По иронии судьбы "Даная" Рембрандта была куплена вместе с "Данаей" Тициана. 14 октября 1997 г. в Эрмитаже открылась выставка, на которой после реставрации была показана картина Рембрандта «Даная» (1636) — одно из самых знаменитых полотен в. «Даная» (1636—1647) — картина выдающегося голландского художника Рембрандта, написанная в 1636—1647 годах по мотивам древнегреческого мифа о дочери аргосского царя.
"Даная" Рембрандта в Эрмитаже: фотогалерея реставрации
Так, Рембрандт переписал руку Данаи: сначала героиня должна была ждать Зевса, протягивая ему руку, после изменений она будто прощается с ним. Рембрандт начал работу над Данаей в 1636-ом, через два года после женитьбы на горячо им любимой Саскии ван Эйленбрюх. Смотрите 60 фотографии онлайн по теме даная рубенса.
"Даная" Рембрандта. Детективная судьба картины.
Рембрандт Даная В живописи есть много популярных сюжетов, которые кочуют из одной эпохи в другую. Картину «Даная» Рембрандт начинает писать в 1636 году, через 2 года после своей женитьбы на Саскии. Для одной из главных своих картин Рембрандт выбрал сюжет о царе Акрисии и дочери его Данае. Знаменитая картина Рембрандта "Даная" вызывает интерес не только мастерской работой голландского художника, но и своей непростой судьбой.
Как пострадала «Даная»
- Что еще почитать
- Случаи вандализма в музеях. Хроника 1913-2009
- Форма поиска
- Даная картина Рембрандта
- Спасение голландской «Данаи» от последствий вандализма литовского сумасшедшего
- У «еретика от искусства» Рембрандта, Даная не так проста и наивна.
Покушение на Данаю. 28 лет назад вандал изуродовал картину Рембрандта
Струящиеся ткани кажутся фактурными, настоящими. Именно этот феномен всегда производит неизгладимое впечатление от его полотен. Художник не показывает нам событие так, как его обычно представляют. В своей работе он передал трагедию, драматическое напряжение. У каждого, кто присутствует на холсте, можно увидеть разные чувства и реакцию на происходящее вокруг. Здесь мы видим жилое пространство, которое передает всю суть бедности и простоты его обитателей. Дева Мария, склонившись над колыбелью, улыбается с такой любовью и теплотой, что этим теплом наполняется все вокруг.
Линник было настолько поразительным, что амстердамские ученые и искусствоведы приступили к исследованию всех полотен Рембрандта, находящихся в Голландии. Большое значение в этой работе, проводившейся при участии советских специалистов, придавалось современным методам научно-технических исследований, в том числе и рентгенографическому. В России, судя по имеющимся публикациям, первая рентгенограмма картины, приписываемой кисти Рафаэля, была сделана в 1915 году. Метод просвечивания картин рентгеновскими лучами поначалу был встречен искусствоведами весьма настороженно.
Еще не было уверенности в том, что лучи не повредят живописного слоя, не погубят бесценные творения мастеров живописи. Только после того, как было установлено, что рентгеновское лучи не причиняют никакого вреда картине, просвечивание рентгеновскими лучами стало одним из основных методов исследований произведений живописи — наряду с более ранними бинокулярная лупа, ультрафиолетовые и инфракрасные лучи, спектральный анализ в др. Старые мастера для основы картины чаще всего применяли холст или дерево. Холст практически не задерживает рентгеновские лучи, однако рисунок его обычно виден на рентгенограмме, так как нанесенный на его поверхность грунт вдавливается между нитями, образуя с обратной стороны рельеф, который-то и наблюдается на рентгеновском снимке. На рентгенограмме картины, написанной на дереве, виден рисунок, воспроизводящей как структуру дерева, так и все неровности доски, заполненные грунтом. Иногда на таких рентгенограммах видны отдельные точки и полосы — это тени от отверстий, проеденных жучком. Материал грунта оказывает большое влияние на качество снимка. Мел, часто применявшийся старыми мастерами, очень слабо поглощает рентгеновские лучи и позволяет получать четкие рентгенограммы красочного слоя. Если же в качестве грунта был использован материал, сильно поглощающий рентгеновские лучи, например, свинцовые белила, хорошего изображения красочного слоя на рентгенограмме получить не удается. Проницаемость рентгеновских лучей зависит от атомного веса просвечиваемого вещества.
С увеличением атомного веса проницаемость уменьшается. Непосредственно воспринимаемый зрителем красочный слой картины представляет наибольший интерес для исследователя. Различные краски поглощают рентгеновские лучи далеко не одинаково. Так, если растительные краски их практически не задерживают, то краски, содержащие соли и окислы металлов, представляют для лучей препятствие более или менее серьезное — в зависимости от атомного веса металла или его количественного содержания в химическом соединении. Например, краски, содержащее свинец, почти непрозрачны для лучей; ртуть, кадмий более прозрачны; такие же краски, как охра, умбра, сиена, состоят из веществ, очень слабо поглощающих рентгеновские лучи. На оригиналах картин всегда можно видеть следы поиска художника: изменение позы, положения головы и рук, расстановки предметов... На приведенных рентгенограммах участков картины Рембрандта «Даная», полученных в рентгеновской лабораторий Государственного Эрмитажа, видно, как в ходе работы художник вновь и вновь переписывал голову Данаи, искал наиболее выразительное положение ее руки. Всестороннее изучение картины «Даная», написанной Рембрандтом в 1636 году, позволило искусствоведу Государственного Эрмитажа Юрию Ивановичу Кузнецову доказать, что картина спустя несколько лет была переписана автором чуть ли не заново. Сопоставление рентгенограммы знаменитом «Мадонны Литты», созданной Леонардо да Винчи почти 500 лет назад и находящейся в Эрмитаже с 1865 года, с рентгенограммами других картин великого флорентийского мастера показало их удивительное сходство в манере письма и технике выполнения. Рентгеновский анализ «Мадонны Литты» — этого, по определению советского историка искусств В.
В ее образе мастер изобразил Саскию. Мифологический сюжет подан в эффектном оформлении, но сама героиня поражала своей обыкновенностью. Здесь все было так, как того требовал миф: откуда-то с небес струится золотой дождь, и смотрит Даная не прямо перед собой, а вверх. Бедра Данаи стыдливо прикрывала ткань художник оберегал целомудрие жены. Но спустя пять лет после смерти Саскии ее образ заменит образ Гертье Диркс.
Две модели соединятся на одной картине. Какая из них проступает более явственно? Исследователи утверждают, что Саския. Может быть, и так. Но до сих пор непонятно, зачем Рембрандту нужно было переписывать полотно, закрывая облик Саскии другим… Рентгеновский снимок руки Данаи На рентгенограмме две поднятые руки: Обнажённое тело молодой женщины привлекает внимание мягкими контурами, игрой света и тени.
Беззащитность и мягкость чувствуется во всей её фигуре, которая, несмотря на несоответствие современным канонам, является символом женственности и красоты. Деталь Радостно пробуждение Данаи. Старуха-служанка отодвигает полог ее кровати, и золотистый свет широким, ровным потоком вливается в комнату. Робко приподнимается взволнованная Даная навстречу свету. Она переживает радостное предчувствие счастья, доверчиво отдается овладевающему ею большому чувству, встречает входящего трепетной, робкой улыбкой и взглядом покорным и одновременно манящим.
Свет чарует ее, вырывает из холодного окружения. Она ласково нежится в теплых лучах, доверчиво протягивает руку вперед, в то же время слегка защищаясь от слепящего света; в этом жесте слились воедино и слабое сопротивление, и призыв. Правая рука обращена навстречу свету Под влиянием света, властно проникающего в спальню, все словно обновляется,становится радостным, одухотворенным. Постепенно разгорается красный цвет. Приглушенный, сдержанный тон бархатной скатерти сменяется теплотой розоватых тонов тела, интенсивным горением лент на браслетах; прозрачно просвечивают кончики пальцев протянутой руки.
Бесшумно соскальзывает покрывало, обнажая женское тело. Неприбранные волосы женщины, промятая подушка, туфельки, брошенные на переднем плане,— все это придает образу оттенок задушевной интимности и отличает Данаю Рембрандта от классических женских образов Праксителя и Агесандра, Джорджоне и Тициана. Счастье входит в обитель Данаи, и единственным напоминанием о днях ее тягостного одиночества остается лишь плачущий скованный амур — деревянная фигурка в изголовье ее кровати. Над изголовьем кровати - младенец с крылышками, на лице которого застыло страдание Рембрандт писал Данаю сам, не доверив ученикам ни мазка. Но вернемся в последние годы бурного ХХ века.
Субботним утром, в ленинградском ныне - санкт-петербургском Эрмитаже в присутствии экскурсионной группы молодой мужчина выплеснул на «Данаю» кисти Рембрандта серную кислоту из литровой банки, после чего с криком "Свободу Литве! Преступником оказался душевнобольной литовец Бронюс Майгис, который объяснил свои действия "политическими соображениями". Майгис Бронюс Дело Майгиса Бронюса. Человеком,который обезоружил «безумного» Майгиса, оказался Василий Клешевский, белорусский милиционер, а не сотрудник ленинградской милиции, как считалось много лет! Тогда еще 30-летний старшина белорусской милиции оказался в Эрмитаже один на один с вандалом в последний день своего отпуска.
Благодаря его рассказу выясняется, что в тот день Майгис планировал не только уничтожить картину, но и устроить мощный взрыв. После "покушения" Спасать шедевр взялись мгновенно, промывая полотно водой.
Реставрация длилась долгих 12 лет, и вот 14 октября 1997 года «Даная» Рембрандта заняла свое почетное место в зале Эрмитажа. История создания картины своими истоками уходит в 1636 год. Полотно написано по истории древнегреческого мифа о Данае, это сюжет обыгрывался многими знаменитыми художниками.
История рассказывает о прекрасной Данае, которую собственный отец, царь древнегреческого города Аргоса, заключил в подземелье. Он побоялся пророчества, которое гласило, что он умрет от руки своего внука, которого будут звать Персей. Но, несмотря ни на что, бог Зевс, превратившись в золотой дождь, проник в подземелье. Вскоре прекрасная Даная родила на свет сына Персея. Рембрандт очень трепетно любил свою жену Саскию ван Эйленбюрх и очень часто писал ее на своих полотнах.
У «еретика от искусства» Рембрандта, Даная не так проста и наивна.
В косых лучах солнца на полотне хорошо видны следы подтеков. Экскурсоводы то и дело указывают на них посетителям. Перед картиной — ажиотаж, в толпе не протолкнуться. Взял такси, примчался, и то, что я увидел, повергло меня в шок.
Картина покрылась бурой шевелящейся массой, сплошные подтеки и резкий запах. Он был схвачен на месте, а позже — отправлен в психиатрическую больницу. Этот акт вандализма был первым в Советском Союзе, но далеко не первым в мире.
В Германии в 1977 г. А тогда только час собирали реставраторов и химиков.
В течение полутора часов полотно промывали холодной водой для нейтрализации действия кислоты. Пострадала самая ценная часть картины - женская фигура: кислота прожгла в живописном слое глубокие борозды, которые заполнили стекавшие сверху полотна темные краски, перемешанные с лаком и водой. Некоторые детали исчезли практически полностью.
Специально созданная государственная комиссия приняла решение восстанавливать "Данаю". Основную часть научно-методических разработок осуществляла секретарь госкомиссии по восстановлению "Данаи", специалист по научно-методической части Татьяна Алешина. К концу 1985 г. Затем были удалены натеки, на поврежденные места наложен новый слой реставрационного грунта. При тонировании холста использовалась техника масляной живописи, аналогичная авторскому стилю.
При этом тонирование отделялось от оригинала слоем лака, чтобы при необходимости можно было вернуться к первоначальному варианту. Процесс восстановления занял 12 лет.
Красавица Саския — молодая супруга Рембрандта, на которой он женился в 1634 году — стала для него не только спутницей жизни, но и Музой.
Влюбленный художник пишет с нее свои лучшие полотна, и одно из них — «Даная», известная картина Рембрандта с непростой историей. Сюжет из древнегреческой мифологии, повествующий о любви Зевса к прекрасной дочери царя Акрисия, был популярен среди современных Рембрандту деятелей искусства. По легенде, царь получил от оракула пророчество, что причиной его гибели станет внук, и чтобы избежать этой участи, он приказал закрыть свою дочь в подземных хоромах, куда был закрыт доступ посторонним.
Однако это его не спасло: Зевс, очарованный Данаей, обратился в золотой дождь и проник в подземелье. От этого союза был рожден Персей, впоследствии воспетый Гомером в «Илиаде».
Расчистили небольшой участок и увидели кусок картины, которая по стилю и цветовому решению совсем не похожа на «внешнее покрытие». Эксперты сошлись во мнении, что Венецианову принадлежит именно внутренний, скрытый слой, а сверху — просто мазня неизвестного «горе-реставратора». Когда венециановского Петра раскопали и привели в порядок, он оказался написан гораздо талантливее, чем тот, которым много лет любовались гости Третьяковки.
Одеть героев легендарной фрески Культуролог, историк искусства Нана Бахатадзе рассказала «МВ», как проводится процесс реставрации картин. Но так было не всегда. В XVIII и XIX веках при восстановлении картины, если она утратила часть красочного слоя, художник-реставратор дорисовывал полотно, опираясь на собственное видение предметов. И — увы — на собственное мастерство, которое, как правило, очень уступало мастерству автора картины. Из-за этого возникали недоразумения.
В XX веке подход глубоко пересмотрен. Собирается экспертная комиссия, в которой обязательно есть узкие специалисты — эксперты по творчеству мастера, чье произведение планируется восстанавливать. План работ выстраивается с учетом трех принципов.
Интересные факты
- Даная Рембрандта - история, главная загадка картины | Клиника Эксперт
- Интересные факты
- Иван Грозный под колпаком: как шедевры мировой живописи восстанавливали после вандалов
- Другие статьи по теме
- Даная, Рембрандт, 1636
- Как пострадала «Даная»
Покушение на Данаю. 28 лет назад вандал изуродовал картину Рембрандта
«Даная» – картина нидерландского художника Рембрандта Хармеса Ван Рея, написанная в период с 1636 по 1647 год. Картину «Даная» Рембрандт начинает писать в 1636 году, через 2 года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх. Картины Рембрандта "Даная" после завершения основного этапа реставрации. Картину «Даная» Рембрандт начинает писать в 1636 году, через 2 года после своей женитьбы на Саскии.