Комиссия, принимавшая фильм «Баллада о солдате», резюмировала, что он не вписывается в рамки и стандарты фильмов о войне. фильм Григория Чухрая, впервые вышедший на советские экраны в 1959 году. В фильме «Баллада о солдате» за кадром мы слышим гнетущие сводки об оставлении городов за июль 1942 года, и в то же время наши солдаты и офицеры уже носят погоны.
Отзывы и рeцензии. Баллада о солдате
Баллада о солдате - отличный фильм! | Молодому солдату Алеше Скворцову дают несколько дней отпуска, чтобы он смог поехать к матери. |
Напишите отзыв о фильме про войну! Дам все баллы скину в личку Напишите сами отзыв - | Баллада о солдате. Этот скромный черно-белый фильм не случайно завоевал множество отечественных и международных наград: он пронизан глубокой человечностью. |
Художественный фильм "Баллада о солдате" | Драма, романтика, военный. Режиссер: Григорий Чухрай. В ролях: Владимир Ивашов, Жанна Прохоренко, Антонина Максимова и др. Музыка: Михаил Зив. |
«Они любить умеют только мертвых». Горькая правда режиссёра Чухрая
Ивашов с Прохоренко принесли с собой на экран неповторимое обаяние юности, которого не хватало их более опытным коллегам. И от этого их отношения получились такими пронзительно трогательными и наивными. Изначально, по сценарию, Шура гибла под бомбёжкой на глазах Алексея. Но потом сценарист с режиссёром решили всё-таки сохранить ей жизнь.
В результате вместо сцены гибели появилась не менее пронзительная сцена прощания Алёши и Шуры на вокзале. В фильме есть ряд неточностей, на которые Чухрай пошёл сознательно. Так, например, в начале войны отпуска солдатам практически никогда не давали.
Алёша одет в форму времён конца войны — с погонами, которых солдаты в самом начале войны ещё не носили. Но режиссёр хотел создать обобщённый образ солдата-освободителя, известный всему миру. За красивые ножки Работа над фильмом шла очень трудно.
Съёмки останавливались несколько раз. Руководство студии смущали многие сцены. Например, по мнению цензоров, в фильме не стоило показывать неверную жену, не дождавшуюся мужа с фронта, — «советские жёны не могут изменять своим мужьям — это неправильно».
Возмущение киночиновников вызвал и эпизод, где солдаты отдавали всё своё мыло в подарок жене бойца — «следовательно, они не будут мыться! Значит, наша армия нечистоплотная». Чухрая возмущало, что люди, никогда не бывшие на фронте, учат его, фронтовика с четырьмя боевыми ранениями, как правильно говорить о войне.
Сама история любви Алёши и Шуры руководству студии казалась мелкой и незначительной. Недовольство вызывало то, что Алёша влюблялся в Шуру не потому, что она совершила подвиг что было бы идеологически правильно , а просто так — «за красивые ножки и длинную косу». Гибель Алёши Скворцова также вызывала возмущение цензоров — «такой пессимизм недопустим в наших фильмах о войне».
И, наконец, одной из главных претензий было то, что Чухрай снимает исторический фильм, в то время как Хрущёв в своей недавней работе об искусстве советовал снимать современные фильмы. Возмущённый Чухрай тогда бросил критикам: «У меня еще раны не зажили, а вы уже называете этот фильм несовременным!
Фильм "Баллада о солдате" повествует о нескольких днях из жизни солдата Алексея Скворцова, который едет на побывку к матери. Свой шестидневный отпуск Алексей получил за то, что подбил на поле боя сразу два немецких танка. По дороге домой он встречает разных людей, которым всячески помогает, теряя при этом своё время. Так, в поезде он знакомится с девушкой Шурой, которая якобы едет к своему жениху-летчику. Алексей помогает ей добраться до нужной станции. Приходит время расставания. Шура перед расставанием признается Алексею, что она обманула его, когда сказала, что едет к жениху, а на самом же деле она едет к своей тёте.
Алексей и Шура понимают, что полюбили друг друга, но признаться в этом не решаются. Алексей садится в поезд и уезжает к матери. Приехав домой, он успевает только обнять мать и вновь уходит на фронт. В конце фильма голос за кадром говорит: "Он мог бы стать замечательным гражданином, он мог бы строить или украшать земли садами, но он был и навечно останется в нашей памяти солдатом. Русским солдатом! Этот вариант на "Мосфильме" сразу отвергли. Тогда Ежов и Чухрай убрали из сценария тыл и тяжелый труд на заводах, оставили в живых Шуру и отнесли правки на киностудию. На этот раз киностудию всё устроило, и режиссёр со сценаристом получили разрешение на съёмки. Григорий Чухрай и Валентин Ежов долго не могли определиться с названием фильма.
Помог им тогда известный режиссёр Михаил Ромм, который после прочтения одного из вариантов сценария задумчиво сказал: "Это целая баллада… о солдате". Так фильм и назвали - "Баллада о солдате". Изначально в главных ролях должны были сниматься Лилиана Алешникова и Олег Стриженов, но на третий день съемок режиссер попал под машину и 4 месяца пролежал в гипсе. За это время он пришел к выводу, что ошибся с выбором актеров - они попросту были старше своих персонажей и в таких образах выглядели недостоверно.
Актер поднялся в этой роли до больших трагедийных высот, потрясая глубиной человеческого переживания. Сомневались, что Урбанский согласится сыграть инвалида. После того как он блестяще справился с главной ролью Губанова в «Коммунисте», ему предлагали второстепенную роль, почти эпизод.
К тому же было ощущение, что эпизод этот в сценарии не совсем удался. Ежов и Чухрай переделывали его много раз. К счастью, Урбанский сказал: «По-моему, это моя работа. Только, пожалуйста, если можно, без проб». Володя Ивашов и актриса Нина Меньшикова, играющая телеграфистку, были уже на месте, им поправляли грим. В глубине павильона Урбанский с помощью костюмера и ассистента надевал на согнутую в колене ногу специальное приспособление. Ему надо было играть одноногого.
Приступили к репетиции. Волнение Урбанского сразу передалось Ивашову, в репликах которого появились правдивые нотки. Тонкая актриса Нина Меньшикова поддалась этому чувству, и вот уже она с полными слез глазами кричит инвалиду, протянувшему ей телеграмму: «Это подло! Начинаются съемки. Один дубль, второй, третий… Урбанский увлечен: «Пожалуйста, еще один дубль!.. У меня реплика не получилась. Ее надо говорить не так…» Многие образы людей в «Балладе о солдате» воспринимаются как частица большого целого, всего народа, предстают как штрих в большом коллективном портрете.
Строгий уставший генерал, каким его играет Н. Крючков, — пожилой, немногословный человек, с доброй и горькой отцовской улыбкой, ненавидящий войну и вынужденный воевать. Улыбчивый солдат Г. Юхтин , душа фронта, парень, чем-то похожий на Васю Теркина. Женщина на телеграфе Н. Меньшикова — одна из тысяч и тысяч, ждавших своих мужей, веривших в их возвращение и, может быть, спасавших их своей верой. Женщина-шофер В.
Измученная, не спавшая двое суток, она еще находит ласковое слово для Алеши. Она из тех женщин, что вынесли на своих плечах всю тяжесть разлуки с сыновьями, всю тяжесть тыла. Что касается образа матери Алеши А. Максимова , то он гораздо более других несет в себе элемент обобщения, становится символом матери. Катерина — русская крестьянка, успевшая лишь на минуту увидеть и обнять сына-солдата, прибывшего в свой пятиминутный отпуск. Увидеть, обнять и потерять навсегда. Мы не узнаем о Катерине подробностей, но узнаем про ее жизнь самое главное, что это мать, отдавшая войне сына.
Она успокаивает сына: «Ты не думай, я все выдержу, все перенесу… а тебя дождусь… отца не дождалась, а тебя дождусь».
История Алеши Скворцова и девушки Шуры, случайно встретившихся, полюбивших друг друга и расставшихся навсегда, напоминает о его собственной жизни, но там все кончилось счастливо. Герои фильма - Алеша и Шура. Случайно встретились, полюбили друг друга и расстались навсегда. Фото: РИА Новости В увольнении, на танцах, курсант полковой школы 229-го отдельного батальона связи Чухрай познакомился с девушкой Ираидой. Но вскоре город заняли немцы, и молодые люди потеряли друг друга.
А в 1944-м лейтенант Чухрай написал об этой встрече в "Комсомольскую правду". Ираида Пенькова прочла публикацию и откликнулась. В этом фильме Чухрай рассказывал о том, как могла повернуться его жизнь, сложись обстоятельства иначе. Сейчас странно слышать о том, какое неприятие вызывала "Баллада о солдате". Директор картины четыре раза останавливал съемки - ему казалось, что фильм порочит Советскую Армию, часть съемочной группы ушла. На партийном собрании "Мосфильма" Чухрая рвали на части за клевету на советских людей.
Его собирались исключить из партии, но потом дали строгий выговор с предупреждением. Для нас "Баллада о солдате" - классика. А для человека сталинской эпохи, привыкшего к фильмам наподобие "Падения Берлина", простой и честный рассказ о чувствах и страданиях обычных людей был опасной ересью. Но Чухрай ничего не боялся: в 1956 году он выпустил свой первый игровой фильм, "Сорок первый", получивший спецприз Каннского фестиваля. Во время съемок на него написал донос соавтор, назвавший фильм "белогвардейской стряпней".
Как фильм «Баллада о солдате» покорил миллионы зрителей по всему миру
«Они любить умеют только мертвых». Горькая правда режиссёра Чухрая | В "Балладе о солдате" есть особая цельность, цельность произведения поэтического, несмотря на отсутствие операторского решения единого пластического образа. |
Художественный фильм "Баллада о солдате" | У меня такое ощущение,что Баллада о солдате первый фильм серия, а второй Журавушка. |
Про шаткую мужественность и стойкую женственность | «Баллада о солдате» — советский художественный фильм 1959 года режиссёра Григория Чухрая. |
Фильм «Баллада о солдате» — долгий путь домой | В фильме «Баллада о солдате» за кадром мы слышим гнетущие сводки об оставлении городов за июль 1942 года, и в то же время наши солдаты и офицеры уже носят погоны. |
Фильм «Баллада о солдате» — долгий путь домой | Драма Григория Чухрая "Баллада о солдате"Великая Отечественная война. Молодому солдату Алеше Скворцову дают несколько дней отпуска, чтобы он смог поехать к м. |
Спасибо... / / «Баллада о солдате» (Григорий Чухрай, 1959)
Драма, военный, мелодрама. Режиссер: Григорий Чухрай. В ролях: Владимир Ивашов, Жанна Прохоренко, Антонина Максимова и др. 19-летний связист Алексей Скворцов смог в одиночку уничтожить два вражеских танка и спасти своих боевых товарищей. "Баллада о солдате", возможно, лучший, самый светлый и чистый фильм о войне из всех, что были сняты, но на свет он появлялся в муках. Страница советского фильма «Баллада о солдате», который вышел на экраны в 1959 году. Коротко о советском фильме Отечественная война унесла бесчисленное множество человеческих жертв, особенно жизни молодых парней, которые умирали ради Родины.
19 отзывов
- Символ Победы
- Про шаткую мужественность и стойкую женственность
- Фильм Баллада о солдате (СССР, 1959) смотреть онлайн – Афиша-Кино
- Спасибо... / / «Баллада о солдате» (Григорий Чухрай, 1959): 4elovek_zritel — LiveJournal
«Баллада о солдате»
Все отзывы о фильме1959, ссср, imdb: 8.2лучшие отзывы о фильме баллада о солдате9это самый лучший и чистый фильм из всех. «Баллада о солдате» — советский чёрно-белый художественный фильм 1959 года, снятый режиссёром Григорием Чухраем. Известная голливудская актриса Лайза Минелли вспоминала, что увидела «Балладу о солдате» в 15 лет и посмотрела этот фильм пять раз подряд!
Комментарии
- "БАЛЛАДА О СОЛДАТЕ" 1959 - Форум
- Анализ фильма «Баллада о солдате» (СССР, 1959 год)
- "Баллада о солдате" (1959) Цветная версия
- № 9 «Баллада о солдате» (Г.Чухрай, 1959 г.)
- Символ Победы
Рецензии пользователей КиноЦензора: Фильм «Баллада о солдате» (1959, СССР, 12+)
Фильмы: Баллада о солдате (1959) Подробнее. Военный фильм вышел в прокат в 1959 году и сразу стал классикой отечественного кинематографа. Фильм «Баллада о солдате» был также показан зарубежному зрителю. Премьера «Баллады О Солдате» состоялась в 1959 году на Кинофестивале в Каннах, где фильм был встречен с восторгом критиков и зрителей. Жанна Прохоренко в фильме *Баллада о солдате*, 1959 | Фото. Война, драма, мелодрама. Режиссер: Григорий Чухрай. В ролях: Владимир Ивашов, Жанна Прохоренко, Антонина Максимова и др. Солдат отправляется в отпуск к маме с фронта Великой Отечественной. Один из ключевых и самых пронзительных военных фильмов оттепели.
Баллада о солдате
«Баллада о солдате» — советский чёрно-белый художественный фильм 1959 года, снятый режиссёром Григорием Чухраем. фильм, известный во всём мире, он получил такое громадное количество наград на международных фестивалях и конкурсах, что перечислять их и смысла нет. Драма, романтика, военный. Режиссер: Григорий Чухрай. В ролях: Владимир Ивашов, Жанна Прохоренко, Антонина Максимова и др. Музыка: Михаил Зив. «Баллада о солдате» является, возможно, самым светлым фильмом о войне, но сами съемки были схожи с настоящими военными действиями. Драма, романтика, военный. Режиссер: Григорий Чухрай. В ролях: Владимир Ивашов, Жанна Прохоренко, Антонина Максимова и др. Музыка: Михаил Зив. об одной лишь всего её страничке из огромной эпопеи, повествующей о тех страшных событиях.
Как белоэмигрант спас лучший фильм о Великой Отечественной войне
Потеряна последняя надежда на то, что жена придет его встретить. И вдруг - истошный крик: "Вася!.. А потом - маленький, поразительный по тонкости исполнения немой эпизод. Она берет его под руку.
Спотыкается о костыль, убирает руку. Не привыкла еще она ходить рядом с безногим. Но испугалась своего движения - вдруг он подумает, что ей неудобно идти с калекой.
Она снова протягивает руку, но не получает ответа. Он боится жалости. Пусть будет честно, по-новому, как есть.
Тогда она спокойно опускает руку и идет неторопливо, как он, но близко и вровень. Выразительные, значимые детали большей частью как бы "спрятаны" в изобразительно-фактурной ткани фильма, они не кричат о своем потаенном смысле, но он все равно прочитывается. Это, например, будильник в руках мальчика Мити, вместе с бабушкой разбирающего развалины разрушенного дома: тикающий механизм фиксирует течение времени, которого так мало у Алеши Скворцова и которое он раздаривает людям.
Это и мыльные пузыри, которые пускают мальчишки в подъезде того дома, где живет Елизавета Петровна, оказавшаяся изменницей, недостойной своего мужа-фронтовика. Алеша привозит ей два куска мыла - драгоценный подарок, весомо свидетельствующий, что муж ее жив, что у него есть друзья, что даже суровый и прижимистый старшина на самом деле добрый, и мыло, предназначенное всей роте, разрешил послать одной ей - жене солдата. А ее любовь оказалась летучей и непрочной, как легкий, перламутровый, мыльный шарик.
Более половины времени в этом фильме герой проводит в вагонах поездов, в грузовике, застревающем в разбухших колеях проселочных дорог, даже на самодельном плоту. Музыкальная тема дороги, впервые вступающая в кадрах переправы, проходит через весь фильм, перемежаясь в дальнейшем с трогательной, напевной, лирической мелодией, передающей возвышенную красоту отношений Алеши и Шуры композитор Михаил Зив. Чередование музыкальных тем создает ритмическое "стихотворное" единство действия, подкрепленное визуальным рефреном.
Это проносящиеся мимо среднерусские, "смоленские" пейзажи. Поэтический фон любви героев и образ щемяще близкой и трагически уже недоступной, вечной, прекрасной природы, мира и покоя. Наконец, последняя сцена.
Встреча с матерью. Она птицей летит навстречу сыну. Но свидание их длится несколько минут.
Он мог бы строить или украшать землю садами. Но он был и навечно останется в памяти нашей солдатом. Русским солдатом", - звучат с экрана завершающие "балладу" авторские слова.
Боль неизбывная: погибли лучшие из лучших - цвет нации, миллионы таких, как Алеша. Светлой их памяти посвятил Григорий Чухрай свою картину. Он снял ее много лет назад, но она и поныне остается лучшим произведением мастера.
Людвига Закржевская.
Ну и, конечно, дом — это мир, а мир за пределами дома — это война. Но на нашу погибель ирония эволюционного проклятия в том, что именно в том мире, который война, бродит любовь, которую мы заточены обрести. Право, про это сподручнее сыграть на клавесине. А Чухрай сладил с киноаппаратом. Плакат фильма «Баллада о солдате» Если брать драматический надрез, то все его фильмы — про шаткую мужественность и стойкую женственность. В «Балладе» в наиболее звонких согласиях, в самых стройных пропорциях выразилось то, что делало Чухрая, трижды участника каннских конкурсов, соперника Феллини, Бергмана и Брессона, лауреата и номинанта всего, режиссером-автором — а в пору его славы авторство считалось в кино за высшую добродетель.
Авторство — это не только гиперконтроль. Это в первую очередь обладание собственными темами, возвращение к которым, их переаранжировки и переинтерпретации и составляют труд жизни автора. Ремесленник совершенно легко поет на все лады. Автор в любом жанре сбивается на одно и то же, что гложет его или возносит, но точно держит на плаву — про свои воздушные подушки. Чухрай поставил всего шесть игровых фильмов, и такие темы-воздушные подушки объединяют все шесть. Эту партию Чухрай разыграл во всех возможных вариантах — от сынули-старшеклассника, которого мать с ее гиперопекой делает дезертиром в условиях сталинской мобилизации «Трясина», 1977 , до деда, который может сколько угодно бить себя пяткой в грудь на сельсовете, рассуждать о счастье на эстраде лектория, соглашаться с председателем, что бабка его свихнулась — но сделает так, как решит его эта самая бабка «Жили-были старик со старухой», 1964. В обоих случаях авторская ирония заключается в том, что бабы таки подводят этих героев под монастырь. При помощи синеглазого Олега Стриженова Чухрай вывел на экран такой образец смятенной мужественности, к которому Голливуд в лице Марлона Брандо, Джеймса Дина и Монтгомери Клифта еще только приноравливался, как штангист к новому весу.
Стриженов, со всем отважным простосердечием советского первопроходца, полтора часа утопает в самолюбовании, грезах о Робинзоне Крузо и фамильных яхтах. Он вспоминает о своей женщине, только когда пора жрать, и сопровождает объявление ее хамкой таким жестом ручкой, на какой способна не всякая баба, а только отборная совсем хабалка. Это была уместная революция образа героя — а иначе не видать бы картине советского дебютанта приза в каннском конкурсе, где с ним в том году соревновались «Ночи Кабирии», «Приговоренный к смерти бежал» и, прости господи, «Седьмая печать». В правомерности и своевременности вывода на экран такого мужчины, который ничего не решает, убеждает тот факт, что если Стриженов и поверг аудиторию в гипноз, что было зрелищем по тогдашним меркам скандальным, то ни у кого не вызывал вопросов последний герой Чухрая, сыгранный Джанкарло Джаннини в фильме «Жизнь прекрасна» 1979. Джаннини порывисто ссорился с начальством, меняя штурвал военного летчика на руль таксиста, и откровенно не желал ничего знать посреди фашистской Португалии, кроме обтянутых в ситец прелестей Орнеллы Мути — и он как раз был типичным героем боевика 70-х, к нему ни у кого не было вопросов. За 23 года художественной практики Чухрая лично, кинематографа в целом, а главное — общественной жизни, этот мужчина-мальчишка, позер, помнящий про женщин только, что они его кормят Мути служила подавальщицей в бистро , поворачивающий на ту или иную политическую стезю вслед за юбкой Мути оказывалась потомственной подпольщицей и не то чтобы перековывала Джаннини, но направляла его энергию в антифашистское русло , этот вчерашний антигерой стал штампом. Он появлялся на экране или в жизни, не вызывая ни у кого вопросов. Алёша Скворцов из «Баллады…» был из той же породы, просто ему Чухрай отпустил короткий век и возможность осуществить эту свою бродящую личность в героико-лирическом ключе.
Но более всего определило судьбу фильма смелое режиссерское решение пригласить на главные роли совсем тогда неизвестных исполнителей - студентов ВГИКа Владимира Ивашова и Жанну Прохоренко, взволнованно и проникновенно переживших на экране трагедию чистой, возвышенной любви героев, загубленной войной. И хотя фильм своим строем на самом деле отличается от заявленного в его названии жанра, в нем звучит "голос поэта", голос авторов. Они обращаются к зрителям рке в самом начале торжественным закадровым текстом: "... Он похоронен далеко от родной земли, у деревни с нерусским названием.. Ранними веснами чужие люди приносят на его могилу цветы... Он был нашим сверстником, мы вместе с ним были на фронте, и мы вам расскажем историю, о которой не знает даже его мать". Вот она, мать Алеши Антонина Максимова идет по деревенской улице. И потом долго стоит за околицей, глядя на проселок, по которому уходят из деревни и возвращаются.
Ее сын не вернулся. Портрет женщины в темном одеянии сменяется другим. На экране она же, но намного моложе, в белом платке, развевающемся на ветру. За ее спиной - сиротливые избы военной поры. На небе клубятся черные тучи. Широко раскрытыми глазами смотрит она вдаль. В двойной экспозиции возникает перед нами поле боя - словно увидено оно глазами матери.. Ее сын, почти мальчик, ему и каска-то велика, отзыв-пароль у него - "Зяблик".
И голос нетвердый, срывающийся. Рядом с ним - пожилой солдат. Они - связисты, оказались на виду у неожиданно появившихся немецких танков. И линия, как нарочно, заглохла. Но Алеша остался. И, лишь доложив по телефону обстановку и получив приказ отходить, принялся удирать от догоняющей его смерти. Он бежит из последних сил, а вырвавшийся вперед танк быстро преследует его. Взмыв вместе с камерой над огромным полем, мы видим происходящее как бы высшим, "вселенским" взором.
Образ беззащитной юности, брошенной в единоборство со страшной, бесчеловечной силой, вырастает до грандиозной экранной метафоры. Резкая смена ракурса - вздыбился, перевернулся мир, земля и небо поменялись местами. Как можно было вынести все это?! Но вдруг - развороченный взрывом окопчик. Алеша рухнул в него, ухватился за противотанковое ружье и в упор выстрелил по танку. Загорелась адская машина. Потом - вторая... И немного времени спустя старый генерал Николай Крючков выполнил просьбу Алеши: вместо награды за то, что тот подбил два танка, дал ему возможность съездить к матери, чтобы починить прохудившуюся крышу, предоставив шесть дней отпуска.
Так начинается дорога в тыл, домой.
Почти нет боёв Не беда. Зато трогательный и добрый. Он показывает, во что превращает война людей, и в тоже время солдат Алёша противостоит этой злобной, всёуничтожающей силе побеждая её. Побеждая своей добротой, человечностью, наивностью. Спеша увидеться с мамой герой оказывает влияние на целый ряд судеб, делает их другими.
Иностранцев тронул до слез фильм "Баллада о солдате"
Вот их сколько - солдат... Но этого звали Алёша. Алёша Скворцов. Он единственный.
И это известно всем. Режиссёр этого фильма Григорий Чухрай начал войну, находясь на действительной службе, и вынес её на своих плечах. Победу встретил в госпитале, а во ВГИК пришёл в шинели, которую продал в одну из тяжёлых минут хронического безденежья.
Больше продавать было нечего. Фильм Григория Чухрая - портрет молодого человека в траурной раме.
Он чувствовал себя не достойным такой награды и попросил генерала вместо награды отпустить его в отпуск к маме на одни сутки в родном доме Алеши в крыше образовалась дыра, и маме нужна была помощь, чтобы починить её. Генерал дал молодому солдату шесть суток, так как понимал, что во время военных действий добраться в родную деревню ему будет непросто. Фильм показывает путешествие Алеши домой в родную деревню.
Восхитили качества молодого солдата, такие как искренность, самопожертвование, умение держать своё слово. По пути домой, не смотря на то, что у главного героя было совсем мало времени на дорогу, он пожертвовал им, чтобы поддержать одноногого солдата Василия, возвращавшегося с войны, и находившегося в глубокой депрессии.
Поэзия самых простых вещей берет над нами власть.
Атмосфера «Баллады» в своем роде единственна. На экране, высветленный памятью, предстает солдатский военный мир: серый, махорочный, полный каких-то передвижений и трудной работы, из пропотевших гимнастерок и тяжелых скаток. В этом мире и Чухрай и Алеша ориентируются легко, здесь для них все просто, ясно.
Режиссер не боится элементарности своих простых истин и оказывается прав: возникает особая этика «Баллады», подобная прозрачной простоте народной песни, старинной притчи, откристаллизовавшей мудрость и справедливость многих поколений. Алешин путь с фронта домой, воспетый в фильме, — это поистине путь добра, творимого так же естественно, как дышит человек. И особое обаяние любви Алеши и девушки Шуры именно в том, что Алеша и не подозревает, что полюбил и любим, а продолжает считать себя лишь провожатым, старшим спутником этой чудной и славной девчонки с тяжеленной косой, непомерной для тоненькой ее фигурки.
Продолжает считать и после того, как один раз уже потерял свою спутницу, отстав от эшелона, и почувствовал, как ее не хватает, перепугался и в эту минуту заметил Шуру на высоком мосту через пути, свесившуюся с перил в позе долгого и терпеливого ожидания. И весело взявшись за руки, несутся по лестнице вниз эти дети, сведенный войной, чтобы слишком скоро расстаться друг с другом навсегда. Актерский дуэт Владимира Ивашова и Жанны Прохоренко предстал на экране как идеальная любовь, равнозначная самой молодости.
Некоммуникабельности, отчуждению — этим главным мотивам западного искусства, прозвучавшим с таким широким и трагическим размахом, «Баллада о солдате» противопоставила свою веру; сложности — простые истины, оплаченные жизнью; всеобщей относительности — верное знание того, что хорошо, а что плохо; изображению трагического одиночества человека — добро, любовь и людские связи, возникающие даже в аду войны, ибо они есть естественная потребность человека. Пьер Паоло Пазолини, взволнованный картиной, сказал: «Фильм производит впечатление чудом сохранившейся до наших дней классики. Как если бы в квартале, состоящем сплошь из серых и посредственных зданий, открылись вдруг контуры огромного и прекрасного старинного сооружения».
Потом рассказывали, смеясь, про мосфильмовские заключения о «Балладе» или годовой отчет, в котором картина была поставлена чуть ли не на последнее место, далеко после жалкой «Черноморочки». Но все же «Баллада о солдате» любезно рекомендовалась для армейского зрителя.
Я думал: «В этой цепи, среди атакующих, мог быть и я, а зритель, развалившись в кресле, любовался бы, как я красиво умираю». За войну я видел очень много смертей и знаю: смерть никогда не бывает красивой.
Любоваться ею безнравственно. И тогда я решил, что обязательно сниму фильм о своем сверстнике — русском солдате. В те далекие времена все советские именовались русскими. Я еще не знал, каким будет мой фильм.
Но я уже твердо решил, что в этом фильме не будет показана смерть героя — это, казалось мне, зрелище не эстетическое. У меня были придуманы некоторые сцены, но сюжет фильма складывался мучительно. Сцены рождались в моей фантазии и тотчас же исчезали: они не соответствовали тональности фильма, звучавшей в моей душе. Я придумывал новые, а от старых отказывался.
Однажды ко мне пришли друзья — Валя Ежов и Будимир Метальников. И они рассказали мне свой сюжет. Два председателя колхоза соревнуются между собой, к тому же они соперники: любят одну и ту же девушку-доярку. Один оказывается удачливее другого, он выигрывает соревнование.
Гордая дивчина присмотрелась к обоим и выбрала того, кто получше. Удачливый председатель получает красавицу-доярку в придачу к переходящему Красному знамени. Свадьба и всеобщее ликование. Ребята рассмеялись.
Я рассказал им свой сюжет. Они загорелись и предложили работать вместе. Мы разошлись, условившись, что каждый из нас напишет сцену, которая ему больше других понравилась. В назначений день мы собрались и прочитали каждый свою сцену.
Я — финальную сцену прощания с матерью, Валентин Ежов — сцену встречи с толстым солдатом Гаврилкиным, Метальников — встречу Алеши с Шуркой. Последнюю мы с Ежовым не приняли. Это была хорошо написанная сцена, но она была совсем из другого фильма. Мы немного поспорили, но никто никого не убедил.
Дело касалось вкусов, а о вкусах не спорят. Так будет вернее. Аргументы Метальникова были убедительны. Фантазия человека — не музыкальный инструмент, который можно настраивать на любую тональность.
Мы снова пошли на «Мосфильм», и Будимир попросил исключить его из числа авторов нашего сценария. Там не поверили и, внимательно приглядываясь к нам, пытались обнаружить следы скрываемой ссоры. Мы видели это и только ухмылялись. Мы оставались, как и были, друзьями.
Мы разошлись без обид, как и должны разойтись друзья, когда видят, что работают не на одной волне. Метальников написал очень хороший сценарий «Отчий дом», а мы с Валентином Ежовым — «Балладу о солдате». Работали мы с Ежовым дружно и весело, увлекались придуманными эпизодами и разочаровывались в них. Валентин Ежов человек веселый и легкий.
Он только удивлялся: — Вот здорово! Отбросили одиннадцатый хороший эпизод. Такого со мной еще не бывало. Ежов это прекрасно понимал.
Хочу сказать и еще: Валентин Иванович Ежов — единственный известный мне советский сценарист, у которого хватило мудрости в то время, как другие сценаристы отстаивали свой приоритет над режиссером, публично заявить, что он пишет свои сценарии для режиссера и на режиссера, максимально учитывая его творческие особенности. И это несмотря на то, что способность увлекаться свойственна Ежову в высшей степени. Такое заявление не только не умаляет значение сценариста, но вызывает к нему уважение, ибо свидетельствует о его глубоком понимании самой природы кинематографического процесса. В то время, когда в кулуарах Мосфильма еще живо обсуждали, кто снял «Сорок первого», и большинство соглашалось, что первый в жизни фильм не может быть столь совершенным, мы с Валентином Ежовым работали над сценарием о солдате.
Работали увлеченно. Мы оба были молодые, оба участвовали в войне, оба знали, что значит хоронить своих товарищей. Работали мы на даче у Ежова. Рядом с нами, на даче Ежова, писал свой сценарий «Жажда» поэт Григорий Поженян.
Между тем в стране происходили новые события. Никита Сергеевич Хрущев встретился с творческой интеллигенцией, и были опубликованы его руководящие высказывания. Он призвал художников создавать современные произведения и любовался елочками, обсыпанными инеем: «Вот, мол, какая у нас природа, а вы проходите мимо! На этом собрании наш сценарий был подвергнут серьезной критике.
Например, Чухрай. Он снимает фильм опять о войне». Я защищался. А для вас Великая Отечественная война — далекая история.
Но зал был настроен ко мне враждебно. Мне не могли простить быстрого успеха. А партия призывает нас делать современные фильмы. Слово взял Григорий Васильевич Александров.
Он вышел на трибуну и сказал: — Не надо путать! Современность — это современность. Наша съемочная группа приступает к съемкам фильма «Русский сувенир». Это современный сюжет, современные костюмы, современные герои.
Так отвечает старшее поколение на призыв партии! Последние слова были покрыты аплодисментами. А мы с Ежовым продолжали работать. Один из вариантов сценария мы прочли в мастерской Ромма.
Мастерская его осудила. Вечером того же дня мне позвонил Ромм. Я думаю, вам нужно отказаться от сценария. Он не получился.
Я любил Ромма, как любил бы своего отца. Его мнение было для меня непререкаемым. Но на сей раз я его не послушал. Вместе с Ежовым мы стали думать, что у нас не получилось.
Мы задумали сделать фильм о войне без войны, и именно это не получилось. Получилось просто «без войны». Решили начать сценарий военным эпизодом. Я вспомнил своего однополчанина, который отличился в бою.
Когда я спросил его, как это произошло, он признался: «Я очень испугался». Мы стали обрабатывать эту ситуацию и придумали эпизод с танками.
Authorization
Как драгоценны глаза лучистые, руки теплые, губы зовущие. Как огромна нежность душу заполняющая, обнимающая её и весь мир в котором живет Она… Как рвется сердце навстречу счастью столь жгуче близкому. Как хрупко созвучие двух душ, двух сердец. Как сладко касание.
Как едины Мы и одни на весь космос. Как стократ вправе мы требовать от мира этого, чтобы длилось, длилось и длилось счастье наше… вечно и навсегда. Но нет этого «вечно», нет «навсегда» и нет даже «долго»… нет ничего кроме высчитанных дней, отмерянных в считанных секундах ниточек жизни уже зацепленных на вал мясорубки войны.
Не хочу. Так нельзя. Кто это придумал.
И не смирюсь. Не скажу, что так надо.
Григорий Чухрай пристроился на грузовой автомашине, откуда давал указания своим помощникам и артистам. Олег Стриженов — солдат Алексей — и Борис Новиков, играющий веселого, разбитного фронтового шофера, устремляются к «виллису». Раздается команда: — Приготовиться к репетиции! Пиротехники, давайте дым. И вдруг яркое синее небо заволакивает зловещий дым пожарищ. Слышится новая команда: — Пехота, приготовиться к маршу.
Огневики, расступитесь, пропустите машины. Новиков, уже ринулся вперед. За ним прогрохотали машины с «огневыми» средствами, бодрым шагом промаршировала пехота, а из рупора слышится новое указание: -Гасить дымы, всем вернуться на исходные позиции. Репетируем еще раз. Короткая передышка, и вновь съемка». На съемках фильма во Владимирской области в 1958 году. Фото предоставлено Л. Жареновой В первые дни съемок на площадке произошел несчастный случай, который изменил судьбу картины.
Во время съемок Г. Чухрая сбивает автомобиль. И производство картины останавливают на полгода. Все это время Чухрая не покидала мысль, что в чем-то он ошибся, но в чем? Находясь на больничной койке, он понимает, что ошибся с выбором актеров на главные роли. А из-за этого может не получиться фильм. Съемочная группа ждала возвращения режиссера и болезненно восприняла его неожиданное решение о замене некоторых актеров. В группе начался разлад.
Чухрая упрекали в легкомыслии, неуважении к коллегам, в творческой несостоятельности. На главные роли режиссер утверждает никому не известных еще студентов института кинематографии Жанну Прохоренко и Владимира Ивашова… Кадр из фильма «Баллада о солдате».
В сухом итоге оказывается, что время, проведенное с матерью, с любимой девушкой, тождественно времени, когда раздавал сигареты совершенно чужим мужикам, которые еще и подтрунивали над тобой. Крышу не залатал — то есть то, что послужило предлогом всего, осталось не выполнено. Всё правильно: надо придумать цель путешествия, чтобы в него пуститься — потому что целью всякого путешествия оказывается сам путь. Ну и, конечно, дом — это мир, а мир за пределами дома — это война.
Но на нашу погибель ирония эволюционного проклятия в том, что именно в том мире, который война, бродит любовь, которую мы заточены обрести. Право, про это сподручнее сыграть на клавесине. А Чухрай сладил с киноаппаратом. Плакат фильма «Баллада о солдате» Если брать драматический надрез, то все его фильмы — про шаткую мужественность и стойкую женственность. В «Балладе» в наиболее звонких согласиях, в самых стройных пропорциях выразилось то, что делало Чухрая, трижды участника каннских конкурсов, соперника Феллини, Бергмана и Брессона, лауреата и номинанта всего, режиссером-автором — а в пору его славы авторство считалось в кино за высшую добродетель. Авторство — это не только гиперконтроль.
Это в первую очередь обладание собственными темами, возвращение к которым, их переаранжировки и переинтерпретации и составляют труд жизни автора. Ремесленник совершенно легко поет на все лады. Автор в любом жанре сбивается на одно и то же, что гложет его или возносит, но точно держит на плаву — про свои воздушные подушки. Чухрай поставил всего шесть игровых фильмов, и такие темы-воздушные подушки объединяют все шесть. Эту партию Чухрай разыграл во всех возможных вариантах — от сынули-старшеклассника, которого мать с ее гиперопекой делает дезертиром в условиях сталинской мобилизации «Трясина», 1977 , до деда, который может сколько угодно бить себя пяткой в грудь на сельсовете, рассуждать о счастье на эстраде лектория, соглашаться с председателем, что бабка его свихнулась — но сделает так, как решит его эта самая бабка «Жили-были старик со старухой», 1964. В обоих случаях авторская ирония заключается в том, что бабы таки подводят этих героев под монастырь.
При помощи синеглазого Олега Стриженова Чухрай вывел на экран такой образец смятенной мужественности, к которому Голливуд в лице Марлона Брандо, Джеймса Дина и Монтгомери Клифта еще только приноравливался, как штангист к новому весу. Стриженов, со всем отважным простосердечием советского первопроходца, полтора часа утопает в самолюбовании, грезах о Робинзоне Крузо и фамильных яхтах. Он вспоминает о своей женщине, только когда пора жрать, и сопровождает объявление ее хамкой таким жестом ручкой, на какой способна не всякая баба, а только отборная совсем хабалка. Это была уместная революция образа героя — а иначе не видать бы картине советского дебютанта приза в каннском конкурсе, где с ним в том году соревновались «Ночи Кабирии», «Приговоренный к смерти бежал» и, прости господи, «Седьмая печать». В правомерности и своевременности вывода на экран такого мужчины, который ничего не решает, убеждает тот факт, что если Стриженов и поверг аудиторию в гипноз, что было зрелищем по тогдашним меркам скандальным, то ни у кого не вызывал вопросов последний герой Чухрая, сыгранный Джанкарло Джаннини в фильме «Жизнь прекрасна» 1979. Джаннини порывисто ссорился с начальством, меняя штурвал военного летчика на руль таксиста, и откровенно не желал ничего знать посреди фашистской Португалии, кроме обтянутых в ситец прелестей Орнеллы Мути — и он как раз был типичным героем боевика 70-х, к нему ни у кого не было вопросов.
Собственно говоря , его дорога домой и есть основа фильма. У него всего 6 дней отпуска : два дня туда, два обратно и два дня дома. Он едет в товарнике, на грузовике, на поезде, идет пешком, переправляется на плоту. А по дороге встречает и расстаётся с людьми, помогая им, поддерживая, выполняя бесхитростное поручение мимолетного фронтового товарища - передать привет и аж два!
Военный призыв
- "БАЛЛАДА О СОЛДАТЕ" 1959 - Форум
- За красивые ножки
- Читайте также
- Отзывы о "Баллада о солдате"
- Ответы : Ваше отношение к фильму Баллада о солдате 1959 года?
- Рекомендуемые сообщения
Баллада о солдате 1959 - Коротко о советском фильме
Григорий Чухрай, в гл. Владимир Ивашов, Жанна Прохоренко, Антонина Максимова, 1959, СССР — Великая Отечественная война; молодой солдат Алёша Скворцов совершает подвиг — подбивает два немецких танка; командование собирается представить его к ордену, но Алёша просит дать ему отпуск, чтобы повидаться с мамой; ему дают отпуск на 6 дней… « …Будь проклята смерть. Будь проклята разлука навсегда. Будь проклято всё, что происходит навсегда и безвозвратно. Будь проклята война — миллионнократная разлука и смерть — миллионнораз разорвавшая навсегда и безвозвратно жизни людей.
Человеком разбуженная, человеком вскормленная, человеком снаряженная пошла война ходить по миру, убивая и калеча, отрывая плоть от плоти, кровь от крови, сминая в труху жизнями строенное, душами взлелеянное, сердцами обогретое. Раздирая, выворачивая и плюя на все человеческое. Где те уроды, где те упыри, что погнали одних людей на убой других. Где те душой увечные, что соблазнили и развратили людей до всего этого, так что люди перестали походить на людей вовсе… Какого ответа потребовать от них, как хоть что-то потребовать с них — с этих ничтожных существ, которые запустили молох небытия в, и так предельно хрупкое, общежитие человеческое… Ярость рвется из души, которая не согласна с тем, что есть.
Кулаки сжимаются до хруста в протесте к вселенной. Велико и прекрасно естество наше — раз можем мы восстать против всего мира, коль видим несправедливость его. Целый мир носим мы в себе.
В первый раз по повестке. В другой — тогда, когда молоденький солдат Скворцов в награду за подбитый танк попросил короткий отпуск. Он отказался от награды — гораздо больше хотелось увидеть маму. Вся кинолента «Баллада о солдате» — это путь Алексея В.
Ивашов дальше На память о сыночке у Екатерины А. Ивашов домой, в родную деревню. По сравнению с ним сцена боя, когда гитлеровский танк преследовал связиста с позывным «Зяблик» в открытом поле и нарвался на меткий залп из орудия, длится короткое время. Но именно в дороге раскрывается характер недавнего мальчишки, русского солдата — великодушного, храброго, справедливого. Люди Скворцову встречаются разные, плохие и хорошие, и за отведенные ему несколько дней парень познаёт жизнь со всех сторон. Встречи и разлуки Растратив не по своей вине первые двенадцать часов, Алёша узнает, что один из составов идёт в нужном ему направлении — на Георгиевск.
Комиссия, принимавшая фильм, резюмировала, что он не вписывается в рамки военного кино. В результате «Баллада о солдате» вышла с ограничениями в прокате — ее запретили показывать в больших городах и в столицах республик. И только после того, как фильм увидел и одобрил Хрущев, его представили на международных кинофестивалях. Этот фильм пользовался огромной популярностью и в СССР, и за рубежом. В 1960 г. Помимо этой награды и номинации на «Оскар», «Баллада о солдате» получила премию за режиссуру на фестивале в Сан-Франциско, приз «Давид Донателло» за лучший иностранный фильм в Италии, главный приз Лондонского фестиваля. Всего фильм заслужил около 100 наград. Пьер Паоло Пазолини отмечал: «Чухрай подобен дожившему до наших дней классику. Это все равно, как если бы посреди квартала, сплошь состоящего из серых и посредственных зданий, неожиданно бы возникли чудом сохранившиеся руины огромного и могучего старинного сооружения». Этот фильм произвел большое впечатление на Лайзу Миннелли. Мы пришли к открытию кинотеатра и смотрели этот фильм пять раз, с 12 часов до закрытия кинотеатра». Понравилась статья?
Боль утраты и потери в ее взгляде… Нет, не вернется ее сынок Алеша. Сложил голову свою на полях войны за Родину. Он — настоящий герой. И сколько таких юнцов, не познавших жизни, погибло там, в черной воронке… Образ матери воплотил в себе всех матерей, которые проводили своих сыновей на ту страшную войну и не дождались их домой. А материнские слёзы — это слезы матерей тех солдат, которые ушли на войну такими молодыми и навеки остались в сырой земле и в братских могилах. Сколько разных фильмов сняли о войне… Сколько всего можно узнать и прочувствовать, посмотрев их… В фильме «Баллада о солдате» нет эпических и масштабных боевых сцен, эффектных взрывов и красивых рукопашных битв, война здесь второстепенна, она является причиной нашей трогательной и нежной истории солдата Алёши. Он, молодой юноша, должен идти на страшную войну, которая отбирает у него молодость, дорогих людей и жизнь. В этом истинный ужас войны, в этом человеческом горе одинокой несчастной матери солдата. Что же нам хотел показать автор этой картины о войне, в которой нет батальных сцен и кровопролитных сражений с врагом? Может, угрюмое задумчивое лицо одноногого солдата, боящегося вернуться к жене? Может, поезда, наполненные весёлыми, но усталыми солдатами? Может, безучастное к происходящему сено, которое везут лошадям конногвардейцев? Может, растрёпанную советскую девушку Шуру, у которой из родственников осталась лишь тётка? Или, может, уставшую женщину-шофёра? Может, жену, которая предала своего ещё живого мужа, отправившегося на фронт? А может, встревоженное лицо старичка-отца? Или разбомблённый поезд с эвакуируемыми людьми? Или, может, встревоженных колхозниц, жаждущих услышать, что их сыночки живы и здоровы?
"Баллада о солдате" (1959) Цветная версия
«Баллада о солдате» — советский чёрно-белый художественный фильм 1959 года, снятый режиссёром Григорием Чухраем. "Баллада о солдате" (1959). Previous Entry Поделиться Пожаловаться Next Entry. В «Балладе о солдате» обаятельные главные герои светятся радостью, молодостью и любовью в страшные годы войны. фильм Григория Чухрая, впервые вышедший на советские экраны в 1959 году. «Баллада о солдате» — советский чёрно-белый художественный фильм 1959 года, снятый режиссёром Григорием Чухраем. "Баллада о солдате" в 1959 году выразила всеобщие чувства, что стало одной из причин ее огромного всенародного успеха.
Баллада о солдате фильм 1959 отзывы
Фильм "Баллада о солдате" (1959) — рекомендуем! 19 отзывов и фото | Рубрикатор | об одной лишь всего её страничке из огромной эпопеи, повествующей о тех страшных событиях. |
Все комментарии фильм "Баллада о солдате, 1959" | В советской драме «Баллада о солдате» режиссер Григорий Чухрай старался показать иную сторону войны, рассказав о жизни веселого, доброго душой и очень отзывчивого парнишки Алеши, принимающего активное участие в военных действия. |
Фильм "Баллада о солдате" (1959) – отзывы и рецензии о фильме зрителей | Спасибо тебе солдат за веру такую, которая дала нам жизнь. |
Размышления о фильме “Баллада о солдате” | советский художественный фильм, снятый режиссёром Григорем Чухраем в 1959 году. |
Отзывы на фильм Баллада о солдате (1959) от зрителей и рецензии критиков | Старомодный, но совершенно великолепный фильм о солдате, открывающем в себе нечто большее, чему даже война могла научить его на поле боя. |