Совет по внешней и оборонной политике, в президиуме которого председательствует Караганов, – это неправительственное общественное объединение, основанное 25 февраля 1992 года.
Об академии
- Лавров назвал цель решений саммита G7: Политика: Мир:
- Совет по внешней и оборонной политике | это... Что такое Совет по внешней и оборонной политике?
- Лавров на заседании Совета по внешней и оборонной политике. Трансляция
- Международный Люксембургский форум по предотвращению ядерной катастрофы
Россия в глобальной политике
То же самое ждет любую другую страну, которая претендует на самостоятельность. Лавров: «Вашингтон использовал международные отношения для консолидации своего лагеря, это мы видим, но эта консолидации, скорее, напоминает подчинение, тотальное подчинение своей воле всех остальных, но, несмотря на это, консолидация произошла, но одновременно возникла и линия разлома между коллективным западом и глобальным большинством, странами глобального юга и востока. Эпоха перехода к многополярности и отказа от подчинения гегемону, она наступила. Она может быть длительной, исторической эпохой, и в этой работе, в этой борьбе у нас немало союзников».
А спасителей благодарят. К тому же велика вероятность, что удастся победить без крайних мер. А через несколько лет «занять позицию за спиной Китая, как он сейчас стоит за нашей, поддерживая его в схватке с США». Будущее видится Караганову светлым: «многополярным, многокультурным, многокрасочным, дающим возможность странам и народам строить свою собственную и общую судьбу». Но, конечно, без «античеловеческих идеологий»: отрицания семьи, родины, истории, любви между мужчиной и женщиной, веры, служения высшим идеалам.
Потому что эти «идеологии» насаждались, чтобы люди не могли сопротивляться несправедливому и вредному для человека и человечества «глобалистскому» капитализму. Кто такой Сергей Караганов Советский и российский политолог и экономист. Доктор исторических наук. Почетный председатель президиума совета по внешней и оборонной политике. В середине девяностых выступал в качестве эксперта в документальном проекте Леонида Парфенова «Намедни». С по 2013 год — советник заместителя руководителя администрации президента РФ по внешней политике. СВОП под председательством Караганова стал одним из инициаторов создания международного дискуссионного клуба «Валдай» в сентябре 2004 года. В феврале 2011 года на заседании совета при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека рабочая группа во главе с Сергеем Карагановым предложила программу «десталинизации общества».
Статья Караганова «Не десталинизация, а модернизация сознания» была написана как разъяснение проекта «Об увековечении памяти жертв тоталитарного режима и о национальном примирении» в прессе получившего название «десталинизация».
Для нашей страны, разрушенной в ходе подобной катастрофы, для нашего народа, дезорганизованного такой войной, это ещё означало бы и перспективу утраты суверенитета под давлением уцелевших народов Юга. Недопустимо псевдотеоретическими рассуждениями и эмоциональными высказываниями в стиле т.
Это уже не теоретические концепты. Это — не только прямая угроза всему человечеству, но и вполне конкретное предложение убить всех, кто нам дорог и кого мы любим», — говорится в обращении.
Важнейшими формами повседневной деятельности СВОП являются регулярные и носящие неформальный характер встречи членов Совета; проведение конференций, семинаров и дискуссионных встреч; организация исследовательских проектов; информационная, просветительская и лоббистская деятельность. За время своего существования Совет по внешней и оборонной политике осуществил ряд проектов. СВОП также развивает контакты с рядом ведущих зарубежных правительственных и частных организаций. Но главное в деятельности Совета — формирование горизонтальных по большей части неформальных связей между его членами и группами и организациями гражданского общества, поддержка членами СВОП общеполезных начинаний друг друга.
Финансовое обеспечение деятельности Совета осуществляется за счет спонсорских взносов, грантов и пожертвований частных лиц и неправительственных организаций. Президиум СВОПа.
Komentarze
- Западный трек во внешней политике РФ полностью себя исчерпал / В мире / Независимая газета
- Путин: наработки Совета по внешней и оборонной политике востребованы ведомствами РФ - ТАСС
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- Вынужденные изменения
В Подмосковье состоятся ХХХI Ассамблея Совета по внешней и оборонной политике
Совет по внешней и оборонной политике. Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству. Почетный председатель президиума неправительственного общественного объединения "Совет по внешней и оборонной политике". Он отметил, что западные лидеры не до конца понимают, что с Россией лучше не играть, а действовать серьезно Председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике РФ Сергей Караганов в интервью изданию РИА "Новости" отметил, что несговорчивость США. При этом публиканты отмечают, что ряд членов Совета поддерживают идею нанесения Россией превентивного ядерного удара при негативном варианте развития военных действий в Украине. Совет по внешней и оборонной политике является консультационным. Дес БРАУН, вице-президент Совета директоров фонда «Инициатива по снижению ядерной угрозы», бывший министр обороны Великобритании, на заседании Наблюдательного совета Люксембургского форума.
XXХ Ассамблея Совета по внешней и оборонной политике
Сейчас ситуация изменилась. Стратегическая стабильность в старом смысле свелась к техническому аспекту — предотвращению случайного начала ядерной войны. Кроме того, ядерный мир сейчас стал многополярным, и стратегическую стабильность теперь необходимо рассматривать в глобальном масштабе, а не как элемент исключительно российско-американских отношений. Прекращают своё действие инструменты по поддержанию стабильности времён холодной войны, появляются новые коалиции, страны говорят о развитии собственных ядерных возможностей.
Последствия всего этого Салик полагает крайне тревожащими, отмечая, что вернуться к безопасному миру может быть крайне непросто. В этих условиях необходим широкий диалог между странами со схожим пониманием ситуации, убеждён он.
По словам Лаврова, главная цель, которую преследуют США и их союзники, - устранить Россию как геополитического конкурента.
Россия вынуждена твердо отвечать на войну, фактически объявленную ей Западом. Мы вынуждены отвечать твердо, последовательно на объявленную нам войну», - подчеркнул Лавров. По его словам, то, что в настоящее время происходит вокруг Украины, ускоряет переход к многополярной системе международных отношений.
Между коллективным Западом и глобальным мировым большинством возникла линия разлома. Несмотря на это, консолидация произошла, но одновременно возникла линия разлома между коллективным Западом и глобальным большинством - странами глобального Юга и Востока».
Перу и мыслям членов СВОП принадлежат такие выводы и прогнозы, как «наступление точки перелома», констатация того, что «надежды и расчеты на интеграцию с Западом в качестве суверенной державы не оправдались». Понятно, что эти вещи сейчас ощущаем в практическом плане. Ясно, что западный «трек» в том виде, в каком он развивался до недавнего времени в нашей внешней политике, себя полностью исчерпал. Задача поставлена громогласно и открыто: «победить Россию на поле боя».
Но не остановиться на этом, а устранить как «геополитического конкурента». И любую другую страну, претендующую на самостоятельное место в мировом раскладе, тоже будут «подавлять» в качестве конкурента. Посмотрите на решения, которые сегодня обсуждаются и принимаются в Хиросиме на саммите «семерки», нацеленные на двойное сдерживание России и Китайской Народной Республики. Западное экспертное сообщество уже открыто обсуждает полученный «заказ» на выработку сценариев расчленения нашей страны. Не скрывается, что существование России как самостоятельного центра несовместимо с достижением цели глобального доминирования Запада. В рамках самого Запада, понятно, что доминируют США.
В новой редакции Концепции внешней политики Российской Федерации мы употребили термин, всем хорошо известный, — «англосаксы». Он до сих пор не употреблялся в доктринальных документах, но отражает тот факт, что англосаксонский мир подчинил себе всю континентальную Европу, несмотря на робкие попытки отдельных политиков время от времени вспоминать о задаче «стратегической автономии» Евросоюза. Вслед за континентальной Европой — весь остальной «коллективный Запад», включая страны, расположенные на юго-восточной части азиатского континента. Для всех наступила новая реальность. Это отражено в Концепции внешней политики. Если брать глобальные тенденции, то, что сейчас происходит вокруг Украины, ускоряет переход к многополярной системе международных отношений.
Вашингтон использовал украинский кризис для консолидации своего лагеря. Мы это видим. Но это скорее напоминает тотальное подчинение всех остальных своей воле. Несмотря на это, консолидация произошла.
Общероссийское общественное движение поддержки и реализации социально значимых инициатив и проектов «Русская Мечта» ОГРН 1227700697223 от 27 октября 2022 г. Почта: info rusmechta.
РСМД на XXXI Ассамблее Совета по внешней и оборонной политике
Фёдор Лукьянов, Председатель Президиума Совета по внешней и оборонной политике России. Задачей организации является содействие выработке и реализации стратегических концепций развития России, ее внешней и оборонной политики, становлению Российского государства и гражданского общества в стране. В Подмосковье состоятся ХХХI Ассамблея Совета по внешней и оборонной политике. Он выступил в Подмосковье на заседании Ассамблеи Совета по внешней и оборонной политике.
Совет по внешней и оборонной политике проведет круглый стол во Владикавказском научном центре РАН
25 марта в Культурном центре ЗИЛ в рамках Лекториев Совета по внешней и оборонной политике (СВОП) состоялось обсуждение темы "Америка освобождённая: как Соединённые Штаты вступают в новую эпоху". Нажмите на «Подписаться на новости», чтобы вступить в группу T&P. 24 апреля 2024 г. научный сотрудник Центра международной безопасности Дмитрий Стефанович принял участие в Лектории Совета по внешней и оборонной политике о технологических прорывах и гонке вооружений.
РСМД на XXXI Ассамблее Совета по внешней и оборонной политике
Чего стоит опасаться в первую очередь? И что это значит для российской политики? Вторая сессия была посвящена теме - «Империя: переосмысление. Как формируется новый контур российского влияния и что это означает». В этом году совпали две важные исторические даты — 300 лет Российской империи, провозглашённой императором Петром Первым, и 30 лет упразднения СССР, события, которое многие считали финалом русского имперского проекта. За три десятилетия все страны, образовавшиеся на территории бывшего Советского Союза и Российской империи, прошли извилистый путь, пережили много потрясений, предприняли значительные усилия, чтобы укрепить свою государственность и зафиксировать геополитический выбор. Но менялись не только они, другим становится и международный контекст. То, что казалось естественным направлением развития тридцать или даже десять лет назад, теперь представляется иначе из-за иных внешних условий. В чём состоит потенциал международного лидерства России?
В заявлении отмечается, что авторы таких идей допускают возможность применения ядерного оружия не только на территории Украины, но и против стран НАТО. Между тем, надеяться на то, что локальным конфликтом можно управлять и не допустить его перерастания в глобальную ядерную войну - безответственно, а такая война может привести к гибели сотен миллионов человек и быть угрозой для человечества в целом, подчеркивают члены СВОП. В СВОП добавили, что недопустимо "псевдотеоретическими рассуждениями и эмоциональными высказываниями в стиле так называемых "ток-шоу" формировать в обществе настроения, которые могут подтолкнуть к принятию катастрофических решений". Один из авторов заявления, член СВОП Евгений Савостьянов отметил, что есть три фактора опасности риторики о возможности применения ядерного оружия. Угрожая ядерным оружием, мы подталкиваем неядерные страны к его приобретению, а это прямое нарушение договора 1968 года", - сказал Савостьянов "Интерфаксу". Второй фактор - создание в стране атмосферы "пониженной ответственности".
В Москве телефонные мошенники убедили распорядительного директора Совета по внешней и оборонной политике Татьяну Борисову перевести 965 тыс. Об этом сообщил источник ИА Регнум. Она рассказала, что 15 декабря ей в мессенджер Telegram позвонил незнакомый мужчина и представился сотрудником ФСБ. Он объяснил, что средства на счетах женщины находятся под угрозой и их необходимо срочно перевести на безопасный счёт. Борисову убедили снять деньги и внести через банкоматы на «страховой» счёт, номер которого женщине продиктовали по телефону.
Задачей организации является содействие выработке и реализации стратегических концепций развития России, ее внешней и оборонной политики.
МАТЕРИАЛЫ С ТЕГОМ "СОВЕТ ПО ВНЕШНЕЙ И ОБОРОННОЙ ПОЛИТИКЕ"
СВОП — неправительственное общественное объединение, основанное 25 февраля 1992 г. Главным мотивом, объединившим людей, занятых столь разными видами государственной и общественной деятельности и отнюдь не склонных к единомыслию, было стремление содействовать выработке и реализации стратегических концепций развития России, ее внешней и оборонной политики, становлению Российского государства и гражданского общества в стране. Независимый статус и высокий научный и политический авторитет, приобретенный Советом за время его существования, позволяют ему играть важную роль в той нише формирующегося гражданского общества России, которую не могут заполнить государственные структуры, а именно — создание условий для общественного, политического и личного сближения ведущих представителей деловых кругов, общественных и государственных деятелей, в том числе представителей силовых структур, с целью оказания стабилизирующего влияния на развитие страны, содействия ее усилению и демократическому развитию. Будучи неправительственным объединением, Совет в рамках своих уставных задач осуществляет предварительную проработку и апробацию как на внутрироссийском, так и на международном уровне перспективных идей, направленных на защиту национальных интересов России в области внешней и оборонной политики, в других областях национальной стратегии. Свои задачи СВОП решает на основе принципов приверженности национальным интересам и ответственности, непартийности, приверженности демократическим ценностям, профессиональной компетентности, сбалансированного и объективного подхода к вопросам национальной стратегии. СВОП — организация его членов, но он работает с привлечением широкого круга квалифицированных отечественных и зарубежных экспертов, опираясь на тесные связи с ведущими исследовательскими центрами, государственными органами и политическими партиями и организациями России.
По его словам, то, что в настоящее время происходит вокруг Украины, ускоряет переход к многополярной системе международных отношений. Между коллективным Западом и глобальным мировым большинством возникла линия разлома. Несмотря на это, консолидация произошла, но одновременно возникла линия разлома между коллективным Западом и глобальным большинством - странами глобального Юга и Востока». Министр рассказал, что ему известно о том, что в ходе недавних дискуссий в Евросоюзе представитель одной из стран-участниц ЕС предложил отказаться от употребления термина «глобальный Юг».
И это только потому, что он якобы работает на интересы России и Китая. По его словам, глобальный Юг готов, возможно, не делая громких заявлений, противостоять диктату Запада, который становится все более агрессивным, использующим шантаж, угрозы, санкции и т.
Российское общество перед вызовами необратимых перемен». Выбор внешнеполитической стратегии». Сессия III: «Можно только верить?
Русская утопия-2043». К юбилею журнала «Россия в глобальной политике»: взгляд на двадцать лет вперёд. К участию в Ассамблее приглашены ведущие представители академического и экспертного сообщества, дипломаты, военные, предприниматели, журналисты.
На этом, я думаю, отношения наши завершились», — отметил Лукьянов. Будь в курсе!
АКТУАЛЬНЫЕ ТЕМЫ
- Об академии
- В Совете по внешней и оборонной политике заявили, что РФ и КНР вместе превосходят Запад
- Западный трек во внешней политике РФ полностью себя исчерпал / В мире / Независимая газета
- Лекторий СВОП о технологических прорывах и гонке вооружений
В Подмосковье состоятся ХХХI Ассамблея Совета по внешней и оборонной политике
Совет по внешней и оборонной политике. Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству. сказал Лавров во время выступления на заседании XXXI Ассамблеи Совета по внешней и оборонной политике. Председатель ИППО Сергей Степашин провел встречу с Председателем Президиума Совета по внешней и оборонной политике, главным редактором журнала «Россия в глобальной политике» Федором Лукьяновым. Собрали главное из заявлений Сергея Лаврова на Ассамблее Совета по внешней и оборонной политике.
Россия в глобальной политике
Ранее с предложением о нанесении превентивного ядерного удара выступил почетный председатель президиума, один из основателей СВОП Сергей Караганов. Члены Совета по внешней и оборонной политике СВОП назвали неприемлемыми предложения о возможном применении Россией ядерного оружия в ходе военных действий на Украине и предупредили, что «псевдотеоретические рассуждения» на эту тему могут привести к «катастрофическим решениям». Приводим текст заявления полностью. Причём авторы не ограничиваются полётом фантазии о применении тактического ядерного оружия по территории Украины, но и предлагают бить по основным странам НАТО. Мы хорошо знаем результаты давних и современных исследований возможного ущерба в результате такой войны. Надеяться, что ограниченным ядерным конфликтом можно будет управлять и не допустить его перерастания в глобальную ядерную войну — верх безответственности. Это означает, что на кону — уничтожение десятков и, может быть, даже сотен миллионов человек в России, Европе, Китае, США, в других странах.
Это победить Россию на поле боя и устранить ее как геополитического конкурента. То же самое ждет любую другую страну, которая претендует на самостоятельность. Лавров: «Вашингтон использовал международные отношения для консолидации своего лагеря, это мы видим, но эта консолидации, скорее, напоминает подчинение, тотальное подчинение своей воле всех остальных, но, несмотря на это, консолидация произошла, но одновременно возникла и линия разлома между коллективным западом и глобальным большинством, странами глобального юга и востока.
Эпоха перехода к многополярности и отказа от подчинения гегемону, она наступила.
Но что мы будем говорить людям, которые живут в Полтавской, в Черкасской области? А это подлинная колыбель украинства, не Западная Украина, не Львов, а люди, которые исторически говорят на самом певучем украинском языке, у которых есть своя культура, своя традиция, которые ощущают себя украинцами. Эти люди, которые в том числе имеют позитивное отношение к нам, у них сегодня очень сложный нравственный выбор, в котором мы им совсем никак не помогаем. До этого в основном бизнесы стран Евразийского экономического союза были заинтересованы в российском рынке. А сегодня из-за санкций мы видим огромный поток бизнесменов в страны Евразийского союза в поисках новой модели выстраивания своей хозяйственной жизни. Основы этих инфраструктурных проектов заложены в Евразийской комиссии, созданы законодательные основы. Первое касается финансовой инфраструктуры и формирования общего финансового рынка Евразийского союза. Вторая концепция — это концепция информационно-коммуникационной инфраструктуры Евразийского союза, принята цифровая повестка Евразийского союза до 2025 года.
Третья концепция — концепция цифровых транспортных коридоров, в чем Россия сегодня сильно нуждается, потому что наши соседи выстраивают альтернативные инфраструктуры в обход Российской Федерации. И четвертая концепция — это концепция энергетическая, в частности она в себя включает общий рынок газа, нефти, нефтепродуктов, она тоже разработана, ее тоже необходимо реализовать с переходом на расчеты в национальных валютах. Развернутой дискуссии по проблемам альтернатив будущего на третьей сессии во второй день Ассамблеи задали тон выступления Анастасии Лихачёвой, декана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ Высшая школа экономики; Андрея Карпова, заместителя начальника департамента общественных проектов Аппарата полномочного представителя Президента РФ в СКФО; Дмитрия Разумовского, директора Института Латинской Америки РАН; Дмитрия Стефановича, научного сотрудника Сектора военной экономики и инноваций Центра международной безопасности Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений имени Е. Ломоносова; Марии Ходынской-Голенищевой, старшего советника Департамента внешнеполитического планирования МИД РФ; Антона Цветова, заместителя директора департамента многостороннего экономического сотрудничества и специальных проектов Минэкономразвития РФ. Базовая предпосылка в том, что будет очень сложно, особенно, в первые десять лет. Поэтому участников процесса с нашей стороны должно быть больше, чем их есть сейчас. Говорить о решении вопросов экономической, военной, энергетической, социальной безопасности в ближайшие годы будет очень сложным. Это очень веский аргумент для того, чтобы субъектов перестройки в нашей стране было много. Никакой единый федеральный оператор по антисанкционной политике здесь не справится.
Мы много говорили вчера о конфликте с Западом, конфликте с Европой только потому, что Европа не может возвысить свой голос против США и идет против своих интересов. Помимо задач внутреннего единства в Европе — это то, что у них тоже есть свои очень глубинные страхи. И их самый большой глубинный страх — страх начать воевать между собой, которого у них не было больше 70 лет. Поэтому конфликт с Европой долгий — это не просто производная от наших разногласий с США. Две большие новые проблемы, которых раньше не было. Первое — это вопрос наших западных приграничных регионов от Карелии до Псковской области. Не говоря уж о Калининградской области, которая просто становится островом, причем островом, куда попасть можно только между Сциллой и Харибдой. У этих регионов очень многое было заточено в их идентичности на то, что они ближе к Европе, на то, что у них есть особые приграничные связи. Если конфликт с Европой и серьезное ограничение физических связей логистических, авиа сохраняется, то мы либо признаемся, что из этих регионов будет отток всех молодых и активных в Москву и в Петербург, а не во Владивосток, либо им нужно создавать какую-то новую идентичность, новые яркие смыслы.
Те, кто этот режим сверхусилий пройдут — по сути, поколение, которое в него попадает. Причем поколение, которое не спрашивали, они вообще хотят 10 лет своей жизни разгребать накопленные, а затем подорванные проблемы или не хотят, но они будут это делать — это именно те активные люди, которые в ближайшие 10 лет будут со всем разбираться. И они захотят представленности. Будет запрос на сильное обновление элиты, на защиту достижений, которые будут за эти десять лет. И мы за последние сто лет несколько раз уже очень сильно увлекались и увлекали остальных. Поэтому мы увлечемся чем-то новым на ближайшие десятилетия, пройдя этот сверхсложный период, который будет сейчас, а какие-то вещи, которые в последние годы были серьезным препятствием, окажутся очень легко разрешимыми. Например, у нас мало востоковедов для того, чтобы делать поворот на восток. Сегодня уже школьники совершенно по-другому воспринимают, какой язык они будут учить: они, выбирая китайский, не решаются приобщиться к сакральной касте, для них это одна из задач. Еще десять лет — и вход в культурно-экономическое пространство Азии молодыми людьми будет восприниматься просто, как один из вариантов выбора.
Здесь центральная тема, к которой все сводится — это соотношение между вертикальной моделью управления и горизонтальной. И если с вертикальной моделью управления у нас все в порядке, об этом очень много сказано и это известная история, что действительно практически на всех исторических этапах наше государство собирается вокруг этой вертикали, она работает достаточно четко. В XXI веке в условиях информационного общества именно горизонтальные модели и горизонтальные сети будут решающими просто потому, что информация быстрее проходит и они более адаптивные, более гибкие, быстрее меняются. Мы на примере украинского кризиса прекрасно видим, особенно в информационной войне, как у наших противников информационные сети быстро реагируют на события. Обязательно надо создавать вторую точку опоры для системы в виде этих горизонтальных сетей, прежде всего внутри элиты и между различными кластерами элиты. Сегодня мы, как мы знаем, по номиналу уже даже отстаем от Бразилии, которая нас обгоняет и по расходам абсолютным и относительным на науку. При этом Болсонару не претендует на то, чтобы менять мировой порядок. Цепочки будут в основном циркулировать внутри них и значительно слабее — между ними. Это тоже отраженная в теории история естественных торговых блоков Пола Кругмана.
И она не приводит к существенному падению благосостояния. Принцип эффективного разделения труда между странами невозможно отменить, хотя многие и пытаются. Ощущение, что мы толком-то ничего и не производим, кроме дискуссии о ценностях. А нужна достаточно кропотливая работа по гармонизации стандартов, по снятию тарифных ограничений, подписанию соглашений, созданию систем кумуляции правил происхождения и прочее. Потому что США используют свои платформы, как геополитическое орудие. Расследование, как за протестами в латиноамериканских странах стоят цифровые социальные платформы, цифровые следы — это уже не удел каких-то конспирологов-маргиналов, а это вполне себе научный факт. Китайцев боятся, так как они исповедуют иную философию регулирования интернета, когда, по сути, цифровой суверенитет страны достигается путем лишения цифрового суверенитета каждого отдельного гражданина. У нас есть развилка пойти путем Китая на такие решения тоже есть спрос , либо сформулировать внутри себя более открытую, свободную систему регулирования, которую можно представить, как в какой-то степени антиколониальную. У нас будет продолжаться своего рода в военной сфере ракетно-космический ренессанс.
Эти вещи никогда не уходили. Но теперь у нас все больше участников этого процесса как государственных, так и негосударственных. К чему это ведет? Ведет к тому, что у нас также развиваются противоракетные, противовоздушные технологии, появляются зонтики разной степени дырявости. Мы видим традиционную гонку щита и меча, только теперь на совсем другом технологическом уровне. Это будет не быстро, но наверняка какие-то страны, глядя на происходящее — опять-таки, в самых разных регионах мира — решат, что лучшая страховка — это ядерное оружие. Есть, конечно, школа мысли, говорящая о том, что неограниченное распространение ядерного оружия приведет к стабилизации нашего мира, но мне кажется, что это не так — любое распространение любого оружия повышает риски его применения, что мы видим с другими высокотехнологичными системами. Это раньше было прерогативой в первую очередь наших американских коллег. Один из аргументов российской специальной военной операции на Украине был тоже контрраспространенческий.
Мы видим, что происходит с Финляндией и Швецией. Есть, конечно, скромное ожидание, что эти страны не станут предоставлять свою территорию, как плацдарм для размещения тех видов оружия, которые у нас официально заявлены, как те угрозы, против которых применяется ядерное сдерживание. Но это опять-таки не гарантия. По факту, мы можем увидеть разворот тренда на снижение роли ядерного оружия в российском военном планировании. В итоге американцы смогут высвободить свои ресурсы на свой основной фронт с китайцами. Нет, это смена парадигм, и это надолго. Если мы поставим вопрос ребром, это, как минимум, запустит некий процесс. Но некоторые ошибки Запада, например, высокомерное навешивание ярлыка на Индию, как на выборную автократию и прочее, они, конечно, нам будут помогать. Без этой работы мы, конечно, не сможем добиться успеха.
Во-первых, на участие в том, что у нас принято называть общим делом, — общероссийским, общестрановым, отталкиваясь от специальной военной операции, но с желанием продолжать дальше. Запрос на участие в «Русском мире» без этнических и религиозных различий, в «Русском мире», который на взгляд очень многих сейчас формируется именно в зоне боевых действий. Потребность сохранить эти компоненты, — общее дело и создать «Русский мир» без этнических и религиозных границ, — она есть. Не только на период действия специальной военной операции, но и после этого. Есть запрос на то, чтобы предложить национальным республикам, прежде всего Северного Кавказа, новые направления, возможности развития на освобожденных территориях Украины. Люди хотят свою долю, люди хотят свой конкретный участок, и люди видят этот участок на тех территориях, которые они сейчас по этой формулировке освобождают. А также идеологии. Нам надо в первую очередь в современных условиях убрать всю критику происходившего в СССР, ибо критика происходившего в СССР с 1917-го по 1991 год есть та основа, которая продолжает разлагать наше нынешнее. В целях общего консенсуса необходимо убрать во многом необоснованную и навязанную идеологизированную критику происходившего там.
Не возобновляемые источники энергии, не водород, что нам пытаются навязать. А экономия энергии, повышение энергоэффективности, что решает три задачи. Это, во-первых, стабильное достаточное энергоснабжение, но уже на новой технологической основе. Это высвобождающиеся капиталовложения, которые не нужно вкладывать в добычу черт знает где, перераспределять их можно на другие условия. И, соответственно, способность обеспечивать низкоэмиссионный путь развития. Либо мы все эти 30 лет будем находиться в состоянии различных стадий текущего конфликта, и тогда бессмысленно делать стратегический прогноз. Либо, рано или поздно, произойдет, скорее, в течение года, полутора, двух, будет отфиксирована некая новая формула в отношении Украины, и все пойдут собирать баланс прибыли и убытков. Если это второе произойдет, большинство смертельных, так называемых, санкций в отношении России будет отменено, и тогда нам нужно будет перейти к какой-то стратегии развития как стратегии формирования альянсов с участием России. Ключевая проблема и была, и есть, и остается, это доверие.
У нас, например, нет доверия между бизнесом и властью в стране. Причем это будет поворот не формальный, как он был до этого, когда кто-то из начальства решил, например, что хорошо бы повернуть на восток, все взяли под козырек, и вроде как сделали вид, что поворачивают. Это будет реальный поворот, потому что у нас нет другого выхода. Мы отрезаны от западных рынков, от западных инвестиций и от западных технологий. Но чтобы поворачивать вообще на Восток, нужна собственная школа востоковедения, нужны собственные исследования на этом направлении. Произошло первое технологическое обнуление. Мы не имеем доступа к тем технологиям. По сути дела, у нас сейчас, мы входим в эпоху, где появляются новые пираты. У нас сейчас страна смахивает на историю, когда мы начинаем правдами и неправдами заниматься контрабандой.
И с точки зрения контрабанды будут выстраиваться новые цифровые пути. И эти цифровые пути нужно будет защищать. Начинается какая-то новая эпоха корсаров и новая эпоха экономики, которая, по сути дела, и позволит перезагрузить элиту. Мы начинаем новую колониальную эпоху, с точки зрения цифровизации.
Однако роль организации по-прежнему важна. Да, взаимодействия маловато и проблем куча, но есть одна принципиальная вещь — нет войны мировой. ООН создавалась для этого. Право вето, которое пока действует, как раз замена мировой войны.