Опубликованная в 1962 году повесть «Один день Ивана Денисовича» стала главной литературной сенсацией в России и принесла мировую славу Александру Солженицыну, а в русской литературе открыла тему лагерей и репрессий. Премьера фильма «Иван Денисович» состоялась в прошлом году на 74-м кинофестивале в Локарно. Фильм по мотивам произведения лауреата Нобелевской премии Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича» представляют автор сценария и режиссер Глеб Панфилов, актеры Филипп Янковский и Инна Чурикова. Он экранизировал рассказ Александра Солженицына «Один день из жизни Ивана Денисовича», пригласив на главную роль Филиппа Янковского.
Ода силе духа и вере: на канале «Россия 1» состоится телепремьера фильма «Иван Денисович»
Шухову предстоит с мужеством и честью выдержать бесконечные унижения и тяготы жизни советского зэка. Зачем смотреть Трудно не заметить, что вся военная предыстория Ивана Денисовича не имеет к оригинальному произведению Солженицына никакого отношения — сам Александр Исаевич вообще никак не конкретизировал эту часть жизни героя, не упоминал ни его военную профессию, ни то, за что он получил срок. Формально Глеб Панфилов имеет на вольное обращение с источником все права — он работал с Солженицыным над сериалом « В круге первом », а сценарные идеи нового фильма одобрены вдовой писателя. Роль Шухова — первая значительная главная роль в биографии Филиппа Янковского, в которой он раскрылся как действительно интересный и фактурный артист. Простой русский солдат в его исполнении получился неожиданно органичным, несмотря на очень спорный исторический материал. Вся «лагерная» часть ленты может похвастаться красивой, живописной картинкой, впечатляющими съемками зимней природы и лагерного быта.
Фильм будет интересен поклонникам творчества Солженицына и сторонникам версии тотальных репрессий против всех солдат, хоть сколько-нибудь пробывших в плену. Почему можно не смотреть Солженицын, видимо, не зря обошел причины, по которым его герой попал в лагерь.
А что получилось на выходе? Давайте посмотрим. Автор этих строк принадлежит к тому поколению, которому уже поневоле довелось столкнуться с солженицынской «нетленкой» в школе. Особого впечатления она не произвела. Рассказ как рассказ, а антисталинская позиция автора не была секретом задолго до прочтения. Иное дело, что намного позже, после вынужденного знакомства с другой продукцией иконы диссидентского движения, возник вопрос: один ли человек это писал или разные?
То, что вышло из-под пера Солженицына на Западе, без малейшего сомнения оставило впечатление банальной графомании, но «Один день Ивана Денисовича» — всё же не совсем. Ответ нашёлся у писателя Владимира Бушина. В своей критике Солженицына он пояснил, что с ранними его произведениями советской редактуре пришлось много помучиться, чтобы привести их в удобоваримый для печати вид. Западные друзья Александра Исаевича так сильно заморачиваться не стали, потому-то «на свободе» графоман и расправил плечи. Вот и получилось, что «Один день…» хотя бы физически нетрудно прочитать, потому что он написан по-русски и грамотно. А вот с остальным литературным наследием Солженицына — проблемка… И это знаковое и для самого автора, и для всей либеральной братии произведение попало в руки современных отечественных киноделов — естественно, при поддержке министерства культуры и телеканала «Россия 1». Режиссёром и сценаристом выступил Глеб Панфилов. От автора «шедевров» вроде «Романовы.
Венценосная семья» и «В круге первом» многого не ждёшь, но всё же в этот раз он сумел удивить по-настоящему. С первых минут фильма начинают обуревать сомнения: что происходит на экране и где тут, собственно, Солженицын? Да, кино снято «по мотивам», но ведь и мотивов-то особо не видно. Панфилов решает поразить зрителя, читавшего рассказ, сразу: крестьянин Иван Денисович Шухов в исполнении Филиппа Янковского оказывается героем-артиллеристом, оборонявшим Москву в 1941 году. Тут можно было бы увидеть отсылку к биографии самого Солженицына, но она оказывается весьма неточна, потому что артиллерийское училище будущий диссидент окончил только в ноябре 1942 года, когда гитлеровцев от Москвы уже отбросили, а на фронт попал и вовсе в марте 1943-го. Итак, в фильме в начале ноября 1941 года Иван Шухов получает на заводе дивизионную пушку ЗиС-3. Тип орудия зачем-то прямо назван в фильме, хотя можно было бы ограничиться условным «новая пушка» или арендовать на «Мосфильме» вполне подходящую «сорокапятку». Дело в том, что ЗиС-3 начали производить в конце декабря 1941 года, и попала в войска она уже в 1942-м.
Вооружённый пушкой из будущего, Денисыч принимает участие в военном параде 7 ноября 1941 года на Красной площади. В фильм включены документальные кадры, на которых по брусчатке, как и положено, катятся за тягачами дивизионные пушки УСВ, а никаких ЗиС-3 нет и в помине. На этом фоне Денисыч со своей техникой воистину уникален! Пересказывать фильм в рецензии — последнее дело, но здесь придётся сделать исключение. Отправившись на фронт, Денисыч со своей чудо-пушкой громит по случаю немецкую танковую колонну, но получает контузию и попадает в плен. Гитлеровцы показаны так, как и положено в современном российском кино: это отважные и суровые арийские воители, но всё же несколько жестокие. Пленных они отправляют разминировать дорогу, правда перед этим один из офицеров милостиво оставляет Шухову фотографию его семьи. А то как же: фашист — он ведь тоже человек!
В общем, пока всё идёт так, как и предписано нынешними антисоветскими пропагандистскими шаблонами по тематике Великой Отечественной. Однако где же тут «Один день…»? В то время, пока зритель гадает, пленные один за другим подрываются на минах, а Денисыча снова только контузило.
В 2006 году он снял сериал «В круге первом» при участии Солженицына. Тогда же они обговорили возможность экранизации «Одного дня из жизни Ивана Денисовича». Солженицын видел в главной роли Михаила Кононова, который снимался в фильме «В огне брода нет», а в «В круге первом» сыграл, как оказалось, свою последнюю роль. Кононова не стало в 2007 году, Солженицына — в 2008-м. Исполнивший роль старшего сержанта Ивана Денисовича Шухова Филипп Янковский поделился своими впечатлениями: «Эта история о несломленном характере, жажде жизни, любви и преданности, и мне хочется верить, что, когда картина будет выходить на экраны, найдется немало людей, которые захотят потратить время не на очередную мишуру спецэффектов, а на большую картину большого мастера». Кадр из фильма «Сто минут из жизни Ивана Денисовича».
И голос у него такой, что если не смотреть на экран, то можно подумать, что это говорит Олег Иванович. Панфилову 87 лет, и он в рабочем строю, снял сложнейшую картину. Культура кадра, старая школа — все это чувствуется. На картине работали два оператора — Михаил Агранович и Михаил Хасая. Бескрайнее заснеженное пространство, уходящее в небо, снято великолепно. Его будто разрезает одиноко бредущая фигура старицы, а потом вереница заключенных с покошенными спинами.
Источник: kinopoisk. По сюжету Иван Шухов, рядовой солдат, по законам военного времени после немецкого плена оказывается в родной стране заключенным Щ-854. Среди снегов вместе с другими зеками Шухов строит будущий завод-гигант космической промышленности.
Что еще почитать
- Солженицын в небе. Фильм «Иван Денисович» — вакцина от патриотизма?
- «Иван Денисович»: мировая премьера по мотивам книги А. Солженицына
- Режиссёром картины выступил Глеб Панфилов
- Создатели и актёры
- «Сто минут из жизни Ивана Денисовича»: большое кино по маленькой повести
- Вдова Солженицына рассказала об экранизации «Одного дня Ивана Денисовича»
Глеб Панфилов экранизирует «Один день Ивана Денисовича»
Мы сразу договорились: когда Шухов сидит в лагере, я при всей боли играю самый счастливый день его жизни. Глеб Анатольевич очень четко поставил мне задачу сыграть улыбку через боль. Я хочу посвятить эту роль моей матери", - поделился Филипп Янковский на пресс-конференции на фестивале. Немного об истории создания фильма, за которым стоит и крупнейший российский холдинг ВГТРК, в частности, канал "Россия 1", известный своими экранизациями. Книга принесла мировую славу Александру Солженицыну и открыла в русской литературе тему лагерей и репрессий. Глеб Панфилов - один из самых титулованных российских режиссеров в России и за рубежом, обладатель "Золотого медведя" Берлинского международного кинофестиваля, "Серебряного льва" Венецианского кинофестиваля, специального приза жюри Каннского кинофестиваля, высших наград кинофестиваля в Локарно, Московского кинофестиваля, фестиваля в Карловых Варах - давно хотел экранизировать этот текст. В 2006 году вместе с Солженицыным Панфилов работал над сериалом "В круге первом" для телеканала "Россия".
Многосерийный фильм получил национальные кинематографические премии "Ника" и "Золотой орел", стал обладателем премии ТЭФИ-2006 в номинациях "Лучший фильм", "Лучший оператор", "Лучший художник" и "Лучший сценарий", получил главный приз на международном фестивале в Биаррице. После этой картины Солженицын хотел доверить "Ивана Денисовича" только Панфилову.
Выйдет ли он на свободу, сбудутся ли его мечты о встрече с дочерьми, и сможет ли он остаться самим собой среди остальных политзаключённых, так по-разному проходящих испытание за колючей проволокой? Фильм удостоен премии «Золотой орел» в двух номинациях: «Лучшая режиссерская работа» и «Лучшая мужская роль».
Текст от автора читает Леонид Ярмольник.
Режиссер и автор сценария — Глеб Панфилов. Главную роль в картине исполнил Филипп Янковский. Иван Шухов, рядовой солдат, по законам военного времени после немецкого плена оказывается в родной стране заключённым Щ-854.
Среди снегов вместе с другими зеками Шухов строит будущий завод-гигант космической промышленности.
Оставаясь достойным человеком». Первыми были сняты сцены боевых действий в подмосковном Ступино — в тех местах во время Великой Отечественной войны шли реальные сражения за Москву. Начало съёмок картины совпало с наступлением сильнейших морозов в Московской области, что фактически погрузило съёмочную группу в «реальную атмосферу» ноября 1941 года, где по сценарию Глеба Панфилова разворачиваются события первых эпизодов фильма. В начале 2019 года режиссёр и его команда вновь продолжат съёмки картины «Один день Ивана Денисовича». Фильм выйдет в прокат весной 2020 года — ко дню Победы.
Глеб Панфилов продолжает съемки фильма «Один день Ивана Денисовича»
Об этом сообщила вдова писателя. Она напомнила, что Панфилов работал также над экранизацией произведения ее супруга "В круге первом". По ее словам, премьера фильма состоится в 2018 году.
Распространяется по подписке и в розницу, в органах исполнительной и представительной власти федерального и регионального уровня, в поездах дальнего следования и «Сапсан», в самолетах Авиакомпании «Россия», а также региональных авиакомпаний. Сайт «Парламентской газеты» - это оперативные новости и достоверная информация о принимаемых в стране законах и деятельности депутатов и сенаторов. При использовании материалов сайта «Парламентской газеты» активная ссылка на pnp.
Венценосная семья" 2000.
Для кинорежиссера это уже второй опыт работы с текстами Солженицына. Ранее он снял телефильм "В круге первом". По словам генерального продюсера кинокомпании "Ярсинема", занимающейся производством картины, Юрия Ваксмана ленту начали снимать несколько месяцев назад.
Ахматова призывала интеллигенцию учить «Один день» наизусть, а сам текст и правда оглушал — демонстративным отсутствием увлекательной фабулы, обилием деталей, из которых складывалась рутина бесчеловечного лагерного быта, вроде бы несовместимого с собственно бытием. Экранизировать такой текст дословно — задача, выглядящая невыполнимой.
Тем поразительнее тот факт, что экранизация уже была осуществлена — полвека назад в Норвегии с Томом Кортни в главной роли. Солженицын пожурил создателей за недостаточно рваные телогрейки, но результатом остался, в общем, доволен Глеб Панфилов — заслуженный режиссер-классик отечественного кино — за прозу Солженицына уже брался в сериале «В круге первом», сценарий которого писатель написал собственноручно. На экранизацию «Одного дня» режиссера благословила уже вдова Солженицына, при этом давшая ему разрешение на значительные изменения в сюжете. Так Шухов, в частности, из крестьянина превратился в инженера, обрел героическую военную предысторию и благородную внешность Филиппа Янковского. И если центром повести был не человек, а чудовищная лагерная механика, то в фильме главной болевой точкой становится все-таки судьба, пусть и изложенная пунктиром.
Если представить, какой могла бы быть эта картина, реши Панфилов строго придерживаться текста, то представляется что-то в духе реалити-шоу — бесстрастного наблюдения отстраненных статичных камер за людьми, оказавшимися на грани выживания. Такой фильм наверняка производил бы сногсшибательный эффект и был бы обречен на проблемы с прокатом. Панфилов, впрочем, не идет на компромиссы с собой — он режиссер «большого стиля», которым по-прежнему владеет вполне мастерски.
«Сто минут из жизни Ивана Денисовича»: большое кино по маленькой повести
Среди снегов вместе с другими зеками Шухов строит будущий завод-гигант космической промышленности. Несмотря на несправедливость, голод, унижение и страх, даже в каторжном лагере Иван Денисович сохраняет удивительные свойства русского характера. Работящий и предельно честный, открытый миру, но научившийся выживать даже на краю гибели, он соединяет в себе народную мудрость и беспредельную веру в чудо.
Иван Денисович проходит через страдания, карцеры, трудодни, унизительные пайки — ради перерождения. Чтобы показать этот процесс на экране, нужно обладать не только мастерством, но и уверенностью в себе, какая может быть только у живого классика. Любой другой автор просто не решился бы ни на введение в сюжет старушки, осеняющей героя крестным знамением, ни на сцену, в которой строй пленных гонят через минное поле, ни на пространные диалоги о душе и вере. Один решился — Михалков в «Предстоянии», — и мы помним, чем дело кончилось.
Потому что даже суперзвезда, мастер работы с актерами, с этим образным рядом, с этой тематикой не совладал стоит напомнить, что Панфилов был соавтором сценариев «Предстояния» и «Цитадели». Других средств, чтобы показать это преображение, долгий крестный путь героя, на свете просто не существует, — а владеют ими единицы. Панфилов — один из последних. Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.
Главное и принципиальное отличие — интонация. У Солженицына густая, подробная проза: лагерный жаргон, лагерный обиход, лагерные подробности и детали быта. Вся эта нищенская, черствая пайка жизни, которую, притаившись, жует своим беззубым ртом несчастный Иван Денисович. У Панфилова другое: лагерь, снятый, как будто с птичьей высоты, утопающий в девственно-белом снегу и в каких-то рождественских огнях. Кадры, где по заснеженной ледяной пустыне бредут покорной вереницей зэки мимо голого черного дерева, похожи на изысканную японскую графику. Мгновенное и какое-то радостное явление Инны Чуриковой в роли то ли странницы, то ли старицы, то ли святой покровительницы этих мест. Она здесь, поблизости — значит, Бог есть, значит, можно надеяться на счастливый исход. По большому счету, весь фильм Панфилова — это моление о Чуде. О чуде жизни, побеждающей смерть. О чуде спасения, которое никто не ждет. О милосердии, в которое давно никто не верит. Панфилов не то чтобы с ним спорит. Все так! Конечно, забыли! Но ему искренне жаль этих измученных, униженных, несчастных людей, которым, увы, не до Бога. Им бы выжить! Все, что он может и хочет, — это их как-то утешить, облегчить страдания хотя бы кинематографической красотой окружающей природы. Более того, всматриваясь в лагерный мрак, в исхудавшие, почерневшие от усталости лица, в скудное содержимое их алюминиевых кружек и мисок, он пытается понять непостижимую тайну: почему после всех испытаний эти люди еще живы. В чем их сила? Откуда эта способность воскресать из любого пепла и пересиливать любую тьму? Сейчас я даже не представляю, кто бы еще мог сыграть Ивана Денисовича. А ведь ничто не предвещало такого попадания. Ну да, талантливый актер и режиссер. С рождения обладатель легендарной фамилии и эффектной киногеничной внешности. И вдруг это обглоданное страданием старое лицо, прозрачная худоба и все признаки тюремной пеллагры — одной из главных болезней зэков, которая возникает вследствие длительного неполноценного питания. Но Янковскому не интересно играть диагноз. Для этого он слишком хороший актер. Он продолжает тему, начатую много лет назад в «Зеркале» Андрея Тарковского, когда он был еще совсем маленьким мальчиком, которого папа, молодой и успешный Олег Янковский, привел на съемки. Тогда, чтобы Филипп стал похож на всех детей военного поколения, его обрили наголо и одели в короткие сатиновые штаны на лямках. И там же в один из съемочных дней после долгого лежания на голой земле, как предписывал сценарий, он чуть не заработал себе воспаление почек. Даже спустя много лет Олег Иванович не мог себе простить, что не проследил за сыном. Но странным образом — этот зэковский череп, голый и беззащитный, как мишень в тире, и пронизывающий насквозь смертный холод, идущий уже не от земли, а как будто из космоса, это ощущение собственной заброшенности, потерянности в чужом, страшном мире — все эти мотивы вдруг прозвучали спустя много лет в новом фильме Глеба Панфилова. Мальчик из «Зеркала» вырос и разделил участь миллионов своих сограждан. Мальчик покинул страну красивых снов и стихов, чтобы оказаться лицом к лицу с самой жизнью, которая только и ждет, чтобы лишить тебя последней надежды, чтобы поставить тебя на колени, чтобы доказать, что никакого Бога нет.
Сам Александр Исаевич был приговорен к заключению в лагере уже после войны и не за плен. Версия о тотальных репрессиях против бывших в плену красноармейцев популярна в низкопробных «военных» сериалах, но не выдерживает никакой критики — при таких массовых отправках в лагерь просто некому было бы всех охранять. Побывавшие в плену, разумеется, фильтровались — кто-то попадал и в лагерь, но большая часть возвращалась на фронт, в крайнем случае — в штрафбаты или на службу в небоевых подразделениях. Конкретно же история, придуманная Панфиловым, выглядит и вовсе нелепо и неправдоподобно. А карикатурный смершевец не может вызвать ничего, кроме смеха — даже в самом примитивном антисоветском кино такие персонажи проработаны как-то тщательнее. По удивительному совпадению даже картинка военной части фильма контрастирует с лагерной и выглядит насквозь фальшивой. Кстати, снимались эти части разными операторами. Несмотря на вроде бы старательное использование старой техники и обмундирования, не покидает ощущение, что это просто телевизионная реконструкция, снятая близ подмосковного СНТ, — наверное, слишком уж стерильное, современное изображение получилось.
Представлены трейлер и постер фильма «Иван Денисович»
Примечательно, что фильм, рассказывающий об одном дне советского заключённого, солдата и простого русского крестьянина Ивана Денисовича Шухова уже был снят почти полвека назад норвежско-британской съемочной группой, причем сценаристом выступил сам Александр Солженицын. Фильм вышел в прокат в Швеции в 1970 году, в США в 1971 году. Сам Солженицын впервые смог посмотреть его только в 1974 году.
Игру Филиппа Янковского также отметили на фестивале в Локарно, Швейцария. В интервью журналистам звезда признавался, что работал над своим персонажем на протяжении двух лет. Съемки закончились, а я еще какое-то время командовал дома, в семье», — говорил Янковский. Режиссер действительно собрал крепкий актерский состав.
Фото: «Россия 1» Иван Денисович отбывает последние дни из 10 лет заключения. Выйдет ли он на свободу, сбудутся ли его мечты о встрече с дочерьми, и сможет ли он остаться самим собой среди остальных политзаключенных, так по-разному проходящих испытание за колючей проволокой… В прокат «Иван Денисович» выйдет 23 сентября.
Несмотря на несправедливость, голод, унижение и страх, даже в каторжном лагере Иван Денисович сохраняет удивительные свойства русского характера. Работящий и предельно честный, открытый миру, но научившийся выживать даже на краю гибели, он соединяет в себе народную мудрость и беспредельную веру в чудо. Иван Денисович отбывает последние дни из 10 лет заключения. Выйдет ли он на свободу, сбудутся ли его мечты о встрече с дочерьми и сможет ли он остаться самим собой среди остальных политзаключенных, так по-разному проходящих испытание за колючей проволокой… Гостям премьеры фильм представили: режиссер и автор сценария Глеб Панфилов, продюсеры Антон Златопольский и Максим Панфилов, актеры Филипп Янковский, Инна Чурикова, Артур Бесчастный.
Завершились съемки фильма «Один день Ивана Денисовича»
Полный обзор фильма «Иван Денисович» от Клима Жукова, который, мягко говоря, не в восторге от премьеры. Картину по мотивам рассказа Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича» начали снимать в декабре. В роли Ивана Денисовича Шухова снимается, как уже говорилось, Филипп Янковский. Драму по мотивам произведения Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича» представят автор сценария и режиссер Глеб Панфилов, актеры Филипп Янковский и Инна Чурикова. Фильм рассказывает историю рядового Ивана Шухова, который после немецкого плена оказывается в своей стране заключенным "Щ-854". Фильм Глеба Панфилова по мотивам рассказа Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича» спешит к зрителям.
Святые заключенные ГУЛАГа: рецензия на фильм «Иван Денисович»
На экранах кинотеатров – новый фильм режиссера Глеба Панфилова «Иван Денисович», поставленный по мотивам повести Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Опубликованная в 1962 году повесть «Один день Ивана Денисовича» стала главной литературной сенсацией в России и принесла мировую славу Александру Солженицыну, а в русской литературе открыла тему лагерей и репрессий. «Один день Ивана Денисовича» экранизирован в России впервые. До сих пор единственной киноверсией рассказа Солженицына был фильм 1970-го, снятый финном Каспаром Вреде. «Один день Ивана Денисовича» не прямая экранизация, а фильм по мотивам рассказа, в котором режиссёр и автор сценария Глеб Панфилов, снявший до этого сериал «В круге первом», дописывает историю солдата Ивана Шухова.
Курсы валюты:
- Снова о «Щ-854»
- Фильм "Иван Денисович" - полет фантазии вместо физиологии бытия
- В российский прокат выходит фильм «Иван Денисович» по мотивам произведения Солженицына
- Святые заключенные ГУЛАГа: рецензия на фильм «Иван Денисович»
- Панфилов надеется на новый виток зрительского интереса к его фильму "Иван Денисович"
- Святые заключенные ГУЛАГа: рецензия на фильм «Иван Денисович»
«Иван Денисович»: завтра премьера
«Один день Ивана Денисовича» является первым опубликованным произведением Солженицына. Его идею писатель задумал во время отбывания срока за критику Сталина в лагере Экибастуз в начале 1950-х. На экранах кинотеатров – новый фильм режиссера Глеба Панфилова «Иван Денисович», поставленный по мотивам повести Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Выдающийся режиссер Глеб Панфилов экранизировал знаменитое произведение Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Фильм по мотивам произведения лауреата Нобелевской премии Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича» представляют автор сценария и режиссер Глеб Панфилов, актеры Филипп Янковский и Инна Чурикова. В конце сентября прошла премьера фильма режиссера Глеба Панфилова «Иван Денисович» по известному рассказу Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Фильм «Иван Денисович» режиссера Глеба Панфилова удостоен премии фестиваля «Золотой эфеб», который прошел в Палермо, сообщает ТАСС.