В «Очарованном страннике» Лесков показал, как формируется в драматических обстоятельствах национальной жизни тип «русского праведника», которому дорог христианский идеал деятельного добра как верный путь к будущему спасению и вечной жизни. Методическая разработка Биография а по предмету Литература.
Н.С. Лесков. Жизнь и творчество. "Левша"
В своих многочисленных путешествиях увидел российскую жизнь неблагополучной и неустроенной. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Презентация биография Лескова 10 класс. Урок 10 класс лесков жизнь и творчество. 10 Интересных фактов о Николае Семёновиче Лескове. Началом творческого пути Лескова-писателя. Система уроков по творчеству а в старших классах с использованием ИКТ.
Презентация биография и творчество лескова 10 класс
Презентация Жизнь и творчество Салтыкова-Щедрина 10 1.6 МБ. В презентации кратко и доступно представлен материал о жизни и творчеству Н.С. Лескова. Семейная жизнь Лескова сложилась неудачно: жена Ольга Васильевна страдала психическим заболеванием и в 1878 году была помещена в петербургскую больницу Св. Николая, на реке Пряжке. онлайн презентация доступная к бесплатному просмотру в количестве 23 слайда. Expand Menu. Контакты. Лесков презентация 10 класс биография и творчество.
Презентация Лесков
Текст слайда: И творчество а Подготовила Русинова О., 7 «Б» класс. 6 слайдов, в формате ppt. В своих многочисленных путешествиях увидел российскую жизнь неблагополучной и неустроенной.
Урок литературы в 10-м классе. Тема: "Жизненный и творческий путь Н.С. Лескова"
Личная жизнь в биографии Николая Лескова складывалась не очень удачно. Методическая разработка Биография а по предмету Литература. 10 кл. Скачать 3 Мб. Автор: Круглова И. А. Источник: Источники указаны в презентации. 6 слайдов, в формате ppt.
Презентация на тему: Н.С. Лесков
Cлайд 11 Н. Фото 1864 Вышли произведения Лескова, «Леди Макбет Мценского уезда» 1864 , «Воительница» 1866 — повести, в основном, трагического звучания, в которых автор вывел яркие женские образы разных сословий. Современной критикой практически оставленные без внимания, впоследствии они получили высочайшие оценки специалистов. Именно в первых повестях проявился индивидуальный юмор Лескова, впервые стал складываться его уникальный стиль, разновидность «сказа».
Cлайд 12 Н. Фото 1875 В 1872 году был написан, а год спустя опубликован рассказ Н. Лескова «Запечатленный ангел», повествовавший о чуде, приведшем раскольничью общину к единению с православием.
В том же году вышла повесть «Очарованный странник», произведение свободных форм, не имевшее законченного сюжета, построенное на сплетении разрозненных сюжетных линий. Впоследствии отмечалось, что образ героя Ивана Флягина напоминает былинного Илью Муромца и символизирует «физическую и нравственную стойкость русского народа среди выпадающих на его долю страданий». Cлайд 13 «Всё, что есть чисто народного в «Сказе о тульском левше...
Более ничего нет о «блохе», о «левше»... Я весь этот рассказ сочинил в мае месяце прошлого года, и левша есть лицо мною выдуманное... Лесков 1881 Cлайд 14 Н.
Фото 1877—1878 В 1877 году, благодаря положительному отзыву императрицы Марии Александровны о романе «Соборяне», он был назначен членом учебного отдела министерства государственных имуществ. В 1880 году Лесков оставил министерство государственных имуществ, а в 1883 он был уволен без прошения из Министерства народного просвещения. Отставку, дававшую ему независимость, принял с радостью.
Cлайд 15 Н. Фото 1892 На отношении Лескова к церкви сказалось влияние Льва Толстого, с которым он сблизился в конце 1880-х годов.
Очарование — чарующая сила, прелесть кого-чего-н. Очаровательный — способный очаровывать, прекрасный, восхитительный. Роды литературы Слайд 11 В с п о м н и м! Повесть — эпическое произведение с большим, чем в рассказе, числом сюжетных линий, эпизодов, персонажей; более сложно построенное, чем рассказ, но менее развёрнутое, чем роман. Рассказ — небольшое по объёму изображаемых явлений повествовательное произведение. Сюжет — система событий, составляющая содержание литературного произведения.
В 1863 году Лесков возвратился на родину. К идеям революции писатель относился осторожно и в ряде своих произведений высказал мнение о неготовности России к революции: «На ножах», «Обойденные» и т. Лев Толстой отзывался о Николае Лескове, как о самом русском писателе. Основные произведения Памятник Лескову в Орле Одним из самых популярных произведений автора является рассказ «Левша» 1881 год. В нем рассказывается о легендарном тульском мастере оружейного дела. Главный герой сумел превзойти в своем деле даже английских мастеров. Но на родине не сумели правильно оценить его талант. Автор намекает на то, что среди русского народа много талантливых людей, но их, к сожалению, не всегда ценят. Они не могут в полной мере развиваться из-за плохих условий их быта.
В поисках своего слова : Из наблюдений над стилем Н. Егорова, Л. Человек и общество: Урок-размышление по рассказу Н. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Урок литературы по рассказу Н. Тема праведничества в творчестве Н. Золотарь, Е. Жизнь и творчество. Лесков Н. Идейно-художественное своеобразие рассказа Н. Лескова «Неразменный рубль». Капитанова, Л. Карсалова, Е. Какие дороги ведут к храму: Рассказы Н. Лескова о праведниках. Качалкина, О. Русский национальный характер: урок по сказу Н. Качалкина, Т. Коковихина, Е. Двойники: урок внеклассного чтения в 10-м классе по повести Н. Иллюстрации к сказу Н. Колычева, Н. Нравственные проблемы рассказа Н. Жизненный опыт И. Лескова — основа его творчества. Технология адаптивного урока литературы на примере произведения Н. Художественное своеобразие рассказа Н. Лескова «Левша»: Урок-исследование. Костяшина, Н.
Н.С. Лесков. Жизнь и творчество. "Левша"
Образование и карьера В 1841 году в возрасте 10 лет Лесков поступил в Орловскую гимназию. С учебой у будущего писателя не складывалось — за 5 лет учебы он окончил всего 2 класса. В 1847 году Лесков благодаря помощи друзей отца устроился на работу в Орловскую уголовную палату суда канцелярским служащим. В шестнадцатилетнем возрасте произошли трагические события, о которых стоит упомянуть даже в краткой биографии Лескова — от холеры умер отец, а все имущество сгорело при пожаре. В 1849 Лесков при помощи дяди-профессора перевелся в Киев чиновником казенной палаты, где позже получил должность столоначальника. В Киеве у Лескова появился интерес к украинской культуре и великим писателям, живописи и архитектуре старого города. В 1857 Лесков ушел с работы и поступил на коммерческую службу в большую сельскохозяйственную компанию своего дяди-англичанина, по делам которой за три года объездил большую часть России. После закрытия фирмы, в 1860 году вернулся в Киев. Творческая жизнь 1860 год считают началом творческого Лескова-писателя, в это время он пишет и публикует статьи в различные журналы. Через полгода он переезжает в Санкт-Петербург, где планирует заниматься литературной и журналистской деятельностью. Работая в ней корреспондентом, посетил Западную Украину, Чехию и Польшу.
Ему была близка и симпатична жизнь западных народов-побратимов, потому он углубился в изучение их искусства и быта. В 1863 году Лесков вернулся в Россию. Имея разногласия с революционными демократами, Лескова отказывались публиковать многие журналы. Лескову с ним было невероятно сложно работать, редактор правил практически все произведения писателя, а некоторые и вовсе отказывался печатать. В нем он критиковал политическую систему России того времени. Повесть была опубликована лишь в 1917 году после Революции. Лев Толстой говорил о Николае Семеновиче Лескове как о «самом русском из наших писателей», Антон Чехов , наряду с Иваном Тургеневым , считал его одним из своих главных наставников. Личная жизнь писателя Личная жизнь в биографии Николая Лескова складывалась не очень удачно. Первой женой писателя в 1853 году стала дочь киевского коммерсанта Ольга Смирнова. У них было двое детей — первенец, сын Митя, который умер в младенчестве, и дочь Вера.
Жена заболела психическим расстройством и лечилась в Петербурге. Брак распался. В 1865 году Лесков жил с вдовой Екатериной Бубновой. У пары появился сын Андрей 1866-1953. Со второй женой он разошелся в 1877 году. Последние годы Последние пять лет жизни Лескова мучали приступы астмы, от которой впоследствии он и скончался. Умер Николай Семенович 21 февраля 5 марта 1895 года в Санкт-Петербурге. Похоронили писателя на Волковском кладбище. Хронологическая таблица В биографии Лескова интересных фактов из жизнисобрано немало. К примеру, он был идейным вегетарианцем.
Он верил в то, что убивать животных нельзя. И даже одним из первых предложил создать специальную книгу с рецептами для вегетарианцев.
Собрание сочинений.
Полное собрание сочинений в 36 томах. В 11 книгах. Маркса», 1903 г.
Тупейный художник. Дух госпожи Жанлис.. Избранные произведения.
В трех томах. Собрание сочинений в одиннадцати томах. Собрание сочинений в шести томах..
Собрание сочинений в 5 томах.. Собрание сочинений в 12 томах.. Полное собрание сочинений в 30 томах..
Николай Лесков Левша.. Библиография литературы о Н. Лескове Лесков А.
Жизнь Николая Лескова. По его личным, семейным и несемейным записям и памятям: В 2 т. Лесков: [Крит.
Лесковское ожерелье. Лесков и народная культура. С Столярова И.
С Нечаенко Д. Сновидения и «просонки» в поэтике Н. Лескова: мифологический, религиозный и культурно-психологический аспекты.
Лескове, СПб. Лесков: библиографический указатель, Петрозаводск, Н. Лесков: библиографический указатель, Петрозаводск, Коровин В.
Лесков, Николай СемёновичЭнциклопедия Кругосвет Последние годы жизни Умер Николай Семенович Лесков 5 марта по старому стилю 21 февраля 1895 года в Петербурге, от очередного приступа астмы, мучившей его последние пять лет жизни. Умер Николай Семенович Лесков 5 марта по старому стилю 21 февраля 1895 года в Петербурге, от очередного приступа астмы, мучившей его последние пять лет жизни. Ширина блока Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт Подписи к слайдам: Н.
Лесков Творческий путь Николая Семеновича Лескова был сложным и противоречивым. Детские годы его прошли на Орловщине, в небольшом хуторе. Первые детские впечатления, связанные с родительским домом и орловской землей, - самые теплые, самые радостные.
Марья Петровна Лескова, мать писателя Мать принадлежала к дворянскому роду. По словам Николая Семёновича: «…большой, замечательный умник и дремучий семинарист». Впрочем, отец порвал с духовной средой и поступил на службу в орловскую уголовную палату.
От названия села Лески и была образована родовая фамилия Лесковых. Город Орел - город детства и юности Н. Это мужская гимназия, в которой в свое время учился Н.
Будущему писателю не удалось её закончить, так как он потерял отца, а имущество семьи сгорело при пожаре. Взрослая жизнь началась для Лескова рано, в 15 лет, и была наполнена многочисленными странствиями и общением с самыми разными людьми. С именем Лескова связаны многие места России.
В своих многочисленных путешествиях Н. Лесков увидел российскую жизнь неблагополучной и неустроенной. И нашел возможность обновить и улучшить ее — писатель считал, что надо поставить во главу угла человека, его духовное возрождение.
Поэтому во всех произведениях Лескова главное — это человек и его стремление к добру. Творчество Лескова В 60-годы Лесков пишет повести и рассказы, в основном посвященные быту провинциальной России; наиболее известные из них — «Леди Макбет Мценского уезда», «Житие одной бабы», «Воительница». Многие его произведения печатаются под псевдонимом М.
Во второй половине 60-х — начале 70-х гг. Последний принес писателю скандальную известность и стал своего рода кризисом, которым завершилось у Лескова сведение счетов с революционным движением 60-х годов.
Именно эти качества сделали его произведения интересными для читателей и принесли ему популярность. Важным событием в жизни Дмитрия Лескова стало знакомство с Максимом Горьким в 1893 году. Они встретились в Таганроге, а позже стали друзьями. Творчество Лескова Творчество Лескова характеризуется острым проникновением в жизнь и нравы различных слоев общества. Он создавал образы реальных людей и ярко показывал конфликты, противоречия и трагедии их судеб. Писатель совершенно уникальным способом сочетал в своих произведениях реализм и фантазию, создавая оригинальный и неповторимый художественный мир.
В творчестве Лескова важное место занимают его новеллы и повести. Среди самых известных произведений писателя можно отметить «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник», «Левша», «Приказчик и сведомый», «Подросток», «На дне» и многие другие. В этих произведениях Лесков с легкостью передает острый психологизм и своеобразие каждого изображенного им персонажа. Одной из особенностей творческого метода Лескова является его оригинальный язык. Благодаря своей верности языку Лесков стал одним из ярких представителей русского национального стиля. Тематика творчества Лескова также широка и разнообразна. В его произведениях можно найти описание деревенской жизни, взгляд на городскую суету, изображение купеческой среды, маленького человечка в большом мире. Писатель смело затрагивал религиозные и этические вопросы, рисовал портреты разных слоев общества, сталкивающихся с нравственными дилеммами и социальными проблемами.
Таким образом, творчество Лескова является уникальным явлением русской литературы. Его произведения до сих пор остаются актуальными и перекликаются с современными проблемами общества. Лесковский мир оживает на страницах его произведений, позволяя читателю окунуться в эпоху и почувствовать дух времени, а также задуматься над представленными ему вопросами и проблемами. Основные произведения.
Продолжать образование было невозможно. Семен Лесков пристроил сына писцом в Орловскую уголовную палату. В 1848 году Николай Лесков стал помощником столоначальника. Год спустя он переехал в Киев к своему дяде Сергею Алферьеву — известному профессору Киевского университета, практикующему терапевту. Работать его определили в киевскую Казенную палату помощником столоначальника по рекрутскому столу. Позже Лесков был произведен в коллежские регистраторы, потом получил должность столоначальника, а затем стал губернским секретарем. Николай Лесков уволился со службы в 1857 году — он «заразился модною тогда ересью, за которую не раз осуждал себя впоследствии… бросил довольно удачно начатую казенную службу и пошел служить в одну из вновь образованных в то время торговых компаний». Лесков начал работать в компании «Шкотт и Вилькенс» — фирме своего второго дяди, англичанина Шкотта. Николай Лесков часто отправлялся по делам в «странствия по России», в поездках он изучал диалекты и быт жителей страны. Писатель-антинигилист В 1860-е годы Лесков впервые взялся за перо.
🗊Биография Николая Семеновича ЛЕСКОВА Выполнила: Ученица 10 класса Бабешко Надежда 2009 год
Биография Николая Семеновича Лескова 6 класс. Творчество Николая Семеновича Лескова. Лесков Николай Семенович 10 класс. Презентация про Николая Семеновича Лескова. Вывод творчество Лескова. Вывод по Лескову. Основные идеи Лескова. Урок русской литературы 10 класс по творчеству н.
Н С Лесков. Лесков Автор. Лесков н. Повествовательная манера в сказе у Лескова. Николай Семёнович Лесков Левша. Роман Николай Семенович Лесков 1831-1895. Лесков Николай Семенович произведения и иллюстрации.
Лесков "н. Лесков Левша". Опрос по творчеству Лескова. Критика творчества Лескова. Блиц опрос Николай 1. Викторина Николай Лесков. Лесков биография.
Николай Семёнович Лесков родился. Коллаж творчество Лескова. Сочинение о Лескове. Темы сочинений по Лескову Левша для 6 класса. Сочинение по рассказу Левша 6 класс по литературе. План по Лескову 6 класс. Жизнь Лескова Николая Семеновича.
Творческий путь писателя Николая Лескова. Николай Семёнович Лесков биография. Творческая деятельность Лескова. Творческий путь Николая Семеновича Лескова. Начало литературной деятельности Лескова. Николай Семёнович Лесков презентация. Круг общения Лескова Николая Семеновича.
Н С Лесков творчество. Годы жизни н с Лескова. Литературная зрелость Лескова.. Лесков Николай Семенович 1860. Лесков биография 6 класс доклад. Николай Лесков сообщение. Сообщение о Николае Семеновиче Лескове.
Николай Васильевич Лесков. Образование Лескова Николая Семеновича. Произведения Николая Семеновича Лескова. Рассказы Лескова. Художественный мир писателя н. Ключевые произведения Лескова. Н С Лесков книги.
Лев Толстой говорил о Николае Семёновиче Лескове как о «самом русском из наших писателей», Антон Чехов , а также Иван Тургенев считали его одним из своих главных учителей. Личная жизнь писателя Личная жизнь в биографии Николая Лескова складывалась не очень удачно. Первой женой писателя в 1853 году стала дочь киевского коммерсанта Ольга Смирнова. У них было двое детей — первенец, сын Дмитрий, который умер в младенчестве, и дочь Вера. Жена заболела психическим расстройством и лечилась в клинике в Петербурге. Брак распался. С 1865 года Лесков жил с вдовой Екатериной Бубновой, стал отчимом её детям. У пары появился сын Андрей 1866—1953 гг.
В 1877 году супруги расстались, сын остался с отцом. Последние годы Последние пять лет жизни Лескова мучили приступы астмы, от которой впоследствии он и скончался. Умер Николай Семёнович 21 февраля 5 марта 1895 года в Санкт-Петербурге. Похоронили писателя на Волковском кладбище. Хронологическая таблица хронологическая таблица Лескова Интересные факты В биографии Лескова интересных фактов из жизни собрано немало. К примеру, он был идейным вегетарианцем. Он верил в то, что убивать животных нельзя.
Лескову в Орле А ещё он переживает искушение чарами земной красоты. И всё ему кажется, что он плохой, недостойный, грешный, и он ищет новых приключений, идёт навстречу подвигам. Кузьмин Грушенька Илья Глазунов Иван Северьянович Флягин 12 слайд Иван Северьянович поддаётся власти порывов, которые постоянно переламывают его судьбу. Это приводит его не только к проступкам, но и к преступлениям: убийствам, воровству, растрате. Доброта и тонкость чувств уживаются в его душе с грубостью, драчливостью, а главное, с поражающей читателя интеллектуальной и моральной недоразвитостью, духовным младенчеством. Кузьмин Лесков прекрасно понимал и донёс до нас народное невежество и духовное рабство, наложенное на русского человека веками его трудной истории.
Алферьева, Лесков был переведен в Киев чиновником казенной палаты. В доме дяди, брата матери, профессора медицины, под влиянием прогрессивных университетских профессоров пробудился горячий интерес Лескова к Герцену, к великому поэту Украины Тарасу Шевченко, к украинской культуре, он увлекся старинной живописью и архитектурой Киева, став в дальнейшем выдающимся знатоком древнего русского искусства. Слайд 4 Описание слайда: Начало литературной деятельности В 1857 Лесков вышел в отставку и поступил на частную службу в крупную торговую компанию, которая занималась переселением крестьян на новые земли и по делам которой изъездил почти всю Европейскую часть России. Начало литературной деятельности Лескова относится к 1860, когда впервые выступил как прогрессивный публицист. В январе 1861 Лесков поселяется в Петербурге с желанием посвятить себя литературной и журналистской деятельности. Он начал печататься в "Отечественных записках". В русскую литературу Лесков пришел, имея большой запас наблюдений над русской жизнью, с искренним сочувствием к народным нуждам, что нашло свое отражение в его рассказах "Погасшее дело" 1862 , "Разбойник"; в повестях "Житие одной бабы" 1863 , "Леди Макбет Мценского уезда" 1865.
Очерк жизни и творчества
Я и стал это записывать» [9]. В 1880-х годах Лесков создал также серию произведений о праведниках раннего христианства: действие этих произведений происходит в Египте и странах Ближнего Востока. Сюжеты этих повествований были, как правило, заимствованы им из «пролога» — сборника жития святых и назидательных рассказов, составленных в Византии в X—XI веках. Лесков гордился тем, что его египетские этюды «Скоморох Памфалон» и «Аза» были переведены на немецкий, причём издатели отдавали ему предпочтение перед Эберсом , автором «Дочери египетского царя» [39]. В это же время писателем создаётся цикл произведений для детей, которые он публикует в журналах « Задушевное слово » и « Игрушечка »: «Христос в гостях у мужика», «Неразменный рубль», «Отцовский завет», «Лев старца Герасима», «Томленье духа», первоначально — «Коза», «Дурачок» и другие. В последнем журнале его охотно публиковала А.
Пешкова-Толиверова , ставшая в 1880—1890 гг. Вместе с тем в творчестве писателя усилилась и сатирически-обличительная линия « Тупейный художник », «Зверь», « Пугало » : наряду с чиновниками и офицерами в числе его отрицательных героев стали всё чаще появляться священнослужители. Отношение к церкви[ править править код ] В 1880-х годах изменилось отношение Н. Лескова к церкви. В 1883 году в письме Л.
Веселитской о «Соборянах» он писал [40] : Теперь я не стал бы их писать, но я охотно написал бы «Записки расстриги»… Клятвы разрешать; ножи благословлять; отъём через силу освящать; браки разводить; детей закрепощать; выдавать тайны; держать языческий обычай пожирания тела и крови; прощать обиды, сделанные другому; оказывать протекции у Создателя или проклинать и делать ещё тысячи пошлостей и подлостей, фальсифицируя все заповеди и просьбы «повешенного на кресте праведника», — вот что я хотел бы показать людям… Но это небось называется «толстовство», а то, нимало не сходное с учением Христа, называется «православие»… Я не спорю, когда его называют этим именем, но оно не христианство. На отношении Лескова к церкви сказалось влияние Льва Толстого , с которым он сблизился в конце 1880-х годов [39]. Меня никогда не смущает то, чего я с ним не могу разделять: мне дорого его общее, так сказать, господствующее настроение его души и страшное проникновение его ума» [41] , — писал Лесков о Толстом в одном из писем В. Возможно, самым заметным антицерковным произведением Лескова стала повесть « Полунощники », завершённая осенью 1890 года и напечатанная в двух последних номерах журнала « Вестник Европы » за 1891 год. Автору пришлось преодолеть немалые трудности, прежде чем его работа увидела свет.
Её, по нынешним временам, верно, никто и печатать не станет» [42] , — писал Н. Лесков Л. Толстому 8 января 1891 года. Скандал вызвал и очерк Н. Лескова «Поповская чехарда и приходская прихоть» 1883.
Высмеиванию пороков священнослужителей был посвящён предполагавшийся цикл очерков и рассказов «Заметки неизвестного» 1884 , но работа над ним была прекращена под давлением цензуры. Более того, за эти произведения Н. Лесков был уволен из Министерства народного просвещения. Писатель вновь оказался в духовной изоляции: «правые» теперь видели в нём опасного радикала. Литературовед Б.
Бухштаб отметил, что в то же время «либералы становятся особенно трусливы, — и те, кто прежде трактовал Лескова как писателя реакционного, теперь боятся печатать его произведения из-за их политической резкости» [43]. Материальное положение Лескова было поправлено изданием в 1889—1890 годах десятитомного собрания его сочинений позже были добавлены 11-й том и посмертно — 12-й. Издание было быстро распродано и принесло писателю значительный гонорар. Но именно с этим успехом был связан его первый сердечный приступ, случившийся на лестнице типографии, когда стало известно, что шестой том собрания содержавший в себе произведения на церковные темы задержан цензурой [43] впоследствии он был издательством переформирован. Последние годы жизни[ править править код ] Н.
Лесков, 1892 г. В 1890-х годах Лесков в своём творчестве стал ещё более резко публицистичен, чем прежде: его рассказы и повести в последние годы жизни носили остро сатирический характер. Сам писатель о своих произведениях того времени говорил [44] : Мои последние произведения о русском обществе весьма жестоки. Да я и не хочу нравиться публике. Пусть она хоть давится моими рассказами, да читает.
Я знаю, чем понравиться ей, но я не хочу нравиться. Я хочу бичевать её и мучить. Печатание в журнале «Русская мысль» романа « Чёртовы куклы », прототипами двух главных героев которого были Николай I и художник Карл Брюллов , было приостановлено цензурой. Не смог опубликовать Лесков и повесть « Заячий ремиз » — ни в «Русской мысли», ни в «Вестнике Европы»: она была напечатана лишь в 1917 году. Ни одно крупное позднее произведение писателя включая произведения о « человеке без направления », такие как роман «Соколий перелёт» [45] не было опубликовано полностью: отвергнутые цензурой главы вышли в свет уже после революции.
Публикация собственных сочинений для Лескова всегда была трудным делом, а в последние годы жизни превратилась в непрестанную муку [46]. Рассказ « Юдоль » о голоде в России в 1840 году был впервые опубликован в журнале Книжки «Недели» 1892 году. Скончался 21 февраля [ 5 марта ] 1895 года в Петербурге от очередного приступа астмы, мучившей его последние пять лет жизни. Похоронен на Литераторских мостках в Санкт-Петербурге [47]. Могила Н.
Лескова на Литераторских мостках Отзывы современников[ править править код ] Современники ценили Лескова как непревзойдённого знатока русской провинциальной жизни и в этом отношении ставили его в один ряд с А. Писемским [48]. Вместе с тем прогрессивная критика не могла простить Лескову нападок на послереформенное поколение радикалов «революционных демократов» , именуемое им нигилистами. Так, М. Салтыков-Щедрин заявлял, что Лесков Стебницкий излишне любит жаловаться на упрёки и нападки со стороны «врагов и недоброжелателей», что он постоянно преувеличивает и даже выдумывает упреки в свой адрес, чтобы использовать их в качестве повода для «ответных» нападок на русских «нигилистов»: Это всё, разумеется, напраслина, потому что г-ну Стебницкому сроду никто никогда упрёков не делал, и сам г.
Стебницкий это очень хорошо знает; но эти упрёки ему нужны. Нужно с чем-нибудь подойти к читателю, он и выдумал эти упрёки. Ни один из его героев — ни одна Платонида, ни один Овцебык не существуют в его глазах сами для себя; всё это призраки, которые дают только повод вызвать другой, ненавистный, но вечно милый призрак: призрак нигилизма. В пользу этого призрака он жертвует всем: и запасом своей наблюдательности, и теми проблесками дарования, которые, по временам, пробиваются в его произведениях [49]. Толстой говорил о Лескове как о «самом русском из наших писателей».
Святополк-Мирский 1926 [50]. Многие исследователи отмечали особое знание Лесковым русского разговорного языка и виртуозное использование этих знаний: Как художник слова Н. Лесков вполне достоин встать рядом с такими творцами литературы русской, каковы Л. Толстой, Гоголь, Тургенев, Гончаров. Талант Лескова силою и красотой своей немногим уступает таланту любого из названных творцов священного писания о русской земле, а широтою охвата явлений жизни, глубиною понимания бытовых загадок её, тонким знанием великорусского языка он нередко превышает названных предшественников и соратников своих.
Это отмечали и писатели-современники: Л. Толстой, высоко ценивший Лескова, упоминал в одном из писем, что в прозе писателя «… много лишнего, несоразмерного». Речь шла о сказке «Час воли Божией», которую Толстой оценил очень высоко, и о которой в письме от 3 декабря 1890 года говорил: «Сказка всё-таки очень хороша, но досадно, что она, если бы не излишек таланта, была бы лучше». В письме В. Черткову в 1888 году он писал: «Писать так просто, как Лев Николаевич, — я не умею.
Этого нет в моих дарованиях. Я привык к отделке работ и проще работать не могу». Да разве у нас мало манерных людей? Вся quasi-учёная литература пишет свои учёные статьи этим варварским языком… Что же удивительного, что на нём разговаривает у меня какая-то мещанка в «Полунощниках»? У ней, по крайней мере, язык весёлый и смешной.
Индивидуализацию языка персонажей и речевые характеристики героев Н.
Это тот, кто ищет правду, истину, смысл жизни. Слайд 10 Большое внимание уделяет Лесков проблемам народа. Он восторгается народными талантами, добротой и честностью простого русского человека, его отзывчивостью к чужому горю, образностью его мышления. Слайд 11 Главная черта лесковских героев- постоянная готовность прийти на помощь к другому человеку-соотносилась автором и самими героями с евангельской проповедью любви и добрых дел.
Слайд 12 Праведник- человек верующий, носящий в своем сердце веру и собственную правду.
Младший брат писателя Алексей также пошёл по медицинской стезе, став доктором медицинских наук. Когда отец покинул службу из-за ссоры с начальством, чем, по словам Лескова, навлёк на себя гнев губернатора , семья: супруга, трое сыновей и две дочери — переехала в село Панино Панин хутор неподалёку от города Кромы. Здесь, как вспоминал будущий писатель, и началось его познание народа. Рассказ « Юдоль » основан на собственных его воспоминаниях о голоде в России в 1840 году. В десятилетнем возрасте Лесков поступил в первый класс Орловской губернской гимназии, где учился плохо: через пять лет он получил свидетельство об окончании лишь двух классов.
Пересветов, Псаломщик, Человек из толпы, Любитель часов и другими. В мае 1862 года Николай Лесков под псевдонимом Стебницкий опубликовал в газете «Северная пчела» статью о пожаре в Апраксином и Щукином дворах. Автор критиковал и поджигателей, которыми считались бунтовщики-нигилисты, и правительство, которое не может поймать нарушителей и потушить пожар. Обвинение властей и пожелание, «чтобы присылаемые команды являлись на пожары для действительной помощи, а не для стояния», рассердили Александра II. Чтобы уберечь писателя от царского гнева, редакция «Северной пчелы» отправила его в длительную командировку. Изображение слайда Слайд 5 Р оман «Некуда».
Лесков больше не возвращался. Как отмечал М. Основными героями произведений Лескова стали представители русского духовенства, отчасти — поместного дворянства. Разрозненные отрывки и очерки стали постепенно складываться в большой роман, в конечном итоге получивший название «Соборяне» и напечатанный в 1872 году в «Русском вестнике». Как отмечает литературный критик В. Коровин, положительных героев — протопопа Савелия Туберозова, дьякона Ахиллу Десницына и священника Захарию Бенефактова, — повествование о которых выдержано в традициях героического эпоса, «со всех сторон обступают деятели нового времени — нигилисты, мошенники, гражданские и церковные чиновники нового типа». Оно же стало первым, имевшим значительный общественный резонанс. Семейная хроника князей Протазановых.
Из записок княжны В. Согласно одному из критиков, героини обеих хроник — «образцы стойкой добродетели, спокойного достоинства, высокого мужества, разумного человеколюбия». Оба эти произведения оставляли ощущение незаконченности. Впоследствии выяснилось, что вторая часть хроники, в которой согласно В. Коровину «язвительно изображались мистицизм и ханжество конца александровского царствования и утверждалась социальная невоплощенность в русской жизни христианства»,[7] вызвала недовольство М. Лесков, разойдясь во мнениях с издателем, просто не стал дописывать то, что могло бы перерасти в роман. Впоследствии критики отмечали здесь, с одной стороны, виртуозность воплощения лесковского «сказа», насыщенного игрой слов и оригинальными неологизмами нередко с насмешливым, сатирическим подтекстом , с другой — многослойность повествования, присутствие двух точек зрения: открытой принадлежащей простодушному персонажу и скрытой, авторской, нередко противоположной. Лесков писал:Ещё несколько лиц поддержали, что в моих рассказах действительно трудно различать между добром и злом, и что даже порою будто совсем не разберешь, кто вредит делу и кто ему помогает.
Это относили к некоторому врожденному коварству моей натуры. Бухштаб, такое «коварство» проявилось прежде всего в описании действий атамана Платова, с точки зрения героя — почти героических, но автором скрыто высмеивающихся. Либералы и «левые» обвинили Лескова в национализме, «правые» сочли чрезмерно мрачным изображение жизни русского народа. Лесков ответил, что «принизить русский народ или польстить ему» никак не входило в его намерения. Во всяком случае сказ о стальной блохе есть специально оружейничья легенда, и она выражает собою гордость русских мастеров ружейного дела. В ней изображается борьба наших мастеров с английскими мастерами, из которой наши вышли победоносно и англичан совершенно посрамили и унизили. Здесь же выясняется некоторая секретная причина военных неудач в Крыму. Я записал эту легенду в Сестрорецке по тамошнему сказу от старого оружейника, тульского выходца, переселившегося на Сестру-реку ещё в царствование императора Александра Первого.
Впоследствии оно было исключено автором, так как критика восприняла его буквально и сочла «Левшу» просто записью старинной легенды[23]. Лескова «Запечатленный ангел», повествовавший о чуде, приведшем раскольничью общину к единению с православием. Лесков считал, что такой жанр должен заменить собой то, что принято было считать традиционным современным романом. Впоследствии отмечалось, что образ героя Ивана Флягина напоминает былинного Илью Муромца и символизирует «физическую и нравственную стойкость русского народа среди выпадающих на его долю страданий». В частности, критик Н. Михайловский указывал на «отсутствие какого бы то ни было центра», так что, по его словам, есть «…целый ряд фабул, нанизанных как бусы на нитку, и каждая бусинка сама по себе и может быть очень удобно вынута и заменена другою, а можно и еще сколько угодно бусин нанизать на ту же нитку». В январе 1874 года Н. Лесков был назначен членом особого отдела Ученого комитета министерства народного просвещения по рассмотрению книг, издаваемых для народа, с очень скромным окладом в 1000 рублей в год.
В обязанности Лескова входило рецензирование книг на предмет, можно ли отправлять их в библиотеки и читальни. В 1875 году он ненадолго выехал за границу, не прекращая литературную работу. Лескова считал, что, создавая циклы о «русских антиках», он исполняет гоголевское завещание из «Выбранных мест из переписки с друзьями»: «Возвеличь в торжественном гимне незаметного труженика». Я и стал это записывать». Сюжеты этих повествований были, как правило, заимствованы им из «пролога» — сборника жития святых и назидательных рассказов, составленных в Византии в X—XI веках. Лесков гордился тем, что его египетские этюды «Памфалона» и «Азу» были переведены на немецкий, причем издатели отдавали ему предпочтение перед Эберсом, автором «Дочери египетского царя». Лескова к церкви. В 1883 году, в письме Л.
Веселитской о «Соборянах» он писал: Теперь я не стал бы их писать, но я охотно написал бы «Записки расстриги»… Клятвы разрешать; ножи благословлять; отъём через силу освящать; браки разводить; детей закрепощать; выдавать тайны; держать языческий обычай пожирания тела и крови; прощать обиды, сделанные другому; оказывать протекции у Создателя или проклинать и делать ещё тысячи пошлостей и подлостей, фальсифицируя все заповеди и просьбы «повешенного на кресте праведника», — вот что я хотел бы показать людям… Но это небось называется «толстовство», а то, нимало не сходное с учением Христа, называется «православие»… Я не спорю, когда его называют этим именем, но оно не христианство. Меня никогда не смущает то, чего я с ним не могу разделять: мне дорого его общее, так сказать, господствующее настроение его души и страшное проникновение его ума»,[29] — писал Лесков о Толстом в одном из писем. Возможно, самым заметным антицерковным произведением Лескова стала повесть «Полунощники», завершённая осенью 1890 года и напечатанная в двух последних номерах 1891 года журнала «Вестник Европы». Автору пришлось преодолеть немалые трудности, прежде чем его работа увидела свет. Её, по нынешним временам, верно, никто и печатать не станет»,[30] писал Н. Лесков Л. Толстому 8 января 1891 года. Лескова «Поповская чехарда и приходская прихоть» 1883.
Страницы жизни и творчества Н.С. Лескова
Странствовать — 1. Постоянно менять место пребывания. Очаровать — произвести неотразимое впечатление на кого-что-н. Очарование — чарующая сила, прелесть кого-чего-н. Очаровательный — способный очаровывать, прекрасный, восхитительный.
По делам службы ездить по России, встречаться с людьми разных сословий, слышать их речь. Слайд 8 В 1861 году Лесков переезжает в Москву, затем в Петербург и начинает писать. Когда его спросили, где он берёт материал для своих произведений, Лесков указал на свой лоб: «Вот из этого сундука. Здесь хранятся впечатления моей коммерческой службы». Слайд 9 Творчество писателя разнообразно: очерки, повести, романы.
Фото 1866 Неожиданно для родных, и несмотря на советы повременить, Николай Лесков решает жениться. Избранница была дочерью богатого киевского коммерсанта. С годами разница во вкусах и интересах проявлялась у супругов все больше. Отношения особенно осложнились после смерти первенца Лесковых - Мити. В начале 1860-х годов брак Лескова фактически распался. Cлайд 10 Н. Лесков стоит второй справа среди сотрудников газеты «Северная пчела». Фото начала 1860-х С начала 1862 года Н. Лесков стал постоянным сотрудником газеты «Северная пчела», где начал писать как передовые статьи, так и очерки, нередко на бытовые, этнографические темы, но также — критические статьи. Высокую оценку его деятельность, получила на страницах тогдашнего «Современника». Писательская карьера Н. Лескова началась в 1863 году, вышли его первые повести «Житие одной бабы» и «Овцебык» 1863—1864. Тогда же в журнале «Библиотека для чтения» начал печататься роман «Некуда» 1864. Cлайд 11 Н. Фото 1864 Вышли произведения Лескова, «Леди Макбет Мценского уезда» 1864 , «Воительница» 1866 — повести, в основном, трагического звучания, в которых автор вывел яркие женские образы разных сословий. Современной критикой практически оставленные без внимания, впоследствии они получили высочайшие оценки специалистов. Именно в первых повестях проявился индивидуальный юмор Лескова, впервые стал складываться его уникальный стиль, разновидность «сказа». Cлайд 12 Н.
Сочинение — миниатюра «Русский богатырь Иван Флягин». Выписать ключевые слова из повести «Очарованный странник», раскрывающие образ главного героя. Произведения для внеклассного чтения:«Запечатленный ангел». Сказ- повествование это способ повествования, ориентированный на воспроизведение устной речи, имитирующей импровизированный рассказ, который рождается на глазах у слушателей. Странник- человек, странствующий пешком, на богомолье. Верующий человек, живущий праведной жизнью. Человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности, морали. Его «праведники- маленькие великие люди».