В обострившемся соперничестве Вашингтона и Пекина атлантисты представляют Индию козырным тузом, который ляжет в колоду «мировых демократий» и позволит побить амбиции «пекинского авторитарного режима». С этого периода и до конца 2010-х политическая ситуация в Пенджабе определялась противостоянием двух партий – Индийского национального конгресса и «Акали Дал». Индийский бизнесмен Кришна Сингх предложил России решение, которое обрушит доллар до «шокирующего уровня». Суд в Индии продлил арест обвиненного в коррупции главного министра Дели до 7 мая.
Россия и Индия: смогут ли поссорить две страны
Индию охватили массовые протесты против новой системы набора в армию. последние известия. Индия | Новости ООН.
Индия: строительство политической нации на базе цивилизационной идентичности
Зачем Индия хочет поменять название на Бхарат, объяснил политолог Подписаться Зачем индийским властям именно сейчас понадобилось сменить название страны, и какие еще государства могут последовать этой тенденции, рассуждает доктор политических наук, профессор МГИМО Кирилл Коктыш. Тема с переименованием Индии в Бхарат возникла на недавнем саммите G20 в Нью-Дели, где премьер Нарендра Моди выступил с табличкой, на которой было написано слово "Бхарат", в своей вступительной речи на первой сессии саммита Моди также использовал это название, заявив буквально следующее: "Бхарат приветствует делегатов в качестве председателя G20". На хинди Индия итак называется Бхарат, внутри страны она никогда не называлась Индией, а англоязычное название Индия, которое сегодня широко употребляется в мире, так или иначе ассоциируется с англичанами и с колониальным прошлым поэтому для Индии этот момент символического разрыва крайне важен, в то время как для остальных стран ничего обязывающего в этом нет, отмечает эксперт.
Впереди ещё свыше двухсот встреч, а 9—10 сентября в Нью-Дели состоится ежегодный саммит G20. Хотя до него более полугода, список приглашённых стран уже готов, и в нём Украины нет. А есть, помимо самих 20 государств-участниц, ещё 9 гостей в лице Испании, Нидерландов, ОАЭ, Омана, Сингапура, Бангладеш, Египта, Нигерии, Маврикия и международные организации, представляющие 43 страны. Я думаю, мы должны оставить всё в таком виде», — подчеркнул индийский шерпа в G20 Амитабх Кант.
Тем не менее без обсуждения ситуации вокруг Украины обойтись не получится, но первый заместитель министра иностранных дел Индии Винай Кватра предложил главам МИД G20 вести дискуссию в контексте влияния кризиса на остальные страны. Европейский чиновник на условиях анонимности сказал агентству Reuters, что страны ЕС не поддержат заявление по итогам министерской встречи, если оно не будет содержать «осуждение войны» на Украине. И тут возникает загвоздка не только с принятием документа как такового, но и с формулировкой текста. По информации источников агентства Bloomberg, индийские официальные лица намерены избегать использования в совместных заявлениях G20 термина «война» по отношению к ситуации на Украине. Россия и Китай отошли от балийской формулы, возражая против использования слова "война"», — говорится в публикации. Так что Индии приходится договариваться с Москвой и Пекином, как называть украинский конфликт.
Власти Индии считали его террористом и утверждали, что он возглавлял вооруженную сепаратистскую группировку. Последователи Ниджара эти обвинения отрицали. Ниджар — уже третий представитель сикхского движения, внезапно умерший за последнее время. Обстоятельства его смерти описывались как «загадочные», некоторые предполагают, что под этой формулировкой может иметься в виду отравление. Кроме того, в мае в городе Лахор в Пакистане был застрелен Парамджит Сингх Панджвар, которого Индия считала террористом. Этой осенью оставайтесь с нами в Telegram , Facebook , Instagram , Яндекс.
Они сейчас стараются всё производить сами: телевизоры, авто, мебель и т. И этим гордятся. Это своего рода здоровый национализм. Читайте также «Победа» над США: по гегемону теперь может прилететь еще и от Ирана Тегеран готов пробить «Железный купол» и двигаться дальше Политолог-американист, эксперт Центра исследования проблем безопасности РАН Константин Блохин, считает, что Индия не поддастся интригам Вашингтона, беспокоясь о своих интересах. Для вовлечения Индии в свою орбиту Вашингтон переименовал целый регион — назвал его Индо-Тихоокеанским. В англосаксонских странах к власти приходят политики с индийскими корнями — Риши Сунак в Британии, Камала Харрис в Америке. Может ли целая цивилизация, каковой является Индия как и Китай смириться с такой ролью? Вряд ли… Об этом свидетельствует линия Индии в отношении России. Она стала активно импортировать нашу нефть сразу после объявления Джо Байдена о санкциях. И американцы утерлись. За покупку индийцами С-400 они также не решились их наказать. И это происходит несмотря на колоссальную связь Индии с ангосаксонскими элитами… Если страна принимает ту или иную сторону, то сразу утрачивает свою стратегическую значимость. Ценность Индии именно в нейтралитете, в соблюдении баланса. Ласковый теленок двух маток сосет. В Нью-Дели это хорошо понимают. С Россией у Индии проверенные временем прекрасные отношения. Как и у Китая с нами.
РИАН: Россия вооружает крупнейшую демократию мира в Индии
Министр энергетики Индии обвинил Запад в лицемерии: "зеленая" политика убивает экономики | В ноябре 2023 года Индию ожидает проверка со стороны Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег. |
Демократия и авторитаризм в Индии | Индия сегодня: важнейшие события, происшествия, новости политики и экономики. |
Иран и Индия призывают остановить нападения сионистского режима на сектор Газа | Индия и Пакистан, то есть две основные страны субрегиона “Южная Азия”, географические контуры которого очень условны (как и география любого другого “политического” региона), постепенно входят в полосу всеобщих парламентских выборов. |
Последние новости и события Индии
Запад врет, пытаясь ухудшить отношения России с Индией. За это ему ничего не будет | Спикер индийского парламента Джайрам Рамеш заявил о том, что якобы теперь у страны два названия: привычное западному уху «Индия» и новое – «Бхарат». |
Газета «Правда». Политический режим Индии смещается в сторону крайне правой агрессивной диктатуры | Индия предложила на Конференции ООН по климату (COP27). |
Иран и Индия призывают остановить нападения сионистского режима на сектор Газа
Например, компания из РФ разместит полученный от Аргентины заказ на поставку риса в Индии. Тогда деньги переводятся с индийских счетов, а затем третья страна заплатит России уже в иной валюте. Такой вариант представитель федерации называет беспроигрышным и для России, и для Индии.
Так, Лавров уже встретился с индийским и турецким коллегами. Кроме того, ожидается, что министр отдельно пообщается с руководителями внешнеполитических ведомств Бразилии и Китая. А еще примет участие в международной политологической конференции. Ну что касается повестки мероприятий в формате G20: повестка обширная.
Оппозиционеры договорились в 2024 году выставлять одного общего кандидата против оппонентов из БДП в каждом избирательном округе и работать "в духе сотрудничества, основанном на взаимных уступках".
Представитель БДП Самбит Патра заявил, что оппозиция только делает вид, что достигла единства, и во время выборов они начнут конфликтовать друг с другом. AP отмечает, что на данный момент БДП напрямую контролирует 10 из 28 индийских штатов, а в коалиции с другими партиями - еще четыре.
Отказали в визе за «притеснение религиозных свобод». Запрет отменили, когда Моди стал премьером, но его нынешний визит в США — первый на государственном уровне за 9 лет руководства Индией. Нарендра Моди, премьер-министр Индии: «Друзья, около 30 лет назад я приезжал в Америку как простой человек. Тогда я видел Белый дом снаружи. После того, как я стал премьер-министром , я приезжал сюда много раз, но сегодня впервые двери Белого дома открылись для столь большого количества представителей индийско-американского Разумеется, Белый дом не просто так распахнул свои двери. Вопреки желаниям Вашингтона Нью-Дели играет в свою игру. Индия отказалась поддерживать Киев оружием, говорит о необходимости мирных переговоров, не поддерживает антироссийские резолюции в ООН и только наращивает торговое партнерство с Россией — сейчас страна закупает почти половину всего экспорта российской нефти.
После переговоров с Байденом Моди дал понять, что его позиция не поменяется. Мы считаем, что для решения этих проблем абсолютно необходимо объединение всех стран.
Индия на предстоящие два дня стала центром главных международных политических новостей
Открыл мероприятие премьер-министр Индии Нарендра Моди. В своей речи на виртуальном саммите лидеров G20 Моди подчеркнул важность ответственного использования технологий и объявил о выделении 25 миллионов долларов США на развитие цифровой общественной инфраструктуры. Он также предложил создать фонд социального воздействия для развития ниши в странах глобального Юга. Премьер-министр отметил важность защиты окружающей среды методом использования альтернативных видов топлива. Он подчеркнул, что Глобальный альянс по биотопливу является приоритетом Индии в G20.
Когда Владимир Путин занял в 2000-м президентский пост после Бориса Ельцина, выжидательная политика Индии принесла плоды. Вновь обретшая уверенность в себе Россия была полна решимости оживить и расширить свое стратегическое сотрудничество с Индией. Сегодня между Дели и Москвой существуют, пожалуй, только две проблемы, а именно: ослабление двусторонних торговых связей и риск того, что Россия сделает слишком много для укрепления военного потенциала КНР. Вашингтон долгое время оказывал в регионе предпочтение Пакистану и Китаю. Дели же в свою очередь держал сторону Советского Союза, и ряд глобальных проблем, казалось, ставили Индию и Америку по разные стороны баррикад. Однако после завершения холодной войны Индия стала добиваться расположения США. Пока у власти находилась администрация Билла Клинтона, эти сладкие речи по большей части не встречали ответной реакции — отчасти потому, что Белый дом был полностью сосредоточен на проблеме Кашмира и нераспространении ядерного оружия. Клинтон, руководствуясь твердым представлением о том, что Кашмир является одной из самых опасных точек «ядерного возгорания» и потому нуждается в своего рода предохранителе. Президент делал упор на «превентивной дипломатии» и был полон решимости «ограничить, сократить и в конечном счете ликвидировать» индийский ядерный потенциал. Конечно, такой подход Клинтона входил в прямое столкновение с фундаментальными интересами национальной безопасности Индии — сохранением территориальной целостности и ядерного статуса.
На давление Вашингтона с целью ограничить индийский стратегический потенциал Дели отреагировал проведением испытаний ядерного оружия. Но даже находясь под воздействием американских санкций, Индия начала делать заявления о том, что является естественным союзником Соединенных Штатов. Хотя администрация Клинтона не была заинтересована в таком альянсе, ядерные испытания вынудили Вашингтон впервые за десятилетия вступить с Дели в серьезные отношения. Они не разрешили «ядерные» разногласия, однако привели к визиту Клинтона в марте 2000-го — первому за последние 22 года посещению Индии президентом США. Личное обаяние Клинтона, его искренняя симпатия к Индии и неожиданная поддержка, оказанная ей в войне с Пакистаном в 1999 году, обусловили улучшение атмосферы отношений между двумя странами и тот факт, что Дели обрел новый облик в глазах Вашингтона. Однако для того чтобы изменить стратегический контекст отношений, понадобился приход Буша. Убежденный в том, что влияние Индии может распространиться далеко за пределы непосредственно соседствующих с нею стран, Буш пересмотрел рамки отношений между Вашингтоном и Дели. Он отменил многие санкции, открыл двери для сотрудничества в сфере высоких технологий, оказал политическую поддержку войне Индии против терроризма на ее территории, положил конец исторически обусловленной позиции США по поддержке Пакистана в деле урегулирования проблемы Кашмира и переместил Соединенные Штаты в индийско-китайском уравнении на более близкую к Дели позицию. В ответ на эти радикальные перемены Индия поддержала администрацию Буша в вопросах, касающихся противоракетной обороны, Международного уголовного суда и поиска альтернативных подходов к проблеме глобального потепления. Индия даже близко подошла к тому, чтобы послать дивизию наземных войск в Ирак летом 2003-го, но передумала в последний момент.
Каждый из перечисленных шагов знаменовал значительный сдвиг во внешней политике. И хотя администрация Буша была разочарована решением Дели не участвовать в иракской операции, она, тем не менее, признала, что Индия находится в процессе исторического преобразования своей внешней политики, и продолжала верить в то, что собственные стратегические интересы будут и впредь подталкивать страну к углублению политического сотрудничества с Соединенными Штатами. Настойчивость Дели в установлении взаимопонимания с Вашингтоном начиная с 1991 года основывалась на вере в то, что только фундаментальные изменения в отношениях с единственной мировой супердержавой помогут Индии добиться своих стратегических целей — укрепления глобальной позиции и усиления влияния в отношениях с другими великими державами. Однако одновременное сотрудничество со всеми странами может скоро оказаться невозможным. По мере того как напряженность между КНР и США будет нарастать, Вашингтону придется все активнее искать способы ограничения китайского влияния. Возникнут вопросы о поведении Дели в условиях новой «политики с позиции силы»: сможет ли Индия оставаться «не присоединившейся» ни к Вашингтону, ни к Пекину, или же следование ее нынешней большой стратегии подразумевает все-таки оказание предпочтения Соединенным Штатам? Заключая ядерные договоренности с Индией на встрече Буша и Сингха в июле 2005 года и во время визита Буша в Дели в марте 2006-го , Вашингтон как раз стремился повлиять на то, чтобы окончательный ответ на этот вопрос был в пользу США. Буш предложил скорректировать американский подход к нераспространению ядерного оружия что, разумеется, требовало одобрения Конгрессом и пересмотреть глобальный ядерный порядок, чтобы облегчить полное сотрудничество с Индией в области мирной атомной энергетики. В ответ Дели пообещал разделить свои мирную и военную ядерные программы, распространить на гражданские атомные электростанции международные меры безопасности и взять на себя ряд обязательств по нераспространению. Заинтересованность Индии в такого рода сделке проявлялась уже давно.
Поскольку Дели не удалось провести испытания до подписания ядерными державами в 1968 году Договора о нераспространении ядерного оружия, этот режим поставил Индию в стесненное положение. Она не хотела отказываться от обладания ядерным оружием, однако режим нераспространения формально не позволял принять ее в число ядерных держав. Таким образом, мотивы, по которым Индия желала изменений, вполне очевидны. Однако с точки зрения администрации Буша, смысл сделки состоит не столько в том, чтобы продвинуться на пути решения вопросов ядерных вооружений, сколько в том, чтобы создать основы для подлинного альянса между Соединенными Штатами и Индией — побудить Дели поддержать Вашингтон на фоне сдвигов в системе глобального политического равновесия. Парадоксальным образом именно отсутствие истории взаимного доверия и сотрудничества — отчасти обусловленное прошлыми спорами о ядерном оружии, — убедило администрацию Буша в необходимости ядерной сделки. Многие критики утверждают, что надежды администрации Буша на альянс неоправданны. Они настаивают на том, что Индия, традиционно придерживающаяся принципа неприсоединения, никогда не станет настоящим союзником Соединенных Штатов. Но такие эксперты неверно понимают неприсоединение Индии и природу ее реальной политики за последние 60 лет. Вопреки убеждению, особенно распространенному в самой Индии, у Дели не возникало трудностей со вступлением в альянсы, когда этого требовали его собственные интересы. Отношения с Советским Союзом строились на основе Договора о мире, дружбе и сотрудничестве, подписанного в 1971-м, и обладали многими чертами альянса несмотря на утверждение Индии, что такие связи не противоречили политике неприсоединения.
Этот пакт во многих аспектах являлся классическим ответом на альянс Вашингтона, Пекина и Исламабада. Индия также заключила договоры в сфере безопасности с двумя своими менее крупными соседями — Бутаном и Непалом; история этих взаимоотношений восходит к носящим фактически протекторатный характер соглашениям 1949—1950 годов, которые явились реакцией на вторжение Китая в Тибет. На самом деле между предполагаемой приверженностью Индии к Moralpolitik «моральная политика» — в отличие от чистой «политики с позиции силы», или Machtpolitik и надеждой администрации Буша на альянс с Индией нет противоречия. Дели все больше замещает идею «автономии», столь дорогую сердцам индийских традиционалистов, концепцией превращения Индии в «ответственную державу». Автономия считается подходящей позицией для слабых государств, пытающихся защитить себя от конкуренции с великими державами, но не для стран, которые, как и Индия, находятся на подъеме. По мере того как страна начнет осознавать, что ее политические решения имеют глобальные последствия, она будет все меньше противиться тому, чтобы принимать ту или иную сторону по конкретным вопросам. Формирование альянсов и политика балансирования — это инструменты, которыми пользуются все великие державы, и соответственно Индия тоже, вероятно, возьмет их на вооружение. Однако тот факт, что Дели способен формировать альянсы, не означает, что он обязательно вступит в долгосрочный союз с Соединенными Штатами. Произойдет ли это, будет зависеть от степени общности интересов обеих стран и от их политических способностей предпринимать в этой связи совместные действия. Администрация Буша рассчитывает, что общие интересы — например, противодействие влиянию Китая и борьба с радикальным исламизмом на Ближнем Востоке — явятся основой для долгосрочного стратегического сотрудничества.
Такой результат весьма вероятен, однако отнюдь не неизбежен, особенно учитывая кажущуюся неспособность США строить партнерства на основе равенства.
Напомним в этой связи, что даже по украинским данным, «заворот» Зеленским миротворческих инициатив Ватикана происходил под непосредственным влиянием находившегося с ним в ходе визита шефа британской MI-6 Ричарда Мура. Иначе говоря, подключая к розыгрышу «индийской карты» не только азиатских сателлитов, но даже и киевский режим, США дают понять, что рассматривают противостояние с Россией и Китаем как долгосрочный тренд, при реализации которого все средства хороши. И напомним, что 24 июня стартует по сути недельный государственный визит Моди в США, где ему уже анонсированы почести покруче почетного караула, выставленного в Дели по случаю прибытия Остина.
Индийского премьера ожидает уже второе! Безвозвратно ли Индия уходит на Запад? В политике нет и, не бывает окончательных констант, ибо временам вместе с ключевыми угрозами свойственно меняться. В самой Индии набирает силу, поднимаясь из недавнего фактического забвения, прежняя правящая партия Индийский национальный конгресс ИНК.
С ней связана и победа в борьбе за независимость от британской короны, и миролюбивая политика неприсоединения на международной арене.
Однако возник серьезный дисбаланс: Россия отправляет в Индию энергоносители на большие суммы, в обратную же сторону поставок, хотя бы соответствующего порядка, нет. К слову, официально обе стороны заявляют, что проблем с расчетами нет они есть, но не в валютах расчетов дело, а в американских санкциях. Зато неофициально источники говорят, что еще в том году Банк России запретил получать рупии в расчетах за российское черное золото.
Васудхайва Кутумбакам – Индия в политическом шпагате
В общем, Индия — будущий чемпион (по версии МВФ), и индийская экономика взлетит яростной ракетой, оставляя далеко за собой всех конкурентов, включая Китай. «Индия не хочет пересекать какие-либо красные линии, которые могут быть у Запада, особенно у США», — утверждает эксперт Politico. Индия имеет хорошие отношения как с Ереваном, так и с Баку, но Нью-Дели заботится и о стимулировании экспорта оборонных средств Индии. Читайте последние новости на тему в ленте новостей на сайте РИА Новости. Экс-главком ВСУ Валерий Залужный "подозрительным образом" отсутствует в поле зрения общественности в последние недели, говорится в сюжете индийского телеканала WION. Политическая коррупция в Индии ослабляет демократию и ведёт к подрыву доверия широкой общественности к политической системе. Политический режим Индии смещается в сторону крайне правой агрессивной диктатуры.
На распутье. Выборы в Индии могут повлиять на судьбу всего мира
По прошествии более чем полувека фальстартов и нереализованных возможностей Индия трансформируется в государство, способное решительно повлиять на глобальное политическое равновесие. Индия — один из ключевых покупателей вооружений в мире, наращивает активность. В общем, Индия — будущий чемпион (по версии МВФ), и индийская экономика взлетит яростной ракетой, оставляя далеко за собой всех конкурентов, включая Китай. читайте последние и свежие новости на сайте РЕН ТВ: В Индии начались самые масштабные в мире парламентские выборы В Верховной Раде пожаловались на пророссийскую позицию Индии.
На распутье. Выборы в Индии могут повлиять на судьбу всего мира
важнейший политический партнер США в регионе. Индия занимает двойственное положение на мировой арене. важнейший политический партнер США в регионе. «Премьер-министра Индии Нарендру Моди обвинили в разжигании ненависти во время предвыборного митинга, где он назвал мусульман «многодетными инфильтраторами» и заявил, что они будут отнимать у людей заработанные тяжелым трудом деньги. В связи с темой индийского понимания светскости важным представляется затронуть проблему строительства индийской политической нации. Политическая война / Индия — позиции и проблемы. Лидер индийских националистов призвал устранить в стране дискриминацию.
МИД Индии указал на «ослабление политического импульса» в реализации целей ООН
Перед Моди стоят флаг Индии и табличка с одной надписью «Бхарат», это слово означает «Индия», но на хинди - это также государственный язык страны наряду с английским. То есть эти два названия верны для наименования Индии. Напомним, среди СМИ прошла волна обсуждения именования Индии вследствие направления приглашений на ужин в стране от лица президента «Бхарата», а не «Индии» Драупади Мурму.
Которая показала, что жителей, относящихся там к низшим кастам, сильно больше, чем это показывала предыдущая, еще британская перепись от 1932 года, а именно — 83 процента.
Вроде бы ну и что. Но в Индии десятилетиями работала система преференций, оказываемых угнетенным кастам буквально везде и во всем. А теперь оказывается, что в штате кому-то что-то десятилетиями недодавали, и второе — штатов ведь много.
Так что разговор о том, кто кому и что теперь должен, может быть очень долгим, если не бесконечным, и одна неудачная фраза любого политика может тут вызвать общенациональную бурю когда все ругаются со всеми , перевернуть все предвыборные ожидания и рейтинги. То есть хотите уничтожить страну — запустите в ней безнадежную дискуссию о том, кто пользуется привилегиями, какими и почему. Вот на это и надеются.
Вопрос в том, кто надеется. В этой истории интереснее всего не то, что происходит внутри Индии там всегда творится миллион событий одновременно , а то, как проявляется истинная сущность тех или иных пород западников. Идейно-политический стриптиз всегда ведь веселит.
С одной стороны, внешне давно уже не было таких добрых и ласковых отношений, как сегодня между Индией и США, со всеми прочими союзниками.
Необычным шагом стало то, что г-н Моди, который редко бывает вдали от столицы Дели, даже провел две ночи в южном штате для проведения предвыборной кампании. Кампанию основной оппозиционной партии Конгресса возглавляют ее президент Малликарджун Харге и члены семьи Ганди, которые объехали весь штат, выступая на десятках митингов и митингов. Выборы в собрание имеют важное значение, поскольку они состоятся всего за год до всеобщих выборов следующим летом, и аналитики говорят, что они могут быть предвестниками грядущих событий.
Таким образом, работники БДП возлагали большие надежды на кампанию г-на Моди. Его кампания также важна, потому что она может поднять состояние его партии в штате, который никогда не возвращал правящую партию с 1985 года. На последних выборах в 2018 г. Затем партия предприняла согласованные усилия по организации отступничества от Конгресса и JDS — коалиционного правительства.
С тех пор БДП правит государством. A former chief minister, Mr Yediyurappa has been widely credited for steering the party to power first in 2008 and has played a major role in forming the government in 2019 after a hung verdict in 2018. Analysts say a victory in Karnataka will be a huge boost for the Congress, one that could energise its workers in north Indian states like Rajasthan, Madhya Pradesh and Chhattisgarh which go to the polls later this year. In fact, the Congress has an edge in Karnataka because of its strong local leadership, says psephologist Sanjay Kumar.
No Congress leader at the national level has been able to pull votes for the party," he adds. Perhaps, this is where Mr Modi comes in for the BJP, whose ability to pull votes is enormous, experts say. The state saw a rather sedate start in the run-up to the elections, although campaigns routinely became acrimonious with both sides indulging in name-calling. With anti-incumbency at a high, the BJP focused on the achievements of its federal government, and not that of the state.
Besides Mr Modi, several national leaders also campaigned in the state in the hopes of swaying the results in their favour.
И пока переживающая период упадка Европа в целом скептически смотрит на индийский подъем, администрация Буша с бЧльшим пониманием относится к стремлению Индии стать великой державой. Тем не менее экономические и политические связи Индии с некоторыми европейскими державами все же углубляются. Хотя многие менее крупные страны Европы критиковали ядерную сделку между США и Индией, две ядерные державы на континенте — Франция и Великобритания — выразили свою поддержку. В частности, Париж уже давно на самом деле задолго до Вашингтона сделал ставку на то, что поднимающаяся Индия окажется хорошим рынком сбыта для высокотехнологичных товаров. Учитывая это, Франция заслонила Дели от гнева «Большой восьмерки», после того как в мае 1998-го Индия провела испытания ядерного оружия.
В последние несколько лет Великобритания тоже начала использовать экономические возможности в Индии и в целом принимать ее региональные и глобальные устремления. После распада Советского Союза Дели работал также и над поддержанием хороших отношений с Москвой. Оба государства решили остававшиеся вопросы относительно их старых полубартерных рублево-рупийных торговых соглашений, переработали Договор о мире, дружбе и сотрудничестве от 1971 года и сохранили военное сотрудничество. Когда Владимир Путин занял в 2000-м президентский пост после Бориса Ельцина, выжидательная политика Индии принесла плоды. Вновь обретшая уверенность в себе Россия была полна решимости оживить и расширить свое стратегическое сотрудничество с Индией. Сегодня между Дели и Москвой существуют, пожалуй, только две проблемы, а именно: ослабление двусторонних торговых связей и риск того, что Россия сделает слишком много для укрепления военного потенциала КНР.
Вашингтон долгое время оказывал в регионе предпочтение Пакистану и Китаю. Дели же в свою очередь держал сторону Советского Союза, и ряд глобальных проблем, казалось, ставили Индию и Америку по разные стороны баррикад. Однако после завершения холодной войны Индия стала добиваться расположения США. Пока у власти находилась администрация Билла Клинтона, эти сладкие речи по большей части не встречали ответной реакции — отчасти потому, что Белый дом был полностью сосредоточен на проблеме Кашмира и нераспространении ядерного оружия. Клинтон, руководствуясь твердым представлением о том, что Кашмир является одной из самых опасных точек «ядерного возгорания» и потому нуждается в своего рода предохранителе. Президент делал упор на «превентивной дипломатии» и был полон решимости «ограничить, сократить и в конечном счете ликвидировать» индийский ядерный потенциал.
Конечно, такой подход Клинтона входил в прямое столкновение с фундаментальными интересами национальной безопасности Индии — сохранением территориальной целостности и ядерного статуса. На давление Вашингтона с целью ограничить индийский стратегический потенциал Дели отреагировал проведением испытаний ядерного оружия. Но даже находясь под воздействием американских санкций, Индия начала делать заявления о том, что является естественным союзником Соединенных Штатов. Хотя администрация Клинтона не была заинтересована в таком альянсе, ядерные испытания вынудили Вашингтон впервые за десятилетия вступить с Дели в серьезные отношения. Они не разрешили «ядерные» разногласия, однако привели к визиту Клинтона в марте 2000-го — первому за последние 22 года посещению Индии президентом США. Личное обаяние Клинтона, его искренняя симпатия к Индии и неожиданная поддержка, оказанная ей в войне с Пакистаном в 1999 году, обусловили улучшение атмосферы отношений между двумя странами и тот факт, что Дели обрел новый облик в глазах Вашингтона.
Однако для того чтобы изменить стратегический контекст отношений, понадобился приход Буша. Убежденный в том, что влияние Индии может распространиться далеко за пределы непосредственно соседствующих с нею стран, Буш пересмотрел рамки отношений между Вашингтоном и Дели. Он отменил многие санкции, открыл двери для сотрудничества в сфере высоких технологий, оказал политическую поддержку войне Индии против терроризма на ее территории, положил конец исторически обусловленной позиции США по поддержке Пакистана в деле урегулирования проблемы Кашмира и переместил Соединенные Штаты в индийско-китайском уравнении на более близкую к Дели позицию. В ответ на эти радикальные перемены Индия поддержала администрацию Буша в вопросах, касающихся противоракетной обороны, Международного уголовного суда и поиска альтернативных подходов к проблеме глобального потепления. Индия даже близко подошла к тому, чтобы послать дивизию наземных войск в Ирак летом 2003-го, но передумала в последний момент. Каждый из перечисленных шагов знаменовал значительный сдвиг во внешней политике.
И хотя администрация Буша была разочарована решением Дели не участвовать в иракской операции, она, тем не менее, признала, что Индия находится в процессе исторического преобразования своей внешней политики, и продолжала верить в то, что собственные стратегические интересы будут и впредь подталкивать страну к углублению политического сотрудничества с Соединенными Штатами. Настойчивость Дели в установлении взаимопонимания с Вашингтоном начиная с 1991 года основывалась на вере в то, что только фундаментальные изменения в отношениях с единственной мировой супердержавой помогут Индии добиться своих стратегических целей — укрепления глобальной позиции и усиления влияния в отношениях с другими великими державами. Однако одновременное сотрудничество со всеми странами может скоро оказаться невозможным. По мере того как напряженность между КНР и США будет нарастать, Вашингтону придется все активнее искать способы ограничения китайского влияния. Возникнут вопросы о поведении Дели в условиях новой «политики с позиции силы»: сможет ли Индия оставаться «не присоединившейся» ни к Вашингтону, ни к Пекину, или же следование ее нынешней большой стратегии подразумевает все-таки оказание предпочтения Соединенным Штатам? Заключая ядерные договоренности с Индией на встрече Буша и Сингха в июле 2005 года и во время визита Буша в Дели в марте 2006-го , Вашингтон как раз стремился повлиять на то, чтобы окончательный ответ на этот вопрос был в пользу США.
Буш предложил скорректировать американский подход к нераспространению ядерного оружия что, разумеется, требовало одобрения Конгрессом и пересмотреть глобальный ядерный порядок, чтобы облегчить полное сотрудничество с Индией в области мирной атомной энергетики. В ответ Дели пообещал разделить свои мирную и военную ядерные программы, распространить на гражданские атомные электростанции международные меры безопасности и взять на себя ряд обязательств по нераспространению. Заинтересованность Индии в такого рода сделке проявлялась уже давно. Поскольку Дели не удалось провести испытания до подписания ядерными державами в 1968 году Договора о нераспространении ядерного оружия, этот режим поставил Индию в стесненное положение. Она не хотела отказываться от обладания ядерным оружием, однако режим нераспространения формально не позволял принять ее в число ядерных держав. Таким образом, мотивы, по которым Индия желала изменений, вполне очевидны.
Однако с точки зрения администрации Буша, смысл сделки состоит не столько в том, чтобы продвинуться на пути решения вопросов ядерных вооружений, сколько в том, чтобы создать основы для подлинного альянса между Соединенными Штатами и Индией — побудить Дели поддержать Вашингтон на фоне сдвигов в системе глобального политического равновесия. Парадоксальным образом именно отсутствие истории взаимного доверия и сотрудничества — отчасти обусловленное прошлыми спорами о ядерном оружии, — убедило администрацию Буша в необходимости ядерной сделки. Многие критики утверждают, что надежды администрации Буша на альянс неоправданны. Они настаивают на том, что Индия, традиционно придерживающаяся принципа неприсоединения, никогда не станет настоящим союзником Соединенных Штатов. Но такие эксперты неверно понимают неприсоединение Индии и природу ее реальной политики за последние 60 лет. Вопреки убеждению, особенно распространенному в самой Индии, у Дели не возникало трудностей со вступлением в альянсы, когда этого требовали его собственные интересы.
Отношения с Советским Союзом строились на основе Договора о мире, дружбе и сотрудничестве, подписанного в 1971-м, и обладали многими чертами альянса несмотря на утверждение Индии, что такие связи не противоречили политике неприсоединения. Этот пакт во многих аспектах являлся классическим ответом на альянс Вашингтона, Пекина и Исламабада. Индия также заключила договоры в сфере безопасности с двумя своими менее крупными соседями — Бутаном и Непалом; история этих взаимоотношений восходит к носящим фактически протекторатный характер соглашениям 1949—1950 годов, которые явились реакцией на вторжение Китая в Тибет. На самом деле между предполагаемой приверженностью Индии к Moralpolitik «моральная политика» — в отличие от чистой «политики с позиции силы», или Machtpolitik и надеждой администрации Буша на альянс с Индией нет противоречия.
Tencent: Путин не стерпел демарша Индии, Моди поплатился за шантаж России
Политический режим Индии смещается в сторону крайне правой агрессивной диктатуры. Владимир Сергиенко: у Индии проснулись аппетиты не только экономические, но и политические. Так, Лавров уже встретился с индийским и турецким коллегами. Кроме того, ожидается, что министр отдельно пообщается с руководителями внешнеполитических ведомств Бразилии и Китая. Премьер Индии Нарендра Моди в начале саммита G20 заявил, что лидерам «двадцатки» удалось достигнуть соглашения в этом вопросе.