Для других пустой стул может означать надежду. Например, когда кто-то находится за границей, пустой стул за семейным обеденным столом может символизировать надежду на то, что он благополучно вернется домой. В других контекстах пустой стул может быть символом протеста.
Во время политических мероприятий, митингов или демонстраций пустой стул может использоваться для представления лица или группы лиц, которые не присутствуют, либо потому, что они не были приглашены, либо потому, что они решили не присутствовать. Однако, пожалуй, наиболее часто слово «пустой стул» используется в контексте горя и траура. Он часто используется как визуальное представление умершего человека, как способ признать его отсутствие и почтить его память. Идея пустого стула как символа горя и скорби была широко распространена. С тех пор он стал обычным явлением на похоронах, поминальных службах и других мероприятиях, посвященных жизни усопших. Страна Символизм Китай Пустой стул часто используется на традиционных китайских похоронах как способ почтить память умершего и как напоминание о том, что он всегда занимают особое место в сердцах тех, кто их любил.
Швеция В Швеции пустой стул часто используется во время празднования Рождества в качестве способ символизировать любимых, которых больше нет с нами, но которых мы все еще помним и лелеем. Впервые он был использован группами активистов, чтобы символизировать тысячи солдат, пропавших без вести, и с тех пор был принят как способ почтить память всех ветеранов, погибших на службе своей стране. Однако, как бы ни использовался пустой стул, он всегда несет с собой чувство благоговения и уважения. Это мощный символ, говорящий о непреходящей потребности человека чтить и помнить тех, кто был до нас. Пустое кресло в религиозных и духовных практиках В различных религиозных и духовных традициях пустой стул можно рассматривать как мощный символ отсутствия и присутствия, открытости и возможности, потери и надежды. Давайте рассмотрим, как этот символ используется в различных религиях и духовных практиках.
Число 7 и пустой стул в христианстве Семь значительное число в христианстве, представляющее завершение и совершенство. Пустой стул может символизировать отсутствие Христа или усопшего любимого человека, который ушел на небеса, но чей дух продолжает присутствовать.
Он может быть интенсивным и требовать от человека навыков, которых у него пока нет — поэтому важно проводить первые эксперименты не самостоятельно, а совместно со специалистом.
Помощь в прощении и принятии Прощение — это сложный и важный психологический процесс. В его основе лежит способность осознать, принять и отпустить обиду, которую мы чувствуем по отношению к другому человеку. Прощение играет важную роль в наших отношениях с близкими людьми.
Конфликты, обиды и нанесенные раны могут разрушать наши связи с другими, создавать напряжение и дистанцию. Обиды, которые мы переживаем, часто имеют глубокие эмоциональные последствия — гнев, обида, страх, грусть или разочарование становятся постоянными спутниками. Эти эмоции становятся преградой, затрудняя нашу жизнь.
Осознать причины таких чувств и позволяет рассмотренная нами техника. Глубокая саморефлексия предполагает понимание своих эмоций и готовность отпустить негативные чувства, связанные с произошедшим. Прощение не оправдывает совершённые в нашу сторону действия, однако даёт возможность для исцеления и освобождает нас от их влияния, позволяя двигаться вперед.
Давно хотели послушать наши курсы-саммари? Специально для читателей журнала открываем бесплатный доступ ко всем курсам на 15 дней по промокоду BLOG15. Он действует до 25 июля при регистрации нового пользователя в приложении и на сайте.
То есть пустой стул располагается перед человеком хотя иногда он размещается по диагонали, чтобы не было видно противодействия человеку или воображаемой ситуации. Затем пациента инструктируют проецировать человека, ситуацию или чувство или часть личности, с которой должен состояться диалог на стуле. На третьем этапе пациенту предлагается описать сделанный прогноз, чтобы усилить воображаемое изображение, которое было представлено. Необходимо упомянуть как положительное, так и отрицательное, как человека, так и ситуацию или ее последствия. В случае смерти или разлуки, Полезно вспомнить отношения, которые существовали до события и что было до тогда как в чувствах, травмах или неприемлемых аспектах самости полезно искать момент, когда он появился или когда он стал проблемой.
Вполне вероятно, что в этом контексте раскрытие того, что осталось в ожидании, или ощущения, которые возникают в рассматриваемых ситуациях, создают сознательные блокированные элементы. Начиная диалог Впоследствии, в фазе словесного выражения, пациент начинает диалог вслух с проекцией, стараясь быть честным и позволяя увидеть те подробности, которые пациент не осмеливается или не смог показать в своей повседневной жизни или перед лицом, о котором идет речь, как пациент пережил ситуацию и почему она была такой. Терапевт должен следить за диалогом и перенаправлять его так, чтобы не было отклонений, ухудшающих ситуацию, не ограничивая поток мыслей индивида. Хотя в некоторых вариантах этой техники она не применяется, полезно, чтобы пациент поменял свое кресло на место проекции, ставя себя на место другого, чтобы облегчить эмоциональное выражение. Этот обмен будет происходить столько раз, сколько будет сочтено необходимым, если переход необходим и согласуется с проблемой, которую необходимо решить.
И, наконец, это указано, и это помогает отразить пациенту ощущения, которые он показывает так, чтобы субъект мог определить и понять свои эмоциональные реакции, как событие повлияло на него, и как это влияет на его жизнь. Чтобы завершить технику, терапевт инструктирует пациента закрыть глаза и вообразить, что проекция снова входит в нее, чтобы впоследствии исключить все созданные изображения, обращая внимание только на реальный контекст в консультации. Сложности в использовании пустого стула Хотя этот метод показал свою полезность для эмоциональной разблокировки, самопринятия и разрешения скорбящих процессов, его применение может быть затруднено рядом сопротивлений. Начнем с того, что этот тип техники требует умения представлять и проецировать образ человека, независимо от того, присутствует ли существо или является частью человека. То есть тот, кто не имеет возможности точно представить человека или аспект рассматриваемой личности, не сможет получить уровень предполагаемой прибыли от техники.
Пациент может руководствоваться в технике с помощью вопросов, чтобы облегчить проекцию.
Возвращаясь к Морено и психодраме, следует отметить, что Перлз делал упор на инсценировке.
Как закрыть гештальт?
- Определение гештальта
- Техники гештальт-терапии: эксперимент (пустой стул).
- Психологическая интервенция - Блог Викиум
- От «пустого стула» к «круглому столу» — техника работы с субличностями (1/2) | Пикабу
Пустое кресло: методика гештальт-терапии
Техника пустой стул в психологии | 7 способов закрыть гештальт. одна из возможных техник, которые часто используются для преодоления такого рода переживаний, основанных на прошлом опыте. Выполняющий технику «пустого стула» сталкивается с необходимостью исследовать свои собственные мотивы и переживания, а также причины обид. 4. Сядь на противоположный стул и отзлись, на свой страх за то, что он делает. «Пустой стул» — одна из основных техник в гештальт-терапии. Техника гештальт-терапии "Пустой стул". Мы, команда психологов Клиники Роса с бережностью готовы поставить перед вами ваш "пустой стул" и предоставить вам "билет" на воздушный шар с гордым названием "Образ жизни".
Техники гештальт-терапии: эксперимент (пустой стул).
Техника Перлза: основные принципы и особенности техники пустой стул | методу, объединившему в себе искусство и науку. |
Психологическая интервенция | Эксперимент «пустой стул» – это встреча «лицом к лицу» на стульях двух конфликтующих частей личности (полярностей) или клиента и другого человека (других людей). |
Что такое гештальт? Зачем его закрывать и как делать это правильно
Я магистр психологии, сертифицированный гештальт-терапевт и семейный консультант. Более 7 лет я веду частную психотерапевтическую практику и специализируюсь на личностных расстройствах. Напротив сидящего на «горячем стуле» человека ставится пустой стул. Если в технике «Пустой стул» напротив себя предлагается представить реального человека, то упражнение «Два стула» создано, чтобы организовать диалог между внутренними конфликтующими частями, поскольку достижение внутренней целостности — одна из целей. Техника гештальт-терапии "Пустой стул". Мы, команда психологов Клиники Роса с бережностью готовы поставить перед вами ваш "пустой стул" и предоставить вам "билет" на воздушный шар с гордым названием "Образ жизни".
Пустой Стул - значение символики
«Пустой стул». Ставятся два стула друг напротив друга — для себя и воображаемого собеседника. Как закрыть гештальт и почему это важно, какие существуют техники гештальттерапии, последствия незавершенных гештальтов в отношениях — в материале Forbes Life. один из наиболее часто используемых инструментов работы в рамках теории гештальт.
Что такое гештальт: основные техники + примеры из жизни
Если они находились достаточно близко друг от друга и загорались последовательно с небольшим интервалом, человек воспринимал их как один движущийся светящийся объект. По мнению основателей гештальтпсихологии, гештальтом считается любой целостный образ, составленный из разных частей. И мы «закрываем» его каждый раз, когда, например, узнаем того, кого давно знаем, даже не видя его лица. Или понимаем, что несколько стоящих друг за другом людей образуют очередь. Впоследствии гештальтпсихология развития не получила, хотя ее идеи до сих пор используются в других направлениях психологии, а принципы применяются в дизайне и искусстве. А вот понятие незакрытого гештальта пришло из другого направления — гештальттерапии. Оно появилось в середине 20 века и почти не связано с гештальтпсихологией.
Гештальттерапия — это именно практический подход: она не изучает, как устроена психика, а предлагает техники для работы с эмоциями пациента и улучшения его состояния.
В какой позе сидит? Улыбается или выглядит строгим? Не забывайте: если вам стало страшно, можно отодвинуть стул подальше или представить оппонента маленьким. Иногда мы рассказываем своим друзьям о трудных отношениях с мамой или партнером так много, что эти рассказы становятся бессмысленными. Техника пустого стула позволит вам обратиться напрямую к виновнику проблем, и вы таким образом продвинетесь вперед. Эта же техника поможет вам выпустить пар или принять решение.
Переместив диалог с собой в реальность, проще разобраться с проблемой. Пересаживайтесь со стула на стул и высказывайте разные точки зрения. Лисе Санд «Исцеляющие беседы: Как выстраивать разговор, чтобы помочь близкому человеку» Илсе Санд, психотерапевт и автор бестселлеров «С любовью к себе» и «Близко к сердцу», рассказывает, как сделать откровенный, сердечный разговор по-настоящему исцеляющим. Она объясняет, когда стоит проявить инициативу, а когда — помолчать и послушать; что нужно спрашивать и как реагировать на ответы; почему не стоит становиться жилеткой для чужих слез и в каких ситуациях уместна прямота, а в каких — примеры и аналогии. Эта книга поможет читателям развить эмпатию и научиться помогать другим. Краткую версию статьи можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.
Что такое «Пустой стул» Это упражнение гештальттерапии, во время которого человек разговаривает с воображаемым собеседником, сидящим напротив него на пустом стуле. Задача говорящего — высказать всё, что у него на душе, все мысли и чувства, которые вызывает визави. Также часто пытаются моделировать диалог, то есть отвечать за собеседника. В роли последнего могут быть не только живые или умершие люди, но и нечто символическое, например цель или внутренний критик. Чаще всего его делают вместе с психотерапевтом. Зачем нужно использовать технику «Пустой стул» Вариантов несколько. Чтобы разобраться в своих чувствах Начиная диалог о проблеме, которая вас беспокоит, вы можете даже не подозревать, как на самом деле относитесь к собеседнику.
Но во время упражнения вы определите свои истинные эмоции. В ваших словах, интонациях и жестах могут проявиться гнев, страх, печаль, безнадёжность или любые другие чувства. Когда вы заметите это, вы сможете разобраться с проблемой. Чтобы свободно выражать чувства и избавиться от них Иногда трудно проявить настоящие эмоции в разговоре один на один. Собеседник может перебить вас, резко сменить тему или эмоционально закрыться. Ещё одна проблема заключается в том, что вас могут осудить, если вы будете открыто высказывать претензии, злиться или плакать. Во время выполнения упражнения не нужно об этом переживать.
Пустому стулу вы можете говорить всё, что хотите. Это поможет избавиться от негативных эмоций, преодолеть боль. Стюарт Капловиц Семейный психотерапевт. Когда мы используем технику пустого стула, мы можем злиться сколько угодно. Не беспокойтесь о том, что и как вы говорите. Дайте себе волю. Как только всё уляжется, вам может показаться, что вы выделили для себя некоторые важные утверждения, которые затем сможете сказать человеку лично.
Но в данный момент это неважно. Просто дайте себе высказаться. Чтобы избавиться от чувства вины Небольшое исследование показало, что упражнение уменьшает у человека чувство вины перед собой или окружающими. Всё дело в том, что перед пустым стулом человеку легче разобраться в причинах произошедшего, признать свои ошибки. Чтобы разрешить внутренние или межличностные конфликты В этом помогает моделирование диалога, когда вы предъявляете претензию собеседнику на пустом стуле, а затем переходите на его место и вслух самому себе отвечаете. Это позволяет лучше понять оппонента и, возможно, даже принять его точку зрения. И при этом будете в полной безопасности.
Чтобы разобраться в отношениях Объективно оценить отношения довольно сложно. Иногда трудно быть до конца честным с партнёром, и это может стать причиной недопонимания. С помощью искреннего разговора с пустым стулом вы сможете выявить проблемы, которые вам необходимо решить. Более того, во время упражнения вы, вероятно, заметите то, что раньше не так сильно бросалось в глаза. Чтобы подготовиться к трудному диалогу Предположим, вас ждёт серьёзный разговор с человеком, с которым вы в плохих отношениях. Практика «Пустой стул» поможет проговорить всё заранее и благодаря этому снизить уровень тревоги и стресса. Чтобы улучшить коммуникативные навыки Когда эмоции берут верх, невозможно построить конструктивный диалог.
Техника «Пустой стул» помогает избавиться от лишних переживаний и волнения. Также с её помощью можно научиться грамотно формулировать свои мысли. Можно ли выполнять упражнение «Пустой стул» дома Да, но с терапевтом будет эффективнее. Впрочем, попробовать освободиться от эмоций всё же можно. От того, что вы выскажетесь, хуже не будет. Как делать упражнение самостоятельно Убедитесь, что вы находитесь в комфортной обстановке, вас ничего не отвлекает и вокруг полная тишина. Возьмите пустой стул, поставьте его перед собой и сядьте напротив.
На начальных этапах стул обязателен, но в дальнейшем вы сможете обойтись и без него. Проговорите это вслух. Это можно делать и дома, и на прогулке в парке. Я часто слышу от клиентов, как легко им стало от того, что они освободились от негативных эмоций. Лучше составить его портрет максимально подробно. Если возникают сложности, не переживайте и просто начните говорить. В процессе у вас, возможно, сложится впечатление, будто вы действительно видите собеседника перед собой.
Дайте волю эмоциям и выскажите то, что чувствуете, не стесняясь в выражениях. Хотите кричать — кричите. Если захотите выстроить диалог с воображаемым собеседником, просто займите его место и начните отвечать самому себе. Важное условие: воспринимайте происходящее серьёзно и без шуток проговаривайте то, что на душе. Психологи предлагают множество разнообразных техник для работы с проблемами, страхами и конфликтами. Одна из наиболее популярных и простых в исполнении — техника «пустого стула». Рассказываем про неё подробнее.
Время чтения: 3 минуты. Откуда эта техника? Техникой «пустого стула» часто пользуются в гештальт-терапии. Одна из главных задач этого раздела психотерапии — завершить незаконченное дело, которое гложет человека, освободиться от неактуальных эмоций, мешающих здоровому функционированию. Непрожитые и не осознанные до конца эмоции мешают нам реагировать на настоящее, провоцируют новые конфликты.
Чтобы понять это, примите его, а затем поощряйте более активное поведение, используя эти изменения. Например: «У меня болит голова и болит живот. Я знаю, что слишком много думаю о вещах, и что я в стрессе. Я отвечаю за это и принимаю, что должен что-то менять. Я отвечаю за то, чтобы говорить честно, без страха, уважать себя и других». Практикуйте континуум сознания В гештальт-терапии доктор должен работать над «как» из переживаний человека, а не с «почему». Они хотят понять, как пациент сталкивается с проблемами и как с ними живет, их чувствует и усваивает. Для этого, мы должны выделить место, чтобы определить его эмоции и текущие ощущения. Мы получаем эту информацию, говоря такие вещи, как «скажите мне, что вы чувствуете», «скажите мне, где вы это чувствуете», «объясните мне, что вы можете видеть прямо сейчас». И мы также можем провести эту технику лично. Мы можем практиковать континуум сознания, заставляя возникать каждое ощущение, мысль и чувство. Дело не в том, чтобы игнорировать или усваивать их. Речь идет о том, чтобы пролить на них свет и сохранить их в наших мыслях. Раскройте свое истинное «я». Почувствуйте, что вы говорите. Превратите свои вопросы в утверждения При формировании гештальта неизменным остается лишь одно условие — завершенность, целостность. Гештальт — это органическая функция. Гештальт — это целостная единица восприятия.
Что вы чувствуете? Что приходит в голову? Что он говорит вам, и что вы хотите сказать ему? Например, клиент может сказать: «Он меня ругает» или «Я не могу на него смотреть». На этой стадии вам, возможно, необходимо будет запросить у клиента обратную связь и уменьшить риск: «Вам бы хотелось найти безопасный способ общения с мужем? Вы готовы рискнуть и попросить его замолчать? Например, в ситуации с клиентом-новичком терапевт может действовать так: Терапевт. Представьте, что ваш муж здесь. Что бы вы ему сказали? Что сыта по горло его критикой. А если терапевт чувствует, что клиент выдержит повышение риска, он может продолжить. Тогда представьте, что ваш муж здесь, в этой комнате. Скажете ему об этом? Ну… да. Не совсем понимаю вас. Иногда есть смысл проговаривать такие вещи прямо здесь, в кабинете. Если бы он сейчас был в этой комнате, где бы он находился? Сразу могу сказать — он сидит за письменным столом. Но стол должен быть гораздо больше. И кресло мужа должно быть выше моего. Представьте его за столом. Как он выглядит и т. Что вы хотите ему сказать? За кого ты меня принимаешь?! Скажите ему, кто вы такая, Беверли. Я… Я — Беверли. Я — Беверли! Я не твоя… [Беверли замолкает и поворачивается к терапевту] Я хотела сказать ему, что я не его маленькая девочка. Я только что поняла. Знаете, кого он мне напоминает? В нашем примере техника «Пустой стул» была использована для того, чтобы помочь Беверли осознать, как она видит в чрезмерно авторитарном мужа своего отчима. Более высокий риск — попросить клиента сказать человеку на «пустом стуле» о своих сокровенных чувствах и желаниях. Предостережения при проведении техники «пустого стула» Терапевт, решивший, что по ходу сессии будет уместным использовать технику «пустого стула», всегда оказывается перед непростым выбором: что будет лучше в данной ситуации для клиента—диалог с собой или работа на границе контакта с терапевтом? Клиенту, который в реальной жизни не испытывает трудностей в общении с людьми, вероятно, стоит попробовать прислушаться к себе — при поддержке терапевта. Когда клиент рассказывает о какой-то проблемной для него ситуации или о человеке, с которым не может найти общий язык, в поле появляется большое количество энергии, которую совершенно естественно направить на диалог с этим человеком или с каким-то качеством самого клиента. Однако есть клиенты, которые идут на контакт с большим трудом. Они очень изолированы и отчуждены от социума. Тогда именно контакт должен стать главной целью терапии, потому что для такого клиента диалог с собой — очередной способ прерывания контакта с реальным человеком, то есть терапевтом. В случае с таким клиентом терапевт сразу видит, что эксперимент не имеет смысла, потому что сам терапевт выступает в роли простого зрителя, а то и назойливого зеваки, которому здесь не место. Тогда задача терапевта — следить за тем, чтобы клиент был в контакте с собой, посредством контакта с терапевтом, чтобы клиент рассказывал терапевту о своих трудностях, пытаясь донести свои переживания до терапевта, получая и давая обратную связь и т. Если вы видите, что клиент психически неустойчив клиент с расщеплением личности, психотик или шизоид , не стоит злоупотреблять «Пустым стулом». Такие клиенты нуждаются в стабильном фоне, а терапевтические отношения для них — гарантия этого постоянства. Диалог клиента с собой чреват усугублением проблемы, потому что такой клиент не может прийти к компромиссу с собой. В таких ситуациях, используя «пустой стул», надо вывести клиента на то, что происходит с ним здесь и сейчас, когда он разговаривает с человеком напротив. Цель такой работы — попробовать новые способы общения или найти способы себя контролировать. Цель гештальт эксперимента. Вверх V. Такие вещи не планируются заранее. Тем не менее, мы предлагаем вам ряд идей, которые можно использовать как базу для ваших собственных экспериментов.
Как преодолеть страх: психологический метод "пустой стул"
Три вышеперечисленных аспекта направлены на воссоздание целостного образа человека, достижение им гармонии в пяти основных сферах: эмоциональной, физической, рациональной сфере мышления и творчества , социальной и духовной. Достигается такая интеграция различными приемами и техниками, такими как фокусировка внимания в здесь-и-сейчас, принятие пациентом ответственности за свою жизнь, подведение человека к осознаванию проблемы, работа с полярностями его психики, применение метафор в разговоре, использование арт-терапии, монодрамы психодраматической техники, в которой для разыгрывания ситуации задействуются различные предметы — стулья, игрушки и т. Техника «Горячий стул» В гештальт-терапии иногда используется известная психотерапевтическая техника монодрама , разработанная Перлзом, под названием «Горячий стул» иногда её называют «Пустой стул». На середину комнаты, друг напротив друга, ставятся два стула. На один из них садится пациент, смотрит на пустой стул и задает вслух вопрос, как бы обращаясь к невидимому человеку. В роли того или иного собеседника могут выступать близкие пациенту люди, например, его отец. После этого он пересаживается на второй стул и дает на него ответ от имени своего отца. Таким простым способом можно выявить причины многих внутренних проблем и даже разрешить их. В коллективном варианте, в качестве «горячего стула» выступает место участника, на котором фокусируется внимание всей группы. Доброволец садится на этот стул и задает группе вопрос, например такой: «Что вы находите во мне привлекательным?
А что во мне вам не нравится? Каждый из участников практики по очереди отвечает на этот вопрос. Особенности гештальтерапии Гештальттерапию часто называют «женским подходом» в решении проблем.
Конечно, где-то «на высотах» все это соединяется в единой Музыке, но практически необходимы две разные субличности: Пианист и Органист.
Следующая методика — функциональный анализ субличностей. Неудобная, мешающая клиенту субличность часто «живет» на том, что выполняет определенную функцию в структуре личности. Например, у большинства клиентов есть на службе внутренний Очень Критический Родитель — «Грызла», выполняющая функцию контроля за поведением и деятельностью. Ее невозможно так просто выгнать, уволить, потому что тогда человек остается без контроля.
Необходимо, по-видимому найти других исполнителей на функцию, другие способы исполнения функции. Если функция обеспечена и клиент получил соответствующий опыт, то можно ставить вопрос об освобождении Грызлы от обязанностей грызлы а также об исключении должности «грызлы» из внутреннего штатного расписания. Часто субличность выполняет не одну функцию, а три-четыре. Она тем и сильна, потому и может осуществлять свое грызлое дело, потому ее и не прогонишь, что она сидит одновременно на трех-четырех функциях и говорит: «Ну да, с этим ты справишься иначе, а с этим, а с этим?
После этого ее можно будет уволить. Впрочем, фрейдовская надежда, что достаточно проанализировать и понять, а дальше «само рассосется» русский перевод латинского «natura sanat» далеко не всегда сбывается. Реально психотерапевту, группе, а главное — самому клиенту, который работает над собой, стремится к собственной свободе, — нужно много чего «дожать». Мы нашли функции, нашли новых исполнителей на них, но исполнителей надо еще «нанять», надо обеспечить действительно другое исполнение функций, Грызлу надо еще на самом деле уволить.
И это все специальные волютивные действия, которые надо совершать. С теоретической точки зрения можно вспомнить, что все основные психические функции возникают в результате интериоризации вбирания внутрь «себя» определенной внешней коммуникации. В этом смысле субличность — это функция или набор функций , отягощенная личностными особенностями участников интериоризованной коммуникации, вообще «загрязненная» «контаминированная», пользуясь словечком Эрика Берна привходящими обстоятельствами. Иными словами, субличность появляется тогда, когда функция или функции выполняются в некоторой определенной не имеющей необходимого отношения к делу «манере» и с «добавками», часто далеко не желательными.
Чтобы можно было осуществить перемену исполнителей функции, клиент должен отделить собственно функцию, которая ему необходима, от «добавок», которые портят ему жизнь. Для этого нужно вернуться к исходной коммуникации которая интериоризована в виде рассматриваемой субличности и посмотреть на нее новыми глазами. Вот два примера из практики. Клиентка рассказывает, что хорошо управляется со своими делами на работе и дома, но только при условии, если она сама их себе назначила.
Если кто-то начальник ли, муж ли говорит, что нужно сделать, — у нее возникает неприятное состояние неловкости, работа валится из рук, и хотя она сама тоже понимает, что сделать ее надо, это дается значительно труднее, чем если бы она делала это по собственной инициативе. Специально следует оговорить, что по многим вербальным и невербальным признакам в данном случае мы не имели дело с простым «подростковым негативизмом»: клиентка — вполне взрослый человек как в смысле физического возраста, так и в своих отношениях с окружающими. В результате расспросов выясняется, что в ранние школьные годы у нее была учительница, которая очень ее не любила и каждое «ценное указание» сопровождала добавками уничижительного характера. Обобщенно эту коммуникацию можно выразить так: «Ты настолько глупая и скверная девчонка, что тебе специально приходится говорить о том, что другая сама догадалась бы сделать».
Разумеется, у девочки это не вызывало энтузиазма. Но вместе с тем, по-видимому, учительница каким-то образом заняла важное место, и коммуникация с ней интериоризовалась настолько, что каждый раз, когда клиентке говорили, что надо сделать, — теперь уже без всяких дополнительных нагрузок, — она чувствовала себя «нехорошей» и униженной. Выход из этой ситуации таков. Мы вернулись к первоначальной коммуникации и постарались выяснить, что же такое не нравилось этой учительнице.
Выяснили, что у нее были свои дополнительные причины для нашей темы несущественно, какие именно не любить девочку. Когда с позиции взрослого человека это понято, коммуникацию можно «переиграть», не принимая «добавки» на свой счет. Если учительница научила чему-то важному, это остается достоянием клиентки, а привходящие особенности их отношений, будучи осознаны как личные особенности если не неврозы учительницы перестают быть личностными особенностями самой клиентки. Другой пример.
Клиентка обнаруживает в себе тонкое и хорошо компенсированное чувство, что она все время немного «не дотягивает». Выясняется, что ее мать, чувствуя себя неудачницей, все время завышала для девочки планку, чтобы та стремилась, но не могла быть полностью «успешной». Интересно отметить, что проведенный субличностный анализ кроме решения исходной проблемы привел еще к значительным изменениям в общении клиентки с реальной мамой: раньше это общение ограничивалось возней по поводу «планки», теперь, увидев, в чем дело, клиентка смогла найти другие области и формы контакта. Понимаемые таким образом субличности с точки зрения идеальной интеграции подлежат «рассасыванию».
В предельном абстрактном идеале должна получиться личность, синтезированная из всех возможных субличностей, а они в ней должны раствориться или синтезироваться. Но это не единственная возможность. Еще одно направление работы можно было бы назвать воспитанием субличностей. Приведу еще один личный пример.
При каком-то раскладе я обнаруживаю в себе в качестве отдельной субличности четырехлетнего мальчика, имеющего совсем другой опыт, нежели мой собственный: по определенным причинам он в свои четыре-пять лет был отсечен от дальнейшего развития и сохранился во мне в таком виде, каким был в то время. Эта субличность владеет большим запасом энергии и многого другого, мне сейчас недоступного. Я ее субличность высаживаю на самостоятельный стул, начинаю с ней разговаривать... И обнаруживаю, что она, эта субличность, мне совсем не нравится.
Я представляю себе, какая «она», эта субличность, то есть на самом деле «он» желание пользоваться местоимением женского рода, отсылающим к абстракции субличности, а не мужского, указывающего на конкретного сорванца-мальчишку — замеченное мною свидетельство «сопротивления» — шумный, противный мальчишка, который всем страшно мешает. Я даже могу вспомнить, что я таким был, и как я таким был. Я помню, как сначала под внешним давлением, а потом внутренне с этим согласившись, лишал эту субличность возможности «вести себя» то есть «меня» таким образом. И дальше я понимаю, что «я» теперешний «я» страшно не люблю таких людей — шумных, никого не замечающих, захватывающих пространство и требующих к себе внимания.
И умом понимая, что ее, эту субличность, надо ассимилировать, я согласен это делать только «умыв и причесав», то есть «перевоспитав» этого мальчишку. Однако же невозможно, как известно, перевоспитывать ребенка, не вступив с ним в контакт, то есть отказывая ему в том, что на психотерапевтическом жаргоне называется «принятие». Причем это должно быть не пустое и не формальное «принятие», неэффективное и никому не нужное.
В этом случае эксперимент выполняется клиентом как "физическое упражнение", или задание "лечебной физкультуры". К области малополезных мы отнесем и те формы активности, которые называют "отыгрыванием" или "эктинг аут". Хотя клиент проявляется достаточно бурно и живо, отсутствие эффекта осознанности снижает субъективное переживание энергии, заменяя его более примитивным по структуре переживанием опыта возбуждения.
Конечно, часть эффекта усиления возбуждения все равно проявляется даже при недобровольном участии клиента в формальном эксперименте. Но такая прибавка энергии не удобна для клиента, который может ее либо игнорировать, либо даже использовать эту "прибавку энергии" для усиления сопротивления терапии. Поэтому, как указывалось выше, терапевту можно рекомендовать принцип добровольности в ситуациях, когда он предлагает клиенту эксперимент. В этом случае добавка энергии доставляет клиенту удовольствие и создает предпосылки для фокусировки и осознанности. Принцип малых шагов в эксперименте Важно соблюдать принцип: один эксперимент — одна фигура. Увеличение количества фигур, которые могут появиться из развертывания эксперимента, может привлечь терапевта глубиной и полнотой, но исходя из опыта, стоит рекомендовать ограничения в области расширение поля.
Позитивное свойство эксперимента чаще всего в том, что ограничение уменьшение свободы и уменьшение вариабельности ситуации условий создает предпосылки для мобилизации энергии. В эксперименте у клиента меньше фигур для наблюдения, чем в жизни, поэтому он за счет увеличения времени и за счет опоры на рамки эксперимента может использовать с большим эффектом для фокусирования то количество энергии, которое у него актуально имеется в распоряжении. Увеличение количества компонентов эксперимента или смена фигуры на более "глубокую" часто запутывает клиента, он теряет нить эксперимента, и на место осознанности "эвэрэнес" приходит некоторое символическое действие типа "эктинг аут". Дело в том, что эксперимент сам по себе бывает начат чаще всего в ситуации, когда терапевт имеет дело с прерыванием контакта, и сам по себе эксперимент, очевидно, служит инструментом для того, чтобы конфронтировать с этим прерыванием, создавать условия для возвращения свободы и осознанности. Соскальзывание с переживания на переживание для клиента будет не столько опытом "глубины", но и опытом отсутствия границ и отсутствия фокусировки. Что же делать терапевту, если в ходе эксперимента первоначальный план начинает "плыть"?
Естественный совет: если появились новые фигуры, стоит остановить старый эксперимент, обсудить его результаты, а потом начинать новый эксперимент с новыми фигурами! Некоторое исключение из предложенных правил могут составлять исследовательские и диагностические эксперименты, которые как раз могут быть направлены на поиск скрытых или избегаемых фигур. Но в этих экспериментах терапевт также помогает клиенту зарегистрировать новые фигуры и после этого фокусированно обсудить их. Ответственность терапевта и ответственность клиента Как правило, терапевт сам начинает эксперимент. То есть терапевт сам предлагает сделать эксперимент и получает согласие клиента и его заинтересованность в результате этого эксперимента. То есть устанавливает партнерский договор относительно предстоящего действия и поровну распределяет ответственность с клиентом.
Частая ошибка терапевта состоит в том, что он начинает спрашивать клиента о содержании будущего эксперимента в плане тематического желания. То есть спрашивает, хочет ли, желает ли клиент сделать эксперимент, по аналогии с тем, как спрашивает клиента о текущих желаниях, мотивах и потребностях. Однако надо понимать, что терапевтический эксперимент — это специальный инструмент терапевта, это особая форма исследования, и нацелен он против сопротивления клиента терапии. Поэтому такое наивное предложение часто вызывает недоумение у клиента. Но я не желал как раз этого действия до того, как мне предложил его терапевт. Я всегда избегал, наоборот, вспоминать о своих отношениях с прабабушкой!
Поэтому обычная формула терапевта — "я предлагаю вам сделать это! Терапевт придумывает композицию эксперимента, это его творческий вклад в сессию. И клиент включается в нее и в игре находит недостающую энергию. Важный этап в проведении эксперимента — это его окончание. В этот момент сессии терапевт и клиент завершают эксперимент и переходят к диалогу. Часто терапевту кажется, что клиент "как-то сам" выйдет из эксперимента, когда тот постепенно затухнет и потеряет энергию.
Часто даже можно наблюдать ситуации, когда терапевт забывает о том, что по своей инициативе предложил клиенту начал эксперимент, и разговаривает с одной из ролей в композиции, как с целостным человеком. Иногда терапевту кажется, что можно, устанавливая контакт и отношения, надеяться, что эффект сохранился после завершения эксперимента. Это не очень разумный подход. Так же как незамысловатое предложение человеку "побыть с этим". Обычная форма завершения эксперимента — это свободное обсуждение терапевтом и клиентом результатов эксперимента. Я чаще всего спрашиваю клиента прямо о том, "как он оценивает результаты эксперимента, что ему показалось интересным".
Такой принцип "обсуждение на равных" дает место для ЭГО функции клиента. Мне представляется, что есть несколько причин, по которым терапевт затрудняется четко обозначить момент завершения эксперимента и возврата к диалоговым отношениям, к прямой встрече с клиентом. Чаще всего это контрперенос. Например, терапевту может понравиться состояние эмоций и чувства клиента во время эксперимента, и он по доброте будет надеяться, что состояние клиента теперь изменится и надо его закрепить, чтобы клиент его "не потерял! Или терапевт отвлекся и просто забыл момент, с которого начал эксперимент. Кстати, я рекомендую терапевтам до начала эксперимента ориентировочно спланировать его композицию, и в том числе предположительную композицию завершения, выхода из эксперимента.
Хотя потом, в ходе настройки эксперимента, терапевт будет импровизировать. И обязательно после эксперимента всегда стоит свободно и на равных обсудить результаты, и тем самым перейти к диалогу! Заметим, что вопрос неопределенного типа "что это для тебя было? В таких случаях иногда клиенты испытывают тревогу и даже просят терапевта сделать интерпретацию. Зато вопрос терапевта к клиенту типа: "Сейчас эксперимент закончен. Как вы относитесь к эксперименту, что для вас показалось интересным и полезным?
Почему терапевты иногда боятся эксперимента и предпочитают разговоры? Вот несколько ответов на вопрос «почему терапевт может избегать эксперимента? В целом, эксперимент — это риск не только для клиента, но и для терапевта. Он может быть предсказуем по форме, по композиции ролей или фигур, но просто должен быть, обязан быть непредсказуемым по содержанию!!! Иначе зачем же он нужен? Эксперимент по определению содержит новизну.
Поэтому так обидно бывает, что многие терапевты в качестве эксперимента предлагают подобие дидактических заданий или композиций, намекающих на успешное разрешение ситуаций! Отказ клиента от эксперимента или срыв эксперимента Неудачный или слишком сложный для клиента эксперимент скорее вреден, чем полезен, не смотря на энергию чувства. Важно, чтобы клиент сохранял позицию осознанности и свободы во время выполнения экспериментов. Если осознанность нарушена, эксперимент надо просто завершать! Отказ от эксперимента — это просто повод к свободному диалогу с клиентом о его мотивах, хорошее начало более прямого контакта. И нет необходимости настаивать на доведении эксперимента до конца.
В дополнение обсудим способы проведения эксперимента в сессии и позицию терапевта. Эксперимент обычно предлагает терапевт по своей инициативе. Бессмысленно спрашивать клиента, "хочет ли он" провести эксперимент. Тем не менее требуется всегда получить согласие на проведение эксперимента, иначе это будет просто насилие. Само по себе предложение эксперимента со стороны терапевта — это форма конфронтации с прерыванием контакта, который демонстрирует клиент. Поэтому терапевт должен предлагать эксперимент однозначно, четко обозначать место, форму, время начало и место завершения эксперимента, чтобы потом перейти к его обсуждению.
Мотивы клиента и тактики терапевта. Как избежать ошибки при постановке эксперимента Возможный мотив клиента для участия в эксперименте: терапевт может пробудить активное любопытство клиента к проведению эксперимента, в котором клиент столкнется с отвергаемым процессом. Не путать с тем, что клиент обращает внимание на свои жесты и объясняет функции этих жестов. Задача в том, чтобы обратить внимание субъекта к своим собственным тайнам. При этом мы помним, что терапевт делает предложение эксперимента вполне директивно, поэтому клиент выполняет именно распоряжение терапевта, сделанное в повелительной форме. Пример работы: ситуация в сессии.
Клиент затрудняется говорить свободно, испытывает скованность и напряжение. Терапевт не имеет возможности прямо обсудить чувства клиента и обращает внимание на его руку. Терапевт: "Я предлагаю тебе поговорить от имени руки". Клиент: "Я рука...
Если вы не согласны, то у вас вкуса нет. Алиса не могла принять, что дочь не такая, как она сама. Не видя в ней личность, она подавляла девочку, та защищалась. Более того, Алиса даже не пыталась понять дочь.
Просто хотела заставить её стать своей копией. И не только её, а всех окружающих мечтала загнать в рамки своего видения мира. Очень трудно жить в таким восприятии себя и остальных. Техника пустого стула На новой встрече с Элиной психолог предложила ей провести диалог между ней и мамой. Один для тебя, второй для мамы. Сначала садишься на свой и говоришь маме всё, что накипело. Все свои доводы. Потом ты должна пересесть на место мамы и отвечать за неё.
Но прежде обдумай, что ты ей сказала. Мы всё время орём друг на друга. Какая тут логика? Тогда Юля предложила Элине составить список её главных претензий к маме и записать. Список был готов уже через пять минут. Там было всё, что уже ранее озвучила девочка. Юля просмотрела его и предложила составить такой же от лица мамы. Элина задумалась.
Юля видела, как девочка пыталась спокойно всё обдумать. И наконец, медленно, но верно второй список был готов. Письмо-терапия К новой встрече Юля попросила Элину написать письмо маме, основываясь на списке. Но маме не отдавать, а принести его сюда. И еще одно, от лица мамы к самой Элине. Свое письмо Элина принесла через неделю. А вот письмо, которое она должна была написать себе самой от маминого лица, пока не получилось. Потому что ты худая, а я нет.
Мне не идут такие модели, которые в обтяжку по фигуре. Нет, просто у неё такой стиль общения. Она не умеет иначе. А я сразу завожусь и ору в ответ. Но давай посмотрим. У мамы свое видение мира. Да, оно отличается от твоего и сильно. Как думаешь, почему она так делает?
В её понимании. Но я очень бурно реагирую. А я не хочу, чтобы мной командовали. Хочу, чтобы мы нормально говорили. Как с вами.
Техника пустого стула в психологии: основные принципы и методы
Техники в гештальт подходе. Эксперимент - Сайт Марии Загорской | Техника пустого стула, также называемая «техникой двух стульев» или просто «работой на стуле», представляет собой терапевтический метод, используемый в разговорной терапии. |
КРУТАЯ ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ 9. ПУСТОЙ СТУЛ | одна из возможных техник, которые часто используются, чтобы помочь преодолеть этот тип опыта, основанный на прошлом опыте. |
Техника «пустого стула»: как простить близких | При использовании техники «пустого» стула клиент взаимодействует с антагонистом и даже обменивается с ним ролями, и, соответственно, в его роли взаимодействует с воображаемым самим собой. |
Пустое кресло: методика гештальт-терапии
один из наиболее часто используемых инструментов работы в рамках теории гештальт. Техника «пустого стула» используется для того, чтобы помочь клиентам осознавать и решать внутренние конфликты, а также улучшать понимание и разрешение межличностных проблем. Техника «Пустой стул». Та же самая техника, но при ней проговаривать все свои переживания придется вслух, не в письменном виде. Напротив сидящего на «горячем стуле» человека ставится пустой стул. Техника "Пустого стула" поможет вам прояснить, исследовать и понять любую проблему психологического порядка, потихоньку подбираясь к её решению, получая возможность её закрыть, завершив незавершённый гештальт.
Пустой Стул - значение символики
Такие, как, к примеру: те потребности, что испытывает этот «персонаж», чего он желает и чего ему не хватает. Привычка увлекаться прошлым или беспокоиться о будущем может лишить нас возможности присутствовать в нашей реальной жизни здесь и сейчас. Данные техники то есть способствующие осознанности могут включать в себя такие методы, как сканирование тела, при котором мы постепенно осознаем, что мы ощущаем. Как наша спина опирается на стул, какие чувства у нас при этом возникают, как распределяется боль и напряжение, а также обращаем внимание на наше дыхание, отмечаем его характер — тяжелое или расслабленное. Мы следуем этому пути по всему телу. Этот процесс помогает снизить нервозность и вернуть нас в момент проживания настоящего. Иные методы терапии предлагают выполнять самые обыденные действия, но с максимальной внимательностью. Например, пить чашку чая полностью проживая данный момент. Важно обращать внимание на все наши органы чувств: какое ощущение нам дарит, какие ароматы мы улавливаем, какой вкус он имеет, меняется ли он со временем и вызывает ли чувства или воспоминания. А также как тепло распространяется по нашему телу. Подобный подход можно применять в общении с другими людьми: т.
Как внутри нас, так и вовне. Техника: «Монолог телесных переживаний» Этот метод разработан для помощи клиентам в лучшем осознании и переживании своих чувств, а также для исследования отмеченных ранее эмоций. В рамках данной техники пациенту предлагается выразить монолог от лица различных частей своего тела или предметов, находящихся в его окружении. К примеру, если в процессе коммуникации он активно использует жестикуляцию, то гештальт-терапевт предлагает ему выразить несколько фраз, словно это голос его собственных рук. А в случае, если пациент страдает от головной боли и рассматривает ее как свою проблему — ему предоставляется возможность произнести монолог от лица самой головной боли. Этот подход помогает пациентам глубже понимать свои эмоции и переживания.
В гостях у психолога 6 подписчиков Подписаться Здравствуйте, уважаемые друзья! Приглашаю к продолжению запущенного мной курса "Полезные гештальт-упражнения" следующим - пятым по счёту занятием, посвящённым самой известной и самой главной технике гештальт-терапии - технике "Пустого стула". С какой целью проводится? Каким задачам посвящена? Техника "Пустого стула" поможет вам прояснить, исследовать и понять любую проблему психологического порядка, потихоньку подбираясь к её решению, получая возможность её закрыть, завершив незавершённый гештальт. Как организуется, выглядит?
Путем взаимодействия с символическими стульями, клиент может пережить и эмоционально обработать различные ситуации и отношения. Применение техники «Пустой стул» может помочь клиенту выразить свои чувства, найти новые решения и разработать стратегии адаптации. Результаты проведения техники могут включать улучшение самооценки, осознание своих потребностей и желаний, а также нахождение более гармоничных способов взаимодействия с окружающими. Искусство прощать Прощение — это процесс освобождения от негативных эмоций, обид и обидчиков. Для многих людей прощение является сложной задачей, но оно также может быть искусством, которое требует практики и развития. Почему прощение важно? Прощение имеет множество психологических и эмоциональных выгод. Когда мы прощаем, мы освобождаем себя от гнева, обиженности и негативных эмоций, которые могут навредить нашему физическому и эмоциональному благополучию. Прощение также помогает нам развивать эмпатию и сострадание, что улучшает наши взаимоотношения с другими. Как научиться прощать? Прощение — это процесс, который требует времени и усилий. Вот несколько шагов, которые помогут вам научиться прощать: Признайте свою боль и обиду. Позвольте себе почувствовать эти эмоции и принять их. Попытайтесь посмотреть на ситуацию с разных точек зрения. Попытайтесь понять, почему человек поступил так, как поступил. Разговорите свои чувства с кем-то доверенным. Поговорите о своей боли и обиде, чтобы получить поддержку и понимание. Поставьте себя на место другого человека и попытайтесь понять его мотивы и причины его поступков.
Это шанс рассказать человеку все, что «за душой», не переживая о последствиях. Кричать и плакать — нормально, эмоции должны быть прожиты. Затем, пересев на место собеседника, нужно ответить на претензии от его лица. Потом пересесть обратно и договорить. И так до тех пор, пока «диалог» не сойдет на нет естественным образом. Заканчивается практика словами благодарности: «Спасибо, что ты был в моей жизни. Благодаря тебе я научилась…». Альтернативная концовка Это похоже на эффектный прием из кино: нужно написать альтернативную историю, в которой все закончилось хорошо и так, как хотелось. То есть попробовать сделать привычное неожиданным и «правильным». В процессе реализации методики иногда получаются неплохие рассказы. Ну и, наконец, можно приложить усилия и отыскать человека, ставшего причиной терзаний, чтобы поблагодарить, извиниться или выполнить обещание, даже если кажется, что о нем уже никто не помнит. Либо сделать то, что всегда хотелось, но не представлялось возможным: пусть это и покупка велосипеда или уроки музыки. В конце концов, быть взрослым хорошо именно потому, что можно поступать, как хочется, не спрашивая разрешения у родителей. Как понять, что техника сработала? Если гештальт закрыт, человек спокойно реагирует на ситуации и людей, которые напоминают ему о прошлом. Пропадает необходимость что-то доказывать и делать «назло». Приходит чувство облегчения и гармонии с собой. Все гештальты закрыть невозможно.