В соответствии с новой нормой ликвидация организации, отнесенной к субъектам МСП, теперь может осуществляться по решению ее учредителей и участников без создания ликвидационной комиссии и утверждения промежуточного и ликвидационного баланса. 1. Добровольная ликвидация: по решению участников юридического лица. В этом случае имущество распределяется ликвидатором (ликвидационной комиссией), который назначается общим собранием участников. Второй вариант — изучить порядок ликвидации юридического лица и все необходимые шаги выполнить самостоятельно.
Упрощенная ликвидация ООО и других юридических лиц с 1 июля 2023 года
Тем не менее, многие нотариусы отказываются заверять заявления о ликвидации, если нет разрешения Правительственной комиссии, поэтому необходимо учитывать этот фактор при планировании процесса. Заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме N Р15016 (с заверенной нотариально подписью ликвидатора или председателя ликвидационной комиссии). В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. С июля меняется порядок ликвидации организаций малого и среднего бизнеса.
Упрощенная ликвидация организации в 2023 году: кто и как может применять
С июля 2023 введен упрощенный порядок ликвидации субъектов малого и среднего предпринимательства — без ликвидационной комиссии и множества заявлений. В соответствии с новой нормой ликвидация организации, отнесенной к субъектам МСП, теперь может осуществляться по решению ее учредителей и участников без создания ликвидационной комиссии и утверждения промежуточного и ликвидационного баланса. Работа ликвидационной комиссии юридического лица Ликвидация компании означает исключение сведений о юридическом лице из реестра и полное прекращение его. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (либо ликвидатора). Поставить в известность налоговиков о ликвидации ООО и формировании ликвидационной комиссии необходимо в течение трех дней после принятия соответствующего решения (п. 1 ст. 62 ГК РФ). Кроме того, нужно сформировать ликвидационную комиссию или назначить лицо, ответственное за процедуру ликвидации (ликвидатор).
Ликвидация некоммерческих организаций
Включение в состав ликвидационной комиссии руководителя ликвидируемого юридического лица необязательно. При ликвидации к председателю и к ликвидационной комиссии в целом переходят обязанности директора юридического лица. После начала ликвидации к ликвидатору или ликвидационной комиссии переходят все полномочия по дальнейшим действиям компании, в том числе право распоряжения денежными средствами компании. Полномочия ликвидационной комиссии юридического лица.
Новый порядок осуществления выплат работникам при ликвидации организации
– Кроме того, нахождение организации-должника в стадии ликвидации и работа ликвидационной комиссии не должны лишать заявителя-кредитора, в качестве которого может выступать ФНС России, права на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании. принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом. Ликвидационная комиссия обязана представлять в налоговый орган декларации по каждому из налогов, подлежащих уплате в бюджет до момента ликвидации организации.
НАША ПРАКТИКА. Компания ликвидирована, имущество осталось. Как оформить права на активы?
Кроме того, для опубликования объявления о ликвидации кредитной организации, в том числе в случае ее добровольной ликвидации в «Вестнике Банка России», ликвидационная комиссия, в соответствии с Указанием Банка России от 22. Данное объявление содержит в том числе информацию о порядке и сроке предъявления требований кредиторами к кредитной организации. После получения кредитной организацией уведомления об аннулировании лицензии кредитная организация прекращает направлять в Банк России отчетность, предусмотренную Указанием Банка России от 08.
Заявление следует подавать в арбитражный суд по месту нахождения регистрирующего органа — инспекции по месту регистрации общества. Это связано с тем, что именно инспекция выступает заинтересованным лицом ответчиком.
Но встречается и иная судебная практика, где ответчиком выступает само общество, а инспекцию привлекают в качестве третьего лица15. Кто подает заявление. Ликвидационная комиссия ликвидатор от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде16. Однако вопрос, кто должен выступать заявителем в рассматриваемом случае, неоднозначный.
В практике встречаются следующие заявители: — ликвидатор общества17; — общество в лице ликвидатора или просто общество18. В одном из дел суд попросил представить правовое обоснование подачи заявления обществом, а не его ликвидатором19. Но требования от имени общества о продлении срока ликвидации суд удовлетворил. Практика, в которой суд оставил бы заявление о продлении срока ликвидации без рассмотрения, поскольку оно подано неуполномоченным лицом, не обнаружена.
Таким образом, однозначного ответа, кто должен подать заявление о продлении срока ликвидации, нет. Например, в Москве большинство заявлений подано от имени общества в лице ликвидатора. В Новосибирской области заявлений от имени ликвидатора зарегистрировано больше. Поэтому рекомендуем предварительно ознакомиться с практикой в вашем регионе.
Рекомендуем также подписать заявление лично от имени ликвидатора общества, чтобы не возникло вопросов относительно полномочий по подписанию заявления и оснований для оставления его без рассмотрения. После направления копии заявления в инспекцию попробуйте связаться с правовым отделом инспекции и предложите ему своевременно представить отзыв, в котором он указывает, что не против ликвидации. Такой отзыв позволит разрешить дело быстрее, поскольку у суда будет меньше вопросов к заявителю.
Подробнее можно почитать в статье на сайте Ассоциации. Ожидание истечения срока, установленного в публикации Сообщение в Вестнике должно содержать информацию о времени, предоставленном кредиторам на направление требований в адрес ООО. Законом установлен минимальный срок — это 2 месяца со дня выхода публикации можно предусмотреть больший срок.
Несмотря на то, что формально это этап пассивного ожидания, мы выделили его отдельно, чтобы обратить внимание на следующие моменты: Важно понимать, что ликвидирующаяся компания не утрачивает обязанности по сдаче отчетности. Кроме того, разумно пройти сверку по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, во избежание сложностей на финальных этапах. Выездная налоговая проверка ВНП — реальный риск при ликвидации, она может быть назначена вне зависимости от того, как давно проводилась предыдущая.
На практике в отношении «нулевых» компаний налоговики обычно не проводят проверок. Однако, к вероятной ВНП следует подготовиться и привести в порядок дела и документацию. Ознакомьтесь с актуальным материалом о выездной налоговой проверке.
Заблаговременно должны быть решены текущие вопросы, в том числе с контрагентами и сотрудниками организации. Промежуточный ликвидационный баланс ПЛБ Регистрировать ПЛБ допускается только по истечении времени, отведенного на предъявление требований к организации. Полный список ограничений при регистрации промежуточного ликвидационного баланса закреплен в пункте 4 ст.
На регистрацию по данному этапу достаточно подать только форму о подготовке промежуточного ликвидационного баланса с удостоверенной нотариусом подписью заявителя РЛК. Однако, подготовить сам ПЛБ и решение о его утверждении рекомендуется для внутреннего документооборота и похода к нотариусу.
В качестве участников ликвидационной комиссии могут выступать: сотрудники организации; сотрудники, принятые специально для участия в процессе ликвидации. К ликвидационной комиссии переходят все полномочия по управлению Обществом. Чтобы принять решение о ликвидации, следует провести собрание участников по общим правилам: зарегистрировать участников, определить кворум, огласить повестку дня. За решение о ликвидации все участники общества должны проголосовать единогласно абз.
В законе нет критериев, когда нужно назначать ликвидатора, а когда — ликвидационную комиссию. Компания вправе решить этот вопрос по своему усмотрению. Рекомендуем назначить комиссию, когда нужно проводить инвентаризацию, собирать конкурсную массу, разыскивать имущество, уведомлять больше 100 кредиторов. В комиссию можно включить тех, кто проведет ликвидацию, — учредителей, директора, главного бухгалтера, руководителей юридического департамента и отдела кадров. Когда в компании нет сотрудников с нужной квалификацией или не хватает средств на содержание комиссии, рекомендуем назначить ликвидатора. Это может быть руководитель ООО.
Шаг второй: подача уведомления о ликвидации и публикация сообщения о ликвидации Далее необходимо подготовить уведомление о ликвидации ООО. Для этого нужно заполнить форму N Р15001. В ней указываются: решение о ликвидации; сведения о ликвидационной комиссии; сведения о заявителе уведомления заявителем может быть либо руководитель ликвидационной комиссии, либо один из учредителей. Теперь при регистрации фирмы можно выбрать типовой устав. Помимо этого, утверждена новая форма заявления уведомления о ликвидации юрлица. В частности, заявитель должен будет подтвердить, что работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации, произведены все установленные трудовым законодательством выплаты.
Ликвидация предприятия: порядок и сроки процедуры закрытия фирмы
Как правило, перечень предъявленных кредиторами требований и результаты их рассмотрения ликвидационной комиссией приводятся в приложении к балансу, полученный документ пронумеровывается, прошивается и скрепляется печатью на обороте. Таким образом, исходя из требований к промежуточному ликвидационному балансу, можно утверждать, что нулевым он быть никак не может. Промежуточный ликвидационный баланс утверждают учредители участники юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации. В некоторых случаях промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом. Такой порядок предусмотрен п. Обратите, внимание, что не стоит утверждать промежуточный ликвидационный баланс, если имеет место хотя бы одно из следующих обстоятельств: суд принял к производству исковое заявление кредитора к ликвидируемому обществу, и решение по этому делу иной судебный акт, завершающий производство по делу еще не вступило в законную силу; в отношении ликвидируемого общества проводят выездную налоговую проверку, и итоговый документ по ней еще не вступил в силу.
Закон прямо не запрещает утвердить промежуточный ликвидационный баланс в каждом из таких случаев. Однако при наличии хотя бы одного из них подать уведомление в налоговый орган о составлении промежуточного ликвидационного баланса нельзя подп. А достоверность ликвидационного баланса является необходимым условием регистрации ликвидации организации. Порядок составления промежуточного ликвидационного баланса описали эксперты КонсультантПлюс. Оформите пробный доступ к системе и переходите в ответ эксперта.
Это бесплатно. Ликвидационный баланс должен быть нулевым или нет После того, как все расчеты с кредиторами завершены, составляется уже ликвидационный баланс, который также должен быть утвержден учредителями участниками юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица п. И здесь опять встает вопрос: «Ликвидационный баланс должен быть нулевым или нет»? Ответ на этот вопрос неоднозначный. Дело в том, что на настоящий момент не выработано единого методологического подхода, закрепленного в НПА, к порядку составления показателей окончательного ликвидационного баланса.
Кроме того, ст. В ней говорится только о том, что оба эти действия должны произойти после погашения кредиторки. Также затрудняет ответ на вопрос «Ликвидационный баланс должен быть нулевым или нет?
В связи с этим уведомление о принятии юридическим лицом решения о ликвидации по форме Р 15016, установленной Приказом ФНС России от 31. Публикация объявлений в «Вестнике Банка России» осуществляется бесплатно. Кроме того, для опубликования объявления о ликвидации кредитной организации, в том числе в случае ее добровольной ликвидации в «Вестнике Банка России», ликвидационная комиссия, в соответствии с Указанием Банка России от 22.
Ранее на это отводилось 2 месяца, теперь — 3 месяца со дня опубликования регистрирующим органом решения о предстоящем исключении. Таким образом, срок упрощенной ликвидации будет составлять не менее трех месяцев. Нужно заметить, что и после исключения ликвидированной организации из ЕГРЮЛ кредиторы и иные лица могут обжаловать этот факт в судебном порядке. Еще одна важная новелла, введенная законом: заявление о ликвидации юридического лица в упрощенном порядке подается только один раз, а не трижды, как это предусмотрено общей процедурой! Напомним, при «обычной» ликвидации сначала представляется заявление организации о намерении ликвидироваться, затем публикуются необходимые объявления в «Вестнике государственной регистрации и на «Федресурсе» подробнее об этом читайте ниже , далее следует 2-месячная пауза для обращений потенциальных кредиторов, и лишь после этого в регистрирующий орган представляются еще 2 заявления — первое с приложением промежуточного ликвидационного баланса, второе — о завершении ликвидации с ликвидационным балансом. Новым законом необходимость подачи второго и третьего заявления исключена. Впрочем, не следует забывать, что пока процесс ликвидации не окончен пока запись об исключении юрлица не внесена в ЕГРЮЛ , организация не освобождается от обязанности сдавать отчеты и налоговые декларации, как и любое действующее предприятие. Другие же положения закона пока вызывают вопросы, ответы на которые даст только практика его применения. В обновленном порядке ликвидации отсутствует понятие «ликвидационная комиссия». Соответственно, возникает вопрос, потребуется ли ее создавать?
Дополнительные выплаты в связи с увольнением по названным статьям возможны в ситуации, когда у уволенного возникли проблемы с трудоустройством: если длительность периода трудоустройства работника превышает один месяц, работодатель обязан выплатить ему средний месячный заработок за второй месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц; в исключительных случаях по решению органа службы занятости населения работодатель обязан выплатить работнику средний месячный заработок за третий месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц, при условии что в течение 14 рабочих дней со дня увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен в течение двух месяцев со дня увольнения. Для того чтобы получить выплаты: за второй месяц — уволенный работник вправе обратиться в письменной форме к работодателю за выплатой среднего месячного заработка за период трудоустройства в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания второго месяца со дня увольнения; за третий месяц — работник вправе обратиться за выплатой после принятия решения органом службы занятости населения, но не позднее 15 рабочих дней после окончания третьего месяца со дня увольнения. При обращении уволенного работника за указанными выплатами работодатель производит их не позднее 15 календарных дней со дня обращения. Единовременная компенсация. Взамен выплаты среднего месячного заработка за период трудоустройства работодатель вправе выплатить работнику единовременную компенсацию в размере двукратного среднего месячного заработка. Если работнику уже была произведена выплата среднего месячного заработка за второй месяц со дня увольнения, единовременная компенсация выплачивается ему с зачетом указанной выплаты. К сведению: при ликвидации организации средний месячный заработок за период трудоустройства и или единовременная компенсация в любом случае должны быть выплачены до завершения ликвидации организации в соответствии с гражданским законодательством порядок ликвидации юридического лица прописан в ст. Установление повышенного размера пособий и компенсаций. Трудовым или коллективным договором могут устанавливаться повышенные размеры выходных пособий и единовременной компенсации, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ. Такие случаи перечислены в ст.
Как ликвидировать ООО: пошаговая инструкция
Ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества общества с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений в том случае, когда денежных средств общества недостаточно для удовлетворения требований кредиторов. ГК РФ п. Для расчетов с кредиторами используются главным образом денежные средства. Но в то же время законодательство не устанавливает прямых запретов на удовлетворение требований кредиторов не деньгами, а иным имуществом, если, например, соответствующий кредитор дает на это свое согласие. Если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность может быть погашена учредителями участниками указанной организации. В случае, если после продажи имущества общества с публичных торгов средства, достаточные для расчетов с кредиторами, не будут получены, то такое общество может быть ликвидировано только в порядке для предприятий-банкротов ст. Пройти налоговую проверку Получив уведомление о начале ликвидации, налоговая инспекция, являясь потенциальным кредитором организации в случае недоначисления налогов, может начать проверять ликвидируемое предприятие. Налоговая проверка проводится по всем налогам вне зависимости от времени проведения предыдущих проверок. Налоговая проверка проводится за последние 3 три календарных года. Налоговая проверка является выездной.
При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр обследование производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода, либо связанных с содержанием объектов налогообложения. На основании актов сверки с налоговыми органами и актов документальной проверки расчетов определяется сумма задолженности организации. Что и как проверяет налоговая инспекция? Составить Промежуточный Ликвидационный баланс Как составить промежуточный ликвидационный баланс После окончания срока для предъявления кредиторами своих требований ликвидационная комиссия ликвидатор составляет Промежуточный ликвидационный баланс ПЛБ. ПЛБ рекомендуется составлять по форме бухгалтерского баланса. При заполнении заголовок "Бухгалтерский баланс" нужно заменить на "Промежуточный ликвидационный баланс". ПЛБ должен содержать сведения о составе имущества организации, перечне требований кредиторов, результаты их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных решением суда. Информацию об указанных перечнях требований на практике указывают в приложении к ПЛБ в произвольной форме. В приложении "Перечень требований, предъявленных кредиторами к ликвидируемой организации, и результатах их рассмотрения ликвидационной комиссией" указываются: наименование кредитора, реквизиты документов, по исполнению которых имеется задолженность, сумма задолженности, решение об удовлетворении, принятое ликвидационной комиссией удовлетворить или отказать.
Такое приложение к ПЛБ должно содержать все предъявленные кредиторами требования, в том числе и те, в удовлетворении которых было отказано. Указанное приложение к ПЛБ может содержать текст: В связи с отсутствием предъявленных кредиторами требований их рассмотрение ликвидационной комиссией не производилось; На дату составления промежуточного ликвидационного баланса требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, не имеется. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается участником участниками ООО ст. Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса Регистрирующий орган уведомляется о составлении промежуточного ликвидационного баланса ст. Заявителем при подаче уведомления формы по данному основанию также является руководитель ликвидационной комиссии или ликвидатор. Представлять в регорган сам промежуточный ликвидационный баланс законодательство не требует. Даже при отсутствии задолженности перед кредиторами общество должно опубликовать сообщение в в журнале "Вестник государственной регистрации", составить промежуточный ликвидационный баланс и уведомить об этом регорган. Произвести расчеты с кредиторами Со дня направления регистрирующему органу промежуточного баланса ликвидационная комиссия производит денежные выплаты кредиторам общества в следующей очередности: требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда; расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам; расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды; расчеты с другими кредиторами. Составить и сдать Ликвидационый баланс После осуществления расчетов с кредиторами ликвидационной комиссией ликвидатором составляется ликвидационный баланс, который также утверждается единственным участником общества ст.
Оба ликвидационных баланса промежуточный и "финальный" могут быть составлены и утверждены одновременно. Мы уже говорили, что законодательством специальные формы ликвидационных балансов не утверждены, промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс могут быть составлены на основе действующей формы бухгалтерского баланса.
Сайт «Вестника государственной регистрации» В сообщении нужно указать срок, в течение которого кредиторы могут обратиться в ООО с требованиями вернуть долги. Срок выбирает ликвидатор с учетом, что он не может быть меньше двух месяцев. Отсчет начинается с момента публикации. Если кредитор пропустил указанный срок, он сможет попробовать вернуть долги только через суд.
Чтобы разместить сообщение, нужно зарегистрироваться на сайте «Вестника», оплатить публикацию и приложить документы: лист записи из ЕГРЮЛ, сопроводительное письмо и доверенность по форме «Вестника». Документы можно подать с помощью квалифицированной или простой электронной подписи «Картотека». Если не получается оформить подпись, можно подать онлайн-заявку, а потом привезти оригиналы документов в региональное представительство.
Председатель ликвидационной комиссии несет за свою деятельность административную, субсидиарную и уголовную ответственность. В случае, если компания несет убытки, он должен будет возместить их вместе с другими членами комиссии. Этапы формирования ликвидационной комиссии К формированию ликвидационной комиссии можно приступить после того, как было вынесено решение о ликвидации организации.
Процесс делится на следующие этапы: Принятие решения о ликвидации юридического лица. Это решение необходимо оформить в виде протокола собрания, где указывается количество участников, количество проголосовавших, вынесенное решение и его причины.
Однако форма бланка заявления, в котором было бы возможно отобразить перечисленную информацию, на данный момент отсутствует. Существующая форма Р15016 «Заявление уведомление о ликвидации юридического лица», подаваемая при ликвидации в общем порядке, необходимых для этого полей не содержит.
Надеемся, новая форма заявления для упрощенной ликвидации, а также порядок ее заполнения, будут разработаны и утверждены ФНС России к дате начала действия закона. В пункте 9 закона указано цитата : Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления возражений против предстоящего исключения кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц далее в настоящей статье — возражения , с указанием адреса, по которому могут быть направлены возражения. Здесь, очевидно, имеется ввиду необходимость публикации объявления о ликвидации юридического лица в специальном издании — «Вестнике государственной регистрации».
Это требование содержалось и в прежней редакции закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Однако было также и другое требование: наряду с публикацией в печатном издании, также разместить объявление о ликвидации в интернете, на сайте «Федресурс» Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности. Без подобной публикации регистрирующий орган отказывал в ликвидации на ее завершающем этапе. Необходимо ли размещение вышеупомянутого объявления на «Федресурсе» при упрощенной ликвидации — пока вопрос также без ответа.
Шаг 2. Публикация на Федресурсе
- Какой закон обязывает публиковать сведения о ликвидации в Вестнике
- Как закрыть ООО в 2024 самостоятельно с долгами и без: пошаговая инструкция
- Какой закон обязывает публиковать сведения о ликвидации в Вестнике
- Эксперты оценили новый порядок ликвидации бизнеса
- Защита документов
Упрощена процедура ликвидации ООО
- Порядок и сроки опубликования в Вестнике сообщения о ликвидации
- Отмена решения о ликвидации юридического лица
- Ликвидация юридического лица: кто заявитель?
- Отчетность при упрощенной ликвидации ООО
- Упрощенная ликвидация организаций малого и среднего бизнеса: новый порядок с 1 июля 2023