Новости что такое атомный ледокол

На петербургском Балтийском заводе спущен на воду атомный ледокол «Якутия» — третий из пяти запланированных ледоколов проекта 22220, которые должны заменить в Северном ледовитом океане советские атомные ледоколы типа «Арктика» и «Таймыр». Статья Ледоколы России (Атомное судостроение), Освоение Арктики, Атомные ледоколы проекта 22220, 2024 «Балтийскому заводу» выделили 22 млрд рублей на строительство трех ледоколов, «Росатом» построил самый мощный реактор для атомных ледоколов. Головной атомный ледокол "Арктика" проекта 22220 был сдан Балтийским заводом в октябре 2020 года. Ожидается, что атомный ледокол типа «Лидер» сможет заметно повлиять на эксплуатацию Севморпути и повысить его основные показатели.

Самый мощный неатомный ледокол впервые вышел в Арктику

Атомный ледокол «Арктика» была заложена 3 июля 1971 года на Балтийском судостроительном заводе в Ленинграде, а спущена на воду 26 декабря 1972 года. Третий в серии, но не по значимости для страны: к первому рейсу в Арктику готовится новейший атомный ледокол "Урал" – третий в проекте "22220". Строящийся на Балтийском заводе второй серийный атомный ледокол проекта 22220 «Урал» поступит в распоряжение ФГУП «Атомфлот» в конце ноября. Ожидается, что атомный ледокол типа «Лидер» сможет заметно повлиять на эксплуатацию Севморпути и повысить его основные показатели. За 30 лет работы атомный ледокол «Ленин» прошел свыше 654,4 тыс. морских миль, что в три с лишним раза превосходит по длине расстояние от Земли до Луны. Второй серийный (третий по счету) атомный ледокол проекта 22220 "Урал" покинул достроечную набережную Балтийского завода и взял курс на акваторию Северного морского пути.

Самый мощный атомоход в мире официально введен в строй

Атомные ледоколы проекта 22220 будут способствовать открытию круглогодичной навигации в восточном секторе акватории СМП. РИА Новости. "Балтийский завод" (Санкт-Петербург, входит в Объединенную судостроительную корпорацию) начал строить новый, шестой по счету российский атомный ледокол проекта 22220, сообщила пресс-служба предприятия. В Петербурге сегодня спустили на воду атомный гигант — ледокол «Якутия». За счет атомных ледоколов России удалось наладить существенный грузопоток на Северном морском пути. РИА Новости. "Балтийский завод" (Санкт-Петербург, входит в Объединенную судостроительную корпорацию) начал строить новый, шестой по счету российский атомный ледокол проекта 22220, сообщила пресс-служба предприятия.

«Якутия», «Чукотка» и «Сахалин»: на Балтийском заводе показали, как строят атомные ледоколы

Атомный ледокол «Арктика» прославился тем, что он был первым судном, которому удалось достичь Северного полюса. Новости партнеров. Атомный ледокол проекта 10520 является сложным и дорогостоящим инженерным сооружением. В начале сентября атомный ледокол проекта 22220 "Урал" прибыл на Кронштадтский морской завод для проведения планового ремонта. Атомный ледокол — морское или комбинированное («река-море») судно-атомоход, с ядерной силовой установкой, построенное специально для использования в водах.

Самый мощный в мире ледокол "Арктика" вошел в состав атомного флота РФ

Предельная толщина сплошного ровного припайного льда, преодолеваемая ледоколом на переднем и заднем ходу со скоростью 1,5-2 узла при полной мощности энергетической установки и осадке по КВЛ на глубокой воде. 60 МВт (на валах), а дизель-электрического ледокола "Виктор Черномырдин" - 25 МВт. В начале сентября атомный ледокол проекта 22220 "Урал" прибыл на Кронштадтский морской завод для проведения планового ремонта.

Главные по Арктике: история атомных ледоколов России

С 1921 по 1941 гг. С 1959 г. Устройство ледокола Специфика работы ледоколов определяет его конструкцию. Чтобы противостоять толстым паковым льдам, корпус ледокола обшивают стальными листами, а днище делают закругленным.

Атомный ледокол Ленин Каким способом ледокол ломает лед зависит от его толщины. При незначительной толщине ледокол разрезает его носовой частью, а затем раздвигает, создавая позади себя свободное пространство. Мощный ледовый покров ледокол преодолевает, наползая на льдины и разламывая их за счет своего веса.

Существует несколько приемов создания проходов во льдах, в частности, с помощью крена и балластной цистерны. Преодоление льда с помощью крена Для современных российских атомных ледоколов класса «Арктика» совершенно не имеет значения какой толщины лед. Преодоление льда с помощью балластной цистерны В настоящее время эксплуатируются ледоколы двух типов дизель-электрические и атомные.

Движение судна осуществляется по следующей схеме: судовой двигатель приводит в действие электрогенератор, а тот в свою очередь — электродвигатель, от которого вращаются гребные винты.

Такая технология используется для разгрузки и погрузки судов в необорудованных районах на Северном морском пути. Останавливается судно обычно само по себе, когда сила инерции снижается. Дальше судно стоит, почти как в порту.

Только порт — на ледовой площадке. Обычно грузовые операции продолжаются несколько дней. Ледокол за это время успевает выполнить проводку какого-либо другого судна. Когда судно готово к отправлению, вызывают ледокол.

Обычно за время погрузки канал и воду вокруг судна затягивает льдом. Атомоход сначала обновляет подходной канал и место разворота. Если судно примерзло ко льду, ледокол выполняет его околку, чтобы можно было отвести от ледового причала за корму. Ледокол, двигаясь кормой вперёд, аккуратно надламывает лёд совсем близко от транспортного судна.

Швартовые команды закрепляют канаты на корме ледокола и проводимого судна, чтобы отвести судно в место для разворота. Ледокол медленно вытягивает судно, от которого в процессе отделяются последние куски льда. Ледокол выводит судно в разворотное место и поворачивает его носом на выход. Перед рейсом ледокол подходит с носовой части, чтобы взять судно на буксир.

Каналы, которые сделал ледокол в районе порта Таналау. Они нужны были, чтобы поставить забрать одно судно от причала, а другое — поставить. Операция заняла 6 часов — и это считается неплохим результатом. В «походном» положении судно снова берут «на усы».

Современный атомный ледокол — это миниатюрный город на 54 человека. Все оборудование современное, а в помещениях круглый год поддерживается одна и та же температура. В команде говорят, что ледокол — это гигантский компьютер. Всё управление здесь новое, на экранах — полная информация о состоянии судна.

В рубке полный комплекс радио- и навигационного оборудования, пульты ходового мостика, метеооборудование, система управления рулевой машиной. Навигация с таким управлением гораздо проще, чем с десятками циферблатов. Часть оборудования имеет систему подогрева, чтобы электроника работала без перебоев в любой мороз. ЦПУ — центральный пост управления.

Здесь находятся пульты управления всеми составными частями ядерной энергетической установки ледокола. Каждым из двух реакторов «РИТМ-200» управляет инженер оператор, электроэнергетикой — электромеханик, за радиационной безопасностью наблюдает инженер службы радиационной безопасности, а руководит вахтой — старший вахтенный механик. В состав силовой установки входят два реактора тепловой мощностью 175 МВт. Реакторная установка расположена в помещении 7 на 7 метров.

Сама активная зона — около метра в диаметре. Пар попадает в турбину, которая вращает генератор. А когда пар охлаждается — он снова превращается в воду и отправляется обратно в зону нагревания. На ледоколах есть своя сауна, бассейн, тренажёрный зал, зоны отдыха, конференц-зал, столовая и даже солярий.

Солярий — не только для красивого загара, а чтобы восполнить нехватку солнца, когда команде приходится несколько месяцев работать в условиях полярной ночи. Все суда оборудованы связью — есть телефон и даже интернет через спутник. Но обычные мобильные телефоны здесь не работают. В медицинском блоке есть собственный стационар и операционная.

Лакокрасочное покрытие на носу и бортах судна снижает трение об лёд. Во время рабочих рейсов оно довольно быстро стирается. Восстановление ЛКП обычно проводят раз в год. Атомоходы проекта 22220 разрабатывались, чтобы заменить ледоколы, построенные в советское время.

Это универсальные машины, которые могут работать на всех участках Севморпути, легко ломают трёхметровый лёд, прокладывают каналы шириной до 37 м. Подобной техники до этого в стране не производилось.

От Мурманска до Японии по нему предстоит плыть около шести тысяч миль. Если вы решите следовать через Суэцкий канал, то расстояние окажется больше в два раза. За счет атомных ледоколов России удалось наладить существенный грузопоток на Северном морском пути. В год перевозится около пяти миллионов тонн грузов. Постепенно увеличивается число значимых проектов, некоторые заказчики заключают долгосрочные контракты, вплоть до 2040 года. Также "Росатомфлот" занимается работами по исследованию морей, оценкой сырьевых и минеральных ресурсов на арктическом шельфе, который прилегает к северному побережью страны. Осуществляются регулярные операции в районе порта под названием Сабетта.

С развитием углеводородных арктических проектов ожидается увеличение потока грузов по Северному морскому пути. В связи с этим в числе ключевых направлений в работе компании "Росатомфлот" становится разработка нефтегазовых промыслов в Арктике. По прогнозам, в 2020-2022 годах объем перевозимой углеводородной продукции может увеличиться до 20 млн тонн в год. Военные базы Еще одно направление, по которому ведется работа, это возвращение в Арктику отечественного военного флота. Стратегические базы невозможно восстановить без активного участия атомного ледокольного флота. Задача, которая стоит сегодня, заключается в том, чтобы обеспечить арктические гарнизоны Минобороны всем необходимым. В соответствии с долгосрочной стратегией развития, в будущем основной упор будет делаться на создание безопасного, надежного и эффективного флота. Состав атомного флота В настоящее время в список действующих атомных ледоколов России входит пять судов. Это два ледокола с 2-реакторной ядерной установкой — "50 лет Победы" и "Ямал", еще два ледокола с однореакторной установкой — "Вайгач" и "Таймыр", а также лихтеровоз с ледокольным носом "Севморпуть".

Вот сколько атомных ледоколов в России. Он был построен на Ленинградском Балтийском заводе.

Главные размерения и форма обводов корпуса ледоколов отрабатывались при проведении модельных испытаний в опытовых бассейнах Крыловского государственного научного центра.

Архитектурно-конструктивный тип ледоколов: трехпалубные, с удлинённым баком, избыточным надводным бортом, многоярусной надстройкой и расположением отсеков энергетической установки по длине корпуса. В составе главной энергетической установки две реакторные установки, паротурбинная установка с двумя главными турбогенераторами, три гребных электродвигателя, работающих на гребные винты фиксированного шага.

"Росатом" заложит в Петербурге пятый и шестой ледокол типа "Арктика"

В составе национальной группировки сейчас 41 ледокол, в том числе 34 дизель-электрических и 7 атомных. Суммарная мощность ледокольной флотилии на валах достигла почти 700 МВт. Самыми мощными в мире на сегодняшний день являются суда проекта 22220 нового поколения — атомные ледоколы «Арктика», «Урал» и «Сибирь» — 60 МВт каждый. Под операционным контролем предприятия находятся 23 линейных ледокола в том числе 7 мелкосидящих , а также 11 вспомогательных, портовых ледоколов и ледокольных буксиров.

К 4 мая 2018 года была завершена работа над настройкой ледокола, начались швартовые испытания.

Как только атомоход пройдет ледовые испытания, он сможет начать работать в арктических широтах. Читайте также Ледоколы Арктики: самый мощный ледокольный флот в мире Атомные и дизельные ледоколы России обеспечивают работу Северного морского пути и освоение природных богатств Арктики Время автономного плавания «Арктики» беспрецедентно: перезагрузка ядерного топлива кассетного типа с низким обогащением урана-235 необходима лишь один раз в семь лет. Для сравнения: за тот же период дизельный ледокол потратил бы 540 тысяч тонн дизельного топлива. Реакторная установка РИТМ-200 может непрерывно работать в течение 26 тысяч часов, и расчетный срок ее службы достигает 40 лет.

Это инновационная разработка, не имеющая зарубежных аналогов, создана в одном из старейших конструкторских бюро атомной отрасли «ОКБМ Африкантов» в Нижнем Новгороде. А абсолютную безопасность работы реакторов обеспечивает прочная защитная оболочка из стали, воды и бетона. Ведь многие операции, которые раньше приходилось выполнять вручную, теперь автоматизированы. Сократить количество людей на борту удалось также из-за высокой квалификации персонала.

А чтобы они не заскучали во время долгого пути, создатели судна предусмотрели все необходимое для комфортной жизни. Для каждого члена экипажа построены одноместные каюты с отдельным санузлом и душем. Часть кают предназначена для туристов или членов исследовательских экспедиций.

А к 2030 году, согласно федеральному проекту «Развитие Северного морского пути», планируется взять планку в 150 миллионов тонн перевозок по СМП. Преимущество этого маршрута — это и расстояние от Южной Кореи до Великобритании — около 14 тысяч километров против 23 тысяч основного пути через Суэцкий канал , и отсутствие рисков нападения пиратов. Одной из главных задач атомного ледокольного флота является обеспечение крупнейших арктических углеводородных проектов. Основными направлениями деятельности ФГУП «Атомфлот» являются: Ледокольное обеспечение арктических углеводородных проектов; Ледокольная проводка судов в акватории Северного морского пути и в замерзающие порты РФ; Оказание комплекса услуг портового флота в порту Сабетта; Транспортировка грузов атомным контейнеровозом «Севморпуть»; Безопасное обращение с ядерными материалами и радиоактивными отходами.

В силу особенностей двигательных установок одна из технических задач — обеспечение безопасного обращения с ядерными материалами и радиоактивными отходами. Нельзя забывать и о научно-исследовательских работах, экспедициях и социальных проектах. В июле этого года состоялись сразу две просветительских экспедиции. Сначала, в рамках проекта «Ледокол знаний. Homo Science project» на Северный полюс отправились 70 школьников и студентов со всей России, включая победителей конкурсов, которые проводил Росатом. А буквально через несколько дней тот же ледокол «50 лет Победы» доставил туда 70 старшеклассников-победителей конкурса «Большая перемена»-2021. Какие еще задачи есть у СМП и ледоколов?

Сейчас в активной эксплуатации находятся атомные ледоколы 2-х типов: тип "Арктика" суда "Ямал" и "50 лет Победы" с двумя реакторами; тип "Таймыр" суда "Таймыр" и "Вагач" с одним реактором. Суда второго типа, в отличие от первых, имеют меньшую осадку и могу заходить в устья крупных рек. Также в составе атомного флота есть контейнеровоз «Севморпуть». Тогда он еще носил название "Октябрьская Революция". При вводе в строй в 1992 году ледокол уже был переименован в "Ямал". Рассчитан на преодоление ровного льда предельной толщиной 2,8 метра, с устойчивой скоростью 1—2 узла. Может ломать лед, двигаясь в обоих направлениях. Судно оснащено современными системами спутниковой навигации и связи, включая доступ в интернет.

Строящийся атомный ледокол «Якутия» полностью укомплектован ядерным топливом

При этом, чтобы переход одного состояния в другое должен занимать минимальное время — у ледокола на это уходит не более четырех часов. Более того, ЛК-60Я за счет большей ледопроходимости 2,9 метра льда против 2,25 у прежней «Арктики» принципиально позволяет подойти к круглогодичной навигации в восточных районах СМП. Фото: Медиапалуба Корпус Судно имеет двойной корпус. В месте столкновения со льдом предусмотрен так называемый «ледовый пояс» пятиметровой высоты толщиной 46 мм, в других местах толщина внешнего корпуса около 30 мм. Фото: Балтийский завод Корпус покрыт полумиллиметровым слоем специальной краски «Инерта-160» для уменьшения трения.

Балласт, как раз для изменения осадки, расположен между внешним и внутренним корпусами. Для защиты от обмерзания используется пневмообмыв. Все материалы корпуса проекта 22220 выбраны, исходя из суровых условий эксплуатации. Для высоконагруженных конструкций на толщинах более 18 мм — это набор бортов в районе ледовых усилений, на конструктивной защите при столкновении с другим судном и прочими объектами применяется листовая сталь PCD500W, PCE500W, PCF500W.

Фото: Балтийский завод Для крупных и нагруженных изделий, вроде кронштейнов бортовых гребных валов, кронштейна руля, противоледового выступа отливок форштевня, ахтерштевня применяется сталь 08ГДНФЛ. Суммарная масса корпуса составляет более 60 тыс. Из-за большой спусковой массы пятиуровневую надстройку монтируют уже на плаву. Этот реактор имеет почти вдвое меньший вес, нежели у предшественников типа АК-900А, которые стояли на ледоколах прошлого поколения.

Интегральная компоновка уменьшает материалоемкость и габариты установки, снижает риск утечек из первого контура реактора, облегчает монтаж и демонтаж установки. Четыре главных циркуляционных насоса расположены вокруг корпуса реактора. Назначенный срок службы основного оборудования — 40 лет против 25—33 лет , энергоресурс активной зоны — 4,5—7 Твч против 1,8 Твч , масса — 2,2 тыс. Управление осуществляется при помощи современных цифровых систем.

Паротурбинную установку ПТУ-72 для ледокола разработал и поставил петербургский гигант «Киров-Энерго-маш». Создание единой ГЭУ определило жесткие требования к системе регулирования, управления и защиты турбогенераторов, которые входят в состав ПТУ-72. Фото: Медиапалуба Фото: Медиапалуба Так, при движении ледокола во льдах паротурбинная установка должна удерживать частоту вращения турбогенераторов с точностью, требуемой для поддержания в судовой сети частоты 50Гц. Это потребовало радикальным образом изменить подходы к обеспечению быстродействия и надежности системы управления турбогенераторами.

При ее разработке ПКБ «Автоматика» на порядок, по сравнению с энергоустановками советских ледоколов, увеличило давление рабочего масла в гидроаппаратуре и гидроприводах паровых клапанов: 170 атмосфер вместо 15.

Задача, которая стоит сегодня, заключается в том, чтобы обеспечить арктические гарнизоны Минобороны всем необходимым. В соответствии с долгосрочной стратегией развития, в будущем основной упор будет делаться на создание безопасного, надежного и эффективного флота. Состав атомного флота В настоящее время в список действующих атомных ледоколов России входит пять судов. Это два ледокола с 2-реакторной ядерной установкой — "50 лет Победы" и "Ямал", еще два ледокола с однореакторной установкой — "Вайгач" и "Таймыр", а также лихтеровоз с ледокольным носом "Севморпуть". Вот сколько атомных ледоколов в России. Он был построен на Ленинградском Балтийском заводе. Официально спущен на воду в 1993-м, а введен в эксплуатацию в 2007-м. Такой длительный перерыв связан с тем, что в 90-е годы работы фактически были приостановлены из-за отсутствия денег. Сейчас постоянный порт приписки судна — Мурманск.

Помимо задачи по проводке караванов через арктические моря, этот ледокол принимает на борт туристов для участия в арктических круизах. Желающих он доставляет до Северного полюса с посещением земли Франца-Иосифа. Капитана ледокола зовут Дмитрий Лобусов. Его строительство было начато в 1986 году, а завершено спустя три года. Примечательно, что поначалу он назывался "Октябрьская революция", только в 1992 году был переименован в "Ямал". В 2000 году этот действующий атомный ледокол России совершил экспедицию к Северному полюсу, став седьмым судном в истории, которое добралось до этой точки на планете земля. Всего на данный момент Северного полюса ледокол достигал 46 раз. Судно рассчитано на преодоление морского льда толщиной до трех метров, при этом оно способно поддерживать стабильную скорость до двух узлов в час. На борте несколько лодок класса "Зодиак" и вертолет Ми-8.

Суда этого проекта в ближайшие годы должны стать основой гражданского ледокольного флота России. Они нужны для изучения и освоения Арктики, для обеспечения безопасного, устойчивого судоходства в данном регионе, для увеличения перевозок по Северному морскому пути. Он также напомнил, что "Урал" приступит к выполнению задач уже в декабре текущего года, а " Якутия " должна вступить в строй в конце 2024 года, и эти сроки должна неукоснительно соблюдаться. Основные характеристики атомных ледоколов проекта 22220: Длина - 173,3 м, Высота борта на миделе до ВП - 15,2 м.

После спуска ледокол «Якутия» отбуксируют к причальной стенке завода и будут достраивать уже на воде. Длина ледокола «Якутия» — более 170 метров. Масса — почти 17 тысяч тонн. Высота судна от ватерлинии до грот-мачты после завершения всех работ составит 57 метров. Для сравнения: высота памятника «Рабочий и колхозница» в Москве — 58 метров. Скорость ледокола может достигать 40 километров в час, тогда как скорость ледокола «Ленин» не превышала 33,3 километров. Сквозь лед «Якутия» и другие ледокольные суда такого же класса движутся со скоростью 22 километра в час. В «Атомфлоте» считают, что для этого потребуется не менее 13 атомных ледоколов. По словам президента Владимира Путина, благодаря ледоколам объем перевозок на Севморпути в ближайшем будущем должен составить до 200 миллионов тонн. Она подчеркнула, что выбросы сажи или черного углерода от ледоколов составляют всего 500 граммов в год.

Атомный ледокол «Сибирь» завершил работу в период очередной навигации

Сверхранний рейс огромного длиной 300 метров газовоза «Кристоф де Маржери» был выполнен в мае 2020 года, а сверхпоздний — в январе 2021-го. То есть, навигация в сопровождении ледоколов длится практически 8-9 месяцев! По итогам 2021 года общий объем перевозок в акватории Северного морского пути составил 34,85 млн т при плановом значении 32 млн т. Источник: Фонд «АТОМ» Северный морской путь — это безопасный транспортный коридор, который проходит в пределах территориальных вод и исключительной экономической зоны России. Он может активно использоваться для альтернативных маршрутов экспорта продукции в дружественные страны. Путь через российскую Арктику почти в два раза короче. От Мурманска до портов Японии около 6 тысяч миль, если идти через Суэцкий канал — более 12 тысяч. В зависимости от ледовой обстановки, судно потратит на этот переход 18 дней, а через Средиземное и Красное моря — около 37.

А к 2030 году, согласно федеральному проекту «Развитие Северного морского пути», планируется взять планку в 150 миллионов тонн перевозок по СМП. Преимущество этого маршрута — это и расстояние от Южной Кореи до Великобритании — около 14 тысяч километров против 23 тысяч основного пути через Суэцкий канал , и отсутствие рисков нападения пиратов. Одной из главных задач атомного ледокольного флота является обеспечение крупнейших арктических углеводородных проектов.

Я лучше потом без диктофона скажу. Даже, может, не к ним уже больше вопросов, а к их подрядчикам и контрагентам, которые поставляют оборудование - электрооборудование, насосное оборудование - потому что, мягко говоря, качество оставляет желать лучшего. Я серьезно.

Паротурбинные установки, которые АО "Завод "Киров-Энергомаш" входит в группу компаний ПАО "Кировский завод" выпускает для ледоколов серии 22220, в машинном отделении "Сибири" сейчас выглядят так: Уже скоро 5 лет длится судебная тяжба между Балтийским заводом и "Киров-Энергомашем". Она насчитывает 7 процессов, 5 из которых пока не завершены. Общая сумма претензий 1,7 млрд рублей, но не все иски содержат финансовые требования. В марте питерский арбитраж взыскал с "Киров-Энергомаша" 76 млн рублей за задержку поставки паротурбинной установки для атомохода "Урал ". В июле "Киров-Энергомаш" окончательно проиграл процесс, где пытался взыскать с Балтийского завода 1,1 млрд рублей за испытательный стенд, который пришлось строить в Петербурге из-за пропавшей возможности использовать украинский. А в середине сентября "Киров-Энергомаш" заставил судостроителей отсрочить поставку силовых установок для "Сибири" и "Урала" - но это решение не вступило пока в законную силу.

Очень многое учтено, и весь этот процесс пусконаладки, испытаний, восстановления идет значительно быстрее. По моему мнению, мы не очень серьезно отнеслись к тому, что нас ожидает, год назад и не были достаточно подготовлены. Появилось значительное количество вопросов по рекламационным актам по качеству техники.

Построены они оба были на самом излете существования Советского Союза по проекту 10580.

Её монтаж проходил в Ленинграде на Балтийском заводе, куда корпуса последовательно отбуксировали из Финляндии. Ледоколы получились своеобразного формата: они мелкосидящие, с осадкой всего 8,1 м, поскольку предназначены для работы не в открытом море, а в устьях великих сибирских рек. При этом обладают внушительной мощностью в 35,5 МВт. Для сравнения — самый могучий в мире дизель-электрический ледокол «Виктор Черномырдин», введённый в строй в 2020 году, может похвастаться мощностью в 25 МВт.

Первым представителем проекта стала «Арктика», спущенная на воду ещё в 1972 году. Если вам попадались в интернете красочные фотографии идущего сквозь льды судна с нарисованной на носу акульей пастью, то знайте: это и есть «Ямал». Ледокол развивает скорость до 21 узла на чистой воде и способен преодолевать льды толщиной в 2,8 м. Его собрат « 50 лет Победы », сданный корабелами Балтийского завода в 2007 году, был построен по модернизированному проекту, поэтому отличается особой ложкообразной формой носа.

Он оказался шестым и последним в серии. Продолжения не предвидится, поскольку ставка сейчас сделана на другой проект — более мощный и более современный. На сегодня это самые мощные в мире ледоколы. Построены они Балтийским заводом по довольно интересному проекту 22220 , главной особенностью которого является двухосадочность.

Особая конструкция с балластными цистернами позволяет ледоколу менять осадку и превращаться в мелкосидящее судно. Это даст возможность «Атомфлоту» в ближайшие годы вывести из эксплуатации устаревшие «Таймыр» с «Вайгачом», поскольку суда проекта 22220 смогут работать и на океанских глубинах, и в устье сибирских рек. На сегодняшний день атомоходы « Арктика » в строю с октября 2020 года и « Сибирь » в строю с января 2022 г. Ледоколы проекта 22220 способны проходить льды толщиной до 3 м.

Причём «Арктика» блестяще подтвердила эту характеристику, посетив Северный полюс прямо в ходе испытаний. По пути к макушке Земли судно преодолело трёхметровую ледяную толщу. Особую пикантность этой истории придаёт то, что на полюс «Арктика» отправилась с одним неисправным гребным двигателем, то есть была частично лишена своей мощности.

В 1975 году в эксплуатацию был введён атомный ледокол второго поколения — «Арктика».

Это открыло круглогодичную навигацию в западном секторе Арктики и эпоху серийных атомных ледоколов. Как устроены атомные ледоколы? Суть работы ледокола в том, что он ломает лёд, наваливаясь на него своей массой. Для этого ледокол должен быть очень тяжёлым, мощным и устойчивым — и чем больше и мощнее судно, тем мощнее нужен двигатель.

Поэтому атомные ледоколы самые эффективные. Принцип работы механизмов ледокола — как у парохода: реактор нагревает воду, она превращается в пар, пар крутит турбину, турбина приводит в действие генератор, он вырабатывает электроэнергию, а та питает электромотор, который двигает винты ледокола. Сердце атомного ледокола — атомный реактор, поэтому, кроме моряков, здесь работают и специалисты-атомщики. Причём, в отличие от АЭС, каждый из них выполняет обязанности сразу нескольких должностей: количество персонала на ледоколе, как и на любом корабле, ограничено.

На каждом атомоходе два экипажа, команда состоит из 54 человек на новых ледоколах, а, например, на «50 лет Победы» — около 90 человек. Всё оборудование ледокола, включая реактор, расположено очень компактно, потому что место на судне — это главная ценность, его мало. Они работают на низкообогащённом уране-235. Топливо перезагружают один раз в семь лет.

Дизельный ледокол потратил бы за это время 540 тысяч тонн дизеля, а одна ТЭЦ аналогичной мощности израсходовала бы 1 миллион тонн угля. Атомный феникс для вечного двигателя Будни атомных ледоколов Жизненный цикл всех атомных ледоколов начинается на бумаге — с проекта. Разработкой и созданием ядерных энергетических установок, то есть реакторов для всех атомных ледоколов, занимается Опытное конструкторское бюро машиностроения им. Африкантова в Нижнем Новгороде.

А сами суда проектируют в Центральном конструкторском бюро «Айсберг» в Санкт-Петербурге. Строят большинство ледоколов в Санкт-Петербурге на Балтийском заводе, расположенном прямо рядом с жилыми кварталами. Здесь же их спускают на воду, и первые «шаги» ледоколы делают по Неве. Затем они своим ходом добираются до Мурманска, где расположена база атомного ледокольного флота России, или до Кронштадта.

Именно здесь ледоколы всю «жизнь» проходят ремонты и техническое обслуживание. В северном порту начинается повседневная работа. Экипажи судна меняют друг друга раз в четыре месяца, так что и на воде, и на суше ледоколы сопровождают одни и те же специалисты. Рейс атомного ледокола может длиться пару месяцев, а может и целый год.

Так же и ремонт и техобслуживание могут занимать разное время, в зависимости от потребностей и текущего графика ремонтов. Для некоторых ремонтных работ ледоколы даже устанавливают в сухие доки. В эти моменты можно рассмотреть их огромные, размером с небольшой дом, винты. Атомный ледокол «Ленин» «Ленин» — дедушка современных атомных ледоколов, первый атомный ледокол в мире.

Его построили ударными темпами всего за три года — на ледокол «50 лет Победы», например, ушло 18 лет. За 30 лет работы «Ленин» провёл во льдах 3741 судно.

Универсальные атомные ледоколы проекта 22220 «Арктика», «Сибирь, «Урал»

Команда включает 138 человек. Из-за финансовых проблем ледокол был спущен со стапелей только в 2006 году и достраивался до весны 2007. Его общая длина 159 м делает его самым большим из ядерных ледоколов. Ледокол был введён в эксплуатацию в апреле 2007. Ледоколы класса «Таймыр» В 1989—1990 годах в Финляндии были построены два ледокола «Таймыр» и «Вайгач». В отличие от «Арктики» они оснащены одним реактором и имеют меньшую осадку это позволяет заходить в устья крупных рек.

Их длина — 151 м, ширина — 29 м. Ледоколы в филателии.

Требования к ледоколам ужесточались, колеса сменили винты и турбины, а двигатели внутреннего сгорания — атомные силовые агрегаты. Ожидаемо, что более всего востребован ледокол в России, поскольку часть морей и устьев рек большую часть года покрыты толстым слоем льда.

В этом выпуске мы посмотрим на 5 самых больших атомных ледокола в мире.

Наука 10. Первый атомный ледокол «Ленин» был введён в эксплуатацию в 1959 году. Самый новый, «Урал», — в 2022 году. Сегодня в строю атомного ледокольного флота нашей страны — семь атомных ледоколов и атомный контейнеровоз «Севморпуть». Пока этого достаточно. Но развитие Северного морского пути, добывающих и перерабатывающих производств на севере нашей страны требует новых ресурсов. В июне 2023 года на XXVI Петербургском международном экономическом форуме генеральный директор «Росатома» Алексей Лихачёв заявил, что к 2030 году в России будут работать 14 ледоколов. Конечно, за пару лет атомный ледокол не построить.

Но последние семь лет атомная промышленность активно развивается в этом направлении. За три года в эксплуатацию введены три новых атомных ледокола. И это только начало. Чтобы добраться с северо-запада нашей страны до юго-востока, нужно проплыть 12 840 морских миль 23 780 километров — это больше, чем половина экватора! Или только 5770 морских миль 10 686 км , но это — северная дорога через льды, и без ледоколов тут не пройти. А чтобы добраться до богатых природными ископаемыми северных районов России, другого морского пути и вовсе нет. Не добраться иначе и до северных берегов Оби и Енисея. Просто сравните: южный путь от Мурманска до Владивостока занимает, в зависимости от погоды, около 37 дней, северный путь — 18 дней. Севморпуть нужен не только промышленникам, но и учёным, которые изучают гидрометеорологический режим морей и минерально-сырьевые ресурсы арктического шельфа.

Чтобы сделать Севморпуть доступным, и нужен ледокольный флот. А атомные ледоколы не только гораздо мощнее дизельных, они более независимы: если дизельный ледокол нужно заправлять примерно раз в месяц, то атомный ледокол — всего лишь раз в пять лет, а современные модели даже реже. А значит, атомный ледокол способен обеспечить автономную работу в условиях арктического льда. Причём круглогодично. Как появились атомные ледоколы? Решение о создании в нашей стране атомного ледокольного флота было принято ровно 70 лет назад. Но в то же время в нашей стране активно развивался оборонно-промышленный комплекс, и военные технологии здорово помогли созданию мирного атомного ледокольного флота. В 1957-м был создан первый атомный двигатель для подводной лодки «Ленинский комсомол», и это стало шагом к созданию реактора для атомного ледокола. В его создании принимали участие более 500 предприятий, для него разработали 76 новых механизмов и 150 образцов оборудования!

И в 1961 году «Ленин» впервые доставил на льдину Чукотского моря научно-исследовательскую станцию «Северный полюс — 10» вместе с экспедиционным оборудованием. На ледоколе в этом рейсе также работала научная экспедиция Арктического и Антарктического научно-исследовательского института, которым удалось на обратном пути прямо с борта атомохода расставить вдоль всей границы многолетних льдов дрейфующие автоматические радиометеорологические станции. В 1966—1970 годы «Ленин» встал на большую реконструкцию: полностью заменили реакторную установку на реактор нового поколения. Новое оборудование учитывало и опыт эксплуатации атомного ледокола, и расширившиеся возможности атомной промышленности. Обновлённое судно стало шагом к серийному производству советских атомных ледоколов.

Например — ледовый пояс, проходящий по всей длине атомохода. Он идёт от самой воды. Проходит ватерлинию, которая отмечена белым. И далее на основном корпусе мы его можем видеть переходом металла. Так называемой «лаской». Надпись «осторожно винт» и, соответственно, под ним мы видим переход металла. В этих местах металл везде утолщённый. Именно на него приходятся все основные напряжения льда», — отметил старший строитель кораблей по корпусной части «Балтийского завода» Павел Ельфимов. Фото: телеканал «Санкт-Петербург» Опыт заводчан позволяет применять некоторые производственные хитрости. Например, секции объединяют в большие блоки. И сразу же, на на суше, устанавливают в них оборудование. Это позволяет сократить сроки строительства. Идёт работа и внутри ледокола, куда посторонним, конечно, не попасть. Там обустраивают внутренние помещения. Как сказал бы любой строитель — «под ключ». Потому что на заказе одновременно работает до тысячи человек.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий