Последний месяц осени завершат и встречи с участием Валерия Фокина, посвящённые разговорам о Всеволоде Мейерхольде и о польском театральном режиссёре Ежи Гротовском. Последний месяц осени завершат и встречи с участием Валерия Фокина, посвящённые разговорам о Всеволоде Мейерхольде и о польском театральном режиссёре Ежи Гротовском. Историко-документальная экспозиция приурочена к 146-летию со дня рождения Всеволода Мейерхольда, театрального режиссера и создателя принципа биомеханики.
9 февраля – день рождения выдающегося театрального режиссера Всеволода Мейерхольда
Знай наших! Всеволод Мейерхольд – создатель революционного театра | В 1898 году Всеволод Мейерхольд окончил театральное училище и стал работать в труппе театра Станиславского и Немировича-Данченко. |
Травля Мейерхольда | Мейерхольд и МХТ» историк расскажет о перепитиях театральной карьеры режиссера, в дискурсе — Мейерхольд в Московском Художественном театре. |
Всеволод Мейерхольд - биография, новости, личная жизнь
актриса Мария Бабанова, актеры Эраст Гарин, Игорь Ильинский, Михаил Жаров, Евгений Самойлов, театральные режиссеры Николай Охлопков, Валентин Плучек, Борис Равенских, кинорежиссеры Сергей Эйзенштейн. Как Всеволод Мейерхольд оказался главным призраком русского театра ХХ века. Да, автор собственного театра, уникального метода театральной игры, идущего от психофизики актера и потому казавшегося окружающим чистым формализмом, — Всеволод Мейерхольд, по мнению сплетников и досужей молвы, удостоился длинной бороды.
Всеволод Мейерхольд — биография
- Библиотека
- Знай наших! Всеволод Мейерхольд – создатель революционного театра
- Возвращение Мейерхольда. Хорош со всех сторон · Город 812
- Политический с труппой: за что я не люблю Мейерхольда
- Лента новостей
- Всеволод Эмильевич Мейерхольд
Великий режиссёр с трагической судьбой: 150 лет со дня рождения Всеволода Мейерхольда
Театроведческий сюжет его работы в Александринском театре был хорошо изучен в классической монографии К. Рудницкого «Режиссер Мейерхольд» М. Важно при этом отметить, что помимо работы в императорском театре Мейерхольд организовал студию на Бородинской ул. А в январе 1914 года вышел первый номер журнала «Любовь к трем апельсинам», который имел подзаголовок «Журнал Доктора Дапертутто».
Доктор Дапертутто был псевдонимом Мейерхольда, придуманный Михаилом Кузминым в 1910 году, под которым он ставил спектакли в Доме интермедий и Териокском театре. Игра распространялась и на бытовое поведение, которое театрализовывалось, освобождаясь от унылой рутины повседневности и предоставляя человеку новые возможности. Дапертутто — персонаж Гофмана, одной из его «Фантазий в манере Калло», названной «Приключение в ночь под Новый год».
А «Любовь к трем апельсинам» — сказка для театра Гоцци. Причем эстетическая борьба, которую вел журнал доктора Дапертутто, была закодирована в образы Гофмана. На нем был огненно-красный сюртук с блестящими стальными пуговицами.
Как следует из дальнейшего, Дапертутто оказывается персонажем инфернальным, едва ли не дьяволом «извергом рода человеческого» , сначала лишающим Эразмуса отражения в зеркале, а потом заставляющим его отравить жену и детей, чтобы жениться на Джульетте.
Карл отправился в Москву изучать юриспруденцию. Когда Мейерхольду исполнился 21 год, он крестился и взял себе имя Всеволода Михайловича Гаршина - писателя, любимого им с детства. Мейерхольд в роли клоуна Ландовского в пьесе «Акробаты». Фото: gua. Все изменилось в жизни Мейерхольда, когда он посетил спектакль «Отелло», поставленный Константином Станиславским. Спектакль произвел настолько сильное впечатление на Мейерхольда, что он без тени сомнения бросил юриспруденцию и поступил на театральное отделение. В студенческие годы наставником Всеволода Эмильевича стал Владимир Немирович-Данченко, который спустя некоторое время пригласил выпускников в свой новый театр.
Там Мейерхольд проработал четыре сезона. Всеволода Ивановича можно назвать универсальным актером. Он не считал оскорблением после Гамлета играть второстепенную роль в водевиле. Всеволод Мейерхольд - российский и советский режиссер. Фото: otzyv. После ухода от Немировича-Данченко Всеволод Мейерхольд пытался создать театр в провинции. На первых порах он частично копировал репертуар московского театра, но уже тогда у молодого режиссера начали формироваться свои взгляды на манеру исполнения актеров. В отличие от Станиславского, уделявшего внимание душевным переживаниям на сцене, Мейерхольд делал акцент на визуализации.
Он считал, что правильнее доносить смысл происходящего через четко отточенные движения. Позже его творческий почерк получил название «биомеханика». Режиссер-экспериментатор заставлял актеров часами стоять перед зеркалом, доводя мимику и жесты до автоматизма.
Печатаются также осевшие в архивах дневники, письма, воспоминания и другие материалы сотрудников и учеников Мейерхольда. В книгу вошли итоговые теоретические высказывания С. Эйзенштейна о биомеханике и Мейерхольда о судьбах искусства 1920-х гг. Правды, 13 Мейерхольд.
К истории творческого метода : Публикации. Песочинский, Е. Авторы настоящего сборника пытаются выявить сущностную последовательность в становлении метода режиссера Вс. Мейерхольда на всем протяжении его творчества, в разных формах. Статьи сборника дают видение творчества Мейерхольда в разных ракурсах, в разных полях напряжения, охватывая такие грани, как концепция пространства, времени, человеческого фактора и др. Валентей, П. Марков, Б.
Ростоцкий и др. Сборник - лишь книга воспоминаний, своего рода «свидетельских показаний» сорока девяти современников, соратников и учеников Мейерхольда, людей, близко его знавших, соприкасавшихся с ним в работе и в жизни. Они представляют на суд читателя на суд истории то, что видели, что наблюдали, что знают по личному опыту. Почти все воспоминания, за немногими исключениями, написаны специально для настоящего сборника. Абонемент ул. Правды, 13 Февральский, А. Исследование известного советского театроведа А.
Февральского посвящено многосторонним контактам выдающегося театрального режиссера В. Мейерхольда с кинематографом. В книге анализируются роли, сыгранные им в кино, фильмы, поставленные режиссером, его неосуществленные замыслы, высказывания мастера о кино, его педагогическая деятельность. Правды, 13 Ростоцкий, Б. О режиссерском творчестве В.
При жизни его называли волшебником театра, а его творчество оказало большое влияние на развитие кино, эстрады и фотографии. Кроме того, Всеволод Мейерхольд активно занимался педагогической деятельностью. На выставке представлено около 100 архивных документов и фотографий, связанных с его жизнью и творчеством. Экспозиция поделена на несколько частей, посвященных семье, детству, учебе, службе в Московском художественном театре, становлению Всеволода Мейерхольда как режиссера, воспоминаниям о нем.
9 февраля – день рождения выдающегося театрального режиссера Всеволода Мейерхольда
Перемонтированный Чайковский, финал в сумасшедшем доме, как в повести; трагическая петербургская гофманиана, перенесенная из авторского XVIII века ближе к пушкинскому времени. Прочее — не осуществлено. Еще: не жизненная правда нужна, а театральная. Вообще, мейерхольдовская идея органической враждебности оперного спектакля натурализму об этом же позднее писал Сергей Радлов: «Оперный спектакль антиреалистичен и враждебен натурализму в самой своей музыкальной основе и так же не нуждается в оправдании, как стихи, которые не похожи и не хотят быть похожими на разговорную речь» родственна позиции Стравинского, заявлявшего в связи с постановкой «Соловья» о том, что в отличие от демонстрации лжи, которая хочет казаться правдой, он показывает зрителю ложь, которая открыто заявляет о том, что является ложью. Неосуществленные оперные спектакли Мейерхольда — не менее интересная тема, чем «Гамлет». Началось все, видимо, с «Игрока» Сергея Прокофьева [ 5 ]. Репетиции оперы начались в Мариинском театре в октябре 1916 года. Вдова писателя приняла его вполне ласково, сын Федор Федорович дал разрешение на заимствование сюжета, но на фоне революционных событий в театре начались финансовые проблемы.
Первоначально оперу должны были ставить режиссер Боголюбов и художник Ламбин, затем были назначены Мейерхольд и Головин. Наконец, произошла роковая потеря — в мае 1917 года внезапно умер блестящий тенор Иван Алчевский, который с большим энтузиазмом готовил роль Алексея Ивановича. Тем временем Прокофьев, уехавший в США, реализовал там замысел оперы «Любовь к трем апельсинам», возникший под воздействием Мейерхольда, который в 1914 году переработал совместно с Владимиром Соловьевым и Константином Вогаком сценарий фьябы Гоцци. Мейерхольд отнюдь не забыл об «Игроке», партитура которого осталась в Петрограде. В 1922 году он попытался заинтересовать оперой Большой театр. Затем, еще на Западе, стал обсуждать с Прокофьевым планы переработки опуса. В одном из выступлений 1925 года режиссер говорил со свойственной ему императивностью: «Прокофьев пошел дальше Глюка, он пошел дальше Вагнера, значительно дальше.
В сугубо речитативном, экспрессивном «Игроке» Мейерхольд видел воплощение музыкальной драмы нового века. Наконец, в 1927 году Прокофьев приехал в СССР на гастроли впервые после отъезда и получил в библиотеке бывших императорских театров нотный материал «Игрока». Композитор написал вторую редакцию, оказавшуюся, по его словам, «полным пересочинением». К этой постановке Мейерхольд привлек режиссера Сергея Радлова и художника Виктора Шестакова, в тот период бывшего главным художником Театра им. Мейерхольда дирижером должен был стать Владимир Дранишников, сделавший с Радловым двумя годами ранее выдающегося «Воццека». Зная монументально-лаконичную манеру конструктивиста Шестакова, его пандусы и разновысотные площадки, можно представить себе образ несбывшегося «Игрока». Несмотря на развернувшуюся за оперу борьбу, постановка была отменена совсем не сразу.
Тем не менее мировая премьера оперы состоялась на французском языке 29 апреля 1929 года в Брюсселе. Очевидный успех спектакля вызвал двойственную реакцию Прокофьева. Расстроенный «заскоком с Ленинградом», он в письме к Мейерхольду 19 марта 1929 года с сарказмом писал: «Обидно, что родные вороны проворонили премьеру» [ 6 ]. Мейерхольд попытался включить оперу в план более подвижного, ориентированного на авангардный эксперимент МАЛЕГОТа Михайловского театра , но и здесь постановка не состоялась. Другой план Мейерхольда, в сущности, не реализован в России и по сей день. В архивных фондах сохранились некоторые документы, дающие представление о необычайно смелом плане постановки. Поэтому постановщик этой пьесы Мейерхольд, предполагавший было первоначально заняться переделкой содержания, пришел к выводу, что это все же будет бесполезной работой и решил поставить эту вещь в абсолютно ином, по сравнению с обычным театральным трафаретом, плане.
Суть этого плана вкратце заключается в следующем: Сцена будет представлять собой перспективно сцену немецкого театра, которая расположена в глубине. Одновременно будет существовать авансцена.
Щербаков Москва, ГИИ. Секцию «Режиссёрский метод Мейерхольда: эволюция и революция» модерировал доктор искусствоведения, профессор А. Междисциплинарная секция «Археология театра будущего. Утопические проекты авангарда» совместно с Балтийским федеральным университетом им. Канта объединила искусствоведческий, философский, социологический подходы к анализу театрального авангарда модератор: Е. Кучинов, кандидат философских наук, научный сотрудник Лаборатории философских исследований будущего, Балтийский федеральный университет им. Междисциплинарная секция «Биомеханика, пластические тренинги и практики» совместно с ФИЦ оригинальных и перспективных биомедицинских и фармацевтических технологий включила в себя как мастер-классы ведущих специалистов по театральной биомеханике, так и естественнонаучный анализ биомеханики и психофизиологии взаимодействия актёра со зрителем.
О «никудышном содержании» оперы речь зашла не случайно. Премьера «Новостей дня» планировалась на 1932 год. Однако 20 января состоялся лишь закрытый показ отрывков из оперы по клавиру, в сопровождении фортепиано. Затем последовала довольно жесткая дискуссия с использованием терминов «упадочная музыка», «бездушный гротеск», «ремесленность» и даже «метод социал-фашизма». В феврале того же 1932 года вновь собравшийся художественно-политический совет голосованием принял решение о необходимости постановки. Все эти планы, однако, полетели вверх тормашками после того, как ВКП б весной того же года стала уделять искусству еще больше внимания, и после секретных писем руководителям театров, установивших в этой сфере жесткий цензурный режим. В конце концов в 1932 году выпустили из пяти планируемых всего одну постановку «Нюрнбергские мейстерзингеры» , вскоре бешено разруганную за формализм. Между тем «Новости дня» должны были стать своеобразной кульминацией, символически значимым событием, свидетельствующим о лидерском, общеевропейском ранге Малого оперного театра. Впрочем, премьера состоялась в Берлине — «Новости дня» успели поставить в Кролль-опере которую вскоре, несмотря на многочисленные протесты интеллигенции, закроют под давлением нацистов и правых под руководством дирижера Отто Клемперера, который немного раньше приглашал Мейерхольда в Берлин же — на другую несостоявшуюся постановку. Мейерхольд в своем режиссерском плане вновь как в «Соловье», но иначе решительно делает тот шаг, к которому в те же годы призывал Брехт, обрушившийся на «кулинарный» характер оперы. По-брехтовски разделяя средства художественной выразительности оперного спектакля по некоторым данным, и сам Брехт появлялся в списках участников творческих бригад Малого оперного в 1932 году , он пересоздает не только «Новости дня», но каноны оперы как вида искусства. Очевидно сопоставление плана «Новостей дня» с опытом сотрудничества Мейерхольда с Вишневским, с «Последним решительным» и нереализованной постановкой «Германия», намечавшейся в ГосТИМе. Проблемы, поставленные перед автором русских текстов «Новостей дня», оказались во многом разрешенными в «Последнем решительном». Слова об антиопере не были полемической обмолвкой драматурга. Возможно, «Последний решительный» стал самостоятельным сочинением не сразу, многое в нем родилось из «сценария аттракционов», являющихся вторым первым — в сценическом смысле планом в «Новостях дня», лишь затем зажив собственной жизнью. Одновременно слова об «антиопере» вызывают в памяти другой текст, по своей значимости в развитии отечественной культуры вполне классический. Это одиозная статья «Сумбур вместо музыки», опубликованная в газете «Правда» 28 января 1936 года. Там, среди прочего, прозвучит: «Это музыка, которая построена по тому же принципу отрицания оперы, по какому левацкое искусство вообще отрицает в театре простоту, реализм, понятность образа, естественное звучание слова. Любопытно, что уже в выступлении в конце 1935 года, совсем незадолго до статьи «Сумбур вместо музыки», Дмитрий Шостакович высказал сожаление по поводу неосуществленных «Новостей дня»: композитор явно не собирался «перековываться». Как известно, трудовую книжку Мейерхольда закрывает запись о работе главным режиссером в Оперном театре имени К. Станиславского, куда он был приглашен самим Константином Сергеевичем. Как будто еще раз замкнулся круг рембрандтовской притчи. Начав с постановок по лекалам МХТ, Мейерхольд вновь работает по планам Станиславского: здесь он завершил «Риголетто» и «Дарвазское ущелье», спектакли, которые Станиславский не успел поставить. Но здесь же он работал над еще одним несбывшимся спектаклем, вновь прокофьевским — «Семеном Котко», огромными усилиями Мейерхольда включенным в репертуар театра. Тема Гражданской войны в их разработках звучит неожиданно. Огненный накал прокофьевской драмы отчетливо контрастирует с прозрачно-ренессансной атмосферой декорации, увиденной сквозь призму наивно-фольклорного взгляда. Узнаваемый степной рельеф юга Украины с его низким горизонтом, слепяще-белые мазанки с соломенными крышами — все эти характерные мотивы напоминают тышлеровские иллюстрации к «Уляляевщине». Но здесь, как и в его «Махновщине», в мельчайших деталях страшного времени растворена странная нотка фантасмагорического карнавала. Подобно Пикассо, Шостаковичу или Блоку, Мейерхольд при всем его протеизме, при всей стилевой переменчивости делал всю жизнь и всею жизнью одно огромное произведение — не спектакль, а именно опус. Те его сцены, которые прошли перед закрытым от зрителя занавесом, не менее увлекательны, чем показанные. Они имели все шансы не просто на успех — каждый из них мог стать открытием, художественным переворотом в оперном мире.
Больше всего доставалось его бывшим учителям - Немировичу-Данченко и Станиславскому. Справка: В противовес знаменитой системе Станиславского, в основе которой находится искусство переживания, Мейерхольд разработал свою систему актерского тренажа — биомеханику. Это метод, позволяющий актеру идти от внешнего к внутреннему, от движения, рефлекторной игры и разрядки «избыточной актерской энергии» к образу. Окрыленный коммунистическими идеями, он придумал новые театральные жанры: спектакль-митинг, где зрителям разрешалось ходить, курить и разговаривать во время действия и спектакль-политобозрение. С его легкой руки и при поддержке поэта В. Маяковского по Советской России пошла волна агитационного театра. На заре «новой жизни» в Политехническом музее и театре «Эрмитаж» регулярно шли публичные ожесточенные споры непримиримых театральных великанов - Всеволода Мейерхольда и Александра Таирова. Словесная канонада руководителей двух театров всегда была резкой, поэтому неизменно привлекала публику. Таиров называл оппонента театральным хамелеоном, а Мейерхольд презрительно именовал его творчество идейного противника «театральной грамотой для малограмотных». Ищите женщину... После ареста Мейерхольда в июне 1939 года по столице пошли слухи о том, чекисты стащили режиссера с трапа самолета английского посла. Сомнения московской богемы поэт Анна Ахматова развеяла одной фразой: "Кто поверит, что он решил бежать из страны без Райх? Всеволод Мейерхольд на фоне портрета Зинаиды Райх. Фото: Википедия В открытом театре имени себя — Государственном театре им. Одержимый любовью Мейерхольд взял фамилию жены, которая была младше его на 21 год, и стал Мейерхольдом-Райх. Оскорбленная Мунт проклинала бывшего мужа перед иконами, умоляя святых покарать влюбленных. Судя по тому, какой чудовищной была их смерть, ее молитвы были услышаны. Современники считали Райх посредственной актрисой. После решения Мейерхольда дать своей супруге роль самого Гамлета известный актер Николай Охлопков в бешенстве написал заявку на роль Офелии и был уволен. После ссоры с Райх из театра ушел великий Эраст Гарин.
Имя Всеволода Мейерхольда присвоили Новой сцене Александринского театра
«Театр Мейерхольда»: выставка-событие | бессмысленной и беспощадной. |
Мейерхольд Всеволод Эмильевич | Медленно и торжественно входит в зал режиссер Всеволод Мейерхольд под руку с женой, актрисой Зинаидой Райх, неторопливо помогает ей снять пальто, бережно перебрасывает его через спинку стула. |
Всеволод Мейерхольд - биография и личная жизнь режиссера | 1940)- выдающийся театральный деятель и педагог, главный режиссер Императорских театров, один из первых режиссеров- авангардистов в СССР, создавший «биомеханику», систему специальных упражнений для актёров. |
Главархив рассказал о неосуществленных проектах театров Мейерхольда и Немировича-Данченко | Театр будущего», посвящённая 150-летию со Дня рождения Всеволода Эмильевича Мейерхольда. |
Мейерхольд и его театр | Мейерхольд Всеволод Эмильевич (настоящее имя — Карл Казимир Теодор Мейергольд) — русский и советский театральный режиссер, актер, теоретик и практик театрального гротеска, автор программы «Театральный Октябрь». |
Всеволод Мейерхольд – гроза феминисток
Ну а продолжится разговор о великом режиссере этой же весной в рамках фестиваля, который будет посвящен 11-летию Новой сцены Александринского театра: с августа 2022 года она носит имя Всеволода Мейерхольда. Советская жизнь Всеволода Эмильевича Мейерхольда Любил музыку, играл на скрипке. Исследование известного советского театроведа А.В. Февральского посвящено многосторонним контактам выдающегося театрального режиссера ольда с кинематографом. Всеволод Мейерхольд (18741940), тюремная фотография 60 лет назад, 26 ноября 1955 года решением Верховного суда СССР был реабилитирован расстрелянный в 1940 году по сфабрикованному обвинению режиссер Всеволод Мейерхольд один из великих. В 1938 г., когда Театр Мейерхольда был закрыт, Станиславский пригласил опального режиссёра в руководимый им оперный театр: так завершилась их многолетняя творческая полемика.
Возвращение Мейерхольда. Хорош со всех сторон
актриса Мария Бабанова, актеры Эраст Гарин, Игорь Ильинский, Михаил Жаров, Евгений Самойлов, театральные режиссеры Николай Охлопков, Валентин Плучек, Борис Равенских, кинорежиссеры Сергей Эйзенштейн. Мейерхольд Всеволод Эмильевич (настоящее имя — Карл Казимир Теодор Мейергольд) — русский и советский театральный режиссер, актер, теоретик и практик театрального гротеска, автор программы «Театральный Октябрь». Мейерхольд был назначен главным режиссером всех советских театров и пролеткультов в округе.
Как в СССР убили Мейерхольда.
Некогда они вместе играли в любительских спектаклях, между молодыми людьми завязался служебный роман, а свадьбу они отпраздновали в родной для жениха Пензе. Годом позже в семье родилась первая наследница, которой дали имя Мария, затем на свет появились дочери Татьяна и Ирина. В 1921-м году в труппу режиссера пришла актриса Зинаида Райх, в которую Всеволод Эмильевич практически сразу влюбился без памяти, несмотря на то, что был старше неё на два десятка лет. Она тут же стала примой его театра «ГосТиМ», ради неё мужчина оставил семью, и вскоре женился на Зинаиде. Более того, режиссер даже усыновил детей своей новой избранницы: сына Константина и дочку Татьяну, рожденных в предыдущем браке Райх с поэтом Сергеем Есениным. Фото: 24smi. После этого на режиссера обрушился шквал критики и обвинений. Тогда Райх решила заступиться за возлюбленного, и написала письмо Сталину, в котором открыто обвиняла его в том, что он попросту не разбирается в театральном искусстве. Вероятно, такой дерзкой выходкой женщина подписала приговор себе и супругу.
Лояльность режиссера к новой власти не стала для него спасением, над его головой сгущались тучи, и о дальнейшей своей участи мужчина, конечно же, догадывался. Тем не менее, он не воспользовался возможностью эмигрировать в Европу, и не остался в Париже, когда у него был шанс во время последних гастролей. Однако, в списке награждаемых фамилии Всеволода Эмильевича не оказалось. Режиссер попытался доказать, что он по-прежнему «свой», и, как и раньше, лоялен к советской власти, ведь в его театре шли постановки о колхозной деревне, а также воспевались новые герои. От попавшего в опалу и оставшегося без работы режиссера отвернулись практически все друзья, которые еще совсем недавно хвалили его постановки и гордились знакомством с ним. Едва ли не единственным человеком, протянувшим Мейерхольду руку помощи, оказался Станиславский, назначивший его на должность режиссера возглавляемого им Оперного театра. Когда летом 1938-го года Константин Сергеевич скончался, опальный режиссер воспринял случившееся как личную драму, и тяжело переживал, а также счел это событие предвестником беды для самого себя. Всеволод Мейерхольд: арест и расстрел В июне 1939-го года режиссер был арестован, а в его квартире провели обыск.
В протоколе были зафиксированы жалобы его супруги Зинаиды Николаевны, протестовавшей против методов работы сотрудников НКВД. Женщина также выкрикивала проклятья в адрес агентов Народного комиссариата, а через три недели после этого она была жестоко убита в собственной квартире.
Его будут боготворить художники и композиторы — потому что их работа в театре для Мейерхольда никогда не была служебной, второстепенной. Последняя маска, которую Мейерхольд наденет,— это маска комиссара. Многие до сих пор считают, что она его и погубила. На самом деле, конечно, погубила его не маска — а представление о том, что маска в принципе может загородить, уберечь, сделать невидимым.
Возвышение Владимир Маяковский, Александр Родченко, Дмитрий Шостакович и Всеволод Мейерхольд во время работы над спектаклем «Клоп», 1929 Быть главным театральным комиссаром новой страны, формулировать программу, собирать вокруг себя молодежь, определять политику… Это все шло ему, как и кожаная куртка. И это было как будто именно ему и предназначено, как будто история давала ответ на его многолетнее требование. Треплевское «новые формы нужны» из декадентского стона на глазах превращалось в лозунг власти и в обещание этой самой власти. Комиссар Мейерхольд был и торжествующим Треплевым, и победившим доктором Везде. Партийный билет РКП б , должность главы театрального отдела Наркомпроса, руководителя программы «Театральный Октябрь», руководителя Курсов мастерства сценических постановок. Андре Мальро, Всеволод Мейерхольд и Борис Пастернак, 1934 Весь этот лес аббревиатур и названий он основывал, развивал, снабжал программами, переформировывал, объединял, распускал, обеспечивал финансами и поддержкой.
В театре своего имени в окружении учеников и соратников Мейерхольд ставит самые известные свои спектакли — «Великодушный рогоносец», «Земля дыбом», «Д. Некоторые из них идут сотни раз, из сезона в сезон. Возмущение по поводу «искажения классики» Мейерхольд принимает как комплимент, никакой угрозы он не слышит. Всеволод Мейерхольд и Зинаида Райх на похоронах Сергея Есенина, 1925 Мейерхольд везде, его ругают, хвалят, на него рисуют карикатуры. В конце спектаклей молодежь в зале скандирует его фамилию, вызывая режиссера на сцену. К его 55-летию, в 1929-м, в издательстве Academia выходит роскошный двухтомник театроведа Николая Волкова: «Мейерхольд».
До закрытия театра остается девять лет, до окончательного исчезновения самого Мейерхольда — десять. За это время пройдут волны арестов, публичных процессов, показательных приговоров, расстрелов. Появится метод социалистического реализма и охраняющая его свора. Мейерхольду чем дальше, тем более ясно будут давать понять, что он — не часть нового канона. И тем не менее невозможно отменить неотменяемое. Самые резкие повороты в истории театра, самые яркие находки, самые громкие успехи и скандалы первых 35 лет ХХ века — это все был Мейерхольд.
Исчезновение Мейерхольда арестовали 20 июня 1939 года. Его театр к тому времени уже не существовал — он был ликвидирован приказом комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР от 7 января 1938 года. Но даже опальный и лишенный театра он оставался фигурой заметной: Константин Станиславский пригласил его в свою Оперную студию — после смерти Станиславского Мейерхольд эту студию возглавил и оставался ее руководителем вплоть до ареста. Есть обоснованное предположение, что Мейерхольда не трогали, пока Станиславский был жив, в иерархии сталинского СССР это покровительство что-то значило. Через три недели после ареста мужа погибла жена Мейерхольда, актриса Зинаида Райх,— по неподтвержденной версии, она была убита сотрудниками НКВД. После этого в квартиру Мейерхольдов в Брюсовом переулке заселились два человека из аппарата Берии.
Всеволод Мейерхольд и Зинаида Райх, 1930 Конец его жизни был чудовищен, чудовищность эта зафиксирована документально — материалы следственного дела Всеволода Мейерхольда сохранились и изданы.
Творческие связи с Прокофьевым сложились еще до революции. В 1917 г. Мейерхольд взялся за постановку его оперы «Игрок» замысел не был осуществлен. А несколько позже рекомендовал композитору сюжет оперы «Любовь к трем апельсинам». В 100-летию смерти А. Пушкина 1930-е годы Мейерхольд готовил спектакль «Борис Годунов» с музыкой Прокофьева, но помешала развернувшаяся кампания резкой критики режиссера, в результате которой театр Мейерхольда был закрыт. Последним замыслом режиссера была постановка оперы Прокофьева «Семен Котко» на сцене театра им.
Станиславского и Немировича-Данченко. Но этот спектакль поставить он уже не успел. В июне 1939 года он был арестован, а 2 февраля 1940 года расстрелян. Вождь против гения Травля Мейерхольда началась в середине 1930-х, после того как Сталин посетил его спектакль «Дама с камелиями», который вождю не понравился. Похоже на начало травли Шостаковича, Булгакова, Мандельштама!.. Оно было перестроено, и спустя два года, 12 октября 1940, в нем открылся Концертный зал имени П. Поддержать и защитить Мейерхольда пытался только его учитель Станиславский, но после его смерти в августе 1938 спасать Мейерхольда было уже некому… Всеволод Мейерхольд был арестован 20 июня 1939 в Ленинграде. На ее теле насчитали 17 ножевых ран.
Романович: «Я расстался с ним в четыре часа утра. Последнюю, в своей нормальной жизни, ночь, он провел в квартире у Юрия Михайловича Юрьева. На рассвете Всеволод Эмильевич и я вышли из квартиры Юрьева. В руках Мейерхольд держал бутылку белого вина и два бокала — для себя и для меня. Мы устроились с бутылкой на ступеньках лестницы и продолжали тихо говорить о том, о сем, в том числе снова о лагере и о тюрьме». Установлено, что в течение ряда лет Мейерхольд состоял в близких связях с руководителями контрреволюционных организаций — Бухариным и Рыковым. Арестованный японский шпион Иошида Иошимасу еще в Токио получил директиву связаться в Москве с Мейерхольдом. Установлена также связь Мейерхольда с британским подданным по фамилии Грей, высланным в 1935 году из Советского Союза за шпионаж.
Исходя из вышеизложенного, постановил: Мейерхольда-Райх Всеволода Эмильевича арестовать и провести в его квартире обыск». Берии 27 июня 1939 года «Признаю себя виновным в том, что, во-первых: в годах 1923—1925 состоял в антисоветской троцкистской организации, куда был завербован неким Рафаилом. Сверхвредительство в этой организации с совершенной очевидностью было в руках Троцкого. В годы, приблизительно 1932—1935 состоял в антисоветской правотроцкистской организации, куда был завербован Милютиной. В этой организации состояли: Милютин, Радек, Бухарин, Рыков и его жена. Был привлечен в шпионскую работу неким Фредом Греем английским подданным , с которым я знаком с 1913 года. Результатом этой связи были следующие преступные деяния в отношении моей Родины: а Я дал Грею рекомендательную записку на знакомство с зам. Подробные показания о своей антисоветской, шпионской и вредительской работе я дам на следующих допросах».
Ему он и посвятил свой спектакль. Во-вторых, в 1930-е годы вместе со своим театром Мейерхольд отправился на длительные гастроли за рубеж. Было ещё много мелочей, например, музыка Шостаковича в спектаклях. Но самое главное — как идеолог, к тому же слишком талантливый, он Сталину не подходил. В эпоху социалистического реализма экспериментам режиссёра просто нет места. На него ополчаются коллеги — все, кроме Станиславского. Премьера так и не состоялась; в спектакле ясно ощущалась апология 1920-х годов, революционный подъем, который в 1930-х сменился всеобщим упорным, монотонным трудом ради социалистического счастья.
Особняком стоял и спектакль «Дама с камелиями». Главную роль в этой постановке исполнила супруга Мейерхольда Зинаида Райх. История любви парижской куртизанки, когда советский народ гнёт спины в пятилетке? Арест режиссёра был делом времени. В 1938 году театр Мейерхольда закрыли как чуждый советскому искусству. Всеволода Эмильевича забрали в июне 1939-го. Постановление об его аресте подписал Лаврентий Берия.
Режиссёра арестовали в Ленинграде и спешно перевезли в Москву. Сначала держали на Лубянке, затем отправили в Бутырскую тюрьму. В июле была убита неизвестными Зинаида Райх. После допросов Мейерхольд дал показания о том, что сотрудничал с троцкистами и был шпионом. Позже от этих показаний отказался, заявив, что они были даны под воздействием пыток. В феврале 1940-го его расстреляли. Позже детям Мейерхольда выдали свидетельство о его смерти, в качестве причины указывался упадок сердечной деятельности.
Всеволод Мейерхольд — великий режиссёр и приспособленец
На этом посту он стал вести борьбу с академическими театрами больше всех досталось его бывшим учителям и официально объявил новый курс искусства — «Театральный Октябрь». Смысл курса состоял в том, что в связи с переменой государственного строя всем художникам необходимо выпускать только политизированные спектакли. После реорганизации театрального отдела, Мейерхольда освободили от должности, но зато ему дали возможность организовать собственный театр в Москве. На его сцене режиссёр поставил вторую редакцию «Мистерии-буфф», следуя своей программе «Театрального Октября». Сцена из спектакля «Зори» Всеволода Мейерхольда С 1921 года Мейерхольд стал преподавать в экспериментальной мастерской государственных театральных курсов, формируя новый тип актёров по собственной системе. Его имя не сходило с афиш, со страниц театрального журнала, «Крокодила» и «Смехача», газетных столбцов.
Он был героем комических куплетов, театральных пародий и миниатюр. Неудивительно, что каждое его выступление на какой-нибудь конференции или в диспуте, долго разбиралось, его речи воспринимали как творческий постулат. Наряду с Владимиром Маяковским он был лидером нового революционного искусства. В Политехническом музее и театре «Эрмитаж» регулярно проходили его публичные ожесточенные споры с другим гигантом театра —Александром Таировым. Личная жизнь В личной жизни режиссёра на пике его славы тоже происходили изменения.
В 1924 году он, оставив троих дочерей, развёлся с тихой безропотной Ольгой Мунт и женился на пришедшей в его театр роковой красавице Зинаиде Райх , которая прежде работала секретаршей в Наркомпроссе. Этот брак мгновенно стал объектом злословия со стороны газетных циников и досужих сплетников. Историю их любви превратили в банальную мелодраму. Писали, что престарелый известный режиссёр ушёл из семьи к молоденькой статистке. Однако всё обстояло не так.
Райх после брака с взбалмошным неспокойным Сергеем Есениным смогла, наконец, осуществить свою мечту о семейном очаге. Она стала не только первой актрисой театра Мейерхольда и его единомышленницей, но и заботливой женой, мягким другом. Всеволод Мейерхольд с Зинаидой Райх Жизнь эффектной творческой пары со временем стало омрачать то обстоятельство, что у Зинаиды Райх была психическая болезнь, которая прогрессировала в моменты сильного эмоционального напряжения. Актриса могла впадать в апатию или, наоборот, проявлять агрессию. Она всегда была желанной гостьей на правительственных приёмах.
Однажды на большом мероприятии в Кремле она закатила публичную сцену не больше не меньше как М. Калинину, известному своим пристрастием к молоденьким балеринам, выкрикнув: «Все знают, что ты бабник! Мейерхольд частным образом консультировался с психиатрами, но отдавать супругу в клинику не решался. Когда в 1937 году на Мейерхольда посыпалась критика, болезнь Райх обострилась, и она написала Иосифу Сталину откровенное письмо, которым хотела защитить своего мужа, но вышло так, что погубила и его, и себя. Мейерхольд уволил прекрасную актрису Марию Бабанову, исполнявшую прежде все главные роли.
Уволился великий Эраст Гарин. А после того как режиссёр распределил роль Гамлета своей жене, Николай Охлопков сгоряча подал заявку на роль Офелии и был за это уволен.
Фото: globalsib. Достигнув совершеннолетия, молодой человек решил принять православие, а также взял себе новое имя — Всеволод, назвавшись в честь своего любимого писателя и поэта Всеволода Гришина. Вскоре, впрочем, юриспруденция наскучила творческому юноше, и он решил сменить учебное заведение на театрально-музыкальное училище, функционировавшее при филармонии. Все экзамены он сдал блестяще, и был зачислен сразу на второй курс. Примечательно, что свой первый в жизни любительский спектакль начинающий режиссер поставил еще в восемнадцатилетнем возрасте. К сожалению, в тот день скончался его отец, но это скорбное событие не заставило юношу отменить или перенести премьеру. Неизгладимое впечатление на Мейерхольда произвела постановка «Отелло» Константина Сергеевича Станиславского.
После того, как парнишка впервые её увидел, этот режиссер стал его кумиром и неизменным авторитетом. Окончив учебу, Всеволод был принят в труппу МХТ, причем, режиссер доверял ему главные роли в спектаклях. Четыре года спустя он покинул столичный театр, и отправился в провинцию, где занялся созданием своего собственного театра. Фото: bulvar. В отличие от своего кумира Станиславского, который уделял наибольшее внимание душевным переживаниям персонажей, Мейерхольд решил делать основной акцент на визуализации, посчитав, что правильнее передавать смысл происходящих событий посредством отточенных движений героев. Несколько позже такой новаторский подход получил название «биомеханика». Станиславский был заинтересован столь своеобразным подходом и разработанной Мейерхольдом системой, но еще не знал, как к этому отнестись. Он охарактеризовал манеру работы своего коллеги так: «Это или настолько гениально, что просто не умещается в наших скромных головах, гениально до безумия, или же бесполезное блуждание усталой мысли». Тем не менее, такой радикальный новый метод работы на сцене отлично вписывался в реалии послереволюционной России, потому как в то время приветствовалось практически все, что выходило за рамки пережитой буржуазной морали.
Помимо этого Всеволод нередко ставил агитационные спектакли. Однако, когда революционный пыл начал утихать, гротеск Мейерхольда перестал вписываться в социалистические реалии. А вскоре постановки знаменитого режиссера-новатора, и вовсе, начали откровенно раздражать новую власть.
В 23-м году был создан Главрепертком - комитет по контролю за репертуаром. Нарушение указаний главреперткома каралось в уголовном порядке. Сказать, что Мейерхольд не боялся критики — мало. Он шел на прямые боевые действия. В отношении одного из газетных критиков он давал указание контролерам в театре: «Господина вывести из зала, даже если он придет с билетом, купленным в кассе. Невыполнение приказа означает увольнение».
На сцену через зрительный зал въехали грузовики, мотоциклы и велосипеды. На сцене воинские отряды с настоящим оружием, прожекторы и мелкокалиберные пушки. Сюжет — солдатское восстание в эпоху империалистической войны. В оригинале — пьеса французская. Мейерхольд говорил: «Эта пьеса — сволочь, я ее ненавижу». Но спектакль с посвящением Троцкому по сути своей мюзикл. И потому имел большой успех. Настолько большой, что его включили в компанию по укреплению советской авиации. На сцену ставили самолет, пытались завести пропеллер.
Это не получалось, но совершенно не мешало устроить сбор средств среди зрителей, а также малоимущих актеров. И тут нарком просвещения Луначарский провозгласил лозунг: «Назад к Островскому». Мейерхольд, который не забыл Луначарскому обвинений в американизме, сказал: «Отлично» — и выпустил феерическое шоу. Пьесу Островского «Лес» он разрезал на 33 эпизода. Она шла в кинематографическом темпе. Название каждого эпизода загоралось на экране, который висел на сцене. Так, это делают сейчас на эстрадных концертах. Невообразимое количество разнообразных предметов с калейдоскопической быстротой проходило через руки актеров и обыгрывалось ими. Текст дробился взлетами и падениями качелей и гигантских шагов.
И все это под музыкальное сопровождение гармоник, духового оркестра, рояля, русского народного хора, мордовского хора и сольного пения. В роли Аркашки Cчастливцева — Игорь Ильинский. Критика не знала, как реагировать. Публика валом валила в театр. Случалось, что неделями вместо всех других спектаклей шел «Лес». И тогда вечер за вечером в центре Москвы на сцене появлялись два человека — Счастливцев и Несчастливцев. Они шли по дороге, идущей вверх, в свете горящего рядом экрана. Cчастливцев — Ильинский — был родным братом Чаплина. Луначарский ничего не мог с этим поделать.
Искусство — всемирная штука, искусству наплевать на Луначарского. Актеров Мейерхольда мы знаем по кинематографу. Вообще там все роли были разделены на положительные — это коммунисты и те, кто с ними — и отрицательные — буржуи. Придраться к режиссеру было невозможно. Фокус заключался в другом. Все коммунистические персонажи были смертельно скучными. Когда они произносили свои монологи, публика кашляла, зевала и шуршала. И мгновенно переставала шуршать и кашлять, как только начинались сцены из буржуазной жизни. Джентльмены в смокингах, блестящие морские офицеры со своими дамами в платьях с вырезами до конца спины рассаживались за столиками уютного кафе, а перед ними и вроде как для них начинался американский степ, который сменял чарльстон.
И все это под предосудительное дразнящее сопровождение настоящего американского джаза. Причем по вдохновению играли и актеры и зрители. И предложил заменить Чичерина на Сталина. Долой Сталина! Аплодисменты перешли в овацию. Когда после спектакля Мейерхольд и Эрдман вышли раскланиваться, происходящее в зале уже просто напоминало демонстрацию. Долой сталинских ставленников! В книге почетных посетителей театра имени Мейерхольда после спектакля оставили восторженные отзывы Бухарин, Каменев, Фрунзе. Через полгода Михаил Фрунзе умер в Боткинской больнице во время рядовой операции по поводу язвы желудка.
Это декабрь 26-го года и по сути уже финал НЭПа. В 28-м Сталин впервые лично запретил постановку второй пьесы Эрдмана комедии «Самоубийца». Театр Мейерхольда при этом Советское правительство направило на гастроли в Париж. Из Парижа Мейерхольд официально ходатайствовал о разрешении ему и его театру остаться за границей. Мотив: в Советском Союзе ему нечего делать. Ему мягко отказали, и театр вернулся в Москву. Вечером перед арестом он был в гостях у актера Эраста Гарина и все время звонил в Москву жене. Трубку в квартире в Брюсовском переулке никто не поднимал. Там шел обыск.
Уже была изъята копия письма Зинаиды Райх Сталину. Копия письма шла под номером 1 в описи НКВД. Потом паспорт, партбилет Мейерхольда. В день обыска жену Мейерхольда не арестовали. Ее зверски убили, зарезали в их с Мейерхольдом квартире 3 недели спустя. Сразу после этого убийства освободившуюся квартиру решили заселить. Москвин подошел к телефону и сразу же заявил, что общественность отказывается хоронить его дочь. Старик возразил, что дочь похоронит сам, но просит остановить выселение. Квартиру разделили на две части.
И сейчас на паркете видна граница. В одну половину въехала секретарша Берии, в другую — шофер Берии. Как-то сидели они там в маленьком кабаре. Мейерхольд всегда был превосходно одет. И в Париже, и в Москве. В косоворотке и в фуражке со звездой он ходил давно и совсем недолго. Мейерхольд это отлично знал. Красивой женщине Зинаиде Райх приходилось с особой тщательностью подбирать туалеты, чтобы соответствовать ему. В частности, на дипприемах.
В Москве Мейерхольд вообще был окружен иностранцами. Во времена НЭПа он не был ограничен в своих контактах. Для Запада в это время он был русским режиссером номер 1. Европейские, американские критики, режиссеры, историки театра ехали и ехали в Москву к Мейерхольду.
Разница в том, что все они искали что-то «свое», лица необщее выраженье, уникальность.
Мейерхольд искал не уникальный, а универсальный театр. Театр, в котором музыка, изображение, ритм, движение соединяются в свою особую, самостоятельную жизнь, в котором ничто не «похоже» на жизнь. Театр, который умнее, красивее, выразительнее, чем жизнь. Этот доктор, формально привязывающий Мейерхольда к итальянской комедии дель арте, на самом деле был маской универсального и вездесущего театра. Вернувшись из провинции, Мейерхольд поставит в Москве и Петербурге Метерлинка, Вагнера, Мольера, Гиппиус, Кальдерона, Лермонтова, Гамсуна, Островского и Блока, будет работать с Комиссаржевской, с императорскими театрами, со студентами-филологами, в опере, в драме, в любительских студиях.
Доктор Везде. У него будут провалы и успехи — почти без перерыва и иногда почти без логики. Часть артистов будет писать на него доносы, уже тогда. Другая часть будет считать за счастье работать с Мейерхольдом. Его будут боготворить художники и композиторы — потому что их работа в театре для Мейерхольда никогда не была служебной, второстепенной.
Последняя маска, которую Мейерхольд наденет,— это маска комиссара. Многие до сих пор считают, что она его и погубила. На самом деле, конечно, погубила его не маска — а представление о том, что маска в принципе может загородить, уберечь, сделать невидимым. Возвышение Владимир Маяковский, Александр Родченко, Дмитрий Шостакович и Всеволод Мейерхольд во время работы над спектаклем «Клоп», 1929 Быть главным театральным комиссаром новой страны, формулировать программу, собирать вокруг себя молодежь, определять политику… Это все шло ему, как и кожаная куртка. И это было как будто именно ему и предназначено, как будто история давала ответ на его многолетнее требование.
Треплевское «новые формы нужны» из декадентского стона на глазах превращалось в лозунг власти и в обещание этой самой власти. Комиссар Мейерхольд был и торжествующим Треплевым, и победившим доктором Везде. Партийный билет РКП б , должность главы театрального отдела Наркомпроса, руководителя программы «Театральный Октябрь», руководителя Курсов мастерства сценических постановок. Андре Мальро, Всеволод Мейерхольд и Борис Пастернак, 1934 Весь этот лес аббревиатур и названий он основывал, развивал, снабжал программами, переформировывал, объединял, распускал, обеспечивал финансами и поддержкой. В театре своего имени в окружении учеников и соратников Мейерхольд ставит самые известные свои спектакли — «Великодушный рогоносец», «Земля дыбом», «Д.
Некоторые из них идут сотни раз, из сезона в сезон. Возмущение по поводу «искажения классики» Мейерхольд принимает как комплимент, никакой угрозы он не слышит. Всеволод Мейерхольд и Зинаида Райх на похоронах Сергея Есенина, 1925 Мейерхольд везде, его ругают, хвалят, на него рисуют карикатуры. В конце спектаклей молодежь в зале скандирует его фамилию, вызывая режиссера на сцену. К его 55-летию, в 1929-м, в издательстве Academia выходит роскошный двухтомник театроведа Николая Волкова: «Мейерхольд».
До закрытия театра остается девять лет, до окончательного исчезновения самого Мейерхольда — десять. За это время пройдут волны арестов, публичных процессов, показательных приговоров, расстрелов. Появится метод социалистического реализма и охраняющая его свора.
Самое интересное в виде мозаики
- Всеволод Мейерхольд - биография, новости, личная жизнь, фото, видео -
- Возвращение Мейерхольда. Хорош со всех сторон · Город 812
- фотографии >>
- Расстрелянный театр Мейерхольда. За что пострадал великий режиссер? | Аргументы и Факты
После Февраля
- Всеволод Мейерхольд — великий режиссёр и приспособленец
- Режиссеры, интриги и цензура
- Травля Мейерхольда
- Репрессированные музыканты. Всеволод Мейерхольд - Музыкальное обозрение
Всеволод Мейерхольд — великий режиссёр и приспособленец
Так считал Всеволод Мейерхольд – бывший режиссер Императорских театров. Всеволод Эмильевич Мейерхольд оставил огромный след в театральном искусстве царской, а затем и советской России. Мейерхольд также руководил Театром Революции (1922-1924), ставил спектакли в Ленинграде, осуществил постановки драм Александра Пушкина на радио (1937).