Переяславская рада Фото: еяславская рада. В декабре казаки созвали Переяславскую раду, после которой принесли присягу Алексею Романову.
Переяславская рада- кратко
После многолетних просьб о принятии в подданство русскому царю, 18 января 1654 года на Переяславской раде просьба казаков была удовлетворена. Да и не стала Переяславская Рада «окончательным приговором» воссоединения Малороссии с Московским государством. К истории Переяславской рады В 1954 году в Киеве и Москве отмечали специальную дату.
ПЕРЕЯСЛА́ВСКАЯ РА́ДА 1654
Ссылки о Переяславская рада — исторический выбор украинского народа Переяслав 1654-го года. Иван Скориков с Дмитрием Степановым на стриме «Политической России» рассказали о значении Переяславской Рады, 370-летний юбилей которой отмечают в России, но не на Украине. Решение Переяславской рады отменили не разногласия среди жителей Украины, а политика.
Please wait while your request is being verified...
Естественно, на период борьбы все ее участники оказались равными между собой. В казачество превратилось едва ли не все мужское население. Но с окончанием освободительной войны стало очевидно необходимым, чтобы одна часть народа по-прежнему осталась на страже нового порядка вещей, оставаясь казаками, а другая, явно большая часть, все-таки вернулась к мирным занятиям, став посполитыми - то есть обычными селянами и городскими мещанами. Но при этом казаки оставались с завоеванными правами и вольностями, во всей их полноте, а у посполитых в ту феодальную эпоху не было вообще никаких прав, зато море повинностей, и среди них первая — платить подати. Ситуация осложнялась и тем, что между двумя основными украинскими сословиями тогда еще не сложилось четкой границы, и в случае необходимости посполитые брались за оружие и таким образом превращались в казаков, а признанные прежде казаками могли вдруг попасть в разряд посполитых… Эта чреватая беспрерывными потрясениями неразбериха когда-то должна была завершиться. Поэтому то и дело предпринимались попытки составить реестр поименный список казацкого войска. Естественно, население сильно волновали распускавшиеся сторонниками Выговского слухи, что Москва резко сократит казачий реестр, превратив большинство вольных людей в хлопов и крепостных, повелев им переодеться в крестьянские сермяги и переобуться в лапти. По сути, это — один из довольно ранних примеров информационной войны, во все времена имеющей важнейшей целью всевозможными способами очернить противника и представить любые его действия в самом невыгодном свете… Между тем на самом деле, свидетельствует украинский историк Голобуцкий, Москва в ту пору вообще не собиралась затрагивать вопрос о реестре казаков. Чтобы не восстановить против себя показачившееся чуть не поголовно крестьянство, не желавшее больше гнуть спины на феодалов хоть своих, хоть пришлых , царское правительство отнюдь не требовало немедленного составления точного списка казаков и уж тем более — его ограничения каким-либо порогом. Это весьма щекотливое предприятие откладывалось царским правительством на неопределенное время.
Но поскольку в ту эпоху никаких пресс-служб у государственных органов, естественно, не существовало, зато прекрасно распространялись самые невероятные слухи, достаточно взвешенная позиция Москвы доходила до простых малороссиян в искаженном до полной неузнаваемости виде. Кстати, Выговский, едва завладев гетманской булавой, сразу начал провоцировать царя действительно прислать уполномоченных для составления 60-тысячного реестра казацкого войска, не иначе, рассчитывая вызвать возмущение широких масс политикой России, а себя выставить их защитником. Цель, которую преследовал гетман, его посланец миргородский полковник Лесницкий, приехав в Москву, выразил вполне отчетливо. В реестр, заявлял он, впишут только «прямых да старых служилых казаков», то есть зажиточную часть сословия, а все «гультяи и не прямые казаки» крестьяне и мещане, по преимуществу бедные будут объявлены вне реестра и, соответственно, вновь лишаются всех прав, завоеванных в кровопролитной борьбе, да еще и многие из них будут вновь закрепощены. В тех же провокационных, коварных целях представитель Выговского просил царя вместе с уполномоченными прислать на Украину воевод и полки служилых людей, «чтоб войску казацкому было страшно и бунтов бы никто учинять не дерзал». День ото дня, месяц от месяца, безудержная антимосковская агитация все нарастала. Недоброжелатели России по обоим берегам Днепра вдалбливали небылицы на сходках и в шинках народу. Посланцы «цивилизованной Европы» Как видим, простолюдинов сторонники тогдашнего «европейского выбора» пугали весьма незамысловатыми страшилками. Зато для старшинской верхушки Выговский изобрел средства куда более изощренные.
В тот период усиленно муссировались толки, что царь Алексей Михайлович, заключив перемирие с поляками и договорившись с ними в Вильне в октябре 1656 года о совместных действиях против шведов, теперь стремится быть избранным на польский трон. Но поскольку в виленском трактате царь обещал полякам по своем избрании королем возвратить все отторгнутые у Речи Посполитой земли, это означало, что… на Украину снова возвращались полновластными и безраздельными хозяевами польские магнаты и шляхтичи, по-прежнему считавшие и казачьих руководителей своими «взбунтовавшимися хлопами»! Такое развитие событий Выговский и его сторонники предлагали упредить добровольным соединением Украины с Польшей на правах федеративных, на условиях, которые обеспечили бы казацкой старшине сохранение завоеванных прав. Предательское соглашение было заключено в гетманской ставке Выговского в Гадяче в сентябре 1658 года. Малороссия возвращалась в подданство Речи Посполитой под названием «Великого княжества Русского». Реестр Запорожского войска определялся все в те же 60 тысяч человек, но при этом гетман взял на себя секретное обязательство на деле уменьшить число казаков вдвое. Зато теперь по его представлениям король мог возводить старшину в шляхетское достоинство. Ряд мест в польском сенате отводился православной шляхте, для себя же Выговский помимо гетманства и сенаторского звания выторговал еще и должность «первого киевского воеводы». Рада в Гадяче прошла как по нотам — совершенно наподобие того, разыгрываются ныне политические спектакли на киевском майдане «Незалежности»… Церемония рады была разыграна Выговским так ловко, словно он был театральный режиссер.
Введя польских представителей Беневского и Евлашевского на майдан, где важно восседали полковники в праздничных кунтушах, с перначами в руках, Иван Евстафьевич возгласил: - Войско Запорожское изъявляет желание вечного мира и соединения с Речью Посполитой, если только услышит от господ комиссаров милостивое слово его королевского величества! Слово королевского комиссара будило в волнующихся душах полковников «самые светлые, самые высокие» чувства… - Высочайшее существо, по воле своей возвышающее и уничтожающее царства, - высокопарно заговорил Беневский, - укоренило в сердце каждого из вас врожденную любовь к отечеству, так что где бы кто ни скитался, а всегда ему хочется домой воротиться… Теперь так сделалось с Запорожским войском подразумевалась вся Украина. Поляки называют ее своею собственностью, своим порождением и членом, а москали, пользуясь вашей храбростью и вашим оружием, хотят завладеть чужим…. Вы теперь попробовали и польского, и московского правления, отведали и свободы, и неволи. Говорили: не хороши поляки! А теперь, наверное, скажете: москаль еще хуже! Чего еще медлить? Отчизна взывает к вам: я вас родила, а не москаль; я вас вскормила, взлелеяла — опомнитесь, будьте истинными детьми моими, а не выродками!
Исторические параллели очевидны: после развала СССР ущемление прав русскоязычного населения на Украине приняло систематический характер. Против людей, которые стремились сохранить русский язык и русскую культуру, память о подвигах героев Великой Отечественной войны, украинские националисты развязали настоящий террор. Инспирированный Западом госпереворот на Украине вверг ее в острую фазу кризиса. Люди в ряде юго-восточных регионов не согласились с перспективой жить во враждебном к русским украинском государстве. Жители Крыма приняли решение о возвращении в состав России. Провозгласившие независимость Донецкая и Луганская Народные Республики на протяжении 8 лет подвергались обстрелам и атакам киевского режима. Против населения Донбасса украинские националисты начали фактически политику геноцида.
Союз наших народов обусловил успех крупнейших оборонных и экономических проектов. И конечно, без него было бы трудно как сохранить, так и развивать наши, столь близкие национальные культуры. Стоит напомнить и о другом: эпоха, когда впервые сложился мощный государственный союз славян Восточной Европы, по времени много дальше от Переяславской рады, чем Переяславская рада — от сегодняшнего дня. Почти вдвое дальше. При этом духовное наследие Древней Руси — в течение столетий и несмотря ни на что — продолжало объединять русские, украинские, белорусские земли. Ему не мешали ни новые границы, ни опустошительные нашествия, ни острые внутренние конфликты. И пусть даже эта общность не всегда осознавалась — но всеми чувствовалась. И в обеих странах, и за их пределами. Разве это не показательно и сейчас? Не значимо для каждого из нас — граждан разных государств, но продолжателей общей истории?.. Со времен Переяславской рады прошло больше трех с половиной веков.
В Москве украинское посольство добавило еще 11 статей, и одну статью добавила русская сторона. В итоге на рассмотрение Алексея Михайловича поступило 23 пункта договора. Договор был утвержден царем 14 марта 1654 г.
Кто вверг Украину в «Руину»
В декабре казаки созвали Переяславскую раду, после которой принесли присягу Алексею Романову. В глазах этих украинцев Переяславская рада представляла собой лишь эффективный инструмент шантажа. Да и не стала Переяславская Рада «окончательным приговором» воссоединения Малороссии с Московским государством. Как клятвоотступники перечеркнули решения Переяславской Рады.
Переяславская рада
Это соглашение ограничило самостоятельность гетманов и было следствием перехода гетмана Выговского на сторону Речи Посполитой. Похожие вопросы.
Действительно, если постараться объективно взглянуть на ментальность украинского этноса 17 в. Это сказалось сразу же в Переяславе, когда Хмельницкий опираясь на польскую традицию потребовал от московского посла боярина Бутурлина, чтобы он присягнул вместо царя украинскому народу, что было воспринято московским посольством как «неслыханная» вещь и на что они ответили категорическим отказом. Сам народ боялся, что их заставят усваивать московские обычаи, запретят носить сапоги и заставят носить лапти и распространял прочие небылицы о московских порядках. Если сравнить политическую систему самодержавной Московии и казачьей Украины, которую ещё называют казачьей республикой, то пропасть между Великой и Малой Россией кажется непреодолимой. По сути, кроме общности исторического прошлого и Православного вероисповедания ничего общего у великороссов и малороссов не наблюдалось, но и здесь было не без трений.
Киевский Митрополит Сильвестр Косов, как главный православный пастырь Малой России, хотя и встречал московских послов, но внутренне не был расположен к Москве. Духовенство так и не присягнула московскому царю. Тем не менее, фундамент Переяславского договора и заключенных на основании его «мартовский статей» явился настолько прочным, что украинский народ добровольно забыл все свои этнические особенности и долгое время ощущал себя единым с русской нацией. Так что даже пришлось насильно воскрешать, или точнее создавать, его национальное самосознание, чего в полной мере не добились даже сейчас. Что же явилось фундаментом объединения, если не национальное единство? Ответ лежит в понимании этого объединения самими современниками, которое выражено в речи Богдана Хмельницкого на Переяславской Раде. Из речи видно, что так называемая национальная освободительная война украинского народа против Речи Посполитой воспринимается современниками не как национальная, а как религиозная война с врагами восточного православия, под которыми естественно разумелись католики, причем понятие «русский» здесь не отделяется от понятия православный: «…Бог освободил нас из рук врагов нашего восточного православия, хотевших искоренить нас так, чтобы и имя русское не упоминалось в нашей земле…» Что же касается о выборе царя, то здесь опять же не идет речь о какой- либо национальной близости великорусского народа, но прежде всего указывается на православное вероисповедание московского государя: «…А православный христианский царь восточный одного с нами греческого благочестия…» Это соответствовало видению русских царей своей исторической миссии со времен Иоанна III, когда Москва усвоила себе наименование «Третьего Рима».
Московский царь видел себя покровителем и охранителем Православия.
В конце сентября к Жванцу подошло украинское войско во главе с Богданом Хмельницким и его союзник — крымский хан с ордой. Предстояла решительная битва.
В этот момент, 1 октября 1653 г. Немедленно после этого на Украину были отправлены великие послы: боярин В. Бутурлин, окольничий И.
Алферьев и дьяк Л. Под Жванцем начались военные действия. Татары окружили королевский лагерь.
Хан уже готовился к решительному удару по польскому лагерю, как под Жванцем узнали о решении Земскогр собора. Обстановка круто изменилась. Хан и король, оба враги России, заключили мир 15 декабря 1653 г.
Однако от активных действий против Украины пока отказались, так как за ней уже стояла могущественная Россия. Гетман Богдан Хмельницкий. Тем временем к Переяславу уже приближалось русское посольство.
Оно везло гетману царскую грамоту, а также знаки гетманского достоинства: знамя, булаву, ферязь и шапку. Выстроенные при въезде в город казаки приветствовали послов ружейными выстрелами. Встретить посольство вышло все население города.
В церквах звонили в колокола. Наступило 8 января 1654 г. Около 2 часов дня послышался барабанный бой и звуки литавр, сзывающие народ на городскую площадь.
Когда собралось «великое множество всяких чинов людей», было образовано коло круг. Несмотря на военное время, в Переяслав прибыли представители почти всех украинских полков, городов и жители окрестностей. Многие, не поместившись на площади, стояли на крышах домов.
Навеки с Москвой, навеки с русским народом. Картина М. Под бунчуком, окруженный старшиной, показался гетман.
Остановившись посередине круга, Богдан Хмельницкий обратился к присутствующим с речью.
Но Хмельницкий все же смог убедить своих противников кого авторитетом, а кого и силой и начал составление текста для отправки его царю. Позже Алексей Михайлович подправил некоторые пункты, включил свои и в марте 1654 года Хмельницкий их подписал. Статьи вошли в историю под названием «Мартовские».
Главные пункты статей Оригинала «Мартовских статей» не сохранилось, поэтому многие историки по сей день спорят что же именно это было. Отрывки из договора сохранили в более поздних документах или цитатах историков. По мнению одних ученых, главным пунктом договора была вассальная зависимость Хмельницкого от царя, другие считают, что Гетманщина и вовсе входила в состав Московского царства. Самой справедливой кажется точка зрения, согласно которой «мартовские статьи» - военный союз сильной стороны сеньор и более слабой вассал.
Также в договоре содержался пункт об обязательном совместном ведении войны с Речью Посполитой, о территориях для Хмельницкого и о том, что он может иметь войско до 60 тысяч воинов. Последствия Переяславской рады Уже в 1656 году Москва подписала с поляками Виленское перемирие и по факту нарушила договоренности на Переяславской раде. Однако Москва не передавала полякам территории Гетманщины и поэтому продолжала считать себя покровителем сеньором казаков. Анализ результатов и последствий Переяславской рады мог бы и закончится этими двумя годами, но после 1654 года Московское царство не отказывается от претензий на казацкие территории.
Поэтому главное последствие Переяславской рады: Хмельницкий сам того не желая на долгие столетия связал историю россиян и украинцев.
28. Воссоединение Украины с Россией. Переяславская рада, её решения.
Переяславская рада 1654 года: причины проведения и итоги - | Вскоре после Переяславской рады официальный титул русского царя был изменён: в нём слова «всея Русии» заменены на «всея Великие и Малые Русии (России)», к титулу государя добавлено «Киевский» и возвращено «Черниговский». |
Ответы : причины и последствия события 8 января 1654 г. в городе Переяславе | Да и не стала Переяславская Рада "окончательным приговором" воссоединения Малороссии с Московским государством. |
One moment, please... | Переяславская рада и Мартовские статьи стали большой политической победой Богдана Хмельницкого. |
Он сам пришел: как Богдан Хмельницкий спас Украину | Статьи | Известия | Такое прохладное отношение духовенства к результатам Переяславской рады объясняется просто. |
370 лет Переяславской раде. А было ли воссоединение?
370 лет Переяславской раде. А было ли воссоединение? | После многолетних просьб о принятии в подданство русскому царю, 18 января 1654 года на Переяславской раде просьба казаков была удовлетворена. |
Переяславская Рада: когда украинцы были русскими | Ссылки о Переяславская рада — исторический выбор украинского народа Переяслав 1654-го года. |
Этот день в истории: 1654 год — Переяславская рада — EADaily, 18 января 2018 — История | Вскоре после Переяславской рады официальный титул русского царя был изменён: в нём слова «всея Русии» заменены на «всея Великие и Малые Русии (России)», к титулу государя добавлено «Киевский» и возвращено «Черниговский». |
28. Воссоединение Украины с Россией. Переяславская рада, её решения. | 1654 Переяславская рада, присоединение Украины В 1648 г. в Речи Посполитой вспыхнул мятеж казаков на землях Украины. |
Из Википедии — свободной энциклопедии
- Читайте также
- Переяславская рада- кратко
- ПЕРЕЯСЛАВСКАЯ РАДА / ИСТОРИЧЕСКИЙ РАЗБОР ФЁДОРА ГАЙДЫ - Телеканал «СПАС»
- К 365-летию Переяславской рады: Истинно русский мир об этом помнит
- ОСОБОЕ МНЕНИЕ
- Когда на самом деле Украина воссоединилась с Россией
В политическом тумане
- Переяславская рада: почему Богдану Хмельницкому была так необходима помощь царя Алексея Михайловича
- Решение Земского собора
- Переяславская рада. 370 лет. Вопросы и ответы историков
- Он сам пришел: как Богдан Хмельницкий спас Украину | Статьи | Известия