Колчаньки считают себя полноправными наследниками Сократа и Платона, поэтому майевтика является основным методом ведения политических, религиозных, экзистенциальных и даже личностных споров между посетителями колчеподобных ресурсов. Ценность метода майевтики заключается в его способности помогать людям осознать свои истинные ценности и убеждения, лежащие в основе их мировоззрения. Ценность метода Сократа и его майевтики заключена в том, что они позволяют субъекту самостоятельно прийти к пониманию истины, не принимая на веру чужие утверждения. Майевтика — составная часть так называемого сократического метода наряду с иронией, индукцией и определением.
Метод майевтики Сократа: ценность и преимущества
МАЙЕВТИКА — (греч. maieutike повивальное искусство) метафора, с помощью которой Сократ прояснял сущность своего метода философствования, специфицирующего сократический диалог, прежде всего по отношению к софистическому. О том, как Сократ объяснял собственный метод — майевтику, — мы узнаем из диалога Платона «Таэтет». МАЙЕВТИКА (греч. maieutike — повивальное искусство) — метафора, с помощью которой Сократ прояснял сущность своего метода философствования, специфицирующего сократический диалог прежде всего по отн. метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов. Метод майевтики используется там, где педагог, руководитель, просто ведущий сами не знают ответа и вместе с участниками поиска ищут его. О том, как Сократ объяснял собственный метод — майевтику, — мы узнаем из диалога Платона «Таэтет».
Интенсивное общение
Представьте, что Сократ — интервьюер. Кого из наших современников вы бы хотели увидеть у него в гостях? Без этого тезиса майевтика невозможна. Когда-то души путешествовали в мире идей, всё знали и всё помнили. Но вдруг они ушли из этого мира, стали вещами и всё забыли.
Отсюда и связь с повивальным делом: Сократ не делится истиной, а лишь помогает собеседнику самостоятельно «извлечь» её из своего же собственного разума, руководствуясь тезисом постулатом о предсуществовании истины. Суть этого метода состоит в противопоставлении внешнего софистического знания внутреннему философскому знанию, которое каждый носит в себе и может в себе открыть [1]. Как утверждает Сократ в диалоге Платона «Теэтет» , он промышляет тем же, чем занималась его мать Фенарета, бывшая повитухой , с той только разницей, что он помогает разрешаться от бремени не женщинам, а мужчинам, и рождают они не дитя, а знание.
И не забывайте следить за тем, чтобы заданный вопрос вызывал у ученика положительную реакцию. Презентация к методическому семинару на тему "Использование метода майевтики метод сократической беседы на уроках самопознания " Всего можно насчитать семь «шагов» этой беседы-дискуссии по Сократу: 1. Согласие оппонента по поводу общего определения. Поиски противоречия. Сократовская ирония. Размывание начального допущения. Тупиковая ситуация аналогия с лабиринтом. Демонстрация невежества «мудр только Бог». Разоблачение предрассудка. Наставительная беседа-совет. Учитель: что самое главное в жизни? Ученик : «Я глубоко убеждён, что каждый человек, имеющий здоровье, будет счастлив в жизни». Учитель: вы, безусловно, правы, друзья. Люди, имеющие хорошее здоровье, могут быть счастливыми. Учитель: например, человек, красивый и привлекательный или богатый и с положением в обществе обязательно ли будет в жизни счастливым? Ученики : нет , не обязательно. Учитель: представьте, что вам нужен совет человека. К какому человеку вы обратитесь?
Ты уверен, что это верное решение? Что тебя подтолкнуло в тот момент? Это твоё решение или кто-то подсказал поступить именно так? Какие эмоции это вызывает у тебя? В чём цель? Какие трудности могут возникнуть? Для чего это нужно? Какие ресурсы помогут в этом? Каких результатов добиваешься? Что ты получишь в итоге? Согласен ли ты с этим утверждением? Что думаешь по этому поводу? Как поступил бы ты на его месте? В чем ты не согласен? Что нужно изменить? Что можно ещё сделать в этой ситуации? Есть ли выход из этой ситуации? Есть ли другие пути решения? Какой путь наиболее верный, по твоему мнению? Что нужно сделать, чтобы повторить или не повторять результат? К каким результатам ведёт это решение? Всегда ли нужен спор и дискуссия? Для получения новых знаний, поиска истин — дискуссия будет отличным методом. В ходе такого диалога, можно ещё раз убедиться в правоте своего мнения или подвергнуть его сомнению. Фото автора George Becker: Pexels Согласись, очень интересно дискутировать с умным, образованным человеком? Он выдвигает свои факты, свои доводы, а ты свои. С глупцом дискуссии не получится, только спор. А спорить с человеком, который безосновательно считает своё мнение единственно верным — бессмысленно. Общие вопросы Сократ использовал диалог для поиска ответов на вопросы, на которых нет единого мнения. Например: «в чём смысл жизни? Для каждого он свой, но есть ли единый смысл для всех людей в целом? Вы можете спорить или дискутировать с собеседником, но вряд ли придёте к единому мнению на этот счет. В таких вопросах есть смысл вести диалог с самим собой. Ведь этот ответ нужен тебе лично. Переубеждать кого-то на этот счет — нет смысла. У вас разная жизнь, разные цели, разные ресурсы. А дружить и существовать вместе можно и с разными целями. Семейные ценности Другое дело, если это твоя вторая половинка. Но и тут встаёт вопрос: как жить с разными целями? Разве это семья, когда супруги видят смысл жизни совершенно разным? Тут важно понимать, насколько он разный. Если абсолютно противоположный, то возникает вопрос: как вы сошлись? Люди ищут друг друга по схожим интересам и увлечениям, строят семью, когда понимают, что их цель едина и направлена в одну сторону. Иначе это будет перетягивание каната. И кто-то один его все-таки перетянет. Либо ты пойдешь по его дороге, либо он по твоей. Но будет ли это счастливым браком? Если человек мечтал о путешествиях, а ты о детях? И в один момент тебя убедили, что дети не нужны. Или вы стали родителями, а муж совершенно этому не рад.
статья.docx
- Что такое майевтика — в чём ценность метода Сократа (Диалог) — полное объяснение
- Метод майевтики Сократа: его ценность в кратком описании -
- Что означает?
- Майевтика - это... Майевтика в философии
- 12. «Майевтика» как метод познания Сократа.
- Майевтика Сократа и ее ценность
Ценность метода майевтики Сократа
- «Майевтика: искусство отвечать на вопросы и задавать их»
- Вы точно человек?
- Метод майевтики Сократа
- Майевтика. Большая российская энциклопедия
- Основатель майевтики как способ ведения диалога
В чём ценность метода Сократа (Диалог)
- Метод майевтики Сократа
- Метод Майевтики: незаменимый метод постижения истины
- Майевтика в педагогической деятельности
- Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
- Еще термины по предмету «Логика»
- В чем ценность метода майевтики Сократа?
Метод майевтики Сократа — раскрывая истину через вопросы
Методы познания истины | майевтика, позволяющий создавать условия для формирования различных личностных позиций, является первым основанием методологии гуманитарного проектирования. |
Основатель майевтики как способ ведения диалога | «Развернутое описание «метода» майевтики осуществил Платон: «Теперь мое повивальное. |
Майевтика — Карта знаний | Метод Майевтики: незаменимый метод постижения истины. |
В чем ценность метода Майевтики Сократа? | метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов. |
Ценность метода майевтики Сократа — искусство приводить к истине через вопросы
Ценность метода майевтики заключается в том, что он позволяет человеку исследовать. В психологии майевтика используется как метод исследования и помощи клиентам в обнаружении их собственных ресурсов и решении проблем. Майевтика предполагает применение диалектического метода, который заключается в поиске истины путем вопросов и ответов. Зеноновский метод, впоследствии назвали методом «приведения к нелепости» (reductio ad absurdum).
Майевтика — искусство метода платона для поиска истины сквозь вопросы
В педагогике, майевтика может быть использована для стимулирования учеников к самостоятельному исследованию и развитию их мыслительных способностей. В психологии, майевтика может быть использована для помощи личностному развитию через развитие интуитивного мышления и поиск скрытых убеждений и проблем. В бизнесе, майевтика может быть использована для поиска новых идей и решений, развития инноваций и улучшения креативности и продуктивности. Майевтика является мощным инструментом для поиска и развития идей и знаний. Этот метод позволяет нам открыть истину и расширить свое понимание мира.
Применение майевтики может привести к переосмыслению жизни и обретению новых путей и решений. Философия и сущность майевтики Сущность майевтики заключается в том, что благодаря вопросам, задаваемым философом, индивид вынужден размышлять и искать ответы. Важно отметить, что философ не дает готовые ответы, а лишь помогает человеку обнаружить истину внутри себя. Процесс майевтики направлен на раскрытие скрытого знания и стимуляцию мыслительной деятельности.
Философия исходит из предположения, что человек обладает интеллектуальными и духовными возможностями для открытия истины. Майевтика помогает осознавать собственные знания, верования и убеждения через постановку вопросов и анализ собственных ответов. Целью майевтики является достижение истины и самосознания. Философ способствует осознанию истины и раскрытию новых знаний, что приводит к самопознанию и саморазвитию.
Майевтика позволяет философу исследовать глубинные аспекты человеческой природы, а также постигать сущность мира.
Интересный, содержательный диалог помогает установить крепкие доверительные отношения, которые потом часто перерастают в дружбу. Сегодня навык правильного общения является одним из самых востребованных.
На первый взгляд кажется, что диалог строится по принципу вопрос-ответ и побольше слов, уложенных в красивые фразы и предложения. Многие считают, что нет ничего проще, чем поболтать о чем-нибудь с человеком. Но самом деле ведение эффективной беседы подразумевает определенную степень вовлеченности и заинтересованности.
Причем недостаточно просто делать вид, что тебе интересно, надо на самом деле увлекаться темой и получать от разговора настоящее наслаждение. Проблемы в процессе разговора, беседы и общения в целом возникают из-за того, что участники участвуют в нем просто так, механически, потому что так нужно. Цель эффективной беседы заключается в искренней заинтересованности проблемой человека.
Основное правило эффективного общения заключается в живом интересе к жизни вообще и к человеческим потребностям в частности. Даже если в процессе беседы возникают споры, противоречия, то содержание и качество диалога от этого не страдает. Научиться правильно вести беседу, поддерживать ее — задача не из легкий, но этот навык, по мнению многих психологов и социологов, как нельзя лучше определяет социальную адаптированность личности.
Позволяет судить об уровне развития коммуникативных навыков. Умение правильно выстраивать беседу способствует лучшему продвижению по службе, имеет важное значение в работе, особенно если твоя профессия связана с коммуникативной сферой или с областью обслуживания. Несколько важных правил, как правильно вести беседу Обучение искусству диалога требует немного терпения, настойчивости и практики.
Главной составляющей любого эффективного общения является увлечение и интерес к жизни. Нельзя поддержать собеседника, если тебе неинтересно ничего в этом мире. Собственное развитие, исследование жизни и поиск новых знаний, идей — движущая сила любого общения, диалога.
Смысл беседы — обмен опытом, информацией по данной теме, но, если нет истинного интереса, ничего не получится. Основные принципы: Осознай тот факт, что с любым человеком есть о чем поговорить. Хороший собеседник одинаково умеет поддержать разговор на различные темы, например, о помидорах, поиске духовных источников развития или о практических науках.
Если трудно определиться с предметом общения, то всегда можно поговорить о самом человеке. Активно слушай. Это значит смотри в глаза, задавай вопросы по теме, старайся предугадать его мысли, вставляй реплики и вместе с ним познавай мир дальше.
Таким образом, ты создашь атмосферу понимания и доверия. Рассказывай интересно и слушай с интересом. Если вещи, о которых рассказывает твой новый знакомый, бесконечно от тебя далеки, например, благотворительная деятельность православной общины или как открывать в себе нескончаемый источник радости, то прояви интерес со своей стороны.
Диалог может состоять из нескольких тем, и все они могут оказаться неинтересными для тебя. В каждой из них нужно научиться находить что-то занимательное для себя. Но кто знает, может, в будущем это станет твоим новым увлечением.
В случае далеких от тебя тем, следует использовать прием «копилка знаний» и «мой словарь». Отмечай для себя все новое, подводи итоги разговоров, анализируй, что может тебе пригодится дальше по жизни, обогащай свою речь новыми понятиями. Выражайся проще.
Говорить нужно простым, доступным языком. Без иронии, намеков, вычурных метафор. Не следует в диалог вводить специализированные термины и модные иностранные слова.
Использование непонятных слов засоряет разговор, отдаляет друг от друга собеседников. Обратную связь путем умничания не наладишь. Беседа может принимать любую форму, но тебе важно научиться всегда вести понятным языком.
Это самое верное средство растопить сердце собеседника и начать разговор по душам. Называй своего друга по имени. Согласно исследованиям психологов, нет ничего приятнее для всех нас, как слышать в процессе беседы свое имя.
Отвечай, переспрашивай, рассказывай и всегда при возможности вставляй имя своего друга. Меньше говори «я». Все любят говорить о себе и своих проблемах.
Но «тема» о себе служит самым плохим примером, о чем можно вести разговор. Никогда не начинай разговор со сложных, серьезных тем, умных философствований. Выбери что-нибудь полегче, поинтереснее и доступнее для беседы.
Не давай никаких советов, рекомендаций, если тебя не просят. Не демонстрируй своего превосходства, не хвастайся достижениями, не рассказывай поучительных историй, не давай своих определений жизненным явлениям и событиям. Вместо этого предложи свою помощь в чем-либо, поддержи собеседника, если он чем-то расстроен, выскажи ему свое расположение.
Она выражается в том, что мышление познание не останавливается на ступени абстракции общего вывода, правила, закона , а на их основе путем тех же операций анализа и синтеза, сравнения применяет обобщенное знание к новым фактам, частным, отдельным процессам. К основным формам рационального познания относятся понятия, суждения, умозаключения. Простейшей, исходной формой отражения в мышлении внутренней стороны предметов, их сущности, законов, определяющих бытие предметов, их конкретно-всеобщую природу является понятие. Понятия образуются посредством следующих операций мышления: 1 выделения предмета как нового, необычного, неизвестного или отдельных его сторон и свойств; 2 «узнавания», осмысления, понимания неизвестного на основе известного; 3 анализа и синтеза; 4 сравнения и обобщения, как выделения общего в различном и специфического в общем; 5 классификации и систематизации. В отличие от ощущений, восприятий и представлений понятия глубже отражают действительность. Следующей ступенью процесса рационального познания выступает суждение. В широком плане суждение — это мысль, в которой посредством одного или нескольких логически связанных понятий нечто утверждается или отрицается об объектах познания. Суждения могут быть истинными и ложными. Критерием истинности их, как и любых других форм познания, является практика. Умозаключением называется такой способ мышления, когда на основе нескольких суждений посылок по законам логики делается определенный вывод следствие.
Умозаключение, если оно получено в соответствии с законами логики и исходит из истинных посылок суждений , всегда содержит новое знание. Основные методы познания: Как подчеркивал Гегель, не только результат исследования, но и путь, ведущий к нему, должен быть истинным. Метод — это совокупность правил поведения и требований к деятельности, сформулированных на основе знаний о свойствах объективной реальности. Метод — это, образно говоря, фонарь, освещающий путнику дорогу в темноте. Существуют различные типы классификации методов, в совокупности образующих методологию, которая понимается и как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, и как учение об этой системе. Остановимся лишь на одном, но важном, разделении всех методов на две большие группы — на методы эмпирические и теоретические. Эмпирические методы не вытекают из сущности объекта, а поэтому содержат в себе много субъективных моментов. Но они таковы только в том случае, если не входят как необходимый момент в сферу действия системы методов теоретических, которые построены на единстве предмета и метода. Поскольку теоретические методы выступают способом организации субъектом своей деятельности в соответствии с сущностью предмета, то эмпирические методы, вовлеченные в сферу действия теории, получают внутри нее направленность и объективность. Познание начинается с наблюдения.
Наблюдение — это метод направленного отражения характеристик предмета, позволяющий составить определенное представление о наблюдаемом явлении. В блок процедур наблюдения входят описание, измерение, сравнение. Эксперимент — это более эффективный метод, отличающийся от наблюдения тем, что исследователь с помощью эксперимента активно воздействует на предмет путем создания искусственных условий, необходимых для выявления ранее неизвестных свойств предмета. Метод моделирования основан на создании модели, которая является заместителем реального объекта в силу определенного сходства с ним. Главная функция моделирования, если брать его в самом широком понимании, состоит в материализации, опредмечивании идеального. Построение и исследование модели равнозначно исследованию и построению моделируемого объекта, с той лишь разницей, что второе совершается материально, а первое — идеально, не затрагивая самого моделируемого объекта. Из этого вытекает вторая важная функция модели в научном познании — модель выступает программой действия по предстоящему построению, сооружению моделируемого объекта. Анализ и синтез. Эмпирический анализ — это просто разложение целого на его составные, более простые элементарные части. Синтез — это, наоборот, — соединение компонентов сложного явления.
Теоретический анализ предусматривает выделение в объекте основного и существенного, незаметного эмпирическому зрению. Аналитический метод при этом включает в себя результаты абстрагирования, упрощения, формализации. Теоретический синтез — это расширяющее знание, конструирующее нечто новое, выходящее за рамки имеющейся основы. Индукция и дедукция. Индукция может быть определена как метод перехода от знания отдельных фактов к знанию общего. Дедукция — это метод перехода от знания общих закономерностей к частному их проявлению. Теоретическая индукция и основанная на ней дедукция отличаются от эмпирических индукции и дедукции тем, что они основаны не на поисках абстрактно-общего, одинакового в разных предметах и фактах «Все лебеди — белы» , а на поисках конкретно-всеобщего, на поисках закона существования и развития исследуемой системы. Как в прошлом, так и в современных условиях три великих ценности остаются высоким мерилом деяний и самой жизни человека — его служение истине, добру и красоте. Первая олицетворяет ценность знания, вторая — нравственные устои жизни и третья — служение ценностям искусства. При этом истина, если хотите, есть тот фокус, в котором соединяются добро и красота.
Истина — это цель, к которой устремлено познание, ибо, как справедливо писал Ф. Бекон, знание — сила, но лишь при том непременном условии, что оно истинно. Истина есть знание. Но всякое ли знание есть истина? Знание о мире и даже об отдельных его фрагментах в силу ряда причин может включать в себя заблуждения,, а порой и сознательное искажение истины, хотя ядро знаний и составляет, как уже отмечалось выше, адекватное отражение действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. Но что такое истина, истинное знание? Еще Аристотель предложил его решение, в основе которого лежит принцип корреспонденции: истина — это соответствие знания объекту, действительности. Декарт предложил свое решение: важнейший признак истинного знания — ясность. Для Платона и Гегеля истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является с их точки зрения раскрытием духовной, разумной первоосновы мира. Позиция прагматизма сводится к тому, что истина состоит в полезности знания, его эффективности.
Что касается других позиций, то при наличии и в них определенных положительных моментов они содержат в себе коренные слабости, позволяющие не согласиться с ними и в лучшем случае признать их применимость лишь в ограниченных масштабах. Классическая концепция истины хорошо согласуется с исходным гносеологическим тезисом диалектико-материалистической философии о том, что познание есть отражение действительности в сознании человека. Истина с этих позиций есть адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека, его сознания. Существует ряд форм истины: обыденная или житейская, научная истина, художественная истина и истина нравственная. В целом же форм истины почти столько, сколько видов занятий. Особое место среди них занимает научная истина, характеризующаяся рядом специфических признаков. Прежде всего это направленность на раскрытие сущности в отличие от обыденной истины. Кроме того, научную истину отличает системность, упорядоченность знания в ее рамках и обоснованность, доказательность знания. Наконец, научную истину отличает повторяемость и общезначимость, интерсубъективность. Ключевой характеристикой истины, ее главным признаком является ее объективность.
Объективная истина — это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Если наше знание — это субъективный образ объективного мира, то объективное в этом образе и есть объективная истина.
Источник: Философский энциклопедический словарь греч. Именно эти искусством занимался Сократ, задавая своим собеседникам нужный вопрос в нужный момент.
Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов буквально — повивальное искусство, с которым герой платоновских диалогов Сократ любил сравнивать свой метод философствования. Сократ видел свою задачу в том, чтобы, беседуя и ставя все новые и новые вопросы, побуждать других самим находить истину. Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance от гр. Именно этим искусством занимался Сократ, задавая своим собеседникам нужные вопросы в нужный момент и тем самым принуждая их «припоминать» элементарные математические законы или универсальные истины морали.
В этом смысле майевтикой будет и психоанализ. Источник: Философский словарь от гр. В этом смысле майевтикой будет и психоанализ, методы духовного, софийного возрождения личности. Источник: «Евразийская мудрость от а до Я», толковый словарь от греч.
Благодаря М. Образец М. Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
Это вопросно-ответный процесс, направленный на установление истинного смысла. Сократ ставил перед своим собеседником ряд логически связанных вопросов и помогал находить правильные ответы, показывая абсурдность их альтернатив абсурдность понималась не как противоречивость, а как фактическая ложность. Сократ полагал, что он не может учить людей мудрости, а должен только побуждать их самих находить истину. Источник: Тематический философский словарь греч.
Это фиксируется в принципе «знаю, что не знаю ничего». Вместе с тем полагается, что знание можно найти только через самопознание другого, но для этого необходимы процедуры очищения и уточнения, что осуществляется посредством постановки вопросов о сути тех или иных прежде всего социальных феноменов. Последнее выступает образцом для рассуждений Платона об эйдосах. Майборода Источник: Новейший философский словарь греч.
Согласно Сократу, душа не в состоянии постичь истину, если только она ею «не беременна». Развернутое описание «метода» М. Читайте также: Стоит ли прощать измену близкого человека: советы психолога осуществил Платон: «Теперь мое повивальное искусство, во всем похоже на акушерское, отличаясь от него лишь тем, что я принимаю роды у мужей, а не у жен, роды души, а не тела. Мое главное умение состоит в правильном распознании и отделении рождающихся фантазмов и лживостей в молодых душах от вещей живых, здоровых и реальных.
По обычаю акушерок и я должен быть стерильным… от знания; попреки, что мне многие делают, в том, что я влияю на других, несправедливы, ибо никогда я никак не обнаруживал своего невежественного знания ни по одному из вопросов, ведь это вправду хула. Правда в том, что сами боги вынуждают меня к этому повивальному делу, запрещая мне рожать самому. По сути я во всем не то, что есть мудрец, из меня не родилось ни одного мудрого открытия, что было бы детищем моей души. Те же, коим нравилось быть со мной, пусть поначалу лишь видимым образом, некоторые вовсе несведущие, следуя за мной, действительно нечто производили, по благости необычайной богов, которые им это разрешали.
И ясно, что от меня они не получили ничего, и лишь у себя самих нашли нечто замечательное, что и произвели; но и помогая им в этом деле, я награжден — я и боги». Смысл майевтического искусства — в противопоставлении внешнего софистического знания и внутреннего философского, которому научить нельзя, но можно открыть в себе самом с помощью Сократа, ремесло которого не учительство ибо сам он «ничего не знает» , а нечто вроде повивального искусства, которым занималась его мать Фенарета «от меня они ничему не могут научиться, просто сами в себе они открывают много прекрасного, если, конечно, имели, и производят его на свет. Повития же этого виновники — бог и я» — Plat. В дальнейшем «майевтика» и производное прилагательное «майевти-ческий» используют платоники: 1 в школьной классификации платоновских сочинений: согласно Альбину и Диогену Лаэртию, к «майевтическому» виду относится диалог «Алкивиад I»; 2 позднейшие неоплатоники в х на «майевтический» диалог «Алкивиад» Прокл, Олимпиодор трактовали майевтику как переход от незнания к истинному знанию, заключенному в душе «восхождение к мудрости» , и методологически отличали ее от «эротики» «восхождения к красоте» и «диалектики» «восхождение к благу» Procl.
In Ale. Энциклопедический словарь повивальное искусство» — засвидетельствованный у Платона в диалоге «Теэтет» термин философии Сократа, обозначающий метод его философствования; вероятно, восходит к учению исторического Сократа, подтверждением чему может служить реплика о «выкидыше» мысли в комедии Аристофана «Облака». Впоследствии встречается как термин платонической традиции. Смысл майевтики Сократа — в противопоставлении внешнего софистического знания и внутреннего философского, которому научить нельзя, но можно открыть в себе самом.
Помощником в этом и является Сократ, ремесло которого не учительство ибо сам он «ничего не знает» , а нечто вроде повивального искусства, которым занималась его мать Фенарета «от меня они ничему не могут научиться, просто сами в себе они открывают много прекрасного, если, конечно, имели, и производят его на свет. Повития же этого виновники — бог и я». Теэтет, 150d , отличие лишь в том, что Сократ помогает не рождению ребенка, а рождению мысли, и делает это в диалоге с помощью вопросов и ответов. В дальнейшем майевтика и производное прилагательное «майевтическни» используют платоники: 1 в школьной классификации платоновских сочинений: согласно Альбину и Диогену Лаэртию, к «майевтическому» виду относится диалог «Алкивиад I»; 2 позднейшие неоплатоники в х на «майевтический» диалог «Алкивиад I» Прокл, Олимпиодор трактовали майевтику как переход от незнания к истинному знанию, заключенному в душе «восхождение к мудрости» , и методологически отличали ее от «эротики» «восхождения к красоте» и «диалектики» «восхождение к благу» Prod.
Сократ Расцвет афинской философии приходится на классический период истории античной философии вторая половина V — IV в. Это время расцвета полисной демократии и утверждения норм гражданского права в качестве правил всеобщего законодательства. Хозяйство, государство, нравственность, воспитание — все стороны общественной жизни становятся предметом обсуждения и размышлений. Человек перестает быть «вещью среди вещей» и становится «человеком среди людей», воспринимающем мир и себя самого изнутри специфически человеческого социального и гражданского опыта.
Метод Сократа. Философски чрезвычайно важен метод Сократа, применяемый им при исследовании этических вопросов. В целом его можно назвать методом субъективной диалектики. Будучи любителем самосозерцания, Сократ вместе с тем любил общаться с людьми.
К тому же он был мастером диалога, устного собеседования. Не случайно обвинители Сократа боялись, что он сумеет переубедить суд. Он избегал внешних приемов, его интересовало прежде всего содержание, а не форма. На суде Сократ говорил, что будет говорить просто, не выбирая слов, ибо он будет говорить правду так, как привык говорить с детства и как он сам потом говорил на площади у меняльных лавок.
Алкивиад отмечал, что речи Сократа на первый взгляд кажутся смешными, будто он говорит теми же словами об одном и том же, а говорит он о каких-то вьючных ослах, кузнецах и сапожниках. Но если вдуматься в речи Сократа, то только они и кажутся содержательными. К тому же Сократ был искусным собеседником, мастером диалога, с чем и связана его субъективная диалектика как метод познания. Сократ был собеседником себе на уме.
Он ироничен и лукав. Не страдая ложным стыдом, прикинувшись простаком и невеждой, он скромно просил своего собеседника объяснить ему то, что по роду своего занятия этот собеседник должен был, казалось бы, хорошо знать. Не подозревая еще, с кем он имеет дело, собеседник начинал поучать Сократа. Тот задавал несколько заранее продуманных вопросов, и собеседник Сократа терялся.
Майевтика — искусство метода платона для поиска истины сквозь вопросы
Противоположностью трансцендентального идеализма является трансцендентальный реализм. Пробабилизм от лат. Пробабилистский подход противоположен детерминистическому подходу. Рассуждение — последовательный ряд мыслей и умозаключений в контексте определённой темы, изложенных в логически последовательной форме. Теория «двойственной истины» — возникшее в Средние века учение о философском и религиозном знании как двух аспектах истины или же двух самостоятельных истинах. Учение получило развитие в трудах аверроистов, представителей Шартрской школы, а также в учениях Фомы Аквинского, Уильяма Оккама и еврейского философа Исаака Альбалага en:Isaac Albalag.
Ассоциация идей может возникать в результате подобия ассоциация предметов, имеющих одинаковые свойства и признаки , близости ассоциация расположенных рядом предметов или событий, происходящих совместно в одно и то же время , контраста ассоциация предметов, характеризующихся как противоположности друг друга... Практическая философия — это область философии, изучающая человеческую деятельность на практике. В практическую философию входят такие философские дисциплины, как этика, эстетика, философия права, социальная, политическая, экономическая философии и т. Природа и сущность человека — философское понятие, которое обозначает сущностные характеристики человека, отличающие его и несводимые ко всем иным формам и родам бытия, в той или иной мере присущие всем людям. В философии науки: концепция, согласно которой фундаментальные законы природы имеют вероятностный характер, а случай является не только равноправной по отношению к необходимости сущностью природы, но и более фундаментальной...
Онтологизм греч. Поскольку философия состоит из рациональных рассуждений, логика является первичным атрибутом философии. Для анализа различных философских концепций, для их сопоставления друг с другом необходимо проведение критического анализа различных философских утверждений и теорий. В связи с тем, что человеческое мышление формулируется текстуально, логика тесно связана с анализом текстов и языков. Логика формализует текстуальное рассуждение и определяет его формы, которые приемлемы для анализа.
Первым шагом... Противоположностью аналитического суждения является синтетическое суждение. Истинность аналитических суждений может быть установлена без обращения к реальному миру. Примером аналитического суждения является утверждение «Всякий холостяк не женат», поскольку слово «холостяк» и выражение «не женат» одинаковы по смыслу. Таким образом, это суждение не добавляет никакого нового смысла.
Имморализм лат. Апоретическое апорийное суждение фиксирует несоответствие эмпирического факта и описывающей его теории. Апории известны со времён Сократа. Наибольшую известность получили апории Зенона из Элеи.
Четвертое правило — анализ. Майевтика подразумевает глубокий анализ вопросов и ответов. Необходимо разбираться в предложенных аргументах, анализировать их логическую последовательность и подвергать сомнению принятые истины. Анализ помогает нам обнаружить слабые места в аргументации и улучшить свое понимание проблемы.
Пятое правило — сознательность и честность. Майевтика требует от нас быть честными, как с собой, так и с собеседником. Необходимо быть готовым признать свои ошибки, изменить свое мнение, если оно оказалось некорректным, и открыто признавать, когда мы не знаем ответа на заданный вопрос. Сознательность и честность позволят нам приблизиться к истине и достичь глубокого понимания. Соблюдение этих простых правил позволит использовать метод майевтики наиболее эффективно и получить максимальную ценность от диалога. Майевтика не только развивает наше мышление и помогает находить истину, но и обогащает нашу способность общения и взаимодействия с другими людьми. Как правильно вести беседу Первое правило ведения беседы — это активное слушание. Отдайте своему собеседнику полное внимание, уделяйте ему время и старайтесь понять его точку зрения.
Не перебивайте и не прерывайте, пока собеседник говорит, а также задавайте вопросы для выяснения сути его высказывания. Второе правило — это уважение к собеседнику и его мнению. Будьте терпимы и открыты для различных точек зрения. Помните, что каждый имеет право на свое мнение, даже если оно отличается от вашего. Не давайте эмоциям и чувствам преобладать, сохраняйте вежливость и уважение. Третье правило — это ясность и четкость. Используйте простой и понятный язык, избегайте сложных и запутанных выражений. Формулируйте свои мысли как можно более ясно и конкретно, чтобы избежать недопонимания и смешения.
Четвертое правило — это гибкость и готовность к диалогу. Будьте готовы к тому, что ваше мнение может измениться в процессе общения. Открыто признавайте свои ошибки и пересматривайте свои ранее высказанные взгляды. Будьте готовы обсуждать альтернативные варианты и искать компромиссы. Пятое правило — это умение решать конфликты. Если возникают разногласия или спорные вопросы, стремитесь к конструктивному разрешению. Придерживайтесь аргументированной дискуссии, оставаясь спокойными и сосредоточенными. Решайте проблемы вместе с вашими собеседниками, а не против них.
Наконец, не забывайте об эмпатии и понимании.
Суть метода[ править править код ] Майевтика была создана Сократом как метод извлекать скрытое в каждом человеке знание с помощью наводящих вопросов [2]. В ходе диалога Сократ вместо того, чтобы утверждать ту или иную истину, задает последовательно вопросы, отвечая на которые, его собеседник сам формулирует дотоле неизвестные ему утверждения «рождает истину ». Отсюда и связь с повивальным делом: Сократ не делится истиной, а лишь помогает собеседнику самостоятельно «извлечь» её из своего же собственного разума, руководствуясь тезисом постулатом о предсуществовании истины.
Деструктивная майевтика Сократ разрушал изначально сомнительную, ограниченную, поверхностную, лишенную каких-либо твердых, системных оснований позицию оппонента, вытягивая из нее все ограниченное, противоречивое, не логичное... Давая высказаться своему собеседнику, он находил прорехи, противоречия в его позиции поверхностность, ложность или ограниченность его представлений, убеждений и гибко вопросами , а то и прямо подвергал такую позицию сомнению, или подводил ее к смысловому тупику... Аристотель называет Зенона Элейского ок.
Оригинальность этого метода состояла в том, что, условно приняв тезис, подлежащий опровержению, Зенон выводил из него два взаимоисключающих следствия, делая тем самым этот тезис внутренне противоречивым, логически несостоятельным и теоретически неразрешимым. Зеноновский метод, впоследствии назвали методом «приведения к нелепости» reductio ad absurdum. Конструктивная майевтика Сократ подводил, наводил, приводил собеседника к более полному пониманию предмета обсуждения. Две вещи можно по справедливости приписывать Сократу — доказательства через наведение и общие определения: и то и другое касается начала знания», — писал Аристотель «Метафизика», XIII, 4. Диалектика, в понимании Сократа и есть во многом метод исследования понятий, способ установления точных определений, для раскрытия содержания этого понятия, нахождением того, что заключено в нем... Тебе, Лахес, как полководцу, ведь известно, что такое мужество? И, клянусь Зевсом, вопрос нетрудный.
Не долго думая, отвечу: мужествен тот, кто, оставаясь на своем месте в строю, сражается с неприятелем и не бежит с поля боя. Это ты верно говоришь, Лахес, если, правда, иметь в виду один из примеров мужественного поступка. Возможно, моя вина в том, что ты свел мужество к единичному случаю, поэтому уточним вопрос: я прошу тебя определить существо добродетели мужества, найти то, что есть «одно и то же во всем» 191 с , то есть то общее и существенное, которое охватывает все случаи и все примеры мужественных поступков. Твой же ответ следует признать опрометчивым потому, что существуют поступки и образы действий, которые по внешнему проявлению противоположны твоему пониманию мужества, но которые всеми должны быть признаны за мужественные. Так, скифы, убегая, сражаются не менее мужественно, чем преследуя. Да и Гомер называет Энея «мастером бегства». Бегство само по себе не обязательно есть признак малодушия или отсутствия мужества.
Ведь во время сражения при Платее гоплиты лакедемонян, столкнувшись с персидскими щитоносцами, побежали, не утратив при этом мужества. Когда же из-за этого бегства ряды персов расстроились, лакедемоняне неожиданно обернулись назад, стали сражаться как конные и таким образом одержали победу. Собственно говоря, я хотел бы узнать от тебя, Лахес, о мужественных не только в пехоте, но и в коннице и вообще в военном деле, и не только на войне, а также во время опасностей на море, в болезнях, в бедности или в государственных делах, и опять еще не о тех только, что мужественны относительно скорбей и страхов, но и кто силен в борьбе с вожделениями и удовольствиями, на месте ли он остается или обнажает тыл; ведь бывают, Лахес, мужественные и в таких вещах. Если, Сократ, от меня требуется определение мужества, то есть нахождение того существенного признака, который присущ всем его проявлениям, то я бы сказал, что это — своего рода стойкость души, твердость характера, словом, упорство. Ты говоришь так, как нужно. Но мне кажется, что не всякое упорство представляется тебе мужеством. Такое заключение делаю из того, что почти уверен, что ты, Лахес, относишь мужество к прекрасным вещам.
Сократ: диалектика и метод майевтики
Майевтика — Рувики: Интернет-энциклопедия | Майевтика помогает раскопать эту ценность и вытащить её наружу. |
Что такое майевтика: ценность метода Сократа и его полное объяснение | Колчаньки считают себя полноправными наследниками Сократа и Платона, поэтому майевтика является основным методом ведения политических, религиозных, экзистенциальных и даже личностных споров между посетителями колчеподобных ресурсов. |
Метод майевтики Сократа: ценность и преимущества
Ценность метода майевтики Сократа — искусство приводить к истине через вопросы. Ценность метода майевтики заключается в том, что он позволяет человеку исследовать. Метод майевтики основывается на предположении, что каждый человек уже обладает знаниями и способен самостоятельно мыслить.