Тем не менее, молитвы за усопших играют важную роль в христианстве. Особое значение имеют дни поминовения, когда верующие молятся за умерших и стремятся очистить их души. Вера утверждает, что Всевышний простит прегрешения молящихся за души усопших, ибо последние уже не способны влиять на свою судьбу в потустороннем бытии.
Молитвы за усопших
Спасти от этого могут только молитвы близких. Каждый произнесенный текст будто очищает душу и отдаляет ее от страшной участи. После подобных мытарств новопреставленный предстает перед Господом, который и судит его, исходя из всего сделанного на земном пути. Если душа оказывается безгрешной, то ее забирают на небеса. В час Страшного суда она не будет подвергаться новому судилищу, ведь первоначальное решение остается неизменным. А вот душе, которая оказалась после частного суда в аду, остается только ожидать Страшного суда. В этот день Всевышний может изменить принятое ранее решение и свершиться это может в первую очередь благодаря текстам молитвы об усопших. Если близкие не забывают о душе покойного и продолжают молиться за нее и после первых сорока дней, то вполне могут вымолить у Господа новое назначение для нее.
По данной теме существует задокументированная монахами история. Однажды один из братьев не успел раскаяться во всех грехах и ушел в иной мир. Потом он стал сниться монахам в адском костре с лицом, искаженным муками. Они были очень удивлены и начали молиться за его душу. С каждым разом сны становились все светлее, а лицо покойного светилось умиротворением. Через некоторое время монах перестал сниться своим братьям, и они поняли, что смогли отмолить его душу. Молитвы в храме Какая молитва об усопших является самой эффективной, священнослужители вам не скажут.
Они твердо уверены, что любой молитвенный подвиг возымеет свое действие, если он совершается от чистого сердца и с любовью. Но в любом случае начинать необходимо с церковных богослужений. Их в память о покойном нужно заказывать как можно чаще, причем делать это можно практически в любой день, независимо от календарной даты. Обычно православные в храме ограничиваются тремя видами молитв. Незаменимой считается мольба об успокоении усопших, читаемая на литургии. Она является одной из самых коротких и очень легко запоминается. Наиболее эффективна такая молитва об усопшем до 40 дней, ее текст мы приводим ниже.
Важной является и панихида, имеющая свои определенные правила служения. Обязательно в этот момент родственники должны оставить в храме посильное пожертвование, выраженное в денежном эквиваленте. Практически все православные знают о том, что одной из самых сильных молитв является сорокоуст. Его нужно заказывать сразу же после смерти человека, ведь служится эта литургия на протяжении сорока дней. После этого срока можно еще раз заказать сорокоуст. Многие родственники заказывают такие службы на более длительный период. Он может длиться даже шесть или двенадцать месяцев.
Необходимо понимать, что любой из родственников умершего может прийти в храм и поставить свечу за его упокой. При этом необязательно читать специальную молитву, можно обратиться к Господу своими словами, идущими от сердца. Молитвы для дома Конечно, важно молиться в церкви, но не всегда это возможно делать ежедневно. Поэтому необходимо знать, какую молитву читают по усопшему до 40 дней в домашних условиях. На самом деле для этих целей подходят абсолютно все тексты, кроме них, можно подавать милостыню и совершать другие дела во имя Господа. Все они будут идти в зачет душе покойного и помогают ей в загробном мире. Священнослужители советуют провожать усопшего текстами из Псалтири.
Еще в древности апостолы рекомендовали произносить их для того, чтобы душа легче нашла путь на той стороне и сумела пройти все мытарства и искушения, предназначенные для нее. Считается, что подобное чтение окажет благоприятное воздействие на усопшего и успокоит его живых родственников. Слово Божие утешит всех тех, кто пребывает в скорби, и защитит душу покойного. Читать кафизму можно не одному человеку, а нескольким по очереди. Об этом можно договориться с родственниками и разделить тексты между ними. Важно делать это ежедневно, ведь Господу важнее именно молитвенный труд, а не деньги, которые вы можете пожертвовать храму. Священнослужители рассказывают, что в первые сорок дней душе и так сложно в новом мире, а молитва близких служит для них своеобразным маячком и показывает путь.
Несколько слов о молитвах на кладбище Не стоит забывать о том, что православные должны молиться во время погребения и каждый раз, приходя на могилу близкого человека. Кладбище — это особенное место, требующее почтения и соблюдения определенного ритуала. Хочется заметить, что родственники усопшего всегда должны содержать могилу в чистоте и порядке. Это является священной обязанностью каждого христианина. На месте погребения обязательно должен стоять крест. Его устанавливают, согласно традиции, в ноги усопшего, чтобы он всегда был обращен лицом к распятию. На могиле родственники должны зажечь церковную свечу и прочитать любую молитву, из тех, которые вам знакомы.
Ни в коем случае нельзя есть, пить и громко разговаривать на кладбище - это противоречит всем православным канонам. Особенно порицается оставление на могилах пищи и поминальной рюмки водки, данная традиция восходит своими традициями к языческим временам. Поэтому священнослужители остерегаю свою паству от подобного поведения. Примечательно, что молитва у могилы может иметь абсолютно любой характер.
После чтения канона священник произносит молитву, в которой просит Бога разрешить умирающего от всех уз, простить его прегрешения, ведомые и неведомые, как исповеданные, так и забытые или утаенные на исповеди из чувства стыда. В заключительных строках молитвы содержится прошение о том, чтобы Господь принял в мире душу умирающего и упокоил ее со святыми в вечных обителях.
В древности невозможно было представить, чтобы священника не было рядом с человеком, когда тот умирает. Однажды мой знакомый прихожанин серьезно заболел. Меня приглашали к нему домой каждую неделю — он причащался, исповедовался каждый раз как последний. Когда состояние ухудшилось, я его соборовал. В один момент стало очевидным, что человек уже умирает. Тогда я сказал ему и его жене, что могу прочитать канон «При разлучении души от тела», если они хотят.
Супруги согласились. Потом жена призналась, что это стало большим утешением для нее. Как молиться, если человек долго и мучительно умирает? На этот случай в требнике предусмотрен «Чин, бываемый на разлучение души от тела, егда человек долго страждет». К большому сожалению, желая помочь близкому человеку, зачастую родственники не священника зовут помолиться, а начинают сочинять суеверия — к примеру открывать двери и окна, чтобы облегчить страдания умирающему. Чин включает в себя псалмы 60-й, 142-й и 50-й, канон и две молитвы.
Из содержания канона видно, что его должны читать в присутствии близких умирающего. Он наполнен покаянными образами; некоторые его тропари написаны от лица умирающего, который обращается с просьбой о молитвах к святым и к окружающим его постель близким людям. В случае отсутствия рядом с умирающим священника канон из чина может прочитать мирянин. Человек умер. Какая первая молитва должна прозвучать о нем? Оно должно совершаться сразу после смерти христианина.
В идеале его читает священник, но в современной реальности это почти не практикуется и последование читают родственники новопреставленного. Если человек умер не дома и тела дома нет, то в день его смерти все равно читают этот канон. Почему важно поминать умершего в 3-й, 9-й и 40-й дни? Есть несколько вариантов объяснения. Эти дни можно воспринимать как этапы перехода в загробный мир. Вот как ангел объяснял это преподобному Макарию Александрийскому: с 1-го по 3-й день душа свободна и посещает дорогие в земной жизни места.
На 3-й она отправляется в райские кущи, а с 9-го до 40-го — проходит мытарства. Вторая версия представлена в Синаксаре мясопустном, где проводится такая аналогия: чем больше разрушается тело человека в земле, тем больше освобождается душа. Молитва призвана помочь душе быстрее освободиться. Еще один вариант объяснения: в 3-й день мы молимся в воспоминание воскресшего в 3-й день Спасителя, в 9-й — по благочестивому желанию Церкви, чтобы дух усопшего был причислен к девяти чинам ангельским, в 40-й — по ветхозаветному примеру оплакивания Моисея израильтянами на протяжении 40 дней, а также по сближению этого дня с днем Вознесения Господня. Зачем нужно отпевать усопшего?
И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет. Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него. А некоторые из них пошли к фарисеям и сказали им, что сделал Иисус.
Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом. Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб. Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ, и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино. С этого дня положили убить Его. Посему Иисус уже не ходил явно между Иудеями, а пошел оттуда в страну близ пустыни, в город, называемый Ефраим, и там оставался с учениками Своими. Приближалась Пасха Иудейская, и многие из всей страны пришли в Иерусалим перед Пасхою, чтобы очиститься. Тогда искали Иисуса и, стоя в храме, говорили друг другу: как вы думаете?
Первосвященники же и фарисеи дали приказание, что если кто узнает, где Он будет, то объявил бы, дабы взять Его«. Обыкновенно после этого веточки вербы, которые молящиеся держат в руках, окропляются святой водой и неважно попала ли на веточки вода — верба освящается благодатью Святого Духа. Те, кто не смог посвятить вербу с вечера, — могут сделать эту утром на молебне после литургии Иоанна Златоуста на протяжении шести недель по воскресеньям служилась литургия Василия Великого. В Лазареву субботу на трапезе разрешается вкушение рыбной икры, растительного масла, вина, а в праздник Входа Господня в Иерусалим Вербное воскресенье — также и саму рыбу.
Полгода — такого церковного поминовения не существует. Но не будет ничего плохого, если вы помяните и на полгода, например, прийдя в храм помолиться. Годовщина — это день памяти, когда мы — те, кто любил человека, — собираемся все вместе. Господь завещал нам: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них Мф. И совместное поминовение, когда мы читаем молитву о родственниках и друзьях, которые уже не с нами, — это яркое, звучное свидетельство перед Господом о том, что умершие не забыты, что их любят. Надо ли поминать в день рождения? Да, я считаю, что на день рождения человека поминать нужно. Момент рождения — один из значимых, великих этапов в жизни каждого, поэтому будет хорошо, если вы сходите в храм, помолитесь дома, съездите на кладбище, чтобы помянуть человека. Как поминать самоубийц? Вопрос по поводу отпевания и церковного поминовения самоубийц — очень неоднозначный. Дело в том, что грех самоубийства — один из тяжких. Это знак недоверия человека к Богу. Каждый подобный случай нужно рассматривать отдельно, потому что самоубийства бывают разные — осознанные или неосознанные, то есть в состоянии тяжелого психического расстройства. Вопрос, можно ли отпевать и поминать в храме крещеного человека, который покончил с собой, целиком лежит на ответственности правящего архиерея. Если трагедия случилась с кем-то из ваших близких, вам необходимо прийти к правящему архиерею той области, где жил почивший, и попросить разрешение на отпевание. Архиерей рассмотрит этот вопрос и даст вам ответ. Что касается домашней молитвы, то вы, безусловно, можете поминать человека, который покончил с собой. Но самое важное — в его честь и память творить добрые дела. Чем можно помянуть? Можно ли помянуть водкой? Почему поминают блинами? Тризны, поминальные трапезы, пришли к нам из глубины веков. Но в древности они выглядели по-другому. Это было угощение, застолье не для родственников умершего, а для нищих, калек, сирот, то есть тех, кто нуждается в помощи и никогда сам себе не сможет устроить подобную трапезу. К сожалению, со временем тризна превратилась из дела милосердия в обычное домашнее застолье, причем часто с обильным употреблением алкоголя... Разумеется, такие возлияния никакого отношения к настоящему христианскому поминовению не имеют и никак на посмертную судьбу покойного повлиять не могут. Как помянуть некрещеного? Человек, который не захотел соединить себя с Церковью Христовой, естественно, в храме поминаться не может. Его посмертная участь остается на усмотрение Господа, и мы здесь повлиять на ситуацию никак не можем.
Священник Николай рассказал, куда девается душа после 40-го дня
Сегодня, 26 апреля, Православная Церковь совершает память мученицы Фомаиды Александрийской (Египетской) (476). Главная» Новости» Родительские субботы в 2024 году православные поминальные в россии. Радоница — это родительский день. Православная молитва святому Архангелу Михаилу за усопших родственников и близких | Основные молитвы на О традициях молитвы за усопших, сложившихся в русской православной церкви, — протоиерей Игорь Пчелинцев. Православный журнал "Фома". Церковь постоянно молится об усопших, и для этого у нее есть несколько отдельных богослужений.
Молитвы об усопших
Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей имена и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное. Затем читают молитвы за усопших родителей, детей, об усопшем христианине и т.
Смерть — это проводница из временной телесной жизни в вечность. Смерть близкого человека — это всегда трагедия и боль для оставшихся. Помимо погребальных хлопот — похорон, отпевания, поминок и прочих дел, связанных с достойным прощанием, нужно обязательно читать молитву об усопшем до 40 дней. Ангела хранителя вам! Там вы найдете самые интересные вырезки из интервью батюшек, редкие молитвы, интересные факты о православии. Молитвы за усопших - Православный журнал «Фома» Наше земное бытие — приготовление к жизни будущей: «человекам положено однажды умереть, а потом суд» Евр.
Православное христианство, как и любая религия строится на общении с Богом через молитву.
Будем помнить, что это наибольшее благо, которое мы можем оказать тем, кто нам дорог. Вот как говорится о поминовении на литургии в Послании восточных Патриархов: «Мы веруем, что души людей, впавших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но покаявшихся еще до разлучения с настоящей жизнью, только не успевших принести никаких плодов покаяния такими плодами могли быть их молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушение, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним , — души таких людей нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, надежды на облегчение. Облегчение же они получают по бесконечной благости Божией через молитвы священников и благотворения, совершаемые за умерших, а особенно силою бескровной жертвы, которую, в частности, приносит священнослужитель для каждого христианина за его близких, и вообще за всех повседневно приносит Кафолическая и Апостольская Церковь». Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения — «О упокоении», после чего крупным, разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже отвечать на вопрос «кого? Все имена должны быть даны в церковном написании например, Татианы, Алексия и полностью Михаила, Любови, а не Миши, Любы.
Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких. Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в ценах заказные или простые записки отражает лишь разницу в сумме пожертвования. Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении. Как было сказано выше, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор. Во время же заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о близких.
Молитва будет действеннее, если поминающий сам в тот день причастится Тела и Крови Христовой. После литургии можно отслужить панихиду. Панихида служится перед кануном — особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких. Весьма важно после кончины заказать в храме сорокоуст — непрестанное поминовение за литургией в течение сорока дней. По его окончании сорокоуст можно заказать вновь. Существуют и длительные сроки поминовения — полгода, год.
Некоторые монастыри принимают записки на вечное пока стоит обитель поминовение или на поминовение во время чтения Псалтири таков древний православный обычай. Чем в большем количестве храмов будет возноситься молитва, тем лучше для нашего ближнего! Весьма полезно в памятные дни усопшего жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться о нем. На канун можно приносить жертвуемую снедь. Нельзя лишь приносить на канун мясную пищу и спиртное кроме церковного вина. Самый простой вид жертвы за усопшего — свеча, которая ставится о его упокоении. Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших усопших близких — это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.
Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе — все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа. Домашняя молитва за близких, в том числе и умерших, — долг всякого православного. Святитель Филарет, митрополит Московский, так говорит о молитве за усопших: «Если всепроницательная Премудрость Божия не возбраняет молиться за умерших, не значит ли это, что еще позволено бросить веревку, хотя не всегда достаточно надежную, но иногда, а может быть и часто, спасительную для душ, отпавших от берега временной жизни, но не достигших вечного пристанища? Спасительную для тех душ, которые колеблются над бездной между телесной смертью и последним судом Христовым, то поднимаясь верой, то погружаясь делами, недостойными ее, то возвышаясь благодатью, то низводясь останками поврежденной природы, то возносясь Божественным желанием, то запутываясь в грубой, еще не совсем совлеченной одежде земных помышлений... Особенно усердно следует молиться об умершем в первые сорок дней после его кончины. Как уже было указано в разделе «Чтение Псалтири по усопшим», в этот период очень полезно читать о почившем Псалтирь, хотя бы по одной кафизме в день.
Можно так-же рекомендовать чтение акафиста о упокоении усопших. Вообще, Церковь заповедует нам каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях.
Они могут помочь им и изменить их участь в будущей жизни. Если бы пред нашими очами отверзлись вдруг врата вечности, то мы увидели бы, как миллионы душ протягивают свои руки к живущим на земле, безмолвно прося их помощи в облегчении своей участи в потустороннем мире". Душа человеческая сотворена бессмертной, она не умирает вместе со своим телом и после разлучения с ним, то есть после физической смерти, предстает перед Богом на частный суд. Пройдя этот частный суд, до всеобщего воскресения и Страшного суда душа пребывает в ожидании своей вечной участи. Где именно пребывает? Нам знать не дано. Но раз душа бессмертна, раз она "пребывает", пусть даже и неизвестно где, значит, она не только находится в зоне доступа наших молитв, но и нуждается в них. Двухтысячелетний опыт Церкви свидетельствует: загробная участь человека до Страшного суда не предрешена окончательно, и молитва живых, молитва, исполненная горячей и искренней любовью, способна эту участь изменить.
Что делать на Радоницу нельзя? Но не стоит формально относиться к церковному поминовению - заказал записку в храме, и пусть они там молятся. Профессор Московской духовной академии А. Осипов так объясняет, почему важна личная молитва за усопшего и недостаточно просто заказать поминовение. Хотим без труда над собой вынуть рыбку из пруда… Если у меня много денег - так хоть во все монастыри пошлю, в храмы, всем батюшкам и матушкам! И это называется - я помолился. Там кто-то вместо меня помолится, а я при этом палец о палец не ударю, чтобы ради любимого!
Диалог с Николаем Каровым
Заупокойные молитвы Молитва детей за усопших родителей Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Как молиться за усопших на пасхальной неделе? Православный журнал "Фома".
Молитва об усопших за упокой души
Важнейшая составляющая праздника – молитва за усопших, помин души умерших близких. Православный журнал "Фома". Церковь постоянно молится об усопших, и для этого у нее есть несколько отдельных богослужений. Для Усопших Христиан Существует Чин Соборной молитвы — отпевание. Что касается молитвы, из древности идет обычай молиться усопшим христианам или, точнее, просить их, чтобы они молились Богу. За усопшего без покаяния молятся Христу, также за некрещеных молятся келейно на Псалтири, часто читается молитва святому Уару (о самоубийцах, умерших младенцах, некрещеных взрослых и детях). Предлагаемый вниманию читателей сборник «У Бога все живы» рассказывает о православном обряде погребения, о том, как должно совершаться поминовение усопших по Уставу и традиции Православной Церкви; приводятся молитвы за усопших.
Как молиться за умерших. Сорокоуст
Православный журнал «Фома» дает более простую версию, удобную для чтения на современном русском. Тексты православных молитв и богослужений - Молитвы. Многие православные читают дома молитвы об усопших, текст которых можно взять в любом храме.
Молитва последование по исходе души от тела
Это поминальные записки для литургии в церкви, это молитва возле иконы. Можно символическую. Помыслы должны быть чисты, и ничто не должно отвлекать от мысленного общения с Богом. Пресвятая Владычице Богородице!
Разъяренный твердостью святой Фомаиды, он в безумии схватил меч и стал угрожать ей смертью. Но святая Фомаида твердо ответила: «Если ты даже рассечешь меня надвое, я не отступлю от заповеди Господней». Ослепленный страстью свекор взмахнул мечом и рассек святую Фомаиду. Святая приняла мученическую кончину за свое целомудрие и верность заповеди Божией в 476 году. Убийцу постигла Божия кара: он мгновенно ослеп и не мог найти двери, чтобы убежать.
Утром пришли друзья мужа святой. Они открыли двери и увидели тело святой Фомаиды и окровавленного слепого старика. Убийца сам сознался в своем злодеянии и просил осудить его на смертную казнь. В то время в Александрию пришел из пустынного скита преподобный Даниил. Он велел монахам ближнего Октодекадского монастыря принести тело мученицы и похоронить в монастырской усыпальнице. Некоторые из монахов недоумевали, как можно хоронить женщину вместе с монахами. Преподобный Даниил сказал: «Эта отроковица — мне и вам мать.
Молитвы за всякого усопшего христианина Если вы хотите, чтобы умерший попал в лучшее место, то нужно за него молиться, ведь это верный путь к тому, чтобы вердикт изменили в пользу лучшего варианта. Но за самоубийц можно молиться только в том случае, если священник благословил вас на это.
Также за самоубийц запрещено подавать какие-либо записки. Поминки — означают поминовение. Молитвы за усопших: поминальные, за упокой души, о новопреставленном Рождение жизни может быть случайностью в глазах людей, но смерть является закономерностью. Поминки или поминовение усопших — это собрание близких покойному людей для произнесения молитвы за упокой его души, обсуждения совершённых им при жизни праведных дел и выражение любви преставившемуся. Поминовение традиционно происходит за трапезным столом.
Ведь молитва об усопших является частью молитословия. Поминовение усопших.
Молитвы, традиции , вечная память По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике — все это дань традициям, пусть и благочестивым. Но вечно живая душа почившего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога. Вот -почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего — долг всякого православного христианина.
Молитвы на кладбище, как поминать усопшего
Во время будних дней Великого поста обычная Литургия не совершается, если нет большого праздника, — соответственно, и литургическое поминовение усопших тоже происходит реже. Чтобы не лишать усопших нашей соборной молитвы о них, Церковь установила три особых дня для их сугубого поминовения. Это субботы 2-й, 3-й и 4-й недель поста. Правда, в 2024 году таких дней два, так как вторая Родительская суббота 6 апреля совпала с днем предпразднства Благовещения Пресвятой Богородицы, поэтому заупокойное богослужение было отменено.
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. И ныне и присно и во веки веков. Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Поклон Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится: обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему. Яко ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою. На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и; покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его; долготою дний исполню его, и явлю ему спасение Мое. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. Трижды Тропарь, глас 4-й: Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Ты еси Бог, сошедый во ад, и узы окованных разрешимый, Сам и душу раба Твоего упокой. Едина Чистая и непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися душе его. Седален, глас 5-й: Покой, Спасе наш, с праведными раба Твоего, и сего всели во дворы Твоя, якоже есть писано, презирая, яко Благ, прегрешения его вольная и невольная, и вся яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче. Кондак, глас 8-й: Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Икос: Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека, земнии убо от земли создахомся, и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя и рекий ми: яко земля еси, и в землю отъидеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Господи, помилуй Трижды , благослови. Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему имя , и сотвори ему вечную память. Вечная память. Трижды Душа его во благих водворится, и память его в род и род. Короткая молитва об усопшем Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей имена их , и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное. Молитвы об усопших на русском Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежде жизни вечной усопшую раба -у Твоего Твою имя , и как Благой и Человеколюбец, прощающий грехи и беззакония, отпусти и прости все вольные его её согрешения и невольные, избавь его её от вечных мук и огня геенского, и даруй ему ей причастие и наслаждение вечными Твоими благами, уготованных любящим Тебя: ведь хотя и согрешил а он а , но не отступил а от Тебя, и без сомнения в Отца и Сына и Святого Духа, Бога в Троице славимого, веровала, и Троицу Единосущную православно даже до последнего своего издыхания исповедовала. Молитвы об усопших на церковно-славянском Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго раба Твоего имя, и яко благ и человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, возставляя его во святое второе пришествие Твое в причастие вечных Твоих благ, ихже ради в Тя Единаго верова, истиннаго Бога и Человеколюбца. Молитвы за некрещеных усопших Молитва об умершем некрещеным, св. Молитва о новопреставленном усопшем Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго новопреставленного раба Твоего или рабы Твоей , имярек, и яко благ и человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, возставляя его во святое второе пришествие Твое в причастие вечных Твоих благ, ихже ради в Тя Единаго верова, истиннаго Бога и Человеколюбца. Молитвы о прощении грехов усопшего Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего имя , и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Молитвы об усопших воинах Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: воинов имена их , и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.
Обычай молиться за усопших Церковь приняла от самих апостолов и во все времена молилась и будет молиться за них до скончания века. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Не напрасно узаконено апостолами поминать умерших при Страшных Тайнах. Они знали, что великая бывает от того польза для усопших, великое благодеяние». Святые отцы и учители Церкви всех времен проповедовали в слух всех о том, что возможна перемена участи усопших до Суда Всеобщего. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Есть возможность облегчить наказание умершего грешника. Если будем творить частые молитвы за него и раздавать милостыню, то, хотя бы он был и недостоин сам по себе, Бог услышит нас». И у блаженного Августина читаем: «Не надобно отвергать того, что души умерших получают облегчение от благочестивых, когда приносится за них Жертва Ходатая или раздается милостыня для их пользы, но такие дела благочестия приносят пользу только тогда, когда умершие заслужили, чтобы те были полезны… Подлинно, есть образ жизни, который не столько чист, чтобы не требовал помощи по смерти, и не столько худ, чтобы не послужило ему это по смерти в пользу». Много имеется примеров, когда усердная молитва за усопших избавляла их от мучительного состояния… Поэтому, дорогие мои, пока остается на земле воинствующая Церковь, пособиями ее участь умерших грешников еще может изменяться на лучшее. Как много утешений для скорбного сердца, как много света для недоумевающего ума в христианстве! Лучи света льются из него и в мрачное царство мертвых. Дорогие братия и сестры, благость Спасителя предоставила нам средства облегчать участь умерших братий, не будем же невнимательны к воле Благости Небесной, не будем жестоки и к ближним своим. Будем творить для них возможное для нас, будем молиться за них молитвами Святой Церкви, будем подавать за них милостыню. Если не для них, то для себя будем милостивы. Ведь разве будет к нам милостив Господь, когда мы были немилостивы к искупленным Кровию Его? Останемся ли мы и воистину христианами, если не будем творить дел любви?
Сам, Господи, упокой души усопших раб Твоих: святейших патриархов, преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов, во священническом, церковном и монашеском чине Тебе послуживших; создателей святаго храма сего, православных праотец, отец, братий и сестер, зде и повсюду лежащих; вождей и воинов за веру и отечество живот свой положивших, верных, убиенных е междоусобной брани, утонувших, сгоревших, на мразе замерзших, растерзанных зверьми, без покаяния внезапно скончавшихся и не успевших примириться с Церковью и со своими враги; в изступлении ума самоубиенных, тех, о коих заповедали и просили ны молитися, о коих несть кому молитися и верных, погребения христианскаго лишенных имя в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, содеянное ими словом или делом или помышлением, яко благий Человеколюбец Бог прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо еси един кроме греха, правда Твоя — правда во веки, и слово Твое — истина. Яко Ты еси воскресение и живот, и покой рабу Твоему, имя , Христе Боже наш. И Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь. Ты плачущих утешение, сирых и вдовиц заступление. Ты рекл еси: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя. Во дни скорби своея прибегаю к Тебе аз и молюся Ти: не отврати лица Твоего от мене и услыши моление мое, приносимое Тебе со слезами. Ты, Господи Владыко всяческих, благоволил еси сочетати мя с единым из рабов Твоих, во еже быти нам едино тело и един дух; Ты дал еси мне сего раба, яко сожителя и защитника. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти от мене сего раба Твоего и оставити мя едину. Преклоняюся пред сею Твоею волею и к Тебе прибегаю во дни скорби моея: утоли печаль мою о разлучении с рабом Твоим, другом моим. Аще отъял еси его от мене, не отыми от мене Своея милости. Яко же некогда приял еси вдовицы две лепты, тако приими и сие моление мое. Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего имя , прости ему все согрешения его, вольная и невольная, аще словом, аще делом, аще ведением и неведением, не погуби его со беззаконми его и не предаждь вечной муке, но по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих ослаби и прости вся согрешения его и вчини его со святыми Твоими, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Молю и прошу Тя, Господи, даруй ми во вся дни жизни моея не преставати молитися о усопшем рабе Твоем, и даже до исхода моего просити у Тебе, Судии всего мира, оставления всех согрешений его и вселения его в Небесные обители, яже еси уготовал любящим Тя. Яко аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно Отца и Сына и Святаго Духа православно даже допоследняго своего издыхания исповеда; тем же веру его, яже в Тя, вместо дел ему вмени: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты един кроме греха, и правда Твоя — правда во веки. Верую, Господи, и исповедую, яко Ты услышиши моление мое и не отвратиши лица Твоего от мене. Видя вдовицу, зельне плачущу, умилосердився, сына ея, на погребение несома, воскресил еси: тако умилосердився, утиши и скорбь мою. Яко же отверзл еси рабу Твоему Феофилу, отшедшему к Тебе, двери милосердия Твоего и простил еси ему прегрешения его по молитвам Святыя Церкве Твоея, внемля молитвам и милостыням супруги его: сице и аз молю Тя, приими мое моление о рабе Твоем и введи его в жизнь вечную.